ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 марта 2023 года N 105-р
Об одобрении долгосрочного прогноза
социально-экономического развития
Республики Тыва на период до 2035 года
В соответствии со статьей 173 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, статьей 33
Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ
"О стратегическом планировании в
Российской Федерации", статьей 9
Закона Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N
160-ЗРТ "О стратегическом планировании
в Республике Тыва", постановлением
Правительства Республики Тыва от 2
ноября 2015 г. N 506 "Об утверждении
Порядка разработки и корректировки
прогноза социально-экономического
развития Республики Тыва на
долгосрочный период":
1. Утвердить прилагаемый долгосрочный
прогноз социально-экономического
развития Республики Тыва на период до 2035
года.
2. Органам исполнительной власти
Республики Тыва принять меры по
достижению показателей долгосрочного
прогноза социально-экономического
развития Республики Тыва.
3. Разместить настоящее распоряжение на
"Официальном интернет-портале
правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и
официальном сайте Республики Тыва в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на первого
заместителя Председателя Правительства
Республики Тыва Донских В.А.
Глава Республики Тыва
В.ХОВАЛЫГ
Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Тыва
от 3 марта 2023 г. N 105-р
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
Прогноз долгосрочного
социально-экономического развития
Республики Тыва на период до 2035 года
(далее - долгосрочный прогноз) является
одним из основных документов
стратегического планирования развития
Республики Тыва. Он определяет
направления и ожидаемые результаты
социально-экономического развития в
долгосрочной перспективе и используется
при разработке стратегий,
государственных программ, а также
прогнозных документов среднесрочного
характера.
Долгосрочный прогноз разработан на
основе Прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2036
года, Стратегии
социально-экономического развития
Республики Тыва до 2030 года,
среднесрочного прогноза
социально-экономического развития
Республики Тыва на период до 2025 года,
Индивидуальной программы
социально-экономического развития
Республики Тыва на 2021 - 2024 годы,
статистических показателей за
предыдущие годы с учетом необходимости
достижения национальных целей развития
страны, сформулированных в Указе
Президента Российской Федерации от 21
июля 2020 г. N 474 "О национальных целях
развития Российской Федерации на период
до 2030 года".
Долгосрочный прогноз разработан в двух
вариантах: консервативный и базовый.
Консервативный вариант (вариант 1)
основан на предпосылке о более
существенном замедлении роста экономики
под влиянием экономических,
эпидемиологических и
внешнеполитических факторов. Кроме того,
предполагаются более умеренные эффекты
от реализации мер экономической
политики.
Базовый вариант (вариант 2) характеризует
основные тенденции и параметры развития
экономики с учетом ожидаемых
благоприятных внешних условий,
реализации принимаемых мер
экономической политики, направленных на
достижение национальных целей развития,
и своевременной реализации региональных
проектов.
В долгосрочной перспективе развитие
экономики республики будет определяться
следующими основными тенденциями:
макроэкономическая стабильность,
включающая сохранение бюджетной
устойчивости в долгосрочной
перспективе, повышение эффективности
социальных расходов, расходов
инвестиционного характера;
увеличение численности населения;
модернизация транспортной и
энергетической инфраструктуры;
повышение транспортной доступности;
реализация крупных инвестиционных
проектов;
повышение эффективности
производственного потенциала в
результате внедрения современных
технологий;
развитие институтов, определяющих
предпринимательскую и инвестиционную
активность;
повышение предпринимательской
активности и развитие социальной сферы;
повышение качества человеческого
капитала и укрепление доверия в
обществе.
I. Основные тенденции
социально-экономического развития
Республики Тыва
В связи с распространением новой
коронавирусной инфекции и введением мер
по ее ограничению в 2021 году в Республике
Тыва, как и в России в целом, наблюдалась
сдержанная динамика экономического
роста. По итогам 2021 года индекс объема
валового регионального продукта
ожидается на уровне 100 процентов к уровню
предыдущего года и составит 86,6 млрд. руб.
Принимаемые ограничительные
мероприятия негативно сказались на
отдельных видах деятельности, но в целом
по итогам 2021 года отмечается улучшение
динамики основных макроэкономических
показателей, достигается допандемийный
уровень (промышленность, розничная
торговля, рынок платных услуг
населению).
По итогам 2021 года в рейтинге
социально-экономического положения
субъектов Российской Федерации
республика поднялась на одну позицию и
находится на 83 месте.
Индекс промышленного производства по
итогам 2021 года составил 106,3 процента (в 2020
г. - 63,3 процента), объем отгруженной
продукции - 27465 млрд. рублей с учетом
влияния добывающей отрасли
промышленности, которая занимает
порядка 75 процентов в промышленном
производстве. Индекс добычи полезных
ископаемых составил 105,4 процента, добыча
угля составила 658 тыс. тонн, с ростом к
уровню 2020 года на 15 процентов (в 2020 г. - 572,6
тыс. тонн), полиметаллических руд - 900,6
тыс. тонн с ростом на 5,9 процента (в 2020 г. -
849,7 тыс. тонн). За последние десять лет
объем промышленного производства возрос
в 3,6 раза в сопоставимых ценах к уровню 2012
года.
По итогам 2021 года Республика Тыва
опережает среднероссийские и
среднесибирские значения по показателю
индекса промышленного производства (РТ -
106,3 процента, РФ - 105,3 процента, СФО - 102,9
процента). Это 3 место в Сибирском
федеральном округе.
В условиях пандемии пострадало малое и
среднее предпринимательство, особенно
сфера услуг. Однако федеральные и
региональные меры поддержки бизнеса
помогли в целом сохранить этот важнейший
сегмент экономики, а главное, занятость в
нем.
Численность занятых в сфере МСП, включая
индивидуальных предпринимателей,
составила 20,13 тыс. человек, в том числе
самозанятых граждан более 4 тыс. человек,
что на 27,2 процента больше, чем в 2020 году.
Соответственно, по значениям розничной
торговли и платных услуг населению
отмечается положительная динамика. По
итогам 2021 года индекс розничного
товарооборота составил 109,7 процента (5
место в СФО), индекс платных услуг
населению - 117,8 процента (3 место в СФО). За
последние десять лет оборот розничной
торговли увеличился в 1,8 раза в
сопоставимых ценах к уровню 2012 года.
