Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2022 года N 1116-пп


Об одобрении основных направлений бюджетной и налоговой политики Оренбургской области и основных направлений государственной долговой политики Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов



В целях подготовки проекта областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов Правительство Оренбургской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Одобрить:


1.1. Основные направления бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов согласно приложению N 1.


1.2. Основные направления государственной долговой политики Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов согласно приложению N 2.


2. Министерству финансов Оренбургской области обеспечить подготовку проекта закона Оренбургской области "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" исходя из принципов и подходов, заложенных в документах, указанных в пункте 1 настоящего постановления.


3. Рекомендовать главам муниципальных образований Оренбургской области:


3.1. Организовать работу по разработке не позднее 15 ноября 2022 года проектов бюджетов муниципальных образований Оренбургской области и внесению проектов решений о бюджетах муниципальных образований Оренбургской области в представительные органы муниципальных образований Оренбургской области.


3.2. При формировании соответствующих проектов бюджетов исходить из необходимости:


последовательного расширения собственной налоговой базы за счет максимально возможного использования имеющегося земельно-имущественного комплекса;


минимизации расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области;


обеспечения в полном объеме расходов на оплату труда всех категорий работников и оплату коммунальных услуг;


повышения качества бюджетного планирования;


запрета на установление и исполнение расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Оренбургской области к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области;


составления сбалансированных бюджетов муниципальных образований Оренбургской области.


4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.


5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.



Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР



Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 25 октября 2022 г. N 1116-пп



Основные направления бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов


Основные направления бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента от 7 мая 2018 года), от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента от 21 июля 2020 года), стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, принятой постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп, бюджетном прогнозе Оренбургской области на долгосрочный период до 2036 года, утвержденном постановлением Правительства Оренбургской области от 5 марта 2020 года N 142-пп, государственных программах Оренбургской области (далее - государственные программы). Кроме того, при определении бюджетной и налоговой политики на ближайшую перспективу использованы сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.



I. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2021 году и первой половине 2022 года


Доходы областного бюджета


В 2021 году доходная часть областного бюджета исполнялась в условиях восстановления экономики, роста деловой активности и приближения рынка труда к полной занятости.


Основную часть доходов областного бюджета обеспечили поступления от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций и акцизов по подакцизным товарам. На их долю приходится 94,7 процента всех налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.


На объем поступлений налога на прибыль организаций в отчетном году оказал влияние рост платежей от предприятий нефтегазового сектора, обусловленный изменением макроэкономических параметров (увеличением цены реализации нефти и курса доллара к рублю, ростом объемов реализации газа на экспорт и средней цены на газ в дальнее зарубежье).


Отмечается рост поступлений налога на доходы физических лиц, который обеспечен за счет увеличения фонда оплаты труда и поступления сумм налога, относящегося к налоговой базе, превышающей 5,0 млн. рублей.


Акцизы по подакцизным товарам исполнены с превышением показателей, сложившихся по итогам исполнения за 2020 год. Положительная динамика объясняется увеличением норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации.


Исполнение по налогу на имущество организаций характеризуется увеличением объема поступлений, которое обусловлено ростом налогооблагаемой базы по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения.


На исполнение налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в отчетном году оказали влияние изменения федерального и регионального законодательства:


установление с 1 января 2021 года налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 15 процентов в отношении доходов (включая дивиденды и проценты) физических лиц, превышающих 5 млн. рублей за налоговый период;


увеличение с 1 января 2021 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, лимита, позволяющего оставаться на упрощенной системе налогообложения, по доходам - до 200 млн. рублей и по средней численности персонала - до 130 человек;


значительное расширение с 1 января 2021 года перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых на территории Оренбургской области может применяться патентная система налогообложения (Закон Оренбургской области от 26 ноября 2020 года N 2497/693-VI-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О патентной системе налогообложения");


внесение изменений в статью 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым начиная с 2021 года при применении патентной системы налогообложения размер налога уменьшается на сумму страховых взносов: до 100 процентов от стоимости патента - для индивидуальных предпринимателей без работников и до 50 процентов - для индивидуальных предпринимателей с наемными работниками (Федеральный закон от 23 ноября 2020 года N 373-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации");


продление до 1 января 2025 года действия нулевой налоговой ставки для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной сферах, сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания. Указанная мера действует в течение двух налоговых периодов с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;


прекращение с 1 января 2021 года на территории Российской Федерации действия специального налогового режима - системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (пункт 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 года N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности");


освобождение с 1 января 2021 года от обложения налогом на имущество организаций вновь созданного имущества негосударственных и немуниципальных организаций, которое используется для нужд физической культуры и спорта, а также имущества организаций, которое используется непосредственно для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции в области животноводства (Закон Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций");


введение с 1 января 2021 года рентного коэффициента в размере 3,5 к действующей ставке налога на добычу полезных ископаемых в отношении отдельных видов твердых полезных ископаемых (Федеральный закон от 15 октября 2020 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").


