Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2022 года N 451


Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов



В соответствии со статьей 10 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2008 года N 33-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания", в целях составления проекта республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:


1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.


2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания, органам исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания при составлении проекта республиканского бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания организовать работу по составлению проектов местных бюджетов на 2023 год в соответствии с Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.


4. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.



Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Б.ДЖАНАЕВ



Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 25 октября 2022 г. N 451



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ



1. Общие положения


Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов разработаны в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2008 года N 33-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания" в целях определения условий, используемых при составлении проекта республиканского бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, формирования общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета, а также обеспечения открытости и прозрачности бюджетного планирования.


При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2023 - 2025 годы были учтены положения:


Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации;


Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р "Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года";


Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года, утвержденной Законом Республики Северная Осетия-Алания от 18 сентября 2019 года N 60-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года";


бюджетного прогноза Республики Северная Осетия-Алания на долгосрочный период;


прогнозов социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на долгосрочный и среднесрочный периоды.



2. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2021 году и первом полугодии 2022 года


Планомерная реализация Правительством Республики Северная Осетия-Алания бюджетной и налоговой политики, основанной на ключевых изменениях налогового и бюджетного законодательства федерального и регионального уровня, позволила сохранить в 2021 году устойчивость бюджетной системы республики и обеспечить реализацию мероприятий, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, социальную защиту граждан, а также на поддержание условий для восстановления и дальнейшего роста региональной экономики.


Основной задачей при реализации налоговой политики республики в 2021 году и истекшем периоде 2022 года являлась необходимость достижения устойчивости консолидированного бюджета республики путем дальнейшего совершенствования налогового законодательства Республики Северная Осетия-Алания, создания условий для развития налоговой базы, максимального вовлечения в налоговый оборот ранее не учтенных объектов налогообложения, повышения уровня собираемости налогов и неналоговых платежей.


Налоговая политика региона направлена на увеличение налогового потенциала республики не за счет повышения налоговой нагрузки на плательщиков, а за счет роста экономических показателей путем повышения инвестиционной активности. Механизм предоставления налоговых льгот является одним из наиболее мощных экономических рычагов воздействия на экономические интересы хозяйствующих субъектов региона и его социально-экономическое развитие в целом. Предоставление налоговых льгот инвесторам призвано стимулировать приток инвестиций в экономику региона и, как следствие, в перспективе обеспечивать рост налогооблагаемой базы и прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики.


В 2021 году в целях поддержки экономики в период ее восстановления после пандемии, наряду с федеральными мерами поддержки, дополнительно на региональном уровне были:


сохранены пониженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в наиболее пострадавших в период пандемии отраслях экономики;


установлены пониженные налоговые ставки для субъектов малого и среднего предпринимательства, перешедших с уплаты единого налога на вмененный доход на упрощенную систему налогообложения;


установлены понижающие коэффициенты в размере 0,75 процента к действующим в республике налоговым ставкам по налогу на имущество для налогоплательщиков, осуществляющих отдельные виды экономической деятельности.


Кроме того, на региональном уровне в 2021 году были сохранены представленные Законом Республики Северная Осетия-Алания от 3 декабря 2016 года N 66-РЗ "О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков" пониженные ставки по налогу на прибыль организаций в размере 13,5 процента:


для участников специальных инвестиционных контрактов;


для организаций, включенных в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;


для организаций - резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Мамисон" на территории муниципального образования Алагирский район Республики Северная Осетия-Алания.


С 1 января 2021 года Законом Республики Северная Осетия-Алания от 2 ноября 2020 г. N 66-РЗ "О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Северная Осетия-Алания "О налоге на имущество организаций" в республике установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для организаций и индивидуальных предпринимателей, признанных резидентами зоны приоритетного экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, в отношении имущества, используемого для целей реализации проекта на территории зоны приоритетного экономического развития.


Для вновь создаваемых объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, также было сохранено применение налоговой ставки 0 процентов в течение одного года со дня государственной регистрации права собственности.


С 1 января 2021 года также предоставлены налоговые льготы по транспортному налогу:


организациям и индивидуальным предпринимателям, признанным резидентами зоны приоритетного экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, в отношении транспортных средств, используемых для целей реализации проекта на территории зоны приоритетного экономического развития;


коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, признанным резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны, в отношении зарегистрированных транспортных средств, используемых для целей реализации проекта на территории туристско-рекреационной особой экономической зоны.


