Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2023 года N 135


Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан"

(с изменениями на 19 декабря 2023 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 19.12.2023 N 502)




В целях создания условий для устойчивого и динамичного функционирования рыбохозяйственного комплекса, обеспечения перехода к инновационному развитию отрасли на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов, увеличения объемов производства и обеспечения конкурентоспособности дагестанской рыбной продукции на региональном и общероссийском рынках Правительство Республики Дагестан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан".


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.АБДУЛМУСЛИМОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 17 апреля 2023 г. N 135



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"

(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 19.12.2023 N 502)




Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Республики Дагестан "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан"



1. Оценка текущего состояния рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан


Рыбная отрасль Республики Дагестан является одним из важных секторов экономики, включающим в себя несколько направлений деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в республике и за ее пределами.


Рыбохозяйственный комплекс республики представлен рыбодобывающими, рыбоводными, рыбоперерабатывающими предприятиями, портовым хозяйством и заводами по воспроизводству водных биологических ресурсов.


Состояние и тенденции развития рыбохозяйственного комплекса в настоящее время характеризуются усилением конкуренции среди субъектов Российской Федерации, осуществляющих рыболовство, за право использования водных биологических ресурсов (далее - ВБР) Каспийского моря.


Основные направления развития рыбной отрасли в Дагестане определены в Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года, однако, несмотря на принятые нормативные акты, а также меры, направленные на улучшение работы всего рыбохозяйственного комплекса, основные вопросы рыбной промышленности остаются нерешенными (раздробленность производства (несогласованность действий добытчиков и переработчиков), износ производственных фондов (в том числе рыболовных судов), необходимой государственной поддержки, недостаточность собственных и кредитных оборотных средств).


Анализ современного состояния рыбохозяйственного комплекса республики позволяет определить, что основными проблемами, препятствующими его эффективному развитию, являются недостаточный уровень обеспеченности инфраструктурой, а также отсутствие сформированных земельных участков для создания прибрежной инфраструктуры. Данные проблемы не позволяют максимально эффективно использовать природно-ресурсный потенциал республики.


Также на развитие рыбохозяйственного комплекса республики негативно влияют следующие факторы:


загрязнение воды - серьезная экологическая проблема, определяется наличием загрязняющих веществ в водных ресурсах, представляет опасность для ВБР. Загрязнение может быть результатом человеческой деятельности, например, побочным продуктом промышленности, или возникать естественным образом (радиоактивные изотопы, осадки или животные отходы);


отсутствие конкурентной институциональной среды, стимулирующей привлечение капитала в экономику рыбного хозяйства;


увеличение объемов незаконного промысла ВБР и нелегального вывоза рыбной продукции;


неудовлетворительное состояние экологии Ачикольской и Аракумской системы озер, являющихся важными нерестово-выростными водоемами, участвующими в воспроизведении жизнестойкой молоди редких пород рыб;


уменьшение количества и скорости воспроизводства малочисленных и редких пород рыб (кутум, осетровые);


аварийное состояние основных фондов, отсутствие портальных кранов на пунктах сдачи рыбы, прошедших сертификацию, и другого технологического оборудования;


отсутствие развития кормовой базы и производства кормов;


дефицит высококвалифицированных специалистов в рыбной отрасли;


вывоз товарной рыбы за пределы региона (ведет к оттоку добавленной стоимости за пределы республики);


низкие налоговые поступления в отрасли;


низкий уровень переработки собственного сырья;


отсутствие стимулирующих условий для повышения доступности строительства, модернизации судов рыбопромыслового флота и модернизации рыбоперерабатывающих производств;


отсутствие единой системы обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота;


отсутствует малотоннажный рыбопромысловый флот.


Исходя из приоритетов социально-экономического развития Республики Дагестан на долгосрочную перспективу и существующих основных проблем отрасли в Концепции развития рыбного хозяйства Республики Дагестан на период до 2030 года определяются цель развития рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан, задачи и направления ее реализации.


В то же время запасы многих видов ВБР не осваиваются в полном объеме (сельдь, сайра, килька и другие виды рыб). В водных экологических системах происходит замещение наиболее ценных видов ресурсов малоценными видами или видами, не имеющими промыслового значения.


Снизилось отечественное производство рыбной продукции, которая на российском рынке замещается импортными аналогами, отсутствует промышленное производство.


Отсутствие благоприятных условий обслуживания рыбопромысловых судов привело к переориентации дагестанских судовладельцев на импорт услуг в иностранных портах и портах других субъектов Российской Федерации и снизило загрузку отечественных рыбоперерабатывающих организаций.


Значительно замедлились темпы обновления основных производственных фондов рыбохозяйственного комплекса. Уровень технологической и технической оснащенности организаций рыбного хозяйства существенно снизился.


