Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 февраля 2023 года N 145-р


Об утверждении Концепции развития киноиндустрии, анимации и производства цифрового контента Республики Саха (Якутия) до 2027 года



В целях развития киноиндустрии, анимации и производства цифрового контента в Республике Саха (Якутия):


1. Утвердить Концепцию развития киноиндустрии, анимации и производства цифрового контента Республики Саха (Якутия) до 2027 года согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (Куприянов Ю.С.), Министерству инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) (Семенов А.А.) в течение шести месяцев со дня принятия настоящего распоряжения разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) план мероприятий (действий) по реализации Концепции развития киноиндустрии, анимации и производства цифрового контента Республики Саха (Якутия) до 2027 года.


3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Местникова С.В.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 27 февраля 2023 г. N 145-р



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ КИНО, АНИМАЦИИ И ДРУГОГО ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2027 ГОДА



1. Общие положения


Концепция развития индустрии кино, анимации и другого цифрового контента Республики Саха (Якутия) до 2027 года (далее - Концепция) разработана в целях формирования единого системного подхода к реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года" (далее - Стратегия), Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2018 г. N 145 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)".


Под цифровым контентом в настоящей Концепции понимаются игровые, документальные, анимационные фильмы, полнометражное и короткометражное, жанровое, авторское, фестивальное, экспериментальное, детское и юношеское кино, фильмы для семейной и массовой зрительской аудитории, образовательные и научно-популярные фильмы, сериалы для телевидения и Интернета, то есть все разнообразие жанров, видов и форм аудиовизуальных произведений, предназначенных для просмотра различными способами и при помощи различных устройств. К цифровому контенту относятся также любые мультимедийные продукты, созданные с помощью цифровых технологий и распространяемые в электронном виде по специальным каналам для использования на цифровых устройствах: музыка, блоги, подкасты, аудиокниги, игры, реклама, клипы и иные видео- и аудиоматериалы и др.


Под индустрией кино, анимации и другого цифрового контента (далее - индустрия) в настоящей Концепции понимается общественно-экономическая система, включающая в себя взаимосвязанные процессы по разработке, созданию (производству), хранению, распространению, продвижению и потреблению (использованию) различных видов цифрового контента и защите прав на него.


Концепция разработана исходя из трех основных факторов:


1) реализация Концепции развития киноиндустрии Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2020 г.г. (утверждена распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2013 г. N 1436-р "Об утверждении Концепции развития киноиндустрии Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2020 годы") и достижение ее основной цели - становление национальной киноиндустрии Республики Саха (Якутия) как крупного регионального сегмента киноиндустрии России, конкурентоспособного на российском и международном рынках;


2) развитие технологий и основных системных трендов в мировой киноиндустрии и анимации:


стремительный рост популярности стриминговых платформ (Netflix, IVI, OKKO, Kinopoisk и др.);


рост конкуренции и запроса на качественный контент как со стороны дистрибьюторов, стриминговых платформ, так и зрителей - звук, картинка, история, технологии;


развитие ИТ-индустрии Якутии и открытие возможностей для развития новых направлений анимации и технологий визуальных эффектов, появление в регионе соответствующих компетенций;


3) ориентация на несырьевой экспорт и развитие креативной экономики в Республике Саха (Якутия):


создание условий для реализации творческого потенциала жителей.


Киноиндустрия в настоящее время является неотъемлемой частью духовной жизни человека, формирует его представление об образе жизни и системе ценностей, что в условиях глобализации и конкурентной борьбы за рынки и человеческий капитал только усиливает роль популярной культуры в целом. Одновременно с этим кино и его смежные отрасли являются частью экономики и имеют огромный потенциал как инструмент социально-экономического развития, формирования позитивного имиджа и повышения инвестиционной привлекательности региона и установления связей с международной общественностью. Именно эти особенности должны быть положены в основу дальнейшего развития индустрии в Республике Саха (Якутия). Для этого важно не только сохранить существующий уровень индустрии, но и вывести ее на качественно новый этап развития, отвечающий всем глобальным вызовам времени: произвести переход национальной киноиндустрии из крупного регионального сегмента кинопроизводства России в полноценного индустриального участника российского и мирового кинорынков.



2. Изменения внешней среды, влияющие на развитие индустрии кино, анимации и другого цифрового контента в Республике Саха (Якутия)



2.1. Тенденции развития мировой индустрии кино, анимации и другого цифрового контента


В настоящее время в мире происходят коренные сдвиги во всей системе производства и потребления различных видов цифрового контента.


