ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2022 года N 1115-пп
О прогнозе социально-экономического
развития Оренбургской области на 2023 год
и на плановый период 2024 и 2025 годов
В соответствии со статьей 173 Бюджетного
кодекса Российской Федерации
Правительство Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прогноз
социально-экономического развития
Оренбургской области на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов согласно
приложению.
2. Руководителям органов исполнительной
власти Оренбургской области (участникам
прогноза) до 1 апреля 2024 года представить
в министерство экономического развития,
инвестиций, туризма и внешних связей
Оренбургской области информацию о
реализации прогноза
социально-экономического развития
Оренбургской области на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов.
3. Признать утратившим силу
постановление Правительства
Оренбургской области от 27.10.2020 N 908-пп "О
прогнозе социально-экономического
развития Оренбургской области на 2021 год
и на плановый период 2022 и 2023 годов".
4. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на
вице-губернатора - заместителя
председателя Правительства
Оренбургской области по экономической и
инвестиционной политике Оренбургской
области - министра экономического
развития, инвестиций, туризма и внешних
связей Оренбургской области.
5. Постановление вступает в силу со дня
его подписания.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР
Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 25 октября 2022 г. N 1115-пп
Прогноз социально-экономического
развития Оренбургской области на 2023 год
и на плановый период 2024 и 2025 годов
Оценка достигнутого уровня
социально-экономического развития
Оренбургской области за отчетный период
По данным Территориального органа
Федеральной службы государственной
статистики по Оренбургской области
(далее - Оренбургстат), численность
населения Оренбургской области на 1
января 2022 года составила 1924,6 тыс.
человек, что на 18,3 тыс. человек меньше
численности на 1 января 2021 года.
В Оренбургской области 1175,4 тыс. человек
(61,1 процента) - городские жители и 749,2 тыс.
человек (38,9 процента) - сельские жители.
Численность населения трудоспособного
возраста на 1 января 2022 года составила 55,86
процента от общей численности населения,
что выше значения на 1 января 2021 года на
1,21 процента в связи с повышением
пенсионного возраста.
В 2021 году в Оренбургской области
зарегистрировано 18126 родившихся (97,1
процента к уровню 2020 года) и 36423 умерших
(114,5 процента к уровню 2020 года).
Естественная убыль населения за 2021 год
составила 18297 человек.
Экономический рост в Оренбургской
области за 2020 год, по данным
Оренбургстата, превысил
среднероссийское значение (97,8 процента)
и составил 99,0 процента к уровню 2019 года.
Валовой региональный продукт (далее -
ВРП) на душу населения составил 538,97 тыс.
рублей. По данному показателю среди
субъектов Российской Федерации
Оренбургская область занимает 28 место,
среди субъектов Приволжского
федерального округа (далее - ПФО) - 3
место.
Исходя из итоговых значений,
характеризующих состояние базовых
отраслей экономики Оренбургской
области, в 2021 году ВРП оценивается на
уровне 1239 млрд. рублей, или 102,4 процента в
сопоставимых ценах к уровню предыдущего
года.
К началу 2022 года экономика Оренбургской
области постепенно восстановилась,
преодолевая последствия ограничений,
введенных в связи с распространением
новой коронавирусной инфекции.
За 2021 год по сравнению с 2020 годом
основные показатели
социально-экономического развития
Оренбургской области сложились
следующим образом:
индекс промышленного производства - 100,2
процента;
индекс продукции сельского хозяйства -
82,2 процента;
объем работ, выполненных по виду
экономической деятельности
"строительство", - 103,5 процента;
ввод в действие жилых домов - 113,9
процента;
индекс оборота розничной торговли - 107,3
процента;
индекс объема платных услуг населению -
105,9 процента.
На развитие экономики и социальной сферы
в 2021 году были направлены инвестиции в
объеме 198131,4 млн. рублей, что составило 95,9
процента к уровню 2020 года. Снижение
индекса физического объема инвестиций
связано с завершением крупных
инвестиционных проектов в
обрабатывающих отраслях промышленности
и энергетике.
Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата работников организаций
в 2021 году составила 38356,5 рубля, или 109,4
процента к уровню 2020 года.
По итогам 2021 года, на основании данных
Оренбургстата, среди субъектов
Российской Федерации Оренбургская
область занимает 7 место в ПФО и 24 место
по России по объему ввода жилья; по
валовому сбору зерновых и зернобобовых
культур - 6 место и 23 место
соответственно; по производству молока -
7 место и 18 место соответственно; по
производству скота и птицы на убой в
живом весе - 6 место и 25 место
соответственно; по наиболее дешевому
минимальному набору продуктов питания - 6
место и 13 место соответственно.
В связи с изменившимися внешними
условиями, связанными с международными
санкциями (ограничениями) в марте 2022
года, ряд показателей
социально-экономического развития
Оренбургской области за январь - август
2022 года свидетельствуют об
отрицательной динамике:
индекс промышленного производства
составил 94,8 процента по сравнению с
аналогичным периодом 2021 года. Снижение
обусловлено возникшими проблемами
промышленных предприятий с исполнением
заказов компаний, расположенных на
территории Европы, а также с
логистическими сложностями в поставках
продукции. Нехватка импортных
комплектующих и нарушения в логистике
стали серьезной проблемой для
предприятий. Развитие региональных
поставок в дружественные страны
затрудняет проблема зависимости
производства ряда предприятий от
импорта сырья, материалов и
комплектующих, ранее поставляемых из
недружественных стран.
Объем работ, выполненных по виду
экономической деятельности
"строительство", составил 96,4
процента. Снижение обусловлено
проблемами в поставке строительных
материалов и комплектующих изделий,
повышением цен на них, нехваткой
иностранной рабочей силы.
Индекс оборота розничной торговли
составил 94,0 процента. Причинами снижения
данного показателя является падение
реальных доходов населения (снижение
потребительского спроса), падение курса
рубля в конце I квартала 2022 года,
нарушение логистических цепочек
поставок товаров, рост цен на товары,
закрытие магазинов международных сетей.
Правительством Российской Федерации и
Правительством Оренбургской области
оперативно разработаны планы
первоочередных действий по обеспечению
устойчивого развития в условиях
внешнего санкционного давления (далее -
Планы), которые на регулярной основе
дополняются новыми мероприятиями в
зависимости от выявленных рисков и
потребностей. Мероприятия Планов
способствуют процессам адаптации
бизнеса и экономики к новым
экономическим условиям.
В настоящее время внутренний рынок
Оренбургской области адаптируется к
текущим условиям достаточно быстрыми
темпами. Появляются каналы
параллельного импорта электроники,
автозапчастей и других товаров
народного потребления через ОАЭ, Турцию,
Иран, страны Средней Азии и Китай.
