ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 ноября 2022 года N 576-р
Об утверждении Стратегии Тульской
области по обеспечению благоприятных
условий для ведения экспортной
деятельности до 2030 года
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204
"О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", Указом Президента Российской
Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года",
Стандартом по обеспечению благоприятных
условий для развития экспортной
деятельности в субъектах Российской
Федерации (Региональный экспортный
стандарт) версии 2.0, разработанным в
соответствии с планом национального
проекта "Международная кооперация и
экспорт", в соответствии со статьей 46
Устава (Основного Закона) Тульской
области:
1. Утвердить Стратегию Тульской области
по обеспечению благоприятных условий
для ведения экспортной деятельности до
2030 года (приложение).
2. Распоряжение вступает в силу со дня
подписания.
Первый заместитель Губернатора
Тульской области - председатель
Правительства Тульской области
В.А.ФЕДОРИЩЕВ
Приложение
к распоряжению Правительства
Тульской области
от 01.11.2022 N 576-р
СТРАТЕГИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ
ВЕДЕНИЯ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДО 2030
ГОДА
Общие положения
Стратегия Тульской области по
обеспечению благоприятных условий для
ведения экспортной деятельности до 2030
года (далее - Экспортная стратегия)
отражает приоритеты развития
внешнеэкономической деятельности в
Тульской области до 2030 года.
Экспортная стратегия разработана в
целях создания эффективной модели
внешнеэкономической деятельности
Тульской области, способствующей
реализации национальных интересов и
приоритетов развития Российской
Федерации с учетом места и роли Тульской
области в экономике страны, ее
особенностей и преимуществ.
Экспортная стратегия определяет цели,
основные задачи, инструментарий
деятельности для качественного
увеличения интеграции региональной
экономики в контур внешнеэкономической
деятельности Российской Федерации.
Экспортная стратегия базируется на
положениях Концепции внешней политики
Российской Федерации, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации
от 30 ноября 2016 года N 640, Указа Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400
"О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации",
Указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных
целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", Указа Президента Российской
Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года",
Стандарта по обеспечению благоприятных
условий для развития экспортной
деятельности в субъектах Российской
Федерации (Региональный экспортный
стандарт) версии 2.0, разработанного в
соответствии с планом национального
проекта "Международная кооперация и
экспорт" (далее - Региональный
экспортный стандарт), Указа Губернатора
Тульской области от 11 июля 2016 года N 102
"Об утверждении Основных направлений
деятельности правительства Тульской
области на период до 2026 года", Указа
Губернатора Тульской области от 24
сентября 2018 года N 203 "О стратегических
направлениях, целях и задачах развития
Тульской области на период до 2024 года",
распоряжения правительства Тульской
области от 14.10.2016 N 867-р "Об утверждении
Плана действий правительства Тульской
области по реализации Основных
направлений деятельности правительства
Тульской области на период до 2026
года".
Необходимость принятия Экспортной
стратегии определяется тем, что в
долгосрочной перспективе в области
глобальных внешнеэкономических связей
складывается качественно новая ситуация
по сравнению с предшествующими
периодами, что обусловлено системными
изменениями в мировой экономике,
внешнеэкономических отношениях и
вопросах национальной безопасности
Российской Федерации.
Положения и концепции Экспортной
стратегии предназначены для разработки
Планов развития экспортного потенциала
Тульской области и содействия выходу
региональных компаний на внешние рынки,
конкретизирующих цели и инструменты
поддержки экспортеров по отношению к
отдельным временным периодам.
Экспортная стратегия определяет
приоритетные направления
внешнеэкономической деятельности,
существующие барьеры и риски, формирует
механизмы и инструменты создания
благоприятных условий для ведения
экспортной деятельности в Тульской
области.
Для обеспечения реализации положений
Экспортной стратегии разрабатывается
региональная экспортная программа
развития экспортного потенциала
Тульской области.
Цели, задачи и принципы
внешнеэкономической политики Тульской
области
Целью внешнеэкономической деятельности
Правительства Тульской области является
повышение узнаваемости, авторитета и
репутации Тульской области как
международного партнера в сферах
внешней торговли и инвестиций.
Правительство Тульской области в
реализации внешнеэкономической
деятельности будет руководствоваться
принципами ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance),
характеризующимися экологическими,
социальными и управленческими
критериями, направленными на достижение
17 целей в области устойчивого развития,
принятых Генеральной ассамблеей ООН 25
сентября 2015 года в Нью-Йорке.
Целевым ориентиром Экспортной стратегии
является увеличение объемов экспорта
Тульской области на 70% к 2030 году по
сравнению с 2020 годом.
Стратегия направлена на решение
следующих задач:
увеличение объема экспорта путем
создания условий для расширения
географии присутствия товаров тульских
производителей на зарубежных рынках;
укрепление связей региона с субъектами
Российской Федерации и иностранными
государствами в сфере экспортной
деятельности;
формирование эффективной системы
управления экспортной деятельностью;
повышение эффективности инфраструктуры
поддержки экспорта;
совершенствование механизмов
взаимодействия государственных органов
и региональных экспортеров, а также
компаний, планирующих осуществлять
экспортную деятельность, по вопросам
развития экспорта;
обеспечение доступа региональных
экспортеров и компаний, планирующих
осуществлять экспортную деятельность, к
мерам поддержки экспорта;
выявление административных,
экономических и иных барьеров,
препятствующих расширению географии и
объемов экспорта;
увеличение объема иностранных
инвестиций в экономику региона;
создание благоприятных условий для
устойчивого роста и повышения
конкурентоспособности экономики
региона и повышения ее экологичности;
укрепление гуманитарных,
социально-экономических, научных и
кооперационных связей региона с
субъектами Российской Федерации и
административно-территориальными
единицами иностранных государств;
формирование синергетического эффекта
от взаимодействия профильных органов
исполнительной власти и муниципальных
образований Тульской области,
заинтересованных в международных
контактах, инфраструктуры поддержки
инвестиционной и экспортной
деятельности, а также хозяйствующими
субъектами региона;
расширение международных
кооперационных связей
научно-образовательного центра мирового
уровня "ТулаТЕХ" и инновационного
научно-технологического центра
"Композитная долина" (далее - ИНТЦ
"Композитная долина");
формирование отношений добрососедства с
сопредельными государствами;
всесторонняя эффективная защита прав и
законных интересов российских граждан и
проживающих за рубежом
соотечественников, в том числе в
различных международных форматах;
защита традиционных российских
духовно-нравственных ценностей,
культуры и исторической памяти.
