Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2023 года N 93-п


Об утверждении прогноза социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2034 года

(с изменениями на 24 января 2025 года)

(в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 01.02.2024 N 41-п, от 24.01.2025 N 28-п)




     В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановлением Правительства Тюменской области от 11.06.2015 N 247-п "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период":


     1. Утвердить Прогноз социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2034 года согласно приложению к настоящему постановлению.


     2. Признать утратившими силу постановления Правительства Тюменской области:


     от 21.11.2016 N 529-п "Об утверждении Прогноза социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2030 года";


     от 03.12.2018 N 476-п "О внесении изменений в постановление от 21.11.2016 N 529-п";


     от 11.03.2020 N 118-п "О внесении изменений в постановление от 21.11.2016 N 529-п";


     от 04.03.2021 N 109-п "О внесении изменений в постановление от 21.11.2016 N 529-п";


     от 07.02.2022 N 43-п "О внесении изменений в постановление от 21.11.2016 N 529-п".



Губернатор области
А.В.МООР



Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 2 марта 2023 г. N 93-п



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2034 ГОДА

(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 24.01.2025 N 28-п)



     1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Тюменской области за 2021 год


     В 2021 году в Тюменской области по основным показателям социально-экономического развития отмечалась положительная динамика. Наблюдался рост промышленного производства. Продолжалась реализация инвестиционных проектов. Увеличивалась численность населения области.


     По данным органов государственной статистики в 2021 году объем валового регионального продукта области составил 1 573,4 млрд рублей (102,7% к 2020 году в сопоставимых ценах). Доля промышленности в ВРП - 43,9%.


     Индекс промышленного производства в 2021 году составил 104,4% к уровню 2020 года.


     По виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" индекс производства в 2021 году составил 95,8%, добыто 10,6 млн тонн нефти, что на 5,1% ниже уровня 2020 года.


     Основное влияние на показатели в отрасли оказывает деятельность компании ПАО НК "Роснефть", реализующей Уватский проект по освоению месторождений нефти в Уватском районе Тюменской области. Сокращение добычи нефти связано с применением нефтедобывающими предприятиями региона ограничительных мер в связи с санкционным давлением и действием ряда других факторов (истощение запасов, ремонт скважин на месторождениях).


     Рост промышленного производства в 2021 году обеспечен, в основном, существенными темпами роста обрабатывающих производств, где индекс производства в 2021 году составил 108,3%. Наибольшие темпы роста в секторе отмечены в производстве прочих готовых изделий (193,1%); лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (173,9%); готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (131,0%); производстве электрического оборудования (124,1%); текстильных изделий (119,7%); производстве мебели (116,6%); химических веществ и химических продуктов (116,4%); резиновых и пластмассовых изделий (113,7%); ремонте и монтаже машин и оборудования (112,7%); прочих транспортных средств и оборудования (112,5%); производстве прочей неметаллической минеральной продукции (110,1%).


     В пищевой промышленности индекс производства в 2021 году составил 105,4%. В сравнении с 2020 годом увеличилось производство мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы на 29,7%; полуфабрикатов мясных, мясосодержащих, охлажденных, замороженных - на 23,6%; комбикормов - на 21,8%; выпуск творога - на 2,5%; продуктов кисломолочных - на 1,3%; крупы - на 1,0%; хлебобулочных изделий недлительного хранения - на 0,9%. При этом снизилось производство изделий колбасных, включая изделия колбасные для детского питания на 2,8%; молока жидкого обработанного, включая молоко для детского питания - на 5,9%; кондитерских изделий - на 9,7%; муки - на 34%.


     В производстве напитков индекс производства составил 104,3%. Прирост объемов производства по сравнению с 2020 годом получен в производстве пива, кроме отходов пивоварения - на 40,6%; вод минеральных и газированных неподслащенных и неароматизированных - на 24,5%. Производство безалкогольных напитков прочих снизилось на 8,3%.


     По виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" индекс производства за 2021 год составил 103,9%; по виду деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 140,5%. Выработано 12,8 млрд кВт/час электроэнергии, что на 3,4% больше, чем в предыдущем году. Производство теплоэнергии возросло на 8,9% и составило 16,8 млн Гкал.


     В 2021 году хозяйствами всех категорий произведено продукции сельского хозяйства на сумму 86,3 млрд рублей (98,4% к 2020 году в сопоставимых ценах).


     Валовой сбор зерна составил 1 128,9 тыс. тонн (83,2% к 2020 году), производство картофеля - 319,6 тыс. тонн (99,4%), овощей - 116,0 тыс. тонн (91,5%).


     Собрано 33,7 тыс. тонн масличных культур, в том числе 29,4 тыс. тонн семян рапса (129,4% к 2020 году).


     Урожайность зерновых культур составила 16,3 ц/га, картофеля - 193,6 ц/га, овощей открытого грунта - 319,4 ц/га.


     Произведено 193,9 тыс. тонн мяса в живом весе (118,4% к уровню 2021 года), 557,4 тыс. тонн молока (100,4%), 1 382,9 млн штук яиц (88,8%).


     Продуктивность коров в сельскохозяйственных организациях (без СМП) повысилась на 8,7% до 8 345 килограммов молока на одну корову, яйценоскость кур-несушек снизилась на 0,9% до 329 штук.


     Закупки молока в хозяйствах населения сельскохозяйственными кооперативами в 2021 году составили 36,1 тыс. тонн.


     Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году по уточненным данным составил 235,6 млрд рублей (75,0% к 2020 году в сопоставимых ценах). По объему инвестиций на душу населения область на 4,5% ниже среднероссийского показателя (152,2 тыс. рублей и 159,3 тыс. рублей соответственно).


     В 2021 году объем выполненных работ по виду экономической деятельности "Строительство" составил 164,1 млрд рублей (90,0% к 2020 году в сопоставимых ценах).


     Организациями всех форм собственности и населением (с учетом жилых домов, построенных на земельных участках для ведения садоводства) введено 1 706,2 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (107,9% к уровню 2020 года). Доля жилья, построенного населением, составила 46,9% от общего ввода (800,3 тыс. кв. метров).


     В 2021 году оборот розничной торговли составил 462,3 млрд рублей (105,3% к предыдущему году в сопоставимых ценах). В расчете на душу населения реализовано товаров на сумму 298,7 тыс. рублей, что на 10,4% превышает среднероссийский уровень.


     В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий - 46,8%, непродовольственных товаров - 53,2%.


     Населению области предоставлено платных услуг на сумму 131,1 млрд рублей (125,5% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах), в расчете на душу населения - 82,1 тыс. рублей. Наибольший удельный вес в структуре платных услуг занимали транспортные услуги (25,0%), коммунальные (17,9%), телекоммуникационные (12,7%), медицинские (8,8%), бытовые (7,8%), услуги системы образования (7,6%) и жилищные услуги (6,9%).


     Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января 2022 года составила 3 956 человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,54% к численности рабочей силы.


     Коэффициент напряженности на региональном рынке труда составил 0,2 человека на 1 вакансию.


     Денежные доходы населения в расчете на одного жителя в 2021 году составили 33,0 тыс. рублей (106,4% к уровню 2020 года).


     Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2021 год сложилась в сумме 55,3 тыс. рублей (107,3% к предыдущему году).


     Численность населения региона на 1 января 2022 года составила 1 602,7 тыс. человек (с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года).


     2. Определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития, оценка факторов и ограничений экономического роста, направления социально-экономического развития и целевые показатели, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития Тюменской области по отдельным видам деятельности, на долгосрочный период


     2.1. Условия и характеристики вариантов социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период.


     Прогноз социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2034 года (далее - Прогноз) разработан в двух вариантах с учетом прогноза социально-экономического развития Тюменской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, одобренного на заседании Президиума Правительства Тюменской области 25.10.2024.


     При формировании вариантов Прогноза также учтены тенденции социально-экономического развития области, прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный (одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 24.09.2024, протокол N 28) и долгосрочный (утвержден Правительством Российской Федерации 22.11.2018, протокол N 34, раздел II, пункт 2) периоды.


     Прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период - документ стратегического планирования, разработанный с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204, от 07.05.2024 N 309; Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р; Закона Тюменской области от 24.03.2020 N 23 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года".


     Прогноз разработан в двух вариантах (консервативном и базовом) в зависимости от сочетания внутренних и внешних условий, а также с учетом факторов и ограничений экономического роста Тюменской области и представлен в приложении N 1 к настоящему Прогнозу. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых на федеральном и региональном уровне мер, направленных на рост экономики и доходов населения.


     Основным драйвером роста выступит внутренний спрос, как потребительский, так и инвестиционный.


     Инвестиционная привлекательность региона стимулирует рост инвестиций в основной капитал. Инвестиционная активность обеспечит рост объемов предложения отечественных товаров и позволит в среднесрочном периоде удовлетворять растущий потребительский спрос.


     Поддержку потребительскому спросу на долгосрочном горизонте окажет дальнейший рост реальных располагаемых денежных доходов населения. В 2025 - 2034 годах ожидается увеличение номинальных заработных плат, а также рост реальной заработной платы, которому будет способствовать, в том числе, ежегодное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ).


     Реализация федеральными и региональными властями мероприятий, направленных на стимулирование занятости, на повышение производительности труда и адаптацию рабочей силы к изменяющимся условиям, будет способствовать поддержанию стабильности на рынке труда.


     Консервативный вариант предусматривает более существенное замедление роста мировой экономики, а также усиление санкционного давления, в том числе за счет вторичных санкций для дружественных и нейтральных стран. В этих условиях траектория цен на экспортные товары в консервативном варианте складывается ниже, чем в базовом.


     Консервативный вариант предполагает более низкий вариант развития демографии: более низкую рождаемость, большую смертность и меньший миграционный прирост. Соответственно, предполагается более низкая численность занятых в экономике. При этом производительность труда будет расти меньшими темпами.


     Кроме того, консервативный сценарий предполагает дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики Банком России.


     Таким образом, экономика будет более волатильна, а условия для инвестиций менее предсказуемы, что приведет к более низким темпам роста экономики на всём прогнозном горизонте.


     Базовый вариант Прогноза предполагает рост численности населения как за счет естественного, так и за счет миграционного приростов. Консервативный вариант Прогноза предполагает рост численности населения за счет миграционного прироста. Среднегодовая численность населения Тюменской области в 2034 году по консервативному варианту составит 1 628,2 тыс. человек, по базовому варианту - 1 668,2 тыс. человек.


     Развитие научно-инновационной сферы Тюменской области будет направлено на решение приоритетных задач, установленных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2024 N 45: формирование эффективной системы взаимодействия науки, технологий и производства; создание инфраструктуры и условий для проведения научных исследований и разработок, внедрения наукоемких технологий; создание возможностей для выявления и воспитания талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий и технологического предпринимательства; формирование эффективной системы управления в области науки, технологий и производства; формирование модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области научных исследований и разработок.


     Одним из важнейших факторов развития экономики в долгосрочной перспективе должны стать комплексные меры по повышению производительности труда. Это будет способствовать росту конкурентоспособности производств и увеличению результатов их деятельности. Ожидается, что производительность труда по области в 2034 году вырастет по консервативному в 1,1 раза, по базовому варианту в 1,2 раза к уровню 2021 года.


     Особое внимание будет уделено состоянию окружающей среды и природных ресурсов. В долгосрочном периоде будут продолжены мероприятия по строительству и модернизации канализационных очистных систем и гидротехнических сооружений; расчистке водных объектов, установлению водоохранных зон; проведению работ по берегоукреплению, защите территорий от подтопления; ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, рекультивации загрязненных земель; сбору и переработке биологических отходов агропромышленного комплекса; ликвидации бесхозяйных аварийных скважин, развитию и эксплуатации инфраструктуры по организации сбора, транспортировки и сортировки твердых коммунальных отходов.


     2.2. Оценка факторов и ограничений социально-экономического роста Тюменской области на долгосрочный период.


     Определяющее воздействие на экономику Тюменской области будут преимущественно оказывать следующие внешние факторы: состояние и тенденции развития мировой и российской экономики, санкционное давление недружественных стран, конъюнктура мировых товарно-сырьевых рынков, соглашение со странами ОПЕК+ об ограничении добычи нефти, налоговая политика, таможенно-тарифная политика, параметры инфляции, динамика обменного курса рубля, меры поддержки экономики, реализуемые на федеральном уровне.


     В прогнозном периоде уровень мировых цен стабилизируется. Давление на конъюнктуру мировых рынков, в первую очередь, будет оказывать относительно умеренный рост экономик развивающихся стран. Вместе с тем, по мере переориентации экспортных поставок в нейтральные страны дисконт экспортной цены на российскую нефть на прогнозном горизонте будет сокращаться.


     Среди внутренних факторов наиболее значимое влияние окажут - пространственная организация территории, тенденции демографического развития, региональная бюджетная политика, меры поддержки экономики, реализуемые на региональном уровне.


     2.3. Направления социально-экономического развития Тюменской области, количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития по отдельным видам деятельности (по вариантам Прогноза).


     2.3.1. Инвестиции


     В Прогнозном периоде динамика инвестиций будет неравномерной.


     С учетом завершения крупных инвестиционных проектов существенного роста инвестиций в основной капитал не прогнозируется до 2027 года по обоим вариантам прогноза, в дальнейшем, при стабильном стимулировании инвестиционной активности прогнозируется положительная динамика на уровне 101,0-102,0% ежегодно по консервативному варианту, на уровне 103,0-103,7% - по базовому варианту.


     В 2034 году по консервативному варианту Прогноза на развитие экономики будет направлено 622,3 млрд рублей инвестиций (индекс физического объема составит 124,8% к уровню 2021 года в сопоставимой оценке), по базовому варианту - 802,5 млрд рублей (160,9% к уровню 2021 года).


     На протяжении прогнозного периода продолжится вложение инвестиций в реализацию проектов в добыче нефти, в агропромышленном комплексе, машиностроении, фармацевтике, в создание объектов транспортной и социальной инфраструктуры.


     Значительные инвестиции в развитие экономики будут обеспечены:


     в нефтедобыче за счет дальнейшей реализации проектов по созданию нефтедобывающей инфраструктуры, а также реализации проектов по освоению новых месторождений;


     в нефтепереработке за счет развития мощностей по переработке легкого углеводородного сырья на Тобольской промышленной площадке и мощностей Тюменского нефтеперерабатывающего завода;


     в производстве химических веществ и химических продуктов благодаря реализации проектов по созданию новых производственных мощностей по выпуску химической продукции на Тобольской промышленной площадке;


     в производстве пищевых продуктов за счет развития глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, развития биотехнологий, строительства линейного элеватора в области как одного из объектов нового сухопутного коридора экспорта злаковых, бобовых и масличных культур в Китай из Сибири, Дальнего Востока и части Урала;


     в производстве резиновых и пластмассовых изделий - проекты создания новых и развития действующих производств по выпуску различных видов продукции из полимерных материалов;


     в производстве лекарственных средств за счет реализации проектов по производству фармацевтических препаратов;


     в транспорте планируется строительство транспортных развязок и мостов, реконструкция автомобильных дорог с доведением их до I технической категории (с увеличением числа полос движения до четырех вместо двух в настоящее время) на участках Тюмень - Ишим - граница Омской области федеральной автодороги "Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск", Тюмень - Тобольск - граница ХМАО - Югры федеральной автодороги "Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск" и Тюмень - граница Курганской области федеральной автодороги "Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск, подъезд к г. Тюмени" ("Иртыш"), строительство отдельных участков второго обхода г. Тюмени, развитие Тюменского железнодорожного узла, строительство третьего электрифицированного железнодорожного пути на участке Екатеринбург - Тюмень (Транссиб), организация скоростных городских и пригородных железнодорожных перевозок, развитие общественного транспорта в Тюменской агломерации и иных муниципальных образованиях, строительство подъездных и внутристанционных путей к новым промышленным территориям.


