Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ

от 10 февраля 2022 года N 179


Об утверждении докладов "Обобщение правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми осуществления регионального государственного контроля (надзора) на территории Республики Коми за 2021 год"



В соответствии со ст. 47 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", приказываю:


1. Утвердить доклад "Обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Коми за 2021 год" согласно приложению N 1.


2. Утвердить доклад "Обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Республики Коми за 2021 год" согласно приложению N 2.


3. Настоящий приказ разместить на официальном сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления государственного надзоре.



И.о. министра
А.ЯКИМОВ



Утверждено
Приказом
Министерства
природных ресурсов
и охраны окружающей среды
Республики Коми
от 10 февраля 2022 г. N 179
(приложение N 1)



ОБОБЩЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ЗА 2021 ГОД


1. Сведения о состоянии соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.


Обобщение правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми, Министерство) осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Коми за 2021 год подготовлен во исполнение статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ).


Региональный государственный экологический контроль (надзор) на территории Республики Коми осуществляет Минприроды Республики Коми в соответствии с Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 29.09.2021 N 475.


По состоянию на 31.12.2021 на территории Республики Коми на государственный учет поставлено 1934 объекта, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).


Согласно перечню пользователей водными объектами, подлежащими региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов на территории Республики Коми по состоянию на 30.09.2021, количество объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов - 2 837, количество объектов, находящихся в пользовании - 428, количество пользователей водными объектами - 162.


Годовым планом проведения Минприроды Республики Коми плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению законодательства о природопользовании и охране окружающей среды на 2021 год было предусмотрено 24 плановые проверки, что на 266,7% больше, чем было проведено в 2020 году.


Данное увеличение связано с тем, что в 2020 году большая часть плановых проверок была отменена в соответствии с изданием Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".


По итогам проведения плановых проверок выявлено 36 нарушений природоохранного законодательства. К административной ответственности привлечены 8 юридических лиц и 3 должностных лица в виде предупреждения, 16 должностных лиц в виде штрафа на общую сумму 158,5 тыс. рублей. Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов - 155,5 тыс. рублей. 6 дел об административных правонарушениях прекращены по ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершения административного правонарушения (юридическим лицам объявлены устные замечания). 3 дела об административных правонарушениях объединены, вынесено 1 постановление о назначении административного наказания. Рассмотрение 1 административного дела перешло на 1 квартал 2022 года.


Выдано 20 предписаний об устранении нарушений обязательных требований.


Наиболее распространенными нарушениями, выявляемыми должностными лицами при проведении плановых проверок в отчетный период являлись:


- непредставление отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля - нарушение несет средний риск причинения вреда охраняемым законом ценностям;


- неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - нарушение несет средний риск причинения вреда охраняемым законом ценностям;


- невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - средний риск причинения вреда, охраняемым законом ценностям;


- нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - высокий риск причинения вреда, охраняемым законом ценностям.


Государственными инспекторами в 2021 году в рамках контроля за исполнением предписаний, выданных по результатам проведения ранее плановых проверок, проведено 6 внеплановых проверок, по результатам проведения которых установлено 2 случая неисполнения в срок законного предписания об устранении нарушений. Виновные лица привлечены к административной ответственности. Количество внеплановых проверок по сравнению с 2020 годом сократилось в 5,5 раза. Снижение показателя связано с досрочным выполнением субъектами проверок выданных предписаний, в связи с чем проведение внеплановых проверок в отношении данных лиц признано нецелесообразным.


Наиболее распространенной формой проведения контрольных (надзорных) мероприятий, как и в предыдущие годы является проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В 2021 году инспекторским составом министерства было проведено 961 таких мероприятия.


По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом и административных расследований инспекторами министерства выявлено 206 нарушений требований природоохранного законодательства.


В отношении нарушителей природоохранного законодательства, в том числе по материалам, поступающим на рассмотрение из иных контрольно-надзорных органов и органов прокуратуры, вынесено 310 постановлений о назначении административного наказания. Общая сумма наложенных штрафных санкций составила 4944,8 тыс. рублей.


Министерством проведена следующая работа по расчету и взысканию вреда, причиненного природным объектам.


1) По факту несанкционированного сброса канализационных сточных вод в границах водоохранной зоны р. Дырнос в мкр. Орбита МО ГО "Сыктывкар" произведен расчет размера вреда, причиненного почвам. Размер рассчитанного вреда составил 486,0 тыс. руб. и был предъявлен ОАО "Сыктывкарский Водоканал" для добровольного возмещения в срок до 01.08.2021. Ущерб добровольно возмещен 14.05.2021 в полном объеме;


2) В ходе планового (рейдового) осмотра, проведенного 21.06.2020 на территории МО ГП "Благоево" Удорского района Республики Коми выявлен разлив мазута на производственной площадке котельной АО "Коми тепловая компания". По результатам административного расследования ООО "Коми тепловая компания" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. В адрес юридического лица направлено претензионное письмо от 13.11.2020 N 68 о добровольном возмещении ущерба, причиненного почвам, на которое АО "Коми тепловая компания" направило в адрес Удорского районного отдела по охране окружающей среды отказ в добровольном возмещении вреда (исх. от 04.12.2020 N 006/6648) в связи со вступившим в законную силу решением Удорского районного суда Республики Коми от 07.09.2020 по делу N 2-197/2020, которым на АО "Коми тепловая компания" возложена обязанность по очистке от мазутной смеси загрязненных земельных участков в срок до 30.09.2021.


Определением от 08.09.2021 по делу N 2-197/2020 удовлетворено заявление АО "Коми тепловая компания" об отсрочке исполнения решения Удорского районного суда Республики Коми от 07.09.2020 по делу N 2-197/2020; срок исполнения указанного решения суда продлен до 31.07.2022 включительно.