Одним из ключевых факторов является цифровая трансформация, которая приводит к стремительному росту влияния цифровой среды и технологий на все процессы жизнедеятельности человека, меняет не только способы производства и потребления, но и образ жизни, систему ценностей и норм. Зрители потребляют все больше контента через телевизоры сверхвысокой четкости, планшеты и смартфоны, а также устройства виртуальной реальности. Им требуется высококачественная продукция с привлекательными визуальными эффектами и реалистичной анимацией. Увеличение времени целевого вещания по кабельному и спутниковому телевидению, появление недорогого доступа в Интернет, проникновение во все сферы жизни мобильных устройств наряду с растущей популярностью потокового видео расширяет спрос на анимацию и визуальные эффекты.


Еще одним неоспоримым фактором, преобразующим мир и образ жизни людей, стала пандемия, ключевым последствием которой стало падение доходов кинотеатров и повышение популярности онлайн-форматов, цифровых платформ и стриминговых сервисов, которые стали серьезной альтернативой традиционному кинопрокату. Рынок стриминговых видеосервисов стал одним из самых быстрорастущих сегментов мирового рынка развлечений, количество подписок на сервисы онлайн-кинотеатров в 2020 году выросло на 26 процентов, до $1,1 млрд. Общий объем рынка стриминговых сервисов в 2020 году достиг $68,8 млрд увеличившись на 23 процента, в 2019 году показатель составлял $47,2 млрд. <1>.



<1> Источник данных: Motion Picture Association (Ассоциация кинокомпаний).



2.2. Факторы, влияющие на развитие индустрии кино, анимации и другого цифрового контента России


Текущая политическая ситуация в мире, вводимые по отношению к России санкции и ограничения оказали существенное влияние на российскую киноиндустрию. Сегодня уже сложно рассматривать российский кинорынок как часть мировой киноиндустрии.


Крупнейшие зарубежные кинопрокатчики и стриминговые сервисы приостановили деятельность в России. Российские продюсеры и режиссеры столкнулись с отказом крупнейших мировых кинофестивалей принимать к участию их картины. Ведущие иностранные производители кинооборудования и программного обеспечения прекратили поставки в нашу страну.


Ограничения в скором времени могут коснуться и крупнейших цифровых платформ, на которых российские авторы распространяли свой аудио- и видеоконтент. Уже сейчас на некоторых из платформ отключена монетизация для авторов из России.


Отказ от выпуска в прокат голливудских фильмов, которые по некоторым оценкам обеспечивали до 80 процентов выручки российских киносетей, привели к снижению посещаемости кинотеатров и существенному падению их доходов.


Одновременно с этим наблюдается рост количества пользователей отечественных стриминговых платформ и онлайн-кинотеатров. Однако угрозой для них является уход с рынка крупных рекламодателей, а также возможная либерализация нелицензионного контента.


Можно отметить, что на российском рынке одномоментно реализовались последствия трендов, которые наблюдались на общемировом рынке последние несколько лет: стриминг окончательно занял доминирующую роль на рынке, отодвинув традиционные кинотеатры на второй план. При этом дальнейшее развитие самих стриминговых платформ и онлайн-кинотеатров зависит от способности удержать платежеспособную аудиторию, а также создавать и привлекать на платформу качественный и уникальный контент.



2.3. Процессы внутреннего развития индустрии кино, анимации и другого цифрового контента в Республике Саха (Якутия)


Якутия входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации по уровню развития кинематографии и производству различных видов цифрового контента. Якутские фильмы посмотрели десятки миллионов зрителей не только в России, но и по всему миру. Якутское кино является высокоразвитым региональным сегментом и стало своеобразным брендом в профессиональной среде и в широкой зрительской аудитории в стране и за рубежом.


Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции в России по объему производства кинопродукции после г. Москвы и г. Санкт-Петербурга и является признанным лидером среди региональных кинопроизводителей. В республике ежегодно выпускается до 10 кинокартин, всего за последние 10 лет выпущено 86 полнометражных художественных фильмов. На сегодняшний день в республике осуществляют свою деятельность более 15 кинокомпаний и творческих коллективов. Ведущей киностудией является автономное учреждение Республики Саха (Якутия) "Государственная национальная кинокомпания "Сахафильм" (далее - АУ РС(Я) ГНК "Сахафильм"), которая не только занимается собственным кинопроизводством, но и оказывает техническую, кадровую и консультационную поддержку независимым кинокомпаниям.


В последние годы фильмы якутских кинематографистов участвуют в кинофестивалях, аккредитованных Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров FIAPF (Fed ration Internationale des Associations de Producteurs de Films) (далее - FIAPF), получают престижные награды на федеральном и международном уровне, в том числе Гран-при Московского международного кинофестиваля, призы Шанхайского международного кинофестиваля, международного кинофестиваля в Карловых Варах, Гран-при "Кинотавра", номинации на кинопремию Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии (APSA).