За январь - август 2022 года развитие
экономики по отдельным
макроэкономическим показателям
отмечалось в положительной динамике:
индекс продукции сельского хозяйства -
131,7 процента;
ввод в действие жилых домов - 126,5
процента;
индекс объема платных услуг населению -
108,3 процента;
индекс оборота общественного питания -
102,7 процента;
грузооборот автомобильного транспорта -
109,5 процента.
По итогам 8 месяцев 2022 года, на основании
данных Оренбургстата, среди субъектов
Российской Федерации Оренбургская
область занимает 4 место в ПФО и 13 место в
России по валовому сбору зерновых и
зернобобовых культур в хозяйствах всех
категорий, 8 место в ПФО и 25 место в России
- по вводу жилья; 8 место в ПФО и 26 место в
место России - по вводу индивидуального
жилья.
Оценка факторов и ограничений
социально-экономического роста
Оренбургской области на среднесрочный
период
На развитие Оренбургской области
оказывают влияние как внешние, так и
внутренние экономические и социальные
факторы.
К внешним факторам относятся
ограничения в экономике в связи с
изменившимися внешними условиями,
вызванными международными санкциями
(ограничениями), в том числе сокращение
импорта и уход иностранных партнеров с
рынка России, потеря экспортных рынков,
задержки в структурной перестройке
производственных и логистических
цепочек, потребность в переориентации
поставок, снижение цен на товары
российского экспорта, проблемы во
взаиморасчетах, а также высокая
неопределенность в развитии мировой
экономики и возможное ужесточение
санкций. Введенные международные
санкции (ограничения) привели к усилению
волатильности валютного курса, снижению
цен на финансовые активы, расширению
дефицита ликвидности банковского
сектора.
К внутренним факторам, влияющим на
тенденции социально-экономического
развития Оренбургской области в
среднесрочном периоде, относятся
недостаточный уровень инвестиционных
вложений в основной капитал, низкий
уровень внедрения инноваций, в том числе
цифровых технологий, инструментов
бережливого производства, направленных
на повышение производительности труда,
усиление конкуренции с другими
регионами в части привлечения
инвесторов, а также демографическая
ситуация, характеризующаяся
отрицательной динамикой естественного и
миграционного прироста населения.
Ажиотажный спрос населения на ряд
продовольственных и
непродовольственных товаров в
совокупности с ослаблением рубля
приводят к ускорению инфляции.
Направления (приоритеты)
социально-экономического развития
Оренбургской области исходя из задач,
определенных национальными и
региональными проектами, а также
государственными программами
Оренбургской области Сценарные варианты
развития Оренбургской области
Прогноз социально-экономического
развития Оренбургской области (далее -
прогноз) разработан на основании
сценарных условий
социально-экономического развития
Российской Федерации с учетом прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов,
размещенного на сайте Министерства
экономического развития Российской
Федерации в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", а также с учетом
приоритетов и целевых индикаторов
социально-экономического развития,
установленных Указом Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 года N
474 "О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года".
Основные параметры прогноза
сформированы в двух вариантах.
Консервативный вариант ориентирован на
менее благоприятную экономическую
ситуацию в условиях более жесткого
санкционного режима и медленной
перестройки
производственно-логистических цепочек.
Базовый сценарий принят за основу
прогноза и предполагает ускоренную
адаптацию экономики к новым условиям. В
нем заложена реализация системных
решений и приоритетов, принятых
Правительством Российской Федерации и
Правительством Оренбургской области. В
их числе - переориентация российских
экспортных поставок и развитие
транспортно-логических коридоров,
импортозамещение, обеспечение
технологического суверенитета и
ускоренная цифровизация, стимулирование
предпринимательской деятельности и
частной инвестиционной активности,
развитие финансовой системы, повышение
гибкости рынка труда.
Ключевые задачи развития экономики
определены стратегией развития
Оренбургской области до 2020 года и на
период до 2030 года, государственными
программами Оренбургской области и
региональными проектами.
В 2022 году в Оренбургской области
реализуются 48 региональных проектов.
Заключено 48 соглашений о реализации
региональных проектов и утверждены все
паспорта региональных проектов. На
реализацию региональных проектов в 2022
году предусмотрено 23002,7 млн. рублей, из
которых 11974,1 млн. рублей - средства
федерального бюджета, 10542,2 млн. рублей -
средства областного бюджета и 486,4 млн.
рублей - средства местных бюджетов.
Валовой региональный продукт
ВРП Оренбургской области в 2020 году
составил 1050,9 млрд. рублей, индекс
физического объема по сравнению с 2019
годом составил 99,0 процента. На динамику
ВРП повлияли снижение внутреннего
конечного спроса, ограничения, связанные
с распространением новой коронавирусной
инфекцией, а также решение об
ограничении добычи нефти в рамках ОПЕК+.
В структуре ВРП наибольшую долю занимают
промышленные виды деятельности - 51,2
процента, в том числе: добыча полезных
ископаемых - 35,5 процента, обрабатывающие
производства - 11,8 процента, обеспечение
электрической энергией, газом и паром;
кондиционирование воздуха - 3,1 процента,
водоснабжение; водоотведение - 0,8
процента.
Доля сельского, лесного хозяйства, охоты,
рыболовства и рыбоводства составила 8,7
процента, торговли оптовой и розничной;
ремонта автотранспортных средств и
мотоциклов - 7,0 процента, строительства -
5,6 процента, деятельности по операциям с
недвижимым имуществом - 6,2 процента,
транспортировки и хранения - 4,6 процента,
государственного управления и
обеспечения военной безопасности;
социального обеспечения - 4,6 процента,
деятельности в области здравоохранения
и социальных услуг - 3,9 процента,
образования - 2,9 процента, других видов
деятельности - 5,3 процента.
По оценочным расчетам, значительных
изменений в структуре ВРП до 2025 года не
прогнозируется.
В 2021 году ВРП оценочно составил 1239 млрд.
рублей, или 102,4 процента в сопоставимых
ценах к уровню предыдущего года.
В 2022 году показатель ВРП оценивается в
сумме 1382,3 млрд. рублей (снижение на 2,9
процента к уровню 2021 года в сопоставимых
ценах). Снижение ВРП является
общероссийской тенденцией и связано с
изменением внешних условий
функционирования российской экономики.
Введенные международные санкции
(ограничения) привели к проблемам с
импортом в Россию и экспортом российской
продукции, логистическим трудностям,
высокой инфляции, приостановке работы
иностранных компаний в стране.
Тенденция снижения ВРП сохранится в
прогнозируемом периоде до 2023 года: 98,2 - 99,2
процента по консервативному и базовому
вариантам прогноза к уровню оценки 2022
года.
С 2024 года ожидается постепенное
восстановление роста экономики.
