Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПРИКАЗ

от 19 мая 2023 года N 532


Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл за 2022 год



В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997, приказываю:


1. Утвердить прилагаемый доклад о результатах обобщения правоприменительной практики отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл за 2022 год (далее - доклад).


2. Отделу государственного контроля (надзора) в сфере образования (Крупин И.В.) Министерства образования и науки Республики Марий Эл (далее соответственно - отдел, Министерство) обеспечить размещение настоящего приказа с прилагаемым докладом на официальном сайте Министерства в установленный законодательством срок.


3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела Министерства Крупина И.В.



Министр
Л.РЕВУЦКАЯ



Утвержден
приказом
Министерства
образования и науки
Республики Марий Эл
от 19 мая 2023 г. N 532



ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ ОБОБЩЕНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ОТДЕЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ЗА 2022 ГОД


1. Общие положения


Настоящий доклад разработан отделом государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл (далее соответственно - отдел, Министерство) в целях профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности, требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей, а также требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг и основан на реализации положений:


Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);


Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ);


Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);


Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";


Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";


постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";


постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" (далее - Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования);


других нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере образования.


В соответствии со статьями 7, 93 Федерального закона N 273-ФЗ, Положением о Министерстве образования и науки Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 августа 2010 г. N 231, Положением об отделе государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл, утвержденным министром образования и науки Республики Марий Эл 2 июля 2021 г., отдел Министерства осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования:


федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Республики Марий Эл;


государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования;


лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ;


государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ;


подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.


Отдел Министерства осуществляет контрольные (надзорные) мероприятия в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования.


Федеральный закон N 248-ФЗ ориентирует контрольные (надзорные) органы на защиту охраняемых ценностей, деятельность контролирующего органа оценивается в зависимости от уровня защиты охраняемых ценностей, минимизации ущерба в сфере общественных отношений, а также предусматривает перевод деятельности контрольных (надзорных) органов на цифровую основу, широкий набор инструментов по контролю, которые применяются контрольными (надзорными) органами в зависимости от оценки риска.


В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) созданы:


1) единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - ЕРВК);


2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ);


3) информационная система (подсистема государственной информационной системы) досудебного обжалования (введена в действие с 1 января 2023 г.).


Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:


соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности, требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;


соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;


исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.


При осуществлении вышеуказанных видов государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, предусмотрено в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Республики Марий Эл.


Оценка соблюдения контролируемым лицом, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности, лицензионных требований проводится Министерством в рамках государственного контроля (надзора) посредством плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в порядке, установленном Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования.


Государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования осуществляется Министерством в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".


Доклад содержит материалы обобщения правоприменительной практики по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования, отнесенному к полномочиям отдела Министерства за 2022 год.


Обобщение правоприменительной практики проведено в соответствии с задачами, установленными статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.


Информационным ресурсом для подготовки доклада являются:


результаты проверок и иных мероприятий отдела Министерства, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;


результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, поступивших в отдел Министерства о нарушении обязательных требований, причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;


результаты рассмотрения протоколов об административных правонарушениях;


результаты работы по осуществлению профилактических мероприятий.



2. Обеспечение единообразных подходов к применению отделом Министерства и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле


2.1. Обеспечение единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации, доступности сведений о правоприменительной практике в отделе Министерства, снижения количества нарушений обязательных требований, повышения уровня защищенности охраняемых законодательством Российской Федерации общественных отношений в сфере образования за счет обеспечения информированности о практике применения и соблюдения обязательных требований является одной из ключевых целей при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности.


Реализация полномочий в сфере контрольной (надзорной) деятельности отдела Министерства осуществляется при соблюдении основных принципов государственного контроля (надзора):


законность и обоснованность действий и решений контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц;


стимулирование добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований и минимизация потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований;


соразмерность вмешательства контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц в деятельность контролируемых лиц;


охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;


недопустимость злоупотребления правом как со стороны контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц, так и со стороны граждан и организаций;


соблюдение охраняемой законом тайны;


открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора);


оперативность при осуществлении государственного контроля (надзора).


2.2. По состоянию на 31 декабря 2022 г. в реестре лицензий, выданных Министерством, общее количество действующих лицензий на осуществление образовательной деятельности на территории Республики Марий Эл составляет 728 единиц. Органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, - 17 единиц.


План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства на 2022 год (далее - План проверок) сформирован в соответствии с требованиями Федерального закона N 273-ФЗ, Федерального закона N 248-ФЗ, Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428.


На 2022 год в связи с применением риск-ориентированного подхода Министерством запланировано 11 контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что составляет 1,5 процента от общего количества контролируемых лиц.


