Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


РЕСПУБЛИКАНСКОЕ (РЕГИОНАЛЬНОЕ) СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И РЕГИОНАЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "СОЮЗ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" НА 2023 - 2025 ГОДЫ

от 28 апреля 2023 года N 6



Полномочные представители сторон Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) (далее - Профсоюзы), Регионального объединения работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" (далее - Работодатели) и Правительства Республики Саха (Якутия) (далее - Правительство) действующие в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2023 - 2025 годы, на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Саха (Якутия) "О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" заключили настоящее Республиканское (региональное) соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на республиканском уровне в 2023 - 2025 годах и совместные действия Сторон по их реализации.


Стороны в числе приоритетных задач Соглашения ставят содействие в реализации национальных проектов и программ, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", реализация основных целей и задач, определенных Посланием Главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2022 года, Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 года 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года".


Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и развитие экономики, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.



Раздел I. В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ


Основными задачами в области развития экономики стороны считают проведение экономической политики по повышению инвестиционной привлекательности, производительности труда в организациях, по обеспечению благоприятных условий развития предпринимательской деятельности, по созданию новых рабочих мест, по внедрению цифровых технологий в экономике и социальной сфере, поддержке не сырьевых отраслей экономики.


В целях реализации поставленных задач стороны принимают следующие обязательства.


1.1. Стороны:


1.1.1. Содействуют реализации национальных проектов и программ, и принимают меры по достижению целевых индикаторов;


1.1.2. Способствуют развитию инвестиционной привлекательности;


1.1.3. Содействуют развитию форм государственного частного партнерства в целях устойчивого развития экономики республики;


1.1.4. Содействуют развитию и оказывают поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальным предпринимателям;


1.1.5. Проводят согласованную политику в вопросах установления тарифов на энергоносители, услуги коммунального хозяйства;


1.1.6. Содействуют консолидации совместных действий в целях проведения единой политики в области регулирования социально-трудовых отношений;


1.1.7. Способствуют внедрению на всех уровнях цифровых технологий, комплекса мер, направленных на рост производительности труда и бережливого производства;


1.1.8. При подписании соглашений (договоров) о социально-экономическом сотрудничестве предусматривают мероприятия по социальной ответственности добывающих компаний в области содействия занятости населения, в области сохранения и восстановления природной среды, обеспечения экологической безопасности населения;


1.1.9. Осуществляют мероприятия, направленные на усиление экологической повестки, рациональное использование и охрану природных ресурсов, минимизацию негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;


1.1.10. Обеспечивают качество и ценовую доступность транспортных услуг (авиационных, железнодорожных, автотранспортных и водных);


1.1.11. Обеспечивают устойчивый рост объема производства промышленной продукции организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Саха (Якутия);


1.1.12. Принимают меры по устранению избыточного государственного регулирования и снижения административных барьеров при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности.


1.2. Профсоюзы:


1.2.1. В рамках полномочий, предоставленных трудовым законодательством и локальными нормативными актами, способствуют укреплению трудовой дисциплины в трудовых коллективах;


1.2.2. Осуществляют контроль за соблюдением законодательных актов, обеспечивающих защиту интересов работников при сокращении численности (штата), ликвидации, реорганизации и банкротстве предприятий республики;


1.2.3. Инициируют включение в коллективные договора и соглашения взаимные обязательства, направленные на сохранение, развитие и модернизацию производства, повышение производительности труда и качества продукции, а также рациональное использование рабочего времени;


1.2.4. Принимают участие в подготовке предложений по приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).


1.3. Работодатели:


1.3.1. Обеспечивают развитие промышленного производства, сельского хозяйства, строительной и транспортной отраслей, рынка товаров и услуг, местного производства;


1.3.2. Обеспечивают повышение эффективности производства, выпуск конкурентоспособной продукции, товаров и услуг, в том числе путем внедрения инструментов и методов работы бережливого производства;


1.3.3. Обеспечивают развитие предпринимательской активности, направленной на увеличение производства местной продукции, предпринимательства в сельской местности, социально значимых услуг, в том числе путем реализации проектов нового технологического уровня с выходом продукции в промышленных объемах;


1.3.4. Принимают меры по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест на территории Республики Саха (Якутия);


1.3.5. При приватизации, банкротстве и ликвидации организаций обеспечивают сохранение за работниками прав и социальных гарантий, установленных законодательством;


1.3.6. Проводят работу по реализации инновационных проектов, модернизации и реконструкции производства, обеспечивающих повышение его эффективности, внедрению изысканий и разработок, технологических продуктов в производственную деятельность промышленных компаний и социальную сферу;


1.3.7. При подписании соглашений (договоров) о социально-экономическом сотрудничестве предусматривают мероприятия по социальной ответственности добывающих компаний в области содействия занятости населения, в области сохранения и восстановления природной среды, обеспечения экологической безопасности населения, развития социальной инфраструктуры;


1.3.8. Осуществляют мероприятия, направленные на развитие институтов наставничества, в том числе путем участия в конкурсе "Лучшие практики наставничества" в Республике Саха (Якутия), возрождения движения рационализаторов и создания культуры непрерывных улучшений;


1.3.9. Осуществляют сбор, анализ и обобщение актуальных системных проблем, возникающих в процессе деятельности организаций различных отраслей экономики;


1.3.10. Предоставляют информацию для разработки прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия);


1.3.11. Осуществляют организацию и проведение молодежных научно-инновационных мероприятий.


1.4. Правительство:


1.4.1. Реализует национальные проекты и программы, для достижения целей и задач, принимает меры по исполнению целевых индикаторов;


1.4.2. В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) разрабатывает и реализует государственные программы Республики Саха (Якутия);


1.4.3. Создает условия для развития инвестиционной привлекательности в республике;


1.4.4. Разрабатывает и обеспечивает реализацию мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, способствует формированию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности;


1.4.5. Принимает меры по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения, недопущению необоснованного повышения цен и тарифов;


1.4.6. Обеспечивает тарифную и ценовую политику, направленную на снижение уровня инфляции в республике;


1.4.7. Реализует меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственных проектов нового технологического уровня с выходом продукции в промышленных объемах;


1.4.8. Создает условия для развития инновационной деятельности и повышение инновационной активности организаций, внедрения изысканий и разработок, технологических продуктов в реальный сектор экономики, в производственную деятельность промышленных компаний и социальную сферу;


1.4.9. Обеспечивает налаживание системы закупок производственных предприятий у малого бизнеса и агропромышленного комплекса.