Основной вклад в восстановление роста
экономики внесет потребительский спрос
(наращивание объемов промышленного и
сельскохозяйственного производства,
инвестиционная активность), а также
эффективная реализация комплекса мер по
поддержке экономики.
Индекс физического объема ВРП в 2024 - 2025
годах по базовому варианту
прогнозируется на уровне 102,6 процента к
уровню предыдущего года ежегодно.
ВРП по консервативному варианту
прогнозируется более низкими, чем в
базовом варианте, темпами: в 2024 году - 102,0
процента, в 2025 году - 102,3 процента к уровню
предыдущего года.
Развитие региональной экономики по
базовому варианту прогнозируется на
уровне среднероссийских темпов.
Правительством Оренбургской области
реализуется комплекс мер, направленных
на рост экономики: привлечение
инвестиций в экономику путем создания
особой экономической зоны, в территории
опережающего социально-экономического
развития; создание и развитие
инвестиционной инфраструктуры
(индустриальные парки, промышленные
парки, инвестиционные площадки);
государственная поддержка инвесторов;
содействие в создании новых производств
и рабочих мест, модернизации
производственных мощностей
предприятий.
Кроме того, развитие экономики
предполагается за счет эффективной
реализации комплекса мер
государственной поддержки промышленных
и сельскохозяйственных предприятий,
субъектов малого и среднего бизнеса. На
восстановительный рост также будет
направлено активное снижение ключевой
ставки Банком России вслед за инфляцией.
Промышленное производство
В 2022 году индекс промышленного
производства оценивается на уровне 97,8
процента.
Предполагается, что с учетом условий и
факторов, определяющих развитие
промышленности, в 2025 году индекс
промышленного производства по
консервативному варианту прогноза
увеличится на 0,9 процента, по базовому
варианту - на 1,2 процента к уровню
предыдущего года.
Ускорению темпов роста в 2023 - 2025 годах
будут способствовать постепенное
ослабление ограничительных мероприятий,
эффективная реализация мер,
направленных на восстановление и
развитие пострадавших отраслей.
Прогнозируемая динамика промышленного
роста показывает, что наибольшие резервы
промышленного развития связаны с ростом
инвестиций в основной капитал, освоением
новых рыночных направлений, в том числе
экспортных со странами Юго-Восточной
Азии.
Наибольшую долю в промышленном
производстве занимает добыча полезных
ископаемых. В 2022 году индекс
производства в добыче полезных
ископаемых ожидается на уровне 95,1
процента к уровню 2021 года, в 2023 году - 99,3
процента, в 2024 году - 100,5 процента, в 2025
году - 101,6 процента к уровню предыдущего
года по базовому варианту.
Это обусловлено предполагаемым ростом
добычи нефти и газа на следующих ведущих
предприятиях отрасли:
акционерным обществом (далее - АО)
"Оренбургнефть" начата разработка 5
новых месторождений: Степановского,
Краснопольского, Новокозловского,
Пограничного и Восточно-Бобровского.
Доказанные геологические запасы нефти
АО "Оренбургнефть" по состоянию на
начало 2022 года превышают 1,7 млрд. тонн
нефти, извлекаемые - 871 млн. тонн.
В рамках программы геолого-разведочных
мероприятий на 2022 год запланировано
закончить строительство 6
поисково-оценочных и разведочных
скважин.
В настоящее время предприятием АО
"Оренбургнефть" открыто 2 новых
нефтяных месторождения: Биктовское и
Чертышовое, суммарные начальные
извлекаемые запасы которых превышают 2,2
млн. тонн нефти.
С 2022 по 2025 год на месторождениях
запланировано эксплуатационное бурение
43 скважин, а также строительство
объектов инфраструктуры. Для
транспортировки дополнительных объемов
нефти на Краснопольском месторождении
построено более 29 километров
трубопроводов, планируется
строительство 4 трансформаторных
подстанций, 24 километра
нефтегазосборных трубопроводов,
мобильной электроподстанции 35/6 кВ и
порядка 8 километров линий
электропередачи. Предприятием
реализуются мероприятия по дальнейшему
расширению инфраструктуры и наращиванию
производственных мощностей.
В 2023 - 2025 годах обществом с ограниченной
ответственностью (далее - ООО)
"Сладковско-Заречное" будет
продолжена реализация программы по
строительству нефтяных скважин и
инфраструктуры. К 2027 году компания
планирует превысить план годовой добычи
нефти в 3,8 млн. тонн в год, а до 2030 года
планирует ввести в эксплуатацию 163
скважины.
ООО "Нефтяная компания "Новый
поток" продолжает реализацию
стратегии на период до 2035 года по
разведке и добыче нефти на Могутовском,
Воронцовском и Гремячевском
месторождениях на территории
Бузулукского района.
Предприятие планирует также
инвестировать около 5 млрд. рублей в
строительство установки переработки
попутного нефтяного газа на своих
месторождениях в Оренбуржье.
ООО "Газпромнефть-Оренбург" будет
продолжена реализация проекта по
развитию Восточного участка
Оренбургского нефтегазоконденсатного
месторождения и Царичанского
месторождения. Начнутся работы по
освоению нового месторождения
углеводородов на территории
Сорочинского городского округа.
Динамику промышленного производства
Оренбургской области в значительной
степени определяет также деятельность
обрабатывающих производств. Индекс
обрабатывающих производств ожидается в
2022 году на уровне 101,1 процента к уровню 2021
года, в 2023 году - 101,2 процента к уровню 2022
года, в 2024 году - 101,1 процента к уровню 2023
года, в 2025 году - 101,2 процента к уровню 2024
года по базовому варианту прогноза.
Наиболее динамичным предполагается
развитие отраслей, ориентированных на
потребительский спрос.
Промышленные предприятия региона
продолжают развиваться, а также
открывать новые производства.
Публичным акционерным обществом (далее -
ПАО) "Орскнефтеоргсинтез"
продолжается второй этап модернизации
производства. Один из самых значимых
проектов - строительство Комплекса
замедленного коксования, который
позволит за счет выработки
дополнительного сырья - тяжелого газойля
коксования - полностью загрузить
гидрокрекинг. С вводом объекта
предприятие планирует максимально
эффективно перерабатывать нефтяное
сырье, а производство мазута прекратить.
Суммарные инвестиции в площадку ПАО
"Орскнефтеоргсинтез" составят 68
млрд. рублей.
Открытым акционерным обществом (далее -
ОАО) "Нефтемаслозавод" продолжается
работа по разработке новых и
совершенствованию существующих
смазочных материалов. Одним из
стратегических направлений развития
завода на ближайшую перспективу
является расширение ассортимента и
увеличение объема производства
пластичных смазок.
