Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ГУБЕРНАТОР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 28 октября 2022 года N 186


Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий в Омской области до 2030 года

(с изменениями на 15 марта 2024 года)

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 15.03.2024 N 48)



В целях определения долгосрочных направлений развития творческих (креативных) индустрий в Омской области, в соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года N 2613-р постановляю:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития творческих (креативных) индустрий в Омской области до 2030 года (далее - Концепция).


2. Министерству экономики Омской области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Омской области до 1 марта 2023 года разработать план мероприятий по реализации Концепции (далее - план).


3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области принять участие в реализации плана.


4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области Д.В. Ушакова.



Губернатор Омской области
А.Л.Бурков



Приложение
к Указу Губернатора Омской области
от 28 октября 2022 г. N 186



КОНЦЕПЦИЯ развития творческих (креативных) индустрий в Омской области до 2030 года

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 15.03.2024 N 48)


Раздел 1. Общие положения


1. Концепция развития творческих (креативных) индустрий в Омской области до 2030 года (далее - Концепция) определяет долгосрочные цели, задачи, приоритеты и направления развития творческих (креативных) индустрий в Омской области.


2. Реализация Концепции будет способствовать достижению следующих национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", стратегических целей социально-экономического развития Омской области, определенных постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п "О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года":


- возможности для самореализации и развития талантов;


- конкурентоспособная экономика Омской области.


3. Понятия и термины, используемые в Концепции, применяются в том значении, в каком они используются в Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года N 2613-р.


4. К творческим (креативным) индустриям для целей Концепции относятся:


- индустрии, основанные на использовании объектов культурного наследия (памятники истории и культуры);


- индустрии, основанные на искусстве (хореография, музыка, театр, кино, живопись, фотография);


- индустрии питания, отдыха и развлечений;


- индустрии в сферах дизайна одежды и интерьера, моды и графики;


- индустрии, связанные с современными медиа и производством цифрового контента (информационные технологии, медиа, издательское дело), проектированием и разработкой программного обеспечения, производством коммуникационной аппаратуры (радио и телевидение);


- индустрии в сферах архитектуры и промышленного дизайна.



Раздел 2. Основные тенденции и приоритеты развития творческих (креативных) индустрий в Омской области


Глава 1. Текущее состояние творческих (креативных) индустрий


5. Творческие (креативные) индустрии сочетают в себе создание, производство и коммерциализацию товаров и услуг, которые преимущественно основаны на использовании результатов интеллектуальной деятельности.


6. Увеличение санкционного и информационного давления на российскую экономику формирует новую повестку развития отечественной экономической системы. Одним из наиболее перспективных направлений сохранения рабочих мест и создания новых являются творческие (креативные) индустрии, неразрывно связанные с творческой деятельностью человека, которая не может быть автоматизирована. Кроме того, сектор творческих (креативных) индустрий открывает широкие возможности для альтернативной занятости молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что особенно актуально в период кризисных явлений в экономике.


7. Творческие (креативные) индустрии основываются на уже существующей социокультурной инфраструктуре, обеспечивающей необходимую для их развития коммуникативную среду.


8. Творческие (креативные) индустрии характеризуются коммерческой ориентацией и предполагают опору на потенциал некоммерческой культурной сферы, сферы образования и научно-инновационную деятельность.


9. Творческие (креативные) индустрии могут значительно усилить эндогенный потенциал Омской области и внести важный вклад в имидж и привлекательность городских и сельских пространств. Их развитие способствует привлечению творческих людей и высококвалифицированных кадров, наукоемких отраслей.


10. Развитие локальных брендов и творческих (креативных) организаций также является важным фактором создания инвестиционной привлекательности Омской области и формирования особой гражданской идентичности. Уникальность региона - в людях, которые создают бренды, узнаваемые не только в субъектах Российской Федерации, но и за рубежом. Поэтому основными задачами социально-экономического развития Омской области являются поддержание таких инициатив и создание условий для развития творческого (креативного) сектора малого и среднего предпринимательства.


11. По состоянию на январь 2021 года в Омской области зарегистрировано 7,7 тыс. организаций (8,9% от всех организаций), осуществляющих деятельность в области творческих (креативных) индустрий, при этом среднесписочная численность работников таких структур варьируется в пределах 12 тыс. чел. (порядка 1,2% от общей численности занятых в Омской области).


12. Лидерами среди отраслей творческих (креативных) индустрий Омской области по количеству организаций являются:


- разработка программного обеспечения - 1520 ед.;


- архитектура - 1131 ед.;


- деятельность прочих общественных организаций - 986 ед.


13. Лидерами среди отраслей творческих (креативных) индустрий региона по среднесписочной численности работников являются:


- архитектура - 4537 чел.;


- производство коммуникационной аппаратуры (радио и телевидение) - 2583 чел.;


- разработка программного обеспечения - 2414 чел.


14. Лидерами среди отраслей творческих (креативных) индустрий региона по суммарной выручке являются:


- архитектура - 10224 млн. руб.;


- производство коммуникационной аппаратуры (радио и телевидение) - 9324 млн. руб.;


- научные исследования и разработки - 5224 млн. руб.


15. В Рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации, сформированном в 2021 году, Омская область заняла 29 место.


16. Общим приоритетом деятельности органов государственной власти Омской области по развитию творческих (креативных) индустрий должно стать увеличение доли творческого (креативного) предпринимательства в определенных ранее направлениях.



Глава 2. Индустрии, основанные на использовании объектов культурного наследия (памятники истории и культуры)


§ 1. Народно-художественные промыслы и ремесла


17. В Омской области непрерывно развиваются народно-художественные промыслы (далее - НХП). К наиболее распространенным ремеслам относятся резьба по дереву, плетение из лозы, производство валяной обуви и гончарной посуды, художественная обработка металлов, изготовление изделий из бересты, вышивка, кружева, вязание.


18. Подготовку кадров в области НХП и ремесел осуществляют бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области "Омский областной колледж культуры и искусства" (далее - БПОУ "Омский областной колледж культуры и искусства"), Омский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Высшая школа народных искусств (академия)", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского" (далее - ФГАОУ ВО "ОмГУ им. Ф.М. Достоевского"), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный педагогический университет". На их базе студенты знакомятся с основными видами и традиционными особенностями народного искусства, а также изучают технологические особенности изготовления изделий и способы их художественного оформления с учетом традиционных особенностей различных направлений НХП.


19. В Омской области зарегистрировано более 400 субъектов малого и среднего предпринимательства, относящихся к сфере ремесленной деятельности. Органы исполнительной власти Омской области поддерживают мастеров, а также стимулируют продвижение результатов их работы. К таким мероприятиям поддержки на всероссийском уровне относится специализированная выставка "Ладья", где участие представителей Омской области обеспечивается региональным центром "Мой бизнес". Также с 2004 года в городе Омске проводится всероссийский праздник традиционных ремесел "Покровская ярмарка", объединяющий в рамках единого культурного пространства мастеров и ценителей традиций. В мероприятиях праздника принимают участие представители НХП, центров традиционной культуры, историко-краеведческих музеев, домов культуры, мастера-ремесленники, художники-прикладники.


20. Одним из механизмов поддержки НХП на областном уровне является проведение выставочно-ярмарочных мероприятий в рамках областных фестивалей русской культуры "Душа России" и национальных культур "Единение", культурно-образовательных мероприятий форума "Академия русской культуры" и др.


21. В Муромцевском муниципальном районе Омской области проводится народно-фольклорный праздник "Троицкие гуляния", организованный при поддержке Министерства культуры Омской области, бюджетного учреждения культуры Омской области "Государственный центр народного творчества" и Омской областной общественной организации "Центр славянских традиций". В празднике принимают участие фольклорно-этнографические коллективы и мастера-ремесленники со всей Омской области.


22. Визитной карточкой музыкальной культуры Омской области являются Государственный академический Омский русский народный хор и Омский академический симфонический оркестр, чья известность давно вышла за пределы России. Государственный академический Омский русский народный хор имеет в своем репертуаре не только произведения русской культуры и сибирского песенного фольклора, но и творения современных композиторов, работающих в народной стилистике.


