Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 августа 2023 года N 713-р
г. Улан-Удэ


[Об утверждении Стратегии развития спортивной медицины (врачебно-физкультурной службы) в Республике Бурятия на период до 2030 года]



Во исполнение пункта 3.1 протокольного решения Всероссийского совещания по развитию спортивной медицины в регионах Российской Федерации от 08.12.2022 N 58/30-3/644, в соответствии с Паспортом проекта "Комплексное сопровождение подготовки спортивного резерва", рекомендованного Администрацией Президента Российской Федерации и Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и в Республике Бурятия до 2030 года:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития спортивной медицины (врачебно-физкультурной службы) в Республике Бурятия на период до 2030 года.


2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.



Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Бурятия
И.АЛЬХЕЕВ



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 25.08.2023 N 713-р



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ (ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ СЛУЖБЫ) В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


Стратегия разрабатывается в соответствии с Паспортом проекта "Комплексное сопровождение подготовки спортивного резерва", рекомендованного Администрацией Президента Российской Федерации и концепции развития спортивной медицины в Республике Бурятия.



I. Общие положения


Стратегия развития спортивной медицины (врачебно-физкультурной службы) Республики Бурятия на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи и принципы, направленные на обеспечение интересов и реализацию приоритетов в данной области.


Стратегия разработана в целях реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и в Республике Бурятия на период до 2030 года.


Стратегия определяет видение развития спортивной медицины в Республике Бурятия в рамках поставленных задач Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации: повышения здоровья нации и достижения Европейских и мировых стандартов обеспечения профессионального спорта и спорта высших достижений.


Также Стратегия определяет приоритетные направления развития системы медицинского и медико-биологического обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, членов спортивных сборных команд Республики Бурятия и их ближайшего резерва (далее - Спортсменов).


Разработка и реализация Стратегии основаны на следующих ценностях физической культуры, спорта и спортивной медицины:


- ориентированность на человека - формирование навыков и умений рационального использования средств и методов физической культуры и спорта для гармоничного развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продления активного долголетия;


- доступность - медицинский контроль для максимального удовлетворения всех категорий граждан, занимающихся физической культурой и спортом;


- партнерство - проектирование и создание на региональном уровне межведомственного кластера медицинского, медико-биологического и научно-методического обеспечения физической культуры и спорта (между Министерством здравоохранения Республики Бурятия, Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия, Министерством образования и науки Республики Бурятия), направленного на формирование согласованных интересов и сотрудничества в целях устойчивого развития физической культуры, спорта и спортивной медицины в республике;


- прозрачность - свободный доступ к своей медицинской информации, открытые двусторонние коммуникации между пациентом и медицинским работником;


- устойчивое экономическое развитие сферы спортивной медицины.


Развитие спортивной медицины на территории республики основано на следующих принципах:


- соответствие национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации;


- межведомственный подход в решении важнейших задач развития спорта и спортивной медицины в республике;


- профилактическая и предиктивная направленность спортивной медицины, обеспечивающие максимальное сохранение здоровья и выбор спортивного амплуа для самореализации;


- обеспечение качества медицинского и медико-биологического обеспечения Спортсменов, направленных на повышение показателей здоровья и увеличения спортивной трудоспособности;


- удовлетворенность Спортсменов условиями организации оказания медицинской помощи (в том числе при подготовке и проведении тренировочных и спортивных мероприятий);


- совершенствование методов и технологий медицинского и медико-биологического обеспечения Спортсменов с максимальным использованием достижений науки;


- интеграция средств и методов традиционной (восточной) медицины;


- антидопинговая направленность спортивной медицины.


Правовую основу Концепции составляют:


- Конституция Российской Федерации;


- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";


- Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";


- Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";


- распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р <Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года>;


- распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 3615-р <Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года>;


- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 мая 2018 года N 288н "Об утверждении Порядка организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации";


- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020 года N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях";


- Закон Республики Бурятия от 01.02.1996 N 250-I "О физической культуре и спорте";


- Закон Республики Бурятия от 18.03.2019 N 360-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года";


- Постановление Правительства Республики Бурятия от 02.07.2013 N 342 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие здравоохранения";


- Стратегия развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2030 года и План мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия на период до 2030 года, утвержденных распоряжением Правительства Республики Бурятия от 2 декабря 2022 г. N 1000-р;


- приказ Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 16 августа 2018 года N 506-ОД "Об утверждении организации медико-биологического обеспечения спортивных сборных команд Республики Бурятия".


Стратегия направлена на формирование и реализацию на региональном и муниципальном уровнях скоординированной политики в области спортивной медицины. Ведущим вектором Стратегии является межведомственное и межотраслевое взаимодействие, координация и консолидация деятельности заинтересованных региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных, научных и образовательных организаций, субъектов сферы физической культуры и спорта.



II. Тенденции развития спортивной медицины в России


Физическая культура и массовый спорт являются эффективным средством всестороннего развития личностных качеств человека и здоровье сберегающих систем организма, решающим коррекционные и оздоровительные задачи физического развития, рекреационного удовлетворения, социализации личности, укрепления положения человека в социальной среде. В связи с этим физическая культура и массовый спорт являются ведущими направлениями для достижения к 2030 году 70% показателя вовлеченности населения к занятиям всеми видами физической активности.


В отличие от физической культуры и массового спорта, которые не требуют организации спортивно-медицинских мероприятий, высокоинтенсивные нагрузки в системе спортивной подготовки и профессионального спорта предъявляют к организму Спортсмена повышенные требования к работоспособности, а здоровье является лишь одним из условий достижения высшего спортивного результата. Спортсмены входят в группу повышенного риска тренировочных перегрузок, психоэмоционального выгорания, заболеваемости и травматизма, вследствие чего подлежат обязательному медицинскому обеспечению, предназначенному для систематического контроля здоровья, и медико-биологическому обеспечению, предназначенному для восстановления работоспособности и повышению резервного потенциала организма.


Таким образом, представленная в Стратегии служба спортивной медицины является отдельной специфической областью здравоохранения, отвечающей за медицинское и медико-биологическое обеспечение подготовки Спортсменов и объединяет медицинские организации Республики Бурятия, имеющие в своем составе соответствующие подразделения и кадровый потенциал.


Стратегической задачей государственной политики в области спортивной подготовки и спорта высших достижений в последние годы стало возвращение лидирующих позиций нашей страны на международной арене. На субъекты Российской Федерации возложена задача, учитывая национальные, исторические традиции и территориальные условия, сформировать систему комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва, включающую диагностические методики и научный анализ оценки показателей здоровья, физического развития, функциональной, технической, психической, тактической подготовленности, в том числе методики оперативного восстановления и повышения резервного потенциала спортсмена, способствующие сохранению здоровья и повышению эффективности тренировочного процесса.


В настоящее время в Российской Федерации достигнуты определенные успехи в организации научно обоснованной системы спортивной медицины, определены основные направления развития в данной области: имеется сеть врачебно-физкультурных диспансеров, центров спортивной медицины и реабилитации, центров профилактики и здоровья; проводятся научные исследования, относящиеся к раннему выявлению, профилактике и лечению патологических состояний у спортсменов. Развитие генетики позволило заложить основы научного спортивного отбора спортивно-одаренных детей и индивидуализации их подготовки, учитывающей наследственные задатки и предрасположенности. Кроме того, научно обосновано создание и реализация ряда новых методик спортивной реабилитации при заболеваниях и травмах. Имеющиеся научные разработки в области спортивной медицины и спорта охватывают также вопросы спортивной психофизиологии в области спортивных мотиваций и стрессоустойчивости.


