Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2023 года N 165


Об утверждении региональной программы "Повышение рождаемости в Карачаево-Черкесской Республике"



В целях улучшения демографической ситуации на территории Карачаево-Черкесской Республики и в соответствии с пунктом 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 апреля 2023 года N ПР-826 по итогам совещания о мерах по повышению рождаемости в Российской Федерации Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:


1. Утвердить региональную программу "Повышение рождаемости в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - региональная программа) согласно приложению.


2. Органам исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, ответственным за реализацию региональной программы:


2.1. Обеспечить выполнение мероприятий региональной программы.


2.2. Ежеквартально представлять информацию о ходе выполнения мероприятий региональной программы в Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики.


3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего социальные вопросы.



Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
М.О.АРГУНОВ



Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 30.06.2023 N 165



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ РОЖДАЕМОСТИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"


ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ РОЖДАЕМОСТИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" (ДАЛЕЕ - РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА)

Сроки реализации региональной программы

2023 - 2025 годы

Ответственный исполнитель региональной программы

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

Участники региональной программы

Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики;

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики;

Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики;

Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики

Цель региональной программы

Выработка эффективных мер, влияющих на репродуктивное поведение населения и общее число рождений, а также определение целевых значений показателей рождаемости в Карачаево-Черкесской Республике

Задачи региональной программы

1. Комплексный анализ демографической ситуации в регионе на основе оценки демографического потенциала.

2. Определение перечня факторов, влияющих на репродуктивное поведение населения и общее число рождений в регионе.

3. Определение и обоснование целевых значений общего числа рождений в регионе на период 2023 - 2025 годов.

4. Формирование комплекса региональных мер повышения рождаемости с учетом анализа сложившейся демографической ситуации и действующего пакета мер

Объемы финансового обеспечения региональной программы

Объем финансирования региональной программы - 1667599,90 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 549205,7 тыс. рублей;

2024 год - 551942,3 тыс. рублей;

2025 год - 566451,9 тыс. рублей



Общие положения


Региональная программа "Повышение рождаемости в Карачаево-Черкесской Республики" подготовлена в целях улучшения демографической ситуации на территории Карачаево-Черкесской Республики и в соответствии с пунктом 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 апреля 2023 года N ПР-826 о мерах по повышению рождаемости в Российской Федерации, которым рекомендовано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации обеспечить на основе оценки демографического потенциала субъектов Российской Федерации разработку в соответствии с типовой региональной программой стимулирования рождаемости и методическими рекомендациями по проведению оценки демографического потенциала субъекта Российской Федерации согласование и утверждение региональных программ стимулирования рождаемости, содержащих в том числе линейки показателя абсолютного числа рождений за год на период до 2030 года.


Региональная программа разработана в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2023 N 436 "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке демографического потенциала субъекта Российской Федерации и разработке региональных программ по повышению рождаемости".


Для анализа оценки демографического потенциала Карачаево-Черкесской Республики использована официальная статистическая информация Росстата и других федеральных органов государственной власти, отчетные данные органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики об эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики.



Оценка демографического потенциала региона


По численности населения Карачаево-Черкесская Республика (далее - Республика) относится к одному из самых маленьких регионов России: на 1 января 2022 года число жителей составляло 464219 человек (это 77-е место среди субъектов Российской Федерации и 7-е место в Северо-Кавказском федеральном округе). Плотность населения - 32,9 человека на один квадратный километр (это в 1,8 раза ниже, чем в среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу и в 3,8 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации). Доля городского населения в общей численности населения - 42,9%, сельского - 57,1%. Наиболее крупные городские округа - Черкесский (122579 человек) и Карачаевский (38166 человек).

Территория

на 1 января

все население

в том числе

городское

сельское

Всего по республике:

464219

199174

265045

Черкесский городской округ

122579

122579

Карачаевский городской округ

38166

33065

5101

Муниципальные районы:

Абазинский

18057

-

18057

Адыге-Хабльский

15697

-

15697

Зеленчукский

47983

-

47983

Карачаевский

31291

6524

24767

Малокарачаевский

43059

-

43059

Ногайский

15387

-

15387

Прикубанский

29198

844

28354

Урупский

21912

5077

16835

Усть-Джегутинский

50211

31085

19126

Хабезский

30679

-

30679


По продолжительности жизни населения республика является одним из лидеров Российской Федерации. Средняя продолжительность жизни - 73,4 года (выше, чем в среднем по стране, и 4 место среди субъектов Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа). Этому способствует чистая экология, преобладание сельского населения и питание натуральными продуктами, характерное для жителей Кавказа.



ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1 ЯНВАРЯ, ЧЕЛОВЕК

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Все население

467797

466432

466305

465563

465528

465357

464219

в том числе в возрасте: моложе трудоспособного

97277

96512

96373

95440

94726

93880

92126

трудоспособный

272738

269564

266726

264078

268285

266787

272065

старше трудоспособного

97782

100356

103206

106045

102517

104690

100028


Коэффициент естественного прироста населения имел в республике положительное значение на протяжении периода с 2011 по 2020 год, но значение его уменьшалось: с 3,34 на 1000 человек населения в 2011 - 2014 годах, до 0,2 - в 2020 году. В 2021 году показатель принял отрицательное значение - минус 2,5. Причиной этого явления было снижение рождаемости более высокими темпами, и рост смертности, связанный с распространением новой коронавирусной инфекции: в 2011 - 2014 годах на 1000 человек населения приходилось 13,5 - 13,9 человека родившихся и 9,5 - 9,9 человека умерших, в 2019 году - 10,8 человека родившихся и 9,1 человека умерших, соответственно, в 2020 году - 11,0 и 10,8, в 2021 году - 9,6 и 12,1 соответственно (по Российской Федерации в 2021 году - 9,6 и 16,7 соответственно). Рождаемость в 2022 году по оперативным данным составила 9,5, уменьшившись по сравнению с 2019 годом на 13,7% (в 2019 году - 10,8). Смертность в 2022 году составила 9,6, промилле. Увеличение в сравнении с 2019 годом на 5,5% (в 2019 году 9,1) и снижение на 26% к уровню 2021 года. Естественная убыль в 2022 году - 0,1. В 2019 году наблюдался естественный прирост +1,7.