Якутия имеет колоссальный опыт проката фильмов в собственной, не имеющей аналогов, системе кинопроката. Функционирует и развивается республиканская киносеть - первая в России киносеть, созданная в форме некоммерческой организации. Все кинотеатры, открытые в рамках данной сети, имеют муниципальную поддержку, функционируют при существующих учреждениях культуры и образования. Финансирование на приобретение техники получают в основном из федеральных источников за счет программы по поддержке модернизации кинозалов Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в рамках Национального проекта "Культура". Всего в Якутии действует 52 кинозала в 41 кинотеатре (государственные, муниципальные и частные) цифрового DCP (Digital Cinema Package - пакет цифрового кинотеатра) (далее - DCP) формата (по состоянию на январь 2022 года).


В городе Якутске проводятся Якутский международный кинофестиваль (далее - ЯМКФ), республиканский кинофестиваль короткометражных фильмов "Республика Кино" и национальная профессиональная премия в области кинематографии "Чыпчаал". ЯМКФ включает конкурсы игрового полнометражного кино, документального кино, внеконкурсные и специальные показы. Фестиваль "Республика Кино" состоит из конкурса короткометражных игровых, документальных, экспериментальных фильмов, специальных показов, из обширной образовательной программы. Национальная кинематографическая премия "Чыпчаал" вручает призы по итогам каждого года более чем в 10 номинациях.


За последние годы в учебных заведениях Республики Саха (Якутия) (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Арктический государственный институт культуры и искусств", "Якутский колледж культуры и искусств имени А.Д. Макаровой"), а также в центральных вузах (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения", негосударственное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации "Высшие курсы сценаристов и режиссеров" и т.д.) подготовлено более 200 специалистов в сфере кино (продюсеры, режиссеры, операторы, звукорежиссеры, художники, специалисты по компьютерной графике, актеры театра и кино).


Следует отметить, что в последнее десятилетие в Якутии динамично развивается отрасль информационных технологий (далее - ИТ-отрасль), где отдельные компании за короткий срок смогли вырасти до статуса "единорогов" и укрепить свои позиции на международном рынке, вследствие чего естественным образом выступили локомотивом в развитии для всей ИТ-отрасли республики. В том числе благодаря развитой ИТ-отрасли и системной государственной поддержке сформировались благоприятные условия для реализации креативного потенциала смежных индустрий - компьютерной графики, анимации и производства различного цифрового контента. В ИТ-отрасли накоплен кадровый потенциал, который может стать драйвером индустриального развития анимации и другого цифрового контента.


Несмотря на достигнутые успехи индустрии, якутское кино сегодня является, преимущественно, фестивальным, некоммерческим. Для его становления как полноценного участника российского и мирового кинорынка необходимо выйти на новое направление развития - индустриальное. Кроме ряда системных проблем таких, как устаревшая материально-техническая база, отсутствие единого системного подхода в стратегическом развитии у отраслевых институтов, ограниченность источников финансовой поддержки, кадровые проблемы и др. индустрии сегодня необходимо учитывать и проблемы, связанные с текущей политической ситуацией, среди которых могут быть длительное снижение доступности зарубежного проката и кинорынков для якутского кино; закрытие кинотеатров; трудности в техническом оснащении и модернизации производственных мощностей, ограничение международной фестивальной деятельности; отток узких специалистов из Якутии; рост процентных ставок по коммерческим кредитам и займам; удорожание кинопроизводства и другие.


В сложившейся политической ситуации объективно ослабевает конкурентная среда на российском рынке и возникает потребность в увеличении объемов производства собственной кинопродукции, анимации и другого цифрового контента, что потенциально открывает широкие возможности для роста индустрии. Санкционные ограничения одномоментно изменили ситуацию на российском кинорынке. Эксперты прогнозируют закрытие до половины российских кинотеатров в течение ближайших 2 - 3 лет. Очевидно, что традиционные форматы кинопоказа нуждаются в серьезной государственной поддержке. Стриминговые платформы будут стремиться к повышению количества подписок и активно инвестировать в создание уникального эксклюзивного контента. Якутской индустрии необходимо ориентироваться в дальнейшем развитии на вышеуказанные прогнозы: создавать собственный уникальный контент и научиться производить продукты индустрии в новых форматах, востребованных в онлайн-кинотеатрах и на стриминговых платформах, способных заполнить образовавшийся дефицит в контенте на российском рынке (динамичные истории, ситуативные, реалистичные, интерактивные, веб-сериалы, фильмы, анимация и др.).



3. Цели и задачи развития индустрии кино, анимации и другого цифрового контента в Республике Саха (Якутия)


Стратегической целью Концепции является переход от крупного регионального сегмента киноиндустрии России к полноценному индустриальному участнику российского и мирового кинорынков посредством создания условий для ускоренного роста и развития производства и проката кино, анимации и другого цифрового контента в Республике Саха (Якутия).


