ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ
ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2022 года N 445-пп
О прогнозе социально-экономического
развития Еврейской автономной области
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025
годов
В целях исполнения положений Бюджетного
кодекса Российской Федерации, закона
Еврейской автономной области от 28.10.2015 N
792-ОЗ "О стратегическом планировании в
Еврейской автономной области",
постановления правительства Еврейской
автономной области от 02.06.2015 N 247-пп "Об
утверждении Порядка разработки,
корректировки, осуществления
мониторинга и контроля реализации
прогноза социально-экономического
развития Еврейской автономной области
на среднесрочный период"
правительство Еврейской автономной
области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый прогноз
социально-экономического развития
Еврейской автономной области на 2023 год и
на плановый период 2024 и 2025 годов.
2. Департаменту экономики правительства
Еврейской автономной области
представить прогноз
социально-экономического развития
Еврейской автономной области на 2023 год и
на плановый период 2024 и 2025 годов в
департамент финансов правительства
Еврейской автономной области для
представления одновременно с проектом
закона Еврейской автономной области
"Об областном бюджете на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов" в
Законодательное Собрание Еврейской
автономной области.
3. Настоящее постановление вступает в
силу со дня его официального
опубликования.
Вице-губернатор области - первый
заместитель
председателя правительства области
Д.Ф.БРАТЫНЕНКО
ОДОБРЕН
постановлением правительства
Еврейской автономной области
от 27.10.2022 N 445-пп
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025
ГОДОВ
Показатели прогноза
социально-экономического развития
Еврейской автономной области на 2023 год и
на плановый период 2024 и 2025 годов
Наименование показателя |
Единица измерения |
2022 год, оценка |
Прогнозный период |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||||||||||||||||||
|
|
|
I вар. |
II вар. |
III вар. |
I вар. |
II вар. |
III вар. |
I вар. |
II вар. |
III вар. |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|||||||||||||
1. Население |
||||||||||||||||||||||||
Численность населения (в среднегодовом исчислении) |
Тыс. человек |
152,51 |
149,77 |
150,73 |
151,33 |
146,93 |
149,00 |
150,85 |
144,16 |
147,66 |
151,44 |
|||||||||||||
Численность населения трудоспособного возраста (на 01 января года) |
Тыс. человек |
89,18 |
87,65 |
86,05 |
86,14 |
86,00 |
84,95 |
85,53 |
84,36 |
84,08 |
85,60 |
|||||||||||||
Численность населения старше трудоспособного возраста (на 01 января года) |
Тыс. человек |
32,88 |
32,32 |
34,14 |
34,18 |
31,71 |
33,70 |
33,93 |
31,10 |
33,36 |
33,96 |
|||||||||||||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
Число лет |
67,24 |
67,97 |
69,01 |
69,36 |
68,83 |
69,88 |
70,23 |
68,98 |
70,75 |
71,11 |
|||||||||||||
Общий коэффициент рождаемости |
Число родившихся на 1 тыс. человек населения |
9,64 |
9,74 |
10,35 |
10,82 |
9,83 |
10,49 |
11,18 |
9,96 |
10,61 |
11,36 |
|||||||||||||
Общий коэффициент смертности |
Число умерших на 1 тыс. человек населения |
19,33 |
19,49 |
15,81 |
14,56 |
19,67 |
15,20 |
13,15 |
19,84 |
15,03 |
12,44 |
|||||||||||||
Коэффициент естественного прироста населения |
На 1 тыс. человек населения |
- 9,67 |
- 9,75 |
- 5,47 |
- 3,74 |
- 9,84 |
- 4,71 |
- 1,97 |
- 9,88 |
- 4,42 |
- 1,08 |
|||||||||||||
Миграционный прирост (убыль) |
Тыс. человек |
- 1,17 |
- 1,39 |
- 1,11 |
- 0,52 |
- 1,39 |
- 0,84 |
0,42 |
- 1,29 |
- 0,48 |
1,23 |
|||||||||||||
2. Валовой региональный продукт |
||||||||||||||||||||||||
Валовой региональный продукт |
Млрд. рублей |
75,47 |
81,12 |
81,54 |
81,75 |
86,50 |
88,29 |
90,26 |
92,15 |
94,70 |
96,70 |
|||||||||||||
Темп роста объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,50 |
100,30 |
101,10 |
101,70 |
101,40 |
102,90 |
105,7 |
101,70 |
102,60 |
103,30 |
|||||||||||||
Индекс-дефлятор объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году |
111,50 |
107,10 |
106,80 |
106,50 |
105,00 |
105,10 |
104,50 |
104,80 |
104,50 |
104,10 |
|||||||||||||
Выпуск товаров и услуг |
Млрд. рублей |
133,17 |
143,36 |
144,25 |
144,60 |
153,01 |
156,69 |
160,22 |
163,44 |
168,31 |
172,87 |
|||||||||||||
3. Промышленное производство |
||||||||||||||||||||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
Млрд. рублей |
44,45 |
46,00 |
46,13 |
46,38 |
48,24 |
48,85 |
49,83 |
51,09 |
53,82 |
57,18 |
|||||||||||||
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,73 |
100,49 |
100,82 |
101,20 |
101,33 |
102,81 |
104,41 |
101,58 |
105,82 |
110,34 |
|||||||||||||
Добыча полезных ископаемых |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,40 |
99,70 |
99,95 |
100,70 |
100,93 |
102,02 |
103,72 |
101,99 |
107,67 |
113,61 |
|||||||||||||
Добыча угля |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Добыча сырой нефти и природного газа |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Добыча металлических руд |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
98,60 |
100,16 |
100,39 |
100,64 |
100,65 |
101,37 |
102,14 |
103,20 |
109,23 |
115,60 |
|||||||||||||
Добыча прочих полезных ископаемых |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
108,60 |
100,23 |
100,75 |
101,12 |
110,60 |
121,00 |
144,50 |
100,47 |
101,26 |
102,14 |
|||||||||||||
Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Обрабатывающие производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,22 |
100,54 |
101,19 |
101,83 |
102,15 |
103,34 |
105,14 |
101,86 |
102,52 |
103,88 |
|||||||||||||
Производство пищевых продуктов |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
87,00 |
101,53 |
102,10 |
103,54 |
100,71 |
101,65 |
102,81 |
100,10 |
100,48 |
101,00 |
|||||||||||||
Производство напитков |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
50,20 |
100,25 |
100,80 |
101,06 |
100,48 |
100,94 |
101,66 |
100,13 |
100,71 |
101,07 |
|||||||||||||
Производство табачных изделий |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Производство текстильных изделий |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
