Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 августа 2022 года N 493-р


Об утверждении Стратегии по повышению уровня доходов населения и снижению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Республике Тыва к 2030 году



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию по повышению уровня доходов населения и снижению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Республике Тыва к 2030 году (далее - Стратегия).


2. Органам исполнительной власти Республики Тыва, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва ежемесячно до 15 числа представлять информацию о ходе исполнения Стратегии.


3. Разместить настоящее распоряжение на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
Е.ХАРДИКОВА



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Тыва
от 31 августа 2022 г. N 493-р



СТРАТЕГИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И СНИЖЕНИЮ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА К 2030 ГОДУ


1. Введение и общие положения


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одной из национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации является снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года. В целом по Российской Федерации уровень бедности к 2030 году должен быть снижен с 12,9 процента, как это было в 2017 году, до 6,5 процента.


В Республике Тыва уровень бедности к 2030 году должен быть снижен до 15 процентов. По статистическим данным, по итогам 2020 г. уровень бедности составил 31,7 процента и поставлена стратегическая задача - снижение к 2030 г. до 15 процентов.


Стратегия по повышению доходов населения и снижению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Республике Тыва к 2030 году (далее - Стратегия) основывается на приоритетах, определенных указами Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", Указом Главы Республики Тыва от 2 декабря 2021 г. N 516 "О Совете при Главе Республики Тыва по достижению национальной цели - снижение уровня бедности населения к 2030 году", постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2018 г. N 638 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года".


Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 2765-р, для Республики Тыва установлены плановые значения по показателю "уровень бедности": на 2022 г. - 29,3 процента, 2023 г. - 27,1, 2024 г. - 25,2, 2030 г. - 15 процентов.


Цель настоящей Стратегии - снижение уровня бедности в два раза к 2030 году.


Органы исполнительной власти Республики Тыва - соисполнители Стратегии:


- обеспечивают выполнение Стратегии;


- представляют в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ходе выполнения Стратегии.


Органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва рекомендовано при разработке муниципальных планов по снижению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума на 2022 - 2030 годы учитывать мероприятия Стратегии.



2. Анализ текущей ситуации


Демографическая структура населения республики. Сохранение и развитие человеческого потенциала является основной задачей долгосрочного развития Республики Тыва. На демографическую ситуацию продолжают оказывать влияние негативные тенденции, заложенные еще в 90-х годах прошлого столетия, характеризующиеся резким спадом рождаемости и ростом числа умерших.


Численность постоянного населения Республики Тыва на 1 января 2022 г. составила 332,6 тыс. человек, из которых 182,6 тыс. человек (54,9 процента) - городские жители и 150,0 тыс. человек (45,1 процента) - сельские жители. В среднем по Российской Федерации доля городского населения составляет 74,8 процента, сельского - 25,2 процента.


Тенденция увеличения численности населения продолжается в основном за счет естественного прироста.


С учетом новых направлений поддержки семей с детьми, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации, демографическая нагрузка на трудоспособное население сохранится на высоком уровне за счет рождаемости.


За последние три года число жителей республики увеличилось на 5,2 тыс. человек или на 1,6 процента.


На воспроизводство населения большое влияние оказывает возрастная структура населения. За анализируемый период численность населения моложе трудоспособного возраста увеличилась на 1,0 тыс. человек и на начало 2022 г. составила 113,0 тыс. человек (34,0 процента от общей численности населения). Численность населения в трудоспособном возрасте увеличилась на 5,2 тыс. человек и составила 184,6 тыс. человек (55,5 процента от общей численности населения). Число лиц в возрасте старше трудоспособного уменьшилось на 1,0 тыс. человек и составило 35,0 тыс. человек (10,5 процента от общей численности населения).


В 2021 году средний возраст населения республики составлял 30,0 лет, в том числе мужчин - 28,1, женщин - 31,8, по Российской Федерации - 39,5, по Сибирскому федеральному округу - 38,2 лет.


Удельный вес женщин в общей численности населения на начало 2022 г. составил 52,0 процента, мужчин - 48,0 процентов.


На 1 января 2022 г. численность женского населения фертильного возраста (15 - 49 лет) в республике составила 80,7 тыс. человек (46,6 процента от общей численности женщин).


В сравнении с Российской Федерацией в республике доля населения моложе трудоспособного возраста достигла 38,5 процента против 22,7 процента в среднем по России.


По России на 1000 трудоспособного населения приходится пенсионеров и детей - 785 человек, по Республике Тыва - 828, при этом 623 ребенка (0 - 15 лет), что превышает среднероссийский уровень в 1,9 раза (334 человек). В отличие от пенсионеров у детей старше 1,5 лет отсутствует гарантированный доход, в этой связи реальная нагрузка по расходам намного выше чем в других регионах.