Рост потребительских цен с начала года
(декабрь 2021 года к декабрю 2020 года)
составил 107,8 процента. При этом рост цен
на продовольственные товары составил 10,7
процента, непродовольственные - 106,4
процента, платные услуги населению - 105,1
процента.
2021 год был успешным для сельского
хозяйства, объем валовой продукции
сельского хозяйства составил 8,428 млрд.
руб. с ростом на 2,1 процента к уровню
прошлого года (в 2020 г. - 8071 млрд. руб.). По
индексу производства продукции
сельского хозяйства Республика Тыва
заняла 5 место в Сибирском федеральном
округе (РТ - 102,1 процента, РФ - 99,1 процента,
СФО - 107,7 процента).
В 2021 г. объем продукции растениеводства
составил 1463,7 млн. рублей, в том числе
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
выращено сельхозкультур на сумму 608,4 млн.
рублей или 41 процент от валовой
продукции растениеводства (в 2012 г. - 67,8
млн. рублей или 8,4 процента).
Постепенно увеличиваются посевные
площади сельскохозяйственных культур за
счет содействия
сельхозтоваропроизводителям обновлению
парка техники, за последние 10 лет
посевные площади возросли на 45
процентов. Наибольший рост наблюдается
по посевным площадям под кормовые
культуры - рост в 4 раза к уровню 2012 г.
Соответственно валовой сбор однолетних
трав на сено в 2021 г. составил 30,2 тыс. тонн
или рост к уровню 2012 г. в 11 раз,
многолетних трав на сено - 13,7 тыс. тонн,
рост в 6,5 раза.
Объемы производства овощей возросли на 34
процента и составили в 2021 г. 4,463 тыс. тонн
за счет создания специализированных
овощеводческих хозяйств на территории
республики.
Рост объемов валовой продукции
сельского хозяйства обеспечен в
основном за счет продукции
животноводства, динамика развития
которого остается стабильным на
протяжении последнего десятилетия.
Объем продукции животноводства за 2021 г.
по предварительным данным составляет
6964,8 млн. рублей с индексом физического
объема 101,8 процента к 2020 году.
Поголовье всех видов скота в хозяйствах
всех категорий увеличивается ежегодно,
но в ряде районов, таких как Пий-Хемский и
Кызылский, сокращается поголовье
мелкого рогатого скота в пользу
увеличения численности крупного
рогатого скота.
В 2021 г. в хозяйствах всех категорий
произведено скота и птицы на убой (в
живом весе) 22,2 тыс. тонн (рост на 4,7
процента), молока - 67,7 тыс. тонн (рост на 3,3
процента).
За период с 2012 по 2021 гг. объем
производства сельского хозяйства возрос
в 1,7 раза в сопоставимых ценах.
По предварительным данным объем
инвестиций в основной капитал за 2021 год
составил 14751 млн. рублей или 68,2 процента к
соответствующему периоду предыдущего
года. За последние десять лет объем
инвестиций в основной капитал возрос в 1,2
раза в сопоставимых ценах или на 3 млрд.
руб.
Крупными компаниями Республики Тыва за
2021 г. инвестировано 3041,2 млн. рублей. (в 2020
г. - 12056,0 млн. рублей), что меньше на 74,7
процента по сравнению с предыдущим
годом. Снижение связано с корректировкой
генеральных планов субъектов
инвестиционной деятельности, в
частности, в 2021 г. был изменен график
капитальных вложений по крупнейшему
проекту "Создание компании -
производителя батарейных металлов.
Строительство горно-обогатительного
комбината на базе медно-порфирового
месторождения Ак-Суг" инвестором ООО
"Голевская горнорудная компания" и
ПАО "ФСК ЕЭС".
Объем строительных работ в 2021 году
составил 8976,6 млн. рублей. Введено 108,5 тыс.
кв. м жилья, плановое значение
перевыполнено на 1,4 процента, однако к
уровню 2020 г. зафиксировано снижение на 2,2
процента. В том числе более 9 тыс. кв. м
жилья построено в рамках проекта
"Обеспечение устойчивого сокращения
непригодного для проживания жилищного
фонда" и по программе переселения
граждан из аварийного жилищного фонда
(введены 6 МКД). К уровню 2012 года объем
строительных работ возрос в 3,4 раза в
сопоставимых ценах, введено жилья в 2
раза больше. За десять лет площадь
введенных в действие жилых домов на
территории республики составила 969,1 тыс.
кв. м.
Показатели автомобильных перевозок за
2021 год отмечаются со снижением на 8,5
процента (пассажироперевозки) и на 7,1
процента (пассажирооборот). Однако, по
авиамаршрутам наблюдается значительный
рост (на 34,7 процента на межрегиональных
авиамаршрутах, на 40,3 процента на местных
авиалиниях).
Социальное развитие
На начало 2021 года численность населения
составила 332,6 тыс. чел., с ростом к уровню
прошлого года на 0,7 процента или на 2,2 тыс.
человек. Стабильный рост численности
населения обеспечивается за счет
высоких показателей рождаемости: за 2021
год коэффициент рождаемости составил 20
на 1000 населения (по России - 9,6) и
республика занимает лидирующую позицию
среди регионов Российской Федерации. В
республике наблюдается снижение
рождаемости, обусловленное сокращением
числа женщин репродуктивного возраста.
Тем не менее, показатель рождаемости
остается высоким за счет принимаемых мер
по снижению смертности населения,
модернизации здравоохранения.
Ожидаемая продолжительность жизни за 2021
год составила 66,88 лет, против 66,3 лет в 2020
году.
Среднемесячная заработная плата
работников за 2021 год составила 46084,3 руб.,
с ростом к уровню предыдущего года на 4,5
процента, при этом реальная заработная
плата снизилась на 1,9 процента с учетом
темпов роста потребительских цен.
Среднедушевые денежные доходы составили
21651,8 руб., что на 14 процентов выше уровня
2020 года (18975 руб.). Реальные располагаемые
денежные доходы составили 102,2 процента.