На показатель рождаемости также отражается число зарегистрированных новорожденных за пределами республики. Например, в 2017 году 882 новорожденных родились за пределами республики, из них 437 зарегистрированы по месту родов. В 2022 году число родившихся за пределами республики сократилось до 752, а зарегистрированы по месту родов - 229 новорожденных.



ЧИСЛО РОДИВШИХСЯ (БЕЗ МЕРТВОРОЖДЕННЫХ) ЗА ГОД (ЧЕЛОВЕК, ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ЗА ГОД)

Российская Федерация

Годы

Всего

Городское население

Сельское население

2016

1888729

1426591

462138

2017

1690307

1269527

420780

2018

1604344

1205231

399113

2019

1481074

1115337

365737

2020

1436514

1079887

356627

2021

1398253

1047731

350522

Карачаево-Черкесская Республика

2016

5570

2484

3086

2017

5120

2212

2908

2018

4998

2232

2766

2019

5050

2279

2771

2020

5135

2281

2854

2021

4447

1932

2515



ЧИСЛО УМЕРШИХ ЗА ГОД (ЧЕЛОВЕК, ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ЗА ГОД)

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Российская Федерация

1891015

1826125

1828910

1798307

2138586

2441594

Карачаево-Черкесская Республика

4452

4287

4181

4219

5034

5625


Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в республике выросла с 72,4 года в 2010 году, до 76,2 года в 2019 году, в основном за счет снижения смертности населения трудоспособного возраста. В последние два года данный показатель снижается: в 2020 году - 74,8 года, в 2021 году - 73,5 года (по Северо-Кавказскому федеральному округу в 2021 году - 73,8 года, по Российской Федерации - 70,1 года). В 2022 году ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 1,9 года к уровню 2021 года и достигла 75,41 лет.


Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа. Разрыв в продолжительности жизни между мужским и женским населением в республике на конец 2021 года составил 8,1 года (женщины - 77,65 года, мужчины - 69,28 года), это больше среднего показателя по Северо-Кавказскому федеральному округу (6,6 года) и меньше среднего показателя по Российской Федерации (8,9 года).


Такой демографический показатель как смертность в республике сокращался до 2020 года, при этом структура причин смертности населения в последние годы значительно изменилась. Если в 2015 году 49,5% всех умерших приходилось на умерших от болезней системы кровообращения, 7,9% - от внешних причин и 18,9% - от прочих заболеваний, то в 2020 - 2021 годах первое место в структуре причин смерти занимали болезни системы кровообращения, на втором месте - новая коронавирусная инфекция, на третьем месте - новообразования. На протяжении почти всего рассматриваемого периода около 13 - 14% от общего количества умерших приходится на смерти от новообразований (в 2021 году - 9,2%).


В 2021 году в расчете на 100 тыс. человек населения по сравнению с 2015 годом уменьшилась смертность: от новообразований (111,7 против 145,8 случаев), от внешних причин смерти (52,3 против 76,4 случаев), болезней системы кровообращения (375 против 476,7 случаев), но увеличилась от болезней органов дыхания (34,6 против 28,8 случаев).


Безусловно, позитивной тенденцией является уменьшение количества умерших трудоспособного возраста: если в 2010 году данный показатель на 100 тысяч человек населения соответствующего возраста составлял в республике 396,2, то в 2021 году - 358,4 (для сравнения по Российской Федерации - 634 и 560, по СКФО - 349,9 и 289,6 соответственно).


Отрицательно влияют на численность населения республики миграционные процессы. Миграционная убыль населения происходила последние 10 лет, и была минимальной в 2020 году (минус 236 человек), когда число прибывших и выбывших в республике почти сравнялось, и только в 2021 году впервые был зафиксирован миграционный прирост (плюс 40 человек). Основная причина этого явления - низкий по сравнению с другими регионами России уровень жизни.


В 2010 - 2021 годах в республике наблюдается снижение уровней конкурентоспособности и привлекательности территории, оцениваемое по показателю сальдо миграции. Результатом снижения реальных доходов населения в республике, опережающего средний показатель по Российской Федерации (за 2015 - 2021 годы реальные денежные доходы в республике снизились на 14,0% к уровню 2015 года), стал отток населения по межрегиональной миграции, который составил 10 тыс. человек за период с 2015 года по 2021 год, и который не компенсировался притоком мигрантов.


Тем не менее, наметившейся тенденцией в 2010-2021 годах стал постепенный прирост международной миграции и увеличение ее доли в общем числе прибывших в республику граждан: если в 2010 году миграционный прирост составлял 76 человек, то в 2019 году - уже 300 человек, в 2020 году - 95 человек, в 2021 году - 614 человек. В общем числе прибывших доля международных мигрантов увеличилась с 5% до 16% (со 120 человек в 2010 году до 820 человек в 2021 году).



ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ (ЧЕЛОВЕК)



¦ число прибывших ¦ число выбывших


В сельской местности сегодня проживает 58,9% населения республики, 19,3% всех женщин в возрасте 19 - 40 лет. Несмотря на общую тенденцию к снижению рождаемости за последние три года с 2015 по 2017 годы, проявившую себя и в городе, и в селе, сельское население все еще сохраняет более высокий уровень рождаемости. Относительные сельские и городские различия в рождаемости сокращаются. Но это происходит на фоне общего снижения уровня рождаемости в республике.


Наряду с суммарным коэффициентом рождаемости численности женщин в возрастных группах следует использовать и интенсивность рождений в возрастных группах женщин, что позволяет оценить различия или изменения в возрастной модели рождаемости (в расчете на 1000 женщин соответствующего возраста).


