Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 декабря 2022 года N 383-р


Об утверждении инвестиционной декларации Иркутской области на период до 2028 года

(с изменениями на 20 марта 2023 года)

(в ред. Распоряжения Губернатора Иркутской области от 20.03.2023 N 88-р)




В целях создания системы поддержки новых инвестиционных проектов, обеспечения реального роста инвестиций в основной капитал в Иркутской области, в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")", руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области:


1. Утвердить инвестиционную декларацию Иркутской области на период до 2028 года (далее - Инвестиционная декларация) (прилагается).


(в ред. Распоряжения Губернатора Иркутской области от 20.03.2023 N 88-р)


2. Исполнительным органам государственной власти Иркутской области обеспечить применение положений Инвестиционной декларации при осуществлении нормотворческой деятельности, а также в процессе взаимодействия с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности.


2(1). Рекомендовать Законодательному Собранию Иркутской области содействовать реализации положений Инвестиционной декларации путем принятия новых законов Иркутской области либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в действующие законы Иркутской области.


(п. 2(1) введен Распоряжением Губернатора Иркутской области от 20.03.2023 N 88-р)


3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области при осуществлении нормотворческой деятельности, а также в процессе взаимодействия с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности содействовать реализации положений Инвестиционной декларации.


4. Настоящее распоряжение подлежит размещению в информационной системе Иркутской области "Инвестиционный портал Иркутской области" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (invest.irkobl.ru).


5. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная" и сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).


6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области Ситникова Р.Л.


(п. 6 введен Распоряжением Губернатора Иркутской области от 20.03.2023 N 88-р)



И.И.КОБЗЕВ



Утверждена
распоряжением Губернатора
Иркутской области
от 8 декабря 2022 г. N 383-р



ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА

(в ред. Распоряжения Губернатора Иркутской области от 20.03.2023 N 88-р)




Глава 1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


1. Инвестиционная декларация Иркутской области разработана на период до 2028 года в целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Иркутской области, содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - национальные цели развития), установления основ реализации инвестиционной политики Иркутской области, а также взаимодействия органов исполнительной власти Иркутской области с инвесторами при реализации инвестиционных проектов на территории региона.


2. Настоящая Инвестиционная декларация сформирована в соответствии с положениями стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года, утвержденной Законом Иркутской области от 10 января 2022 года N 15-ОЗ (далее - Стратегия).


3. Главными целями инвестиционного развития Иркутской области являются:


1) увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство";


2) улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории Иркутской области.


4. Иркутская область обладает высоким интеллектуальным, промышленным и природно-ресурсным потенциалом, имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых основное место занимают:


1) относительно низкая стоимость энергоресурсов, что обусловлено наличием каскада 4 гидроэлектростанций (далее - ГЭС) на территории региона и, как следствие, высоким уровнем развития энергетического комплекса;


2) крупные запасы доступных полезных ископаемых: Иркутская область является одним из самых богатых минеральными ресурсами регионов России, что обусловлено балансом полезных ископаемых, учитывающим 71 вид минерального сырья, главными из которых являются углеводородное сырье, золото, слюда, железо, бурый и каменный уголь, поваренная соль;


3) высокий промышленный потенциал, что обусловлено наличием большого комплекса производственных мощностей на территории Иркутской области в секторах машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, горнодобывающей промышленности, агропромышленного комплекса и других отраслях экономики;


4) уникальные рекреационные, лесные и водные ресурсы: леса в Иркутской области занимают более 70 млн. га (более 90% территории региона), кроме того, в пределах Иркутской области имеются колоссальные запасы озерной и речной воды, включая самое глубокое озеро в мире - озеро Байкал, а также бассейны крупных рек - Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска и др.;


5) транспортно-логистический потенциал: через Иркутскую область проходят крупные международные транспортные коридоры - Транссибирская магистраль (железнодорожное сообщение), Байкало-Амурская магистраль (железнодорожное сообщение), дороги федерального значения (автомобильное сообщение), нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (трубопроводный транспорт), действуют 2 международных аэропорта;


6) развитый научно-образовательный комплекс, который представлен 16 академическими учреждениями, более чем 20 прикладными научно-исследовательскими и проектными институтами. В этих учреждениях работают 11 академиков и 11 членов-корреспондентов Российской академии наук, около 1 300 докторов и кандидатов наук. Кроме того, в Иркутской области заняты в сфере науки свыше 1 500 молодых ученых (аспирантов, научных сотрудников, кандидатов наук в возрасте до 35 лет, докторов наук до 40 лет).


5. Перспективы развития Иркутской области отражены в Стратегии и включают в себя 2 сценария:


1) консервативный (индустриальный) сценарий, который основывается на консервации существующей модели развития Иркутской области, базирующейся на экстенсивном росте отраслей устаревших технологических укладов, преимущественно добывающей промышленности и металлургии;


2) инновационный (постиндустриальный) сценарий, который предусматривает создание и приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей новых технологических укладов - газохимии, фармацевтики, авиационной промышленности, а также предполагает повышение глубины переработки в традиционных отраслевых комплексах экономики (лесопромышленный, минерально-сырьевой, металлургический), обновление материально-технической базы ведущих предприятий, упор на импортозамещение в машиностроительном и агропромышленном комплексах, а также переход на технологии с низким уровнем выбросов парниковых газов.


