Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


Зарегистрировано
Министерством семьи, труда
и социальной защиты населения
Республики Башкортостан
14 ноября 2022 г.
Регистрационный N 6



Республиканское соглашение между Республиканским союзом "Федерация профсоюзов Республики Башкортостан", объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2023 - 2025 годы



Республиканский союз "Федерация профсоюзов Республики Башкортостан" (далее - Федерация профсоюзов Республики Башкортостан, Федерация профсоюзов), объединения работодателей Республики Башкортостан (далее - объединения работодателей) и Правительство Республики Башкортостан (далее - Правительство), вместе именуемые Стороны, заключили настоящее Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством на 2023 - 2025 годы (далее - Республиканское соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, а также совместные действия Сторон по их реализации.


Приоритетными целями Республиканского соглашения являются проведение социально-экономической политики, направленной на обеспечение прав граждан на достойный труд, и повышение уровня жизни работников и членов их семей на основе устойчивого развития экономики, роста производительности труда, стабильной занятости, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста.


Обязательства и гарантии Республиканского соглашения являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения трудовых прав и гарантий работников.


Обязательства работодателей принимают на себя также Федерация профсоюзов и Правительство в той мере, в которой они осуществляют эти функции.



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Республиканское соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединений работодателей, заключивших настоящее Соглашение, работодателей, которые уполномочили указанные объединения от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить настоящее Соглашение либо присоединились к настоящему Соглашению после его заключения, а также всех работников, состоящих в трудовых отношениях с указанными работодателями.


Другие профсоюзные объединения и объединения работодателей могут присоединиться к Республиканскому соглашению путем письменного уведомления Сторон Республиканского соглашения.


1.2. В соответствии с порядком, утвержденным Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Республиканская трехсторонняя комиссия, РТК), руководитель органа исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющего единую государственную политику в области труда, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении Республиканского соглашения, присоединиться к нему.


Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации Республиканского соглашения и источнике его опубликования.


1.3. Условия Республиканского соглашения являются обязательными для органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, работодателей, в том числе индивидуальных предпринимателей, в пределах обязательств, взятых ими в рамках своей компетенции и законодательства.


В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Республиканского соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях и порядке, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам Республиканского соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Республиканского соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений Республиканского соглашения в отношении данного работодателя.


1.4. В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются органами исполнительной власти Республики Башкортостан, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на регулируемые виды деятельности, органами местного самоуправления при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность, а также общими собраниями собственников в многоквартирных домах на жилищные услуги.


В случае установления регулирующими органами тарифов на регулируемые виды деятельности, органами местного самоуправления при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность, а также общими собраниями собственников в многоквартирных домах на жилищные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих коллективных договоров и локальных нормативных актов организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в Республике Башкортостан.


1.5. Изменения и дополнения в Республиканское соглашение вносятся по соглашению Сторон.


1.6. Для обеспечения реализации Республиканского соглашения Стороны на основе взаимных консультаций в рамках Республиканской трехсторонней комиссии разрабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Республики Башкортостан, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и добиваются их реализации.


1.7. Текст Республиканского соглашения направляется:


Правительством - министерствам, государственным комитетам, ведомствам, администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, а также редакциям газет для опубликования;


объединениями работодателей, которые принимали участие в разработке и заключении Республиканского соглашения, - работодателям, входящим в данные объединения работодателей или уполномочившим их на заключение настоящего Соглашения;


Федерацией профсоюзов - членским организациям и территориальным объединениям организаций профсоюзов, входящим в структуру Федерации профсоюзов.



2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА


Считая, что в предстоящий период экономическая политика в Республике Башкортостан должна быть ориентирована на:


развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста, формирование условий для самореализации граждан, роста реальных доходов работников, уровня пенсионного обеспечения и уровня жизни населения, устранения причин бедности;


модернизацию экономики, диверсификацию ее структуры, переход к инновационной модели развития, на реиндустриализацию и ускорение роста отраслей экономики;


обеспечение соответствия трудовых ресурсов потребностям экономики;


повышение количества высокопроизводительных рабочих мест;


проведение эффективной и сбалансированной бюджетной политики;


сокращение зависимости экономики Республики Башкортостан от импорта на основе поддержки приоритетных секторов экономики;


содействие стимулированию несырьевого экспорта;


повышение общественного статуса и значимости предпринимательства и профсоюзов в развитии экономики Республики Башкортостан.



Стороны Республиканского соглашения


2.1. Реализуют социально-ориентированную экономическую политику.


2.2. Осуществляют меры, направленные на создание благоприятных условий для устойчивого развития предпринимательства, производства товаров и услуг и обеспечение на этой основе повышения благосостояния, качества и уровня жизни населения Республики Башкортостан.


2.3. Принимают меры по реализации в Республике Башкортостан Указов Президента Российской Федерации и Указов Главы Республики Башкортостан, направленных на реализацию стратегических задач и исполнение национальных проектов в рамках социально-экономической политики.


2.4. Содействуют достижению показателей, установленных согласованным Сторонами перечнем, указанным в приложении N 1 к Республиканскому соглашению.


2.5. Осуществляют меры по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года и выполнения Программы Республиканского союза "Федерация профсоюзов Республики Башкортостан", объединений работодателей Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан "Достойный труд в Республике Башкортостан" на период до 2030 года (далее - Программа "Достойный труд - 2030").


2.6. Проводят обсуждения основных параметров прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета Республики Башкортостан в соответствии с согласованным Сторонами перечнем, указанным в приложении N 2 к Республиканскому соглашению.


2.7. Защищают интересы местных товаропроизводителей.


2.8. Содействуют развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики Республики Башкортостан, вырабатывают и реализуют меры государственной поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства.


2.9. Осуществляют меры, направленные на стабилизацию финансового положения предприятий; в установленном порядке взаимодействуют с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и управляющими компаниями (холдингами), в том числе с участием государственного капитала и (или) иностранного капитала, по вопросам социально-экономического положения предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Башкортостан.


2.10. Способствуют развитию практики подготовки работодателями отчетности по форме, согласованной сторонами социального партнерства.


2.11. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - законодательство о труде), законодательства о профсоюзах, а также за выполнением условий коллективных договоров и соглашений работодателями (физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющими деятельность на территории республики.



Федерация профсоюзов


2.12. Разрабатывает и предлагает меры поощрения высокопроизводительного труда, способствует соблюдению работниками правил внутреннего трудового распорядка, созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.


2.13. Осуществляет контроль за соблюдением прав и законных интересов работников при изменении организационно-правовой формы организации, реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании), приватизации, перепрофилировании, банкротстве организации или ликвидации.


Осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников, в том числе в части охраны здоровья, при реорганизации, приватизации, смене собственника, перепрофилировании, банкротстве или ликвидации организаций; при проведении мероприятий, связанных с внедрением профессиональных стандартов; при чрезвычайных ситуациях, сложившихся в результате аварий, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного и иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.



Объединения работодателей, работодатели


2.14. Участвуют в решении социально значимых для республики задач и осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.


2.15. Не реже двух раз в год информируют работников, в том числе на конференциях (собраниях), их представителей о выполнении коллективных договоров, соглашений, о результатах финансово-экономической деятельности организации, представляют Сторонам информацию о предстоящей реорганизации, реформировании, перепрофилировании или ликвидации организации.


Предоставляют выборному органу первичной профсоюзной организации сведения о формировании и расходовании фонда оплаты труда, системах оплаты труда, формы статистической отчетности и аналитические документы, обоснования проведения мероприятий, влекущих массовое увольнение работников, в порядке и объеме, установленном коллективным договором.


2.16. Разрабатывают и реализуют комплекс мероприятий, направленных на обеспечение стабильности и повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации.


