ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2022 года N 814-п
Об утверждении Долгосрочной программы
содействия занятости молодежи
Ивановской области на период до 2030 года
В соответствии с пунктом 3 статьи 33
Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об
общих принципах организации публичной
власти в субъектах Российской
Федерации", в целях обеспечения
разработки и осуществления мер,
направленных на социально-экономическое
развитие Ивановской области в части
создания условий для реализации
профессионального, трудового и
предпринимательского потенциала
граждан в возрасте от 14 до 35 лет,
проживающих на территории Ивановской
области, Правительство Ивановской
области постановляет:
1. Утвердить Долгосрочную программу
содействия занятости молодежи
Ивановской области на период до 2030 года
(далее - Программа) (прилагается).
2. Руководителям исполнительных органов
государственной власти Ивановской
области, участвующих в реализации
Программы, обеспечить ее выполнение с
представлением в комитет Ивановской
области по труду, содействию занятости
населения и трудовой миграции отчета о
ходе реализации Программы по форме и в
сроки, определенные в соответствии с
разделом V приложения к настоящему
постановлению.
3. Комитету Ивановской области по труду,
содействию занятости населения и
трудовой миграции представлять в
Правительство Ивановской области
информацию о выполнении плана
мероприятий по реализации Программы и
достижении целевых показателей
реализации Программы ежегодно, до 1 марта
года, следующего за отчетным.
Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 29.12.2022 N 814-п
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ
ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
Молодежь представляет собой
социально-демографическую группу от 14 до
35 лет, выделяемую на основе возрастных
особенностей, социального положения и
характеризующуюся специфическими
интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи в
Ивановской области реализуется на
основе:
системы доступной профессиональной
ориентации, гарантированного общего и
профессионального образования и
профессиональной подготовки,
направленных на приобретение
востребованных навыков;
создания достойных рабочих мест для
молодежи и временных рабочих мест для
приобретения практического опыта;
реализации комплекса мер по содействию
трудоустройству молодежи, развитию
молодежного предпринимательства и
самозанятости;
совершенствования государственной
политики в сфере труда, защищающей права
молодых людей;
совершенствования мотивации
работодателей по трудоустройству
молодежи.
Долгосрочная программа содействия
занятости молодежи Ивановской области
на период до 2030 года (далее - Программа)
разработана в соответствии с пунктом 5
распоряжения Правительства Российской
Федерации от 14.12.2021 N 3581-р.
II. Положение молодежи на рынке труда в
Ивановской области
На протяжении 2017 - 2020 годов уровень
занятости молодежи в Ивановской области
фиксировался ниже среднеобластного
уровня занятости всего населения и имел
тенденцию к снижению. Показатель
занятости среди молодежи в возрасте от 15
до 29 лет снизился с 60,8% в 2017 году до 55,2% в
2020 году и был на 2,2 процентного пункта
ниже уровня занятости всех категорий
граждан (2020 год - 57,4%). Уровень занятости
молодежи в возрасте от 15 до 24 лет
снизился с 38,7% до 29,9% соответственно.
Низкие показатели уровня занятости
молодежи возрастной группы от 15 до 24 лет
объясняются прежде всего высоким
уровнем вовлеченности молодежи этого
возраста в обучение по программам
общего, среднего профессионального и
высшего образования (школьники и
студенты очной формы обучения относятся
к лицам, не входящим в состав рабочей
силы).
Среди граждан, классифицируемых по
методике Международной организации
труда (далее - методика МОТ) как
безработные, каждый четвертый -
представитель молодежи в возрасте от 15
до 29 лет.
Уровень общей безработицы среди
молодежи в возрасте от 15 до 29 лет (по
методике МОТ) на протяжении
вышеуказанного периода превышал среднее
значение уровня общей безработицы в
целом по Ивановской области (2017 год: 6,3%
при 4,7% - в среднем по Ивановской области;
2018 год - 5,9% (по Ивановской области - 4,2%); 2019
год - 5,0% (по Ивановской области - 3,8%)).
