ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО
КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2023 года N 5-1925П
О Резолюции публичных слушаний по
вопросу "Об отчете об исполнении
краевого бюджета за 2022 год"
В соответствии с рекомендациями
публичных слушаний по вопросу "Об
отчете об исполнении краевого бюджета за
2022 год", проведенных 20 июня 2023 года,
Законодательное Собрание края
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Резолюцию
публичных слушаний по вопросу "Об
отчете об исполнении краевого бюджета за
2022 год".
2. Снять с контроля как исполненное
Постановление Законодательного
Собрания края от 7 июля 2022 года N 3-941П "О
Резолюции публичных слушаний по вопросу
"Об отчете об исполнении краевого
бюджета за 2021 год".
3. Контроль за исполнением Резолюции
возложить на комитет по бюджету,
государственной собственности и защите
прав граждан (Чащин В.Ф.).
Председатель
Законодательного Собрания
Красноярского края
А.И.ДОДАТКО
Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания
Красноярского края
от 22 июня 2023 г. N 5-1925П
РЕЗОЛЮЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ
"ОБ ОТЧЕТЕ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КРАЕВОГО
БЮДЖЕТА ЗА 2022 ГОД"
Внешние условия функционирования
российской экономики в 2022 году
существенным образом были определены
санкциями со стороны недружественных
иностранных государств. Введенные
ограничения оказали влияние не только на
российскую экономику, но и на ситуацию в
мире в целом. В результате по итогам года
отмечены существенные колебания
ключевых параметров мировой экономики.
Среднегодовая цена нефти марки
"Ural's" увеличилась на 10,3% - с 69
долларов США за баррель в 2021 году до 76,1
доллара США за баррель в 2022 году.
Цена золота на мировом рынке увеличилась
на 0,1%, алюминия - на 9,3%, никеля - на 38,7%.
Цены на палладий и платину снизились на
12,1%, на медь - на 5,4%.
Отмечено укрепление национальной
валюты, средняя стоимость доллара США в
2022 году составила 67,46 рубля, что на 8,4%
ниже, чем в 2021 году.
Несмотря на негативные проявления
внешнего санкционного давления,
выраженные в ограничениях на
экспортно-импортные операции,
финансовых ограничениях, нарушении
производственно-логистических цепочек,
краевая экономика сохранила
устойчивость. Большинству предприятий
удалось адаптировать хозяйственную
деятельность к изменившимся
экономическим условиям, отладить схемы
поставок материалов, комплектующих и
оборудования, выработать оптимальные
логистические схемы перевозки грузов.
В этих условиях в крае отмечена
положительная динамика объема
отгруженных товаров собственного
производства, выполненных работ и услуг
собственными силами по промышленным
видам экономической деятельности,
который в 2022 году составил 2961,5 млрд
рублей при индексе промышленного
производства - 102,9% при среднероссийском
индексе - 99,4%.
На результаты деятельности предприятий
промышленной сферы, с учетом структуры
экономики, традиционно повлияла
деятельность в секторе добычи нефти и
металлургии.
Металлургическое производство
увеличилось на 7,8% к уровню 2021 года в
условиях восстановления
производственной деятельности после
аварий, произошедших в 2021 году в
Норильском промышленном районе.
На фоне сложившейся внешнеполитической
и экономической ситуации добыча нефти в
крае снизилась на 2,1% к уровню 2021 года. При
этом в крае активно осуществлялась
работа по развитию добывающих
производств, главным образом
нефтегазового сектора. Индекс
производства в сфере предоставления
услуг в области добычи полезных
ископаемых составил 114,9% к уровню 2021
года.
В сельском хозяйстве края по итогам 2022
года объем произведенной продукции в
хозяйствах всех категорий составил 136,2
млрд рублей, или 104,3% в сопоставимых ценах
к уровню 2021 года.
Положительная динамика в сельском
хозяйстве обеспечена растениеводством,
в котором индекс производства составил
111,4%.
В условиях реализации крупных
капиталоемких проектов, в том числе
включенных в комплексный инвестиционный
проект "Енисейская Сибирь", объем
инвестиций в крае сохранился на высоком
уровне. По итогам 2022 года объем
инвестиций увеличился в сопоставимых
ценах на 8,1% и составил 747,8 млрд рублей.
Основными направлениями инвестиционных
вложений продолжают оставаться:
нефтегазовый сектор, металлургия,
транспорт и энергетика.
В условиях высокого уровня
инвестиционной активности в
производственном секторе, а также
положительной динамики работ в жилищной
сфере объем строительных работ в 2022 году
увеличился в сопоставимых ценах на 37,3% к
уровню 2021 года. По итогам 2022 года введено
1396,5 тыс. кв. метров общей площади жилых
домов, или 103,8% к уровню 2021 года.
На потребительском рынке края
отмечается замедление активности в
условиях повышения склонности населения
к сбережению на фоне высокой степени
неопределенности, обусловленной
сложившейся экономической ситуацией. В
2022 году оборот розничной торговли
снизился по отношению к 2021 году на 5,0% за
счет уменьшения продаж
непродовольственных товаров на 10,0%.
Объем платных услуг населению в 2022 году
увеличился на 2,5% к уровню 2021 года
преимущественно за счет увеличения
объема транспортных, медицинских,
бытовых и коммунальных услуг.