Современные тенденции развития мирового спорта и новые вызовы показывают, что достигнутых показателей в области медико-биологического обеспечения спорта высших достижений недостаточно для возвращения лидирующих позиций нашей страны в мировую тройку лидеров. Внимание акцентируется на совершенствовании системы региональной спортивной подготовки, что в ряде случаев диктует необходимость пересмотра сложившихся методик и подходов.


На заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшемся 6 ноября 2012 года, Президент Российской Федерации В.В.Путин дал поручение о восстановлении сети врачебно-физкультурных диспансеров в регионах страны и развитии спортивной науки, включая создание и внедрение инновационных медико-биологических технологий в спорте.


На расширенном заседании Рабочей группы по развитию спортивной медицины Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 10 декабря 2020 года отмечена актуальность тесного взаимодействия ведомств в части научных исследований и реализации комплексного плана научных исследований в области медико-биологического обеспечения спорта высших достижений. Таким образом, ведущим вектором стратегии развития спортивной медицины до 2030 года должен стать межведомственный подход. Это необходимо для возвращения России в тройку мировых спортивных лидеров. Отмечены ключевые вопросы кадровой трансформации спорта и спортивной медицины, в том числе подготовки специалистов в области спортивной медицины и биомедицины. Кроме того, определена необходимость создания вертикальной интегрированной информационной системы спортивной медицины, региональных сегментов, медицинского и медико-биологического паспортов - структурных составляющих электронного профиля спортсмена.


Данные факты освещения высшими должностными лицами существующих проблем в области спортивной медицины, науки и педагогики свидетельствуют о большом внимании государства к развитию этой отрасли. Однако большое число противоречий в спорте и спортивной медицине мешает воплотить их в жизнь без существенных идеологических, экономических, организационных и структурных изменений в данных отраслях.



III. Анализ текущего состояния развития спортивной медицины в Республике Бурятия


По данным Федеральной службы государственной статистики Республики Бурятия, по состоянию на 1 января 2022 года численность населения Республики составила 982629 человек. Численность лиц, занимающихся физической культурой и спортом, составляет 461174 (47%), из них дети и подростки 192715 (20%), лиц, проживающих в сельской местности 174198 (18%), посещают занятия по физической культуре в образовательных учреждениях 192304 (20%), численность лиц, занимающихся спортивной подготовкой 6124 (1%). Спортивная отрасль Республики Бурятия является одним из важнейших направлений деятельности и развития региона: растет число спортивных направлений, увеличивается количество спортивных объектов, повышается частота проведения спортивных соревнований регионального, всероссийского и международного уровней.


В настоящее время Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации с сохраненной и развивающейся структурой спортивной медицины. Головным учреждением спортивной медицины в республике является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Министерства здравоохранения Республики Бурятия", координирующий деятельность и оказывающий методическую помощь медицинским организациям по проведению медицинских осмотров (обследований) и допуску лиц к занятиям физической культурой и спортом, а также к тренировочным мероприятиям и участию в спортивных соревнованиях.


Рис. 1. Демографические показатели*


* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В настоящее время в Республике Бурятия предусматривается выполнение мероприятий по четырем основным направлениям развития спортивной медицины республики: медицинское и медико-биологическое обеспечение физической культуры и спорта; кадровое обеспечение спортивной медицины; развитие материально-технической базы спортивной медицины; информационное обеспечение спортивной медицины.



3.1. Медицинское обеспечение физической культуры и спорта в Республике Бурятия


Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020 года N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях" (далее - приказ N 1144н).


В течение последних 5 лет по ряду направлений спортивной медицины республики проведена модернизация: усовершенствована система доступности и качества медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом; определен перечень медицинских организаций, в структуре которых предусмотрены подразделения спортивной медицины, разработан алгоритм допуска лиц к занятиям физической культурой и спортом.


Длительное время существовавшая в республике система охраны здоровья, объединявшая лиц с разной интенсивностью физической активности в одну группу, сдерживала развитие спортивной медицины. В связи с этим базисным элементом совершенствования спортивной медицины республики стало определение объекта медицинского обеспечения. Для данных целей стали применять понятие высокоинтенсивного спорта, предполагающего большую кратность усиленных тренировочных нагрузок (не менее 5 - 6 раз в неделю), приводящих к перенапряжению функциональных систем организма и представляющих повышенный риск развития патологических процессов, заболеваний и травм. Таким образом, в рамках Концепции к Спортсменам отнесены лица, проходящие спортивную подготовку, начиная с тренировочного этапа (их численность в Республике Бурятия составляет около 13000 человек, включая членов спортивных сборных команд), и спортсменов, занимающихся в профессиональных спортивных клубах.


В противоположность этому физическая культура и массовый спорт представляют собой виды физической активности, улучшающие показатели здоровья. В этой связи лица, относящиеся к данным категориям (школьный и студенческий спорт, спортивно-оздоровительный этап и этап начальной подготовки, система физкультурно-спортивного воспитания ГТО и пр.) не нуждаются в углубленных медицинских обследованиях. Их медицинские осмотры и допуск осуществляются врачами-педиатрами первичной сети.


В целях оперативного контроля состояния здоровья Спортсменов и динамики адаптации организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам проводятся предварительные и углубленные медицинские обследования (далее - УМО), а также в отношении отдельных Спортсменов, допущенных до тренировочного процесса, но требующих динамического контроля, осуществляются текущие медицинские наблюдения. Объемы и кратность УМО зависят от этапа спортивной подготовки и осуществляются преимущественно отделением спортивной медицины ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер" (далее - ГБУЗ "РВФД").


Рис. 2. Спортивные организации Республики Бурятия*


* Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



Информация о лицах, проходящих спортивную подготовку в Республике Бурятия за 2022 год (по состоянию на 31.12.2022)



Таблица 1

Наименование организации

Муниципальное образование

Лица, проходящие спортивную подготовку по этапам (чел.)

Всего

НП

ТЭ

ЭССМ

ВСМ

1

2

3

4

5

6

7

МАУ СШОР "Иппон"

г. Улан-Удэ

287

194

74

16

3

АУ РБ РСАШ

г. Улан-Удэ

89

42

19

28

МАУ СШ N 5

г. Улан-Удэ

536

163

366

7

МАУ СШ N 6

г. Улан-Удэ

320

22

272

26

МБУ СШ N 12 им. Замбалова С.Ж.

г. Улан-Удэ

134

107

27

МАУ СШ N 18 "Золотой дракон"

г. Улан-Удэ

94

75

19

МАУ СШОР N 1

г. Улан-Удэ

164

26

127

9

2

МАУ СШОР N 2

г. Улан-Удэ

118

105

11

2

МАУ СШОР N 11

г. Улан-Удэ

188

120

58

8

2

МБУ СШОР N 15 "Динамо"

г. Улан-Удэ

124

10

94

20

МБУ СШ N 3

г. Улан-Удэ

308

254

54

АУ РБ РСШОР

г. Улан-Удэ

554

28

253

176

97

АУ РБ РСШ плавания

г. Улан-Удэ

92

15

70

7

МАУ СШ N 4

г. Улан-Удэ

241

112

122

7

МАУ СШ N 8

г. Улан-Удэ

82

82

МБУ СШ N 14

г. Улан-Удэ

63

39

24

МАУ СШ N 16 Забайкалец

г. Улан-Удэ

219

15

192

12

МАУ СШ N 17

г. Улан-Удэ

106

90

8

8

МАУ СШОР N 7

г. Улан-Удэ

239

192

35

12

МАУ СШОР N 9

г. Улан-Удэ

373

144

179

37

13

МАУ СШОР N 10 им. Г.Н.Манжуева

г. Улан-Удэ

327

176

62

70

19

МБУ Усть-Баргузинская СШ

Баргузинский район

20

20

МБУ Онохойская СШ

Заиграевский район

339

129

195

10

5

МБУ Мухоршибирская СШ

Мухоршибирский район

89

44

38

7

МБУ Баргузинская СШ

Баргузинский район

190

190

МБУ СШ "Закамна"

Закаменский район

335

129

206

МАУ СШ Иволгинского района

Иволгинский район

222

30

192

МАУ Каменская СШ им. Тюрюханова Ю.Ф.