15,50 |
100,12 |
100,45 |
100,78 |
100,26 |
101,00 |
101,54 |
100,48 |
101,24 |
101,90 |
|||||||||||||
Производство одежды |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,07 |
100,58 |
101,49 |
102,14 |
100,38 |
101,00 |
101,87 |
100,74 |
101,05 |
102,65 |
|||||||||||||
Производство кожи и изделий из кожи |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
70,10 |
100,12 |
100,47 |
101,03 |
100,35 |
100,54 |
101,10 |
101,47 |
102,66 |
103,00 |
|||||||||||||
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
129,60 |
101,14 |
102,00 |
103,34 |
108,14 |
112,60 |
120,47 |
101,48 |
102,91 |
103,61 |
|||||||||||||
Производство бумаги и бумажных изделий |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
92,00 |
100,23 |
100,78 |
101,10 |
100,67 |
101,29 |
101,97 |
100,84 |
101,93 |
102,70 |
|||||||||||||
Производство кокса и нефтепродуктов |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Производство химических веществ и химических продуктов |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,25 |
100,15 |
101,34 |
102,00 |
100,47 |
100,98 |
101,14 |
101,36 |
102,54 |
103,90 |
|||||||||||||
Производство прочей неметаллической минеральной продукции |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
110,50 |
100,25 |
100,98 |
101,47 |
100,78 |
101,54 |
102,10 |
102,60 |
103,24 |
105,41 |
|||||||||||||
Производство металлургическое |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
45,00 |
87,00 |
92,12 |
99,30 |
100,29 |
100,88 |
101,36 |
101,36 |
102,05 |
102,67 |
|||||||||||||
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Производство электрического оборудования |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Производство прочих транспортных средств и оборудования |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Производство мебели |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,12 |
101,00 |
101,67 |
102,80 |
100,50 |
100,87 |
101,25 |
101,14 |
101,98 |
102,30 |
|||||||||||||
Производство прочих готовых изделий |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||||||
Ремонт и монтаж машин и оборудования |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,00 |
102,60 |
103,00 |
103,87 |
100,80 |
101,84 |
103,15 |
101,00 |
101,90 |
102,45 |
|||||||||||||
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,47 |
101,90 |
103,32 |
106,12 |
100,75 |
101,33 |
102,06 |
102,47 |
104,00 |
106,47 |
|||||||||||||
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
91,20 |
101,80 |
102,46 |
103,64 |
100,60 |
101,12 |
102,00 |
102,41 |
103,89 |
105,13 |
|||||||||||||
Потребление электроэнергии |
Млн. кВт.ч. |
1848,00 |
1945,00 |
2144,00 |
2343,00 |
2189,00 |
2234,00 |
2279,00 |
2195,00 |
2268,00 |
2341,00 |
|||||||||||||
Средние тарифы на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей |
Руб./тыс. кВт.ч |
3609,97 |
3609,97 |
3609,97 |
3609,97 |
3718,27 |
3718,27 |
3718,27 |
3811,23 |
3811,23 |
3811,23 |
|||||||||||||
Индекс тарифов на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей |
За период с начала года к соотв. периоду предыдущего года, % |
109,02 |
109,02 |
109,02 |
109,02 |
103,00 |
103,00 |
103,00 |
102,50 |
102,50 |
102,50 |
|||||||||||||
4. Сельское хозяйство |
||||||||||||||||||||||||
Продукция сельского хозяйства |
Млрд. рублей |
6,28 |
6,75 |
6,89 |
6,99 |
7,21 |
7,60 |
7,92 |
7,85 |
8,87 |
9,55 |
|||||||||||||
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
% к предыдущему году |
101,91 |
101,18 |
103,47 |
105,00 |
101,51 |
104,82 |
107,70 |
103,20 |
110,83 |
114,69 |
|||||||||||||
Продукция растениеводства |
Млрд. рублей |
5,00 |
5,40 |
5,53 |
5,62 |
5,77 |
6,14 |
6,42 |
6,32 |
7,28 |
7,89 |
|||||||||||||
Индекс производства продукции растениеводства |
% к предыдущему году |
102,87 |
101,45 |
104,15 |
105,83 |
101,70 |
105,57 |
108,75 |
103,70 |
112,50 |
116,75 |
|||||||||||||
Продукция животноводства |
Млрд. рублей |
1,28 |
1,35 |
1,36 |
1,37 |
1,44 |
1,46 |
1,50 |
1,53 |
1,59 |
1,66 |
|||||||||||||
Индекс производства продукции животноводства |
% к предыдущему году |
98,30 |
100,15 |
100,80 |
101,75 |
100,75 |
101,80 |
103,40 |
101,20 |
103,80 |
105,85 |
|||||||||||||
5. Строительство |
||||||||||||||||||||||||
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
Млрд. рублей |
14,94 |
15,99 |
16,07 |
16,19 |
17,13 |
17,27 |
17,58 |
18,31 |
18,57 |
19,20 |
|||||||||||||
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
98,50 |
100,10 |
101,00 |
102,00 |
101,50 |
102,30 |
103,50 |
102,00 |
102,80 |
104,70 |
|||||||||||||
Индекс-дефлятор по виду деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году |
111,50 |
107,00 |
106,50 |
106,30 |
105,50 |
105,10 |
104,90 |
104,80 |
104,60 |
104,30 |
|||||||||||||
Ввод в действие жилых домов |
Тыс. кв. м. в общей площади |
24,00 |
28,0 |
30,00 |
31,00 |
30,00 |
32,00 |
33,00 |
25,00 |
28,00 |
30,00 |
|||||||||||||
6. Торговля и услуги населению |
||||||||||||||||||||||||
Индекс потребительских цен на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
112,48 |
106,27 |
106,27 |
106,27 |
104,07 |
104,07 |
104,07 |
104,07 |
104,07 |
104,07 |
|||||||||||||
Индекс потребительских цен в среднем за год |
% к предыдущему году |
114,50 |
106,17 |
106,17 |
106,17 |
104,91 |
104,91 |
104,91 |
104,06 |
104,06 |
104,06 |
|||||||||||||
Оборот розничной торговли |
Млрд. рублей |
32,08 |
34,16 |
34,91 |
35,08 |
36,02 |
37,91 |
38,35 |
37,86 |
40,64 |
41,31 |
|||||||||||||
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
% к предыдущему году |
95,80 |
100,30 |
102,50 |
103,00 |
100,50 |
103,50 |
104,20 |
101,00 |
103,00 |
103,50 |
|||||||||||||
Индекс-дефлятор |
% к предыдущему году |
114,50 |
106,17 |
106,17 |
106,17 |
104,91 |
104,91 |
104,91 |
104,06 |
104,06 |
104,06 |
|||||||||||||
Объем платных услуг населению |
Млрд. рублей |
10,50 |
11,26 |
11,37 |
11,53 |
11,98 |
12,23 |
12,57 |
12,66 |
13,09 |
13,53 |
|||||||||||||
Индекс физического объема платных услуг населению |
% к предыдущему году |
99,26 |
100,50 |
102,00 |
103,40 |
101,50 |
102,50 |
104,00 |
101,10 |
102,50 |
103,00 |
|||||||||||||
Индекс-дефлятор |
% к предыдущему году |
107,86 |
106,20 |
106,20 |
106,20 |
104,86 |
104,86 |