В то же время наиболее уязвимыми среди демографических и социальных групп республики являются семьи с детьми. Многодетные семьи республики составляют одну треть (31346 семей или 32,0 процента) от общего числа семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет, тогда как в среднем по России трех или более детей имеет лишь одна семья из семнадцати (5,8 процента).


За период 2019 - 2021 гг. показатель рождаемости в республике увеличился на 7,5 процента, с 18,6 до 20,0 на 1000 населения, что выше средних показателей по Сибирскому федеральному округу и Российской Федерации в 2 раза (СФО 2021 г. - 9,8, РФ 2021 г. - 9,6).


Коэффициент рождаемости на 1000 населения в Республике Тыва составил в 2019 году - 19,6 процента, в 2020 году - 20,2 процента, в 2021 году - 20,0 процентов <1>.



<1> Предварительные данные Красноярскстата.


Показатель общей смертности в республике увеличился на 9,6 процента, с 8,3 до 9,1 на 1000 населения, что ниже средних показателей по Сибирскому федеральному округу на 47,1 процента и Российской Федерации на 45,8 процента (СФО 2021 г. - 17,2, РФ 2021 г. - 16,8).


Коэффициент смертности на 1000 населения в республике составил в 2019 году 8,3 процента, в 2020 году - 9,4 процента и в 2021 году - 9,1 процента <2>.



<2> Предварительные данные Красноярскстата.


Основными причинами смерти населения республики являются болезни системы кровообращения, на которые приходится 32,9 процента от общего числа умерших, внешние причины - 22,4 процента, новообразования - 11,7 процента.


За анализируемый период регистрируется рост смертности от болезней органов дыхания на 24,7 процента, с 44,5 в 2019 г. до 55,5 на 100 тыс. населения в 2021 году.


Снижение смертности отмечено от инфекционных и паразитарных болезней на 27,0 процентов, с 53,7 до 39,2 на 100 тыс. населения, болезней органов пищеварения - на 6,7 процента, с 53,4 до 49,8, внешних причин - на 2,4 процента, с 209,3 до 204,3, болезней системы кровообращения - на 0,5 процента, с 301,9 до 300,5, новообразований - на 0,3 процента, с 106,8 до 106,5.


Сохраняется стабильная динамика с тенденцией к снижению по показателю смертности от туберкулеза. За анализируемый период данный показатель снизился на 17,4 процента, с 42,0 до 34,7 на 100 тыс. населения.


Показатели смертности по основным классам причин смерти


Причины смерти

Число умерших на 100 тыс. населения

2019 г.

2020 г.

2021 г. <*>

Всего зарегистрировано умерших от всех причин, в т.ч. от:

829,7

937,7

913,6

Инфекционных и паразитарных болезней

53,7

54,1

39,2

из них: туберкулеза (всех форм)

42,0

40,4

34,7

От коронавирусной инфекции

-

65,1

99,9

Новообразований

106,8

113,7

106,5

Болезней системы кровообращения

301,9

332,6

300,5

Болезней органов дыхания

44,5

57,2

55,5

Болезней органов пищеварения

53,4

61,1

49,8

Внешних причин

209,3

194,0

204,3


За анализируемый период регистрируется увеличение смертности населения в трудоспособном возрасте на 1,0 процент, с 652,1 на 100 тыс. населения соответствующего возраста в 2019 г. до 658,8, что выше среднероссийского уровня на 20,2 процента (РФ 2020 г. - 548,2). Внешние причины остаются основной причиной смертности в трудоспособном возрасте.


Коэффициент естественного прироста населения республики увеличился на 5,8 процента, с 10,3 до 10,9 на 1000 населения.


В среднем по России наблюдается естественная убыль населения (СФО 2021 г. - минус 7,4, РФ 2021 г. - минус 7,2).


Коэффициенты естественного прироста (убыли) на 1000 населения в 2019 году - 10,3 процента, в 2020 году - 10,8 процента, в 2021 году - 10,9 процента.


Показатель младенческой смертности снизился на 15,2 процента, с 6,6 до 5,6 на 1000 родившихся живыми, что выше уровня Сибирского федерального округа на 12,0 процентов и Российской Федерации на 21,7 процента (СФО 2021 г. - 5,0, РФ 2021 г. - 4,6).


Младенческая смертность в республике (в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми) в 2019 году - 6,6 процента, в 2020 году - 5,5 процента, в 2021 году - 5,6 процента.


По предварительным данным, в 2021 г. в республике ожидаемая продолжительность жизни населения составила 66,9 лет (СФО 2021 г. - 68,3, РФ 2021 г. - 70,1).


