ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2023 года N 25
Об утверждении бюджетного прогноза
Республики Марий Эл на период до 2034 года
(с изменениями на 2 февраля 2024 года)
(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 02.02.2024 N 27)
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации
Правительство Республики Марий Эл
постановляет:
1. Утвердить прилагаемый бюджетный
прогноз Республики Марий Эл на период до
2034 года.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики
Марий Эл от 17 марта 2017 г. N 113 "Об
утверждении бюджетного прогноза
Республики Марий Эл на период до 2030
года" (портал "Марий Эл
официальная" (portal.mari.ru/pravo), 20 марта 2017
г., N 17032017040065);
постановление Правительства Республики
Марий Эл от 5 сентября 2017 г. N 365 "О
внесении изменения в постановление
Правительства Республики Марий Эл от 17
марта 2017 г. N 113" (портал "Марий Эл
официальная" (portal.mari.ru/pravo), 5 сентября
2017 г., N 05092017040259);
постановление Правительства Республики
Марий Эл от 25 января 2018 г. N 26 "О
внесении изменений в постановление
Правительства Республики Марий Эл от 17
марта 2017 г. N 113" (портал "Марий Эл
официальная" (portal.mari.ru/pravo), 26 января 2018
г., N 25012018040024);
постановление Правительства Республики
Марий Эл от 1 февраля 2019 г. N 14 "О
внесении изменений в постановление
Правительства Республики Марий Эл от 17
марта 2017 г. N 113" (портал "Марий Эл
официальная" (portal.mari.ru/pravo), 1 февраля 2019
г., N 01022019040014);
постановление Правительства Республики
Марий Эл от 28 января 2020 г. N 15 "О
внесении изменений в постановление
Правительства Республики Марий Эл от 17
марта 2017 г. N 113" (портал "Марий Эл
официальная" (portal.mari.ru/pravo), 28 января 2020
г., N 28012020040015);
постановление Правительства Республики
Марий Эл от 5 февраля 2021 г. N 35 "О
внесении изменений в постановление
Правительства Республики Марий Эл от 17
марта 2017 г. N 113" (портал "Марий Эл
официальная" (portal.mari.ru/pravo), 5 февраля 2021
г., N 05022021040032);
постановление Правительства Республики
Марий Эл от 31 января 2022 г. N 29 "О
внесении изменений в постановление
Правительства Республики Марий Эл от 17
марта 2017 г. N 113" (портал "Марий Эл
официальная" (portal.mari.ru/pravo), 31 января 2022
г., N 31012022040023).
3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на министра
финансов Республики Марий Эл.
Утвержден
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 3 февраля 2023 г. N 25
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА
ПЕРИОД ДО 2034 ГОДА
(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 02.02.2024 N 27)
Общие положения
Бюджетный прогноз Республики Марий Эл на
период до 2034 года (далее - бюджетный
прогноз) разработан в соответствии с
требованиями статьи 170.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, статей 11, 34
Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ
"О стратегическом планировании в
Российской Федерации", постановления
Правительства Республики Марий Эл от 7
мая 2015 г. N 261 "Об утверждении Порядка
разработки бюджетного прогноза
Республики Марий Эл на долгосрочный
период", с учетом стратегических
целей, сформулированных в послании
Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской
Федерации от 21 апреля 2021 года, положений
Указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях
и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" и Указа Президента Российской
Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года", а
также индивидуальной программы
социально-экономического развития
Республики Марий Эл на 2020 - 2024 годы,
утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 8
апреля 2020 г. N 927-р.
Главной задачей экономической политики
Республики Марий Эл остается
обеспечение устойчивого экономического
развития Республики Марий Эл.
В условиях продолжающейся санкционной
политики западных стран по отношению к
России, оказывающей влияние на
экономическую ситуацию как в Российской
Федерации в целом, так и в Республике
Марий Эл, актуальность долгосрочных
ориентиров бюджетной политики, включая
вариативность ее проведения в
зависимости от реализации тех или иных
сценариев развития, приобретает особое
значение, помогая сформировать средне- и
долгосрочные стратегии поведения.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование
подразумевает, что параметры налоговой,
бюджетной и долговой политики,
включаемые в краткосрочные бюджеты,
будут базироваться на ориентирах,
выработанных в рамках долгосрочного
планирования. В свою очередь
долгосрочные планы будут регулярно
актуализироваться с учетом фактических
условий развития экономики, возможной
переоценки списка приоритетных задач и
изменений внешних условий.
Повышение степени предсказуемости
реализуемой бюджетной политики
способствует росту привлекательности
экономики для потенциальных инвесторов
и повышению эффективности действий
органов управления в целом.
1. Основные итоги исполнения
консолидированного бюджета Республики
Марий Эл и республиканского бюджета
Республики Марий Эл за 2021 - 2022 годы,
условия формирования бюджетного
прогноза
В 2021 - 2022 годах в Республике Марий Эл
проводилась работа по реализации
комплекса системных мер, направленных на
увеличение собственных доходов бюджета
республики, повышение качества
бюджетного планирования и исполнения
бюджетов, снижение государственного
долга Республики Марий Эл.
Правительством Республики Марий Эл на
протяжении ряда лет проводится
целенаправленная политика по увеличению
собственных доходов, повышению
эффективности налоговой нагрузки и
созданию условий для дальнейшего
экономического роста.
В республике осуществлялась поддержка
инвестиционной деятельности, что
способствовало увеличению
налогооблагаемой базы на основе роста
предпринимательской активности и
созданию благоприятных условий для
расширения производственной сферы.
Льготные условия налогообложения для
инвесторов позволили снизить налоговую
нагрузку в период реализации
инвестиционных проектов, а в дальнейшем
обеспечить прирост основных
бюджетообразующих налогов - налога на
прибыль и имущество организаций, а также
налога на доходы физических лиц.
Поддержка малого и среднего бизнеса
остается немаловажным фактором
укрепления доходной базы в регионе.
Благодаря предпринимателям в республике
создавались новые рабочие места,
производились товары и услуги, что
способствовало укреплению
экономической и социальной стабильности
территории.
Консолидированный бюджет Республики
Марий Эл за 2021 год исполнен в целом по
доходам в объеме 55 162,1 млн. рублей, с
ростом к уровню 2020 года на 7 815,8 млн.