Внешнеэкономическая деятельность
Тульской области с иностранными
государствами, межгосударственными
объединениями, международными
организациями базируется на основе
уважения принципов взаимовыгодного и
равноправного партнерства,
независимости и суверенитета,
прагматизма, транспарентности,
многовекторности, предсказуемости.
Вызовы и угрозы
Структура международных отношений
продолжает усложняться. Складываются
новые центры экономического и
политического влияния. Происходит
рассредоточение мирового потенциала
силы и развития, его смещение в
Азиатско-Тихоокеанский регион.
Климатическая повестка и тренд на
декарбонизацию экономики будут
продолжать оказывать воздействие на
инвестиционные стратегии мировых
держав. Этот факт будет оказывать
непосредственное влияние на
характеристики будущих инвестиционных
проектов, реализуемых на территории
региона, в том числе экспортно
ориентированных.
Дальнейшее усиление воздействия
глобальных тенденций на
социально-экономическое развитие России
будет происходить на фоне ужесточения
конкуренции, повышения роли
инновационных факторов в
странах-лидерах и перестройки мирового
экономического порядка.
В среднесрочной перспективе
прогнозируется рост количества
недружественных действий иностранных
государств, в том числе нацеленных на
"размывание" экономического,
технологического и
духовно-нравственного суверенитета
Российской Федерации. Эта тенденция
будет выражаться в применении
инструментов недобросовестной
конкуренции, протекционистских мер и
санкционном давлении.
Характеристика Тульской области в
контексте внешнеэкономической
деятельности
Тульская область - динамично
развивающийся регион Центральной
России. Близость к Москве, развитая
инфраструктура, квалифицированные кадры
и благоприятный инвестиционный климат
являются основными преимуществами
Тульской области.
За период 2016 - 2021 годов в Тульской области
создана конструктивная деловая среда:
выработана система приоритетов
развития, выстроена четкая
последовательность этапов решения
ключевых задач, созданы необходимые
механизмы роста.
Наиболее значимыми итогами являются
устойчивая положительная динамика
основных региональных показателей
социально-экономического развития,
успешные результаты исполнения целевых
приоритетов развития и комплекса
мероприятий по реформированию различных
сторон государственной и общественной
жизни.
В части межрегиональной кооперации
Правительством Тульской области
заключены соглашения о сотрудничестве с
42 субъектами Российской Федерации. В
части международных отношений подписаны
документы о сотрудничестве с 13
административно-территориальными
единицами иностранных государств.
Тульская область активно поддерживает
контакты на международном и
межрегиональном уровне в
социально-гуманитарных сферах: культуре,
спорте, образовании и науке.
На территории региона активно
развиваются преференциальные зоны,
создаются новые рабочие места. Данная
работа направлена в том числе на
привлечение иностранного капитала. За 5
лет создано более 10000 новых рабочих мест.
В 2021 году в экономику региона было
привлечено 182,4 млрд. рублей.
В 2019 году туристический поток в Тульскую
область впервые превысил 1 млн. человек.
Несмотря на то, что в 2020 году пандемия
коронавирусной инфекции COVID-19 внесла
свои коррективы (отмена массовых
мероприятий, введение ограничений не
только деятельности субъектов
туриндустрии, но и мобильности туристов,
изменения в их предпочтениях), число
гостей составило 1134 тыс. человек, в 2021
году - более 1347 тыс. человек.
Инфраструктура поддержки экспортной
деятельности
Основой инфраструктуры поддержки
экспорта в Тульской области является
Тульский центр поддержки экспорта (далее
- ЦПЭ), созданный 9 февраля 2017 года.
ЦПЭ является "единым окном" для
оказания нефинансовой поддержки
экспортно ориентированным субъектам
малого и среднего предпринимательства, а
также крупным компаниям Тульской
области.
6 марта 2017 года подписано Соглашение о
сотрудничестве с АО "Российский
экспортный центр" (далее - РЭЦ) по
совместной реализации образовательного
проекта в Тульской области. На основании
данного проекта в регионе реализуется
образовательная программа для
предпринимателей Тульской области по
ведению экспортной деятельности.
Оператором проекта является ЦПЭ.
Образовательный курс доступен
безвозмездно для всех экспортно
ориентированных субъектов
предпринимательства Тульской области.
Вместе с этим 25 мая 2020 года Тульской
областью подписано соглашение с
Автономной некоммерческой организацией
дополнительного профессионального
образования "Школа экспорта
Акционерного общества "Российский
экспортный центр" по совместной
реализации программы экспортных
семинаров "Жизненный цикл экспортного
проекта" для экспортно
ориентированных предприятий на
территории Тульской области.
Региональная система поддержки экспорта
реализует большинство инструментов
содействия действующим и потенциальным
экспортерам в рамках основных
направлений:
организационно-коммуникационного;
образовательного;
информационно-консультационного.
ЦПЭ обеспечивает:
участие в определении приоритетных
направлений поддержки экспортной
деятельности субъектов малого и
среднего предпринимательства Тульской
области на уровне субъекта Российской
Федерации - Тульской области, в том числе
в разработке и реализации мероприятий
региональной программы поддержки
экспорта;
популяризацию экспортной деятельности
среди субъектов малого и среднего
предпринимательства Тульской области, в
том числе в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", включая создание и
ведение персональных страниц Центра в
социальных сетях, создание в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" групп для
взаимодействия субъектов малого и
среднего предпринимательства по
вопросам осуществления экспортной
деятельности, а также путем организации
форумов, конференций, круглых столов и
других конгрессных мероприятий по
вопросам экспортной деятельности,
оказания информационного содействия
деятельности очных площадок, созданных в
Тульской области для взаимодействия
субъектов малого и среднего
предпринимательства, в целях обмена
опытом по вопросам ведения экспортной
деятельности;
участие в мероприятиях по внедрению
Регионального экспортного стандарта;
информирование и консультирование
субъектов малого и среднего
предпринимательства Тульской области о
существующих услугах и мерах поддержки
развития экспортной деятельности, в том
числе совместно со специализированными
институтами развития и образовательными
организациями, а также содействие в
получении услуг и мер поддержки развития
экспортной деятельности, реализуемых в
Российской Федерации
специализированными институтами
развития, банками и другими
организациями;
организацию и проведение регионального
конкурса "Экспортер года" в
Тульской области;
внесение информации о потенциальных
иностранных покупателях из числа
зарубежных хозяйствующих субъектов, с
которыми осуществлялось взаимодействие
в рамках реализации услуг, в единую базу
потенциальных иностранных покупателей
из числа зарубежных хозяйствующих
субъектов, формируемую РЭЦ;
формирование, ведение и внесение
информации о специализированных
организациях и квалифицированных
специалистах, зарегистрированных на
территории Российской Федерации и в
иностранных государствах, которых ЦПЭ
привлекает в целях предоставления
субъектам малого и среднего
предпринимательства Тульской области
услуг в единую базу специализированных
организаций и квалифицированных
специалистов, формируемую РЭЦ.