В целях стимулирования налогоплательщиков республики к обновлению основных фондов в соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 5 ноября 2019 года N 62-РЗ "Об установлении на территории Республики Северная Осетия-Алания инвестиционного налогового вычета" на территории республики с 1 января 2020 года до 31 декабря 2027 года включительно действует инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль.


В целях привлечения в экономику Республики Северная Осетия-Алания квалифицированной рабочей силы и обеспечения приоритетного права российских граждан на замещение свободных рабочих мест Законом Республики Северная Осетия-Алания от 15 ноября 2021 года N 88-РЗ "Об установлении на 2022 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Республики Северная Осетия-Алания" на 2022 год установлен региональный коэффициент, применяемый при исчислении сумм налога на доходы физических лиц иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании патента, в размере 1,46.


В целях предоставления наиболее широкому кругу граждан возможности вести предпринимательскую деятельность в наиболее комфортных условиях, в соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 22 июня 2020 года N 33-РЗ "О введении в действие специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" на территории Республики Северная Осетия-Алания" с июля 2020 года в республике появилась возможность применять данный налоговый режим. По состоянию на 1 января 2021 на налоговый учет в качестве плательщиков налога на профессиональный доход встали 1 611 жителей республики, на 1 января 2022 года - 7 726, на 1 июля 2022 - 15 782. В 2021 году в республиканский бюджет Республики Северная Осетия-Алания поступило налога на профессиональный доход в сумме 14,0 млн рублей, за 1 полугодие 2022 года - 13,3 млн рублей. Поступления за 2022 год в целом оцениваются в сумме не менее 27,0 млн рублей.


Вносимые в последние годы изменения в бюджетное и налоговое законодательство в части акцизного налогообложения негативно отразились на доходной базе бюджета республики. Произошло значительное сокращение поступлений по акцизам на крепкую алкогольную продукцию и вино.


В результате поэтапного перехода на механизм распределения акцизов на крепкую алкогольную продукцию пропорционально удельному весу розничной продажи алкогольной продукции, зафиксированной в единой государственной автоматизированной информационной системе учета (далее - ЕГАИС), республика с 1 января 2023 года практически лишается одного из основных источников доходов. В текущем году заканчиваются предусмотренные в переходный период компенсационные выплаты регионам, на территориях которых производится алкогольная продукция. При этом, если до внедрения указанного механизма распределения акцизов на крепкую алкогольную продукцию в 2017 году в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания от собственных производителей поступило 1 442,1 млн рублей, то в 2023 году в результате перераспределения прогнозируется к поступлению 52,2 млн рублей.


Ежегодное снижение поступлений наблюдается и по акцизам на вино, обусловленное введением налоговым законодательством акцизов на виноматериалы и возможностью получения производителями вина налогового вычета.


В результате поступления по акцизам на вино в 2021 году составили 586,3 млн рублей со снижением относительно 2020 года на 321,1 млн рублей. За первое полугодие 2022 года поступило 186,8 млн рублей, или 69,5 процента от показателей аналогичного периода 2021 года. Поступления за 2022 год в целом оцениваются в объеме 415,0 млн рублей, что составляет 45,7 процента от уровня 2020 года.


Несмотря на все это, в республике удалось сохранить ежегодную положительную динамику наращивания налоговых и неналоговых источников доходов консолидированного бюджета в целом.


В 2021 году налоговые и неналоговые доходы бюджета республики исполнены на 103,9 процента с ростом относительно уровня 2020 года на 3 293,4 млн рублей, или на 18,7 процента.


В первом полугодии 2022 года также наблюдается рост доходов относительно показателя аналогичного периода прошлого года на 929,7 млн рублей, или 9,8 процента. Высокий уровень прироста доходов обеспечен за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль организаций (на 293,8 млн рублей), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (на 258,6 млн рублей), налогу на доходы физических лиц (на 182,2 млн рублей) и налогу на имущество организаций (на 87,8 млн рублей).


Работа по наращиванию налогового потенциала республики, увеличению доходов в консолидированный бюджет республики в 2021 - 2022 годах была продолжена в рамках мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016 - 2024 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19 июля 2016 года N 251 (далее - Программа оздоровления). Реализация данных мероприятий осуществлялась во взаимодействии органов исполнительной власти республики с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления.


