Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2022 года N 4-1349П


О Резолюции публичных слушаний по вопросу "О краевом бюджете на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов"



В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу "О краевом бюджете на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов", проведенных 1 декабря 2022 года, Законодательное Собрание края постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Резолюцию публичных слушаний по вопросу "О краевом бюджете на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов".


2. Снять с контроля как исполненное Постановление Законодательного Собрания края от 23 декабря 2021 года N 2-383П "О Резолюции публичных слушаний по вопросу "О краевом бюджете на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов".


3. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан (Чащин В.Ф.).



Председатель
Законодательного Собрания
Красноярского края
А.И.ДОДАТКО



Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания
Красноярского края
от 9 декабря 2022 г. N 4-1349П



РЕЗОЛЮЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ "О КРАЕВОМ БЮДЖЕТЕ НА 2023 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 - 2025 ГОДОВ"


Участники публичных слушаний, рассмотрев прогноз социально-экономического развития Красноярского края и проект краевого бюджета на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов, отмечают следующее.


Основными внешними факторами и ограничениями, оказывающими воздействие на социально-экономическое развитие Красноярского края в среднесрочном периоде, будут являться: состояние и тенденции развития мировой и российской экономики, конъюнктура мировых товарно-сырьевых рынков, налоговая политика, таможенно-тарифная политика, динамика обменного курса рубля.


Прогноз социально-экономического развития Красноярского края на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов (далее - прогноз края) подготовлен с учетом основных сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации - это продолжение ускоренной адаптации экономики к новым условиям после введения санкций в отношении России со стороны недружественных стран, возможные риски, связанные с высокой неопределенностью внешнеполитических и макроэкономических условий развития мировой экономики: рецессия на мировых рынках, прежде всего в Европе, возможное ужесточение санкций.


Благоприятная конъюнктура цен на мировых товарно-сырьевых рынках, складывавшаяся в начале текущего года, во втором полугодии сменилась ухудшением по большинству значимых товарных позиций, которое продолжится в среднесрочной перспективе. Давление на конъюнктуру мировых рынков будет оказывать замедление роста мировой экономики.


Сценарные условия развития российской экономики послужили основой для формирования сценарных условий и основных параметров прогноза края, существенным образом определили ожидания по динамике цен и показателям объемов промышленного производства в базовых отраслях экономики края - добыче полезных ископаемых, металлургии, энергетике, а также в связанных с ними видах экономической деятельности.


При формировании прогноза края учитывались и внутренние базовые условия развития: итоги социально-экономического развития края в 2021 году и январе - июне 2022 года, результаты и планы реализации отраслевых и государственных программ края, принимаемые в крае меры по стабилизации ситуации в экономике и социальной сфере в условиях введенных санкций.


В рамках прогноза края учтены такие тенденции последних месяцев текущего года, как существенное укрепление рубля по отношению к иностранным валютам; дефляция на потребительском рынке, наблюдающаяся с июня; восстановление потребительской активности; удорожание потребительского импорта из-за повышенной мировой инфляции и дополнительных транспортно-логистических издержек импортеров.


Прогноз социально-экономического развития края на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов разработан в двух вариантах: консервативном и базовом.


Общим для обоих вариантов является сохранение на протяжении всего прогнозного периода санкционного режима в отношении России со стороны Евросоюза и США, жестких ограничений доступа российских компаний на мировые рынки капитала, ответных экономических мер со стороны Российской Федерации.


Варианты различаются динамикой цен на нефть, цветные металлы, курсом национальной валюты, уровнем инвестиционной активности, полнотой и своевременностью реализации инвестиционных проектов и программ развития, а также темпами восстановления экономики после установленных ограничений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.


В качестве основного варианта для разработки параметров краевого бюджета на 2023 - 2025 годы выбран базовый вариант прогноза края, который предполагает активную реализацию государственной политики адаптации российской экономики к новым макроэкономическим условиям, в том числе переориентацию российских экспортных поставок и развитие транспортно-логистических коридоров, импортозамещение, обеспечение технологического суверенитета и ускоренной цифровизации, стимулирование предпринимательской деятельности и частной инвестиционной активности, развитие финансовой системы, повышение гибкости рынка труда, что предполагает обеспечить устойчивость экономики не только в условиях уже введенных санкций, но и при потенциальных рисках, эффективную реализацию государственных программ края и региональных проектов, направленных на достижение национальных целей развития, своевременную реализацию инвестиционных планов компаний либо с незначительной корректировкой сроков в связи с адаптацией к ограничениям поставок и сбыта.


Реализация условий базового сценария формирует предпосылки расширения внутреннего спроса - как потребительского, так и со стороны производственного сектора. В этой связи ожидаются новые возможности наращивания предложений в отраслях, ориентированных на растущий внутренний рынок: жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, сельскохозяйственное производство и пищевая промышленность, культура, спорт, внутренний туризм.


Базовый вариант прогноза характеризуется ослаблением курса рубля (до 72,2 рубля за доллар США в 2025 году); снижением цен на нефть марки "Urals" (до 65,0 доллара США за баррель в 2025 году); стабильным экономическим ростом на фоне сохранения спроса на основные товары (услуги), производимые в крае: средний ежегодный прирост валового регионального продукта составит 2,3%, а в целом за три года - 7,1%; сохранением высокого уровня инвестиционной активности при среднем ежегодном приросте объема инвестиций в основной капитал, равном 3,8%; темпом прироста в сопоставимых ценах: денежных доходов населения - на 2,0% ежегодно и заработной платы - на 2,7%; восстановлением потребительского спроса на товары на 3,0% в среднегодовом исчислении и на услуги - на 3,2%.