Индекс потребительских цен в крае в
декабре 2022 года сложился на уровне 112,1% к
декабрю 2021 года, что на 3,1 процентного
пункта выше аналогичного показателя
предыдущего года. Ключевое влияние на
сложившийся уровень инфляции в крае, как
и в целом по России, оказала динамика цен
в январе - апреле отчетного года на фоне
изменения экономических условий
функционирования российской экономики
вследствие введенных санкций со стороны
недружественных иностранных
государств.
На рынке труда в 2022 году отмечена
стабильная ситуация. Уровень
зарегистрированной безработицы по
состоянию на начало и на конец отчетного
года составлял 0,8%. Сложившееся значение
уровня безработицы соответствует
среднероссийскому уровню.
Среднемесячная начисленная заработная
плата одного работника в 2022 году
увеличилась в действующих ценах на 18,3% к
уровню 2021 года и составила 71,7 тыс. рублей.
Темп роста реальной заработной платы
составил 103,6%. Динамика заработной платы
обеспечена повышением оплаты труда
работников предприятий
производственных отраслей, организаций
бюджетной сферы, а также повышением с 1
января и с 1 июня минимального размера
оплаты труда.
В результате влияния демографических
факторов в крае отмечено снижение
численности постоянного населения, что
соответствует общероссийской тенденции.
По состоянию на 01.01.2023 численность
населения края составила 2845,5 тыс.
человек и снизилась с начала отчетного
года на 10,8 тыс. человек, или на 0,4%.
В связи с сокращением смертности
населения ожидаемая продолжительность
жизни в крае увеличилась до 70,6 года,
тогда как в 2021 году она составила 68,3
года.
Нестабильная геополитическая
обстановка и введение внешних санкций
отразились на основных приоритетах
бюджетной политики и бюджетных
параметрах. Однако в целом, благодаря
своевременно принятым антикризисным
решениям как на федеральном, так и на
краевом уровнях, жесткой
денежно-кредитной политике, проводимой
Центральным Банком Российской Федерации
и Министерством финансов Российской
Федерации, а также взвешенной бюджетной
и налоговой политике на региональном
уровне, было обеспечено устойчивое
исполнение краевого бюджета и
выполнение основных финансовых
показателей.
Это позволило сохранить высокие позиции
среди других регионов. По итогам 2022 года
у Красноярского края шестое место по
объему налоговых и неналоговых доходов,
а также по общему объему расходов.
В течение 2022 года органами
исполнительной власти Красноярского
края проводилась работа с федеральными
органами власти по привлечению
дополнительных средств из федерального
бюджета для решения наиболее актуальных
для региона вопросов.
По итогам отчетного периода общий объем
безвозмездных поступлений в краевой
бюджет составил 59,7 млрд рублей, в том
числе целевые средства федерального
бюджета - 56,8 млрд рублей. Дополнительные
средства федерального бюджета к
первоначально утвержденной сумме
составили 7,3 млрд рублей.
Начиная с 2019 года одной из ключевых задач
краевой бюджетной политики является
содействие устойчивому развитию
муниципальных образований
Красноярского края.
Реализация данной задачи осуществляется
прежде всего посредством предоставления
муниципальным образованиям финансовой
поддержки. В 2022 году 129,1 млрд рублей, или
34% расходов краевого бюджета, направлены
в муниципальные образования в форме
межбюджетных трансфертов. Указанные
средства выделялись для достижения
национальных целей развития страны на
финансирование объектов капитального
строительства, перспективных отраслей
экономики и развитие
материально-технической базы
учреждений, находящихся в муниципальных
образованиях.
Вместе с тем, с учетом послания
Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской
Федерации от 21 апреля 2021 года, в котором
обозначен курс на комплексный подход к
развитию территорий, акценты бюджетной
политики постепенно смещаются в сторону
новых решений, направленных на
социально-экономическое развитие
муниципальных образований, целью
которого является достижение высокого
качества жизни местного населения.
Реализация данных решений
осуществляется с использованием
различных механизмов стимулирующей
инвестиционной и экономической политики
и сопровождается созданием необходимых
социальных и инфраструктурных условий.
В частности, достижению этой цели
призвана содействовать государственная
программа "Комплексное
территориальное развитие Красноярского
края", реализация которой началась в
2022 году. В данном документе
предусмотрено в том числе
финансирование муниципальных
комплексных проектов развития. В 2022 году
на указанные цели были направлены
средства краевого бюджета в сумме 423,9 млн
рублей, что позволило в 10 населенных
пунктах провести работы на объектах
инфраструктурного обеспечения
инвестиционной деятельности. Всего
начиная с 2019 года одобрено к реализации с
привлечением средств краевого бюджета 16
муниципальных комплексных проектов
развития.
Комплексному развитию муниципальных
образований Красноярского края
способствует создание социальных и
инфраструктурных объектов. В 2022 году на
территории региона сохранена тенденция
последних лет по расширению географии
объектов капитального строительства. В
отчетном году строительство
(реконструкция) и разработка проектной
документации осуществлялись в отношении
159 объектов, расположенных в 50 из 61
муниципального образования, что
составило более 80% территорий края.
Определение перечня строек и объектов
осуществлялось исходя из необходимости
завершения начатого строительства,
приоритетного финансирования
строительства объектов социальной
сферы, начала строительства объектов с
привлечением средств федерального
бюджета. В рамках краевого перечня
строек и объектов на проектирование и
строительство (реконструкцию)
направлено 20,4 млрд рублей.