Увеличение рождаемости происходит при существенном изменении возрастной структуры рожающих женщин, выражающемся в устойчивом увеличении числа деторождений у женщин старшего репродуктивного возраста и уменьшение показателей рождаемости в младших возрастных группах:


число женщин, родивших в возрасте от 15 до 22 лет, снижается с 2019 года - 660 детей до 2021 года - 566. Число женщин этого возраста в 2018 году составляет 23612 чел., в 2019 году - 23288 чел., в 2020 году - 23343 чел., в 2021 году - 23970. Число женщин, родивших в возрасте 23-33 лет, снизилось с 2018 года - 3377 детей до 2021 года - 2750 детей. Главной причиной является то, что молодые женщины не спешат вступать в брак и обзаводиться детьми. На первом месте стоит получение образования, карьерный рост, обеспечение определенного материального достатка. В результате - увеличивается средний возраст вступления в брак, возраст матери при рождении ребенка. В возрастной группе - 34-40 лет отмечается увеличение числа рождений с 2018 года - 881 ребенок, в 2020 году - 1087 детей и небольшое снижение в 2021 году на 90 детей.




ЧИСЛО РОДИВШИХСЯ ПО ВОЗРАСТУ МАТЕРИ И ОЧЕРЕДНОСТИ РОЖДЕНИЯ (ЧЕЛОВЕК)

Возраст матери

15 - 22

23 - 33

34 - 40

41 - 49

Всего

2018

658

3377

881

82

4998

2019

660

3262

1016

112

5050

2020

643

3291

1087

114

5135

2021

566

2750

997

134

4447


По анализу видно, что наибольшее число рождений у матерей в возрасте 23 - 33 лет, потом идет снижение числа рождений. Практически женщины в возрасте 47 - 49 лет не рожают.



ЧИСЛО РОДИВШИХСЯ ДЕТЕЙ ПО ОЧЕРЕДНОСТИ РОЖДЕНИЯ

Карачаево-Черкесская Республика

Один ребенок

Двое детей

Трое детей

Четверо детей

Пять и более детей

Неизвестно

Всего

2018

1535

1557

1252

431

216

7

4998

2019

1485

1478

1328

511

245

3

5050

2020

1548

1507

1255

557

252

16

5135

2021

1170

1275

1158

520

274

50

4447


Сводным показателем уровня рождаемости является суммарный коэффициент рождаемости - сумма возрастных коэффициентов рождаемости, рассчитанных для возрастных групп в интервале 15 - 49 лет. Этот коэффициент показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода при сохранении повозрастной рождаемости на уровне того года, для которого вычисляется показатель. Его величина, в отличие от общего коэффициента рождаемости, не зависит от возрастного состава всего населения и характеризует средний уровень рождаемости в данном календарном году.



СУММАРНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ РОЖДАЕМОСТИ

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Российская Федерация

все население

1,76

1,62

1,58

1,5

1,5

1,5

Карачаево-Черкесская Республика

все население

1,52

1,43

1,43

1,48

1,53

1,35

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Российская Федерация

городское население

1,67

1,53

1,49

1,43

1,43

1,44

Карачаево-Черкесская Республика

городское население

1,54

1,4

1,45

1,52

1,55

1,33



РОДИВШИЕСЯ ЖИВЫМИ У ЖЕНЩИН, НЕ СОСТОЯВШИХ В ЗАРЕГИСТРИРОВАННОМ БРАКЕ, ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

2019

2020

2021

Российская Федерация

309230

311174

307312

Карачаево-Черкесская Республика

698

964

946


Ухудшились показатели зарегистрированных браков и показателей разводов: если в 2016 году на 1000 человек населения приходилось 5,2 браков и 3,1 разводов, то в 2021 году - 4,2 браков и 4,9 разводов.



ЧИСЛО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ БРАКОВ В РАСЧЕТЕ НА 1000 НАСЕЛЕНИЯ (ПРОМИЛЛЕ) ПО ОПЕРАТИВНЫМ ДАННЫМ)

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Российская Федерация

6,7

7,2

6,1

6,5

5,3

6,3

Карачаево-Черкесская Республика

5,2

5,2

4,5

4,8

4,1

4,2



ЧИСЛО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ РАЗВОДОВ В РАСЧЕТЕ НА 1000 НАСЕЛЕНИЯ (ОПЕРАТИВНЫЕ ДАННЫЕ) (ПРОМИЛЛЕ (0,1%))

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Российская Федерация

4,2

4,2

4

4,2

3,9

4,4

Карачаево-Черкесская Республика

3,1

3,0

3,1

3,1

3,0

4,9


Указанные данные свидетельствуют об острой необходимости укрепления института семьи в достижении цели развития демографического потенциала республики.


В условиях снижения рождаемости необходимой задачей является минимизация репродуктивных потерь населения.


Необходимо отметить и улучшение результатов работы амбулаторно-поликлинической службы в части профилактики абортов.

Показатель

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Число абортов

1043

1296

1225

1262

1085

1035

832

- из них по желанию

415

505

515

462

401

461

324

Показатель абортов на 1000 женщин фертильного возраста

8,6

10,8

10,3

10,6

11,6

8,9

7,10

Показатель абортов на 100 родившихся живыми и мертвыми

20,8

27,3

23,8

27,7

23,7

22,8

21,70


В целях повышения рождаемости и улучшения демографической ситуации в работу женских консультаций внедрены речевые модули, создающие у женщин положительные установки на рождение детей в ситуации репродуктивного выбора, утвержденные нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики. Также проводится мотивационное анкетирование 100% женщин, обратившихся за прерыванием беременности. По результатам анкетирования происходит адресное предоставление женщинам федеральных и региональных мер поддержки.


Также по результатам анкетирования медицинских организаций сформирован портрет беременной женщины, обратившейся в медицинскую организацию с целью проведения прерывания беременности.


В среднем 3 - 4%, женщин желающих прервать беременность, это женщины в возрасте от 18 до 20 лет, не состоящих в браке. 80 - 90% женщин в возрасте от 20 - 30 лет желают прервать беременность по причине финансовой неустойчивости. 48% беременных женщин, обратившихся в медицинскую организацию с целью проведения прерывания беременности, состоят в зарегистрированном браке, 32% - в незарегистрированном браке, у 20% - нет постоянного партнера.


По уровню образования женщин: 40% имеют высшее образование, 55% - среднее специальное. 60% женщин являются работающими, 40% - не работают (из них 5% находятся в отпуске по уходу за ребенком).