ООО "Аккерманн Цемент" реализуется
программа по переработке отходов
горного и металлургического производств
с целью получения строительных и
бетонных материалов, уделяется большое
внимание обновлению основных средств, в
парк грузовых автомобилей поставляются
погрузочная техника и легковой
автотранспорт.
ООО "Новотроицкий содовый завод"
помимо кальцинированной соды, негашеной
извести, гипса, мела начато производство
штукатурки, шпатлевки и алебастра под
маркой "MasterOK". В планах предприятия -
запуск производства синтетического
мела, а также второй очереди по
производству негашеной извести.
Продукция применяется в лакокрасочной,
полимерной, косметической, бумажной,
фармацевтической и пищевой отраслях
промышленности.
АО "Механический завод" в условиях
значительного увеличения объемов
производства в рамках государственного
заказа осваивает и создает
дополнительные мощности по производству
оборонной продукции, а также продолжает
реализацию инвестиционного проекта
"Комплекс чугунного литья с
механической обработкой".
Основной вклад в металлургическое
производство области вносится такими
предприятиями, как АО "Уральская
Сталь", ООО "Медногорский
медно-серный комбинат", ООО
"НСплав", ООО "Металлекс", ООО
"Гайский завод по обработке цветных
металлов "Гайская медь".
Развитие металлургических предприятий в
среднесрочной перспективе связывается с
ростом цены и спроса на мировых рынках на
металлургическую продукцию.
АО "Уральская Сталь" приступает к
реализации крупного проекта -
строительство цеха по производству
бесшовных труб. Запуск трубопрокатного
производства открывает перед
предприятием перспективы освоения новых
позиций на рынке металлопродукции,
занимая сегмент бесшовных труб,
потребность в которых велика в связи с
ростом доли горизонтального бурения на
нефтегазовых месторождениях. Новый
производственный комплекс планируется
запустить во второй половине 2023 года. Для
его эксплуатации планируется создание
более 200 новых рабочих мест.
ООО "Новотроицкий завод цветных
металлов" развивает 3 направления в
производстве металлического кальция:
проволока металлического кальция,
гранулы и кусковой кальций.
Металлический кальций применяется в
металлургической промышленности для
очистки от примесей при получении никеля
и меди, при производстве хрома, урана и
редкоземельных металлов, а также для
получения высокочистых сталей и в
изготовлении аккумуляторных батарей. В
качестве попутной продукции выступит
алюминат кальция, который применяется в
металлургической промышленности для
разжижения шлаков и в качестве
компонента клинкера при производстве
высокоглиноземистых цементов.
На развитие обрабатывающих производств
в среднесрочной перспективе будут
оказывать влияние следующие факторы:
участие промышленных предприятий
Оренбургской области в реализации
национальных проектов:
"Производительность труда и поддержка
занятости", "Международная
кооперация и экспорт";
реализация промышленными предприятиями
Оренбургской области инвестиционных
проектов;
реализация мер государственной
поддержки путем предоставления льготных
займов и субсидий в рамках
государственной программы "Развитие
промышленности, обеспечение
энергосбережения и повышение
энергетической эффективности
Оренбургской области".
Сельское хозяйство
В 2022 году индекс производства продукции
сельского хозяйства, по прогнозной
оценке, составит 123,29 процента по
отношению к 2021 году, в том числе в
растениеводстве - 137,47 процента, в
животноводстве - 100,12 процента.
В перспективе (2023 - 2025 годы) развитие
ситуации в агропромышленном комплексе
Оренбургской области будет
характеризоваться положительной
динамикой всех основных показателей
производства продукции сельского
хозяйства.
В 2023 году индекс производства
сельскохозяйственной продукции в
хозяйствах всех категорий в
сопоставимых ценах к уровню 2022 года
прогнозируется по консервативному
варианту прогноза 96,79 процента, по
базовому варианту прогноза - 102,71
процента к уровню 2022 года, в 2024 году по
консервативному варианту прогноза - 101,99
процента и по базовому варианту прогноза
- 103,64 процента к уровню 2023 года, в 2025 году
по консервативному варианту прогноза -
101,62 процента, по базовому варианту
прогноза - 103,65 процента к уровню 2024 года.
Для повышения эффективности развития
агропромышленного комплекса
Оренбургской области проводятся
следующие мероприятия:
техническая и технологическая
модернизация;
строительство новых современных
объектов для расширения и углубления
переработки сельскохозяйственной
продукции;
вовлечение в оборот земель
сельскохозяйственного назначения и
развитие мелиоративного комплекса;
увеличение объемов применения
минеральных удобрений с целью повышения
и сохранения плодородия почв;
поддержка малых форм хозяйствования на
селе.
Инвестиции
В 2022 году внешние условия
функционирования российской экономики
кардинально изменились из-за
международных санкций (ограничений). В
связи с данными обстоятельствами индекс
физического объема инвестиций в
основной капитал в 2022 году планируется
на уровне 97 процентов.
В настоящее время на территории
Оренбургской области продолжается
реализация следующих инвестиционных
проектов:
ООО "СДО-ЛОГИСТИК" - проект
"Строительство
транспортно-логистического терминала
"Шелковый путь" в г. Оренбург", (1,5
млрд. рублей, завершение работ и ввод в
эксплуатацию запланированы на 2024 год);
ООО "Астон-Поволжье" - проект
"Строительство маслоэкстракционного
завода по переработке масличных культур
в Оренбургской области", (10,3 млрд.
рублей, завершение работ и ввод в
эксплуатацию запланированы на 2024 год);
ООО "ЛБ Минералс-Светлый" - проект
"Строительство завода по обогащению
каолинов месторождения Ковыльное и
производство продуктов на основе
каолинов", (2,0 млрд. рублей и ввод в
эксплуатацию в 2023 году);
АО "ОРМЕТ" - проект "Строительство
подземного рудника на Весеннем участке
Весенне-Аралчинского месторождения",
(1,5 млрд. рублей, срок ввода в
эксплуатацию - 2025 год);
ООО "ММСК" - проект Техническое
перевооружение плавильного агрегата
"Победа" с внедрением технологии
донной продувки" - объект
строительства "Склад шихтовых
материалов", (0,7 млрд. рублей, срок
ввода в эксплуатацию - 2024 год);
ООО "Газпромнефть Оренбург" - проект
"Проведение геолого-технических
мероприятий на месторождениях ООО
"Газпромнефть Оренбург",
направленных на сохранение темпов
развития Компании в Оренбургской
области", (74,3 млрд. рублей, срок ввода в
эксплуатацию - 2028 год.
На территории Оренбургской области
функционируют 2 территории опережающего
социально-экономического развития
(далее - ТОСЭР) в городах Новотроицке и
Ясном, в реестр резидентов которых
включена 21 компания.