За 2023 - 2025 годы объем валового регионального продукта увеличится с 3,5 трлн рублей, по оценке 2022 года, до 4,0 трлн рублей в 2025 году.


Основными факторами роста валовой добавленной стоимости в прогнозном периоде будут реализация проектов в сфере промышленного производства, сельского хозяйства, крупных инфраструктурных проектов, прирост производства с более высокой долей добавленной стоимости в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности, развитие импортозамещающих производств, расширение внутреннего спроса на фоне положительной динамики доходов населения.


Основу экономики края традиционно составляет промышленное производство, где в трехлетней перспективе ожидается прирост объемов в среднем на 2,1% в год. В целом за три прогнозных года темп прироста промышленного производства в сопоставимых ценах составит 6,4%.


Наибольшую долю в общем объеме промышленного производства будут по-прежнему занимать отрасли нефтедобычи и металлургии. Однако следует отметить положительную динамику развития добывающего сектора, которая будет определяться преимущественно развитием нефте- и газодобычи.


В условиях реализации крупных капиталоемких проектов, в том числе включенных в комплексный инвестиционный проект "Енисейская Сибирь", объем инвестиций в крае сохранится на высоком уровне. Перспективы развития края связаны с реализацией крупных проектов в традиционных для края сферах деятельности: добыче полезных ископаемых, транспортном комплексе, металлургии, лесной промышленности, электроэнергетике. Инвестиционная активность в добыче полезных ископаемых преимущественно будет связана с реализацией проектов по освоению нефтегазовых ресурсов и золота на севере края.


Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу хозяйствующих субъектов в 2025 году прогнозируется в размере 958,5 млрд рублей с увеличением в номинальном выражении по отношению к 2022 году на 33,3%, или 239,7 млрд рублей, а в сопоставимых ценах - на 11,8%. Традиционно основными видами деятельности, в которые направляются инвестиции, будут добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства. Кроме того, будут реализовываться проекты в энергетике и на транспорте.


В прогнозе развития сельского хозяйства учтены стимулирующие развитие отрасли меры государственной поддержки, внедрение ресурсосберегающих технологий, расширение и модернизация производственных мощностей. Объемы производства за три последующих года планируется увеличить в сопоставимых ценах на 5,7%, в том числе в растениеводстве - на 5,0%, в животноводстве - на 6,7%. Рост цен на сельскохозяйственную продукцию прогнозируется на 13,7%. Объемы производства продукции с учетом указанных факторов по итогам 2025 года должны составить 168,9 млрд рублей, что на 20,2%, или 28,4 млрд рублей, больше уровня 2022 года.


Деятельность отраслей социальной сферы будет направлена на достижение национальных целей развития и реализацию мероприятий по приоритетным направлениям деятельности.


Фактически складывающаяся демографическая ситуация, экологические проблемы, высокая заболеваемость и низкая привлекательность края для населения других, более благополучных в климатическом плане, регионов страны, а также последствия пандемии коронавирусной инфекции приводят к отрицательной динамике численности постоянного населения края. Численность постоянного населения края продолжит уменьшаться и к концу 2025 года может достигнуть 2788,6 тыс. человек (в среднем за период) против ожидаемых в 2022 году 2839,5 тыс. человек. При этом планируется, что средняя продолжительность жизни за этот же период увеличится с 69,3 до 73,1 года.


Прогнозом предусмотрено увеличение численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте за три года с 1616,7 до 1629,2 тыс. человек. После периода снижения темпов производительности труда в 2022 году ожидается ее рост на 2,7% с сохранением тенденции в следующие три года (по годам: на 2,6, 1,1 и 2,0% соответственно). Мероприятия, направленные на сбалансированность рынка труда, позволят сохранить низкий уровень зарегистрированной безработицы - 0,8%.


На фоне роста экономики и производительности труда в крае предусматривается рост среднемесячной заработной платы работников по полному кругу организаций. Ожидается, что в ближайшие три года номинально она увеличится на 25,7% и в 2025 году составит 89474,2 рубля.


В реальном выражении заработная плата увеличится на 8,4%. Следует отметить, что у работников организаций бюджетной сферы рост реальной заработной платы за этот же период будет только на 3,5%.


В отрасли здравоохранения в крае в прогнозном периоде будут приняты меры, направленные на снижение показателей смертности населения, создание эффективной системы профилактики заболеваний, совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка, внедрение высокотехнологичной медицинской помощи, информатизацию, развитие инфраструктуры, обеспечение медицинскими кадрами.


Развитию сферы здравоохранения в крае будет способствовать реализация мероприятий государственной программы Красноярского края "Развитие здравоохранения", региональных проектов, разработанных в рамках национальных проектов "Демография", "Здравоохранение".


В крае продолжится реализация мероприятий по развитию первичной медико-санитарной помощи и сети центров здоровья, проведению диспансеризации и профилактического медицинского осмотра, обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами на льготных условиях.


Стратегической целью политики в области образования в крае является повышение доступности и качества образования, отвечающего потребностям граждан и требованиям развития экономики региона.