Исполнение областного бюджета за I полугодие 2022 года характеризуется следующими особенностями:


увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций, основной причиной которого является рост поступлений от организаций, осуществляющих добычу газа, в результате роста доходов от реализации товара в связи с увеличением цены реализации и объема добычи;


ростом поступлений налога на доходы физических лиц, который обеспечен за счет увеличения налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650,0 тыс. рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5,0 млн. рублей, и роста количества налогоплательщиков - физических лиц, являющихся иностранными гражданами, осуществляющих трудовую деятельность по найму на основании патента;


приростом поступлений акцизов по подакцизным товарам, который главным образом связан с увеличением объемов реализации подакцизной продукции;


увеличением поступлений по налогу на имущество организаций, обусловленным ростом налогооблагаемой базы.


В текущем году областной бюджет исполняется в условиях введения санкций в отношении России и наложения ограничений по ведению внешнеэкономической деятельности. В связи с этим на федеральном и региональном уровнях разработан и принят комплекс мер, направленных на снижение негативных последствий вводимых ограничений и обеспечение развития российской экономики.


В рамках обеспечения социально-экономической стабильности в условиях внешнего санкционного давления организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим отдельные виды экономической деятельности, Правительством Российской Федерации продлены:


на 6 месяцев - сроки уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021 год и авансового платежа по налогу за I квартал 2022 года (постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2022 года N 512 "Об изменении сроков уплаты налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2022 году");


на 12 месяцев - сроки уплаты страховых взносов за II и III кварталы 2022 года (постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2022 года N 776 "Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году").


В соответствии с Планом первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития Оренбургской области в условиях внешнего санкционного давления, утвержденным Губернатором Оренбургской области:


с 1 января 2022 года в целях поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере информационных технологий, производства компьютеров, электронных и оптических изделий, а также производства одежды, обуви, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, снижены налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения до 1 процента - в случае если объектом налогообложения являются доходы, до 5 процентов - в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (Закон Оренбургской области от 21 апреля 2022 года N 316/98-VII-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области");


установлен мораторий на повышение ставок по налогу на имущество организаций и транспортному налогу до конца 2023 года, а также предусмотрено сохранение налоговой льготы по налогу на имущество организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в животноводстве;


предоставлена отсрочка по уплате арендных платежей за I и II кварталы 2022 года со сроком уплаты до 25 декабря 2022 года (но не позднее даты окончания срока действия договора) по договорам аренды объектов недвижимости и (или) земельных участков, находящихся в собственности Оренбургской области, собственности муниципальных образований Оренбургской области, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (постановление Правительства Оренбургской области от 26 мая 2022 года N 476-пп "О мерах имущественной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, являющихся арендаторами имущества, находящегося в государственной собственности Оренбургской области, в 2022 году").


С 1 сентября 2022 года плата за негативное воздействие на окружающую среду, административные штрафы за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, носят целевой характер и могут быть направлены только на выполнение природоохранных мероприятий (Федеральный закон от 30 декабря 2021 года N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").



Расходы областного бюджета


В 2021 году исполнение областного бюджета осуществлялось в условиях адаптации экономики Оренбургской области к обстоятельствам, вызванным продолжающейся пандемией новой коронавирусной инфекции. Проводимая в указанных экономических условиях бюджетная политика обеспечила сохранение устойчивости областного бюджета и безусловное исполнение принятых обязательств.


В 2021 году была продолжена реализация мероприятий, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 - 606 (далее - Указы Президента), а также новых векторов, обозначенных в Указе Президента от 7 мая 2018 года.


Основу расходной части областного бюджета составили бюджетные ассигнования, направляемые в социальную сферу: образование, здравоохранение, спорт, культура и социальная политика. В 2021 году объем бюджетных ассигнований, направленных в социальную сферу, составил 79,6 млрд. рублей, или 65,1 процента от общего объема расходов.


Оренбургская область активно участвует в реализации 12 национальных проектов.


На реализацию региональных проектов было направлено в 2021 году 20,5 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 10,9 млрд. рублей.


Проведена работа, направленная на повышение эффективности межбюджетного субсидирования. Уточнены показатели государственных программ и показатели, установленные соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета.


Продолжена работа по заключению с городскими округами и муниципальными районами Оренбургской области соглашений о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов. Такие соглашения предусматривают обязательства по достижению показателей социально-экономического развития (рост налоговых и неналоговых доходов, сокращение муниципального долга и другое), осуществлению мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов (проведение оценки эффективности налоговых льгот, утверждение плана по отмене налоговых льгот, признанных неэффективными, неустановление обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Оренбургской области к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, и другое).


