Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2023 года N 341


Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области" и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Сахалинской области

(с изменениями на 14 июня 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Сахалинской области от 26.03.2024 N 75, от 14.06.2024 N 194)



Правительство Сахалинской области постановляет:


1. Утвердить государственную программу Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области" (прилагается).


2. Признать утратившими силу постановления Правительства Сахалинской области:


- от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 29.03.2018 N 123 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 29.06.2018 N 307 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 30.11.2018 N 563 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 27.12.2018 N 646 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 03.04.2019 N 148 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 03.09.2019 N 385 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 08.11.2019 N 503 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 27.12.2019 N 653 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 19.03.2020 N 124 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 16.09.2020 N 435 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 14.12.2020 N 575 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 29.12.2020 N 649 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 24.03.2021 N 103 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 25.06.2021 N 251 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 29.10.2021 N 444 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 27.12.2021 N 575 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 03.03.2022 N 83 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 10.08.2022 N 360 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 19.12.2022 N 590 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 14.03.2023 N 99 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы";


- от 20.04.2023 N 193 "О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2017 N 248 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018 - 2025 годы".


3. Министерству финансов Сахалинской области, министерству экономического развития Сахалинской области при формировании областного бюджета Сахалинской области на соответствующий период включать государственную программу, утвержденную пунктом 1 настоящего постановления, в перечень государственных программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета Сахалинской области.


4. Установить, что в ходе реализации государственной программы, утвержденной пунктом 1 настоящего постановления, мероприятия и их объемы финансирования подлежат корректировке в соответствии с ассигнованиями, предусмотренными в законе Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год.


5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).


6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области
С.П.Олонцев



Утверждена
постановлением
Правительства Сахалинской области
от 30.06.2023 N 341



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Постановлений Правительства Сахалинской области от 26.03.2024 N 75, от 14.06.2024 N 194)



1. Раздел "ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ"



I. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Сахалинской области


Государственная программа развития торговли и услуг на территории Сахалинской области (далее - Государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования сферы торговли и услуг, финансовое обеспечение, механизмы реализации мероприятий, а также предусматривает комплексный подход по развитию данных секторов региональной экономики.


Потребительский рынок является одной из основных отраслей экономики Сахалинской области, которая в структуре производства валового регионального продукта играет ведущую роль и занимает четвертое место в его формировании после видов экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Строительство" и "Транспортировка и хранение". Кроме того, сферы торговли и услуг занимают одну из лидирующих позиций по вкладу в доходную часть бюджетов всех уровней и характеризуются высокой конкуренцией, предпринимательской активностью, благоприятным инвестиционным климатом, достаточно развитой инфраструктурой. Более того, данные сегменты оказывают значительное влияние на качество жизни населения Сахалинской области, что очень важно в условиях трансформирующейся экономики.


Лидирующие позиции по сравнению с другими отраслями экономики по количеству малых и средних предприятий сферы потребления занимают в региональной отраслевой структуре субъектов малого и среднего предпринимательства - более 34%. В целом в данных отраслях занято более 50 тыс. человек, что является практически пятой частью от общей численности занятых в экономике региона. Среднемесячная начисленная заработная плата по итогам 2022 года в сфере торговли и услуг в целом составила 60,6 тыс. рублей, что выше показателя 2021 года на 9,8%.


В последние годы отмечается отрицательная динамика развития отдельных отраслей потребительского рынка как в целом по стране, так и в ее субъектах, и Сахалинская область не исключение, что в первую очередь связано с санкционным давлением со стороны недружественных государств в отношении Российской Федерации. Кроме того, кардинально изменила многие социально-экономические процессы как на мировом, так и региональном уровне, и оказала существенное влияние на сектор потребления неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, связанная с глобальным распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 - 2021 годах. Однако несмотря на это, пандемия и карантинные меры, связанные с ее распространением, стали вектором ускорения по внедрению технологических инноваций в сфере торговли и услуг, таких как онлайн-торговля, кассы самообслуживания, экспресс-доставка, бесконтактная доставка.


В 2022 году в регионе наблюдалась умеренная потребительская активность населения, оборот розничной торговли в Сахалинской области составил 195 млрд. рублей, индекс физического объема по отношению к уровню 2021 года составил 96,5% (2020 год - 98,5%, 2021 - 101,1%). Несмотря на снижение товарооборота в 2022 году островной регион, как и годами ранее, сохраняет лидерство среди субъектов Дальневосточного федерального округа по розничному товарообороту на одного жителя в месяц, который составил 35,3 тыс. рублей (в среднем по ДФО - 25,5 тыс. рублей).