6. В соответствии со Стратегией значения показателей регионального экономического развития до конца 2030 года составят:


1) доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте - 26,2%;


2) доля продукции высокотехнологичных и наукоемких видов экономической деятельности в валовом региональном продукте - 26,0%;


3) темп роста экспорта (по отношению к 2020 году) - 145,0%;


4) темп роста несырьевого экспорта (по отношению к 2020 году) - 170,0%;


5) темп роста промышленного производства по отраслям добычи полезных ископаемых (по отношению к 2018 году) - 288,0%;


6) количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в расчете на 1 тыс. человек населения - 45,1 единицы;


7) численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, - 397,3 тыс. человек;


8) уровень регистрируемой безработицы - 1,0%.



Глава 2. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ НОВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ("РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СТАНДАРТ"), РЕАЛИЗУЕМОЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


7. Система поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт") (далее - Стандарт) формируется и реализуется в Иркутской области в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")" (далее - приказ) согласно утвержденным приказом Методическим рекомендациям по созданию агентства развития субъекта Российской Федерации (далее - Методические рекомендации по созданию агентства развития), Методическим рекомендациям по созданию инвестиционного комитета субъекта Российской Федерации (далее - Методические рекомендации по созданию инвестиционного комитета), Методическим рекомендациям по формированию инвестиционной карты субъекта Российской Федерации (далее - Методические рекомендации по формированию инвестиционной карты), Методическим рекомендациям по внедрению Свода инвестиционных правил субъекта Российской Федерации (далее - Методические рекомендации по внедрению Свода инвестиционных правил).


8. Реализуемый в Иркутской области Стандарт состоит из следующих элементов:


1) настоящей Инвестиционной декларации;


2) акционерного общества "Корпорация развития Иркутской области", выполняющего цели и функции агентства развития субъекта Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию агентства развития;


3) Инвестиционного комитета Иркутской области, формируемого в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию инвестиционного комитета;


4) инвестиционной карты Иркутской области, создаваемой в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию инвестиционной карты;


5) Свода инвестиционных правил Иркутской области, создаваемого в соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению Свода инвестиционных правил.



Глава 3. КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


9. Иркутская область - один из лидирующих регионов Сибирского федерального округа по важнейшим макроэкономическим показателям:


1) 1 место по темпу роста среднедушевых денежных доходов населения по итогам 2021 года;


2) 1 место по инвестициям в основной капитал на душу населения по итогам 2021 года;


3) 2 место по инвестициям в основной капитал по итогам 2021 года;


4) 2 место по валовому региональному продукту по итогам 2020 года;


5) 2 место по обеспеченности населения налоговыми и неналоговыми доходами консолидированного бюджета по итогам 2021 года;


6) 2 место по средней заработной плате (январь - декабрь) по итогам 2021 года;


7) 3 место по реальным располагаемым денежным доходам по итогам 2021 года.


10. Площадь Иркутской области составляет 774,8 тыс. кв. км и занимает 2 место среди регионов Сибирского федерального округа и 4 место в России по площади территории.


11. Численность населения Иркутской области по состоянию на 1 января 2022 года составила 2 357 134 человека, в том числе городское население - 1 837 575 человек, сельское население - 519 559 человек.


Наиболее крупные по численности населения города региона - Иркутск, Ангарск, Братск.


12. Трудовые ресурсы Иркутской области по итогам 2021 года характеризуются уровнем занятости в 57,1%, уровнем безработицы в 6%, при этом численность рабочей силы составила 1 149 700 человек.


13. Система высшего образования Иркутской области по итогам 2021 года представлена 17 образовательными организациями высшего образования, из них 10 образовательных организаций высшего образования (8 государственных и 2 частных) являются головными и 7 образовательных организаций высшего образования являются филиалами.


Распределение студентов по областям научных знаний представлено следующим образом:


инженерное дело, технологии и технические науки - 37,83%;


науки об обществе - 28,24%;


здравоохранение и медицинские науки - 9,57%;


образование и педагогические науки - 8,85%;


математические и естественные науки - 5,28%;


гуманитарные науки - 5,02%;


сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки - 4,46%;


искусство и культура - 0,74%.


Количество выпускников 2021 года составило 11 433 человека, из них 8 376 человек являются трудоустроенными (73%). Около 75% трудоустроенных из числа выпускников образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Иркутской области, трудоустраиваются в пределах региона.


14. Система среднего профессионального образования Иркутской области по итогам 2021 года представлена 105 образовательными организациями, в том числе 80 профессиональными образовательными организациями и 11 филиалами, а также 6 образовательными организациями высшего образования и 8 филиалами.