     В целях наращивания объемов инвестиций в области активно развивается кластерная политика: нефтегазовый кластер, нефтегазохимический кластер, строительно-индустриальный.


     Планируется строительство новых гостиниц и геотермальных курортов, строительство промышленного технопарка в г. Тюмени, создание новых логистических объектов, развитие социально значимых объектов на условиях государственно-частного партнерства.


     Один из эффективных инструментов для решения задач по развитию социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры территорий - это использование инструментов инфраструктурного меню.


     На достижение поставленной цели направлен широкий спектр мер государственного стимулирования инвестиционной активности, что представляется особенно важным в современных условиях. Масштабирование этих инструментов является одним из ключевых условий роста инвестиций в основной капитал.


     Деловая и инвестиционная активность субъектов предпринимательства обеспечит повышение финансовых результатов деятельности организаций.


     Прибыль прибыльных организаций к 2034 году по консервативному варианту Прогноза составит 676 млрд рублей (121,6% к уровню 2021 года), по базовому варианту - 743 млрд рублей (133,8% к уровню 2021 года).


     2.3.2. Строительство


     На развитие строительного комплекса будут оказывать влияние реализация в регионе мероприятий по активному развитию системы транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, а также реализация крупных проектов строительства промышленных производств.


     Значительное влияние на прогнозируемый рост объема строительных работ будет оказывать формирование рынка доступного жилья - одного из приоритетных направлений социально-экономического развития области. Основной задачей этого направления является повышение доступности жилья для населения путем строительства стандартного жилья, в том числе малоэтажного, отвечающего требованиям ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, а также арендного жилья.


     Ввод общей площади жилых домов в 2034 году ожидается в объеме 1 635 тыс. кв. метров - по консервативному, 1 817 тыс. кв. метров - по базовому вариантам развития. Всего в долгосрочной перспективе с 2022 по 2034 годы предполагается построить 23,7 - 25,6 млн кв. метров жилых домов в зависимости от вариантов развития.


     2.3.3. Промышленность


     В долгосрочной перспективе (2024 - 2034 годы) ожидается среднегодовая динамика промышленного производства в пределах 101,1-103,0% по вариантам развития с сохранением тенденции опережающего роста обрабатывающих производств (среднегодовая динамика - 102,1% и 104,0% по вариантам Прогноза).


     Индекс промышленного производства в 2034 году по сравнению с 2021 годом по консервативному варианту Прогноза составит 117,3%, по базовому - 143,2%.


     Индекс производства в добыче полезных ископаемых в 2034 году составит 72,5% и 88,3% в зависимости от вариантов развития (по сравнению с 2021 годом) и будет определяться динамикой дальнейшей реализации проектов по добыче нефти компаниями "Роснефть", "Сургутнефтегаз" и другими компаниями.


     Рост обрабатывающего сектора в 2034 году к 2021 году составит 138,8% по консервативному варианту, 169,4% - по базовому варианту.


     Рост ожидается в производстве химических веществ и химических продуктов, лекарственных средств, резиновых и пластмассовых изделий, кокса и нефтепродуктов, прочей неметаллической минеральной продукции, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, машин и оборудования, электрического оборудования, в обработке древесины и производстве изделий из дерева, металлургическом производстве, производстве готовых металлических изделий за счет увеличения загрузки действующих и создания новых производственных мощностей.


     Положительная динамика развития прогнозируется в производстве пищевых продуктов, где рост будет обеспечиваться за счет развития производств по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, в том числе с применением биотехнологий.


     Индекс производства в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха в 2034 году по сравнению с 2021 годом составит 105,2% - 117,3% по вариантам развития. Рост по данному виду деятельности прогнозируется за счет увеличения выработки электроэнергии, который будет обеспечен в основном загрузкой генерирующих мощностей компании "Форвард Энерго" в городе Тюмени и генерирующих мощностей компании "СИБУР" в городе Тобольске для обеспечения нужд создаваемых крупных химических производств, развитием малой генерации, а также роста производства тепловой энергии для производственных нужд предприятий компании "СИБУР" на Тобольской промышленной площадке.


     Значимым приоритетом развития жилищно-коммунального хозяйства области в прогнозном периоде является использование механизмов привлечения частных инвестиций (государственно-частное партнерство). Получение частным оператором долгосрочного права управления коммунальным имуществом позволит создать условия для привлечения внебюджетных средств с целью финансирования мероприятий по модернизации объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.


     2.3.4. Агропромышленный комплекс


     Главными приоритетами развития на долгосрочный период определены следующие направления: в животноводстве - наращивание поголовья крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, создание собственной племенной базы в молочном и мясном животноводстве, развитие промышленного производства свиней мясных пород, рост объемов производства в мясном и яичном птицеводстве, развитие производства инкубационного яйца индейки; в растениеводстве - развитие зернового производства, картофелеводства и овощеводства, в том числе закрытого грунта, с целью импортозамещения и максимального обеспечения населения Тюменской области (включая автономные округа) отечественной продукцией, развитие производств по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья с высокой добавленной стоимостью.


     Особое внимание по-прежнему планируется уделять развитию малых форм хозяйствования. Трансформации части личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) в крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - КФХ) и дальнейшему их развитию как формы малого предпринимательства в сельском хозяйстве будут способствовать предоставление государственной грантовой поддержки, развитие потребкооперации, интеграция с рыночной торговлей в городах, крупными и средними субъектами рынка.


     Важным инструментом развития агропромышленного комплекса станет реализация инвестиционных проектов, создание благоприятного инвестиционного климата. Продолжится работа по оказанию государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.


     Также развитию будет способствовать реализация механизма льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса.


     По консервативному варианту развития объемы продукции сельского хозяйства в 2034 году планируется увеличить до 162,3 млрд рублей (108,8% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах).


     Реализация приоритетных инвестиционных проектов обеспечит поступательное развитие сельского хозяйства с доведением объемов продукции сельского хозяйства по базовому варианту развития в 2034 году до 166,7 млрд рублей или 111,3% в сопоставимых ценах к уровню 2021 года.


     Предполагается дальнейшее развитие крупного агробизнеса, основанного на достижении высокой урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота с широким использованием автоматизированного и роботизированного производства.


     Одновременно с наращиванием производства будет продолжена работа по организации новых каналов поставок продукции, включая экспорт продукции агропромышленного комплекса.


     2.3.5. Транспорт и связь


     В прогнозном периоде планируются активные работы по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог и мостовых сооружений, развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта.


     В связи с ростом экономики и модернизацией транспортной инфраструктуры прогнозируется увеличение объемов грузоперевозок (в том числе за счет транзитных грузов), улучшение качественных характеристик и скоростей движения грузо- и пассажиропотоков.


     Приоритетными направлениями развития отрасли "Связь" в долгосрочной перспективе станет формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, высокий уровень ее доступности и качества предоставляемых услуг. Это создаст дополнительные возможности для широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовании, медицинском обслуживании, науке, культуре, социальной защите населения, средствах массовой информации, взаимодействии с органами государственной власти и повышения качества услуг в данных сферах.


     2.3.6. Малое и среднее предпринимательство


     В долгосрочной перспективе одним из важных факторов экономического роста Тюменской области останется развитие малого и среднего предпринимательства и повышение его роли в экономике. В первую очередь, это сфера услуг, отрасли обрабатывающих производств и сельское хозяйство.


     Важное значение в развитии малого и среднего предпринимательства имеют реализуемые в области крупные инвестиционные проекты, которые позволяют задействовать предпринимателей региона в процессе создания новых предприятий, привлекать к выполнению части заказов для нужд крупных предприятий, а также способствуют развитию сферы услуг.