Раздел II. В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА И СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ


Приоритетными задачами в области рынка труда стороны считают сохранение стабильной занятости населения, содействие развитию предпринимательской инициативы, повышение конкурентоспособности граждан через развитие личных профессиональных квалификаций и компетенций, внедрение трудового наставничества, создание условий для эффективной самореализации и профессионального роста молодежи, развитие профориентационной работы среди молодежи и трудового воспитания детей.


2.1. Стороны:


2.1.1. Сдерживают и снижают негативные последствия массовых сокращений и резкого роста безработицы;


2.1.2. Содействуют сохранению и модернизации действующих рабочих мест, а также созданию новых рабочих мест для жителей республики;


2.1.3. Не допускают необоснованные увольнения работников, в случае возникновения угрозы массового высвобождения работников принимают программу согласованных действий, направленных на содействие занятости работников, находящихся под риском увольнения; поддержку работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации и сокращением численности (штата) организации; разработку мероприятий по содействию трудоустройству высвобождаемых работников, определению источников их финансирования. В случае невозможности сохранения рабочих мест допускается поэтапное увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством;


2.1.4. Стороны пришли к согласию, что к основным критериям массового высвобождения относятся:


- ликвидация предприятий любой организационно-правовой формы собственности с численностью работников 10 и более человек;


- сокращение численности или штата работников свыше 20% от общей численности работающих в течение 90 дней;


- увольнение работников в количестве 1% от общего числа работающих в течение 30 календарных дней в районах (городах) республики с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.


Указанные критерии могут быть приняты за основу для включения в отраслевые и территориальные соглашения;


2.1.5. Стороны признают, что исчерпывающим основанием по сохранению за работником среднего месячного заработка за 4, 5 и 6 месяцы со дня увольнения, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, является предоставление гражданином справки центра занятости населения, подтверждающей факт обращения в центр занятости населения в месячный срок со дня увольнения (регистрации в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного) и факт не трудоустройства в период сохранения среднего месячного заработка;


2.1.6. Разрабатывают прогноз потребности в профессиональных кадрах для обеспечения социально-экономического развития Республики Саха (Якутия);


2.1.7. Обеспечивают реализацию проектов и программ по трудовому воспитанию детей в образовательных организациях, в лагерях труда и отдыха, в семейных бригадах и других формах занятости детей в летнее время;


2.1.8. Проводят профориентационную работу среди молодежи в образовательных организациях, в том числе путем проведения ярмарок вакансий;


2.1.9. Создают отраслевые советы наставничества;


2.1.10. Принимают меры, направленные на выявление неформальной занятости населения и легализации трудовых отношений;


2.1.11. Обеспечивают занятость граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы;


2.1.12. Содействуют трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по профильным профессиям;


2.1.13. В целях профессионального роста молодежи обеспечивают участие обучающихся профессиональных образовательных организаций в мероприятиях Национального чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы";


2.1.14. Способствуют развитию гибких форм занятости инвалидов и лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, а также осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в том числе самозанятости, занятости на рабочих местах с неполным рабочим временем и скользящим (гибким) графиком (режимом) работы, надомной занятости;


2.1.15. При временном переводе на дистанционный режим работы обеспечивают исполнение норм трудового законодательства;


2.1.16. Обеспечивают сохранение рабочих мест работников, в том числе работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.


2.2. Профсоюзы:


2.2.1. Проводят разъяснительную и консультационную работу правовой помощи первичным профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости и защиты трудовых прав граждан;


2.2.2. При разработке соглашений и коллективных договоров добиваются включения мер, направленных на обеспечение занятости работников, на переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им мер социальной поддержки, в том числе граждан, с низкой конкурентоспособностью на рынке труда - лиц с ограниченными физическими возможностями, женщин, имеющих детей до 3-х лет, граждан предпенсионного возраста;


2.2.3. Участвуют в рассмотрении вопросов необоснованного увольнения работников, в том числе работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также массового высвобождения работников, предлагают меры по их переподготовке, повышению квалификации для дальнейшего трудоустройства;


2.2.4. Оказывают содействие по выявлению неформальной занятости и легализации трудовых отношений;


2.2.5. Содействуют обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;


2.2.6. Содействуют реализации проектов по трудовому воспитанию детей и молодежи, в том числе через организации отдыха и оздоровления детей в лагерях труда и отдыха, а также организации работы молодежных студенческих отрядов;


2.2.7. Содействуют проведению ярмарок вакансий;


2.2.8. Содействуют созданию отраслевых советов наставничества.


2.3. Работодатели:


2.3.1. Участвуют в разработке прогноза потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием через портал "Информационная система прогнозирования потребности в профессиональных кадрах для обеспечения социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)";


2.3.2. Обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных мест и вакантных должностей, размещаемой на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России";


2.3.3. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности высвобождаемых работников и работников предпенсионного возраста, информируют в установленном порядке профсоюзы, органы службы занятости населения о высвобождениях работников, включая массовые, о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, участвуют в ярмарках вакансий;


2.3.4. Предусматривают средства на обучение и профессиональную переподготовку работников;


2.3.5. Осуществляют взаимодействие с учреждениями профессионального образования по вопросам подготовки кадров на условиях софинансирования и оказывают помощь в укреплении материально-технической базы этих учреждений, содействуют в предоставлении рабочих мест для прохождения обучающимися производственной практики для получения первоначальных общих профессиональных навыков и их закрепления путем развития института наставничества на производстве;


2.3.6. Участвуют в организации рабочих мест для безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы в соответствие с квалификацией;


2.3.7. Участвуют в реализации отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда;


2.3.8. Участвуют в реализации стимулирования найма отдельных категорий граждан;


2.3.9. Создают отраслевые советы наставничества;


2.3.10. Участвуют в трудовом воспитании детей, через профориентационную работу в образовательных организациях, проведение экскурсий в производственных и непроизводственных объектах;


2.3.11. Предусматривают гибкие формы занятости инвалидов и лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, а также осуществляющих уход за детьми-инвалидами (в том числе самозанятости, занятости на рабочих местах с неполным рабочим временем и скользящим (гибким) графиком (режимом) работы, надомной занятости);


