Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2023 года N 276-а


Об утверждении государственной программы Костромской области "Содействие занятости населения Костромской области"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 26 июня 2023 года N 260-а "О системе управления государственными программами Костромской области" администрация Костромской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Костромской области "Содействие занятости населения Костромской области".


2. Признать утратившими силу:


1) постановление администрации Костромской области от 31 июля 2014 года N 315-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Содействие занятости населения Костромской области";


2) постановление администрации Костромской области от 29 декабря 2014 года N 553-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


3) постановление администрации Костромской области от 26 марта 2015 года N 112-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


4) постановление администрации Костромской области от 1 июля 2015 года N 246-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


5) постановление администрации Костромской области от 9 июня 2016 года N 186-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


6) постановление администрации Костромской области от 29 декабря 2016 года N 534-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


7) постановление администрации Костромской области от 10 апреля 2017 года N 145-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


8) постановление администрации Костромской области от 19 июня 2017 года N 238-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


9) постановление администрации Костромской области от 27 ноября 2017 года N 436-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


10) постановление администрации Костромской области от 30 марта 2018 года N 111-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


11) постановление администрации Костромской области от 24 сентября 2018 года N 391-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


12) постановление администрации Костромской области от 28 января 2019 года N 18-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


13) постановление администрации Костромской области от 27 мая 2019 года N 189-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


14) постановление администрации Костромской области от 23 декабря 2019 года N 523-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


15) постановление администрации Костромской области от 30 марта 2020 года N 99-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


16) постановление администрации Костромской области от 25 мая 2020 года N 205-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


17) постановление администрации Костромской области от 3 августа 2020 года N 336-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


18) постановление администрации Костромской области от 1 марта 2021 года N 78-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


19) постановление администрации Костромской области от 1 апреля 2021 года N 164-а "О внесении изменения в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


20) постановление администрации Костромской области от 22 ноября 2021 года N 516-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


21) постановление администрации Костромской области от 21 марта 2022 года N 102-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


22) постановление администрации Костромской области от 24 марта 2022 года N 114-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


23) постановление администрации Костромской области от 20 июня 2022 года N 287-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


24) постановление администрации Костромской области от 18 июля 2022 года N 339-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


25) постановление администрации Костромской области от 26 сентября 2022 года N 476-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


26) постановление администрации Костромской области от 14 ноября 2022 года N 561-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


27) постановление администрации Костромской области от 14 января 2023 года N 1-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


28) постановление администрации Костромской области от 2 марта 2023 года N 60-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


29) постановление администрации Костромской области от 27 марта 2023 года N 109-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


30) постановление администрации Костромской области от 2 мая 2023 года N 174-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а".


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года и подлежит официальному опубликованию.



Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ



Приложение


Утверждена
постановлением
администрации
Костромской области
от 10 июля 2023 г. N 276-а



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ"


Приоритеты и цели государственной политики Костромской области в сфере содействия занятости


Раздел I. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ


1. В 2020 году ситуация на рынке труда была осложнена распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) как на территории Российской Федерации, так и Костромской области. Введение ограничений в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) привело к негативным последствиям на рынке труда Костромской области, в том числе к росту численности безработных граждан.


2. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ)) достигла пиковых значений в июне-августе 2020 года (20,1 тыс. человек), по сравнению с 2019 годом численность безработных граждан увеличилась на 7,5 тыс. человек, или в 1,6 раза. Уровень безработицы в пиковых значениях достигал 6,6 процента, что выше доковидного значения на 2,5 процентного пункта.


3. В течение 2020 года в службу занятости населения Костромской области в целях содействия в поиске подходящей работы обратилось 37,5 тыс. человек, из них признано безработными более 25,8 тыс. человек (в 2019 году значения данных показателей были 21,5 тыс. человек и 5,8 тыс. человек соответственно).


4. Численность зарегистрированных безработных в конце 2020 года составила 11,3 тыс. человек (в 2019 году - 2,3 тыс. человек). В 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) численность зарегистрированных безработных увеличилась в 5,0 раз.


5. Официально наибольший уровень регистрируемой безработицы отмечался 1 октября 2020 года - 5,85 процента. При этом рост с начала пандемии составил 5,16 процентного пункта, или в 8,5 раза.