3) В I квартале 2021 года подано исковое заявление в Арбитражный суд Республики Коми о взыскании с ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" вреда, причиненного в 2020 году водному объекту при попадании НСЖ в правый приток руч. Безымянный-1 на территории Усинского нефтяного месторождения в МО ГО "Усинск" (размер вреда составил 27,34855 тыс. руб.);


Минприроды Республики Коми 04.08.2021 произведен перерасчет вреда, причиненного водному объекту; исковые требования уточнены (размер ущерба составил 5,00681 тыс. рублей).


В силу пункта 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87, исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.


Арбитражным судом Республики Коми, признано, что ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" обосновано затратило на ликвидацию нефтеразлива 301 210 руб., таким образом, в иске Минприроды Республики Коми отказано (Решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2021 по делу N А29-1670/2021);


4) По факту излива сточных вод с канализационных очистных сооружений ООО "Южное" в р. Летка на территории МО МР "Прилузский" произведен расчет размера вреда, причиненного водному объекту. Размер рассчитанного вреда составил 286,52 тыс. руб. и был предъявлен ООО "Южное" для добровольного возмещения в срок до 01.12.2022.


2. Наиболее распространенными нарушениями, выявляемыми при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия, являются:


В области обращения с отходами производства и потребления:


- нарушения требований ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), выразившиеся в несанкционированном сбросе отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.


Таким образом, образуются несанкционированные свалки, которые нарушают естественный природный ландшафт, ухудшают экологическую и санитарную обстановку на территории республики, а также могут служить источником возникновения болезнетворных организмов, способных причинить вред здоровью людей. Размещение отходов на почве оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей среды: загрязнение почвы, важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса; загрязнение грунтовых и подземных вод при фильтрации осадков; загрязнение атмосферного воздуха продуктами гниения и разложения отходов. Тем самым нарушаются, гарантированные государством права и законные интересы граждан, проживающих и временно находящихся на территории республики, то есть неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Закона N 7-ФЗ;


- в нарушении требований ст. 19 Закона N 89-ФЗ - отсутствует учет в области обращения с отходами, либо в нарушении п. 4 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028, учет ведется, но не по всем видам отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.


Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:


обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;


подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;


заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами;


расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).


В области охраны атмосферного воздуха:


- нарушения требований ст. 22, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", выразившиеся в отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных.


Инвентаризация является основой для ведения деятельности по охране атмосферного воздуха. Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы (ИЗА), определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ для:


- подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий;


- подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);


- контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;


- ведения статистической отчетности о выбросах;


- контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок (ГОУ) и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;


- разработки и установления технических нормативов выбросов (ТНВ) загрязняющих веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;


- оценки экологичности используемых технологий;


- формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия, отрасли, города и региона.


Указанные выше нарушения природоохранного законодательства допускаются природопользователями в основном по причине недобросовестного отношения к исполнению юридическими лицами и их должностными лицами обязательных требований законодательства; недостаточного финансового и организационного планирования своей природоохранной деятельности.


В области охраны водных объектов:


1) нарушение правил и условий водопользования при заборе воды и при сбросе сточных вод; требований к охране водных объектов.


В соответствии со статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (далее - Водный кодекс), водное законодательство основано на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека.


Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.


Приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.


В соответствии с частью 4 статьи 56 Водного кодекса, содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.


Частью 6 статьи 56 Водного кодекса, определено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.


Статьей 60 Водного кодекса установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы, запрещается - осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом N 7-ФЗ.


Сброс сточных вод в водный объект с превышением нормативов допустимого воздействия на водные объекты может повлечь истощение, засорение и загрязнение водных объектов.


Указанные нарушения водоохранного законодательства допускаются водопользователями по причинам:


- нарушения исполнения должностных обязанностей лицами, ответственными за организацию природоохранных мероприятий на предприятии;


- ввиду изношенности очистных сооружений и недостаточности финансирования природоохранных мероприятий предприятиями-водопользователями.


2) движение и стоянка транспортных средств вне дорог с твердым покрытием; размещение отходов производства и потребления.


В соответствии с частью 6 постановления Правительства Российской Федерации N 17 от 10.01.2009 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", органы государственной власти обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.


Из смысла указанной нормы следует, что предупреждающие знаки устанавливаются в определенных местах, отвечающих приведенным критериям и носят информационный характер.


Таким образом, соблюдение ограничений, установленных частью 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации не связано с обязательным наличием специальных информационных знаков. Отсутствие информационных знаков на протяжении водоохранной зоны не освобождает от соблюдения режима водоохранной зоны и не позволяет использовать прибрежную защитную полосу водного объекта и водоохранную зону с нарушением установленных ограничений хозяйственной и иной деятельности.


Основные запреты, связанные с использованием водоохранных зон, установлены частью 15 статьи 65 Водного кодекса, в том числе запрет на движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие и запрет на размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.


Указанные нарушения природоохранного законодательства допускаются по причинам недобросовестного отношения физических и юридических лиц к соблюдению запретов, установленных статьей 65 Водного кодекса.


Анализ причин возникновения нарушений природоохранных требований показывает, что основными из них являются:


- недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц организаций;


- отсутствие специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;


- недобросовестное отношение физических и юридических лиц к соблюдению запретов.


3. Анализ практики проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе ее единообразия.


В рамках осуществления регионального экологического контроля (надзора) Министерством проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка.


Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.


Единообразие проведения контрольных (надзорных) мероприятий обеспечивается соблюдением типовых форм решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и неукоснительным выполнением требований Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, положения.


Все виды надзорных мероприятий отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий, перечень которых установлен ст. 65 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент).