На 1 июля 2022 года резидентами ТОСЭР
создано 2121 новое рабочее место,
привлечено 7871,5 млн. рублей инвестиций.
На 2 площадках в городах Оренбурге и
Орске создана особая экономическая зона
промышленно-производственного типа
(далее - ОЭЗ ППТ) "Оренбуржье"
(постановление Правительства Российской
Федерации от 27 сентября 2021 года N 1616 "О
создании на территориях муниципальных
образований "город Оренбург" и
"Город Орск" Оренбургской области
особой экономической зоны
промышленно-производственного типа).
Земельные участки площадью 180 и 380
гектаров соответственно будут
обеспечены базовой инфраструктурой:
сетями электро- и газоснабжения,
водоснабжения и водоотведения за счет
средств областного бюджета.
Проектирование и создание
инфраструктуры будут вестись поэтапно и
завершатся в 2024 году.
В настоящее время заключено 2 соглашения
на осуществление
промышленно-производственной
деятельности в ОЭЗ ППТ
"Оренбуржье":
ООО "РЦ "Оренбург" - проект
"Строительство универсального склада
продовольственных и
непродовольственных товаров и оказание
услуг по хранению и транспортировке"
(объем инвестиций 1709,71 млн. рублей, 15
новых рабочих мест);
ООО "МК "Красногорский" - проект
"Строительство молочного комбината
"Красногорский" (объем инвестиций
1352,9 млн. рублей, 83 новых рабочих места).
Предоставлено резидентам ОЭЗ ППТ
"Оренбуржье" в аренду земельных
участков площадью 14,5 гектара (ООО "РЦ
"Оренбург" - 12,5 гектара, ООО "МК
"Красногорский" - 2,0 гектара).
Планируется заключение еще 3 соглашений
на осуществление деятельности:
ООО "Оренмодуль" - проект
"Строительство завода по производству
металлоконструкций для строительства
быстровозводимых зданий и модульных
помещений" (объем инвестиций 187 млн.
рублей, 28 новых рабочих мест);
ООО "ГСПГТ Оренбург" - проект
"Строительство комплекса сжижения
природного газа" (объем инвестиций - 4800
млн. рублей, 39 новых рабочих мест);
ООО "Шелковый путь Логистика" -
проект "Строительство
транспортно-логистического терминала
"Шелковый путь" в г. Оренбурге"
(объем инвестиций 9500 млн. рублей, 355 новых
рабочих мест).
В 2023 году инвестиционная активность
предприятий Оренбургской области по
базовому варианту прогнозируется на
уровне 99 процентов. Рост инвестиций
будет осуществляться в основном за счет
средств предприятий с привлечением
внебюджетных источников.
По консервативному варианту темп роста
инвестиций в основной капитал в 2023 году
прогнозируется на уровне 90,4 процента.
С 2024 по 2025 годы предполагается
незначительное увеличение темпа роста
инвестиций по базовому варианту до 100,1
процента и 100,3 процента соответственно.
По консервативному варианту темп
прогнозируется на уровне 95,4 процента в
2024 году и 95,7 процента в 2025 году.
Предполагается, что ведущие отрасли
региона останутся основными секторами
экономики Оренбургской области, в
которых продолжится реализация проектов
и программ, финансирование которых будет
осуществляться в основном за счет
средств предприятий и с привлечением
внебюджетных источников.
С целью обеспечения роста
инвестиционной активности реализуются
следующие мероприятия:
проводится работа по выявлению
недополученных объемов инвестиций в
основной капитал;
созданы новые механизмы государственной
поддержки инвесторов (предоставление
инвестиционного налогового вычета по
налогу на прибыль организаций,
возмещение затрат на строительство
инфраструктурных объектов при
реализации новых инвестиционных
проектов, предоставление бюджетных
субсидий при реализации инвесторами
новых инвестиционных проектов на
строительство инфраструктурных
объектов);
создаются прозрачные условия для
бизнеса;
проводится работа по созданию и
поддержанию положительного имиджа
Оренбургской области;
осуществляется информирование
населения о реализуемых на территории
Оренбургской области мерах,
направленных на стимулирование
реализации инвестиционных проектов.
Внешнеэкономическая деятельность
В связи с изменившимися внешними
условиями развития экономики объем
регионального экспорта в 2022 году, по
оценке, составит 2726,2 млн. долларов США
(рост к уровню 2021 года на 3,7 процента).
В 2023 году объем регионального экспорта
по консервативному варианту прогноза
снизится к уровню 2022 года на 11,4 процента
и составит 2414,3 млн. долларов США, по
базовому варианту прогноза - 2802,5 млн.
долларов США (рост на 2,8 процента).
В 2025 году прогнозируется снижение объема
экспорта к уровню 2022 года по
консервативному варианту прогноза на 4,1
процента (до 2615,0 млн. долларов США), по
базовому варианту прогноза
прогнозируется рост на 16,3 процента (до
3171,1 млн. долларов США).
Объем импорта в Оренбургскую область в
2022 году, по оценке, составит 335,8 млн.
долларов США (рост к уровню 2021 года на 13,6
процента).
Объем импорта в Оренбургскую область в
2023 году прогнозируется по
консервативному варианту прогноза в
сумме 327,1 млн. долларов США (снижение к
уровню 2022 года на 2,6 процента), по
базовому варианту прогноза - 339,8 млн.
долларов США (рост на 1,2 процента).
Объем импорта в Оренбургскую область в
2025 году составит по консервативному
варианту прогноза 340,0 млн. долларов США с
ростом к оценке 2022 года на 1,3 процента, по
базовому варианту прогноза - 371,1 млн.
долларов США с ростом на 10,5 процента.
Строительство
Планируемый объем работ, выполненных по
виду экономической деятельности
"Строительство", в 2022 году составит,
по оценке, 101080,2 млн. рублей. В прогнозном
периоде до 2025 года ожидаются стабильные
темпы роста данного показателя.
План по вводу жилья на 2022 год составляет
1070 тыс. кв. метров (97,1 процента к уровню 2020
года).
В случае развития экономики по:
консервативному варианту прогноза - в 2025
году в Оренбургской области
запланировано сдать в эксплуатацию 1050
тыс. кв. метров жилья, а за период с 2023 по
2025 годы - 3100 тыс. кв. метров;
базовому варианту прогноза - в 2025 году в
Оренбургской области запланировано
сдать в эксплуатацию 1184 тыс. кв. метров
жилья, а за период с 2023 по 2025 годы - 3468 тыс.
кв. метров.
Однако достижение вышеуказанных
показателей напрямую зависит от
следующих факторов:
платежеспособность населения;
адаптированность строительного
сообщества к изменениям в
законодательстве Российской Федерации о
долевом строительстве и в отдельных
законодательных актах;
санитарно-эпидемиологическая ситуация в
Российской Федерации и Оренбургской
области;
условия сложившейся экономической
ситуации в стране из-за внешнего
экономического давления.