6. В целях недопущения массовых увольнений и сохранения рабочих мест Правительством Российской Федерации и администрацией Костромской области приняты меры, направленные на восстановление темпов экономического роста, уровня занятости и доходов населения, нормализации деловой активности в отраслях, наиболее пострадавших в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


7. По итогам проведенной работы, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области, численность безработных граждан (в соответствии с методологией МОТ) в среднем за октябрь-декабрь 2021 года составила 12,2 тыс. человек, уровень безработицы составил 3,9 процента. Численность зарегистрированных безработных снизилась до 2,3 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составил 0,75 процента. Таким образом, по основным показателям ситуация на рынке труда Костромской области восстановлена.


8. В связи с введением недружественными государствами санкций в отношении Российской Федерации численность вакансий, заявленных предприятиями и организациями в органы службы занятости населения Костромской области, по состоянию на 1 января 2023 года составила 5,9 тыс. вакансий и по сравнению с 1 января 2022 года уменьшилась на 3,6 тыс. вакансий, или на 38 процентов.


Всего за 2022 год в службу занятости населения работодателями заявлено около 22,8 тыс. вакансий. Среди рабочих профессий наибольшим спросом пользовались профессии водителей, слесарей, проводников, машинистов, электромонтеров, швей, операторов станков, монтажников, электросварщиков. Среди должностей служащих - врачи, инженеры, учителя, медсестры.


9. Коэффициент напряженности на рынке труда Костромской области по состоянию на 31 декабря 2022 года составил 0,3 безработных на одну представленную вакансию (максимальное значение - 2,3 на 1 сентября 2020 года).


10. Численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости, в 2022 году составила около 11,3 тыс. человек, из них 3,2 тыс. граждан трудоустроены на постоянные работы (28,3 процента). Из общего числа граждан, обратившихся в органы службы занятости населения в поиске подходящей работы, трудоустроены 70,7 процента.


11. Средняя продолжительность регистрируемой безработицы на конец 2022 года составила 4,1 месяца (годом ранее - 4,2 месяца).


12. Решение целого комплекса задач в сфере занятости населения, включая обеспечение защиты населения Костромской области от безработицы, содействие трудоустройству, предоставление гражданам информационных, профориентационных и образовательных услуг в целях трудоустройства, обеспечение различных сфер экономики Костромской области квалифицированными трудовыми ресурсами в необходимом количестве и требуемой квалификации, будет способствовать преодолению негативных явлений на рынке труда.


13. В 2022 году в рамках реализации национального проекта "Демография" в Костромской области запущена модернизация центров занятости населения. Пилотным центром занятости населения был определен ОГКУ "Центр занятости населения по городу Волгореченску" (Костромская область, г. Волгореченск, ул. имени 50 лет Ленинского Комсомола, д. 17а). В новом кадровом центре проведен капитальный ремонт здания с внедрением единого фирменного стиля "Работа России" и оборудованием парковочных мест и входа для маломобильных граждан; разработаны и внедрены новые сервисы и технологии работы (паспорта жизненных ситуаций и бизнес-ситуаций); закуплены два мобильных офиса для осуществления выездных мероприятий для граждан и работодателей (ярмарки вакансий, выездные собеседования, профориентационные мероприятия); закуплено необходимое техническое оснащение, в том числе оборудование зоны цифровых сервисов.


14. Мобильные офисы обслуживают все муниципальные образования Костромской области. За период май-июнь 2023 года уже осуществлены 17 выездов мобильных офисов в населенные пункты 17 муниципалитетов региона. Услугами мобильных офисов воспользовались более 230 жителей Костромской области.


15. С 2023 года Костромская область вошла в число 17 пилотных субъектов Российской Федерации, отобранных для реализации проекта по комплексной модернизации службы занятости населения. Цель проекта - повышение эффективности работы региональной службы занятости населения по предоставлению гражданам и работодателям региона государственных услуг в сфере занятости населения. Главной задачей проекта является повышение уровня доступности и качества оказываемых государственных услуг.