За период с 2012 года среднемесячная
заработная плата и среднедушевые
денежные доходы населения возросли в 2,1 и
1,7 раза соответственно или на 23,8 и 8,0 тыс.
рублей больше уровня 2012 года.
За 2021 год общая численность безработных
снизилась к уровню предыдущего года на
18,7 процента и составила 19,1 тыс. человек (в
2020 г. - 23,5 тыс. чел.), уровень - 15 процентов
против 18 в 2020 году. За десять лет уровень
общей безработицы снизился на 3,4
процентных пункта, численность
безработных на 2,9 тыс. человек.
Численность зарегистрированных
безработных на конец декабря 2021 г.
составила 13,4 тыс. чел., снижение к уровню
2020 года на 24,5 процента (в 2020 г. - 17,7 тыс.
чел.). Уровень снизился на 5,1 процентных
пункта к предыдущему году и составил 8,4
процента (в 2020 г. - 13,5 процента).
В начале 2022 года в российской экономике
сохранялись положительные тенденции, но
с конца февраля 2022 г. внешние условия
функционирования экономики кардинально
изменились. Введенные иностранными
государствами санкционные ограничения
привели к усилению волатильности
валютного курса, снижению цен на
финансовые активы. Одновременно
ажиотажный спрос населения на ряд
продовольственных и
непродовольственных товаров в
совокупности с ослаблением рубля
привели к ускорению инфляции (до 17,8
процента).
На региональном уровне введенные
санкционные ограничения также оказали
негативное влияние на рост цен, снижение
товарооборота, замедление темпов
строительной отрасли, поставки
импортного оборудования. В целях
обеспечения устойчивого
социально-экономического развития в
Республике Тыва создана антикризисная
комиссия по повышению устойчивости
экономики Республики Тыва в условиях
санкций (распоряжение Правительства
Республики Тыва от 2 марта 2022 г. N 105-р).
На основе федерального плана разработан
региональный план первоочередных мер по
обеспечению развития экономики
Республики Тыва в условиях внешнего
санкционного давления в 2022 году. План
включает организационные меры,
предусматривающие нормативно-правовое
регулирование, институциональные меры,
предполагающие создание благоприятного
делового климата, меры, направленные на
оптимизацию налоговой нагрузки и
отраслевые меры.
В целях оказания поддержки субъектам
малого и среднего предпринимательства
действовали сниженные налоговые ставки
по упрощенной системе налогообложения,
предоставлены микрозаймы субъектам
малого и среднего предпринимательства и
самозанятым гражданам по льготным
ставкам, осуществлено субсидирование
части затрат на приобретение
оборудования и гранты социальным
субъектам малого и среднего
предпринимательства.
В сфере строительства (для фиксации цен
на стройматериалы) обеспечена
100-процентная контрактация объектов
строительства, заключены госконтракты с
единственными поставщиками, установлены
предельные размеры авансовых платежей
договоров и государственных контрактов
в целях поддержки участников
государственных закупок.
По основным отраслям экономики
обеспечен рост по итогам 2022 года, так,
индекс промышленного производства
составил 137,1 процента, рост розничного
товарооборота составил 3,4 процента,
платные услуги возросли на 5 процентов,
по численности занятых в сфере малого и
среднего предпринимательства обеспечен
рост на 27,8 процента, ввод жилья на 28,8
процента, также обеспечено снижение
безработицы - в 1,5 раза снизилась
численность официально
зарегистрированных безработных
граждан.
II. Основные направления и характеристики
социально-экономического развития
Республики Тыва на период до 2035 года
1. Валовой региональный продукт
По итогам 2022 года в условиях
санкционного давления индекс объема
валового регионального продукта (далее -
ВРП) ожидается на уровне 100 процентов к 2021
году и составит 95,2 млрд. руб.
С 2023 года ожидается умеренный рост
объема ВРП с учетом стабилизации
макроэкономических условий и развития
отраслей экономики, к 2030 году объем ВРП
ожидается в размере 142 млрд. руб. с
индексом физического объема 102,3
процента.
На формирование положительной динамики
показателя повлияет реализация
инвестиционных проектов прежде всего в
сфере промышленности, транспорта,
строительства, энергообеспечения, в том
числе в рамках Индивидуальной программы
социально-экономического развития
Республики Тыва.
К 2035 году объем ВРП увеличится в 2,3 раза к
уровню 2021 года и составит 199,3 млрд. рублей
по базовому сценарию.
2. Промышленность
Промышленный комплекс в прогнозном
периоде будет характеризоваться
увеличением доли добывающей отрасли и
повышением эффективности
энергетического комплекса за счет
реализации инвестиционных проектов.
Темп роста в горнодобывающей отрасли
будет обеспечиваться преимущественно за
счет наращивания оборотов ООО
"Лунсин" на новом месторождении
"Дальний" (ожидается рост объема
добычи полиметаллической руды) и ООО
"Тардан-Голд" (за счет реализации
инвестиционного проекта по добыче
золота на Кара-Бельдирском
месторождении), деятельности
угледобывающей компании ООО
"Межегейуголь". Также рост будет
обеспечен за счет реализации
инвестиционного проекта "Освоение
Ак-Сугского медно-порфирового
месторождения", в рамках которого
планируется строительство
горно-обогатительного комбината
предприятием ООО "Голевская
горнорудная компания". Выход данного
комбината на проектные показатели
мощностью до 24 млн. тонн руды в год
планируется к концу 2027 года.
Одним из условий выхода на полную
проектную мощность действующих
горнодобывающих предприятий является
строительство железной дороги (Элегест -
Кызыл - Курагино). Также в прогнозный
период планируется реализовать
перспективные новые инвестиционные
проекты по добыче золота на Деспенском
золоторудном месторождении,
свинцово-цинковых руд - на Солчурском
месторождении,
золото-медно-молибденовых руд - на
Кызыл-Чадрском месторождении, лития - на
Тастыгском месторождении, тантала и
ниобия - на Улуг-Танзекском
месторождении, рудного золота - на
Алдан-Маадырском месторождении, ниобия,
тантала, циркония - на Арысканском
месторождении, небокситного алюминия -
на Баян-Кольском месторождении.