Бюджетный эффект от реализации мероприятий Программы оздоровления по увеличению поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания за 2021 год при плане 162,5 млн рублей составил 342,5 млн рублей. По итогам 1 полугодия 2022 года бюджетный эффект составил 82,6 млн рублей, или 56,0 процента от планируемых на год показателей.


Кроме того, в целях увеличения налогооблагаемой базы, повышения эффективности и качества налогообложения объектов недвижимости в республике Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 13 мая 2021 года N 127 утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по увеличению имущественной налогооблагаемой базы Республики Северная Осетия-Алания на 2021 - 2022 годы (далее - План).


В 1 полугодии 2022 года в соответствии с указанным планом в республике проводилась совместная работа органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, соответствующих территориальных подразделений федеральных органов власти по:


выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о правообладателях;


обследованию объектов, зарегистрированных в ЕГРН как объекты незавершенного строительства, с целью выявления фактов их использования для осуществления предпринимательской деятельности без ввода этих объектов в эксплуатацию и оформления права собственности на них, без уплаты налогов на имущество;


выявлению объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, сопоставлению перечней Управления Росреестра по Республике Северная Осетия-Алания и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания и объединению в единый перечень и т.д.


Организация межбюджетных отношений с федеральным бюджетом обеспечивалась посредством заключения соглашений с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по предоставлению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств бюджета Республики Северная Осетия-Алания. Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания составил в 2021 году 30 556,3 млн рублей со снижением к 2020 году на 739,6 млн рублей, или на 2,4 процента. Снижение безвозмездных поступлений из федерального бюджета обусловлено сокращением субвенций на осуществление переданных полномочий и иных межбюджетных трансфертов.


В условиях возникающих вызовов социально-экономическому развитию республики, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, ухудшением геополитической и экономической ситуации, бюджетная политика в 2021 году и истекшем периоде 2022 года направлена на обеспечение устойчивости и сбалансированности республиканского и местных бюджетов. Приоритетом бюджетной политики являлось финансовое обеспечение расходов, связанных с ликвидацией коронавирусной инфекции, оказанием мер социальной поддержки гражданам, решением приоритетных задач, направленных на достижение национальных целей развития.


Выполнены публичные обязательства перед жителями республики, обеспечено повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, в полном объеме профинансированы межбюджетные трансферты, субсидии государственным учреждениям на оказание услуг в здравоохранении, образовании, социальной сфере, культуре, финансово обеспечены мероприятия, направленные на достижение национальных целей, и другие расходы.


На финансирование социального блока направлено 35 724 млн рублей, или 71,2 процента, расходов консолидированного бюджета с увеличением относительно 2020 года на 1 233 млн рублей, или на 103,6 процента. Это расходы в сфере образования, здравоохранения, социальной политики, культуры, физкультуры и спорта, исполнение по которым составило 94,0 процента запланированных ассигнований, что превышает средний процент исполнения бюджета в целом.


В первом полугодии текущего года структура расходов консолидированного бюджета сохранила социальную направленность. По итогам I полугодия 2022 года тенденция роста удельного веса расходов отраслей социальной сферы еще более усилена. Доля социального блока в общем объеме расходов составила 75,7 процента, а в денежном выражении по сравнению с аналогичным показателем за период прошлого года расходы на социальные отрасли увеличены на 5 114 млн рублей, или на 38,1 процента.


Несмотря на приоритетное финансирование социальной сферы в 2021 году и первом полугодии текущего года, одновременно осуществлялись расходы, направленные на поддержку экономики и развитие инфраструктуры.


Начиная с 2019 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" на территории республики реализуются 33 региональных проекта, направленных на достижение целей и решение задач федеральных проектов. На реализацию национальных проектов в приоритетном порядке в течение 2021 года направлено 8 501,6 млн рублей, или 93,5 процента от плана.


В рамках планирования и исполнения республиканского бюджета основная доля расходов обеспечивалась в рамках реализации государственных программ Республики Северная Осетия-Алания. За 2021 год расходы по 27 государственным программам Республики Северная Осетия-Алания составили 41 291 млн рублей, или 92,1 процента всех расходов. С учетом интеграции региональных проектов в состав программ государственные программы стали простым и эффективным инструментом организации как проектной, так и текущей деятельности государственных органов, отражающим взаимосвязь затраченных ресурсов и полученных результатов.