104,86 |
104,48 |
104,48 |
104,48 |
|||||||||||||
7. Внешнеэкономическая деятельность |
||||||||||||||||||||||||
Экспорт товаров |
Млн. долл. США |
400,00 |
420,00 |
450,00 |
460,00 |
440,00 |
480,00 |
490,00 |
460,00 |
500,00 |
500,00 |
|||||||||||||
Импорт товаров |
Млн. долл. США |
12,00 |
13,00 |
15,00 |
15,00 |
14,00 |
17,00 |
17,00 |
16,00 |
20,00 |
20,00 |
|||||||||||||
Страны дальнего зарубежья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Экспорт товаров - всего |
Млн. долл. США |
399,50 |
419,40 |
449,20 |
449,20 |
439,30 |
479,00 |
479,00 |
459,10 |
498,80 |
498,80 |
|||||||||||||
Экспорт топливно-энергетического комплекса |
Млн. долл. США |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||||||||||||
Импорт товаров - всего |
Млн. долл. США |
11,00 |
12,00 |
13,80 |
13,80 |
12,90 |
15,70 |
15,70 |
14,80 |
18,50 |
18,50 |
|||||||||||||
Государства - участники СНГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Экспорт товаров - всего |
Млн. долл. США |
0,50 |
0,60 |
0,80 |
0,80 |
0,70 |
1,00 |
1,00 |
0,90 |
1,20 |
1,20 |
|||||||||||||
Импорт товаров - всего |
Млн. долл. США |
1,00 |
1,00 |
1,20 |
1,20 |
1,10 |
1,30 |
1,30 |
1,20 |
1,50 |
1,50 |
|||||||||||||
8. Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия |
||||||||||||||||||||||||
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) |
Единиц |
3750 |
3675 |
3825 |
3825 |
3602 |
3902 |
3902 |
3530 |
3980 |
3980 |
|||||||||||||
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей) |
Тыс. человек |
12,25 |
13,04 |
13,63 |
13,63 |
13,71 |
14,86 |
14,86 |
14,26 |
15,99 |
15,99 |
|||||||||||||
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
Млрд. рублей |
41,60 |
42,40 |
43,30 |
43,30 |
43,20 |
45,00 |
45,00 |
44,10 |
46,80 |
46,80 |
|||||||||||||
9. Инвестиции |
||||||||||||||||||||||||
Инвестиции в основной капитал |
Млрд. рублей |
18,40 |
20,00 |
20,12 |
20,21 |
21,47 |
21,94 |
22,45 |
23,16 |
23,85 |
24,84 |
|||||||||||||
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,50 |
101,50 |
102,35 |
103,40 |
101,75 |
103,60 |
105,50 |
102,70 |
103,70 |
105,60 |
|||||||||||||
Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году |
112,20 |
107,10 |
106,80 |
106,20 |
105,50 |
105,30 |
105,30 |
105,00 |
104,80 |
104,80 |
|||||||||||||
Удельный вес инвестиций в основной капитал к валовом региональном продукте |
% |
24,38 |
24,66 |
24,68 |
24,72 |
24,82 |
24,85 |
24,92 |
25,13 |
25,18 |
25,61 |
|||||||||||||
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого и среднего предпринимательства и объемы инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) |
Млн. рублей |
16578,29 |
18021,68 |
18121,69 |
18204,75 |
19345,59 |
19769,10 |
20223,93 |
20861,32 |
21484,58 |
22381,58 |
|||||||||||||
Собственные средства |
Млн. рублей |
5250,00 |
5270,00 |
5400,00 |
5600,00 |
5350,00 |
5500,00 |
5850,00 |
5420,00 |
5750,00 |
6200,00 |
|||||||||||||
Привлеченные средства, из них: |
Млн. рублей |
11328,29 |
12751,68 |
12721,69 |
12604,75 |
13995,59 |
14269,10 |
14373,93 |
15441,32 |
15734,58 |
16181,58 |
|||||||||||||
кредиты банков, в том числе: |
Млн. рублей |
120,00 |
135,00 |
150,00 |
170,00 |
140,00 |
165,00 |
190,00 |
150,00 |
180,00 |
220,00 |
|||||||||||||
кредиты иностранных банков |
Млн. рублей |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||||||||||
Заемные средства других организаций |
Млн. рублей |
1800,00 |
1850,00 |
2000,00 |
2300,00 |
2000,00 |
2250,00 |
2650,00 |
2200,00 |
2450,00 |
3000,00 |
|||||||||||||
Бюджетные средства, в том числе: |
Млн. рублей |
2550,00 |
2500,00 |
2572,50 |
2735,00 |
2671,50 |
2774,00 |
2888,00 |
2768,00 |
3056,30 |
3250,00 |
|||||||||||||
федеральный бюджет |
Млн. рублей |
1850,00 |
1940,00 |
2000,00 |
2150,00 |
2100,00 |
2150,00 |
2250,00 |
2155,00 |
2420,50 |
2600,00 |
|||||||||||||
бюджеты субъектов Российской Федерации |
Млн. рублей |
580,00 |
440,00 |
450,00 |
460,00 |
450,00 |
500,00 |
510,00 |
490,00 |
510,00 |
520,00 |
|||||||||||||
из местных бюджетов |
Млн. рублей |
120,00 |
120,00 |
122,50 |
125,00 |
121,50 |
124,00 |
128,00 |
123,00 |
125,80 |
130,00 |
|||||||||||||
Прочие |
Млн. рублей |
6858,29 |
8266,68 |
7999,19 |
7399,75 |
9184,09 |
9080,10 |
8645,93 |
10323,32 |
10048,28 |
9711,58 |
|||||||||||||
10. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации |
||||||||||||||||||||||||
Доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации |
Млн. рублей |
20044,46 |
16718,37 |
16989,66 |
17251,74 |
15414,43 |
15895,70 |
16168,82 |
13491,99 |
14133,65 |
14393,58 |
|||||||||||||
Налоговые и неналоговые доходы, всего |
Млн. рублей |
9469,53 |
9539,50 |
9810,80 |
10072,87 |
9721,40 |
10202,67 |
10475,79 |
9924,56 |
10566,23 |
10826,16 |
|||||||||||||
Налоговые доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации всего, в том числе: |
Млн. рублей |
8488,55 |
8690,84 |
8953,57 |
9189,93 |
8847,28 |
9311,15 |
9557,52 |
9024,22 |
9639,05 |
9871,16 |
|||||||||||||
налог на прибыль организаций |
Млн. рублей |
758,53 |
538,56 |
561,30 |
578,00 |
543,94 |
554,60 |
588,98 |
552,10 |
554,60 |
594,87 |
|||||||||||||
налог на доходы физических лиц |
Млн. рублей |
4247,47 |
4289,94 |
4422,00 |
4472,59 |
4332,84 |
4621,00 |
4696,22 |
4462,83 |
4972,30 |
5071,75 |
|||||||||||||
налог на добычу полезных ископаемых |
Млн. рублей |
171,10 |
176,23 |
180,00 |
222,43 |
179,76 |
190,80 |
226,88 |
185,15 |
220,30 |
231,42 |
|||||||||||||
акцизы |
Млн. рублей |
913,03 |
948,90 |
960,46 |
989,27 |
986,96 |
1017,68 |
1048,21 |
986,96 |
1017,68 |
1048,21 |
|||||||||||||
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
Млн. рублей |
535,60 |
536,67 |
546,23 |
568,08 |
552,77 |
563,24 |
574,51 |
558,30 |
566,62 |
577,95 |
|||||||||||||
налог на имущество физических лиц |
Млн. рублей |
53,16 |
69,64 |
71,80 |
73,95 |
69,64 |
71,80 |
73,95 |
69,64 |
71,80 |
73,95 |
|||||||||||||
налог на имущество организаций |
Млн. рублей |
1481,74 |
1841,81 |
1899,86 |
1956,85 |
1884,17 |
1974,87 |
2015,56 |
1903,01 |
1914,35 |
1937,33 |
|||||||||||||
налог на игорный бизнес |
Млн. рублей |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
|||||||||||||
транспортный налог |
Млн. рублей |
151,34 |
152,35 |