Уровень безработицы населения в
возрасте от 15 до 24 лет (по методике МОТ) в
2017 году составил 9,8%, в 2018 году - 12,1%, в 2019
году - 7,7%.
В 2020 году распространение
коронавирусной инфекции вызвало рост
безработицы, в том числе среди молодежи.
Уровень безработицы среди молодежи
увеличился до 8,1% и также превысил
среднее значение в целом по Ивановской
области (5,4%).
В 2021 году на фоне реализации
дополнительных мер государственной
поддержки наметилось снижение масштабов
безработицы населения. Однако уровень
безработицы среди молодежи практически
не изменился по сравнению с
допандемийным периодом и в 4 квартале 2021
года составил 4,9% (общий уровень
безработицы по Ивановской области - 3,6%).
К основным проблемам трудоустройства
молодежи относятся:
низкая конкурентоспособность молодежи
на рынке труда в сегменте
квалифицированного труда;
отсутствие опыта работы у части молодежи
при выходе на рынок труда;
наличие среди молодежи категории
незанятых лиц, не имеющих
профессионального образования или
подготовки;
неудовлетворенность со стороны
работодателей качеством рабочей силы;
несформированность профессиональных
ориентаций для построения
профессиональной и трудовой карьеры.
III. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание
условий для реализации
профессионального, трудового и
предпринимательского потенциала
молодежи в условиях трансформационных
процессов на рынке труда Ивановской
области.
Основными задачами Программы являются:
формирование карьерных стратегий
молодежи в соответствии с
личностно-профессиональными
способностями и потребностью
регионального рынка труда. Мероприятия в
рамках этой задачи нацелены в первую
очередь на развитие профориентационной
работы с молодежью;
обеспечение соответствия получаемого
молодыми людьми образования
профессионально-квалификационным
требованиям работодателей. В рамках этой
задачи в первую очередь
предусматривается совершенствование
системы формирования и распределения
контрольных цифр приема в
образовательные организации с целью их
синхронизации с потребностями рынка
труда Ивановской области;
создание дополнительных механизмов
снижения рисков незанятости молодежи. В
рамках решения этой задачи
предполагается реализация мероприятий
по профессиональному обучению различных
категорий молодежи, субсидированию
трудоустройства, в том числе лиц с
инвалидностью и ограниченными
возможностями здоровья.
В Ивановской области обучение по
образовательным программам среднего
профессионального образования ежегодно
завершают более 4,5 тыс. человек, из
которых порядка 60% выходят на рынок
труда. При этом, как правило, более 26%
подлежат призыву в Вооруженные Силы
Российской Федерации, 11% выпускников
продолжают обучение в образовательных
организациях высшего образования.
Ежегодный выпуск образовательных
организаций высшего образования
составляет более 4 тыс. человек, из
которых выходят на рынок труда более 63%,
также значительная доля выпускников
подлежит призыву в Вооруженные Силы
Российской Федерации (8%) и имеет
намерение продолжать обучение (27%).
Профессиональными образовательными
организациями и образовательными
организациями высшего образования
Ивановской области в 2021 году заключены
соглашения о взаимодействии с
подразделениями служб занятости
населения в вопросах содействия
трудоустройству выпускников, созданы
центры (службы, отделы) содействия
трудоустройству выпускников, которые
осуществляют активную работу с данной
группой молодежи.
Мероприятия Программы направлены на
содействие занятости обучающихся и
выпускников, чьи направления подготовки
(специальности) находятся в зоне рисков,
связанных с незанятостью.
В качестве дополнительных механизмов
снижения рисков незанятости молодежи в
возрасте от 14 до 35 лет планируются
мероприятия:
по субсидированию работодателей при
трудоустройстве отдельных категорий
молодежи, включая лиц с инвалидностью и
ограниченными возможностями здоровья;
по профессиональному обучению и
дополнительному профессиональному
образованию отдельных категорий
молодежи в рамках федерального проекта
"Содействие занятости".
IV. Этапы реализации Программы
Программа разработана на период до 2030
года.
Первый этап реализации Программы: 2022 - 2024
годы.