Кабанский район

178

39

139

МАУ Кижингинская СШ им. Б-Д.Б.Рыбдылова

Кижингинский район

208

80

114

14

МАУ Кяхтинская СШ

Кяхтинский район

446

76

370

МАУ Селенгинская СШ

Кабанский район

103

16

82

5

МАУ СШ Тункинский район

Тункинский район

231

83

148

МБУМБУ СШОР г. Гусиноозерск

Селенгинский район

314

186

108

18

2

МБУ СШОР по дзюдо

Кабанский район

188

92

87

9

МБУ СП Джидинского района

Джидинский район

283

85

198

МБУ ДЮСШ

Баунтовский эвенкийский район

МОУДО Ильинская ДЮСШ

Прибайкальский район

МАУ ДО Окинская ДЮСШ

Окинский район

МБУ ДО

г. Северобайкальск

603

603

МБОУДО ДЮСШ Селенгинского района

Селенгинский район

1201

1201

МАОУ ДО Бичурская ДЮСШ

Бичурский район

891

891

МАОУ ДО ДЮСШ

Еравнинский район

МАУ ДО Заиграевская ДЮСШ

Заиграевский район

МБОУ ДО Закаменская ДЮСШ

Закаменский район

1321

1321

МАОУ ДО Курумканская ДЮСШ

Курумканский район

МБУ ДО ДЮСШ

Муйский район

265

265

МБУ ДО ДЮСШ

Тарбагатайский район

459

459

МБУ ДО Турунтаевская ДЮСШ

Прибайкальский район

МАУ ДО Хоринская ДЮСШ

Хоринский район

10

10

МБОУ ДО Районный дом детского творчества

Северо-Байкальский район

Всего

12554

4709

6997

655

193


Несмотря на практически повсеместный охват муниципальных образований и открытие кабинетов спортивной медицины, фактически полноценные медицинские обследования по программе УМО Спортсмены могут пройти только в ГБУЗ "РВФД". Поэтому только в вынужденных случаях из-за значительных расстояний, отделяющих учреждения спортивной подготовки от ГБУЗ "РВФД", и их труднодоступности кабинеты спортивной медицины непрофильных медицинских организаций проводят специализированную оценку состояния здоровья Спортсменов по сокращенной программе.



Динамика данных по диспансерному наблюдению за лицами, занимающимися физической культурой и спортом*



* По данным отраслевой статистической отчетности Формы N 53 "Отчет о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом", данным отчетов о работе подразделений спортивной медицины в специализированной региональной информационной системе сбора статистических данных.



Таблица 2

Число лиц, прошедших УМО <**>

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Динамика 2021/2018%

Динамика 2022/2018%

48143

43803

29613

32705

34503

-32,0

-28,3



** В данный показатель входят лица, прошедшие УМО в диспансере и кабинетах спортивной медицины медицинских организаций Республики Бурятия.


До 2018 года отмечалась тенденция к увеличению количества спортсменов, прошедших УМО (на 13,4% в сравнении с 2016 годом), а также количества лиц, прошедших медицинские осмотры для допуска к занятиям физической культурой, массовым спортом, желающих сдать нормативы комплекса ГТО (на 1,7% в сравнении с 2016 годом), что связано в первую очередь с разработанной системой максимального охвата для медицинского обеспечения лиц, занимающихся физкультурой и спортом, сокращением сроков ожидания оказания медицинской помощи лицами, занимающимся физической культурой и спортом, а также с усилением организационно-методической работы спортивной медицины Республики Бурятия. Уменьшение количества прошедших УМО с 2020 по 2022 годы связано с ограничительными мероприятиями в связи со сложной эпидемиологической обстановкой из-за новой коронавирусной инфекцией.



Охват реабилитационными мероприятиями лиц, занимающихся физической культурой и спортом в Республике Бурятия, за 2018 - 2022 годы*



* По данным отраслевой статистической отчетности Формы N 53 "Отчет о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом".



Таблица 3

Год

Прошли УМО (чел.)

Из них

Нуждались в лечении

Закончили лечение

чел.

%

чел.

%

2018

48143

1029

2,1

940

91,3

2019

43803

892

2,0

839

94,0

2020

29613

588

1,9

577

98,1

2021

32705

1348

4,1

1342

99,5

2022

34503

638

1,8

632

99,0


С 2020 года в работе ГБУЗ "РВФД" осуществляется переход от количественных показателей охвата Спортсменов республики к качественным, заключающийся в полноценности обследования и формировании системы текущих медицинских наблюдений за "проблемными" с медицинской точки зрения спортсменами. Кроме того, некоторое сокращение медицинских обследований лиц, занимающихся физической культурой и массовым спортом, было обусловлено сложившейся эпидемиологической ситуацией и применением ограничительных мер в республике, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.


Среди Спортсменов, прошедших углубленные медицинские обследования в 2020 году, нуждались в лечении и медицинской реабилитации 638 человек, что составляет 1,8%, из них закончили лечение 632 спортсменов - 99%.



Медицинская помощь при спортивно-массовых мероприятиях за 2018 - 2022 гг.*



* По данным отраслевой статистической отчетности Формы N 53 "Отчет о медицинском наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом".



Таблица 4

Год

Всего обслужено мероприятий (ед.)

Число участников (чел.)

Число обращений за медицинской помощью (чел.)

В том числе лиц, получивших спортивные травмы (чел.)

2018

818

74161

1908

887

2019

706

77414

1897

1113

2020

96

8894

276

182

2021

250

22382

1235

910

2022

362

44860

2121

1448


Реабилитация спортсменов после перенесенных травм и заболеваний, их восстановление в предсоревновательный и постсоревновательный периоды, а также вследствие перегрузок осуществляется преимущественно в отделениях и кабинетах физиотерапии и лечебной физкультуры ГБУЗ "РВФД", а для Спортсменов в удаленных от ГБУЗ "РВФД" районах республики - в кабинетах лечебной физкультуры и физиотерапии медицинских организаций. В составе комплексной реабилитации используются методы аппаратной физиотерапии, лечебной гимнастики, медицинского массажа.


Ежегодно специалистами ГБУЗ "РВФД" осуществляется медицинское обеспечение спортивных соревнований регионального, всероссийского и международного уровней и спортивно-массовых мероприятий.



3.2. Медико-биологическое обеспечение


Медико-биологическое обеспечение Спортсменов - второе структурное направление спортивной медицины, включающее диагностику функциональной подготовленности, оперативное восстановление физической и психофункциональной работоспособности, динамическое наблюдение и оценка текущего состояния на различных этапах тренировочного процесса, оценку фактического питания. Данное направление относительно недавно получило развитие в республике и требует дальнейшего совершенствования.