23. Ежегодно в городе Омске проводятся мероприятия, привлекающие большое количество представителей российской и международной музыкальной общественности, - Международный конкурс скрипачей им. Ю.И. Янкелевича, Международный Сибирский фестиваль органной музыки, Фестиваль Новой музыки, Фестиваль "Белая симфония" и многие другие.



§ 2. Историко-культурное наследие Омской области


24. Разнообразные ценные экспонаты и впечатляющие богатства историко-культурного наследия Омского Прииртышья составляют достояние 7 государственных и 33 муниципальных музеев. Именно в городе Омске хранится уникальная коллекция русского авангарда и собрание золота из курганов древних кочевников. Омский государственный историко-краеведческий музей ведет свою историю с 1878 года. В настоящее время он является одним из старейших и крупнейших музеев Сибири.


25. Важным событием для Омской области стало открытие в 2019 году третьего представительства Государственного Эрмитажа в России и первого за Уралом - Центра "Эрмитаж-Сибирь", который стал новой высотой в истории Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.


26. Бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский государственный историко-культурный музей-заповедник "Старина Сибирская" - единственный в Омской области музей "живой истории". Он находится в рабочем поселке Большеречье, в 200 км от областного центра. Данный музей под открытым небом привлекает посетителей возможностью непосредственного знакомства с историей и культурой, архитектурой, промыслами, археологией и природой омской земли.


27. Рядом с музеем расположено бюджетное учреждение культуры Омской области "Государственный Большереченский зоопарк им. В.Д. Соломатина" - единственный сельский зоопарк в России. Несмотря на удаленность от областного центра, ежегодно его посещают более 100 тысяч человек. Данный зоопарк является одним из 42 зоологических парков Российской Федерации.


28. Природный парк "Птичья гавань" - еще одна визитная карточка Омской области, единственный в России и второй в мире водный природный парк. Сегодня парк носит статус особо охраняемой территории регионального значения, в которой изучают биологию и экологию птиц, проводят городские праздники и экскурсии для школьников и туристов. В Природном парке "Птичья гавань" есть свой реабилитационный центр, музей и смотровая площадка высотой 12 м.


29. Областной дендрологический сад им. Г.И. Гензе - уникальный памятник природы, известный далеко за пределами Омской области. Официальное открытие сада произошло в 2011 году, но его зарождение начиналось более 50 лет назад. На этапе становления он занимал территорию порядка 1 га, здесь планировалось получать семена собственной селекции, а готовые растения использовать для озеленения городских улиц. Колоссальную работу в этом направлении провел Г.И. Гензе, имя которого сегодня носит дендрарий. Сейчас коллекция дендросада насчитывает более 150 растений, среди которых есть экземпляры, занесенные в Красные книги Российской Федерации и Омской области.


30. Памятник природы регионального значения "Дендропарк им. П.С. Комиссарова" - еще один уникальный продукт садово-паркового искусства, ценный в историко-культурном, научном, эстетическом и эколого-просветительском отношении. На его территории произрастают около 200 видов и форм деревьев и кустарников, в том числе редкие и акклиматизированные в Омской области.


31. В Омском Прииртышье расположена достопримечательность, которая в очередной раз удивляет характером сибиряков, их стремлением создать вокруг себя прекрасные уголки природы, - Ботанический сад им. Н.А. Плотникова федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина". Сад создан в 1927 году и зарегистрирован в международном садоводческом справочнике "Ботанические сады мира", входит в Совет ботанических садов России и является вторым старейшим ботаническим садом в Сибири и на Дальнем Востоке.



§ 3. Национально-культурные объединения


32. Омская область по своему этническому составу - один из ярких и самобытных субъектов Российской Федерации, где проживают представители более 120 национальностей.


33. Многонациональный состав населения Омской области обусловлен историческим проживанием на территории Омской области представителей разных этносов, а также процессами экономического освоения территории Западной Сибири в годы реформ и программы освоения целинных и залежных земель. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения обуславливает важность деятельности, направленной на сохранение межнационального и межрелигиозного согласия на территории Омского Прииртышья, где немаловажная роль отводится деятельности общественных национальных и религиозных объединений граждан. Значимым ресурсом в этом направлении является деятельность многочисленных национально-культурных объединений на территории Омской области, активно взаимодействующих с представителями государственной власти и органами местного самоуправления Омской области.


34. Бюджетное учреждение культуры Омской области "Межрегиональное национальное культурно-спортивное объединение "Сибирь" (Дом дружбы) взаимодействует с 106 национально-культурными объединениями, в том числе с 31 национально-культурной автономией (4 региональных (казахская, татарская, немецкая, азербайджанская) и 27 местных). За последние десятилетия активизировался процесс создания в муниципальных районах Омской области центров традиционной народной культуры разных национальностей. Например, объединение национальных культур "Дом Дружбы" в Тарском муниципальном районе Омской области стало базовым комплексом по работе с представителями различных национальностей, и на сегодняшний день на его базе работают четыре центра - центры немецкой, татарской, традиционной русской и прибалтийской культуры.



§ 4. Основные проблемы и приоритеты развития индустрий, основанных на использовании объектов культурного наследия (памятники истории и культуры)


35. Основными проблемами развития индустрий, основанных на использовании объектов культурного наследия (памятники истории и культуры), являются:


- устаревание материально-технической базы;


- невысокий интерес к ремесленной деятельности со стороны частных инвесторов, отсутствие региональных программ поддержки народно-художественных промыслов;


- низкая выработка продукции на одного мастера и большой удельный вес расходов на оплату труда в структуре себестоимости декоративно-художественного изделия, негативно влияющие на рентабельность производства и ценовую конкурентоспособность изделий НХП и являющиеся одной из причин сокращения числа занятых в отрасли;


- широкое распространение контрафактной продукции, в силу чего традиционные производители вынуждены конкурировать с типовой промышленной продукцией со схожим дизайнерским решением, выпущенной в том числе в странах ближнего зарубежья. Низкая стоимость таких подделок привлекает как оптовых покупателей, так и конечных потребителей, несмотря на то что их художественные качества далеки от оригинала. Как следствие, причинен серьезный экономический и репутационный ущерб омским предприятиям НХП;


- разобщенность НХП и нарушение кооперации, что осложняет логистику и дистрибуцию;


- отсутствие специализированных рынков сбыта продукции. Частично сбытовой вопрос решается посредством участия в отраслевых выставках (например, "Ладья"), однако пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 продемонстрировала необходимость развития цифровых каналов сбыта в отрасли НХП;


- деградация художественного уровня выпускаемой продукции. В целях удешевления товара некоторыми предприятиями и частными мастерами не соблюдаются традиционные технологии;


- старение кадров отрасли НХП. В Омской области большинство выпускников профильных вузов не работают по специальности по причине низкого уровня оплаты труда (ниже средней заработной платы по Омской области);


- высокие темпы урбанизации, отток населения из районов и сел в сторону областного центра и других регионов. Некоторые места традиционного бытования НХП сегодня находятся под угрозой исчезновения. Социальная функция НХП, а именно занятость населения (особенно в деревнях), в связи с существенным сокращением численности мастеров и художников потеряна.


36. Исходя из этого, основными приоритетами развития индустрий, основанных на использовании объектов культурного наследия (памятники истории и культуры), станут:


- содействие техническому перевооружению и модернизации подготовительных производств, включая внедрение новых технологий, для поддержки роста объемов производства;


- привлечение в отрасль НХП работающих на дому мастеров-индивидуалов, женщин с детьми, домохозяек, людей с ограниченными возможностями;


- создание механизмов привлечения и удержания мастеров НХП в селах - местах традиционного ведения деятельности;


- сохранение исторического, культурного наследия, айдентики, традиционных рецептов, включая локальный культурный контекст и сырье, возрождение и развитие НХП, их делокализация и масштабирование, воспроизводство в современных товарах и услугах;


- создание информационных пространств (специализированных интернет-площадок, маркетплейсов) для расширения рынка сбыта продукции НХП.