В отчетном году поддержка муниципальных
образований также продолжалась в рамках
следующих государственных программ
Красноярского края: "Создание условий
для обеспечения доступным и комфортным
жильем граждан", "Реформирование и
модернизация жилищно-коммунального
хозяйства и повышение энергетической
эффективности", "Развитие
транспортной системы", "Содействие
органам местного самоуправления в
формировании современной городской
среды".
В данных государственных программах при
сохранении действующих мер поддержки
начиная с 2022 года расширился перечень
направлений расходов краевого бюджета,
связанных с развитием муниципальных
образований, среди которых:
проведение на территории муниципальных
образований комплексных кадастровых
работ;
приобретение автобусов в целях
обновления подвижного состава для
организации перевозок пассажиров как по
муниципальным, так и по межмуниципальным
маршрутам;
строительство жилых домов в целях
обеспечения жилыми помещениями
детей-сирот и работников бюджетной
сферы.
В целях снижения финансовой зависимости
от регионального бюджета и развития
налогового потенциала территорий в
Красноярском крае применялся механизм
финансового стимулирования
муниципальных образований.
В 2022 году стимулирование органов
местного самоуправления к увеличению
собственной доходной базы
осуществлялось в размере прироста
поступлений отдельных налоговых
доходов: единого сельскохозяйственного
налога, налога, взимаемого в связи с
применением патентной системы
налогообложения, налога на имущество
физических лиц, земельного налога.
Применение системы оценки по указанным
налоговым доходам способствует
повышению заинтересованности органов
местного самоуправления муниципальных
образований в наращивании налогового
потенциала за счет реализации
мероприятий по развитию малого и
среднего предпринимательства, повышению
качества управления
земельно-имущественным комплексом
муниципальных образований, поскольку
поступления налогов напрямую зависят от
деятельности органов местного
самоуправления муниципальных
образований. В 2022 году на указанные цели
было направлено 150 млн рублей, поощрение
получили 56 муниципальных образований
края.
В 2022 году продолжилась реализация
мероприятий в рамках подготовки к
200-летию города Минусинска по
направлениям, связанным с сохранением
объектов культурного наследия,
благоустройством общественных
пространств, строительством и ремонтом
улично-дорожной сети, ремонтом
многоквартирных домов, организацией
культурно-массовых мероприятий,
обеспечением безопасности дорожного
движения. В 2022 году на подготовку к
юбилею города Минусинска из краевого
бюджета направлено порядка 2,5 млрд
рублей, а общий объем средств на период
2020 - 2024 годов составит 6,1 млрд рублей.
В 2022 году краевой бюджет исполнен по
доходам с учетом средств федерального
бюджета в размере 372,4 млрд рублей, в том
числе налоговые и неналоговые доходы
составили 312,7 млрд рублей, что на 14,4 млрд
рублей, или на 4,8%, превышает плановые
значения. Расходы в 2022 году составили 376,2
млрд рублей, в том числе 317,3 млрд рублей
за счет собственных средств.
Финансирование дефицита краевого
бюджета в размере 3,9 млрд рублей
обеспечено остатками средств на начало
года.
Динамика поступления собственных
доходов в течение 2022 года способствовала
снижению государственного долга
Красноярского края на 12,7 млрд рублей. По
состоянию на 1 января 2023 года его размер
составил 50,6 млрд рублей, доля по
отношению к налоговым и неналоговым
доходам составила менее 20%.
Исполнение краевого бюджета в 2022 году
осуществлялось в программном формате. На
краевом уровне реализовывались 23
государственные программы, доля
программных расходов составила 97,0%.
При исполнении краевого бюджета в
качестве приоритетных направлений
сохранялось финансирование
национальных проектов, выполнение
социальных обязательств перед
гражданами, обеспечение роста уровня
доходов работников бюджетной сферы,
инфраструктурное развитие
Красноярского края.
В 2022 году Красноярский край принимал
участие в 12 национальных проектах,
реализовывал 48 региональных проектов,
направленных на достижение показателей
и результатов соответствующих
федеральных проектов.
На финансирование национальных проектов
в 2022 году направлено 40,5 млрд рублей, в том
числе 18,2 млрд рублей за счет средств
федерального бюджета, 6,3 млрд рублей за
счет средств Фонда содействия
реформированию жилищно-коммунального
хозяйства и 16,0 млрд рублей за счет
средств краевого бюджета.
На оказание мер социальной поддержки
гражданам в 2022 году выделено 70,8 млрд
рублей, или 19% от общего объема расходов
краевого бюджета, что превышает уровень
2021 года на 13,4 млрд рублей. Это связано
прежде всего с увеличением расходов на
поддержку семей с детьми, социальные
доплаты к пенсии, льготы на
жилищно-коммунальные услуги и по другим
направлениям.
В целях обеспечения роста уровня доходов
работников бюджетной сферы в 2022 году в
Красноярском крае реализован комплекс
мероприятий, что потребовало выделения
дополнительных средств в объеме 22,0 млрд
рублей.
На осуществление расходов капитального
характера - бюджет развития края - в 2022
году было направлено 70,6 млрд рублей, или
19% от общего объема расходов краевого
бюджета, что превышает показатели 2021
года на 31,6 млрд рублей. Во многом это
связано с решением вопросов по
переселению граждан из ветхого и
аварийного жилья, строительством
социальных объектов, реализацией
крупных инфраструктурных проектов.