Развитию сферы образования в крае будет способствовать реализация мероприятий государственной программы Красноярского края "Развитие образования", региональных проектов, разработанных в рамках национальных проектов "Демография", "Образование".


Приоритетной задачей системы дошкольного образования является обеспечение доступности и качества в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.


С целью обеспечения доступности и качества общего образования в Российской Федерации реализуется национальный проект "Создание современной образовательной среды для школьников". Средства направляются на строительство зданий общеобразовательных организаций.


Деятельность образовательных организаций в прогнозируемом периоде будет направлена на увеличение охвата детей различных социальных категорий программами дополнительного образования, на самореализацию и самопрезентацию одаренных детей и талантливой молодежи (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы, олимпиады, спартакиады).


В сфере профессионального образования основной задачей является совершенствование непрерывного образования, включая развитие системы дополнительного профессионального образования, ориентированной на решение задач региональной экономики.


Приоритетом региональной социальной политики является безусловное исполнение установленных федеральным и региональным законодательством обязательств по предоставлению социальной поддержки и социальному обслуживанию нуждающихся категорий граждан, создание эффективной организационной структуры сети учреждений социальной защиты населения, привлечение негосударственных организаций.


Меры социальной защиты населения осуществляются путем реализации мероприятий в рамках двух региональных проектов: "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Красноярский край)" и "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения ("Старшее поколение")", разработанных в соответствии с национальным проектом "Демография" и государственной программой Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан".


В прогнозном периоде в крае запланировано сохранение всех предоставляемых мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям с детьми.


Стратегической целью политики в области культуры в крае в прогнозном периоде остается обеспечение максимальной доступности оказываемых услуг, возможности для самореализации и удовлетворения культурных потребностей жителей, вовлечение в культурные мероприятия как можно большего их числа, сохранение исторического и культурного наследия края.


Создание условий для получения населением туристских, рекреационных услуг на территории региона продолжит быть задачей предстоящего трехлетнего периода.


Для достижения вышеуказанных целей и задач будет продолжена реализация государственной программы Красноярского края "Развитие культуры и туризма" и региональных проектов "Культурная среда", "Творческие люди" и "Цифровая культура" национального проекта "Культура".


Приоритетными направлениями в сфере физической культуры и спорта края остаются развитие массовой физической культуры и спорта, подготовка спортивного резерва и поддержка спорта высших достижений.


Мероприятия, направленные на создание для всех категорий и групп населения условий для занятия физической культурой и спортом, в том числе массовым спортом, будут реализованы в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие физической культуры и спорта" регионального проекта "Спорт - норма жизни".


В прогнозном периоде продолжится создание современной спортивной инфраструктуры, укрепление материально-технической базы физкультурно-спортивных организаций, устройство спортивных сооружений, в том числе предусматривается строительство и реконструкция спортивных объектов.


Исходя из прогноза социально-экономического развития сформированы цели налоговой и бюджетной политики Красноярского края на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов.


Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики Красноярского края является определение условий, принимаемых для составления проекта краевого бюджета на 2023 - 2025 годы, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров краевого бюджета.


В условиях геополитических обострений и санкционного давления, в целях сохранения сбалансированного развития края, а также благосостояния и качества жизни граждан в 2023 - 2025 годах акценты бюджетной политики Красноярского края будут сконцентрированы на следующих направлениях: участие в реализации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, с учетом приоритетного развития социальной сферы и экономики; взаимодействие с федеральными органами власти по увеличению объема финансовой поддержки из федерального бюджета, а также по совершенствованию федерального законодательства, оказывающего влияние на формирование бюджетов субъектов Российской Федерации; реализация проектов инфраструктурного развития, способствующих росту социально-экономического потенциала края; содействие комплексному развитию муниципальных образований края; совершенствование системы межбюджетных отношений в крае; повышение эффективности бюджетных расходов, вовлечение в бюджетный процесс граждан.


Целью современной налоговой политики Российской Федерации является стимулирование роста экономики государства и регионов, формирование доходов бюджетов, обеспечивающих цели и задачи национальных интересов страны.


Налоговая политика Красноярского края учитывает особенности социально-экономической структуры региона, направлена на максимальное раскрытие экономического потенциала субъекта и социальную поддержку населения.


Традиционные направления налоговой политики Красноярского края включают: совершенствование налогового, бюджетного законодательства и системы администрирования доходов; стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности, наращивание экономического потенциала края; поддержку развития субъектов малого и среднего предпринимательства; повышение эффективности использования объектов земельно-имущественного комплекса и доходного потенциала муниципальных образований края.


Ключевая особенность последствий санкционного режима - это разрыв хозяйственных связей.


В целях минимизации влияния вынужденной перестройки потребовалось принятие контрциклических решений налоговой и бюджетной политики, направленных, с одной стороны, на прямое финансирование антикризисных программ, с другой - на создание наиболее благоприятного налогового режима и поддержку тех отраслей экономики, которые обеспечивались за счет нерезидентов и требуют быстрого внутреннего развития производства в связи с вынужденным прекращением государственных и коммерческих отношений. Поддержка направлена на обеспечение доступных финансовых ресурсов, обеспечение или замещение импортного оборудования и комплектующих, поддержание базовых отраслей экономики и наиболее уязвимых категорий граждан.


