ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 июня 2023 года N 539-р
Об утверждении региональной программы
по повышению рождаемости в Республике
Саха (Якутия) на 2023 - 2025 годы
В целях повышения рождаемости в
Республике Саха (Якутия):
1. Утвердить региональную программу по
повышению рождаемости в Республике Саха
(Якутия) на 2023 - 2025 годы (далее -
региональная программа) согласно
приложению к настоящему распоряжению.
2. Министерству труда и социального
развития Республики Саха (Якутия)
(Волкова Е.А.) осуществлять мониторинг
реализации мероприятий по направлениям
региональной программы во
взаимодействии с заинтересованными
органами и муниципальными
образованиями.
3. Ответственным исполнителям
мероприятий региональной программы
представлять информацию по исполнению в
Министерство труда и социального
развития Республики Саха (Якутия)
ежеквартально не позднее пятого числа
месяца, следующего за отчетным периодом,
по итогам года - не позднее 10 числа
месяца, следующего за отчетным годом.
4. Контроль исполнения настоящего
распоряжения возложить на заместителя
Председателя Правительства Республики
Саха (Якутия) Степанова Г.М.
5. Опубликовать настоящее распоряжение в
официальных средствах массовой
информации.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 30 июня 2023 г. N 539-р
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОВЫШЕНИЮ
РОЖДАЕМОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА
2023 - 2025 ГОДЫ
1. Общие положения
Региональная программа по повышению
рождаемости в Республике Саха (Якутия) на
2023 - 2025 годы (далее - региональная
программа) разработана во исполнение
пункта 9.1.2 протокола Заместителя
Председателя Правительства Российской
Федерации Т.А. Голиковой от 28 марта 2023 г. N
ТГ-П45-4330.
Срок реализации региональной программы:
2023 - 2025 годы.
Координатор региональной программы -
Министерство труда и социального
развития Республики Саха (Якутия) (далее -
Министерство).
Исполнители программы - Министерство
здравоохранения Республики Саха
(Якутия), Министерство образования и
науки Республики Саха (Якутия),
Министерство строительства Республики
Саха (Якутия), Министерство по физической
культуре и спорту Республики Саха
(Якутия).
Цель региональной программы - достижение
целевых значений числа рождений в
регионе на 2023 - 2025 годы.
Задачи региональной программы:
создание условий для семей,
способствующих повышению рождаемости;
укрепление института семьи, пропаганда
семейных ценностей и традиций, повышение
родительской ответственности за
воспитание детей;
улучшение и сохранение репродуктивного
здоровья населения Республики Саха
(Якутия);
комплексный анализ демографической
ситуации Республики Саха (Якутия);
определение перечня факторов, влияющих
на репродуктивное поведение населения и
общее число рождений в регионе.
Перечень действующих в регионе
мероприятий, направленных на повышение
рождаемости и поддержку семей с детьми,
обеспечивающих достижение показателей
рождаемости в Республике Саха (Якутия) на
2023 - 2025 годы, приведен в приложении N 1 к
настоящей региональной программе.
Перечень новых мероприятий,
направленных на повышение рождаемости и
поддержку семей с детьми, обеспечивающих
достижение показателей рождаемости в
Республике Саха (Якутия) на 2023 - 2025 годы,
приведен в приложении N 2 к настоящей
региональной программе.
В 2022 году Республика Саха (Якутия) вошла в
число семи субъектов России, в которых
население увеличилось за счет
естественного прироста. По коэффициенту
естественного прироста среди всех
субъектов Российской Федерации в 2021 году
Республика Саха (Якутия) заняла седьмое
место, среди субъектов ДВФО - первое
место. По коэффициенту миграционного
прироста среди всех субъектов
Российской Федерации Республика Саха
(Якутия) в 2021 году заняла восьмое место,
среди субъектов ДВФО - второе место.
Численность городского населения в
республике растет, а численность
сельского населения сокращается.
Динамика естественного и миграционного
приростов сельского и городского
населения Республики Саха (Якутия)
отличаются. Как среди городского, так и
среди сельского населения наблюдается
положительный естественный прирост,
который с 2014 года имеет тенденцию к
снижению. Сокращение естественного
прироста в 2021 году по сравнению с 2016
годом составило среди городского
населения на 81 процент ниже уровня 2016
года, среди сельского населения на 72
процента ниже уровня 2016 года. У
городского населения Якутии с 2018 года
наблюдается значительный положительный
миграционный прирост населения. Прирост
сельского населения происходит только
за счет превышения числа родившихся над
числом умерших, тогда как миграционное
сальдо было отрицательным.
Возрастно-половая структура населения
Республики Саха (Якутия) приобретает
регрессионный тип: уменьшается число
детей и молодежи, растет процент
старшего поколения, существует
гендерный дисбаланс населения.
Современная половозрастная структура
населения Якутии не совсем благоприятна
с точки зрения перспектив
демографической динамики. Сейчас в
активном репродуктивном возрасте
находятся женщины, родившиеся в конце 1990
- начале 2000 годов. Сокращение численности
женщин активного репродуктивного
возраста неизбежно вызовет сокращение
абсолютного числа родившихся и общего
коэффициента рождаемости. На замедление
рождаемости повлияло ухудшение
эпидемиологической обстановки,
связанное с распространением новой
коронавирусной инфекцией (Covid-19), и
ухудшение экономической ситуации в
стране.
На начало 2022 года удельный вес женщин в
численности населения Республики Саха
(Якутия) был больше, чем мужчин, доля
женщин составляла 51,1 процента, а мужчин -
48,9 процента. По сравнению с 2016 годом
(женщины - 51,5 процента, мужчины - 48,5
процента) доля женщин сократилась, а
мужчин, соответственно, увеличилась на 0,4
процента.
В младших возрастах перевес мужского
населения обусловлен более высокой
долей мальчиков среди родившихся
(например, в 2017 году доля мальчиков среди
родившихся составляла 51,7 процента,
девочек - 48,3 процента, в 2021 году мальчиков
- 50,9 процента, девочек - 49,1 процента).
Более высокий уровень смертности мужчин
всех возрастов приводит сначала к
выравниванию соотношения численности
полов, а далее к перевесу численности
женщин. В Якутии примерное равенство
численности женщин и мужчин в возрастных
интервалах 20 - 24 лет и 40 - 44 лет. В возрасте
65 - 69 лет женщин в 1,5 раза больше, чем
мужчин, а в 70 лет и старше - в два раза. На
начало 2021 года, в отличие от данных 2017
года, перевес численности мужчин
сохраняется до возрастной группы 40 - 44
лет, а в более старших возрастах идет
перевес женщин.
В ближайшие годы будет происходить
существенное возрастание числа жителей
Якутии, достигающих и преодолевающих
70-летний возрастной рубеж. Такие
изменения в возрастной структуре будут
способствовать увеличению абсолютного
числа умерших и общего коэффициента
смертности.