Задачами развития индустрии в Республике Саха (Якутия) являются:


1) обеспечение перехода от небольших и авторских кинокартин, нацеленных на локальный рынок, к крупным проектам, ориентированным на российский и мировой рынки, в том числе за счет кооперации с международными и российскими кинопроизводителями и кинопрокатчиками. Производителям якутской индустрии необходимо создавать не только собственные проекты, вызывающие ассоциации с национальной культурой республики, но и нейтральные проекты для международного и российского кинорынка, необязательно ассоциирующиеся с регионом;


2) создание развитой инфраструктуры в виде мощной материально-технической базы, способной обеспечить производство продуктов киноиндустрии с качеством мирового уровня в индустриальных объемах для разработки, производства, хранения цифрового контента, включая создание павильонов для съемок, студий, студий для монтажа и звукозаписи, приобретение и отладку оборудования, способствующей повышению качества и конкурентоспособности продуктов индустрии на территории республики, в России и за рубежом;


3) становление Якутии как центра кинопроизводства Дальнего Востока, а Дальнего Востока как центра регионального кинопроизводства России, а также привлечение в развитие индустрии федеральных средств, в том числе через внедрение новых форм финансовой поддержки отрасли, например, создание единой дальневосточной кинокомиссии и введение программы дальневосточных кинорибейтов;


4) выстраивание экосистемы якутской индустрии, анимации и производства цифрового и креативного контента. Формирование опорной организации экосистемы на базе Фонда развития цифрового контента, объединяющей и координирующей усилия всех заинтересованных сторон: людей, групп или организаций, которые могут влиять или быть подвергнутыми влиянию решений или результатов проектов, программ, мероприятий, вырабатываемых в рамках функционирования экосистемы (далее - стейкхолдер);


5) создание системы по подготовке и переподготовке кадров в лучших российских учебных заведениях, а также в учебных заведениях дружественных стран по направлениям драматургии, кино, анимации и производства цифрового контента, а также стажировке кадров в крупнейших киностудиях и анимационных компаниях мира;


6) комплексное развитие и поддержка системы проката якутского цифрового контента, включая системную работу с крупнейшими цифровыми платформами и стриминговыми сервисами:


дальнейшее развитие республиканской киносети за счет программы по поддержке модернизации кинозалов Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в рамках национального проекта "Культура";


трансформация кинопроката: организация и развитие кинопоказа при учреждениях культуры и образования вне DCP-формата;


обеспечение участия якутских кино-, анимационных и иных проектов из индустрии производства цифрового контента в российских и международных профильных фестивалях и премиях, включая аккредитованные FIAPF, акселерационных программах, творческих конкурсах, кинорынках и других мероприятиях по продвижению.



3.1. Обеспечение перехода от небольших и авторских кинокартин, нацеленных на локальный рынок, к крупным проектам, ориентированным на российский и мировой рынки


Общепринято, что любая продукция имеет национальные ассоциации с культурой региона или страны, которая ее произвела. В российском кинематографе у каждого региона есть своя специфика в зависимости от исторического развития, природного ландшафта и этнической карты населения. Но для достижения экспортных целей необходимо развивать производство культурных продуктов с нейтральными характеристиками, которое позволяет интегрироваться в мировой рынок и приобретать международную популярность, поскольку нейтральные продукты легко воспринимаются аудиторией в зарубежных странах. При создании экспортно ориентированных больших проектов, в том числе копродукции, кратно усиливается потенциал экономического аспекта киноиндустрии, проявляющегося не в прямом получении дохода из индустрии кино, а в ее побочном проявлении: привитии культуры потребления и установлении трендов. Как показывает мировая практика, массовое продвижение персонажей и образов, встроенных в сюжет кинокартины, способно дать колоссальный толчок развитию других отраслей экономики: легкой и пищевой промышленности, туризма, оптовой и розничной торговли, экспорта материальных и цифровых товаров и другой продукции той или иной страны.


Ярким примером подобной переориентации на предпочтения внешней аудитории выступает опыт Южной Кореи, которая стала мировым феноменом с точки зрения экономического роста, и сейчас является крупнейшим экспортером на глобальные рынки культурной продукции: кино, музыки, телевизионных программ, сериалов, высокотехнологичного игрового контента. Успех Южной Кореи объясняется высоким качеством креативной продукции, переориентированной на предпочтения европейской и американской аудитории, но при этом не теряющей своей привлекательности благодаря сохранению традиционных корейских ценностей и культурной самобытности в контенте.


Другим отечественным примером может послужить опыт Мурманской области - за счет успеха фильмов и креативного контента, которые были сняты с использованием государственной поддержки, в том числе программы кинорибейтов, был дан мощнейший толчок развитию экономики региона в целом. Большая часть фильмов, снятых с применением механизма кинорибейтов, больше ориентирована на зрителей мирового рынка и не акцентируется на региональные вкусовые предпочтения. Использование подобных механизмов развития контента может дать толчок развитию региона в целом, однако при этом необходимо продолжать ориентироваться на российский и мировой рынки.