В целом в налоговой политике Красноярского края акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.


В последние годы долговая политика Красноярского края была направлена на снижение государственного долга и поддержание его объема на экономически безопасном уровне при соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.


Изменения геополитической обстановки и ухудшение экономической ситуации в 2022 году, а также последствия распространения коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничения стали важными факторами, повлиявшими на развитие отраслей экономики, финансового сектора, развитие мировой экономики и взаимодействие участников экономических отношений.


Рост потребности в дополнительных расходах на поддержку различных секторов экономики и преодоление последствий коронавирусной инфекции внесли коррективы в проводимую бюджетную политику не только Красноярского края, но и других субъектов Российской Федерации. Сложившаяся ситуация отличалась высокой степенью неопределенности и подвергалась постоянным изменениям.


Несмотря на негативные факторы и связанную с ними повышенную нагрузку на бюджет, финансовая устойчивость на фоне проводимой в крае взвешенной бюджетной политики обеспечивалась собственными доходами краевого бюджета.


Край начиная с 2019 года принимает участие в реализации 12 из 14 национальных проектов. Мероприятия, направленные на реализацию национальных проектов, интегрированы в состав государственных программ края и в 2023 - 2025 годах запланированы в рамках 18 из 23 государственных программ края.


В 2023 году на реализацию национальных проектов в краевом бюджете предусмотрено 25047,2 млн рублей, в 2024 - 2025 годах - 23885,5 млн рублей и 12861,1 млн рублей соответственно. В 2023 году общий объем финансирования национальных проектов по отношению к 2022 году уменьшится на 17851,7 млн рублей, уменьшение финансирования предусмотрено по 10 из 12 проектов.


Доля расходов на реализацию национальных проектов в общем объеме расходов краевого бюджета в предстоящие три года существенно сократится: с 11,1% в 2022 году до 6,7% в 2023 году, 6,2% - в 2024 году и 3,7% - в 2025 году, однако с учетом сложившейся практики софинансирования из федерального бюджета можно предположить сдвиги в сторону увеличения удельного веса расходов, прежде всего за счет межбюджетных трансфертов.


С уменьшением объемов финансирования национальных проектов в 2023 - 2025 годах одновременно возрастают объем и доля расходов на реализацию другого инструмента достижения национальных целей развития - федерального проекта "Инфраструктурное меню" в рамках стратегической инициативы социально-экономического развития. Общий объем средств, используемых в рамках инфраструктурного меню, по сравнению с 2022 годом существенно увеличится и составит: в 2023 году - 14,4 млрд рублей, в 2024 году - 42,9 млрд рублей, в 2025 году - 31,1 млрд рублей.


В крае, как и в 2022 году, реализуются 23 государственные программы края. В 2023 году на их финансирование в краевом бюджете предусмотрено 352,8 млрд рублей, или 94,2% от расходов бюджета, в 2024 году - 346,1 млрд рублей, в 2025 году - 299,8 млрд рублей.


Самыми крупными по объемам финансирования государственными программами Красноярского края в очередном году являются "Развитие образования" (91,1 млрд рублей, или 25,8% расходов на государственные программы), "Развитие здравоохранения" (59,6 млрд рублей, или 16,9%), "Развитие системы социальной поддержки граждан" (54,1 млрд рублей, или 15,3%), "Развитие транспортной системы" (36,6 млрд рублей, или 10,4%), "Управление государственными финансами" (36,3 млрд рублей, или 10,3%).


Общее уменьшение расходов на реализацию государственных программ Красноярского края в 2023 году по сравнению с 2022 годом составит 2,7 млрд рублей.


На протяжении последних четырех лет одной из ключевых задач краевой бюджетной политики являлось содействие устойчивому развитию муниципальных образований края.


Реализация данной задачи осуществлялась, прежде всего, посредством предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки в виде различных форм межбюджетных трансфертов. Указанные средства направлялись для достижения национальных целей развития страны на финансирование объектов капитального строительства, перспективных отраслей экономики и развитие материально-технической базы учреждений, находящихся в муниципальных образованиях.


Вместе с тем, акценты бюджетной политики постепенно смещаются в сторону принимаемых решений, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных образований, целью которого является достижение высокого качества жизни местного населения.


Реализация данных направлений будет осуществляться с использованием различных механизмов стимулирующей инвестиционной и экономической политики и сопровождаться созданием необходимых социальных и инфраструктурных условий.


Прежде всего, достижению этой цели призвана содействовать государственная программа Красноярского края "Комплексное территориальное развитие Красноярского края", которая направлена на содействие инфраструктурному и инвестиционному развитию территорий региона, в том числе в рамках муниципальных комплексных проектов развития и создания объектов инфраструктуры особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Красноярская технологическая долина".


Финансовая поддержка муниципальных образований, на территории которых реализуются муниципальные комплексные проекты развития, планируется по следующим направлениям: капитальный ремонт и строительство улично-дорожной сети, капитальный ремонт и реконструкция объектов образования, приобретение, модернизация и строительство систем водоснабжения, устройство спортивных сооружений, ремонт коммунальных сетей.


Поддержка муниципальных образований также продолжится в рамках следующих государственных программ Красноярского края: "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан", "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности", "Развитие транспортной системы", "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды".