Распределение студентов по областям научных знаний представлено следующим образом:


инженерное дело, технологии и технические науки - 45,45%;


науки об обществе - 23,94%;


здравоохранение и медицинские науки - 10,9%;


образование и педагогические науки - 7,13%;


сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки - 5,72%;


искусство и культура - 3,1%;


гуманитарные науки - 3,04%;


математические и естественные науки - 0,72%.


15. Существующая в Иркутской области инфраструктура для реализации инвестиционных проектов состоит из:


1) транспортной инфраструктуры;


2) инженерной инфраструктуры;


3) промышленной инфраструктуры.


16. Транспортная система Иркутской области представлена всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, воздушным, внутренним водным и трубопроводным.


По территории региона проходят стратегически важные железнодорожные, автомобильные, речные и авиационные магистрали государственного и межгосударственного значения, соединяющие страны Западной, Центральной и Восточной Европы, а также западные районы России с Дальним Востоком, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Монголией.


Через Иркутскую область проходят крупные международные транспортные коридоры, которые обеспечивают преимущества в логистике и близость к крупнейшим рынкам сбыта:


Транссибирская магистраль (железнодорожное сообщение);


Байкало-Амурская магистраль (железнодорожное сообщение);


дороги федерального значения (автомобильное сообщение):


Р-255 "Сибирь" (Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск) от границы Красноярского края до г. Иркутска;


Р-258 "Байкал" (Иркутск - Улан-Удэ - Чита) от г. Иркутска до границы с Республикой Бурятия;


А-331 "Вилюй" (Тулун - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск) от г. Тулуна до границы с Республикой Саха (Якутия);


нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (трубопроводный транспорт).


17. Сеть автомобильных дорог Иркутской области является значимым элементом транспортного комплекса, способствующим социально-экономическому развитию региона, укреплению конкурентоспособности, росту уровня благосостояния населения.


В настоящее время протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения составляет 29 545,9 км, из них регионального или межмуниципального значения - 11 946 км, местного значения - 17 599,9 км.


В 2021 году сформирована Опорная сеть Иркутской области, в которую вошло 27 объектов Иркутской области (протяженностью 3 903,8 км), из них 12 автомобильных дорог федерального значения (протяженностью 1 684,6 км) и 15 автомобильных дорог регионального значения (протяженностью 2 219,2 км).


В целях развития региональной транспортной инфраструктуры в части автомобильных дорог планируется реализация следующих мероприятий:


развитие сети дорог, обеспечивающей выход в северные районы Республики Бурятия, восточные районы Красноярского края, в Республику Саха (Якутия), реализацию транспортных межмуниципальных связей и создание условий для опережающего развития дорожной отрасли в целях обеспечения реализации инвестиционных проектов Иркутской области;


строительство обходов таких городов, как Иркутск, Усолье-Сибирское, Тулун, Нижнеудинск, Слюдянка, Братск, позволяющих обеспечить увеличение пропускной способности, перераспределение транзитных потоков, уменьшение транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть, сокращение количества участков автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки.


18. По территории Иркутской области проходят участки Восточно-Сибирской и Красноярской железных дорог: Иркутск - Тайшет, Тайшет - Саянская, Иркутск - Улан-Удэ, Лена-Восточная - Северобайкальск, Тайшет - Лена-Восточная, Кварцит - Лепешкино, Плашечная - Чунояр.


На территории региона находится более 100 железнодорожных станций, а эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет порядка 2,5 тыс. км.


Основная номенклатура грузов, транспортируемых по железнодорожным путям: каменный уголь, нефть и нефтепродукты, лесные грузы, грузы в контейнерах, руда железная и марганцевая.


19. Аэропортовая сеть Иркутской области включает в себя 2 международных аэропорта федерального значения (в г. Иркутск и г. Братск) и 5 аэропортов местных воздушных линий (в г. Усть-Кут, г. Киренск, г. Бодайбо, с. Ербогачен и п. Мама).


Международный аэропорт Иркутска - один из крупнейших аэропортов Сибирского федерального округа, который обслуживает международные и внутренние авиарейсы и является запасным аэродромом московского авиаузла.


При этом аэропорт в с. Ербогачен находится в районе Крайнего Севера, 5 аэропортов - в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.


Аэропорты г. Бодайбо и с. Ербогачен имеют грунтовые взлетно-посадочные полосы. Кроме того, в г. Усть-Илимске и с. Казачинское функционируют посадочные площадки, через которые осуществляется круглогодичное транспортное сообщение с областным центром.


Суммарный годовой пассажиропоток аэропортов и посадочных площадок Иркутской области по результатам последних нескольких лет имел положительную динамику (среднегодовой рост на 11,1%) и на 31 декабря 2019 года составлял 2 849,5 тыс. человек.


В 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) количество обслуживаемых пассажиров сократилось (на 43%) и на 31 декабря 2020 года составило 1 619,7 тыс. человек.