В следующие пять лет положительным
моментом в половозрастной структуре
населения региона является тот факт, что
в активный репродуктивный возраст будут
вступать молодые девушки 15 - 19 лет.
Социологические опросы показывают
изменение возрастной модели брачности и
рождаемости среди молодежи. Молодые
девушки не планируют рано создавать
семью и все чаще откладывают рождение
детей на более поздний возраст.
Трансформация половозрастной структуры
населения Якутии в ближайшие годы будет
способствовать снижению общих
показателей рождаемости, повышению
общих показателей смертности и,
следовательно, сокращению естественного
прироста населения. Тенденция старения
населения будет усугубляться.
Существует четкая тенденция
демографического старения населения и
снижения темпов прироста рождаемости.
Особенно ярко данные процессы
прослеживаются в сельской местности. В
дальнейшем пенсионная нагрузка
непрерывно будет возрастать, увеличивая
социальную нагрузку на занятое
население. Однако данная тенденция
компенсируется такими поведенческими
факторами, как рост числа работающих
пенсионеров.
В 2022 году в Республику Саха (Якутия)
прибыло 53948 человек, выбыло 57914 человек,
миграционный отток составил - 3966
человек.
В 2021 году в Республику Саха (Якутия)
прибыло 56166 человек, выбыло 47597 человек,
миграционный прирост составил 8569
человек. В структуре прибывающего
населения 51,9 процента составляла
внутриреспубликанская миграция, 29,7
процента - международная миграция, 18,5
процента - межрегиональная миграция. В
структуре выбывающего населения также
на первом месте стояла
внутриреспубликанская миграция (61,2
процента), далее следовали
межрегиональная (28,6 процента) и
международная (10,2 процента) миграции. В
2021 году основной миграционный прирост
дала международная миграция со странами
СНГ (+11463 человек), которая по сравнению с
2020 годом выросла на 27,3 процента.
Международная миграция из стран СНГ
выросла как в городской, так и в сельской
местности.
В 2021 году в республику прибыло 42752 и
выбыло 34249 мигранта в трудоспособном
возрасте. В структуре прибытий доля
мигрантов в трудоспособном возрасте
составила 76,1 процента. По сравнению с 2016
годом доля мигрантов в трудоспособном
возрасте сократилась на 3,9 процента. В
основном приезжали мигранты в возрасте 30
- 39 лет (20,5 процента от всех прибывших). По
сравнению с 2016 годом возраст приезжающих
мигрантов повысился, в предыдущие годы
основная масса приезжающих мигрантов
была в возрасте 20 - 24 лет.
В структуре выбытий доля мигрантов
трудоспособного возраста в 2021 году
составляла 61 процент. По сравнению с 2016
годом выбыло на 17,3 процента меньше
граждан трудоспособного возраста. Также,
как и с прибывающими мигрантами, в
последние годы чаще выбывали лица в
возрасте 30 - 39 лет.
В 2021 году прибыло 3704 и выбыло 4393 мигранта
старше трудоспособного возраста. В
возрастной структуре прибывающих доля
старшего поколения составила 6,6
процента. В структуре выбывающих доля
пожилых составила 7,8 процента.
Анализ полового состава мигрантов
показал, что среди прибывающих
преобладают мужчины (53,5 процента мужчин),
а среди выбывающих наоборот преобладают
женщины (52 процента). В миграционном
приросте преобладают мужчины (7160 мужчин
и 1347 женщин).
Среди прибывающих в республику мужчин
большинство трудоспособного возраста,
наибольшая доля приходилась на
возрастные группы 30 - 39 лет (21,8 процента),
20 - 24 лет (17 процентов). Среди прибывающих
женщин также преобладали женщины
трудоспособного возраста, в основном,
возрастных групп 30 - 39 лет (19,1 процента), 20
- 24 лет (17,7 процента).
Среди выбывающих из республики лиц
мужского пола доля детей и подростков
составляла 19,3 процента, лиц в
трудоспособном возрасте - 74,5 процента,
пожилых - 6,2 процента. Среди выбывающих
лиц женского пола дети и подростки
составляли 18,5 процента, трудоспособные
женщины - 69,4 процента, пожилые - 12
процентов.
Наибольший миграционный прирост был
среди мужчин в возрасте 30 - 39 лет (1991
мужчина), 20 - 24 лет (1744) и 25 - 29 лет (1350).
Миграционная убыль наблюдалась среди
мужчин в возрастных группах старше 60 лет
(-111 человек) и 14 - 17 лет (-52 человека).
Среди женщин наибольший миграционный
прирост в 2021 году отмечался в возрасте 20 -
24 лет (722 женщины) и 25 - 29 лет (477 женщины).
Миграционная убыль среди
женщин-мигрантов была самой высокой в
возрастной группе старше 55 лет (-596
человек), среди 14 - 17 лет (-114 человек), 18 - 19
лет (-62 человек).
Республика Саха (Якутия) традиционно
относится к группе регионов России с
положительным естественным приростом
населения за счет сохранения
относительно высоких показателей
рождаемости по сравнению со
среднероссийским уровнем и многими
другими российскими субъектами, в том
числе регионами Дальневосточного
федерального округа.
В 2022 году в Республике Саха (Якутия)
зарегистрировано 5596 браков и 4216
разводов. Общий коэффициент брачности в
Республике Саха (Якутия) в 2021 году
составил 5,7 промилле, общий коэффициент
разводимости - 4,3 промилле. По сравнению с
2016 годом в 2021 году коэффициент брачности
снизился на 29,3%, коэффициент
разводимости остался неизменным.
Происходит снижение числа браков во всех
возрастных группах.
Если в 1990 году на 1000 разводов приходилось
2276 браков, в 2021 году на 1000 разводов
приходилось всего 1327 браков. Число
браков превышает число разводов, разрыв
между ними ежегодно сокращается.
Данные социологического опроса 2021 года
показывают, что 70 процентов респондентов
предпочитают зарегистрированные
отношения, за отношения без регистрации
выступают 11 процентов. Более половины
опрошенных считают 25 - 29 лет наиболее
оптимальным возрастом для вступления в
брак.
В 2021 году из 4216 разводов 36,3 процента пар
разошлись после 1-4 лет совместной жизни,
30,8 процента пар прожили в браке 5 - 9 лет.
Во всех возрастных группах мужчин и
женщин разводы преобладали именно в
данной группе - после 5 - 9 лет семейной
жизни почти каждая третья пара
разводилась. Более 15 процентов
разводившихся мужчин и женщин прожили в
браке 10 - 14 лет. После 20-летней совместной
семейной жизни развелось 9,7 процента
пар.
За 2016 - 2021 годы коэффициенты брачности
выросли только в семи муниципальных
образованиях. В большинстве районов
республики за 2016 - 2021 годы число браков
сокращалось.