Глава 3. Индустрии, основанные на искусстве (хореография, музыка, театр, кино, живопись, фотография)


§ 1. Основные тенденции развития индустрий, основанных на искусстве


37. В Омской области в сфере культуры происходят значительные изменения: в рамках национального проекта "Культура" ремонтируются здания школ искусств, сельских домов культуры, музеев, библиотек (создаются модельные библиотеки), театров, школы оснащаются музыкальными инструментами, библиотеки - компьютерной техникой, театры - специальным оборудованием для сцены и пр.


38. В течение многих лет в Омской области функционирует трехуровневая модель подготовки творческих кадров (детские школы искусств - организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования - образовательные организации высшего образования соответствующего профиля).


39. Услуги по дополнительному образованию детей в сфере культуры в Омской области предоставляют детские школы искусств. Подготовку кадров для учреждений культуры и искусства Омской области осуществляют три организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования: БПОУ "Омский областной колледж культуры и искусства", бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области "Омское музыкальное училище (колледж) им. В.Я. Шебалина" и бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области "Омский музыкально-педагогический колледж". Высшее образование в сфере культуры представляет факультет культуры и искусств ФГАОУ ВО "ОмГУ им. Ф.М. Достоевского". Ежегодно выпуск специалистов в сферах музыкального искусства, хореографии, актерского мастерства составляет более 400 человек, в том числе 50 выпускников с высшим образованием.


40. На базе БПОУ "Омский областной колледж культуры и искусства" в рамках федеральной инициативы "Придумано в России" осуществлен запуск пилотного проекта "Школа креативных индустрий", создающего условия для развития направлений деятельности в сфере творческих (креативных) индустрий, приобщения детей и молодежи к получению знаний и навыков для разработки творческих (креативных) проектов.


41. В Омской области сформирована и активно функционирует система выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Ежегодно с 2018 года бюджетным учреждением культуры Омской области "Государственный областной художественный музей "Либеров-центр" при поддержке Министерства культуры Омской области организуется региональный фестиваль граффитистов "Омский Стрит-Арт". Благодаря фестивалю в течение последних лет в городе Омске появились яркие граффити, среди которых "Музыка Победы" на подстанции в парке Победы, портреты художников Кондратия Белова, Алексея Либерова и баскетболиста команды ЦСКА Андрея Воронцевича и др.



§ 2. Театр


42. Омская область считается одним из крупнейших театральных центров России: омичам свои творческие работы представляют 10 профессиональных театров, коллективы и постановки которых известны почитателям театрального искусства в России и за ее пределами. Наравне с профессиональными коллективами государственных и муниципальных театральных организаций в Омской области развиваются альтернативные направления в области театрального искусства, действует 500 самодеятельных театров.


43. Омская область традиционно выступает организатором таких профессиональных театральных форумов, как Международный театральный фестиваль "Академия", Международный фестиваль театров кукол "В гостях у "Арлекина", Всероссийский театральный фестиваль "Литература", Всероссийский театральный фестиваль "Сотоварищи", фестиваль любительских театров.


44. Региональное театральное искусство в поиске новых средств выразительности обращается к возможностям творческих (креативных) индустрий в сценическом оформлении, сценографии, создании световых и звуковых партитур к спектаклям.



§ 3. Музыка


45. Сохранение традиций музыкального искусства и продвижение инноваций в области музыки осуществляет Омская филармония, создающая проекты в различных жанровых направлениях. Применяемые современные технологические решения и ресурсы Концертного зала Омской филармонии, обладающего высокими техническими характеристиками и уникальными акустическими свойствами, позволяют создавать неповторимые мультикультурные проекты, объединяющие классическую музыку, хореографическое искусство с мультимедийными технологиями и элементами дополненной реальности. Успешно реализуются творческие коллаборации Омского академического симфонического оркестра, Государственного академического Омского русского народного хора и других коллективов, сольных исполнителей Омской филармонии с представителями индустрии дизайна, моды, медиасферы. Яркими креативными музыкальными событиями Омской области стали Фестиваль Новой музыки, Фестиваль "Белая симфония", open-air проекты "Симфопарк" и "Джазпарк".


46. Кроме классических направлений музыкального искусства в Омской области успешно реализуются музыкальные проекты современных направлений, создаются кавер-группы, коллективы, работающие на синтезе различных жанров. Значительный интерес вызывают музыкальные группы, создающие произведения на стыке жанров альтернативного хип-хопа и рок-музыки, синтезирующие звучание этно- и фолк-музыки с современной электронной музыкой, впоследствии обретающие всероссийскую и мировую популярность.



§ 4. Живопись и кино


47. Конкурсно-выставочная палитра города Омска расширяется ежегодно, собирая в городе Омске новую творческую общественность России. Далеко за пределами Сибири известны такие проекты последних лет, как Всероссийская художественная выставка "Пастель России", Межрегиональная художественная выставка "Иртыш-Енисей: великие реки сибирского искусства", Межрегиональная художественная выставка "СИБИРЬ" и Международная выставка "Евразия-Арт: великие реки искусства".


48. Сохраняя традиции кинофестивального движения, в Омской области проводятся Открытый фестиваль документального кино "СИБИРЬ", Открытый фестиваль любительских фильмов "Маленькое кино "Фильменок", Международный фестиваль "Любительское кино+Profi". Благодаря кинофестивальным проектам, в значительной мере стимулирующим интерес к киноискусству, в Омской области развиваются студии анимации и любительского кино для детей и молодежи.



§ 5. Основные проблемы и приоритеты развития индустрий, основанных на искусстве


49. Основными проблемами развития индустрий, основанных на искусстве, являются:


- устаревшая материально-техническая база детских школ искусств и домов культуры, в особенности в сельской местности, что оказывает существенное влияние на творческий потенциал школьников, так как условия, имеющиеся во многих учреждениях, характеризуются высокой степенью износа оборудования и не отвечают требованиям и стандартам научно-технического развития;


- высокий уровень миграции абитуриентов творческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, и образовательных организаций высшего образования в другие регионы, где созданы более благоприятные условия для развития своих исполнительских навыков и повышения узнаваемости своего имени и своих проектов. Снижение престижа профессии и сокращение притока молодых кадров в сферу культуры приводят к ослаблению кадрового потенциала и "старению" кадрового состава сферы культуры и искусства;


- "старение" кадров, невысокий уровень оплаты труда в отрасли;


- невысокий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры учреждений культуры отрасли;


- недостаточное финансирование театральных и музыкальных фестивалей, различных творческих конкурсов. Общественные институты, бизнес-структуры Омской области по-прежнему недостаточно заинтересованы и слабо вовлечены в реализацию государственной политики Омской области в отрасли, наблюдается недостаток финансовых возможностей и ограниченные вложения в отрасль.


50. Исходя из этого, основными приоритетами развития индустрий, основанных на искусстве, станут:


- повышение профессиональных навыков и компетенций работников учреждений отрасли, увеличение оплаты труда сотрудников сферы культуры;


- информационное развитие отрасли, создание виртуальных концертных залов, онлайн-театров, виртуальных экскурсий в художественные музеи и др.;


- разработка и реализация комплекса мер по увеличению уровня привлекательности отрасли для молодежи, обеспечение притока молодых кадров в отрасль;


- активное содействие со стороны государства и потенциальных инвесторов региональному фестивальному движению по обозначенным направлениям;


- обновление материально-технической базы учреждений культуры.



Глава 4. Индустрии питания, отдыха и развлечений


§ 1. Индустрия питания


51. В качестве быстроразвивающейся на территории Омской области сферы выступает индустрия питания, для которой свойственно стремительное расширение за счет открытия новых предприятий всех типов собственности, внедрение современных стандартов и технологий, способствующих повышению условий комфортности и обслуживания посетителей, увеличению ассортимента предлагаемых продуктов, изделий и услуг.