Сфера торговли относится к одному из наиболее динамично развивающихся рынков, развитие инфраструктуры отрасли в Сахалинской области идет опережающими темпами. Об этом свидетельствует динамика физического объема инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства), а также фактическая обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов в Сахалинской области, которая превышает установленный минимальный норматив в 2,2 раза. В 2022 году объем инвестирования в оптовую и розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) увеличился более чем в 3 раза по сравнению с 2021 годом.


Динамично развивающаяся инфраструктура торговли позволяет через механизм конкуренции сдерживать рост потребительских цен, стимулировать потребительский спрос и, как следствие, положительно влияет на уровень благосостояния населения, однако механизм конкуренции работает в случае развития всех форматов торговли. Развитая региональная многоформатность торговой инфраструктуры отвечает интересам потребителей, повышает уровень комфорта потребительской среды. Основным параметром успешной реализации региональной политики признается адаптация в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля.


Учитывая географическую обособленность Сахалинской области, где обеспеченность социально значимыми продовольственными товарами в среднем составляет 40%, а остальная часть товаров завозится с материка, проводником по поставке товаров и сохранению региональной продовольственной безопасности является оптовая торговля. Основная масса организаций и предприятий оптовой торговли размещена в областном центре - более 80% от общего количества предприятий и организаций, остальная часть функционирует в 13 муниципальных образованиях Сахалинской области. Оборот оптовой торговли по итогам 2022 года составил 185,5 млрд. рублей, что в товарной массе на 2,5% превышает показатель предыдущего года (2020 год - 98,7%, 2021 год - 93,3%). На долю субъектов малого предпринимательства приходится порядка 30 - 40% всего оборота оптовой торговли.


Составной частью потребительского рынка Сахалинской области также является рынок общественного питания, который в последние годы претерпевает существенные изменения. Значительное увеличение множества форматов и концептуальных вариантов предприятий, качественно новый уровень ведения бизнеса с использованием новейшего оборудования и технологий подтверждают тенденцию развития отрасли общественного питания. По итогам 2022 года региональный оборот общественного питания составил 11,2 млрд. рублей, индекс физического объема увеличился на 10,2% по отношению к уровню 2021 года (2020 год - 82,3%, 2021 год - 107,2%). При этом порядка 49% от общего оборота общественного питания по региону приходится на долю субъектов малого и среднего предпринимательства.


Сфера бытового обслуживания населения является также немаловажной отраслью экономики, которая формирует комфортную потребительскую среду и имеет социально-экономическую значимость. По итогам 2022 года объем оказанных бытовых услуг населению в Сахалинской области составил 7,1 млрд. рублей, индекс физического объема по отношению к уровню 2021 года увеличился на 1% (2020 год - 87,2%, 2021 год - 112,6%). Весомую долю в общем объеме оказанных бытовых услуг занимают субъекты малого предпринимательства - более 85%. По объему оказанных бытовых услуг на одного жителя в месяц Сахалинская область в 2022 году заняла 1 место среди Дальневосточных регионов.


Несмотря на сложившиеся положительные тенденции в сфере торговли и в сфере обслуживания в Сахалинской области, присутствует ряд проблем, таких как:


- сложная и высокозатратная логистика по поставке товаров в регион;


- дисбаланс потребительских цен в разрезе муниципальных образований Сахалинской области в силу транспортных издержек и недостатков сбытовой сети производителей;


- наличие отдаленных и труднодоступных территорий региона где население испытывает дефицит торговых объектов и объектов (услуг) сферы бытового обслуживания, вплоть до полного их отсутствия;


- недостаточный уровень подготовки персонала для организаций торговли и услуг, дефицит квалифицированных кадров среднего звена;


- слаборазвитая инфраструктура оптового звена.


В целях решения указанных экономических вызовов и рисков предусмотрена реализация ведомственного проекта и комплекса процессных мероприятий, входящих в структуру Государственной программы.



II. Описание стратегических приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Государственная политика в сфере торговли и услуг в первую очередь влияет на достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и показателей "Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. чел. к 2030 году", "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности", обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474).