Малое и среднее предпринимательство
В рамках государственной программы
"Экономическое развитие Оренбургской
области" реализуется комплекс мер,
направленных на развитие малого и
среднего бизнеса как важнейшего ресурса
экономического развития и социальной
стабильности региона.
По оценке, количество малых и средних
предприятий в 2022 году сократится по
сравнению с 2021 годом на 232 единицы и
составит 16921 единицу. При этом
среднесписочная численность работников
на данных предприятиях в 2022 году, по
оценке, составит 108,55 тыс. человек (94,9
процента к уровню 2021 года).
Оборот малых и средних предприятий в 2022
году, по оценке, увеличится на 11,05
процента по отношению к уровню 2021 года
составит 566,23 млрд. рублей.
Ухудшение геополитической и
экономической ситуации оказало
негативное влияние на количество
субъектов малого и среднего бизнеса
(далее - МСП) и среднесписочную
численность работников МСП в 2022 году. Это
снижение связано также с ростом новой
категории бизнеса - плательщиков налога
на профессиональный доход (самозанятых).
Для решения задач, поставленных в рамках
реализации национального проекта
"Малое и среднее предпринимательство
и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы", с 2021
года реализуются следующие региональные
проекты:
"Создание благоприятных условий для
осуществления деятельности
самозанятыми гражданами" - поддержка
самозанятых граждан;
"Создание условий для легкого старта и
комфортного ведения бизнеса" -
предакселерация;
"Акселерация субъектов малого и
среднего предпринимательства" -
финансовые инструменты поддержки
субъектов малого и среднего
предпринимательства, инфраструктура для
комфортной работы и развития, экспортная
и имущественная поддержка.
В результате реализации комплекса
мероприятий в рамках региональных
проектов:
количество малых и средних предприятий в
2022 году составит, по оценке, 16921 единицу
(снижение по сравнению с 2021 годом на 232
единицы, или на 1,35 процента) и к 2025 году по
базовому варианту прогноза достигнет 17830
единиц;
оборот малых и средних предприятий по
всем видам деятельности увеличится с 566,23
рубля в 2022 году, по оценке, до 772,39 млрд.
рублей в 2025 году по базовому варианту
прогноза (увеличение на 51,5 процента, или
на 262,5 млрд. рублей по сравнению с уровнем
2021 года);
среднесписочная численность работников
малых и средних предприятий в 2022 году
оценивается на уровне 108,55 тыс. человек,
или на 94,9 процента к уровню 2021 года, и к 2025
году достигнет 114,18 тыс. человек по
базовому варианту прогноза;
численность занятых в сфере МСП, включая
индивидуальных предпринимателей и
самозанятых граждан, в 2022 году
оценивается на уровне 254,8 тыс. человек
(увеличение по сравнению с 2021 годом на 15,3
тыс. человек) и к 2025 году достигнет 290,0
тыс. человек по базовому варианту
прогноза.
Потребительский рынок
Инфраструктура сферы торговли
Оренбургской области представлена
предприятиями разных форматов:
228 объектов оптовой торговли;
около 10,1 тысячи стационарных торговых
объектов;
10 розничных рынков и 81 постоянно
действующая ярмарочная площадка,
располагающие свыше 11,7 тыс. торговых
мест.
Обеспеченность площадью торговых
объектов в Оренбургской области в
текущем году составляет:
стационарных торговых объектов - 851,0 кв.
метра на 1000 жителей при нормативе 509,0 кв.
метра;
нестационарных торговых объектов на 10000
жителей:
киосков и павильонов по продаже
продовольственных товаров и
сельскохозяйственной продукции - 8,3 кв.
метра при нормативе 8,0 кв. метра;
киосков и павильонов по продаже
продукции общественного питания - 1,3 кв.
метра при нормативе 0,9 кв. метра.
В 2022 году темп роста оборота розничной
торговли оценивается на уровне 93,0
процента к уровню 2021 года. Снижение
динамики оборота розничной торговли
связано со снижением уровня доходов
населения, разрушением логистических
цепочек поставок, падением курса рубля в
конце I квартала 2022 года, ростом цен на
товары.
По мере адаптации и восстановления
экономики и роста доходов населения в 2023
- 2025 годах динамика потребления
населения будет восстанавливаться.
Прогнозируется расширение сети
торговли, обновление ее структуры,
внедрение более совершенных,
прогрессивных форм и методов продажи
товаров и услуг.
В 2023 - 2025 годах повышение покупательной
способности населения, обусловленное
ростом реальных располагаемых денежных
доходов, будет способствовать
увеличению оборота розничной торговли: в
2023 году - на 0,3 процента по
консервативному варианту прогноза и на
2,5 процента по базовому варианту
прогноза, в 2024 году - на 4,9 процента по
консервативному и базовому вариантам
прогноза, в 2025 году - на 1,9 процента по
консервативному варианту прогноза и на
3,8 процента по базовому варианту
прогноза.
Объем платных услуг в 2022 году
оценивается в сумме 103,6 млрд. рублей, или
98,0 процента к уровню 2021 года. В 2022 году
структура платных услуг населению
существенно не изменится. В структуре
платных услуг населению сохраняется
преобладающая доля жилищно-коммунальных
услуг, телекоммуникационных,
транспортных и бытовых услуг.
Демография
Численность населения в Оренбургской
области снизилась с 1942,9 тыс. человек (по
состоянию на 1 января 2021 года) до 1924,6 тыс.
человек (по состоянию на 1 января 2022
года).
Прогноз демографических показателей на
период до 2025 года основан на прогнозных
значениях численности населения и
отдельных показателей, сформированных
Министерством здравоохранения
Российской Федерации, Федеральной
службой государственной статистики, а
также с учетом рекомендаций Комиссии
Государственного Совета Российской
Федерации по направлениям
"Здравоохранение" и "Социальная
политика" и представлен в двух
вариантах - консервативном и базовом.
В обоих вариантах прогноз
демографической ситуации
характеризуется снижением численности
населения Оренбургской области. При этом
в базовом варианте депопуляционные
процессы выражены менее интенсивно, чем
в консервативном. Кроме того, в базовом
варианте отражена тенденция к
увеличению суммарного коэффициента
рождаемости (число детей, рожденных
одной женщиной фертильного возраста), за
счет запланированной реализации
Правительством Российской Федерации мер
социальной поддержки репродуктивной
активности семей.
По прогнозу до 2024 года динамика общей
смертности будет характеризоваться
снижением числа умерших на 1 тыс.
населения. К 2025 году показатель общей
смертности снизится до 13,1.