Соглашения о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов на 2021 год дополнены мероприятиями:


разработка и утверждение не позднее 1 апреля 2021 года плана мероприятий ("дорожной карты") на 2021 - 2023 годы по вовлечению в оборот неиспользуемых земель, включая мероприятия по оформлению в муниципальную собственность земель, собственность на которые не разграничена, и обеспечение выполнения мероприятий указанного плана, предусмотренных к реализации в 2021 году;


обеспечение осуществления закупок малого объема, проводимых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".


За недостижение установленных показателей социально-экономического развития предусмотрена финансовая ответственность городских округов и муниципальных районов Оренбургской области.


В первой половине 2022 года на исполнение областного бюджета оказало влияние внешнее санкционное давление. В условиях складывающейся ситуации в целях обеспечения устойчивости бюджетной системы сохранены зарезервированные бюджетные средства в виде остатков средств бюджетов, сложившихся на 1 января 2022 года.


Продолжена работа по реализации плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 31 марта 2017 года N 224-п (далее - план).


План содержит перечень мер, направленных на обеспечение устойчивости бюджетной системы Оренбургской области, сгруппированных по следующим направлениям:


увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов;


оптимизация расходов;


сокращение государственного и муниципального долга.


Бюджетный эффект от проведения вышеуказанных мероприятий составил в 2021 году 3,0 млрд. рублей, в 2022 году бюджетный эффект ожидается в размере 1,6 млрд. рублей.


Министерством финансов Оренбургской области продолжена практика осуществления мероприятий, направленных на повышение открытости бюджетных данных. Обеспечен свободный доступ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" к бюджетным данным, осуществляется публикация интернет-брошюр "Бюджет для граждан", в актуальном состоянии поддерживается портал "Бюджет для граждан". Также на сайтах органов исполнительной и законодательной власти Оренбургской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается информация об областном бюджете.


С целью обеспечения вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений в Оренбургской области обеспечено развитие механизма инициативного бюджетирования. На каждую инициативу сельского населения, отобранную на конкурсной основе, направлено до 1 млн. рублей средств из областного бюджета.


В 2021 году реализовано 167 инициатив сельского населения, общая стоимость которых составила 167,8 млн. рублей. Вклад областного бюджета - 95,9 млн. рублей.


На 2022 год победителями признаны 225 инициатив сельского населения, общая стоимость которых составила 239,3 млн. рублей. Вклад областного бюджета - 138,4 млн. рублей.


Отмечен рост интереса граждан к механизму инициативного бюджетирования: в 2021 году в процесс выбора инициативных проектов было вовлечено 78 тыс. человек, в 2022 году - 92 тыс. человек (на 18 процентов больше, чем в 2021 году).


В Оренбургской области продолжают развиваться различные практики инициативного бюджетирования: "Школьный бюджет" в городах Бузулуке и Медногорске, Сорочинском и Ясненском городских округах, Александровском, Асекеевском, Бузулукском, Оренбургском, Ташлинском и Тюльганском районах, "Молодежный бюджет" в Гайском городском округе, "Инклюзивное инициативное бюджетирование" в Оренбургском районе, "Культурный бюджет" в Бугурусланском районе.


С 1 января 2021 года Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статьей 26.1 введена новая форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления - "инициативные проекты". В настоящее время все 487 муниципальных образований Оренбургской области приняли соответствующие нормативные правовые акты.



Дефицит областного бюджета


По итогам 2021 года областной бюджет исполнен с профицитом в размере 17,1 млрд. рублей. На 2022 год дефицит областного бюджета запланирован в размере 14,4 млрд. рублей и покрывается остатками средств на счете областного бюджета, бюджетными кредитами из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иными источниками финансирования дефицита.



II. Внешние условия реализации бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов


На налоговую и бюджетную политику Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов будут оказывать влияние внешние факторы, прежде всего изменения в федеральном законодательстве:


1) внедрение института единого налогового счета, который будет предусматривать консолидацию всех обязанностей плательщика по уплате обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, в едином сальдо расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации с их погашением из "налогового кошелька", функционирующего в виде именного авансового счета, пополняемого плательщиком. Уплата обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, будет осуществляться одним платежным поручением без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к конкретному бюджету бюджетной системы. При этом будет соблюдена определенная очередность зачета платежей:


недоимка, начиная с наиболее раннего момента выявления;


налоги, авансовые платежи по ним, сборы, взносы с момента возникновения обязанности по уплате;


пени;


проценты;


штрафы;


2) по налогу на прибыль организаций.


С 1 января 2023 года прекращается действие договоров о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Распределение поступления соответствующих доходов по налогу на прибыль будет осуществляться на основании нормативов, установленных Федеральным законом о федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов и учитывающих фактические поступления налога на прибыль от участников консолидированных групп налогоплательщиков.


Продление до 2030 года централизации в федеральный бюджет 1 процентного пункта налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.


Продление до 2030 года 50-процентного ограничения по переносу убытков, полученных в прошлых налоговых периодах.