Ежегодный план проведения проверок исполнен на 99% (в аналогичный период 2020 года - 100%). Не проведена 1 проверка в отношении юридического лица ЗАО "Автотранспортное предприятие - 27", в отношении которого на период проведения проверки открыта процедура банкротства (выезд состоялся 19.04.2021 - день начала проверки; в ходе проведения проверки деятельность Общества не осуществлялась. 20.04.2021 составлен акт о невозможности проведения проверки. Согласно ЕГРЮЛ дата ликвидации юридического лица - 11.05.2021).


Доля проверок, результаты которых признаны недействительными - 0% (в 2020 году - 0%).


Доля проверок, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам министерства, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания - 0% (в 2020 году - 0%).


Внеплановые проверки по фактам нарушения обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не проводились - 0% (в 2020 году - 0%).


4. Профилактика нарушений обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.


В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений, обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному надзору, в 2021 году осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годы (далее - Программа профилактики), утвержденной приказом Минприроды Республики Коми от 21.12.2020 N 2409.


Приказом Минприроды Республики Коми от 30.04.2019 N 708 утвержден Порядок профилактической работы в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и определены структурные подразделения и должностные лица министерства, ответственные за реализацию мероприятий по профилактике нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды в соответствии с Программой профилактики.


В рамках профилактики нарушений:


1) 18 марта 2021 года проведены публичные обсуждения правоприменительной практики в г. Сыктывкар посредством видеоконференции ZOOM.


Непосредственно в прямой трансляции приняли участие 46 представителя природопользователей и заинтересованных лиц.


В ходе обсуждений озвучена правоприменительная практика Министерства, подведены итоги надзорной деятельности за 2020 год и обозначены задачи на 2021 год;


2) Минприроды Республики Коми приняло участие:


- в заседании общественного совета муниципального образования муниципального района "Прилузский" и совета руководителей лесопромышленной отрасли при руководителе администрации муниципального района "Прилузский", которое состоялось 14 мая 2021 года в селе Объячево.


В заседании приняли участие индивидуальные предприниматели, представители юридических лиц ООО "СТК", ООО "Югыд Туй", главы сельских поселений "Лойма", "Занулье", "Гурьевка", члены общественного совета муниципального образования муниципального района "Прилузский" и совета руководителей лесопромышленной отрасли при руководителе администрации муниципального района "Прилузский".


Представители Минприроды Республики Коми выступили с докладами "О новом формате проведения аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений", "Об отводе делянок ГУ "Прилузское лесничество" для выставления на аукцион по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений за 2020 год и планы на 2021 год", "Незаконное складирование древесины лесозаготовительными предприятиями на землях муниципального и гослесфонда", "Об обеспечении песком сельских поселений и граждан";


- в обсуждение вопросов охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории МО МР "Усть-Куломский": внесения изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, приказы Минприроды России и другие нормативно-правовые акты регулирующие деятельность по охране и защите лесов.


В заседании приняли участие индивидуальные предприниматели, представители юридических лиц, члены общественного совета муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский", руководители администрации МО МР "Усть-Куломский", депутаты совета МР "Усть-Куломский", главы сельских поселений, представители общественных организаций;


- в заседании Лесного совета МО МР "Корткеросский", которое состоялось 22 октября 2021 годы в селе Корткерос.


В работе совета приняли участие Глава администрации МО МР "Корткеросский" - руководитель администрации Сажин К.А., Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Кузнецов А.В., председатель Комитета Государственного Совета Республики Коми по природным ресурсам, природопользованию и экологии Попов А.Н., уполномоченный по защите прав предпринимателей Голдин В.Б., представители Минприроды Республики Коми, индивидуальные предприниматели, представители юридических лиц.


Даны разъяснения, в том числе по вопросам соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, природопользования, аренды лесов для лесозаготовителей (затягивание процедур, определение способа предоставления - конкурс или аукцион, перекраивание границ готовых участков);


- объявлено 43 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;


- организована успешная практика информирования подконтрольных субъектов о скором окончании срока действия разрешительных документов, что позволило более 54 подконтрольным субъектам избежать нарушений обязательных требований природоохранного законодательства;


- осуществлялось консультирование природопользователей по недопущению нарушений (более 1,5 тыс. консультаций);


- проведена работа по систематизации и актуализации обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.


Перечень обязательных требований утвержден приказом Минприроды Республики Коми от 27.02.2019 N 317 "О перечне правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)" и размещен на официальном сайте Министерства. По мере изменений законодательства Перечень обязательных требований актуализируется (приказ Минприроды Республики Коми от 02.02.2021 N 126);


- формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) применительно к видам регионального государственного надзора актуализированы и утверждены приказом Минприроды Республики Коми от 30.06.2020 N 1150 (редакция от 02.02.2021);


- проведена работа по актуализации руководств по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в областях, подлежащих региональному государственному экологическому надзору:


приказ Минприроды Республики Коми от 24.02.2021 N 238 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 18 декабря 2019 г. N 2269 "Об утверждении Руководств по соблюдению обязательных требований законодательства";


приказ Минприроды Республики Коми от 08.10.2021 N 1560 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 18 декабря 2019 г. N 2269 "Об утверждении Руководств по соблюдению обязательных требований законодательства".


5. Предложения по совершенствованию законодательства по результатам осуществления контрольно-надзорной деятельности.


По результатам обобщение правоприменительной практики Минприроды Республики Коми осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) за 2021 год предлагается следующее в части совершенствования законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, административного законодательства.


Короткий срок (двухмесячный) установленный КоАП РФ для привлечения к административной ответственности по статье 7.6 КоАП РФ (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий) является проблемой при привлечении к административной ответственности за правонарушения в области водопользования.