В целом по республике в период 2016 - 2022
годы отмечается снижение числа
родившихся на 26,7 процента, с 16,1 тыс. до 11,8
тыс. детей, а коэффициент рождаемости
снизился с 16 промилле в 2016 году до 11,9
промилле в 2022 году. Уровень рождаемости
падал как в городской, так и в сельской
местности. В городской местности число
рождений за 2020 год составило 7985 человек,
в сельской местности - 5112 человек. В
городской местности коэффициент
рождаемости в 2016 году составил 15,3
промилле, к 2021 году он снизился до 11,6
промилле. В сельской местности
коэффициент рождаемости в 2016 году
составил 17,3 промилле, в 2021 году снизился
до 13,8 промилле. Несмотря на то, что в
сельской местности абсолютное число
родившихся было меньше, чем в городской,
общий коэффициент рождаемости на селе
превышает городской уровень, то есть для
сельских районов характерны более
высокие значения общего коэффициента
рождаемости, рождаемость традиционно
остается выше на селе.
Основными причинами снижения
рождаемости в регионе являются,
во-первых, нарастание негативного
воздействия фактора возрастной
структуры, когда в активный детородный
возраст вступает малочисленное
поколение конца 90-х - начала 2000 годов.
Происходит сокращение доли женщин
репродуктивных возрастов в общей
численности населения, наблюдается
тенденция смещения максимальной
рождаемости от группы женщин в возрасте
20 - 24 года к группе 25 - 34 года. Отчетливо
выделяется воздействие на процесс
рождаемости структурного фактора,
взаимосвязи между возрастной структурой
женщин и изменений рождаемости в каждой
возрастной группе. Во-вторых, уровень
рождаемости сильно зависит от
устойчивости развития экономики и
экономической стабильности, негативное
влияние оказывает начавшаяся в 2020 году
пандемия новой коронавирусной инфекции
(Covid-19) и ухудшение
социально-экономической ситуации в
стране.
В 2022 году суммарный коэффициент
рождаемости в регионе сократился по
сравнению с 2016 годом на 29 процентов и
составил 1,62. Данный показатель был выше
среднероссийского суммарного
коэффициента рождаемости (в 2022 году по РФ
он составил 1,4 рождений, по ДВФО - 1,55
рождений). В ДВФО по уровню суммарного
коэффициента рождаемости Якутия
занимает третье место. Суммарная
рождаемость городских женщин всегда
была ниже среднереспубликанского уровня
и никогда не достигала уровня 2 рождений
на одну женщину. В 2021 году суммарная
рождаемость у городских женщин упала до
1,5. Рождаемость у сельских женщин заметно
превышает уровень простого
воспроизводства. В 2021 году он составил 2,33
рождения на одну женщину. Несмотря на
высокие значения данного показателя на
селе, по сравнению с 2016 годом, он
сократился на 16,2 процента.
Наблюдается увеличение интенсивности
рождаемости среди женщин средних и
старших репродуктивных возрастов. В 2021
году наибольший вклад в рождаемость
вносили женщины в возрасте 25 - 34 лет (56,3
процента от всех рождений). За 2016 - 2021 годы
произошло снижение доли вклада в
суммарную рождаемость женщин в возрасте
до 20 лет, 20 - 24 лет, 25 - 29 лет. И наоборот
повышается доля вклада в суммарную
рождаемость женщин в возрасте 30 - 34 лет, 35
- 39 лет, 40 лет и старше. Снижение вклада в
суммарную рождаемость женщин молодых
возрастов сокращалось и в городской, и в
сельской местности. Наибольшее
сокращение произошло среди городских
женщин в возрасте 25 - 29 лет и среди
сельских женщин в возрасте 20 - 24 лет.
Менее всего сократилась доля
рождаемости в возрастной группе
сельских женщин 25 - 29 лет. В старших
возрастных группах женщин доля рождений
росла. Наибольший рост произошел среди
городских женщин 30 - 34 лет. Чаще стали
рожать сельские женщины старше 40 лет.
В динамике рождений по республике в
целом наблюдается рост доли детей,
родившихся третьими и последующими
среди новорожденных. По республике в
целом их доля увеличилась с 23,3 процента в
2010 году до 41,93 процента в 2021 году.
По данным социологических исследований
доминирующим репродуктивным
предпочтением большинства опрошенных
женщин, проживающих в Республике Саха
(Якутия), явилась модель семьи с тремя
детьми. В опросе среднее "желаемое"
число детей составило 3,3. При
существующих социально-экономических
условиях проживания в регионе, с учетом
конкретных обстоятельств жизни, в
основном преобладает двухдетная модель
семьи. Такой уровень малодетности в
долгосрочной перспективе будет
препятствовать стабилизации
демографической ситуации в регионе. В то
же время 30 процентов опрошенных женщин с
учетом реальных жизненных условий
планируют родить еще детей. Также мы
видим, что в регионе довольно высокая
доля женщин с установками на
многодетность.
Сейчас существует благоприятное
демографическое окно возможностей для
поддержки рождения третьего ребенка.
Возрастная структура населения региона,
как и страны в целом, такова, что
контингент женщин в возрасте 32 года, на
который в среднем приходится рождение
третьего ребенка, находится на
историческом максимуме и будет плавно
убывать в течение 12 - 13 лет. Поддержать
рождение третьего ребенка и многодетные
семьи сейчас означает не только
обеспечить рост рождаемости и
естественный прирост, но и максимально
использовать имеющиеся возможности.
2. Целевые значения показателей
рождаемости в Республике Саха (Якутия) на
2023 - 2025 годы
N п/п |
Наименование целевого показателя (единица измерения) |
Значения целевого показателя по годам |
Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) | |||
|
|
Базовое значение |
2023 |
2024 |
2025 |
|
1 |
Число родившихся (чел.) |
11814 |
11814 |
11900 |
12000 |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
2 |
Доля случаев экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), завершившихся наступлением беременности, % |
30,5 |
30,5 |
30,6 |
30,7 |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
3. Анализ и оценка демографического
потенциала
В республике действуют различные
программы улучшения жилищных условий
для семей:
1. Обеспечение жильем молодых семей.
Субсидия предоставляется молодым
семьям. В рамках подпрограммы
предоставляется социальная выплата на
приобретение жилого помещения или
создание объекта индивидуального
жилищного строительства.
Участником подпрограммы может быть
молодая семья, в том числе молодая семья,
имеющая одного и более детей, где один из
супругов не является гражданином
Российской Федерации, а также неполная
молодая семья, состоящая из одного
молодого родителя, являющегося
гражданином Российской Федерации, и
одного и более детей.