С 1 января 2023 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного организацией, в случае, если законодательством Российской Федерации на данную организацию возложена обязанность по принятию в собственность такого имущества;


3) по налогу на доходы физических лиц.


С 1 января 2023 года:


освобождаются от налогообложения выплаты выходного пособия, среднемесячного заработка на период трудоустройства, а также любые иные компенсационные выплаты при увольнении работника, предусмотренные законодательством;


право на социальный налоговый вычет распространяется на оплату медицинских услуг, оказанных детям (подопечным), признанным судом недееспособными, без ограничения по возрасту;


субъектам Российской Федерации предоставляется расширенное право уменьшения предельного (минимального) срока владения недвижимым имуществом для целей освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов от продажи недвижимого имущества, приобретенного в порядке наследования, в результате приватизации, по договору дарения, а также по договору ренты;


4) по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации.


На 2025 год ставки акцизов на подакцизные товары проиндексированы на 4 процента по сравнению с установленными на 2024 год.


Продление на 2025 год норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации, действовавшего в 2024 году;


5) по специальным налоговым режимам.


С 1 января 2023 года организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов, не вправе применять упрощенную и патентные системы налогообложения;


6) по налогу на имущество организаций.


С 1 января 2023 года субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки налога только в зависимости от вида недвижимости, облагаемой налогом на имущество, или его кадастровой стоимости. Дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или категорий имущества, в том числе в зависимости от площади имущества, не допускается.


В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает показатель, сложившийся по состоянию на 1 января 2022 года, налог на имущество организаций за 2023 год рассчитывается исходя из кадастровой стоимости из Единого государственного реестра недвижимости, применяемой с 1 января 2022 года (за исключением, если стоимость объекта увеличилась из-за изменения его характеристик).


В 2023 году в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, применяется пониженная ставка налога на имущество организаций в размере 1,6 процента.


С 1 января 2023 года не включаются в налоговую декларацию налогоплательщиков - российских организаций сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;


7) по земельному налогу.


В случае если кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает показатель, сложившийся по состоянию на 1 января 2022 года, земельный налог за 2023 год рассчитывается исходя из кадастровой стоимости такого земельного участка из Единого государственного реестра недвижимости, применяемой с 1 января 2022 года (за исключением, если кадастровая стоимость земельного участка увеличилась из-за изменения его характеристик);


8) по государственной пошлине.


С 1 января 2023 года вводятся новые государственные пошлины:


за выдачу разрешения на внесение изменений в конструкцию колесного транспортного средства - 1000 рублей;


за выдачу свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов - 1500 рублей, за продление срока действия такого свидетельства - 1000 рублей.


С 2023 года увеличен размер госпошлины с 800 до 1500 рублей за выдачу свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;


9) по штрафам и взысканиям.


С 1 января 2023 года суммы пеней, штрафов, процентов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, будут определяться суммарно по налогоплательщику (без выделения отдельных видов налогов);


10) С 1 января 2023 года предполагается введение универсального пособия для семей с низкими доходами, объединяющего целый ряд действующих мер социальной поддержки, в том числе на детей от трех до семи лет и от восьми до семнадцати лет, с применением комплексной оценки нуждаемости.


Приоритетным остается сохранение в 2023 - 2025 годах достигнутого соотношения между уровнем оплаты отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Оренбургской области.



III. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов


Доходы областного бюджета


В Оренбургской области будет продолжена реализация положения Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", предусматривающего особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности и особенности налогообложения резидентов территории опережающего социально-экономического развития.


Для привлечения инвестиций во все секторы экономики Оренбургской области на территориях муниципальных образований город Оренбург и город Орск создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Оренбуржье", направленная на развитие промышленной инфраструктуры региона и предусматривающая предоставление налоговых и таможенных льгот.


В целях создания комфортных налоговых условий для развития предприятий, направляющих средства на приобретение и модернизацию объектов основных средств и осуществляющих экономическую деятельность в определенных отраслях экономики, на территории Оренбургской области предоставлено право на применение инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль организаций.


При этом в целях частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения инвестиционного налогового вычета ежегодно в соответствии с методикой распределения дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации, утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации, предусматривается компенсация двух третей объема выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения инвестиционного налогового вычета из федерального бюджета в виде дотации.


В рамках реализации мероприятий, принятых на федеральном уровне и направленных на развитие регионов путем создания дополнительных рабочих мест, увеличения налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации и предоставления возможности финансирования приоритетных расходов регионов, на территории Оренбургской области осуществляется реализация инфраструктурных проектов за счет привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов.


На территории Оренбургской области активно реализуются положения Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 года N 1704.


Кроме того, в целях концентрации ресурсов для регионального инфраструктурного развития на федеральном уровне будут реализованы меры стимулирования развития агломераций, включающие в себя расширение прав субъектов Российской Федерации по установлению дифференцированных нормативов отчислений от отдельных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, одной из сторон которых являются городские округа.