В данных государственных программах при сохранении действующих мер поддержки начиная с 2022 года расширился перечень направлений расходов краевого бюджета, связанных с развитием муниципальных образований, среди которых проведение на территории муниципальных образований комплексных кадастровых работ, приобретение автобусов в целях обновления подвижного состава для организации перевозок пассажиров как по муниципальным, так и по межмуниципальным маршрутам, строительство жилых домов в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и работников бюджетной сферы.


В крае к настоящему времени сформирован комплекс инструментов, призванных ускорить социально-экономическое развитие территорий, целью которого является достижение высокого качества жизни местного населения. В их числе поддержка муниципальных комплексных проектов развития, строительство социальных объектов в муниципальных образованиях, реализация комплексных проектов по благоустройству административных центров муниципальных образований, поддержка малых городов и населенных пунктов, являющихся локальными центрами притяжения, приобретение техники для нужд муниципальных образований и другие. В предстоящем бюджетном периоде запланировано сохранение действующих мер государственной поддержки муниципальных образований и увеличение расходов по отдельным направлениям.


В сложившихся условиях в качестве действенного и своевременного механизма поддержки экономики, малого и среднего бизнеса, сохранения рабочих мест рассматривается формирование и использование средств бюджета развития Красноярского края (на капитальные расходы, в том числе на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, улучшение материально-технической базы и иные расходы капитального характера).


Основная часть бюджета развития края направляется в муниципальные образования в форме межбюджетных трансфертов, также предусмотрено строительство социальных объектов в рамках краевого перечня строек и объектов.


Несмотря на внешние вызовы, концентрация ресурсов в бюджете развития края ежегодно возрастает. Его параметры в 2023 году прогнозируются на уровне 64 млрд рублей (17% от общего объема расходов краевого бюджета), что в два раза превышает фактические показатели 2019 года и на 12 млрд рублей - первоначальные параметры 2022 года. При этом около 60% направляется на развитие и поддержку отраслей экономики (включая развитие дорожной деятельности, транспортной сети, жилищное строительство, благоустройство), свыше 35% - на развитие социальной сферы (прежде всего в сферах образования и здравоохранения).


Более 40% бюджета развития края ежегодно направляется на строительство (реконструкцию) социальных объектов. Определение перечня строек и объектов осуществляется исходя из необходимости завершения начатого строительства и строительства объектов, по которым предусмотрена разработка проектной документации, приоритетного финансирования строительства объектов социальной сферы, начала строительства объектов с привлечением средств федерального бюджета.


В проекте краевого бюджета на 2023 - 2025 годы учтены расходы на строительство (реконструкцию), в том числе на разработку проектной документации, 181 объекта.


В отношении большинства из них продолжится строительство или начнется возведение на основании разработанной в текущем бюджетном цикле проектно-сметной документации.


Ожидается, что география строительства по сравнению с предыдущими бюджетными периодами расширится и охватит 82% муниципальных образований Красноярского края.


В 2023 году исполняется 200 лет со дня основания города Минусинска, имеющего важное культурно-историческое и туристическое значение. В рамках подготовки к празднованию юбилея города реализуется комплекс мероприятий. Среди них выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия; ремонт спортивных объектов, благоустройство общественных пространств; строительство и ремонт улично-дорожной сети, ремонт тротуаров в культурно-историческом центре города, а также по пути следования туристических маршрутов; организация культурно-массовых мероприятий; обеспечение безопасности дорожного движения, создание и эксплуатация системы видеонаблюдения. Общий объем финансирования из краевого бюджета за период подготовки составит более 6 млрд рублей.


Вышеперечисленный комплекс мероприятий является важным инструментом бюджетной политики, призванным обеспечить социально-экономическое развитие муниципальных образований края. При этом концентрация финансовых ресурсов по данным направлениям, с одной стороны, позволит поддержать органы местного самоуправления в период адаптации к новым условиям, с другой - будет содействовать сохранению доверия к целостности конструкции последовательно проводимой на краевом уровне бюджетной политики, несмотря на новые вызовы времени.


Проект закона края "О краевом бюджете на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов" сформирован на основе утвержденных Правительством края 23 государственных программ и 8 отраслевых программ.


Проект закона "О краевом бюджете на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов" предусматривает:


уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2023 - 2025 годы с учетом увеличения расходов в 2023 году: на исполнение публичных нормативных обязательств и законов о наделении государственными полномочиями на 5,4%, на коммунальные услуги - на 5,4%;


индексацию в 2023 году: расходов краевых учреждений на приобретение продуктов для организации питания на 5,4%, прочих текущих расходов на - 5,4%, стипендий на - 5,5% с 1 сентября 2023 года;


увеличение расчетных объемов фондов финансовой поддержки муниципальных образований края на 15%;


обеспечение гарантий, предусмотренных действующим законодательством;


средства на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


средства на предоставление субвенции бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.


С 1 января 2023 года единое пособие объединит: выплату для беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности, пособие для незастрахованных лиц по уходу за ребенком до 1,5 лет, выплату на первого ребенка, выплату на третьего ребенка, пособие на детей от 3 до 7 лет и пособие на детей от 8 до 17 лет. Действующие меры поддержки объединяются в единое пособие, которое будет предоставляться на единых правилах Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.