     Развитие туристской отрасли (в области имеются различные рекреационные ресурсы, в том числе термальные воды, объекты историко-культурного наследия) позволит инициировать новые виды деятельности для населения в сфере услуг в туристской индустрии, развивать малое предпринимательство на базе традиционных (национальных) ремесел и промыслов.


     С 1 января 2020 года Тюменская область присоединилась к эксперименту по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".


     По Прогнозу в 2034 году численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, составит по консервативному варианту развития 357,7 тыс. человек (121,5% к 2021 году), по базовому варианту - 369,6 тыс. человек (125,6% к 2021 году).


     2.3.7. Потребительский рынок


     Для эффективного развития потребительского рынка в долгосрочной перспективе планируется реализация следующих проектов: создание условий для развития региональной сетевой торговли, привлечения инвестиций в развитие объектов потребительского рынка, развития эффективной логистической инфраструктуры с целью сокращения издержек, связанных со сбытом продукции местных товаропроизводителей и поставками товаров, произведенных за пределами области; реализация проектов по развитию магазинов шаговой доступности, специализированных и фирменных магазинов, мобильной торговли, альтернативных каналов сбыта продукции местных товаропроизводителей, в том числе КФХ и ЛПХ; содействие развитию конкуренции на рынках товаров и услуг региона.


     Прогноз потребительского рынка сформирован с учетом различных тенденций спроса на основные виды товаров и услуг в зависимости от вариантов развития экономики.


     Консервативный вариант характеризуется умеренными темпами роста потребительского спроса. В период с 2022 по 2034 год среднегодовой темп роста оборота розничной торговли составит 103,9%. Темп роста в 2034 году к 2021 году составит 164,7%. Среднегодовой темп роста платных услуг населению составит 102,6%, темп роста в 2034 году к 2021 году - 140,1%.


     Базовый вариант предусматривает более активную динамику потребительской активности. Среднегодовой темп роста оборота розничной торговли в период с 2022 по 2034 год составит 104,8%. Темп роста в 2034 году к 2021 году составит 184,9%. Среднегодовой темп роста платных услуг составит 103,0%, темп роста в 2034 году к 2021 году - 147,1%.


     2.3.8. ВРП


     Одним из ключевых индикаторов, позволяющих оценить развитие региональной экономики, является валовой региональный продукт.


     Консервативный вариант развития области будет характеризоваться умеренными темпами роста экономики за счет традиционных секторов, в том числе из-за невысокого инвестиционного спроса. К 2034 году ВРП в сравнении с 2021 годом в сопоставимых ценах увеличится в 1,2 раза. Сбалансированная бюджетная политика, переориентация экспортно-импортных поставок, развитие транспортно-логистических цепочек, обеспечение технологического суверенитета, а также эффективная реализация федеральных и региональных мер экономической политики по базовому варианту будут способствовать увеличению темпов роста экономики и повышению ее конкурентоспособности (рост ВРП в 2034 году в сопоставимых ценах по отношению к 2021 году составит 1,4 раза).


     Экономическое развитие области создаст условия для роста доходов населения, среднемесячная номинальная заработная плата в 2034 году вырастет по консервативному варианту в 3,0 раза, по базовому - в 3,2 раза к уровню 2021 года, фонд начисленной заработной платы в 2034 году вырастет в 3,0 раза и в 3,3 раза к уровню 2021 года соответственно.


     Приоритеты и направления развития экономики и социальной сферы увязаны с национальными целями развития и национальными проектами, обозначенными в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года". Региональные проекты, реализуемые в области в рамках национальных проектов, также направлены на достижение национальных целей.


     3. Прогноз баланса трудовых ресурсов Тюменской области, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности


     Прогноз баланса трудовых ресурсов Тюменской области подготовлен в соответствии с частью 2.2 статьи 3 Закона Тюменской области от 08.07.2003 N 155 "О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области". Прогноз баланса трудовых ресурсов разработан до 2034 года в двух вариантах и представлен в приложении N 2 к настоящему Прогнозу.


Потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности*

Единица измерения

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

оценка

консервативный вариант

базовый вариант

факт

факт

факт

факт

Иностранные трудовые мигранты

человек

90

29

87

66

595

894

894

в том числе по видам экономической деятельности:

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

человек

-

-

-

-

-

-

-

Обрабатывающие производства

человек

1

9

50

30

141

80

80

Строительство

человек

59

1

1

-

385

760

760

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

человек

1

1

7

2

1

-

-

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

человек

1

1

-

2

4

3

3

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

человек

-

-

-

-

-

-

-

Деятельность профессиональная, научная и техническая

человек

-

-

-

-

-

1

1

Образование

человек

2

-

-

-

-

-

-

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

человек

1

-

-

-

-

-

-

Деятельность в области здравоохранения

человек

-

-

-

-

2

-

-

Предоставление прочих видов услуг

человек

25

17

29

32

62

-

-



     * трудовые мигранты из стран с визовым порядком въезда на территорию Российской Федерации


     В 2021 году выдано 18 заключений о целесообразности привлечения 29 иностранных работников из стран с визовым порядком въезда на территорию Российской Федерации. Снижение числа привлекаемых иностранных работников из стран с визовым порядком въезда на территорию Российской Федерации в 2020 - 2021 годах обусловлено введением в целях обеспечения безопасности государства, защиты здоровья населения и нераспространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации временных ограничений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан.


     В 2022 году выдано 18 заключений о целесообразности привлечения 87 иностранных работников из стран с визовым порядком въезда на территорию Российской Федерации.


     В 2023 году выдано 16 заключений о целесообразности привлечения 66 иностранных работников из стран с визовым порядком въезда на территорию Российской Федерации.


     4. Основные параметры государственных программ Тюменской области

Наименование государственной программы Тюменской области

Цели государственной программы Тюменской области

1. Развитие жилищно-коммунального хозяйства

1.1. Улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30 процентов к 2030 году и на 60 процентов к 2036 году

1.2. Улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг для жителей Тюменской области

2. Модернизация систем коммунальной инфраструктуры

2.1. Повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг

3. Развитие гражданского общества, общественные связи и молодежная политика

3.1. Обеспечены гарантии реализации конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации о социально-экономическом развитии региона с сохранением удовлетворенности населения информационной открытостью исполнительных органов государственной власти Тюменской области на уровне не менее 71% к 2030 году

3.2. Обеспечена позитивная самореализация и интеграция молодежи в систему общественных отношений с достижением охвата молодежи, вовлеченной в деятельность по направлениям молодежной политики, не менее 36,7% от общей численности молодежи к 2030 году

4. Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы

4.1. Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, к 2030 году не менее 325,0 тыс. человек

4.2. Усиление интеграции научно-технической сферы и производства, обеспечивающей внедрение новых технологий

4.3. Увеличение к 2030 году внутренних затрат на исследования и разработки за счет увеличения инвестиций со стороны частного бизнеса на эти цели не менее чем в два раза

5. Развитие лесного комплекса

5.1. Повышена эффективность использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при гарантированном сохранении их ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций к 2030 году

6. Развитие имущественного комплекса

6.1. Стабильное ежегодное поступление доходов от управления и распоряжения имуществом и земельными ресурсами Тюменской области в областной бюджет не менее 100% от запланированного годового объема до 2030 года

6.2. Уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений к 2030 году составляет не менее 81,9%

7. Развитие ветеринарной службы

7.1. Недопущение случаев заболевания людей особо опасными инфекционными болезнями, общими для человека и животных

8. Развитие агропромышленного комплекса

8.1. Достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году - 65 334 рублей

8.2. Достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме - 133,9 процента от уровня 2021 года

8.3. Достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 111 процентов от уровня 2021 года

8.4. Достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 0,0233 млрд. долл. США к концу 2024 года

8.5. Сохранение к 2031 году доли населения сельских территорий и сельских агломераций в общей численности населения Тюменской области на уровне не ниже 33,97 процентов

8.6. Достижение к 2031 году соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 72,4 процентов