Ожидаемая продолжительность жизни при рождении



(число лет)

Годы

Все население

Городское население

Сельское население

оба пола

мужчины

женщины

оба пола

мужчины

женщины

оба пола

мужчины

женщины

2019 г.

67,6

62,5

72,5

69,8

64,9

74,0

63,9

59,1

70,1

2020 г.

66,3

62,0

70,4

68,6

64,0

72,6

62,5

58,9

66,4

2021 г. <*>

66,9


Уровень жизни. По итогам 2021 года в номинальном выражении среднемесячная заработная плата сложилась в сумме 46084,3 рублей и возросла на 4,5 процента к уровню 2020 года (44104,2 руб.).


Самые высокие темпы роста оплаты труда зафиксированы в сферах сельского, лесного хозяйства, охоте, рыболовстве и рыбоводстве (135,6 процента к уровню 2020 года), строительстве (124 процента), торговле оптовой и розничной, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (123,9 процента), деятельности профессиональной, научной и технической (120,6 процента), гостиничного дела и общественного питания (112,5 процента), административных и сопутствующих дополнительных услуг (112,3 процента), но несмотря на значительный рост размер заработной платы в этих видах экономической деятельности, кроме строительства, не превысил среднереспубликанский уровень.


Выше среднереспубликанского размера сложился уровень заработной платы в деятельности по добыче полезных ископаемых (плюс 97,5 процентов), финансовой и страховой (плюс 66,3 процента), государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном обеспечении (плюс 44,3 процента), обеспечении электрической энергией, газом, паром, кондиционировании воздуха (плюс 7,3 процента).


Разрыв между самой высокой заработной платой (добыча полезных ископаемых) и самой низкой (водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений) в 2021 году составил 3,5 раза.


В результате превышения темпов роста потребительских цен над темпами роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в 2021 году реальная заработная плата составила 98,1 процента (за 2020 год - 107,0 процентов).


По итогам 2021 года среднедушевые денежные доходы населения республики увеличились на 5,6 процентов и составили 20040,6 руб. (в 2020 году - на 14,2 процента, 18975,0 рублей). Реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) уменьшились на 10,9 процента к 2020 году (в 2020 году - 110,9 процентов).


За 2021 год объем денежных доходов населения сложился в сумме 78,7 млрд. рублей и увеличился на 5,1 к уровню 2020 года. Денежные расходы населения составили 59,5 млрд. рублей, что выше на 11,4 процента уровня 2020 года.


Распределение денежных доходов по источникам формирования денежных доходов населения в 2021 году представлено в таблице 1.



Таблица 1

Структура денежных доходов по источникам их формирования (в процентах к общему объему денежных доходов)


Денежные доходы, всего

в том числе:

доходы от предпринимательской деятельности

оплата труда

социальные выплаты

доходы от собственности

другие доходы

Российская Федерация

100,0

5,8

57,7

20,7

5,2

10,6

Республика Тыва

100,0

5,6

54

39,4

0,6

0,4


По итогам 2021 года численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума от общей численности населения в Республике Тыва составила 29,4 процента, это 97,2 тыс. человек (таблица 2).



Таблица 2

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения)


2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Российская Федерация

12,6

12,3

12,1

11,0

Республика Тыва

34,4

34,1

31,7

29,4


Снижение уровня бедности достигается путем реализации мероприятий по стимулированию общего роста реальных доходов населения, повышению уровня социального обеспечения и адресности мер социальной поддержки.


По сравнению с 2017 годом изменилось распределение населения Республики Тыва по величине среднедушевых денежных доходов:


- снизились доли категорий населения с доходами до 14 тыс. рублей;


- увеличились доли групп населения с доходами 27 - 60 тыс. рублей и выше 60 тыс. рублей (таблица 3).



Таблица 3

Распределение населения Республики Тыва по величине среднедушевых денежных доходов



(в процентах)

Среднедушевые доходы, рублей в месяц

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

до 7000

16,8

14,3

12,3

10,6

от 7000,1 до 10000

17,9

16,6

14,3

13,2

от 10000,1 до 14000

20,9

20,6

18,6

18,0

от 14000,1 до 19000

17,8

18,5

18,0

18,1

от 19000,1 до 27000

14,8

16,1

17,4

18,3

от 27000,1 до 45000

9,5

11,0

14,2

15,7

от 45000,1 до 60000

1,6

2,0

3,2

3,7

свыше 60000

0,7

0,9

2,0

2,4


Продолжается работа по сохранению достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников и уровнем средней заработной платы в Республике Тыва, исходя из величины прогнозного значения показателя "Среднемесячный доход от трудовой деятельности в Республике Тыва", во исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".