Медико-биологическое обеспечение (далее - МБО) осуществляется на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Бурятия N 506-ОД от 16.08.2018 "Об утверждении Порядка медико-биологического обеспечения спортивных сборных команд Республики Бурятия". В МБО задействованы специалисты ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер", АУ РБ "Центр спортивной подготовки" и ФГБОУ ВПО "Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова".


МБО членов спортивных сборных команд региона осуществляется по следующим направлениям: проведение комплексных, этапных и текущих медицинских обследований как в условиях диспансера, так и на тренировочных базах; врачебно-педагогические наблюдения; лечебно-профилактическая работа при возникновении травм и заболеваний; восстановление и реабилитация спортсменов; фармакологическая поддержка и антидопинговая работа; контроль и коррекция рационов питания спортсменов, медицинское сопровождение выездных соревнований (Чемпионаты России) и тренировочных мероприятий.


В 2022 году впервые проведено генетическое обследование ведущих спортсменов в ФГБНУ "Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О.Отта" (отдел геномной медицины) и совместно с АНО "Центр биотической медицины А.В.Скального", с последующей рекомендацией по рациону питания.


МБО в основном охвачены представители следующих видов спорта: спортивная борьба (мужчины, женщины), бокс, гиревой спорт, стрельба из лука. Реализуемая система медико-биологического обеспечения Спортсменов позволяет рационально и научно обоснованно выстраивать процесс спортивной подготовки, что способствует повышению эффективности тренировочного процесса, достижению высших спортивных результатов и сохранению здоровья Спортсменов на фоне интенсивных физических нагрузок.


Мероприятия МБО реализуются совместно и (или) по согласованию с специалистами ФМБА, ФБУН "Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологий и безопасности пищи" (лаборатория спортивной антропологии и нутрициологии), ВНИИФК.


В рамках МБО врачами диспансера на этапах тренировочного процесса и соревновательной деятельности осуществляется применение интегральных неинвазивных технологий оценки функционального состояния и немедикаментозных методов восстановления работоспособности спортсменов.


Психологом АУ РБ "Центра спортивной подготовки" осуществляется проведение психологического тестирования и коррекции психологического состояния спортсменов. Необходимо отметить - психолог работает на 0,5 ставки, что значительно ограничивает психологическую помощь и не отвечает имеющимся запросам.


Имеющийся опыт работы по МБО ведущих Спортсменов республики высвечивает ряд актуальных и сдерживающих дальнейшее развитие проблем:


- не отвечающий требованиям штат специалистов диспансера, в частности врачей по спортивной медицине, отсутствует врач-диетолог (нутрициолог);


- не во всех районах республики при ЦРБ созданы кабинеты спортивной медицины, что исключает возможность должного наблюдения Спортсменов, являющихся членами спортивных сборных команд региона;


- недостаточная оснащенность диспансера медицинским оборудованием: отсутствие УЗИ, стресс-системы, метаболографа, современного реабилитационного оборудования;


- слабая подготовка тренерского состава по вопросам медицинского и медико-биологического обеспечения Спортсменов на различных этапах спортивной подготовки;


- отсутствие системы фармакологического сопровождения и спортивного питания ведущих Спортсменов;


- отсутствие на крупных спортивных объектах (основных тренировочных базах) лицензированных медицинских кабинетов, что значительно ограничивает возможность динамического наблюдения и оперативного восстановления.


В результате, к настоящему времени в Республике Бурятия только формируется направление МБО ведущих Спортсменов, требующее дальнейшего научного, кадрового, инфраструктурного, материально-технического и информационного развития.



3.3. Кадровое обеспечение спортивной медицины Республики Бурятия


Рис. 3. Врачебно-физкультурная служба*


* Рисунок 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



Таблица 5

Штатное расписание

Занято ставок

Число физических лиц

ВФД

Отделение (кабинет)

Медицинский пункт учреждения и/или организации физкультурно-спортивного профиля

ВФД

Отделение (кабинет)

Медицинский пункт учреждения и/или организации физкультурно-спортивного профиля

ВФД

Отделение (кабинет)

Медицинский пункт учреждения и/или организации физкультурно-спортивного профиля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Главный врач

1

1

1

Врач по спортивной медицине

6,75

14,5

5,25

6,5

5

3

Врач терапевт

1

1

1

Врач педиатр

1

1

1

Врач кардиолог

1

1

1

Врач невролог

1

Врач офтальмолог

1

1

1

Врач ортопед-травматолог

1

1

1

Врач отоларинголог

1

1

1

Врач по ЛФК

2

2

2

Врач стоматолог

1

1

1

Врач клинической лаборатории

Врач функциональной диагностики

2,5

2,5

2

Врач физиотерапевт

0,25

0,25

Фельдшер

Средний мед. персонал (медицинская сестра), в том числе:

20

16,5

15

Медицинская сестра по массажу

2

1

1

Медицинская сестра по физиотерапии

2

2

1

Медицинская сестра по функциональной диагностике

2

2

2

Инструктор по лечебной физкультуре

1

1

1

Медицинский статистик

1

1

1

Другие специалисты:

Заместитель главного врача по медицинской части

1

1

1

Заведующий организационно-методическим кабинетом, врач-методист

1

1

1

Инструктор-методист по лечебной физкультуре с высшим немедицинским образованием

1

1

1

Главная медицинская сестра

1

1

1


В настоящее время в Республике Бурятия предусматривается выполнение мероприятий по четырем основным направлениям развития спортивной медицины республики: медицинское и медико-биологическое обеспечение физической культуры и спорта; кадровое обеспечение спортивной медицины; развитие материально-технической базы спортивной медицины; информационное обеспечение спортивной медицины.



Перечень медицинских организаций республики Бурятия, в структуре которых предусмотрены подразделения спортивной медицины



Таблица 6

Муниципальное образование

Наименование медицинской организации

Спортивная медицина (СМ)

Лицензия по СМ

Ставка врача по СМ

Кадры

1

2

3

4

5

Заиграевский район

ГАУЗ "Заиграевская ЦРБ"

1,0

Окинский район

ГБУЗ "Окинская ЦРБ"

0

Баргузинский район

ГБУЗ "Баргузинская ЦРБ"

1,0

Северо-Байкальский район

ГБУЗ "Нижнеангарская ЦРБ"

+

0,25

Баунтовский эвенкийский район

ГБУЗ "Баунтовская ЦРБ"

0,25

+

Муйский район

ГБУЗ "Муйская ЦРБ"

+

1,0

+

Тарбагатайский район

ГБУЗ "Тарбагатайская ЦРБ"

+

0,25

Бичурский район

ГБУЗ "Бичурская ЦРБ"

+

1,0

Хоринский район

ГБУЗ "Хоринская ЦРБ"

+

0

+

Селенгинский район

ГАУЗ "Гусиноозерская ЦРБ"

+

2,0

+

Закаменский район

ГБУЗ "Закаменская ЦРБ"

+

0,25

+

Иволгинский район

ГАУЗ "Иволгинская ЦРБ"

+

1,0

+

Кабанский район

ГБУЗ "Кабанская ЦРБ"

+

1,0

+

Кижингинский район

ГАУЗ "Кижингинская ЦРБ"

+

0,5

+

Курумканский район

ГБУЗ "Курумканская ЦРБ"

+

0,25

+

Кяхтинский район

ГБУЗ "Кяхтинская ЦРБ"

+

1,0

+

Мухоршибирский район

ГБУЗ "Мухоршибирская ЦРБ"

+

0,25

+

Джидинский район

ГБУЗ "Петропаловская ЦРБ"

+

1,0

+

Прибайкальский район

ГБУЗ "Прибайкальская ЦРБ"

+

1,0

+

Еравнинский район

ГБУЗ "Еравнинская ЦРБ"

+

0,5

+

Тункинский район

ГБУЗ "Тункинская ЦРБ"

+

1,0

+

г. Улан-Удэ

ГБУЗ "Республиканский врачебно-физкультурный диспансер МЗ РБ"

+

7,75

Республика Бурятия

23


В тех районах республики, где отсутствуют кабинеты врача по спортивной медицине, медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, осуществляют врачи, прошедшие специальную подготовку (имеющие сертификат по специальности "лечебная физкультура и спортивная медицина", врачи-терапевты, врачи-педиатры, назначенные приказом ответственными лицами за данное направление деятельности).