Кроме того, с учетом текущей ситуации и
новых вызовов, одной из основных задач в
2022 году стало оказание дополнительных
мер поддержки гражданам и экономике.
Бюджетные средства выделялись на
реализацию решений, связанных с
проведением специальной военной
операции, в том числе на предоставление
мер социальной поддержки участникам
специальной военной операции и членам их
семей, на оказание помощи лицам,
пострадавшим в результате майских
пожаров, на устранение последствий
влияния коронавирусной инфекции, на
поддержку бизнеса. Общий объем
дополнительной нагрузки на краевой
бюджет составил 11,5 млрд рублей.
В целом по итогам 2022 года сохранена
стабильность финансовой системы
Красноярского края, сбалансированность
краевого бюджета, поставленные при
формировании краевого бюджета и в
процессе его исполнения задачи
обеспечены необходимыми финансовыми
ресурсами.
Заслушав и обсудив доклады исполняющего
обязанности заместителя председателя
Правительства края - министра финансов
края, исполняющего обязанности министра
экономики и регионального развития края,
председателя Счетной палаты края,
участники публичных слушаний
рекомендуют:
1. Законодательному Собранию края
утвердить отчет об исполнении краевого
бюджета за 2022 год.
2. Правительству края совместно с
Законодательным Собранием края:
2.1) продолжить развитие новых и
реализацию ключевых направлений
комплексного инвестиционного проекта
"Енисейская Сибирь" для достижения
ускоренного социально-экономического
развития края и повышения
благосостояния населения, а также для
достижения синергетического эффекта в
развитии всех отраслей промышленности и
сельского хозяйства;
2.2) завершить работу по передаче с уровня
поселений на уровень муниципальных
районов отдельных полномочий, основными
источниками финансового обеспечения
которых являются субсидии из краевого
бюджета;
2.3) продолжить работу по разработке
единого стандарта обеспеченности
сельских территорий объектами
благоустройства, инженерной, дорожной,
транспортной и социальной
инфраструктуры.
3. Правительству края:
3.1) усилить взаимодействие с органами
государственной власти Российской
Федерации, направленное на увеличение
объема финансовой поддержки из
федерального бюджета, в том числе на
исполнение переданных полномочий
Российской Федерации и реализацию
приоритетных задач, обозначенных в Указе
Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 года N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", а также взаимодействие в целях
совершенствования федерального
законодательства, оказывающего влияние
на краевой бюджет;
3.2) продолжить работу с органами
государственной власти Российской
Федерации по установлению моратория на
повышение цен или иных мер по
сдерживанию цен на удобрения и
горюче-смазочные материалы, закупаемые
сельскохозяйственными
товаропроизводителями, в период
весенне-осенних полевых работ;
3.3) усилить контроль за реализацией
инфраструктурных проектов, источником
финансового обеспечения которых
являются бюджетные кредиты;
3.4) обеспечить внедрение системы
поддержки новых инвестиционных проектов
в крае ("Региональный инвестиционный
стандарт");
3.5) рассмотреть вопрос докапитализации
Государственного фонда развития
промышленности Красноярского края в
целях предоставления финансовой
поддержки субъектам деятельности в
сфере промышленности в общем объеме
средств не ниже уровня 2022 года;
3.6) рассмотреть возможность
использования механизма
"промышленной ипотеки" на краевом
уровне путем предоставления льготных
долгосрочных кредитов на строительство,
реконструкцию, модернизацию и
капитальный ремонт производственных
площадей в рамках деятельности
Государственного фонда развития
промышленности Красноярского края;
3.7) продолжить работу, направленную на
развитие территорий с особым режимом
осуществления инвестиционной
деятельности;
3.8) продолжить совершенствование системы
мер стимулирования и поддержки
субъектов деятельности в сфере
промышленности, направленных на
опережающее развитие отраслей
промышленности, запуск собственного
производства критически важной, в том
числе высокотехнологичной, продукции;
3.9) продолжить формирование и реализацию
мероприятий, направленных на развитие
кооперации промышленных предприятий,
локализующих производства на территории
края, в том числе с субъектами малого и
среднего предпринимательства, включая
выявление и оценку малых и средних
производственных предприятий для
включения в программы партнерства и
"выращивания" субъектов малого и
среднего предпринимательства в целях
повышения результативности их участия в
закупках крупных компаний, а также
формирование в крае практики заключения
офсетных контрактов на поставку
продукции (товаров), предусматривающих
встречные инвестиционные
обязательства;
3.10) продолжить совершенствование
системы мер и условий государственной
поддержки субъектов научной,
научно-технической и инновационной
деятельности с учетом разрабатываемой
концепции научно-технологического
развития края;
3.11) продолжить работу по оценке влияния
реализуемых в крае мероприятий
региональных проектов на достижение
результатов национальных проектов, в том
числе в целях подготовки предложений по
детализации (корректировке)
установленных для края целевых
показателей;
3.12) продолжить работу по реализации
мероприятий государственной программы
края "Комплексное территориальное
развитие Красноярского края",
утвержденной Постановлением
Правительства Красноярского края от 29
сентября 2021 года N 686-п, направленных на
поддержку муниципальных комплексных
проектов развития, с рассмотрением
возможности увеличения количества
реализуемых муниципальных комплексных
проектов развития и средств на
финансирование мероприятий
государственной программы, в том числе
на осуществление инвестиций в объекты
инфраструктурного обеспечения
инвестиционной деятельности;
3.13) усилить работу по созданию условий
для выравнивания экономического
развития муниципальных образований края
в целях стимулирования инвестиционной
активности в муниципалитетах,
эффективного размещения
производительных сил с одновременным
сохранением и развитием системы
поддержки отраслей, обеспечивающих
массовую занятость и сохраняющих схему
расселения в сельской местности и малых
городах;