Социальная выплата предоставляется в
размере:
35 процентов от расчетной (средней)
стоимости жилья для молодых семей, не
имеющих детей;
40 процентов от расчетной (средней)
стоимости жилья для молодых семей,
имеющих одного ребенка или более, а также
для неполных молодых семей, состоящих из
одного молодого родителя и одного
ребенка или более.
Всего с 2019 года 1648 молодых семей улучшили
жилищные условия на 1 738,6 млн руб.
2. Программа предоставления
единовременной социальной выплаты
многодетным семьям, имеющим пять и более
несовершеннолетних детей, на
приобретение (строительство) жилого
помещения.
Субсидия предоставляется семьям,
имеющим пять и более несовершеннолетних
детей.
Размер социальной выплаты составляет 35
процентов от расчетной стоимости жилья,
вычисляемой как произведение
социального норматива площади жилья (18
кв. м на одного члена семьи) и стоимости 1
кв. м общей площади жилья по Республике
Саха (Якутия), устанавливаемой
ежеквартально решением уполномоченного
Правительством Российской Федерации
федерального органа исполнительной
власти.
В 2019 - 2022 годах средний размер выплаты
составил около 3,4 млн рублей, а в 2022 году -
4 млн рублей.
За период с 2012 по 2022 годы единовременную
социальную выплату получили 728 семей на
общую сумму 2 032,3 млн рублей.
В 2022 году в государственном бюджете
республики предусмотрено 500 млн рублей,
социальная выплата предоставлена 124
семьям.
Правительством Республики Саха (Якутия)
в конце декабря 2022 года принят порядок
предоставления денежного сертификата
для семей, имеющих пять и более детей и
состоящих в республиканском реестре.
Денежный сертификат имеет целевое
назначение и может быть направлен на
строительство индивидуального жилого
дома на имеющемся земельном участке или
на погашение ранее предоставленного
целевого кредита (займа) на приобретение
(строительство) жилого помещения. При
этом указанные жилые дома (помещения)
должны находиться на территории
республики.
Размер сертификата составляет 17,5
процента расчетной стоимости жилья и
определяется с учетом норматива
социальной площади жилья на одного
человека (18 кв. м), средней стоимости 1
квадратного метра жилья, которая
устанавливается ежеквартально
Минстроем России, а также состава семьи.
Дополнительный механизм позволит
нуждающимся многодетным семьям, по их
выбору, воспользоваться денежным
сертификатом и улучшить жилищные
условия по ускоренной программе.
Многодетные семьи, получившие денежный
сертификат, исключаются из
республиканского реестра, как
реализовавшие свое право на улучшение
жилищных условий. Для получения
сертификата гражданин подает заявление
в Управление социальной защиты
населения по месту жительства.
3. Программа предоставления
единовременной социальной выплаты
многодетным семьям, имеющим 10 и более
несовершеннолетних детей, на
приобретение (строительство) жилого
помещения.
Субсидия предоставляется семьям,
имеющим 10 и более несовершеннолетних
детей.
Социальная выплата семьям
предоставляется на строительство и
приобретение жилого дома. Размер
социальной выплаты зависит от
количества членов семей и составляет 35
процентов от расчетной стоимости жилого
помещения.
Финансовое обеспечение расходных
обязательств данного мероприятия
осуществляется за счет средств
резервного фонда Правительства
Республики Саха (Якутия).
Всего с 2017 года 17 семей получили
социальную выплату 95,3 млн руб.
4. Программа предоставления
единовременной социальной выплаты
семьям, в которых родились трое и более
детей одновременно.
Субсидия предоставляется семьям, в
которых родились трое и более детей
одновременно.
Учитывая, что мера поддержки является
демографической, выплата
предоставляется без учета критерия
нуждаемости, то есть сведения о
постановке на учет семьи в качестве
нуждающейся в улучшении жилищных
условий в органах местного
самоуправления не требуются.
Методика расчета размера выплаты,
равного 35 процентам от расчетной
стоимости жилья, приведена в
соответствие с действующими мерами по
предоставлению социальной выплаты на
улучшение жилищных условий многодетным
семьям с пятью, десятью и более детьми.
Данная мера поддержки предоставляется
проактивно, то есть в беззаявительном
порядке, на основании сведений,
получаемых в рамках межведомственного
информационного взаимодействия, что,
безусловно, позволит оказать социальную
поддержку семье максимально оперативно
и удобно.
Единовременная выплата семьям
предоставляется на строительство или на
приобретение жилого дома.
Финансовое обеспечение расходных
обязательств данного мероприятия
осуществляется за счет средств
резервного фонда Правительства
Республики Саха (Якутия).
Всего с 2016 года 12 семей, в которых
родились трое и более детей
одновременно, получили социальную
выплату в размере 66,7 млн руб.
В соответствии с Концепцией
государственной семейной политики в
Российской Федерации на период до 2025
года приоритетом в развитии социального
института семьи является обеспечение
семейного благополучия и поддержание
социальной устойчивости семей.
В республике система денежных выплат
семьям с детьми различна по видам
(единовременные, ежемесячные, ежегодные),
целевому назначению (беременным
женщинам, при рождении ребенка, по уходу
за ребенком, малоимущим семьям, имеющим
детей), источникам финансирования (за
счет средств федерального бюджета или
республиканского бюджета).
В 2022 году в рамках реализации
национального проекта "Демография"
руководством страны уделено особое
внимание поддержке рождаемости в
субъектах Дальневосточного региона.
В рамках реализации мероприятий
национального проекта "Демография"
в 2022 году по региональному проекту
"Финансовая поддержка семей с
детьми" более 29 тыс. семей получили
финансовую поддержку при рождении
детей:
единовременная денежная выплата при
рождении (усыновлении) первого ребенка -
2811 семей на 114,7 млн рублей (размер
составляет по 1 зоне - 51 104 рублей, по 2 зоне
- 42 806 рублей);
региональный материнский капитал при
рождении (усыновлении) второго ребенка - 1
789 получателей на 309,5 млн рублей (размеры
составляют 157 358,40 рублей при условии, что
право возникло до 1 января 2020 года и 207 943,23
рублей при условии, что право возникло
после 1 января 2020 года);
ежемесячная денежная выплата при
рождении (усыновлении) третьего ребенка
или последующих детей до достижения им
(ими) возраста трех лет - 15 909 получателей
на 3,2 млрд руб. (размеры составляют по 1
зоне - 25 552 рублей, по 2 зоне - 21 403 рублей).
С 2018 года в рамках Федерального закона от
28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных
выплатах семьям, имеющим детей" при
рождении (усыновлении) первого ребенка
предусмотрена ежемесячная выплата. По
состоянию на 31 декабря 2022 года
получателями выплаты являются 11 790 семей
при рождении (усыновлении) первого
ребенка после 1 января 2018 года до
достижения трех лет, среднедушевой доход
которых, не превышал двукратную величину
прожиточного минимума на сумму 2,1 млрд
руб.