рублей, или на 16,5 процента.
По налоговым и неналоговым доходам
консолидированный бюджет Республики
Марий Эл исполнен в объеме 27 676,0 млн.
рублей. Рост к уровню 2020 года составил 5
800,7 млн. рублей, или 126,5 процента при
среднем росте по Российской Федерации
126,4 процента и по Приволжскому
федеральному округу - 128,7 процента. В
результате Республика Марий Эл по
динамике налоговых и неналоговых
доходов занимала 8 место из 14 субъектов
Приволжского федерального округа.
В 2021 году безвозмездные поступления в
республиканский бюджет Республики Марий
Эл составили в сумме 27 486,1 млн. рублей, 7,9
процента к уровню 2020 года. Дотации
поступили в сумме 9 789,4 млн. рублей (35,6
процента от общего объема безвозмездных
поступлений).
Расходы консолидированного бюджета
Республики Марий Эл за 2021 год
произведены в размере 51 380,4 млн. рублей, с
ростом к уровню 2020 года на 4 162,5 млн.
рублей, или на 8,8 процента, в том числе
республиканского бюджета Республики
Марий Эл - в объеме 46 209,9 млн. рублей, с
ростом к уровню 2020 года на 3 394,8 млн.
рублей, или на 7,9 процента.
В общей сумме расходов
консолидированного бюджета республики
наибольший удельный вес занимают
расходы по разделам "Образование" -
26,5 процента, "Социальная политика" -
21,9 процента, "Национальная
экономика" - 21,4 процента,
"Здравоохранение" - 9,8 процента.
Профицит консолидированного бюджета
Республики Марий Эл на 1 января 2022 г.
составил 3 781,7 млн. рублей при плановом
профиците в размере 427,5 млн. рублей,
профицит республиканского бюджета
Республики Марий Эл - 3 712,8 млн. рублей при
плановом профиците в размере 743,1 млн.
рублей.
Общая сумма доходов, поступивших в
консолидированный бюджет Республики
Марий Эл за 2022 год, составляет 59 114,0 млн.
рублей, или 106,3 процента плана года.
Поступления налоговых и неналоговых
доходов консолидированного бюджета
Республики Марий Эл в 2022 году составляют
32 621,6 млн. рублей, с ростом к уровню 2021
года на 17,9 процента, или на 4 945,6 млн.
рублей.
Общая сумма доходов, поступивших в
республиканский бюджет Республики Марий
Эл, составляет 53 448,7 млн. рублей, план
выполнен на 106,6 процента к годовым
назначениям.
Налоговые и неналоговые доходы
республиканского бюджета Республики
Марий Эл поступили в 2022 году в сумме 26 941,0
млн. рублей с ростом к уровню 2021 года на
20,1 процента, или на 4 506,2 млн. рублей.
В местные бюджеты поступление доходов
составляет 23 500,6 млн. рублей, или 98,8
процента к годовому плану.
Поступления налоговых и неналоговых
доходов местных бюджетов в 2022 году
составляют 5 680,7 млн. рублей с ростом к
уровню 2021 года на 8,4 процента, или на 439,4
млн. рублей.
Безвозмездные поступления составили 26
492,4 млн. рублей и уменьшились к уровню 2021
года на 993,7 млн. рублей.
Расходы консолидированного бюджета
Республики Марий Эл за 2022 год
произведены в размере 56 901,4 млн. рублей,
что составило 97,1 процента годовых
назначений, республиканского бюджета
Республики Марий Эл соответственно 51 226,7
млн. рублей и 97,3 процента, из местных
бюджетов профинансировано расходов 23 510,1
млн. рублей, или 96,6 процента к плану.
В общей сумме расходов
консолидированного бюджета Республики
Марий Эл наибольший удельный вес
занимают расходы по разделам
"Национальная экономика" - 24,9
процента, "Образование" - 24,0
процента, "Социальная политика" - 21,1
процента, "Здравоохранение" - 6,7
процента.
Консолидированный и республиканский
бюджеты Республики Марий Эл за 2022 год
исполнены с профицитом в сумме 2 212,6 млн.
рублей и 2 222,0 млн. рублей соответственно.
Местные бюджеты исполнены с дефицитом 9,4
млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2022 г. объем
государственного долга Республики Марий
Эл составил 10 500,0 млн. рублей, за 2021 год
долг снизился на 1 400,0 млн. рублей, или на
11,8 процента.
По состоянию на 1 января 2023 г. объем
государственного долга Республики Марий
Эл составил 10 087,4 млн. рублей, со
снижением относительно начала года на
412,6 млн. рублей, или на 3,9 процента.
Долговая нагрузка (отношение объема
долга к объему доходов без учета
безвозмездных поступлений) по состоянию
на 1 января 2022 г. составила 46,8 процента,
снизившись в течение 2021 года на 20
процентных пунктов и впервые с 2010 года
достигнув экономически безопасного
уровня.
По состоянию на 1 января 2023 г. долговая
нагрузка составила 37,4 процента, со
снижением относительно начала года на 9,4
процентных пункта.
В 2022 году Республика Марий Эл получила
инфраструктурный бюджетный кредит в
сумме 645,6 млн. рублей, который направлен
на финансовое обеспечение реализации
инфраструктурных проектов Республики
Марий Эл.
В 2021 - 2022 годах Республике Марий Эл также
предоставлены бюджетные кредиты в общей
сумме 5 905,7 млн. рублей для замещения
рыночных долговых обязательств
Республики Марий Эл и рыночных долговых
обязательств муниципальных образований
в Республике Марий Эл.
Это позволило значительно сократить
долю рыночных долговых обязательств в
структуре государственного долга,
увеличить сроки погашения долговых
обязательств, а также сократить расходы
на обслуживание государственного долга
(расходы на обслуживание
государственного долга за 2021 - 2022 годы
сократились на 270,5 млн. рублей, или в 2
раза).
По итогам 2022 года, с учетом проведенного
замещения рыночных долговых
обязательств бюджетным кредитом доля
рыночных долговых обязательств в
структуре государственного долга
составила 9,9 процента, доля бюджетных
кредитов - 90,1 процента.