52. В городе Омске осуществляют деятельность более 600 предприятий общественного питания. Обеспеченность населения посадочными местами в предприятиях общественного питания на тысячу жителей составляет 34,5 места. Оборот общественного питания в 2021 году составил 4 млрд. руб.


53. Основной чертой, характеризующей рост рынка индустрии питания Омской области, является его многосегментная дифференциация по форматам предприятий, по ценовому фактору, по специализации кухни и видам услуг. Вместе с тем в городе Омске уже многие годы работают представители креативного гастрономического бизнеса.


54. Активно развивается направление этнической гастрономии - набирают популярность кухни разных народов, проживающих на территории Омской области. Предприятия демонстрируют современное прочтение подлинной истории местной гастрономии, предлагают гостям на некоторое время перенестись в атмосферу прошлых столетий и познакомиться с традициями старорусской кухни.


55. В настоящее время наблюдается активный рост кофейной культуры. Этому способствует планомерное развитие специализированного сегмента, вкладывающего много сил в обучение и развитие потребителя. Основные фокусы развития сегмента - скорость обслуживания, возможность быстрого и легкого перекуса и демократичные цены.


56. Рынок специализированных кафе в виде кондитерских занимает сейчас существенную долю и является достаточно специфичным. В Омской области представлены как локальные бренды, так и федеральные сети кондитерских. Оборот рынка на данный момент можно оценить в 10 - 15 млрд. руб. в год, при этом потенциальный рост рынка можно оценить в 10 - 15% в год.


57. Кулинарные студии - популярное креативное направление индустрии питания последних нескольких лет. Они помогают организовать любое мероприятие - от детского дня рождения до корпоративного тимбилдинга. Формат предполагает, что под руководством шеф-повара гости готовят выбранные блюда, а затем их дегустируют, общаются, отдыхают и отмечают памятные события.


58. Для удобства гостей Омской области разработана гастрономическая карта, позволяющая быстро ориентироваться во всем многообразии гастрономического бизнеса областного центра.


59. Активно развивается индустрия социального питания в Омской области. В 2022 году федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Омский государственный технический университет" (далее - ОмГТУ) совместно с департаментом образования Администрации города Омска разработан перспективный проект формирования стандарта социального питания города Омска, который предусматривает разработку меню и частичную цифровизацию отрасли.



§ 2. Отдых и развлечения


60. В городе Омске отдыхающим доступны самые разные виды развлечений: от пейнтбола до велосипедных прогулок, прокат которых доступен во всех городских общественных местах: парки, скверы, набережные. Есть в городе Омске и несколько карт-центров, где любители картинга могут в полной мере себя реализовать, также функционирует спортивная трасса длиной порядка одного километра. В 2022 году в городе Омске открылся новый скейт-парк с десятком фигур для спортсменов разного уровня подготовки, строительство которого осуществлено в рамках социальной инвестиционной программы "Родные города".


61. В Омской области пользуются высоким спросом множество конных центров, в том числе с услугами проката верхом, а также казачья школа, предлагающая обучение джигитовке - казачьему виду спорта, предполагающему скачку на лошади с параллельным выполнением гимнастических и акробатических трюков и др.


62. Для активного досуга подходит также веревочный парк, где представлено несколько треков различной сложности, за счет чего посетителями парка могут быть как опытные игроки, так и новички.


63. Также достаточно востребованным аттракционом является аттракцион - эскейп-квесты, предлагающие попробовать себя в различных ситуациях и выйти из них, используя собственную сообразительность.


64. Проявить интерес к будущей профессии, узнать свои предпочтения и получить новые знания позволяет детский образовательный проект, представляющий собой город профессий, где есть свои улицы, здания, больница, мэрия, служба спасения и автодром. Дети в возрасте от 6 до 14 лет смогут обучиться, построить карьеру и заработать местные деньги.


65. С 2014 года в черте города Омска функционирует крупный аквапарк, который открывает для омичей и жителей региона секреты идеального отдыха с тропическим летом, брызгами, волнами, самой высокой в Сибири скоростной горкой и термальным комплексом. Также высоким спросом пользуется сельский аквапарк, который расположен в Любинском муниципальном районе Омской области.


66. В парке "Зеленый остров" города Омска в 2022 году появилось 65 метровое колесо обозрения с подсветкой и кондиционером, регулирующим температуру в летний и зимний период. Участок вокруг задекорирован в стиле "Дикий Запад". Помимо колеса обозрения установлены монорельсовые поезда, детские двухэтажные карусели и еще порядка 15 аттракционов.


67. Ежегодно в парке "На Королева" проходят городские концерты и фестивали, выставки народного творчества, гастрономические конкурсы. На открытом пространстве для жителей города проводят музыкальные программы. Также на территории комплекса проходят важные события города. Одно из них - крупнейшая сельскохозяйственная выставка России "АгроОмск", в которой стабильно участвуют около 400 предприятий со всех субъектов Российской Федерации.



§ 3. Основные проблемы и приоритеты развития индустрий питания, отдыха и развлечений


68. Основными проблемами развития индустрий питания, отдыха и развлечений являются:


- невысокой спрос на премиум-сегмент как в индустрии питания, так и в индустрии отдыха и развлечений, что сдерживает развитие отрасли и снижает ее инвестиционную привлекательность;


- миграционный отток кадров отрасли;


- высокий уровень скрытой занятости в сфере отдыха и развлечений;


- низкий уровень оказываемых услуг - предприятия сферы развлечений нередко осуществляет деятельность, не имея достаточных средств для приобретения и эксплуатации современных технологий;


- отсутствие Омской области на гастрономической карте России вопреки тому, что исследователями собрано большое количество блюд традиционной кухни русских сибиряков, отличающихся от кухни жителей европейской части России своей спецификой.


69. Исходя из этого, основными приоритетами развития индустрий питания, отдыха и развлечений станут:


- повышение их инвестиционной привлекательности;


- содействие цифровизации отдельных процессов в организациях при оказании услуг в сферах питания, отдыха и развлечений (например, наличие мобильных приложений, сайтов, электронных меню и т.д.);


- оказание содействия самозанятости и развитию малого и среднего предпринимательства в сфере отдыха и развлечений;


- материально-техническое обеспечение современным оборудованием и стимулирование внедрения технологий омниканальности при взаимодействии с клиентами;


- содействие развитию рынка доставки;


- поддержка проектов по взаимодействию с детьми и молодежью для формирования позитивного имиджа профессий, относящихся к данной сфере;


- участие в фестивалях и иных мероприятиях в целях продвижения и содействия узнаваемости кухонь народов Российской Федерации, проживающих на территории Омской области.



Глава 5. Индустрии в сферах дизайна одежды и интерьера, моды и графики


§ 1. Основные тенденции развития индустрий в сферах дизайна одежды и интерьера, моды и графики


70. Профессиональное становление будущих дизайнеров и специалистов индустрии моды и красоты обеспечивается действующими кафедрами "Дизайн" и "Дизайн костюма" ОмГТУ (знамениты под общим брендом "Омская школа дизайна"). Омская школа дизайна - это уникальная система преподавания, авторские курсы лекций и выпускники, востребованные в различных сферах модной индустрии. Авторские курсы Омской школы дизайна посвящены дизайн-проектированию и его креативным методам, пластическому моделированию, макетированию и текстильному дизайну.


71. В ежегодном дизайнерском рейтинге "Молодые марки и новые имена 2021, Россия" в десятку лучших вошли участники из Москвы, Санкт-Петербурга и Дагестана, а также четверо - студенты и выпускники Омской школы дизайна. Это дизайнеры, взявшие Гран-при Всероссийского фестиваля дизайна и искусств "Сибирская этника", победители и призеры "Сибирской этники". Главными факторами выбора стали соответствие их творческих работ международному модному контексту, системность и ярко выраженный индивидуальный стиль.


72. На базе ОмГТУ также создана и успешно функционирует единственная в Омской области арт-резиденция. За несколько лет команда Омской арт-резиденции ОмГТУ организовала множество мероприятий различных направлений: мода, искусство, дизайн, урбанистика. Среди них и фестивали всероссийского уровня.