По официальным данным Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата (доход от трудовой деятельности) за 2021 год составила 38983 рубля, с ростом на 3,9 процента к уровню 2020 г. (37533 руб.).


Целевые показатели достигнуты или в пределах допустимого пятипроцентного отклонения по семи "указным" категориям работников:


- педагогические работники общего образования, средняя заработная плата - 37898 руб. или 97,2 процента;


- педагогические работники учреждений дополнительного образования детей - 35145 руб. или 97,7 процента;


- преподаватели и мастера профессионального образования СПО - 38699 руб. или 99,3 процента;


- педагогические работники, оказывающие услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - 37608 руб. или 96,5 процента;


- работники учреждений культуры - 37091 руб. или 95,1 процента;


- социальные работники - 38514 руб. или 98,8 процента;


- средний медицинский персонал - 37380 руб. или 95,9 процента.


Целевые показатели не достигнуты по четырем категориям работников:


- педагогические работники дошкольных образовательных учреждений - 29975 руб. или 84,7 процента;


- научные работники - 72780 руб. или 187 процентов при плане 200 процентов;


- врачи - 71617 руб. или 183,7 процента при плане 200 процентов;


- младший медицинский персонал - 34347 руб. или 88,1 процента.


Динамика величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения Республики Тыва отражена в таблице 4.



Таблица 4

Величина прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения Республики Тыва в 2020 - 2022 годах (рублей)


Год

На душу населения

По социально-демографическим группам населения

трудоспособное население

пенсионеры

дети

2020

11041

11540

8815

11842

2021

11494

11856

9034

12213

2022

14059

15324

12091

13972


Развитие отраслей экономики, создание новых рабочих мест, новые инвестиционные проекты. В 2021 году в экономике республики наблюдалась положительная динамика развития отдельных отраслей экономики республики.


Промышленный комплекс республики является одним из приоритетных направлений развития реального сектора экономики, имеющим значительный производственный потенциал и налогооблагаемую базу.


В сфере промышленности республики осуществляют деятельность 198 организаций или 5,5 процента от общего количества предприятий и организаций республики. Среднесписочная численность занятых на промышленных предприятиях составляет свыше 10,12 тыс. чел., уровень среднемесячной заработной платы составляет 48,3 тыс. рублей.


По итогам 2021 года индекс промышленного производства составил 106,3 процента (2020 г. - 63,1 процента, 2019 г. - 95,3 процента) с учетом влияния добывающей отрасли промышленности, которая занимает порядка 75,3 процента в промышленном производстве.


Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленном комплексе увеличился с 22601,1 млн. рублей в 2020 году до 27465,6 млн. рублей в 2021 году или на 21,5 процента.


В рейтинге среди субъектов Сибирского федерального округа по итогам 2021 года по индексу промышленного производства республика занимает 3 место.


Объем валового регионального продукта Республики Тыва за 2020 год составил 82,8 млрд. рублей, к уровню 2019 года рост на 4,7 процента (или на 3,5 млрд. рублей). Индекс объема ВРП относительно предыдущего года составил 95,4 процента (по России - 99,2 процента, СФО - 96,6 процента).


В структуре ВРП на отрасли реального сектора экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт) приходится более 47 процентов, доля социальной сферы - 29,2 процента, государственного управления - 18,4 процента.


Доля валовой прибыли экономики в ВРП на сегодняшний день составляет 41 процент, остальное - это оплата труда и налоги (59,1 процента). За счет реализации, планируемых приоритетных инвестиционных проектов в рамках Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва доля валовой прибыли экономики к 2030 году составит до 60 процентов.


Индекс добычи полезных ископаемых составил 105,4 процента. По итогам 2021 года добыча угля в Республике Тыва составила 658 тыс. тонн с ростом к уровню 2020 года на 15 процентов (2020 г. - 572,6 тыс. тонн).


За последние 3 года добыча угля снизилась в 2,6 раза, в то время как в 2019 году добыча достигала 1704,6 тыс. тонн. В 2022 году возобновлена деятельность ООО "Межегейуголь" по добыче энергетического угля. Таким образом, ожидается тенденция роста добычи угля в связи с возобновлением деятельности ООО "Межегейуголь". Объем добычи полиметаллических руд составил 900,6 тыс. тонн или увеличение на 5,9 процентов к уровню прошлого года (2020 г. - 849,7 тыс. тонн). Продолжается строительство шахты ООО "Лунсин" для добычи руды подземным способом.