Вместе с тем по итогам 2021 года пассажиропоток аэропортов Иркутской области достиг 2 480,7 тыс. человек, по итогам 2022 года - 2 632,8 тыс. человек.


Схемой территориального планирования Иркутской области предусмотрено строительство объекта регионального значения "Строительство нового аэропортового комплекса "г. Иркутск", строительство внешних инженерных и транспортных сетей, обеспечивающих деятельность аэропорта".


20. Судоходство в Иркутской области осуществляется по внутренним водным путям Байкало-Ангарского и Ленского бассейнов. Общая протяженность внутренних водных путей, входящих в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года N 1800-р, на территории Иркутской области составляет 8 074 км, из них 4 039 км - с гарантированными габаритами судовых ходов.


Внутренние водные пути обслуживаются ФБУ "Администрация Байкало-Ангарского бассейна" (3 998 км) и ФБУ "Администрация Ленского бассейна" (4 066 км).


Основные судоходные пути Иркутской области проходят по озеру Байкал (1 137 км), Иркутскому водохранилищу (80 км), реке Ангара (140 км), Братскому водохранилищу (1 909 км), Усть-Илимскому водохранилищу (672 км), подходам и протокам (60 км) - в Байкало-Ангарском бассейне, а также по рекам Лена (1 238 км), Нижняя Тунгуска (957 км), Непа (532 км), Витим (455 км), Киренга (438 км), Жуя (236 км), Мама (110 км) и Чара (100 км), входящим в Ленский бассейн.


Судоходных гидротехнических сооружений в Иркутской области нет, имеются речные порты: Иркутск, Братск, Байкал, Свирск в Байкало-Ангарском бассейне; Осетрово, Киренск, а также причал Усть-Кут (АО "АЛРОСА") в Ленском бассейне.


Внутренний водный транспорт является составной частью транспортного комплекса, обеспечивающего реализацию северного завоза для Иркутской области и Республики Саха (Якутия).


21. Инженерная инфраструктура Иркутской области представлена электросетевым комплексом.


Энергосистема Иркутской области входит в состав объединенной электроэнергетической системы Сибири и является одной из крупнейших энергосистем России. Удельный вес Иркутской области в структуре производства электрической энергии в Сибирском федеральном округе составляет около 30%. В расчете на одного жителя в Иркутской области производится в 3 раза больше электроэнергии, чем в среднем по стране.


Иркутская область является одним из лидеров по низкой стоимости электрической энергии в стране, что является существенным фактором инвестиционной привлекательности региона для размещения энергоемких производств.


Основной особенностью Иркутской области является наличие на территории крупных гидроэлектростанций, установленная мощность которых (9,088 ГВт) составляет 3,7% от мощности всех электростанций страны (245,313 ГВт).


Централизованное производство электроэнергии в Иркутской области осуществляется на 14 теплоэлектростанциях (далее - ТЭС) и 4 ГЭС, из которых 2 электростанции принадлежат промышленным предприятиям: ТЭС Филиала АО "Группа ИЛИМ" в г. Усть-Илимске; ТЭС-2, ТЭС-3 Филиала АО "Группа ИЛИМ" в г. Братске. Остальные электростанции находятся в собственности у 4 генерирующих компаний региона: ООО "Байкальская энергетическая компания", ООО "ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация", ООО "Теплоснабжение" в г. Байкальске, АО "Мамаканская ГЭС".


Из 4 ГЭС три крупнейшие - Братская (4 500 МВт), Усть-Илимская (3 840 МВт) и Иркутская (662,4 МВт) принадлежат ООО "ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация". Мамаканская ГЭС мощностью 86 МВт, расположенная в п. Мамакан Бодайбинского района, работает в составе АО "Витимэнергосбыт".


Большая доля генерирующих мощностей Иркутской области приходится на ГЭС - 69,7% и входит в состав ООО "ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация" (69,0%), АО "Мамаканская ГЭС" (0,7%).


Доля генерирующих мощностей, приходящаяся на ТЭС, составляет 30,3% и входит в состав ООО "Байкальская энергетическая компания" (29,0%), ООО "Теплоснабжение" (0,2%), станций промышленных предприятий (1,1%).


Электростанциями энергосистемы Иркутской области в 2020 году было выработано 59,69 млрд. кВт.ч электроэнергии, что составило 24,96 тыс. кВт.ч на душу населения, в том числе: ГЭС - 47,68 млрд. кВт.ч; ТЭС - 12,01 млрд. кВт.ч (27%), в том числе электростанции промышленных предприятий - 0,91 млрд. кВт.ч.


Электросетевой комплекс Иркутской области в переводе на одноцепное исполнение представляет собой 72,3 тыс. км воздушных и кабельных линий электропередач, 16 213 трансформаторных подстанций номиналом от 0,4 до 500 киловольт, всего 410 924 условные единицы оборудования.