В бюджете принимаемых обязательств учтены средства: на повышение размеров оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы края; на региональные выплаты и выплаты, обеспечивающие уровень заработной платы работников бюджетной сферы не ниже размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда); на строительство линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в городе Красноярске; на создание (реконструкцию) имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в городе Красноярске; на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования; на увеличение часов обучения в части внеурочной деятельности и коррекционно-развивающих занятий на 2 часа в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования; на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования; на предоставление региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам; на приобретение автобусов в целях обновления подвижного состава для организации перевозок пассажиров; на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; на разработку проектно-сметной документации и строительство жилых домов в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и работников бюджетной сферы в 11 муниципальных образованиях края; на приобретение жилых помещений гражданам, проживающим на территории края, достигшим возраста 23 лет и старше, имевшим в соответствии с федеральным законодательством статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на подготовку к 200-летию города Минусинска; на подготовку к 400-летию города Красноярска; на развитие туризма в Красноярском крае - создание и содержание новых мест туристского притяжения; на обеспечение горячим питанием обучающихся 1 - 4 классов муниципальных общеобразовательных организаций; на оказание государственной поддержки на основании социального контракта отдельным категориям граждан; на создание и развитие центров по подготовке кадров для агропромышленного комплекса в Шушенском и Уярском районах.


Сформированы следующие параметры краевого бюджета на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов:


на 2023 год прогнозируемый общий объем доходов краевого бюджета в сумме 344031152,7 тыс. рублей; общий объем расходов краевого бюджета в сумме 389006346,7 тыс. рублей; дефицит краевого бюджета в сумме 44975194,0 тыс. рублей;


прогнозируемый общий объем доходов краевого бюджета на 2024 год в сумме 345730736,9 тыс. рублей и на 2025 год в сумме 350016657,9 тыс. рублей; общий объем расходов краевого бюджета на 2024 год в сумме 387895898,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 12287687,4 тыс. рублей, и на 2025 год - в сумме 379636078,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 17850309,8 тыс. рублей; дефицит краевого бюджета на 2024 год в сумме 42165161,9 тыс. рублей и на 2025 год - в сумме 29619420,1 тыс. рублей.


Верхний предел государственного внутреннего долга Красноярского края планируется на 1 января 2024 года в сумме 46606083,0 тыс. рублей, в том числе по государственным гарантиям Красноярского края 2000000,0 тыс. рублей; на 1 января 2025 года - в сумме 83685262,0 тыс. рублей, в том числе по государственным гарантиям Красноярского края 2000000,0 тыс. рублей; на 1 января 2026 года - в сумме 111741556,0 тыс. рублей, в том числе по государственным гарантиям Красноярского края 2000000,0 тыс. рублей.


Участники публичных слушаний рекомендуют:


1. Законодательному Собранию края:


1.1) принять проект закона края "О краевом бюджете на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов";


1.2) усилить парламентский контроль за исполнением краевого бюджета в целях эффективной реализации задач по социально-экономическому развитию края.


2. Правительству края совместно с Законодательным Собранием края:


2.1) продолжить взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации по решению наиболее актуальных для края вопросов с определением курса на поддержание финансовой устойчивости и развитие экономики края, в том числе на инфраструктурное развитие, расширение участия Красноярского края в реализации национальных проектов и совершенствование межбюджетных отношений, включая вопросы компенсации выпадающих доходов от принятых на федеральном уровне решений;


2.2) осуществлять мониторинг изменений федерального налогового и бюджетного законодательства, оказывающего влияние на формирование и исполнение консолидированного бюджета края, с целью подготовки в случае необходимости предложений по его совершенствованию;


2.3) продолжить взаимодействие с федеральными органами власти по улучшению транспортной и экологической ситуации в городе Красноярске, а также разработать дополнительные меры и усилить контроль за реализацией в крае программ, направленных на улучшение экологической ситуации в целом;


2.4) обратиться в федеральные органы государственной власти по вопросу упрощения порядка списания безнадежной к взысканию задолженности по местным налогам по инициативе органов местного самоуправления;


2.5) продолжить мониторинг реализации ключевых проектов комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь" для достижения синергетических эффектов в развитии промышленности, аграрного сектора, транспорта, человеческого капитала в целях ускоренного социально-экономического развития края;


2.6) при принятии решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств края, установлению налоговых льгот (продлению ранее установленных) исходить из целей и задач долгосрочного развития края, определенных Стратегией социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года;


2.7) организовать работу по подготовке изменений краевого законодательства в сферах государственной поддержки агропромышленного комплекса и комплексного развития территорий, предусматривающих специальные меры по стимулированию развития сельских территорий;


2.8) организовать разъяснительную работу среди населения в связи с переходом на выплату ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам, которое будет предоставляться на единых правилах Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации;


2.9) разработать межведомственный механизм формирования плана мероприятий, подготовка которого предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2022 года N 1370 "О порядке разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", субъекта Российской Федерации".