С 1 января 2023 года предусматривается передача из областного бюджета в бюджеты городских округов и муниципальных районов Оренбургской области дополнительно 1 процента налога на доходы физических лиц, за исключением сумм налога, относящихся к части налоговой базы, превышающей 5,0 млн. рублей, и налога, уплачиваемого иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на основании патента.


В целях выравнивания налоговой нагрузки на сопоставимые объекты налогообложения организаций и физических лиц предусматривается переход к налогообложению недвижимого имущества организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости (за исключением отдельных сооружений).


Предусматривается ежегодное утверждение перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база по налогу на имущество организаций по которым рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.


В связи с отменой с 2023 года обязанности налогоплательщиков - российских организаций включать в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, введен заявительный порядок предоставления налоговых льгот.


В целях наполнения Единого государственного реестра недвижимости актуальными сведениями о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости и вовлечения их в гражданский оборот продолжается начатая в 2021 году работа по практической реализации на территории Оренбургской области положений Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающего порядок выявления правообладателей таких объектов недвижимости.


В рамках оказания государственной поддержки организаций, осуществляющих виды деятельности, входящие в подклассы 01.1 - 01.5 класса 01 "Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях" раздела А "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, планируется освободить на период с 2023 года по 2027 год от уплаты налога на имущество организаций в размере 70 процентов от исчисленной суммы налога в отношении имущества, используемого непосредственно для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.


Кроме того, в целях организации досуговой деятельности детей, обеспечения профессионального самоопределения и социализации подростков, а также стимулирования интереса школьников к сфере инноваций и высоких технологий, популяризации инженерных профессий организации, имеющие на балансе детские железные дороги, расположенные на территории Оренбургской области, планируется освободить на период с 2023 года по 2027 год от уплаты налога на имущество организаций в размере 100 процентов от исчисленной суммы налога в отношении объектов недвижимого имущества, предназначенных для обеспечения деятельности детской железной дороги и реализации программ дополнительного образования, направленных на проведение профессионально-ориентационной работы среди молодежи в сфере железнодорожного транспорта.


Сохраняется механизм регулярной оценки эффективности налоговых льгот с точки зрения поставленных целей и механизмов корректировки или отмены в случае, если поставленные цели не достигаются.



Расходы областного бюджета


Формирование бюджетных ассигнований областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов будет осуществляться с учетом необходимости решения задач, поставленных в Указах Президента от 7 мая 2018 года, от 21 июля 2020 года, приоритетного направления бюджетных средств на реализацию национальных проектов.


В соответствии с соглашением, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации, о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Оренбургской области, для Оренбургской области установлены мероприятия и значения показателей, обязательные к реализации и достижению.


В 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов участие в государственных программах Российской Федерации будет осуществляться исходя из единого предельного уровня софинансирования расходных обязательств Оренбургской области за счет средств федерального бюджета, установленного на 2023 и 2024 годы в размере 82 процента, на 2025 год - 83 процента. Уровень софинансирования расходных обязательств Оренбургской области, возникающих при реализации национальных проектов, устанавливается в размере 96 процентов или уровня софинансирования, установленного в соглашениях, заключенных с федеральными органами исполнительной власти.


Средства областного бюджета, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, реструктурированным в 2012 и 2017 годах, подлежат направлению в 2023 - 2024 годах на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, определенных в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.


В областном бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на реализацию инвестиционных проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года N 1189 "Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации".


В рамках реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года с 1 января 2023 года средства в пределах поступлений в доход областного бюджета платы за негативное воздействие на окружающую среду, от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, платежей при добровольном возмещении такого вреда (за исключением нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения), а также от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (за исключением таких штрафов, налагаемых на особо охраняемых природных территориях федерального значения), будут аккумулироваться с целью их направления на выявление, оценку и (или) ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) иные природоохранные мероприятия.


В части разработки и реализации государственных программ с 2023 года планируется переход на новую систему управления с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации".


В целях обеспечения прозрачности и открытости государственных финансов, повышения доступности и понятности информации об областном бюджете будет продолжена регулярная практика публикации интернет-брошюры "Бюджет для граждан" к закону об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.



Межбюджетные отношения


В 2023 - 2025 годах будет продолжена практика обязательного обеспечения в местных бюджетах первоочередных расходов на оплату труда работников бюджетной сферы, обязательных платежей, оплату коммунальных услуг, содержание учреждений.


В целях создания равных возможностей для решения вопросов местного значения из областного бюджета муниципальным образованиям Оренбургской области планируется предоставление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Помимо финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным образованиям Оренбургской области будет предоставляться дотация, замещенная дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц. Предоставление дотаций направлено на сохранение стабильности и развитие муниципальных образований Оренбургской области.


В соответствии с принятыми изменениями в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области, утвержденные постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года N 430-п, начиная с 2023 года вступит в силу положение, согласно которому предусматривается установление отдельным правовым актом Правительства Оренбургской области предельного уровня софинансирования объема расходного обязательства муниципального образования.