ЦПЭ предоставляет субъектам малого и
среднего предпринимательства, а также
представителям крупного бизнеса
комплексные услуги, в том числе
посредством привлечения
специализированных организаций и
квалифицированных специалистов,
зарегистрированных на территории
Российской Федерации и в иностранных
государствах, включая аккредитованные
РЭЦ партнерские организации, а именно:
комплексная услуга по сопровождению
экспортного контракта;
комплексная услуга по содействию в
поиске и подборе иностранного
покупателя;
комплексная услуга по организации и
проведению международных бизнес-миссий;
комплексная услуга по организации
участия субъектов малого и среднего
предпринимательства в
выставочно-ярмарочных мероприятиях на
территории Российской Федерации и за
пределами территории Российской
Федерации;
комплексная услуга по содействию в
размещении субъектов малого и среднего
предпринимательства и (или) товара
(работы, услуги) субъекта малого и
среднего предпринимательства на
международных электронных торговых
площадках предоставляется субъектам
малого и среднего предпринимательства
по запросу.
Составной частью оказываемых услуг
субъектам малого и среднего
предпринимательства являются следующие
дополнительные услуги ЦПЭ:
содействие в создании на иностранном
языке (иностранных языках) и (или)
модернизации уже существующего сайта
субъекта малого и среднего
предпринимательства в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет";
содействие в проведении индивидуальных
маркетинговых или патентных
исследований, включая разработку
патентных ландшафтов и проведение
патентной технологической разведки
исследования иностранных рынков;
содействие в обеспечении защиты и
оформлении прав на результаты
интеллектуальной деятельности и
приравненные к ним средства
индивидуализации юридических лиц,
товаров, работ, услуг и предприятий,
которым предоставляется правовая охрана
за пределами территории Российской
Федерации, в том числе содействие
субъекту малого и среднего
предпринимательства в получении
комплекса работ (мероприятий),
осуществляемых в целях регистрации на
внешних рынках объектов
интеллектуальной собственности
(изобретений, полезных моделей,
промышленных образцов, товарных знаков,
наименований мест происхождения товаров
и иных);
содействие субъектам малого и среднего
предпринимательства в формировании или
актуализации коммерческого предложения
под целевые рынки и категории товаров
(работ, услуг);
содействие в приведении продукции и (или)
производственного процесса в
соответствие с требованиями,
предъявляемыми на внешних рынках для
экспорта товаров (работ, услуг)
(стандартизация, сертификация,
необходимые разрешения), а именно
содействие субъекту малого и среднего
предпринимательства в получении
комплекса работ (мероприятий),
осуществляемых в целях оценки
соответствия продукции и (или)
производственного процесса требованиям,
предъявляемым на внешних рынках,
включающими в том числе подготовку
(разработку, доработку, перевод)
технической документации на продукцию,
транспортировку, хранение, испытания и
утилизацию испытательных образцов
продукции, таможенное оформление, в
случае если соответствие указанным
требованиям является обязательным
требованием законодательства страны
экспорта или требованием иностранного
контрагента, содержащимся в экспортном
контракте.
В случае отсутствия возможности
предоставления услуг экспортерам
собственными силами организации системы
поддержки экспорта организуют и
координируют взаимодействие с
федеральными органами.
По вопросам финансирования и
страхования экспортных контрактов
привлекаются Акционерное общество
"Российский экспортно-импортный
банк" и Акционерное общество
"Российское агентство по страхованию
экспортных кредитов и инвестиций".
По вопросам поиска и установления
контактов с потенциальными покупателями
на зарубежных рынках привлекаются
торговые представительства Российской
Федерации в соответствующих странах. По
вопросам получения информации о рынках и
действующих торговых барьерах
используются ресурсы РЭЦ и ЦПЭ.
Реализация вышеуказанных инструментов
позволяет внедрить в Тульской области
Региональный экспортный стандарт.
Региональный экспортный стандарт
содержит унифицированные подходы по
созданию благоприятных условий для
экспорта с учетом региональной
специфики, что, в свою очередь, позволит
комплексно развивать систему поддержки
экспорта в субъекте Российской
Федерации.
Инфраструктура привлечения иностранных
инвестиций
Особое внимание Правительством Тульской
области уделяется улучшению
инвестиционного климата региона в целях
увеличения объемов инвестиций в
основной капитал и количества экспортно
ориентированных инвестиционных
проектов. Актуальность обусловлена
необходимостью технологической
модернизации мощностей региональных
компаний, локализации нетрадиционных
для области производств, разработки и
выпуска инновационной,
конкурентоспособной на внутреннем и
мировом рынках продукции с высокой
добавленной стоимостью.
Региональным институтом развития,
занимающимся привлечением инвестиций в
Тульскую область, сопровождением
инвестиционных проектов, созданием и
развитием индустриального парка и
особой экономической зоны является
Акционерное общество "Региональная
Корпорация развития и поддержки
Тульской области" (далее - Корпорация
развития). 100% уставного капитала
акционерного общества принадлежит
Тульской области.
Корпорация развития является "единым
окном" для инвестора и оказывает
полный комплекс услуг по сопровождению
инвестиционного проекта: подбор
земельного участка, обеспеченного
необходимой инфраструктурой,
административное и техническое
сопровождение проекта. Все
консультационные услуги
предоставляются на безвозмездной
основе.
Корпорация развития осуществляет
функции управляющей компании
индустриального парка "Узловая" и
особой экономической зоны
"Узловая". Это позволяет оперативно
предоставлять потенциальным инвесторам
варианты интересующего их налогового,
таможенного регулирования, а также
варианты обеспечения площадок
инфраструктурой.
Для реализации инвестиционных проектов
в регионе предусмотрено около 500
площадок (гринфилд и браунфилд). Созданы
особая экономическая зона
промышленно-производственного типа
"Узловая", индустриальный парк
"Узловая", ИНТЦ "Композитная
долина".
На территории Тульской области
расположены 6 монопрофильных
муниципальных образований (городской
округ город Алексин, городской округ
город Ефремов, городское поселение город
Кимовск, городское поселение город
Белев, городское поселение рабочий
поселок Первомайский, городское
поселение город Суворов). В двух из них
созданы территории опережающего
социально-экономического развития -
"Ефремов" и "Алексин".