2. Цель и задачи бюджетного прогноза
Основной целью разработки бюджетного
прогноза является оценка основных
тенденций развития бюджетов бюджетной
системы в Республике Марий Эл,
позволяющая путем выработки и
реализации соответствующих решений в
сфере налоговой, бюджетной и долговой
политики обеспечить необходимый уровень
сбалансированности бюджетов бюджетной
системы в Республике Марий Эл и
достижение стратегических целей
социально-экономического развития
Республики Марий Эл.
К задачам бюджетного прогноза,
способствующим достижению указанной
цели, относятся:
осуществление бюджетного
прогнозирования, позволяющего оценить
основные изменения, тенденции и
последствия социально-экономических и
иных явлений, оказывающих наибольшее
воздействие на состояние бюджетов
бюджетной системы в Республике Марий Эл;
разработка достоверных прогнозов
основных характеристик бюджетов
бюджетной системы в Республике Марий Эл
и иных показателей, характеризующих
состояние, основные риски и угрозы
сбалансированности консолидированного
и республиканского бюджетов Республики
Марий Эл;
выработка решений по принятию
дополнительных мер по совершенствованию
налоговой, бюджетной, долговой политики,
включая повышение эффективности
бюджетных расходов, способствующих
достижению сбалансированности
консолидированного и республиканского
бюджетов Республики Марий Эл и решению
ключевых задач социально-экономического
развития Республики Марий Эл в
долгосрочном периоде;
обеспечение прозрачности и
предсказуемости параметров
консолидированного и республиканского
бюджетов Республики Марий Эл,
макроэкономических и иных показателей, в
том числе базовых принципов и условий
реализации налоговой, бюджетной и
долговой политики;
профилактика бюджетных рисков для
консолидированного и республиканского
бюджетов Республики Марий Эл;
определение объемов долгосрочных
финансовых обязательств, включая
показатели финансового обеспечения
государственных программ Республики
Марий Эл на период их действия.
Решение указанных задач планируется
обеспечивать в рамках комплексного
подхода, включающего в себя следующие
основные направления и мероприятия:
обеспечение взаимного соответствия и
координации бюджетного прогноза с
другими документами государственного
стратегического планирования
Республики Марий Эл, в первую очередь с
прогнозом социально-экономического
развития Республики Марий Эл на период
до 2034 года и государственными
программами Республики Марий Эл;
систематизация и регулярный учет
основных бюджетных и макроэкономических
рисков;
использование в целях долгосрочного
бюджетного прогнозирования и
планирования инициативных мер и решений,
позволяющих достичь требуемых
результатов и уровня сбалансированности
республиканского бюджета Республики
Марий Эл и местных бюджетов;
полноценное включение разработки и
обеспечение учета бюджетного прогноза в
рамках бюджетного процесса.
3. Варианты прогноза
социально-экономического развития
Республики Марий Эл до 2034 года и прогноз
основных характеристик бюджетов
бюджетной системы в Республике Марий Эл
Бюджетный прогноз сформирован в
соответствии с прогнозом
социально-экономического развития
Республики Марий Эл на период до 2034 года.
Достижение основных параметров прогноза
до 2034 года определяется следующими
факторами:
развитие эффективных форм
государственной поддержки, определяющих
предпринимательскую и инвестиционную
активность;
повышение доли импортозамещающей
конкурентоспособной продукции в
производственной сфере и освоение новых
рынков сбыта.
При подготовке основных параметров
прогноза до 2034 года были использованы
данные государственной статистики и
органов исполнительной власти
Республики Марий Эл.
Основные параметры прогноза до 2034 года
разработаны в двух вариантах: базовом и
целевом.
Два сценария социально-экономического
развития республики определены
совокупностью внешних и внутренних
факторов, условий и предпосылок, в том
числе складывающихся
макроэкономических показателей в
экономике России, а также особенностями
государственной политики и масштабами
федеральной поддержки.
Базовый вариант
социально-экономического развития
республики исходит из менее
благоприятного сценария развития
экономики, характеризуется сохранением
сложившихся трендов экономического
развития, работой всех секторов
экономики в основном за счет
использования имеющихся резервов и
повышения загрузки существующих
мощностей, реализации с учетом ресурсных
ограничений наиболее приоритетных и
наименее ресурсоемких проектов,
умеренными долгосрочными темпами роста
экономики.
Целевой вариант предполагает выход
экономики республики на траекторию
устойчивого роста, более высокие темпы
роста валового регионального продукта,
инвестиций в основной капитал,
потребительского спроса.
В целом отклонение между базовым и
целевым вариантами прогноза
незначительно.
Общее замедление темпов экономического
развития в 2021 - 2022 годах в связи с
влиянием новой коронавирусной инфекции
(COVID-19), в условиях продолжающейся
санкционной политики западных стран по
отношению к России обусловливает
необходимость выбора первого (базового)
варианта развития экономики Республики
Марий Эл для формирования бюджетного
прогноза. Это позволит минимизировать
риск завышения доходной части
консолидированного бюджета Республики
Марий Эл и республиканского бюджета
Республики Марий Эл и предотвратить
принятие расходных обязательств, не
соответствующих возможностям бюджетов.
Основные параметры базового сценария
социально-экономического развития
Республики Марий Эл на период до 2034 года
приведены в приложении N 1 к настоящему
бюджетному прогнозу.
Прогноз основных характеристик
консолидированного бюджета Республики
Марий Эл и республиканского бюджета
Республики Марий Эл на период до 2034 года
приведен в приложении N 2 к настоящему
бюджетному прогнозу.
3.1. Основные подходы к формированию
доходов консолидированного бюджета
Республики Марий Эл и республиканского
бюджета Республики Марий Эл на период до
2034 года
Прогнозирование доходов
консолидированного и республиканского
бюджетов Республики Марий Эл
осуществлялось в условиях реализации
плана первоочередных действий по
обеспечению развития российской
экономики в условиях внешнего
санкционного давления, разработанного
Правительством Российской Федерации 15
марта 2022 г., и плана первоочередных
действий по обеспечению устойчивого
развития Республики Марий Эл в условиях
внешнего санкционного давления.
Приоритетом в налоговой политике
остается обеспечение стабильных
налоговых условий для хозяйствующих
субъектов, повышение эффективности
стимулирующей функции налоговой системы
и улучшение качества администрирования.