Объем финансовой помощи местным бюджетам составил в 2021 году 10 099,3 млн рублей, или 22,5 процента расходов республиканского бюджета, с ростом относительно уровня 2020 года на 1 986,3 млн рублей.


В рамках контрольных мероприятий за соблюдением бюджетного законодательства муниципальными образованиями проводилась экспертиза проектов местных бюджетов, заключены соглашения с муниципальными образованиями, являющимися получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.


На протяжении 2021 года успешно проводилась работа по снижению имевшейся на начало года просроченной кредиторской задолженности и недопущению образования новой. На конец года просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета снижена более чем в 2 раза (составила 58,8 млн рублей). Тенденция по снижению задолженности сохранена и в текущем году.


Таким образом, республикой обеспечено достижение целевого показателя по доле просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета, установленного Государственной программой Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами".


Реализации основных направлений бюджетной политики в 2021 году и истекшем периоде текущего года способствовало выполнение поставленных задач по наращиванию налогового потенциала республики, увеличению доходов в консолидированный бюджет республики и оптимизации расходов в рамках мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016 - 2024 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19 июля 2016 года N 251 "О Программе оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016 - 2024 годы". Реализация данных мероприятий осуществлялась во взаимодействии органов исполнительной власти республики с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления.


В результате реализации указанных мероприятий Программы совокупный бюджетный эффект в денежном выражении по итогам 2021 года составил 769,4 млн рублей с превышением утвержденного показателя на 359,3 млн рублей. По итогам первого полугодия 2022 года уже удалось получить совокупный бюджетный эффект в денежном выражении в размере 311,2 млн рублей при запланированном в целом на 2021 год показателе в размере 395,4 млн рублей.



3. Основные направления налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов


Основные направления налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов формируются в условиях реализации разработанного Правительством Российской Федерации плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.


В 2023 - 2025 годах будет продолжена реализация основных целей и задач налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания, предусмотренных в предыдущие годы.


Приоритетом в налоговой политике республики остается обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, а акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы, улучшении качества администрирования.


Налоговая политика Республики Северная Осетия-Алания в 2023 году и на плановый период до 2025 года ориентирована на развитие доходного потенциала на основе экономического роста, а ее основными направлениями в среднесрочной перспективе являются:


дальнейшее совершенствование налогового законодательства республики, в том числе с учетом изменений налогового законодательства Российской Федерации;


создание благоприятных условий для повышения инвестиционной привлекательности республики, реализация механизмов налогового стимулирования в целях создания условий для организации новых предприятий и производств, способствующих в дальнейшем расширению налогового потенциала республики;


совершенствование специальных налоговых режимов в целях стимулирования развития на территории республики малого и среднего предпринимательства;


дальнейшая реализация мер по легализации в республике "теневой" занятости, содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости путем расширения практики применения налога на профессиональный доход, регистрацию граждан в качестве "самозанятых" и вовлечение их в экономику;


усиление мер по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков, продолжение работы по совершенствованию механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления муниципальных образований и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Северная Осетия-Алания в части улучшения качества администрирования доходов бюджета и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, сокращения недоимки;


осуществления контроля за постановкой на налоговый учет организаций и предпринимателей, заключивших государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд на территории Республики Северная Осетия-Алания;


расширение налогооблагаемой базы по имущественным налогам, в том числе за счет выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в рамках реализации Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";


продолжение политики обоснованности установления новых налоговых преференций путем взвешенных решений с учетом ограниченности возможностей регионального бюджета. Обеспечение бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых расходов по налогам на прибыль и имущество организаций, а также налогам по специальным налоговым режимам;


осуществление систематического контроля за объемами добычи полезных ископаемых на территории республики, проведение мероприятий по выявлению и пресечению незаконной (неучтенной) их добычи, увеличение поступлений по налогам и платежам за пользование природными ресурсами;


повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью и увеличение доходов от ее использования, оптимизация структуры находящегося в собственности Республики Северная Осетия-Алания и муниципальной собственности имущества, выявления неиспользуемых и (или) неэффективно используемых основных фондов, принятия мер по их продаже или предоставлению в аренду;


мониторинг эффективности деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, определение целесообразности дальнейшего их функционирования в организационно-правовой форме государственного (муниципального) унитарного предприятия;


обеспечение главными администраторами доходов исполнения республиканского и местных бюджетов, а также контроль за полнотой и эффективностью принимаемых ими мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности по платежам в бюджет;


дальнейшая реализация мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016 - 2024 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19 июля 2016 года N 251 "О программе оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016 - 2024 годы", и т.д.