2.17. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов, обеспечивают разработку и реализацию планов по освоению новых технологий и инновационной продукции, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.


2.18. В случаях ухудшения финансового состояния предприятия, в том числе при наличии признаков несостоятельности (банкротства), подачи в арбитражный суд заявления о признании организации банкротом, извещают об этом работников и выборный орган первичной профсоюзной организации в целях принятия совместных мер по стабилизации ситуации и защите прав работников.



Федерация профсоюзов, объединения работодателей, работодатели


2.19. В ходе проведения процедур по изменению организационно-правовой формы организации, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), приватизации, перепрофилирования, банкротстве организации или ликвидации организации совместно разрабатывают комплекс мер, позволяющих обеспечить предоставление работникам социально-трудовых прав и дополнительных гарантий, установленных законодательством, в том числе права на полную и своевременную выплату заработной платы.



Правительство


2.20. Обеспечивает в установленном порядке погашение санкционированной кредиторской задолженности бюджета Республики Башкортостан за выполненные плановые работы и услуги в пределах расходов, предусмотренных на эти цели бюджетом Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период.


2.21. Обеспечивает формирование, утверждение и реализацию республиканской адресной инвестиционной программы в соответствии с Правилами формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы.


2.22. Стимулирует и поддерживает работу организаций, обеспечивающих сохранение и рост объемов производства продукции (работ, услуг), сохранение и расширение ассортимента и качества выпускаемой продукции, в том числе импортозамещением (в условиях санкционного давления на Российскую Федерацию со стороны стран Запада и США, а также возможных рисков повышения уровня пандемии коронавируса или иных заболеваний), привлечение инвестиций в основной капитал предприятий, создание новых рабочих мест, а также содержащих объекты социальной сферы.


2.23. Создает условия для развития внутрирегиональной кооперации производства в целях повышения экономической устойчивости организаций.


2.24. Обеспечивает развитие и эффективную работу организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.


2.25. Поручает органу исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющему единую государственную политику в области труда, организовать при регистрации коллективного договора, соглашения выявление условий, ухудшающих положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщение об этом представителям Сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан и вышестоящий профсоюзный орган, входящий в структуру Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, проводивший предварительное согласование коллективного договора, соглашения.


2.26. Проводит ежегодно встречи с активом объединений работодателей Республики Башкортостан по вопросам социально-экономического развития Республики Башкортостан.


2.27. В целях реализации мер, направленных на развитие социального партнерства, рассматривает вопрос о предоставлении некоммерческим организациям, представляющим интересы работников и объединений работодателей в РТК (Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, Башкирскому союзу промышленников и предпринимателей), а также их членским организациям в республике субсидий (грантов) в соответствии с законодательством.


2.28. При представлении к государственным наградам руководителей организаций учитывает предложения отраслевых организаций профсоюзов и объединений работодателей.



Объединения работодателей, работодатели, Правительство


2.29. Способствуют реализации инвестиционных проектов в промышленности и агропромышленном комплексе с созданием новых высокопроизводительных рабочих мест; создают необходимые условия для внедрения энергосберегающих технологий.


2.30. Реализуют мероприятия, направленные на повышение производительности труда.


2.31. Принимают меры в пределах своей компетенции по расширению мощностей действующих предприятий с учетом требований конкурентоспособности и емкости рынка, внедрению инновационных и современных информационных технологий, формированию новых брендов Республики Башкортостан.


2.32. Принимают меры по снижению административных барьеров при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности.


2.33. Развивают действующие и создают новые экономические зоны разного типа, технопарки и технополисы.



3. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ДОХОДЫ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ



Стороны Республиканского соглашения


3.1. Принимают меры по повышению доходов малообеспеченного населения до уровня не ниже прожиточного минимума.


Проводят политику создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления качественных социальных услуг и достойный уровень жизни.


3.2. Предпринимают меры по недопущению снижения достигнутого уровня средней заработной платы в республике.


3.3. Устанавливают межотраслевые соотношения и размеры тарифных ставок 1 разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности согласно приложению N 3 к Республиканскому соглашению. Размеры тарифных ставок 1 разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности индексируются ежегодно в I квартале с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, в порядке, устанавливаемом Республиканской трехсторонней комиссией.


В регулируемых видах деятельности фактические размеры тарифных ставок 1 разряда (окладов) рабочих основных профессий индексируются ежегодно с учетом сроков изменения тарифов на услуги и предельного индекса изменения тарифов, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.


3.4. Содействуют снижению внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями реального сектора экономики за счет ее повышения в тех организациях реального сектора экономики, где она ниже, чем в среднем по отрасли.


3.5. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы, не допускают снижения ее уровня.


3.6. Принимают меры по легализации заработной платы и ликвидации задолженности по заработной плате.



Объединения работодателей, работодатели


3.7. Обеспечивают месячную заработную плату работникам, отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в размере не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда".


3.8. Применяют утверждаемые соответствующим решением Республиканской трехсторонней комиссии межотраслевые соотношения и размеры тарифных ставок первого разряда рабочих основных профессий по соответствующим видам экономической деятельности (приложение N 3 к Республиканскому соглашению) с момента введения их в действие.


В случаях, когда отраслевыми тарифными соглашениями (заключенными на всех уровнях социального партнерства) устанавливаются размеры тарифных ставок рабочих первого разряда на более высоких уровнях, чем предусмотрено Республиканским соглашением, обеспечивают установление размеров тарифных ставок, наиболее благоприятных для работников.


3.9. Обеспечивают в рамках коллективно-договорного регулирования индексацию заработной платы, в том числе задержанной, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.


Размер индексации устанавливается отраслевыми соглашениями всех уровней.


Конкретный порядок индексации определяется коллективным договором.


3.10. Обеспечивают в составе заработной платы:


работников внебюджетного сектора экономики долю условно-постоянной части не менее 60 процентов;


работников бюджетных организаций оклады (должностные оклады), ставки заработной платы с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых на очередной год Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.


3.11. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы, не допускают применения "теневых" схем оплаты труда.


3.12. В случае задержки выплаты заработной платы, при отсутствии средств на текущем счете организации, но при наличии валютных средств в обязательном порядке используют эти средства целевым назначением на погашение задолженности по заработной плате.


3.13. Обеспечивают безусловное соблюдение норм трудового законодательства в вопросах регулирования оплаты труда и трудовых правоотношений.


3.14. Обеспечивают установление в коллективном договоре соотношения не более чем 1:6 в уровнях оплаты труда 10 процентов работников с наиболее низкой заработной платой и 10 процентов - с самой высокой заработной платой.


3.15. Предусматривают в коллективных договорах дополнительные стимулы к продолжению трудовой деятельности граждан старшего поколения после наступления пенсионного возраста в целях использования профессионального потенциала граждан старшего поколения в роли наставников молодежи на рабочем месте.



Федерация профсоюзов


3.16. Оказывает бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по социально-трудовым и иным вопросам, связанным с трудом.


3.17. Осуществляет контроль за своевременной выплатой в полном объеме заработной платы работникам, за установлением минимальной заработной платы в размере не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.


3.18. В целях предупреждения нарушений, выявления и восстановления нарушенных социально-трудовых прав и законных интересов работников взаимодействует с государственными органами контроля (надзора) и органами, осуществляющими ведомственный контроль.


3.19. Осуществляет общественный контроль и добивается в пределах компетенции соблюдения работодателями трудового законодательства.



Правительство


3.20. Обеспечивает своевременную выплату заработной платы работникам государственных учреждений Республики Башкортостан.


3.21. Осуществляет в пределах своих полномочий контроль за обеспечением работодателями государственных гарантий по оплате труда, своевременной выплаты пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат, а также за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на эти цели.