Для обеспечения такого перехода необходимо выстраивать системную работу по следующим направлениям:


переориентация производимого контента на вкусы международной аудитории: выделение средств в грантовых конкурсах на поддержку производства кино, анимации и другого цифрового контента, включая гранты, источником которых является субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), на поддержку и укрепление национального кинопроизводства, отдельных категорий для копродукции и продуктов, ориентированных в том числе на внешнее потребление;


введение дальневосточной системы рибейтов - возмещение потраченных средств, понесенных производителями для съемок кино, в том числе иностранного, в Республике Саха (Якутия);


государственная поддержка, в том числе не финансовая, в части заключения международных соглашений о совместном производстве, регулирования вопросов защиты прав интеллектуальной собственности и др.;


создание на базе АУ РС(Я) ГНК "Сахафильм" кинокомиссии, которая будет оказывать российским и иностранным кинокомпаниям помощь в подборе локаций, получении разрешений на съемки на территориях регионов Дальневосточного федерального округа, привлечении местных компаний и кадров;


разработка и утверждение программы кинорибейтов для компенсации части понесенных российскими и иностранными кинокомпаниями (вне зависимости от региона их регистрации) затрат в ходе съемок на территории региона.



3.2. Создание развитой инфраструктуры в виде мощной материально-технической базы


Ускоренное развитие технологий, а также рост конкуренции за медиапространство неизбежно приводят к повышению требований к качеству контента, которые уже формализовались в конкретные требования дистрибьюторских компаний и стриминговых платформ, вплоть до конкретных марок используемого оборудования. Существующая материально-техническая база индустрии Якутии требует серьезного обновления и приведения в соответствие с общемировыми требованиями.


Системообразующими проектами по созданию современной инфраструктуры индустрии должны стать проекты по созданию креативного кластера на территории города Якутска "Квартал Труда" и многофункционального кинопавильона АУ РС(Я) ГНК "Сахафильм" (студии полного цикла кинопроизводства).


В ближайшей перспективе современная инфраструктура для индустрии в Республике Саха (Якутия) должна быть обеспечена в креативном кластере "Квартал Труда". Профессионально оборудованные студии кластера (виртуального кинопродакшена на базе передовой технологии XR, хромакей-павильон, студии цветокоррекции, мастеринга, сведения звука, 3Д-анимации, музыкальные и фотостудии) создадут условия для существенного повышения качества и конкурентоспособности продуктов индустрии. Креативный кластер сможет не только стать инструментом повышения конкурентоспособности якутского кино, но также, располагая всеми необходимыми ресурсами (техника, штат сотрудников, наличие на балансе профессиональных производственных студий, объем выручки, количество и успешность произведенных фильмов и т.д.) и соответствуя всем требованиям к документации грантовых конкурсов федерального уровня, стать инструментом привлечения для кинопроизводителей средств на кинопроизводство из федеральных источников.


АУ РС(Я) ГНК "Сахафильм", являясь главной государственной производственной компанией республики для решения задач, поставленных в Концепции, должно стать главным инфраструктурным центром кинопроизводства на Дальнем Востоке, оказывать организационные, технические и кадровые услуги кинокомпаниям и другим организациям кинематографии Якутии, России и мира (кинокомиссия, продюсерская деятельность, кинопроизводство, продвижение фильмов, международное совместное кинопроизводство).


В условиях прекращения поставок в Россию технического оборудования и расходных материалов для кинопроизводства, кинопроката и существенного удорожания профессионального оборудования доступ к высокотехнологичному профессиональному оборудованию для якутских производителей является вопросом выживания, и роль АУ РС(Я) ГНК "Сахафильм" как государственной компании, оказывающей технические услуги частным студиям, в этих условиях становится особо актуальной. Сегодня встает острая необходимость проведения поэтапной модернизации его материально-технической базы в виде текущего оснащения имеющейся базы и доведения производственных мощностей до полного цикла производства и в перспективе до 2030 года строительства многофункционального кинопавильона.


Многофункциональный кинопавильон станет единственным на Дальнем Востоке кинотехнологическим центром полного цикла и обеспечит индустрию новыми современными павильонами для съемок, студиями по звукозаписи (в том числе по записи оркестра), шумооформлению, студиями перезаписи, монтажа, цветокоррекции, создания визуальных эффектов, костюмерными, гримерными, реквизиторскими, мастерскими по бутафории и декорациям и т.д.


Появление указанной инфраструктуры в тесной взаимосвязи с финансовыми и образовательными институтами позволит дать новый импульс для развития индустрии в целом и выхода на новый международный уровень производства кино и анимационной продукции, позволит создавать продукт востребованный в российском и мировом прокате, в том числе в стриминге, а также способствует появлению новых направлений коммерциализации в индустрии на основе привлечения заказов на услуги кинопавильона из-за пределов Республики Саха (Якутия).