16. Комплексная модернизация службы занятости населения Костромской области позволит оперативно и проактивно действовать в отношении рисков безработицы и неэффективной занятости, а также содействовать реализации профессионального потенциала граждан и удовлетворению потребности работодателей в кадровых ресурсах. Централизация кадровых, финансовых, хозяйственных процессов и методическое сопровождение обеспечит возможность центрам занятости населения сосредоточиться на оказании государственных услуг в сфере занятости, а также сокращение расходов на управленческие мероприятия.


17. Кроме оказания государственных услуг в сфере занятости в привычном формате, в результате модернизации службы занятости населения работа организована не только с обратившимися непосредственно в центр занятости населения гражданами и работодателями, но и проактивная работа с населением, осуществляются выезды на предприятия, испытывающие трудности при подборе персонала с последующим закреплением индивидуального кадрового консультанта.


18. В 2022 году органами службы занятости населения Костромской области были реализованы дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Костромской области, в рамках которых организованы:


1) временные работы для работников предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников. С 40 работодателями Костромской области заключены соглашения на финансовое обеспечение затрат работодателей на частичную оплату труда и материально-техническое оснащение при организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения, организованы временные работы 1 802 работников предприятий;


2) общественные работы для граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, включая безработных граждан. С работодателями Костромской области заключено 60 соглашений на финансовое обеспечение затрат работодателей на частичную оплату труда при организации общественных работ, организованы общественные работы для 488 граждан, ищущих работу;


3) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников. Заключены соглашения с 7 промышленными предприятиями Костромской области на финансовое обеспечение расходов предприятий на оплату стоимости обучения работников, находящихся под риском увольнения. Прошли обучение 69 человек. Доля занятых по истечении 3-х месяцев после завершения профессионального обучения из числа работников, прошедших обучение, составила 95,7 процента.


19. В результате улучшения ситуации на областном рынке труда на 26,3 процента, с 21 660 человек в 2021 году до 15 964 человек в 2022 году, уменьшилась численность граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы в центры занятости населения. Из числа лиц, обратившихся в органы службы занятости в поиске подходящей работы, признаны безработными в 2022 году 4,9 тыс. человек (в 2021 году 7,4 тыс. человек, на 32,9 процента меньше).


20. Положительные тенденции на рынке труда Костромской области соответствуют общероссийским.


21. Несмотря на положительные тенденции, в целом на рынке труда Костромской области существует ряд серьезных проблем:


1) сокращение численности населения трудоспособного возраста и сокращение доли трудоспособного населения в общей численности населения.


С 2017 года, несмотря на постепенное повышение пенсионного возраста, численность трудоспособного населения Костромской области сократилась на 10,8 тыс. человек, и на 1 января 2022 года составила 340,3 тыс. человек. Доля трудоспособного населения в общей численности населения уменьшилась на 3,1 процентного пункта.


Демографическую ситуацию в регионе осложняют миграционные процессы. В 2022 году число выбывших из Костромской области превысило число прибывших, миграционная убыль составила 832 человека.


Снижение численности населения трудоспособного возраста приводит к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, к сокращению предложения трудовых ресурсов, что становится существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста. Уже на сегодняшний день регион испытывает дефицит трудовых ресурсов, особенно по рабочим профессиям. На регистрируемом рынке труда спрос по рабочим профессиям в 2023 году в 3,2 раза превышает предложение;


2) влияние глобальных вызовов (новая коронавирусная инфекция (COVID-19), экономические санкции и т.п.).


Введение в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц экономических санкций приводит к рискам затруднения осуществления деятельности или приостановки предприятий Костромской области. Нарушение поставок, сбыта и логистических маршрутов обеспечения деятельности предприятий промышленности может привести к высвобождению работников и росту уровня безработицы.


22. В настоящее время на территории региона количество заявленных в службу занятости вакансий - 7 549 единиц, что позволяет удерживать коэффициент напряженности на рынке труда 0,2 единицы, который на 0,1 единицы меньше, чем на 1 января 2023 года.