3.22. Разрабатывает и реализует мероприятия по повышению эффективности государственного регулирования в области заработной платы и обеспечению роста уровня жизни населения.


3.23. В целях повышения уровня заработной платы работников государственных учреждений Республики Башкортостан принимает нормативные правовые акты по системам оплаты труда с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения Республиканской трехсторонней комиссии.


Рекомендует администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан принимать аналогичные решения с учетом мнения соответствующей территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


3.24. Устанавливает надбавку к должностному окладу в размере 25 процентов специалистам государственных и муниципальных учреждений, работающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, согласно перечню должностей, утверждаемому Правительством Республики Башкортостан.


3.25. Осуществляет совместно с администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан реализацию законодательства, устанавливающего меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам государственных и муниципальных учреждений, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Башкортостан, с ежегодным рассмотрением вопроса индексации размера компенсации.


3.26. Обеспечивает сохранение достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем среднемесячной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Республике Башкортостан.


3.27. Обеспечивает в установленном законодательством порядке определение и ежегодное официальное опубликование сведений о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Башкортостан.


3.28. В рамках полномочий принимает меры по предотвращению банкротства организаций; учитывает мнение республиканской организации отраслевого профсоюза, первичной профсоюзной организации при подготовке решения о продаже, реорганизации, ликвидации или банкротстве организаций по вопросам, затрагивающим социально-трудовые права работников.



4. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ


Считая, что обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения является одним из приоритетов реализуемой государственной политики:



Стороны Республиканского соглашения


4.1. Реализуют меры, направленные на повышение эффективности использования трудового потенциала республики путем обеспечения рациональной занятости населения, создания условий для профессионального роста и повышения квалификации работников, регулирования трудовой миграции.


4.2. Участвуют в формировании прогноза потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах в целях определения объема подготовки кадров на соответствующий учебный год.


4.3. Реализуют мероприятия в рамках федеральных проектов "Эффективный труд", "Содействие занятости" национальных проектов "Производительность труда", "Демография".


4.4. В случае угрозы массовой безработицы разрабатывают на основе взаимных консультаций программу экстренных мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники ее финансирования.


4.5. Разрабатывают и реализуют меры по обеспечению трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.


Привлекают высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных организаций и (или) образовательных организаций высшего образования.


4.6. Принимают меры по обеспечению занятости граждан старшего поколения, обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан предпенсионного возраста в соответствии со Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года.


4.7. Осуществляют своевременное и объективное информирование сторон социального партнерства, населения о ситуации в сфере занятости, мерах, принимаемых по снижению напряженности на рынке труда, а также создание условий, способствующих сдерживанию сокращения численности населения, занятого в экономике.



Федерация профсоюзов, объединения работодателей


4.8. Принимают меры для включения в соглашения, коллективные договоры обязательств по:


созданию необходимых условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации, переобучения новым профессиям работников, в том числе для высвобождаемых работников - до наступления срока расторжения трудового договора;


сохранению за работниками, уволенными в связи с ликвидацией организации или сокращением численности и (или) штата, льгот и гарантий, предусмотренных для работников;


предоставлению дополнительных льгот и гарантий высвобождаемым работникам.


Предоставляют освобождающиеся рабочие места в первую очередь работникам своей организации, независимо от места нахождения структурных подразделений предприятия.


4.9. Способствуют выполнению программных мероприятий по содействию занятости и снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан, эффективному расходованию средств, выделенных на эти цели.


4.10. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости населения через своих представителей.


4.11. Способствуют включению в соглашения и коллективные договоры мероприятий, направленных на увеличение числа эффективных рабочих мест, развитие внутрипроизводственного обучения персонала, повышение квалификации, прохождение сертификации квалификаций, а также активное опережающее и профессиональное обучение работников, подлежащих высвобождению.


4.12. Принимают участие в формировании предложений по разработке профессиональных стандартов и проведении мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организациях.


Содействуют созданию реального механизма участия работодателей в разработке и актуализации образовательных стандартов, подготовке кадров и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования.


4.13. Содействуют включению в соглашения и коллективные договоры обязательств по профессиональному обучению работников, чей уровень квалификации не соответствует требованиям профессиональных стандартов, за счет средств работодателя.



Объединения работодателей, работодатели


4.14. Уделяют особое внимание вопросам увеличения количества рабочих мест для высококвалифицированных работников с достойной оплатой их труда.


4.15. Своевременно и в полном объеме информируют органы службы занятости о наличии вакантных рабочих мест, введении режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановке работы.


4.16. Обеспечивают преимущественное право трудоустройства работников, увольняемых из организаций-банкротов, в организации, создаваемые на базе их имущества.


4.17. Обеспечивают постепенное замещение иностранных работников, занимающих рабочие места в организациях республики, гражданами Российской Федерации.


4.18. В случае угрозы массового увольнения информируют профсоюзы, органы службы занятости не менее чем за три месяца и совместно реализуют меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).


Критериями массового увольнения считаются показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:


увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;


сокращение численности или штата работников организации в количестве:


50 и более человек в течение 30 календарных дней;


200 и более человек в течение 60 календарных дней;


500 и более человек в течение 90 календарных дней.


Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях в соответствии с действующим законодательством.


4.19. Принимают меры по повышению занятости работников за счет выполнения собственными силами работ, ранее выполнявшихся подрядными организациями.


4.20. Не допускают массового увольнения работников (по инициативе работодателя) до принятия мер по организации их участия в общественных работах, профессиональной переподготовке.


4.21. Представляют органам службы занятости информацию о возможности предоставления рабочих мест в целях организации общественных работ, организации стажировки инвалидов и выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы.


4.22. Проводят работу по подготовке кадров в профессиональных образовательных организациях, в том числе на основе трехсторонних договоров (работодатель - образовательная организация - обучающийся).


4.23. Способствуют профориентации школьников и популяризации рабочих профессий - принимают активное участие во Всероссийской профориентационной акции "Неделя без турникетов".


4.24. Принимают активное участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих местах, организуемых государственными казенными учреждениями центрами занятости населения в городах и районах Республики Башкортостан.



Правительство


4.25. Реализует программные мероприятия по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда, обеспечивает их своевременное финансирование.


Организует работу Координационного комитета по содействию занятости населения и кадровому обеспечению отраслей экономики Республики Башкортостан с участием представителей сторон социального партнерства, других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.


Рекомендует органам местного самоуправления при разработке проектов бюджетов предусматривать выделение целевых средств на осуществление мер содействия занятости населения в соответствии с законодательством.


4.26. Представляет Сторонам ежемесячно текущую и ежеквартально аналитическую информацию о состоянии рынка труда, перечне профессий, пользующихся наибольшим спросом на рынке труда, составе безработных граждан, равновесной ставке заработной платы по отдельным отраслям, выполнении программных мероприятий по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда.


4.27. Осуществляет меры по регулированию объемов и структуры подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом мониторинга текущих и перспективных потребностей в квалифицированных рабочих и специалистах.


4.28. Осуществляет оценку эффективности использования иностранной рабочей силы, учитывает мнение Сторон при определении потребности экономики и подготовке предложений об объемах привлечения иностранной рабочей силы.


4.29. Предусматривает для организаций бюджетной сферы средства на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.



Федерация профсоюзов


4.30. Осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением прав работников, замещающих должности, подлежащие приведению в соответствие с профессиональными стандартами.



5. УСЛОВИЯ И ОХРАНА ТРУДА. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Признавая приоритет жизни и здоровья работника по отношению к производственной деятельности и ее результатам, а также право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены:



Стороны Республиканского соглашения


5.1. Осуществляют скоординированную контрольно-профилактическую работу органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов государственного надзора, учреждений социального страхования, технической инспекции труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан в области улучшения условий, охраны труда и оздоровления окружающей среды.