С целью сохранения репродуктивного здоровья женщин, повышения рождаемости в республике функционирует служба доабортного консультирования. В настоящее время консультирование женщин перед процедурой прерывания беременности организовано в 11 государственных медицинских организациях республики, оказывающих медицинскую помощь по профилю "акушерство-гинекология". Консультирование проводят психологи, социальные работники или медицинские работники, прошедшие обучение по доабортному консультированию.



УКОМПЛЕКТОВАННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВРАЧАМИ

Врачи

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

Врачи - педиатры

89,2

87,9

89,3

89,3

Врачи - неонатологи

66,7

65,6

56,4

88,3

Акушеры - гинекологи

91,4

93,5

95,3

92,7


Ежегодно в рамках обязательных профилактических мероприятий осуществляется диспансеризация женского населения, в том числе женщин в возрасте 18 - 39 лет.


В целях поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в республиканском государственном бюджетном лечебно-профилактическом учреждении "Республиканский перинатальный центр" функционирует Центр, а в районных больницах и поликлиниках кабинеты для оказания правовой, психологической и медико-социальной поддержки беременным женщинам, в составе которых работают психологи и социальные работники.


Целью работы кабинетов и Центра медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является дальнейшее увеличение количества женщин, желающих пролонгировать беременность. На информационных стендах, официальных сайтах медицинских и социальных организаций размещена информация о мерах социальной поддержки семей с детьми.


Министерством здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики проводится постоянная работа по актуализации регистра супружеских пар, страдающих бесплодием (далее - Регистр), и мониторингу эффективности оказания медицинской помощи с проведением процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).


В целях повышения доступности лечения бесплодия супружеских пар и одиноких женщин, желающих иметь детей методами вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) широко используются возможности всех учреждений, оказывающих ВРТ.


В республике отсутствуют медицинские организации по оказанию первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии для проведения процедуры ЭКО.


Оказание медицинской помощи при лечении бесплодия с использованием экстракорпорального оплодотворения осуществляется в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования за пределами республики.

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Общее число циклов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО)

130

220

220

252

251

266

проведенных за счет средств обязательного медицинского страхования

94

174

195

202

171

206

Число женщин, у которых наступила беременность <*>

35

56

70

66

51

59

Число родов у женщин после ЭКО (по данным вкладыша к форме федерального статнаблюдения N 32)

31

50

44

58

41

49

Число родившихся детей после ЭКО (по данным вкладыша к форме федерального статистического наблюдения N 32)

35

57

51

68

44

60


В последние годы система дошкольного образования республики получила активное развитие. Услуги дошкольного образования предоставляют населению республики 138 дошкольных образовательных организаций (в том числе 4 - частные), 45 дошкольных образовательных групп, созданных при общеобразовательных организациях в формате "школа-детский сад", 82 класса предшкольной подготовки в школах, 2 центра раннего развития ребенка, 1 семейная школа. Путем предоставления субвенций местным бюджетам обеспечено получение 20970 воспитанниками общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, путем предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, на возмещение затрат 288 воспитанниками.


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в республике за счет средств субсидии, выделенной из федерального бюджета, средств регионального бюджета и внебюджетных источников реконструировано и построено 70 дошкольных образовательных организаций, открыты дополнительные дошкольные группы в действующих детских садах и школах в формате "школа-детский сад".


Таким образом, дополнительно введено 8712 дошкольных мест, что позволило охватить дошкольным образованием около 21 тысячи детей, ликвидировать очередность в детские сады и обеспечить 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет на территории республики и выполнить задачу, поставленную Президентом Российской Федерации. За 2022 год введена 1 дошкольная образовательная организация на 80 мест.


Численность занятых в экономике республики также увеличилась (с 182,4 тысяч человек в 2017 году до 186,2 тысяч человек в 2021 году. При этом за тот же период сократилось число безработных, рассчитанное по методологии Международной организации труда (МОТ) - с 28,4 тысяч до 26,2 тысяч человек). Число безработных, официально зарегистрированных в государственной службе занятости, сокращалось ежегодно: с 3,6 тысяч человек в 2017 году до 2,9 тысяч человек в 2021 году, за исключением 2020 года, когда по причине увеличения выплат пособий в связи с утратой работы из-за начавшейся пандемии, этот показатель вырос до 22,5 тысяч человек.


Для республики, как и в целом для регионов Северного Кавказа, характерным является более низкий, чем в среднем по стране, уровень участия населения в рабочей силе, а также более низкий уровень занятости женского населения по сравнению с мужским. Однако, уровень безработицы к численности рабочей силы выше у мужчин республики.


Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в период с 2016 по 2021 год в республике составляло от 11,3 до 7,5 тысяч (примерно каждое десятое домохозяйство), при этом в последние три года наблюдается тенденция постепенного сокращения их количества.


В период с 2016 по 2021 год число семей, получивших жилое помещение и улучшивших жилищные условия, ежегодно составляло не более 6% от их общего количества (для сравнения, по СКФО - менее 3%, по Российской Федерации - не более 5%). Безусловно, это очень низкие показатели, отражающие всю остроту проблемы.



ЧИСЛЕННОСТЬ СЕМЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ (ЕДИНИЦ)




Обеспеченность населения жильем


Одной из причин высокой нуждаемости семей в жилье является высокая стоимость его строительства. При этом, средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилых помещений во введенных в эксплуатацию жилых зданиях без пристроек, надстроек и встроенных помещений по республике на протяжении периода с 2010 по 2021 год росла более высокими темпами, чем в среднем по СКФО, а по своему размеру близка к среднероссийской за все периоды, кроме 2021 года.



ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ПРИХОДЯЩАЯСЯ В СРЕДНЕМ НА ОДНОГО ЖИТЕЛЯ (КВАДРАТНЫЙ МЕТР, ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ЗА ГОД)

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Российская Федерация

Всего

24,9

25,2

25,8

26,28

24,9

27,78

Карачаево-Черкесская Республика

Всего

20,7

20,9

21,1

21,56

21,83

22,09



ДОЛЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА, ОБЕСПЕЧЕННОГО ВСЕМИ ВИДАМИ БЛАГОУСТРОЙСТВА, В ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРОЦЕНТ, ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ЗА ГОД)

2015

2016

2017

Российская Федерация

Всего

65,5

66,0

66,6

Карачаево-Черкесская Республика

Всего

43,7

43,8

46,7


Правительство Карачаево-Черкесской Республики предпринимает меры для улучшения ситуации с обеспеченностью населения жильем. В первую очередь это касается ежегодного включения и финансирования соответствующих мероприятий по обеспечению жильем самых незащищенных групп населения в республиканские государственные программы.