В рамках первого этапа
предусматривается:
подготовка предложений по
совершенствованию нормативных правовых
актов Ивановской области в целях
расширения возможности для занятости
молодежи в возрасте от 14 до 35 лет;
выполнение мероприятий, направленных на
развитие предпринимательской
инициативы молодежи и на создание
условий для реализации
профессионального, трудового и
предпринимательского потенциала
граждан в возрасте от 14 до 35 лет,
проживающих на территории Ивановской
области;
совершенствование порядка формирования
и распределения контрольных цифр приема
по образовательным программам среднего
профессионального образования и высшего
образования.
Второй этап реализации Программы: 2025 - 2030
годы.
Мероприятия второго этапа
предполагается реализовать с учетом
анализа и оценки эффективности
реализации мероприятий первого этапа.
V. Управление реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы и
общая координация реализации Программы
осуществляются комитетом Ивановской
области по труду, содействию занятости
населения и трудовой миграции с участием
исполнительных органов государственной
власти Ивановской области,
ответственных за реализацию мероприятий
Программы (далее - ответственные
исполнители).
Ответственные исполнители:
разрабатывают и осуществляют реализацию
мероприятий Программы;
несут ответственность за реализацию
мероприятий Программы в части, их
касающейся;
вносят в комитет Ивановской области по
труду, содействию занятости населения и
трудовой миграции предложения о
внесении изменений в Программу;
представляют в комитет Ивановской
области по труду, содействию занятости
населения и трудовой миграции отчет о
ходе реализации Программы
ежеквартально, до 5 числа месяца,
следующего за отчетным периодом, по
форме согласно приложению 3 к настоящей
Программе.
Финансовое обеспечение мероприятий
Программы осуществляется в пределах
средств, предусмотренных законом
Ивановской области об областном бюджете
на соответствующий финансовый год и на
плановый период, в рамках следующих
государственных программ Ивановской
области:
"Содействие занятости населения
Ивановской области", утвержденная
постановлением Правительства
Ивановской области от 09.07.2013 N 279-п "Об
утверждении государственной программы
Ивановской области "Содействие
занятости населения Ивановской
области";
"Развитие образования Ивановской
области", утвержденная постановлением
Правительства Ивановской области от
13.11.2013 N 450-п "Об утверждении
государственной программы "Развитие
образования Ивановской области";
"Обеспечение безопасности граждан и
профилактика правонарушений в
Ивановской области", утвержденная
постановлением Правительства
Ивановской области от 13.11.2013 N 457-п "Об
утверждении государственной программы
Ивановской области "Обеспечение
безопасности граждан и профилактика
правонарушений в Ивановской области";
"Развитие физической культуры и
спорта в Ивановской области",
утвержденная постановлением
Правительства Ивановской области от
18.02.2016 N 43-п "Об утверждении
государственной программы Ивановской
области "Развитие физической культуры
и спорта в Ивановской области".
План мероприятий по реализации
Программы приведен в приложении 1 к
настоящей Программе.
Целевые показатели реализации Программы
приведены в приложении 2 к настоящей
Программе.
VI. Ожидаемые результаты реализации
Программы
Реализация Программы позволит достичь
следующих результатов:
1) снижение уровня безработицы среди
молодежи в возрасте от 14 до 35 лет,
проживающей на территории Ивановской
области;
2) повышение уровня трудоустройства
выпускников образовательных
организаций Ивановской области;
3) снижение рисков незанятости молодежи
из социально уязвимых групп населения
Ивановской области.