В соответствии с пунктами 1 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - постановление N 336) внеплановые и плановые проверки, запланированные на 2022 год, в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, дата начала которых установлена после вступления в силу постановления N 336 и проведение которых не допускается в соответствии с постановление N 336, решением Министерства от 11 марта 2022 г. N 4 и приказом Министерства от 28 марта 2022 г. N 282 отменены.


Таким образом, в 2022 году отделом Министерства в связи с наступлением срока проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных мероприятий (пункт 2 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ), в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведена 1 проверка в отношении муниципальной дошкольной образовательной организации, по результатам которой выдано 1 предписание.


Доля комплексных плановых проверок в 2022 году от общего числа проведенных плановых проверок составила 100 процентов.


Все плановые проверки проведены в форме выездных проверок.


План контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 3 декабря 2021 г. N 1098, размещен на официальном сайте Министерства в информационно-коммуникационной сети "Интернет".


Согласно пункту 6 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, объекты государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).


Министерством применяются следующие критерии отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствии с приложением N 1 к Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования:

Критерии отнесения объектов контроля

Категория риска

I. Критерий тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований

1. Деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательной деятельности (за исключением образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального

низкий риск

обучения), и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее - образовательная деятельность контролируемых лиц)

II. Критерии вероятности несоблюдения обязательных требований

2. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска

средний риск

3. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска

средний риск

4. Образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии критериев вероятности несоблюдения обязательных требований, указанных в пунктах 2 и 3 настоящих критериев

высокий риск


Отнесение объекта государственного контроля (надзора) к одной из категорий риска осуществляется Министерством ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска.


В случае поступления от контролируемого лица в Министерство сведений о соответствии объекта государственного контроля (надзора) критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска иной категории риска Министерство в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.


Приказом Министерства от 30 августа 2022 г. N 769 утверждены перечни объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к категории объектов среднего риска и высокого риска (ссылка на приказ размещена на официальном сайте Министерства на странице https://mari-el.gov.ru/ministries/minobr/pages/upravlenie-riskami-prichineniya-vreda/).


Объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, не отнесенные к категории объектов среднего риска и высокого риска, считаются объектами федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования с низкой категорией риска.


Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных и выездных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:


для категории высокого риска - один раз в 3 года;


для категории среднего риска - один раз в 4 года;


в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.


В соответствии с планом проведения плановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления проведено 2 плановых контрольно (надзорных) мероприятия деятельности органов местного самоуправления.


В 2022 году отделом Министерства проведены 3 внеплановые выездные контрольные (надзорные) мероприятия по основаниям, установленным статьей 57 Федерального закона 248-ФЗ:


истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ (пункт 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ) - 1 внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении муниципальной дошкольной образовательной организации;


по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пункт 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ) - 1 внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении муниципальной общеобразовательной организации;


наличие сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, поступившим из обращений (заявлений) граждан и по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам (пункты 1, 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ), - 1 внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие, по результатам которого муниципальной общеобразовательной организации выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в отношении должностного лица составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.


В соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ о проведении выездного контрольного (надзорного) мероприятия юридические лица, индивидуальные предприниматели уведомлялись отделом Министерства не позднее чем за 24 часа до начала его проведения посредством направления копии решения о начале проведения выездного планового (внепланового) контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.


Решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия готовятся Министерством в соответствии с формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом", в которых указывается предмет проверки с учетом видов реализуемых контролируемым лицом образовательных программ, а также планируемые контрольные (надзорные) действия.


Проекты решений согласуются руководителем структурного подразделения - начальником отдела, осуществляющего переданные полномочия, и подписываются министром.


Всего было подготовлено 4 решения и 2 приказа о проведении проверок. Содержание решений и приказов Министерства о проведении проверок полностью соответствует требованиям вышеуказанных нормативных документов, нарушений сроков уведомления юридических лиц о проведении проверки в 2022 году не допускалось.


При организации и проведении Министерством плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивается строгое соблюдение их прав в соответствии с главой 8 Федерального закона N 248-ФЗ.


При проведении контрольных (надзорных) мероприятий обеспечено непосредственное присутствие руководителей образовательных организаций, которым предоставлена возможность получения от должностных лиц Министерства информации, относящейся к предмету проверки, и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ. По требованию прокуратуры Республики Марий Эл по поступившим обращениям граждан о нарушении обязательных требований законодательства в сфере образования проведено две внеплановых проверки.


Министерством обеспечивается неукоснительное соблюдение сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Случаи превышения установленного срока (5 рабочих дней) проведения контрольных (надзорных) мероприятий отсутствуют.


Оформление результатов контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в порядке, установленном требованиями статей 72 и 73 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования и типовыми формами, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации для контрольных (надзорных) органов.


Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. Один из экземпляров акта проверки с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его уполномоченному представителю.


Случаи отказа представителей проверяемой организации в ознакомлении с актом проверки отсутствуют.