Важной характеристикой инвестиционного
потенциала субъектов Российской
Федерации является позиция в
Национальном рейтинге состояния
инвестиционного климата в субъектах
Российской Федерации, формируемого
Автономной некоммерческой организацией
"Агентство стратегических инициатив
по продвижению новых проектов".
Комплексный системный подход к созданию
комфортных условий ведения бизнеса
позволяет Тульской области на
протяжении нескольких лет входить в
число регионов с повышенной
комфортностью ведения бизнеса в
Национальном рейтинге состояния
инвестиционного климата. По итогам 2020
года регион в указанном рейтинге
занимает 4-е место в Российской
Федерации.
В условиях обостренной конкуренции
регионов за инвестиционные ресурсы
особое место занимает благоприятный
инвестиционный климат как механизм
привлечения инвестиций в Тульскую
область.
Основными целями и перспективами
инвестиционной политики Тульской
области являются:
формирование благоприятного
инвестиционного климата в регионе;
совершенствование нормативной правовой
базы, регулирующей инвестиционную
деятельность;
переход в режим инновационного
развития;
привлечение инвестиций в наукоемкие
отрасли;
совершенствование механизма
привлечения инвестиций;
развитие инструментов
государственно-частного партнерства;
повышение эффективности использования
мер государственной поддержки
инвестиционной деятельности;
активная поддержка эффективных
инвестиционных проектов по производству
конкурентоспособной продукции;
внедрение энергосберегающих и
экологически чистых (безотходных)
технологий;
создание условий для привлечения
внутренних и увеличения притока внешних
инвестиционных ресурсов в экономику
области;
выравнивание инвестиционных условий в
муниципальных образованиях Тульской
области с различным уровнем развития;
формирование и распространение
информации об инвестиционных
возможностях Тульской области;
информационная и кадровая поддержка
инвестиционной деятельности.
В настоящее время на территории региона
реализуется 88 инвестиционных проектов,
направленных в том числе на укрепление
экспортного потенциала и увеличение
внешнеторгового оборота, запуск которых
запланирован в период 2022 - 2030 гг.
Анализ состояния экспорта Тульской
области
Модернизация предприятий региона,
выпуск продукции более высоких
переделов, ориентация на ускоренный рост
и структурные изменения, связанные с
выходом на новые рынки и повышением
уровня конкурентоспособности, усиливают
роль экспортной деятельности.
Возрастает спрос на иностранные
технологии и рабочую силу для целей
модернизации и структурной перестройки
хозяйственного комплекса.
В 2021 году экспорт Тульской области
составил 3,953 млрд. долларов США и
увеличился на 29,5% в сравнении с
аналогичными показателями 2020 года (3,052
млрд. долларов США) за счет увеличения
экспортных поставок в страны
Содружества Независимых Государств
(далее - СНГ) (с учетом стран - членов
Евразийского экономического союза
(далее - ЕАЭС)) - на 56,7%, в страны дальнего
зарубежья - на 24,8%.
Если рассматривать объемы экспорта в
горизонте последних пяти лет, то
наблюдается волнообразный тренд к
увеличению объемов экспорта. Общий
внешнеторговый оборот Тульской области
с учетом взаимной торговли со странами -
членами ЕАЭС в 2017 - 2021 годах представлен в
таблице N 1.
Таблица N 1
Внешнеторговый оборот и объем экспорта
Тульской области
Наименование показателя |
Годы | ||||
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Объем внешнеторгового оборота, млн. долл. США |
4 820,99 |
4 641,91 |
4 222,64 |
4 175,79 |
5 747,09 |
Объем экспорта, млн. долл. США |
3 766,82 |
3 559,57 |
3 036,68 |
3 052,27 |
3 952,82 |
Общее количество компаний-экспортеров |
н/д |
435 |
471 |
465 |
491 |
Компании-экспортеры из числа СМСП |
н/д |
356 |
392 |
377 |
408 |
По объему экспорта Тульская область в 2021
году заняла 25 место среди других
регионов России и 6 место в Центральном
федеральном округе.
В отличие от российской экономики в
целом товарная структура экспорта
Тульской области характеризуется
преобладанием доли продукции
обрабатывающей промышленности, которая
составляет свыше 90% стоимости
регионального экспорта. Это связано с
успешным развитием обрабатывающих
отраслей (включая оборонно-промышленный
комплекс) в Тульской области.
Структура экспорта Тульской области в
разрезе номенклатуры товаров в 2021 году
выглядит следующим образом (за
исключением топливно-энергетических
товаров группы 27 товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности ЕАЭС
(далее - ТН ВЭД ЕАЭС)):
продукция химической промышленности,
каучук (36,3% от общего объема);
прочие товары (25,4%);
металлы и изделия из них (23,3%);
продовольственные товары и сырье (6,9%);
машиностроительная продукция (5,3%);
минеральные продукты (1,5%);
древесина и целлюлозно-бумажные изделия
(0,5%);
текстиль, текстильные изделия и обувь
(0,5%);
кожевенное сырье, пушнина и изделия (0,3%).
В 2021 году экспорт товаров из Тульской
области в стоимостном выражении
превышает объемы импорта в 2,2 раза.
Таблица N 2
Товарная структура и объем экспорта
Тульской области (млн. долл. США)
Коды ТН ВЭД ЕАЭС |
Наименование товара |
Годы | ||||
|
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
01-24 |
Продовольственные товары и сырье |
120,00 |
199,04 |
152,88 |
204,70 |
274,08 |
25-27 |
Минеральные продукты |
16,89 |
25,06 |
28,64 |
36,52 |
60,17 |
27 |
Топливно-энергетические товары |
7,94 |
9,16 |
15,23 |
21,59 |
40,36 |
28-40 |
Продукция химической промышленности, каучук |
921, 82 |
258,56 |
1096,85 |
850,74 |
1433,99 |
41-43 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия |
0,03 |
1,03 |
0,05 |
0,01 |
0,07 |
44-49 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
24,75 |
31,16 |
20,31 |
39,15 |
22,72 |
50-67 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
18,15 |
61,90 |
18,76 |
15,52 |
22,03 |
72-83 |
Металлы и изделия из них |
769,92 |
114,99 |
723,88 |
475,02 |
923,46 |
84-90 |
Машиностроительная продукция |
140,74 |
379,18 |
206,85 |
137,07 |
209,91 |
68-71, 91-97 |
Прочие товары |
1750,98 |
11,41 |
785,78 |
1293,54 |
1006,37 |
Вместе с этим сфера услуг является
важным элементом в развитии экспорта,
которое в рамках настоящей Стратегии
определяется как одно из новых
направлений. Отмечается устойчивый рост
услуг в сфере транспортных перевозок,
активно развивается сфера цифровой
экономики. Особое внимание уделяется
экспорту услуг в сфере туризма и
образования.