До 2036 года в Иркутской области планируется реализация ряда крупных инвестиционных проектов, которые характеризуются высокой энергоемкостью, в связи с чем по мере их реализации производство электроэнергии в Иркутской области к 2036 году может достичь 65 - 70 млрд. кВт.ч.


22. Промышленная инфраструктура Иркутской области включает технопарки, центры коллективного пользования научным оборудованием и приборами, региональный центр инжиниринга, центр сертификации, центры молодежного инновационного творчества и др.


В целях развития инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов на территории Иркутской области функционируют:


индустриальный парк "Ангарский технопарк" (г. Ангарск), в котором зарегистрировано 50 резидентов, создано около 1,5 тыс. рабочих мест;


промышленный технопарк "Усолье-Промтех" (г. Усолье-Сибирское), в котором зарегистрировано 11 резидентов;


технопарк ФГБОУ ВО "Иркутский национальный исследовательский технический университет" - "Технопарк ИРНИТУ" (г. Иркутск), в котором действует 18 научно-исследовательских лабораторий, Институт квантовой физики, группа развития инновационной деятельности, Центр "Хакспейс пространство Технопарка" (изготовление прототипов технологической продукции);


технопарк "Братский технопарк" (г. Братск), в котором зарегистрирован 1 резидент;


Байкальская биотехнологическая долина - научно-технологический центр, имеющий в своем составе биомедицинский технопарк и бизнес-инкубатор, образовательный центр, центр фармацевтических разработок и доклинических исследований международного уровня, конгресс-центр, а также 4 - 5 специализированных медицинских учреждений, включающих в свой состав центры клинических исследований.


В Иркутской области создан Байкальский фармацевтический кластер, в рамках которого ведется работа по созданию индустриального (промышленного) парка "Байкал-Био", одним из направлений деятельности которого станет развитие малотоннажной химии производства лекарств в регионе. В список участников кластера вошли АО "Фармасинтез", ОАО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод", ООО "Меланин" и др.


С 2021 года ООО "Центр развития Байкальского региона" определен региональным оператором Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд "Сколково") на территории Иркутской области.


Действует Межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня "Байкал" (далее - НОЦ "Байкал"), участниками которого являются 10 образовательных организаций высшего образования, 16 научных организаций, 18 организаций реального сектора экономики.


23. На территории Иркутской области действуют следующие преференциальные режимы для реализации инвестиционных проектов:


1) особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Ворота Байкала" (далее - ОЭЗ ТРК "Ворота Байкала");


2) 4 территории опережающего развития (далее - ТОР) в городах Усолье-Сибирское, Саянск, Черемхово, Тулун;


3) 4 индустриальных (промышленных) парка и промышленных технопарка;


4) 8 промышленных кластеров;


5) НОЦ "Байкал";


6) иные меры государственной поддержки инвесторов.


24. Информация о преференциальных режимах, действующих в регионе, размещена в информационной системе Иркутской области "Инвестиционный портал Иркутской области" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (invest.irkobl.ru).


25. ОЭЗ ТРК "Ворота Байкала" создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года N 72 "О создании на территории Слюдянского района Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа" на территории Слюдянского района в г. Байкальске.


ОЭЗ ТРК "Ворота Байкала" создана на территории общей площадью 763 га. На площадке осуществляется возведение необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры, на территории имеются свободные земельные участки.


Резидентам ОЭЗ ТРК "Ворота Байкала" предоставляются следующие льготы:


0% - земельный налог (в течение 5 лет);


0% - налог на имущество организаций (в течение 10 лет);


13,5% - налог на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет (на срок действия соглашения);


0,01 - 0,02% от кадастровой стоимости - аренда земельных участков (на срок действия соглашения);


5% - налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (в течение 5 лет);


1% - налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы (в течение 5 лет).


В настоящее время разработан стратегический мастер-план комплексного развития г. Байкальска до 2040 года, согласно которому предполагается превращение г. Байкальска в самодостаточную туристическую территорию, доступную для туристов круглый год, за счет развития новых видов туризма (экологического, спортивного, лечебно-оздоровительного, событийного, делового, водного, гастрономического и пр.), формирования туристского продукта г. Байкальска, создания качественной гостиничной и сервисной инфраструктуры с учетом оценки роста туристического потока.


Байкальск - единственный город на юге озера Байкал, в котором достаточно места для создания города-курорта мирового класса для развития массового туризма.


Для развития инфраструктуры г. Байкальска предполагается реализация следующих проектов:


проект благоустройства прибрежной зоны ОЭЗ ТРК "Ворота Байкала" и набережной "Морской квартал";


создание транспортно-пересадочного узла и многофункциональной придорожной зоны.


Перспективным для развития туризма является использование промышленной площадки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, где помимо размещения международного центра чистой воды и экопроизводств рассматривается создание пояса здоровья и гостеприимства вдоль побережья озера Байкал (санатории, кемпинги, базы отдыха и парк-отели).