Немаловажными являются вопросы подготовки кадров для реализующихся и новых приоритетных инвестиционных проектов. Принимаются меры по созданию условий для подготовки кадров для горнодобывающих предприятий республики. Так, в рамках Соглашения об участии ООО "Голевская горнорудная компания" в социально-экономическом развитии Республики Тыва на период 2020 - 2025 годов предусмотрено до 2025 года строительство горного техникума Республики Тыва на территории г. Кызыла (объекты строительства: здание Горного техникума на 400 обучающихся, здание общежития на 250 человек, учебный полигон; ангары для техники, внутриплощадочные дороги).


Горный техникум в перспективе позволит нарастить объемы подготовки профессиональных кадров для горнодобывающих предприятий наряду с имеющимися учебными заведениями среднего и высшего образования.


Как отмечалось выше, в республике доля реального сектора экономики в ВРП составляет более 47 процентов, при этом в промышленном производстве основным источником формирования остается добыча полезных ископаемых. Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП составляет всего 0,6 процента.


В 2021 году в обрабатывающей промышленности индекс производства продукции составил 106,2 процента, в основном за счет увеличения объемов производства одежды в 3,3 раза.


Производство одежды и текстильных изделий в основном осуществляется малым и средним бизнесом, преимущественно мелкими ателье, занимающимися пошивом изделий по индивидуальным заказам населения, а также предприятиями, такими как обособленное подразделение АО "БТК Групп" в г. Кызыле, специализирующимся на производстве продукции гражданского назначения оборонно-промышленного комплекса России, и ООО "Кызылское учебно-производственное предприятие", ориентированное на пошив специализированной одежды и постельного белья. Численность работников ООО "Кызылское УПП" составляет 32 человека, ОП АО "БТК Групп" - 82 человека.


Также имеется высокий потенциал для развития производств по переработке шкур и шерсти. Реализуется проект по созданию цеха по первичной обработке шерсти, предусматривается создание в 2022 году 39 новых рабочих мест, привлечение инвестиций в основной капитал в размере 120,1 млн. рублей.


В лесоперерабатывающей отрасли основные фонды характеризуются высоким износом, техническая оснащенность действующих производств не позволяет осуществлять глубокую переработку древесины. Строительные материалы из древесины, за исключением пиломатериалов, завозятся из других регионов.


Приоритетными направлениями деревообрабатывающей отрасли на территории республики являются проведение лесоустроительных работ, создание и расширение деятельности по переработке леса, реализация инвестиционного проекта "Организация лесоперерабатывающего производства с полным замкнутым циклом", создание линии по производству пеллет, OSB-плит.


Реализация проекта позволит увеличить производство конкурентоспособной продукции лесопромышленного комплекса с высокой добавленной стоимостью. Будет создано более 70 рабочих мест.


Для дальнейшего развития промышленности в республике, создания новых производств, расширения видов выпускаемой продукции привлечены федеральные средства на докапитализацию Фонда развития Республики Тыва в размере 108,9 млн. рублей в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. N 830-р. Средства будут направлены на субсидирование части затрат проектов в сфере промышленности.


Малое и среднее предпринимательство. В Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва количество субъектов предпринимательства достигло 7463 единицы, тогда как на начало 2021 года состояло всего 6850 предпринимателей. Таким образом, в 2021 году обеспечено увеличение количества предпринимателей в Республике Тыва на 613 предпринимателей или на 8,9 процентов по отношению к началу 2021 года.


Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, по Республике Тыва за 2021 год составила 20133 человека, в том числе самозанятых более 4 тыс. человек, увеличена численность занятых в сфере МСП на 4,3 тыс. человек или на 27,1 процента. Оборот розничной торговли возрос на 1213,6 млн. рублей или на 4,8 процента.


Поступления в консолидированный бюджет Республики Тыва налогов на совокупный доход, уплачиваемый субъектами предпринимательства (упрощенная и патентная системы налогообложения, единый сельхозналог, налог на профессиональный доход), по предварительным данным, также увеличились: за январь - декабрь 2021 года поступило 320,9 млн. рублей с ростом к уровню 2020 года (233,6 млн. рублей) на 87,3 млн. рублей или на 37 процентов.


В среднесрочном и долгосрочном периодах с учетом эпидемиологической ситуации и действовавших ограничительных мероприятий в целом по стране, основной задачей является сохранение и обеспечение прироста численности субъектов МСП и занятых в сфере малого и среднего бизнеса.


Увеличению численности субъектов МСП будут способствовать принимаемые меры поддержки (в том числе в условиях внешнего санкционного давления).


В целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства пролонгировано на 2022 год снижение налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения (применимы для 6,5 тыс. субъектов МСП), предоставляются микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам через Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва по льготным ставкам от 9,5 процента, поручительства Гарантийного фонда Республики Тыва. В настоящее время займы по льготным ставкам получены 17 предпринимателями.