Учитывая, что выявление самовольного занятия водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, часто происходит при проведении плановых (рейдовых) осмотров, провести необходимые процессуальные действия для выявления виновного лица в течение двух месяцев не всегда представляется возможным.


Кроме того, при исполнении полномочий, связанных с рассмотрением дел об административных правонарушениях, направляются соответствующие запросы в различные органы государственной власти (запрос и получение соответствующей информации в Комитет лесов РК, Администраций муниципальных образований, ГИБДД и т.д.), на получение которых может уходить до 30 дней и больше.


Предлагается внести изменения в статью 4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны собственности (в части административных правонарушений, касающихся самовольного занятия водного объекта или пользования им с нарушением установленных условий до одного года).


С целью совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе устранения указанных выше проблем, в январе 2022 года Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми подготовлен и направлен для проведения предварительной юридической экспертизы в Государственно-правовое управление Администрации Главы Республики Коми проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", планируемый к внесению в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.


6. Анализ практики обжалования решений, действий (бездействий) Министерства в досудебном и судебном порядке.


1) Отделом по охране окружающей среды по городу Ухта и городу Вуктыл Минприроды Республики Коми в отношении неустановленного лица Определением N 11 от 03.06.2021 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и проведено административное расследование.


В ходе административного расследования на основании ст. 26.10 КоАП РФ у юридического лица ООО "Баграм-345" истребованы сведения, необходимые для разрешения дела по существу, однако Общество в трехдневный срок сведения не представило.


29.07.2021 в отношении ООО "Баграм-345" составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ и направлен на рассмотрение по подведомственности в Ухтинский городской суд.


Постановлением Ухтинского городского суда Республики Коми от 03.09.2021 ООО "Баграм-345" признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.


Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, ООО "Баграм-345" обратилось в суд с жалобой.


Решением Верховного суда Республики Коми от 08.12.2021 по делу N 12-559/2021 (N 5-2333/2021) постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 3 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении ООО "Баграм-345" оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "Баграм-345" Лемиша С.В. - без удовлетворения;


2) В рамках рассмотрения обращения граждан установлено, что индивидуальный предприниматель Савельев Р.В., в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, не исполнил обязательства по передаче твердых коммунальных отходов юридическому лицу ООО "Региональный оператор Севера", являющемуся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в период с 2020 г. и по 22.07.2021, что является нарушением: Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".


Постановлением Отделом по охране окружающей среды по городу Ухта и городу Вуктыл Минприроды Республики Коми ИП был признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.


Индивидуальный предприниматель Савельев Р.В. обратился в суд с жалобой на постановление главного специалиста-эксперта отдела по охране окружающей среды по городу Ухта и г. Вуктылу Минприроды Республики Коми Ковалевой О.Я. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Также, поставлен вопрос о восстановлении пропущенного срока на обжалование указанного постановления.


Однако суд не нашел доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обжалования постановления в жалобе ИП Савельева Р.В. и отказал в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы.


Кроме того, за 2021 год Минприроды Республики Коми направлено 86 претензионных писем о необходимости ликвидации мест несанкционированного размещения отходов в адрес 62 администрации МО ГО и МР Республики Коми, 7 юридических лиц, 4 ИП и 13 граждан (собственники/ арендаторы/ пользователи земельных участков).


Минприроды Республики Коми направлено в суды 21 и рассмотрено судами 17 ранее направленных исковых заявлений об обязании администраций МО ГО и МР Республики Коми, юридических лиц, ИП и граждан (собственники/арендаторы/ пользователи земельных участков) в ликвидации несанкционированных свалок. Решениями судов иски министерства удовлетворены; собственники/ арендаторы/ пользователи земельных участков обязаны ликвидировать заявленные в исках несанкционированные свалки. По результатам претензионно-исковой работы за 2021 год ликвидировано 54 (7,8497 га) места несанкционированного размещения отходов.


7. Анализ обращений граждан и организаций, в том числе средств массовой информации, по вопросу применения обязательных требований.


В 2021 году в Минприроды Республики Коми поступило 486 обращений граждан, в т.ч. 20 обращений из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, которые регистрировались и рассматривались в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".


Из общего числа поступивших в 2021 году обращений граждан, обращения о нарушениях обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды и (или) угрозе негативного воздействия на окружающую среду составили 47,94%, по вопросам, не относящимся к компетенции министерства - 6,38%, использования и аренды лесных участков - 14,4%, в области переработки вторичного сырья и отходов производства - 21,81%, в области охраны объектов животного мира и среды их обитания - 3,09%, по вопросам водопонижения и берегоукрепления - 1,03%, по иным вопросам - 5,35%.


На все поступившие в Минприроды Республики Коми обращения граждан даны мотивированные ответы, по вопросам, относящимся к сфере компетенции ведомства, приняты необходимые меры.


При поступлении обращений граждан, а также предложений и жалоб с нестандартными вопросами и актуальными предложениями для подготовки полноценного ответа привлекались другие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.


Обращения, в которых содержались вопросы, не относящиеся к компетенции Минприроды Республики Коми, направлялись по принадлежности для рассмотрения и ответа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Республики Коми, органы местного самоуправления и в правоохранительные органы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".



Утверждено
Приказом
Министерства
природных ресурсов
и охраны окружающей среды
Республики Коми
от 10 февраля 2022 г. N 179
(приложение N 2)



ОБОБЩЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ЗА 2021 ГОД


1. Сведения о состоянии соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.


Обобщение правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми, Министерство) осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Коми за 2021 год подготовлен во исполнение статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ).


Региональный государственный геологический контроль (надзор) на территории Республики Коми (далее - геологический надзор) осуществляет Минприроды Республики Коми в соответствии с Положением о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 29.09.2021 N 476.