На региональном уровне сохранится финансовая поддержка инициативных проектов за счет средств межбюджетных трансфертов на конкурсной основе. На каждую инициативу сельского населения будет направлено до 1,5 млн. рублей средств из областного бюджета. Работа по вовлечению жителей в процесс выбора и реализации таких проектов будет продолжена и в 2023 - 2025 годах в рамках приоритетного проекта "Местные инициативы". Ежегодно не менее 30 процентов населения от численности жителей сельских населенных пунктов, заявившихся на конкурсный отбор, будут вовлечены в бюджетный процесс путем реализации не менее 100 инициативных проектов.


В 2023 году будет продолжена работа по развитию различных практик инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях Оренбургской области.


Органам местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области на региональном уровне оказывается вся необходимая консультационная помощь по вопросам, связанным с внедрением и реализацией практик вовлечения населения в решение вопросов местного значения.



Дефицит областного бюджета


В условиях экономии бюджетных средств одним из важных направлений бюджетной политики в текущем финансовом году и на предстоящие 3 года будет являться минимизация дефицита областного бюджета как по плановым значениям, так и по фактическим.


В целях минимизации имеющихся рисков несбалансированности областного и местных бюджетов органы государственной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств.


Источниками финансирования дефицита областного бюджета и погашения долговых обязательств Оренбургской области будут являться остатки средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов, бюджетные кредиты и прочие источники финансирования.



Приложение N 2
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 25 октября 2022 г. N 1116-пп



Основные направления государственной долговой политики Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов


I. Итоги реализации государственной долговой политики Оренбургской области в 2021 году и текущее состояние государственного долга Оренбургской области


Государственный долг Оренбургской области (далее - государственный долг) по состоянию на 1 января 2022 года составил 17628 млн. рублей, или 18,1 процента от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, и по сравнению с уровнем на 1 января 2021 года снизился на 3753,9 млн. рублей, или на 17,6 процента.


В структуре государственного долга по состоянию на 1 января 2022 года 6000,0 млн. рублей, или 34,0 процента занимают государственные ценные бумаги Оренбургской области.


В течение 2021 года Оренбургской областью произведены выплаты по частичному погашению основного долга по ранее размещенным государственным облигациям в объеме 1000,0 млн. рублей.


14 июня 2021 года Оренбургская область полностью погасила долг по государственным облигациям Оренбургской области 2014 года в размере 219,9 млн. рублей.


28 декабря 2021 года в целях сокращения государственного долга и расходов на его обслуживание проведены сделки по досрочному выкупу государственных облигаций Оренбургской области 2017 года на сумму 2000,0 млн. рублей.


Объем государственного долга по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2022 года составил 11628,0 млн. рублей, или 66,0 процента в общей структуре государственного долга.


Оренбургская область участвует в программе реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета, предоставленных в 2015 - 2017 годах. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" реструктурированная задолженность Оренбургской области по бюджетным кредитам составила 6060,2 млн. рублей.


По состоянию на 1 января 2021 года остаток реструктурированной задолженности Оренбургской области по бюджетным кредитам составил 5454,2 млн. рублей.


В соответствии с графиками погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам в ноябре 2021 года произведено погашение основного долга в размере 303,0 млн. рублей.


Условия соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, устанавливающие требования к предельному уровню государственного долга, в 2021 году исполнены.


Расходы по обслуживанию государственного долга за 2021 год составили 996,1 млн. рублей, или 97,5 процента к годовым бюджетным назначениям, по сравнению с 2020 годом снизились на 125,8 млн. рублей.


Министерство финансов Российской Федерации в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации провело оценку долговой устойчивости субъектов Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года N 227 "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации".


Согласно информации, размещенной на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Оренбургская область в 2021 году отнесена в группу субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.



Основные показатели реализации государственной долговой политики Оренбургской области в 2020 - 2021 годах



(млн. рублей)

N п/п

Наименование показателя

на 1 января 2021 года

на 1 января 2022 года

1.

Объем государственного долга, в том числе:

21381,9

17628,0

объем государственного долга по государственным ценным бумагам

9219,9

6000,0

объем государственного долга по бюджетным кредитам

12162,0

11628,0

объем государственного долга по кредитам от кредитных организаций

0,0

0,0

объем государственного долга по государственным гарантиям

0,0

0,0

2.

Объем расходов на обслуживание государственного долга

1121,8

996,1

3.

Объем доходов областного бюджета, в том числе:

111502,5

139354,1

налоговые и неналоговые доходы областного бюджета

65263,1

97130,2

объем безвозмездных поступлений

46239,4

42223,9

4.

Отношение государственного объема долга к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процентов

32,8

18,1

5.

Объем расходов областного бюджета

114059,1

122290,6

6.

Объем расходов, осуществляемый за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета

8833,5

7062,4

7.