Всего в 2022 году по результатам контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) составлено 4 акта проверки (в том числе 3 - по внеплановым проверкам, из них 1 - по контролю за исполнением предписания).


Случаев обжалования действий (бездействия) должностных лиц Министерства, повлекших за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении контрольно (надзорных) мероприятий, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, привлечения к участию в контрольном (надзорном) мероприятии Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл, а также отмены результатов проведенных контрольных (надзорных) мероприятий отсутствуют.


Контрольные (надзорные) мероприятия, результаты которых были признаны недействительными, и проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, отсутствуют.


По итогам проведения внеплановых мероприятий по контролю за исполнением предписания нарушений обязательных требований законодательства об образовании не выявлено, предписания сняты с контроля.


2.3. В целях недопущения и устранения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, в 2022 году Министерством осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований на 2022 год, утвержденной приказом Министерства от 1 декабря 2021 г. N 1060:


поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;


информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований;


обобщение и анализ правоприменительной практики осуществления в установленной сфере деятельности государственного контроля (надзора);


консультирование представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, а также принятых по их результатам мер, соблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении переданных полномочий;


объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;


проведение профилактических визитов в отношении контролируемых лиц.


До 1 октября 2022 г. проект Программы профилактики в целях общественного обсуждения размещен на официальном сайте Министерства в информационно-коммуникационной сети "Интернет" с одновременным указанием способов подачи предложений по итогам его рассмотрения.


21 ноября 2022 г. Министерством проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности за 2021 год.


В мероприятии приняли участие руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, представитель прокуратуры Республики Марий Эл, а также представители юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялись и запланированы контрольные (надзорные) мероприятия.


2.3.1. Единообразность применения Министерством обязательных требований основана на открытости деятельности Министерства, размещении на официальном сайте Министерства перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования.


В соответствии с требованиями части 5 статьи 8 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Министерства размещен перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, с текстами действующих нормативных правовых актов, с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора) в сфере образования (далее - Перечень обязательных требований).


В 2022 году на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в специально созданном разделе "Профилактические мероприятия" размещены:


1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" вместе с профилактическими мероприятиями, предусмотренными программой профилактики рисков причинения вреда, обязательными для проведения контрольным (надзорным) органом.


2. Информация о профилактических мероприятиях:


информирование (информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований);


обобщение правоприменительной практики (типичные нарушения обязательных требований, обобщение правоприменительной практики, доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики);


меры стимулирования добросовестности (Положением о виде контроля не предусмотрены (пункт 13 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997);


объявление предостережения (объявление контролируемым лицам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований);


консультирование (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора);


самообследование (Положением о виде контроля не предусмотрено (пункт 13 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования);


профилактический визит (профилактическое мероприятие, проводимое в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи).


3. Проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований).


4. Перечни нормативных правовых актов с указанием структурных единиц и информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований:


перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в рамках лицензирования образовательной деятельности, утвержденный 4 апреля 2022 г.;


перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках лицензирования образовательной деятельности, утвержденный 4 апреля 2022 г.;


перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в рамках государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденный 4 апреля 2022 г. перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденный 4 апреля 2022 г.


5. Тексты нормативных правовых и иные актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, федеральному государственному контролю качества образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью.


6. Руководства по соблюдению обязательных требований:


Руководство в части информационной открытости образовательных организаций;


Руководство по соблюдению организациями требований к приему на обучение в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;


Руководства по соблюдению обязательных требований в сфере образования (основные требования законодательства Российской Федерации в части реализации полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования; Основные требования законодательства Российской Федерации в сфере образования в части реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего образования).


7. Типичные нарушения, выявленные в ходе контрольных (надзорных) мероприятий за 2022 год и по каждому кварталу 2022 года.


8. Разъяснения федеральных органов исполнительной власти:


письмо Минпросвещения России от 31 октября 2022 г. N 05-ПГ-МП-42303;


письмо Минпросвещения России от 15 сентября 2022 г. N 05-1631 (о вступлении в силу приказа Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. N 732);


письмо Рособрнадзора от 5 сентября 2022 г. N 02-279 (разъяснения об образовательных организациях, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний, к которым не предъявляются обязательные требования, установленные статьей 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");


письмо Рособрнадзора от 8 июля 2022 г. N 04-170 (об особенностях внесения сведений о документе об образовании и (или) квалификации абитуриента в ФИС ГИА в целях приема в образовательные организации для получения высшего образования);


письмо Рособрнадзора от 30 июня 2022 г. N 04-150 (о разъяснениях в части внесения сведений в ФИС ГИА и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 27 мая 2022 г. N 958);


письмо Минпросвещения России от 21 июня 2022 г. N 03-878 (о выдаче аттестата о среднем общем образовании с отличием);


письмо Минпросвещения России от 17 июня 2022 г. N АК-794/05 (об утверждении приказа);