3.4. Инфраструктура и материально-техническое обеспечение спортивной медицины республики


ГБУЗ "РВФД" и медицинские организации, участвующие в медицинском обеспечении лиц, занимающихся физической культурой и спортом, были дооснащены медицинским оборудованием в соответствии с рекомендуемым стандартом оснащения врачебно-физкультурного диспансера, утвержденным приказом N 1144н.


Для ГБУЗ "РВФД" приобретено диагностическое оборудование (электрокардиографы, мониторы для суточного мониторинга ритма сердца и артериального давления, электроэнцефалограф, аппаратно-программные комплексы, электромиограф, комплексы плантографические и другое необходимое оборудование, в том числе офтальмологическое, в соответствии с порядками оснащения), а также оборудование для медицинской реабилитации (массажные столы, механотерапевтическая установка, тренажеры, аппарат для компрессионного лимфодренажа).


Учитывая тенденцию увеличения в среднесрочной и долгосрочной (к 2030 году) перспективы количества граждан, занимающихся физической культурой и спортом, представляется целесообразным последующее дооснащение современным оборудованием медицинских организаций спортивной медицины республики, в том числе с учетом возрастающих потребностей.


Кроме того, полноценная система диагностики функциональной подготовленности и восстановления работоспособности спортсменов должна быть обеспечена не только на базе ГБУЗ "РВФД", но и в местах проведения учебно-тренировочного процесса, которые зачастую территориально удалены от диспансера, что делает невозможным проведения различных диагностических срезов среди Спортсменов.


На сегодняшний день комплексная оценка функционального состояния Спортсменов и определение особенностей их адаптации к физическим нагрузкам на этапах спортивной подготовки (при проведении углубленного медицинского обследования), а также во время проведения учебно-тренировочных сборов и соревнований с применением неинвазивных интегральных технологий проводится весьма ограниченно. До настоящего времени диагностика параметров работоспособности и восстановления Спортсмена не структурирована, и в большинстве спортивных сборных команд отсутствует. Это не позволяет сформировать физиологическую систему оценки выносливости, скорости, силы и тем самым объективизировать тренировочный процесс. Оснащение диспансера мобильно-стационарным оборудованием позволит производить комплексную оценку функционального состояния Спортсменов без их отрыва от тренировочного процесса.


Таким образом, несмотря на реализацию мероприятий по развитию материально-технической базы спортивной медицины, существует необходимость дальнейшего совершенствования инфраструктурной и материально-технической базы спортивной медицины республики.



3.5. Информационное обеспечение спортивной медицины


Современные информационные технологии, активно внедряющиеся в сферу здравоохранения республики, оказывают положительное влияние на развитие новых способов организации медицинской помощи населению, в том числе проживающему в отдаленных и труднодоступных местностях.


Все медицинские организации, имеющие в своем составе подразделения спортивной медицины, подключены к корпоративной сети передачи данных, имеют собственные сайты.


С 2023 года в ГБУЗ "РВФД" внедрена в работу медицинская информационная система "Байкал" (далее - МИС "Байкал"), в которую на сегодняшний день вносятся данные спортсменов республики. МИС "Байкал" в настоящее время пока не имеет доступа (интеграции) с реестром электронных медицинских документов республики), что не позволяет медицинским организациям иметь централизованный доступ к необходимой информации.


В настоящее время ГБУЗ "РВФД" совместно с государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" начинает реализацию проекта по формированию электронных заключений о допуске к занятиям физической культурой и спортом, а также заключений о принадлежности к группе здоровья конкретного лица.


По структуре МИС "Байкал" представляет собой информационную систему медицинских организаций, которая еще не адаптирована под специфику спортивной медицины, поэтому имеет ряд недостатков, связанных с отсутствием алгоритмов периодических и текущих медицинских и медико-биологических обследований, возможностью получения аналитической информации о здоровье и функциональном состоянии Спортсмена, резервных возможностей организма, системе построения тренировочного процесса, прогнозирования спортивного результата и принятия управленческих решений. Отсутствие специализированной структуры информационной системы спортивной медицины затрудняет ее интеграцию с медицинскими информационными системами организаций, осуществляющих наблюдение за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, что не позволяет сформировать медицинскую преемственность и передачу информации о здоровье между учреждениями.


Другим важным аспектом цифровизации спортивной медицины республики является межведомственное взаимодействие с системой спорта.


В настоящее время отсутствует единый методический информационный ресурс в области физической культуры, спорта и спортивной медицины, а также единая автоматизированная информационная система, обеспечивающая сбор, анализ и распространение в целях использования в муниципальных образованиях республики передового опыта и практик развития спортивной медицины.



IV. Цель, задачи, приоритетные направления и риски реализации Стратегии


Целью разработки Стратегии является определение приоритетов региональной политики в сфере спортивной медицины и создание условий для повышения показателей здоровья, сохранения работоспособности, увеличения конкурентоспособности и продолжительности спортивной карьеры Спортсменов Республики Бурятия.


Основными задачами реализации Стратегии являются:


- полноценное кадровое обеспечение подразделений спортивной медицины, учреждений спортивной подготовки, региональных спортивных сборных команд, профильными специалистами в области спортивной медицины;


- включение спортивной медицины в систему научно-технологического развития Республики Бурятия как одного из приоритетных направлений;


- внедрение научных биомедицинских технологий в спортивную подготовку с созданием системы прогнозируемого спортивного отбора одаренных детей, их спортивной специализации и персонифицированного медицинского и медико-биологического обеспечения как условия раскрытия талантов;


- развитие инфраструктуры спортивной медицины в республике с открытием соответствующих кабинетов при каждой ЦРБ, на спортивных объектах ("Региональный центр по стрельбе из лука", "Региональный центр единоборств "Патриот", "Региональный центр хоккея"), формированием медико-биологического центра стационарно-мобильного типа в системе комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва;


- формирование сегмента спортивной медицины при создании межведомственного аналитического центра спортивной подготовки с внедрением современных информационных и телемедицинских технологий для комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва (в том числе удаленных и труднодоступных районов);


- разработка медицинского и медико-биологического сегментов электронного профиля (паспорта) спортсмена и соответствующих информационно-аналитических систем.


Для достижения цели и решения основных задач развития спортивной медицины в Республике Бурятия, сформированы следующие приоритетные направления:


- базисное развитие спортивной медицины;


- развитие системы медицинского обеспечения Спортсменов;


- развитие системы медико-биологического обеспечения Спортсменов;


- развитие кадрового потенциала спортивной медицины;


- развитие инфраструктуры спортивной медицины;


- научные направления развития спортивной медицины;


- цифровизация спортивной медицины.