3.14) продолжить работу по реализации
мероприятий, направленных на сохранение
достигнутого уровня поступлений
налоговых платежей в консолидированный
бюджет края, повышение эффективности
бюджетных расходов, использования
государственной собственности, а также
на совершенствование долговой политики
края в целях сохранения объема
государственного долга Красноярского
края на экономически безопасном уровне;
3.15) продолжить работу совместно с
территориальными органами Федеральной
налоговой службы России по
Красноярскому краю и Федеральной службы
судебных приставов России по
Красноярскому краю по системному
мониторингу и анализу динамики
задолженности по платежам в
консолидированный бюджет края и
принятию мер для ее сокращения;
3.16) повысить эффективность планирования
расходов краевого бюджета с учетом
разработки и утверждения нормативного
правового акта, устанавливающего
порядок формирования и представления
главными распорядителями средств
краевого бюджета обоснований объемов
бюджетных ассигнований и методики
планирования бюджетных ассигнований;
3.17) продолжить совершенствование
механизмов проведения мониторинга
эффективности и прозрачности
использования бюджетных средств, а также
доведения их до конечного получателя, в
том числе с использованием
государственной интегрированной
информационной системы управления
общественными финансами "Электронный
бюджет";
3.18) усилить работу, направленную на
совершенствование порядка формирования
государственных программ края и системы
управления указанными программами, в том
числе с учетом подходов, принятых на
федеральном уровне, в соответствии с
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786
"О системе управления
государственными программами
Российской Федерации";
3.19) провести анализ и пересмотреть
подходы к установлению значений
показателей государственных программ
края в целях обеспечения объективности
оценки их достижения и взаимосвязи
достигнутых результатов с расходами на
реализацию программных мероприятий;
3.20) усилить контроль за выполнением
проектных и строительных работ в рамках
государственных и муниципальных
контрактов;
3.21) обеспечить ввод в эксплуатацию
объектов строительства и реконструкции
в установленные сроки с целью снижения
рисков роста общей сметной стоимости
строительства (реконструкции);
3.22) установить критерии отбора объектов
капитального строительства для
включения в перечень строек и объектов с
целью повышения прозрачности его
формирования;
3.23) ускорить переход к формированию
перечня строек и объектов на базе
информационного ресурса, содержащего в
том числе информацию о потребности в
строительстве (реконструкции) объектов
социальной сферы, в том числе в
муниципальных образованиях края;
3.24) уточнить цели проведения оценки
эффективности капитальных вложений в
объекты капитального строительства за
счет средств краевого бюджета,
установленные Постановлением
Правительства Красноярского края от 10
ноября 2011 года N 681-п "О Порядке оценки
эффективности капитальных вложений в
объекты капитального строительства за
счет средств краевого бюджета";
3.25) утвердить правила (порядок) списания
объектов незавершенного строительства;
3.26) разработать и утвердить положение по
учету объектов незавершенного
строительства, в котором определить
орган, уполномоченный на такой учет,
установить правила ведения реестра
объектов незавершенного строительства,
определить порядок учета объектов
незавершенного строительства, утвердить
формы реестра и правила их заполнения;
3.27) разработать и реализовать комплекс
мер по недопущению злоупотреблений в
отношении субъектов малого и среднего
предпринимательства в процессе
технологического присоединения к сетям
инженерно-технического обеспечения в
сфере электроснабжения, газоснабжения,
теплоснабжения, водоснабжения и
водоотведения, а также по сокращению
значительных разрывов предельных
значений тарифов на технологическое
присоединение к электрическим сетям,
установленных на территории края;
3.28) провести оценку эффективности
реализации региональной программы
"Развитие малого и среднего
предпринимательства Красноярского края
до 2024 года", по результатам которой
сформировать и представить предложения
о совершенствовании системы мер
государственной поддержки субъектов
малого и среднего предпринимательства
края, в том числе налоговых и финансовых;
3.29) разработать дополнительные меры и
усилить контроль за реализацией в крае
программ, направленных на улучшение
экологической ситуации;
3.30) продолжить работу по актуализации
плана мероприятий по предотвращению и
(или) снижению негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду, сохранению и
восстановлению природной среды,
рациональному использованию и
воспроизводству природных ресурсов,
обеспечению экологической безопасности
в целях реализации норм Федерального
закона от 30 декабря 2021 года N 446-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон
"Об охране окружающей среды" и
отдельные законодательные акты
Российской Федерации" в части
использования экологических платежей с 1
сентября 2022 года;
3.31) обеспечить развитие инфраструктуры
по обращению с отходами производства и
потребления в рамках реализации
государственной программы
Красноярского края "Охрана окружающей
среды, воспроизводство природных
ресурсов";
3.32) обратить внимание на необходимость
нормативно-правового регулирования
обращения с отходами производства на
территории Красноярского края, в том
числе с отходами, образующимися в ходе
строительства и сноса зданий,
сооружений;
3.33) оказать содействие органам местного
самоуправления в организации
раздельного накопления твердых
коммунальных отходов с целью сокращения
объема твердых коммунальных отходов,
направляемых на захоронение;
3.34) обеспечить реализацию комплексных
планов мероприятий по снижению выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный
воздух в городах Красноярске и
Норильске, а также комплексных планов
малых городов (Канск, Ачинск,
Лесосибирск, Минусинск, Назарово);
3.35) усилить взаимодействие с крупными
промышленными предприятиями региона в
целях привлечения внебюджетных
источников финансирования на выполнение
комплексных планов мероприятий по
снижению выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух в городах