На территории Республики Коми на учете числится 237 пользователей недр (контролируемых лиц); 1 198 объектов пользования, подлежащих геологическому надзору; из них 830 распределенные участки недр местного значения (294 - месторождения общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ); 480 - месторождения подземных вод); 368 месторождений ОПИ, находящиеся на нераспределенных участках недр; 468 торфяных месторождений с разведанными и предварительно оцененными ресурсами торфа категории А, В, С, Р1 и Р2.


Годовым планом проведения Минприроды Республики Коми плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению законодательства о природопользовании и охране окружающей среды на 2021 год было предусмотрено 9 плановых проверок, что на 450% больше, чем было проведено в 2020 году.


Данное увеличение связано с тем, что в 2020 году большая часть плановых проверок была отменена в соответствии с изданием Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".


По итогам проведения плановых проверок выявлено 1 нарушение природоохранного законодательства. К административной ответственности привлечено 1 должностное лицо в виде штрафа на сумму 20 тыс. рублей. Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов - 20 тыс. рублей.


Оформлено 1 предписание об устранении нарушений обязательных требований.


Нарушение, выявленное должностными лицами при проведении плановых проверок связано с пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами (высокий риск причинения вреда, охраняемым законом ценностям).


Государственными инспекторами в 2021 году в рамках контроля за исполнением предписаний, выданных по результатам ранее проведенных проверок, проведено 3 внеплановые проверки. По результатам проведения которых установлен 1 случай неисполнения в срок законного предписания об устранении нарушений. Решением Удорского судебного участка Республики Коми виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 10,0 тыс. руб. Количество внеплановых проверок по сравнению с 2020 годом сократилось в 5,5 раза. Снижение показателя связано с досрочным выполнением субъектами проверок выданных предписаний, в связи с чем проведение внеплановых проверок в отношении данных лиц признано нецелесообразным.


Наиболее распространенной формой проведения контрольных (надзорных) мероприятий, как и в предыдущие годы является проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В 2021 году инспекторским составом министерства было проведено 30 таких мероприятия.


По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом и административных расследований инспекторами министерства выявлено 107 нарушений требований природоохранного законодательства.


В отношении нарушителей природоохранного законодательства, в том числе по материалам, поступающим на рассмотрение из иных контрольно-надзорных органов и органов прокуратуры, вынесено 80 постановлений о назначении административного наказания. Общая сумма наложенных штрафных санкций составила 2511,0 тыс. рублей.


Министерством проведена работа по расчету и взысканию вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах:


1) В ходе планового (рейдового) осмотра, проведенного на территории земельных (лесных) участков вдоль автодороги СП "Объячево" - СП "Черныш" - СП "Ношуль" - СП "Летка" - СП "Прокопьевка" МО МР "Прилузский" Республики Коми, установлено безлицензионное пользование недрами. Виновному лицу направлено претензионное письмо о добровольном возмещении ущерба в размере 8,9984 тыс. руб. в срок до 01.05.2021 (не возмещен). В Прилузский районный суд Республики Коми направлено исковое заявление от 23.12.2021 N 237 о взыскании причиненного ущерба;


2) В ходе планового (рейдового) осмотра, проведенного на территории д. Тупеговская с. Объячево МО МР "Прилузский" Республики Коми, установлено безлицензионное пользование недрами. Виновному лицу направлено претензионное письмо о добровольном возмещении ущерба в размере 0,42371 тыс. руб. (возмещен в полном объеме 26.01.2021);


3) По материалам проверки ОМВД России по Прилузскому району по факту незаконной добычи торфа в с. Черныш рассчитан размер ущерба, причиненный гражданином вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах. Размер рассчитанного вреда составил 15,42934 тыс. руб. и был предъявлен виновному лицу для добровольного возмещения в срок до 31.08.2021 (возмещен в полном объеме 04.09.2021);


4) По факту незаконной добычи ОПИ (песка) вдоль автомобильной дороги "Подъезд к п. Койдин от автодороги Визинга - Кажым" рассчитан размер ущерба, причиненный гражданином вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах. Размер рассчитанного вреда составил 0,24593 тыс. руб. и был предъявлен виновному лицу для добровольного возмещения в срок до 25.08.2021 (возмещен 24.08.2021);


5) По факту незаконной добычи ОПИ (песка) по автомобильной дороге "Сыктывкар - Кудымкар" до поворота на а/д "Койдин-8" рассчитан размер ущерба, причиненный гражданином вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах. Размер рассчитанного вреда составил 3,074 тыс. руб. и был предъявлен виновному лицу для добровольного возмещения в срок до 30.09.2021 (возмещен 19.10.2021);


6) По факту незаконной добычи ОПИ (песка) по автомобильной дороге "Сыктывкар - Кудымкар" до поворота на а/д "Койдин-8" рассчитан размер ущерба, причиненный гражданином вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах. Размер рассчитанного вреда составил 1,2296 тыс. руб. и был предъявлен виновному лицу для добровольного возмещения в срок до 30.09.2021 (возмещен 19.10.2021);


7) По факту незаконной добычи ОПИ (песка) вдоль автомобильной дороги "Подъезд к п. Койдин от автодороги Визинга - Кажым" рассчитан размер ущерба, причиненный гражданином вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах. Размер рассчитанного вреда составил 2,4592 тыс. руб. и был предъявлен виновному лицу для добровольного возмещения в срок до 30.09.2021 (возмещен 02.09.2021);


8) По материалам ГУ "Айкинское лесничество" по факту незаконной добычи ОПИ (песка) на территории ГП "Жешарт" м. Лесобаза рассчитан размер ущерба, причиненный гражданином вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах. Размер рассчитанного вреда составил 0,77465 тыс. руб. и был предъявлен виновному лицу для добровольного возмещения в срок до 30.10.2021 (оплачен 11.11.2021);