Объем расходов областного бюджета, за исключением субвенций, поступающих из федерального бюджета

105225,6

115228,2

8.

Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга к расходам областного бюджета, за исключением субвенций, поступающих из федерального бюджета, процентов

1,1

0,9


По состоянию на 1 сентября 2022 года государственный долг составил 17688,4 млн. рублей.


Основная сумма долгового портфеля Оренбургской области - это задолженность по бюджетным кредитам, привлеченным от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на долю которых в структуре государственного долга приходится 14077,6 млн. рублей, или 79,6 процента.


В соответствии с пунктом 1 статьи 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов" между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Оренбургской области 26 января 2022 года заключено Соглашение о предоставлении бюджету Оренбургской области из федерального бюджета бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - Соглашение). Из средств федерального бюджета в 2022 году будет предоставлен бюджетный кредит в размере 1462,2 млн. рублей, перечисление бюджетного кредита в текущем году производится траншами в соответствии с графиком, предусмотренным Соглашением. Предоставленный бюджетный кредит будет погашаться начиная с 3-го года его предоставления в течение 15 лет.


В соответствии с частью 32 статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2021 года N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2022 года N 815 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год" между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Оренбургской области 20 июня 2022 года заключено Соглашение о предоставлении бюджету Оренбургской области из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций. Из средств федерального бюджета в 2022 году предоставлен бюджетный кредит в размере 1788,4 млн. рублей, из которого 1000,0 млн. рублей направлен на погашение долговых обязательств Оренбургской области по государственным ценным бумагам. Часть бюджетного кредита в размере 788,4 млн. рублей направлена на возмещение средств местных бюджетов, фактически направленных на погашение долговых обязательств муниципальных образований Оренбургской области по кредитам кредитных организаций. Предоставленный бюджетный кредит будет погашаться в 2025 - 2028 годах ежегодно равными долями от суммы бюджетного кредита.


Объем долговых обязательств по государственным ценным бумагам Оренбургской области по сравнению с началом 2022 года уменьшился на 2389,3 млн. рублей и составляет 3610,7 млн. рублей, или 20,4 процента от общей суммы государственного долга.


В целях сокращения государственного долга и расходов на его обслуживание 24 февраля 2022 года проведены сделки по досрочному выкупу государственных облигаций Оренбургской области, размещенных в 2015 и 2017 годах, в результате чего размер долга снизился на 1389,6 млн. рублей.


В июле 2022 года Оренбургской областью произведено плановое частичное погашение основного долга по ранее размещенным государственным облигациям 2015 года в размере 999,7 млн. рублей.


Государственный долг по кредитам, полученным от кредитных организаций, и по государственным гарантиям по состоянию на 1 сентября 2022 года отсутствует.


Расходы по обслуживанию государственного долга за 8 месяцев 2022 года составили 310,0 млн. рублей, или 34,2 процента к годовым бюджетным назначениям.



II. Цели, принципы и задачи государственной долговой политики Оренбургской области


Государственная долговая политика Оренбургской области является частью государственной политики в сфере бюджетной деятельности в Оренбургской области и определяет основные цели, задачи и направления деятельности Правительства Оренбургской области по управлению государственным долгом на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.


Долговая политика является важнейшим компонентом системы управления финансами Оренбургской области. Как часть бюджетной политики представляет собой комплекс мероприятий по привлечению государственных заимствований Оренбургской области (далее - государственные заимствования) для обеспечения финансовыми ресурсами бюджетных обязательств, их обслуживанию и управлению.


Основными целями государственной долговой политики Оренбургской области являются:


обеспечение исполнения расходных обязательств Оренбургской области;


недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета;


поддержание государственного долга в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств Оренбургской области;


сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности областного бюджета.


Государственная долговая политика Оренбургской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - государственная долговая политика Оренбургской области) будет основываться на следующих принципах:


безусловное выполнение долговых обязательств Оренбургской области;


оптимизация объема и структуры государственного долга в целях минимизации расходов на его обслуживание;


соблюдение ограничений по объему государственного долга и расходам на его обслуживание, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и заключенными соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов;


сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне, контроль за объемом государственного долга и расходами на его обслуживание;


обеспечение равномерности погашения долговых обязательств Оренбургской области по годам;


недопущение необоснованных государственных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о государственных заимствованиях с потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств;


создание необходимых условий для снижения стоимости и обеспечения оптимальных сроков государственных заимствований;


обеспечение доступности информации о государственном долге.