Красноярске и Норильске, реализуемых в
рамках регионального проекта "Чистый
воздух";
3.36) обеспечить на постоянной основе
участие Красноярского края в
федеральном проекте "Чистая страна"
с целью ликвидации несанкционированных
объектов размещения отходов, объектов
накопленного вреда окружающей среде;
3.37) усилить работу, направленную на
защиту населения и объектов экономики
края от негативного воздействия
поверхностных вод, а также охрану
поверхностных водных объектов, в том
числе рассмотреть возможность
увеличения финансирования
строительства (реконструкции,
капитального ремонта) гидротехнических
сооружений;
3.38) рассмотреть возможность учета
дополнительных критериев при
распределении иных межбюджетных
трансфертов бюджетам муниципальных
образований края на обеспечение
первичных мер пожарной безопасности, в
том числе включив в расчет не только
численность жителей поселений
муниципального образования, но и
протяженность (площадь) территорий
муниципальных образований;
3.39) увеличить средства на обеспечение
первичных мер пожарной безопасности, в
том числе на создание резервных
источников водоснабжения, приобретение
резервных автономных источников
энергоснабжения в поселениях
муниципальных образований края;
3.40) проработать вопрос дополнительного
централизованного приобретения для
сельских поселений края комплектов
специализированной техники,
способствующей решению вопросов по
обеспечению первичных мер пожарной
безопасности, включая технику по
расчистке и утилизации растительности
при устройстве минерализированных
противопожарных полос, содержанию и
благоустройству территорий;
3.41) сформировать предложения,
направленные на решение вопроса
обновления парка специализированной
дорожной техники предприятий дорожной
отрасли края, в том числе с
использованием механизмов льготных
займов Государственного фонда развития
промышленности Красноярского края;
3.42) проработать вопрос формирования и
нормативного утверждения перечня и
периодичности выполнения работ по
содержанию автомобильных дорог,
используемых при расчете норматива
финансовых затрат на содержание
автомобильных дорог регионального или
межмуниципального значения в целях
эффективного использования бюджетных
средств, выделяемых на эти цели;
3.43) предусмотреть увеличение объемов
бюджетных ассигнований на поддержку и
развитие сельского хозяйства в целях
смягчения влияния диспаритета цен на
сельскохозяйственную продукцию и
промышленную продукцию для
агропромышленного комплекса и
обеспечения населения качественным и
доступным продовольствием;
3.44) принять меры по увеличению доли
участия краевых сельскохозяйственных
товаропроизводителей при осуществлении
завоза грузов, прежде всего продуктов
питания и пищевых продуктов, на
территории, относящиеся к районам
Крайнего Севера и приравненным к ним
местностям, и переориентации поставок
сельскохозяйственной продукции на рынки
дружественных стран;
3.45) рассмотреть возможность разработки
новых мер государственной поддержки,
направленных на создание и развитие в
крае предприятий пищевой промышленности
и производств по переработке
сельскохозяйственной продукции в целях
содействия развитию
сельскохозяйственного производства,
повышения занятости и создания новых
рабочих мест в сельской местности и
малых городах;
3.46) определить орган исполнительной
власти края, уполномоченный на
координацию действий органов
исполнительной власти края и местного
самоуправления в области устойчивого
развития сельских территорий;
3.47) завершить инвентаризацию объектов
инфраструктуры и благоустройства
сельских территорий края в целях
формирования общей потребности в
средствах на их строительство,
реконструкцию, капитальный ремонт и
обновление;
3.48) изменить подходы к оказанию
государственной поддержки коренным
малочисленным народам, проживающим на
территории Красноярского края, с целью
обеспечения ее востребованности,
достаточности и эффективности;
3.49) рассмотреть в сложившихся
социально-экономических условиях
дополнительные меры по
совершенствованию механизма
предоставления государственной
социальной помощи на основании
социального контракта (в части
расширения мероприятий программы
социальной адаптации, обязательных для
реализации получателями
государственной социальной помощи,
заключившими социальный контракт)
малоимущим семьям, малоимущим одиноко
проживающим гражданам и иным категориям
граждан, предусмотренным Федеральным
законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О
государственной социальной помощи",
которые по независящим от них причинам
имеют среднедушевой доход ниже величины
прожиточного минимума, установленного в
крае;
3.50) оценить эффективность мер,
направленных на повышение уровня
рождаемости, популяризацию здорового
образа жизни и правильного питания,
развитие системы долговременного ухода
за пожилыми людьми, реализуемых в
Красноярском крае в соответствии с
национальным проектом
"Демография";
3.51) продолжить реализацию программы
модернизации (реконструкции) краевых
государственных бюджетных учреждений
социального обслуживания и социальной
помощи семье и детям в целях их
комплексного развития в рамках единого
проекта развития;
3.52) продолжить работу, направленную на
стимулирование органов местного
самоуправления Красноярского края к
увеличению поступлений собственных
доходов;
3.53) рассмотреть возможность
стимулирования территорий края при
расчете иных межбюджетных трансфертов
местным бюджетам с учетом объемов
привлеченных средств благотворительной
помощи на территории муниципальных
образований;
3.54) обеспечить дальнейшее
распространение практики инициативного
бюджетирования и расширение круга
участников проекта поддержки местных
инициатив, а также рассмотреть
возможность увеличения объемов
финансирования государственной
программы Красноярского края
"Содействие развитию местного
самоуправления", направленной на
поддержку реализации инициативных
проектов;
3.55) рассмотреть возможность сокращения
сроков распределения субсидий бюджетам
муниципальных образований края в целях
повышения эффективности расходования
бюджетных средств;
3.56) рассмотреть возможность увеличения
предельной штатной численности
муниципальных служащих органов местного