3.3. Становление Якутии как центра кинопроизводства Дальнего Востока


Для развития индустрии необходимо осуществлять работу по расширению инструментов привлечения инвестиций и финансовых средств в индустрию из различных источников (федеральных, региональных и внебюджетных), аккумулируя ресурсы организаций республики различных уровней.


Для развития индустрии не только в Якутии, но и в России необходимо наращивание степени государственного участия, в том числе федерального, в развитии регионального кинопроизводства. Якутия, являясь лидером регионального кинопроизводства России, после Москвы и Санкт-Петербурга, должна стать центром кинопроизводства Дальнего Востока и привлекать федеральные средства в развитие индустрии не только в Якутии, но и на Дальнем Востоке. Необходимо внедрять новые формы федеральной финансовой поддержки как долгосрочные, в форме инфраструктурных инвестиций (строительство многофункционального кинопавильона), так и постоянные, в форме дальневосточных кинорибейтов, региональных субсидий, особых налоговых режимов, целевых программ обучения и др.


Дальний Восток благодаря своему географическому, транспортному расположению и экономическому потенциалу имеет стратегическое значение для Российской Федерации. Задачами государственной политики на Дальнем Востоке являются эффективное использование имеющихся экономико-географических преимуществ и создание конкурентных условий инвестирования и ведения бизнеса. Развитие индустрии может стать одним из приоритетов развития несырьевого сектора Дальнего Востока и способствовать достижению поставленных национальных задач через такие эффекты развития индустрии, как создание новых рабочих мест, развитие смежных отраслей экономики (услуги, торговля, общественное питание, индустрия гостеприимства), увеличению количества качественного российского кино- и анимационного контента, развитию компетенций в регионах, росту туристической привлекательности и др.



3.4. Выстраивание экосистемы развития индустрии путем консолидации усилий отраслевых стейкхолдеров, анимации и производства цифрового и креативного контента


Экосистемный подход развития индустрии предполагает наличие опорной организации, которая призвана координировать действия отраслевых стейкхолдеров и быть лидером совместных усилий по реализации поставленных задач и достижению стратегической цели.


Экосистема индустрии Республики Саха (Якутия) в настоящее время представлена государственными и частными киностудиями АУ РС(Я) ГНК "Сахафильм", Студией "Среда" (общество с ограниченной ответственностью "Среда"), обществом с ограниченной ответственностью "Сайдам Барыл", "Bonfire Production" (ИП Давыдов Дмитрий Леонидович), обществом с ограниченной ответственностью "АРТ Дойду", обществом с ограниченной ответственностью "Магдис" и др., включая небольшие анимационные студии, образовательными учреждениями (федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Арктический государственный институт культуры и искусств", государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутский колледж культуры и искусств", частные учреждения дополнительного образования), кинотеатрами и кинотеатральной сетью (общество с ограниченной ответственностью кинокомпания "Синема центр продакшн", муниципальное автономное учреждение "Кинотеатр "Лена" городского округа "город Якутск", общество с ограниченной ответственностью кинотеатр "Азия", акционерное общество кинотеатр "Центральный", общество с ограниченной ответственностью "Емеян-Кино", автономная некоммерческая организация "Якутская республиканская киносеть"), фестивальным движением (Якутский международный кинофестиваль, республиканский кинофестиваль короткометражных фильмов "Республика Кино"), инфраструктурой (кинопавильон, звукозаписывающие и шумовые студии, и другие) и курирующим исполнительным органом государственной власти в лице Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), реализующим государственную политику в сфере культуры, одним из направлений которой является кинематограф, ориентированный на приобщение широких слоев общества к духовным и культурным ценностям и используемый как средство социальной политики государства.


Для достижения стратегической цели и координации работы по выполнению поставленных задач индустрия имеет законодательную базу в виде Закона Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2022 г. 2518-З N 947-VI "О государственной поддержке кинематографии в Республике Саха (Якутия)", экосистема должна быть дополнена и расширена финансовыми институтами поддержки производства и продвижения на внешние кинорынки, образовательными институтами по развитию компетенций мирового уровня, а также инфраструктурой, отвечающей современным требованиям по производству аудио- и видеоконтента.


Опорной организацией для выстраивания работы экосистемы должен стать Фонд развития цифрового контента. Фонд обеспечит для существующей экосистемы создание благоприятных условий поддержки, развития и повышения конкурентоспособности производства цифрового контента Якутии.


Цель деятельности фонда - предоставление услуг в сфере поддержки, развития и повышения конкурентоспособности кино- и анимационного производства в Республике Саха (Якутия).


Фонд в рамках своих полномочий аккумулирует и распределяет средства на поддержку кино, анимации и другого цифрового контента из бюджетных, в числе которых и имущественный взнос Республики Саха (Якутия), и внебюджетных источников, осуществляет возвратное и грантовое финансирование кино и анимации, обучения и переподготовки кадров, продвижение якутских фильмов (контента) на крупнейшие стриминговые платформы обеспечивает сервисные и консультационные функции для управления и защиты прав на интеллектуальную собственность, предоставляет в пользование технологическое оборудование на базе креативного кластера "Квартал Труда".