Анализ географической структуры
экспортной специализации Тульской
области
В 2017 - 2021 годах в Тульской области
проведена работа по определению
приоритетных для региона экспортных
направлений, сформирован реестр
потенциальных предприятий-экспортеров,
с которыми проводится комплексная
работа по выходу на зарубежные рынки.
В качестве приоритетных выделены
следующие направления:
металлы и изделия из них;
химическая промышленность (производство
изделий из синтетических материалов);
машиностроительная продукция;
пищевая промышленность и продукция
агропромышленного комплекса.
По каждой отрасли проводились рабочие
встречи с предпринимателями,
организовывалась работа по разработке
дорожных карт по выводу предприятия на
зарубежный рынок, в том числе:
маркетинговые исследования по
направлению, экономические расчеты,
международные контакты, необходимые
документы. Для предприятий разработана
пошаговая инструкция по экспорту с
учетом отраслевой принадлежности товара
и страны назначения.
Широкая диверсификация
внешнеэкономических связей -
необходимое условие обеспечения
устойчивости по отношению к
изменяющимся балансам сил между
центрами мировой экономики, снижения
рисков, связанных с глобальными
потрясениями.
В качестве приоритетных стран для
экспорта тульских товаров среди стран
СНГ определены Казахстан, Азербайджан,
Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан,
Беларусь, а среди стран дальнего
зарубежья - Бразилия, Индия, Вьетнам,
Иран, Египет, ЮАР, Китай, Турция, ОАЭ и
Сербия.
Региональные и страновые приоритеты
Достижение стратегических целевых
ориентиров предусматривает выбор
региональных и страновых приоритетов
внешнеэкономической политики.
Широкая диверсификация
внешнеэкономических связей -
необходимое условие обеспечения
устойчивости по отношению к
изменяющимся балансам сил между
центрами мировой экономики, снижения
рисков, связанных с глобальными
потрясениями.
Важнейшими партнерами Тульской области
в экономической и культурной сферах
являются страны СНГ, Китай, Турция, Индия.
Именно с этими государствами
наблюдаются наибольшие перспективы
инвестиционного, торгового и
социально-культурного сотрудничества,
которое может стать основой для
совершенствования структуры экспорта и
экономики Тульской области в целом до 2030
года.
Региональные и страновые приоритеты
определяются внешнеполитическим курсом
Российской Федерации, сложившейся
структурой внешней торговли Тульской
области, целевыми странами для
привлечения иностранного
туристического потока, а также
потенциалом внешних инвестиций.
Страны СНГ
Приоритетными направлениями внешней
политики Тульской области являются
развитие двустороннего и
многостороннего сотрудничества с
государствами - участниками Содружества
Независимых Государств (далее - СНГ) и
дальнейшее укрепление действующих на
пространстве СНГ интеграционных
структур с российским участием. Учитывая
общую конъюнктуру внешней политики по
отношению к Российской Федерации,
важность тесного сотрудничества со
странами СНГ многократно возрастает для
Тульской области.
В фокусе внимания Правительства
Тульской области должно сохраняться
тесное взаимодействие в
социально-культурной сфере.
В связи с невысокой инвестиционной
активностью основным экономическим
направлением сотрудничества со странами
СНГ в ближайшие несколько лет будет
оставаться внешняя торговля.
Страны региона предъявляют спрос на
широкий ассортимент российской
продукции: машинно-техническую
продукцию, продовольствие, промышленные
материалы, товары широкого потребления и
т.д. Наиболее перспективными торговыми
партнерами выступают Казахстан,
Беларусь, Узбекистан, Азербайджан и
Таджикистан.
Предпосылками для наращивания экспорта
являются действие интеграционных
процессов, наличие общих или близких
границ, тесные исторические,
социокультурные, экономические связи,
растущие местные рынки, выгодное
транспортно-географическое положение
России по сравнению с большинством
конкурентов. Вместе с тем усиливается
конкуренция с Китаем, прежде всего в
центрально-азиатских республиках, к
которым он имеет прямой выход.
Значительным экспортным потенциалом
обладают химические продукты и
машиностроительная продукция.
Необходимо отметить важность развития
отношений с Республикой Узбекистан. Рост
экономических показателей и
политическая стабильность Узбекистана
делают это направление наиболее
перспективным как во внешней торговле,
так и в реализации инвестиционных
проектов, в том числе в формате
совместных проектов. Принимая во
внимание стратегические приоритеты
Правительства Узбекистана, для Тульской
области существуют перспективы
инвестиционного сотрудничества в сферах
сельского хозяйства и машиностроения.
Во взаимодействии со странами СНГ
наиболее действенными останутся
инструменты внешнеэкономической
деятельности по линии государственных
структур стран СНГ - работа напрямую
органами исполнительной власти,
международное межрегиональное
сотрудничество, поддержка инициативы
учреждений и предприятий Тульской
области, институт побратимства.
Страны Азии
Страны Азии характеризуются
опережающими темпами роста экономики,
что делает их привлекательными с точки
зрения привлечения инвестиций.
Наиболее перспективными торговыми
партнерами выступают Китай, Индия.
Сдерживающим фактором для развития
масштабных поставок тоннажных товаров
(первичной сельскохозяйственной
продукции, промышленного сырья и
полуфабрикатов) выступает
географическая удаленность региона.
Значительным экспортным потенциалом
обладают удобрения, машиностроительная
продукция, целлюлозно-бумажная
продукция, резинотехнические изделия и
изделия из пластмассы.
Вместе с тем Китай является одной из
целевых стран по привлечению
туристического потока и ключевой
страной в этой сфере в Азиатском
регионе.
Значительные усилия инвестиционного
блока Правительства Тульской области
должны быть приложены в сфере
привлечения иностранных инвестиций
именно в направлении Азиатского региона.
Сосредоточение должно быть на
высокотехнологичных отраслях
промышленности. Учитывая особенности
менталитета данного региона, необходимо
внедрение практики организации
совместных инвестиционных проектов. Для
этих целей требуется: глубокая
проработка потребностей и перспективных
направлений развития действующих
производств региона; формирование
приемлемых механизмов совместных
проектов, в том числе не предполагающих
значительных финансовых затрат, а
использующих в качестве активов землю,
региональную и муниципальную
недвижимость, иные активы или
обязательства.