С целью поддержки молодой семьи,
улучшения демографической ситуации
Законом от 17 декабря 2008 г. 643-З N 147-IV "Об
охране семьи, материнства, отцовства и
детства в Республике Саха (Якутия)"
предусмотрена единовременная денежная
выплата молодой семье при рождении
(усыновлении) первого ребенка для
приобретения предметов детского
ассортимента и продуктов питания. В 2022
году установлен размер выплаты - 7 768
рублей. На 1 января 2023 года 2 129 молодых
семей получили единовременную денежную
выплату на сумму 16,4 млн рублей.
С 2011 года реализуется предоставление
республиканского материнского капитала
"Семья" при рождении (усыновлении)
третьего либо последующего ребенка.
Размер выплаты в 2022 году составлял 144 067
рублей;
2990 семей получили сертификаты на
республиканский материнский капитал
"Семья" (2021 год - 3127 семей);
4 849 семей распорядились средствами
республиканского материнского капитала
"Семья" на сумму 411,7 млн рублей (2021
год - 2 963 семей).
В рамках реализации государственной
семейной политики совершенствуется
система предоставления пособий и выплат
по оказанию социальной поддержки
малоимущим семьям с детьми, чей доход не
превышает величины прожиточного
минимума в среднем на душу населения в
Республике Саха (Якутия).
Малоимущим многодетным семьям ежегодно
предоставляются единовременные
денежные выплаты для приобретения
комплекта школьной, спортивной и другой
детской (подростковой) одежды на каждого
школьника. На отчетную дату 13 261 семья
получила указанную выплату на 28 164
ребенка, кассовые расходы составляют 109,2
млн рублей. Размер в 2022 году составляет 3
884 рублей.
В целях сохранения социальной
стабильности и благополучия семей с
детьми в условиях санкций в текущем году
предусмотрены такие дополнительные меры
поддержки, как единовременная выплата за
счет средств республиканского
материнского капитала "Семья" в
размере 30 000 рублей (2 193 получателей на 62,5
млн руб.) и единовременная выплата за
счет средств целевого капитала "Дети
столетия" в размере 30 000 рублей (5 104
получателей на 154,6 млн рублей).
В целях повышения рождаемости в рамках
Года матери в Республике Саха (Якутия)
установлен целевой капитал Республики
Саха (Якутия) "Дети столетия".
Семьям, в которых родились дети в 2022 году,
независимо от дохода, предоставлялся
целевой капитал в размере 100 тыс. рублей.
Исходя из демографической ситуации
Главой Республики Саха (Якутия) А.С.
Николаевым принято решение о продлении
данной меры еще на пять лет.
По итогам 2022 года принято 9 545 решений о
предоставлении права на целевой капитал.
По состоянию на 1 января 2023 года всего
распорядились средствами целевого
капитала 2 730 заявителей на общую сумму 230
млн рублей, из них по направлению
улучшение жилищных условий 2020 заявлений
на сумму 165,7 млн рублей, приобретение
транспортного средства 662 заявлений на
сумму 60,2 млн рублей, 17 заявлений на
открытие вклада на имя ребенка, 20
заявлений на развитие подсобного
хозяйства, шесть заявлений на семейный
отдых, четыре заявления на оказание
высокотехнологической помощи ребенку.
В рамках семейной и демографической
политики ведется межведомственная
работа на всех уровнях, в том числе
организации социального обслуживания,
здравоохранения, образования и культуры.
Данные мероприятия закреплены в
распоряжении Правительства Республики
Саха (Якутия) от 30 марта 2018 г. N 320-р "Об
утверждении Плана мероприятий по
реализации Концепции демографической
политики Дальнего Востока на период до
2025 года в Республике Саха (Якутия)".
На демографическую ситуацию и характер
воспроизводства населения решающее
воздействие оказывает рождаемость.
Именно от нее главным образом зависит
процесс замещения поколений.
На сегодня благодаря принятым мерам на
федеральном и региональном уровнях
Республика Саха (Якутия) сохраняет
лидирующие позиции по рождаемости среди
субъектов Дальневосточного
федерального округа и входит в десятку
регионов Российской Федерации с высоким
уровнем рождаемости. За январь - декабрь
2022 года по коэффициенту рождаемости и
естественному приросту Республика Саха
(Якутия) занимает первое место в
Дальневосточном федеральном округе и
седьмое место по Российской Федерации
(за 2022 год коэффициент рождаемости
составил 11,9 промилле, естественный
прирост - 3,5 промилле).
Средний возраст матери при рождении
детей ежегодно повышается, если в 2018 году
он был равен 28,54 лет (в 2019 году - 28,65 лет, в
2020 году - 28,89 лет), в 2021 - 29,12, причем данный
показатель по республике выше
среднероссийского (28,89 лет) и по ДФО (28,61
лет).
Процессы рождаемости населения
находятся в тесной взаимосвязи с
особенностями возрастного состава
населения, именно структурный фактор
определяет количество потенциальных
матерей и под влиянием демографических
волн заметно изменяет число рождений.
Численность женщин фертильного возраста
(15 - 49 лет) по Республике Саха (Якутия) на 1
января 2022 года составила 242,4 тыс. чел., с
2018 года численность лиц данной категории
увеличилась на 3,5 тыс. чел. или 1,5
процента.
С 2018 года по следующим возрастным
группам наблюдается снижение
численности: 20 - 24 лет - 28,9 тыс. чел.,
снижение на 4,2 процента, 25 - 29 лет - 32,9 тыс.
чел., снижение на 15 процентов, 30 - 35 лет - 41,1
тыс. чел., снижение на 1 процент. Рост
численности в 2022 году зафиксирован в
возрастных группах от 15 до 19 лет (31,9 тыс.
чел., рост на 10,3 процента), от 35 до 39 лет (40,7
тыс. чел., рост на 13,3 процента), от 40 до 44
лет (34,3 тыс. чел., рост на 5,3 процента), от 45
до 49 лет (32,3 тыс. чел., рост на 4,6 процента).
При этом наиболее многочисленные
возрастные группы от 30 до 34 лет (41,2 тыс.
чел.), 35 до 39 лет (40,7 тыс. чел.), которые дают
наибольший вклад в рождаемость.
Важным индикатором репродуктивного
поведения и результативности
принимаемых демографических мер
выступает показатель очередности
рождения детей.
Число рождений первых детей в 2021 году
составило 3289 чел., из них возрастной
группой 20 - 29 лет - 2252 детей (68,5 процента от
общего числа рождений первых детей),
возрастной группой 30 - 39 лет - 521 ребенок
(15,8 процента от общего числа рождений
первых детей). По сравнению с 2018 годом
число рождений первых детей (в 2018 году -
4109 чел.) уменьшилось на 820 чел. или на 20
процентов. По возрастной группе 20 - 29 лет
снижение произошло на 592 ребенка или на
20,8 процента (в 2018 году - 2844 чел.). По
возрастной группе 30 - 39 лет снижение
рождений произошло на 109 детей или на 17,3
процента (в 2018 году - 630 чел.).