Для достижения национальной цели и показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20, Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 N 768-р, Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 N 618, одними из основных приоритетов государственной политики в отраслях потребительского рынка определены:


- увеличение количества торговых объектов, реализующих продовольственные товары, в том числе сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям (магазинов, рынков, ярмарок, нестационарных торговых объектов), и объектов общественного питания, функционирующих на конкурентной основе;


- обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;


- разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговли и услуг;


- создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения уровня конкурентоспособности их продукции, а также содействие устранению административных барьеров;


- развитие современного оптового продовольственного звена;


- повышение привлекательности осуществления торговой деятельности и предоставления бытовых услуг в малочисленных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, в том числе за счет мобильной торговли и организации выездного обслуживания жителей.


Определенные приоритеты государственной политики в сфере развития торговли и услуг направлены на достижение следующих целей Государственной программы:


- увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, осуществляющих деятельность в сфере торговли и услуг, к 2030 году до 0,0261 млн. чел.;


- достижение уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников торговли и услуг к 2030 году до 78,3 тыс. руб.;


- достижение индекса физического объема оборота розничной торговли в 2030 году 106,3% по отношению к базовому значению.



III. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы


В Сахалинской области развитие сферы торговли и услуг оказывает непосредственное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие региона, способствует решению проблем продовольственной безопасности и является одним из сегментов формирования комфортной потребительской среды, в том числе за счет мер государственной поддержки.


Дальнейшее динамичное развитие отраслей потребительского рынка в долгосрочной перспективе является одной из основных задач, для достижения которой установлены цели в рамках Государственной программы.


Достижение целей Государственной программы планируется за счет реализации мероприятий по развитию и поддержке отраслей потребительского рынка посредством обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к получению государственной поддержки, достижению установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, разработанных для региона в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2023 N 704, а также проведения отраслевых мероприятий.


(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 26.03.2024 N 75)


Кроме того, немаловажную роль в дальнейшем развитии товаропроводящей сети играет государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, которая позволит обеспечить законный оборот товаров, защитить права потребителей, обеспечить охрану жизни и здоровья человека, окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнение международных обязательств и (или) обеспечить оборону страны и безопасности государства.



IV. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями


Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом N 474, в том числе на следующие целевые показатели:


- обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;


- увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых до 25 млн. человек;


- обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции.


Достижение целевых показателей обеспечивается в рамках ведомственного проекта "Обеспечение стабильности функционирования товарных рынков".


Основной задачей ведомственного проекта, направленного на достижение национальной цели развития Российской Федерации, определенной Указом N 474, является создание условий для бесперебойного снабжения населения социально значимыми продовольственными товарами. При этом основными мероприятиями, способствующими достижению национальной цели, являются:


- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере оптовой торговли;


- поддержка завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов (продукции).



V. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития Сахалинской области, в том числе предусмотренных Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, Планом социального развития центров экономического роста Сахалинской области и Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года


Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года определены целевые показатели социально-экономического развития Сахалинской области, в том числе показатели, на которые влияет развитие сферы торговли и услуг:

Показатели

Значения

2024 (план)

2030 (план)

2035 (план)

Валовой региональный продукт за год, предшествующий предыдущему, в текущих ценах, млрд. рублей

1281,2

2055,0

2780,0

Количество МСП

8650

8650

8650

Среднегодовая численность занятых в экономике (тыс. человек)

280,5

280,5

280,5

Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года), ИП и самозанятых

40532

41332

42332

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций, тыс. руб.

117,0

117,0

117,0


Для достижения указанных показателей необходимо решение первоочередных задач, направленных на:


- стимулирование развития отраслей потребительского рынка, в том числе за счет совершенствования инструментов государственной финансовой поддержки субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;


- поддержку и развитие товаропроводящей сети, в том числе сети экономформата;


- стимулирование повышения уровня квалификации кадров сектора потребительского рынка.



Приложение N 1
к государственной программе
Сахалинской области
"Развитие торговли и услуг
на территории Сахалинской области",
утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области
от 30.06.2023 N 341



ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"


Утратил силу. - Постановление Правительства Сахалинской области от 14.06.2024 N 194.



Приложение N 2
к государственной программе
Сахалинской области
"Развитие торговли и услуг
на территории Сахалинской области",
утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области
от 30.06.2023 N 341



ПАСПОРТ КОМПЛЕКСА ПРОЦЕССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ "РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"


Утратил силу. - Постановление Правительства Сахалинской области от 14.06.2024 N 194.



Приложение N 3
к государственной программе
Сахалинской области
"Развитие торговли и услуг
на территории Сахалинской области",
утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области
от 30.06.2023 N 341



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ


Утратило силу. - Постановление Правительства Сахалинской области от 14.06.2024 N 194.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