письмо Рособрнадзора от 10 июня 2022 г. N 07-570 (о федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении");


письмо Минобрнауки России от 7 июня 2022 г. N МН-5/2055-ДА (о направлении разъяснений о документе или документах об образовании и (или) о квалификации, документе или документах об обучении, выдаваемых при реализации образовательных программ с использованием сетевой формы);


письмо МВД России от 19 мая 2022 г. N 13/6-П-4450 (о согласовании программ профессионального обучения водителей транспортных средств);


письмо Рособрнадзора от 17 мая 2022 г. N 04-111 (о применении приказа Минпросвещения России N 230, Рособрнадзора N 515 от 13 апреля 2022 г.);


письмо Минпросвещения России от 16 мая 2022 г. N АБ-1305/05 (о направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями об особенностях приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в рамках федерального проекта "Профессионалитет" в 2022 году);


письмо Минпросвещения России от 13 мая 2022 г. N 05-672 (о направлении копии Методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по применению аккредитационных показателей по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 29 ноября 2021 г. N 869, утверждены Минпросвещения России, Рособрнадзором 12 апреля 2022 г.);


письмо Минпросвещения России от 28 апреля 2022 г. N АБ-1197/05 (о направлении документов "Ядро среднего профессионального педагогического образования" (вместе с Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро среднего профессионального педагогического образования");


письмо Минпросвещения России от 21 марта 2022 г. N 05-333 (о прекращении приема на обучение);


письмо Минпросвещения России от 2 марта 2022 г. N 03-264 (о направлении разъяснений (вместе с Разъяснениями по вопросу порядка приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в части определения состояния здоровья, распределения нагрузки и учета индивидуальных особенностей детей ввиду отсутствия необходимости предоставления медицинского заключения);


письмо Минпросвещения России от 25 февраля 2022 г. N ТВ-336/05 (о направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по вопросам перевода граждан в образовательные организации Российской Федерации для продолжения получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования из образовательных организаций Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики);


2022 год Информационно-разъяснительные материалы ("Методические рекомендации (Порядок) "Создание условий для участия родителей (законных представителей) в контроле за организацией питания обучающихся в общеобразовательных организациях" (утверждены Минпросвещения России));


письмо Минпросвещения России от 15 февраля 2022 г. N АЗ-116/03 (о соблюдении требований постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (вместе с Информацией о введении в образовательной организации ограничительных мер (карантина) при заболевании детей острыми респираторными вирусными инфекциями, острыми респираторными заболеваниями, гриппом, коронавирусной инфекцией);


письмо Минпросвещения России от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 (о направлении методических рекомендаций (вместе с Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования);


Вопрос - ответ (4 апреля 2022 г., информация по ФИС ФРДО с официального сайта Рособрнадзора "obmadzor.gov.ru");


письмо Минпросвещения России от 31 января 2022 г. N ДГ-245/06 (о направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);


письмо Рособрнадзора от 31 января 2022 г. N 04-18 (о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования в 2022 году (вместе с Методическими рекомендациями по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2022 году);


письмо Общероссийского Профсоюза образования от 28 января 2022 г. N 39 (разъяснения для образовательных организаций по защите прав педагогических работников в части неприкосновенности частной жизни и защиты профессиональной чести и достоинства, а также прав на справедливое и объективное расследование нарушений норм профессиональной этики педагогических работников в соответствии с федеральным законодательством);


письмо Минспорта России от 24 января 2022 г. N ИСХ-02-5-09/1134 (о направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в части применения положений Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", утвержденными Минспортом России 17 января 2022 г.);


письмо Минпросвещения России от 17 января 2022 г. N АК-46/12 (об обзоре законодательства в сфере образования (вместе с Обзором об изменениях в законодательстве в сфере образования (за II полугодие 2021 года);


Комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.


В специально созданном разделе Обобщение правоприменительной практики размещены:


обобщение и анализ (обзор) правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства;


доклад об итогах реализации программы профилактики нарушений по соблюдению обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере образования на территории Республики Марий Эл за 2021 год.


2.3.2. Должностные лица отдела Министерства осуществляют консультирование контролируемых лиц и их представителей:


а) в виде устных разъяснений на личном приеме;


б) в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита;


в) посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом, в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей.


Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе:


а) порядка проведения контрольных (надзорных) мероприятий;


б) периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий;


в) порядка принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;


г) порядка обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования.


Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществляется министром образования и науки Республики Марий Эл и уполномоченными должностными лицами отдела Министерства.


Информация для контролируемых лиц и их представителей о месте проведения консультирования, а также об установленных для консультирования днях и часах размещается на официальном сайте Министерства.


2.3.3. В целях недопущения и устранения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, в 2022 году в рамках Программы профилактики нарушений обязательных требований на 2022 год, утвержденной приказом Министерства от 1 декабря 2021 г. N 1060, специалистами отдела Министерства проведено 20 профилактических визитов. Профилактические визиты проведены отделом Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица.