Предусмотрено субсидирование части затрат на приобретение оборудования в размере до 50 процентов в целях создания и модернизации производства товаров, субсидирование мероприятий, связанных с поддержкой социального предпринимательства, гранты социальным субъектам малого и среднего предпринимательства.


В целях поддержки участников государственных (муниципальных) закупок установлен предельный размер авансовых платежей договоров и государственных контрактов - 50 процентов, а по отдельным решениям Правительства Республики Тыва могут быть установлены авансовые платежи в размере до 90 процентов суммы договоров (государственных контрактов).


Развитию бизнеса в республике будет также способствовать деятельность ООО УК "Индустриальный парк г. Кызыла", в 2022 г. в индустриальный парк г. Кызыла (нарастающим итогом) отобрано 14 резидентов. Общее количество рабочих мест (в случае успешного запуска проектов) к 2025 году составит 525 ед. В настоящее время ведется работа по подаче аккредитационной заявки для включения в реестр индустриальных (промышленных) парков России.


К 2030 году ожидается увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.


Источником экономического роста также является увеличение объема привлекаемых инвестиций.


Объем инвестиций в основной капитал за 2021 год составил 14751 млн. рублей или 68,2 процента к соответствующему периоду предыдущего года. Частные инвестиции составили 3041,2 млн. рублей.


Одним из основных источников инвестиционной деятельности являются средства консолидированного бюджета (около 38 процентов общего объема капитальных затрат), из них на средства федерального бюджета приходится около 30 процентов, регионального - 8 процентов.


С начала реализации крупных инвестиционных проектов за 2007 - 2021 г. компаниями инвестировано свыше 70 млрд. рублей, в том числе на 1 января 2022 г. инвестировано 3041,2 млн. рублей.


Основные инвестиционные вложения поступают от деятельности крупных промышленных предприятий ООО "Голевская горнорудная компания" (в 2020 г. - 5255 млн. рублей, за 2021 г. - 2232,78 млн. рублей), ООО "Лунсин" (в 2020 г. - 3297 млн. рублей, за 2021 г. - 343,1 млн. рублей), ООО "Тардан Голд (за 2021 г. - 86,7 млн. рублей); ООО "Восток" (за 2021 г. - 199,407 млн. рублей), ООО "Артель старателей "Тыва" (25,508 млн. рублей), ООО "Артель старателей "Ойна" (153,8 млн. рублей).


По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации за 2020 год Республика Тыва занимает 19 строку из 29 позиций, наблюдается снижение общего индекса на 5,3 процента. Среди регионов Сибирского федерального округа Республика Тыва занимает 5 место.


По результатам проделанной работы сокращено:


- время подключения к электросетям со 137 до 82 дней;


- получение разрешений на строительство с 268 до 7 дней;


- среднее время получения регистрации прав собственности с 10 до 3,5 рабочих дней;


- среднее время регистрации юридических лиц осуществляется в срок не более чем в 3 рабочих дня со дня подачи заявления.


Значительно улучшилось место Республики Тыва в рейтинге по специализированным интернет-порталам для бизнеса.


Внедрение регионального инвестиционного стандарта. В 2022 году Республика Тыва отобрана в пилотные регионы, которые внедряют региональный инвестиционный стандарт. Региональный инвестиционный стандарт - это минимальный набор документов и организационных решений, уникальный для каждого субъекта Российской Федерации.


Основными положениями Стандарта являются требования по осуществлению региональными органами власти комплекса мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, защиту прав инвесторов, повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей.


Цель внедрения Стандарта - создание условий для увеличения притока инвестиций путем внедрения лучшей российской и международной практик взаимодействия региональных органов власти с предпринимателями.


Применение механизмов государственно-частного партнерства. В ежегодном рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития сферы государственно-частного партнерства Республика Тыва по итогам 2020 года заняла 57 место и поднялась на 8 позиций (в 2019 г. - 65 место).


В Республике Тыва осуществляется сопровождение 43 инвестиционных проектов в рамках различных форм государственно-частного партнерства на разных этапах реализации общей стоимостью 170,2 млн. рублей, из них частные - 157,6 млн. рублей.


Механизмы стимулирования привлечения инвестиций в республику:


- получение статуса регионального инвестиционного проекта;


- применение механизма реструктуризации бюджетных кредитов;


- освобождение от уплаты налога на имущество;


- предоставление земельного участка на территории Республики Тыва в аренду с целевым назначением (без конкурса) на льготных условиях;


- предоставление инвестиционного налогового вычета субъектам инвестиционной деятельности;


- применение механизма инвестиционного налогового вычета.