73. В Омске с 2018 года открыто отделение "Сибирской Ассоциации Дизайнеров и Архитекторов" (далее - САДА). На сегодня САДА включает в себя более 2500 дизайнеров и архитекторов в Омске, Новосибирске, Барнауле, Иркутске, Томске и Красноярске. Омское отделение насчитывает более 200 дизайнеров. САДА на постоянной основе проводятся обучающие бизнес-курсы, формируются акселераторы по повышению квалификации и ведется работа по увеличению количества самозанятых среди дизайнеров.


74. Омская область известна брендами индустрии моды (ателье-магазин по пошиву мужской одежды, брендовые бутики, женская одежда). В Омской области проводятся крупные мероприятия в сфере моды, также функционирует уникальный проект, который стабильно завоевывает Гран-при на Международных фестивалях искусства, дизайна и архитектуры в Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске, Перми и др.



§ 2. Основные проблемы и приоритеты развития индустрий дизайна одежды и интерьера, моды и графики


75. Основными проблемами развития индустрий дизайна одежды и интерьера, моды и графики являются:


- низкий уровень конкурентоспособности товаров омского производства по отношению к продукции масс-маркета ввиду ее высокой стоимости (эффект масштаба производства);


- недостаточный уровень информированности населения Омской области о существовании омских брендов;


- сложность входа на рынок в связи с наличием барьеров для открытия собственных магазинов в популярных крупных торговых комплексах (высокая арендная плата, конкуренция);


- нехватка профессиональных кадров, отсутствие на территории Омской области возможности получения среднего профессионального образования по профессиям легкой промышленности;


- недоступность кредитных ресурсов на развитие собственных производств;


- высокая зависимость представителей модной индустрии от импортных тканей, фурнитуры и технологий;


- низкая заинтересованность дизайнеров со стороны крупных ритейлеров и сильных дизайнерских брендов в поддержке малоизвестных и начинающих дизайнеров.


76. Исходя из этого, основными приоритетами развития индустрий дизайна одежды и интерьера, моды и графики станут:


- оказание государственной поддержки в информационном сопровождении реализации продуктов, являющихся результатом деятельности субъектов сферы дизайна и моды, продвижение омских брендов на региональном и федеральном уровнях;


- изменение системы среднего профессионального образования по данным направлениям, развитие бизнес-образования как части образования дизайнеров и технологов;


- формирование положительных образов профессий в сфере дизайна, моды и графики в качестве современных и актуальных профессий среди молодежи региона;


- стимулирование отрасли IT-технологий в сфере разработок программного обеспечения, необходимого для графического дизайна;


- оказание мер поддержки для отечественных производителей тканей, фурнитуры и т.д.;


- стимулирование региональных предпринимателей в сфере дизайна на создание собственных производств.



Глава 6. Индустрии, связанные с современными медиа и производством цифрового контента (дизайн, информационные технологии, медиа, издательское дело), проектированием и разработкой программного обеспечения, производством коммуникационной аппаратуры (радио и телевидение)


§ 1. Основные тенденции развития индустрий, связанных с современными медиа и производством цифрового контента, проектированием и разработкой программного обеспечения, производством коммуникационной аппаратуры


77. Среди тенденций, характерных для состояния медиарынка Омской области, выделяется повышение роли в информационном пространстве интернет-изданий. Они являются самым динамично развивающимся средством массовой информации, где сочетаются все мультимедийные формы. Множество изданий позволяет широкой аудитории - общественности, различным социальным группам и слоям оперативно получать информацию о событиях, происходящих в Омской области.


78. Столпом омского телевизионного рынка является региональная телекомпания, осуществляющая собственное полноформатное вещание 24 часа в сутки во всех населенных пунктах Омской области в аналоговом и цифровом форматах, которая входит в пятерку самых просматриваемых региональных телеканалов России, заняв 4-е место в 2020 году. Телеканал, помимо новостного контента, производит развлекательные, научно-просветительские программы, документальные и художественные ленты, премьеры которых проходят в омских кинотеатрах. В кабельных сетях и в эфирной сетке федеральных каналов вещание осуществляют еще 4 региональных телеканала.


79. Новые медиатехнологии постепенно укореняются в деятельности органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области. Используя таргетированную рекламу, они информируют население о проделанной работе, официальные мероприятия омские блогеры транслируют в крупных омских пабликах, развита сеть региональных телеграм-каналов, рассказывающих о насущных проблемах и достижениях омичей.


80. В Омской области активно развивается игровая индустрия. В 2022 году командой студентов ОмГТУ разработан перспективный проект "До конца" (компьютерная ролевая игра в интеллектуальном историческом жанре периода гражданской войны в России). Данный проект был выдвинут на конкурсный отбор по предоставлению грантов для молодежи "Студенческий стартап" в направлении "Креативные индустрии".


81. Также одна из омских студий разработки мобильных приложений на сегодняшний день входит в десятку лучших мобильных разработчиков России и постоянно получает отраслевые награды. В портфолио студии насчитывается более 200 проектов, работа с известными брендами, а также с российскими и зарубежными стартапами. Помимо головного офиса в городе Омске, студия территориально расположена еще в Москве и Вашингтоне.


82. Организации города Омска также создают цифровой художественный контент для компьютерных игр, фантастических и мультипликационных фильмов, при этом их услугами пользуются как российские, так и зарубежные компании.



§ 2. Основные проблемы и приоритеты развития индустрий, связанных с современными медиа и производством цифрового контента, проектированием и разработкой программного обеспечения, производством коммуникационной аппаратуры


83. Основными проблемами развития индустрий, связанных с современными медиа и производством цифрового контента, являются:


- кадровый голод, обусловленный снижением привлекательности специальностей данного направления, в том числе из-за несоответствия методов преподавания и требований работодателей к потенциальным сотрудникам в части владения ими необходимыми навыками, устаревших учебных программ;


- миграционный отток талантливых и перспективных выпускников омских вузов;


- дублирование схожего контента и низкого качества обработки материалов среди омских средств массовой информации (далее - СМИ);


- формирование отрицательного образа региона в глазах аудитории по причине опубликования СМИ в основном оперативных сводок правоохранительных органов.


84. Исходя из этого, основными приоритетами развития индустрий, связанных с современными медиа и производством цифрового контента, станут:


- совершенствование программ подготовки кадров отрасли, внедрение новых практико-ориентированных подходов к обучению медиаспециалистов и разработчиков цифрового контента;


- популяризация профессии, в том числе через разработку новых программ дополнительного образования для детей и молодежи, проведение конкурсов, фестивалей, форумов и иных мероприятий;


- стимулирование закрепления кадров в Омской области (формирование дополнительных мер социальной поддержки для специалистов отрасли, в том числе по вопросам приобретения жилья, получения образования и др.);


- стимулирование создания новых СМИ позитивной повестки, транслирующих ключевые результаты и достижения Омской области, формирующих положительное восприятие жизни и развитие Омской области как для местных жителей, так и в рамках федеральной повестки;


- стимулирование кинотворческой деятельности киностудий, а также создание условий для формирования новых инициативных студий звуко- и кинозаписи.



Глава 7. Индустрии в сферах архитектуры и промышленного дизайна


§ 1. Архитектура


85. Архитектурная среда Омской области формировалась на протяжении всего существования населенных пунктов. Соответственно, она представлена как отдельными зданиями различных эпох, так и архитектурными ансамблями, планировочной структурой в целом.


86. Наибольшую значимость для Омской области играет наследие городов Тара и Омск. Город Тара - один из немногих городов Среднего Прииртышья, в котором сохранилось значительное количество памятников деревянного зодчества, содержащих уникальную информацию об истории города Тары, его жителях, характерных строительных традициях.


87. На территории города Омска широко представлены различные архитектурные стили: классицизм, модернизм, сибирское барокко. Если здания, выполненные в эпоху классицизма, получили широкое общественное признание, то постройкам советского модернизма только предстоит пополнить перечень объектов культурного наследия. Уникальное архитектурное течение представляют собой сохранившиеся краснокирпичные производственные здания 19-го, начала 20 века.