2.3.12. Создают условия труда для женщин, имеющих детей до 3-х лет, как посредством устройства детей в группы присмотра и ухода за детьми, так и создания таких групп при организациях и предприятиях;


2.3.13. Проводят работу по расширению направлений и охвата временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в летнее время;


2.3.14. Не допускают необоснованные увольнения работников по сокращению, в том числе работников, имеющих детей в возрасте до 18 лет, если второго родителя призвали на военную службу;


2.3.15. В случае предстоящего массового высвобождения работников информируют профсоюзы и органы службы занятости не менее чем за три месяца до увольнения работников;


2.3.16. Обеспечивают выполнение установленной в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) квоты для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, многодетных и одиноких родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в соответствии с квалификацией;


2.3.17. Принимают меры по привлечению и закреплению местных трудовых ресурсов;


2.3.18. Не допускают фактов осуществления трудовой деятельности работниками без оформления трудовых отношений в порядке, установленном трудовым законодательством, а также заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем;


2.3.19. Принимают положения о дистанционной (удаленной) работе в соответствии с трудовым законодательством и нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия);


2.3.20. Предоставляют дополнительные дни с сохранением заработной платы работникам в день получения и один день после дня получения вакцины от коронавирусной инфекции, условия и порядок предоставления которых устанавливаются в коллективных договорах, соглашениях или локальных нормативных актах;


2.3.21. Не допускают прекращения заключенных трудовых договоров с работниками, призванными на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации;


2.3.22. Соблюдают гарантии, установленные статьями 73 и 182 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников, завершивших прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и нуждающихся в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением.


2.4. Правительство:


2.4.1. Принимает меры по повышению доступности и качества государственных услуг в сфере труда и занятости населения в республике, в том числе через информационно-аналитическую систему "Общероссийская база вакансий "Работа в России";


2.4.2. Разрабатывает прогноз баланса трудовых ресурсов республики, в том числе потребность в привлечении иностранных работников;


2.4.3. Разрабатывает прогноз потребности экономики республики в квалифицированных специалистах с учетом сведений портала: "Информационная система прогнозирования потребности в профессиональных кадрах для обеспечения социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)";


2.4.4. Осуществляет меры по созданию новых рабочих мест через развитие предпринимательской инициативы и поддержку создания собственного дела безработными и незанятыми гражданами;


2.4.5. Реализует государственные гарантии трудовых прав граждан и создает условия для граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда - лиц, с ограниченными физическими возможностями трудоспособного возраста, в том числе инвалидов молодого возраста, женщин, имеющих детей до 3-х лет, граждан предпенсионного возраста;


2.4.6. Организует реализацию проектов и программ по трудовому воспитанию детей в образовательных организациях, в лагерях труда и отдыха, в семейных бригадах и других формах занятости детей в летнее время;


2.4.7. Проводит профориентационную работу среди молодежи, а также детей в образовательных организациях, в том числе путем проведения ярмарок вакансий;


2.4.8. Организует работу студенческих отрядов;


2.4.9. Содействуют созданию отраслевых советов наставничества;


2.4.10. Формирует предложения по привлечению иностранных работников с учетом развития перспективных отраслей экономики и потребности в трудовых ресурсах, при этом приоритетно использовать местные трудовые кадры с учетом их профессиональной подготовки и переподготовки;


2.4.11. Информирует население и работодателей через средства массовой информации, иными методами об изменениях в законодательстве о занятости, состоянии рынка труда, наличии свободных мест, возможности трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации безработных граждан, а также профессиях (специальностях), пользующихся устойчивым спросом, проводит ярмарки вакансий рабочих мест;


2.4.12. Не допускают необоснованные увольнения работников, в случае возникновения угрозы массового высвобождения работников принимают программу согласованных действий, направленных на содействие занятости работников, находящихся под риском увольнения; поддержку работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации и сокращением численности (штата) организации; разработку мероприятий, по содействию трудоустройству высвобождаемых работников, определению источников их финансирования;


2.4.13. Проводит консультации по обеспечению трудовых гарантий работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации;


2.4.14. Проводит краткосрочные курсы и образовательные программы для профессиональной подготовки и переподготовки и трудоустройству граждан, вернувшихся со специальной военной операции и членов их семей.



Раздел III. В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ


Основными задачами в области оплаты труда и уровня жизни населения стороны считают реализовать меры, обеспечивающие повышение уровня реальной заработной платы, реализацию государственных гарантий по оплате труда, восстановление объективной дифференциации в оплате труда, поддержка доходов наиболее уязвимых категорий граждан.


3.1. Стороны:


3.1.1. Обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим норму труда, в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с применением сверх минимального размера оплаты труда компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже действующего прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) на текущий год. Обеспечение минимального размера оплаты труда производится с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 года N 38-П, от 28 июня 2018 года N 26-П, от 11 апреля 2019 года N 17-П и от 16 декабря 2019 года N 40-П.


3.1.2. Производят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, в порядке, установленном законами и иными нормативными актами, а в других организациях в порядке, установленном коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом организации;


3.1.3. Проводят политику оплаты труда работников в зависимости от реального трудового вклада, обеспечения дифференциации в оплате труда работников организаций всех форм собственности в зависимости от квалификации, нагрузки и сложности работ;


3.1.4. Сохраняют достигнутый уровень соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";


3.1.5. Реализуют совместные меры по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и по ликвидации задолженности по заработной плате в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;


3.1.6. Принимают меры по недопущению в отношении работников организаций теневых способов выплаты заработной платы;


3.1.7. При формировании тарифных ставок (окладов) работников организаций, применяющих тарифные системы оплаты труда, устанавливают их уровень в соответствии с квалификацией и сложностью работы;


3.1.8. Проводят работу, направленную на увеличение доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре заработной платы работников организаций бюджетной сферы в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемыми Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;


3.1.9. При повышении фонда оплаты труда работников бюджетной сферы преимущественно увеличивают долю гарантированной части в заработной плате;


3.1.10. Принимают меры по повышению уровня доходов молодых специалистов;


3.1.11. Разрабатывают и обеспечивают систему поощрения за наставничество;


3.1.12. Реализуют меры, предусмотренные трудовым законодательством, направленные на предотвращение возникновения просроченной задолженности по заработной плате, а также разрабатывают при необходимости дополнительные меры по обеспечению своевременной и в полном объеме оплаты труда в организациях всех форм собственности;


3.1.13. Координируют деятельность по погашению задолженности по заработной плате, оплате отпусков, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, в том числе путем привлечения профессиональных союзов и отраслевых объединений работодателей к участию в совещаниях, межведомственных комиссиях по вопросам невыплаты заработной платы, консультативных и совещательных органах.