Реализация вышеуказанных основных направлений налоговой политики в 2023 - 2025 годах будет способствовать росту налогового потенциала Республики Северная Осетия-Алания и мобилизации дополнительных доходов в бюджет республики.



4. Основные направления бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов


В условиях повышения рисков финансовой стабильности в связи с ухудшением экономической и геополитической ситуации Основные направления бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2023 - 2025 годы предусматривают дальнейшую реализацию мер по обеспечению устойчивости и сбалансированности бюджетной системы республики, развитию региональной доходной базы, стратегической приоритизации расходов консолидированного бюджета, повышению обоснованности и эффективности бюджетных расходов.


Бюджетная политика Республики Северная Осетия-Алания в 2023 - 2025 годах сохранит преемственность приоритетов предыдущих бюджетных циклов и будет нацелена на обеспечение социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, достижение национальных целей развития и решение ключевых задач, установленных указами Президента Российской Федерации, документами стратегического планирования.


В среднесрочной перспективе бюджетная политика Республики Северная Осетия-Алания будет ориентирована на решение следующих ключевых задач:


принятие мер по обеспечению долгосрочной устойчивости консолидированного бюджета республики, формированию предпосылок для ускорения темпов экономического роста, повышению эффективности бюджетных расходов, обеспечению соответствия объема расходных обязательств имеющимся финансовым источникам с учетом первоочередного финансового обеспечения социально значимых расходных обязательств Республики Северная Осетия-Алания в условиях поддержания сбалансированности и соблюдения ограничений в отношении дефицита республиканского бюджета;


достижение приоритетов и целей, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


дальнейшее развитие института государственных программ и проектных принципов управления, в том числе синхронизации подходов к разработке и управлению государственных программ и региональных проектов, приоритизации направлений развития программ исходя из национальных целей развития Российской Федерации, повышение качества управления региональными проектами, обеспечение надлежащего контроля за своевременностью и полнотой достижения целевых показателей;


обеспечение эффективного и рационального использования имеющихся финансовых ресурсов, недопущение установления и исполнения расходных обязательств, не обеспеченных реальными доходными источниками и не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;


безусловное исполнение установленных социальных обязательств перед гражданами и дальнейшее повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки, в том числе за счет продолжения внедрения принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки, улучшения качества оказания социальных услуг во всех формах социального обслуживания;


финансовое обеспечение принятых расходных обязательств с учетом проведения мероприятий по их оптимизации, сокращению неэффективных и необоснованных расходов республиканского бюджета, концентрации имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;


поддержание оптимальных объемов и структуры расходов на реализацию функций и полномочий органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, стимулирование их к поиску внутренних резервов и оптимизации бюджетных расходов, исключение дублирования функций и полномочий;


оптимизация расходов на содержание государственных (муниципальных) учреждений путем повышения эффективности использования государственного имущества, находящегося в пользовании государственных учреждений, включая рациональное использование занимаемых площадей, экономии на закупках товаров, работ и услуг для государственных нужд, в том числе за счет повышения эффективности процедур проведения государственных закупок, предотвращения завышения начальных цен закупок, отказа от закупок товаров и услуг повышенной комфортности, расширения практики проведения совместных торгов;


своевременное исполнение расходных обязательств, недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности по первоочередным расходам;


оптимизация и приоритизация инвестиционных расходов, в том числе за счет первоочередного финансирования объектов, соответствующих приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, направление средств республиканского бюджета, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;


проведение эффективного управления государственным долгом, в том числе за счет реализации комплекса мер, направленных на обеспечение потребности Республики Северная Осетия-Алания в заемном финансировании, максимального использования инструментов управления ликвидностью единого счета республиканского бюджета, привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета, привлечения коммерческих кредитных ресурсов в виде возобновляемых кредитных линий, систематический контроль за общим уровнем долговой нагрузки, оптимизация расходов по обслуживанию долговых обязательств, их своевременное исполнение в полном объеме, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение.