Число рождений вторых детей в 2021 - 3766 чел.,
из них возрастной группой 20 - 29 лет - 2108
детей (56 процентов от общего числа
рождений вторых детей), возрастной
группой 30 - 39 лет - 1532 детей (40,7 процента от
общего числа рождений вторых детей). По
сравнению с 2018 годом число рождений
вторых детей (в 2018 году - 4444 чел.)
уменьшилось на 678 чел. или на 15,2 процента.
По возрастной группе 20 - 29 лет снижение
произошло на 506 детей или на 19,3 процента
(в 2018 году - 2614 чел.). По возрастной группе
30 - 39 лет снижение рождений произошло на
137 детей или на 8,2 процента (в 2018 году - 1669
чел.).
Число рождений третьих и последующих
детей в 2021 - 5106 чел., из них возрастной
группой 20 - 29 лет - 1239 детей (24,3 процента),
возрастной группой 30 - 39 лет - 3512 детей (68,8
процента). По сравнению с 2018 годом число
рождений третьих и последующих детей (в
2018 году - 4631 чел.) увеличилось на 475 чел.
или на 9,3 процента. По возрастной группе 21
- 29 лет снижение произошло на 171 детей или
на 12,1 процент (в 2018 году - 1410 чел.). По
возрастной группе 30 - 39 лет рост рождений
произошел на 632 ребенка или на 21,9
процента (в 2018 году - 2880 чел.).
В 2016 году численность родившихся детей
составляет 15 352 ребенка, из них в
зарегистрированном браке - 10 002 ребенка
(65,1 процент), вне зарегистрированного
брака - 5340 детей (34,9 процента), в 2021 году - 12
177 детей, из них в зарегистрированном
браке - 7995 детей (65,6 процента), вне
зарегистрированного брака - 4182 ребенка
(34,4 процента).
На основании вышеизложенного необходимо
отметить следующее:
1) наиболее многочисленная категория
женщин в возрасте от 30 до 39 лет, с 2018 года
численность лиц данной категории
увеличилась на 4,4 тыс. чел. или 5,6
процента;
2) в динамике рождений по республике
наблюдается рост доли детей, родившихся
третьими и последующими среди
новорожденных. По республике их доля
увеличилась с 35 процентов в 2018 году до 41,93
процента в 2021 году.
Таким образом, наибольший
демографический потенциал представляют
женщины возрастной группы от 30 до 39 лет,
которые потенциально могут обеспечить
увеличение рождаемости, в том числе за
счет рождения третьих и последующих
детей.
С 2016 года в Республике Саха (Якутия)
наблюдается сокращение количества
прерываний беременности в 1,7 раза (с 8461 до
5058 ед.). На сегодня в Республике Саха
(Якутия) отмечается высокий уровень
медицинских абортов в 2021 году - 14,6
промилле (среднероссийский уровень - 5,5
промилле).
Всего в 2022 году проведено 3245 медицинских
абортов: из них в возрасте 18-29 лет - 1260 ед.,
30 - 39 лет - 1687 абортов, 40 - 49 лет - 298 ед.;
прерываний первой беременности - 106 ед.,
второй беременности - 795 ед., третьей и
последующей беременности - 2344 ед., из
которых 1324 ед. приходится на женщин в
возрасте 30 - 39 лет.
В связи с этим в региональной программе
предусмотрен раздел "Государственная
поддержка многодетных семей",
включающий в себя такие мероприятия, как
предоставление единовременной
социальной выплаты на приобретение
(строительство) жилого помещения
многодетным семьям (семьям, имеющим от
пяти и более несовершеннолетних детей,
семьям, в которых одновременно родились
трое и более детей), предоставление
земельных участков многодетным семьям,
льготное посещение многодетными семьями
учреждений культуры и спорта и т.д.
В 2022 году в Республике Саха (Якутия)
прошел Год матери. В целях поддержки
рождаемости и многодетных семей приняты
новые дополнительные меры поддержки:
предоставление целевого капитала
"Дети столетия" при рождении
(усыновлении) ребенка в размере 100 000
рублей;
предоставление денежного сертификата в
рамках программы единовременной
социальной выплаты на приобретение
(строительство) жилого помещения семьям,
имеющим пять и более несовершеннолетних
детей, на строительство индивидуального
жилого дома, на имеющемся земельном
участке или на погашение ранее
предоставленного целевого кредита на
приобретение жилого помещения;
предоставление гражданам, имеющим трех и
более детей, единовременной денежной
выплаты в целях улучшения жилищных
условий взамен предоставления им
земельного участка в собственность
бесплатно (в размере 200 000 рублей);
присвоение звания "Ветеран труда
Республики Саха (Якутия)" женщинам,
родившим четырех и более детей,
проживающим в арктических районах
республики, а также женщинам,
награжденным государственными
наградами "Мать героиня", "Высшая
благодарность матери", "Материнская
слава" I, II, III степени, при наличии не
менее 10 лет страхового стажа,
приходящегося на период работы (службы)
на территории Республики Саха (Якутия).
В региональную программу включены
мероприятия, направленные на поддержку
рождаемости, такие, как предоставление
единовременной выплаты при рождении
(усыновлении) первого ребенка
(предусмотрено всем жителям республики,
а также отдельная выплата для молодых
семей до 35 лет), регионального
материнского (семейного) капитала при
рождении второго ребенка,
республиканский материнский капитал
"Семья" при рождении 3 и
последующего ребенка и др.
В целях популяризации семейных
ценностей, укрепления института семьи в
проект региональной программы включены
следующие мероприятия:
республиканский конкурс "Семья
года" под девизом "Моя семья - моя
Республика" с вручением премий Главы
Республики Саха (Якутия) (размер премии -
300 000 рублей);
награждение многодетных матерей знаком
"Материнская слава I, II, III степени" (I
степени для женщин, родивших 9 детей - 300 000
рублей, II степени для женщин, родивших 8
детей - 200 000 рублей, III степени для женщин,
родивших 7 детей - 100 000 рублей);
награждение многодетных матерей знаком
"Мать-героиня" для женщин, родивших
10 и более детей (размер вознаграждения - 1
миллион рублей).
В целях улучшения и сохранения
репродуктивного здоровья населения в
проект региональной программы включены
следующие мероприятия:
организация обязательного доабортного
консультирования
специалистами-психологами;
обучение психологов и врачей
акушеров-гинекологов для работы с
беременными женщинами по профилактике
абортов и отказов от новорожденных;
внедрение мотивационного анкетирования
всех женщин, обратившихся за медицинской
услугой по прерыванию беременности;
организация диспансеризации женщин в
возрасте 15 - 38 лет.