3. Правительству края:


3.1) обеспечить исполнение краевого бюджета с учетом достижения в среднесрочной перспективе национальных целей и решения стратегических задач развития Российской Федерации, осуществление которых Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с учетом изменений, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года") возложено на субъекты Российской Федерации;


3.2) использовать новые механизмы регионального развития в инфраструктурных проектах, источником финансового обеспечения которых являются инфраструктурные бюджетные кредиты из федерального бюджета;


3.3) продолжить работу по совершенствованию системы проектного управления, улучшению функционирования регионального координационного органа национальных проектов, организации ежемесячного мониторинга хода реализации мероприятий региональных проектов;


3.4) продолжить работу по совершенствованию оценки налоговых расходов края, повышению эффективности бюджетных расходов, совершенствованию системы финансового обеспечения оказания государственных услуг, повышению эффективности и качества их оказания;


3.5) продолжить работу межведомственной комиссии по вопросам совершенствования краевого законодательства в сфере налоговых и неналоговых доходов, повышения собираемости платежей и сокращения задолженности по платежам в консолидированный бюджет Красноярского края в целях осуществления единой политики в области доходов на территории края, координации межведомственного взаимодействия территориальных подразделений федеральных органов, органов исполнительной власти Красноярского края и органов местного самоуправления;


3.6) продолжить анализ решений представительных органов муниципальных образований в налоговой сфере в целях проведения единой налоговой политики на территории края в отношении местных налогов;


3.7) провести оценку действующих налоговых расходов, по результатам которой рассмотреть возможность отмены неэффективных налоговых льгот;


3.8) провести анализ эффективности мер налоговой поддержки, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства на краевом уровне, с целью сохранения стабильного экономического положения субъектов предпринимательства в отдельных отраслях экономики;


3.9) продолжить работу по координации межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления с Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в целях повышения качества управления земельно-имущественным комплексом Красноярского края;


3.10) продолжить работу по совершенствованию краевого налогового законодательства, в том числе по вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимого имущества, которые ранее не учитывались организациями в качестве основных средств и не подлежали налогообложению;


3.11) продолжить разработку нормативных правовых актов края, обеспечивающих практическое применение механизма специальных инвестиционных контрактов, продолжить формирование региональной нормативной правовой базы для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений;


3.12) продолжить работу по созданию благоприятных налоговых условий для участников региональных инвестиционных проектов и для развития малого и среднего бизнеса в Арктической зоне края, для развития малого бизнеса и увеличения количества самозанятых граждан;


3.13) продолжить работу по дальнейшему развитию особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Красноярская технологическая долина";


3.14) усилить работу по привлечению инвестиций в проекты строительства арендных многоквартирных домов, проекты развития некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, и проекты создания жилищного фонда коммерческого использования в Красноярском крае;


3.15) разработать комплекс мер, направленных на повышение доступности подключения субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных застройщиков жилья к электрическим сетям;


3.16) разработать совместно с органами местного самоуправления меры по стимулированию развития социального предпринимательства в сферах социальной защиты населения и образования и в спортивно-массовой деятельности;


3.17) продолжить работу по повышению эффективности планирования расходов краевого бюджета, включая:


3.17.1) разработку и утверждение нормативного правового акта, устанавливающего порядок формирования и представления главными распорядителями средств краевого бюджета обоснований объемов бюджетных ассигнований;


3.17.2) разработку и утверждение методики планирования бюджетных ассигнований;


3.17.3) принятие нормативных правовых актов, формирующих расходные обязательства Красноярского края;


3.17.4) разработку программного продукта (информационного ресурса), предусматривающего консолидацию информации о капитальных вложениях из краевого бюджета и объектах незавершенного строительства;


3.17.5) обязательность первоочередного финансирования строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, на которые разработана проектно-сметная документация за счет бюджетных ассигнований;


3.17.6) принятие мер по устранению дисбаланса в оплате труда различных категорий работников бюджетной сферы после повышения минимального размера оплаты труда, предусмотрев дополнительные средства на эти цели;


3.18) предусмотреть увеличение финансирования на:


3.18.1) содержание отреставрированных зданий, являющихся объектами культурного наследия (в городах Енисейске, Красноярске, Минусинске);


3.18.2) капитальный ремонт и реконструкцию образовательных учреждений;


3.18.3) укрепление материально-технической базы детских оздоровительных лагерей;


3.18.4) укрепление антитеррористической защищенности детских оздоровительных лагерей, образовательных учреждений, в том числе в сфере культуры;


3.18.5) разработку проектно-сметной документации и строительство детских школ искусств всех видов, рассмотреть возможность создания новых детских школ искусств или филиалов на базе существующих помещений с целью увеличения охвата детей дополнительным образованием;


3.19) предусмотреть в отраслевых и государственных программах Красноярского края мероприятия, направленные на стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в целях содействия привлечению инвестиций в сферу обращения с отходами края и развития необходимой инфраструктуры;


3.20) усилить работу, направленную на защиту населения и объектов экономики края от негативного воздействия поверхностных вод, а также на охрану поверхностных водных объектов, в том числе рассмотреть возможность увеличения финансирования строительства (реконструкции, капитального ремонта) гидротехнических сооружений;


3.21) обеспечить на постоянной основе участие Красноярского края в федеральных проектах "Чистая страна", "Генеральная уборка" с целью ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов, объектов накопленного вреда окружающей среде;


3.22) принять меры по доведению финансового, кадрового и имущественного обеспечения реализации полномочий края по охране лесов от пожаров до нормативного состояния;


3.23) продолжить реализацию комплекса мероприятий, направленных на создание условий для выравнивания социально-экономического развития муниципальных образований края;


3.24) продолжить работу по совершенствованию механизма предоставления бюджетам муниципальных образований края межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, в том числе совершенствовать практику предоставления стимулирующих трансфертов бюджетам муниципальных образований, демонстрирующих прирост налоговой базы, не допуская при этом снижения уровня их финансовой обеспеченности в последующие годы;