Мероприятия государственной политики, выполняемые в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. N 441 "Об утверждении государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие культуры", направлены на развитие кинопроизводства, расширение кинопроката и продвижение национального кино, в том числе распределение субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию творческих проектов, преследующих цели государственной поддержки и развития кинематографии в Республике Саха (Якутия), как отрасли искусства.



3.5. Создание системы по подготовке и переподготовке кадров


Для обеспечения кадровыми ресурсами индустрии необходимо:


создать в республике систему образования, предполагающую внедрение специализированных учебных программ по направлениям индустрии на всех уровнях от начального до высшего образования, в том числе дополнительного профессионального;


продолжить работу по подготовке и повышению квалификации кадров в лучших российских учебных заведениях, учебных заведениях дружественных стран по направлениям: драматургия, кино, анимация и производство цифрового контента, а также стажировке и аутсорсингу кадров в крупнейших киностудиях и анимационных компаниях, включая новые профессии, такие, как видеоблогер, логгер (специалист по цифровым изображениям) в студиях постпродакшн, букинг (менеджеры по репертуару в прокате кино, действующие в целях максимизации сумм сборов), дистрибуция и маркетинг в кино, супервайзер SFX и VFX (менеджеры по спецэффектам и визуальным эффектам), специалисты в области блокчейна (применение технологии в медиасфере позволит авторам предлагать контент напрямую зрителю, минуя посредников), продюсер digital media (управляющий цифровыми проектами), режиссер короткой формы (реклама, клипы), шоураннер (исполнительный директор сериала), специалисты для съемок VR360 (оператор виртуальной камеры, художник цифровой среды) и подготовку технического и административного персонала съемочных групп (техники, осветители, локейшн-менеджеры (специалисты по поиску, подготовке мест для съемок), бригадиры, ассистенты, и т.д.);


обеспечить участие якутских представителей в российских и международных акселерационных программах, стажировках, творческих конкурсах, кинорынках.



3.6. Комплексное развитие и поддержка системы проката якутского цифрового контента


Несмотря на стремительный рост стриминга и неизбежную перестройку индустрии в цифровой формат, традиционный кинотеатральный прокат необходимо поддерживать и развивать. Во-первых, основной доход киноиндустрии Якутии до настоящего времени приходится на кинотеатральный прокат. Во-вторых, история развития кинопроката показывает, что в разное время отрасль переживала спады и падения, которые напрямую зависели от появляющихся технологий. К примеру, в начале восьмидесятых годов в США зрители не особенно ходили в кинотеатры, все те же фильмы можно было увидеть у себя в гостиной. К расцвету индустрии привела новая технология Dolby, которая мотивировала зрителя вернуться в кинотеатры за высоким качеством окружающего звука и зрелищем, недостижимым в домашних условиях. Очевидно, что кризис, который кинотеатры переживают сегодня, сменится волной нового развития, связанной с появлением новых технологий, поиском новых способов просмотра контента в кинотеатре, изменением целевого назначения кинотеатральных залов и др.


Необходимо продолжить развитие киносети за счет финансирования на приобретение оборудования кинозалов из федеральных источников по программе поддержки модернизации кинозалов Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в рамках национального проекта "Культура".


Следует развивать деятельность по организации кинопоказа при учреждениях культуры и образования вне DCP-формата. Современные кинотеатры зависимы от DCP-формата. При этом подорожание кинопроекционного и звукового оборудования и будущие сложности с его должной технической поддержкой влекут за собой серьезные проблемы функционирования кинотеатров данного формата. В 2022 году Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) дан старт проекту "Extra Cinema", в рамках которого будет открыто 10 залов в формате мультимедиа при учреждениях культуры. Проект предусматривает приобретение и установку кинопроектора, разработанного якутскими специалистами, а также внедрение цифровой платформы, позволяющей заключать контракты с правообладателями контента, передавать и транслировать фильмы демонстраторами. Дальнейшее развитие проекта "Extra Cinema" позволит увеличить уровень кинофикации в республике до 87 процентов.


Сегодня в индустрии коммерческое производство разделяют на две категории: производство для стриминга и для кинотеатров. Для кинотеатров необходимо делать более яркий, зрелищный контент (массовые сцены, дорогие и известные актеры, спецэффекты и графика) - такое кино, как правило, имеет большие бюджеты и практически не окупаемо в стриминге. С другой стороны, с удорожанием процесса съемки за счет повышения конкурентоспособности продукта окупить фильм одними кассовыми сборами в якутском сегменте будет сложно. Якутское кино, отличающееся до настоящего времени от среднероссийского кинопроизводства небольшими бюджетами и самобытностью сюжетов, используя свой опыт, должно перестроиться и занять свою нишу в стриминговом прокате, при этом важно научиться делать продукты в новых форматах - динамичные, ситуативные, реалистичные истории, веб-сериалы, художественные и анимационные фильмы и др.