Важными инструментами
внешнеэкономической деятельности для
реализации должны стать использование
площадок Межправительственных комиссий
по торгово-экономическому и
научно-техническому сотрудничеству,
работа с профильными средствами
массовой информации (далее - СМИ), очные
бизнес-миссии, участие в профильных
конгрессно-выставочных мероприятиях
региона.
Страны Ближнего Востока и Северной
Африки
Основная цель внешнеэкономической
политики в регионе - выстраивание
устойчивых торговых и инвестиционных
отношений с ведущими странами Ближнего
Востока.
Страны данного региона предъявляют
основной спрос на продовольствие,
металлургическую продукцию, а также
продукцию лесопромышленного и
химического комплексов.
Перспективы увеличения объемов экспорта
определяются значительным потенциалом
экономического роста стран региона и
сохранением в силу природных и
социально-экономических причин дефицита
отдельных групп продукции
(продовольствие, лесобумажные товары,
металлы).
Значительным экспортным потенциалом
обладают пищевые продукты (масложировая
продукция, мясо птицы), пиломатериалы,
удобрения, древесные плиты и фанера,
корма.
Наиболее перспективными торговыми
партнерами выступают Турция, Иран, Сирия,
Египет, Марокко и ОАЭ.
Среди стран Ближнего Востока необходимо
особенно отметить перспективность
инвестиционного и торгового
сотрудничества с Турцией, прежде всего в
целях развития автомобильного кластера
на территории Тульской области.
В силу сложившейся конъюнктуры связей
Тульской области с ближневосточным
регионом наиболее действенными
инструментами внешнеэкономической
деятельности останутся: взаимодействие
через систему Торговых представительств
Российской Федерации Минпромторга
России, использование ресурса
Межправительственных комиссий по
торгово-экономическому и
научно-техническому сотрудничеству,
организация бизнес-миссий, очных встреч,
работа со СМИ.
Страны Центральной и Южной Африки
Спрос стран региона на российскую
продукцию ограничивается зерном и
удобрениями.
Перспективы роста экспорта в этих и
других сегментах ограничиваются низким
уровнем экономического развития
большинства африканских стран,
удаленностью рынка, превосходством
Китая во многих подходящих для России
товарных нишах.
Значительным экспортным потенциалом
обладают удобрения, пищевые продукты,
продукция химической отрасли,
машиностроительная продукция.
Наиболее перспективными торговыми
партнерами выступают ЮАР, Ангола,
Нигерия, Эфиопия.
Страны Европы
Учитывая активную санкционную политику,
проводимую странами Европы с начала 2022
года, в горизонте 3 - 5 лет полноценное
восстановление экономического
сотрудничества до уровня 2021 года
маловероятно.
В краткосрочной перспективе прямая
внешняя торговля с данным регионом будет
осложнена. Однако интерес к
сотрудничеству у хозяйствующих
субъектов сохраняется. Наиболее тесные
экономические связи перестраиваются
через посредников.
Значительным экспортным потенциалом
обладают потребительские товары,
удобрения, химическое сырье и продукция
металлургической отрасли.
Страны Северной и Латинской Америки
Географические и дипломатические
факторы во взаимодействии Тульской
области со странами Северной и Латинской
Америки накладывают ряд ограничений на
расширение сфер сотрудничества.
Основными внешнеторговыми партнерами
Тульской области в данном регионе
являются Бразилия и Аргентина.
При условии устойчивой санкционной
политики со стороны США, а также
негативной риторики в отношении России в
целом Соединенные Штаты Америки в
ретроспективе последних пяти лет
стабильно входят в десятку крупнейших
импортеров продукции тульских
производителей химической и
металлургической отраслей. С учетом
двойственности внешней политики США
предполагается, что, несмотря на
"жесткую" риторику официальных лиц
Соединенных Штатов Америки,
товарооборот не подвергнется очень
сильной корректировке. Однако
инвестиционное сотрудничество в
ближайшие несколько лет будет
приостановлено.
В данном регионе мира существуют
перспективы у тульских товаров, имеющих
уникальные характеристики, в том числе
не имеющих аналогов.
При выстраивании отношений со странами
данного региона Правительство Тульской
области должно исходить сугубо из
перспективности таких контактов. При
этом со странами Латинской Америки
отношения будут базироваться в большей
степени в социально-культурной сфере, в
то время как со странами Северной
Америки будут преобладать связи
экономического характера.
Австралия и Океания
Перспективы экспорта крайне малы из-за
большой удаленности региона, его
избыточности по многим
конкурентоспособным российским товарам
и высокой требовательности ключевых
рынков - фактически здесь находят спрос
только нефтепродукты и удобрения.
Анализ основных внутренних и внешних
барьеров
Существенное влияние на развитие
экспорта товаропроизводителей
оказывают как проблемы различных
колебаний на глобальных мировых рынках,
так и внутрироссийские проблемы. Для
комплексности изложения всей
совокупности проблем ниже перечисляются
проблемы, относящиеся к обоим
перечисленным выше группам.
К общим барьерам для всех производителей
относятся:
отказ зарубежных производителей в
поставках критического сырья,
оборудования и комплектующих для
проведения плановых ремонтов;
увеличение цен по импортным сырьевым
позициям;
увеличение расходов в связи с
изменившейся логистикой;
ограниченные возможности портовой
инфраструктуры (терминалы для перевалки
аммиака, метанола);
недостаточность российских
контейнерных линий и контейнерных
перевозок;
отсутствие подробного статистического
инструментария в сфере внешней
торговли;
слабое развитие дилерской и сервисной
сети на зарубежных рынках;
высокие удельные затраты на омологацию и
сертификацию продукции, а также на
подготовку производств для новых
экспортных рынков из-за незначительных
объемов сбыта.
Результаты общероссийского опроса
потенциальных и действующих экспортеров
свидетельствуют о наличии ряда барьеров,
препятствующих запуску и расширению
экспортной деятельности, а именно:
меры защиты национальных производителей
странами - членами Всемирной торговой
организации; введение антидемпинговых
пошлин в отношении российских товаров с
дальнейшим требованием по принятию
ценовых обязательств производителями
продукции;
технические барьеры и издержки
соответствия; ограничение доступа на
рынок или возникновение дополнительных
расходов из-за отсутствия единых
регламентов производства и стандартов
качества, разных правил оценки и
сертификации;
административные ограничения;
прямые ограничительные меры со стороны
торговых партнеров: введение квот на
импорт или оборот заграничных товаров,
ограничение доступа к госзакупкам,
ограничение транзита по территории
страны;
финансовые и ценовые ограничения:
снижение конкурентоспособности
импортных товаров за счет регулирования
цен на целевых рынках, сложности
валютного регулирования в отдельных
странах;
сложности с конвертацией валют и с
расчетами через аккредитивы;
недостаточный уровень осведомленности
экспортеров об инструментах поддержки:
отсутствие понимания о взаимосвязи РЭЦ и
прочих государственных институтов
развития и ассоциаций, формирующих
экосистему поддержки экспортной
деятельности;
сложности в получении банковских услуг
при экспорте: банки отказываются давать
гарантии по иностранному
законодательству; отечественные банки
кредитуют производителей продуктов
широкого потребления, производителям
высокотехнологичных решений тяжелее
получить кредит.