Профилактические визиты проводятся отделом Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в отношении:


а) контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности;


б) контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, - в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска.


2.3.4. Мероприятия, направленные на недопущение контролируемыми лицами нарушений обязательных требований проводятся в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.


Действенными мероприятиями Программы профилактики являются мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с проверяемыми субъектами.


В целях усиления работы, направленной на недопущение контролируемыми лицами нарушений обязательных требований в соответствии частью 3 статьи 56 Федерального закона N 248 Министерством в 2022 году осуществлялось проведение таких мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, как:


наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации, в том числе при подготовке к осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий, а также при рассмотрении обращений, поступивших в адрес Министерства образования и науки Республики Марий Эл от граждан либо органов власти (2 организации, осуществляющие обучение, 1 образовательная организация);


наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) в части размещения государственными и муниципальными общеобразовательными организациями обязательной информации об условиях питания в подразделе "Организация питания в образовательной организации" на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет (94 образовательных организации).


Всего мониторингом было охвачено 97 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительным общеобразовательным программам.


2.3.5. В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.


В 2022 году отделом Министерства объявлено 97 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, из них: 6 предостережений объявлено по результатам рассмотрения обращений граждан (2 организации, осуществляющие обучение, 2 организации дополнительного образования в области искусств, 2 общеобразовательные организации).


Исполнение выданных по результатам мониторинга безопасности предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований находится на постоянном контроле отдела Министерства.



3. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений обязательных требований


По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных отделом Министерства в 2022 году, в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выявлено 280 нарушений обязательных требований, в том числе 253 нарушения по результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.


По результатам выездных контрольно (надзорных) мероприятий, проведенных в I квартале 2022 г. в отношении контролируемых лиц, выявлены следующие нарушения обязательных требований:


1. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность:


1.1. Нарушение пункта 6 статьи 14 Федерального закона N 273-ФЗ - локальные нормативные акты отсутствуют или противоречат нормативным правовым актам (в Учреждении отсутствует локальный акт о языке образования);


1.2. Нарушение пункта 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236, - в заявлениях родителей (законных представителей) о приеме в Учреждение отсутствуют реквизиты документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка, сведения о необходимом режиме пребывания, кроме того, в заявлениях содержится адрес места жительства родителей (законных представителей), место рождения ребенка;


1.3. Нарушение подпунктов 2.11.2, 2.11.3, пункта 2.11, пункта 3.4 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, - несоответствие структуры образовательных программ (в содержательном разделе программы в части, формируемой участниками образовательных отношений, не представлены выбранные или разработанные самостоятельно парциальные программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, в организационном разделе в подразделе "Режим пребывания детей" не изменены и не приведены в соответствие с ФГОС ДО названия возрастных периодов (вторая группа раннего возраста, младшая группа), также в организационном разделе в части, формируемой участниками образовательных отношений, отсутствуют ссылки на соответствующий методический материал, парциальные программы);


1.4. Нарушение части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктов 3, 7 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582, пунктов 2, 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. N 831, - несоответствие структуры и содержания официального сайта законодательству (в подразделе "Документы" не размещены локальные акты, определяющие порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся; порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в организационном разделе образовательной программы отсутствует подраздел "Кадровые условия реализации программы");


1.5. Нарушение пунктов 6, 9, 10, 12 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276, - в организации отсутствует приказ о создании аттестационной комиссии, отсутствует распорядительный акт заведующего об аттестации педагогических работников, отсутствует график проведения аттестации, отсутствует представление заведующего в аттестационную комиссию, работодатель не ознакомил педагогического работника с представлением под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации.


2. Органами местного самоуправления:


2.1. Нарушение Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":


1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - в Положении об отделе образования не закреплено полномочие на перевод совершеннолетних обучающихся по их заявлениям, несовершеннолетних обучающихся по заявлениям их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности; перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности;


2) части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":


Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования:


противоречит законодательству об образовании в части обеспечения государственных гарантий на бесплатность получения дополнительного образования;


содержит ссылки на утратившие силу нормативные правовые акты, в том числе: Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования от 30 августа 2013 г. N 1014, Порядок организации деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. N 1015, Порядок организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2013 г. N 1008, Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования от 8 апреля 2014 г. N 293.