159,55 |
164,34 |
152,35 |
159,55 |
164,34 |
152,35 |
159,55 |
164,34 |
|||||||||||||
земельный налог |
Млн. рублей |
52,57 |
40,37 |
45,30 |
46,66 |
40,37 |
45,30 |
46,66 |
40,37 |
45,30 |
46,66 |
|||||||||||||
Неналоговые доходы |
Млн. рублей |
980,98 |
848,66 |
857,23 |
882,95 |
874,12 |
891,52 |
918,26 |
900,34 |
927,18 |
954,99 |
|||||||||||||
Безвозмездные поступления, всего, в том числе: |
Млн. рублей |
10574,93 |
7178,87 |
7178,87 |
7178,87 |
5693,03 |
5693,03 |
5693,03 |
3567,42 |
3567,42 |
3567,42 |
|||||||||||||
субсидии из федерального бюджета |
Млн. рублей |
3866,69 |
4178,51 |
4178,51 |
4178,51 |
3434,22 |
3434,22 |
3434,22 |
1329,05 |
1329,05 |
1329,05 |
|||||||||||||
субвенции из федерального бюджета |
Млн. рублей |
864,61 |
230,95 |
230,95 |
230,95 |
253,22 |
253,22 |
253,22 |
232,78 |
232,78 |
232,78 |
|||||||||||||
дотации из федерального бюджета, в том числе: |
Млн. рублей |
2449,97 |
1558,76 |
1558,76 |
1558,76 |
1846,65 |
1846,65 |
1846,65 |
1846,65 |
1846,65 |
1846,65 |
|||||||||||||
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
Млн. рублей |
2172,29 |
1558,76 |
1558,76 |
1558,76 |
1846,65 |
1846,65 |
1846,65 |
1846,65 |
1846,65 |
1846,65 |
|||||||||||||
Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации всего, в том числе по направлениям: |
Млн. рублей |
23194,69 |
16941,90 |
17215,80 |
17480,50 |
15606,90 |
16092,00 |
16367,30 |
13610,00 |
14254,03 |
14514,80 | |||||||||||||
общегосударственные вопросы |
Млн. рублей |
1866,33 |
1583,50 |
1609,20 |
1634,00 |
1543,50 |
1591,70 |
1619,00 |
1608,80 |
1685,34 |
1716,30 | |||||||||||||
национальная оборона |
Млн. рублей |
6,97 |
8,40 |
8,50 |
8,60 |
8,50 |
8,80 |
9,00 |
8,70 |
9,15 |
9,30 | |||||||||||||
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
Млн. рублей |
273,77 |
159,40 |
162,00 |
164,50 |
184,90 |
190,70 |
194,00 |
192,60 |
201,81 |
205,50 | |||||||||||||
национальная экономика |
Млн. рублей |
3522,13 |
3697,50 |
3757,50 |
3815,50 |
3097,70 |
3194,40 |
3249,30 |
1597,20 |
1673,21 |
1704,00 | |||||||||||||
жилищно-коммунальное хозяйство |
Млн. рублей |
3027,64 |
1722,60 |
1750,60 |
1777,60 |
885,30 |
912,90 |
928,60 |
264,20 |
276,80 |
281,90 | |||||||||||||
охрана окружающей среды |
Млн. рублей |
46,53 |
29,90 |
30,40 |
30,90 |
39,90 |
41,10 |
41,80 |
42,00 |
44,01 |
44,80 | |||||||||||||
образование |
Млн. рублей |
5314,56 |
3717,40 |
3777,70 |
3836,00 |
4161,00 |
4290,90 |
4364,60 |
4155,50 |
4353,15 |
4433,20 | |||||||||||||
культура, кинематография |
Млн. рублей |
533,80 |
479,60 |
487,40 |
494,90 |
481,20 |
496,20 |
504,70 |
479,80 |
502,65 |
511,90 | |||||||||||||
здравоохранение |
Млн. рублей |
1803,68 |
845,90 |
859,60 |
872,90 |
857,80 |
884,60 |
899,80 |
861,30 |
902,26 |
918,90 | |||||||||||||
социальная политика |
Млн. рублей |
6432,74 |
4050,20 |
4115,90 |
4179,40 |
4071,10 |
4198,20 |
4270,30 |
4127,90 |
4324,19 |
4403,70 | |||||||||||||
физическая культура и спорт |
Млн. рублей |
238,13 |
568,10 |
577,30 |
586,20 |
192,50 |
198,50 |
201,90 |
183,30 |
192,04 |
195,60 | |||||||||||||
средства массовой информации |
Млн. рублей |
29,77 |
17,10 |
17,40 |
17,70 |
16,20 |
16,70 |
17,00 |
16,00 |
16,72 |
17,00 | |||||||||||||
обслуживание государственного и муниципального долга |
Млн. рублей |
98,64 |
62,30 |
62,30 |
62,30 |
67,30 |
67,30 |
67,30 |
72,70 |
72,70 |
72,70 | |||||||||||||
Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации |
Млн. рублей |
- 3150,23 |
- 223,53 |
- 226,14 |
- 228,76 |
- 192,47 |
- 196,30 |
- 198,48 |
- 118,01 |
- 120,38 |
- 121,22 | |||||||||||||
Государственный долг субъекта Российской Федерации |
Млн. рублей |
5598,43 |
5775,92 |
5775,92 |
5775,92 |
5926,14 |
5926,14 |
5926,14 |
5806,90 |
5806,90 |
5806,90 | |||||||||||||
Муниципальный долг муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации |
Млн. рублей |
851,30 |
874,30 |
874,30 |
874,30 |
898,50 |
898,50 |
898,50 |
924,40 |
924,40 |
924,40 | |||||||||||||
11. Денежные доходы населения | ||||||||||||||||||||||||
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% к предыдущему году |
98,96 |
98,92 |
100,70 |
104,17 |
101,50 |
102,50 |
104,91 |
101,20 |
102,50 |
104,06 | |||||||||||||
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год), в том числе по основным социально-демографическим группам населения: |
Руб./месяц |
18758,00 |
19940,00 |
19940,00 |
19940,00 |
20757,00 |
20757,00 |
20757,00 |
21608,00 |
21608,00 |
21608,00 | |||||||||||||
трудоспособного населения |
Руб./месяц |
20447,00 |
21734,00 |
21734,00 |
21734,00 |
22625,00 |
22625,00 |
22625,00 |
23553,00 |
23553,00 |
23553,00 | |||||||||||||
пенсионеров |
Руб./месяц |
16133,00 |
17148,00 |
17148,00 |
17148,00 |
17851,00 |
17851,00 |
17851,00 |
18583,00 |
18583,00 |
18583,00 | |||||||||||||
детей |
Руб./месяц |
18865,00 |
20053,00 |
20053,00 |
20053,00 |
20876,00 |
20876,00 |
20876,00 |
21732,00 |
21732,00 |
21732,00 | |||||||||||||
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения |
% |
21,90 |
21,50 |
20,80 |
18,80 |
20,40 |
19,70 |
17,40 |
19,30 |
18,70 |
16,10 | |||||||||||||
12. Труд и занятость | ||||||||||||||||||||||||
Численность рабочей силы |
Тыс. человек |
76,76 |
76,06 |
77,29 |
77,35 |
75,57 |
77,48 |
78,42 |
75,24 |
77,73 |
80,03 | |||||||||||||
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций |
Рублей |
55966,77 |
58485,28 |
60462,04 |
61563,45 |
57940,12 |
64128,91 |
67104,16 |
60489,48 |
67775,26 |
73143,53 | |||||||||||||
Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций |
% к предыдущему году |
111,77 |
104,50 |
108,03 |
110,00 |
104,80 |
106,06 |
109,00 |
104,40 |
105,69 |
109,00 | |||||||||||||
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
Рублей |
47684,22 |
49830,01 |
51581,87 |
52452,64 |
52221,85 |
54705,61 |
57173,38 |
54519,61 |
57815,41 |
62318,98 | |||||||||||||
Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
% к предыдущему году |
111,83 |
104,50 |
108,17 |
110,00 |
104,80 |
106,06 |
109,00 |
104,40 |
105,68 |
109,00 | |||||||||||||
Реальная заработная плата работников организаций |
% к предыдущему году |
97,61 |
98,90 |
101,76 |
103,61 |
99,89 |
101,10 |
103,89 |
100,32 |
101,56 |