Например, в рамках Государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики" действует подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", в 2020 году общий объем средств, предусмотренный в соответствии с заключенным соглашением, на ее реализацию составил 52,6 млн. рублей, в 2021 году - 68,6 млн. рублей. В результате ее реализации 49 молодых семей в 2020 году и 73 семьи - в 2021 году получили свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.



УРОВЕНЬ УЧАСТИЯ В РАБОЧЕЙ СИЛЕ, УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ И УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ (ГРАЖДАНЕ В ВОЗРАСТЕ 15 ЛЕТ И СТАРШЕ)

(процентов)

2017

2018

2019

2020

2021

Уровень рабочей силы

56,0

57,4

54,2

54,4

56,4

мужчины

64,9

66,5

63,4

63,5

64,1

женщины

48,7

49,9

46,7

46,9

50,0

Уровень занятости населения

48,5

50,5

47,9

46,4

49,4

мужчины

55,8

57,3

55,5

53,1

55,6

женщины

42,5

44,9

41,6

40,8

44,3

Уровень безработицы к численности рабочей силы (по методологии МОТ)

13,5

12,0

11,7

14,7

12,3

мужчины

14,1

13,8

12,4

16,4

13,3

женщины

12,8

10,1

10,9

12,9

11,3

Уровень зарегистрированной безработицы к численности рабочей силы, на конец года

1,7

1,4

1,4

11,1

1,4

мужчины

1,4

1,2

1,2

9,7

1,2

женщины

2,0

1,6

1,6

12,5

1,6


В отличие от других субъектов Российской Федерации, в регионах Северного Кавказа по данным за 2020 - 2021 годов уровень безработицы высок не только в сельской, но и в городской местности. Если в среднем по России превышение сельской безработицы над городской составляло более чем в 2,0 раза, то в регионах СКФО, напротив, доля безработных в городе была ниже, чем в селе (в среднем по округу - 45% против 54%, по Карачаево-Черкесской Республике - 40% против 60%).


Причиной снижения являются социально-демографические, психологические факторы и экономическая неопределенность. Женщины на рынке труда по отношению к мужчинам находятся в более сложном положении, особенно наименее защищенные категории женщин, в том числе имеющие детей дошкольного возраста, одинокие матери и другие. На численность и динамику работающих женщин влияет недостаток профессиональных компетенций и опыта работы, сложность адаптации к меняющимся условиям и слабая мобильность.


Женщины, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, женщины, осуществляющие уход за малолетними детьми и детьми-инвалидами, ранее не работавшие и (или) имеющие длительный (более одного года) перерыв в работе, испытывают значительные трудности при возвращении на прежнее место работы или при новом трудоустройстве. Это связано как с потерей профессиональных навыков, так и с нежеланием работодателей нести дополнительные издержки. У данной категории женщин, как правило, более низкая производительность труда, более высокие потери рабочего времени, связанные с больничными листами и отпусками по уходу за ребенком.


В соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.01.2019 N 28 "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики" Управлением государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики реализуются мероприятия по содействию трудоустройства женщин, имеющих детей. Содействие осуществляется путем трудоустройства женщин на рабочее место и сохранение занятости (трудовых отношений) на рабочем месте не менее одного года при условии выплаты работодателем заработной платы в размере не ниже минимальной оплаты труда. Финансовые средства предоставляются работодателю на возмещение затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования, приобретение материалов, переходящих затем в готовую продукцию, оснащение рабочего места для трудоустройства многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, но не более 30,0 тысяч рублей за каждого трудоустроенного многодетного родителя или родителя, воспитывающего ребенка - инвалида, зарегистрированного в органах службы занятости в установленном порядке.


Мамы, которые обратились в службу занятости населения, находят работу по вакансиям: повар, кассир, швея, раскройщик, юрист, диспетчер, секретарь.


Также службой занятости населения постоянно ведется работа по информированию граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, об организациях, использующих гибкие формы занятости посредством индивидуальных консультаций и размещения информации об организациях, использующих гибкие формы занятости, на стендах в помещениях Центра занятости населения и в средствах массовой информации.





Региональные меры социальной поддержки, направленные на повышение рождаемости


Важнейшим фактором, влияющим на репродуктивные установки населения в республике, можно считать материальный достаток в семье. Однако не все согласны с подобным определением места материального благосостояния (дохода) в структуре факторов репродуктивного поведения населения. Часто наблюдаем наличие обратной связи между уровнем дохода и числом детей - "парадокс обратной связи". Рассмотрев структуру доходов семьи, в том числе дефицит доходов при рождении первого, второго и последующих детей, отмечаем, что у каждой семьи структура доходов и расходов кардинально отличается, при этом можно выделить схожие позиции и на примере постоянных доходов (заработная плата, социальные выплаты) изучить доход семьи. В республике проводится активная государственная политика в сфере демографии. Разработан и действует комплекс мер, направленных на обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей, в том числе, многодетных, достаточно эффективная, включающая государственное финансовое стимулирование рождаемости за счет предоставления ряда льгот, пособий и выплат.


Выстроена система таким образом, что по мере рождения ребенка, также появления в семье третьих и последующих детей, число мер социальной поддержки увеличивается. На территории республики действует достаточно эффективная система поддержки материнства и детства, включающая государственное финансовое стимулирование рождаемости за счет предоставления ряда льгот, пособий и выплат.


Реализуется ряд региональных (без учета мер, софинансируемых из федерального бюджета) мер социальной поддержки семей, направленных на поддержку семей с детьми и повышение рождаемости.