Планируемые меры поддержки инвесторов в республике:


1) заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений на региональном уровне;


2) заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК-2.0).


В результате реализации приоритетных инвестиционных проектов всего за период до 2025 - 2030 гг. будет создано свыше 4119 рабочих мест, что повлияет на повышение уровня занятости населения и рост реальных доходов граждан.


Приоритетные направления, реализуемые Министерством экономического развития и промышленности Республики Тыва, по развитию промышленности, предпринимательства и улучшению инвестиционного климата:


- оказание поддержки промышленным предприятиям путем возмещения части затрат на оплату услуг ресурсоснабжающих организаций по подключению к коммунальной инфраструктуре, возмещения предприятиям части затрат при лизинге, приобретении оборудования;


- оказание финансовой поддержки путем компенсации части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным субъектами промышленности с кредитными организациями в целях пополнения оборотных средств;


- обеспечение выполнения условий соглашений по трудоустройству работников из числа местного населения крупными инвестиционными компаниями;


- улучшение позиции Республики Тыва в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации;


- реализация механизмов стимулирования привлечения инвестиций в республику (реструктуризация бюджетных кредитов, освобождение от уплаты налога на имущество, предоставление земельного участка, инвестиционного налогового вычета);


- взаимодействие с инвесторами по реализации соглашений об участии в социально-экономическом развитии Республики Тыва (строительство транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры);


- обеспечение соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства условий соглашений при получении государственной поддержки, в части трудоустройства и создания рабочих мест;


- оказание нефинансовых мер поддержки субъектов предпринимательства (проведение обучающих мероприятий, обеспечение информационно-консультационной поддержки и др.);


- оказание финансовых и налоговых мер поддержки субъектам предпринимательства в условиях внешнего санкционного давления;


- оказание комплексных мер поддержки (методической, психологической, обучающей) отдельным категориям граждан для вовлечения в предпринимательскую деятельность и повышения финансовой грамотности;


- предоставление финансовой поддержки социальным предпринимателям, оказывающим льготные услуги отдельным категориям граждан (малоимущим, многодетным семьям);


- создание благоприятных условий для развития обрабатывающей промышленности в рамках промышленного парка "Индустриальный парк г. Кызыла", оборудованного полным комплексом коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктуры;


- подготовка заявки в Министерство образования Республики Тыва на целевое обучение кадров среднего и высшего звена для предприятий промышленности и крупных инвестиционных компаний;


- оказание содействия в трудоустройстве выпускников средних и высших образовательных организаций на промышленные предприятия республики.



3. Основные цели, задачи и этапы реализации Стратегии


Основными целями Стратегии являются обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и снижение уровня бедности в Республике Тыва к 2030 году до 15 процентов.


Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:


1) реализация крупных инвестиционных проектов в сфере строительства, энергетики, дорожно-транспортного комплекса, агропромышленного комплекса и в сфере малого и среднего предпринимательства;


2) смягчение негативных последствий бедности путем предоставления малоимущим гражданам мер социальной поддержки;


3) содействие занятости, поддержка самозанятости и предпринимательской инициативы граждан;


4) легализация неформальной занятости;


5) повышение уровня комфортности и качества жизни населения;


6) популяризация системы социальной ответственности;


7) реализация инициативных проектов с максимальной вовлеченностью государственных структур и общественности к достижению конечных результатов.


Срок реализации Стратегии - 2022 - 2030 годы.


Также в рамках Стратегии будут реализованы мероприятия, направленные на организацию своевременного и в полном объеме обеспечения прав отдельных категорий граждан на меры социальной поддержки, совершенствование норм законодательства, регулирующего правоотношения в сфере предоставления государственной социальной помощи. Предусмотрена разработка новых подходов к предоставлению социальных услуг, совершенствование системы информационного обеспечения предоставления мер социальной поддержки, в том числе учета граждан-получателей мер социальной поддержки, а также расширение масштабов адресной социальной поддержки, оказываемой населению.



4. Механизм реализации Стратегии


Реализация Стратегии позволит обеспечить комплексный и межведомственный подход к решению задач по обеспечению устойчивого роста реальных доходов населения, трудоустройства граждан и снижения численности граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума Республики Тыва.


Участниками Стратегии являются Министерство экономического развития и промышленности Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство спорта Республики Тыва, Министерство культуры и туризма Республики Тыва, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Министерство строительства Республики Тыва, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, Министерство топлива и энергетики Республики Тыва, ГБНИиОУ "Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва", социально ориентированные некоммерческие организации Республики Тыва (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва (по согласованию).