9) По факту незаконной добычи ОПИ (песка) в м. Лесобаза ГП "Жешарт" рассчитан размер ущерба, причиненный гражданином вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах. Размер рассчитанного вреда составил 3,52675 тыс. руб. и был предъявлен виновному лицу для добровольного возмещения в срок до 20.12.2021 (оплачен 22.12.2021);


10) Во II квартале 2021 года подано исковое заявление в Арбитражный суд Республики Коми о взыскании с юридического лица ООО "Инжинирингпроектстрой" ущерба в размере 327,10354 тыс. руб., причиненного в результате незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории МО ГО "Ухта" (рассчитан и предъявлен в 2020 году). Арбитражным судом Республики Коми вынесено решение по делу N А29-5545/2021 от 08.07.2021 о взыскании с юридического лица в пользу Минприроды Республики Коми данного ущерба. Юридическим лицом возмещение вреда в добровольном порядке не проведено; Минприроды Республики Коми исполнительный лист направлен в Отдел судебных приставов по г. Ухте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми для принудительного исполнения.


Наиболее распространенным нарушением, выявляемым при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия, является пользование недрами без лицензии на право пользования недрами.


В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.


Согласно ст. 2 Закона Республики Коми от 20.02.2012 N 3-РЗ "О некоторых вопросах в области пользования участками недр местного значения на территории Республики Коми", пользование участками недр местного значения осуществляется на основании специального государственного разрешения (лицензии), выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.


Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что пользование недрами (изучение, разведка, добыча), в том числе добыча подземных вод, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.


Любое иное пользование участками недр влечет административную и даже уголовную ответственность.


Работа по выявлению безлицензионного пользования недрами постоянно ведется не только силами Министерства, но и силами других организаций. Так, информация о фактах безлицензионного пользования недрами поступает из налоговых органов, органов внутренних дел, прокуратуры, администраций муниципальных образований и граждан.


Особенно остро стоит проблема в сельских поселениях с лицензированием пользования подземными водами для обеспечения питьевой водой населения. В данных случаях скважина находится на балансе у администрации, но в силу ст. 9 Закона РФ "О недрах", заявителями на пользование недрами могут быть лишь субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, к которым администрация сельского поселения не относится.


Письмо Минприроды России от 02.03.2016 N 11-29/4311 поясняет, что в случае нахождения на балансе администрации сельского поселения водозаборных скважин водоснабжение может производиться силами подрядной организации - юридического лица (например, государственного унитарного предприятия) или индивидуального предпринимателя, которые должны осуществлять добычу подземных вод на основании лицензии.


Нарушение порядка использования собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, а именно использование полезных ископаемых за пределами участка и без согласований.


Порядок использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, а также строительства подземных сооружений в границах земельных участков собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Республики Коми утвержден приказом Минприроды Республики Коми от 05.11.2015 N 486 (далее - Порядок).


Согласно Порядка, собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков (далее - правообладатели участков) имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров по согласованию с Министерством.


Т.е. имеют право осуществлять использование только в границах своего земельного участка, имеющиеся в границах земельного участка общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды по согласованию с Министерством.


Анализ причин возникновения нарушений природоохранных требований показывает, что основными из них являются:


- недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц организаций;


- отсутствие специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;


- недобросовестное отношение физических и юридических лиц к соблюдению запретов.


2. Анализ практики проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе ее единообразия.


В рамках осуществления геологического надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка.


Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.


Единообразие проведения контрольных (надзорных) мероприятий обеспечивается соблюдением типовых форм решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и неукоснительным выполнением требований Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, положения.


Все виды надзорных мероприятий отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий, перечень которых установлен ст. 65 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент).


Ежегодный план проведения проверок исполнен на 100% (в аналогичный период 2020 года - 100%).


Доля проверок, результаты которых признаны недействительными - 0% (в 2020 году - 0%).


Доля проверок, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам министерства, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания - 0% (в 2020 году - 0%).


Государственными инспекторами в 2021 году проведены 2 внеплановые проверки по фактам нарушения обязательных требований, с которыми связано угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам проведения которых нарушения не выявлены.


Внеплановые проверки по фактам нарушения обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не проводились - 0% (в 2020 году - 0%).


3. Профилактика нарушений обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.


В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений, обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному надзору, в 2021 году осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годы (далее - Программа профилактики).


Приказом Минприроды Республики Коми от 30.04.2019 N 708 утвержден Порядок профилактической работы в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и определены структурные подразделения и должностные лица министерства, ответственные за реализацию мероприятий по профилактике нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды в соответствии с Программой профилактики.


В рамках профилактики нарушений:


1) 18 марта 2021 года проведены публичные обсуждения правоприменительной практики в г. Сыктывкар посредством видеоконференции ZOOM.


Непосредственно в прямой трансляции приняли участие 46 представителя природопользователей и заинтересованных лиц.


В ходе обсуждений озвучена правоприменительная практика Министерства, подведены итоги надзорной деятельности за 2020 год и обозначены задачи на 2021 год;


2) Минприроды Республики Коми приняло участие:


- в заседании общественного совета муниципального образования муниципального района "Прилузский" и совета руководителей лесопромышленной отрасли при руководителе администрации муниципального района "Прилузский", которое состоялось 14 мая 2021 года в селе Объячево.


В заседании приняли участие индивидуальные предприниматели, представители юридических лиц ООО "СТК", ООО "Югыд Туй", главы сельских поселений "Лойма", "Занулье", "Гурьевка", члены общественного совета муниципального образования муниципального района "Прилузский" и совета руководителей лесопромышленной отрасли при руководителе администрации муниципального района "Прилузский".