26. ТОР в городах Иркутской области созданы в соответствии со следующими нормативными правовыми актами, которые содержат базовую информацию об условиях предоставления резидентам льгот:


постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2016 года N 135 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Усолье-Сибирское";


постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2018 года N 262 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Саянск";


постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2018 года N 265 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Черемхово";


постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2019 года N 1682 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Тулун".


ТОР создается сроком на 10 лет, вместе с тем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2022 года N 1346 срок существования вышеуказанных ТОР продлен на 2 года.


Для ТОР минимальный объем капитальных вложений резидента, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта, составляет 2,5 млн. рублей. В отношении резидентов ТОР действует требование по наличию не менее 10 рабочих мест в первый год после получения статуса резидента.


Резидентам ТОР предоставляются следующие льготы:


0% - земельный налог (в течение 5 лет);


0% - налог на имущество организаций (в течение 5 лет);


0% - налог на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет (в течение 5 лет);


5% - налог на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет (в течение первых 5 лет);


10% - налог на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет (в течение последующих 5 лет);


5% - налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (в течение 5 лет);


1% - налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы (в течение 5 лет);


7,6% - ставка по страховым взносам во внебюджетные фонды для резидентов ТОР, получивших статус в течение 3 лет со дня создания ТОР (в течение 10 лет).


27. Индустриальные (промышленные) парки и промышленные технопарки создаются в соответствии со следующими законами и нормативными правовыми актами:


Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";


постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков";


постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1863 "О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков";


Закон Иркутской области от 27 декабря 2016 года N 132-ОЗ "Об отдельных вопросах реализации промышленной политики в Иркутской области";


постановление Правительства Иркутской области от 19 сентября 2017 года N 608-пп "О реализации отдельных положений Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах реализации промышленной политики в Иркутской области".


По состоянию на июнь 2022 года в государственную информационную систему промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации включена информация об индустриальном парке "Ангарский технопарк" и промышленном технопарке "Усолье-Промтех".


Резидентам индустриальных (промышленных) парков предоставляются следующие льготы:


0% - налог на имущество организаций (в течение 5 лет);


13,5% - налог на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет (в течение 5 лет);


5% - налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (в течение 5 лет);


1% - налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы (в течение 5 лет).


28. Промышленные кластеры создаются в соответствии со следующими законами и нормативными правовыми актами:


Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";


постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 года N 779 "О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров";


Закон Иркутской области от 27 декабря 2016 года N 132-ОЗ "Об отдельных вопросах реализации промышленной политики в Иркутской области";


постановление Правительства Иркутской области от 19 сентября 2017 года N 608-пп "О реализации отдельных положений Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах реализации промышленной политики в Иркутской области".


По состоянию на июнь 2022 года в государственную информационную систему промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации включена информация о Байкальском кластере легкой промышленности "Байкал Легпром".


Участникам промышленных кластеров предоставляются следующие льготы:


5% - налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (в течение 5 лет);


1% - налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы (в течение 5 лет);


использование инфраструктуры поддержки, предоставляемой Фондом поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр "Мой бизнес" - Центр кластерного развития, Региональный центр инжиниринга, Центр сертификации, стандартизации и испытаний.


29. НОЦ "Байкал" создан указом Губернатора Иркутской области от 5 августа 2020 г. N 230-уг "О межрегиональном научно-образовательном центре мирового уровня "Байкал".


НОЦ "Байкал" действует в двух регионах: Иркутской области и Республике Бурятия.


Приоритетными направлениями деятельности НОЦ "Байкал" являются:


комплексная переработка древесины;


переработка промышленных отходов;


агробиофармтехнологии.


Планируемые к 2025 году ключевые результаты деятельности НОЦ "Байкал":


2,5% - рост совокупного валового регионального продукта Иркутской области и Республики Бурятия;


2,5 млрд. рублей - привлечение внебюджетных средств на реализацию проектов НОЦ "Байкал";


15 инфраструктурных объектов планируется построить в составе центров коллективного пользования и технологических лабораторий для оказания промышленных услуг по основным направлениям деятельности НОЦ "Байкал";


более 18 организаций научного и образовательного профилей будут сотрудничать в рамках деятельности НОЦ "Байкал";


100 патентов на изобретения зарегистрируют в НОЦ "Байкал" для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;


34 вида конкурентоспособных технологий и высокотехнологичной продукции будут разработаны в НОЦ "Байкал" для внедрения в реальный сектор экономики с использованием разработанных механизмов и структур трансфера технологий.


Участникам НОЦ "Байкал" предоставляется следующие льготы:


5% - налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (в течение 5 лет);


1% - налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы (в течение 5 лет).