Муниципальным правовым актом органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, не определены полномочия иных органов, осуществляющих меры по выявлению, учету, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе:


комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;


учреждений и организаций в сфере здравоохранения и социальной защиты населения о детях, фактически проживающих на территории муниципального образования независимо от регистрации по месту жительства (пребывания);


органы внутренних дел о детях, не зарегистрированных, но фактически проживающих на территории муниципального образования;


3) части 1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - Положением об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования установлено, что организация предоставления дополнительного образования осуществляется по основным общеобразовательным программам;


4) части 2 статьи 23, части 2 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - Положение о представлении дошкольного, общего и дополнительного образования содержит раздел о Порядке организации предоставления специального (коррекционного) образования, которым неправомерно предусмотрено создание коррекционной специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида, классов интегрированного обучения;


5) частей 4, 13 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - Положением о представлении дошкольного, общего и дополнительного образования установлено, что выпускникам классов VII, VIII вида, интегрированного обучения в организациях, имеющих государственную аккредитацию, выдается документ государственного образца об уровне образования и квалификации или свидетельство об окончании этой организации;


6) части 4 статьи 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - Положением о получении образования в форме семейного образования установлено, что основанием для завершения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией является выписка из протокола заседания Педагогического совета с указанием результатов прохождения промежуточной аттестации по итогам освоения образовательной программы определенного уровня;


7) части 1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - сведения о разрешении учредителем приема обучающихся в муниципальные образовательные организации в 2021 - 2022 учебном году на обучение по образовательным программам начального общего образования в более позднем возрасте (позже 8 лет) в отделе образования отсутствуют.


2.2. Пунктов 8 и 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236, - муниципальным правовым актом о комплектовании дошкольной образовательной организации предусмотрено, что регистрация детей для постановки на учет в сельские образовательные учреждения ведется непосредственно в учреждении.


2.3. Пунктов 27, 29 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115, - муниципальными правовыми актами органа местного самоуправления в сфере образования определено, что:


численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе (группе) устанавливается до 15 человек (Положение о представлении дошкольного, общего и дополнительного образования);


родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, получающих образование в семейной форме или самообразовании, осуществляют выбор организации для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации без участия (учета рекомендаций) органа местного самоуправления муниципального района, на территории которого они проживают (Положение о получении образования в форме семейного образования).


2.4. Пункта 1.1 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, - муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в сфере образования (Положение о получении образования в форме семейного образования) формально ограничено право лиц, осваивающих образовательных программы дошкольного образования, на получение образования в форме семейного образования.


2.5. Пункта 7 Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 177, - муниципальный правовой акт органа местного самоуправления в сфере образования неправомерно обязывает образовательную организацию выдать родителям (законным представителям) обучающегося личное дело обучающегося, отчисленного в связи с получением образования в форме семейного образования.


2.6. Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н, - руководители образовательных организаций не соответствуют квалификационным требованиям, указанным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в части отсутствия дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.


2.7. Пунктов 11, 18, 72 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. N 678:


отделом образования не создана муниципальная предметно-методическая комиссия по каждому общеобразовательному предмету;


отделом образования не создан оргкомитет школьного этапа олимпиады, который формируется из представителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, муниципальных предметно-методических комиссий олимпиады, педагогических, научно-педагогических работников, а также представителей общественных и иных организаций, средств массовой информации и утверждается организатором школьного этапа олимпиады;


отделом образования не установлены правила подачи апелляции школьного и муниципального этапа олимпиады.


2.8. Пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309, - при входе в здание отдела образования отсутствует вывеска с наименованием и графиком работы отдела образования, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.


Анализ выявленных нарушений обязательных требований показал, что 1 нарушение (дошкольная образовательная организация) содержало признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.30 КоАП РФ - 1 нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию. На основании статьи 4.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении по части 1 статьи 19.30 КоАП РФ не возбуждено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (истечение трех месяцев со дня совершения административного правонарушения).


Таким образом, в 2022 году дела об административном правонарушении не возбуждались.



4. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов причинения вреда (ущерба)


В силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" охраняемые законом ценности в сфере образования - это жизнь и здоровье людей, права и законные интересы граждан и организаций, а также иные охраняемые законом ценности.


Доля проверок, по итогам проведения которых выявлены нарушения в 2022 году, составляет 50 процентов от общего количества проведенных проверок.


По фактам выявленных нарушений обязательных требований, случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям отделом Министерства в пределах полномочий, предусмотренных законодательством в рамках полномочий, приняты меры:


1. Объектам контроля выдано 2 предписания об устранении нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования.


2. Составлен 1 протокол об административном правонарушении в отношении муниципальной общеобразовательной организации по части 2 статьи 5.57 Кодекса об административных правонарушениях.


Постановлением судебного органа, поступившим в Министерство в 2022 году, на должностное лицо наложено административное наказание в виде административного штрафа на сумму 10,0 тыс. рублей. Сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов в 2022 году составила 50,0 рубля.


3. С целью контроля за исполнением предписания рассмотрено 18 отчетов об исполнении предписания, в образовательную организацию направлено 17 уведомлений об исполнении предписания, 1 акт проверки об отсутствии нарушений обязательных требований и исполнении предписания. Предписания сняты с контроля.