3.25) определить орган исполнительной власти края, уполномоченный на координацию действий органов исполнительной власти края и местного самоуправления в области устойчивого развития сельских территорий;


3.26) разработать методические рекомендации для органов местного самоуправления, содержащие основные направления и механизмы развития сельских поселений края;


3.27) совместно с органами местного самоуправления завершить инвентаризацию объектов инфраструктуры и благоустройства сельских территорий края в целях формирования общей потребности в средствах на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и обновление их материальной базы;


3.28) рассмотреть возможность выделения финансовых средств для приобретения либо строительства жилых помещений для медицинских работников организаций здравоохранения первичного звена, подведомственных министерству здравоохранения края, в сельских населенных пунктах, а также на труднодоступных территориях;


3.29) продолжить практику стимулирования муниципальных образований, реализующих инициативы по преобразованию поселений, в рамках государственной программы Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления";


3.30) продолжить работу по вовлечению граждан в реализацию муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках государственной программы Красноярского края "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды";


3.31) продолжить реализацию мероприятий по созданию для населения края равных условий для занятий физической культурой и спортом, соблюдая принципы экономности и результативности использования бюджетных средств при достижении национальных целей в данной сфере, а также принимая во внимание численность населения и тип возрастной структуры в населенных пунктах;


3.32) предусмотреть увеличение расходов краевого бюджета на устройство быстровозводимых крытых конструкций спортивных сооружений;


3.33) предусмотреть увеличение финансового обеспечения выполнения требований федеральных стандартов спортивной подготовки;


3.34) продолжить работу по реализации комплекса мероприятий по строительству быстровозводимых многофункциональных сооружений для использования молодежными центрами, учреждениями спорта и культуры.


4. Органам местного самоуправления:


4.1) принять дополнительные меры по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, в том числе по формированию остатков средств на счетах по учету средств бюджетов, меры по корректировке процессов кассового планирования в связи с введением институтов единого налогового счета и единого налогового платежа;


4.2) при осуществлении долговой политики обеспечить сдерживание роста долговой зависимости и сохранение безопасного уровня долговой нагрузки на местные бюджеты;


4.3) обеспечить реализацию планов мероприятий по росту доходов, повышению эффективности расходов и совершенствованию долговой политики муниципальных образований, исключив формальный подход;


4.4) совместно с уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами государственной власти края осуществлять работу по расширению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц посредством выявления и пресечения использования работодателями схем минимизации налогообложения в виде выплаты неучтенной ("теневой") заработной платы, а также работу по выявлению лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации в налоговых органах;


4.5) продолжить работу территориальных рабочих групп (комиссий) по снижению задолженности по налоговым платежам в консолидированный бюджет края с участием налоговых органов, службы судебных приставов, а также работу территориальных комиссий по вопросам ликвидации задолженности по заработной плате во внебюджетном секторе экономики, рабочих групп (комиссий) по вопросам выявления и снижения неформальной занятости на территории Красноярского края;


4.6) продолжить работу по проведению мероприятий с муниципальными объектами земельно-имущественного комплекса по внесению сведений в государственный адресный реестр, по уточнению данных о земельных участках, не имеющих кадастровой стоимости, в Едином государственном реестре недвижимости в целях наращивания доходного потенциала местных бюджетов;


4.7) продолжить работу по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон, а также по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, права на которые в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы;


4.8) осуществлять мероприятия, направленные на выявление земельных участков (территорий) для вовлечения в жилищное строительство;


4.9) продолжить работу по вовлечению объектов недвижимого имущества в налогооблагаемые базы муниципальных образований края в целях увеличения поступлений в местные бюджеты налоговых и неналоговых доходов от использования имущества, а также работу по осуществлению контроля за целевым использованием такого имущества;


4.10) осуществлять оценку социально-экономического состояния территорий муниципальных образований, включая мониторинг состояния предпринимательского климата, анализ экономических и социальных проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, в целях улучшения инвестиционного и делового климата в муниципальных образованиях;


4.11) продолжить работу по реформированию (оптимизации) бюджетной сети (по отраслям) муниципальных учреждений с учетом потребности населения в предоставлении муниципальных услуг и повышении их качества;


4.12) обеспечить приведение решений о налогах и сборах представительных органов муниципальных образований в соответствие с федеральным налоговым законодательством;


4.13) обеспечить проведение оценки налоговых расходов муниципальных образований в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;


4.14) обеспечить своевременную и эффективную реализацию соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, заключаемых с субъектами агропромышленного комплекса края в целях привлечения внебюджетных источников финансирования для обеспечения устойчивого функционирования социальной сферы, благоустройства территорий и улучшения качества жизни сельского населения;


4.15) предусмотреть в местных бюджетах расходы на содержание общественных пространств, благоустроенных или благоустраиваемых в рамках муниципальных программ формирования современной городской среды.


5. Счетной палате края:


5.1) осуществлять контроль за исполнением краевого бюджета в рамках установленных действующим законодательством полномочий;


5.2) проводить оценку реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития края, предусмотренных документами стратегического планирования;


5.3) продолжить взаимодействие с муниципальными контрольно-счетными органами в целях укрепления и повышения эффективности и результативности внешнего муниципального финансового контроля в крае.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