104,74 | |||||||||||||
Индекс производительности труда |
% |
100,23 |
100,16 |
102,58 |
103,66 |
101,63 |
103,40 |
103,93 |
101,99 |
103,12 |
106,31 | |||||||||||||
Уровень безработицы (по методологии МОТ) |
% к рабочей силе |
4,94 |
5,23 |
4,81 |
4,78 |
5,27 |
4,77 |
4,69 |
5,31 |
4,73 |
4,56 | |||||||||||||
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
1,19 |
1,45 |
1,29 |
1,16 |
1,38 |
1,10 |
1,00 |
1,32 |
1,04 |
0,97 | |||||||||||||
Общая численность безработных (по методологии МОТ) |
Тыс. человек |
3,79 |
3,98 |
3,71 |
3,70 |
3,98 |
3,70 |
3,68 |
3,99 |
3,68 |
3,65 | |||||||||||||
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
Тыс. человек |
0,91 |
1,10 |
1,00 |
0,90 |
1,05 |
0,85 |
0,78 |
0,99 |
0,81 |
0,78 | |||||||||||||
Фонд заработной платы работников организаций |
Млн. рублей |
27235,27 |
28176,25 |
29652,61 |
30303,95 |
29381,07 |
31748,10 |
33246,62 |
30520,46 |
33867,08 |
36541,69 | |||||||||||||
Темп роста фонда заработной платы работников организаций |
% к предыдущему году |
110,35 |
108,53 |
108,88 |
114,36 |
104,28 |
107,07 |
109,71 |
103,88 |
106,67 |
109,91 |
Пояснительная записка к прогнозу
социально-экономического развития
Еврейской автономной области на 2023 год и
на плановый период 2024 и 2025 годов
Прогноз социально-экономического
развития Еврейской автономной области
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025
годов разработан во исполнение
постановления правительства Еврейской
автономной области от 02.06.2015 N 247-пп "Об
утверждении Порядка разработки,
корректировки, осуществления
мониторинга и контроля реализации
прогноза социально-экономического
развития Еврейской автономной области
на среднесрочный период" с учетом
доведенных основных параметров прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации.
Основные показатели прогноза
социально-экономического развития
Еврейской автономной области на 2023 год и
плановый период 2024 и 2025 годов (далее -
прогноз) разработаны с учетом
предложений органов исполнительной
власти Еврейской автономной области,
формируемых правительством Еврейской
автономной области (далее - область),
перспективных планов хозяйствующих
субъектов области и других данных,
представленных участниками разработки
прогноза, на основе анализа
складывающейся социально-экономической
ситуации в области, внешних условий и
рисков, предполагаемого осуществления
инвестиционных проектов на территории
Еврейской автономной области. Также
учтены программные мероприятия,
предусмотренные государственными
программами Российской Федерации и
государственными программами области,
итоги социально-экономического развития
области за январь - сентябрь 2022 года,
итоги реализации региональных проектов
области в рамках национальных проектов
(программ) в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от
07.05.2018 N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" (далее - региональные проекты
области, реализуемые в рамках
национальных проектов (программ).
Прогноз социально-экономического
развития области представлен в трех
вариантах: 1-й вариант - консервативный;
2-й вариант - базовый; 3-й - целевой.
Основные показатели прогноза
социально-экономического развития
По прогнозу в 2023 году численность
населения области (по базовому варианту)
составит 150,73 тыс. человек.
В плановом периоде 2024 - 2025 годов
демографическое развитие в области
будет характеризоваться положительной
направленностью. В результате
реализации региональных проектов
области, реализуемых в рамках
национальных проектов (программ), общий
коэффициент рождаемости увеличится с 9,85
в 2021 году до 10,61 в 2025 году, прогнозируется
сокращение общего коэффициента
смертности с 19,33 в 2022 году до 15,03 в 2025
году.
Ожидается ежегодное улучшение
показателя "миграционный прирост
(убыль)" населения: к 2025 году по
(базовому варианту) данный показатель
прогнозируется с приростом 1,39 тыс.
человек.
Объем валового регионального продукта
(далее - ВРП) в 2021 году, по предварительной
оценке, составил 68,0 млрд. рублей, что в
сопоставимых ценах выше уровня
предыдущего года на 2,7 процента.
В 2022 году ВРП составит 75,5 млрд. рублей,
или 99,5 процента (в сопоставимых ценах) к
уровню предыдущего года.
Ожидаемый рост ВРП к 2025 году составит 6,2
процента к уровню 2021 года, или 94,7 млрд.
рублей (по базовому варианту). Рост ВРП
обеспечат перспективные для региона
направления деятельности:
горнодобывающая промышленность,
агропромышленный и лесной комплексы,
туристическая сфера, производство
строительных материалов. В структуре ВРП
области доминирующими видами
экономической деятельности будут
являться: транспортировка и хранение,
горнодобывающая отрасль и
строительство, удельный вес которых
составит более 35 процентов.
Сводный индекс промышленного
производства области по итогам 2021 года в
сопоставимой оценке составил 97,5
процента. Объем отгруженных товаров
собственного производства, выполненных
работ и услуг в добывающих и
обрабатывающих производствах, в сферах
электроэнергетики и водоснабжения
области составил 42,5 млрд. рублей, что на
51,8 процента выше уровня 2020 года (28,0 млрд.
рублей).
В структуре промышленного производства
области доля добычи полезных ископаемых
составляла 72,2 процента, на долю
обрабатывающей промышленности
приходилось 14,5 процента, по видам
экономической деятельности:
"обеспечение электрической энергией,
газом и паром; кондиционирование
воздуха" и "водоснабжение;
водоотведение, организация сбора и
утилизации отходов" - соответственно
11,7 процента и 1,6 процента от объема всей
отгруженной продукции в области.
В 2022 году сводный индекс промышленного
производства в области составит 99,7
процента.
По виду экономической деятельности
"добыча полезных ископаемых" - 97,4
процента. В настоящее время ООО
"Кимкано-сутарский
горно-обогатительный комбинат" (далее
- Кимкано-Сутарский ГОК) является
крупнейшим предприятием области.
Численность его работников составляет
более 1,5 тыс. человек. В месяц предприятие
отгружает более 200 тыс. тонн продукции.
Полная мощность предприятия составляет
3,2 млн. тонн железорудного концентрата в
год. Наибольший объем товарной продукции
поставляется российским потребителям.