В целях обеспечения возможности
совмещения родительских и семейных
обязанностей с профессиональной
деятельностью, в том числе по созданию
условий для женщин, выходящих из отпуска
по уходу за ребенком, условий,
способствующих возвращению к трудовой
деятельности, включены следующие
мероприятия:
создание новых мест в дошкольных
организациях для детей в возрасте до
трех лет;
создание дополнительных новых мест в
частных дошкольных организациях для
детей.
В Республике Саха (Якутия) ведется
комплексная работа, направленная на
повышение социальной значимости и
общественного внимания к вопросам семьи,
материнства и детства, повышения статуса
материнства.
Приложение N 1
к региональной программе
по повышению рождаемости
в Республике Саха (Якутия)
на 2023 - 2025 годы
ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ В РЕГИОНЕ
МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ
РОЖДАЕМОСТИ И ПОДДЕРЖКУ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
РОЖДАЕМОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА
2023 - 2025 ГОДЫ
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Размер выплаты, руб. |
Ответственный исполнитель |
Ожидаемый результат |
Предусмотрено | |||
|
|
|
|
|
год |
количество |
Всего (тыс. руб.) |
федеральный бюджет (тыс. руб.) |
государственный бюджет Республики Саха (Якутия) (тыс. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Меры поддержки семей при рождении ребенка | |||||||||
1.1. |
Предоставление единовременной денежной выплаты молодой семье при рождении (усыновлении) первого ребенка |
2023 - 2025 годы |
8 156 |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Количество лиц (семей), которым оказана поддержка |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
1 888 |
17 220,2 |
- |
17 220,2 |
|
|
|
|
|
2024 |
1 600 |
8 867,3 |
- |
8 867,3 |
|
|
|
|
|
2025 |
1 792 |
14 698,7 |
- |
14 698,7 |
1.2. |
Предоставление единовременной выплаты при рождении (усыновлении) первого ребенка, регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка |
2023 - 2025 годы |
Единовременная выплата при рождении первого ребенка: 1 зона - 52 790 2 зона - 44 218 региональный материнский капитал - 232 688,47 |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Количество семей, получивших единовременную выплату при рождении первого ребенка и региональный материнский капитал |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
4 550 |
457 931,0 |
453 351,70 |
4 579,3 |
|
|
|
|
|
2024 |
4 600 |
483 642,0 |
478 805,60 |
4 836,4 |
|
|
|
|
|
2025 |
5 600 |
502 985,4 |
497 955,60 |
5 029,8 |
1.3. |
Предоставление республиканского материнского капитала "Семья" при рождении (усыновлении) 3-го ребенка или последующих детей |
2023 - 2025 годы |
151 690 |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Количество лиц (семей), которым оказана поддержка |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
3 398 |
447 454,4 |
- |
447 454,4 |
|
|
|
|
|
2024 |
2 900 |
343 181,3 |
- |
343 181,3 |
|
|
|
|
|
2025 |
3 398 |
350 137,1 |
- |
350 137,1 |
1.4. |
Выдача комплекта для новорожденного ребенка |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Количество лиц (семей), которым оказана поддержка |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
4 000 |
9 644,0 |
- |
9 644,0 |
|
|
|
|
|
2024 |
4 000 |
9 644,0 |
- |
9 644,0 |
|
|
|
|
|
2025 |
4 000 |
9 644,0 |
- |
9 644,0 |
1.5. |
Создание дополнительных новых мест в частных дошкольных организациях для детей |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) |
Количество созданных мест |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
300 |
37 020,0 |
36 649,8 |
370,2 |
|
|
|
|
|
2024 |
300 |
37 020,0 |
36 649,8 |
370,2 |
|
|
|
|
|
2025 |
300 |
37 020,0 |
36 649,8 |
370,2 |
2. Государственная поддержка многодетных семей | |||||||||
2.1. |
Предоставление бесплатного проезда матерям, награжденным орденом "Мать-героиня", и матерям, приравненным к званию "Мать-героиня" |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Численность получателей |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
10 |
283,25 |
- |
283,25 |
|
|
|
|
|
2024 |
10 |
282,8 |
- |
282,8 |
|
|
|
|
|
2025 |
10 |
282,8 |
- |
282,8 |
2.2. |
Льготное посещение многодетными семьями учреждений культуры |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) |
Количество охваченных мероприятием семей |
- |
- |
- | |
|
|
|
|
|
2023 |
7000 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2024 |
7000 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2025 |
7000 |
- |
- |
- |
2.3. |
Льготное посещение многодетными семьями учреждений спорта и физической культуры |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) |
Количество посещений многодетными семьями учреждений спорта и физической культуры |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
7000 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2024 |
7000 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2025 |
7000 |
- |
- |
- |
2.4. |
Предоставление ежегодной денежной выплаты детям из многодетных малоимущих семей, обучающимся в образовательных организациях, для приобретения комплекта школьной, спортивной и другой детской (подростковой) одежды |
2018 - 2025 годы |
4 078 |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Количество лиц (семей), которым оказана поддержка |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
31500 |
129 108,0 |
- |
129 108,0 |
|
|
|
|
|
2024 |
25818 |
105 700,0 |
- |
105 700,0 |
|
|
|
|
|
2025 |
25818 |
105 700,0 |
- |
105 700,0 |
2.5. |
Предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий многодетным семьям, в которых одновременно родились трое и более детей |
2023 - 2025 годы |
Размер социальной выплаты составляет 35% от расчетной стоимости жилья |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Количество семей, которым предоставлена социальная выплата |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
1 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2024 |
1 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2025 |
1 |
- |
- |
- |
2.6. |
Предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей |
2023 - 2025 годы |
Размер социальной выплаты составляет 35% от расчетной стоимости жилья |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство строительства Республики Саха (Якутия) |
Количество семей, которым предоставлена социальная выплата |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
82 |
246 921,8 |
- |
246 921,8 |
|
|
|
|
|
2024 |
100 |
250 000,0 |
- |
250 000,0 |
|
|
|
|
|
2025 |
100 |
250 000,0 |
- |
250 000,0 |
2.7. |
Предоставление единовременной социальной выплаты на строительство жилого помещения семьям, имеющим 10 и более несовершеннолетних детей |
2023 - 2025 годы |
Размер социальной выплаты составляет 35% от расчетной стоимости жилья |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство строительства Республики Саха (Якутия) |
Количество семей, которым предоставлена социальная выплата |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
3 |
11 640,2 |
- |
11 640,2 |
|
|
|
|
|
2024 |
1 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2025 |
1 |
- |
- |
- |
2.8. |
Предоставление земельных участков на безвозмездной основе гражданам, имеющим трех и более детей |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) |
Количество предоставленных земельных участков (единиц) |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
400 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2024 |
400 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2025 |
400 |
- |
- |
- |
3. Укрепление института семьи, пропаганда семейных ценностей и традиций, повышение родительской ответственности за воспитание детей | |||||||||
3.1 |
Республиканский конкурс "Семья года" под девизом "Моя семья - моя Республика" с вручением премий Главы Республики Саха (Якутия) |
2023 - 2025 годы |
300 000 |
Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) |
Количество семей, получивших премии Главы Республики Саха (Якутия) |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