Приложение 1
к Долгосрочной программе
содействия занятости молодежи
Ивановской области
на период до 2030 года
ПЛАН мероприятий по реализации
Долгосрочной программы содействия
занятости молодежи Ивановской области
на период до 2030 года
N п/п |
Мероприятие |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат/вид документа |
Охват участников, чел. |
Трудоустроено/занято, чел. |
Формирование карьерных стратегий молодежи | ||||||
1 |
Создание межведомственной рабочей группы для обеспечения межведомственного взаимодействия по профессиональной ориентации молодежи в целях выбора профессии и построения карьеры |
2022 год |
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, Департамент образования Ивановской области, Департамент экономического развития и торговли Ивановской области, Департамент спорта Ивановской области, Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, Ивановской областное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Ивановской области", Региональный союз "Ивановское областное объединение организаций профсоюзов" |
Утверждены состав и задачи |
- |
- |
2 |
Проведение мероприятий по профессиональной ориентации молодежи в возрасте от 14 до 30 лет |
30.12.2022, далее - ежегодно |
Департамент образования Ивановской области, Департамент здравоохранения Ивановской области, Департамент культуры и туризма Ивановской области, комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции |
Охват обучающихся общеобразовательных организаций мероприятиями по профессиональной ориентации молодежи |
30000 чел. ежегодно |
- |
3 |
Содействие в обеспечении занятости несовершеннолетних, не обучающихся и не работающих, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа |
30.02.2023, далее - ежегодно |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ивановской области, комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, Департамент спорта Ивановской области, муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав |
Отчет в Минпросвещения России |
25 |
10 |
|
|
|
|
|
|
3 |
Обеспечение соответствия получаемого образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей и предпринимательской деятельности | ||||||
4 |
Совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по профессиям, специальностям среднего профессионального образования (с учетом уровня трудоустройства выпускников и формирование органами службы занятости населения заключения о соответствии проекта контрольных цифр приема перспективным потребностям рынка труда) |
2022 год |
Департамент образования Ивановской области, комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции |
Приняты/внесены изменения в правовые акты Ивановской области, отчет в Минтруд России |
- |
- |
5 |
Создание условий для приобретения в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования предпринимательских компетенций, а также знаний и умений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, осуществления деятельности в форме самозанятости |
30.12.2022, далее - ежегодно |
Департамент образования Ивановской области |
Отчет в Минтруд России |
Численность обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, прошедших обучение по программам освоения предпринимательских компетенций, - более 1000 чел. ежегодно |
Численность выпускников, оформивших собственное дело или самозанятость, - более 40 чел. ежегодно |
6 |
Проведение мероприятий по развитию предпринимательских компетенций учащихся образовательных учреждений среднего профессионального образования в рамках региональных чемпионатов "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Ивановской области |
15.03.2023, далее - ежегодно |
Департамент образования Ивановской области |
Достижение установленных показателей по графам "Охват участников", "Трудоустроено/занято", отчет в Минтруд России |
|
|
7 |
Реализация в Ивановской области региональной составляющей федерального проекта "Профессионалитет" |
30.12.2022 |
Департамент образования Ивановской области, Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Шуйский многопрофильный колледж, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ивановский государственный политехнический университет" |
Отчет в Минпросвещения России |
Численность обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в рамках региональной составляющей федерального проекта "Профессионалитет" - более 300 чел. ежегодно |
- |
Создание условий для профессионального развития молодых людей посредством совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности | ||||||
8 |
Реализация мероприятий по развитию волонтерской деятельности |
2022 год |
Департамент образования Ивановской области, Департамент культуры и туризма Ивановской области |
Реализация проектов для развития знаний, умений, навыков в целях повышения возможностей для трудоустройства, отчет в Росмолодежь |
Численность обучающихся, принимающих участие в мероприятиях по развитию волонтерской деятельности, - более 30000 чел. ежегодно |
- |
Создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи | ||||||
9 |
Субсидирование трудоустройства отдельных категорий молодежи, включая лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
30.12.2022 |
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, Государственное учреждение - Ивановское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации |
Отчет в Минтруд России |
Численность участников мероприятий по субсидированию трудоустройства отдельных категорий молодежи в 2022 году - 705 чел. |
2022 год - 705 чел. |
10 |