8.7. Повышение к 2031 году доли общей площади благоустроенных помещений, расположенных на сельских территориях, до 46,5 процентов

8.8. Сохранение в сельскохозяйственном обороте и повышение качественных характеристик сельскохозяйственных угодий за счет мелиоративных мероприятий на площади не менее 34,4554 тыс. га к концу 2030 года

9. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, гражданская оборона

9.1. Снижение числа погибших при чрезвычайных ситуациях и пожарах к 2030 году не менее чем на 12 процентов по сравнению с показателем 2019 года

10. Повышение конкурентоспособности экономики

10.1. Повышение конкурентоспособности предприятий региона

10.2. Обеспечение к 2030 году прироста объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 года

11. Недропользование и охрана окружающей среды

11.1. Обеспечение доступности информации о состоянии окружающей среды и минерально-сырьевой базы на 100% к 2030 году

11.2. Обеспечение восстановления водных экосистем, в том числе обеспечение надежной эксплуатации не менее 100% гидротехнических сооружений к 2030 году

11.3. Создание комфортной и безопасной среды для жизни путем создания контейнерных и специальных площадок, в целях обеспечения сортировки 100% отходов к 2030 году

12. Развитие жилищного строительства

12.1. Увеличен годовой объем ввода жилья до 1,917 млн кв. метров к 2030 году

13. Развитие транспортной инфраструктуры

13.1. Обеспеченность населенных пунктов пассажирскими перевозками всеми видами транспорта, на уровне не менее 98,54%

13.2. Увеличение к 2030 году доли соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог городских агломераций не менее чем до 85%, опорной сети автомобильных дорог - не менее чем до 85%, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения - не менее чем до 60%

14. Реализация государственной национальной политики

14.1. Гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации и доведение уровня доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, до 85 процентов к 2030 году

14.2. Обеспечение успешной социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество и отсутствие конфликтных ситуаций на межнациональной и межрелигиозной основе к 2030 году

14.3. Обеспечение прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, содействие развитию народных промыслов и ремесел в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и доведение доли граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, до 94,7 процентов к 2030 году

14.4. Гармонизация межконфессиональных отношений, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, профилактика проявлений религиозного экстремизма и доведение уровня доли граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений, до 85 процентов к 2030 году

14.5. Укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов и поддержание показателя доли граждан, положительно оценивающих уровень общественно-политической стабильности в регионе, на уровне 81 процента к 2030 году

15. Развитие внутреннего и въездного туризма

15.1. Повышение качества и конкурентоспособности региональных турпродуктов на российском и международном туристских рынках с увеличением туристского потока в Тюменскую область к 2030 году до 7 млн человек

16. Развитие информатизации

16.1. К 2030 году уровень "цифровой зрелости" отрасли "государственное управление" достигнет 100 процентов

16.2. До 2030 года обеспечена постоянная доступность центра обработки данных Правительства Тюменской области (не менее 98,5 процентов)

17. Развитие беспилотных авиационных систем

17.1. Создание инфраструктуры и условий для использования беспилотных авиационных систем в отраслях экономики

18. Антинаркотическая программа

18.1. Снижение общей заболеваемости наркоманией до 150,3 чел. на 100 тыс. населения к 2030 году

18.2. Увеличение доли больных наркоманией, находящихся в ремиссии более двух лет, до 12,4% от среднегодового числа больных наркоманией, состоящих на диспансерном учете к 2030 году

19. Развитие отрасли "Социальная политика"

19.1. Сохранение социальной обеспеченности и социального благополучия населения Тюменской области на уровне 100% к 2030 году

20. Развитие здравоохранения

20.1. Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 77,65 лет к 2030 году

20.2. Снижение смертности от всех причин до 9,9 на 1000 населения к 2030 году

20.3. Повышение удовлетворенности населения медицинской помощью до 55,8% к 2030 году

21. Развитие образования и науки

21.1. Сохранение 100-процентной доступности качественного дошкольного образования к 2030 году

21.2. Создание равных условий для получения качественного образования для всех обучающихся вне зависимости от места их проживания, в том числе с применением цифровых технологий, для не менее 90% обучающихся к 2030 году

21.3. Увеличение доли обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования, охваченных мероприятиями, направленными на раннюю профессиональную ориентацию, до 55 процентов к 2030 году

21.4. Увеличение доли обучающихся, вовлеченных в деятельность детских общественных объединений, до 60,7 процентов к 2030 году

21.5. Увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63 процентов к 2030 году

21.6. Повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников на протяжении всей профессиональной деятельности, с охватом 100 процентов к 2030 году

21.7. Увеличение доли зданий общеобразовательных учреждений, имеющих все виды благоустройств, до 100% к 2030 году

21.8. Создание инфраструктуры нового типа для реализации передовых образовательных и научных проектов

22. Развитие физической культуры, спорта и дополнительного образования

22.1. Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70% к 2030 году

22.2. Развитие спорта высших достижений и увеличение доли лиц, занимающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки

22.3. Увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, до 90,69% к 2030 году

23. Развитие культуры

23.1. Увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 67,97 млн посещений к 2030 году

23.2. Повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, в том числе поддержка к концу 2030 года не менее 127 творческих инициатив и проектов

24. Сохранение и использование объектов культурного наследия

24.1. Увеличение количества объектов культурного наследия, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, до 75,1% к 2030 году

25. Развитие промышленности и инвестиционной деятельности

25.1. Увеличение индекса промышленного производства в 2030 году до 130,2 процентов к периоду 2022 года

25.2. Увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата

26. Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений

26.1. Непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 0,24 процента

26.2. Создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности

27. Государственная программа по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа "Сотрудничество"

27.1. Дальнейшее социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области, включая интеграционные процессы в экономике и социальной сфере

28. Повышение безопасности дорожного движения

28.1. Снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях до уровня, не превышающего 8,1 человек на 100 тыс. населения к 2030 году

29. Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей

29.1. Улучшение условий для комплексного развития сферы потребительского рынка, эффективной, доступной защиты прав потребителей и обеспечения населения Тюменской области качественными товарами с увеличением оборота розничной торговли к 2030 году до 580 тысяч рублей на жителя

30. Профилактика правонарушений

30.1. Снижение количества зарегистрированных преступлений к 2030 году до 1 057,4 ед. на 100 тыс. населения

30.2. Повышение уровня раскрываемости преступлений к 2030 году до 96,6%

30.3. Снижение доли тяжких и особо тяжких преступлений против личности из общего количества зарегистрированных преступлений к 2030 году до 9,1%

30.4. Снижение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах, дворовых территориях, оборудованных системами видеонаблюдения, к 2030 году до 3 ед.



Приложение N 1
к Прогнозу социально-экономического развития Тюменской
области на долгосрочный период до 2034 года



ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2034 ГОДА

Показатели

Единица измерения

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

2027 г.

2028 г.

2029 г.

2030 г.

2031 г.

2032 г.

2033 г.

2034 г.

факт

факт

факт

факт

оценка

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

Вариант прогноза - консервативный

1. Демографические показатели

Численность населения (среднегодовая)

тыс. человек

1 584,2

1 596,0

1 605,6

1 612,0

1 617,4

1 619,8

1 620,5

1 621,0

1 621,5

1 622,2

1 623,0

1 623,9

1 625,0

1 626,4

1 628,2

в том числе

младше трудоспособного возраста

тыс. человек

342,8

346,6

348,8

348,6

346,0

340,7

333,9

326,7

318,8

310,5

302,1

293,5

285,9

280,1

276,2

трудоспособного возраста

тыс. человек

882,0

889,9

898,0

904,6

913,8

924,1

935,3

946,9

959,6

964,7

970,8

977,8

984,4

989,7

993,5

старше трудоспособного возраста

тыс. человек

359,4

359,5

358,8

358,8

357,6

355,0

351,3

347,4

343,1

347,0

350,1

352,6

354,7

356,6

358,5

Темпы роста численности населения

% к предыдущему году

101,1

100,7

100,6

100,4

100,3

100,1

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,1

100,1

100,1

100,1

2. Валовой региональный продукт

Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) - всего

млн руб.