Предоставляются денежные выплаты и компенсации:


единовременная денежная выплата в размере 25000,0 рублей в случае рождения второго ребенка;


единовременная денежная выплата в размере 35000,0 рублей в случае рождения третьего ребенка;


ежемесячные денежные выплаты на проезд (320 рублей) и питание (557 рублей) на обучающегося в школе ребенка многодетных семей;


ежемесячные денежные выплаты на приобретение топлива семьям, проживающим в домах, не имеющим центрального отопления для многодетных семей (241 рублей);


ежемесячная денежная компенсация в размере 30% оплаты занимаемой общей площади жилых помещений для многодетных семей;


единовременная выплата республиканского материнского капитала в случае рождения четвертого или последующего ребенка;


единовременная выплата при награждении Почетным знаком Карачаево-Черкесской Республики "Материнская слава" матерям, родившим и воспитавшим пять и более детей, (денежное вознаграждение 3000,0 рублей на каждого ребенка).


Кроме того, в соответствии с республиканским законодательством многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки:


бесплатное предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей;


бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей детей до 6 лет;


бесплатное обеспечение школьными учебниками на весь период обучения детей в общеобразовательных учреждениях;


первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования;


первоочередное направление детей в оздоровительные детские учреждения.


В целях дальнейшей поддержки многодетных семей внесены изменения в Закон Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 N 43-РЗ "О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами", в части введения новой меры поддержки по предоставлению средств многодетным семьям для компенсации 30% стоимости обучения детей из многодетных семей по образовательным программам среднего профессионального образования по очной форме.



Основные результаты оценки демографического потенциала региона


Закрепление и дальнейшее развитие позитивных тенденций в демографической ситуации в республике во многом зависит от того, насколько полно и последовательно будут реализованы проекты, направленные на увеличение рождаемости, снижения смертности, реформирование отраслей здравоохранения, образования, жилищного строительства и меры, направленные на повышение уровня жизни населения.


Коэффициент естественного прироста населения имел в республике положительное значение на протяжении периода с 2011 по 2020 год, но значение его уменьшалось с 3,34 человека на 1000 человек населения в 2011 - 2014 годах, до 0,2 человека - в 2020 году. В 2021 году показатель принял отрицательное значение - минус 2,5 человека. Причиной этого явления было снижение рождаемости более высокими темпами, чем снижение смертности.


На показатель рождаемости также отражается число зарегистрированных новорожденных за пределами республики. Например, в 2017 году 882 новорожденных родились за пределами республики, из них 437 зарегистрированы по месту родов. В 2022 году число родившихся за пределами республики сократилось до 752, а зарегистрированы по месту родов - 229 новорожденных.


Позитивной тенденцией является уменьшение количества умерших трудоспособного возраста.


Отрицательно влияют на численность населения республики миграционные процессы. Миграционная убыль населения происходила последние 10 лет, и была минимальной в 2020 году. Наметившейся тенденцией в 2010 - 2021 годах стал постепенный прирост международной миграции и увеличение ее доли в общем числе прибывших в республику граждан: если в 2010 году миграционный прирост составлял 76 человек, то в 2019 году - уже 300 человек, в 2020 году - 95 человек, в 2021 году - 614 человек.


Увеличение рождаемости происходит при существенном изменении возрастной структуры рожающих женщин, выражающемся в устойчивом увеличении числа деторождений у женщин старшего репродуктивного возраста и уменьшение показателей рождаемости в младших возрастных группах. Главной причиной является то, что молодые женщины не спешат вступать в брак и обзаводиться детьми. На первом месте стоит получение образования, карьерный рост, обеспечение определенного материального достатка. В результате - увеличивается средний возраст вступления в брак, возраст матери при рождении ребенка. В возрастной группе - 34 - 46 лет отмечается небольшое увеличение числа рождений с 2018 года - 82 ребенка в среднем до 2021 года - 130 детей.


В последние годы система дошкольного образования республики получила активное развитие. Доступность дошкольного образования детей в возрасте от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет составляет 100%. Удельный вес детей в возрасте от 0 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, составил 55%. Республика активно включилась в национальные проекты "Образование" и "Демография". Реализация проекта "Демография" полностью решит проблему перенаполняемости отдельных дошкольных организаций. С открытием дошкольных учреждений решается задача не только ликвидации очередности, но и занятости населения. Введение дошкольных мест позволило с 2012 года создать в республике дополнительно более 2000 рабочих мест.


В рамках государственной программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики" службой занятости населения реализуются мероприятия по содействию трудоустройства женщин, имеющих детей. Содействие осуществляется путем трудоустройства женщин на рабочее место и сохранение занятости (трудовых отношений) на рабочем месте не менее одного года при условии выплаты работодателем заработной платы в размере не ниже минимальной оплаты труда.


Правительство Карачаево-Черкесской Республики предпринимает меры для улучшения ситуации с обеспеченностью населения жильем. В первую очередь это касается ежегодного включения и финансирования соответствующих мероприятий по обеспечению жильем самых незащищенных групп населения в республиканские государственные программы.


Важнейшим фактором, влияющим на репродуктивные установки населения в республике, можно считать материальный достаток в семье. В республике проводится активная государственная политика в сфере демографии. Разработан и действует комплекс мер, направленных на повышение рождаемости и обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей. В целях дальнейшей поддержки введена новая мера поддержки по предоставлению средств многодетным семьям для компенсации 30% стоимости обучения детей из многодетных семей по образовательным программам среднего профессионального образования по очной форме (приложение 2 к региональной программе "Комплекс мер по повышению рождаемости и поддержке семей с детьми").


Демографические параметры развития республики дают основание сделать выводы о том, что в ближайшей перспективе будет происходить увеличение численности населения, снижения роста уровня заболеваемости по основным причинам смертности, которые, в целом, приведут к позитивным изменениям социально-демографической ситуации.


В результате реализации региональной программы планируется увеличение общего количества рождений в республике с 4810 детей в 2022 году до 5390 человек в 2025 году (приложение 1 к региональной программе "Показатели региональной программы "Повышение рождаемости в Карачаево-Черкесской Республике").



Приложение 1
к региональной программе



ПОКАЗАТЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ РОЖДАЕМОСТИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"

N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

2020 (факт)

2021 (факт)

2022 (оценка)

Целевое значение показателя

2023

2024

2025

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Количество рождений в год

человек

5135

4447

4810

5090

5240

5390

2.