На рассмотрение в отдел Министерства в 2022 г. поступило 61 обращение граждан, 8 из которых рассмотрены в рамках Федерального закона N 248-ФЗ.


В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" по результатам рассмотрения обращений Министерством даны ответы заявителям по существу поставленных в обращениях вопросов, направлены письма руководителям образовательных организаций, их учредителям о принятии комплекса мер, направленных на профилактику либо недопущение нарушений обязательных требований.


В результате рассмотрения обращений граждан выявлены факты причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в отношении 7 юридических лиц, в том числе 1 факт нарушения прав обучающихся на свободу выбора государственных языков республик Российской Федерации, нарушения установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию, 1 факт нарушения прав на охрану его жизни и здоровья.


По фактам нарушений, указанных в обращениях граждан, юридическим лицам направлено 6 предостережений, возбуждено 1 дело об административном правонарушении, предусмотренных частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ. В отношении 1 юридического лица административное дело не возбуждалось на основании статьи 4.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности со дня совершения административного правонарушения.


Контроль за проведением государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в 2022 году осуществлялся сотрудниками отдела Министерства в образовательных организациях, а также посредством online-наблюдения. Так, за текущий период проведения государственной итоговой аттестации проведено 33 выезда в 17 из 24 пунктов проведения единого государственного экзамена и 25 выездов в 21 из 57 пунктов проведения основного государственного экзамена.


В период проведения единого государственного экзамена выявлено 1 нарушение пункта 65 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом от 7 ноября 2018 г. Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 (далее - Порядок) (участник экзамена имели при себе справочные материалы, письменные заметки).


Данный участник привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 19.30 КоАП РФ.


Количество выявленных нарушений, совершенных выпускниками 11-х классов, сократилось с 3 в 2021 г. до 1 в 2022 г., в отношении лиц, привлекаемым к проведению ГИА (организаторы, руководитель ППЭ, член ГЭК) нарушений не выявлено, итого произошло уменьшение с 4 в 2021 г. до 0 в 2022 г.


В период проведения основного этапа государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования участниками ГИА-9 было допущено 5 нарушений Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом от 7 ноября 2018 г. Минпросвещения России N 189, Рособрнадзора N 1513 (далее - Порядок ГИА-9), - 2 нарушения пункта 55 Порядка ГИА-9 (участники экзамена имели при себе средства связи, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации) и 3 нарушения пункта 54 Порядка ГИА-9 (при перепроверке экзаменационных работ участников конфликтной комиссией установлено, что организаторы в аудитории допустили некомплектность работ участников).


Постановлениями Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 2 участника экзаменов были привлечены к административной ответственности по части 4 статьи 19.30 КоАП Российской Федерации.


Количество выявленных нарушений, совершенных лицами, привлекаемыми к проведению ГИА, снизилось с 4 в 2021 г. до 3 в 2022 г.


Количество выявленных нарушений, совершенных выпускниками, снизилось с 8 в 2021 г. до 3 в 2022 г.


В части исполнения функций по государственному контролю (надзору) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования на 30 декабря 2022 г. отделом Министерства осуществлено следующее:


проведены 2 плановые выездные проверки;


выдано 1 предписание об устранении выявленных нарушений;


проведены контрольные мероприятия по контролю за исполнением предписания, в результате которого установлен факт исполнения предписания.


Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Министерства за 2022 год свидетельствует о достижении поставленных целей, соответствии затрат полученным результатам, рациональном использовании кадровых и материальных ресурсов, а именно: сохранилась по сравнению с 2021 годом положительная динамика в соблюдении образовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования; качество контрольно-надзорной деятельности подтверждается, в том числе, отсутствием жалоб в рамках досудебного обжалования со стороны контролируемых лиц на действия служащих Министерства, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования.


Исходя из анализа деятельности Министерства, направленной на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, определены основные задачи на 2023 год:


совершенствование процедур федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, в том числе с применением экспертных оценок и использованием современных контрольно-оценочных материалов;


актуализация нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы исполнения полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования;


совершенствование форм профилактической работы по предупреждению и устранению нарушений обязательных требований законодательства об образовании;


снижение административной нагрузки на организации, осуществляющие образовательную деятельность при проведении проверок;


систематизация, актуализация и доведение до объектов контроля обязательных требований, предъявляемых при проведении контрольно-надзорных мероприятий; повышение квалификации должностных лиц, осуществляющих мероприятия по контролю (надзору).