3.2. Профсоюзы:


3.2.1. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства в части обеспечения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом индекса потребительских цен, за своевременностью выплат заработной платы, отпускных, больничных листов, расчета в случае увольнения и других социальных выплат, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);


3.2.2. Принимают участие и ведут контроль по вопросам снижения уровня задолженности по заработной плате и иным социальным выплатам в организациях республики, в том числе в организациях-банкротах;


3.2.3. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения положений об установлении минимального размера оплаты труда не ниже величины, установленной федеральным законом, с применением сверх минимального размера оплаты труда компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения Республики Саха (Якутия) на текущий год, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 года N 38-П, от 28 июня 2018 года N 26-П, от 11 апреля 2019 года N 17-П и от 16 декабря 2019 года N 40-П;


3.2.4. Совместно с работодателями разрабатывают системы тарифного регулирования, основанные на применении тарифных сеток, учитывающих различия в сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей, обеспечивающих гарантии оплаты труда и обоснованность соотношений между окладами (должностными окладами), ставками профессионально-квалификационных групп работников в соответствии с действующими отраслевыми нормативными актами и методическими рекомендациями, профессиональными стандартами;


3.2.5. Проводят информационно-разъяснительную работу в части соблюдения их трудовых прав, и принимают меры по усилению социальной защиты работников по вопросам трудовых прав, в том числе в условиях частичной мобилизации;


3.2.6. Вносят предложения о мерах, обеспечивающих повышение реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе молодых специалистов.


3.3. Работодатели:


3.3.1. Обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим норму труда, в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с применением сверх минимального размера оплаты труда компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения Республики Саха (Якутия) на текущий год, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 года N 38-П, от 28 июня 2018 года N 26-П, от 11 апреля 2019 года N 17-П и от 16 декабря 2019 года N 40-П;


3.3.2. Осуществляют регулирование оплаты труда работников в соответствии с отраслевыми соглашениями;


3.3.3. Устанавливают размер тарифных ставок работников, занятых в нормальных условиях труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями и действующим законодательством с учетом квалификации и сложности работы;


3.3.4. Обеспечивают повышение доходов молодых специалистов;


3.3.5. Не допускают применение теневых способов выплат заработной платы, уклонение от уплаты страховых взносов;


3.3.6. Не допускают задержек выплаты заработной платы работникам, принимают меры по погашению имеющейся задолженности по заработной плате и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;


3.3.7. Не допускают снижение заработной платы работникам, временно переведенным на дистанционный (удаленный) режим работы, при сохранении трудовых функций и должностных обязанностей работника;


3.3.8. При приостановлении трудового договора с работниками, призванными на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, обеспечивают в полном объеме выплаты, предусмотренные трудовым договором - заработную плату за отработанный период, компенсации за неиспользованные дни очередного отпуска, дополнительные выплаты к ежегодному отпуску, командировочные расходы, единовременные поощрительные и другие выплаты.


3.4. Правительство:


3.4.1. Реализует мероприятия Концепции совершенствования системы оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы Республики Саха (Якутия) на 2019 - 2024 годы, в том числе в части поэтапного восстановления объективной дифференциации оплаты труда квалифицированных работников с низкими трудовыми доходами;


3.4.2. Принимает решение о повышении заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";


3.4.3. Ежегодно проводит индексацию заработной платы работников бюджетной сферы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;


3.4.4. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах порядок индексации заработной платы работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с учетом финансово-экономического положения;


3.4.5. Проводят работу по увеличению размеров окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов, служащих и профессий рабочих в целях обеспечения объективной дифференциации в оплате труда работников бюджетной сферы;


3.4.6. При совершенствовании системы оплаты заработной платы работников организаций бюджетной сферы учитывает ежегодные Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, регионального и местных бюджетов, утверждаемые решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при совершенствовании системы оплаты труда;


3.4.7. Проводит работу по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников учреждений образования;


3.4.8. Регулирует предельный уровень соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров предприятий, рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников этих предприятий (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера), осуществляет согласование трудовых договоров с руководителями в государственных корпорациях и организациях с преобладающим государственным участием;


3.4.9. Разрабатывает предложения по совершенствованию системы поощрения наставникам;


3.4.10. Принимает меры по поддержке и повышению уровня доходов молодых специалистов;


3.4.11. Проводит консультации по вопросам оплаты труда, применения отраслевых и региональных коэффициентов, систем премирования и иных дополнительных выплат, обеспечения основных государственных гарантий по оплате труда;


3.4.12. Проводят работу по совершенствованию структуры заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений, разрабатывают порядок распределения стимулирующих выплат с учетом мнения профкома или иного легитимного представительного органа работников учреждения;


3.4.13. Готовит проект решений по установлению величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по зонам Республики Саха (Якутия);


3.4.14. Координирует деятельность Комиссии по контролю задолженности по выплате заработной платы и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.



Раздел IV. В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ


Основными задачами стороны определили обеспечение равного доступа граждан к системе социальных услуг, мотивация граждан к здоровому образу жизни, внедрение активного долголетия, оказание мер социальной поддержки гражданам, повышение качества жизни, широкое признание волонтерского труда, общественное признание вклада трудовых династий в социально-экономическое развитие республики и воспитания у подрастающего поколения уважительного отношения к труду, сохранение и формирование семейных трудовых традиций.