Особое внимание будет уделяться повышению качества управления государственными и муниципальными финансами, в том числе финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств, совершенствование механизмов осуществления внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.


В предстоящем бюджетном цикле будет продолжено развитие и совершенствование системы финансового контроля, в том числе:


осуществление контроля на всех этапах бюджетного цикла от планирования бюджетных ассигнований до представления отчетности с обязательным контролем результативности и эффективности использования бюджетных средств;


усиление контроля за соблюдением требований к обоснованию государственных закупок, правил нормирования, обоснования начальной максимальной цены контракта и за исполнением контрактов;


повышение надежности и эффективности внутреннего финансового аудита, контроля за деятельностью государственных учреждений.


Формирование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Республики Северная Осетия-Алания будет осуществляться в соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2009 года N 58-РЗ "О межбюджетных отношениях в Республике Северная Осетия-Алания" и направлено на дальнейшее обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости местных бюджетов, повышение эффективности предоставления и использования межбюджетных трансфертов, создание условий для увеличения доходов и повышения эффективности расходов местных бюджетов, повышение качества управления муниципальными финансами.


Ведущую роль в системе межбюджетного регулирования в Республике Северная Осетия-Алания сохранит финансовая поддержка из республиканского бюджета в виде дотаций местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности. На предстоящий среднесрочный период обеспечена индексация объемов выравнивающих межбюджетных трансфертов. Их распределение, как и прежде, будет осуществляться исходя из законодательно определенных подходов.


Планируется продолжить заключение с органами местного самоуправления соглашений о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, предусматривающих меры по стимулированию социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов, а также осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления обязательств, предусмотренных указанными соглашениями, с применением мер ответственности за их нарушение.


В целях повышения предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований продолжится распределение всех межбюджетных трансфертов законом о республиканском бюджете на 2023 - 2025 годы (за исключением межбюджетных трансфертов, распределяемых на конкурсной основе, а также тех, предоставление которых осуществляется за счет зарезервированных бюджетных ассигнований, распределяемых актами Правительства Республики Северная Осетия-Алания).


На ближайшие три года планируется обеспечить грантовую поддержку муниципальных образований, стимулирующих органы местного самоуправления к увеличению доходов местных бюджетов, повышению качества управления муниципальными финансами, эффективной управленческой деятельности.


В целях прямого вовлечения жителей муниципальных образований республики в решение приоритетных вопросов местного значения, принятия конкретных решений по расходованию бюджетных средств и осуществления общественного контроля эффективности и результативности их использования в 2023 - 2025 годах будет продолжена практика реализации инициативных проектов за счет средств бюджетов муниципальных образований республики и программ поддержки местных инициатив, в рамках которых муниципалитетам будет предоставляться субсидия из республиканского бюджета.


В предстоящем бюджетном цикле предстоит продолжить реализацию мер, направленных на повышение эффективности и оптимизацию расходов бюджетов муниципальных образований, ограничение дефицита и уровня муниципального долга. Принятие новых расходных обязательств должно осуществляться только при наличии финансового обеспечения или сокращении неэффективных расходов бюджетов муниципальных образований. Планирование бюджетных ассигнований должно осуществляться в жесткой увязке с целями, задачами и показателями муниципальных программ.


В условиях ограниченности бюджетных ресурсов необходимо усилить ответственность органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику в части:


соблюдения условий соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований;


безусловного исполнения принятых расходных обязательств;


оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов и увеличения собственных доходов местных бюджетов;


повышения результативности расходования полученных из республиканского бюджета целевых межбюджетных трансфертов и выполнения обязательств по достижению целей их предоставления;


сокращения муниципального долга.


Развитие межбюджетных отношений с органами местного самоуправления будет направлено на:


осуществление мониторинга исполнения местных бюджетов, финансового обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации, сокращения просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности по социально значимым направлениям;


осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;


осуществление мониторинга и содействие деятельности органов местного самоуправления по развитию налогового потенциала, улучшению качества работы с налогоплательщиками, устранению неэффективных налоговых льгот, привлечению инвестиций, оптимизации расходов, укрупнению муниципальных образований;


проведение оценки долговой устойчивости муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания;


содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов за счет осуществления мониторинга и содействия деятельности органов местного самоуправления по развитию налогового потенциала, улучшению качества работы с налогоплательщиками, устранению неэффективных налоговых льгот, снижению неэффективных расходов;


проведение оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях республики.