7 |
2 100,0 |
- |
2 100,0 |
|
|
|
|
|
2024 |
7 |
2 100,0 |
- |
2 100,0 |
|
|
|
|
|
2025 |
7 |
2 100,0 |
- |
2 100,0 |
3.2 |
Награждение многодетных матерей знаком "Материнская слава I, II, III степени" |
2023 - 2025 годы |
III степени - 100 000 II степени - 200 000 I степени - 300 000 |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Количество многодетных матерей, награжденных знаком "Материнская слава I, II, III степени" |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
22 |
7 000,0 |
- |
7 000,0 |
|
|
|
|
|
2024 |
22 |
7 000,0 |
- |
7 000,0 |
|
|
|
|
|
2025 |
22 |
7 000,0 |
- |
7 000,0 |
3.3 |
Награждение многодетных матерей знаком "Мать-героиня" |
2023 - 2025 годы |
1 000 000 |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Количество многодетных матерей, награжденных знаком "Мать-героиня" |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
3 |
5 000,0 |
- |
5 000,0 |
|
|
|
|
|
2024 |
3 |
5 000,0 |
- |
5 000,0 |
|
|
|
|
|
2025 |
3 |
5 000,0 |
- |
5 000,0 |
3.4. |
Информирование населения и освещение в средствах массовой информации вопросов реализации государственной семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия), Департамент информационной политики и массовых коммуникаций Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) |
Количество статей в местных печатных изданиях и электронных новостных сайтах, социальных сетях, ед. |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
300 |
400 |
- |
400 |
|
|
|
|
|
2024 |
300 |
400 |
- |
400 |
|
|
|
|
|
2025 |
300 |
400 |
- |
400 |
3.5. |
Тематические рубрики, теле- радиопередачи по вопросам традиционных семейных ценностей и демографической политики |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) |
Количество теле-, радиопередач в сфере семейной политики (с нарастающим итогом) |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
45 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2024 |
45 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2025 |
50 |
- |
- |
- |
4. Улучшение и сохранение репродуктивного здоровья населения Республики Саха (Якутия) | |||||||||
4.1. |
Организация обязательного доабортного консультирования специалистами-психологами |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Число женщин, прошедших доабортное консультирование |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
4 000 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2024 |
4 000 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2025 |
4 000 |
- |
- |
- |
4.2. |
Обучение психологов и врачей акушеров-гинекологов для работы с беременными женщинами по профилактике абортов и отказов от новорожденных |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Число абортов (на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет) |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
29,5 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2024 |
29,2 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2025 |
29 |
- |
- |
- |
4.3. |
Внедрение мотивационного анкетирования всех женщин, обратившихся за медицинской услугой по прерыванию беременности |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Охвачено информационно-просветительскими мероприятиями по профилактике абортов, % |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
21 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2024 |
22 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2025 |
23 |
- |
- |
- |
4.4. |
Организация диспансеризации женщин в возрасте 15 - 38 лет |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Охват диспансеризацией |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
65 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2024 |
70 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2025 |
75 |
- |
- |
- |
4.5. |
Оказание медико-социальной помощи беременным женщинам, женщинам с новорожденными детьми и женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, включая их социальное сопровождение |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Количество женщин, воспользовавшихся услугой |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
690 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2024 |
690 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2025 |
690 |
- |
- |
- |
Приложение N 2
к региональной программе
по повышению рождаемости
в Республике Саха (Якутия)
на 2023 - 2025 годы
ПЕРЕЧЕНЬ НОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ РОЖДАЕМОСТИ И
ПОДДЕРЖКУ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
ДОСТИЖЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОЖДАЕМОСТИ В
РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2023 - 2025 ГОДЫ
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Размер выплаты, руб. |
Ответственный исполнитель |
Ожидаемый результат |
Предусмотрено | |||
|
|
|
|
|
год |
количество |
Всего (тыс. руб.) |
федеральный бюджет (тыс. руб.) |
государственный бюджет Республики Саха (Якутия) (тыс. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Предоставление целевого капитала "Дети столетия" при рождении (усыновлении) ребенка |
2023 - 2025 годы |
105 000 |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Количество лиц (семей), которым назначен целевой капитал |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
3 400 |
250 000 |
- |
250 000 |
|
|
|
|
|
2024 |
3 400 |
250 000 |
- |
250 000 |
|
|
|
|
|
2025 |
3 400 |
250 000 |
- |
250 000 |
2 |
Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, единовременной денежной выплаты в целях улучшения жилищных условий взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно |
2023 - 2025 годы |
200 000 |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Количество лиц (семей), которым оказана поддержка |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
1500 |
500 000 |
- |
500 000 |
|
|
|
|
|
2024 |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2025 |
- |
- |
- |
- |
3 |
Присвоение звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" женщинам, родившим четырех и более детей, проживающим в арктических районах республики, а также женщинам, награжденным государственными наградами "Мать-героиня", "Высшая благодарность матери", "Материнская слава" I, II, III степени, при наличии не менее 10 лет страхового стажа, приходящегося на период работы (службы) на территории Республики Саха (Якутия) |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Численность получателей |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
24 |
796,6 |
- |
796,6 |
|
|
|
|
|
2024 |
30 |
1011,6 |
- |
1011,6 |
|
|
|
|
|
2025 |
30 |
1011,6 |
- |
1011,6 |
4 |
Награждение матерей знаком "Высшая благодарность матери" |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Численность получателей |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
3 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2024 |
3 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2025 |
3 |
- |
- |
- |
5 |
Предоставление скидок и преференций многодетным семьям в рамках программы "Единый цифровой сервис "Карта жителя Якутии" |
2023 - 2025 годы |
- |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Количество выпущенных карт (с нарастающим итогом) |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
100000 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2024 |
105000 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2025 |
110000 |
- |
- |
- |
6 |
Денежный сертификат на строительство индивидуального жилого дома, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта в рамках программы предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей |
2023 - 2025 годы |
Размер выплаты на семью определяется по утвержденной формуле |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство строительства Республики Саха (Якутия) |
Количество семей, которым предоставлена социальная выплата |
|
|
| |
|
|
|
|
|
2023 |
18 |
19 000 |
- |
19 000 |
|
|
|
|
|
2024 |
20 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
2025 |
20 |
- |
- |
- |