4.1. Стороны:


4.1.1. Участвуют в реализации национальных проектов и программ по демографии, здравоохранения, образования, культуры, по жилью и городской среде;


4.1.2. Реализуют систему мер социальной поддержки и льгот многодетным семьям, малоимущим и молодым семьям, участникам специальной военной операции и их семьям, а также другим незащищенным категориям граждан;


4.1.3. Оказывают содействие в социальной помощи нуждающимся гражданам и их семьям в рамках социального контракта с вовлечением региональных проектов в сфере предпринимательства и занятости;


4.1.4. Сохраняют социально-трудовые гарантии: дополнительное страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, улучшение социально-бытовых условий работника и членов его семьи, в отношении участников специальной военной операции;


4.1.5. Обеспечивают комплексную реабилитацию и социализацию участников специальной военной операции и членов их семей;


4.1.6. В целях оздоровления населения обеспечивают развитие массовой физической культуры и спорта, содействуют проведению Единого дня Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в трудовых коллективах республики;


4.1.7. Содействуют в улучшении жилищных условий и созданию комфортных условий для проживания;


4.1.8. Проводят согласованную политику по установлению платы за коммунальные услуги, оказываемые населению, принимают согласованные меры по ограничению опережающего роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в сравнении с уровнем инфляции, обеспечивают открытость и доступность информации для населения о рассмотрении и утверждении тарифов на коммунальные услуги;


4.1.9. Способствуют развитию системы льготного ипотечного кредитования для молодых семей.


4.2. Профсоюзы:


4.2.1. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения:


- положений о мерах социальной поддержки семей с детьми, семей участников специальной военной операции;


- обеспечения гибких форм занятости, включая дистанционный (удаленный) режим работы, для женщин с детьми до 7 лет, а также членам семей лиц, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации;


4.2.2. Содействуют в реализации мероприятий активного долголетия и поддержания здорового образа жизни старшего поколения, развития института наставничества на производстве и создания советов ветеранов;


4.2.3. Осуществляют общественный контроль по выплатам работникам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособия по беременности и родам, пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком;


4.2.4. Добиваются включения в коллективные договоры мероприятия по санаторно-курортному оздоровлению работников;


4.2.5. Добиваются включения в коллективные договоры мер морального и материального поощрения работников, вышедших на пенсию, ветеранов труда;


4.2.6. Содействуют развитию системы патриотического воспитания граждан, шефского, молодежного, волонтерского движения;


4.2.7. Участвуют в мероприятиях, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);


4.2.8. Участвуют в культурно-массовых, спортивно-физкультурных мероприятиях, межотраслевых спартакиадах;


4.2.9. Формируют предложения для внесения в Книгу почета лучших трудовых династий Республики Саха (Якутия).


4.3. Работодатели:


4.3.1. Сохраняют социально-трудовые гарантии: дополнительное страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, улучшение социально-бытовых условий работника и членов его семьи, участвующих в специальной военной операции;


4.3.2. Обеспечивают выполнение Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части предоставления лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;


4.3.3. В случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера, выплачивают пособие по временной нетрудоспособности с учетом районного коэффициента и процентных надбавок. Разница между фактическим заработком и максимальным размером пособия, установленного федеральным законом, выплачивается за счет средств работодателя, согласно локальных нормативных актов работодателя;


4.3.4. В целях закрепления проживания и работы молодежи в Республике Саха (Якутия) устанавливают лицам в возрасте до 35 лет, проживающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и вступающих в трудовые отношения, процентные надбавки к заработной плате в полном размере начиная с первого дня их работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при условии, если они прожили в указанных районах не менее 5 лет;


4.3.5. Предоставляют компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);


4.3.6. Предоставляют компенсацию расходов лицам, заключившим трудовые договора о работе в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при расторжении трудового договора и выезда к новому месту жительства в другие регионы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);


4.3.7. Участвуют в комплексной поддержке гражданам и их семьям, нуждающимся в социальной помощи в рамках социального контракта, в части развития аграрного, креативного, технологического предпринимательства;


4.3.8. Обеспечивают пенсионные права работников в условиях персонифицированного учета путем своевременного и обоснованного представления в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) полных сведений о страховых взносах работников. Осуществляют своевременное перечисление страховых взносов;


4.3.9. Предусматривают меры социальной поддержки женщин с детьми, в том числе по устройству детей в группы присмотра и ухода за детьми, оказанию материальной помощи при рождении детей, поддержке инвалидов, ветеранов труда, работникам и членам его семьи, участвующих в специальной военной операции, работников предпенсионного возраста, молодых специалистов, в том числе обязательства, направленные на улучшение жилищных условий работников, в порядке, предусмотренном коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;


4.3.10. Предусматривают в коллективных договорах меры поддержки в виде оказании материальной помощи работнику и членам его семьи, участвующих в специальной военной операции, содействуют в приобретении товаров первой необходимости для личного пользования (лекарственных средств, продуктов питания, одежды и др.), а также оказывают материальную и иную помощь членам их семей;


4.3.11. Развивают шефское, молодежное, волонтерское движение в целях поддержки работников предприятий, вышедших на пенсию;


4.3.12. Обеспечивают содержание и функционирование загородных детских оздоровительных лагерей, находящихся на балансе организаций, выделение и оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников;


4.3.13. Заключают договоры с образовательными организациями высшего образования о целевом приеме и обучении студентов;


4.3.14. Обеспечивают формирование доступной среды для маломобильных групп населения в организациях;


4.3.15. Участвуют в реализации мероприятий активного долголетия и поддержания здорового образа жизни старшего поколения;


4.3.16. Проводят мероприятия по развитию физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)", освобождают работников, участвующих в сдаче норм в единый день ГТО от основной работы с сохранением средней заработной платы;


4.3.17. Предоставляют работникам оплачиваемые дни для прохождения диспансеризации работающим пенсионерам, работникам предпенсионного возраста - ежегодно 2 рабочих дня, работникам старше 40 лет - ежегодно 1 рабочий день, остальным категориям работников - 1 рабочий день в три года;


4.3.18. Содействуют направлению работников организаций и предприятий Республики Саха (Якутия) на санаторно-курортное лечение и оздоровление, в том числе в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Республики Саха (Якутия).