23. Проведение оперативного мониторинга ситуации на рынке труда и реализация мер проактивной поддержки занятости населения Костромской области позволят нивелировать последствия экономических санкций и обеспечить социально-экономическую стабильность в регионе. В целях сохранения трудовых коллективов и недопущения увольнения работников в Костромской области принимаются опережающие меры. С каждым предприятием, где есть угроза высвобождения работников, ведется индивидуальная работа, назначены кураторы от центров занятости населения. На предприятиях в период отсутствия объемов основного производства и введения режимов неполного рабочего времени, простоя, отпусков без сохранения заработной платы осуществляется перевод работников на временные работы, не входящие в основное производство.


24. Так, по состоянию на 23 июня 2023 года под угрозой высвобождения в организациях Костромской области находятся 1 076 человек, из них 519 человек предполагаются к увольнению, 443 человека работают неполное рабочее время, 114 человек находятся в простое. Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, составляет 1 336 человек, что на 62 человека, или 4 процента, меньше, чем на 1 января 2023 года. При этом численность получателей пособия по безработице составляет 1 094 человека, или 82 процента от общей численности безработных. Уровень регистрируемой безработицы составляет 0,44 процента, что на 0,01 процентного пункта меньше, чем на 1 января 2023 года.


25. Наиболее эффективными первоочередными мерами по поддержанию регионального рынка труда и недопущению роста численности безработных граждан являются организация временных работ для работников предприятий, находящихся под риском увольнения, общественных работ для граждан, ищущих работу и обратившихся за содействием в органы службы занятости, а также организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий.


26. Таким образом, ситуация на региональном рынке труда остается стабильной, при этом в отдельных муниципальных образованиях Костромской области для реализации инвестиционных проектов и для работы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса наблюдается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной или высококвалифицированной.


27. Итоги выборочных обследований населения Костромской области по проблемам занятости фиксируют разрыв между численностью безработных, определяемых в соответствии с методологией МОТ, и численностью безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. В органах службы занятости регистрируются граждане, ищущие работу и готовые приступить к ней, а по методологии МОТ учитываются все неработающие граждане.


28. Существует проблема трудоустройства граждан, имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда (женщины, имеющие малолетних детей, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы)).



Раздел II. СВЕДЕНИЯ О ВЗАИМОСВЯЗИ СО СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПРИОРИТЕТАМИ, ЦЕЛЯМИ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


29. Реализация мероприятий государственной программы Костромской области "Содействие занятости населения Костромской области" (далее - Программа) оказывает опосредованное влияние на достижение целевого показателя "Снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года" национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2023 года".


30. Данный показатель также обозначен как один из основных в сфере содействия занятости населения, определенный в соответствии с национальными целями, в государственной программе Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения".


31. В рамках Программы реализуются следующие мероприятия по содействию занятости населения, направленные на достижение указанного целевого показателя:


1) организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;


2) организация временного трудоустройства безработных, испытывающих трудности в поиске работы;


3) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан по направлению службы занятости;


4) содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных;


5) организация проведения оплачиваемых общественных работ;


6) организация сопровождения при содействии занятости инвалидов;


7) организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.


32. Социальные выплаты безработным гражданам (пособие по безработице) также способствуют поддержанию их доходов и оказывают влияние на величину среднедушевых денежных доходов населения.



Раздел III. ОПИСАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


33. Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.



Раздел IV. ЦЕЛЬ (ЦЕЛИ) ПРОГРАММЫ


34. Цель Программы - обеспечение к 2030 году величины регистрируемой безработицы на уровне не более 0,67 процента.


35. В качестве показателя, отражающего конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации Программы, предусмотрен показатель "Уровень регистрируемой безработицы".


36. В соответствии с указанной целью предусматривается решение следующих задач Программы:


1) содействие занятости ищущих работу граждан;


2) повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда;


3) обеспечение инвалидам равных возможностей на рынке труда;


4) удовлетворение необеспеченного внутреннего спроса экономики Костромской области на рабочую силу за счет внешней и внутренней трудовой миграции;


5) обеспечение гарантий социальной поддержки безработных граждан.


37. Планируется, что реализация Программы к 2030 году позволит удержать показатель регистрируемой безработицы в Костромской области на уровне 0,67 процента.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