Министерство труда и социальной политики Республики Тыва во взаимодействии с участниками Стратегии обеспечивает координацию совместной деятельности в процессе реализации Стратегии, внесение в нее, при необходимости, изменений, а также оценку эффективности реализации Стратегии.


Участники Стратегии ежемесячно до 15 числа представляют информацию (отчет) о ходе исполнения плана мероприятий в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, которое, в свою очередь, подготавливает сводную информацию о ходе реализации Стратегии и представляет его в установленном порядке в Министерство экономического развития и промышленности Республики Тыва до 20 числа ежемесячно.



5. Ожидаемые результаты и индикативные показатели Стратегии


Основными результатами Стратегии определены:


- снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения в Республике Тыва до 15 процентов к 2030 году;


- повышение уровня доходов населения;


- увеличение числа занятых в малом и среднем предпринимательстве, самозанятых и граждан, занятых в личном подсобном хозяйстве.


Индикативные показатели Стратегии отражены в приложении N 1 к настоящей Стратегии.



Приложение N 1
к Стратегии по повышению уровня доходов
населения и снижению доли населения
с доходами ниже величины прожиточного
минимума в Республике Тыва к 2030 году



ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ ДО 2030 ГОДА

N п/п

Наименование показателя

Един. измерения

2021 г. (факт)

Целевое значение показателя (прогноз)

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

2027 г.

2028 г.

2029 г.

2030 г.

Цель: обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан

1.

Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы (2020 год - базовое значение)

процентов

98,6

105,1

108,2

111,3

114,6

119,2

123,6

126,2

128,0

131,4

2.

Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения (2020 год - базовое значение)

процентов

99,2

108,2

112,3

116,4

119,5

124,8

129,1

134,5

138,0

141,5

3.

Уровень бедности

процентов

29,4

29,3

27,1

25,2

23,4

21,4

20,8

18,6

17,5

15,0

4.

Уровень регистрируемой безработицы

процентов

8,4

12

11,5

10

9,5

9

8,7

8,5

8,2

7

5.

Доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи

процентов

37,5

42,2

45

46

46

46

46

46

46

46

6.

Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан

процентов

12

14,5

14,8

14,9

14,9

14,9

14,8

14,9

14,9

14,9

7.

Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей (нарастающим итогом)

человек

17174

18535

19553

20610

-

-

-

-

-

-



Приложение N 2
к Стратегии по повышению уровня доходов
населения и снижению доли населения
с доходами ниже величины прожиточного
минимума в Республике Тыва к 2030 году



КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И СНИЖЕНИЮ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ДО 2030 ГОДА

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные исполнители

1. Разработка территориальных планов мероприятий по повышению доходов населения и снижению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума до 2030 года

IV квартал 2022 г.

органы местного самоуправления (по согласованию)

2. Проведение работы по увеличению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Республики Тыва на 2022 год и плановый период до 2030 года

постоянно

Министерство финансов Республики Тыва

3. Проведение анализа влияния уровня экономического развития республики, а также мероприятий в рамках национальных проектов на повышение доходов населения

IV квартал 2022 г.

Министерство экономического развития и промышленности Республики Тыва

4. Подготовка предложений по созданию системы мониторинга самозанятых граждан и принятию мер по их легализации

октябрь - ноябрь 2022 г.

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Государственная инспекция труда Республики Тыва (по согласованию), Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Тыва (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию)

5. Разработка мер государственной поддержки личных подсобных хозяйств и создание условий для расширения самозанятости сельского населения с оценкой предстоящих расходов и определением источников их финансирования

ноябрь 2022 г.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию)

6. Разработка предложений по расширению мер имущественной, финансовой и информационно-консультационной государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в целях повышения занятости и увеличения доходов населения республики

декабрь 2022 г.

Министерство экономического развития и промышленности Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию)

7. Создание предприятий по производству строительных материалов

2023 - 2025 гг.

Министерство строительства Республики Тыва

8. Реализация крупных инвестиционных проектов в сфере строительства, энергетики, дорожно-транспортного комплекса, агропромышленного комплекса и сфере малого и среднего предпринимательства

2022 - 2030 гг.

Министерство экономического развития и промышленности Республики Тыва, Министерство строительства Республики Тыва, Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, органы местного самоуправления (по согласованию)

9. Организация комплексной профориентационной работы с учетом требований рынка труда Республики Тыва

2022 - 2030 гг.

Министерство образования Республики Тыва

10. Проведение анализа и корректировки образовательных программ организаций среднего профессионального образования республики с точки зрения экономической целесообразности и соответствия запросам рынка труда

2022 - 2030 гг.

Министерство образования Республики Тыва, Министерство экономического развития и промышленности Республики Тыва


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