4.4. Правительство:


4.4.1. Реализует региональные программы национальных проектов "Демография", "Здравоохранение", "Образование", "Жилье и городская среда", "Культура" и обеспечивает выполнение их показателей;


4.4.2. Реализует систему мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, малоимущим семьям, семьям с детьми, участникам специальной военной операции и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);


4.4.3. Сохраняет социально-трудовые гарантии работника и членов его семьи, участвующих в специальной военной операции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);


4.4.4. Реализует комплексную реабилитацию и социализацию участников специальной военной операции и членов их семей;


4.4.5. Оказывает комплексную социальную помощь нуждающимся гражданам и их семьям на основе социального контракта и акселерационных программ поддержки аграрного, креативного и технологического предпринимательства;


4.4.6. Обеспечивает бесплатными и льготными путевками в загородные детские оздоровительные учреждения детей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия);


4.4.7. Проводит работу по развитию системы санаторно-курортного оздоровления в республике, в т.ч. работающего населения;


4.4.8. Разрабатывает и реализует комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства;


4.4.9. Проводит профилактику социального сиротства, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних граждан;


4.4.10. Развивает новые альтернативные формы оказания социальных услуг в соответствии с перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций;


4.4.11. Способствует развитию системы ипотечного кредитования в целях повышения доступности жилья для населения, в том числе молодым семьям;


4.4.12. Реализует государственную политику переселения граждан из ветхого и аварийного жилья;


4.4.13. Предоставляет в установленном порядке субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг социально незащищенным слоям населения. Проводит разъяснительную работу о порядке предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг;


4.4.14. Проводит работу по формированию плана набора на целевое обучение в образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации по ключевым направлениям, определяющим развитие экономики в соответствии с прогнозом потребности отраслей экономики Республики Саха (Якутия) в кадрах и договоров на целевое обучение с работодателями;


4.4.15. Проводит работу по сохранению и развитию загородных детских оздоровительных лагерей и баз отдыха организаций, осуществляет мероприятия по оздоровлению работников в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), коллективными договорами, соглашениями;


4.4.16. Участвует в мероприятиях Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);


4.4.17. Содействует деятельности штабов Всероссийской акции взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ, отделений Российского движения детей и молодежи.



Раздел V. ОХРАНА ТРУДА


В качестве приоритетных направлений в сотрудничестве стороны считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда посредством предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.


5.1. Стороны:


5.1.1. Принимают участие в реализации программных мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия);


5.1.2. Содействуют проведению специальной оценки условий труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей;


5.1.3. Принимают меры по реализации трудового законодательства в области охраны труда;


5.1.4. Содействуют использованию работодателями средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;


5.1.5. Содействуют распространению лучших корпоративных программ стимулирования работодателей к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников;


5.1.6. Рассматривают причины и обстоятельства несчастных случаев на производстве, ведут учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) и разрабатывают меры, направленные на обеспечение безопасных условий и охраны труда, выявление опасностей и профессиональных рисков;


5.1.7. Содействуют распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), проведение вакцинации работников от вирусных инфекционных заболеваний, включая от коронавирусной инфекции;


5.1.8. Содействуют распространению лучших практик стимулирования внедрения здорового образа жизни в трудовых коллективах.


5.2. Профсоюзы:


5.2.1. Участвуют в составе комиссий по расследованию причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве, повышают качество и своевременность расследования несчастных случаев;


5.2.2. Инициируют создание комитетов (комиссий) по охране труда из представителей работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации;


5.2.3. Участвуют в разработке предупредительных мер по сокращению травматизма и снижению профессиональных заболеваний;


5.2.4. Способствуют организации проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров всех работников, уделяя особое внимание работникам занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта;


5.2.5. Ведут учет лучших практик стимулирования внедрения здорового образа жизни в трудовых коллективах;


5.2.6. Ведут пропаганду заинтересованности работодателей в практическом использовании средств государственного социального страхования в части применения скидок и надбавок к страховым тарифам и финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма работников;


5.2.7. В составе комиссий участвуют в проведении специальной оценки труда на рабочих местах в организациях и предприятиях, повышают качество и своевременность проведения специальной оценки труда на рабочих местах;


5.2.8. Избирают уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в зависимости от численности работающих в организациях и специфики производства работ, создают комитеты (комиссии) по охране труда в организациях;


5.2.9. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения в разделе по охране труда гарантий и компенсаций работникам, мероприятий по улучшению условий труда, а также стимулов к повышению культуры труда и мотивации ведения здорового образа жизни работников.


5.3. Работодатели:


5.3.1. Проводят специальную оценку условий труда на рабочих местах, и реализуют мероприятия по улучшению условий труда по результатам проведения специальной оценки условий труда;


5.3.2. Реализуют корпоративные программы и мероприятия по улучшению условий и охраны труда, сохранение здоровья работников, разрабатывают меры по выявлению опасностей и оценку уровня профессиональных рисков;


5.3.3. Обеспечивают приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств согласно установленным законодательством нормами;


5.3.4. Проводят обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знания требований по охране труда;


5.3.5. Не допускают работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований по охране труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;


5.3.6. В случаях, предусмотренных трудовых законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организуют проведение за счет собственных средств обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования;


5.3.7. Ведут расследования и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельства событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) в соответствии с трудовым законодательством;


5.3.8. В соответствии с коллективными договорами выделяют финансовые средства на приобретение и оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников, а также обеспечение горячим питанием;


5.3.9. Разрабатывают комплекс мер, направленных на экономическое стимулирование технического перевооружения и модернизацию производства в целях улучшения условий труда, последовательное снижение доли производственного оборудования с выработанным ресурсом и сроком службы в общем объеме основных производственных фондов;


5.3.10. Осуществляют производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;


5.3.11. Через коллективные договора мотивируют работников к ведению здорового образа жизни - стимулирование работников посещать спортивные секции, участия в соревнованиях, организации производственной гимнастики, отказа от вредных привычек и т.д.;


5.3.12. Обеспечивают контроль за функционированием системы управления охраной труда и промышленной безопасности в соответствии с государственными нормативными требованиями;


5.3.13. Разрабатывают и реализуют политику в области охраны труда и промышленной безопасности;


5.3.14. Осуществляют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, за соблюдением требований по охране труда, за предоставлением для работников средств индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями действующего законодательства по охране труда.


5.4. Правительство:


5.4.1. Реализует утвержденную Правительством Республики Саха (Якутия) от 26.10.2022 N 1016-р комплексную программу мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2023 - 2025 годы;


5.4.2. Организует проведение мероприятий по пропаганде охраны труда, ведет информационно-разъяснительную работу о вновь принятых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда;


5.4.3. Проводит разъяснительную работу по пропаганде заинтересованности работодателей предупредительной работы и в практическом использовании средств государственного социального страхования в части применения скидок и надбавок к страховым тарифам и финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма работников;


5.4.4. Организует и проводит мониторинг состояния условий и охраны труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости в республике и готовит ежегодный доклад;


5.4.5. Организует проведение смотров, конкурсов по охране труда;


5.4.6. Совместно с органами местного самоуправления содействует разработке, актуализации и реализации территориальных программ по улучшению условий и охраны труда.