В рамках Комплексного плана
энергоснабжения инвестиционных
проектов в промышленной и социальной
сферах на территории Республики Тыва
будет обеспечено технологическое
присоединение к электрическим сетям, и
организация надежного и бесперебойного
энергоснабжения Ак-Сугского,
Кызыл-Таштыгского и Кара-Бельдирского
горно-обогатительных комбинатов, и
населенных пунктов Тоджинского кожууна
(сс. Тоора-Хем и Ырбан). Линии
электропередач позволят обеспечить
промышленных потребителей
энергоснабжением для выхода на полную
проектную мощность.
В структуре обрабатывающих отраслей
промышленности увеличится доля
лесопромышленного комплекса, пищевой
промышленности, производства
строительных материалов. Рост будет
обеспечен за счет реализуемых и новых
инвестиционных проектов, в том числе и в
рамках Индивидуальной программы
социально-экономического развития
Республики Тыва. Также благоприятные
условия для развития производств будут
созданы в результате функционирования
индустриального парка в г. Кызыле.
Объем промышленного производства к 2035
году увеличится до 73,5 млрд. рублей по
базовому сценарию (в 2021 год - 27,5 млрд. руб.)
при условии реализации планируемых
проектов. В сравнении с 2021 годом объем
промышленного производства возрастет в
2,6 раза в сопоставимых ценах.
3. Сельское хозяйство
В долгосрочной перспективе в
агропромышленном комплексе
предусматривается комплексный подход
развития животноводства,
растениеводства, кормопроизводства,
модернизации и технического
перевооружения, создания современной
перерабатывающей индустрии, отвечающей
международным ветеринарно-санитарным
требованиям, реализации и оптимальной
логистики.
Ключевым звеном в реализации намеченных
задач является создание
республиканского
селекционно-племенного центра для
повышения продуктивности скота, в
растениеводстве - вовлечение в
севооборот новых сельхозземель,
повышение урожайности полей при
одновременном снижении рисков от
природно-климатических условий и
переходу к новым технологиям,
технической модернизации, мелиорации
земель в засушливых зонах.
Для выполнения поставленных задач в
рамках государственных программ по
развитию сельского хозяйства будут
применяться меры, предусматривающие
ввод дополнительных производственных
мощностей с учетом применения
кластерного подхода в организации
агропромышленного комплекса
республики.
Будут приняты меры по наращиванию
производства зерновых культур для
производства зерна, муки, семенного
материала. На территории Тандинского и
Чаа-Хольского кожуунов возведены
зернохранилища с полным оснащением
специализированным оборудованием и
комплексом машин для доведения зерна до
кондиции, мельничные предприятия.
Для развития молочных и мясных
направлений животноводства будут
продолжены реализация мер по расширению
действующих молочно-товарных ферм, а
также содействие открытию новых
производств по переработке молока, будут
создаваться откормочные площадки
крупного рогатого скота.
В прогнозном периоде приоритетной
задачей останется создание и поддержка
перерабатывающих предприятий. В целях
реализации высоко экологичных,
безотходных производств
предусматривается создание убойных
цехов с переработкой в кожуунах
республики, оптово-логистического
центра с глубокой переработкой зерна в г.
Кызыле, оптово-распределительного
центра картофеля и овощей на 1000 т
единовременного хранения в Кызылском
кожууне, фабрики первичной обработки
шерсти, организация глубокой
переработки рыбной продукции.
Таким образом, по прогнозу объем
производства сельского хозяйства
достигнет к 2035 году 12,1 - 12,3 млрд. рублей, к
уровню 2021 года увеличится на 22,1 - 25,7
процента в сопоставимых ценах.
4. Инвестиции в основной капитал
В долгосрочной перспективе базовый
вариант прогноза инвестиций основан на
умеренном ускорении экономического
роста в республике, который будет
обусловлен строительством ГОК и
необходимой инфраструктуры (ЛЭП, ПС,
автодорога) горнодобывающих компаний
ООО "Голевская горнорудная
компания", ООО "Кара-Бельдир", ООО
"Лунсин" (строительство второго
этапа шахты), созданием новых
производств в сфере обрабатывающей
промышленности (производство
строительных материалов, текстильной
промышленности (расширение производства
БТК-групп), функционированием
промышленного парка "Индустриальный
парк г. Кызыла", производство
невзрывчатых компонентов эмульсионных
взрывчатых веществ для нужд
горнодобывающих компаний, организация
серийного производства вездеходных
транспортных средств), проектов в сфере
туризма с объемом инвестиций свыше 2
млрд. рублей.
Одним из приоритетных направлений в
вопросе стимулирования новых
капиталоемких проектов на территории
Республики Тыва является создание
особых режимов ведения инвестиционной
деятельности.
С учетом приграничного положения
республики расположение
преференциальной зоны рассматривается в
непосредственной близости от
российско-монгольской государственной
границы на базе инвестиционного проекта
"Создание в непосредственной близости
от автомобильного пункта пропуска
"Хандагайты"
таможенно-логистического терминала".
В Республике Тыва будет продолжена
реализация национальных проектов,
осуществление капитальных вложений в
рамках государственных программ
республики, а также федеральных
программ. Для улучшения уровня жизни
населения будет продолжено
строительство и капитальный ремонт
объектов социальной сферы, в т.ч.
завершение строительства 7
общеобразовательных школ, начатых в 2022
году, Спортивно-культурного центра пгт.
Каа-Хем, строительство объекта "Центр
культурного развития в г. Кызыле" и др.
В рамках федеральной адресной
инвестиционной программы планируется
строительство крупных объектов
здравоохранения "Республиканская
детская больница в г. Кызыле на 150
коек", "Республиканский
онкологический диспансер в г. Кызыле",
"Республиканская туберкулезная
больница в г. Кызыле".
За счет средств федеральной поддержки в
рамках Федеральной программы
"Стимул", а также за счет средств
инфраструктурных бюджетных кредитов
продолжится строительство инженерной
инфраструктуры для кварталов
многоквартирного жилищного
строительства, в том числе это будет
способствовать в долгосрочной
перспективе привлечению внебюджетных
инвестиций.
