Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 января 2023 года N 36-Р


[Об утверждении Бюджетного прогноза Республики Мордовия на период до 2034 года и признании утратившим силу распоряжения Правительства РМ от 13.02.2017 N 74-Р]

(с изменениями на 8 февраля 2024 года)

(в ред. Распоряжения Правительства Республики Мордовия от 08.02.2024 N 78-Р)




В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Мордовия на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 ноября 2015 г. N 651 "О порядке разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Мордовия на долгосрочный период":


1. Утвердить прилагаемый Бюджетный прогноз Республики Мордовия на период до 2034 года.


2. Признать утратившими силу:


распоряжение Правительства Республики Мордовия от 13 февраля 2017 г. N 74-Р;


распоряжение Правительства Республики Мордовия от 19 февраля 2018 г. N 106-Р;


распоряжение Правительства Республики Мордовия от 11 февраля 2019 г. N 91-Р;


распоряжение Правительства Республики Мордовия от 26 февраля 2020 г. N 98-Р;


распоряжение Правительства Республики Мордовия от 15 февраля 2021 г. N 62-Р;


распоряжение Правительства Республики Мордовия от 31 января 2022 г. N 31-Р.



Председатель Правительства
Республики Мордовия
Д.ПОЗДНЯКОВ



Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Мордовия
от 30 января 2023 г. N 36-Р



БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА ПЕРИОД ДО 2034 ГОДА

(в ред. Распоряжения Правительства Республики Мордовия от 08.02.2024 N 78-Р)



Бюджетный прогноз Республики Мордовия на период до 2034 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 ноября 2015 г. N 651 "О порядке разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Мордовия на долгосрочный период".


Бюджетный прогноз сформирован на основе основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия на долгосрочный период, подготовленных Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, и определяет основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики Республики Мордовия, основные параметры консолидированного и республиканского бюджетов Республики Мордовия на период до 2034 года, а также показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Мордовия на период их действия.


Целью разработки Бюджетного прогноза является оценка основных и наиболее вероятных тенденций развития бюджетной системы Республики Мордовия, позволяющая обеспечить необходимый уровень сбалансированности консолидированного и республиканского бюджетов Республики Мордовия и достижение стратегических целей социально-экономического развития Республики Мордовия.



1. Основные итоги развития и текущее состояние консолидированного бюджета Республики Мордовия


Реализация бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия в предшествующий период происходила в условиях нестабильной экономической ситуации и была направлена главным образом на преодоление последствий, связанных с внешними санкциями и распространением коронавирусной инфекции, социальную защиту граждан, а также на создание условий для восстановления и дальнейшего роста экономики республики и повышения уровня жизни населения.


Успешному решению поставленных задач способствовала реализация мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов, оптимизации расходов, сокращению просроченной кредиторской задолженности, государственного и муниципального долга, предусмотренных Программой оздоровления государственных финансов Республики Мордовия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Мордовия на 2021 - 2024 годы (планом мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Мордовия), утвержденной распоряжением Главы Республики Мордовия от 14 января 2021 г. N 6-РГ, и Государственной программой повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 октября 2013 г. N 475 "Об утверждении государственной программы повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия", а также положительная динамика ключевых индикаторов социально-экономического развития Республики Мордовия.


Социально-экономическая ситуация в Республике Мордовия в 2021 году характеризовалась сохранением роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Валовой региональный продукт по оценке 2021 года составил 302,9 млрд. рублей (103,1 процента к уровню 2020 года).


Индекс промышленного производства составил 111,8 процента, в том числе в обрабатывающих производствах - 108 процентов.


В сфере оплаты труда в 2021 году среднемесячная заработная плата увеличилась по сравнению с 2020 годом на 10,9 процента и составила 34498,5 рубля, реальная заработная плата составила 104,5 процента. Денежные доходы в расчете на душу населения за 2021 год составили 22906,0 рублей (111 процентов к уровню 2020 года). Реальные располагаемые денежные доходы населения составили 103,9 процента.


Успехи в развитии экономики привели к росту доходов консолидированного бюджета Республики Мордовия (далее - консолидированный бюджет).


Объем доходной части консолидированного бюджета в 2021 году составил 66107,3 млн. рублей, или 115,1 процента к уровню 2020 года, в том числе по налоговым и неналоговым доходам - 36122,9 млн. рублей, с ростом к уровню 2020 года на 17,7 процента.