Будет продолжена работа по укреплению
доходной базы бюджета республики за счет
наращивания стабильных доходных
источников и мобилизации в бюджет
имеющихся резервов.
При формировании основных направлений
налоговой политики республики учтены
внесенные изменения в налоговое и
бюджетное законодательство, которое
было принято в целях создания стабильных
условий для осуществления деятельности
налогоплательщиков в период сложной
экономической ситуации, связанной с
введением санкций в отношении
Российской Федерации:
на федеральном уровне:
до 31 декабря 2024 г. для аккредитованных
ИТ-компаний установлена налоговая
ставка по налогу на прибыль организаций
в размере 0 процентов;
не облагаются налогом на доходы
физических лиц доходы в виде
материальной выгоды, полученные в 2022 и 2023
годах от экономии на процентах за
пользование заемными (кредитными)
средствами;
для расчета транспортного налога с 2022
года повышающий коэффициент будет
применяться только для транспортных
средств стоимостью свыше 10 млн. рублей;
в отношении объектов недвижимости,
налоговая база по которым определяется
исходя из кадастровой стоимости, в 2023
году для расчета налога на имущество
организаций будет применяться
кадастровая стоимость по состоянию на 1
января 2022 г.;
расчет земельного налога за налоговый
период 2023 года будет производиться
исходя из кадастровой стоимости по
состоянию на 1 января 2022 г.;
освобождены от уплаты налога на прибыль
сельские дома и дворцы культуры, клубы,
учредителями которых являются
муниципальные образования;
отменяется с 1 января 2023 г. институт
консолидированной группы
налогоплательщиков;
продлевается до 2024 года порядок
зачисления налога на прибыль
организаций в федеральный бюджет по
ставке 3 процента, в бюджеты субъектов
Российской Федерации - по ставке 17
процентов;
введен институт "единого налогового
платежа";
на региональном уровне:
установлены пониженные ставки по
упрощенной системе налогообложения для
аккредитованных организаций,
осуществляющих деятельность в области
информационных технологий,
разрабатывающих и реализующих
разработанные ими программы для
электронно-вычислительных машин, на 2022 -
2025 годы;
установлена пониженная ставка по налогу
на имущество организаций в размере 1,1
процента для организаций в отношении
объектов связи и центров обработки
данных на 2022 - 2025 годы;
освобождены от налога на имущество
организации в отношении
газораспределительных сетей,
находящихся на территории Республики
Марий Эл;
освобождены от налога на имущество
организации в отношении сетей и объектов
газораспределения, вновь созданных в
рамках республиканской программы
"Газификация и газоснабжение в
Республике Марий Эл на 2019 - 2023 годы", не
являвшихся объектом налогообложения
ранее 1 января 2022 г. и введенных в
эксплуатацию при реализации мероприятий
в целях догазификации населенных
пунктов на 2022 - 2024 годы;
освобождены от уплаты транспортного
налога организации, крестьянские
(фермерские) хозяйства, осуществляющие
производство сельскохозяйственной
продукции (сельскохозяйственные
товаропроизводители), по
зарегистрированным на них грузовым
автомобилям, погрузчикам, косилкам
самоходным, опрыскивателям самоходным,
используемым для производства
сельскохозяйственной продукции с 1
января 2023 г.;
установлена нулевая налоговая ставка по
единому сельскохозяйственному налогу
для всех категорий налогоплательщиков,
включенных в соответствии с Федеральным
законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О
развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской
Федерации" в Единый реестр субъектов
малого и среднего предпринимательства,
на 2023 - 2024 годы;
освобождены от уплаты транспортного
налога граждане Российской Федерации,
призванные на военную службу по
мобилизации в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 21
сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении
частичной мобилизации в Российской
Федерации" или поступившие на военную
службу по контракту либо заключившие
контракт о добровольном содействии в
выполнении задач, возложенных на
Вооруженные Силы Российской Федерации в
ходе проведения специальной военной
операции, за налоговые периоды 2021 и 2022
годов.
На республиканском уровне сохраняются
налоговые расходы (налоговые льготы и
налоговые вычеты):
инвестиционный налоговый вычет - для
стимулирования налогоплательщиков к
обновлению основных фондов;
пониженная (10 процентов) ставка налога на
прибыль для налогоплательщиков -
участников специальных инвестиционных
контрактов;
освобождены от уплаты налога на
имущество организации, реализующие на
территории Республики Марий Эл
инвестиционные проекты с привлечением
инвестиций на сумму более 100 млн. рублей;
освобождены от уплаты налога на
имущество организаций участники
специальных инвестиционных контрактов;
установлены нулевые ставки по
упрощенной и патентной системе
налогообложения для налогоплательщиков,
впервые зарегистрированных в качестве
индивидуальных предпринимателей и
осуществляющих деятельность в
производственной, научной сферах и сфере
оказания бытовых услуг населению;
в целях социальной поддержки граждан
сохраняются льготы по транспортному
налогу с физических лиц для отдельных
социальных категорий граждан
(пенсионеры, инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды
с детства, Герои, ветераны, инвалиды
Великой Отечественной войны, граждане,
подвергшиеся воздействию радиации,
многодетные семьи, семьи с
ребенком-инвалидом).
Налоговая политика Республики Марий Эл
направлена на увеличение налогового
потенциала Республики Марий Эл не за
счет повышения налоговой нагрузки на
плательщиков, а за счет роста
экономических показателей путем
повышения инвестиционной активности.
Механизм предоставления налоговых льгот
является одним из наиболее мощных
экономических рычагов воздействия на
экономические интересы хозяйствующих
субъектов в Республике Марий Эл и ее
социально-экономическое развитие в
целом. Предоставление налоговых льгот
инвесторам призвано стимулировать
приток инвестиций в экономику региона и,
как следствие, в перспективе
обеспечивать рост налогооблагаемой базы
и прирост налоговых поступлений в
республиканский бюджет Республики Марий
Эл.
Основными направлениями налоговой
политики Республики Марий Эл в
долгосрочной перспективе являются:
совершенствование налогового
законодательства республики с учетом
изменений в налоговом законодательстве
Российской Федерации;
реализация механизмов налогового
стимулирования в рамках приоритетных
направлений промышленной и
инвестиционной политики республики;
обеспечение бюджетной, экономической и
социальной эффективности налоговых
расходов;
оказание содействия среднему и малому
бизнесу для развития
предпринимательской деятельности;
усиление мер по укреплению налоговой
дисциплины налогоплательщиков;
повышение эффективности управления
государственным имуществом Республики
Марий Эл.