1 171 029,2

1 573 449,4

1 719 984,4

1 828 900 (оценка)

1 995 500,0

2 126 200,0

2 231 600,0

2 344 700,0

2 473 600,0

2 604 400,0

2 741 400,0

2 882 500,0

3 031 000,0

3 185 100,0

3 345 700,0

Индекс физического объема валового регионального продукта

% к предыдущему году в постоянных основных ценах

94,2

102,7

101,2

103,7

102,9

100,9

101,0

101,3

101,2

101,0

101,0

100,9

101,0

101,0

100,9

3. Промышленное производство

Индекс промышленного производства

% к предыдущему году

113,9

104,4

95,2

109,2

102,5

100,5

100,5

102,0

101,0

101,0

101,0

101,0

101,0

101,0

100,7

в том числе по видам экономической деятельности:

B. Добыча полезных ископаемых

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млн руб.

183 803,3

315 391,9

307 763,7

286 274,5

366 500,0

375 780,0

378 360,0

380 710,0

388 720,0

396 850,0

404 420,0

411 830,0

418 580,0

423 920,0

427 770,0

Индекс производства

% к предыдущему году

89,5

95,8

90,6

99,9

99,0

97,5

98,5

98,5

98,0

98,0

98,0

98,0

98,0

97,5

97,0

C. Обрабатывающие производства

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млн руб.

679 745,5

1 025 334,8

1 288 153,1

1 353 017,8

1 552 610,0

1 654 850,0

1 739 090,0

1 829 240,0

1 928 200,0

2 039 190,0

2 153 390,0

2 275 370,0

2 405 310,0

2 543 120,0

2 688 760,0

Индекс производства

% к предыдущему году

132,5

108,3

96,7

113,8

103,5

101,5

101,5

103,0

102,0

102,0

102,0

102,0

102,0

102,0

102,0

D. Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млн руб.

60 189,5

63 958,7

67 513,2

75 500,8

80 000,0

85 200,0

89 240,0

93 550,0

97 780,0

102 200,0

106 820,0

111 540,0

116 470,0

121 620,0

126 990,0

Индекс производства

% к предыдущему году

96,7

103,9

100,8

95,9

103,0

100,0

101,0

101,0

100,5

100,5

100,5

100,5

100,5

100,5

100,5

E. Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млн руб.

21 847,1

27 509,7

28 575,4

30 644,5

29 000,0

31 600,0

33 160,0

34 840,0

36 590,0

38 450,0

40 380,0

42 410,0

44 550,0

46 790,0

49 150,0

Индекс производства

% к предыдущему году

119,0

140,5

103,6

104,2

101,5

101,0

101,0

101,0

101,0

101,0

101,0

101,0

101,0

101,0

101,0

4. Рынок товаров и услуг

Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года

% к декабрю предыдущего года

104,2

106,8

108,1

104,6

105,9

104,5

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год

%, г/г

103,3

105,6

110,3

102,2

107,5

105,8

104,3

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

Оборот розничной торговли

млн руб.

413 159,5

462 317,0

479 436,9

566 116,9

677 000,0

757 100,0

830 000,0

897 000,0

951 800,0

1 010 100,0

1 072 200,0

1 138 300,0

1 208 700,0

1 283 600,0

1 363 300,0

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

100,2

105,3

94,0

118,5

111,5

106,0

104,9

103,8

102,0

102,0

102,0

102,0

102,0

102,0

102,0

Объем платных услуг населению

млн руб.

102 396,1

131 113,0

145 289,6

165 080,6

185 000,0

202 800,0

216 800,0

231 100,0

246 300,0

262 600,0

279 900,0

298 300,0

318 000,0

339 000,0

361 700,0

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

85,3

125,5

103,4

104,4

103,5

102,7

102,3

102,3

102,3

102,3

102,2

102,2

102,2

102,2

102,2

5. Инвестиции

Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования

млн руб.

300 270,9

235 569,6

353 203,5

329 515,2

395 027,4

434 286,0

446 792,5

428 241,3

454 280,0

481 900,0

511 200,0

536 960,0

564 020,0

592 450,0

622 310,0

Индекс физического объема

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

93,2

75,0

132,2

85,0

109,9

102,0

97,7

91,8

102,0

102,0

102,0

101,0

101,0

101,0

101,0

Ввод в действие жилых домов

тыс. кв. м общей площади

1 581,3

1 706,2

2 245,4

2 485,5

2 489,5

2 008,7

1 534,5

1 583,1

1 585,8

1 635,3

1 635,3

1 635,3

1 635,3

1 635,3

1 635,3

6. Сельское хозяйство

Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

млн руб.

74 123,5

86 316,3

110 699,6

102 627,1

108 800,0

114 900,0

120 100,0

123 900,0

128 800,0

133 900,0

139 100,0

144 600,0

150 300,0

156 100,0

162 300,0

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

96,2

98,4

117,2

93,5

97,9

100,3

100,3

100,0

100,1

100,2

100,1

100,1

100,1

100,1

100,1

7. Денежные доходы и расходы населения

Реальные располагаемые доходы населения

% к предыдущему году

99,0

100,8

108,6

107,2

110,0

105,0

103,8

102,9

101,9

101,9

101,9

101,9

101,9

101,9

101,9

Реальная заработная плата

% к предыдущему году

102,5

101,6

101,6

112,5

109,3

105,0

104,0

103,8

102,1

102,1

102,1

102,1

102,1

102,0

102,0

8. Труд и занятость

Численность рабочей силы

тыс. человек

740,5

737,4

736,0

748,3

752,8

753,5

755,0

756,6

762,4

768,3

774,2

780,1

786,1

792,2

798,3

Численность занятых в экономике (среднегодовая) (в методологии баланса трудовых ресурсов)

тыс. человек

712,7

726,5

725,5

747,4

752,1

753,1

754,4

755,8

758,2

760,7

763,2

765,7

768,3

771,1

774

Вариант прогноза - базовый

1. Демографические показатели

Численность населения (среднегодовая)

тыс. человек

1 584,2

1 596,0

1 605,6

1 612,0

1 617,4

1 621,2

1 625,0

1 629,1

1 633,4

1 638,0

1 643,0

1 648,3

1 654,1

1 660,8

1 668,2

в том числе

младше трудоспособного возраста

тыс. человек

342,8

346,6

348,8

348,6

345,9

341,2

335,5

329,4

322,7

315,4

308,1

300,6

294,1

289,5

286,7

трудоспособного возраста

тыс. человек

882,0

889,9

898,0

904,6

913,9

924,6

936,8

949,6

963,5

969,8

977,0

985,1

992,9

999,5

1 004,6

старше трудоспособного возраста

тыс. человек

359,4

359,5

358,8

358,8

357,6

355,4

352,7

350,1

347,2

352,8

357,9

362,6

367,1

371,8

376,9

Темпы роста численности населения

% к предыдущему году

101,1

100,7

100,6

100,4

100,3

100,2

100,2

100,3

100,3

100,3

100,3

100,3

100,4

100,4

100,4

2. Валовой региональный продукт

Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) - всего

млн руб.

1 171 029,2

1 573 449,4

1 719 984,4

1 828 900 (оценка)

1 995 500,0

2 168 500,0

2 312 700,0

2 479 100,0

2 662 800,0

2 848 000,0

3 045 400,0

3 252 800,0

3 472 200,0

3 697 300,0

3 937 100,0

Индекс физического объема валового регионального продукта

% к предыдущему году в постоянных основных ценах

94,2

102,7

101,2

103,7

102,9

102,7

102,6

103,6

103,0

102,6

102,6

102,5

102,5

102,3

102,3

3. Промышленное производство

Индекс промышленного производства

% к предыдущему году

113,9

104,4

95,2

109,2

102,5

102,5

102,5

105,0

103,5

103,0

103,0

103,0

103,0

102,5

102,0

в том числе по видам экономической деятельности:

B. Добыча полезных ископаемых

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млн руб.