5.2. Ежегодно организуют и проводят республиканские и иные смотры, конкурсы, тематические выставки по прогрессивной организации работ по охране труда и экологии в организациях.


5.3. Участвуют в реализации программных мероприятий по достижению установленных нормативов воздействия на окружающую среду, по охране, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, обеспечивают контроль за их выполнением.


5.4. Содействуют включению представителей территориальных объединений профсоюзов и территориальных объединений работодателей в состав координационных советов по охране труда муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.


5.5. Содействуют реализации работодателями превентивных мер по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансируемых за счет средств социального страхования.


5.6. Содействуют в разработке эффективных мер по реабилитации пострадавших на производстве.



Федерация профсоюзов


5.7. Осуществляет общественный контроль за реализацией республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда, а также иных федеральных и республиканских социальных программ, направленных на обеспечение безопасных условий труда и сохранение здоровья работающих силами правовых и технических инспекций труда профсоюзов, в том числе внештатных, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.


5.8. Регулярно рассматривает выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда, состояние производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях.


5.9. Осуществляет общественный контроль за соблюдением работниками действующих в организациях нормативных правовых актов по охране труда и охране окружающей среды.


5.10. Всемерно способствует соблюдению работниками организаций действующих природоохранных нормативов, предусмотренных производственными инструкциями, технологическими регламентами и другими нормативными актами.


5.11. Способствует через обучение профсоюзного актива совершенствованию общественного контроля за выполнением мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, и соблюдением работодателями норм и правил по охране труда и экологии.


5.12. Проводит ежегодно конкурс на звание "Лучший уполномоченный по охране труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан".


5.13. Разрабатывает и внедряет механизм независимой экспертизы условий труда.



Объединения работодателей, работодатели


5.14. Выделяют средства на мероприятия по охране труда в размерах, предусмотренных законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями.


5.15. Создают службы охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.


5.16. Организуют обучение по охране труда членов комиссий по проведению специальной оценки условий труда, членов аттестационных комиссий по проверке знаний требований охраны труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.


5.17. Осуществляют с участием технической инспекции труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан и отраслевых профсоюзов приемку детских оздоровительных лагерей.


5.18. Реализуют в организациях мероприятия по модернизации оборудования, направленные на улучшение условий труда, замену тяжелого физического труда.


5.19. Организуют санитарно-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание работающих, профилактическую санитарно-просветительскую работу, проведение за счет средств организаций обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) работников, в том числе направленных на выявление наркозависимых лиц, работающих на предприятиях, связанных с опасным производством и обеспечением жизнедеятельности населения.


5.20. Организуют на производстве горячее и лечебно-профилактическое питание работников организаций, в том числе льготное и бесплатное, в объемах, предусмотренных нормами и коллективным договором.


5.21. Осуществляют управление охраной труда совместно с профсоюзной организацией.


Предоставляют уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов свободное от работы время не менее 2 часов в неделю для выполнения возложенных на них обязанностей с сохранением среднего заработка, проводят совместно с профсоюзным комитетом их обучение и проверку знаний по охране труда с выдачей соответствующего удостоверения, предусматривают в коллективном договоре меры материального стимулирования их работы по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.


5.22. При наличии возможности предусматривают в коллективных договорах и соглашениях повышенные по сравнению с установленными законодательством размерами компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.


5.23. Проводят специальную оценку условий труда.


5.24. Выявляют и исследуют источники опасности и вреда для здоровья и жизни работников, связанные с производственной деятельностью и предпринимают меры по их устранению либо смягчению их действия.


5.25. Создают условия уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов для осуществления контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах, за возмещением вреда, причиненного здоровью работников, а также для участия в комиссиях по расследованию причин производственного травматизма.


5.26. Возмещают вред, причиненный жизни и здоровью работника в результате несчастного случая или профессионального заболевания при исполнении им своих трудовых обязанностей, сверх выплат, предусмотренных законодательством, на условиях, установленных коллективным договором.


Размер единовременной денежной выплаты семье в результате смерти работника, наступившей по вине работодателя, от несчастного случая на производстве должен составлять не менее годового заработка пострадавшего. В случае трудового увечья, полученного работником на производстве, размер единовременной денежной выплаты определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из размера годового заработка пострадавшего.


5.27. Возмещают в случае смерти работника в результате несчастного случая, связанного с производством, а также смерти инвалида труда, наступившей вследствие трудового увечья либо профессионального заболевания, на условиях, установленных коллективным договором, расходы на погребение сверх расходов, установленных законодательством.


5.28. Создают в организациях за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей, и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.


5.29. Проводят работу совместно с государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан по частичному финансированию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


5.30. Обеспечивают создание и функционирование системы управления охраной труда, выявление и оценку опасностей, оценку уровней профессиональных рисков и реализацию мероприятий, разработанных по результатам их проведения.



Правительство


5.31. При формировании бюджета Республики Башкортостан предусматривает, а администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан рекомендует предусматривать при разработке местных бюджетов выделение средств на обеспечение безопасных условий труда работников бюджетной сферы.


5.32. Осуществляет координацию работы органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов государственного надзора, органов местного самоуправления по улучшению условий и охраны труда в организациях республики.


5.33. Рекомендует администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан обеспечивать принятие и реализацию территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда, организовывать деятельность территориальных координационных советов (межведомственных комиссий) по улучшению условий и охраны труда.



6. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ТРУДЯЩИХСЯ И НАСЕЛЕНИЯ



Стороны Республиканского соглашения


6.1. Принимают экономические, организационные и правовые меры, направленные на сохранение и укрепление материальной базы объектов культуры, физкультуры, спорта, туризма, детского и семейного отдыха и оздоровления, на сохранение бесплатных (льготных) форм работы с детьми во всех организациях социально-культурной сферы.


6.2. Организуют санаторно-курортное лечение и оздоровление работников организаций и членов их семей, отдых и оздоровление детей, учащихся и студентов в государственных и иных оздоровительных организациях с привлечением средств бюджета Республики Башкортостан, бюджетов муниципальных районов и городских округов, социальных фондов и иных источников.


6.3. Способствуют повышению уровня пенсионного обеспечения граждан, развитию дополнительного пенсионного страхования и обеспечения, в том числе через повышение доходов работающих граждан, развитие негосударственных пенсионных фондов, формирование профессиональных (отраслевых, региональных) пенсионных систем, осуществляют контроль за соблюдением работодателями пенсионного законодательства.


6.4. Содействуют стабилизации экономического положения организаций республиканских обществ инвалидов.


6.5. Содействуют обеспечению доступности предоставляемых услуг и созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обеспечению доступности занимаемых объектов инфраструктуры и созданию специальных рабочих мест для лиц указанной категории.


6.6. Рекомендуют предусматривать в коллективных договорах и соглашениях мероприятия по:


профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребления алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребления табака;


созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом, включая подготовку и выполнение требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", включение в режим рабочего дня производственной гимнастики для поддержания умственной и физической работоспособности работников.


6.7. Содействуют распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).



Федерация профсоюзов, объединения работодателей, работодатели


6.8. Обеспечивают сохранность, хозяйственное содержание, коммунальное обслуживание и использование по назначению детских оздоровительных лагерей, дошкольных образовательных организаций, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе организаций.


6.9. На условиях, установленных в коллективных договорах, предусматривают:


выделение средств для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, проведение оздоровительной, культурно-массовой и физкультурной работы;


выделение средств на дополнительное пенсионное обеспечение и добровольное медицинское страхование работающих и членов их семей;


дополнительные по сравнению с установленным законодательством компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет;


медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям с частичной компенсацией его стоимости вышедшим на пенсию ветеранам организаций.