Региональные компании в ходе проведения
интервью отмечают следующие
ограничения, препятствующие запуску и
расширению экспортной деятельности в
Тульской области:
длительная и дорогостоящая морская
доставка на зарубежных океанских
контейнерных линиях, высокий
железнодорожный тариф на доставку по
железной дороге через границу
Российская Федерация/Китай;
недостаточная узнаваемость региона на
зарубежных рынках: Тульская область
малоизвестна на мировом рынке,
потенциальным клиентам не знаком
технологический уровень развития
региона, присутствует высокая степень
недоверия.
Основным внешним ограничением на
региональном уровне является
недостаточный уровень узнаваемости
региона на зарубежных рынках; внутренним
- отсутствие информационной
осведомленности потенциальных и
экспортно ориентированных компаний о
соответствующих мерах поддержки.
Направления развития инфраструктуры
поддержки экспорта
Реализация мер поддержки экспортно
ориентированным организациям Тульской
области осуществляется как на
федеральном уровне, а именно РЭЦ, так и в
рамках деятельности ЦПЭ и Союза
"Тульская торгово-промышленная
палата".
Экспортная стратегия предусматривает
мероприятия и соответствующие механизмы
по устранению барьеров либо минимизации
их последствий.
Большое значение придается повышению
уровня знаний и компетенций
предпринимателей - участников
внешнеэкономической деятельности. В
последние несколько лет на регулярной
основе проводились мероприятия
образовательного и информационного
характера для представителей как
субъектов малого и среднего
предпринимательства, так и крупного
бизнеса.
К основным мероприятиям, направленным на
совершенствование инфраструктуры
поддержки экспорта, относятся:
разработка региональных мер поддержки
экспортеров;
повышение уровня удовлетворенности
субъектов малого и среднего
предпринимательства Тульской области
полученными в ЦПЭ услугами;
привлечение к регистрации на портале
"Мой экспорт" субъектов малого и
среднего предпринимательства Тульской
области, в том числе для того, чтобы
проводить оценку их экспортной
готовности, и включать в акселерационный
проект РЭЦ заинтересованные в развитии
экспорта своих товаров и услуг компании;
продолжение реализации программы
экспортной акселерации "Экспортный
форсаж" Школы экспорта РЭЦ;
увеличение количества субъектов малого
и среднего предпринимательства Тульской
области, разместивших продукцию на
ведущих международных электронных
торговых площадках;
обеспечение роста компетенций
сотрудников ЦПЭ Тульской области с целью
оказания информационно-аналитической,
консультационной и организационной
поддержки внешнеэкономической
деятельности субъектов малого и
среднего предпринимательства
непосредственно ЦПЭ;
увеличение объема оказываемых мер
поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства Тульской области,
планирующих выход на экспорт;
внедрение на территории Тульской
области Регионального экспортного
стандарта.
Инструменты и методы снижения
препятствий выхода на внешние рынки
В формировании внешнеэкономической
политики Правительство Тульской области
исходит из перспективности и
целесообразности вложения ресурсов в
разработку сотрудничества в той или иной
сфере с зарубежными партнерами.
К основным инструментам реализации
внешней политики Тульской области
относятся:
прямые контакты с представителями
коммерческих, общественных и
государственных структур иностранных
государств;
расширение каналов презентации
потенциала региона с использованием
онлайн-платформ, СМИ, а также
презентационно-выставочных мероприятий
международного формата;
организация представительств Тульской
области в целевых странах;
участие в работе Межправительственных
комиссий по торгово-экономическому и
научно-техническому сотрудничеству;
взаимодействие с федеральными
институтами развития внешних связей, в
том числе с посольствами Российской
Федерации, подразделениями Федерального
агентства по делам Содружества
Независимых Государств,
соотечественников, проживающих за
рубежом, и по международному
гуманитарному сотрудничеству, торговых
представительств и представительств РЭЦ
за рубежом;
организация визитов официальных
делегаций Тульской области, а также
прием делегаций на территории Тульской
области;
участие Тульской области в работе
межстрановых организаций
сотрудничества, таких как Шанхайская
организация сотрудничества (далее - ШОС),
межгосударственное объединение
Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР
(далее - БРИКС), ЕАЭС и другие;
популяризация среди муниципальных
образований Тульской области институтов
побратимства с
административно-территориальными
единицами иностранных государств.
С точки зрения привлечения иностранных
инвестиций необходимо провести аудит
процессов привлечения иностранных
инвестиций. Механизмы привлечения
инвесторов должны носить проактивный
характер.
В целях увеличения охвата потенциальных
инвесторов следует расширить свое
присутствие в наиболее авторитетных
иностранных профильных СМИ
(тематические издания, журналы, рейтинги,
порталы и прочее).
По линии министерства промышленности и
торговли Тульской области потребуется
проведение качественного структурного
анализа отраслей промышленности
региона.
На основе глубокого анализа действующих
в регионе производств, во взаимодействии
с крупнейшими компаниями необходимо
сформировать ключевые модельные
инвестиционные проекты с подробным
описанием перспектив такого проекта как
с точки зрения рынков сбыта, так и с точки
зрения бизнес-моделей реализации. Важным
фактором является прогнозирование
изменения структуры промышленности и
появления предприятий, способных внести
существенные изменения в отраслях
производства товаров и услуг, в
горизонте пятилетней инвестиционной
фазы действующих, запущенных
инвестиционных проектов или проектов в
высокой стадии готовности.
Отдельно стоит отметить необходимость
усиления контроля за инвестициями в
стратегически значимые сектора
экономики Тульской области во избежание
возникновения потенциальных угроз
региональной безопасности.
В целях географической и товарной
диверсификации экспорта необходимо
реализовать комплекс мер, включая:
совершенствование региональной системы
государственной поддержки экспорта с
участием группы РЭЦ;
создание ассоциаций и объединений
экспортеров с целью формирования единой
ценовой политики и защиты своих
интересов;
развитие электронной торговли
посредством создания
специализированных электронных
площадок и выхода на международные
товарные электронные площадки;
более активное вовлечение экспортно
ориентированных предприятий в систему
поддержки экспорта, в том числе из
сегмента малого и среднего бизнеса;
продвижение регионального бренда на
внешних рынках.