В целях обеспечения публичности процесса управления общественными финансами будет продолжена работа по реализации мероприятий по обеспечению открытости и прозрачности бюджетного процесса, в том числе за счет размещения в открытом доступе актуальной информации, связанной с формированием и исполнением республиканского бюджета, регулярной публикации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "Бюджета для граждан", формирования, представления и актуализации на постоянной основе материалов на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.


Одним из важных направлений бюджетной политики на среднесрочный период будет являться развитие процессов цифровой трансформации бюджетной системы, в том числе:


повышение эффективности работы финансово-бюджетного комплекса на основе формирования единого информационного пространства;


сопровождение и развитие программного обеспечения по исполнению республиканского бюджета;


совершенствование цифровой инфраструктуры сферы республиканских финансов;


обеспечение перехода на новый качественный уровень управления республиканскими финансами, отвечающий современным вызовам к системе государственного управления и организации управления информационными потоками.


При планировании объема расходных обязательств Республики Северная Осетия-Алания на предстоящий бюджетный цикл учитывается оценка исполнения в 2022 году, уточненный прогноз показателей социально-экономического развития и следующие основные подходы:


формирование реалистичных бюджетных назначений по доходным источникам исходя из прогноза социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, основных экономических показателей и изменений налогового законодательства, влияющих на налоговую базу;


обеспечение установленных соотношений оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы согласно Указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с учетом достижения уровня оплаты труда "указным" категориям исходя из прогнозируемой на 2023 год среднемесячной заработной платы;


обеспечение выплаты работникам государственных (муниципальных) учреждений республики заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда";


обеспечение индексации заработной платы работников бюджетного сектора экономики, на которых не распространяются указы Президента Российской Федерации, на прогнозируемый уровень инфляции;


начисление взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия-Алания страхователями за неработающих граждан, исходя из прогнозируемого в 2023 году размера тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения и численности неработающего населения;


обеспечение расходов на исполнение законодательно установленных обязательств по социальному обеспечению отдельных категорий граждан (социальных выплат и пособий, в том числе льготное лекарственное обеспечение законодательно установленных категорий граждан);


уточнение общего объема фонда дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в целях соблюдения требования статьи 138 Бюджетного кодекса РФ о недопущении снижения значения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований по сравнению со значением критерия, установленным законом о республиканском бюджете на 2022 - 2024 годы;


формирование объема бюджетных ассигнований дорожного фонда с учетом положений статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации исходя из прогнозируемого объема доходов республиканского бюджета, являющихся источником формирования дорожного фонда;


обеспечение расходов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (оплата коммунальных услуг, услуги связи, транспортные услуги, арендная плата, содержание в чистоте помещений, услуги охраны, приобретение горюче-смазочных материалов, текущий ремонт помещений, приобретение продуктов питания и медикаментов);


обеспечение расходов на уплату налогов, сборов и иных платежей;


обеспечение расходов на реализацию инфраструктурных проектов (за счет бюджетного кредита из федерального бюджета);


обеспечение расходов на обслуживание государственного долга;


формирование резервных средств на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов в соответствии с условиями реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам:


формирование резервного фонда Правительства Республики Северная Осетия-Алания в целях финансирования непредвиденных расходов;


предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям республики, в том числе в целях обеспечения гарантий для наличия ресурсов для финансирования социально значимых расходов;


обеспечение расходов на реализацию отдельных мероприятий в сфере занятости населения;


сокращение объемов бюджетных ассигнований в плановом периоде 2024 и 2025 годов в связи с необходимостью формирования условно утверждаемых расходов республиканского бюджета в размере не менее 2,5% и 5,0% соответственно.


Источниками финансирования дефицита республиканского бюджета в среднесрочной перспективе будут кредиты от кредитных организаций, инфраструктурные бюджетные кредиты, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов и прочие источники финансирования.


Сформированный на основе изложенных выше основных направлений бюджетной политики проект республиканского бюджета на 2023 - 2025 годы должен стать одним из ключевых инструментов экономической политики, обеспечивающих социальную и финансовую стабильность, достижение национальных целей развития.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