6.10. Обеспечивают создание во всех организациях комиссий по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.


6.11. Организуют на долевых началах новогодние театрализованные представления, детские утренники в дни зимних школьных каникул в учреждениях культуры и спорта, обеспечивают детей работников в возрасте до 14 лет (включительно) новогодними подарками.


6.12. Предусматривают в коллективных договорах дополнительные меры социальной поддержки ветеранов труда, прекративших трудовые отношения с работодателями после установления (назначения) им пенсии, в том числе сохраняют права членов трудовых коллективов тех организаций, в которых они работали до установления (назначения) пенсии, права на улучшение жилищных условий, пользование объектами социально-бытовой сферы и услугами культурно-просветительных учреждений и другие.


6.13. Предусматривают включение в коллективный договор раздела "Дополнительные гарантии для работников предпенсионного возраста".



Федерация профсоюзов


6.14. Вносит предложения в органы государственной власти по предоставлению налоговых льгот в соответствии с законодательством детским оздоровительно-воспитательным, студенческим спортивно-оздоровительным организациям, образовательным организациям, организациям здравоохранения, культуры, спорта и туризма независимо от ведомственной принадлежности.


6.15. Оказывает организационно-методическую помощь культурно-просветительным учреждениям, детским оздоровительно-воспитательным организациям.


6.16. Организует работу комиссий по пенсионным вопросам, проводит в организациях разъяснительную работу по вопросам пенсионной реформы с привлечением специалистов Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР).


6.17. Осуществляет контроль за обеспечением сохранности архивных документов организаций по личному составу.



Объединения работодателей, работодатели


6.18. Осуществляют своевременное в полном объеме представление в органы ПФР и в налоговые органы достоверных сведений о заработке, страховых взносах и страховом стаже, включая льготный стаж своих работников для целей их обязательного пенсионного страхования, а также полное и своевременное перечисление страховых взносов в ПФР.


6.19. Ежемесячно информируют застрахованных лиц, работающих у них, о перечисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование через расчетные листки по заработной плате.


6.20. Обеспечивают сохранность архивных документов организации, в том числе по личному составу.


6.21. При возникновении спорных ситуаций по льготному пенсионному обеспечению работников организуют совместно с профсоюзным комитетом проведение независимой экспертизы условий труда технической инспекцией труда профсоюзов.


6.22. Устанавливают в коллективном договоре размер и порядок возмещения расходов работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер (социальные работники, работники детских домов, школ-интернатов и др.).


6.23. Предусматривают в коллективных договорах (соглашениях) выделение средств на социально-культурные мероприятия, установление гарантий работникам в части обеспечения отдыха и оздоровления их детей, отчисление денежных средств первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.


Величина выделенных средств должна составлять не менее 0,3 процентов от утвержденного фонда оплаты труда на очередной календарный год на предприятии или в организации (ФОТ).


6.24. Принимают меры по максимальному сохранению и использованию находящихся на балансе загородных учреждений детского оздоровительного отдыха.


6.25. Учитывают мнение коллектива работников или по его поручению выборного профсоюзного органа при принятии решений об изменении подчиненности объектов социально-культурного назначения.


6.26. Содействуют улучшению жилищных условий работников организаций. В этих целях предоставляют работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, финансовую помощь в виде безвозмездных субсидий или беспроцентного (льготного) кредита (займа) на уплату первоначального взноса или оплату части стоимости приобретаемого жилого помещения на условиях, установленных коллективным договором.


Ведут учет работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и осуществляют распределение жилья, построенного или приобретенного за счет средств работодателя, с учетом времени постановки нуждающихся на учет и в соответствии с положением, утверждаемым работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.


6.27. Рассматривают возможность включения в коллективные договоры обязательства работодателей по представлению в территориальный орган ПФР в электронном виде документов, необходимых для назначения пенсии работникам, письменно выразившим согласие (в т.ч. на передачу персональных данных), выходящих на страховую пенсию по старости в ближайшие 24 месяца, а также в отношении граждан предпенсионного возраста в соответствии с соглашениями об электронном информационном взаимодействии с Отделением ПФР по Республике Башкортостан.



Правительство


6.28. Обеспечивает реализацию государственной программы "Социальная защита населения Республики Башкортостан"; по итогам очередного года информирует Стороны о выполнении программных мероприятий, направленных на социальную защиту населения.


6.29. Организует работу по установлению предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом и коммунальные услуги для населения (газоснабжение и электроснабжение).


6.30. При формировании проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период предусматривает, а администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан рекомендует предусматривать при разработке проектов местных бюджетов выделение средств на оздоровление детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учащейся молодежи, на питание и содержание детей в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, в том числе в первоочередном порядке детей, нуждающихся в особой государственной поддержке: детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неполных семей и других категорий детей из малоимущих семей, на развитие культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма в соответствии с расходными обязательствами, установленными нормативными актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.


6.31. При формировании проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период предусматривает исходя из возможностей бюджета, а администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан рекомендует предусматривать в местных бюджетах исходя из возможностей бюджета выделение средств на оздоровление работников бюджетной сферы.


6.32. Обеспечивает условия для развития жилищного строительства и рынка жилья в Республике Башкортостан.


6.33. Реализует меры государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе малоимущих граждан и работников бюджетной сферы, в соответствии с законодательством в пределах средств, предусмотренных на данные цели в бюджете Республики Башкортостан.


6.34. Осуществляет мониторинг обеспечения жильем работников бюджетной сферы за счет средств бюджетов всех уровней.


6.35. Обеспечивает выполнение мероприятий по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья в соответствии с законодательством.



7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ



Стороны Республиканского соглашения


7.1. Разрабатывают и реализуют систему мер государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов женщин, иных лиц с семейными обязанностями, детей, участвуют в реализации программ, направленных на решение проблем материнства и детства.


7.2. Осуществляют анализ обеспечения гендерного равенства в Республике Башкортостан и разработку предложений, связанных с реализацией международных обязательств в этой сфере.


7.3. Содействуют улучшению положения женщин на рынке труда, принимают меры по повышению их профессионального статуса. Создают условия по социальной адаптации на рынке труда безработных женщин, иных лиц с семейными обязанностями, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивают повышение их квалификации, обучение и переобучение по профессиям и специальностям, востребованным на региональном (местном) рынке труда.


7.4. Обеспечивают права женщин и иных лиц с семейными обязанностями на охрану труда, сохранение здоровья.



Федерация профсоюзов


7.5. Содействует через коллективные договоры расширению прав женщин, иных лиц с семейными обязанностями на обучение, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых и оздоровление.


7.6. Создает и обеспечивает работу женских советов (комиссий) по вопросам гендерного равенства в социально-трудовой сфере.



Объединения работодателей, работодатели


7.7. Предусматривают в коллективных договорах (с учетом производственных условий) меры социальной поддержки женщин и иных лиц с семейными обязанностями, в том числе применение гибких графиков работы, неполной рабочей недели (неполного рабочего дня), надомного труда лицам, имеющим детей до 14 лет, а также применение дистанционных (удаленных) форм занятости, профессиональное обучение и переобучение лиц, имеющих перерывы в трудовой деятельности в связи с рождением и воспитанием детей, и другие.


7.8. Обеспечивают гендерное равенство в вопросах оплаты труда мужчин и женщин.


7.9. Организуют условия труда и быта женщин с учетом их физиологических особенностей.


7.10. Разрабатывают и осуществляют систему мер по переводу женщин, иных лиц с семейными обязанностями с работ с тяжелыми условиями труда, сокращению занятости указанных лиц в ночное время.


7.11. Предоставляют одному из родителей, имеющих ребенка-первоклассника, дополнительный нерабочий день в первый учебный день сентября с оплатой в соответствии с коллективным договором.