88. Сохранение аутентичной архитектурно-градостроительной среды, развитие собственной научной школы являются основой для формирования уникального городского пространства, воспитывающего проектное и творческое мышление молодых поколений, патриотическое отношение к городу Омску, а также повышают туристический потенциал Омской области.


89. В городе Омске с 2018 года при поддержке Администрации города Омска, САДА и регионального отделения "Опоры России" проводится фестиваль идей "Интерьеры улиц", помогающий выявлять участки городских территорий (улицы, скверы, детские площадки, проезды и т.п.), находящиеся в неудовлетворительном состоянии, и средствами дизайна преобразовывать их в благоприятную для функционирования комфортную среду. Уникальность проекта состоит в том, что участниками становятся не только профессиональные архитекторы и дизайнеры, но и обычные люди, способные увидеть проблемные участки своего города и предложить варианты по их благоустройству.



§ 2. Промышленный дизайн, дизайн интерьера


90. Омская область - это центр обрабатывающей промышленности и машиностроения. В Омской области сосредоточено множество крупных предприятий, производящих продукцию оборонно-промышленного комплекса и нефтепереработки. Отраслевая специализация Омской области обуславливает особенности развития как промышленной архитектуры, так и становление промышленного дизайна.


91. В Омской области функционирует множество студий и дизайн-бюро, предоставляющих услуги по промышленному дизайну - от проектирования и моделирования объектов до реализации самых смелых идей. Становлению промышленного дизайна способствуют специализированные программы обучения для детей и подростков как в областном центре, так и в муниципальных районах Омской области. Толчком для развития таких направлений в муниципальных районах Омской области стали "Точки роста", созданные в муниципальных образовательных учреждениях в рамках национального проекта "Образование", в которых установлено современное оборудование, позволяющее школьникам не только создавать уникальные проекты, но и моделировать свои идеи на 3D-принтерах.



§ 3. Основные проблемы и приоритеты развития индустрий в сферах архитектуры и промышленного дизайна


92. Основными проблемами развития индустрий в сферах архитектуры и промышленного дизайна являются:


- низкая востребованность архитектурных и средовых проектов и полного цикла сопровождения их реализации;


- отсутствие возможности получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования в части изучения истории архитектуры и градостроительного планирования Омской области, изучения современных тенденций развития архитектуры и градостроительства как в профессиональном поле, так и для широких масс;


- высокий миграционный отток, обусловленный тем, что реализация архитектурных, градостроительных проектов предполагает длительный срок, из-за чего получение финансовых выгод планируется на долгосрочную перспективу;


- значительные издержки для выполнения требований к содержанию объектов культурного наследия, отсутствие понятных механизмов реализации проектов, приводящее к снижению востребованности объектов культурного наследия у бизнеса;


- отсутствие единых требований к уровню благоустройства, приводящее к снижению качества городской среды.


93. Исходя из этого, основными приоритетами развития индустрий в сферах архитектуры и промышленного дизайна станут:


- формирование, развитие творческих (креативных) кластеров в каждом территориальном (ментальном) районе города, районных центрах муниципальных районов Омской области, центрах систем расселения;


- вовлечение предпринимателей в процесс преобразования городского пространства, сохранения архитектурных объектов;


- содействие развитию профессиональных союзов, творческих организаций в сфере архитектуры и промышленного дизайна.



Раздел 3. Творческие (креативные) пространства в сфере культуры и туризма


94. В настоящее время на территории Омской области формируются творческие (креативные) пространства в сфере культуры и туризма. Существенный вклад в процесс создания творческих (креативных) пространств в сфере культуры и туризма внесло открытие в 2019 году Центра "Эрмитаж-Сибирь". Центр "Эрмитаж-Сибирь" - большой культурный комплекс, где помимо выставочных залов разместились детский образовательный и молодежные центры, уникальный "Театр живописи", фонды советской и современной живописи и графики, народного искусства, музейный магазин, а также реставрационная мастерская и библиотека.


95. С 2019 года осваивается пространство подземного перехода возле Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина в качестве художественной галереи ("Проект М" Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля): подземный переход становится местом дислокации необычных арт-объектов на стыке студийного и уличного искусства, местом свободного высказывания художников.


96. Начиная с 2017 года ведется активное развитие событийной составляющей: осуществляется реализация проекта открытого творческого пространства "Любинский.Life" на улице Ленина и улице Музейной, включающего серию крупных мероприятий, в числе которых "Любинский. Travel" - открытие туристского сезона в Омской области", "Зимний Любинский".


97. В Омской области развиваются культурно-туристские дестинации, на которые ориентировано формирование туристических продуктов и экскурсионных программ. К числу устойчивых территорий в сфере локального туризма следует отнести Большереченский, Муромцевский, Калачинский, Тюкалинский муниципальные районы Омской области, одним из показателей развития которых является открытие туристских информационных пунктов и визит-центров. Ярким примером развития привлекательной туристской локации Омской области является бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский государственный историко-культурный музей-заповедник "Старина Сибирская", где воссоздаются быт, уклад, ремесла, фольклорные, воинские казачьи традиции.


98. Перспективным в сфере туризма является развитие региональных туристических маршрутов, экскурсионных программ, объединяющих точки притяжения для туристов, в число которых входят музеи, арт-пространства, событийные мероприятия. Творческие (креативные) индустрии будут способствовать привлечению внимания туристов к традиционным ценностям и инновациям в области формирования региональной культурной среды.


99. Развитие туристических направлений в Омской области предполагает вовлечение представителей творческих (креативных) индустрий в процесс формирования туристского продукта как основных поставщиков услуг, что создает условия для развития сопутствующих отраслей туристской деятельности, в том числе и творческих (креативных) бизнесов, активируя мультипликативные эффекты в региональной экономике.


100. С 2022 года на базе ОмГТУ при участии местных бизнес-сообществ, общественных организаций и при поддержке органов исполнительной власти Омской области начата разработка инновационных технологических инструментов развития туризма в городских и муниципальных творческих (креативных) пространствах Омской области.


101. Возможности творческих (креативных) пространств, действующих на территории города Омска, позволяют молодежи максимально реализовывать имеющийся потенциал и приращивать его новыми знаниями. Творческие (креативные) пространства могут не только предоставлять площади для проведения мероприятий (мастер-классы, концерты, уроки живописи и пр.), но и предоставить оборудование для записи собственного сингла на бесплатной основе. На соответствующих площадках студенческая и интересующаяся медиа и PR-технологиями молодежь имеет возможность принимать участие в практико-ориентированных конкурсах, по итогам которых многие студенты получают приглашения на стажировку в отделы маркетинга омских и федеральных организаций.


102. Также в городе Омске осуществляет свою деятельность объединение омских художников и неформальная галерея современного искусства, действующая с 2008 года. Это место, где любой желающий может представить свои картины, инсталляции и фотографии. С галереей тесно сотрудничает сообщество "JVCR", публикующее работы молодых омских фотографов, художников, иллюстраторов и дизайнеров, а также анонсы городских мероприятий.


103. Сочетание "JVCR" - это не просто слово "Омск" в английской раскладке, это уже состоявшийся бренд, который приобрел определенную значимость для омичей. Сувенирная продукция выставляется на множестве площадок - в социальных сетях, в галереях и кофейнях Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов. "JVCR" фокусируется на организации работы посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а галерея - в офлайн-пространстве. Вместе с тем осуществляется выпуск газеты, где публикуются стихи и проза авторов Российской Федерации в оформлении художников, и журнала маргинального искусства.