самоуправления, учитываемой при
формировании предельного размера фонда
оплаты труда в соответствии с
Постановлением Совета администрации
Красноярского края от 29 декабря 2007 года N
512-п "О нормативах формирования
расходов на оплату труда депутатов,
выборных должностных лиц местного
самоуправления, осуществляющих свои
полномочия на постоянной основе, лиц,
замещающих иные муниципальные
должности, и муниципальных служащих",
для реализации полномочий в сфере
земельно-имущественных отношений,
решения задач по постановке на учет и
оформлению прав на объекты
земельно-имущественного комплекса,
усилению контроля в этой сфере и
формированию дополнительных доходов
местных бюджетов;
3.57) продолжить работу по реализации
соглашения о взаимодействии между
Федеральной службой государственной
регистрации, кадастра и картографии и
Правительством края, предусматривающего
организацию информационного
взаимодействия для обмена сведениями в
целях реализации национального проекта
"Жилье и городская среда";
3.58) продолжить работу по автоматизации
процесса учета объектов имущества в
муниципалитетах в целях повышения
эффективности управления
земельно-имущественным комплексом
муниципальных образований края;
3.59) продолжить межведомственное
взаимодействие по актуализации
реестровых данных, используемых
налоговыми и регистрирующими органами
края, в целях включения в
налогооблагаемую базу максимального
количества имущественных объектов,
расположенных на территории
Красноярского края;
3.60) продолжить работу по реализации
мероприятий программ и проектов
стимулирования жилищного строительства,
улучшению жилищных условий нуждающихся
категорий граждан, обеспечению жильем
работников бюджетной сферы, повышению
доступности ипотечного кредитования,
реализации с участием федеральных
институтов развития проектов
строительства жилищного фонда
коммерческого найма;
3.61) продолжить работу по модернизации
систем водоснабжения и водоотведения в
Красноярском крае, в том числе с
использованием механизмов
государственно-частного и
муниципально-частного партнерства;
3.62) продолжить работу по укреплению
антитеррористической защищенности
образовательных организаций, в том числе
в сфере культуры;
3.63) продолжить работу по оснащению
пищеблоков и модернизации столовых
общеобразовательных учреждений края, а
также по приобретению инвентаря и
кухонной посуды для них;
3.64) продолжить работу по модернизации
материально-технической базы загородных
оздоровительных лагерей, используемых
для отдыха детей и их оздоровления, в том
числе по укреплению их
антитеррористической защищенности;
3.65) продолжить работу по стимулированию
органов местного самоуправления к
расширению сети детских школ искусств на
территории края, в том числе за счет
увеличения ассигнований из краевого
бюджета на проектирование и
строительство школ, а также на
модернизацию их материально-технической
базы;
3.66) рассмотреть возможность расширения
программы, реализуемой министерством
строительства Красноярского края, путем
включения мероприятий по строительству
и приобретению жилых помещений для
детей-сирот, а также ежегодного
увеличения объема финансовых средств на
реализацию Закона края от 8 июля 2021 года N
11-5328 "О мере социальной поддержки
граждан, достигших возраста 21 года и
старше, имевших в соответствии с
федеральным законодательством статус
детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей" в связи с
востребованностью предоставляемых в
соответствии с указанным Законом края
сертификатов;
3.67) продолжить реализацию комплекса
мероприятий, направленных на социальную
поддержку граждан - участников
специальной военной операции,
призванных на военную службу по
мобилизации, проходящих военную службу
по контракту, являющихся добровольцами,
и членов их семей;
3.68) разработать предложения по
совершенствованию законодательства в
области духовно-нравственного
воспитания граждан исходя из целей и
задач государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных
ценностей согласно Указу Президента
Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N
809 "Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей";
3.69) разработать комплекс мероприятий,
направленных на формирование системы
воспитательной работы с детьми и
молодежью по месту их жительства;
3.70) рассмотреть вопросы об изучении
военной истории в рамках экскурсионной
работы с детьми школьного возраста и
пополнении фондов школьных библиотек
исторической, художественной,
публицистической и научно-популярной
литературой по военной истории России и
края;
3.71) рассмотреть возможность
софинансирования содержания
общественных пространств,
благоустраиваемых в рамках реализации
проекта "Формирование комфортной
городской среды", при этом усилить
взаимодействие с органами местного
самоуправления муниципальных
образований края по организации
последними работы по содержанию
благоустроенных территорий, а также по
привлечению ими внебюджетных средств к
содержанию общественных территорий, по
активизации привлечения собственников
зданий, строений, сооружений к участию в
содержании прилегающих территорий;
3.72) продолжить работу по вовлечению
граждан в реализацию муниципальных
программ формирования современной
городской среды в рамках
государственной программы края
"Содействие органам местного
самоуправления в формировании
современной городской среды";
3.73) продолжить работу по увеличению
числа спортивных клубов по месту
жительства;
3.74) продолжить работу по финансированию
учреждений спортивной подготовки в
соответствии с требованиями федеральных
стандартов спортивной подготовки и
программ спортивной подготовки;
3.75) продолжить работу по реализации
комплекса мероприятий по строительству
быстровозводимых многофункциональных
сооружений для использования
молодежными центрами, учреждениями
спорта и культуры;
3.76) рассмотреть вопрос о возможности
модернизации существующих объектов
спорта советского периода, находящихся в
муниципальных образованиях
Красноярского края, с выделением
дополнительных ассигнований;
3.77) предусмотреть средства на создание
специализированного
многофункционального реабилитационного
физкультурно-оздоровительного
комплекса для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья в
г. Красноярске.