Для дальнейшего развития якутского кинематографа важно соблюсти соотношение авторского и коммерческого кинопроизводства, сохранить жанровое разнообразие и продолжить выстраивать, наряду с другими формами продвижения, системную работу по обеспечению участия якутских кино-, анимационных и иных проектов в российских и международных профильных фестивалях и премиях, включая аккредитованных FIAPF, акселерационных программах, творческих конкурсах, кинорынках и других отраслевых мероприятиях.



4. Механизмы реализации Концепции и ожидаемые результаты



4.1. Нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции


Нормативно-правовые условия для реализации Концепции и достижения ее целей обеспечиваются Законом Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2022 г. 2553-З N 1015-VI "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", решениями исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.



4.2. Организационное обеспечение реализации Концепции


Реализация Концепции будет осуществляться в рамках мероприятий государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. N 441, и государственной программы Республики Саха (Якутия) "Инновационное и цифровое развитие в Республике Саха (Якутия)", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. N 476 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Инновационное и цифровое развитие в Республике Саха (Якутия)".


Организацию исполнения Концепции осуществляют Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия), АУ РС(Я) ГНК "Сахафильм" и АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" в рамках своих полномочий.



4.3. Финансовое обеспечение реализации Концепции


Реализация Концепции осуществляется заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с установленными полномочиями. Источниками финансового обеспечения реализации Концепции являются средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в пределах установленных параметров в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2022 2553-З N 1015-VI "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", а также внебюджетные источники организаций-участников экосистемы развития киноиндустрии Республики Саха (Якутия).



4.4. Ожидаемые результаты реализации Концепции


Реализация Концепции позволит обеспечить к 2027 году достижение следующих результатов:


формирование из индустрии кино, анимации и производства другого цифрового контента инструмента расширения влияния и повышения узнаваемости Якутии и якутских компаний на мировых рынках как территории с уникальной природой, самобытной культурой, талантливыми людьми и развитой экономикой;


увеличение объемов производства и проката фильмов, анимации и другого цифрового контента в Республике Саха (Якутия), повышение его качества и жанрового разнообразия;


расширение проката национального кино, анимации и другого цифрового контента на территории Республики Саха (Якутия) и за ее пределами, включая различные форматы публичного показа, а также просмотры в сети Интернет;


создание развитой инфраструктуры с современной материально-технической базой для производства фильмов, анимации и другого цифрового контента на базе АУ РС(Я) ГНК "Сахафильм";


создание и апробация системы региональной поддержки производства и проката фильмов, анимации и другого цифрового контента через фонд цифрового контента;


расширение инструментов поддержки индустрии путем привлечения средств на производство из федеральных источников;


повышение инвестиционной привлекательности проектов производства кино, анимации и другого цифрового контента в Республике Саха (Якутия) за счет расширения проката, увеличения посещаемости и просмотров в сети Интернет и, как следствие, увеличения доходов продюсеров и создателей цифрового контента;


формирование кадрового потенциала индустрии международного уровня, создание условий для обучения и повышения квалификации кадров для индустрии кино, анимации и цифрового контента в Республике Саха (Якутия), включая творческие, технологические и организационно-управленческие профессии высшего и среднего специального образования.


Ключевые показатели Концепции и их целевые значения на период до 2027 года указаны в таблице.

N

Наименование показателя

Факт

План

2022

2023

2024

2025

2026

2027

1

Выпуск в прокат (кинозалы и цифровые платформы) полнометражных игровых фильмов регионального производства, кол-во фильмов <1>

12 <*>

12

15

17

20

23

2

Доля якутского кино в прокате на территории республики, % от числа зрителей <1>

14 <*>

15

17

18

20

22

3

Посещаемость якутского кино в прокате на территории Российской Федерации без учета проката на территории Республики Саха (Якутия), тыс. чел. <1>

202

250

300

350

400

450

3.1

из нее: на территории Республики Саха (Якутия), тыс. чел. <1>

170

170

180

190

200

210

4

Расширение региональной киносети, общее число залов/залы собственного стандарта <2>

63/ 10

94/40

127/60

135/80

166/110

177/ 120

5

Номинации и награды якутских фильмов на кинофестивалях федерального и мирового уровня, кол-во фильмов <3>

13

5

6

7

8

9



<1> по данным Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах.


<2> по данным АНО "Якутская республиканская киносеть".


<3> по данным АНО "Фонд развития цифрового контента".


* оценка.


Реализация Концепции повлечет за собой увеличение производства и потребления различных видов цифрового контента в Республике Саха (Якутия), для чего необходимо ввести мониторинг и создать региональную систему количественных и качественных показателей, которая будет учитывать особенности современной стадии развития индустрии.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