Основное количество (около 90 процентов) судов рыбопромыслового флота отрасли составляют малоэффективные, физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 60 - 80-х годов, имеющие максимально высокие показатели энергоемкости. По своим технико-эксплуатационным характеристикам они не отвечают современным требованиям. Также более чем в 2 раза сократилась численность обрабатывающих судов, причем плавучих баз - почти в 3 раза. Уменьшилось число производственных рефрижераторов, средне- и крупнотоннажных транспортных судов.


Численность рыбопромыслового флота, задействованного в промысле ВБР на сегодняшний день, составляет 23 единицы.


Система охраны ВБР и среды их обитания требует совершенствования.


Существенно возросли масштабы незаконного промысла ВБР и нелегального вывоза рыбной продукции за пределы Республики Дагестан. Это негативно сказывается на состоянии рыболовства, в том числе на запасах ценных видов рыб.


Несмотря на сохранение высокой общей обеспеченности ВБР, наблюдается проблемы воспроизводства видов рыб, промысел которых характеризуется наиболее высокой рентабельностью, Под угрозой исчезновения находятся осетровые виды рыб. Значительно сокращается популяция эндемика среднего и южного Каспия - кутума.


Кроме того, функционирование рыбохозяйственного комплекса характеризуется крайне низким уровнем конкурентоспособности вырабатываемых региональными производителями товаров и услуг, а также определяется высоким уровнем рисков ведения предпринимательской деятельности в этой сфере, в том числе значительными недоработками в нормативно-правовой базе отрасли, низкой корпоративной культурой, слабым развитием форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса, низким уровнем эффективности государственного управления, отсутствием стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности, недостаточным развитием инноваций, а также слабой взаимосвязью образования, науки и бизнеса.


Потенциал республики в области рыболовства и в сфере товарной аквакультуры очень большой, однако многие естественные водоемы находятся в ненадлежащем состоянии и нуждаются в восстановлении.


Несколько лет назад обеспеченность рыбой в Дагестане составляла 7 проц., сегодня эта цифра поднялась до уровня 12 процентов. Если в 2015 году вылов рыбы составлял 4,6 тыс. тонн, в 2016 году этот показатель достиг 6,5 тыс. тонн, а по итогам 2022 года вылов рыбы составил 42,0 тыс. тонн (вырос в 9 раз к уровню 2015 года).


При этом природно-ресурсный потенциал Республики Дагестан позволяет ежегодно обеспечить добычу более 100 тыс. тонн ВБР и производство продукции аквакультуры - до 40 тыс. тонн товарной рыбы.


Килька каспийская обыкновенная добывается на Каспии почти повсеместно (подходит к берегам при температуре воды 6 - 14 °C, массовый лов ее производится во время нерестового хода). Запасы кильки в Каспии составляют 450 - 500 тыс. тонн, а рекомендуемый вылов определен в объеме 100 тыс. тонн.


Необходимо отметить, что основу промысловой базы составляет каспийская килька, которая используется преимущественно для производства консервов и рыбной муки. Общая доля ее в структуре вылова составляет более 80 процентов.


В настоящее время в Дагестане рыбохозяйственной деятельностью занимаются 150 предприятий, 60 из них имеют квоты на вылов ВБР.


По итогам 2022 года в республике достигнут лучший показатель по объему вылова ВБР за последние 20 лет и составил более 42,0 тыс. тонн, в том числе 33,7 тыс. тонн - вылов каспийской кильки.


Основным фактором, определившим рост объемов вылова ВБР, стало привлечение из других регионов рыбопромысловых судов.


Деятельность по добыче ВБР в республике осуществляют 93 рыбодобывающих предприятия. Лидерами по вылову каспийской кильки в республике являются ООО "Дагфлот", ООО "ССВ" и ООО "Дагтрал", располагающие рыбопромысловыми судами.


В соответствии с государственной программой Республики Дагестан "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан" на 2022 год запланированный объем вылова ВБР составлял 31,8 тыс. тонн. План добычи перевыполнен на 32 проц., что свидетельствует о значительном потенциале республики в области рыболовства.


На первоначальном этапе деятельности рыбопромысловых судов практически вся выловленная килька в свежем виде вывозилась на рыбоперерабатывающие предприятия Калининградской области и Краснодарского края. В 2023 году на зарегистрированных в Республике Дагестан предприятиях организована заморозка выловленной кильки, что позволило сформировать базу по первичной переработке рыбы. Суммарная мощность единовременного хранения рыбной продукции с использованием морозильного оборудования составляет 5,6 тыс. тонн.