К основным рискам реализации Стратегии относятся:


- финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий Стратегии и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;


- административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Стратегии;


- эпидемиологические риски, связанные с массовым распространением инфекций и ограничением мобильности населения.



4.1. Базисное развитие спортивной медицины


В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта на период до 2030 года в каждом субъекте Российской Федерации должна быть сформирована система комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва - многопрофильной научно-практической структуры всестороннего изучения организма спортсмена, восстановления и повышения его работоспособности и резервного потенциала, профилактики заболеваний и травм, включающей в себя подготовку профильных специалистов, формирование научно-практической инфраструктуры, ее материально-техническое оснащение и информатизацию, направленные на объективизацию отбора спортивно-одаренных детей, прогнозирование выбора спортивного амплуа, создание благоприятных условий для раскрытия и сохранения спортивных талантов, способствующих повышению эффективности тренировочного процесса, соревновательной деятельности и обеспечению сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации необходимым числом конкурентоспособных спортсменов.


В рамки данного проекта входят все лица, желающие быть зачисленными на тренировочный этап спортивной подготовки, все Спортсмены, проходящие спортивную подготовку на тренировочном этапе, этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.


Важная роль в реализации данного масштабного проекта принадлежит спортивной медицине и связана с созданием и/или совершенствованием двух ее направлений:


1. Медицинского обеспечения Спортсменов - комплекса диагностических, профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, связанных со спецификой тренировочного процесса и соревновательной деятельности, направленных на укрепление и сохранение здоровья спортсмена.


2. Медико-биологического обеспечения Спортсменов - комплекса мероприятий мониторинга и прогнозирования работы функциональных систем организма в условиях физических и психо-эмоциональных тренировочных нагрузок, восстановления работоспособности и повышения резервного потенциала организма.


Каждое из данных направлений предусматривает соответствующую полноценную инфраструктуру с ее материально-техническим, кадровым, научным и информационным обеспечением при тесном взаимодействии с подведомственными учреждениями региональных органов исполнительной власти в области спорта, образования и науки.



4.2. Развитие системы медицинского обеспечения Спортсменов


К приоритетным мероприятиям развития системы медицинского обеспечения Спортсменов Республики Бурятия относятся:


1. Повышение доступности медицинской помощи с максимальным охватом Спортсменов, предусматривающей:


- создание и функционирование выездных медицинских бригад по проведению углубленных медицинских обследований Спортсменов в отдаленных и труднодоступных районах;


- внедрение в работу передвижных медицинских комплексов спортивной медицины, разработанных для оперативной диагностики и проведения исследования состояния здоровья Спортсменов;


- формирование совместно с региональными органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта совместных календарных планов, включающих в себя график углубленных медицинских обследований;


- проведение врачебных комиссий, в том числе в дистанционном формате для Спортсменов из отдаленных районов.


2. Формирование системы текущих медицинских наблюдений, предусматривающих:


- текущий мониторинг (включая дистанционный) состояния здоровья спортсменов, получивших допуск к тренировочному процессу, но нуждающихся в диспансерном наблюдении;


- оказание профилактической, лечебной или реабилитационной помощи Спортсменам, допущенным к тренировочному процессу.


3. Формирование скринингового медицинского обследования Спортсменов в системе спортивного отбора и их зачисления на тренировочный этап спортивной подготовки, включающее:


- медико-генетические исследования предрасположенностей к ряду заболеваний, возникновение и развитие которых непосредственным образом связано с тренировочными нагрузками;


- изучение элементного состава тела ведущих спортсменов республики;


- углубленное медицинское обследование функциональных систем и органов с выявлением заболеваний, являющихся противопоказаниями для занятий спортивной подготовкой или определенными видами спорта (спортивными дисциплинами).


4. Повышение качества периодических медицинских осмотров, включающих:


- индивидуализацию программ УМО (панели лабораторных и инструментальных обследований, осмотров профильными специалистами), учитывающих результаты генетических исследований, данных анамнеза и динамических медицинских обследований, возраста, пола и вида спорта);


- диагностику патологических изменений органов и систем организма спортсмена на доклинической стадии;


- оценку состояния здоровья спортсмена по общепринятой статистической классификации медицинских диагнозов (МКБ-10) в сочетании с классификацией компонентов здоровья, ограничении жизнедеятельности и функционирования (МКФ).


5. Снижение вероятности внезапной смерти Спортсменов, включающей:


- раннее выявление заболеваний сердечно-сосудистой, свертывающей и иммунной систем, представляющих риск внезапной смерти Спортсменов;


- овладение медицинскими специалистами по профилю спортивной медицины теоретическими основами и практическими навыками оказания экстренной помощи при возникновении жизнеугрожающих состояний;


- обязательное дежурство бригад скорой помощи на спортивных соревнованиях по видам спорта, в которых имеется повышенный риск получения травм, требующих экстренные хирургические вмешательства.


6. Своевременное выявление Спортсменов с астмой физических нагрузок, включающее:


- формирование системы диагностики гиперреактивности дыхательных путей;


- формирование алгоритма выявления Спортсменов со скрытыми формами астмы физических нагрузок;


- формирование системы терапевтического исключения (TUE), использования препаратов из запрещенного списка ВАДА для лечения болезни или состояния.


7. Развитие медицинской реабилитационной помощи Спортсменам после травм и заболеваний, включающей:


- совершенствование и развитие реабилитационной помощи спортсменам в амбулаторных условиях Республиканского врачебно-физкультурного диспансера после травм опорно-двигательного аппарата и ряда соматических заболеваний;


- взаимодействие и формирование совместных программ реабилитации Спортсменов с другими ведущими медицинскими организациями республики (ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница", ГАУЗ "РКЛРЦ "Центр восточной медицины", ГАУЗ "Республиканская клиническая больница им. Н.А.Семашко) по направлениям кардиореабилитации и нейрореабилитации, а также после перенесенной вирусной инфекции COVID-19;


- формирование совместно с подведомственными учреждениями региональных органов власти физической культуры и спорта комплексных методик и программ восстановления физической, функциональной, технической подготовленности и психологической устойчивости, следующих после окончания медицинской реабилитации;


- совершенствование системы санаторно-курортного восстановления спортсменов после хронических спортивных перегрузок на курортах республиканского значения.



4.3. Развитие системы медико-биологического обеспечения спортсменов


К приоритетным мероприятиям развития системы медико-биологического обеспечения спортсменов республики относятся:


1. Организация генетических исследований в спорте, включающих:


- создание механизмов взаимодействия с передовыми научными генетическими школами Российской Федерации по направлениям спортивной генетики, психогенетики, нутригеномики, фармакогенетики;


- внедрение отечественных генетических разработок в спорте в межведомственную систему спортивного отбора, распределения Спортсменов по видам спорта и формирования индивидуальных программ тренировочного процесса, постнагрузочного восстановления и питания;


2. Организация мониторинга функциональной подготовленности Спортсменов, включающего:


- создание и функционирование централизованной научно-аналитической лаборатории мониторинга функциональной подготовленности Спортсменов;


- формирование выездных бригад мониторинга функциональной подготовленности Спортсменов;


- внедрение в работу передвижных комплексов диагностики функциональной подготовленности Спортсменов;


- формирование совместно с региональными органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта совместных календарных планов, включающих в себя графики проведения тестирования функциональной подготовленности Спортсменов.