Раздел VI. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА


Стороны признают основными направлениями дальнейшее расширение регулирования социально-трудовых отношений на основе развития коллективных договоров, отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, проведение взаимных консультаций при принятии решений по вопросам социально-трудовых отношений, предупреждение коллективных трудовых споров.


Стороны признают, что основой для заключения отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров в отраслях, организациях и предприятиях республики является настоящее Республиканское (региональное) соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия). Включенные в Республиканское соглашение трудовые, социально-экономические гарантии являются минимальными и не могут быть снижены при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров.


Стороны признают, что в период действия Соглашения не допускают принятия нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников, без обсуждения их проектов с соответствующими республиканскими объединениями профсоюзов и работодателей, обобщают и расширяют практику создания при соответствующих трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений постоянно действующих трудовых арбитражей для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.


6.1. Стороны:


6.1.1. Содействуют заключению территориальных, отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их представителям при подготовке соглашений и коллективных договоров;


6.1.2. Проводят совместную работу по вопросам развития социального партнерства на муниципальном уровне, реализации Закона Республики Саха (Якутия) "О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия)";


6.1.3. Содействуют заключению соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности, на уровне муниципальных образований;


6.1.4. Принимают меры по выявлению, предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров в организациях в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;


6.1.5. Проводят предварительное обсуждение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) в сфере социально-трудовых отношений;


6.1.6. Организуют проведение совещаний, семинаров, конференций, круглых столов и других мероприятий в целях совершенствования механизма социального партнерства. Освещают вопросы регулирования социально-трудовых отношений в средствах массовой информации;


6.1.7. Проводят Республиканские конкурсы "Лучший специалист по охране труда", "Охрана труда глазами детей" и региональные этапы Всероссийских конкурсов "Лучший по профессии" и "Российская организация высокой социальной эффективности" на всех его этапах - от разработки плана мероприятий по проведению конкурса до определения победителей и призеров конкурса и награждения победителей на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;


6.1.8. Проводят согласованную политику по укреплению объединений работодателей и профсоюзных организаций;


6.1.9. Организуют системное непрерывное обучение представителей профсоюзов, работодателей, исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) по вопросам социального партнерства в сфере труда;


6.1.10. Проводят взаимные консультации по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение;


6.1.11. Официально информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных правовых актах, проведении обучающих мероприятий по вопросам, которые являются предметом настоящего Соглашения, а также по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;


6.1.12. Обеспечивают возможность представителям сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный интерес;


6.1.13. Проводят согласованную политику по созданию и укреплению профсоюзов, вовлечению более широкого круга работодателей в систему социального партнерства;


6.1.14. Соблюдают и реализуют достигнутые Соглашением договоренности и несут согласованную сторонами ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации;


6.1.15. Ежегодно отчитываются на заседаниях республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о выполнении настоящего Соглашения с учетом согласованного Сторонами перечня показателей согласно приложению.


6.2. Профсоюзы:


6.2.1. Содействуют созданию профсоюзных организаций на предприятиях всех форм собственности;


6.2.2. Через профсоюзные организации содействуют заключению соглашений на уровне муниципальных образований и коллективных договоров в организациях всех форм собственности, и осуществляет контроль за их выполнением;


6.2.3. При заключении коллективных договоров не допускают снижения уровня мер социальной поддержки, зафиксированных в соглашениях и коллективных договорах;


6.2.4. Члены профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, пленумов, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов и выполнения обязанностей, возложенных на них профсоюзными органами;


6.2.5. Рекомендуют включение в коллективные договоры с учетом финансово-экономического положения работодателя льгот и преимуществ для работников, условий труда, более благоприятных по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями;


6.2.6. Способствуют обучению представителей социальных партнеров различных уровней, работодателей и руководителей профсоюзных организаций вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений;


6.2.7. Не выступают организаторами забастовок, других коллективных акций протеста в случае выполнения обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также отраслевыми соглашениями и коллективными договорами;


6.2.8. Добиваются улучшения качества коллективных договоров, заключаемых в организациях республики;


6.2.9. Поддерживают создание первичных профсоюзных организаций и обеспечивают условия для уставной деятельности их выборных органов. Содействуют профессиональным союзам в их деятельности и не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации;


6.2.10. Участвуют в определении победителей и призеров республиканских конкурсов и их награждения на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


6.3. Работодатели:


6.3.1. Предоставляют возможность участия представителей профсоюзных органов в работе общих собраний (конференций) трудового коллектива, производственных совещаниях по вопросам социально-экономической и трудовой сферы, выполнения коллективных договоров, трудовых споров и конфликтов, а также возможность их доступа ко всем рабочим местам, где работают члены профсоюза, в целях реализации уставных задач профсоюза;


6.3.2. Отчисляют финансовые средства профсоюзным комитетам на проведение ими культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в трудовых коллективах в соответствии с условиями коллективного договора;


6.3.3. В коллективных договорах уполномоченным (доверенным) по охране труда, членам профсоюзных органов, комиссий не освобожденным от основной работы предусматривают освобождение от работы для участия в качестве делегатов съездов, конференций, пленумов, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов и выполнения обязанностей, возложенных на них профсоюзными органами с сохранением среднемесячной заработной платы;


6.3.4. Содействуют созданию профсоюзных организаций на предприятиях всех форм собственности;


6.3.5. Исполняют условия Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, а также отраслевых соглашений, заключенных на федеральном и региональном уровнях, при заключении коллективных договоров не допускают снижения уровня мер социальной поддержки, зафиксированных в отраслевых соглашениях и в предшествующих коллективных договорах;


6.3.6. Ежегодно проводят конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии", "Лучший специалист по охране труда" ежегодно принимают участие в региональном этапе Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности", участвуют в определении победителей и призеров республиканских конкурсов и их награждения на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;


6.3.7. Оказывают содействие в прохождении стажировки на рабочих местах и трудоустройстве победителей и призеров Национального чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы";


6.3.8. Обеспечивают выдвижение кандидатов на соискание премии Главы Республики Саха (Якутия) "Человек труда" трудовыми коллективами организаций всех форм собственности ежегодно до 1 февраля, следующего за текущим периодом;


6.3.9. Принимают меры по расширению числа участников Соглашения, регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей. О предпринимаемых мерах информируют Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.