Значительные успехи также достигнуты в части товарного выращивания рыбы. Согласно реестру рыбоводных хозяйств, деятельность по выращиванию товарной рыбы (аквакультура) осуществляют 84 рыбоводных хозяйства. Объем выращивания продукции аквакультуры в 2022 году составил 5,8 тыс. тонн.


За период с 2016 по 2022 год объем производства продукции аквакультуры увеличился более чем в 3,5 раза - с 1,6 тыс. тонн до 5,8 тыс. тонн.


Общая площадь эксплуатационных прудов в республике составляет 12,4 тыс. га, из них озерно-товарных хозяйств - 4,0 тыс. га, прудовых хозяйств - 8,4 тыс. га.


По итогам первого полугодия 2023 года выращено 5,2 тыс. тонн рыбы, в том числе 4,3 тыс. тонн частиковых видов рыб.


Из выращенного объема реализовано 300 тонн рыбы (основной объем реализации приходится на зимний период).


В последние годы в республике активно развиваются форелеводство и осетроводство, для развития которых в республике имеются практически все условия.


В настоящее время на территории республики функционирует 12 форелевых хозяйств и 18 хозяйств занимаются выращиванием осетровых видов рыб.


За первое полугодие 2023 года выращено 81 тонна форели и 504 тонны рыбы осетровых видов. Лидерами по выращиванию товарной рыбы осетровых видов являются ООО "Широкольский рыбокомбинат" (180 тонн в год), ООО НПО "Брянский рыбоводный завод" (186 тонн в год).


Основными факторами, сдерживающими развитие прудового рыбоводства в республике, являются проблемы водообеспечения в северной зоне республики и сложности земельных отношений, что актуально в целом на территории республики.


Кроме того, форелевые хозяйства предгорной и горной частей республики активно участвуют в развитии туризма. С учетом значительного увеличения туристического потока в республику данное направление является одним из наиболее востребованных и экономически выгодных.


Форелевые хозяйства представляют собой туристические и досуговые комплексы (в том числе пункты питания, досуга, детские площадки, контактные зоопарки, экскурсии и т.д.), оказывающие посетителям целый спектр услуг.


В данном направлении планируется расширение сети туристических маршрутов и объектов для посещения гостями республики, что повлечет мультипликативный эффект, будет способствовать улучшению имиджа республики, привлечению частных инвестиций, а также комплексному социально-экономическому развитию как отдельных муниципальных районов, так и республики в целом.


На начало 2023 года мощностями для переработки рыбной продукции в Республике Дагестан располагали 11 предприятий.


Перерабатывающие предприятия находятся в городе Махачкале - 4, в городе Кизляре и Кизлярском районе - 3, в Тарумовском, Бабаюртовском, Кизилюртовском и Дербентском районах - по 1.


Основной продукцией в ассортименте перерабатывающих предприятий республики являются рыба вяленая, малосольная и копченая, а также икра осетровых видов рыб.


По итогам 2022 года предприятиями Республики Дагестан переработано 338,2 тонны рыбы, в том числе 92,9 тонны выловленной (выращенной) в республике и 245,3 тонны привозного сырья (преимущественно рыба лососевых видов).


В 2022 году переработано 13,1 тонны икры осетровых видов рыб, в том числе 12,6 тонны собственного производства (96 процентов).


На производстве и реализации икры осетровых видов рыб специализируются ООО "Широкольский рыбокомбинат" (переработано 8,1 тонны икры) и ООО "СК-Аква" (переработано 4,5 тонны икры) ООО "ООРХ "Дагестанское" (переработано 0,5 тонны икры).


Крупным переработчиком рыбы в республике является ООО "Дагфиш", предприятие работает преимущественно на привозном сырье. По итогам 2022 года предприятием переработано 200,0 тонны рыбы, в том числе 168,0 тонны привозного сырья.


Одним из наиболее эффективных механизмов стимулирования развития отрасли в республике является предоставление мер государственной поддержки, что позволяет снизить издержки производства, повысить рентабельность на начальном этапе и улучшить инвестиционную привлекательность проектов.


На 2022 год для оказания государственной поддержки в республиканском бюджете Республики Дагестан были предусмотрены средства в размере 67,46 млн рублей. Данные средства освоены в полном объеме, по итогам рассмотрения поступивших 43 заявлений поддержка оказана 39 заявителям.


Основной объем государственной поддержки направлен на возмещение затрат на проведение рыбоводно-мелиоративных работ - 21,9 млн рублей, вылов рыбы - 12,56 млн рублей, приобретение технологического оборудования для выращивания ВБР и переработки выловленной рыбы - 17,3 млн рублей, приобретение специализированных кормов - 10,5 млн рублей, приобретение рыбопосадочного материала - 5 млн рублей.