Представители Минприроды Республики Коми выступили с докладами "О новом формате проведения аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений", "Об отводе делянок ГУ "Прилузское лесничество" для выставления на аукцион по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений за 2020 год и планы на 2021 год", "Незаконное складирование древесины лесозаготовительными предприятиями на землях муниципального и гослесфонда", "Об обеспечении песком сельских поселений и граждан";


- в обсуждение вопросов охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории МО МР "Усть-Куломский": внесения изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, приказы Минприроды России и другие нормативно-правовые акты регулирующие деятельность по охране и защите лесов.


В заседании приняли участие индивидуальные предприниматели, представители юридических лиц, члены общественного совета муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский", руководители администрации МО МР "Усть-Куломский", депутаты совета МР "Усть-Куломский", главы сельских поселений, представители общественных организаций;


- в заседании Лесного совета МО МР "Корткеросский", которое состоялось 22 октября 2021 годы в селе Корткерос.


В работе совета приняли участие Глава администрации МО МР "Корткеросский" - руководитель администрации Сажин К.А., Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Кузнецов А.В., председатель Комитета Государственного Совета Республики Коми по природным ресурсам, природопользованию и экологии Попов А.Н., уполномоченный по защите прав предпринимателей Голдин В.Б., представители Минприроды Республики Коми, индивидуальные предприниматели, представители юридических лиц.


Даны разъяснения, в том числе по вопросам соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, природопользования, аренды лесов для лесозаготовителей (затягивание процедур, определение способа предоставления - конкурс или аукцион, перекраивание границ готовых участков);


3) объявлено 43 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;


4) организована успешная практика информирования подконтрольных субъектов о скором окончании срока действия разрешительных документов, что позволило более 54 подконтрольным субъектам избежать нарушений обязательных требований природоохранного законодательства;


5) осуществлялось консультирование природопользователей по недопущению нарушений (более 1,5 тыс. консультаций);


6) проведена работа по систематизации и актуализации обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.


Перечень обязательных требований утвержден приказом Минприроды Республики Коми от 27.02.2019 N 317 "О перечне правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)" и размещен на официальном сайте Министерства. По мере изменений законодательства Перечень обязательных требований актуализируется (приказ Минприроды Республики Коми от 02.02.2021 N 126);


7) формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) применительно к видам регионального государственного надзора актуализированы и утверждены приказом Минприроды Республики Коми от 30.06.2020 N 1150 (редакция от 02.02.2021);


8) проведена работа по актуализации руководств по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в областях, подлежащих региональному государственному экологическому надзору:


приказ Минприроды Республики Коми от 24.02.2021 N 238 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 18 декабря 2019 г. N 2269 "Об утверждении Руководств по соблюдению обязательных требований законодательства";


приказ Минприроды Республики Коми от 08.10.2021 N 1560 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 18 декабря 2019 г. N 2269 "Об утверждении Руководств по соблюдению обязательных требований законодательства".


4. Предложения по совершенствованию законодательства по результатам осуществления контрольно-надзорной деятельности.


По результатам обобщения правоприменительной практики Минприроды Республики Коми осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Республики Коми за 2021 год предлагается следующее в части совершенствования законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, административного законодательства.


В соответствии с абзацем 1 ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.


Согласно положениям абзаца 2 ст. 19 Закона "О недрах" "под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в данном случае понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд".


Однако приведенное в абзаце 2 ст. 19 Закона понятие "иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд" законодательно не определено. Данная правовая (юридико-лингвистическая) неопределенность создает неясные, неопределенные формулы, не имеющие четких границ своего содержания и ориентированные на их субъективное восприятие и оценку со стороны субъектов правоприменения, в том числе судебных органов.


Принятая в абзаце 2 ст. 19 Закона "О недрах" формулировка "иные не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности нужды" не позволяют сделать однозначный вывод о том, относится ли к собственным нуждам субъектов предпринимательства использование ими общераспространенных полезных ископаемых для производственных и технологических нужд, а также связаны ли производственные и технологические нужды с осуществлением ими предпринимательской деятельности.


Предлагается исключить слова "и иные не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности" и принять, что под собственными нуждами правообладателей земельных участков понимаются только личные бытовые нужды.


Это позволит устранить вышеуказанную правовую неопределенность, обеспечить соблюдение законодательства о недрах, в том числе требования к рациональному использованию и охране недр при использования субъектами предпринимательства общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для производственных и технологических нужд, а также увеличение доходов бюджета.


5. Анализ практики обжалования решений, действий (бездействий) Министерства в досудебном и судебном порядке.


1) Постановлением старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории г. Печора с подчиненной ему территорией N 3/2021/7.3 от 30 июля 2021 года МБУ "Производственно-технический комплекс" ГП "Печора" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 800000 рублей.


Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица административного органа МБУ "Производственно-технический комплекс" ГП "Печора" подало жалобу в Печорский городской суд Республики Коми, в которой просило оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.


Решением судьи Печорского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.


Выражая несогласие с вынесенным судебным актом и постановлением административного органа, директором МБУ "Производственно-технический комплекс" ГП "Печора" подана жалоба в Верховный Суд Республики Коми, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в виду их незаконности и необоснованности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях учреждения состава административного правонарушения.


Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, Верховный суд Республик Коми пришел к следующему.


Частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 данного Кодекса.