6.4. Правительство:


6.4.1. Обеспечивает в установленном законодательством порядке уведомительную регистрацию Республиканского и отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений;


6.4.2. Учитывает мнение сторон при принятии проектов законов Республики Саха (Якутия) и других нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), относящихся к сфере социально-трудовых отношений;


6.4.3. Урегулирует коллективные трудовые споры, противодействует правонарушениям в сфере трудовых отношений;


6.4.4. Содействует деятельности профсоюзов, соблюдает права профсоюзов в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствует созданию и функционированию профсоюзов в организациях;


6.4.5. Обеспечивают проведение Республиканских конкурсов "Лучший специалист по охране труда", "Охрана труда глазами детей" и региональные этапы Всероссийских конкурсов "Лучший по профессии" и "Российская организация высокой социальной эффективности", определяют победителей и призеров республиканских конкурсов и организуют их награждения на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;


6.4.6. Предусматривает в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) финансовые средства на выплату ежегодной премии Главы Республики Саха (Якутия) "Человек труда", обеспечивает деятельность комиссии по присуждению премии;


6.4.7. Содействует развитию практики коллективно-договорного регулирования и работе трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в каждом улусе (районе) и городе республики и обеспечивает методическую поддержку территориальных трехсторонних комиссий.



Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


7.1. Стороны признают настоящее Республиканское соглашение правовым актом, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в Республике Саха (Якутия) на 2023 - 2025 годы, принимают обязательства соблюдать его условия и нести в рамках законодательства Российской Федерации ответственность за непредставление информации о ходе его выполнения и нарушениях.


7.2. Изменения и дополнения к Соглашению могут быть рассмотрены и приняты сторонами в течение срока действия данного Соглашения по инициативе одной из сторон, подписавших Соглашение.


7.3. Соглашение распространяется на всех работников и работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.


7.4. Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его заключения и реализации, осуществляются Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с действующим законодательством.


7.5. Оценка эффективности реализации настоящего Соглашения осуществляется на основе показателей эффективности реализации Соглашения сторон социального партнерства согласно приложению к настоящему Соглашению.


7.6. Каждая из сторон в месячный срок после подписания настоящего Соглашения разрабатывает, и представляет в секретариат Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


7.8. В 10-дневный срок после подписания Соглашения:


- Правительство Республики Саха (Якутия) обеспечивает опубликование текста Соглашения в официальных печатных изданиях и на официальном информационном портале Республики Саха (Якутия);


- Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональное объединение работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" обеспечивают доведение Соглашения до своих членских организаций.


7.9. Стороны обязуются:


- представлять информацию о ходе выполнения обязательств, включенных в Соглашение, по запросам любой из сторон;


- способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и участвовать в их разрешении в соответствии с действующим законодательством;


- обеспечивать контроль со стороны органов надзора за соблюдением законов и иных нормативных актов о труде и охране труда.


7.10. Настоящее Соглашение заключено на 3 (три) года и вступает в силу с момента его подписания полномочными представителями сторон.



От Правительства
Республики Саха (Якутия)
заместитель Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.М.СТЕПАНОВ



от Федерации профсоюзов
Республики Саха (Якутия)
председатель Федерации профсоюзов
Республики Саха (Якутия)
Н.Н.ДЕГТЯРЕВ



от работодателей
Республики Саха (Якутия)
председатель регионального объединения
работодателей "Союз товаропроизводителей
Республики Саха (Якутия)"
П.А.МАРИНЫЧЕВ



Приложение
к Республиканскому (региональному)
соглашению о взаимодействии в области
социально-трудовых отношений в РС(Я)
на 2023 - 2025 годы



ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО (РЕГИОНАЛЬНОГО) СОГЛАШЕНИЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2023 - 2025 ГОДЫ


Правительство Республики Саха (Якутия):


1. Индекс производительности труда по Республике Саха (Якутия) к предыдущему году (в процентах);


2. Уровень общей безработицы (в процентах);


3. Доля занятых в экономике в общем количестве трудоспособного населения (в процентах);


4. Реальная заработная плата работников (в процентах);


5. Реальные располагаемые денежные доходы населения (в процентах);


6. Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности (тыс. чел.);


7. Доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основе социального контракта, в общей численности малоимущих граждан (в процентах);


8. Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда (тыс. человек);


9. Количество соглашений с недропользователями об участии в социально-экономическом развитии муниципальных образований Республики Саха (Якутия).


Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия):


1. Количество представлений об устранении выявленных нарушений в ходе контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (включая законодательство об охране труда), выполнением условий коллективных договоров, соглашений (единиц);


2. Количество проведенных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта (единиц);


3. Удельный вес работников организаций, охваченных коллективными договорами (в процентах);


4. Количество оказанной правовой помощи в разработке коллективных договоров, соглашений (единиц);


5. Численность работников, охваченных отраслевыми соглашениями на региональном уровне;


6. Увеличение количества координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия);


7. Законодательная инициатива, разработка проектов законов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и иных нормативных правовых актов.


Региональное объединение работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)":


1. Доля организаций, занимающихся инновационной деятельностью (в процентах);


2. Рост индекса промышленного производства (в процентах);


3. Доля работающих инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста (в процентах);


4. Доля инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах (в процентах)";


5. Снижение числа обращений граждан о несвоевременных выплатах заработной платы в соответствии с трудовым законодательством, а также минимального размера оплаты труда с учетом позиций Конституционного суда РФ, изложенных в постановлениях от 07.12.2017 N 38-П, от 28.06.2018 N 26-П, от 11.04.2019 N 17-П, от 16.12.2019 N 40-П (единиц);


6. Динамика численности занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации (переподготовку), профессиональное обучение, в том числе в соответствии с требованиями профстандарта (человек, процентов к предыдущему периоду);


7. Количество работников и их семей, направленных на санаторно-курортное лечение (единиц);


8. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест (в процентах);


9. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (случаев/на 1000 работающих).


10. Увеличение охвата предприятий и организаций Республики Саха (Якутия), внедряющих корпоративные программы сохранения и укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни работников на рабочих местах.


Примечание: плановые значения показателей оценки эффективности реализации Соглашения с указанием источников их формирования утверждаются отдельным решением республиканской трехсторонней комиссии.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