В 2024 году ООО "Дальграфит" - дочерняя
компания ООО "Группа "Магнезит",
осуществляющая проект "Освоение
Тополихинского участка Союзного
месторождения графита в Еврейской
автономной области", планирует ввести
в эксплуатацию горно-обогатительное
предприятие по производству
кристаллического графита с проектной
мощностью 40,0 тыс. тонн графитового
концентрата в год, будет создано 300
рабочих мест. Сбыт продукции
запланирован как отечественным
потребителям, так и потребителям стран
Азиатско-Тихоокеанского региона (в том
числе в Японию).
В 2025 году запланирован ввод 2-й очереди
Кимкано-Сутарского ГОКа - вовлечение
Сутарского железорудного месторождения
c удвоением мощности предприятия до 6,3
млн. тонн железорудного концентрата с
содержанием железа 65 процентов в год.
Таким образом, рост индекса
промышленного производства по виду
деятельности "добыча полезных
ископаемых" в 2025 году составит 7,7
процента к уровню 2024 года и 6,9 процента к
уровню 2021 года (по базовому варианту
прогноза).
В 2022 году индекс производства по виду
деятельности "обрабатывающие
производства" оценивается на уровне
100,2 процента за счет увеличения
физических объемов такой производимой
продукции, как производство прочей
неметаллической минеральной продукции,
обработка древесины, производство
изделий из дерева.
Так, в 2022 году индекс производства по
виду деятельности "производство
прочей неметаллической минеральной
продукции" оценивается на уровне 110,5
процентов. Развитие данной отрасли
производства на территории региона
определяют 2 предприятия - АО
"Теплоозерский цементный завод" и
ООО "Кульдурская Горная Компания".
В 2024 году в лесопромышленном комплексе
области планируется выход на проектную
мощность высокотехнологичного
лесопромышленного предприятия ООО
"ВТК ИНВЕСТ", в результате чего
индекс промышленного производства по
виду деятельности "обработка
древесины и производство изделий из
дерева и пробки, кроме мебели,
производство изделий из соломки и
материалов для плетения" в 2024 году
составит 112,6 процента по базовому
варианту прогноза.
В среднесрочном периоде 2023 - 2025 годов
предприятия обрабатывающей
промышленности области продолжат
стабильную, устойчивую деятельность,
поддерживая уже существующую базу. В
результате к 2025 году индекс
промышленного производства в
обрабатывающей промышленности составит
107,4 процента к уровню 2021 года по базовому
варианту прогноза.
Прогноз производства по виду
деятельности "обеспечение
электрической энергией, газом и паром"
также выполнен исходя из
прогнозируемого роста выработки
электрической энергии с учетом ввода
новых мощностей и предполагаемого более
интенсивного развития производства на
территории области. В связи с этим к
концу 2025 года прирост индекса к уровню 2021
года составит 11,6 процента по базовому
варианту прогноза.
В прогнозном периоде (2024 - 2025 годы) индекс
промышленного производства по виду
деятельности "водоснабжение;
водоотведение, организация сбора и
утилизации отходов, деятельность по
ликвидации загрязнений" составит по
базовому варианту прогноза 98,2 процента к
уровню 2021 года.
Рост сводного индекса промышленного
производства в 2025 году к уровню 2021 года
составит 9,4 процента по базовому
варианту прогноза.
Динамика развития агропромышленного
комплекса области до 2025 года будет
формироваться под воздействием
разнонаправленных факторов. С одной
стороны, скажутся меры, принятые в
последние годы, по повышению
устойчивости агропромышленного
производства, с другой стороны,
сохранится сложная макроэкономическая
обстановка, связанная с внешним
санкционным давлением, что усиливает
вероятность реализации рисков для
устойчивого и динамичного развития
аграрного сектора экономики.
В 2022 году индекс производства валовой
продукции сельского хозяйства
оценивается на уровне 101,9 процента к
уровню предыдущего года.
В среднесрочной перспективе за счет
распахивания залежей и увеличения
посевных площадей, роста поголовья
скота, а также за счет реализации
инвестиционных проектов прогнозируется
увеличение производства продукции
растениеводства и животноводства.
С учетом реализации данных мер в 2025 году
прирост индекса производства
сельскохозяйственной продукции к уровню
2021 года по базовому варианту составит 22,5
процента. Рост индекса производства
продукции растениеводства ожидается на
уровне 27,2 процента, прирост
животноводческой продукции составит 4,7
процента по базовому варианту прогноза.
В 2022 году объем выполненных работ по виду
деятельности "строительство"
составит 14935,6 млн. рублей, или 98,5 процента
к уровню 2021 года в сопоставимых ценах, и в
2025 году увеличится на 4,6 процента в
сопоставимых ценах (по базовому варианту
прогноза) к уровню 2021 года.
Рост показателя в прогнозном периоде 2023 -
2025 годов будет связан с реализацией на
территории области инвестиционных
проектов в сельском хозяйстве,
добывающем и транспортном комплексах,
обрабатывающей промышленности,
деятельности по обеспечению и
распределению электроэнергии.
В 2022 году ожидается снижение объема
введенного в эксплуатацию жилья - 24 тыс.
кв. м., что составит 80,0 процента к уровню
2021 года.
В прогнозных 2023 - 2025 годах ожидается
прирост вводимого жилья до 16,0 процентов
по базовому варианту. Рост объемов
вводимого жилья будет обеспечен за счет
строительства жилья в рамках
инвестиционной программы
"Строительство пятиэтажных
многоквартирных жилых домов на
территории муниципального образования
"Город Биробиджан" Еврейской
автономной области" (ООО УК
"Дальневосточная строительная
компания") государственной программы
"Региональная адресная программа по
переселению граждан из аварийного
жилищного фонда, признанного таковым до
01 января 2017 года" на период 2019 - 2025
годов.
Инфраструктура розничной торговли
области характеризуется
многоформатностью. На территории
области осуществляют деятельность
стационарные и нестационарные торговые
объекты, проводятся ярмарочные
мероприятия, а также функционируют
розничные рынки. При этом в сфере
розничной торговли продолжены
институциональные изменения,
обусловленные сокращением
неорганизованной торговли, масштабным
развитием федеральных и локальных
розничных сетей, развитием конкуренции
между крупными отечественными
розничными сетями, внедрением новых
форматов торговли, в том числе
интернет-торговли.
Санкционное давление на экономику
Российской Федерации в текущем году
отразилось и на потребительском рынке
области. По итогам 2022 года снижение
розничного товарооборота оценивается на
уровне 4,2 процента, объема платных услуг
населению на уровне 0,7 процента.
В период 2023 - 2025 годов прогнозируется
стабилизация ситуации на
потребительском рынке и постепенный
рост оборота розничной торговли и объема
платных услуг как за счет снижения
инфляционного давления, так и за счет
насыщения рынка товарами отечественных
производителей по доступным ценам, а
также за счет роста реальных
располагаемых доходов населения,
стабилизации ситуации в экономике.
На развитие предоставляемых платных
услуг населению будут оказывать влияние
такие факторы, как расширение перечня
услуг, развитие малого
предпринимательства, проводимая
государственная политика регулирования
цен и тарифов на услуги естественных
монополий и отдельных отраслей
(электроэнергетика, услуги
жилищно-коммунального хозяйства).
