ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 февраля 2023 года N 81-р
[Об утверждении Стратегии
социально-экономического развития
северных и арктических территорий и
поддержки коренных малочисленных
народов Красноярского края до 2035 года]
1. В соответствии со статьей 103 Устава
Красноярского края утвердить Стратегию
социально-экономического развития
северных и арктических территорий и
поддержки коренных малочисленных
народов Красноярского края до 2035 года
согласно приложению.
2. Признать утратившим силу Распоряжение
Правительства Красноярского края от
26.02.2020 N 122-р.
3. Опубликовать Распоряжение на
"Официальном интернет-портале
правовой информации Красноярского
края" (www.zakon.krskstate.ru).
4. Распоряжение вступает в силу со дня
подписания.
Исполняющий обязанности
председателя Правительства края
С.В.ВЕРЕЩАГИН
Приложение
к Распоряжению
Правительства Красноярского края
от 3 февраля 2023 г. N 81-р
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ И ПОДДЕРЖКИ КОРЕННЫХ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО
КРАЯ ДО 2035 ГОДА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Стратегия социально-экономического
развития северных и арктических
территорий и поддержки коренных
малочисленных народов Красноярского
края до 2035 года (далее - Стратегия)
разработана по поручению Губернатора
Красноярского края <1>.
<1> Пункт 5.2 протокола совместного
заседания Президиума Правительства
Красноярского края и оперативного штаба
по предупреждению распространения на
территории Красноярского края новой
коронавирусной инфекции, вызванной
2019-nCoV, от 08.11.2021 N 17зп; пункт 3.5 протокола
совместного заседания Президиума
Правительства Красноярского края и
оперативного штаба по обеспечению
устойчивости экономики Красноярского
края от 04.04.2022 N 4зп.
Северными и арктическими территориями
Красноярского края являются территории
Крайнего Севера, включая территории,
входящие в состав Арктической зоны
Российской Федерации, и местности,
приравненные к районам Крайнего Севера.
В соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от
16.11.2021 N 1946 к районам Крайнего Севера
отнесены:
городской округ Норильск;
муниципальные районы: Таймырский
Долгано-Ненецкий, Эвенкийский,
Северо-Енисейский, Туруханский.
К местностям, приравненным к районам
Крайнего Севера, отнесены:
городские округа: Енисейск, Лесосибирск;
муниципальные районы: Богучанский,
Енисейский, Кежемский, Мотыгинский.
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 02.05.2014 N 296 "О
сухопутных территориях Арктической зоны
Российской Федерации" и Федеральным
законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О
государственной поддержке
предпринимательской деятельности в
Арктической зоне Российской
Федерации" в состав Арктической зоны
Российской Федерации входят:
муниципальное образование город
Норильск;
Таймырский Долгано-Ненецкий
муниципальный район;
муниципальное образование Туруханский
район;
сельское поселение поселок Суринда,
сельское поселение поселок Тура,
сельское поселение поселок Нидым,
сельское поселение поселок Учами,
сельское поселение поселок Тутончаны,
сельское поселение поселок Ессей,
сельское поселение поселок Чиринда,
сельское поселение поселок Эконда,
сельское поселение поселок Кислокан,
сельское поселение поселок Юкта
Эвенкийского муниципального района.
В Стратегии социально-экономического
развития Красноярского края до 2030 года,
утвержденной Постановлением
Правительства Красноярского края от
30.10.2018 N 647-п, северные и арктические
территории также представлены в
Северном и Приангарском макрорайонах.
Актуальность принятия отдельного
целеполагающего документа для северных
и арктических территорий Красноярского
края определяется следующими факторами:
во-первых, Указами Президента Российской
Федерации от 05.03.2020 N 164 "Об Основах
государственной политики Российской
Федерации в Арктике на период до 2035
года" и от 26.10.2020 N 645 "О Стратегии
развития Арктической зоны Российской
Федерации и обеспечения национальной
безопасности на период до 2035 года"
определены вектор и основные
направления государственной политики
Российской Федерации в Арктике. В
Красноярском крае определен план
действий по реализации указанных
документов <2>;
<2> План действий Красноярского края
по реализации Стратегии развития
Арктической зоны Российской Федерации и
обеспечения национальной безопасности
на период до 2035 года утвержден первым
заместителем Губернатора Красноярского
края - председателем Правительства
Красноярского края 25.06.2021.
во-вторых, северные и арктические
территории Красноярского края находятся
на пороге крупных хозяйственных и
социально-экономических преобразований.
Явно обозначен интерес к этим
территориям крупных российских и
международных хозяйствующих субъектов.
В ближайшие годы планируется реализация
новых масштабных проектов в
нефтегазовом, угольном и
металлургическом секторах. В этих
условиях важно иметь четкую позицию в
вопросах социально-экономической
повестки, форм регулирования будущего
развития стратегически важного региона,
обеспечения согласованности действий
общества, власти и бизнеса, при этом не
обходя стороной интересы коренных
жителей.
Поскольку северные и арктические
территории Красноярского края являются
неотъемлемой частью политического и
экономического пространства региона и
Российской Федерации, при разработке
Стратегии были использованы и учтены как
краевые, так и федеральные документы
стратегического планирования,
прогнозные сценарии развития,
официальные статистические данные
<3>.
<3> Указ Президента Российской
Федерации от 05.03.2020 N 164 "Об Основах
государственной политики Российской
Федерации в Арктике на период до 2035
года"; Указ Президента Российской
Федерации от 26.10.2020 N 645 "О Стратегии
развития Арктической зоны Российской
Федерации и обеспечения национальной
безопасности на период до 2035 года";
Федеральный закон от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О
государственной поддержке
предпринимательской деятельности в
Арктической зоне Российской
Федерации"; Постановление
Правительства Красноярского края от
30.10.2018 N 647 "Об утверждении стратегии
социально-экономического развития
Красноярского края до 2030 года";
Распоряжение Правительства
Красноярского края от 17.02.2017 N 129-р;
Прогноз социально-экономического
развития Красноярского края на 2022 - 2036
годы; государственные программы
Красноярского края;
экономико-статистические материалы о
компонентах социально-экономического
потенциала муниципальных образований
Красноярского края.
2. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Северные и арктические территории
Красноярского края - одно из уникальных
мест Красноярского края, которое
охватывает территории, отнесенные к
районам Крайнего Севера, в том числе
территории Арктической зоны Российской
Федерации, и приравненные к ним
местности с особыми
природно-климатическими условиями.
Общая площадь арктических территорий
Красноярского края, состоящих из
территорий Красноярского края,
относящихся к Арктической зоне
Российской Федерации, и сельских
поселений Эвенкийского муниципального
района, не входящих в состав Арктической
зоны Российской Федерации, но являющиеся
районами Крайнего Севера (далее также -
Северный макрорайон), по состоянию на 1
января 2021 года составляла 185,9 млн га, или
78,5% территории Красноярского края <4>.
При этом 62,0% этих территорий занято
землями лесного фонда, что составляет 74,1%
всех лесных земель Красноярского края,
17,1% занимают земли
сельскохозяйственного назначения (79,8%
земель сельскохозяйственного
Красноярского края), площадь земель
запаса занимает 15,9% (97,7% земель запаса
Красноярского края), земли особо
охраняемых территорий и объектов
занимают 4,9% (95,0% земли Красноярского края
соответствующей категории).
<4> По данным Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и
картографии.
Конкурентные преимущества арктических
территорий Красноярского края
определяются наличием стратегических
ресурсов - руд цветных металлов, нефти,
газа, их особой значимостью для
устойчивого развития экономики
Российской Федерации и Красноярского
края, востребованностью на мировом
рынке. Большое количество и уникальность
месторождений минерально-сырьевых
ресурсов обусловливают устойчивый
экономический интерес к Северному
макрорайону со стороны как российских,
так и иностранных инвесторов.
В Таймырском Долгано-Ненецком
муниципальном районе Красноярского края
имеются запасы каменного угля, нефти,
газа, золота, молибдена, меди, титана,
полиметаллов, сурьмы, бора, ртути,
фосфоритов, железа, танталониобатов.
Открыты месторождения графита,
термоантрацита и ограночного хризолита.
Запасы каменного угля сосредоточены в
трех крупных угленосных бассейнах:
Тунгусском, Таймырском и Ленском. Из недр
Таймырского Долгано-Ненецкого
муниципального района Красноярского
края добывают природный газ
(Пеляткинское месторождение) для
обеспечения энергоресурсами
Норильского промышленного района.
Оценены ресурсы и запасы каменного угля
и антрацита группы Лемберовских
месторождений. Ведутся работы по
подготовке к освоению Сырадасайского
месторождения каменного угля.
Традиционно в Таймырском
Долгано-Ненецком муниципальном районе
Красноярского края артели старателей
добывают россыпное золото. Активно
готовятся к освоению группа Пайяхских и
Иркинских нефтегазовых месторождений.
Главное минеральное сырье Туруханского
муниципального района Красноярского
края - нефть и газ. Кроме того, имеются
золото, хром, полиметаллы, каменный
уголь, железные руды, марганец редкого
окисного типа, бокситы, фосфориты,
сульфидно-медно-никелевые отложения,
свинец, цинк, кадмий. Наиболее известны
Ванкорское нефтегазовое месторождение,
Порожинское месторождение марганцевых
руд. В Эвенкийском муниципальном районе
Красноярского края имеются крупные
месторождения графита, угля, нефти и
газа, что способствует созданию
Приангарского центра нефтегазодобычи
(нефтепровод "Куюмба - Тайшет" с
Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского
месторождений).
В городском округе городе Норильске
производят никель, медь, кобальт и
благородные металлы. Норильский рудный
район - бесценная кладовая на Крайнем
Севере: здесь находятся сульфидные
медно-никелевые месторождения мирового
значения: "Норильск I", "Норильск
II", "Талнахское",
"Октябрьское", а также
месторождения угля, нефти, газа и других
полезных ископаемых.
Более половины промышленной продукции
Красноярского края производится в
Северном макрорайоне, что обеспечивает
значительную часть поступлений в
консолидированный бюджет Красноярского
края.
Основные направления развития экономики
Северного макрорайона связаны с
реализацией инвестиционных проектов
крупных нефтегазовых и металлургических
компаний (Ванкорский кластер,
месторождения юга Эвенкийского
муниципального района и
Восточно-Таймырского блока, ПАО "ГМК
"Норильский никель", "Русская
платина").
Общий объем инвестиций в основной
капитал за исключением субъектов малого
и среднего предпринимательства на
территории Северного макрорайона в 2020
году составил 231,8 млрд рублей.
В структуре инвестиций Северного
макрорайона наибольшую долю составляют
инвестиции в добычу полезных ископаемых
и обрабатывающие производства.
Инвестиции Северного макрорайона
составляли более 54% объема инвестиций
края в 2020 году.
Отдаленность территории Северного
макрорайона и суровые климатические
условия создают трудность в развитии
транспортной инфраструктуры.
Промышленная специализация Северного
макрорайона обуславливает наличие
инфраструктуры преимущественно для
грузового транспорта. Таймырский
Долгано-Ненецкий муниципальный район
Красноярского края отличается
уникальным геоположением: вдоль его
арктической границы проходит трасса
Северного морского пути - одной из
крупнейших транспортных артерий мира.
Имеются крупные морские порты: Диксон,
Дудинка, Хатанга, Игарка на территории
Туруханского муниципального района
Красноярского края. Для ряда территорий
единственным круглогодичным способом
сообщения является воздушный транспорт.
Протяженность автомобильных дорог
общего пользования местного значения на
конец 2020 года составила 733,3 км (4,2%
общекраевого значения), 73,8% дорог
Северного макрорайона имеют твердое
покрытие, из них 42,6% -
усовершенствованное. На территорию
Северного макрорайона приходится 96,3%
протяженности автозимников и 99,0% ледовых
переправ Красноярского края.
Схема расселения на севере
Красноярского края сложилась
исторически. За последние два с
половиной десятилетия в рамках
управляемого сжатия экономически
избыточного населения на севере
Красноярского края, в том числе в
результате планомерной реализации
программ переселения, численность
постоянного населения арктических
территорий Красноярского края
сократилась на 27%.
По итогам Всероссийской переписи
населения 2020 года численность населения
Северного макрорайона составила 231,6 тыс.
человек, что составляет 8,6% от
численности населения Красноярского
края, из них городское население - 198,7
тысячи человек (85,8%), сельское - 32,9 тысячи
человек (14,2%) (в целом по Красноярскому
краю - 79,3% и 20,7% соответственно).
Спецификой территорий Северного
макрорайона является то, что эти
территории являются местом
традиционного проживания и традиционной
хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов Севера.
По итогам Всероссийской переписи
населения 2020 года на территории
Красноярского края проживают 15,7 тыс.
человек из числа коренных малочисленных
народов, в том числе: долганы, кеты,
нганасаны, ненцы, селькупы, чулымцы,
шорцы, эвенки, энцы, эвены. Впервые
самоопределились как принадлежащие к
национальности "эвены" 20 жителей
края.
Кроме коренных малочисленных народов
Севера, на этих территориях проживают
представители этнической общности
ессейских якутов, которые не относятся к
малочисленным народам, но являются
коренными жителями Севера, ведущими
традиционный образ жизни.
Доля лиц из числа коренных малочисленных
народов в целом по Красноярскому краю
составляет 0,6% от общего числа населения
Красноярского края, из них более 90%
проживают в трех муниципальных
образованиях Северного макрорайона:
Таймырском Долгано-Ненецком,
Эвенкийском и Туруханском.
Положение малочисленных народов
определяется суровыми климатическими
условиями их проживания, географической
удаленностью от различных объектов
инфраструктуры, неадаптированностью к
рыночной экономике основных видов
традиционной хозяйственной
деятельности.
На территории Красноярского края к
основным видам традиционной
хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов Севера относятся
животноводство, в том числе кочевое
(оленеводство); рыболовство и реализация
водных биологических ресурсов;
промысловая охота, переработка и
реализация охотничьей продукции;
заготовка древесины и недревесных
лесных ресурсов для собственных нужд;
собирательство (заготовка, переработка и
реализация пищевых лесных ресурсов, сбор
лекарственных растений); художественные
промыслы и народные ремесла
(изготовление утвари, инвентаря, лодок,
нарт, иных традиционных средств
передвижения, музыкальных инструментов,
берестяных изделий, чучел промысловых
зверей и птиц, сувениров из меха оленей и
промысловых зверей и птиц, иных
материалов, плетение из трав и иных
растений, вязание сетей, резьба по кости,
резьба по дереву, пошив национальной
одежды и другие виды промыслов и ремесел,
связанные с обработкой меха, кожи, кости
и других материалов); строительство
национальных традиционных жилищ и
других построек, необходимых для
осуществления видов традиционной
хозяйственной деятельности.
Предпосылки для развития имеет
традиционный способ хозяйствования
коренных малочисленных народов Севера -
домашнее оленеводство.
Наряду с охотничьим промыслом и
рыболовством оленеводство является
основной традиционной отраслью
хозяйственной деятельности
малочисленных народов, проживающих на
территории Таймырского
Долгано-Ненецкого, Эвенкийского
муниципальных районов и Туруханского
муниципального района. Оно создает сферу
приложения исторически сложившихся
навыков малочисленных народов,
обеспечивает условия для сохранения их
самобытной культуры и является основным
и почти единственным источником
существования малочисленных народов.
Оленеводство носит этнообразующий
характер для сохранения культуры и быта
малочисленных народов: более 500 семей
ведут кочевой образ жизни, занимаясь
оленеводством.
Большая доля оленьих пастбищ
предоставляется из земель
сельскохозяйственного назначения (более
26268,6 тыс. га), а также земель лесного фонда
(24903,5 тыс. га).
В Северном макрорайоне сосредоточено
практически все поголовье северных
оленей Красноярского края,
преимущественно на территории
Таймырского Долгано-Ненецкого
муниципального района - 120,7 тыс. голов,
или 98,4% общекраевого значения в 2020 году.
Суровые природно-климатические условия
Северного макрорайона препятствуют
активному развитию на территории
сельского хозяйства. Северный
макрорайон вносит незначительный вклад
в объем производства
сельскохозяйственной продукции
Красноярского края (0,5% в 2019 году).
В городском округе город Норильск и
Таймырском Долгано-Ненецком
муниципальном районе Красноярского края
сельское хозяйство представлено только
животноводством, в Эвенкийском и
Туруханском муниципальных районах доля
животноводства в структуре объема
производства продукции сельского
хозяйства в 2019 году составила 83,7% и 73,9%
соответственно.
Активность предпринимательской
деятельности в территориях Северного
макрорайона определяется количеством
хозяйствующих субъектов. Количество
организаций Северного макрорайона в 2020
году составило 1627 единиц (4,1%
общекраевого количества в 2020 году).
Большая часть организаций сосредоточена
в городском округе город Норильск (77,6%). В
2020 году 24,2% общего числа организаций
Северного макрорайона осуществляли
торговлю оптовую и розничную.
Количество субъектов малого и среднего
предпринимательства Северного
макрорайона в 2020 году составило 1806
единиц.
Одним из важнейших компонентов
устойчивого развития территорий
Северного макрорайона является
человеческий потенциал.
В 2020 году наблюдалось увеличение общей
численности населения Северного
макрорайона относительно 2018 года.
Естественный прирост в 2020 году в
сравнении с 2018 годом снизился, но число
рождений превышало число смертей на всех
территориях Северного макрорайона,
кроме Туруханского муниципального
района Красноярского края. Наряду с этим
снизилась миграционная убыль.
Численность умерших в Северном
макрорайоне в 2020 году составила 616
человек (более 4% от общей численности
умерших в крае). Основной причиной
смертности населения Северного
макрорайона являются болезни системы
кровообращения, в 2020 году они составляли
35,1% от общего числа смертей Северного
макрорайона. Смертность от
новообразований и внешних причин в
Северном макрорайоне в 2020 году
составляла 13,9% и 15,3% соответственно, что
обусловлено влиянием экстремально
низких температур на организм человека,
спецификой организации труда -
значительная доля населения
задействована в работе на вредных
производствах, а также неравномерностью
предоставления высокотехнологичных
медицинских услуг, несвоевременностью
оказания медицинской помощи, в том числе
в отдаленных труднодоступных
местностях.
Важнейшей качественной характеристикой
населения Северного макрорайона
является его возрастная структура, в
Северном макрорайоне она обусловлена
спецификой социально-экономического
развития арктических территорий.
Основную часть жителей Северного
макрорайона составляет население
трудоспособного возраста, его доля выше,
чем в Красноярском крае (65,3% и 57,2%
соответственно в 2020 г.). Доля жителей
Северного макрорайона в возрасте старше
трудоспособного ниже, чем в Красноярском
крае (11,8%, 22,8% соответственно), так же как и
доля лиц моложе трудоспособного
возраста (9,8%, 19,8% соответственно).
Трудовой потенциал Северного
макрорайона включает в себя имеющиеся
трудовые ресурсы территории и
привлекаемую рабочую силу из других
муниципальных образований
Красноярского края, субъектов
Российской Федерации и иностранных
государств. В 2020 году среднесписочная
численность работников организаций, не
относящихся к субъектам малого
предпринимательства, по Северному
макрорайону составляла 120,8 тыс. человек
(16,2% численности работников организаций
Красноярского края по соответствующему
кругу организаций), более половины
которой приходилось на городской округ
город Норильск (64,1% среднесписочной
численности работников Северного
макрорайона). Работники организаций
преимущественно заняты в сферах добычи
полезных ископаемых (16,7% численности
работников организаций Северного
макрорайона), обрабатывающих
производств (16,5%), транспортировки и
хранения (12,0%), образования (9,9%) и
строительства (9,8%). Кроме того,
численность работников сферы
строительства и добывающих производств
имеет высокий удельный вес в общекраевой
численности работников по данным видам
деятельности 51,6% и 46,7% соответственно.
Распределение обусловлено
преимущественно промышленной
специализацией Северного макрорайона.
Самый низкий уровень безработицы по
отношению к численности рабочей силы в
Северном макрорайоне отмечался в двух
муниципальных образованиях - Таймырском
Долгано-Ненецком муниципальном районе и
городе Норильске (1,2% и 1,4% в 2020 году
соответственно). В Туруханском и
Эвенкийском муниципальных районах был
зафиксирован умеренный уровень
зарегистрированной безработицы, который
составил 2,4%.
Основным источником доходов населения
Северного макрорайона является
заработная плата. Среднемесячная
номинальная начисленная заработная
плата работников организаций, не
относящихся к субъектам малого
предпринимательства, в Северном
макрорайоне в 2020 году составила 101869,9
рубля. Значение показателя как в целом по
Северному макрорайону, так и по
отдельным его территориям, значительно
превышает среднекраевое. Максимальная
средняя заработная плата отмечается в
городском округе город Норильск - 110427,7
рубля в 2020 году, что составляет 183,7% от
общекраевого уровня. Более высокий
уровень среднего дохода обусловлен
промышленной специализацией Северного
макрорайона, а также "северными
надбавками" к заработной плате
(процентная надбавка за стаж работы в
районах Крайнего Севера и районный
коэффициент).
Одним из показателей качества жизни
населения на территории Северного
макрорайона является жилищный фонд и его
благоустройство. В 2020 году жилищный фонд
Северного макрорайона составил 5,8 млн кв.
метров, или 8% от общекраевого жилфонда.
Более 70% площади жилых помещений
Северного макрорайона приходится на
городской округ город Норильск.
Обеспеченность населения Северного
макрорайона жильем в среднем по
Северному макрорайону ниже, чем в
среднем по Красноярскому краю (в 2020 году
23,6 кв. метра и 25,9 кв. метра на 1 жителя
соответственно). Самая высокая
обеспеченность жильем - в Туруханском
муниципальном районе Красноярского края
(29,2 кв. метра на 1 жителя в 2020 году),
наименьшая - в Таймырском
Долгано-Ненецком муниципальном районе
Красноярского края (20,1 кв. метра).
Отмечается снижение объема ввода жилья в
Северном макрорайоне. В 2020 году введено
8,4 тыс. кв. метров жилья, или 0,6%
общекраевого ввода жилья, в среднем по
Северному макрорайону на 1000 человек
населения введено 34,2 кв. метра жилья (по
Красноярскому краю - 456,8 кв. метра).
Лидером жилищного строительства в 2020
году стал Эвенкийский муниципальный
район Красноярского края (60,4% ввода жилья
в макрорайоне), в городском округе город
Норильск ввод жилья не осуществлялся с
2016 года.
Культурно-образовательное развитие
населения Северного макрорайона
является важной составляющей процесса
формирования человеческих и, как
следствие, трудовых ресурсов
арктических территорий.
Обеспеченность дошкольными
образовательными организациями детей в
возрасте от 1 до 6 лет на конец 2020 года в
Северном макрорайоне была ниже
среднекраевого значения только в
Туруханском муниципальном районе (68,1% и
65,3% соответственно), в остальных
муниципальных образованиях Северного
макрорайона значение этого показателя
превышало среднекраевой уровень.
Эвенкийский муниципальный район больше
всех в Северном макрорайоне обеспечен
библиотечным фондом, на 1000 человек в 2020
году он составлял 22425 экземпляров, а
также учреждениями музейного типа - 17
учреждений на 100 тыс. человек. При этом
недостаточная обеспеченность
библиотечным фондом отмечается в
Туруханском муниципальном районе и
городе Норильске (21,2 и 4194,8 экземпляра на
1000 человек соответственно), учреждениями
музейного типа в Таймырском
Долгано-Ненецком муниципальном районе и
городе Норильске (3,2 и 0,55 учреждения на 100
тыс. человек).
Перспективы развития в Северном
макрорайоне имеет туризм, в том числе
экстремальный. Для этого имеется
необходимая природная база. Так, в
Туруханском муниципальном районе
расположены государственный природный
биосферный заповедник
"Центральносибирский", легендарный
каньон шириной 700 м, Осиновский порог,
памятник природы краевого значения
"Ледоминеральный комплекс "Ледяная
гора" - захоронение реликтового льда,
самый северный в России сосновый бор,
государственный природный заказник
федерального значения "Елогуйский",
в г. Игарке имеется музей вечной
мерзлоты. На территории Эвенкийского
муниципального района Красноярского
края располагаются государственный
природный заповедник "Тунгусский",
государственный природный заповедник
"Путоранский", государственный
природный биосферный заповедник
"Центральносибирский", памятник
природы краевого значения
"Суломайские Столбы",
государственный природный заказник
краевого значения "Озеро Виви", на
территории которого установлена стела,
отмечающая географический центр России.
В Таймырском Долгано-Ненецком
муниципальном районе Красноярского края
находится музей мамонта (с. Хатанга) и
государственный природный заповедник
"Путоранский".
Развитие физической культуры и спорта в
Северном макрорайоне напрямую влияет на
сохранение здоровья и способствует
оздоровлению общества в целом, а также
приобщает людей разного поколения к
ведению здорового образа жизни.
По итогам 2020 года обеспеченность
спортивными сооружениями населения
Туруханского муниципального района
Красноярского края составила 83,2%,
Таймырского Долгано-Ненецкого
муниципального района Красноярского
края - 45,6%, Эвенкийского муниципального
района Красноярского края - 39,3%,
городского округа город Норильск - 27,8%.
Доля населения, систематически
занимающегося физической культурой и
спортом, в общей численности населения
Красноярского края в возрасте от 3 до 79
лет в Таймырском Долгано-Ненецком
муниципальном районе Красноярского края
составляла 43,4%, в Туруханском
муниципальном районе Красноярского края
- 42,9%, в городе Норильске - 40,6%, в
Эвенкийском муниципальном районе
Красноярского края - 35,7% (при среднем
значении по Красноярскому краю - 54,95%).
Перспективы развития арктических
территорий Красноярского края прежде
всего связаны с комплексным
инфраструктурным развитием населенных
пунктов, обладающих перспективами
экономического роста, созданием
модельных северных населенных пунктов,
характеризующихся компактным
проживанием коренных малочисленных
народов Севера, а также с
предоставлением гражданам земельных
участков в безвозмездное пользование по
программе "Арктический гектар".
На территории края, относящейся к
Арктической зоне Российской Федерации,
расположены 73 населенных пункта,
крупнейший из них - город Норильск -
монопрофильный промышленный центр
федерального значения, второй по числу
жителей город в Красноярском крае,
выполняющий функции
транспортно-логистического узла, центра
предоставления социально-бытовых,
медицинских, образовательных, сервисных
услуг для территорий Таймыра.
Основной объем промышленной продукции
арктических территорий Красноярского
края, за исключением города Норильска,
создается вне населенных пунктов - на
добыче сырья. При этом арктические
населенные пункты задают рост новым
территориям вокруг себя, запускают и
поддерживают процесс их освоения. В
арктических населенных пунктах
Красноярского края сконцентрирован
необходимый набор социальной, бытовой,
коммунальной и транспортной
инфраструктуры, в том числе для
обеспечения жизнедеятельности вахтовых
поселков, а также технологические услуги
для разработки месторождений, требующие
близости к производству (геодезия,
метеорология, логистический и
информационный сервис).
Ряд арктических населенных пунктов
Красноярского края играют немаловажную
роль в решении общегосударственных
стратегических задач освоения
Российской Арктики и обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации.
При этом численность жителей 68 из 73
арктических населенных пунктов края не
превышает 3000 человек, из них 29 населенных
пунктов относятся к категории
малочисленных (до 100 жителей).
Выделение наиболее важных в системе
расселения Арктики населенных пунктов,
обладающих перспективами
экономического роста, и придание им
особого статуса "опорный населенный
пункт Арктики" необходимо для
введения на региональном и федеральном
уровнях специальных мер государственной
поддержки опережающего развития
инфраструктуры таких населенных
пунктов, что позволит в целом обеспечить
их комплексное развитие.
К опорным населенным пунктам на
территории Красноярского края,
включенной в состав Арктической зоны
Российской Федерации (далее - опорные
населенные пункты Арктики, ОНП Арктики),
относятся населенные пункты, отвечающие
одному из следующих условий:
1) населенный пункт является
логистическим "якорем" для
компаний, реализующих на прилегающих к
нему территориях крупные инвестиционные
проекты федерального и (или) краевого
значения с объемом инвестиций более 10
млрд рублей;
2) выполнение населенным пунктом одной и
(или) нескольких из следующих функций:
место базирования стратегических
объектов, в том числе объектов МЧС
России, Минобороны России;
транспортно-логистический узел (наличие
действующего порта, расположенного на
водной артерии Северного морского пути и
его транспортных коридорах, и (или)
аэропорта);
выполнение населенным пунктом функций
административного центра
муниципального района, городского
(сельского) поселения в сложившейся
системе расселения;
центр социокультурного обеспечения
населения арктических территорий
(наличие государственных медицинских
учреждений межрайонного или районного
уровней, государственного
высшего/среднего учебного заведения,
многофункционального центра
предоставления услуг);
3) наличие ресурсной базы и перспектив
хозяйственного освоения прилегающих к
населенному пункту территорий.
Опорными населенными пунктами Арктики с
учетом перечисленных выше условий
являются город Норильск (с городским
поселком Снежногорск), город Дудинка (с
входящими в состав городского поселения
Дудинка сельскими населенными пунктами),
села Хатанга и Караул (с находящимися в
их административно-территориальном
подчинении поселками), поселок
городского типа Диксон Таймырского
Долгано-Ненецкого муниципального
района, город Игарка, село Туруханск,
поселки Бор и Светлогорск Туруханского
района, поселок Тура Эвенкийского
муниципального района.
В целях приоритетного оказания мер
федеральной поддержки на социальное
обустройство и повышение качества среды
проживания из числа ОНП Арктики
допускается выделение центров
экономического роста арктических
территорий (далее - ЦЭР) в соответствии с
критериями, устанавливаемыми
федеральными правовыми актами.
В целях обеспечения опережающего
комплексного развития и модернизации
инфраструктуры в населенных пунктах:
для ОНП Арктики разрабатываются
программы (комплексные планы) их
развития совместно с органами местного
самоуправления муниципальных
образований, в границах которых
находится ОНП Арктики, а также с крупными
инвесторами, реализующими (планирующими)
инвестиционные проекты в ОНП Арктики, и
заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти;
для центров экономического роста
арктических территорий Красноярского
края - планы социального развития
центров экономического роста в порядке,
установленном федеральными правовыми
актами.
Развитие северных территорий
Красноярского края, относящихся к
Приангарскому макрорайону, в свою
очередь также связано с реализацией
крупных инвестиционных проектов по
освоению разнообразных
минерально-сырьевых ресурсов. Для
большинства муниципальных образований
этих территорий характерна
хозяйственная моноспециализация:
лесозаготовка и деревообработка - в
Богучанском, Енисейском муниципальных
районах Красноярского края и городском
округе город Лесосибирск, горнорудная
промышленность - в Мотыгинском и
Северо-Енисейском муниципальных районах
Красноярского края. С вводом в
эксплуатацию Богучанской ГЭС изменилась
специализация Кежемского
муниципального района Красноярского
края, лесозаготовки и деревообработка
как лидирующие отрасли в структуре
экономики района уступили место
производству электроэнергии (более 85% в
объемах промышленного производства
района). В состав Приангарского
макрорайона также входит не имеющий
развитого сектора экономики, но
уникальный в культурно-историческом и
туристическом плане город Енисейск.
Общая площадь северных территорий
Приангарского макрорайона
Красноярского края составляет 26,1 млн га.
В северных территориях Приангарского
макрорайона Красноярского края
расположено большое количество
месторождений полезных ископаемых. В
Богучанском районе это нефть, газ,
редкоземельные металлы, ниобий, скандий,
каменный уголь, бокситы, железная руда,
гелийсодержащие газы, известняк,
доломиты, долериты, щебень, песок, глина;
в Мотыгинском районе - золото (рудное и
россыпное), магнезит, доломиты, железная
руда, бокситы, титаносодержащие руды,
свинец, цинк, олово, вольфрам, ниобий,
фосфор, вермикулит, бурый и каменный
уголь, сурьма, мусковит, андалузит,
сланцы, кварцит, диабаз, известняк, глина,
суглинок, гипс, песчаник, песок; в
Северо-Енисейском районе - золото (рудное
и россыпное), вермикулит, железная руда,
вольфрам, бокситы, уран, цинк, свинец,
олово, медь, гранит, мрамор, нефть,
горючий газ, известняк, доломит,
алевролит, сланцы, родонит, силлиманит; в
Кежемском районе - нефть и газ, железо,
фосфор, ниобий, редкоземельные металлы,
долерит, глина, суглинок,
песчано-гравийный материал, песок; в
Енисейском районе - железная руда,
свинец, цинк, уран, рассыпное золото,
фосфор, олово, германий, редкоземельные
металлы, барит, бурый уголь, глина,
гранит, гнейс, песок, гравийно-песчаная
смесь, гравийно-галечная смесь.
В Северо-Енисейском районе добычу золота
ведут компании ООО "Соврудник", АО
"Полюс Красноярск" и другие
компании, добычу вермикулита - ООО
"Группа Магнезит". В Мотыгинском
районе месторождения свинцово-цинковых
руд разрабатывает ОАО "Горевский
горно-обогатительный комбинат",
месторождения золота - АО
"Васильевский рудник", ЗАО
"Прииск Удерейский", ООО
"Новоангарский обогатительный
комбинат" и другие компании,
месторождения магнезита и кералита - ООО
"Группа Магнезит" и ООО
"Кералит". Разработка месторождений
каменного угля в Мотыгинском районе
осуществляет АО "Полюс Красноярск".
В Богучанском и Кежемском районах ПАО
"Газпром", ПАО "Роснефть", ООО
"Иркутская нефтяная компания", ООО
"Красноярская нефтегазовая
компания", ПАО "Газпром" и АО
"ИНК-Красноярск" ведут разведку
запасов нефти и газа.
Объем отгруженных товаров собственного
производства, выполненных работ и услуг
<5> в северных территориях
Приангарского макрорайона
Красноярского края за 2020 год составил 177
млрд рублей. Больший вклад в экономику
вносят обрабатывающие производства,
добыча полезных ископаемых и
энергетика.
<5> Собственными силами организаций по
хозяйственным видам деятельности (без
субъектов малого и среднего
предпринимательства и параметром
неформальной деятельности).
Общий объем инвестиций в основной
капитал за исключением субъектов малого
и среднего предпринимательства в
северных территориях Приангарского
макрорайона Красноярского края в 2020 году
составил 35,6 млрд рублей.
Значительную долю инвестиций в северных
территориях Приангарского макрорайона
Красноярского края, как и в Северном
макрорайоне, составляют инвестиции в
добычу полезных ископаемых и
обрабатывающие производства. Инвестиции
северных территорий Приангарского
макрорайона Красноярского края
составляли 8,3% объема инвестиций края в
2020 году.
Количество субъектов малого и среднего
предпринимательства по итогам 2020 года в
северных территориях Приангарского
макрорайона Красноярского края по
сравнению с 2019 годом снизилось и
составило 5576.
Ситуация на рынке труда северных
территорий Приангарского макрорайона
Красноярского края отражает
существующую экономическую ситуацию -
низкий и умеренный уровень безработицы в
Кежемском, Богучанском, Мотыгинском,
Северо-Енисейском муниципальных районах
Красноярского края, городских округах
города Лесосибирск и Енисейск (от 0,6% до
3,3%), тогда как в Енисейском муниципальном
районе Красноярского края уровень
безработицы более 5%.
Самый высокий уровень доходов населения
среди северных территорий Приангарского
макрорайона Красноярского края
отмечается лишь в Северо-Енисейском
муниципальном районе, имеющем развитый
сектор золотодобычи. Среднемесячная
заработная плата работников организаций
без субъектов малого
предпринимательства в Северо-Енисейском
муниципальном районе в 2020 году
составляла 104930,1 рубля, или 174,5% от
краевого значения. В остальных северных
территориях Приангарского макрорайона и
Красноярском крае в целом
среднемесячная заработная плата
существенно ниже (в среднем почти в 2
раза).
В 2020 году жилищный фонд северных
территорий Приангарского макрорайона
Красноярского края составил 4,9 млн кв.
метров, или 6,6% общекраевого жилфонда.
Треть площади жилых помещений северных
территорий Приангарского макрорайона
Красноярского края приходится на
городской округ город Лесосибирск (1580,1
тыс. кв. метров).
Обеспеченность населения северных
территорий Приангарского макрорайона
Красноярского края жильем в среднем
выше, чем по Красноярскому краю (в 2020 году
26,3 кв. метра и 25,9 кв. метра на 1 жителя
соответственно). Самая высокая
обеспеченность жильем - в городе
Енисейске и Енисейском муниципальном
районе (29,9 и 29,5 кв. метра на 1 жителя в 2020
году соответственно), наименьшая - в
Северо-Енисейском муниципальном районе
(23,3 кв. метра).
Жилищное строительство в северных
территориях Приангарского макрорайона
Красноярского края развивается более
интенсивно по сравнению с территориями
Северного макрорайона, в том числе за
счет отсутствия экстремально низких
температур, характерных для арктических
широт, наличия лесных ресурсов для
развития деревянного домостроительства,
а также более высокой плотности
населения.
Общий ввод жилья в северных территориях
Приангарского макрорайона
Красноярского края по итогам 2020 года
составил 44,6 тыс. кв. метров. В среднем по
северным территориям Приангарского
макрорайона Красноярского края на 1000
человек населения введено 4,3 кв. метра
жилья. Больше всего жилья введено в
Богучанском муниципальном районе и
городе Лесосибирске (37,6% и 35,4% в
макрорайоне соответственно).
Демографическая ситуация в северных
территориях Приангарского макрорайона
Красноярского края, как и для Северного
макрорайона, характеризуется снижением
численности постоянного населения.
По итогам Всероссийской переписи
населения 2020 года численность населения
северных территорий Приангарского
макрорайона составила 180,4 тыс. человек,
что составляет 6,3% от численности
населения Красноярского края, из них
городское население - 107,4 тысячи человек
(59,5%), сельское - 73 тысячи человек (40,5%).
По итогам проведенной переписи
населения основная часть жителей
северных территорий Приангарского
макрорайона, как и в Северном
макрорайоне, трудоспособного возраста,
доля которых составила 55,9% от
численности населения, что на 3,4% ниже,
чем в среднем по Красноярскому краю. В
связи с этим доля населения старше и
моложе трудоспособного возраста (24,3% и
19,8%) выше краевых показателей (23,1% и 17,6%
соответственно).
Миграционный отток населения в 2021 году в
северных территориях Приангарского
макрорайона составил 1205 человек против
672 человек в 2020 году. Отрицательная
динамика выбытия населения из северных
территорий Приангарского макрорайона
Красноярского края сохраняется.
Кроме миграционного оттока в этих
территориях, в 2021 году по сравнению с 2020
годом отмечается снижение численности
родившихся на 4% при одновременном
увеличении числа умерших на 11,8%.
Основной причиной смертности населения
в северных территориях Приангарского
макрорайона Красноярского края, как и в
Северном макрорайоне, являются болезни
системы кровообращения (49,6% от общего
числа смертей в северных территориях
Приангарского макрорайона
Красноярского края). Отсутствие
круглогодичной транспортной
доступности в ряде северных территорий
Приангарского макрорайона
Красноярского края накладывает
определенные ограничения на
своевременное оказание медицинской
помощи населению и увеличивает сроки ее
ожидания.
Среднесписочная численность работников
организаций, расположенных в северных
территориях Приангарского макрорайона
Красноярского края, не относящихся к
субъектам малого предпринимательства
составляла 64,7 тыс. человек (8,7%
численности работников организаций
Красноярского края по соответствующему
кругу организаций). Работники
организаций преимущественно заняты в
сферах обрабатывающих производств (16,9%
численности работников северных
территорий Приангарского макрорайона
Красноярского края), добычи полезных
ископаемых (15,7%), образования (13,3%),
транспортировки и хранения (9,7%).
Социальное развитие северных территорий
Приангарского макрорайона
Красноярского края имеет важное
значение для обеспечения их
привлекательности и создания комфортной
среды проживания.
Обеспеченность дошкольными
образовательными организациями детей в
возрасте от 1 до 6 лет на конец 2020 года в
северных территориях Приангарского
макрорайона Красноярского края ниже
среднекраевого значения наблюдалась у
двух муниципальных образований -
Богучанского (62,9%) и Енисейского (63,7%)
муниципальных районах, в остальных
муниципальных образованиях этот
показатель превышает среднекраевое
значение (65,3%).
Енисейский муниципальный район больше
всех северных территорий Приангарского
макрорайона Красноярского обеспечен
библиотечным фондом, на 1000 человек в 2020
году он составлял 10010 экземпляров, а
наибольшая обеспеченность учреждениями
музейного типа отмечена в
Северо-Енисейском муниципальном районе -
почти 10 учреждений на 100 тыс. человек.
Обеспеченность спортивными
сооружениями в 2020 году городского округа
город Енисейск - 67,7%, городского округа
город Лесосибирск - 48,4%, Богучанского
муниципального района Красноярского
края - 74,8%, Енисейского муниципального
района Красноярского края - 74,2%,
Кежемского муниципального района
Красноярского края - 92,78%, Мотыгинского
муниципального района Красноярского
края - 49,16%, Северо-Енисейского
муниципального района Красноярского
края - 109,7%.
Доля населения, систематически
занимающегося физической культурой и
спортом, в общей численности населения
Красноярского края в возрасте от 3 до 79
лет в Богучанском муниципальном районе
Красноярского края - 34,4%, в Енисейском
муниципальном районе Красноярского края
- 44,3%, в Кежемском муниципальном районе
Красноярского края - 38,3%, в Мотыгинском
районе - 36,7%, в Северо-Енисейском
муниципальном районе Красноярского края
- 40,5%, в городском округе город Енисейск -
44,3%, в городском округе город Лесосибирск
- 49,2% (при среднем значении по краю и РФ -
45,4%).
Перспективы развития северных и
арктических территорий Красноярского
края связаны прежде всего с реализацией
масштабных инвестиционных проектов, в
том числе с развитием имеющегося
промышленного потенциала цветной
металлургии в результате реализации
проектов Заполярного филиала ПАО "ГМК
"Норильский никель", формированием
на базе Ванкорского кластера,
месторождений Эвенкийского
муниципального района и в перспективе
месторождений Восточно-Таймырского
блока крупных центров нефтегазодобычи
федерального уровня значимости,
разработкой месторождений Таймырского
угольного бассейна, развитием
горнодобывающих и перерабатывающих
производств на базе золоторудных
месторождений и Горевского
месторождения свинцово-цинковых руд, а
также реализацией приоритетных
инвестиционных проектов в области
освоения лесов.
По оценкам, для реализации
инвестиционных проектов в северных и
арктических территориях до 2035 года
потребуется порядка 162 тысяч человек
(только в арктических территориях
Красноярского края - порядка 144 тысяч
человек).
Несмотря на это, сегодня активное
экономическое развитие северных и
арктических территорий сдерживается
высокой капиталоемкостью освоения
месторождений, расположенных в сложных
геологических и климатических условиях,
в отдаленных и инфраструктурно не
обустроенных территориях.
В условиях масштабного промышленного
освоения северных и арктических
территорий Красноярского края
по-прежнему существует высокая
ограниченность в их социальном развитии,
связанная прежде всего с низким уровнем
социальной обеспеченности и
инфраструктурной связанности, а также
неудовлетворительным состоянием
большинства объектов
жилищно-коммунальной сферы. Современная
транспортная, энергетическая,
телекоммуникационная и социальная
инфраструктура в основном
сконцентрирована в административных
центрах муниципальных образований, в то
время как в отдаленных труднодоступных
населенных пунктах комфортная среда
проживания практически полностью
отсутствует.
Инфраструктурная ограниченность
северных и арктических территорий также
обусловлена высокой капиталоемкостью
содержания существующей и создания
новой инфраструктуры, отсутствием
широкой практики внедрения
инновационных решений при строительстве
инженерных сооружений в условиях
Крайнего Севера и Арктики, а также
отсутствием гибкого
дифференцированного подхода в правовом
регулировании, касающемся нормативных
требований к возведению объектов
капитального строительства.
Указанные вызовы серьезно усугубляются
сложной экономической ситуацией,
связанной с недружественными действиями
иностранных государств и организаций в
отношении Российской Федерации, включая
санкционные ограничения, которые также
отражаются на развитии северных и
арктических территорий Красноярского
края и требуют новых подходов в
отношении консолидации усилий общества,
власти и бизнеса.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ
СТРАТЕГИИ
3.1. Целью реализации Стратегии является
обеспечение комплексного
социально-экономического развития
северных и арктических территорий
Красноярского края, сохранение
традиционного образа жизни коренных
малочисленных народов Севера
Красноярского края, а также достижение
целей, определенных в Стратегии развития
Арктической зоны Российской Федерации и
обеспечения национальной безопасности
на период до 2035 года, утвержденной Указом
Президента Российской Федерации от
26.10.2020 N 645, и Стратегии
социально-экономического развития
Красноярского края до 2030 года,
утвержденной Постановлением
Правительства Красноярского края от
30.10.2018 N 647.
3.2. Задачей Стратегии является
достижение основных направлений
комплексного социально-экономического
развития северных и арктических
территорий Красноярского края.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
СТРАТЕГИИ
4.1. Социально-экономическое развитие ОНП
Арктики обеспечивается посредством:
1) реализации планов социального
развития центров экономического роста
(для ОНП Арктики, соответствующих
критериям отнесения к ЦЭР);
2) реализации программ (комплексных
планов) развития ОНП Арктики,
учитывающих реализуемые (планируемые)
инвестиционные проекты на территории (в
транспортной доступности) ОНП Арктики;
3) привлечения финансирования для
реализации мероприятий программ
(комплексных планов) развития ОНП
Арктики из федерального бюджета и
внебюджетных источников, включая
средства крупных компаний, реализующих
(планирующих реализацию) на территории (в
транспортной доступности) ОНП Арктики
инвестиционных проектов;
4) предоставления за счет средств
краевого бюджета мер государственной
поддержки для реализации программ
(комплексных планов) развития ОНП
Арктики.
4.2. Социальное развитие северных и
арктических территорий Красноярского
края обеспечивается путем реализации
следующих мер:
1) совершенствование механизмов
государственного финансирования
оказания медицинской помощи с учетом
низкой плотности населения в северных и
арктических населенных пунктах и их
транспортной доступности;
2) обеспечение реализации региональной
программы Красноярского края
"Модернизация первичного звена
государственной системы
здравоохранения Красноярского края",
утвержденной Постановлением
Правительства Красноярского края от
15.12.2020 N 855-п;
3) обеспечение оказания медицинской
помощи с применением телемедицинских
технологий;
4) обеспечение комплекса мер по
привлечению медицинских работников в
северные и арктические территории и их
социальной поддержке;
5) совершенствование законодательства в
области социального развития северных и
арктических территорий, включая
обеспечение прав и социальных гарантий и
компенсаций граждан, проживающих в
арктических территориях, в том числе
коренных малочисленных народов Севера;
6) обеспечение комплексного подхода в
развитии кадрового потенциала в
северных и арктических территориях,
включая обеспечение приоритетного
трудоустройства местного населения при
реализации инвестиционных проектов;
7) развитие системы профессионального
образования и дополнительного
образования с учетом кадровой
потребности организаций;
8) повышение доступности качественного
общего образования и обеспечение
условий для организации дополнительного
образования детей, в том числе в
труднодоступных населенных пунктах,
включая развитие дистанционных
образовательных технологий и программ;
9) обеспечение сохранения и
популяризации культурного наследия,
развития традиционной культуры,
сохранения и развития языков коренных
малочисленных народов Севера;
10) развитие физической культуры и
массового спорта, обеспечение
популяризации и пропаганды здорового
образа жизни среди населения, в том числе
развитие сети физкультурно-спортивных
организаций и спортивных клубов;
11) повышение уровня обеспеченности
населения спортивными сооружениями,
увеличение их единовременной пропускной
способности;
12) развитие и поддержка традиционных
видов спорта коренных малочисленных
народов Севера;
13) обеспечение формирования системы
тренировочных мероприятий по
традиционным видам спорта коренных
малочисленных народов Севера, в том
числе для спортсменов до 16 и до 18 лет;
14) развитие системы профессиональной
подготовки и переподготовки тренеров и
тренеров-преподавателей
физкультурно-спортивных организаций,
работающих по специальности, в том числе
по традиционным видам спорта коренных
малочисленных народов Севера;
15) совершенствование сети
государственных бюджетных, автономных
учреждений здравоохранения,
образования, культуры, физической
культуры и спорта, социальной защиты
населения;
16) развитие механизмов поддержки
молодежных инициатив, направленных на
реализацию общественных и социально
значимых проектов.
4.3. Экономическое развитие северных и
арктических территорий Красноярского
края обеспечивается путем реализации
следующих мер:
1) стимулирование предпринимательской
активности в северных и арктических
территориях, включая предоставление
государственной поддержки
предпринимателям, в том числе из числа
коренных малочисленных народов Севера,
формирование и обеспечение
функционирования филиальной сети
центров поддержки предпринимательства;
2) развитие традиционных видов
деятельности и природопользования
коренных малочисленных народов Севера,
включая предоставление государственной
поддержки северного оленеводства;
3) государственная поддержка
инвестиционных проектов, реализуемых в
северных и арктических территориях и
имеющих приоритетное значение для их
социально-экономического развития,
включая создание льготных
преференциальных режимов;
4) разработка системы прогнозирования
кадровой потребности работодателей,
реализующих инвестиционные проекты, по
срокам ввода рабочих мест в
профессионально-квалификационном
разрезе, в том числе с учетом кадровой
потребности подрядных и субподрядных
организаций;
5) обеспечение эффективного
взаимодействия между органами
государственной власти, органами
местного самоуправления,
недропользователями и общественными
организациями, в том числе объединениями
коренных малочисленных народов Севера, в
целях создания условий для устойчивого
развития северных и арктических
территорий, включая совершенствование
действующих и разработку новых
механизмов и видов сотрудничества;
6) совершенствование
нормативно-правового регулирования
комплекса ежегодных государственных
мероприятий по обеспечению топливом,
продовольствием и другими жизненно
необходимыми товарами труднодоступные
населенные пункты северных и
арктических территорий с ограниченным
сроком завоза грузов (продукции);
7) развитие системы мониторинга за
осуществлением доставки топлива,
продовольствия и других жизненно
необходимых товаров в отдаленные
труднодоступные населенные пункты
северных и арктических территорий с
ограниченным сроком завоза грузов
(продукции);
8) обеспечение условий создания
продовольственных
торгово-распределительных
логистических центров;
9) государственная поддержка реализации
инвестиционных проектов создания
туристской инфраструктуры, направленная
на развитие экотуризма в северных и
арктических территориях;
10) обеспечение туристического круизного
судоходства в целях стимулирования
инвестиционной привлекательности
северных и арктических территорий в
рамках осуществления ежегодной речной и
морской навигации;
11) создание туристско-рекреационных
кластеров, в том числе в местах
традиционного проживания коренных
малочисленных народов Севера.
4.4. Развитие инфраструктуры северных и
арктических территорий Красноярского
края обеспечивается путем реализации
следующих мер:
1) создание (модернизация) объектов
социальной, транспортной, коммунальной
инфраструктуры, объектов в сфере
обращения с отходами, объектов
благоустройства и жилищного фонда, в том
числе в рамках реализации программ
комплексного развития (комплексных
планов развития) ОНП АЗ;
2) государственная поддержка проектов по
переводу неэффективной угольной и
дизельной генерации изолированной
энергосистемы северных и арктических
территорий на возобновляемые
экологически чистые источники энергии;
3) повышение качества водоснабжения,
снижения дефицита водообеспечения в
населенных пунктах северных и
арктических территорий;
4) обеспечение развития жилищного
строительства в северных и арктических
территориях, в том числе в местах
традиционного проживания коренных
малочисленных народов Севера, включая
малоэтажное строительство, применение
наилучших доступных технологий в
строительном комплексе;
5) создание инфраструктуры,
способствующей сохранению традиционной
культуры и быта коренных малочисленных
народов Севера в местах их традиционного
проживания;
6) создание условий для развития
информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры, включая обеспечение ее
доступности в отдаленных
труднодоступных населенных пунктах
северных и арктических территорий
Красноярского края, местах
традиционного проживания и
природопользования коренных
малочисленных народов Севера;
7) обеспечение развития улично-дорожной
сети в населенных пунктах северных и
арктических территорий Красноярского
края.
4.5. Охрана окружающей среды, защита
объектов животного мира и обеспечение
экологической безопасности в северных и
арктических территориях Красноярского
края осуществляется путем реализации
следующих мер:
1) реализация концепции развития и
размещения особо охраняемых природных
территорий краевого значения на период
до 2030 года, утвержденной Распоряжением
Правительства Красноярского края от
14.11.2017 N 784-р, в том числе создание
государственных природных заказников;
2) обеспечение охраны природных,
историко-культурных комплексов и
объектов особо охраняемых природных
территорий краевого значения,
расположенных в северных и арктических
территориях;
3) обеспечение мониторинга состояния и
территориального размещения таймырской
популяции дикого северного оленя;
4) выявление, оценка и учет объектов
накопленного вреда окружающей среде и
организация работ по ликвидации
накопленного вреда окружающей среде;
5) обеспечение государственного
мониторинга атмосферного воздуха в
северных и арктических территориях с
применением новых информационных
технологий;
6) обеспечение контроля за соблюдением
природоохранного законодательства в
результате реализации проектов по
освоению природных месторождений
полезных ископаемых северных и
арктических территорий;
7) адаптация экономики и инфраструктуры
арктических территорий к изменениям
климата.
4.6. Обеспечение общественной
безопасности и защиты населения
северных и арктических территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера обеспечивается
путем реализации следующих мер:
1) содействие в обеспечении общественной
безопасности в населенных пунктах
северных и арктических территорий,
включая развитие и поддержку систем
правоохранительного сегмента АПК
"Безопасный город";
2) создание сегмента комплексной
реабилитации потребителей
наркотических и психотропных средств в
городе Норильске;
3) совершенствование нормативных
правовых актов Красноярского края в
области защиты населения, территорий,
критически важных и потенциально
опасных объектов от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера, в области пожарной
безопасности в северных и арктических
территориях;
4) подготовка предложений по обеспечению
эвакуации (переселения) граждан из
населенных пунктов северных и
арктических территорий в результате
последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
5) обеспечение мероприятий по
предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, включая
внесение изменений в план действий по
предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, мероприятий по
профилактике пожаров, мероприятий по
гражданской обороне, а также
профессиональной подготовки лиц,
осуществляющих деятельность в указанных
сферах.
4.7. Основными направлениями реализации
Стратегии в отдельных муниципальных
образованиях Красноярского края,
территории которых полностью или
частично входят в состав Арктической
зоны Российской Федерации, также
являются направления, предусмотренные
пунктом 27 раздела IV Стратегии развития
Арктической зоны Российской Федерации и
обеспечения национальной безопасности
на период до 2035 года, утвержденной Указом
Президента Российской Федерации от
26.10.2020 N 645.
5. ЭТАПЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
5.1. Реализация Стратегии осуществляется
в три этапа.
5.2. На первом этапе реализации Стратегии
(в 2022 - 2024 годах) предусматривается:
1) реализация мер, направленных на
модернизацию действующей и
строительство новой социальной,
транспортной,
информационно-телекоммуникационной,
жилищной инфраструктуры;
2) разработка цифровой информационной
системы взаимодействия и сотрудничества
между Правительством Красноярского
края, органами местного самоуправления,
недропользователями и общественными
организациями, включая объединения
коренных малочисленных народов Севера;
3) создание и обеспечение
функционирования центров образования
естественно-научной и технологической
направленности в общеобразовательных
организациях, расположенных в местах
традиционного проживания коренных
малочисленных народов Севера;
4) модернизация электронной системы
мониторинга за осуществлением северного
завоза;
5) реализация Комплексного плана
социально-экономического развития
муниципального образования г. Норильск,
утвержденного Распоряжением
Правительства Российской Федерации от
10.12.2021 N 3528-р;
6) разработка и реализация планов
социального развития центров
экономического роста и программ
(комплексных планов) развития ОНП
Арктики;
7) реализация мер, направленных на
сохранение традиционного образа жизни
коренных малочисленных народов Севера,
включая проекты по возведению
этнодеревень в местах их традиционного
проживания, созданию перерабатывающих
производств и заготовительных пунктов
для заготовки, переработки и упаковки
промысловой продукции;
8) строительство и ввод в эксплуатацию
туристических круизных лайнеров класса
река-море;
9) строительство и ввод в эксплуатацию
северного автодорожного моста
"Высокогорский" и сопутствующей
автодорожной инфраструктуры в
Енисейском районе;
10) реализация мер по замещению на
изолированных и труднодоступных
территориях неэффективной дизельной
генерации электроэнергии генерацией на
базе возобновляемых источников энергии
и местного топлива;
11) разработка регионального плана
адаптации к изменениям климата с целью
формирования системы оперативных и
долгосрочных мер адаптации к изменениям
климата, реализуемых на краевом уровне;
12) создание аккредитованных лабораторий
государственного экологического
мониторинга (государственного
мониторинга окружающей среды);
13) предоставление земельных участков,
расположенных в муниципальных
образованиях Красноярского края,
входящих в состав Арктической зоны
Российской Федерации, в собственность
граждан в соответствии с Федеральным
законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об
особенностях предоставления гражданам
земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной
собственности и расположенных в
Арктической зоне Российской Федерации и
на других территориях Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации, и
о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации".
5.3. На втором этапе реализации Стратегии
(в 2025 - 2030 годах) предусматривается:
1) обеспечение доступности услуг сети
образовательных организаций,
организаций культуры, физической
культуры и спорта, социальной защиты для
населения северных и арктических
территорий, в том числе для лиц,
относящихся к коренным малочисленным
народам Севера;
2) реализация мер, направленных на
снижение смертности среди населения от
основных заболеваний, характерных для
северных и арктических территорий;
3) реализация Комплексного плана
социально-экономического развития
муниципального образования г. Норильск,
утвержденного Распоряжением
Правительства Российской Федерации от
10.12.2021 N 3528-р;
4) реализация планов социального
развития центров экономического роста и
программ (комплексных планов) развития
ОНП Арктики;
5) усиление взаимодействия
производственных комплексов севера и
юга Красноярского края при освоении
минерально-сырьевых ресурсов
Таймырского Долгано-Ненецкого
муниципального района и смежных
территорий, включая кооперацию
крупнейших компаний - участников
комплексного инвестиционного проекта
"Енисейская Сибирь" с малым и
средним бизнесом и определение
перспективных ниш;
6) увеличение численности занятых в сфере
малого и среднего предпринимательства,
включая индивидуальных
предпринимателей, в том числе
относящихся к коренным малочисленным
народам Севера;
7) реализация проектов по созданию
продовольственных
торгово-распределительных
логистических центров, в том числе
центров длительного хранения
продовольственных товаров;
8) снижение негативного воздействия на
окружающую среду, стабилизация
экологической обстановки в населенных
пунктах в результате реализации
экологических проектов
недропользователей;
9) создание охранных зон территорий
памятников природы краевого значения.
5.4. На третьем этапе реализации Стратегии
(в 2031 - 2035 годах) предусматривается:
1) завершение реализации Комплексного
плана социально-экономического развития
муниципального образования г. Норильск,
утвержденного Распоряжением
Правительства Российской Федерации от
10.12.2021 N 3528-р;
2) реализация планов социального
развития центров экономического роста и
программ (комплексных планов) развития
ОНП Арктики;
3) увеличение уровня доходов населения,
проживающего в северных и арктических
территориях, в том числе относящегося к
коренным малочисленным народам Севера;
4) улучшение среды проживания, включая
благоустройство, в населенных пунктах
северных и арктических территорий, в том
числе отдаленных и труднодоступных;
5) повышение туристического потенциала и
привлекательности северных и
арктических территорий Красноярского
края для внутреннего и въездного
туризма;
6) обеспечение вклада крупнейших
проектов в сфере добычи полезных
ископаемых, реализуемых в северных и
арктических территориях Красноярского
края в общий объем перевозок грузов в
акватории Северного морского пути.
5.5. Значения целевых показателей
реализации Стратегии приведены в
приложении N 1 к Стратегии.
5.6. Перечень инвестиционных проектов,
направленных на развитие северных и
арктических территорий Красноярского
края, приведен в приложении N 2 к
Стратегии.
6. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ
6.1. Правительство Красноярского края
разрабатывает и утверждает план
мероприятий по реализации Стратегии.
6.2. Органы исполнительной власти
Красноярского края разрабатывают новые
государственные программы
Красноярского края и (или) вносят
изменения в действующие государственные
программы Красноярского края с учетом
мероприятий по реализации Стратегии.
6.3. Для реализации Стратегии создается
единый координационный совещательный
орган при Губернаторе Красноярского
края - Совет по развитию Севера и Арктики
Красноярского края.
6.4. Реализация Стратегии обеспечивается
согласованными действиями органов
исполнительной власти Красноярского
края; органов местного самоуправления
муниципальных образований
Красноярского края, относящихся к
районам Крайнего Севера и приравненным к
ним местностям; научно-образовательных
организаций; институтов развития;
представителей делового и
бизнес-сообществ, общественных
объединений.
6.5. Общее руководство реализацией
Стратегии осуществляется Советом по
развитию Севера и Арктики Красноярского
края.
6.6. Задачи, функции, порядок координации
деятельности и взаимодействия органов
государственной власти, органов
местного самоуправления и организаций
при реализации Стратегии определяются в
соответствии законодательством
Российской Федерации и Красноярского
края.
6.7. Реализация Стратегии осуществляется
за счет средств бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации, в том
числе за счет средств бюджета
Красноярского края, а также средств
внебюджетных источников.
Приложение N 1
к Стратегии
социально-экономического развития
северных и арктических территорий
и поддержки коренных малочисленных
народов Красноярского края
до 2035 года
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ И
ПОДДЕРЖКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ДО 2035 ГОДА
N п/п |
Показатель |
Базовое значение (2020 год) |
Целевое значение | ||
|
|
|
2025 год |
2030 год |
2035 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет |
69,8 |
73,1 |
76,8 |
77,1 |
2 |
Уровень зарегистрированной безработицы, процентов |
0,6 - 5,1 |
1,0 - 4,0 |
1,0 - 3,5 |
0,8 - 3,0 |
3 |
Темп роста среднемесячной заработной платы работников организаций, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, - реальный (среднегодовое значение), процентов |
105,5 |
102,6 |
102,6 |
102,6 |
4 |
Объем промышленного производства в секторе добычи полезных ископаемых, млрд рублей <*> |
616,0 |
1225,1 |
2858,9 |
3923,2 |
5 |
Инвестиции в основной капитал, млрд рублей <*> |
267,5 |
330,4 |
460,8 |
504,6 |
* Значения показателей приведены в ценах
2020 года.
Приложение N 2
к Стратегии
социально-экономического развития
северных и арктических территорий
и поддержки коренных малочисленных
народов Красноярского края
до 2035 года
ПЕРЕЧЕНЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И
АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОЯРСКОГО
КРАЯ
N п/п |
Наименование инвестиционного проекта |
Направление инвестиционного проекта |
Муниципальное образование Красноярского края |
Годы реализации |
Объем инвестиций, млн рублей |
Новые рабочие места |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Создание целлюлозного комбината в Енисейском районе Красноярского края (ООО "Тайга") |
лес, лесопереработка и лесохимия |
Енисейский район |
2020 - 2029 |
98703 |
2436 |
2 |
Биотехнологический комплекс по глубокой переработке древесины в Богучанском районе Красноярского края (АО "Краслесинвест", ООО "Тайга Богучаны") |
лес, лесопереработка и лесохимия |
Богучанский район |
2007 - 2029 |
150801 |
2536 |
3 |
Модернизация лесопильного производства в Кежемском районе Красноярского края (ООО "Приангарский ЛПК") |
лес, лесопереработка и лесохимия |
Кежемский район |
2022 - 2024 |
2027 |
226 |
4 |
Увеличение добывающих и перерабатывающих мощностей месторождения Благодатное (ЗИФ-5) (АО "Полюс Красноярск") |
благородные металлы |
Северо-Енисейский район |
2021 - 2028 |
36710 |
356 |
5 |
Строительство горнодобывающего и перерабатывающего предприятия на Ведугинском золоторудном месторождении ООО "ГРК "Амикан" (АО "Полиметалл") |
благородные металлы |
Северо-Енисейский район |
2021 - 2027 |
15898 |
627 |
6 |
Освоение Боголюбовского, Удерейского и Горевского месторождений (ООО "Новоангарский обогатительный комбинат") |
благородные металлы |
Мотыгинский район |
2021 - 2023 |
3962 |
0 |
7 |
Повышение мощности по переработке руды золотоизвлекательной фабрики (АО "Васильевский рудник") |
благородные металлы |
Мотыгинский район |
2019 - 2023 |
3500 |
200 |
8 |
Строительство новых добывающих мощностей и модернизация шахты "Заполярная" ("Южный кластер") (ПАО "ГМК "Норильский никель") |
благородные металлы |
город Норильск |
2019 - 2027 |
90473 |
233 |
9 |
Строительство горно-обогатительного комбината (ГОК) для производства золота на базе месторождения "Высокое" в Северо-Енисейском районе Красноярского края (ООО "Соврудник") |
благородные металлы |
Северо-Енисейский район |
2019 - 2023 |
12300 |
1457 |
10 |
Модернизация и расширение мощностей Талнахской обогатительной фабрики (ЗПК) (ПАО "ГМК "Норильский никель") |
цветные и благородные металлы |
город Норильск |
2019 - 2024 |
75000 |
0 |
11 |
Реализация комплексного экологического проекта "Серный проект 2.0" (ПАО "ГМК "Норильский никель") |
цветные и благородные металлы |
город Норильск |
2018 - 2025 |
123189 |
0 |
12 |
Разработка месторождений металлов платиновой группы Черногорское и Норильск-1 (южная часть) (ООО "Русская Платина") |
цветные и благородные металлы |
город Норильск |
2020 - 2077 |
521000 |
6000 |
13 |
Многофункциональный туристический комплекс "Затундра" (ПАО "Горно-металлургическая" компания "Норильский никель", ООО "Васта Дискавери") |
туризм |
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район |
2021 - 2026 |
20000 |
800 |
14 |
Восточный путь на Северный полюс (Barneo AG, ООО "Барнео", Красноярское краевое отделение Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество") |
туризм |
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район |
2021 - 2025 |
320 |
60 |
15 |
Инвестиционный проект "Восток Ойл" по освоению нефтегазовых месторождений и строительству промышленной инфраструктуры", ООО "Восток Ойл" |
нефть и газ |
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район |
2020 - 2036 |
9888000 |
83025 |
16 |
Освоение Сырадасайского угольного месторождения (ООО "Северная звезда") |
уголь |
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район |
2020 - 2025 |
33820 |
1168 |
Ссылается на
- Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2022 года) (редакция, действующая с 1 июля 2023 года)
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)