Раздел 4. Проблемы и барьеры развития творческих (креативных) индустрий


104. Для Омской области характерны следующие общие проблемы и барьеры в развитии творческих (креативных) индустрий:


- невысокая конкурентоспособность региональной экономики для привлечения квалифицированных творческих (креативных) кадров. Не решена проблема миграционного оттока специалистов, талантливой молодежи;


- значительный разрыв между высоким инновационным потенциалом Омской области и невысоким уровнем внедрения инновационных (в том числе цифровых) технологий;


- устаревание материально-технической базы. Необходимы техническое перевооружение и модернизация подготовительных производств, включая внедрение новых технологий для поддержки роста объемов производства;


- недостаточность государственной финансовой поддержки сферы творческих (креативных) индустрий;


- законодательство Омской области о налогах и сборах не в полной мере учитывает специфику творческого (креативного) предпринимательства;


- недостаточно развита инфраструктура для развития творческого (креативного) предпринимательства и формирования устойчивых творческих (креативных) индустрий;


- не привита культура защищенности и эффективности управления интеллектуальной собственностью. Сохраняется проблема обеспечения охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;


- недостаточный интерес к сфере творческого (креативного) предпринимательства со стороны частных инвесторов;


- подготовка кадров для творческих (креативных) индустрий носит точечный характер, присутствует дисбаланс между потребностью отдельных творческих (креативных) индустрий и наличием соответствующих программ подготовки профессиональных кадров, в том числе с цифровыми компетенциями в творческих (креативных) индустриях.



Раздел 5. Цели, задачи и приоритеты политики Омской области в сфере развития творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства


105. Целью политики Омской области в сфере развития творческих (креативных) индустрий на территории Омской области является формирование условий для обеспечения высоких темпов роста творческого (креативного) сектора экономики.


106. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:


- совершенствовать нормативное правовое регулирование (в том числе в сфере налогов и сборов) и финансовую поддержку творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства;


- создать условия для обеспечения сферы творческих (креативных) индустрий профессиональными кадрами, обеспечить условия для предотвращения оттока талантов из Омской области;


- сформировать и развивать инфраструктуру для творческих (креативных) индустрий, включающую творческие (креативные) инкубаторы, центры творческих (креативных) индустрий, а также школы креативных индустрий и др.;


- стимулировать рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (включая самозанятых граждан), а также увеличить количество рабочих мест в творческих (креативных) индустриях;


- содействовать созданию и внедрению современных цифровых технологий для производства и распространения товаров и услуг творческими (креативными) индустриями;


- развивать межрегиональное сотрудничество в области творческих (креативных) индустрий, содействовать популяризации и продвижению товаров и услуг региональных творческих (креативных) индустрий;


- создавать новые товары и услуги с высокой добавленной стоимостью, обусловленной использованием результатов творческой, интеллектуальной деятельности;


- повысить уровень экономической связанности и кооперации Омской области с другими субъектами Российской Федерации;


- обеспечить возможность прохождения полного цикла высшего образования в сфере архитектуры и градостроительства на территории Омской области;


- сформировать региональные программы поддержки предпринимателей, сообществ, восстанавливающих объекты культурного наследия, средовые объекты, позволяющие сохранить и воссоздать аутентичную среду.


107. Развитие творческих (креативных) индустрий как в стоимостном плане, так и в объеме влечет за собой мультипликативный экономический эффект, выражающийся в том числе в:


- расширении налогооблагаемой базы за счет выхода более качественной, клиентоориентированной продукции и услуг с большей добавленной стоимостью на местные, региональные и международные рынки;


- создании новых рабочих мест как в локальных творческих (креативных) индустриях, так и в инвестиционных творческих (креативных) индустриях и росте вклада творческих (креативных) индустрий в экономику Российской Федерации в целом;


- сокращении диспропорций социально-экономического развития, в том числе отставания уровня жизни населения сельских территорий от уровня жизни населения городов;


- повышении уровня комфортности городской среды за счет использования потенциала творческих (креативных) индустрий;


- повышении туристической привлекательности Омской области, содействии узнаваемости региональных брендов, росте туристического и инвестиционного потенциала Омской области.



Раздел 6. Основные направления поддержки развития творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства


108. Поддержка развития творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства в Омской области осуществляется по следующим направлениям:


- создание территориальной инфраструктуры творческого (креативного) предпринимательства как общего назначения, включая социальную, так и специальной (профессиональной) инфраструктуры, ориентированной на конкретные виды творческой и (или) предпринимательской деятельности;


- формирование финансовой инфраструктуры, ориентированной на различные стадии зрелости творческого (креативного) предпринимательства;


- уточнение механизмов налогообложения по региональным и местным налогам и налогового администрирования с учетом специфики творческого (креативного) предпринимательства в части создания, распространения продуктов с высокой долей творческого труда, создания специализированной инфраструктуры;


- создание экосистем, привлекательных для концентрации талантов, реализации амбициозных общественно-государственных проектов, требующих активной коммуникации и взаимодействия различных людей, территорий, институтов;


- развитие экспортной инфраструктуры - сервисное сопровождение экспансии товаров и услуг, содействие экспорту интеллектуальных прав на региональные и глобальные рынки;


- развитие системы знаний и компетенций как творческого, так и предпринимательского характера;


- стимулирование организации самозанятости и предпринимательской деятельности в сфере творческих (креативных) индустрий, формирование профессиональных намерений молодежи с учетом перспектив развития творческих (креативных) индустрий в Омской области;


- формирование системы информационного обеспечения.


109. Создание территориальной инфраструктуры должно осуществляться посредством взаимодействия государства и бизнеса в проектах реновации существующих городских жилых районов, скоординированного планирования и развития зеленых насаждений, образующих в том числе рекреационные зоны. Необходимо предусмотреть возможность коммерческого и некоммерческого использования элементов историко-культурного, материального и нематериального наследия.


110. Инфраструктура для творческого (креативного) предпринимательства формируется за счет:


- создания инфраструктуры для развития творческих (креативных) компетенций - школы творческих (креативных) индустрий, творческие инкубаторы, центры творческих (креативных) индустрий, детские технопарки;


- содействия переводу зданий отдельных промышленных предприятий, находящихся в историческом фонде, в статус творческих (креативных) кластеров как определенного типа (кино, анимация, архитектура, дизайн и т.д.), так и кросс-дисциплинарных;


- создания творческого (креативного) кластера как пространства возможностей, точки притяжения соседних регионов и стран Центральной и Юго-Восточной Азии для развития культуры, искусства и творческой (креативной) экономики;


- содействия запуску стартап-студий творческих (креативных) индустрий;


- создания многопрофильной R&D-лаборатории творческих (креативных) индустрий;


- формирования, развития творческих (креативных) кластеров в каждом районе города и муниципальных районах Омской области;


- вовлечения предпринимателей в процесс преобразования городского пространства, сохранения архитектурных объектов.


111. Подобные "точки притяжения" для творческих (креативных) предпринимателей должны быть оснащены специальным современным, в том числе высокотехнологичным, оборудованием, в них должны быть помещения для деловой коммуникации и образования. Подобная инфраструктура должна включать специализированные центры, решающие логистические, продюсерские и дистрибьюторские задачи, задачи управления коллективными товарными знаками, брендами территорий, включая наименования мест происхождения товаров и географические указания, информационно-рекламную поддержку.


112. Формирование финансовой инфраструктуры и механизмов налогообложения предполагает развитие институтов гражданского общества, совершенствование нормативной правовой базы. Поддержка творческого (креативного) предпринимательства и безбарьерный переход между различными источниками поддержки обеспечиваются за счет общей системы критериев отнесения к творческому (креативному) предпринимательству.


113. Особенностью финансовой инфраструктуры, ориентированной на творческие (креативные) секторы, должно стать эффективное взаимодействие финансовых организаций, частных инвесторов, органов государственной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области для разработки новых моделей инвестирования и инвестиционных продуктов (специальные инвестиционные фонды, краудфандинг и краудинвестинг, опционные модели и т.д.).


114. Кроме того, необходимо обеспечить информационный обмен между творческим (креативным) предпринимательством и инвесторами (например, создание площадок творческих (креативных) стартапов).