Учитывая широкое представительство
региона на зарубежных рынках, одной из
основных задач становится удержание
существующих позиций Тульской области
на внешних рынках посредством
сохранения (и/или увеличения) объемов
экспорта традиционных для региона видов
продукции (металлы, продукция химической
промышленности, технологическое
оборудование, продукция
агропромышленного комплекса),
последовательного наращивания объемов
несырьевого, высокотехнологичного
экспорта, а также расширение географии
поставок.
Управленческие механизмы реализации
внешнеэкономической деятельности
Формирование и реализация внешней
политики Правительства Тульской области
невозможны без учета интересов органов
исполнительной власти, муниципальных
образований Тульской области и
представителей регионального
бизнес-сообщества.
В свою очередь министерство
экономического развития Тульской
области, являясь органом исполнительной
власти Тульской области, определяющим
политику Тульской области в развитии
международных и внешнеэкономических
связей, используя весь объем доступных
инструментов, оказывает всестороннюю
поддержку и координирует действия
органов исполнительной власти и
муниципальных образований Тульской
области в реализации
внешнеэкономической деятельности.
Для достижения поставленных целей
необходима структуризация и закрепление
управленческих механизмов реализации
внешнеэкономической деятельности
Тульской области. Экспортная стратегия
определяет три ключевых управленческих
механизма:
комиссионное межведомственное
рассмотрение тактических приоритетов
внешнеэкономической деятельности;
закрепление ответственных сотрудников в
органах исполнительной власти Тульской
области, участвующих прямо или
опосредованно в реализации
внешнеэкономической деятельности
региона, для взаимодействия с
министерством экономического развития
Тульской области;
организация представительств Тульской
области в иностранных государствах,
входящих в круг страновых приоритетов
Тульской области.
Необходимость создания
межведомственной комиссии по
внешнеэкономической деятельности (далее
- МВК) в Правительстве Тульской области
продиктована целевым ориентиром
Экспортной стратегии в части
формирования синергетического эффекта
от действия органов исполнительной
власти и муниципальных образований
Тульской области в сфере
внешнеэкономической деятельности. МВК
позволит находиться органам
исполнительной власти Тульской области
в едином информационном поле по вопросам
внешних связей.
МВК должна стать максимально гибким
инструментом управления
внешнеэкономической деятельностью
Тульской области, не обремененным
большим количеством бюрократических
процедур, работа которой должна
строиться на принципах проектного
управления. Деятельность МВК не должна
носить публичный характер.
Юридически МВК может быть создана
приказом министерства экономического
развития Тульской области как органом
исполнительной власти, координирующим
внешнеэкономическую повестку
Правительства региона. Включение в
список членов МВК должно происходить по
согласованию с руководителями
соответствующих органов власти. Должно
быть обеспечено постоянное участие
представителей Корпорации развития и
ЦПЭ.
На заседаниях МВК в отдельных случаях
допускается участие заинтересованных
представителей бизнес-сообщества и
администраций муниципальных
образований.
Протоколы решений МВК должны иметь гриф
"для служебного пользования".
Предметом обсуждения на заседаниях МВК
будут:
рассмотрение целесообразности
проведения комплексных
экспортно-инвестиционных мероприятий;
вопросы синхронизации действий органов
власти при организации иностранных
визитов/приемов иностранных делегаций, а
также расширения повестки
запланированных визитов/приемов;
применение инструментов поддержки на
межгосударственном уровне,
предоставляемых федеральными органами
исполнительной власти Российской
Федерации и совещательными органами,
созданными при них, включая
межправительственные комиссии;
вопросы о формах, методах и инструментах
презентации региона на международном
уровне;
рассмотрение целесообразности
установления внешнеэкономических
связей, организации приемов/визитов;
участие Тульской области в работе
межгосударственных организаций
сотрудничества (СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС и
другие).
Закрепление ответственных сотрудников в
органах исполнительной власти Тульской
области, участвующих в реализации
внешнеэкономической деятельности
Тульской области, будет способствовать
более оперативному обмену информацией, а
также гарантировать преемственность
истории внешнеэкономической
деятельности каждого органа
исполнительной власти Тульской области.
Одним из перспективных экспансивных
инструментов внешнеэкономической
политики станет организация
представительств региона в целевых
странах. С точки зрения целей Экспортной
стратегии юридический аспект
организации не имеет первостепенного
значения. Такие представительства могут
быть организованы как собственный
филиал, партнер, представляющий интересы
Тульской области, сотрудник,
прикомандированный к соответствующему
Торговому представительству Российской
Федерации, или представительство в
кооперации с Тульской
торгово-промышленной палатой. Важнейшей
характеристикой представительства
Тульской области должна стать
способность представлять интересы
региона по широкому кругу профилей
внешнеэкономической деятельности.
Важнейшим звеном в реализации
внешнеэкономической деятельности
региона является Корпорация развития
как единый институт развития Тульской
области. Операционная деятельность
Корпорации развития, направленная на
привлечение иностранного капитала в
Тульскую область, въездного туризма и
наращивание объемов внешней торговли,
опираясь на положения Экспортной
стратегии, должна учитывать интересы
бизнес-сообщества Тульской области, а
также потребности внешних контрагентов.
В своей работе институты поддержки
должны ориентироваться на увеличение
очных контактов с партнерами, более
широкую презентацию региона на
международных площадках и в СМИ.
Ожидаемые результаты
Целевыми ориентирами Экспортной
стратегии является увеличение объемов
экспорта Тульской области на 70% к 2030 году
по сравнению с 2020 годом.
Таблица N 4
Матрица ключевых показателей
эффективности до 2030 года
Показатель |
Годы | |||||||||
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
Объем экспорта (млн. долл. США) |
3266,0 |
3479,7 |
3,693,4 |
3907,1 |
4120,8 |
4334,5 |
4548,2 |
4761,9 |
4975,6 |
5189,3 |
Реальный рост несырьевого неэнергетического экспорта (в % к 2020 году) |
7 |
14 |
21 |
28 |
35 |
42 |
49 |
56 |
63 |
70 |
Количество экспортеров, являющихся субъектами МСП |
370 |
374 |
377 |
381 |
385 |
389 |
393 |
397 |
401 |
405 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта субъектов МСП, млн. долл. США |
341,8 |
364,2 |
386,6 |
409,0 |
431,4 |
453,8 |
476,2 |
498,6 |
521,0 |
543,4 |