Количество абортов в абсолютном выражении

человек

557

760

677

628

584

560

3.

Доля женщин, отказавшихся от искусственного прерывания беременности до 12 недель после доабортного консультирования

%

20,5

20,5

20,5

20,5

20,5

21

4.

Общее число циклов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО)

человек

252

251

266

266

266

266

5.

Охват профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию женского населения, в том числе женщин в возрасте 18 - 35 лет

%

30

36

55,7

65,3

70,0

75,0

6.

Показатели укомплектованности медицинских организаций в республике врачами педиатрами

%

89,2

87,9

89,3

89,3

90,0

90,0

7.

Показатели укомплектованности медицинских организаций в республике врачами неонатологами

%

66,7

65,6

56,4

88,3

88,3

88,3

8.

Показатели укомплектованности медицинских организаций в республике врачами акушерами-гинекологами

%

91,4

93,5

95,3

92,7

92,7

93,0



Приложение 2
к региональной программе



КОМПЛЕКС МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ РОЖДАЕМОСТИ И ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

N п/п

Мероприятия

Ожидаемый результат

Срок реализации

Ответственный исполнитель

Источники финансирования

1

2

3

4

5

6

Задача 1. Укрепление репродуктивного здоровья и сокращения числа абортов

1.1

Внедрение в работу врачей женских консультаций речевых модулей для создания у женщин положительных установок на рождение детей в ситуации репродуктивного выбора

Уменьшение числа абортов среди женщин в возрасте от 18 до 35 лет. 100% внедрение в женских консультациях использования речевых модулей

2023 - 2025 годы

Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

1.2

Внедрение мотивационного анкетирования всех женщин, обратившихся за медицинской услугой по прерыванию беременности

Отказ от аборта, сохранение беременности, повышение рождаемости, охрана репродуктивного здоровья населения, профилактика абортов

2023 - 2025 годы

Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

1.3

Организация диспансеризации женщин в возрасте 15 - 39 лет

Предоставление комплекса профилактических мероприятий, которые включают в себя как плановый медицинский осмотр, так и ряд дополнительных методов обследования.

Оценка общего состояния здоровья человека, а также на самом

2023 - 2025 годы

Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

раннем этапе выявление возможных проблем (например, хронические заболевания, которые еще не успели явно проявить себя характерными симптомами) и принятие мер для их профилактики

1.4

Адресная помощь беременной женщине, желающей прервать беременность

Отказ от аборта, сохранение беременности, уменьшение числа абортов путем оказания помощи детям и семьям с детьми по самым разным вопросам: от разрешения экстренной ситуации до консультирования, предоставления мер поддержки по принципу "одного окна", индивидуальное сопровождение до момента родов

2023 - 2025 годы

Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики;

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

1.5

Информирование беременных женщин о доступных федеральных и региональных мерах поддержки

Проведение в немедийных мероприятий с участием целевых аудиторий граждан.

Размещение информации в печатных и электронных региональных средствах массовой информации, а также на сайтах и в социальных сетях - информационно-разъяснительных материалов

2023 - 2025 годы

Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики Министерство труда и социального развития

Не требуется

1.6

Проведение диспансеризации студентов высших и средне профессиональных учебных заведений с акцентом на репродуктивное здоровье, с целью диагностики, лечения, реабилитации студентов с выявленными заболеваниями репродуктивной сферы

Раннее выявление заболеваний репродуктивной сферы, повышение рождаемости

2023 - 2025 годы

Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

1.7

Санаторно-курортное лечение женщин фертильного возраста и мужчин с воспалительными заболеваниями

Улучшение репродуктивного здоровья, повышение рождаемости

2023 - 2025 годы

Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

1.8

Увеличение числа бесплодных пар, направленных на оказание вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпоральное оплодотворение)

Повышение доступности лечения бесплодия супружеских пар и одиноких женщин, желающих иметь детей, методами вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпоральное оплодотворение). В целях 100% охвата нуждающихся бездетных пар и женщин, желающих иметь детей, широкое использование возможности всех учреждений за счет базовой программы обязательного медицинского страхования

2023 - 2025 годы

Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики

Средства территориального Фонда обязательного медицинского страхования

1.9

Усиление роли кризисных центров по прерыванию беременности путем оказания правовой, психологической и медико-социальной поддержки беременным женщинам

Уменьшение числа абортов, повышение рождаемости. Оказание медико-социальной и юридической помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, профилактика отказов от детей

2023 - 2025 годы

Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

1.10

Улучшение качества подготовки специалистов

Систематическое повышение уровня профессиональной подготовки медицинских кадров службы охраны материнства и детства, обучение врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов в ведущих федеральных центрах

2023 - 2025 годы

Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

1.11

Мониторинг абортов и их осложнений. Ведение реестра женщин с самопроизвольными абортами в анамнезе, выявление причин невынашивания беременности

Раннее выявление заболеваний, сохранение репродуктивного здоровья

2023 - 2025 годы

Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

Задача 2. Поддержка молодых студенческих семей и работающих родителей

2.1

Перевод на бюджетные места девушек, родивших ребенка во время обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования

Порядок перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное регулируется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 443 "Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное". При наличии вакантных мест женщины, родившие во время обучения ребенка, будут переведены на бюджетные места

2023 - 2025 годы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

2.2

Установление преимущественного права студенческой семье на предоставление мест в общежитиях и предоставление комнаты родителям-студентам

Поддержка молодых студенческих семей, стимулирование рождаемости в молодых семьях

2023 - 2025 годы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

2.3

Установление приоритетного права студенческим семьям при оформлении ребенка в детский сад, школу

Обеспечение доступности и качества дошкольного и общего образования для всех детей дошкольного и школьного возрастов, в том числе и для детей, проживающих в студенческих семьях. В Карачаево-Черкесской Республике доступность дошкольного образования детей в возрасте от 0 до 3 лет - 100%, от 3 до 7 лет составляет 100%

2023 - 2025 годы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

2.4

Предоставление беременным женщинам и женщинам с детьми до 3 лет гибких, дистанционных форм занятости (обязательства работодателей при наличии возможности)

Расширение возможностей для совмещения трудовой деятельности и воспитания детей

2023 - 2025 годы

Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

2.5

Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет

Повышение конкурентноспособности на рынке труда женщин, воспитывающих малолетних детей, поддержка молодых семей