Основные механизмы реализации поставленных задач:


приведение нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования, в соответствие с действующим законодательством;


размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) нормативных правовых актов или отдельных их частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;


размещение на официальном сайте комментариев Министерства о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;


объявление организациям, осуществляющим образовательную деятельность, при наличии у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;


участие в информационно-разъяснительной работе с различными категориями лиц, задействованных в организации и проведении государственной итоговой аттестации в 2023 году;


информирование, консультирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о сроках исполнения предписаний, изданных по результатам плановых и внеплановых проверок деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, об ответственности за неисполнение предписаний в установленный срок, непредставление отчета об устранении выявленных нарушений, о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий, о периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий, о порядке принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, о порядке обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования; подготовка информации об ответственности за нарушение установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и размещение ее на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";


обобщение практики (информации) осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на территории Республики Марий Эл при осуществлении деятельности по реализации основных образовательных программам, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных образовательных программам;


организация и проведение серии семинаров, выездных и в режиме ВКС, по теме "Обеспечение соблюдения обязательных требований при осуществлении образовательной деятельности";


ведение федеральных баз данных;


непрерывное повышение квалификации должностных лиц, осуществляющих мероприятия.



5. Подготовка предложений об актуализации обязательных требований


В целях актуализации обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдение которых проверяется при проведении мероприятий по контролю, Министерством в федеральные органы исполнительной власти направлены предложения по внесению изменений, дополнений в следующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты:


1. Часть 4 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - предлагаем вносить в реестр лицензий адреса мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения для наличия актуальной информации у контролирующего органа и в связи с проводимыми контрольно-надзорными мероприятиями и профилактическими визитами по адресам мест осуществления образовательной деятельности.


2. Предусмотреть в Административном регламенте предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 22 сентября 2022 г. N 1012, алгоритм взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, на территориях которых находятся филиалы организаций, осуществляющих образовательную деятельность.


3. Согласно пункту 23 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458 (далее - Порядок), заявление о приеме на обучение и документы для приема на обучение, указанные в пункте 26 Порядка, подаются одним из следующих способов:


в электронной форме посредством ЕПГУ;


с использованием функционала (сервисов) региональных государственных информационных систем субъектов Российской Федерации, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (при наличии), интегрированных с ЕПГУ;


через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением о вручении;


лично в общеобразовательную организацию.


Пунктом 27 установлено, что при подаче заявления о приеме на обучение в электронной форме посредством ЕПГУ не допускается требовать копий или оригиналов документов, предусмотренных пунктом 26 Порядка, за исключением копий или оригиналов документов, подтверждающих внеочередное, первоочередное и преимущественное право приема на обучение, или документов, подтверждение которых в электронном виде невозможно.


По общему правилу общеобразовательная организация обязана осуществить проверку достоверности сведений, указанных в заявлении о приеме на обучение, и соответствия действительности поданных электронных образов документов. При проведении указанной проверки общеобразовательная организация вправе обращаться к соответствующим государственным информационным системам, в государственные (муниципальные) органы и организации.


Однако в настоящее время действующими сервисами региональных систем и Единым Порталом государственных услуг (ЕПГУ) для граждан данная услуга ограничена только возможностью подачи заявления о приеме и не позволяет прикреплять к заявлению о приеме на обучение какие-либо документы, фиксируя де-юре Учреждению количество желающих на зачисление в Учреждение. Складывается ситуация, когда право граждан на подачу заявления о приеме в первый класс в электронном виде фактически не может быть реализовано.


Ответственность за функциональные возможности федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" несет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.


С целью реализации права граждан на подачу документы для приема на обучение в электронной форме посредством ЕПГУ предлагаем доработать функционал (сервис) государственной информационной системы ЕПГУ возможностью прикрепления и направления документов о приеме, установленных пунктом 26 Порядка, что позволит сократить, в том числе, количество обращений граждан на нарушение или незаконное ограничение прав граждан на получение общедоступного общего образования.


4. Подготовить разъяснения по применению пункта 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в редакции приказа Минпросвещения России от 30 августа 2022 г. N 784 "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458", в связи с двусмысленностью и неоднозначностью понимания формулировки "не позднее 1 апреля текущего года".


5. В ряде случаев привлечение виновных лиц к административной ответственности по статьям 5.57 и 19.30 КоАП РФ является невозможным по причине установления в законодательстве малого срока давности привлечения к административной ответственности по данным статьям (три месяца). Особенно это становится актуальным при выявлении составов административных правонарушений по результатам плановых проверок, поскольку зачастую на момент оформления результатов плановой проверки установленный трехмесячный срок давности является истекшим, что исключает возможность привлечения виновных лиц к административной ответственности. Представляется необходимым внесение соответствующих изменений в статью 4.5 КоАП РФ, направленных на увеличение сроков давности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественные отношения, урегулированные законодательством Российской Федерации в сфере образования (статьи 5.57 и 19.30 КоАП РФ). Регулярное проведение практических семинаров, совещаний по вопросам осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования с презентацией лучшего опыта регионов.



6. Подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле


1. Дополнить пункт 18 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997, в части консультирования контролируемых лиц и их представителей, в том числе и по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования.


2. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 г. N 1311 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю", предусматривающие увеличение стоимости услуг аттестованного эксперта при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