Снижение показателя общей смертности не
компенсирует дальнейшее снижение
рождаемости, в связи с чем сохранится
естественная убыль населения. Миграция
стабилизируется на уровне 0,2 тыс. человек
и не будет заметно влиять на убыль
населения.
Реализация мероприятий, направленных на
стабилизацию численности населения и
снижение показателя смертности, будет
осуществляться по следующим
направлениям:
развитие первичной медико-санитарной
помощи, включая строительство новых
объектов первичного звена - врачебные
амбулатории и ФАПы, формирование
оптимальной сети, развитие выездных форм
работы;
привлечение негосударственных
организаций для оказания
амбулаторно-поликлинической помощи
жителям густонаселенных районов г.
Оренбурга;
строительство и ввод в эксплуатацию
новой детской областной больницы;
расширение диспансерного наблюдения за
счет развития проактивной работы с
населением;
развертывание сети центров амбулаторной
онкологической помощи;
создание 3 колоноскопических
амбулаторных центров;
подготовка квалифицированных кадров и
развитие системы непрерывного
образования;
реализация проекта "Помощник
фельдшера".
Данные мероприятия включены в
государственную программу развития
здравоохранения, национальный проект
"Здравоохранение", региональную
программу "Модернизация первичного
звена".
Труд и занятость
Ситуация на рынке труда в Оренбургской
области в 2023 - 2025 годах будет развиваться
под влиянием демографических,
социально-экономических факторов в
условиях внешнего санкционного
давления.
Введенные санкционные ограничения
окажут негативное влияние на экономику
региона.
Центрами занятости населения
Оренбургской области проводится работа
по минимизации негативных последствий и
предотвращению рисков для рынка труда.
Показатели по численности рабочей силы,
занятого населения, общей численности
безработных граждан и уровню общей
безработицы (по методологии МОТ) на 2023 -
2025 годы определены в соответствии с
данными материалов выборочного
обследования населения и баланса затрат
труда.
В 2022 году, по оценке, численность рабочей
силы уменьшится по сравнению с уровнем
2021 года на 27,5 тыс. человек и составит 917,6
тыс. человек, численность занятых в
экономике уменьшится на 19,2 тыс. человек и
составит 833,8 тыс. человек. Уровень общей
безработицы снизится на 0,3 процента и
составит 4,4 процента от рабочей силы.
В 2023 - 2025 годах численность рабочей силы
по базовому варианту прогноза по
сравнению с 2022 годом уменьшится на 0,2 тыс.
человек и составит 917,4 тыс. человек, по
консервативному варианту прогноза - на 0,3
тыс. человек и составит 917,3 тыс. человек.
В 2022 году, по оценке, общая численность
безработных граждан (по методологии МОТ)
снизится по сравнению с уровнем 2021 года
на 4,4 тыс. человек и составит 40,0 тыс.
человек. По базовому варианту прогноза в
2025 году показатель составит 39,7 тыс.
человек, по консервативному варианту
прогноза - 39,8 тыс. человек. Уровень общей
безработицы в 2023 - 2025 годах по базовому и
консервативному вариантам снизится с 4,4
до 4,3 процента.
Показатели регистрируемой безработицы
будут зависеть от результатов
реализации государственной программы
"Содействие занятости населения
Оренбургской области" и федерального
проекта "Содействие занятости"
национального проекта "Демография",
в рамках которого новые профессии
получат около 3,4 тыс. человек.
В 2025 году будет отмечаться снижение
численности зарегистрированных
безработных граждан (на конец года) по
сравнению с 2022 годом с 7,7 тыс. человек до
6,2 тыс. человек по базовому варианту
прогноза и до 6,5 тыс. человек по
консервативному варианту прогноза.
Уровень регистрируемой безработицы в
конце 2023 года составит 0,8 процента, в 2024 -
2025 годах составит 0,7 процента от
численности рабочей силы.
Уровень жизни населения
В 2022 году фонд заработной платы
работников организаций Оренбургской
области оценочно составит 262195,43 млн.
рублей, или 105,2 процента к уровню 2020 года.
В среднесрочной перспективе темпы роста
фонда заработной платы по
консервативному варианту прогноза
составят в 2023 году - 104,4 процента, в 2024
году - 105,0 процента, в 2025 году - 105,5
процента, по базовому варианту прогноза
составят в 2023 году - 104,6 процента, в 2024
году - 105,8 процента, в 2025 году - 106,3
процента.
В среднесрочной перспективе рост
заработной платы составит по базовому
варианту прогноза: в 2023 году - 108,3
процента, в 2024 году - 107,4 процента, в 2025
году - 107,8 процента. По консервативному
варианту прогноза рост заработной платы
в 2023 году составит 108,1 процента, в 2024 году
- 106,9 процента, в 2025 году - 106,7 процента.
В 2022 году показатель "Реальная
заработная плата работников
организаций", по оценке, составит 94,9
процента к уровню 2021 года, в 2025 году по
консервативному варианту прогноза - 102,7
процента, базовому варианту прогноза -
103,7 процента к уровню 2024 года.
В 2022 году среднемесячная начисленная
заработная плата наемных работников в
организациях, у индивидуальных
предпринимателей и физических лиц
(среднемесячный доход от трудовой
деятельности), по оценке, составит 36032,0
рубля. Данная оценка определена исходя
из консервативного варианта
среднемесячной начисленной заработной
платы одного работника - 41463,8 рубля. В 2025
году среднемесячная начисленная
заработная плата наемных работников в
организациях, у индивидуальных
предпринимателей и физических лиц
(среднемесячный доход от трудовой
деятельности) увеличится по
консервативному варианту прогноза до
44432,75 рубля, по базовому варианту
прогноза - до 45178,92 рубля.
Рост заработной платы в среднесрочной
перспективе связан с проведением ряда
стимулирующих мер по ее повышению:
ежегодный рост минимального размера
оплаты труда (минимальный размер оплаты
труда вырастет в 2023 году, по оценке, на 9,7
процента и составит 19275 рублей);
поддержание достигнутых уровней
заработной платы отдельных категорий
бюджетных работников в рамках поручений
Президента Российской Федерации;
проведение ежегодной индексации
заработной платы иных категорий
работников организаций бюджетной сферы;
повышение денежного довольствия военных
и сотрудников силовых структур, к ним
приравненных.
Во внебюджетном секторе рост заработной
платы будет определяться динамикой
производительности труда и в рамках
коллективных договоров.
Реальные располагаемые денежные доходы
населения в 2022 году оцениваются на
уровне 96,12 процента.
В среднесрочной перспективе начиная с 2023
года увеличению реально располагаемых
денежных доходов до 102,0 процента в 2025
году по базовому варианту прогноза будут
способствовать следующие факторы:
рост уровня пенсионного обеспечения
выше инфляции;
индексация социальных выплат;
целевая поддержка отдельных категорий
граждан;
содействие занятости отдельных
категорий граждан.