7.12. Предоставляют ежегодно работающим женщинам, а также мужчинам старше 40 лет два рабочих дня в течение года с сохранением среднего заработка для прохождения медицинского осмотра (скрининга) у узких специалистов.



8. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ МОЛОДЕЖИ


Считая приоритетными задачами защиту социально-экономических прав работающей и учащейся молодежи, создание условий для активизации ее участия в жизни республики, обеспечение всесторонней социальной поддержки на этапе получения образования и трудовой деятельности:



Стороны Республиканского соглашения


8.1. Осуществляют взаимодействие в области реализации молодежной политики и совместного контроля за обеспечением правовых и социальных гарантий молодежи.


8.2. Обеспечивают участие представителей молодежи в комиссиях по ведению переговоров по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров.


8.3. Содействуют трудовой занятости молодежи, привлечению и закреплению молодежи в организациях, развитию движения студенческих трудовых отрядов.


8.4. Проводят мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию подростков и молодежи, предупреждению негативных явлений среди работающей молодежи, способствуют укреплению нравственного и физического здоровья молодежи.


8.5. Разрабатывают и реализуют мероприятия по строительству для молодых семей жилья с использованием средств организаций, бюджетных и внебюджетных источников, предоставлению жилья на льготных условиях в рассрочку, а также по привлечению молодежи к строительству и приобретению собственного жилья.


8.6. Содействуют включению в коллективные договоры и соглашения следующих гарантий и льгот для молодежи:


финансирование программ работы с молодежью в организациях;


развитие института наставничества, в том числе установление доплаты к окладу наставника;


предоставление возможности повышения квалификации и получения специальности, профессионального роста, выделение средств на частичную компенсацию затрат работников на платное обучение в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;


учреждение стипендий организации для работников, студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;


оказание помощи в приобретении жилья, в оплате первоначального взноса, предоставлении беспроцентных или низкопроцентных ссуд;


предоставление краткосрочного оплачиваемого отпуска отцу при выписке новорожденного из роддома;


оказание материальной помощи при рождении ребенка;


частичная компенсация стоимости содержания детей в дошкольных образовательных организациях;


предоставление председателю совета молодых специалистов (молодежного совета, молодежной комиссии) первичной профсоюзной организации свободного от работы времени с сохранением среднего заработка на условиях и в порядке, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, для выполнения общественных обязанностей в интересах молодежи.


8.7. Обеспечивают регулярное освещение реализации мероприятий настоящего раздела Республиканского соглашения в газетах "Действие", "Молодежная газета", на официальных сайтах Сторон.



Федерация профсоюзов, объединения работодателей, работодатели


8.8. Проводят конкурсы профессионального мастерства.


8.9. Способствуют созданию в организациях всех форм собственности советов молодых специалистов, молодежных комиссий профсоюзных организаций и т.д.



Федерация профсоюзов


8.10. Создает в отраслевых республиканских и первичных профсоюзных организациях молодежные советы и комиссии, иные молодежные структуры.


8.11. Принимает участие в разработке и реализации республиканских молодежных программ.


8.12. Вводит различные формы поощрения молодых работников, добившихся высоких трудовых показателей и активно участвующих в деятельности профсоюзных организаций.


8.13. Учреждает стипендии для студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования очной формы обучения, имеющих отличную успеваемость и активно участвующих в деятельности профсоюзных организаций.


8.14. Организует обучение председателей молодежных советов, комиссий, молодых профсоюзных активистов.



Объединения работодателей, работодатели


8.15. Заключают договоры о сотрудничестве с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования в целях подготовки молодых рабочих и специалистов, а также договоры о развитии материально-технической базы образовательных организаций, проведении производственной практики, стажировки преподавателей.


8.16. Включают в коллективные договоры и соглашения разделы по работе с молодежью.


8.17. При наличии средств у предприятий предусматривают меры поощрения педагогических работников, мастеров производственного обучения, студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.


8.18. Содействуют включению в коллективные договоры мер поддержки молодым специалистам.


8.19. Способствуют адаптации молодых специалистов на производстве, организации рабочих мест и производственного быта, созданию необходимых условий для проживания в общежитии.


8.20. Организуют шефскую работу с обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.


Обеспечивают детям и молодежи на бесплатной основе доступность занятий спортом, самодеятельным художественным и техническим творчеством.



Правительство


8.21. Оказывает меры социальной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе проживающим в сельской местности.



9. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ


Учитывая, что трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также Республиканским соглашением, отраслевыми, территориальными, иными соглашениями, коллективными договорами и локальными актами организаций:



Стороны Республиканского соглашения


9.1. Добиваются выполнения Республиканского соглашения и коллективных договоров, законодательства в организациях республики.


9.2. Обеспечивают обязательное включение работодателями положений пунктов 2.15, 3.9 - 3.11, 3.13 - 3.15, 5.14, 5.16, 5.21, 5.25 - 5.28, 6.20, 6.23, 7.7, 8.16, 9.13 - 9.21 Республиканского соглашения в коллективные договоры.


9.3. Способствуют предупреждению коллективных трудовых споров и принимают все зависящие от них меры по их урегулированию в порядке, установленном законодательством.


Рекомендуют оплату посредников и трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения коллективного трудового спора, производить работодателями и представителями работников (профсоюзными организациями) в равных долях в целях обеспечения объективности и независимости при разрешении коллективного трудового спора.


9.4. Обеспечивают взаимное участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, включенных в Республиканское соглашение, и по требованию любой из Сторон вводят их представителей в составы рабочих групп Республиканской трехсторонней комиссии.


9.5. Регулярно освещают работу, проводимую по реализации Республиканского соглашения, в средствах массовой информации.


9.6. Способствуют заключению отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях, созданию новых и укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных организаций.


9.7. Определяют сроки проведения единой переговорной кампании в Республике Башкортостан, осуществляют контроль за ходом ее проведения.


9.8. Используют и предоставляют друг другу бесплатно официальные статистические данные и другую требуемую информацию, в том числе по деятельности республиканских органов исполнительной власти, внебюджетных фондов, организаций, по вопросам, включенным в Республиканское соглашение.


9.9. Проводят предварительное обсуждение в Республиканской трехсторонней комиссии проектов законов, иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений, а также по проблемам, включенным в Республиканское соглашение, и рекомендуют осуществлять аналогичные меры на отраслевом и территориальном уровнях, а также официально информируют друг друга о принимаемых решениях и правовых актах по вопросам, включенным в Республиканское соглашение.


9.10. Обеспечивают представителям Сторон возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Республиканское соглашение, но представляющим взаимный интерес.


9.11. Организуют обучение социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регулирования социально-трудовых отношений, заключения коллективных договоров и соглашений.


9.12. Ежегодно проводят:


региональный этап Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности";


региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии";


республиканский межотраслевой конкурс "За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства";


республиканский конкурс "Лучшее предприятие для работающих мам";


республиканский конкурс "Лучшая организация условий и охраны труда";


республиканский конкурс профессионального мастерства "Мастера Башкортостана";


республиканский конкурс "Лучший наставник".



Объединения работодателей, работодатели


9.13. Не препятствуют созданию первичных профсоюзных организаций. Содействуют профессиональным союзам в их деятельности, признают за профсоюзными комитетами преимущественное право на ведение переговоров по заключению коллективных договоров. При заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в члены профсоюза. Не увольняют или другими способами не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или с согласия работодателя в рабочее время.


9.14. Поддерживают инициативу органа первичной профсоюзной организации по заключению коллективного договора и включению в него положений соглашений.


9.15. Содействуют сохранению условий коллективного договора основной организации в коллективных договорах дочерних обществ, созданных на базе структурных подразделений основной организации, с учетом характера их производственной деятельности.