Одним из значимых факторов, оказывающих
влияние на развитие потребительского
рынка, является изменение динамики
инфляционных процессов. В 2022 году темп
роста потребительских цен составит 12,5
процента (декабрь 2022 года к декабрю 2021
года), а в среднем за год останется на
уровне 14,5 процента.
В 2023 году темп роста потребительских цен
прогнозируется на уровне 6,3 процента (на
конец года) с учетом восстановления
потребительской активности, умеренного
ослабления рубля, а также удорожания
потребительского импорта и
дополнительных
транспортно-логистических издержек
импортеров. В 2024 - 2025 годах инфляция
выйдет на целевой уровень 4,1 процента (на
конец года).
Основным внешнеторговым партнером
области является Китайская Народная
Республика, на долю которой приходится
95,0 процента внешнеторгового оборота.
Кроме того, в число стран-контрагентов
области входят Испания, Новая Каледония,
Япония, Узбекистан, Республика Корея,
Украина, США, Франция, Беларусь, Чехия,
Вьетнам, Монголия, Вьетнам, Италия,
Кыргызстан.
Основную номенклатуру экспорта области
формируют продукция Кимкано-Сутарского
ГОКа (85,0 процента), древесина и изделия из
нее (3,5 процента), продукция Кульдурского
бруситового рудника (8,5 процента), а также
соя (3,0 процента).
Дальнейшее развитие экспортного
потенциала области предполагается за
счет развития агропромышленного и
лесопромышленного комплексов,
увеличения объемов производства и
переработки сои, поставляемой на
экспорт, а также реализации
инвестиционных проектов резидентами
территорий опережающего
социально-экономического развития
"Амуро-Хинганская" (далее - ТОР
"Амуро-Хинганская").
Доля импорта области в текущем году
составляет около 3,0 процента от всего
объема внешней торговли, что связано с
временной приостановкой работы пунктов
пропуска через государственную границу
Российской Федерации Нижнеленинское и
Амурзет, вызванной ограничительными
мерами, введенными китайской стороной в
связи с пандемией коронавирусной
инфекции (COVID-19). Данный показатель в 2022
году прогнозируется на уровне прошлого
года.
В структуре импортных поставок
наибольший удельный вес занимают
металлы и изделия из них,
технологическое оборудование, а также
некоторые виды продовольственных
товаров.
Росту объемов экспортно-импортных
операций будет способствовать ввод в
эксплуатацию железнодорожного
мостового перехода через реку Амур на
участке Нижнеленинское (Российская
Федерация) - Тунцзян (Китайская Народная
Республика).
В 2022 году объем инвестиций в основной
капитал составит 18 401,9 млн. рублей, или 101,5
процента в сопоставимых ценах к уровню
2021 года.
Структура инвестиций по источникам
финансирования в 2022 году не претерпит
существенных изменений, основной объем
инвестиций будет приходиться на
привлеченные средства 68,3 процента,
собственные средства составят 31,7
процента.
Положительная динамика инвестиций
сохранится в период 2023 - 2025 годов, прирост
инвестиций ожидается незначительный: от
2,3 процента в 2023 году до 3,7 процента в 2025
году (по базовому варианту прогноза).
Прогнозируется реализация крупных
инвестиционных проектов:
- в горнодобывающем комплексе:
продолжение строительства второй
очереди комплекса Кимкано-Сутарского
ГОКа - освоение Сутарского месторождения
железистых кварцитов (объем инвестиций
2,3 млрд. рублей), а также организация
производства окатышей на базе
Кимканского и Сутарского месторождений;
освоение Савкинского месторождения
брусита в Октябрьском муниципальном
районе области на базе Кульдурского
бруситового рудника (объем инвестиций 13,2
млрд. рублей);
разработка Тополихинского участка
Союзного месторождения графита и
строительство горно-обогатительного
комбината с мощностью производства до 40
тыс. тонн графитового концентрата в год
(объем инвестиций 4,8 млрд. рублей).
- в обрабатывающих отраслях:
реализация проекта строительства завода
по производству металлоконструкций 30
тыс. тонн в год и сэндвич-панелей с
объемом производства 22,5 тыс. кв. м (ООО
"Биробиджанский Завод
Металлоконструкций", объем инвестиций
0,2 млрд. рублей).
создание высокотехнологичного
лесопромышленного предприятия в
Облученском муниципальном районе
области (ООО "ВТК ИНВЕСТ", объем
инвестиций 0,3 млрд. рублей);
строительство комплекса по переработке
соевых бобов мощностью 60 тыс. тонн соевых
бобов в год (ООО "СК Свой дом", объем
инвестиций 1,0 млрд. рублей);
создание кластера по производству
изделий медицинского назначения,
биопрепаратов (ООО "УК"
Индустриальный парк "Шалом", 15 млрд.
рублей);
создание
промышленно-продовольственного
кластера "Восточный" (ООО "ППК
"Восточный", объем инвестиций 5,2
млрд. рублей).
В сельском хозяйстве предполагается
реализация инвестиционных проектов по
строительству тепличного комплекса (ООО
"ДАР", объем инвестиций 11 млрд.
рублей), созданию современного
интеллектуального агрокомплекса
(компания "Кантри гарден", объем
инвестиций 2,2 млрд. рублей), созданию
племенного репродуктора совместно с
племенным заводом "HANHYUP BREEDER" (Южная
Корея) (объем инвестиций 2,2 млрд. рублей).
Прирост инвестиций в транспортном
комплексе будет обеспечен за счет
реализации следующих значимых проектов:
- строительство железнодорожного
мостового перехода через реку Амур в
районе с. Нижнеленинское (ООО
"Рубикон") с обустройством пункта
пропуска через государственную границу
Российской Федерации (в 2022 году
планируется закончить создание
логистической мостовой инфраструктуры,
строительство моста даст толчок для
реализации целого ряда инвестиционных
проектов в сферах логистики и
производства);
- строительство в примостовой территории
нового уникального железнодорожного
комплекса по приему, хранению и
перевалке сжиженного углеводородного
газа и продуктов нефтехимии, а также
нефти и нефтегазоконденсатных смесей
(ООО "Объединенная
нефтегазохимическая компания", объем
инвестиций 4,8 млрд. рублей).
В рамках инвестиционной программы ОАО
"РЖД" планируется осуществить
работы по реконструкции, модернизации
железнодорожных объектов на территории
области, в том числе присоединение путей
необщего пользования ООО "Рубикон"
к железнодорожной инфраструктуре общего
пользования на станции Ленинск
Дальневосточной железной дороги -
филиала ОАО "РЖД".
В рамках государственных программ
области планируется строительство и
реконструкция автомобильных дорог
регионального и межмуниципального
значения. Федеральной адресной
инвестиционной программой
предусмотрена реконструкция мостового
перехода через реку Икура на км 2 + 856
автомобильной дороги "Восточный
подъезд к г. Биробиджану",
строительство и реконструкция участков
автомобильной дороги федерального
значения Р-379 "Амур".
В деятельности по передаче и
распределению электроэнергии
капитальные вложения на территории
области будут обеспечены за счет
реализации инвестиционных программ АО
"ДРСК" филиал "Электрические сети
ЕАО", ПАО "ФСК ЕЭС", структурного
подразделения "Биробиджанская ТЭЦ"
филиала "Хабаровская генерация" АО
"Дальневосточная генерирующая
компания".