Рост доходов консолидированного бюджета связан с увеличением поступлений от:


акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации (10496,5 млн. рублей или 113,1 процента к уровню 2020 года), что связано с увеличением норматива отчисления доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты;


налога на прибыль организаций (6005,9 млн. рублей или 144,4 процента к уровню 2020 года) в связи с ростом полученной предприятиями Республики Мордовия прибыли за 2021 год;


налога на доходы физических лиц (11525,1 млн. рублей или 109,3 процента к уровню 2020 года).


Положительная динамика сложилась и по поступлению налога на имущество организаций (2566,1 млн. рублей), прирост по которому к уровню 2020 года составил 36,8 процента, что позволило занять третье место в Российской Федерации и первое место в Приволжском федеральном округе по темпу роста налога.


Неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет в 2021 году в объеме 1505,0 млн. рублей или 107,8 процента к уровню 2020 года. Наибольший вес в структуре неналоговых доходов консолидированного бюджета заняли доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 543,4 млн. рублей.


Безвозмездные поступления консолидированного бюджета в 2021 году сложились в объеме 29984,4 млн. рублей, что на 12,1 процента выше уровня 2020 года.


Расходы консолидированного бюджета были сформированы исходя из ограниченности финансовых возможностей республиканского бюджета Республики Мордовия (далее - республиканский бюджет) и бюджетов муниципальных образований Республики Мордовия (далее - местный бюджет) и необходимости финансового обеспечения в полном объеме первоочередных расходов.


Расходная часть консолидированного бюджета в 2021 году исполнена в объеме 62160,9 млн. рублей, с ростом к уровню 2020 года на 11,6 процента.


В отчетном периоде сохранена социальная направленность консолидированного бюджета. На социальную сферу направлено 39771,3 млн. рублей или 64 процента от всех расходов консолидированного бюджета, в том числе на финансирование образования - 13673,1 млн. рублей, социальной политики - 12259,8 млн. рублей и здравоохранения - 8711,7 млн. рублей.


Немалую часть расходов консолидированного бюджета составили расходы по разделу "Национальная экономика" (20,3 процента от всех расходов консолидированного бюджета), из них большую долю занимают расходы на развитие и поддержку дорожной отрасли - 8954,5 млн. рублей.


Продолжена реализация мероприятий в рамках национальных проектов. Так, около 80 процентов финансирования пришлось на три крупных национальных проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Здравоохранение" и "Демография".


Положительная динамика доходов, повышение финансовой дисциплины и качества бюджетного процесса позволили закончить 2021 год с профицитом консолидированного бюджета в объеме 3946,4 млн. рублей.


По предварительной оценке, доходы консолидированного бюджета за 2022 год составят 79368,4 млн. рублей, с ростом к уровню 2021 года на 13261,1 млн. рублей или на 20,1 процента, расходы консолидированного бюджета - 64523,0 млн. рублей, с ростом к уровню 2021 года на 2362,1 млн. рублей или на 3,8 процента.


Как и в 2021 году, наибольший удельный вес в структуре расходов консолидированного бюджета за 2022 год занимают расходы по разделам "Национальная экономика", "Образование", "Социальная политика" и "Здравоохранение".


Профицит консолидированного бюджета на 1 января 2023 г. составит 14845,4 млн. рублей.


В 2021 и 2022 годах была продолжена начатая в 2019 году работа по снижению объема государственного долга Республики Мордовия (далее - государственный долг) и расходов на его обслуживание, а также по оптимизации структуры государственного долга.


Государственный долг на 1 января 2022 г. составлял 49803,4 млн. рублей. Наибольший удельный вес в структуре государственного долга занимали бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, и кредиты кредитных организаций.


По итогам 2021 года расходы на обслуживание государственного долга существенно снижены. Объем процентных расходов составил 1218,9 млн. рублей, что почти в два раза меньше расходов на обслуживание государственного долга в 2020 году.


В 2022 году за счет полученного из федерального бюджета бюджетного кредита на погашение долговых обязательств осуществлено досрочное погашение кредитов кредитных организаций на сумму 2811,8 млн. рублей, в результате чего доля рыночного долга снижена до 9 процентов в общем объема государственного долга.