9.16. Принимают меры по расширению круга работодателей, применяющих республиканские и отраслевые соглашения для регулирования социально-трудовых отношений, путем увеличения количества членов объединений работодателей и создания территориальных филиалов.


9.17. Предоставляют первичной профсоюзной организации в безвозмездное пользование помещение с необходимой мебелью для хранения документации, а также проведения заседаний выборного органа первичной профсоюзной организации, позволяющее первичной профсоюзной организации быстро и эффективно выполнять свои функции и быть доступной для свободного посещения членами профсоюза, в порядке, определенном коллективным договором.


9.18. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, ежемесячно бесплатно перечисляют в порядке, установленном коллективным договором, на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников.


9.19. Принимают меры по обеспечению участия представителей работников в заседаниях коллегиальных органов управления организации, в том числе по предоставлению представителям профкома свободного от работы времени с сохранением заработной платы для участия в заседаниях коллегиальных органов управления организации.


9.20. Заключают коллективные договоры с профсоюзными организациями как представителями работников в организациях после обсуждения на собрании (конференции) работников и обеспечивают реализацию данных договоров.


9.21. Направляют на уведомительную регистрацию коллективные договоры и соглашения всех уровней социального партнерства в срок, установленный статьей 50 Трудового кодекса Российской Федерации, после предварительного согласования с вышестоящим профсоюзным органом, входящим в структуру Федерации профсоюзов Республики Башкортостан.



Федерация профсоюзов, объединения работодателей, работодатели


9.22. На условиях, определенных в коллективном договоре, устанавливают в соответствии со статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации за счет средств работодателя доплаты за ведение социально значимой работы председателям профсоюзных организаций, не освобожденным от основной работы.



Федерация профсоюзов


9.23. Выступает инициатором заключения отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений о социальном партнерстве в сфере труда, коллективных договоров. Обеспечивает участие в этой работе представителей профсоюзных организаций.


9.24. Продолжает работу по созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в негосударственном секторе экономики.


9.25. Инициирует включение в проекты коллективных договоров положений об участии профсоюзов в распределении прибыли как части прибавочного продукта и формировании фонда стимулирования.


9.26. Осуществляет методическую и организационную поддержку городских и районных координационных советов профсоюзных организаций по заключению территориальных соглашений.


9.27. Проводит экспертизу проектов коллективных договоров и соглашений на соответствие их законодательству и соглашениям.


9.28. В период действия Республиканского соглашения профсоюзы не организуют забастовок по социально-экономическим вопросам при условии выполнения Правительством и работодателями обязательств, предусмотренных Республиканским соглашением.



Правительство


9.29. В соответствии с федеральным законодательством, законами Республики Башкортостан и иными правовыми актами Республики Башкортостан оказывает меры государственной поддержки Башкирскому союзу промышленников и предпринимателей, Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, их членским организациям, в том числе оказывает содействие по имущественным вопросам (налогам).


9.30. В пределах своей компетенции осуществляет комплекс мер по поощрению организаций, сохраняющих и создающих рабочие места, инвестирующих средства в строительство жилья, участвующих в укреплении материальной базы профессиональных образовательных, медицинских, научных организаций, организаций культуры и других организаций, развивающих систему дополнительного пенсионного и медицинского страхования, а также учитывает их участие в системе социального партнерства и реализацию ими настоящего Соглашения.


9.31. Рекомендует главам муниципальных образований включать в состав коллегий органов местного самоуправления руководителей территориальных объединений Федерации профсоюзов и объединения работодателей.


9.32. Оказывает меры государственной поддержки Башкирскому союзу промышленников и предпринимателей, Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, их членским организациям по предоставлению объектов нежилого фонда и земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан, в соответствии с федеральным законодательством, законами Республики Башкортостан и иными правовыми актами Республики Башкортостан.



10. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ЕГО ВЫПОЛНЕНИЕМ


10.1. Контроль за выполнением Республиканского соглашения осуществляется непосредственно Сторонами и Республиканской трехсторонней комиссией.


Решение вопросов, возникающих в ходе реализации Республиканского соглашения, осуществляет Республиканская трехсторонняя комиссия.


10.2. Стороны договорились о регулярном (не реже одного раза в полугодие) рассмотрении хода выполнения Республиканского соглашения на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии.


10.3. В случае изменения правового статуса Сторон, подписавших Республиканское соглашение, оно будет иметь силу в течение всего срока его действия и ответственность за его выполнение будет возлагаться на правопреемников.


10.4. Республиканское соглашение вступает в силу с 1 января 2023 года и действует по 31 декабря 2025 года.


10.5. Решение о продлении срока его действия или о заключении нового республиканского соглашения принимается Сторонами не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия настоящего Республиканского соглашения в порядке, установленном настоящим Республиканским соглашением в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.


10.6. Информация о ходе реализации Республиканского соглашения, отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров, решениях Республиканской трехсторонней комиссии и принимаемых мерах по регулированию социально-трудовых отношений публикуется в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан" и "Действие", на официальных сайтах Сторон, подписавших Республиканское соглашение, освещается государственным унитарным предприятием Телерадиовещательная компания "Башкортостан" Республики Башкортостан.


10.7. Республиканское соглашение составлено в четырех экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному экземпляру для каждой Стороны и республиканского органа исполнительной власти в области труда.



Республиканское соглашение подписали:



от Республиканского союза
"Федерация профсоюзов
Республики Башкортостан"
председатель
Федерации профсоюзов
Республики Башкортостан
Г.Ф.МИРОШНИЧЕНКО



за Правительство
Республики Башкортостан
Глава
Республики Башкортостан
Р.Ф.ХАБИРОВ



от объединений работодателей
Республики Башкортостан
председатель
Регионального объединения
работодателей "Башкирский
союз промышленников
и предпринимателей"
А.Р.НАСИБУЛЛИН



Приложение N 1
к Республиканскому соглашению
между Республиканским союзом
"Федерация профсоюзов
Республики Башкортостан",
объединениями работодателей
Республики Башкортостан
и Правительством
Республики Башкортостан
на 2023 - 2025 годы



ПОКАЗАТЕЛИ (КРИТЕРИИ) ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

N п/п

Наименование раздела Республиканского соглашения

На период до 2025 года

1

Социально-экономическая политика

Устойчивый рост ВРП в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2023 - 2025 годы

2

Производительность труда в реальном секторе экономики

Рост количества средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в национальный проект "Производительность труда", через получение адресной поддержки, не менее 150 к концу 2024 года (нарастающим итогом)

3

Заработная плата, доходы и уровень жизни населения

Ежегодное повышение среднемесячной заработной платы в республике темпами, предусмотренными прогнозом социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2023 - 2025 годы; снижение доли населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2023 - 2025 годы

4

Развитие рынка труда и содействие занятости населения

Уровень регистрируемой безработицы на конец 2025 года - не более 1,55%

5

Условия и охрана труда. Экологическая безопасность

Снижение количества пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих до 0,77 к концу 2025 года; снижение удельного веса работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - 29,6% к концу 2025 года

6

Социальная защита трудящихся и населения

Доля расходов на социальную сферу в структуре расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан - не менее 55%

7

Социальные гарантии молодежи

Удельный вес организаций, в коллективный договор которых включен раздел социальных гарантий молодежи, - не менее 75%

8

Социальное партнерство

Удельный вес работников организаций, охваченных коллективными договорами, к концу 2025 года - не менее 70%



Приложение N 2
к Республиканскому соглашению
между Республиканским союзом
"Федерация профсоюзов
Республики Башкортостан",
объединениями работодателей
Республики Башкортостан
и Правительством
Республики Башкортостан
на 2023 - 2025 годы



ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПРОЕКТА БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

N п/п

Наименование показателя

1

Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан на социальную сферу

2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников

3

Среднедушевые денежные доходы населения

4

Реальная заработная плата работников

5

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения

6

Уровень общей безработицы

7

Уровень регистрируемой безработицы



Приложение N 3
к Республиканскому соглашению
между Республиканским союзом
"Федерация профсоюзов
Республики Башкортостан",
объединениями работодателей
Республики Башкортостан
и Правительством
Республики Башкортостан
на 2023 - 2025 годы



МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СООТНОШЕНИЯ И РАЗМЕРЫ ТАРИФНЫХ СТАВОК ПЕРВОГО РАЗРЯДА (ОКЛАДОВ) РАБОЧИХ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИЙ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Межотраслевые соотношения и размеры тарифных ставок первого разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности формируются ежегодно исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год и индексации размеров месячных тарифных ставок первого разряда рабочих основных профессий.