Продолжится реализация Индивидуальной
программы социально-экономического
развития республики, в рамках которой
будут реализованы проекты в сфере
производства строительных материалов,
туризма, сельского хозяйства.
К 2035 году объем инвестиций в основной
капитал ожидается в размере 34,7 млрд. руб.,
с ростом в 2,2 раза в сопоставимых ценах к
уровню 2021 года.
5. Строительство
В республике из-за изношенности
существующих сетей и отсутствия новой
инженерной инфраструктуры
многоквартирные жилые дома в основном
строились по программе переселения
граждан из ветхого и аварийного
жилищного фонда и программе
предоставления жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из их числа.
В целях активизации жилищного
строительства для создания необходимого
объема предложения на рынке жилья
Правительство Республики Тыва
сосредоточило усилия на увеличении
объемов жилищного строительства, в
первую очередь, на наращивании темпов
инвестиционного жилищного
строительства. Приняты
нормативно-правовые акты, упрощающие
условия предоставления земельных
участков инвесторам, в том числе
реализована возможность предоставления
инвесторам земельных участков под
строительство жилья и социально
значимых объектов без проведения
аукциона, что направлено на решение
жилищных проблем отдельных категорий
граждан.
Кроме того, Правительством Республики
Тыва принято решение о запуске
масштабных инвестиционных жилищных
проектов до 2030 года, по итогам реализации
которых планируется строительство 201
многоквартирного жилого дома с общим
количеством квартир 9005, общей площадью
405,64 тыс. кв. м жилья. В среднем ежегодно
планируется обеспечить ввод до 1100
квартир.
Общая площадь жилых помещений,
приходящаяся в среднем на одного жителя
республики, на начало 2022 г. составляет 14,8
кв. м (в среднем по стране - 18 кв. м).
Реализация масштабных инвестиционных
жилищных проектов, национального
проекта "Жилье и городская среда"
позволит обеспечить жильем население
республики до нормативного значения
площади жилых помещений в среднем на
одного человека.
Для обеспечения инженерной
инфраструктурой земельных участков,
предусмотренных под комплексную
застройку, развитие инженерной
инфраструктуры ведется за счет
инфраструктурных бюджетных кредитов,
федеральных программ "Чистая вода"
и "Стимул", Индивидуальной
программы социально-экономического
развития Республики Тыва до 2024 года.
Разрабатываются 8 проектов комплексной
застройки территорий с проектно-сметной
документацией на строительство наружных
инженерных сетей и 3 проекта на
строительство очистных сооружений. В
рамках комплексной застройки также
предусмотрено строительство объектов
образования (21 ед.), здравоохранения (4
ед.), спорта (9 ед.), культуры (8 ед.),
торговых центров (8 ед.).
В целях стимулирования спроса на рынке
жилья в условиях реализации масштабных
жилищных проектов также прорабатываются
вопросы снижения процентной ставки по
ипотечному кредитованию, аналогичной
дальневосточной ипотеке. Кроме того,
планируется реализовать региональную
льготную ипотечную программу с целью
привлечения и удержания молодых
специалистов в востребованных отраслях
в республике.
Вышеприведенные меры приведут к
улучшению жилищных условий граждан,
развитию механизма проектного
финансирования, льготного кредитования,
созданию дополнительного фондирования
инвестиционного строительства, что
повысит доступность жилья для населения
республики.
С 2021 по 2035 годы всего будет введено жилья
в объеме 2408,5 тыс. кв. м по базовому
сценарию.
6. Социальная сфера
В республике сохранится устойчивая
тенденция к увеличению численности
населения, в основном за счет
естественного прироста. К 2035 году
численность населения республики
возрастет до 361,8 тыс. человек. В структуре
населения сохранится высокий удельный
вес населения младше трудоспособного
возраста (детского населения), в силу
сложившейся демографической ситуации по
рождаемости населения.
Увеличению рождаемости способствуют
мероприятия, направленные на улучшение
репродуктивного здоровья женского
населения фертильного возраста,
проводятся диспансеризация и
профилактические медицинские осмотры.
Осуществление мер по своевременному и
раннему выявлению злокачественных
новообразований репродуктивной системы
организма человека, оказание
высокотехнологической медицинской
помощи, включая оказание процедуры ЭКО.
Для снижения смертности населения
осуществляются мероприятия по ведению
здорового образа жизни, снижению и
профилактике распространения
употребления алкогольных напитков,
суицидов и дорожно-транспортных
происшествий, в том числе путем
повышения уровня информированности
населения. Также реализуются
мероприятия по укреплению
материально-технической базы
медицинских организаций в рамках
национального проекта
"Здравоохранение", программы
"Модернизация первичного звена
здравоохранения Республики Тыва на 2021 -
2025 годы". В рамках программных
мероприятий предусмотрено
строительство объектов здравоохранения
18 медицинских организаций, продолжатся
реконструкция, капитальный ремонт
медицинских организаций, приобретение
медицинского оборудования, цифровизация
отрасли.
Для обеспечения медицинских организаций
квалифицированными врачебными кадрами
продолжится подготовка кадров в рамках
целевой подготовки, особенно по узким
специальностям, а также реализация
программы "Земский доктор"
способствует закрытию вакансий в
кожуунных учреждениях здравоохранения.
Наряду с федеральной программой
"Земский доктор" в республике с 2019
года действует региональная программа
предоставления единовременных
компенсационных выплат в размере 1 млн.
рублей врачам тех специальностей, по
которым наблюдается наиболее острый
дефицит. Перечень утверждается ежегодно,
особое место уделяется таким
специалистам, как фтизиатры,
акушеры-гинекологи,
анестезиологи-реаниматологи,
инфекционисты, травматологи-ортопеды и
другие "узкие" специалисты.
Указанные меры будут способствовать
укреплению кадрового потенциала
государственной и муниципальной системы
здравоохранения, а также будет являться
дополнительным стимулом для закрепления
как молодых специалистов, так и опытных
со стажем работы в сельской местности и в
г. Кызыле.
В целях укрепления здоровья населения в
прогнозный период продолжится принятие
мер по строительству объектов
здравоохранения, в том числе для
оказания качественной первичной и
высокотехнологичной медицинской помощи,
что скажется, в первую очередь, на
снижении заболеваемости и смертности
населения от туберкулеза,
онкологических и сердечно-сосудистых
заболеваний.