2023 - 2025 годы

Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

Задача 3. Поддержка семей, имеющих детей

3.1

Перевод мер поддержки многодетных семей в проактивный формат по факту установления статуса "многодетная семья"

Повышение качества предоставления мер поддержки многодетным семьям

2023 - 2025 годы

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

3.2

Выплата республиканского материнского капитала при рождении четвертого ребенка или последующих детей в размере 105500,00 рублей

Увеличение четвертых и последующих рождений

2023 - 2025 годы

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

3.3

Бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей детей до 6 лет из многодетных семей

Охрана здоровья малолетних детей

2023 - 2025 годы

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

3.4

Денежная выплата в размере тридцати процентов оплаты коммунальных услуг, а также стоимости топлива, приобретенного в пределах нормативов потребления, - для проживающих в домах без центрального отопления

Поддержка многодетных семей в части уменьшения расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

2023 - 2025 годы

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

3.5

Предоставление ежемесячных денежных выплат многодетным семьям на питание в размере 557 рублей и проезд в размере 320 рублей для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального либо среднего профессионального образования, на приобретение топлива многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, в размере 241 рубля

Социальная поддержка детей из многодетных семей, увеличение количества многодетных семей

2023 - 2025 годы

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

3.6

Предоставление единовременной выплаты в размере 35000 рублей на третьего ребенка или последующих детей, родившихся (усыновленных) начиная с 1 января 2021 года

Увеличение количества рождений третьих и последующих детей

2023 - 2025 годы

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

3.7

Содействие улучшению жилищных условий семьям с детьми.

Предоставление молодым семьям выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома: в 2023 году - 75 семьям, 2024 году - 85 семьям, 2025 году - 95 семьям

Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий

2023 - 2025 годы

Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

3.8

Предоставление единовременной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка за счет средств республиканского бюджета в размере 25000 рублей

Стимулирование вторых рождений

2023 - 2025 годы

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

3.9

Открытие Семейных многофункциональных центров (с учетом типовой модели Семейного многофункционального центра, утвержденной Минтрудом России)

Доступность социального обслуживания и социального сопровождения семей с детьми с применением различных форм оказания социальных услуг, в том числе в формате "одного окна"

2023 - 2025 годы

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

3.10

Информирование сторон социального партнерства о возможности включения в коллективные договоры пунктов, предусматривающих предоставление работникам, имеющим несовершеннолетних детей и совмещающим трудовую деятельность с семейными обязанностями, дополнительных гарантий и преимуществ

Повышение информированности сторон социального партнерства о мерах поддержки работников, имеющих несовершеннолетних детей

2023 - 2025 годы

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

3.11

Анализ действующих мер поддержки семей с точки зрения их достаточности (размер), условий получения, доступности и удобства обращения за назначением мер (в том числе соответствие принципам Социального казначейства)

Повышение эффективности мер поддержки семей с детьми путем оказания реальной (прямой) государственной поддержки. Проведение анализа, при необходимости внесение изменений в нормативные правовые акты

2023 - 2025 годы

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

3.12

Обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей

- Профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний и другие каникулярные периоды, поддержка семей с детьми, работающих родителей

2023 - 2025 годы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

3.13

Анализ достаточности мест в группах продленного дня для детей в возрасте до 10 лет, при необходимости введение дополнительных мест

Увеличение количества групп продленного дня в общеобразовательных организациях. Группами продленного дня охвачено 6867 учащихся

2023 - 2025 годы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

3.14

Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях: на 1 ребенка - 20%, на 2 детей - 50%, на 3 детей - 50%

Поддержка семей в части уменьшения расходов на воспитание ребенка

2023 - 2025 годы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

3.15

Поддержка некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на формирование ответственного родительства, развитие родительских компетенций, внедрение эффективных практик поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации

Повышение статуса института семьи и брака, рождения детей.

2023 - 2025 годы

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

Установление новой меры социальной поддержки детей

3.16

Компенсация в размере 30% стоимости годового обучения детей из многодетных семей, обучающихся на платной основе по образовательным программам

Установление новой меры социальной поддержки детей из многодетных семей

С 1 сентября 2023 года

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

среднего профессионального образования по очной форме

Задача 4. Формирование ценностей основы повышения рождаемости

4.1

Проведение информационно-коммуникационной кампании, предусматривающей формирование позитивных просемейных установок у детей, подростков, молодежи, формирование позитивного образа многодетной семьи, многодетной матери, повышение мотивации семей к рождению детей

Проведение классных часов в образовательных организациях

2023 - 2025 годы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

4.2

Организация работы "Школ родительства" на базе социальных организаций и дошкольных и общеобразовательных организаций

Формирование семейно-ориентированной среды, включение повестки многодетности в контекст жизни во всех сферах деятельности

2023 - 2025 годы

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики;

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

4.3

Участие во Всероссийском конкурсе сочинений 2023 года тематического направления, связанного с семейными ценностями и традициями

Содействие формированию у детей традиционных духовно - нравственных ценностей

2023 - 2025 годы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Не требуется

4.4

Подготовка материалов на награждение многодетных семей орденом "Родительская слава", поощрение награжденных

Повышение общественного престижа семейного образа жизни, семейных ценностей, статуса и роли семьи в обществе

2023 - 2025 годы

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики

4.5

Проведение общественно значимых мероприятий, направленных на пропаганду семейных ценностей, повышение статуса родительства, формирование в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов

Повышение общественного престижа семейного образа жизни, семейных ценностей, статуса и роли семьи в обществе;

укрепление семейных традиций путем проведения следующих мероприятий: регионального конкурса "Семья года" и представление победителей на Всероссийский конкурс;

республиканского мероприятия, посвященного Дню семьи;

международного Дня отца;

награждения многодетных матерей, имеющих пять и более детей, Почетным знаком Карачаево-Черкесской Республики "Материнская слава";

республиканского мероприятия, посвященного Дню матери;

чествования семей - участников Всероссийского конкурса "Семья года"

2023 - 2025 годы

Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики заинтересованные ведомства

Республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