По предварительным данным по итогам 2022 года объем государственного долга снизится на 16000,0 млн. рублей. Досрочно исполнена бюджетная мера принуждения, в федеральный бюджет возвращены средства бюджетных кредитов на сумму 15825,9 млн. рублей, в связи с чем с Республики Мордовия в полном объеме сняты связанные с бюджетной мерой принуждения ограничения.


По предварительной оценке, объем расходов на обслуживание государственного долга за 2022 год составит 463,7 млн. рублей, что меньше расходов за 2021 год на 755,2 млн. рублей.



2. Основные подходы к формированию бюджетной, налоговой и долговой политики Республики Мордовия на период до 2034 года


Бюджетная, налоговая и долговая политика Республики Мордовия на период до 2034 года должна в полной мере учитывать прогнозируемые риски развития экономики и предусматривать адекватные меры по минимизации их неблагоприятного влияния на качество жизни населения республики.


На долгосрочный период основными направлениями бюджетной политики Республики Мордовия должны стать:


1) обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Республики Мордовия, сохранение ее долговой устойчивости;


2) концентрация финансовых ресурсов на достижении целей, показателей и результатов реализации региональных проектов, направленных на достижение соответствующих целей, показателей и результатов реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) (далее - региональный проект). Достижение целей региональных проектов должно быть обеспечено за счет реализации мероприятий региональных проектов, сбалансированных по срокам, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;


3) повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств путем принятия мер, направленных на:


неустановление расходных обязательств, не обеспеченных реальными доходными источниками и не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;


безусловное исполнение принятых бюджетных обязательств;


ограничение непервоочередных расходов, то есть отказ от необязательных затрат, мониторинг просроченной кредиторской задолженности и проведение мероприятий по недопущению ее возникновения и роста;


проведение работы с дебиторской задолженностью, направленной на последовательное и устойчивое снижение ее объемов, обеспечение более равномерного использования бюджетных средств в течение года;


безусловное исполнение принятых социальных обязательств перед гражданами и дальнейшее повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки, в том числе за счет продолжения внедрения принципов адресности и нуждаемости для оказания поддержки наиболее социально незащищенным категориям граждан;


расширение практики оказания социальных услуг организациями негосударственного сектора экономики;


повышение качества оказания государственных услуг (выполнения работ) за счет проведения оптимизационных мероприятий структуры сети и штатной численности государственных учреждений Республики Мордовия на основе сокращения невостребованных государственных услуг (работ), перевода ряда обеспечивающих функций и услуг на условия аутсорсинга, централизации функций бухгалтерского учета, закупочной деятельности, управления кадрами;


поддержание оптимальных объемов и структуры расходов на реализацию функций и полномочий органов государственной власти (государственных органов) Республики Мордовия, стимулирование их к поиску внутренних резервов и оптимизации бюджетных расходов, исключение дублирования функций и полномочий;


совершенствование системы финансирования инвестиционных проектов за счет финансирования в первую очередь инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики республики, которые принесут экономический эффект, а также будут иметь важное социальное значение, и завершения объектов высокой степени готовности, объектов, строительство которых способствует достижению принятых государственными программами Республики Мордовия целевых показателей, а также объектов, строительство которых обеспечивается привлечением средств из федерального бюджета и за счет внебюджетных источников;


совершенствование системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия, в том числе путем:


- планирования закупок для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия в неразрывной связи с бюджетным процессом;


- централизации полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Мордовия в отношении закупок, осуществляемых конкурентными способами, в целях эффективного использования бюджетных средств и снижения количества нарушений при описании объектов закупок;


- расширения практики проведения совместных процедур определения поставщиков в целях консолидации закупок одной и той же продукции;


- построения эффективной системы осуществления контроля за исполнением государственных контрактов (контрактов, договоров), в том числе полноты и качества удовлетворения государственных нужд Республики Мордовия;


повышение эффективности работы с государственным имуществом Республики Мордовия в целях оптимизации расходов на содержание государственного имущества Республики Мордовия, а именно:


- проведение мероприятий по изъятию, продаже или сдаче в аренду в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению государственного имущества Республики Мордовия, а также по постановке на учет неучтенных объектов, выявленных после проведения инвентаризации;


- проведение приватизации государственного имущества Республики Мордовия в соответствии с прогнозным планом;


- высвобождение неэффективно используемых ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач;


повышение результативности и экономической эффективности финансового контроля и финансового аудита за счет реализации следующих мероприятий:


- совершенствование процедур государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок, направленных на оценку эффективности использования государственных ресурсов;