В процессе управления государственным долгом будут решаться следующие задачи:


обеспечение потребностей Оренбургской области в заемном финансировании в целях финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов, финансирования дефицита областного бюджета, погашения долговых обязательств Оренбургской области, пополнения в течение финансового года остатков средств на счете областного бюджета;


отнесение Министерством финансов Российской Федерации Оренбургской области к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;


реализация мероприятий, направленных на рост доходов, оптимизацию расходов областного бюджета и сокращение государственного долга;


своевременное и полное исполнение долговых обязательств Оренбургской области;


сокращение рисков, связанных с осуществлением государственных заимствований;


совершенствование учета и отчетности по обслуживанию государственного долга и обеспечение раскрытия информации о государственном долге;


привлечение государственных заимствований в объемах, дополняющих доходы областного бюджета до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения принятых расходных обязательств Оренбургской области;


минимизация расходов на обслуживание государственного долга;


сохранение репутации Оренбургской области как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего свои долговые обязательства;


повышение эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств областного бюджета;


выполнение условий соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Оренбургской области по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.



III. Риски при реализации государственной долговой политики Оренбургской области


Основными рисками при реализации государственной долговой политики Оренбургской области являются:


риск снижения поступления доходов в областной бюджет, влекущего увеличение потребности в осуществлении государственных заимствований и соответственно увеличение размера государственного долга;


риск роста процентной ставки, следствием которого является вероятность неблагоприятного для Оренбургской области изменения стоимости государственных заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;


риск рефинансирования, то есть вероятность невозможности провести рефинансирование накопленных долговых обязательств по приемлемым процентным ставкам (текущим либо более низким) или невозможность рефинансировать текущие обязательства вовсе;


риск снижения ликвидности рынка.


С целью снижения вышеуказанных рисков реализация государственной долговой политики Оренбургской области осуществляется на основе прогнозов поступления доходов, финансирования расходов и привлечения государственных заимствований, анализа исполнения бюджета предыдущих лет с соблюдением следующих требований:


при планировании государственных заимствований должны учитываться экономические возможности по привлечению ресурсов, текущая и ожидаемая конъюнктура на рынках заимствований;


государственные заимствования должны носить планомерный характер, при этом объемы государственных заимствований должны распределяться в течение года таким образом, чтобы снизить риск ухудшения условий государственных заимствований;


при исполнении областного бюджета необходимо осуществлять управление ликвидностью счета областного бюджета для сглаживания пиков платежей по финансированию дефицита областного бюджета и погашению государственного долга.



IV. Основные факторы, инструменты и мероприятия государственной долговой политики Оренбургской области


Основными факторами, определяющими характер и направление государственной долговой политики Оренбургской области, являются:


реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, от 21 июля 2020 года N 474, посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;


проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика, принимаемые решения по уровню ключевой ставки;


обязательства Оренбургской области, предусмотренные соглашениями о реструктуризации обязательств (задолженности) Оренбургской области по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.


Основными инструментами реализации государственной долговой политики Оренбургской области являются:


привлечение временно свободных остатков средств на счетах государственных бюджетных учреждений Оренбургской области и государственных автономных учреждений Оренбургской области для покрытия кассовых разрывов в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;


мониторинг исполнения областного бюджета с целью определения возможных кассовых разрывов, покрытие которых будет осуществляться за счет привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете областного бюджета в Управлении Федерального казначейства по Оренбургской области;


выпуск государственных облигаций Оренбургской области преимущественно с амортизационными выплатами и на возможно длительный срок обращения;


привлечение кредитов от кредитных организаций в рамках возобновляемых кредитных линий с возможностью досрочного погашения кредитов;


обеспечение регулярного раскрытия актуальной информации о проводимой долговой политике Оренбургской области, а также об объеме и составе накопленных долговых обязательств Оренбургской области, о сроках их погашения и процентных ставках.


Основными мероприятиями государственной долговой политики Оренбургской области являются:


реализация положений Федерального закона от 28 июня 2021 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" в части привлечения из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;


равномерное распределение выплат по погашению государственного долга;


осуществление среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (более 5 лет) государственных заимствований. Привлечение краткосрочных государственных заимствований (менее 1 года) возможно только для поддержания текущей ликвидности областного бюджета;


осуществление регулярного мониторинга рынка кредитных ресурсов для оптимизации структуры государственного долга с целью сокращения стоимости обслуживания долговых обязательств Оренбургской области и при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры проведение работы по замещению ранее привлеченных кредитов на кредиты под более низкие процентные ставки;


привлечение в областной бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0 процента годовых;


включение в состав источников финансирования дефицита областного бюджета и программу государственных заимствований бюджетных кредитов из федерального бюджета после принятия решений о предоставлении таких кредитов (за исключением бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации);


отказ от планирования предоставления государственных гарантий Оренбургской области;


обеспечение в 2023 - 2025 годах годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств Оренбургской области со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, на уровне не более 13,0 процента от общего объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за соответствующий финансовый год;


поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств Оренбургской области с учетом ситуации на финансовом рынке;


обеспечение в 2023 - 2025 годах годового объема расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга на уровне не более 5,0 процента объема расходов областного бюджета за соответствующий финансовый год, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета;


обеспечение прозрачности государственной долговой политики Оренбургской области.

Ссылается на


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