Таким образом, будут приниматься меры по
достижению поставленных целей в
соответствии со Стратегией развития
здравоохранения Республики Тыва до 2030
года, а также активная поддержка и
внедрение инновационного направления
цифровых технологий, такого как
внедрение искусственного интеллекта в
лечебно-диагностический процесс и
применение персональных медицинских
портативных устройств для наблюдения
пациента в дистанционном режиме.
Уровень жизни населения. В целях
повышения уровня жизни населения
республики утверждена Стратегия по
повышению уровня доходов населения и
снижению доли населения с доходами ниже
величины прожиточного минимума в
Республике Тыва к 2030 году, в рамках
которой предусмотрена реализация
комплексного плана мероприятий. На
период до 2035 года на рост денежных
доходов на одного жителя окажет влияние
повышение заработных плат в отраслях
экономики и социальной сферы, включая
работников бюджетных учреждений в
рамках Указа Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, индексация
социальных выплат, повышение размера
минимального размера оплаты труда,
легализация неформальной занятости.
Кроме того, будет продолжена работа по
предоставлению в полном объеме мер
социальной поддержки семьям с детьми и
отдельным категориям населения.
Реализация национальных и региональных
проектов, новых инвестиционных проектов
в отраслях экономики и социальной сфере,
развитие отраслей экономики в целом
будет способствовать созданию новых
рабочих мест и соответственно росту
доходов населения.
К 2035 году денежные доходы на одного
жителя республики к уровню 2021 года
возрастут в 1,8 раза и достигнут 39,4 тыс.
рублей по базовому сценарию. Уровень
бедности снизится до 10 процентов.
Среднемесячная заработная плата
составит 83,5 тыс. рублей, рост в 1,8 раза к
уровню 2021 года.
Рынок труда. В прогнозируемом периоде
для сокращения уровня безработицы
основными целями являются обеспечение
занятости населения, создание условий
для развития рынка труда, учитывающего
потребности экономики региона,
поддержка работодателей, создающих
новые рабочие места.
Создание новых рабочих мест в
приоритетных направлениях развития
экономики республики, включающих
освоение минерально-сырьевой базы,
производство и переработку
сельскохозяйственной продукции,
развитие торговли, строительства,
дорожно-транспортного комплекса,
информационных технологий, повышение
конкурентоспособности граждан на рынке
труда за счет организации
профессионального обучения или
получения дополнительного
профессионального образования
безработными гражданами, а также
повышение квалификации работающих и
безработных граждан являются
приоритетными направлениями в сфере
занятости.
Также способствуют повышению уровня
занятости населения содействие
предпринимательской деятельности и
самозанятости безработных граждан, в том
числе за счет реализации мер
государственной социальной помощи на
основании социального контракта.
Продолжатся поддержка и содействие
трудоустройству граждан, ищущих работу,
легализация теневой занятости и
обеспечение подготовки востребованных и
высококвалифицированных специалистов.
В соответствии с поставленными задачами
к 2035 году планируется снижение уровня
общей безработицы с 15 процентов до 5,8
процента, то есть снижение на 9,2
процентных пункта, общая численность
безработных граждан снизится до 7,6 тыс.
человек.
7. Финансы. Консолидированный бюджет
Республики Тыва
При формировании прогноза
консолидированного бюджета до 2035 года
учтены следующие факторы: реализация на
территории Республики Тыва национальных
проектов, государственных программ и
Индивидуальной программы
социально-экономического развития,
также запуск с 2021 года новых механизмов
региональной поддержки - новые
инвестиционные проекты (в 2022 году - 181,3
млн. рублей) и инфраструктурный
бюджетный кредит (с 2022 по 2025 годы 4
инфраструктурных проекта на общую сумму
1331,8 млн. рублей).
В 2021 году общий объем доходов бюджета
республики увеличился на 11 процентов до
53498,2 млн. рублей, расходы также
увеличились на 11 процентов, составив 53853,1
млн. рублей. Общий дефицит бюджета
республики составил 354,9 млн. рублей.
В связи с высокодотационностью бюджета
республики ежегодно, в первую очередь,
обеспечиваются социально значимые
расходы, в том числе заработная плата с
начислениями, социальные выплаты, оплата
коммунальных услуг, взносы на
обязательное медицинское страхование
неработающего населения.
К 2035 году ожидается поступление доходов
консолидированного бюджета Республики
Тыва в объеме 45511,8 млн. рублей (по
консервативному варианту) и 46422 млн.
рублей по базовому варианту.
Безвозмездные поступления, получаемые
из других бюджетов бюджетной системы, на
период 2026 - 2036 годов предусмотрены на
уровне 2025 года в объеме, утвержденном в
бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и
2025 годов.
Рост доходов обусловлен наращиванием
налоговой базы по налогу на прибыль,
налогу на имущество организаций и налогу
на доходы физических лиц от реализации
новых инвестиционных проектов на
территории Республики Тыва, запускаемых
в рамках новых механизмов
государственной поддержки (новые
инвестиционные проекты, индивидуальная
программа социально-экономического
развития, инфраструктурных бюджетных
кредитов) и запускаемых в рамках частных
инвестиций, также на рост доходов влияют
прирост прогнозных макроэкономических
показателей до 2035 года, в частности
добыча полезных ископаемых, объем
валовой продукции в отраслях, валовой
региональный продукт, инвестиции, фонда
оплаты труда.
В структуре расходов консолидированного
бюджета Республики Тыва в 2021 году
традиционно преобладают расходы на
социальную сферу в сумме 36525,4 млн. рублей
или 67,8 процента от общего объема
расходов. Из них расходы на образование
составляют 28 процентов, социальную
политику - 25, здравоохранение - 10,
культуру - 4 процента.
В 2035 году прогнозные показатели расходов
консолидированного бюджета составят 46422
млн. рублей (по базовому варианту) и 45511,8
млн. рублей по консервативному варианту.