30. Государственная поддержка инвесторов может осуществляться в следующих формах:


1) предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций в соответствии с действующим законодательством;


2) предоставление пониженных налоговых ставок налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, в соответствии с действующим законодательством;


3) предоставление в соответствии с Законом Иркутской области от 21 декабря 2006 года N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов;


4) предоставление государственных гарантий Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 9 апреля 2013 года N 15-ОЗ "О порядке предоставления государственных гарантий Иркутской области";


5) предоставление субсидий в соответствии с бюджетным законодательством;


6) предоставление информационно-консультационной поддержки, в том числе путем сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна", представления инвестиционных проектов на российских и международных мероприятиях, обеспечения функционирования информационной системы Иркутской области "Инвестиционный портал Иркутской области" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с целью представления информации по вопросам инвестиционной деятельности;


7) иные формы в соответствии с действующим законодательством.


31. Информация о всех действующих в регионе мерах государственной поддержки инвесторов размещена в информационной системе Иркутской области "Инвестиционный портал Иркутской области" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (invest.irkobl.ru).


32. В Стратегии представлены 4 стратегических приоритета социально-экономической политики Иркутской области:


1) Приоритет 1. "Накопление и развитие человеческого капитала";


2) Приоритет 2. "Создание комфортного пространства для жизни";


3) Приоритет 3. "Сохранение уникальной экосистемы региона";


4) Приоритет 4. "Экономический рост и эффективное управление".


33. В целях реализации Приоритета 4 "Экономический рост и эффективное управление" планируется:


1) развитие инвестиционной политики;


2) развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;


3) развитие международной кооперации и межрегиональных связей;


4) развитие науки и инноваций;


5) развитие кадровой политики и увеличение производительности труда;


6) повышение устойчивости финансовой системы;


7) повышение качества управления государственной собственностью и земельными ресурсами.


34. Для ускорения темпов экономического роста развитие отраслей экономики будет обеспечено на основе кластерного подхода, который предполагает:


1) формирование интегрированных технологических цепочек, обеспечивающих повышение доли добавленной стоимости и выпуска импортозамещающей продукции в регионе;


2) переход к промышленной, технологической и кластерной политике с использованием активных методов вмешательства государства в экономическое развитие;


3) государственную политику стимулирования развития связей между вузами, исследовательскими институтами, крупным и малым бизнесом;


4) создание условий для развития территорий с низким промышленным потенциалом.


35. В Иркутской области кластерный подход реализуется на базе приоритетных отраслей, в рамках которых созданы следующие кластеры:


1) фармацевтический (111 организаций);


2) машиностроительный (76 организаций);


3) туристско-рекреационный (74 организации);


4) агропромышленный (73 организации);


5) нефтегазохимический (31 организация);


6) строительных материалов и технологий (43 организации).


36. Приоритетными отраслями экономики в целях реализации инновационного (постиндустриального) сценария, предусмотренного Стратегией в качестве целевого, являются:


1) цифровая экономика;


2) биотехнологический комплекс;


3) фармацевтический комплекс;


4) машиностроительный комплекс, включая авиационную промышленность;


5) туристско-рекреационный комплекс;


6) агропромышленный комплекс;


7) нефтегазохимия и газоснабжение;


8) строительный комплекс.


37. В целях реализации инновационного (постиндустриального) сценария, предусмотренного Стратегией в качестве целевого, предполагается повышение глубины переработки в традиционных отраслях экономики:


1) лесопромышленный комплекс;


2) минерально-сырьевой комплекс;


3) металлургический комплекс.

Отрасль экономики

Наименование показателя, единицы измерения

Целевое значение показателя на 2030 год в соответствии со Стратегией

Лесопромышленный комплекс

Объем заготовки древесины, млн. куб. м

40

Бюджетная отдача на 1 куб. м заготовленной древесины, рублей/куб. м

450

Индекс производительности труда (по отношению к 2019 году), %

169,7

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, тыс. рублей

88,3

Количество новых рабочих мест (нарастающим итогом), ед.

3 438

Объем инвестиций в основной капитал, млн. рублей

3 466,47

Минерально-сырьевой комплекс

Индекс производительности труда (по отношению к 2019 году), %

124,5

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, тыс. рублей

183,1

Количество новых рабочих мест (нарастающим итогом), ед.

11 513

Объем инвестиций в основной капитал, млн. рублей

187 211,72

Металлургический комплекс

Индекс производительности труда (по отношению к 2019 году), %

168,1

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, тыс. рублей

114,0

Количество новых рабочих мест (нарастающим итогом), ед.

3 263

Объем инвестиций в основной капитал, млн. рублей

37 227,84


38. По состоянию на июнь 2022 года в Иркутской области до 2030 года планируется реализация 12 крупных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 735 830,00 млн. рублей в следующих отраслях экономики:


1) нефтегазохимия и газоснабжение (4 проекта, 95,75% от общего объема инвестиций);


2) минерально-сырьевой комплекс (1 проект, 1,9% от общего объема инвестиций);


3) туристско-рекреационный комплекс (2 проекта, 1,04% от общего объема инвестиций);


4) сфера обращения с отходами (1 проект, 0,9% от общего объема инвестиций);


5) агропромышленный комплекс (1 проект, 0,17% от общего объема инвестиций);


6) фармацевтический комплекс (1 проект, 0,14% от общего объема инвестиций);


7) лесопромышленный комплекс (1 проект, 0,11% от общего объема инвестиций);


8) машиностроительный комплекс (1 проект, объем инвестиций определяется).


