Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2023 года N 327-а


Об утверждении государственной программы Костромской области "Улучшение условий и охраны труда в Костромской области"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской от 26 июня 2023 года N 260-а "О системе управления государственными программами Костромской области" администрация Костромской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Костромской области "Улучшение условий и охраны труда в Костромской области".


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года и подлежит официальному опубликованию.



Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ



Приложение



Утверждена
постановлением
администрации
Костромской области
от 31 июля 2023 г. N 327-а



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ"



Приоритеты и цели государственной политики Костромской области в сфере улучшения условий и охраны труда в Костромской области



Раздел I. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ


1. Практика реализации программных мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях Костромской области способствовала сохранению сложившейся в регионе за последние годы тенденции снижения общего уровня производственного травматизма (таблицы N 1-3). По данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области, за период с 2018 по 2022 год численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве уменьшилась на 19,8 процента. Численность пострадавших со смертельным исходом в 2022 году составила 7 человек, что на 3 человека, или 30 процентов, меньше, чем в 2021 году.


При этом в 2020 году резкое снижение количества несчастных случаев на производстве связано с введением ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


Вместе с тем уровень производственного травматизма остается значительным и превышает показатели по Центральному федеральному округу и Российской Федерации. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2022 году численность пострадавших на производстве в расчете на 1 000 работающих в Костромской области составила 1,26 человека, в то время как в среднем по Российской Федерации этот показатель составил 1,0 человек, по Центральному федеральному округу - 0,8 человека.


2. Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Костромской области показывает, что основными причинами их возникновения являются неудовлетворительная организация производства работ, нарушение правил дорожного движения, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, использование пострадавшего не по специальности, эксплуатация неисправных машин и механизмов.


3. Среди видов несчастных случаев преобладают такие, как падение работника с высоты, дорожно-транспортные происшествия, воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли. В разрезе видов экономической деятельности наиболее травмоопасными являются лесное хозяйство, обрабатывающее производство, строительство, сельское хозяйство.


4. В целях улучшения ситуации в сфере охраны труда, сокращения уровня производственного травматизма, обеспечения прав работников на условия труда, отвечающие требованиям законодательства, в 2022 году в рамках утвержденного комплекса программных мероприятий проведена следующая работа:


1) в рамках финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма проведена специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) 13 777 рабочих мест;


2) Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области оплачено лечение 33 пострадавших в результате тяжелых несчастных случаев на производстве на общую сумму 2,07 млн. рублей;


3) Автономным учреждением Костромской области "Центр охраны и условий труда" проведено обучение 2 252 руководителей и специалистов организаций региона в установленном законодательством порядке охране труда и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;


4) Костромским областным союзом "Федерация организаций профсоюзов Костромской области" проведено 4 обучающих семинара с профактивом по вопросам осуществления общественного контроля за соблюдением трудового законодательства в области охраны труда.


Кроме того, ежеквартально в ходе заседаний областной межведомственной комиссии по охране труда заслушиваются руководители и специалисты по охране труда организаций Костромской области, в которых зарегистрированы несчастные случаи, с докладом о причинах и принимаемых мерах по недопущению травматизма.


5. В целях популяризации безопасных условий труда в 2022 году организовано проведение регионального этапа Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности", а также областных конкурсов ("Лучший специалист по охране труда", конкурс детского рисунка "Мы рисуем безопасный труд", смотр-конкурс по охране труда среди муниципальных округов, городских округов и муниципальных районов Костромской области).


6. На территории региона продолжает реализовываться концепция "Нулевой травматизм", разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения.


На основании методических рекомендаций, подготовленных департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области, программу "Нулевой травматизм" разработали и внедрили более 600 организаций Костромской области.


7. Ежегодно организуется проведение конференции, посвященной Всемирному дню охраны труда, в рамках которой проводятся выставки детских рисунков, а также средств индивидуальной защиты и специальной одежды, позволяющих сохранить жизнь и здоровье людей в процессе трудовой деятельности.


На регулярной основе проводятся семинары, круглые столы, совещания по вопросам соблюдения законодательства об охране труда и профилактике производственного травматизма. Организациям региона оказывается практическая помощь по подготовке локальных правовых актов в сфере охраны труда. Для повышения оперативного взаимодействия с организациями региона в мессенджере ведется специализированный информационный канал.



Таблица N 1



Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2018-2022 годах (по данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области)



Человек

Субъект Российской Федерации

Годы

2018

2019

2020

2021

2022

Костромская область

172

173

129

165

138



Таблица N 2



Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2018-2022 годах (по данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области)



Человек

Субъект Российской Федерации

Годы

2018

2019

2020

2021

2022

Костромская область

5

5

2

10

7



Таблица N 3



Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего в 2018-2022 годах (по данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области)



Дней

Субъект Российской Федерации

Годы

2018

2019

2020

2021

2022

Костромская область

69,5

61,7

80,4

73,7

81


8. В период с 2018 по 2022 год в Костромской области зарегистрировано 7 случаев профессиональных заболеваний (таблица N 4). Среди профессиональных заболеваний преобладали заболевания органов дыхания вследствие длительного воздействия пыли, сенсибилизирующих и раздражающих веществ (сварочного аэрозоля) - 3 случая (42,8 процента), заболевания периферической нервной системы вследствие длительного воздействия тяжелых физических нагрузок и неблагоприятного микроклимата - 2 случая (28,6 процента). В 2022 году зарегистрирован рост профессиональной заболеваемости, вызванный воздействием возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19) - 2 случая (28,6 процента).



Таблица N 4



Численность работников с впервые установленным профессиональным заболеванием в 2018-2022 годах (по данным ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы")



Человек

Субъект Российской Федерации

Годы

2018

2019

2020

2021

2022

Костромская область

1

0

2

1

3


9. Основой любой модели экономики являются трудовые ресурсы. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов, влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.


Важным условием стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также к созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является проведение СОУТ на рабочих местах.


10. Динамика проведения в 2018-2022 годах СОУТ в организациях Костромской области представлена в таблицах N 6, 7.


11. В период с 2020 по 2021 год из-за ограничений по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) темпы проведения СОУТ существенно снизились. Вместе с тем анализ данных (таблицы N 5, 7) позволяет сделать вывод о том, что СОУТ проведена более чем на 72 процентах рабочих мест в организациях Костромской области (без учета рабочих мест, по которым в Государственную инспекцию труда в Костромской области подана декларация о соответствии государственным нормативным требованиям охраны труда).



Таблица N 5



Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда в период с 2017 по 2021 годы (по данным Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда)



Единиц

Субъект Российской Федерации

Годы

2018

2019

2020

2021

2022

Костромская область

33 508

37 708

26 698

23 881

27 521



Таблица N 6



Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест (по данным мониторинга департамента по труду и социальной защите населения Костромской области)



Процентов

Субъект Российской Федерации

Годы

2018

2019

2020

2021

2022

Костромская область

34,7

52,3

64,9

67,2

72



Таблица N 7



Общая численность работников в 2018-2022 годах (по данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области)



Человек

Субъект Российской Федерации

Годы

2018

2019

2020

2021

2022

Костромская область

220 823

217 102

207 301

208 304

207 422


12. Несмотря на положительные тенденции, в целом серьезной проблемой для Костромской области является высокая доля работников, занятых в условиях, создающих угрозу для здоровья работников, которая, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2022 году составила 35,2 процента, в то время как в среднем по Российской Федерации этот показатель составил 36,1 процента, по Центральному федеральному округу - 26,2 процента.


По данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области, за период с 2019 по 2022 год идет сокращение численности работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, на 6 599 человек, или 13,5 процента.


Снижение указанного показателя достигнуто путем реализации мероприятий, направленных на снижение действия вредных и опасных производственных факторов, а также за счет снижения общей численности работников.


Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда в 2018-2022 годах, представлена в таблице N 8.


Наличие рабочих мест с вредными или опасными для здоровья условиями труда отрицательно влияет на рождаемость и, соответственно, на демографическую ситуацию в регионе.


13. Наибольший удельный вес занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда зарегистрирован в сфере лесозаготовок, добычи полезных ископаемых, обрабатывающего производства, обеспечения электрической энергией, газом и паром, водоснабжения, водоотведения, а также утилизации отходов.



Таблица N 8



Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда в 2018-2022 годах (по данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области)



Человек

Субъект Российской Федерации

Годы

2018

2019

2020

2021

2022

Костромская область

33 248

48 878

48 828

46 206

42 279



Таблица N 9



Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников, в 2015-2019 годах (по данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области)



Процентов

Субъект Российской Федерации

Годы

2018

2019

2020

2021

2022

Костромская область

14,6

22,5

23,6

22,1

20,3


14. Анализ сведений (таблицы N 7, 9) позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на снижение общей численности работников, удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, увеличился на 5,7 процентных пункта. Это в большей мере связано с увеличением выявляемых в ходе проведения СОУТ вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также неудовлетворительным техническим и санитарным состоянием многих рабочих мест.



Раздел II. СВЕДЕНИЯ О ВЗАИМОСВЯЗИ СО СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПРИОРИТЕТАМИ, ЦЕЛЯМИ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


15. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" сохранение населения, здоровье и благополучие людей являются одними из основных национальных целей страны.


16. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" основной задачей определено сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин. Решение задачи включает в себя сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.


17. Государственные программы Российской Федерации в сфере улучшения условий и охрана труда не реализуются.


18. Реализация мероприятий государственной программы Костромской области "Улучшение условий и охрана труда в Костромской области" (далее - государственная программа) оказывает опосредованное влияние на достижение целевого показателя "Обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации" национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".


С учетом национальных целей в сфере улучшения условий и охраны труда одним из основных показателей государственной программы является сокращение к 2030 году числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом до 5 человек.


19. Одной из основных задач Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 года N 1315-р, является технологическая модернизация производственной системы экономики.


Указанная задача является одним из основных элементов Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 12 июля 2021 года N 165-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития Костромской области).


Государственная программа занимает особое место в Стратегии социально-экономического развития Костромской области, поскольку является системным элементом демографической политики, направленным на достижение стратегической цели, а именно на увеличение доли трудоспособного населения в общей численности населения.


Достижение обозначенной цели должно быть реализовано в том числе через формирование качественно новых условий труда посредством технологической модернизации производственной системы региона.



Раздел III. ОПИСАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА


20. Приоритетами государственной политики в сфере улучшения условий и охраны труда являются:


сохранение жизни и здоровья работников путем разработки и реализации мер, направленных на сокращение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Особый приоритет реализации профилактических мероприятий в организациях региона, осуществлявших наиболее травмоопасные виды деятельности, такие как лесное хозяйство, обрабатывающее производство, строительство, сельское хозяйство;


выявление опасностей и угроз для жизни и здоровья работников; проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников;


подготовка работников по охране труда;


содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в сфере охраны труда;


обеспечение соблюдения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Костромской области в области охраны труда, в том числе содержащих государственные нормативные требования охраны труда.


Целенаправленная работа по этим направлениям позволит достичь запланированных показателей.



Раздел IV. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


21. Целями Программы являются создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, в том числе для снижения:


уровня производственного травматизма, в том числе с тяжелым и смертельным исходом, в расчете на 1 тыс. работающих до 0,8 человека к концу 2030 года (цель 1);


удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, до 27 процентов к концу 2030 года (цель 2).


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