Приложение
к долгосрочному прогнозу
социально-экономического развития
Республики Тыва на период до 2035 года
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДОЛГОСРОЧНОГО
ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ДО 2035 ГОДА
Показатели |
Единица измерения |
Отчет |
Оценка |
Прогноз | |||||||||||||||||||||||||
|
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
2031 |
2032 |
2033 |
2034 |
2035 | |||||||||||||
|
|
|
|
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
|
|
|
|
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
1. Демографические показатели | |||||||||||||||||||||||||||||
Численность населения, в том числе: |
тыс. человек |
332,6 |
336,0 |
338,1 |
339 |
340,5 |
342,0 |
343,2 |
344,5 |
344,9 |
346,3 |
346,7 |
348,1 |
348,4 |
349,8 |
350,1 |
351,5 |
351,8 |
353,2 |
353,6 |
355 |
355,4 |
356,8 |
357,1 |
358,5 |
358,8 |
360,2 |
360,4 |
361,8 |
младше трудоспособного возраста |
тыс. человек |
112,9 |
116,5 |
119,0 |
119,4 |
121,7 |
122,1 |
123,5 |
124,3 |
122,6 |
123 |
120,6 |
121 |
118,6 |
119 |
116,6 |
117 |
114,6 |
115 |
112,6 |
113 |
111,6 |
112 |
110,6 |
111 |
109,6 |
110 |
108,6 |
109 |
трудоспособного |
тыс. человек |
184,6 |
186,2 |
187,8 |
188,1 |
189,7 |
190,2 |
191,8 |
192,2 |
194,6 |
195,2 |
197,8 |
198,2 |
200,8 |
201,2 |
203,8 |
204,2 |
206,8 |
207,2 |
209,8 |
210,2 |
211,8 |
212,2 |
213,8 |
214,2 |
215,8 |
216,2 |
217,8 |
218,2 |
старше трудоспособного |
тыс. человек |
35,1 |
33,3 |
31,3 |
31,5 |
29,1 |
29,7 |
27,9 |
28,0 |
27,7 |
28,1 |
28,3 |
28,9 |
29 |
29,6 |
29,7 |
30,3 |
30,4 |
31 |
31,2 |
31,8 |
32 |
32,6 |
32,7 |
33,3 |
33,4 |
34 |
34 |
34,6 |
2. Валовой региональный продукт | |||||||||||||||||||||||||||||
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет), всего |
млн. руб. |
86596 |
95215 |
98715 |
99715 |
102715 |
105015 |
107215 |
111515 |
111815 |
117015 |
116715 |
122915 |
121815 |
128915 |
127215 |
135415 |
133115 |
142015 |
139615 |
150315 |
146715 |
160515 |
154515 |
172015 |
163115 |
184815 |
172715 |
199315 |
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в постоянных ценах |
95,9 |
100,0 |
100,5 |
101,2 |
100,3 |
101,4 |
100,3 |
102,0 |
100,3 |
101,9 |
100,4 |
102,0 |
100,4 |
101,8 |
100,4 |
102,0 |
100,6 |
102,3 |
100,8 |
102,1 |
101,0 |
102,7 |
101,3 |
103,0 |
101,5 |
103,3 |
101,8 |
103,7 |
3. Промышленное производство | |||||||||||||||||||||||||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн. руб. |
27465 |
36286 |
34108,8 |
36543,1 |
35593,8 |
37748,7 |
36305,5 |
39635,2 |
36668,5 |
42409,4 |
37401,1 |
46225,3 |
38105,1 |
49460,4 |
39095,1 |
52427,1 |
40338,1 |
57669,7 |
41438,1 |
59976,4 |
42596,4 |
63574,5 |
43931,8 |
68024 |
45464,1 |
72145,5 |
46729,1 |
73471 |
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
106,3 |
137,1 |
85,7 |
100,8 |
100,7 |
103,3 |
102 |
105 |
101 |
107 |
102 |
109 |
101 |
107 |
101 |
106 |
102 |
110 |
100 |
104 |
101 |
106 |
102 |
107 |
103 |
109 |
102 |
109 |
4. Сельское хозяйство | |||||||||||||||||||||||||||||
Объем валовой продукции сельского хозяйства |
млн. руб. |
8429 |
8409 |
8733 |
8776 |
8922 |
8976 |
9112 |
9194 |
9333 |
9397 |
9540 |
9624 |
9770 |
9866 |
10016 |
10134 |
10288 |
10430 |
10588 |
10745 |
10908 |
11124 |
11292 |
11527 |
11702 |
11910 |
12091 |
12306 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,1 |
95,9 |
102,0 |
102,2 |
100,8 |
101,2 |
101,3 |
101,6 |
101,0 |
101,2 |
101,2 |
101,4 |
101,4 |
101,5 |
101,5 |
101,7 |
101,7 |
101,9 |
101,9 |
102 |
102,2 |
102,5 |
102,5 |
102,6 |
102 |
102,3 |
102 |
102,3 |
5. Инвестиции | |||||||||||||||||||||||||||||
Объем инвестиций в основной капитал |
млн. руб. |
14751,5 |
15571,5 |
15346,5 |
16102,8 |
16072,4 |
17191,4 |
17153,3 |
18489,5 |
17407,7 |
19904,4 |
17879,7 |
21473,4 |
18344,8 |
22770,1 |
19063,2 |
23930,4 |
19718,7 |
25200,0 |
20447,4 |
26664,5 |
21429,3 |
28311,5 |
22419,9 |
30190,0 |
23474,7 |
32326,5 |
24647,1 |
34696,6 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
68,2 |
92,7 |
93,2 |
97,7 |
99,6 |
101,4 |
101,8 |
102,6 |
101,0 |
103,0 |
102,1 |
103,6 |
102,3 |
103,9 |
102,9 |
104,0 |
102,6 |
104,1 |
102,6 |
104,7 |
102,8 |
104,1 |
102,9 |
104,8 |
103,0 |
105,0 |
103,1 |
105,0 |
6. Ввод жилья | |||||||||||||||||||||||||||||
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м |