39. Заключение концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве в Иркутской области осуществляется в соответствии со следующими законами и нормативными правовыми актами:


Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";


Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";


указ Губернатора Иркутской области от 28 июня 2017 года N 105-уг "Об организации работы по реализации полномочий Губернатора Иркутской области, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением концессионных соглашений, объектом которых являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концедентом по которым выступают муниципальные образования Иркутской области, третьей стороной - Иркутская область";


указ Губернатора Иркутской области от 24 февраля 2021 года N 54-уг "Об установлении иных прав и обязанностей, которые могут осуществляться Иркутской областью, участвующей в качестве самостоятельной (третьей) стороны в концессионном соглашении, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концедентом по которому выступает муниципальное образование Иркутской области";


указ Губернатора Иркутской области от 7 февраля 2023 года N 43-уг "Об установлении прав и обязанностей, которые могут осуществляться Иркутской областью, участвующей в качестве самостоятельной (третьей) стороны в концессионном соглашении, соглашении о муниципально-частном партнерстве, объектами которых являются объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена, концедентом, публичным партнером по которым выступает муниципальное образование Иркутской области";


постановление Правительства Иркутской области от 31 мая 2017 года N 355-пп "Об организации работы исполнительных органов государственной власти Иркутской области при подготовке и реализации проекта государственно-частного партнерства, публичным партнером в котором является Иркутская область";


постановление Правительства Иркутской области от 22 мая 2018 года N 386-пп "О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области при реализации отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" на территории Иркутской области".


По итогам 2022 года на территории Иркутской области реализуется 126 концессионных соглашений в социальной и коммунальной сферах с объемом инвестиций более 12 млрд. рублей.


Заключение концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве в Иркутской области до 2030 года планируется в следующих сферах:


здравоохранение;


транспортная инфраструктура;


физическая культура и спорт;


социальное обслуживание населения;


образование.


Информация о перечне объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также о перечне объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, реализация которых возможна на принципах государственно-частного партнерства, размещена в информационной системе Иркутской области "Инвестиционный портал Иркутской области" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (invest.irkobl.ru).



Глава 4. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


40. В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Иркутской области регионом гарантируется обеспечение защиты прав и интересов инвесторов на территории Иркутской области, в том числе:


1) неухудшение условий реализации инвестиционных проектов в течение всего срока их реализации в соответствии с региональным законодательством о защите и поощрении капиталовложений в Иркутской области с учетом распоряжения Правительства Иркутской области от 1 февраля 2022 года N 44-рп "О перечне законов Иркутской области и иных нормативных правовых актов Иркутской области, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации";


2) общедоступность для инвесторов информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Иркутской области, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, в рамках исполнения пункта 31 настоящей Инвестиционной декларации;


3) неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Иркутской области в рамках исполнения пункта 30 настоящей Инвестиционной декларации;


4) соблюдение органами исполнительной власти Иркутской области в рамках установленной компетенции сроков согласования и предоставления документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности, а также алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре по следующим направлениям: подключение к электрическим сетям, подключение к объектам водоснабжения и водоотведения, подключение к сетям теплоснабжения, подключение к сетям газораспределения, получение земельного участка в аренду (на торгах и без торгов), получение разрешения на строительство, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;


5) оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Иркутской области, в досудебном порядке, а также рассмотрение случаев нарушения органами исполнительной власти Иркутской области алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре на Инвестиционном комитете Иркутской области в соответствии с правовыми актами Губернатора Иркутской области.



Глава 5. ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМАНДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


41. Инвестиционная политика Иркутской области реализуется следующими должностными лицами Иркутской области (далее - инвестиционная команда Иркутской области):


1) Губернатор Иркутской области;


2) Председатель Правительства Иркутской области;


3) первый заместитель Председателя Правительства Иркутской области;


4) министр экономического развития и промышленности Иркутской области;


5) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области (по согласованию).


42. В инвестиционную команду Иркутской области также входят:


1) генеральный директор акционерного общества "Корпорация развития Иркутской области" (по согласованию);


2) представители общественных объединений и организаций, представляющих интересы бизнес-сообщества в Иркутской области, включая Союз "Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири" (Иркутская область), Ассоциацию Иркутское региональное объединение работодателей "Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей", Иркутское региональное отделение "ОПОРА РОССИИ", Совет Иркутского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (по согласованию);


3) представители финансовых организаций Иркутской области (по согласованию);


4) представители территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области;


5) представители иных органов и организаций Иркутской области (по согласованию).


43. Участники инвестиционной команды Иркутской области осуществляют взаимодействие с инвесторами в пределах своих полномочий.


44. Взаимодействие членов инвестиционной команды Иркутской области ведется в рамках компетенций и полномочий, возложенных на представляемые ими ведомства и организации действующим законодательством.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