Из материалов дела следует, что 16 июня 2021 года в Печорский отдел по охране окружающей среды Министерства природы Республики Коми поступило сообщение (телефонный звонок) с информацией о незаконной добыче торфа неизвестными лицами посредством автотранспортной техники на территории городского поселения "Печора" в районе ул. Ленина (в лесном массиве напротив ул. Мехколонна-53);


17 июня 2021 года Печорским районным отделом по охране окружающей среды проведен плановый осмотр указанной территории с составлением акта осмотра, установлено, что на данной территории зафиксированы следы деятельности по добыче торфа. Размеры самовольного карьера составляют 16 м на 7 м глубина разработки до 1 метра, площадь вскрыши (нарушенного почвенного покрова) составляет до 112 кв.м. Зафиксированы следы автотранспортной техники.


Судом установлено и следует из материалов дела, что территории, на которой производились работы по выемки недр, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.


Согласно сведениям администрации МР "Печора" в летний период 2021 года МБУ "Производственно-технический комплекс" в рамках муниципального задания производились работы по озеленению городского поселения "Печора", площадь озеленения составляла 55 кв.м, период проведения работ с 15 мая 2021 года по 31 сентября 2021 года.


В соответствии с договором об оказании транспортных услуг N 2472 от 15 июня 2021 года указанный экскаватор предоставлялся МБУ "Производственно-технический комплекс" ГП "Печора", срок оказания услуг с 15 июня 2021 года по 31 декабря 2021 года.


Из акта N 1 502 от 18 июня 2021 года следует, что время работы транспортного средства составило 5 часов, в маршруте движения фигурирует ул. Мехколона-53. Кроме того представлены сведения о том, что в период с 14 июня 2021 года по 16 июня 2021 года экскаватор использовался в производственной деятельности МУП "Горводоканал", однако сведения о том, что им осуществлялись какие-либо работы с выездом из гаража отсутствуют.


Судом установлено, что МБУ "Производственно-технический комплекс" ГП "Печора" Минприроды Республики Коми не оформлялось предоставление недр в пользование и не выдавалось специальное государственное разрешение на пользование участками недр местного значения на территории ГП "Печора".


Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения юридического лица МБУ "Производственно-технический комплекс" ГП "Печора" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Факт совершения МБУ "Производственно-технический комплекс" ГП "Печора" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновность указанного лица подтверждены совокупностью исследованных доказательств, которые получили оценку должностным лицом административного органа и судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, судья городского суда исходил из того, что МБУ "Производственно-технический комплекс" ГП "Печора" допущены нарушения требований действующего законодательства и в отсутствии лицензии осуществляется незаконная добыча недр (торфа), в связи с чем, обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Выводы судьи являются обоснованными.


Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод. включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.


Согласно статье 11 Закона N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, представляющей собой установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.


Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.


Приказом Минприроды Республики Коми от 5 ноября 2015 года N 486 утвержден Порядок использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, а также строительства подземных сооружений в границах земельных участков собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Республики Коми, в силу пункта 3 которого использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод. имеющихся в границах земельного участка, юридическими лицами, являющимися собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами этих земельных участков, осуществляется по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.


Получение согласования не требуется на: использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод, имеющихся и границах земельных участков, физическими лицами, являющимися собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами этих земельных участков; строительство подземных сооружений для собственных нужд до глубины 5 метров.


Юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, при возникновении необходимости использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод, имеющихся в границах этих участков, обращаются в Минприроды Республики Коми с заявлением (пункт 4 Порядок использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых).


В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.


Предметом настоящего правонарушения выступают недра.


Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии, т.е. расценивается как самовольное недропользование. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.


Согласно статье 1.2 Закона N 2395-1 "О недрах", недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.


Пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц. имеющих такие разрешения (лицензии).


По смыслу статьи 19 Закона N 2395-1 "О недрах". Порядка использования общераспространенных полезных ископаемых, использование полезных ископаемых и (или) подземных вод юридическими лицами, являющимися собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами, возможно только в имеющихся границах земельного участка.


Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.


В данном случае, юридическим лицом МБУ "Производственно-технический комплекс" ГП "Печора" не предпринимались какие-либо меры по организации надлежащего использования полезных ископаемых (торфа), лицензия на добычу торфа не выдавалась.


Сам по себе факт осуществления действий по недропользованию без надлежащего разрешения достаточен для привлечения МБУ "Производственно-технический комплекс" ГП "Печора" к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


В доводах жалобы заявителя поддерживается правовая позиция заявителя, отраженная в жалобе, поданной в Печорский городской суд, которым судом была дана надлежащая оценка в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами.


Доводы жалобы о том, что факт совершения работ находившейся в месте незаконной добычи недр техники, используемой МБУ "Производственно-технический комплекс" ГП "Печора" по договору, не доказан, являются несостоятельными, поскольку обстоятельства совершения указанной техникой работ, связанных с изъятием земли, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а также фактически не оспаривалось представителем привлекаемого юридического лица в судебных заседаниях городского суда.


Кроме того, за 2021 год Минприроды Республики Коми направлено 8 претензионных писем и 2 исковых заявления в суд о добровольном возмещении вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.


6. Анализ обращений граждан и организаций, в том числе средств массовой информации, по вопросу применения обязательных требований.


В 2021 году в адрес управления государственного надзора Минприроды Республики Коми поступило 486 обращений граждан, которые регистрировались и рассматривались в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".


Из общего числа поступивших в 2021 году обращений граждан, обращения о нарушениях обязательных требований законодательства в области недропользования 10.


На все поступившие в Минприроды Республики Коми обращения граждан даны мотивированные ответы, по вопросам, относящимся к сфере компетенции ведомства, приняты необходимые меры.


При поступлении обращений граждан, а также предложений и жалоб с нестандартными вопросами и актуальными предложениями для подготовки полноценного ответа привлекались другие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.


Обращения, в которых содержались вопросы, не относящиеся к компетенции Минприроды Республики Коми, направлялись по принадлежности для рассмотрения и ответа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Республики Коми, органы местного самоуправления и в правоохранительные органы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