- повышение эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах государственной власти (государственных органах) Республики Мордовия, направленных на соблюдение процедур составления и исполнения республиканского бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями средств республиканского бюджета и подведомственными им получателями бюджетных средств;


- повышение результативности использования бюджетных средств за счет обеспечения контроля за достижением показателей результативности при реализации региональных проектов, государственных программ Республики Мордовия и выполнении государственных заданий;


- совершенствование порядка реализации результатов государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок с целью пресечения и исключения негативных последствий нарушений законодательства, обеспечение применения ответственности за нарушение бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;


- создание и развитие эффективной системы ведомственного контроля в сфере осуществления закупок для государственных нужд Республики Мордовия, повышение уровня его организации и качества контрольных мероприятий;


повышение качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств республиканского бюджета;


создание условий для развития конкуренции за счет развития инструментов финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций, развития государственно-частного партнерства;


4) обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса Республики Мордовия, повышение позиций Республики Мордовия в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных;


5) повышение уровня бюджетной и финансовой грамотности населения Республики Мордовия;


6) развитие системы межбюджетных отношений.


Важнейшей задачей развития межбюджетных отношений является расширение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, создание стимулов для дальнейшего наращивания налогового потенциала, повышения качества управления муниципальными финансами, сокращения неэффективных расходов, повышения качества предоставления муниципальных услуг.


Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет направлена на обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости местных бюджетов, в том числе путем предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета в целях обеспечения гарантий для муниципальных образований Республики Мордовия наличия ресурсов для финансирования социально значимых расходов.


Необходимо продолжить реализацию мер, направленных на повышение эффективности и оптимизацию расходов местных бюджетов, ограничение дефицита и уровня муниципального долга. Принятие новых расходных обязательств должно осуществляться только при наличии финансового обеспечения или сокращении неэффективных расходов местных бюджетов. Планирование бюджетных ассигнований должно осуществляться в жесткой увязке с целями, задачами и показателями муниципальных программ.


В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и имеющихся рисков несбалансированности местных бюджетов необходимо усилить ответственность органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику в части:


безусловного исполнения принятых расходных обязательств;


оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов и увеличения собственных доходов местных бюджетов;


повышения результативности расходования полученных из республиканского бюджета целевых межбюджетных трансфертов и выполнения обязательств по достижении целей их предоставления;


сокращения муниципального долга.


Кроме того, органам государственной власти (государственным органам) Республики Мордовия совместно с органами местного самоуправления необходимо провести работу по укрупнению муниципальных образований Республики Мордовия, в том числе путем создания муниципальных округов и их интеграции в бюджетную систему Республики Мордовия.


Долгосрочная налоговая политика Республики Мордовия будет сосредоточена на обеспечении эффективности и стабильности налоговой системы, способствующей улучшению предпринимательского климата Республики Мордовия и созданию основы бюджетной устойчивости в долгосрочной перспективе. Одновременно планируется дальнейшее проведение антикризисных налоговых мер, применение мер налогового стимулирования инвестиционной привлекательности, а также повышение эффективности системы налогового администрирования.


В области долгосрочной налоговой политики Республики Мордовия будет продолжена реализация основных целей и задач, предусмотренных в предыдущие годы, по следующим направлениям:


укрепление доходной базы консолидированного бюджета;


повышение уровня собираемости налогов, снижение доли теневого сектора экономики;


совершенствование налогового администрирования, повышение ответственности администраторов доходов за эффективное прогнозирование, своевременность, полноту поступления и сокращение задолженности администрируемых платежей;


увеличение налогового потенциала республики, в том числе за счет привлечения инвестиций, реализации приоритетных инвестиционных проектов, развития человеческого капитала, что будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата;


повышение эффективности использования и управления имущественным комплексом и земельными ресурсами;


стимулирование муниципальных образований к наращиванию собственного налогового потенциала;


оценка эффективности налоговых расходов по предоставленным налоговым льготам;


содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости, в том числе путем перехода граждан на применение налога на профессиональный доход.


Долговая политика Республики Мордовия на долгосрочный период будет направлена на:


своевременное и полное исполнение долговых обязательств Республики Мордовия;


поддержание присвоенных кредитных рейтингов и создание предпосылок к их увеличению;


снижение расходов на обслуживание государственного долга;


оптимизацию структуры государственного долга по срокам его погашения.