4. Органам местного самоуправления края:
4.1) продолжить реализацию на территориях
муниципальных образований национальных
(федеральных, региональных) проектов,
относящихся к полномочиям органов
местного самоуправления, в рамках
выполнения Указа Президента Российской
Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О
национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года";
4.2) обеспечить выполнение задач,
связанных с реализацией муниципальных
комплексных проектов развития на
территориях муниципальных образований,
в целях стимулирования инвестиционной
активности на территориях муниципальных
образований;
4.3) продолжить работу по
совершенствованию территориальной
организации местного самоуправления
путем преобразования поселений края и
создания муниципальных округов в целях
улучшения их социально-экономического
положения;
4.4) продолжить работу по развитию
механизмов инициативного
бюджетирования и самообложения граждан
в городских и сельских поселениях края в
целях повышения уровня участия граждан в
решении вопросов местного значения и
вовлечения граждан в бюджетный процесс;
4.5) продолжить реализацию мероприятий по
увеличению доходов и повышению
эффективности бюджетных расходов
бюджетов муниципальных образований;
4.6) обеспечить своевременную и
эффективную реализацию соглашений о
социально-экономическом сотрудничестве,
заключенных с субъектами
агропромышленного комплекса в целях
привлечения внебюджетных источников
финансирования для обеспечения
устойчивого функционирования
социальной сферы, благоустройства
территорий и улучшения качества жизни
сельского населения;
4.7) продолжить работу, направленную на
снижение размера муниципального долга;
4.8) продолжить совместно с налоговыми
органами реализацию мер, направленных на
увеличение собираемости налоговых и
неналоговых доходов местных бюджетов,
сокращение задолженности по платежам в
местные бюджеты;
4.9) обеспечить реализацию комплекса мер,
направленных на устранение нарушений
при проведении закупок товаров, работ и
услуг для муниципальных нужд,
обеспечение их эффективности и
результативности;
4.10) продолжить работу по автоматизации
процесса учета объектов имущества в
муниципалитетах в целях повышения
эффективности управления
земельно-имущественным комплексом
муниципальных образований края;
4.11) продолжить межведомственное
взаимодействие по актуализации
реестровых данных, используемых
налоговыми и регистрирующими органами
края, в целях включения в
налогооблагаемую базу максимального
количества имущественных объектов,
расположенных на территории
Красноярского края;
4.12) активизировать проведение
комплексных кадастровых работ;
4.13) продолжить работу по инвентаризации
земельных участков в целях определения
их кадастровой стоимости;
4.14) продолжить работу по повышению
эффективности муниципального
земельного и имущественного контроля;
4.15) рассмотреть возможность передачи
полномочий по земельному контролю с
поселенческого уровня на уровень
муниципальных районов;
4.16) проводить регулярный мониторинг
сведений о правообладателях объектов
недвижимости (в том числе ранее учтенных)
с последующим их сопоставлением с
поступившими от Управления Федеральной
службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Красноярскому
краю перечнями объектов недвижимости,
права на которые не зарегистрированы в
Едином государственном реестре
недвижимости;
4.17) продолжить проведение
организационных мероприятий,
направленных на реализацию Федерального
закона от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации" и Закона края от 17 марта 2022
года N 3-574 "О составе мероприятий,
направленных на выявление лиц,
использующих гаражи, права на которые не
зарегистрированы в Едином
государственном реестре недвижимости,
оказание содействия гражданам в
приобретении прав на гаражи и земельные
участки, и порядке их осуществления", в
том числе разъяснительной работы с
владельцами гаражей о возможности
оформления ими прав на гаражи и
соответствующие земельные участки в
упрощенном порядке;
4.18) продолжить работу по повышению
финансовой грамотности населения
муниципальных образований края;
4.19) продолжить работу, направленную на
повышение открытости и прозрачности
местных бюджетов.
5. Счетной палате края продолжить
взаимодействие с муниципальными
контрольно-счетными органами в целях
укрепления и повышения эффективности и
результативности внешнего
муниципального финансового контроля в
крае.