3. Организация системы психологического и психофизиологического обеспечения Спортсменов, включающей:


- формирование централизованной научной лаборатории спортивной психофизиологии;


- разработку диагностических направлений по изучению биологического портрета личности Спортсменов;


- формирование индивидуальных и командных программ повышения стрессоустойчивости;


- формирование направлений спортивной психологии и психофизиологии в учреждениях спортивной подготовки.


4. Организация системы спортивного питания, включающей:


- создание и функционирование централизованной научной лаборатории питания Спортсменов;


- создание диагностических направлений изучения пищевого статуса Спортсмена;


- включение в работу выездных бригад диагностики и мониторинга пищевого статуса Спортсменов;


- формирование новых принципов и подходов в системе общественного питания на объектах спорта с учетом видов спорта, возраста и пола спортсменов;


- формирование централизованных поставок антидопинговых специализированных (функциональных) продуктов питания высокой эффективности с акцентом на импортозамещающую продукцию;


- разработку индивидуальных программ специализированного (функционального) питания Спортсменов;


- разработку общекомандных и персонифицированных рационов питания и меню в системе общественного питания Спортсменов.


5. Организация системы постнагрузочного и оперативного восстановления работоспособности Спортсменов, включающей:


- формирование в учреждениях спортивной подготовки направлений и методик постнагрузочного и оперативного восстановления работоспособности;


- совершенствование методик постнагрузочного и оперативного восстановления работоспособности Спортсменов в амбулаторных условиях Республиканского врачебно-физкультурного диспансера;


6. Максимальный охват Спортсменов направлениями медико-биологического обеспечения, предусматривающий формирование стационарно-мобильной системы медико-биологического обеспечения Спортсменов.



4.4. Развитие кадрового потенциала спортивной медицины


Формирование региональной системы комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва предусматривает подготовку специалистов, обладающих углубленными анатомическими, физиологическими и биохимическими знаниями об организме спортсмена.


В этой связи развитие кадрового потенциала спортивной медицины предусматривает следующие мероприятия:


- внедрение новых систем стимулирования и мотивации специалистов спортивной медицины;


- подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов по направлениям медицинского и медико-биологического обеспечения Спортсменов на центральных базах (Федеральных центрах);


- пропорциональное увеличение объема целевого обучения молодых специалистов на пилотных межвузовских образовательных площадках г. Москвы и г. Санкт-Петербурга;


- формирование системы получения знаний и практических навыков для оказания неотложной помощи;


- совершенствование собственной системы подготовки кадров по направлениям медицинского и медико-биологического обеспечения Спортсменов республики по программам ординатуры и/или аспирантуры в Бурятском государственном университете;


- разработка образовательных программ постдипломной подготовки специалистов для медицинского обеспечения Спортсменов с акцентуацией на профилактическую, предиктивную и реабилитационную медицину, получение профильных знаний для работы со спортсменами разных возрастных групп;


- разработка образовательных программ постдипломной подготовки специалистов для медико-биологического обеспечения Спортсменов с акцентуацией на углубленные знания в области генетики, спортивной физиологии и психофизиологии, нутрициологии, восстановления работоспособности;


- разработка образовательных программ постдипломной подготовки специалистов среднего звена и врачей-специалистов (педиатры, терапевты) первичной сети по вопросам медицинского обеспечения занимающихся физической культурой и массовым спортом;


- приведение штатного расписания Республиканского врачебно-физкультурного диспансера в соответствие, введения в штат врача-диетолога;


- формирование региональной кадровой политики с подготовкой соответствующих специалистов: в системе гигиены питания, спортивной диетологии и нутрициологии; в системе спортивной психологии и психофизиологии.



4.5. Развитие инфраструктуры спортивной медицины


Формирование системы комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва предопределяет формирование и развитие инфраструктуры медицинского и медико-биологического обеспечения Спортсменов с их материально-техническим наполнением.


Ведущими мероприятиями развития инфраструктуры спортивной медицины являются:


- формирование кабинетов спортивной медицины при каждой ЦРБ;


- формирование медицинских кабинетов на спортивных объектах ("Региональный центр по стрельбе из лука", "Региональный центр единоборств "Патриот", "Региональный центр по хоккею");


- формирование кабинетов спортивной медицины и подразделений постнагрузочного восстановления работоспособности в организациях спортивной подготовки;


- формирование мобильного передвижного комплекса;


- материально-техническое оснащение формируемых подразделений спортивной медицины и переоснащение существующих современным оборудованием (аппаратно-программными комплексами, УЗИ-оборудованием, стресс-системой, метаболографом, реабилитационным оборудованием, портативными приборами и неинвазивными технологиями);


- формирование на базе Республиканского врачебно-физкультурного диспансера и Центра спортивной подготовки межведомственного аналитического центра комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва.



4.6. Развитие научного обеспечения спортивной медицины


Научные направления развития медицинского и медико-биологического обеспечения Спортсменов в республике предусматривают формирование и дальнейшее развитие следующих мероприятий:


- проведение научно-исследовательских работ по отбору спортивно одаренных детей, их спортивно-видовой ориентации с использованием спортивно-генетических и психогенетических технологий;


- научно-методический анализ результатов мониторинга показателей здоровья Спортсменов, совмещенный с результатами медико-генетических исследований, и разработка персонифицированных методик профилактики и лечения патологических отклонений, учитывающих вид спорта, пол, возраст, этап спортивной подготовки;


- научно-методический анализ результатов мониторинга функциональной подготовленности и психологической устойчивости, совмещенный с результатами спортивно-генетических и психогенетических исследований, и разработка индивидуальных программ коррекции и восстановления физической и психической работоспособности, учитывающих вид спорта, пол, возраст, этап спортивной подготовки;


- научно-методический анализ результатов изучения пищевого статуса, пищевой и лекарственной переносимости, фактического питания Спортсменов, совмещенный с результатами нутригеномных и фармакогенетических исследований, и разработка индивидуальных меню, рационов питания, схем специализированного (функционального) питания и фармакологической поддержки, учитывающих вид спорта, пол, возраст, этап спортивной подготовки;


- проведение научно-исследовательских работ по изучению и внедрению средств и методов традиционной медицины (восточной медицины) в тренировочный процесс с целью повышения спортивной работоспособности, оперативного и постнагрузочного восстановления, нормализации психофизического состояния, лечения и профилактики травм и заболеваний;


- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по изучению современных аппаратно-программных комплексов и технологий, способствующих ускоренной медицинской реабилитации или постнагрузочному восстановлению Спортсменов;


- проведение научно-исследовательских работ по повышению уровня стрессоустойчивости и спортивных мотиваций Спортсменов;


- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по формированию модулей и подсистем региональной информационно-аналитической системы спортивной медицины.



4.7. Цифровизация спортивной медицины


Формирование цифрового контура и информационной системы спортивной медицины в республике предусматривает:


- разработку информационно-аналитических подсистем медицинского и медико-биологического обеспечения Спортсменов;


- формирование подсистемы информационной безопасности и защиты персональных данных Спортсменов;


- интеграцию информационной системы спортивной медицины с региональными информационными системами спорта и здравоохранения с двусторонним обменом данных;


- интеграцию информационной системы спортивной медицины с информационной системой "Мой спорт" с выгрузкой результатов обследования в электронный профиль (паспорт) спортсмена;


- интеграцию информационной системы спортивной медицины с Единой государственной информационной системой здравоохранения, медицинской информационной системой Федерального медико-биологического агентства.