Мероприятиями региональных проектов
области, реализуемых в рамках
национальных проектов (программ), Плана
социального развития центров
экономического роста области
планируется осуществлять строительство
социально значимых и инфраструктурных
объектов в сферах образования,
здравоохранения, культуры, спорта,
организации досуга и развлечений на
территориях муниципальных образований и
поселений области.
Принимаемые на территории области меры
социальной политики: индексация пенсий,
прожиточного минимума, минимального
размера оплаты труда (далее - МРОТ), а
также осуществление ежемесячных
денежных выплат на детей в возрасте от 8
до 17 лет - позволили стабилизировать
ситуацию на рынке труда области.
В среднесрочной перспективе увеличению
доходов населения области будут
способствовать:
- рост уровня пенсионного обеспечения
выше уровня инфляции, который будет
достигаться путем увеличения размера
страховой пенсии по старости
неработающих пенсионеров, а также путем
предоставления социальных доплат к
пенсии;
- индексация социальных выплат, а также
развитие форм предоставления социальной
помощи нуждающимся гражданам;
- целевая поддержка отдельных категорий
граждан, в частности семей с детьми;
- содействие занятости отдельных
категорий граждан (женщин, воспитывающих
детей, инвалидов, лиц старшего
поколения);
- расширение мер поддержки,
предоставляемых на основе оценки
нуждаемости с использованием данных
Единой государственной информационной
системы социального обеспечения и
единого ресурса сведений о населении.
Дополнительный вклад в рост доходов
населения области внесет опережающий
рост доходов от предпринимательской
деятельности. В условиях развития новых
форм ведения бизнеса и легализации
занятости в ближайшие годы будет расти
число самозанятых граждан и
индивидуальных предпринимателей.
Условия для этого позволит создать
реализация национального проекта
"Малое и среднее предпринимательство
и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы".
В 2022 году по поручению Президента
Российской Федерации величина
прожиточного минимума, размеры
страховых пенсий неработающих
пенсионеров и МРОТ были
проиндексированы дважды (с 01 января 2022
года на 8,6 процента и с 01 июня 2022 года на 10
процентов). Таким образом, величина
прожиточного минимума в расчете на душу
населения на территории области
составила 18 758 рублей: для
трудоспособного населения - 20 447 рублей,
для пенсионеров - 16 133 рубля, для детей - 18
865 рублей. С 2022 по 2025 годов величина
прожиточного минимума в среднем на душу
населения вырастет на 15,2 процента в
номинальном выражении и составит 20 608
рублей.
Реализация региональных проектов
области в рамках национальных проектов
(программ) на территории области
позволит снизить уровень бедности в
регионе. Прогнозное значение уровня
бедности на 2022 год (21,9 процента населения
с доходами ниже величины прожиточного
минимума) определено с учетом
прогнозируемой величины прожиточного
минимума населения и роста
среднедушевых денежных доходов
населения. В 2023 - 2025 годах прогнозируется
снижение уровня бедности до 20,8 процента
в 2023 году, 19,7 процента в 2024 году и 18,7
процента в 2025 году (по базовому варианту
прогноза).
Несмотря на то, что в 2022 году рынок труда
области стабилизировался,
продолжающаяся убыль населения в
трудоспособном возрасте, миграция
трудовых ресурсов в другие субъекты
Российской Федерации продолжают
оказывать негативное влияние на
динамику численности рабочей силы. Так,
численность рабочей силы в текущем году
оценивается как 76,8 тыс. человек, в том
числе 61,8 тыс. человек - занятые в
экономике области. Уровень общей
безработицы снизится до 4,9 процента,
уровень регистрированной безработицы -
до 1,2 процента от численности рабочей
силы.
В условиях постепенной адаптации
экономики к внешнему санкционному
воздействию ситуация на рынке труда
будет оставаться стабильной.
Правительством Российской Федерации в
среднесрочной перспективе
предполагается реализация мероприятий,
направленных на снижение безработицы,
повышение эффективности регулирования
процессов использования трудовых
ресурсов, обеспечение защиты трудовых
прав граждан.
В области реализуются и будут
реализовываться следующие мероприятия
по поддержке рынка труда:
- увеличение расходов на выплаты пособий
по безработице (максимальное
ежемесячное пособие составляет 12 792
рубля);
- организация общественных работ;
- поддержка работников в неполной
занятости (компенсация части заработной
платы в пределах одного МРОТ на
протяжении трех месяцев);
- переобучение, повышение квалификации и
профессиональная переподготовка ищущих
работу граждан, включая безработных
граждан;
- стимулирование найма отдельных
категорий граждан;
- временный перевод работников
предприятий, приостановивших
производство (работу), на другую работу.
Дополнительно, в целях стимулирования
занятости населения, повышен размер
денежных выплат в рамках социального
контракта (постановление Правительства
Российской Федерации от 29.06.2022 N 1160 в
рамках оказания государственной
социальной помощи по мероприятиям
"Осуществление индивидуальной
предпринимательской деятельности" до
350 тыс. рублей и "Ведение личного
подсобного хозяйства" до 200 тыс.
рублей).
В результате реализации комплекса мер по
содействию занятости населения
численность занятого населения к 2025 году
(по базовому варианту) возрастет до 62,6
тыс. человек (в 2021 году - 61,8 тыс. человек).
При этом среднегодовой уровень
безработицы снизится с 5,6 процента от
численности рабочей силы в 2021 году до 4,7
процента в 2025 году.
Численность рабочей силы в 2022 - 2025 годах
будет постепенно увеличиваться с 76,8 тыс.
человек до 77,7 тыс. человек, в том числе за
счет роста потребности в трудовых
ресурсах.
На обеспечение устойчивого роста оплаты
труда работников в прогнозный период
будут направлены следующие меры:
- ежегодное повышение МРОТ в
соответствии с требованиями трудового
законодательства Российской Федерации;
- поддержание достигнутых уровней
заработной платы отдельных категорий
работников, определенных указами
Президента Российской Федерации;
- проведение ежегодной индексации
заработной платы иных категорий
работников организаций бюджетной сферы.
Во внебюджетном секторе рост заработной
платы в целом будет определяться
динамикой производительности труда и
предложением трудовых ресурсов на рынке
труда при сохранении спроса на них.
Так, к 2025 году (по базовому варианту
прогноза) размер номинальной заработной
платы достигнет 67 775,3 тыс. рублей, что
выше на 21,1 процента уровня 2022 года. Рост
реальной заработной платы составит 4,5
процента.
Среднемесячная начисленная заработная
плата наемных работников в организациях,
у индивидуальных предпринимателей и
физических лиц в 2022 году, по
предварительной оценке, составит 47 684,2
рубля. В последующие годы она продолжит
рост с 51 514,2 рубля в 2023 году до 57 745,2 рублей
в 2025 году (8,2 процента и 21,3 процента
соответственно к уровню 2022 года). Данный
рост объясняется увеличением заработной
платы по фондообразующим видам
экономической деятельности с высоким
уровнем оплаты труда, исполнением
майских Указов Президента Российской
Федерации в части достижения целевых
показателей оплаты труда отдельных
категорий работников.
По прогнозу фонд заработной платы в
области продолжит увеличиваться с 27,2
млрд. рублей в 2022 году до 33,9 млрд. рублей в
2025 году.
В 2022 году ожидается рост индекса
производительности труда на 0,2 процента
с постепенным ростом к 2025 году до 3,1
процента за счет реализации крупных
инвестиционных проектов.