108,5 |
139,0 |
90,0 |
130,0 |
94,0 |
140,0 |
112,0 |
155,0 |
119,8 |
175,0 |
117,0 |
171,0 |
128,5 |
172,0 |
117,1 |
173 |
156,7 |
174 |
150 |
175 |
150 |
176 |
150 |
177 |
150 |
178 |
150 |
179 |
7. Рынок товаров и услуг | |||||||||||||||||||||||||||||
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
29662 |
34444 |
38000 |
38250 |
41280 |
42200 |
45370 |
46800 |
49000 |
50700 |
53090 |
55100 |
57100 |
59500 |
61300 |
64010 |
65850 |
69000 |
70750 |
74600 |
76200 |
80800 |
82000 |
85000 |
85600 |
89000 |
90400 |
94200 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
109,7 |
103,4 |
104 |
105 |
104 |
105 |
106 |
106 |
106 |
106 |
106 |
106 |
105 |
105 |
105 |
105 |
105 |
105 |
105 |
106 |
106 |
106 |
105 |
103 |
103 |
104 |
103 |
104 |
Объем платных услуг населению |
млн. руб. |
8069 |
8995 |
9950 |
10160 |
10900 |
11400 |
11850 |
12600 |
12572 |
13133 |
13493 |
14177 |
14649 |
15334 |
15752 |
16553 |
17005 |
17937 |
18392 |
19475 |
19892 |
21145 |
21556 |
23024 |
23539 |
25239 |
25853 |
27932 |
Индекс физического объема платных услуг |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
117,8 |
105,0 |
103 |
106 |
105 |
107 |
105 |
106 |
103 |
103 |
103 |
103 |
103 |
104 |
103 |
103 |
103 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
105 |
Индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года) |
к соответствующему периоду предыдущего года, % |
107,8 |
110,3 |
107,0 |
106,0 |
106,0 |
105,0 |
104,2 |
104,0 |
104,2 |
104,0 |
104,2 |
104,0 |
104,1 |
104,0 |
104,1 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
103,9 |
104,0 |
103,5 |
104,0 |
103,5 |
104,0 |
103,0 |
8. Денежные доходы населения | |||||||||||||||||||||||||||||
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% |
99,3 |
99,0 |
96,0 |
99,2 |
99,0 |
100,5 |
101,0 |
101,5 |
101,8 |
103,0 |
102,6 |
104,2 |
103,6 |
105,1 |
104,3 |
106,4 |
105,7 |
107,8 |
106,9 |
108,0 |
107,5 |
109,6 |
108,0 |
110,5 |
109,7 |
112,0 |
111,0 |
113,8 |
Среднемесячная заработная плата одного работника |
руб. |
46084,3 |
51845,0 |
53659,6 |
54437,3 |
55269,4 |
56505,9 |
57203,8 |
58766,1 |
59588 |
62799 |
62150 |
64683 |
64325 |
66947 |
66577 |
68955 |
69573 |
71713 |
71660 |
73865 |
73810 |
75711 |
75286 |
77983 |
77545 |
80712 |
79871 |
83537 |
Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц |
руб. |
21651,8 |
23383,9 |
24202,3 |
25020,8 |
24928,4 |
26021,6 |
25850,8 |
26932,4 |
26962,3 |
28009,7 |
28310,5 |
29550,2 |
29690,3 |
31027,7 |
30877,9 |
32268,8 |
31958,6 |
33398,2 |
33236,9 |
34400,2 |
34167,6 |
35432,2 |
35465,9 |
36424,3 |
36884,6 |
37881,3 |
37991,1 |
39396,5 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % ко всему населению |
% |
28,2 |
29,3 |
28,7 |
27,1 |
26,5 |
25,2 |
24,8 |
23,3 |
23,8 |
22,0 |
22,6 |
21,2 |
21,8 |
20,6 |
19,0 |
16,5 |
17,4 |
15,0 |
16,2 |
14,8 |
15,7 |
14,0 |
14,2 |
13,1 |
13,8 |
12,5 |
11,4 |
10,0 |
9. Труд и занятость | |||||||||||||||||||||||||||||
Общая численность безработных (по методологии МОТ) |
тыс. человек |
19,1 |
12,3 |
15,0 |
13,6 |
14,8 |
13,1 |
14,2 |
12,6 |
14,2 |
12,1 |
14,1 |
11,6 |
14,1 |
11,1 |
10,9 |
10,6 |
10,0 |
10,1 |
10,0 |
9,6 |
8,8 |
9,1 |
7,6 |
8,6 |
10,0 |
8,1 |
8,8 |
7,6 |
Уровень безработицы (по методологии МОТ) |
в % к занятым |
15,0 |
9,5 |
11,5 |
10,5 |
11,4 |
10,1 |
10,5 |
9,7 |
10,5 |
9,3 |
9,5 |
8,9 |
9,5 |
8,5 |
9,1 |
8,1 |
7,0 |
7,7 |
7,0 |
7,4 |
6,5 |
7,0 |
6,6 |
6,6 |
7,0 |
6,2 |
6,0 |
5,8 |
10. Консолидированный бюджет Республики Тыва | |||||||||||||||||||||||||||||
Доходы |
млн. руб. |
53498,2 |
60364,0 |
57987,1 |
58567,0 |
47727,5 |
48682,0 |
38578,4 |
39350,0 |
39155,9 |
39939,0 |
39755,9 |
40551,0 |
40381,4 |
41189,0 |
41030,4 |
41851,0 |
41705,9 |
42540,0 |
42408,8 |
43257,0 |
43139,2 |
44002,0 |
43899,0 |
44777,0 |
44690,2 |
45584,0 |
45511,8 |
46422,0 |
Расходы |
млн. руб. |
53853,1 |
62433,0 |
59486,1 |
60081,0 |
48224,5 |
49189,0 |
39252,9 |
40038,0 |
39155,9 |
39939,0 |
39755,9 |
40551,0 |
40381,4 |
41189,0 |
41030,4 |
41851,0 |
41705,9 |
42540,0 |
42408,8 |
43257,0 |
43139,2 |
44002,0 |
43899,0 |
44777,0 |
44690,2 |
45584,0 |
45511,8 |
46422,0 |
Дефицит (-), профицит (+) |
млн. руб. |
-354,9 |
-2069,0 |
-1499,0 |
-1514,0 |
-497,0 |
-507,0 |
-674,5 |
-688,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |