Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2022 года N 722-пр


Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие потребительского рынка в Хабаровском крае" и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края



В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края" Правительство края постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Хабаровского края "Развитие потребительского рынка в Хабаровском крае".


2. Признать утратившими силу постановления Правительства Хабаровского края:


от 11 марта 2020 г. N 66-пр "О порядке предоставления из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов субсидий на софинансирование расходных обязательств по созданию условий для обеспечения услугами торговли жителей поселений, входящих в состав муниципальных образований Хабаровского края с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)";


от 8 июля 2022 г. N 326-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 11 марта 2020 г. N 66-пр "О порядке предоставления из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов субсидий на софинансирование расходных обязательств по созданию условий для обеспечения услугами торговли жителей поселений, входящих в состав муниципальных образований Хабаровского края с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)".



Губернатор, Председатель
Правительства края
М.В.Дегтярев



УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства Хабаровского края
от 29 декабря 2022 г. N 722-пр



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"



ПАСПОРТ государственной программы Хабаровского края "Развитие потребительского рынка в Хабаровском крае"

Наименование государственной программы

-

государственная программа Хабаровского края "Развитие потребительского рынка в Хабаровском крае" (далее - государственная программа, край соответственно)

Ответственный исполнитель государственной программы

-

министерство промышленности и торговли края

Соисполнители, участники государственной программы

-

министерство сельского хозяйства и продовольствия края;

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию);

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на потребительском рынке края (по согласованию)

Цели государственной программы

-

повышение уровня доступности и качества товаров и услуг в сфере потребительского рынка, в том числе через развитие многоформатной инфраструктуры объектов и услуг потребительского рынка края посредством стимулирования роста предпринимательской активности

Задачи государственной программы

-

совершенствование и актуализация правовых основ, направленных на повышение эффективности функционирования потребительского рынка края;

удовлетворение потребности населения края в услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

обеспечение экономической доступности для населения края товаров и услуг в сфере потребительского рынка края;

обеспечение населения качественными и безопасными товарами и услугами, реализуемыми на потребительском рынке края;

обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), расположенных на территории края

Подпрограммы

-

в рамках государственной программы реализация подпрограмм не предусмотрена

Основные мероприятия государственной программы

-

совершенствование и актуализация правовых основ, направленных на повышение эффективности функционирования потребительского рынка;

создание условий для удовлетворения потребностей населения края в качественных и безопасных услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

обеспечение экономической доступности товаров и услуг в сфере потребительского рынка края;

обеспечение населения качественными и безопасными товарами и услугами, реализуемыми на потребительском рынке края;

обеспечение безопасности торговых объектов (территорий), расположенных на территории края

Основные показатели (индикаторы) государственной программы

-

индекс физического объема оборота розничной торговли по краю;

индекс физического объема оборота общественного питания по краю;

темп роста оборота розничной торговли по краю в расчете на душу населения края;

темп роста оборота общественного питания по краю в расчете на душу населения края;

количество торговых объектов (территорий), включенных в перечень торговых объектов (территорий) края, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты;

темп роста физического объема инвестиций в сфере потребительского рынка края

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

государственная программа реализуется в один этап в 2023 - 2025 годах

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета

-

объем финансирования государственной программы составляет 74,79 млн. рублей,

в том числе по годам:

2023 год - 24,93 млн. рублей,

2024 год - 24,93 млн. рублей,

2025 год - 24,93 млн. рублей,

в том числе средства краевого бюджета - 74,79 млн. рублей,

в том числе по годам:

2023 год - 24,93 млн. рублей,

2024 год - 24,93 млн. рублей,

2025 год - 24,93 млн. рублей

Объем налоговых расходов края в рамках реализации государственной программы

-

в рамках реализации государственной программы налоговые расходы не предусмотрены

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

рост макроэкономических показателей отраслей потребительского рынка края для обеспечения устойчивого социально-экономического развития края;

рост уровня физической и экономической доступности объектов, товаров и услуг в сфере потребительского рынка края для различных групп населения;

обеспечение населения качественными и безопасными товарами и услугами, реализуемыми на потребительском рынке края;

обеспечение безопасности торговых объектов (территорий), расположенных на территории края;

создание условий для благоприятного инвестиционного и делового климата в отраслях потребительского рынка края



1. Общая характеристика обоснования разработки государственной программы


В крае регулирование потребительского рынка осуществляется в соответствии с Планом комплексного развития потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края на 2018 - 2024 годы, утвержденным распоряжением Правительства Хабаровского края от 10 ноября 2017 г. N 788-рп (в редакции распоряжения Правительства края от 5 июня 2020 г. N 600-рп), Стратегией социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр.


В производстве валового регионального продукта потребительский рынок края занимает одну из лидирующих позиций, его доля составляет 17,0 процентов, ежегодно формирует более 10,0 процентов налоговых поступлений в бюджет края.


В отраслях потребительского рынка края - торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения занято около 130,0 тыс. человек, или 20,0 процентов от общей численности занятых в экономике края.


Данные отрасли наиболее привлекательны для малого бизнеса. Из общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства края более 43,0 процентов или 25,7 тыс. хозяйствующих субъектов работают на потребительском рынке края.


Потребительский рынок края остается одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов экономики региона и характеризуется высокой инвестиционной активностью. Порядка 99,0 процентов хозяйствующих субъектов данного сектора экономики относятся к частной собственности.


За 2021 год объем освоенных инвестиций составил 2,7 млрд. рублей, введено в эксплуатацию около 100 объектов потребительского рынка по краю.


В целях удовлетворения потребности населения в современных, прогрессивных технологиях, инвесторы направляют средства как в новое строительство объектов, так и на реконструкцию, перепрофилирование и переоборудование, дооснащение действующих.


По итогам 2021 года оборот розничной торговли по краю составил 391,4 млрд. рублей, или 100,8 процента к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.


На душу населения продано товаров на 301,1 тыс. рублей, или 101,4 процента к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.


Оборот розничной торговли на 99,1 процента формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), доля рынков составила 0,9 процента.


На территории края функционируют 6 655 предприятий розничной торговли торговой площадью 1 287,5 тыс. кв. метров. Обеспеченность жителей торговыми площадями в среднем по краю составила 991,7 кв. метров при утвержденном минимальном нормативе 514,1 кв. метров.


Уровень развития торговой инфраструктуры в муниципальных образованиях края неоднороден. Имеет место значительное превышение суммарного норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов от 57,0 (Ульчский муниципальный район края) до 86,0 (городской округ "Город Хабаровск") процентов.


В трех муниципальных районах края отмечается недостижение суммарного норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов: Аяно-Майский (-20,5 процента), Комсомольский (-23,4 процента) и Хабаровский (-3,1 процента) муниципальные районы края.


Несмотря на общую обеспеченность населения края площадью стационарных торговых объектов, в сельской местности, в отдаленных и труднодоступных территориях края имеется дефицит торговых объектов либо их отсутствие.


В связи с чем планируется актуализация норматива минимальной обеспеченности населения края площадью торговых объектов в целях определения расчетных базовых показателей для обеспечения удовлетворения потребности населения края в услугах торговли.


На территории края осуществляют деятельность четыре розничных рынка на 170 торговых мест. Организована деятельность 89 ярмарок на 2 395 торговых мест, в том числе 1 439 мест отведено для реализации сельскохозяйственной продукции.


Создание эффективной современной системы оптовой торговли является одной из важнейших задач государственной политики в сфере торговли.


Вследствие территориальной отдаленности края, сложной логистики доставки товаров, природных и климатических условий, низкой плотности населения, специфики развития промышленности, сельского хозяйства, социальной инфраструктуры, развитие оптовой торговли края существенно уступает центральным регионам России.


По итогам 2021 года оборот оптовой торговли по краю составил 716,0 млрд. рублей, или 102,2 процента к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.


В крае представлены складские мощности общей площадью 198,4 тыс. кв. м, холодильные камеры и рефконтейнеры общим объемом 124,3 тыс. тонн, овощехранилища объемом 10,8 тыс. тонн.


Действующая на территории края инфраструктура оптовой торговли представлена, в основном, небольшими компаниями, сконцентрированными в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.


Продолжается реализация инвестиционных проектов по созданию распределительных центров и многофункциональных центров, предоставляющих специализированные услуги хранения и логистики, отвечающие международным стандартам и требованиям. Это мультитемпературные, автоматизированные, предоставляющие полный комплекс логистических услуг складские комплексы.


Крупные торговые сети края ("Самбери", "РазДва", "Близкий", "Амбар", "Спар", "Амба") в целях снижения производственных издержек осуществляют строительство собственных современных распределительных центров.


В целях снижения социальной напряженности в северных районах края с ограниченными сроками завоза грузов - Аяно-Майском, Охотском и Тугуро-Чумиканском муниципальных районах края с 2012 года ведется работа по возмещению за счет средств краевого и местных бюджетов хозяйствующим субъектам транспортных расходов по доставке продуктов питания. Данная мера государственной поддержки позволяет населению приобретать продовольственные товары по более низким ценам.


Предприятия потребительского рынка края на постоянной основе участвуют в реализации социальных проектов. В рамках проектов "Доступная рыба", "Социальный хлеб", а также по собственной инициативе хозяйствующих субъектов население края обеспечивается продовольственными товарами по ценам ниже на 15,0 процентов относительно среднекраевых.


В текущем году в крае "запущен" проект "Карта жителя Хабаровского края ("Муравьев-Амурский")". Участие предприятий потребительского рынка края в данном проекте будет основываться на персональной социальной поддержке каждого жителя края.


Современное состояние общественного питания в крае характеризуется устойчивыми темпами роста, развитой конкурентной средой.


Оборот общественного питания по итогам 2021 года составил 21,4 млрд. рублей или 123,6 процента в сопоставимых ценах к уровню 2020 года. На душу населения оказано услуг на 16,4 тыс. рублей или 124,4 процента к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.


В крае функционируют 1 739 предприятий общественного питания на 96,9 тыс. посадочных мест, из которых 1 168 (67,2 процента) на 49,8 тыс. посадочных мест - предприятия общедоступной сети и 571 (32,8 процента) на 47,1 тыс. посадочных мест - предприятия социальной направленности (столовые при промышленных, строительных, образовательных и иных организациях).


Развитие в крае рынка услуг общественного питания соответствует общероссийским тенденциям развития индустрии гостеприимства и осуществляется за счет общедоступных предприятий общественного питания, доля которых в общей сети ежегодно увеличивается, на 1 января 2022 г. составила 67,2 процента (1 января 2021 г. - 66,8 процента или 1 169 единиц на 50,9 тыс. посадочных мест, 1 января 2020 г. - 65,2 процента или 1 094 предприятия на 49,8 тыс. посадочных мест).


Вследствие негативного влияния на экономику пандемии коронавирусной инфекции показатель обеспеченности жителей края общедоступными предприятиями общественного питания снизился и составил по итогам 2021 года 38,4 места на 1 000 жителей при рекомендованном показателе 40 посадочных мест на 1 000 жителей (на 1 января 2021 г. - 39 мест на 1 000 жителей; 1 января 2019 г. - 37,5 места на 1 000 жителей).


Одновременно с развитием дорожной сети края активизируется деятельность предприятий общественного питания на объектах дорожного сервиса. В крае насчитывается 66 предприятий общественного питания на 2,0 тыс. посадочных мест (в 2018 году - 62 предприятия на 1,9 тыс. мест), расположенных вдоль региональных и федеральных автомобильных трасс.


Развитие общественного питания в ритейле как реализация готовой кулинарной продукции, так и "питание на месте", становится важной составляющей, конкурентным преимуществом торгового предприятия, интенсивно осваивается торговыми сетями и имеет высокие перспективы. Традиционные форматы - кафетерий, кафе, кондитерская внутри магазина становятся точкой притяжения покупателей, позволяющие более эффективно использовать торговые площади, загрузить кулинарное и кондитерское производства.


Расширяется рынок услуг по доставке готовой продукции, предоставления кейтеринговых услуг. В общественном питании все более широко применяются информационные технологии: онлайн-заказы, электронное меню, бесплатный Wi-Fi, безналичные формы оплаты заказов и т.д.


Вместе с тем сохраняется диспропорция в обеспечении "городского" и "сельского" населения услугами общественного питания.


Большее число предприятий общественного питания общедоступной сети - 73,4 процента или 857 единиц на 38,9 тыс. посадочных мест расположено в двух городских округах - "Город Хабаровск" (666 единиц на 31,7 тыс. посадочных мест) и городе Комсомольске-на-Амуре (191 единица на 7,2 тыс. посадочных мест), где проживают 65,7 процента всего населения края и находятся практически все образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, офисы крупных компаний, авиастроительный, судостроительные заводы, т.е. сосредоточены потенциальные потребители услуг общественного питания.


Остальные 26,6 процента предприятий или 311 единиц на 10,9 тыс. посадочных мест осуществляют деятельность в 17 муниципальных районах края.


Спрос на услуги общественного питания со стороны населения сельской местности невысокий вследствие падения денежных доходов. "Толчком" для развития услуг общественного питания служит, как правило, общее развитие экономики, организация новых производств, промышленных объектов, развитие дорожной сети. Эффективной средой для развития предпринимательской деятельности в крае является организация предприятий общественного питания в придорожных сервисных пунктах вдоль основных транспортных магистралей, соединяющих города Москву и Владивосток, Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск и рабочий поселок Ванино.


Современный рынок бытовых услуг в крае характеризуется разнообразием и насыщенностью.


За 2021 год населению края оказано бытовых услуг на 9,1 млрд. рублей или 103,1 процента к уровню 2020 года в сопоставимых ценах. На душу населения оказано бытовых услуг на 7,0 тыс. рублей или 103,8 процента к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.


В общем объеме платных услуг, оказываемых населению края, доля бытовых услуг составляет 7,7 процента.


Наиболее востребованы населением края услуги: техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования, услуги парикмахерских, по ремонту и строительству жилья и других построек. Удельный вес этих услуг в общем объеме бытовых услуг за 2021 год составил - 43,3 процента, 19,3 процента и 11,1 процента соответственно, что соответствует общероссийским тенденциям.


В сфере бытового обслуживания населения края осуществляют деятельность 2 806 предприятий с численностью работающих около 10 тыс. человек. Основу данной сферы деятельности составляют индивидуальные предприниматели и предприятия малого бизнеса с численностью работающих от двух до 15 человек. В сфере оказания услуг по ремонту обуви, прокату, ремонту и пошиву одежды, фотоуслуг, парикмахерских услуг осуществляют деятельность, в основном, индивидуальные предприниматели.


Тенденции развития сферы бытового обслуживания населения края соответствуют общероссийским. Это снижение спроса населения на традиционные бытовые услуги (прокат, фотоателье) и расширение сегмента услуг, основанных на стремлении к улучшению качества жизни, ориентированных на обеспеченные группы населения (клининговые услуги, услуги "индустрии красоты" и др.). Развитие данного сегмента характерно для городов, в сельских населенных пунктах продолжают доминировать бытовые услуги традиционного типа.


В целях снятия проблемы отсутствия бытового обслуживания в сельской местности осуществляется реализация мероприятий по организации выездного бытового обслуживания населения по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и строительству жилья, предоставлению услуг фотографий и парикмахерских, ритуальных услуг, проводится работа по развитию льготного обслуживания - оказываются услуги участникам и ветеранам войны, труда, труженикам тыла, пенсионерам со скидками от трех до 70,0 процентов к действующим ценам.


На территории края организована работа по антитеррористической защищенности объектов потребительского рынка - категорированию и паспортизации объектов в интересах их антитеррористической защищенности (далее - АТЗ). Из 167 объектов потребительского рынка края, подлежащих категорированию, на сегодняшний день обследовано 135, из которых 124 отнесены к первой, второй и третьей категориям АТЗ, по 11 объектам принято решение об отсутствии оснований для присвоения категории.


В целях социальной защиты инвалидов и маломобильных групп населения, обеспечения для них доступности объектов и услуг потребительского рынка края в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов по состоянию на 1 января 2022 г. доступ к месту предоставления услуги (или предоставление услуги в дистанционном режиме по месту жительства) обеспечен в 60,0 процентах объектов потребительского рынка.


В целях пресечения в крае незаконного оборота фальсифицированной и контрафактной продукции, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 31 обеспечена работа комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Хабаровском крае, оперативное межведомственное взаимодействие с Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО, управлением ветеринарии Правительства края и другими контролирующими органами.


Несмотря на положительную динамику развития в крае торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения на фоне снижения уровня реальных денежных доходов населения и отсутствия мер государственной поддержки на потребительском рынке остаются следующие проблемы:


- диспропорция в развитии и территориальном размещении объектов потребительского рынка, вследствие чего сохраняется разница в доступности к услугам торговли, общественного питания и бытовым для городского и сельского населения;


- недостаточный уровень сервиса и качества обслуживания в предприятиях потребительского рынка отдаленных сельских территорий;


- рост теневого сектора и увеличение неформальной занятости населения, наблюдаемые вследствие неблагоприятных тенденций в секторе малого и среднего предпринимательства;


- недостаточная экономическая (ценовая) доступность товаров для отдельных социальных групп населения;


- недостаточный уровень качества и безопасности товаров и услуг.


Целесообразность комплексного подхода к решению обозначенных проблем и реализации основных задач потребительского рынка края обусловлена необходимостью достижения сбалансированности отдельных мероприятий государственной программы, направленных на эффективное качественное развитие отраслей торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения, вследствие которого будет получен импульс социально-экономического развития края.



2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере потребительского рынка. Цели и задачи государственной программы


В соответствии с приоритетами и целями государственной политики целью государственной программы является повышение уровня доступности и качества товаров и услуг в сфере потребительского рынка, в том числе через развитие многоформатной инфраструктуры объектов и услуг потребительского рынка края посредством стимулирования роста предпринимательской активности.


Достижение цели государственной программы предусматривает решение следующих задач:


- совершенствование и актуализация правовых основ, направленных на повышение эффективности функционирования потребительского рынка края;


- удовлетворение потребности населения края в услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания;


- обеспечение экономической доступности для населения края товаров и услуг в сфере потребительского рынка края;


- обеспечение населения качественными и безопасными товарами и услугами, реализуемыми на потребительском рынке края;


- обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), расположенных на территории края.



3. Прогноз ожидаемых результатов реализации государственной программы


Меры по стимулированию развития потребительского рынка будут способствовать созданию условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности, многоформатной инфраструктуры объектов и услуг в сфере потребительского рынка края, увеличению поступлений налоговых платежей в бюджет края, обеспечению занятости населения края, развитию инвестиционной активности в крае.


Мероприятия государственной программы ориентированы на конечные результаты, планируемые значения которых отражены в приложении N 1 к настоящей государственной программе.


По итогам реализации мероприятий государственной программы к 2025 году ожидается достижение следующих результатов:


- рост макроэкономических показателей отраслей потребительского рынка края для обеспечения устойчивого социально-экономического развития края;


- рост уровня физической и экономической доступности объектов, товаров и услуг в сфере потребительского рынка края для различных групп населения;


- обеспечение населения качественными и безопасными товарами и услугами, реализуемыми на потребительском рынке края;


- обеспечение безопасности торговых объектов (территорий), расположенных на территории края;


- создание условий для благоприятного инвестиционного и делового климата в отраслях потребительского рынка края.



4. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками

N п/п

Виды рисков

Вероятность

Степень влияния

Меры управления рисками

1

2

3

4

1.

Операционные риски, связанные с изменением нормативной правовой базы на федеральном уровне, а также несвоевременным внесением изменений в нормативную правовую базу края

низкая

средняя

мониторинг изменений федерального законодательства и своевременная актуализация нормативной правовой базы на краевом и муниципальном уровнях

2.

Недостаточный уровень финансирования основных мероприятий

средняя

высокая

ежегодный анализ эффективности мероприятий государственной программы;

мониторинг целевых показателей, своевременная корректировка программных мероприятий и целевых показателей (индикаторов) в зависимости от достигнутого уровня

3.

Дефицит квалифицированных кадров на потребительском рынке края

средняя

средняя

обеспечение создания благоприятных условий для привлечения квалифицированного персонала для реализации проектов в сфере потребительского рынка края;

участие в прогнозировании потребности экономики края в профессиональных кадрах;

взаимодействие с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на потребительском рынке края, по вопросам теневой занятости, своевременной выплаты заработной платы и др.

4.

Риски снижения покупательской способности населения края

высокая

средняя

взаимодействие с исполнительными органами края по вопросам обеспечения потребительского рынка края продуктами и товарами народного потребления, произведенными на территории края;

привлечение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке края, в реализацию краевых социальных проектов

5.

Риск усиления диспропорции в социально-экономическом развитии городских и сельских территорий

высокая

средняя

взаимодействие с исполнительными органами края, органами местного самоуправления муниципальных образований края, хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на потребительском рынке края, по вопросам обеспечения населения сельских территорий услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания



5. Механизм реализации государственной программы


Механизм реализации государственной программы направлен на эффективное планирование хода исполнения основных мероприятий, координацию действий участников государственной программы, обеспечение контроля исполнения программных мероприятий, проведение мониторинга состояния работ по выполнению государственной программы, выработку решений при возникновении отклонения хода работ от плана мероприятий государственной программы.


Управление государственной программой осуществляется в пределах установленной компетенции ответственным исполнителем государственной программы - министерством промышленности и торговли края.


Ответственный исполнитель государственной программы:


- организует реализацию государственной программы и осуществляет координацию деятельности соисполнителей и участников государственной программы;


- готовит по согласованию с соисполнителями и участниками государственной программы предложения о внесении изменений в государственную программу;


- несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) государственной программы, а также ожидаемых результатов ее реализации;


- запрашивает у соисполнителей и участников государственной программы сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы, интегральной оценки эффективности реализации государственной программы и подготовки годового отчета о ходе реализации государственной программы (далее - годовой отчет);


- ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития края результаты мониторинга и пояснительную записку о ходе реализации государственной программы за первый квартал, первое полугодие, девять месяцев текущего финансового года соответственно;


- проводит интегральную оценку эффективности реализации государственной программы;


- в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, готовит годовой отчет и представляет его в министерство экономического развития края.


Соисполнители государственной программы:


- осуществляют реализацию мероприятий государственной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;


- обеспечивают достижение показателей (индикаторов) государственной программы при реализации мероприятий, в отношении которых они являются соисполнителями;


- представляют ответственному исполнителю государственной программы предложения по внесению изменений в показатели (индикаторы), ресурсное обеспечение и мероприятия государственной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;


- в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют ответственному исполнителю государственной программы сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы;


- в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, представляют ответственному исполнителю государственной программы сведения, необходимые для подготовки годового отчета и проведения интегральной оценки эффективности реализации государственной программы.


Внесение изменений в государственную программу, подготовка годового отчета и проведение интегральной оценки эффективности реализации государственной программы осуществляются ответственным исполнителем в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края".


Правительством края может быть принято решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы и (или) изменении основных параметров государственной программы в связи с сокращением финансирования вследствие кризисных явлений в экономике, по результатам оценки эффективности реализации государственной программы, а также в случае изменения нормативной правовой базы в сфере реализации государственной программы.


Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы отражены в приложении N 1 к настоящей государственной программе.


Методика сбора информации и расчета показателей (индикаторов) государственной программы отражена в приложении N 2 к настоящей государственной программе.


Перечень основных мероприятий и мероприятий государственной программы приведен в приложении N 3 к настоящей государственной программе.


Информация об инвестиционных проектах, планируемых к реализации в рамках государственной программы, приведена в приложении N 4 к настоящей государственной программе.


Ресурсное обеспечение реализации государственной программы приведено в приложении N 5 к настоящей государственной программе.


Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по созданию условий для обеспечения услугами торговли жителей поселений, входящих в состав муниципальных образований Хабаровского края с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), приведен в приложении N 6 к настоящей государственной программе.



Приложение N 1
к Государственной программе
Хабаровского края "Развитие
потребительского рынка в Хабаровском крае"



СВЕДЕНИЯ О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"

N п/п

Наименование показателя (индикатора)

Единица измерения

Источник информации

Значение показателя (индикатора)

2022

2023

2024

2025

план

факт

план

план

план

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Индекс физического объема оборота розничной торговли по Хабаровскому краю (далее - край)

процент к предыдущему году в сопоставимых ценах

Федеральная служба государственной статистики (по согласованию)

95,2

-

100,8

102,0

102,3

2.

Индекс физического объема оборота общественного питания по краю

процент к предыдущему году в сопоставимых ценах

Федеральная служба государственной статистики (по согласованию)

101,9

-

102,2

102,5

102,8

3.

Темп роста оборота розничной торговли по краю в расчете на душу населения края

процент к предыдущему году в сопоставимых ценах

министерство промышленности и торговли края

95,3

-

102,1

102,3

102,5

4.

Темп роста оборота общественного питания по краю в расчете на душу населения края

процент к предыдущему году в сопоставимых ценах

министерство промышленности и торговли края

102,0

-

103,5

102,8

103,0

5.

Доля выполнения контрольного показателя по мобилизации налоговых доходов в бюджет края в сфере потребительского рынка от фактического поступления налоговых доходов в бюджет края в текущем финансовом году

процент

министерство промышленности и торговли края

не менее 100,0

-

не менее 100,0

не менее 100,0

не менее 100,0

6.

Обеспеченность населения края площадями стационарных торговых объектов

кв. м / 1 тыс. жителей

министерство промышленности и торговли края

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

991,7

-

1011,5

1031,8

1052,4

7.

Количество объектов общественного питания по краю

единиц

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

1 775

-

1 790

1 810

1 830

8.

Количество объектов бытового обслуживания населения по краю

единиц

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

2 830

-

2 850

2 870

2 890

9.

Доля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших в текущем финансовом году из местного бюджета субсидию на возмещение части затрат (транспортных расходов) по доставке в муниципальное образование края продовольственных товаров в общем количестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной и (или) оптовой продаже продовольственных товаров в текущем финансовом году в муниципальном образовании края

процентов

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

не менее 60,0

-

не менее 60,0

не менее 60,0

не менее 60,0

10.

Уровень обеспеченности краевых сельскохозяйственных производителей местами на краевых и муниципальных ярмарках от потребности в таких местах

процентов

министерство промышленности и торговли края

министерство сельского хозяйства и продовольствия края

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

не менее 100,0

-

не менее 100,0

не менее 100,0

не менее 100,0

11.

Количество заключенных соглашений с предприятиями потребительского рынка края об участии в проекте "Карта жителя Хабаровского края ("Муравьев-Амурский")" (нарастающим итогом)

единиц

министерство промышленности и торговли края,

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на потребительском рынке края (по согласованию)

не менее 5

-

не менее 10

не менее 15

не менее 20

12.

Количество торговых объектов (территорий), включенных в перечень торговых объектов (территорий) края, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты (нарастающим итогом)

единиц

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

не менее 167

-

не менее 230

не менее 250

не менее 250

13.

Темп роста физического объема инвестиций в сфере потребительского рынка края

процентов к предыдущему году

Федеральная служба государственной статистики (по согласованию)

102,5

-

103,0

103,2

103,2



Приложение N 2
к Государственной программе
Хабаровского края "Развитие
потребительского рынка в Хабаровском крае"



МЕТОДИКА СБОРА ИНФОРМАЦИИ И РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ИНДИКАТОРОВ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"

N п/п

Наименование показателя (индикатора)

Методика расчета показателей (индикаторов)

Источник информации

1

2

3

4

1.

Темп роста оборота розничной торговли по Хабаровскому краю (далее - край) в расчете на душу населения края

определяется в сопоставимой оценке как отношение оборота розничной торговли по краю к среднегодовой численности населения по краю по сравнению с предыдущим отчетным периодом

министерство промышленности и торговли края

2.

Темп роста оборота общественного питания по краю в расчете на душу населения края

определяется в сопоставимой оценке как отношение оборота общественного питания по краю к среднегодовой численности населения по краю по сравнению с предыдущим отчетным периодом

министерство промышленности и торговли края

3.

Доля выполнения контрольного показателя по мобилизации налоговых доходов в бюджет края в сфере потребительского рынка от фактического поступления налоговых доходов в бюджет края в текущем финансовом году

определяется путем отношения фактически уплаченных предприятиями потребительского рынка края налоговых платежей в консолидированный бюджет края к показателю по мобилизации налоговых доходов в консолидированный бюджет края по курируемому виду экономической деятельности, утверждаемому ежегодно Губернатором края

министерство промышленности и торговли края

4.

Обеспеченность населения края площадями стационарных торговых объектов

определяется расчетно путем отношения суммарной площади стационарных торговых объектов по данным администраций городских округов и муниципальных районов края к численности населения края (по данным Федеральной службы государственной статистики) в тыс. человек

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

5.

Количество объектов общественного питания по краю

определяется суммарно на основании сведений, представленных администрациями городских округов и муниципальных районов края

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

6.

Количество объектов бытового обслуживания населения по краю

определяется суммарно на основании сведений, представленных администрациями городских округов и муниципальных районов края

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

7.

Доля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших в текущем финансовом году из местного бюджета субсидию на возмещение части затрат (транспортных расходов) по доставке в муниципальное образование края продовольственных товаров в общем количестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной и (или) оптовой продаже продовольственных товаров в текущем финансовом году в муниципальном образовании края

определяется как отношение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших в текущем финансовом году из местного бюджета субсидию на возмещение части затрат (транспортных расходов), к общему количеству юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной и (или) оптовой продаже продовольственных товаров в муниципальном районе края

министерство промышленности и торговли края

8.

Уровень обеспеченности краевых сельскохозяйственных производителей местами на краевых и муниципальных ярмарках от потребности в таких местах

рассчитывается как отношение фактически занятых к организованным торговым местам на краевых и муниципальных ярмарках по данным администраций городских округов и муниципальных районов края и министерства сельского хозяйства и продовольствия края

министерство промышленности и торговли края,

министерство сельского хозяйства и продовольствия края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

9.

Количество заключенных соглашений с предприятиями потребительского рынка края об участии в проекте "Карта жителя Хабаровского края ("Муравьев-Амурский")" (нарастающим итогом)

определяется суммарно на основании заключенных соглашений с предприятиями потребительского рынка края об участии в проекте "Карта жителя Хабаровского края ("Муравьев-Амурский")" (нарастающим итогом)

министерство промышленности и торговли края,

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на потребительском рынке края (по согласованию)

10.

Количество торговых объектов (территорий), включенных в перечень торговых объектов (территорий) края, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты (нарастающим итогом)

определяется суммарно как количество объектов, включенных в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защищенности, утвержденный Губернатором края

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)



Приложение N 3
к Государственной программе
Хабаровского края "Развитие
потребительского рынка в Хабаровском крае"



ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"

N п/п

Наименование основного мероприятия, мероприятия

Ответственный исполнитель, соисполнитель, участник

Срок реализации (годы)

Непосредственный результат реализации основного мероприятия, мероприятия (краткое описание)

Последствия нереализации основного мероприятия, мероприятия

1

2

3

4

5

6

1.

Совершенствование и актуализация правовых основ, направленных на повышение эффективности функционирования потребительского рынка

министерство промышленности и торговли Хабаровского края (далее - край)

2023 - 2025 гг.

создание и совершенствование нормативного правового обеспечения функционирования потребительского рынка

снижение темпов развития потребительского рынка края

1.1.

Поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой базы края в сфере потребительского рынка

министерство промышленности и торговли края

2023 - 2025 гг.

обеспечение единого правового поля для функционирования потребительского рынка края, выстраивание эффективной системы взаимодействия по совершенствованию нормативной правовой базы Российской Федерации, края

снижение эффективности функционирования потребительского рынка края в связи с несоответствием требованиям законодательства Российской Федерации

1.2.

Ежегодная актуализация перечня торговых объектов, налогооблагаемая база по которым исчисляется от кадастровой стоимости

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

2023 - 2025 гг.

обеспечение повышения доходной части бюджета края

снижение поступления налога на имущество

1.3.

Актуализация норматива минимальной обеспеченности населения края площадью торговых объектов

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

2023 - 2025 гг.

определение расчетных базовых показателей для обеспечения удовлетворения потребности населения в услугах торговли

отсутствие актуальной информации об обеспеченности населения края площадью торговых объектов

2.

Создание условий для удовлетворения потребностей населения края в качественных и безопасных услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию),

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на потребительском рынке края (по согласованию)

2023 - 2025 гг.

удовлетворение потребностей населения края в качественных и безопасных услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания

снижение уровня жизни населения, низкое качество услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания, оказываемых населению

2.1

Ведение торгового реестра в электронном виде с актуализацией данных о хозяйствующих субъектах торговой деятельности, формах собственности, специализации, форматах торговли, состоянии обеспеченности торговыми площадями

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

2023 - 2025 гг.

наличие основополагающих данных для проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием потребительского рынка края

отсутствие актуальных данных о наличии на территории края субъектов торговой деятельности

2.2.

Ведение реестра розничных рынков, ярмарок, организованных на территории края, актуализация на отчетную дату сведений в реестрах, опубликование реестров на официальном сайте министерства промышленности и торговли края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://minprom.khabkrai.ru)

министерство промышленности и торговли края,

министерство сельского хозяйства и продовольствия края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

2023 - 2025 гг.

поддержание в актуальном состоянии информации о наличии на территории края розничных рынков, ярмарок, удовлетворение краевых сельхозпроизводителей местами торговли для реализации собственной продукции,

упорядочение работы розничных рынков и ярмарок на территории края в целях обеспечения населения безопасными и качественными продуктами питания

отсутствие возможности у населения в приобретении качественных и безопасных товаров на розничных рынках, ярмарках,

отсутствие возможности у краевых сельхозпроизводителей в реализации собственной продукции

2.3.

Проведение мероприятий по рациональному размещению нестационарных торговых объектов (далее - НТО) и мобильных торговых объектов (далее - МТО) на территории края

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

2023 - 2025 гг.

обеспечение физической доступности для населения НТО и МТО

отсутствие рационального размещения НТО и МТО

2.4.

Оказание информационно-консультационной, организационной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке края, в целях стимулирования их деловой и инвестиционной активности, в том числе по строительству и реконструкции оптовых продовольственных рынков

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию),

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на потребительском рынке края (по согласованию)

2023 - 2025 гг.

создание новых современных объектов потребительского рынка, дополнительных рабочих мест

снижение инвестиционной привлекательности края

2.5.

Проведение мероприятий по обеспечению доступности объектов и услуг сферы потребительского рынка для инвалидов и маломобильных групп населения края в рамках реализации Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию),

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на потребительском рынке края (по согласованию)

2023 - 2025 гг.

обеспечение доли доступности объектов и услуг сферы потребительского рынка для инвалидов и маломобильных групп населения края

отсутствие возможности в доступности объектов и услуг сферы потребительского рынка для инвалидов и маломобильных групп населения

2.6.

Взаимодействие и координация работы по участию хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке края, в мероприятиях межрегионального и международного уровней

министерство промышленности и торговли края,

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на потребительском рынке края (по согласованию)

2023 - 2025 гг.

расширение деловых и экономических связей хозяйствующих субъектов сферы потребительского рынка края,

создание положительного отраслевого имиджа

снижение отраслевого имиджа

3.

Обеспечение экономической доступности товаров и услуг в сфере потребительского рынка края

министерство промышленности и торговли края,

администрации муниципальных районов края (по согласованию)

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на потребительском рынке края (по согласованию)

2023 - 2025 гг.

удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах

возникновение социальной напряженности в обществе

3.1.

Создание условий для обеспечения услугами торговли жителей поселений, входящих в состав муниципальных образований края с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)

министерство промышленности и торговли края,

администрации муниципальных районов края (по согласованию)

2023 - 2025 гг.

обеспечение доли хозяйствующих субъектов, получивших государственную поддержку в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в отдельном муниципальном районе края

снижение возможности у населения в приобретении продовольственных товаров по ценам с учетом государственной поддержки

3.2.

Реализация мероприятий, направленных на стабилизацию ценовой ситуации на потребительском рынке края

министерство промышленности и торговли края

2023 - 2025 гг.

мониторинг динамики средних потребительских цен на отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров, принятие оперативных мер реагирования

дестабилизация ценовой ситуации на потребительском рынке края

3.3.

Привлечение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке края, к участию в краевых социальных проектах

министерство промышленности и торговли края,

администрации муниципальных районов края (по согласованию),

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на потребительском рынке края (по согласованию)

2023 - 2025 гг.

обеспечение населения, в том числе малообеспеченных и социально незащищенных групп, товарами и услугами по "доступным" ценам;

персональная социальная поддержка каждого жителя края

отсутствие возможности у населения края в приобретении товаров и услуг по "доступным" ценам

4.

Обеспечение населения качественными и безопасными товарами и услугами, реализуемыми на потребительском рынке края

министерство промышленности и торговли края

2023 - 2025 гг.

обеспечение легального оборота на потребительском рынке края качественных и безопасных товаров

нарушение прав потребителей в получении качественных и безопасных товаров

4.1.

Обеспечение функционирования комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в крае

министерство промышленности и торговли края

2023 - 2025 гг.

координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов края и органов местного самоуправления муниципальных образований края по противодействию незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной, а также мониторинг и оценка ситуации в этой сфере на территории края

неисполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции"

4.2.

Координация работы по введению на территории края обязательной маркировки отдельных товаров

министерство промышленности и торговли края,

администрации муниципальных районов края (по согласованию),

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на потребительском рынке края (по согласованию)

2023 - 2025 гг.

обеспечение легального оборота на потребительском рынке края качественных и безопасных товаров

нарушение прав потребителей в получении качественных и безопасных товаров

4.3.

Координация и контроль исполнения мероприятий региональной программы Хабаровского края по обеспечению прав потребителей на 2019 - 2026 годы, утвержденной распоряжением Правительства края от 26 апреля 2019 г. N 335-рп

министерство промышленности и торговли края

2023 - 2025 гг.

обеспечение легального оборота на потребительском рынке края качественных и безопасных товаров

нарушение прав потребителей в получении качественных и безопасных товаров

5.

Обеспечение безопасности торговых объектов (территорий), расположенных на территории края

министерство промышленности и торговли края

2023 - 2025 гг.

защита жизни и здоровья граждан, находящихся в торговых объектах (территориях)

нанесение вреда жизни и здоровью граждан

5.1.

Определение перечня торговых объектов (территорий), подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты

министерство промышленности и торговли края,

администрации городских округов и муниципальных районов края (по согласованию)

2023 - 2025 гг.

защита жизни и здоровья граждан, находящихся в торговых объектах (территориях)

нанесение вреда жизни и здоровью граждан

5.2.

Координация работ по обследованию и категорированию торговых объектов (территорий), в интересах их антитеррористической защищенности (далее - АТЗ)

министерство промышленности и торговли края

2023 - 2025 гг.

защита жизни и здоровья граждан, находящихся в торговых объектах (территориях)

нанесение вреда жизни и здоровью граждан

5.3.

Осуществление контроля над обеспечением АТЗ торговых объектов (территорий)

министерство промышленности и торговли края

2023 - 2025 гг.

обеспечение АТЗ торговых объектов (территорий)

нанесение вреда жизни и здоровью граждан



Приложение N 4
к Государственной программе
Хабаровского края "Развитие
потребительского рынка в Хабаровском крае"



ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ, ПЛАНИРУЕМЫХ К РЕАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"

N п/п

Наименование инвестиционного проекта

Место реализации

Срок реализации

Проектная мощность

Объем инвестиций (млн. рублей)

Цели и задачи государственной программы, на достижение которых направлен инвестиционный проект

Показатели (индикаторы) государственной программы, на достижение которых оказывает влияние реализация инвестиционного проекта

Значение показателя (индикатора) государственной программы

Социально-экономический эффект

с учетом реализации инвестиционного проекта

без учета реализации инвестиционного проекта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Создание условий для удовлетворения потребностей населения края в качественных и безопасных услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания

1.

"Создание торгово-выставочного центра с прилегающим административным зданием по ул. Юности в г. Хабаровске"

г. Хабаровск

2017 - 2023 гг.

общая площадь здания 13,5 тыс. кв. м,

административное здание общая площадь здания 1,4 тыс. кв. м

502,1

цель - повышение уровня доступности и качества товаров и услуг в сфере потребительского рынка, в том числе через развитие многоформатной инфраструктуры объектов и услуг потребительского рынка края посредством стимулирования роста предпринимательской активности;

задача - удовлетворение потребности населения края в услугах торговли

темп роста физического объема инвестиций в сфере потребительского рынка края

103,0

91,6

создание 113 рабочих мест

2.

"Магазин"

г. Хабаровск

2021 - 2025 гг.

общая площадь здания 4,5 тыс. кв. м

50,0

цель - повышение уровня доступности и качества товаров и услуг в сфере потребительского рынка, в том числе через развитие многоформатной инфраструктуры объектов и услуг потребительского рынка края посредством стимулирования роста предпринимательской активности;

задача - удовлетворение потребности населения края в услугах торговли

темп роста физического объема инвестиций в сфере потребительского рынка края

103,2

101,8

создание не менее 10 рабочих мест

3.

"Русские ярмарки" на территории города Комсомольска-на-Амуре"

г. Комсомольск-на-Амуре

2022 - 2024 гг.

320 торговых павильонов

275,0

цель - повышение уровня доступности и качества товаров и услуг в сфере потребительского рынка, в том числе через развитие многоформатной инфраструктуры объектов и услуг потребительского рынка края посредством стимулирования роста предпринимательской активности;

задача - удовлетворение потребности населения края в услугах торговли

темп роста физического объема инвестиций в сфере потребительского рынка края

103,2

100,4

создание 38 рабочих мест (без учета арендаторов)

4.

"Русские ярмарки на территории города Хабаровска"

г. Хабаровск

2022 - 2024 гг.

500 торговых павильонов

515,0

цель - повышение уровня доступности и качества товаров и услуг в сфере потребительского рынка, в том числе через развитие многоформатной инфраструктуры объектов и услуг потребительского рынка края посредством стимулирования роста предпринимательской активности;

задача - удовлетворение потребности населения края в услугах торговли

темп роста физического объема инвестиций в сфере потребительского рынка края

103,2

92,8

создание 54 рабочих мест (без учета арендаторов)



Приложение N 5
к Государственной программе
Хабаровского края "Развитие
потребительского рынка в Хабаровском крае"



РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ" ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА

N п/п

Наименование основного мероприятия, мероприятия

Ответственный исполнитель

Расходы по годам (млн. рублей)

2023

2024

2025

1

2

3

4

5

6

Всего

24,93

24,93

24,93

в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета

-

-

-

1.

Создание условий для обеспечения услугами торговли жителей поселений, входящих в состав муниципальных образований Хабаровского края с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)

министерство промышленности и торговли Хабаровского края

24,93

24,93

24,93



Приложение N 6
к Государственной программе
Хабаровского края "Развитие
потребительского рынка в Хабаровском крае"



ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛУГАМИ ТОРГОВЛИ ЖИТЕЛЕЙ ПОСЕЛЕНИЙ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ СРОКАМИ ЗАВОЗА ГРУЗОВ (ПРОДУКЦИИ)



1. Общие положения


1.1. Настоящий Порядок определяет цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по созданию условий для обеспечения услугами торговли жителей поселений, входящих в состав муниципальных образований Хабаровского края с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) в рамках реализации государственной программы Хабаровского края "Развитие потребительского рынка в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от декабря 2022 г. N -пр (далее - Порядок, субсидии соответственно).


1.2. В целях настоящего Порядка под муниципальными образованиями Хабаровского края (далее также - край) с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) понимаются муниципальные образования края, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, на территории которых отсутствует железнодорожное сообщение и которые не связаны постоянным (более 90 дней) транспортным сообщением по автомобильным дорогам общего пользования с сетью автомобильных дорог федерального и (или) регионального значения: Аяно-Майский, Охотский, Тугуро-Чумиканский муниципальные районы края (далее - муниципальные образования края).


1.3. Субсидии предоставляются министерством промышленности и торговли Хабаровского края (далее - министерство) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству на текущий финансовый год законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на текущий финансовый год и плановый период на цели предоставления субсидий, посредством отбора муниципальных образований края для предоставления субсидий в соответствии с настоящим Порядком.


1.4. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований края, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований края по вопросам местного значения по реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях исключения ими транспортных расходов в размере предоставляемых субсидий из розничной и (или) оптовой цены товара, а также из себестоимости производимой продукции при перемещении товаров для собственного производства и дальнейшей реализации произведенных товаров в розничной торговой сети муниципального образования края (далее - расходные обязательства, мероприятия соответственно).



2. Критерий отбора муниципальных образований края


Критерием отбора муниципальных образований края для предоставления субсидии является наличие муниципального правового акта, предусматривающего предоставление субсидий из местного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат (транспортных расходов) по доставке в муниципальное образование края продовольственных товаров, указанных в приложении к настоящему Порядку, понесенных ими в году, предшествующем году предоставления субсидии и (или) в году предоставления субсидии.



3. Условия предоставления субсидий


Условиями предоставления субсидий являются:


1) наличие муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, предусмотренные пунктом 1.4 раздела 1 настоящего Порядка (далее - муниципальная программа), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;


2) заключение между министерством и муниципальным образованием края соглашения (дополнительного соглашения) о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования края на софинансирование расходных обязательств муниципального образования края, в соответствии с подпунктами "а" - "г", "и" - "м", "о", "п" пункта 9 Порядка формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 7 мая 2019 г. N 181-пр "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края" (далее - Порядок N 181-пр), с типовой формой соглашения, утвержденной министерством финансов края, а также содержащего обязательства муниципального образования края по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (далее - соглашение);


3) возврат муниципальным образованием края средств субсидии в соответствии пунктами 14 - 17, 21 - 24, 26, 27 Порядка N 181-пр.



4. Проведение отбора муниципальных образований края для предоставления субсидий


4.1. Для проведения отбора министерство не позднее чем за 10 дней до даты начала приема документов для участия в отборе размещает на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://minprom.khabkrai.ru) извещение о проведении отбора с указанием срока приема документов (даты начала и даты окончания) и места приема документов (далее - официальный сайт и извещение соответственно).


4.2. Для участия в отборе муниципальные образования края представляют в министерство на бумажном носителе или направляют через систему электронного документооборота Правительства Хабаровского края (далее - СЭД) с последующим направлением на бумажном носителе в срок, указанный в извещении, следующие документы:


1) заявление об участии в отборе в свободной форме с указанием количественной оценки затрат на исполнение расходного обязательства муниципального образования края (далее также - объем расходного обязательства), софинансирование которого планируется осуществлять за счет средств субсидии, содержащее обязательство муниципального образования края о включении в местный бюджет на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства (далее - заявление);


2) копию муниципальной программы;


3) копию муниципального правового акта, указанного в разделе 2 настоящего Порядка.


Документы, указанные в настоящем пункте, должны быть подписаны главой муниципального образования края либо иным лицом, исполняющим его обязанности, заверены печатью администрации муниципального образования края.


4.3. Муниципальное образование края до даты окончания приема документов, указанной в извещении, вправе заменить указанные документы путем направления в министерство подписанного главой муниципального образования края письменного уведомления с приложением документов, подлежащих замене. Датой поступления документов, указанных в пункте 4.2 настоящего раздела, в случае их замены является дата поступления в министерство письменного уведомления о замене документов.


Муниципальное образование края до даты окончания приема документов, указанной в извещении, вправе отозвать свои документы. Для этого необходимо направить в министерство письменное уведомление, подписанное главой муниципального образования края.


4.4. Документы, представленные муниципальными образованиями края в соответствии с пунктами 4.2, 4.3 настоящего раздела, регистрируются в день их поступления в министерство в соответствии с установленными в министерстве правилами делопроизводства в порядке очередности поступления с указанием даты и порядкового номера.


4.5. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока приема документов, указанного в извещении, рассматривает документы, предусмотренные пунктами 4.2, 4.3 настоящего раздела, и по результатам их рассмотрения принимает решение:


1) о предоставлении субсидии муниципальному образованию края в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии муниципальному образованию края, предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 4.6 настоящего раздела;


2) об отказе в предоставлении субсидии муниципальному образованию края в случае наличия одного или нескольких оснований для отказа в предоставлении субсидии муниципальному образованию края, предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 4.6 настоящего раздела.


Решения министерства оформляются распоряжением министерства и направляются в муниципальные образования края в течение 10 рабочих дней по результатам рассмотрения документов, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.


4.6. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии муниципальному образованию края являются:


1) несоблюдение условия, предусмотренного подпунктом 1 раздела 3 настоящего Порядка;


2) несоответствие муниципального образования края критерию, предусмотренному разделом 2 настоящего Порядка;


3) поступление документов по истечении срока приема документов, указанного в извещении;


4) поступление документов не в полном объеме, предусмотренном в пункте 4.2 настоящего раздела;


5) несоответствие документов требованиям пунктов 4.2, 4.3 настоящего раздела;


6) непоступление в министерство в срок, установленный пунктом 6.4 раздела 6 настоящего Порядка, соглашения (дополнительного соглашения), подписанного главой муниципального образования края.



5. Порядок расчета размера субсидии


5.1. Субсидии распределяются между муниципальными образованиями края, в отношении которых принято решение о наличии правовых оснований для предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.5 раздела 4 настоящего Порядка (далее - получатели субсидии), расчетным методом с применением формулы, предусмотренным пунктом 5.2 настоящего раздела.


5.2. Объем субсидии получателю субсидии рассчитывается по следующей формуле:




где:


Ci - объем субсидии из краевого бюджета бюджету i-го получателя субсидии;


Vc - объем бюджетных ассигнований краевого бюджета, определенный по результатам распределения предельных объемов бюджетных ассигнований краевого бюджета, доведенных министерством финансов края в соответствии с Порядком составления проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 17 июня 2013 г. N 162-пр "О составлении проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период";


Si - запрошенный получателем субсидии объем субсидии, соответствующий заявлению;


Yi - установленный правовым актом Правительства края предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования края из краевого бюджета в году предоставления субсидии (далее - предельный уровень софинансирования).


5.3. При распределении субсидий между бюджетами муниципальных образований края объем субсидии из краевого бюджета бюджету i-го получателя субсидии не может превышать объем средств на исполнение в финансовом году расходного обязательства муниципального образования края, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, с учетом предельного уровня софинансирования.



6. Порядок предоставления и распределения субсидий


6.1. Распределение субсидий утверждается законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - закон о краевом бюджете).


В случаях и порядке, предусмотренных Законом Хабаровского края от 25 июля 2007 г. N 133 "О бюджетном процессе в Хабаровском крае", без внесения изменений в закон о краевом бюджете могут быть внесены изменения в распределение субсидий распоряжением Правительства края, подготовка и направление в муниципальные образования края которого осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 июля 2006 г. N 117-пр.


6.2. Предоставление субсидий получателям субсидии осуществляется на основании соглашения (дополнительного соглашения), заключенного в соответствии с типовой формой, утвержденной министерством финансов края, между министерством и получателем субсидии.


6.3. Для заключения соглашения (дополнительного соглашения) министерство в течение семи рабочих дней со дня вступления в силу закона о краевом бюджете (закона края о внесении изменений в закон о краевом бюджете) и (или) принятия распоряжения, указанного в абзаце втором пункта 6.1 настоящего раздела, направляет получателю субсидии через СЭД проект соглашения (дополнительного соглашения).


6.4. Глава муниципального образования края либо иное лицо, исполняющее его обязанности, в течение 10 рабочих дней после получения проекта соглашения (дополнительного соглашения) направляет в министерство через СЭД с последующим направлением в двух экземплярах на бумажном носителе подписанный проект соглашения (дополнительного соглашения).


6.5. Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления от муниципального образования края подписанного проекта соглашения (дополнительного соглашения) в двух экземплярах на бумажном носителе подписывает его и направляет один экземпляр в администрацию муниципального образования края на бумажном носителе.


6.6. В случае непоступления в министерство в срок, установленный пунктом 6.4 настоящего раздела, проекта соглашения (дополнительного соглашения), подписанного главой муниципального образования края либо иным лицом, исполняющим его обязанности, министерство в течение семи рабочих дней, следующих за днем истечения срока, установленного пунктом 6.4 настоящего раздела:


- принимает решение об отказе в заключении соглашения (дополнительного соглашения) и предоставлении субсидии;


- направляет получателю субсидии письменное уведомление о принятом решении с обоснованием причин принятия такого решения.


6.7. Министерством осуществляется дополнительное распределение (перераспределение) субсидий в следующих случаях:


1) наличие неиспользованного остатка субсидии, образовавшегося:


- в связи с поступлением письменного отказа муниципального образования края от исполнения расходного обязательства полностью или частично с указанием причин, препятствующих исполнению расходного обязательства;


- в случае, указанном в абзаце втором пункта 6.6 настоящего раздела;


2) увеличение объема бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству в текущем финансовом году законом о краевом бюджете и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на цели предоставления субсидий.


Дополнительное распределение (перераспределение) субсидий осуществляется министерством между получателями субсидии, включенными в распределение субсидий и представившими дополнительную заявку на дополнительное распределение (перераспределение) субсидий в соответствии с пунктом 6.9 настоящего раздела.


6.8. Министерство не позднее 15 рабочих дней со дня наступления случаев, указанных в пункте 6.7 настоящего раздела, размещает на официальном сайте извещение о проведении дополнительного распределения (перераспределения) субсидий с указанием объема денежных средств, подлежащих дополнительному распределению (перераспределению), срока приема (даты начала и даты окончания) и места приема заявки на участие в дополнительном распределении (перераспределении) субсидий (далее - дополнительная заявка).


6.9. Для участия в дополнительном распределении (перераспределении) субсидий муниципальные образования края, указанные в абзаце шестом пункта 6.7 настоящего раздела, представляют в министерство дополнительную заявку в произвольной форме в срок, указанный в извещении о проведении дополнительного распределения (перераспределения) субсидий.


6.10. Дополнительная заявка должна быть подписана главой муниципального образования края либо иным лицом, исполняющим его обязанности, заверена печатью администрации муниципального образования края, представлена в министерство на бумажном носителе или направлена через СЭД и подлежит регистрации в день ее поступления в соответствии с установленными в министерстве правилами делопроизводства.


6.11. Министерство в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока приема дополнительной заявки, указанного в извещении о проведении дополнительного распределения (перераспределения) субсидий, принимает одно из следующих решений:


1) о признании получателя субсидии подлежащим включению в дополнительное распределение (перераспределение) субсидий в случае отсутствия оснований для отказа в признании получателя субсидии подлежащим включению в дополнительное распределение (перераспределение) субсидий, предусмотренных пунктом 6.13 настоящего раздела;


2) об отказе в признании получателя субсидии подлежащим включению в дополнительное распределение (перераспределение) субсидий в случае наличия одного или нескольких оснований для отказа в признании получателя субсидии подлежащим включению в дополнительное распределение (перераспределение) субсидий, предусмотренных пунктом 6.13 настоящего раздела.


6.12. Уведомления о принятых решениях, указанных в пункте 6.11 настоящего раздела, с обоснованием причин их принятия направляются министерством в муниципальные образования края через СЭД в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанных решений.


6.13. Основаниями для отказа в признании получателя субсидии подлежащим включению в дополнительное распределение (перераспределение) субсидий являются:


- представление дополнительной заявки с нарушением срока приема дополнительной заявки, указанного в извещении о проведении дополнительного распределения (перераспределения) субсидий;


- несоответствие дополнительной заявки требованиям, установленным пунктом 6.10 настоящего раздела;


- несоответствие муниципального образования края требованиям, установленным абзацем шестым пункта 6.7 настоящего раздела.


6.14. Размер субсидии при дополнительном распределении (перераспределении), подлежащей предоставлению получателю субсидии, не получившему субсидию в запрашиваемом объеме, указанном в заявлении (Ci), определяется по формуле:




где:


D - общий размер субсидии, подлежащий дополнительному распределению (перераспределению);


Ti - недополученный размер субсидии получателем субсидии, который определяется как разница между объемом расходного обязательства с учетом предельного уровня софинансирования и размером субсидии, утвержденным распределением субсидий согласно пункту 6.1 раздела 6 настоящего Порядка;


Yi - установленный правовым актом Правительства края предельный уровень софинансирования объема расходного обязательства муниципального образования края в году предоставления субсидии.


6.15. Получатели субсидий представляют в министерство следующие отчеты по формам, установленным в соглашении:


- ежемесячно в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии;


- до 15 января года, следующего за годом предоставления субсидий, о достижении значения результата использования субсидий (далее - отчет о результате).


6.16. Оценка эффективности использования субсидий осуществляется министерством на основании сравнения установленного соглашением (дополнительным соглашением) значения результата использования субсидии и фактически достигнутого значения результата использования субсидии, указанного в отчете о результате.


Значением результата использования субсидии является доля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших в текущем финансовом году из местного бюджета субсидию на возмещение части затрат (транспортных расходов) по доставке в муниципальное образование края продовольственных товаров, указанных в приложении к настоящему Порядку, в общем количестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной и (или) оптовой продаже продовольственных товаров, указанных в приложении к настоящему Порядку, в текущем финансовом году в муниципальном образовании края, - не менее 60 процентов.


6.17. Возврат муниципальными образованиями края средств субсидии осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных пунктами 14 - 17, 21 - 24, 26, 27 Порядка, утвержденного постановлением N 181-пр.


6.18. Министерство обеспечивает соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий.


6.19. Перечисление субсидий из краевого бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.


6.20. Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственного финансового контроля края в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.



Приложение
к Порядку
предоставления субсидий из краевого
бюджета бюджетам муниципальных образований
Хабаровского края на софинансирование
расходных обязательств муниципальных
образований Хабаровского края по созданию
условий для обеспечения услугами торговли
жителей поселений, входящих в состав
муниципальных образований Хабаровского
края с ограниченными сроками завоза
грузов (продукции)



ПЕРЕЧЕНЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

N п/п

Вид продукции (товара)

1

2

1.

Мука пшеничная

2.

Мука ржаная

3.

Крупа гречневая

4.

Рис полуобрушенный или полностью обрушенный, шелушеный или дробленый

5.

Сахар

6.

Молоко сухое, сублимированное

7.

Масло сливочное

8.

Масло подсолнечное и его фракции нерафинированные

9.

Масло подсолнечное и его фракции рафинированные

10.

Масло соевое и его фракции нерафинированные

11.

Масло соевое и его фракции рафинированные

12.

Масло кукурузное и его фракции, нерафинированные

13.

Масло кукурузное и его фракции, рафинированные

14.

Изделия макаронные

15.

Продукция молочная для детского питания <*>

16.

Продукция переработки фруктов и овощей для детского питания <*>

17.

Консервы мясные для детского питания <*>

18.

Консервы мясосодержащие для детского питания <*>

19.

Консервы из мяса и субпродуктов птицы, мясо - растительные и растительно-мясные с использованием мяса птицы для детского питания <*>

20.

Консервы на рыбной основе для детского питания <*>

21.

Яблоки (плоды)

22.

Картофель

23.

Морковь

24.

Свекла

25.

Яйцо куриное

26.

Сыры

27.

Продукты кисломолочные

28.

Молоко питьевое



* Специализированная пищевая продукция, предназначенная для детского питания для детей раннего возраста от 0 до 3 лет в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