Приложение N 4
к Республиканскому соглашению
между Республиканским союзом
"Федерация профсоюзов
Республики Башкортостан",
объединениями работодателей
Республики Башкортостан
и Правительством
Республики Башкортостан
на 2023 - 2025 годы



ПУНКТЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

N п/п

Наименование обязательства

2.15

Не реже двух раз в год информируют работников, в том числе на конференциях (собраниях), их представителей о выполнении коллективных договоров, соглашений, о результатах финансово-экономической деятельности организации, представляют Сторонам информацию о предстоящей реорганизации, реформировании, перепрофилировании или ликвидации организации.

Предоставляют выборному органу первичной профсоюзной организации сведения о формировании и расходовании фонда оплаты труда, системах оплаты труда, формы статистической отчетности и аналитические документы, обоснования проведения мероприятий, влекущих массовое увольнение работников, в порядке и объеме, установленном коллективным договором

3.9

Обеспечивают в рамках коллективно-договорного регулирования индексацию заработной платы, в том числе задержанной, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Размер индексации устанавливается отраслевыми соглашениями всех уровней.

Конкретный порядок индексации определяется коллективным договором

3.10

Обеспечивают в составе заработной платы:

работников внебюджетного сектора экономики долю условно-постоянной части не менее 60 процентов;

работников бюджетных организаций оклады (должностные оклады), ставки заработной платы с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых на очередной год Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений

3.11

Обеспечивают своевременную выплату заработной платы, не допускают применения "теневых" схем оплаты труда

3.13

Обеспечивают безусловное соблюдение норм трудового законодательства в вопросах регулирования оплаты труда и трудовых правоотношений

3.14

Обеспечивают установление в коллективном договоре соотношения не более чем 1:6 в уровнях оплаты труда 10 процентов работников с наиболее низкой заработной платой и 10 процентов - с самой высокой заработной платой

3.15

Предусматривают в коллективных договорах дополнительные стимулы к продолжению трудовой деятельности граждан старшего поколения после наступления пенсионного возраста в целях использования профессионального потенциала граждан старшего поколения в роли наставников молодежи на рабочем месте

5.14

Выделяют средства на мероприятия по охране труда в размерах, предусмотренных законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями

5.16

Организуют обучение по охране труда членов комиссий по проведению специальной оценки условий труда, членов аттестационных комиссий по проверке знаний требований охраны труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов

5.21

Осуществляют управление охраной труда совместно с профсоюзной организацией.

Предоставляют уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов свободное от работы время не менее 2 часов в неделю для выполнения возложенных на них обязанностей с сохранением среднего заработка, проводят совместно с профсоюзным комитетом их обучение и проверку знаний по охране труда с выдачей соответствующего удостоверения, предусматривают в коллективном договоре меры материального стимулирования их работы по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве

5.25

Создают условия уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профессиональных союзов для осуществления контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах, за возмещением вреда, причиненного здоровью работников, а также для участия в комиссиях по расследованию причин производственного травматизма

5.26

Возмещают вред, причиненный жизни и здоровью работника в результате несчастного случая или профессионального заболевания при исполнении им своих трудовых обязанностей, сверх выплат, предусмотренных законодательством, на условиях, установленных коллективным договором.

Размер единовременной денежной выплаты семье в результате смерти работника, наступившей по вине работодателя, от несчастного случая на производстве должен составлять не менее годового заработка пострадавшего. В случае трудового увечья, полученного работником на производстве, размер единовременной денежной выплаты определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из размера годового заработка пострадавшего

5.27

Возмещают в случае смерти работника в результате несчастного случая, связанного с производством, а также смерти инвалида труда, наступившей вследствие трудового увечья либо профессионального заболевания, на условиях, установленных коллективным договором, расходы на погребение сверх расходов, установленных законодательством

5.28

Создают в организациях за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей, и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду

6.20

Обеспечивают сохранность архивных документов организации, в том числе по личному составу

6.23

Предусматривают в коллективных договорах (соглашениях) выделение средств на социально-культурные мероприятия, установление гарантий работникам в части обеспечения отдыха и оздоровления их детей, отчисление денежных средств первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

Величина выделенных средств должна составлять не менее 0,3 процентов от утвержденного фонда оплаты труда на очередной календарный год предприятии или в организации (ФОТ)

7.7

Предусматривают в коллективных договорах (с учетом производственных условий) меры социальной поддержки женщин и иных лиц с семейными обязанностями, в том числе применение гибких графиков работы, неполной рабочей недели (неполного рабочего дня), надомного труда лицам, имеющим детей до 14 лет, а также применение дистанционных (удаленных) форм занятости, профессиональное обучение и переобучение лицам, имеющих перерывы в трудовой деятельности в связи с рождением и воспитанием детей, и другие

8.16

Включают в коллективные договоры и соглашения разделы по работе с молодежью

9.13

Не препятствуют созданию первичных профсоюзных организаций. Содействуют профессиональным союзам в их деятельности, признают за профсоюзными комитетами преимущественное право на ведение переговоров по заключению коллективных договоров. При заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в члены профсоюза. Не увольняют или другими способами не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или с согласия работодателя в рабочее время

9.14

Поддерживают инициативу органа первичной профсоюзной организации по заключению коллективного договора и включению в него положений соглашений

9.15

Содействуют сохранению условий коллективного договора основной организации в коллективных договорах дочерних обществ, созданных на базе структурных подразделений основной организации, с учетом характера их производственной деятельности

9.16

Принимают меры по расширению круга работодателей, применяющих республиканские и отраслевые соглашения для регулирования социально-трудовых отношений, путем увеличения количества членов объединений работодателей и создания территориальных филиалов

9.17

Предоставляют первичной профсоюзной организации в безвозмездное пользование помещение с необходимой мебелью для хранения документации, а также проведения заседаний выборного органа первичной профсоюзной организации, позволяющее первичной профсоюзной организации быстро и эффективно выполнять свои функции и быть доступной для свободного посещения членами профсоюза, в порядке, определенном коллективным договором

9.18

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, ежемесячно бесплатно перечисляют в порядке, установленном коллективным договором, на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников

9.19

Принимают меры по обеспечению участия представителей работников в заседаниях коллегиальных органов управления организации, в том числе по предоставлению представителям профкома свободного от работы времени с сохранением заработной платы для участия в заседаниях коллегиальных органов управления организации

9.20

Заключают коллективные договоры с профсоюзными организациями как представителями работников в организациях после обсуждения на собрании (конференции) работников и обеспечивают реализацию данных договоров

9.21

Направляют на уведомительную регистрацию коллективные договоры и соглашения всех уровней социального партнерства в срок, установленный статьей 50 Трудового кодекса Российской Федерации, после предварительного согласования с вышестоящим профсоюзным органом, входящим в структуру Федерации профсоюзов Республики Башкортостан


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