3. Прогноз основных характеристик и иных показателей консолидированного бюджета Республики Мордовия и республиканского бюджета Республики Мордовия на период до 2034 года


Бюджетный прогноз разработан на основе базового варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия.


При прогнозировании налоговых и неналоговых доходов на период до 2034 года учитывались данные о базе налогообложения по отдельным источникам доходов, оценка поступлений доходов в текущем году с учетом основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия на среднесрочную перспективу и изменения налогового законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия.


В прогнозируемом периоде ожидается поступательный рост налоговых и неналоговых доходов. В целом структура налоговых и неналоговых доходов сохранится.


Объем безвозмездных поступлений спрогнозирован путем сохранения номинальной величины межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.


Прогноз расходов определен исходя из планируемого объема поступлений доходов и соблюдения установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничений, а также в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.


Расходы консолидированного и республиканского бюджетов сформированы с учетом безусловного приоритета исполнения действующих расходных обязательств, а также исходя из необходимости реализации задач, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", включая повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, повышение качества и доступности услуг социально-культурной сферы, поддержку отраслей экономики, малого и среднего бизнеса, финансирование программ занятости населения и др.


Бюджетный прогноз предполагает наличие в 2023 и 2024 годах дефицита как республиканского, так и в целом консолидированного бюджета и профицита начиная с 2025 года.


Прогнозные показатели государственного и муниципального долга определены исходя из необходимости сокращения долговой нагрузки республиканского бюджета и местных бюджетов в целях выполнения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.


В соответствии с Бюджетным прогнозом к 2034 году по сравнению с 2023 годом ожидается рост доходов консолидированного бюджета на 11974,9 млн. рублей и доходов республиканского бюджета на 6982,8 млн. рублей.


Также прогнозируется увеличение расходов консолидированного и республиканского бюджетов до 71563,6 млн. рублей (114,6 процента к уровню 2023 года) и 59980,3 млн. рублей к 2034 году (107,4 процента к уровню 2023 года) соответственно.


Уровень дефицита консолидированного и республиканского бюджетов рассчитан на 2023 год в объеме 1988,5 млн. рублей с постепенным сокращением к 2025 году. К 2034 году ожидается, что профицит консолидированного и республиканского бюджетов достигнет 862,5 млн. рублей.


Прогноз основных показателей консолидированного и республиканского бюджетов на период до 2034 года приведен в приложении 1 к Бюджетному прогнозу.



4. Подходы к прогнозированию и показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Мордовия на период их действия


Перечень государственных программ Республики Мордовия утвержден постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 июня 2023 г. N 257 "О системе управления государственными программами Республики Мордовия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия".


Бюджетным прогнозом устанавливаются предельные объемы расходов республиканского бюджета на реализацию государственных программ Республики Мордовия на период их действия.


Предельные объемы расходов республиканского бюджета на реализацию государственных программ Республики Мордовия не предопределяют объем и структуру расходных обязательств Республики Мордовия, подлежащих финансированию из республиканского бюджета. Это индикативная оценка объема расходов, который в случае подтверждения долгосрочного социально-экономического прогноза Республики Мордовия и Бюджетного прогноза может быть учтен при формировании бюджетных ассигнований республиканского бюджета по соответствующей государственной программе Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период.


В то же время, несмотря на индикативный характер, данные показатели позволяют определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать финансово обеспеченные государственные программы Республики Мордовия, создать стимулы, прежде всего, для их ответственных исполнителей, для выявления и использования резервов в целях перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.


В случае разработки и принятия новых государственных программ Республики Мордовия бюджетные ассигнования на их финансовое обеспечение могут быть установлены за счет перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных по другим государственным программам Республики Мордовия.


Финансовое обеспечение непрограммных направлений деятельности предусматривается в соответствии с общими подходами к формированию бюджетных расходов.


Предельные объемы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Республики Мордовия и прогноз расходов республиканского бюджета на осуществление непрограммных направлений деятельности приведены в приложении 2 к Бюджетному прогнозу.



5. Риски реализации Бюджетного прогноза Республики Мордовия на период до 2034 года и механизмы их профилактики


Бюджетная система Республики Мордовия крайне восприимчива к изменениям экономической ситуации. При формировании Бюджетного прогноза необходимо в полной мере учитывать прогнозируемые риски развития экономики и предусматривать адекватные меры по минимизации их неблагоприятного влияния на финансовые показатели консолидированного и республиканского бюджетов.