3.2. Основные подходы к формированию
расходов консолидированного бюджета
Республики Марий Эл и республиканского
бюджета Республики Марий Эл на период до
2034 года
Прогноз расходов консолидированного
бюджета Республики Марий Эл и
республиканского бюджета Республики
Марий Эл на период до 2034 года сформирован
в соответствии с расходными
обязательствами, отнесенными
Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами к полномочиям
субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления, и
предполагает относительную
стабильность структуры расходов в
долгосрочной перспективе.
Бюджетная политика в сфере расходов
будет направлена на безусловное
исполнение всех социально значимых
обязательств Республики Марий Эл.
Исходя из поставленных целей и учитывая
сложную экономическую ситуацию,
связанную с внешними санкциями в
отношении нашей страны, бюджетная
политика в долгосрочной перспективе
направлена на решение следующих задач:
формирование бюджетных параметров
исходя из реальных финансовых
возможностей республиканского бюджета
Республики Марий Эл, ожидаемого прогноза
поступления доходов, допустимого уровня
дефицита республиканского бюджета
Республики Марий Эл и долговой нагрузки
на республиканский бюджет Республики
Марий Эл с учетом условий соглашений о
реструктуризации бюджетных кредитов;
выполнение обязательств, установленных
соглашениями о мерах по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
Республики Марий Эл по реструктуризации
обязательств (задолженности) по
бюджетным кредитам, полученным из
федерального бюджета;
реализация мероприятий индивидуальной
программы социально-экономического
развития Республики Марий Эл на 2020 - 2024
годы;
реализация мероприятий плана по
консолидации бюджетных средств в целях
оздоровления государственных финансов
Республики Марий Эл;
необходимость безусловного исполнения
действующих расходных обязательств;
недопущение принятия новых расходных
обязательств, не обеспеченных доходными
источниками, недопущение установления
расходных обязательств, не связанных с
решением вопросов, отнесенных
Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами к полномочиям
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации;
повышение эффективности бюджетных
расходов, в том числе с учетом их
оптимизации и эффективности исполнения,
сокращение неэффективных бюджетных
расходов;
обеспечение оплаты труда отдельных
категорий работников в сфере
образования, здравоохранения, культуры,
социального обслуживания населения,
определенных указами Президента
Российской Федерации, в целях сохранения
соотношения средней заработной платы (100
и 200 процентов) к среднемесячному доходу
от трудовой деятельности в республике;
обеспечение соблюдения норматива
формирования расходов на содержание
органов государственной власти субъекта
Российской Федерации, установленного
Правительством Российской Федерации;
обеспечение в полном объеме
законодательно установленных
обязательств по социальным выплатам
населению с учетом индексации на уровень
инфляции в соответствии с решением
Правительства Республики Марий Эл;
достижение национальных целей развития
Российской Федерации, определенных
Указом Президента Российской Федерации
от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях
и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", Указом Президента Российской
Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года", а
также целей, показателей, задач
государственных и муниципальных
программ, формируемых в соответствии с
данными указами;
привлечение средств федерального
бюджета на софинансирование расходных
обязательств республиканского бюджета
Республики Марий Эл.
3.3. Основные подходы к формированию
долговой политики Республики Марий Эл и
муниципальных образований в Республике
Марий Эл на период до 2034 года
Основной целью долговой политики
является поддержание объема и структуры
государственного долга на уровне,
позволяющем обеспечить исполнение
расходных обязательств
республиканского бюджета Республики
Марий Эл и долговых обязательств
Республики Марий Эл и при этом решать
поставленные социально-экономические
задачи.
Основным фактором, определяющим
характер долговой политики, станет
безусловное соблюдение ограничений по
уровню дефицита бюджета и долговой
нагрузки, установленных бюджетным
законодательством Российской Федерации
и соглашениями с Министерством финансов
Российской Федерации о предоставлении
Республике Марий Эл из федерального
бюджета бюджетных кредитов.
Основными задачами в сфере долговой
политики будут являться:
обеспечение исполнения долговых
обязательств Республики Марий Эл в
полном объеме и в установленные сроки;
дальнейшее снижение уровня долговой
нагрузки на республиканский бюджет
Республики Марий Эл;
формирование структуры
государственного долга с приоритетом
среднесрочных и долгосрочных
заимствований в целях обеспечения
равномерной нагрузки и снижения риска
рефинансирования;
обеспечение минимально возможной
стоимости обслуживания
государственного долга с учетом
ситуации на финансовом рынке;
совершенствование практики проведения
электронных аукционов на право
заключения государственных контрактов
на оказание услуг по предоставлению
Республике Марий Эл кредитных средств;
продолжение использования практики
присвоения Республике Марий Эл
кредитного рейтинга в целях расширения
круга потенциальных инвесторов и
кредиторов, формирования благоприятной
репутации региона в инвестиционном и
банковском сообществе, создания его
положительной кредитной истории;
эффективное управление текущей
ликвидностью республиканского бюджета
Республики Марий Эл за счет дальнейшего
использования механизма привлечения
бюджетных кредитов на пополнение
остатков средств на счете
республиканского бюджета Республики
Марий Эл;
соблюдение моратория на предоставление
государственных гарантий Республики
Марий Эл с целью неувеличения объема
государственного долга;
информационная открытость в вопросах
долговой политики.
4. Оценка расходов на реализацию
государственных программ Республики
Марий Эл на период до 2034 года
Интеграция стратегического и бюджетного
планирования в Республике Марий Эл
осуществляется в рамках государственных
программ Республики Марий Эл,
объединяющих регулятивные (нормативные
правовые) инструменты, контрольные
функции, финансовые и нефинансовые
активы, бюджетные ассигнования
республиканского бюджета Республики
Марий Эл для достижения целей
государственной политики в
соответствующих сферах (отраслях),
включая финансовое обеспечение
государственных заданий на оказание
(выполнение) государственных услуг
(работ).
Перечень государственных программ
Республики Марий Эл утвержден
распоряжением Правительства Республики
Марий Эл от 11 апреля 2012 г. N 193-р "Об
утверждении перечня государственных
программ Республики Марий Эл".
Бюджетным прогнозом устанавливаются
предельные объемы ("потолки")
расходов республиканского бюджета
Республики Марий Эл на реализацию каждой
из государственных программ Республики
Марий Эл на период до 2034 года. Это
позволит Правительству Республики Марий
Эл и органам исполнительной власти
Республики Марий Эл - ответственным
исполнителям государственных программ
Республики Марий Эл определить цели и
ожидаемые результаты государственных
программ Республики Марий Эл, индикаторы
их достижения, обеспечивающие
реализацию долгосрочных приоритетов
социально-экономического развития
Республики Марий Эл, сформировать
систему мероприятий, установить сроки и
содержание этапов их реализации.
Предельные расходы на финансовое
обеспечение реализации государственных
программ Республики Марий Эл на период
их действия представлены в приложении N 3
к настоящему бюджетному прогнозу.
Предельные объемы расходов
республиканского бюджета Республики
Марий Эл вне зависимости от статуса
утвердившего их документа не
предопределяют объем и структуру
расходных обязательств Республики Марий
Эл, подлежащих финансированию из
республиканского бюджета Республики
Марий Эл. Это индикативная оценка объема
расходов, который в случае подтверждения
долгосрочного экономического и
бюджетного прогноза может быть включен в
состав бюджетных ассигнований
республиканского бюджета Республики
Марий Эл по соответствующей
государственной программе Республики
Марий Эл на очередной финансовый год и на
плановый период.
Несмотря на индикативный характер,
данные показатели позволяют определить
среднесрочные приоритеты в
распределении бюджетных средств,
сформировать государственные программы
Республики Марий Эл, создать стимулы для
их ответственных исполнителей по
выявлению и использованию резервов в
целях повышения эффективности
использования бюджетных средств.
В случае разработки и принятия новых
государственных программ Республики
Марий Эл бюджетные ассигнования на их
финансовое обеспечение могут быть
установлены только за счет
перераспределения бюджетных
ассигнований, предусмотренных по другим
государственным программам Республики
Марий Эл.
В целях обеспечения сбалансированности
республиканского бюджета Республики
Марий Эл ввиду возможных рисков
сокращения расходов при формировании
расходной части республиканского
бюджета Республики Марий Эл до 2034 года
ежегодно законом о республиканском
бюджете Республики Марий Эл на очередной
финансовый год и на плановый период
предусматриваются условно утвержденные
расходы, не распределяемые по
государственным программам Республики
Марий Эл.
В случае подтверждения долгосрочного
прогноза "потолки" расходов могут
ежегодно увеличиваться за счет
распределения указанных средств с
соответствующей корректировкой целевых
индикаторов и показателей
государственных программ Республики
Марий Эл.
Финансовое обеспечение непрограммных
направлений деятельности в долгосрочном
периоде не предусматривается.
5. Оценка и минимизация бюджетных рисков
Возможность оценки и создания условий
для минимизации рисков
несбалансированности
консолидированного бюджета Республики
Марий Эл и республиканского бюджета
Республики Марий Эл является одной из
ключевых задач бюджетного прогноза.
Общий подход к минимизации возможных
угроз ухудшения сбалансированности
республиканского бюджета Республики
Марий Эл и местных бюджетов заключается
в возможности обеспечения действующих
расходных обязательств Республики Марий
Эл без сокращения расходов на реализацию
принятых решений.
В целях обеспечения бюджетной
сбалансированности в случае сокращения
доходов республиканского бюджета
Республики Марий Эл и местных бюджетов в
первую очередь будут сокращены условно
утвержденные объемы бюджетных
ассигнований.
Долгосрочные бюджетные риски, действие
которых будет выходить за пределы
планового периода (более трех лет),
потребуют введения дополнительных
ограничений при формировании
консолидированного бюджета Республики
Марий Эл и республиканского бюджета
Республики Марий Эл на будущие периоды.
Профилактика бюджетных рисков
обеспечивается заблаговременным
обнаружением и принятием мер по
минимизации негативных последствий
реализации соответствующих рисков за
счет проведения регулярного анализа и
оценки рисков для консолидированного
бюджета Республики Марий Эл и
республиканского бюджета Республики
Марий Эл и использования полученных
результатов в бюджетном планировании.
Ранжирование рисков республиканского
бюджета Республики Марий Эл с учетом
базового варианта прогноза
социально-экономического развития
Республики Марий Эл на период до 2034 года
приведено в приложении N 4 к бюджетному
прогнозу.
Приложение N 1
к бюджетному прогнозу
Республики Марий Эл
на период до 2034 года
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ БАЗОВОГО СЦЕНАРИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА ПЕРИОД ДО 2034 ГОДА
(в
ред. постановления Правительства
Республики Марий Эл от 02.02.2024 N 27)
Показатели |
2021 год (отчет) |
2022 год (отчет) |
2023 год (отчет) |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
2034 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Индекс потребительских цен, в процентах к предыдущему году |
106,4 |
114,3 |
107,2 |
106,2 |
104,3 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Темп роста валового регионального продукта в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
100,2 |
99,5 |
103,0 |
103,0 |
103,2 |
103,3 |
103,2 |
103,3 |
103,0 |
103,1 |
103,0 |
102,9 |
103,0 |
103,0 |
Инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
100,1 |
93,9 |
109,8 |
103,0 |
103,6 |
103,9 |
104,1 |
104,4 |
104,7 |
105,1 |
105,4 |
105,8 |
106,3 |
106,8 |
Приложение N 2
к бюджетному прогнозу
Республики Марий Эл
на период до 2034 года
ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ
МАРИЙ ЭЛ И РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА ПЕРИОД ДО 2034 ГОДА
(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 02.02.2024 N 27)
(млн. рублей)
Показатели |
2021 год (отчет) |
2022 год (отчет) |
2023 год (отчет) |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Консолидированный бюджет Республики Марий Эл | |||||||
Доходы |
55 162,1 |
59 114,0 |
63 615,6 |
66 195,3 |
50 192,1 |
57 236,2 |
59 525,6 |
Расходы |
51 380,4 |
56 901,4 |
64 475,7 |
67 591,5 |
50 390,3 |
57 141,5 |
59 386,3 |
Дефицит (профицит) |
3 781,7 |
2 212,6 |
-860,1 |
-1 396,2 |
-198,2 |
94,7 |
139,4 |
Республиканский бюджет Республики Марий Эл | |||||||
Доходы |
49 922,7 |
53 448,7 |
57 229,3 |
59 752,6 |
43 531,6 |
50 346,2 |
52 360,1 |
Расходы |
46 209,9 |
51 226,7 |
58 257,2 |
60 989,3 |
43 738,4 |
50 250,1 |
52 220,7 |
Дефицит (профицит) |
3 712,8 |
2 222,0 |
-1 027,9 |
-1 236,7 |
-206,8 |
96,1 |
139,4 |
Государственный долг Республики Марий Эл |
10 500,0 |
10 087,4 |
12 350,0 |
9 703,6 |
9 910,4 |
9 814,3 |
9 675,0 |
Продолжение таблицы
Показатели |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
2034 год |
1 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Консолидированный бюджет Республики Марий Эл | |||||||
Доходы |
61 906,7 |
64 382,9 |
66 958,2 |
69 636,6 |
72 422,0 |
75 318,9 |
78 331,7 |
Расходы |
61 767,3 |
64 243,6 |
66818,9 |
69 497,2 |
72 282,7 |
75 179,6 |
78 192,3 |
Дефицит (профицит) |
139,4 |
139,4 |
139,4 |
139,4 |
139,4 |
139,4 |
139,4 |
Республиканский бюджет Республики Марий Эл | |||||||
Доходы |
54 454,5 |
56 632,7 |
58 898,0 |
61 253,9 |
63 704,0 |
66 252,2 |
68 902,3 |
Расходы |
54 315,1 |
56 493,3 |
58 758,6 |
61 114,5 |
63 564,7 |
66 112,8 |
68 762,9 |
Дефицит (профицит) |
139,4 |
139,4 |
139,4 |
139,4 |
139,4 |
139,4 |
139,4 |
Государственный долг Республики Марий Эл |
9 535,6 |
9 396,3 |
9 256,9 |
9 117,5 |
8 978,2 |
8 838,8 |
8 699,5 |
Приложение N 3
к бюджетному прогнозу
Республики Марий Эл
на период до 2034 года
ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ НА ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРОГРАММ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА ПЕРИОД
ИХ ДЕЙСТВИЯ
(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 02.02.2024 N 27)
(млн. рублей)
Наименование государственных программ Республики Марий Эл |
2021 год (отчет) |
2022 год (отчет) |
2023 год (отчет) |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
2034 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Государственная программа Республики Марий Эл "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2030 годы |
3 876,1 |
3 827,5 |
4 025,7 |
8 047,8 |
8 127,1 |
7 973,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Развитие образования" на 2013 - 2030 годы |
10 374,6 |
9 997,1 |
12 053,4 |
13 338,4 |
10 681,8 |
11 426,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Социальная поддержка граждан" на 2013 - 2030 годы |
7 182,5 |
7 669,1 |
7 327,7 |
6 232,2 |
4 967,6 |
5 072,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013 - 2030 годы" |
3 466,5 |
5 416,2 |
5 434,0 |
5 269,8 |
1 941,5 |
1 774,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2030 годы" |
462,3 |
491,8 |
355,4 |
350,3 |
304,9 |
314,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Защита населения и территории Республики Марий Эл от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2013 - 2030 годы" |
397,3 |
498,5 |
629,2 |
724,9 |
634,9 |
634,9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Культура Марий Эл на 2013 - 2030 годы" |
1 538,4 |
1 394,4 |
1 974,2 |
2 328,9 |
1 161,1 |
1 159,9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Архивное дело в Республике Марий Эл (2013 - 2030 годы)" |
47,1 |
49,7 |
56,8 |
60,2 |
51,2 |
51,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013 - 2030 годы" |
54,9 |
61,0 |
127,9 |
159,3 |
124,6 |
100,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Развитие физической культуры, спорта и туризма в Республике Марий Эл" на 2013 - 2030 годы |
621,2 |
991,8 |
1 163,1 |
1 168,7 |
595,9 |
634,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Ветеринарное благополучие Республики Марий Эл на 2013 - 2030 годы" |
181,4 |
361,7 |
344,7 |
326,5 |
260,1 |
260,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013 - 2030 годы)" |
155,1 |
107,7 |
137,9 |
114,1 |
69,8 |
70,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2013 - 2030 годы" |
- |
- |
6,5 |
20,3 |
5,7 |
5,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности (2013 - 2030 годы)" |
72,2 |
80,6 |
176,5 |
233,8 |
4,3 |
4,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Развитие информационного общества в Республике Марий Эл (2013 - 2021 годы)" |
171,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Цифровая трансформация государственного управления в Республике Марий Эл на 2022 - 2030 годы" |
- |
192,3 |
222,6 |
267,3 |
183,3 |
183,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Развитие дорожного хозяйства на период до 2030 года" |
7 329,2 |
9 337,8 |
11 936,9 |
8 630,2 |
5 975,1 |
10 748,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2014 - 2030 годы |
1 040,8 |
824,5 |
1 185,4 |
1 468,3 |
863,9 |
920,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Развитие лесного хозяйства Республики Марий Эл на 2013 - 2030 годы" |
261,5 |
296,7 |
330,6 |
414,1 |
300,2 |
309,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл на 2014 - 2030 годы" |
2 989,9 |
3 913,9 |
4 056,2 |
3 629,0 |
2 921,0 |
2 923,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Управление имуществом государственной собственности Республики Марий Эл (2013 2030 годы)" |
73,2 |
104,8 |
143,9 |
179,2 |
243,0 |
185,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Юстиция в Республике Марий Эл" на 2013 - 2030 годы |
181,1 |
268,1 |
268,9 |
322,1 |
243,4 |
246,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013 - 2030 годы" |
195,7 |
185,1 |
205,2 |
232,8 |
176,4 |
176,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Развитие транспортного комплекса на 2019 - 2030 годы" |
326,7 |
850,2 |
1 309,0 |
1 216,8 |
415,5 |
348,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи к военной службе" на 2016 - 2030 годы |
5,0 |
7,1 |
7,9 |
7,0 |
6,2 |