115. Формирование экосистем для концентрации талантов осуществляется посредством реализации амбициозных сетевых общественно-государственных проектов в следующих направлениях:


- архитектура, современное градостроительство и "умный" город (поселок);


- цифровые продукты и технологии для получения нового культурного опыта - путешествий, доступа к музейным коллекциям, выставкам, архитектурным и ландшафтным памятникам как в режиме виртуальной, так и дополненной реальности;


- разработки "человекоцентричных" продуктов - функционального питания ("дизайн еды"), современной одежды, средств мониторинга здоровья, медиаконтента и развлечений, включая разнообразные события и фестивали.


116. Соответствующие проекты реализуются посредством сочетания творческого (креативного) и технологического предпринимательства, за счет которых Омская область может стать привлекательным регионом и способствовать привлечению талантливой молодежи.


117. Сервисное сопровождение экспансии товаров и услуг, экспорта интеллектуальных прав на глобальном рынке создается в рамках регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта в Омской области" и включает:


- поддержку участия в профессиональных выставках и международных конкурсах, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;


- содействие в охране и защите интеллектуальных прав на зарубежных рынках, распространении (дистрибуции) продуктов на международных и зарубежных платформах;


- содействие международному франчайзингу, образованию экспортных консорциумов;


- взаимодействие с деловыми акселераторами и объединениями, международным инвестиционным сообществом.


118. Развитие кадрового потенциала, знаний и компетенций творческих (креативных) индустрий (как творческих, так и предпринимательских) включает:


- развитие системы образования, обеспечивающей высокий уровень профессиональной подготовки кадров для творческих (креативных) индустрий, повышение квалификации для государственных и муниципальных служащих, региональных команд и субъектов предпринимательства в сфере творческого (креативного) предпринимательства и интеллектуальной собственности;


- создание условий для капитализации творческих способностей граждан;


- проведение конгрессно-выставочных мероприятий по продвижению продуктов российских творческих (креативных) индустрий;


- в рамках реализации федеральной инициативы "Придумано в России" обеспечение запуска на базе БПОУ "Омский областной колледж культуры и искусства" проекта "Школа креативных индустрий";


- создание инфраструктуры специализированного консультирования по вопросам творческого (креативного) предпринимательства на базе центров "Мой бизнес";


- открытие новых направлений подготовки, связанных с творческими (креативными) индустриями, развитие творческого (креативного) мышления, а также знакомство с практиками творческих (креативных) индустрий в рамках основных общеобразовательных программ и (или) дополнительных общеобразовательных программ;


- внедрение практико-ориентированных курсов по созданию и (или) продюсированию творческих продуктов, осуществлению предпринимательской деятельности в области творческих (креативных) индустрий;


- увеличение объемов повышения квалификации и профессиональной переподготовки слушателей в сфере творческих (креативных) индустрий;


- реализация просветительских и образовательных проектов по основам предпринимательства, в том числе навыкам защиты и коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности;


- создание творческих (креативных) инкубаторов на базе как творческих, так и иных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.


119. Система информационного обеспечения, включающая возможность коммерческого и некоммерческого использования элементов историко-культурного, нематериального наследия, формируется за счет создания цифровых копий широкого круга архивных, музейных коллекций, объектов нематериального наследия и закрепления прав на такие цифровые копии за хранителями соответствующих ценностей, а также их использования для создания современных товаров и услуг. Также необходимо обеспечить возможность свободного доступа СМИ в создаваемые творческие (креативные) пространства, предусмотрев там площадки для проведения медийных мероприятий.



Раздел 7. Субъекты и порядок реализации Концепции


120. Субъектами реализации Концепции являются:


- субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые граждане, деятельность которых относится к сфере творческих (креативных) индустрий;


- органы исполнительной власти Омской области;


- органы местного самоуправления Омской области;


- профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы в области искусств и иных областях, имеющих связь с творческими (креативными) индустриями;


- ОмГТУ, реализующий стратегический проект "Культурная столица Сибири - Арт-резиденция креативных индустрий" в рамках программы "Приоритет 2030";


- общественные объединения работодателей и предпринимателей Омской области, региональные молодежные объединения.


121. Реализация Концепции будет проходить в 2 этапа.


122. На первом этапе (2022 - 2024 годы) предусматривается создание правовых, организационных и методических условий, в том числе:


- разработка необходимой нормативной правовой базы, методик, рекомендаций;


- проведение детального анализа сферы творческих (креативных) индустрий Омской области в целях выделения приоритетных направлений творческих (креативных) индустрий для их последующего развития, разработка дорожных карт развития;


- развитие системы финансовой поддержки в сфере творческих (креативных) индустрий;


- создание инкубатора, акселератора творческих (креативных) индустрий;


- формирование карты площадок, пригодных для создания творческих (креативных) пространств;


- подготовка предложений о строительстве новых (реконструкции действующих) творческих (креативных) пространств;


- создание пилотного творческого (креативного) пространства и последующее масштабирование практики на каждый ментальный район города Омска и муниципальные районы Омской области;


- организация проведения регионального онлайн-аукциона современного искусства;


- совершенствование системы организации творческого (креативного) предпринимательства, создание условий для развития сети творческих (креативных) предпринимателей и другие меры.


123. На втором этапе (2025 - 2030 годы) предполагается:


- использование ранее созданных условий для обеспечения нового качества предпринимательской деятельности в области творческих (креативных) индустрий;


- реализация программы строительства новых (реконструкции действующих) творческих (креативных) пространств;


- создание инфраструктуры для творческого (креативного) предпринимательства (формирование творческого (креативного) кластера);


- создание 8 образовательных программ и не менее 20 модулей и онлайн-курсов;


- создание цифровой платформы, содержащей карту творческих (креативных) индустрий Омской области, включающей в себя интернет-магазин с продажей изделий мастеров НХП Омской области, услуг творческого (креативного) туризма, курьерскую службу доставки, контакты для сотрудничества и др.;


- запуск R&D-лаборатории творческих (креативных) индустрий;


- запуск центров цифровых компетенций в сфере творческих (креативных) индустрий;


- проведение мероприятий по продвижению и популяризации творческих (креативных) индустрий;


- создание пространства с регулярными выставками-ярмарками мастеров в течение теплого времени года.



Раздел 8. Механизмы реализации Концепции


124. Реализация Концепции обеспечивается согласованными действиями органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления Омской области, организаций предпринимательского и профессионального сообществ и общественных организаций, а также ОмГТУ, реализующего стратегический проект "Культурная столица Сибири - Арт-резиденция креативных индустрий" в рамках программы "Приоритет 2030", и др.


125. Основным механизмом реализации Концепции является план ее реализации, разрабатываемый Министерством экономического развития Омской области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Омской области и организациями, осуществляющими свою деятельность в области культуры, туризма и образования, предусматривающий конкретные мероприятия, сроки и ответственных за их реализацию.


(в ред. Указа Губернатора Омской области от 15.03.2024 N 48)


126. Реализация Концепции осуществляется путем разработки и реализации программ, планов ("дорожных карт"), мероприятий и отдельных проектов.


127. Мероприятия, направленные на реализацию Концепции, учитываются при формировании и корректировке государственных программ Омской области и региональных проектов.



Раздел 9. Ожидаемые результаты реализации Концепции


128. Системная поддержка творческих (креативных) индустрий в Омской области должна обеспечить:


- рост конкурентоспособности экономики Омской области и миграционной привлекательности для квалифицированных творческих кадров, в том числе международных кадров, снижение оттока талантливой молодежи;


- внедрение эффективных механизмов стимулирования и поддержки творческих (креативных) индустрий для создания востребованного на рынке творческого (креативного) продукта;


- увеличение доли работников организаций творческих (креативных) индустрий в общей численности занятых в Омской области до 4,0% к 2030 году;


- увеличение вклада творческих (креативных) индустрий в валовой региональный продукт Омской области до 10% к 2030 году;


- вхождение города Омска в ТОП-10 городов по индексу креативного капитала в Российской Федерации (PWC) к 2030 году.


129. Для населения Омской области основным результатом реализации Концепции должно стать изменение качества жизни, возможность вовлечения талантов в экономику, получение экономических выгод от инвестиций в человеческий капитал и творческий труд.



 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