Наиболее негативными последствиями и рисками для бюджетной системы Республики Мордовия могут быть:


1) ухудшение экономической конъюнктуры, снижение темпов социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Мордовия, недостижение прогнозируемых параметров социально-экономического развития Республики Мордовия;


2) существенные изменения в организации межбюджетных отношений на федеральном уровне:


дальнейшая централизация доходов, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации на территории Республики Мордовия, то есть увеличение доли поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;


передача дополнительных расходных обязательств бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований;


сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;


ухудшение для субъектов Российской Федерации условий заимствований из федерального бюджета.


В целях минимизации бюджетных рисков необходимо проведение следующих мероприятий:


1) повышение доходного потенциала консолидированного и республиканского бюджетов, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения "теневого" сектора экономики, реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования для привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений и проектов, способных увеличить поступления в бюджет;


2) активное участие в привлечении средств федерального бюджета;


3) ограничение темпов роста расходных обязательств на основе оценки эффективности бюджетных расходов;


4) повышение качества управления финансами, включая внедрение системы регулярного анализа эффективности по каждому направлению расходов;


5) совершенствование системы государственного финансового контроля и повышение его результативности и экономической эффективности;


6) поддержание экономически безопасного уровня долговых обязательств;


7) оптимизация структуры государственного и муниципального долга по видам и срокам заимствований в целях минимизации стоимости его обслуживания.



Приложение 1
к Бюджетному прогнозу
Республики Мордовия
на период до 2034 года



ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ И РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА ПЕРИОД ДО 2034 ГОДА

(в ред. Распоряжения Правительства Республики Мордовия от 08.02.2024 N 78-Р)




млн. рублей

Показатель

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

2031 год

2032 год

2033 год

2034 год

Консолидированный бюджет Республики Мордовия

Доходы, в том числе:

60451,2

66909,2

58165,7

62271,1

57681,9

59660,8

61719,2

63859,6

65259,5

67556,3

69943,0

72426,1

налоговые и неналоговые доходы

37439,5

43994,3

44604,6

47138,5

49024,0

50985,0

53024,4

55145,4

57351,2

59645,2

62031,1

64512,3

безвозмездные поступления

23011,7

22914,9

13561,1

15132,6

8657,9

8675,8

8694,8

8714,2

7908,3

7911,1

7911,9

7913,8

Расходы

62439,7

67239,4

53442,5

57589,6

52335,3

54314,2

56980,5

62997,1

64397,0

66693,8

69080,5

71563,6

Дефицит/профицит

-1988,5

-330,2

4723,2

4681,5

5346,6

5346,6

4738,7

862,5

862,5

862,5

862,5

862,5

Республиканский бюджет Республики Мордовия

Доходы, в том числе:

53860,0

59619,7

50254,4

53807,3

48879,6

50506,4

52198,6

53958,1

54962,0

56846,9

58805,2

60842,8

налоговые и неналоговые доходы

30848,3

36704,8

36693,3

38674,7

40221,7

41830,6

43503,8

45243,9

47053,7

48935,8

50893,3

52929,0

безвозмездные поступления

23011,7

22914,9

13561,1

15132,6

8657,9

8675,8

8694,8

8714,2

7908,3

7911,1

7911,9

7913,8

Расходы

55848,5

59949,9

45531,2

49125,8

43533,0

45159,8

47459,9

53095,6

54099,5

55984,4

57942,7

59980,3

Дефицит/профицит

-1988,5

-330,2

4723,2

4681,5

5346,6

5346,6

4738,7

862,5

862,5

862,5

862,5

862,5



Приложение 2
к Бюджетному прогнозу
Республики Мордовия
на период до 2034 года



ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА ПЕРИОД ИХ ДЕЙСТВИЯ

(в ред. Распоряжения Правительства Республики Мордовия от 08.02.2024 N 78-Р)




млн. рублей

Наименование государственной программы Республики Мордовия

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

2031 год

2032 год

2033 год

2034 год

Расходы, всего

55848,5

59949,9

45531,2

49125,8

43533,0

45159,8

47459,9

53095,6

54099,5

55984,4

57942,7

59980,3

Расходы, распределенные по государственным программам Республики Мордовия

53927,8

58068,9

43431,7

46039,5

39431,8

40393,6

40819,5

41117,5

0,0

0,0

0,0

0,0

Государственная программа Республики Мордовия "Развитие здравоохранения Республики Мордовия"