Создание условий для личного самоопределения, планирования профессиональной деятельности и профессионального развития обучающихся старших классов общеобразовательных организаций региона в рамках реализации федерального проекта "Билет в будущее" |
30.12.2022, далее - ежегодно |
Департамент образования Ивановской области |
Отчет в Минпросвещения России |
Численность обучающихся старших классов общеобразовательных организаций, охваченных мероприятиями в рамках реализации федерального проекта "Билет в будущее", - более 2800 чел. ежегодно |
- |
11 |
Взаимодействие органов службы занятости Ивановской области и центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций с социальными партнерами в целях информирования обучающихся об основах социально-трудового законодательства |
Ежегодно |
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, Государственное учреждение - Ивановское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, Департамент образования Ивановской области, Государственная инспекция труда в Ивановской области, Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области, Ивановской областное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Ивановской области", Региональный союз "Ивановское областное объединение организаций профсоюзов", образовательные организации высшего образования, профессиональные образовательные организации |
Утвержден межведомственный план по организации информирования обучающихся об основах социально-трудового законодательства, отчет в Минтруд России |
Численность обучающихся, охваченных мероприятиями по информированию об основах социально-трудового законодательства, - более 8000 чел. ежегодно |
- |
12 |
Совершенствование деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций |
30.03.2024 |
Департамент образования Ивановской области, образовательные организации высшего образования, профессиональные образовательные организации |
Отчет в Минобрнауки России |
Численность выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций - более 8000 чел. ежегодно |
Трудоустройство не менее 59,8% выпускников образовательных организаций |
13 |
Информирование выпускников и обучающихся в профессиональных образовательных организациях об имеющихся вакансиях на рынке труда, в том числе высвобождающихся в связи с оттоком иностранных граждан |
30.12.2022, далее - два раза в год по итогам полугодия |
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, Департамент образования Ивановской области, Департамент здравоохранения Ивановской области, Департамент культуры и туризма Ивановской области |
Отчет в Минтруд России |
Численность выпускников профессиональных образовательных организаций - более 4000 чел. ежегодно |
Трудоустройство не менее 59,8% выпускников образовательных организаций |
14 |
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование отдельных категорий молодежи в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", в том числе женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет |
30.12.2022, далее - ежегодно |
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, Департамент образования Ивановской области, Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Ивановский автотранспортный колледж" |
Отчет в Минтруд России |
Численность прошедших обучение в рамках федерального проекта "Содействие занятости" - более 200 чел. ежегодно |
Трудоустройство не менее 85% граждан, прошедших обучение в рамках федерального проекта "Содействие занятости" |
15 |
Обеспечение адресного сопровождения в целях трудоустройства (занятости) отдельных категорий молодежи органами службы занятости в рамках жизненных ситуаций |
30.12.2022, далее - ежегодно |
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции |
Отчет в Минтруд России |
Численность граждан, получивших комплекс услуг в рамках жизненных ситуаций, не менее 100 чел. ежегодно |
Обеспечение занятости не менее 85% от общей численности граждан, получивших комплекс услуг в рамках жизненных ситуаций |
Приложение 2
к Долгосрочной программе
содействия занятости молодежи
Ивановской области
на период до 2030 года
Целевые показатели реализации
Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Базовое значение (по состоянию на 1 января 2022 года) |
Значение показателя в рамках реализации первого этапа Программы |
Ответственный за достижение значения показателя | ||
|
|
|
|
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|
1. |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет |
% |
4,9 |
7,5 |
6,0 |
5,0 |
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции |
2. |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет |
% |
29,9 |
13,0 |
10,0 |
7,5 |
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции |
3. |
Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, от общей численности несовершеннолетних граждан данного возраста |
% |
- |
6,0 |
8,0 |
10,0 |
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции |
4. |
Численность участников мероприятий по субсидированию трудоустройства отдельных категорий молодежи |
чел. |
- |
705 |
- |
- |
Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции |
Приложение 3
к Долгосрочной программе
содействия занятости молодежи
Ивановской области
на период до 2030 года
Отчет о ходе реализации Долгосрочной
программы содействия занятости молодежи
Ивановской области на период до 2030 года
по состоянию на
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Количество участников мероприятия (обеспечена занятость) |
Отчет об исполнении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|