В 2023 году для оказания государственной поддержки в республиканском бюджете Республики Дагестан предусмотрено 52,56 млн рублей.


Несмотря на высокие темпы роста производственных показателей в отрасли рыболовства, нерешенными остаются вопросы переработки рыбной продукции, организации производства продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечения стабильного водоснабжения действующих рыбоводных хозяйств с учетом перспектив развития и расширения прудовых площадей, а также увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.


На сегодняшний день стимулирование процесса переработки рыбной продукции является одним из условий качественного развития отрасли рыбного хозяйства, в связи с чем проводится работе по улучшению инвестиционного климата рыбохозяйственной отрасли, привлечению инвесторов, организации производства рыбной продукции глубокой степени переработки, производства рыбной муки и специализированных кормов для рыб.


Решение ключевых проблем требует привлечения частных инвестиций в Республику Дагестан. Акцент делается на потенциальных инвесторов, зарегистрированных в муниципальных районах республики, в первую очередь приморских районах, а также выходцев из республики, проживающих в других регионах, заинтересованных в создании производственных предприятий в Республике Дагестан.



2. Приоритеты и цели государственно и политики в сфере развития рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан


Основной целью государственной программы Республики Дагестан "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан" (далее - Программа) является стимулирование производства рыбной и иной продукции аквакультуры, создание условий для развития воспроизводства ВБР, создание необходимого уровня инвестиционной активности в развитии рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан.


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в следующих документах:


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р "Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р "Об утверждении Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р "Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года";


Закон Республики Дагестан от 12 октября 2022 г. N 70 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года";


постановление Правительства Республики Дагестан от 10 июля 2023 г. N 267 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года".


К приоритетам государственной политики в сфере развития рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан относятся:


обеспечение населения качественной рыбной продукцией;


развитие аквакультуры;


приведение стандартов качества рыбной продукции в соответствие со стандартами, применяемыми в международной практике;


модернизация рыбоперерабатывающего сектора и стимулирование производства рыбной продукции глубокой степени переработки;


эффективное использование рыбохозяйственного потенциала республики;


обеспечение внедрения инновационных технологий рыболовства, рыбоводства и рыбопереработки;


наращивание производства конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью;


стимулирование развития интеграции в сфере производства, переработки и реализации рыбной продукции;


развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынка рыбной продукции.



3. Сведения и взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации


Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 августа 2023 г. N 344 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Дагестан" и направлена на обеспечение динамичного развития рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан, обновление производственных фондов, уход от сырьевой направленности экспорта путем стимулирования производства продукции с высокой долей добавленной стоимости, создание благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в отрасль.


Основополагающими документами стратегического планирования в сфере реализации Программы, в соответствии с которыми сформированы приоритетные направления государственной политики, а также цели и показатели в сфере развития рыбохозяйственного комплекса, являются:


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";


постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. N 1930-р "О Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р "Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года".



4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы


Основными задачами государственного управления в рыбохозяйственном комплексе при реализации Программы являются:


повышение эффективности реализации установленных и переданных Республике Дагестан полномочий по управлению рыболовством и сохранению ВБР, развитию рекреационного потенциала за счет промысла недоиспользуемых объектов, а также развитие искусственного воспроизводства ВБР и товарной аквакультуры;


создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение частных инвестиций в развитие рыбохозяйственного комплекса;


расширение проведения научных исследований и разработок в области рыбного хозяйства, а также развитие научно-технического потенциала и системы образовательных учреждений для подготовки специалистов рыбного хозяйства;


расширение ресурсно-сырьевой базы рыболовства;


государственная поддержка рыбохозяйственных предприятий, занимающихся обновлением и модернизацией береговой инфраструктуры, строительством перерабатывающих предприятий и флота;


развитие рекреационного потенциала ВБР для удовлетворения потребности значительной части населения Республики Дагестан в активном отдыхе, самообеспечения свежей рыбой в рамках любительского рыболовства;


увеличение объемов производства рыбной продукции глубокой степени переработки;


создание условий для строительства и модернизации предприятий, обеспечивающих производство кормов (переработка рыбной муки);


развитие инфраструктуры причальных сетей, предназначенных для комплексного обслуживания субъектов, занимающихся отловом рыбы;


создание пунктов приема рыбы на хранение и первичною переработку;


развитие системы информационного обеспечения рыбной отрасли в Республике Дагестан;


государственная поддержка деятельности рыбодобывающих, рыбоводных и рыбоперерабатывающих предприятий.


В целях решения вышеуказанных задач необходима реализация мероприятий, отраженных в паспортах региональных проектов, и комплекса процессных мероприятий.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