183 803,3

315 391,9

307 763,7

286 274,5

366 500,0

383 910,0

394 410,0

404 950,0

423 820,0

441 500,0

459 080,0

477 010,0

492 480,0

506 670,0

519 430,0

Индекс производства

% к предыдущему году

89,5

95,8

90,6

99,9

99,0

100,0

100,5

100,5

100,5

100,0

100,0

100,0

99,5

99,0

98,5

C. Обрабатывающие производства

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млн руб.

679 745,5

1 025 334,8

1 288 153,1

1 353 017,8

1 552 610,0

1 680 530,0

1 792 130,0

1 917 130,0

2 056 150,0

2 211 100,0

2 374 190,0

2 549 140,0

2 737 210,0

2 939 720,0

3 157 190,0

Индекс производства

% к предыдущему году

132,5

108,3

96,7

113,8

103,5

103,5

103,5

106,0

105,0

104,0

104,0

104,0

104,0

103,5

103,0

D. Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млн руб.

60 189,5

63 958,7

67 513,2

75 500,8

80 000,0

86 900,0

91 920,0

97 320,0

102 730,0

108 450,0

114 480,0

120 720,0

127 310,0

134 260,0

141 590,0

Индекс производства

% к предыдущему году

96,7

103,9

100,8

95,9

103,0

102,0

102,0

102,0

101,5

101,5

101,5

101,5

101,5

101,5

101,5

E. Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млн руб.

21 847,1

27 509,7

28 575,4

30 644,5

29 000,0

32 230,0

34 490,0

37 300,0

39 960,0

42 800,0

45 850,0

48 640,0

51 600,0

54 730,0

58 070,0

Индекс производства

% к предыдущему году

119,0

140,5

103,6

104,2

101,5

103,0

103,0

104,0

103,0

103,0

103,0

102,0

102,0

102,0

102,0

4. Рынок товаров и услуг

Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года

% к декабрю предыдущего года

104,2

106,8

108,1

104,6

105,9

104,5

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год

%, г/г

103,3

105,6

110,3

102,2

107,5

105,8

104,3

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

Оборот розничной торговли

млн руб.

413 159,5

462 317,0

479 436,8

566 116,9

677 000,0

768 500,0

852 100,0

923 400,0

994 200,0

1 070 700,0

1 153 100,0

1 237 400,0

1 328 100,0

1 425 700,0

1 530 500,0

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

100,2

105,3

94,0

118,5

111,5

107,6

106,1

104,1

103,5

103,5

103,5

103,1

103,1

103,1

103,1

Объем платных услуг населению

млн руб.

102 396,1

131 113,0

145 289,6

165 080,6

185 000,0

203 600,0

219 100,0

234 300,0

250 500,0

267 800,0

286 500,0

306 600,0

328 100,0

351 100,0

376 500,0

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

85,3

125,5

103,4

104,4

103,5

103,5

103,0

102,6

102,6

102,6

102,7

102,7

102,7

102,7

102,8

5. Инвестиции

Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования

млн руб.

300 270,9

235 569,6

353 203,5

329 515,2

395 027,4

450 327,9

488 452,5

490 127,3

528 590,0

567 870,0

609 480,0

652 870,0

699 350,0

749 140,0

802 480,0

Индекс физического объема

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

93,2

75,0

132,2

85,0

109,9

105,8

103,0

96,1

103,7

103,3

103,2

103,0

103,0

103,0

103,0

Ввод в действие жилых домов

тыс. кв. м общей площади

1 581,3

1 706,2

2 245,4

2 485,5

2 489,5

2 231,9

1 705,0

1 759,0

1 762,0

1 817,0

1 817,0

1 817,0

1 817,0

1 817,0

1 817,0

6. Сельское хозяйство

Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

млн руб.

74 123,5

86 316,3

110 699,6

102 627,1

108 800,0

115 400,0

121 400,0

125 900,0

131 000,0

136 400,0

142 000,0

147 800,0

153 800,0

160 100,0

166 700,0

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

96,2

98,4

117,2

93,5

97,9

100,7

100,9

100,0

100,2

100,4

100,3

100,3

100,3

100,3

100,3

7. Денежные доходы и расходы населения

Реальные располагаемые доходы населения

% к предыдущему году

99,0

100,8

108,6

107,2

110,0

106,3

104,8

103,5

102,5

102,5

102,5

102,5

102,5

102,5

102,5

Реальная заработная плата

% к предыдущему году

102,5

101,6

101,6

112,5

109,3

106,7

105,3

103,8

102,6

102,6

102,6

102,6

102,6

102,5

102,5

8. Труд и занятость

Численность рабочей силы

тыс. человек

740,5

737,4

736,0

748,3

752,8

758,1

763,4

768,7

778,3

788,0

797,9

807,9

818,0

828,2

838,5

Численность занятых в экономике (среднегодовая) (в методологии баланса трудовых ресурсов)

тыс. человек

712,7

726,5

725,5

747,4

752,1

758,4

764,9

771,7

778,0

784,5

791,1

797,8

804,6

811,5

818,6



Приложение N 2
к Прогнозу социально-экономического развития
Тюменской области на долгосрочный период до 2034 года



ПРОГНОЗ БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2034 ГОДА

Единица измерения

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

2027 г.

2028 г.

2029 г.

2030 г.

2031 г.

2032 г.

2033 г.

2034 г.

отчет

отчет

отчет

отчет

оценка

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

Вариант прогноза - консервативный

I. Численность трудовых ресурсов

тыс. человек

936,4

955,4

975,6

977,8

984,6

988,1

995,1

1002,8

1013,0

1016,3

1020,7

1025,9

1030,8

1034,3

1036,5

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте

тыс. человек

882,4

886,6

906,8

907,8

915,5

922,1

930,9

940,3

950,8

953,8

957,9

962,9

967,7

971,0

973,1

Работающие лица старше трудоспособного возраста

тыс. человек

35,6

39,0

35,4

32,4

31,3

28,4

26,5

24,8

24,5

24,8

25,0

25,2

25,3

25,5

25,6

Работающие лица моложе трудоспособного возраста (15 лет и моложе)

тыс. человек

0,0

0,1

0,1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

II. Распределение трудовых ресурсов по видам занятости:

1. Занято в экономике - всего:

тыс. человек

712,7

726,5

725,5

747,4

752,1

753,1

754,4

755,8

758,2

760,7

763,2

765,7

768,3

771,1

774,0

в т.ч. по видам экономической деятельности:

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

тыс. человек

40,4

39,5

38,2

37,9

37,6

36,8

36,0

35,2

34,7

34,2

33,7

33,2

32,7

32,2

31,7

добыча полезных ископаемых

тыс. человек

9,6

10,8

11,2

12,7

13,6

14,6

15,6

16,7

16,8

16,9

17,0

17,1

17,2

17,3

17,4

обрабатывающие производства

тыс. человек

82,2

80,7

80,8

83,4

83,8

83,3

82,9

82,5

82,7

82,9

83,1

83,3

83,5

83,7

83,9

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

тыс. человек

15,0

16,2

15,9

15,8

15,8

15,8

15,8

15,8

16,0

16,2

16,4

16,6

16,8

17,0

17,2

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

тыс. человек

5,8

6,1

6,1

6,5

6,5

6,5

6,5

6,5

6,6

6,7

6,8

6,9

7,0

7,1

7,2

строительство

тыс. человек

93,0

94,6

95,2

94,1

94,3

93,9

93,5

93,1

92,7

92,3

91,9

91,5

91,1

90,7

90,3

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

тыс. человек

127,4

129,9

128,9

133,1

134,4

135,2

136,0

136,8

137,6

138,4

139,2

140,0

140,9

141,8

142,7

транспортировка и хранение

тыс. человек

60,1

64,8

62,6

65,3

65,4

65,4

65,4

65,4

65,5

65,6

65,7

65,8

65,9

66,0

66,1

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

тыс. человек

22,3

24,4

24,2

26,1

26,4

26,5

26,7

26,9

27,3

27,7

28,1

28,5

28,9

29,3

29,7

деятельность в области информации и связи

тыс. человек

14,0

14,5

15,0

15,9

16,2

16,5

16,7

16,9

17,2

17,5

17,8

18,1

18,4

18,7

19,0

деятельность финансовая и страховая

тыс. человек

11,7

10,7

11,0

10,3

10,1

9,7

9,4

9,1

8,8

8,5

8,2

7,9

7,6

7,3

7,1

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

тыс. человек

18,8

18,6

19,1

21,0

21,2

21,1

21,0

20,9

20,8

20,7

20,6

20,5

20,4

20,3

20,2

деятельность профессиональная, научная и техническая

тыс. человек

31,1

30,9

33,1

35,2

36,0

36,6

37,2

37,8

38,4

39,1

39,8

40,5

41,2

41,9

42,6

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

тыс. человек

20,1

20,2

18,4

20,3

20,5

20,7

20,9

21,1

21,3

21,5

21,7

21,9

22,1

22,4

22,7

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

тыс. человек

37,3

37,5

37,4

36,9

36,7

36,5

36,3

36,1

35,9

35,7

35,5

35,3

35,1

34,9

34,7

образование

тыс. человек

50,1

50,5

50,7

52,2

52,4

52,3

52,3

52,3

52,8

53,3

53,8

54,3

54,8

55,4

56,0

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

тыс. человек

47,8

50,5

51,2

52,0

52,8

53,6

54,3

55,0

55,6

56,2

56,8

57,4

58,0

58,6

59,2

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

тыс. человек

11,2

11,7

12,0

12,7

12,8

12,7

12,7

12,7

12,7

12,7

12,7

12,7

12,7

12,7

12,7

предоставление прочих видов услуг

тыс. человек

14,9

14,4

14,3

15,8

15,6

15,4

15,2

15,0

14,8

14,6

14,4

14,2

14,0

13,8

13,6

деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления

тыс. человек

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2. Население, не занятое в экономике

тыс. человек

223,7

228,9

250,1

230,3

232,5

235,0

240,7

247,0

254,8

255,6

257,5

260,2

262,5

263,2

262,5

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

% к численности рабочей силы

2,8

0,5

0,4

0,3

0,3

0,4

0,4

0,4

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года)

тыс. человек

20,0

4,0

3,2

2,2

2,2

2,9

2,8

2,7

2,6

2,5

2,5

2,4

2,3

2,2

2,1

Уровень безработицы по методологии Международной организации труда, %

% к численности рабочей силы

4,8

4,4

4,0

3,1

2,6

2,8

2,8

2,8

2,7

2,7

2,7

2,6

2,6

2,6

2,6

Вариант прогноза - базовый

I. Численность трудовых ресурсов

тыс. человек

936,4

955,4

975,6

977,8

984,6

992,6

1002,4

1012,9

1026,6

1033,3

1040,9

1049,3

1057,4

1064,3

1069,8

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте

тыс. человек

882,4

886,6

906,8

907,8

915,5

924,4

935,1

946,4

960,1

966,2

973,2

981,1

988,7

995,1

999,9

Работающие лица старше трудоспособного возраста

тыс. человек

35,6

39,0

35,4

32,4

31,3

30,3

29,2

28,3

28,0

28,5

28,9

29,3

29,6

30,0

30,4

Работающие лица моложе трудоспособного возраста (15 лет и моложе)

тыс. человек

0,0

0,1

0,1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

II. Распределение трудовых ресурсов по видам занятости:

1. Занято в экономике - всего:

тыс. человек

712,7

726,5

725,5

747,4

752,1

758,4

764,9

771,7

778,0

784,5

791,1

797,8

804,6

811,5

818,6

в т.ч. по видам экономической деятельности:

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

тыс. человек

40,4

39,5

38,2

37,9

37,6

37,3

37,0

36,7

36,4

36,1

35,8

35,5

35,2

34,9

34,6

добыча полезных ископаемых

тыс. человек

9,6

10,8

11,2

12,7

13,6

15,0

16,5

18,1

18,4

18,7

19,0

19,3

19,6

19,9

20,2

обрабатывающие производства

тыс. человек

82,2

80,7

80,8

83,4

83,8

84,2

84,6

85,0

85,6

86,2

86,8

87,4

88,0

88,6

89,2

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

тыс. человек

15,0

16,2

15,9

15,8

15,8

16,1

16,4

16,7

17,0

17,3

17,6

17,9

18,2

18,5

18,8

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

тыс. человек

5,8

6,1

6,1

6,5

6,5

6,7

6,9

7,1

7,3

7,5

7,7

7,9

8,1

8,3

8,6

строительство

тыс. человек

93,0

94,6

95,2

94,1

94,3

94,5

94,7

94,9

95,1

95,3

95,5

95,7

95,9

96,1

96,3

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

тыс. человек

127,4

129,9

128,9

133,1

134,4

135,7

137,0

138,4

139,8

141,2

142,6

144,0

145,4

146,8

148,2

транспортировка и хранение

тыс. человек

60,1

64,8

62,6

65,3

65,4

65,7

66,0

66,3

66,6

66,9

67,2

67,5

67,8

68,1

68,4

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

тыс. человек

22,3

24,4

24,2

26,1

26,4

26,7

27,1

27,5

28,0

28,5

29,0

29,6

30,2

30,8

31,4

деятельность в области информации и связи

тыс. человек

14,0

14,5

15,0

15,9

16,2

16,5

16,8

17,1

17,4

17,7

18,0

18,3

18,7

19,1

19,5

деятельность финансовая и страховая

тыс. человек

11,7

10,7

11,0

10,3

10,1

9,8

9,5

9,3

9,1

8,9

8,7

8,5

8,3

8,1

7,9

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

тыс. человек

18,8

18,6

19,1

21,0

21,2

21,3

21,4

21,5

21,6

21,7

21,9

22,1

22,3

22,5

22,7

деятельность профессиональная, научная и техническая

тыс. человек

31,1

30,9

33,1

35,2

36,0

36,8

37,6

38,4

39,2

40,1

41,0

41,9

42,8

43,7

44,7

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

тыс. человек

20,1

20,2

18,4

20,3

20,5

20,8

21,1

21,4

21,7

22,0

22,3

22,6

22,9

23,2

23,5

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

тыс. человек

37,3

37,5

37,4

36,9

36,7

36,7

36,7

36,7

36,7

36,7

36,7

36,7

36,7

36,7

36,7

образование

тыс. человек

50,1

50,5

50,7

52,2

52,4

52,5

52,7

52,9

53,6

54,4

55,2

56,0

56,8

57,6

58,4

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

тыс. человек

47,8

50,5

51,2

52,0

52,8

53,8

54,7

55,6

56,3

57,0

57,7

58,4

59,1

59,9

60,7

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

тыс. человек

11,2

11,7

12,0

12,7

12,8

12,8

12,8

12,8

13,0

13,2

13,4

13,6

13,8

14,0

14,2

предоставление прочих видов услуг

тыс. человек

14,9

14,4

14,3

15,8

15,6

15,5

15,4

15,3

15,2

15,1

15,0

14,9

14,8

14,7

14,6

деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления

тыс. человек

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2. Население, не занятое в экономике

тыс. человек

223,7

228,9

250,1

230,3

232,5

234,2

237,5

241,2

248,6

248,8

249,8

251,5

252,8

252,9

251,2

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

% к численности рабочей силы

2,8

0,5

0,4

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года)

тыс. человек

20,0

4,0

3,2

2,2

2,2

2,2

2,1

2,1

2,1

2,0

2,0

1,9

1,8

1,8

1,7

Уровень безработицы по методологии Международной организации труда, %

% к численности рабочей силы

4,8

4,4

4,0

3,1

2,6

2,6

2,6

2,6

2,5

2,5

2,5

2,4

2,4

2,4

2,4


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