Специфическими модулями информационно-аналитической подсистемы медицинского обеспечения Спортсменов, требующими разработки и/или совершенствования, являются: "Медицинский регистр спортсмена"; "Углубленное медицинское обследование", "Дополнительное медицинское обследование", "Специализированное медицинское обследование", "Маршрутизация", "Текущие медицинские наблюдения"; "Медицинское обеспечение соревнований"; "Жизнеугрожающие состояния в спорте"; "Медицинская реабилитация".


Специфическими модулями информационно-аналитической подсистемы медико-биологического обеспечения Спортсменов, требующими разработки являются: "Календарь медико-биологического тестирования"; "Наследственные задатки и предрасположенности"; "Обследование функциональной подготовленности"; "Обследование психофизиологического состояния"; "Обследование пищевого статуса и пищевой переносимости"; "Рациональное питание"; "Специализированное (функциональное) питание"; "Коррекция и восстановление работоспособности"; "Фармакологическое обеспечение".


Кроме того, планируется внедрение и использование телемедицинских технологий в области спортивной медицины.



4.8. Международное сотрудничество в области спортивной медицины


Планируется восстановление и укрепление международных взаимоотношений в области спортивной медицины с соответствующими организациями Монголии, Китая и Кореи.



V. Ожидаемые результаты реализации Стратегии к 2030 году


1. Ожидаемые результаты по направлению развития инфраструктуры спортивной медицины:


- открытие и функционирование кабинетов спортивной медицины в каждом районе республики;


- открытие медицинских кабинетов на спортивных объектах ("Региональный центр по стрельбе из лука", "Региональный центр единоборств "Патриот", "Региональный центр по хоккею");


- формирование регионального межведомственного аналитического центра комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва.


2. Ожидаемые результаты по направлению развития кадрового потенциала спортивной медицины:


- целевое направление до 3-х врачей в год на обучение в ординатуре и профессиональную переподготовку по специальности "Лечебная физкультура и спортивная медицина";


- 100% укомплектованность врачами-специалистами и средним медицинским персоналом Республиканского врачебно-физкультурного диспансера;


- доведение штатной численности психологов в Центре спортивной подготовки до 2,0 ставок.


3. Ожидаемые результаты по направлению медицинского обеспечения Спортсменов:


- 100% охват Спортсменов к 2030 году в систему периодических медицинских осмотров и текущих медицинских наблюдений;


- создание и функционирование на постоянной основе выездных медицинских бригад и внедрение в работу передвижных медицинских комплексов для проведения углубленных медицинских обследований Спортсменам в отдаленных и труднодоступных районах;


- формирование системы скринингового медицинского обследования в системе спортивного отбора для зачисления на тренировочный этап спортивной подготовки с проведением углубленных медицинских обследований и медико-генетических исследований 100% детей;


- сокращение числа/доли детей, не получивших допуск для прохождения спортивной подготовки или занятий в спортивных секциях по причине заболеваний и травм до 90 (0,6%) в 2030 году;


- 100% овладение медицинским специалистами по профилю спортивной медицины теоретическими основами и практическими навыками оказания экстренной помощи при возникновении жизнеугрожающих ситуаций;


- пропорциональное повышение числа/доли Спортсменов, возвратившихся в спорт после перенесенных травм.


4. Ожидаемые результаты по направлению медико-биологического обеспечения Спортсменов:


- проведение генетических исследований в системе спортивного отбора до 100 детей ежегодно;


- доведение доли Спортсменов, которым проводятся постнагрузочные восстановительные мероприятия до 80%;


- доведение доли Спортсменов, которым проводятся психологические исследования до 90%;


- доведение доли Спортсменов, которым проводится исследования пищевого статуса до 95%, формируются программы специализированного (функционального) питания до 95%.


5. Ожидаемые результаты по научным направлениям развития спортивной медицины:


- доведение числа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до 3 в год.


6. Ожидаемые результаты по направлению цифровизации спортивной медицины:


- разработана и функционирует информационно-аналитическая система спортивной медицины с полноценными подсистемами медицинского и медико-биологического обеспечения Спортсменов;


- сформированы интеграционные механизмы взаимодействия и передачи данных информационно-аналитической системой спортивной медицины с региональными информационными системами спорта и здравоохранения, с информационной системой спортивной медицины ФМБА России, с ЕГИСЗ, с информационным профилем (паспортом) Спортсмена.


7. Ожидаемые результаты по сохранению здоровья населения Республики Бурятия:


- достижение региональных показателей здоровья населения путем вовлечения 70% численности занимающихся физической культурой и спортом;


- реализация Национального проекта "Демография" в части "Укрепление здоровья на рабочем месте" в организациях и предприятиях Республики Бурятия;


- развитие профилактического направления, популяризация здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья граждан Республики Бурятия.


Реализация Стратегии будет способствовать достижению следующих целевых показателей и индикаторов в области спортивной подготовки:


- целевой показатель и индикатор эффективности спортивной подготовки: число спортсменов, претендующих войти в состав спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта увеличится с 206 человек в 2022 году до 300 в 2030 году;


- целевой показатель и индикатор эффективности спортивного отбора: число/доля детей, достигших этапа совершенствования спортивного мастерства по отношению ко всем детям, отобранным на тренировочный этап спортивной подготовки, до 10% в 2030 году;


- целевой показатель и индикатор эффективности тренировочного процесса: число/доля спортсменов, достигших этапа высшего спортивного мастерства по отношению ко всем детям, отобранным на тренировочный этап спортивной подготовки, до 3% в 2030 году.



VI. Основные механизмы реализации Стратегии и ее финансовое обеспечение


Основой реализации настоящей Стратегии является принцип усиления межведомственного и межотраслевого взаимодействия, объединяющий возможности и ресурсы структур, имеющих отношение к повышению доступности и качества медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом.


Реализация Стратегии осуществляется Министерством здравоохранения Республики Бурятия; Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия; Министерством образования и науки Республики Бурятия в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности.


Функции координации реализации Стратегии выполняет Министерство здравоохранения Республики Бурятия.


Участники реализации Стратегии представляют информацию о достигнутых результатах, рисках (угрозах) развития спортивной медицины и мерах по управлению рисками в сроки, которые утверждаются Министерством здравоохранения Республики Бурятия.


Одним из основных механизмов является План мероприятий по реализации Стратегии развития спортивной медицины в Республике Бурятия на период до 2030 года, предусматривающий перечень мер и мероприятий, направленных, в том числе, на повышение объема и качества оказания услуг здравоохранения, обеспечивающих развитие спортивной медицины в республике и характеризуемых результирующими показателями достижения стратегической цели, долгосрочных задач и приоритетных направлений Стратегии.


Оценку достижения цели Стратегии планируется осуществлять, в том числе, посредством ежегодного мониторинга Целевых показателей.


Кроме того, достижение цели и реализация задач Стратегии будет осуществляться посредством выполнения отдельных мероприятий Государственной программы Республики Бурятия "Развитие здравоохранения Республики Бурятия", региональных проектов и иных государственных программ региона, которыми предусмотрены меры, в том числе прямо или косвенно способствующие развитию спортивной медицины в республике.


Данные мониторинга являются основой для принятия организационно-управленческих решений по развитию спортивной медицины, внесению в Правительство Республики Бурятия предложений о корректировке Стратегии, а также для оценки эффективности деятельности ответственных исполнителей мероприятий по реализации Стратегии.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