7587,6

8084,4

7289,3

6723,3

7131,6

7482,5

7854,9

8247,8

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия"

13372,4

12709,4

10452,3

13181,0

10476,4

10476,4

10476,4

10476,4

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Социальная поддержка граждан"

7867,2

7785,6

5111,0

5210,6

5210,2

5209,9

5209,5

5209,1

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства"

1897,8

1577,8

919,1

853,5

564,9

554,1

535,4

535,4

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Развитие культуры"

1181,1

1446,2

960,4

1099,2

1293,0

1336,4

1387,1

1439,8

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Развитие физической культуры и спорта"

1470,9

1565,4

1334,4

1356,9

1075,8

1139,1

1206,1

1277,1

x

x

x

x

Государственная программа развития рынка труда и улучшения условий труда в Республике Мордовия

343,5

484,6

328,8

341,8

332,8

332,8

332,8

332,8

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Республики Мордовия"

457,5

303,7

282,0

293,4

293,4

293,4

293,4

293,4

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

1939,6

1693,6

1487,1

1566,7

1556,9

1556,9

1556,9

1556,9

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Экономическое развитие Республики Мордовия"

1011,4

1261,5

913,2

1425,9

181,5

181,5

181,5

181,5

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Научно-технологическое и инновационное развитие Республики Мордовия"

107,5

87,7

107,0

103,3

146,1

148,9

151,7

154,7

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия"

12,0

260,1

293,6

292,5

292,5

292,5

292,5

292,5

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Развитие автомобильных дорог"

10750,6

X

X

X

X

X

X

X

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Развитие транспортного комплекса Республики Мордовия"

267,2

12998,2

8386,6

8810,2

5344,6

5344,6

5344,6

5344,6

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности"

404,3

247,7

52,0

53,5

53,5

53,5

53,5

53,5

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Мордовия"

87,7

40,9

43,3

89,6

89,6

89,6

89,6

89,6

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Развитие лесного хозяйства Республики Мордовия"

195,4

245,3

238,3

252,3

231,2

231,2

231,2

231,2

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Управление государственными финансами Республики Мордовия"

2844,8

3401,1

3735,5

3491,1

3262,0

3762,3

3701,5

3467,0

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Цифровая трансформация Республики Мордовия"

212,5

455,5

331,3

191,5

192,5

193,6

194,7

195,8

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Юстиция и профилактика правонарушений"

142,4

173,7

170,1

178,2

208,2

217,3

226,8

236,3

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту"

5,6

5,6

5,6

4,6

41,3

42,9

44,5

46,2

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Доступная среда"

0,2

0,0

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Комплексное развитие сельских территорий"

1121,5

2193,6

444,3

143,0

1134,9

1134,9

1134,9

1134,9

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Противодействие коррупции в Республике Мордовия"

2,1

2,2

2,2

2,3

2,3

2,3

2,3

2,3

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия"

60,0

63,8

62,2

62,4

62,4

62,4

62,4

62,4

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Управление государственным имуществом Республики Мордовия"

x

119,1

112,8

109,0

74,7

74,7

74,7

74,7

x

x

x

x

Государственная программа "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом"

1,7

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Повышение конкурентоспособности промышленности Республики Мордовия"

146,1

469,4

309,6

132,8

107,3

107,3

107,3

107,3

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Формирование современной городской среды на территории Республики Мордовия"

374,8

352,4

15,4

16,0

16,7

17,3

18,0

18,8

x

x

x

x

Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Республики Мордовия

54,5

27,2

36,2

46,6

46,6

46,6

46,6

46,6

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Развитие государственной гражданской службы Республики Мордовия и муниципальной службы в Республике Мордовия"

7,9

8,9

7,9

8,1

8,3

8,1

8,1

8,3

x

x

x

x

Государственная программа Республики Мордовия "Сохранение и развитие национальной культуры, государственных языков Республики Мордовия и других языков в Республике Мордовия"

0,0

4,3

0,0

0,0

0,4

0,4

0,4

0,4

x

x

x

x

Расходы, не распределенные по государственным программам Республики Мордовия

1920,7

1881,0

2099,5

3086,3

4101,2

4766,2

6640,4

11978,1

54099,5

55984,4

57942,7

59980,3


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