6,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Профилактика правонарушений на территории Республики Марий Эл на 2017 - 2030 годы" |
18,9 |
13,3 |
54,2 |
27,3 |
24,1 |
24,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Формирование современной городской среды на территории Республики Марий Эл на 2018 2030 годы" |
261,7 |
179,0 |
417,2 |
164,6 |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Комплексное развитие сельских территорий" на 2020 2030 годы |
42,1 |
118,1 |
55,9 |
229,7 |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Государственная программа Республики Марий Эл "Молодежь Марий Эл" на 2024 - 2030 годы |
|
|
|
215,8 |
102,1 |
102,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
41 326,5 |
47 237,9 |
54 006,7 |
55 379,4 |
40 384,5 |
45 655,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Приложение N 4
к бюджетному прогнозу
Республики Марий Эл
на период до 2034 года
РАНЖИРОВАНИЕ РИСКОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО
БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ С УЧЕТОМ
БАЗОВОГО ВАРИАНТА ПРОГНОЗА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА ПЕРИОД ДО 2034
ГОДА
|
Наименование и описание риска |
Источник риска |
Негативные последствия воздействия |
Механизмы профилактики рисков реализации бюджетного прогноза |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Политический риск - риск усиления геополитической напряженности в мире |
Внешний |
Ослабление рубля, рост потребительских цен, снижение деловой и потребительской активности, затруднение доступа российских компаний к мировому рынку капитала, нарушение сбалансированности республиканского бюджета Республики Марий Эл |
Риск является неуправляемым с позиции Республики Марий Эл, адаптироваться к его воздействию возможно за счет: применения консервативных и достоверных прогнозов социально-экономического развития Республики Марий Эл при бюджетном планировании; снижения долговой нагрузки; регулярного уточнения прогноза доходов; проведения мероприятий по оптимизации отдельных расходных обязательств; сокращения избыточных и неэффективных расходов; уточнения структуры и состава расходов, в том числе в рамках государственных программ Республики Марий Эл |
2. |
Валютный риск - риск ослабления курса рубля |
Внешний |
Снижение объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета вследствие снижения доходной базы федерального бюджета, а также рост расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл вследствие изменения стоимости закупаемых товаров и себестоимости оказания отдельных услуг |
Риск является неуправляемым с позиции Республики Марий Эл, адаптироваться к его воздействию возможно за счет: применения консервативных и достоверных прогнозов социально-экономического развития Республики Марий Эл при бюджетном планировании; снижения долговой нагрузки; регулярного уточнения прогноза доходов; проведения мероприятий по оптимизации отдельных расходных обязательств; сокращения избыточных и неэффективных расходов; уточнения структуры и состава расходов, в том числе в рамках государственных программ Республики Марий Эл |
3. |
Инфляционный риск - риск недостижения запланированного уровня инфляции |
Внешний |
Повышение цен на товары, рост социальной напряженности, снижение экономической активности, снижение доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл |
|
4. |
Риск рефинансирования - риск невозможности осуществления рефинансирования накопленных долговых обязательств по приемлемым процентным ставкам (текущим либо более низким) или невозможности рефинансирования текущих обязательств вовсе |
Внешний |
Непривлечение и (или) непогашение Республикой Марий Эл своих обязательств |
Создание предпосылок выпуска долгосрочных инструментов, способствующих развитию внутреннего рынка долга и снижению долговой нагрузки |
5. |
Процентный риск - риск увеличения расходов на обслуживание долга вследствие изменения процентных ставок |
Внешний |
Увеличение расходов на обслуживание долга |
Проведение постоянного мониторинга рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок при планировании расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл |
6. |
Демографический риск - риск сокращения численности населения трудоспособного возраста - старение населения |
Внутренний |
Снижение темпов роста собственных доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, негативное влияние на рынок труда, которое ведет к возникновению потребности в росте предложения труда, в том числе со стороны возрастных работников, а также создает нагрузку на республиканский бюджет Республики Марий Эл в части расходов на социальную политику и здравоохранение |
Дефицит трудовых ресурсов может быть компенсирован путем: стимулирования занятости среди населения старше трудоспособного возраста; привлечения трудовых ресурсов из других регионов за счет осуществления целенаправленной миграционной политики |
7. |
Инвестиционный риск - риск сокращения (отсутствия интенсивного роста) инвестиций в основной капитал |
Внутренний |
Сдерживание темпа экономического роста Республики Марий Эл и, как следствие, неполучение запланированных доходов в республиканский бюджет Республики Марий Эл |
Развитие инвестиционного потенциала Республики Марий Эл за счет таких инструментов, как: сохранение налоговых льгот, нацеленных на развитие производства, рост инвестиций, реализация проектов по развитию инфраструктуры Республики Марий Эл; установление льготного размера арендной платы на используемые в целях осуществления инвестиционной деятельности земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Марий Эл; предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям; возмещение части затрат субъектов промышленной деятельности, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства за счет субсидирования части затрат на плату по договорам финансовой аренды |
8. |
Риск безработицы - риск снижения занятости экономически активного населения |
Внутренний |
Рост социальной напряженности, уменьшение доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл |
Развитие экономического потенциала Республики Марий Эл за счет: создания благоприятного инвестиционного климата; развития современной инфраструктуры |
9. |
Конъюнктурный риск - риск изменения спроса на товары, работы и услуги основных налогоплательщиков в Республике Марий Эл |
Внутренний |
Сокращение инвестиций, снижение рентабельности соответствующих видов деятельности и в конечном итоге дальнейшее замедление темпов экономического роста Республики Марий Эл, уменьшение доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл |
Применение консервативных и достоверных прогнозов социально-экономического развития Республики Марий Эл в бюджетном планировании, а также реализация системных мер, направленных на развитие производства, повышение производительности труда за счет: сохранения налоговых льгот; субсидирования затрат производителей |
10. |
Риск высокой степени неопределенности объемов безвозмездных поступлений |
Внутренний |
Возникновение неопределенности при планировании доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл (в части безвозмездных поступлений) |
Создание условий для получения Республикой Марий Эл большего объема безвозмездных поступлений от федерального бюджета за счет надлежащего исполнения условий заключенных соглашений |
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изменениями на 12 июня 2024 года)