Туризм
Туристская индустрия Оренбургской
области представлена:
115 туристическими фирмами, из них 9 -
туроператоров;
259 коллективными средствами размещения;
6 горнолыжными комплексами;
3 туристско-информационными центрами.
На территории Оренбургской области
реализуется комплексный инвестиционный
проект "Туристско-рекреационный
кластер "Соленые озера" на базе
бальнеологического курорта "Соленые
озера". Данный инвестиционный проект
входит в реестр приоритетных
инвестиционных проектов Оренбургской
области и получает государственную
поддержку.
Продолжается реализация Национального
туристского маршрута "Горизонты
открытий", проведен комплекс
мероприятий по его продвижению на
региональном и федеральном уровнях.
Показатели сферы туризма в 2021 году
показали положительную динамику:
туристский поток в Оренбургскую область
в 2021 году увеличился на 542,29 тыс. человек
по сравнению с уровнем 2020 года и составил
1236,62 тыс. человек, в том числе 1111,52 тыс.
человек из других регионов России;
объем платных туристских услуг,
оказанных населению в 2021 году,
увеличился на 35,9 процента по сравнению с
уровнем 2020 года (в 2020 году - 1339,7 млн.
рублей, в 2021 году - 1821,4 млн. рублей);
объем платных услуг гостиниц и
аналогичных средств размещений
увеличился на 18,1 процента по сравнению с
уровнем 2020 года (в 2020 году - 1083,9 млн.
рублей, в 2021 году - 1280,3 млн. рублей).
Туристский поток в Оренбургскую область
из других регионов России в 2022 году
оценочно составит 1424,75 тыс. человек.
По базовому варианту в 2023 году
туристский поток россиян, посетивших
Оренбургскую область, составит 1490,63 тыс.
человек с увеличением к 2025 году до 1527,9
тыс. человек.
Основные параметры государственных
программ Оренбургской области
Государственные программы Оренбургской
области разрабатываются в соответствии
с постановлением Правительства
Оренбургской области от 28 апреля 2011 года
N 279-п "Об утверждении порядка
разработки, реализации и оценки
эффективности государственных программ
Оренбургской области".
В соответствии с распоряжением
Губернатора Оренбургской области от 6
августа 2018 года N 218-р "Об утверждении
перечня государственных программ
Оренбургской области" в 2022 году на
территории Оренбургской области
реализуются 27 государственных программ
Оренбургской области. В среднесрочном
периоде в 2023 - 2025 годах на территории
Оренбургской области будут
реализовываться 26 государственных
программ.
Распределение бюджетных ассигнований
областного бюджета по государственным
программам Оренбургской области (по
состоянию на 11 октября 2022 года)
(тыс. рублей)
N п/п |
Наименование государственной программы |
Распределение бюджетных ассигнований по годам | ||
|
|
2023 |
2024 |
2025 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
"Развитие здравоохранения Оренбургской области" |
25028751,7 |
24509939,4 |
25720443,1 |
2. |
"Развитие системы образования Оренбургской области" |
34094539,7 |
34228963,0 |
28671618,6 |
3. |
"Социальная поддержка граждан в Оренбургской области" |
19321730,9 |
16829194,9 |
16460288,7 |
4. |
"Доступная среда" |
89829,2 |
82416,7 |
82838,6 |
5. |
"Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Оренбургской области" |
1683686,1 |
1287708,4 |
1131911,4 |
6. |
"Управление земельно-имущественным комплексом Оренбургской области" |
242355,4 |
248632,9 |
395207,6 |
7. |
"Содействие занятости населения Оренбургской области" |
2470681,8 |
2064904,7 |
1601983,8 |
8. |
"Оказание содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом" |
3100,0 |
3100,0 |
x |
9. |
"Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Оренбургской области" |
572191,7 |
659897,2 |
678128,7 |
10. |
"Защита населения и территории Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Оренбургской области" |
911203,9 |
654843,4 |
654843,4 |
11. |
"Развитие культуры Оренбургской области" |
3303006,4 |
2240433,7 |
1445307,6 |
12. |
"Охрана окружающей среды Оренбургской области" |
478640,7 |
412500,6 |
412500,6 |
13 |
"Воспроизводство и использование природных ресурсов Оренбургской области" |
543759,8 |
511015,3 |
522166,1 |
14. |
"Развитие физической культуры, спорта и туризма" |
2731074,2 |
2123180,5 |
1503293,7 |
15. |
"Экономическое развитие Оренбургской области" |
2432628,2 |
2641294,9 |
495888,1 |
16. |
"Цифровая экономика Оренбургской области" |
1338277,5 |
485971,2 |
481609,4 |
17. |
"Развитие транспортной системы Оренбургской области" |
15798727,3 |
16354714,7 |
13566727,7 |
18. |
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" |
4327587,9 |
4347528,2 |
4150473,1 |
19. |
"Реализация региональной политики в Оренбургской области" |
1917240,4 |
1757576,1 |
1764469,8 |
20. |
"Профилактика терроризма и экстремизма на территории Оренбургской области" |
514029,3 |
212287,0 |
152287,0 |
21. |
"Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области" |
19071805,6 |
14050769,1 |
15372018,3 |
22. |
"Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области" |
4871213,7 |
4616964,4 |
2213622,1 |
23. |
"Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской области" |
132997,7 |
118784,5 |
56782,1 |
24. |
"Формирование комфортной городской среды в Оренбургской области" |
939579,4 |
628918,6 |
15086,5 |
25. |
"Комплексное развитие сельских территорий Оренбургской области" |
651763,3 |
84928,5 |
249415,2 |
26. |
"Развитие промышленности, обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности Оренбургской области" |
587403,3 |
181286,6 |
335453,3 |
Прогноз баланса трудовых ресурсов
Оренбургской области
(тыс. человек)
N п/п |
Наименование |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Справочно: | |
|
|
|
|
|
2022 год |
2021 год |
1. |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Численность трудовых ресурсов, в том числе: |
1106,9 |
1107,9 |
1108,9 |
1106,0 |
1104,9 |
|
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
1009,1 |
1009,0 |
1008,9 |
1009,1 |
1009,6 |
|
иностранные трудовые мигранты |
9,0 |
10,0 |
11,0 |
8,5 |
8,5 |
|
лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике, в том числе: |
88,8 |
88,9 |
89,0 |
88,4 |
86,8 |
|
лица старше трудоспособного возраста |
88,3 |
88,4 |
88,5 |
87,9 |
86,3 |
|
подростки моложе трудоспособного возраста |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Распределение трудовых ресурсов: |
|
|
|
|
|
|
среднегодовая численность занятых в экономике |
833,8 |
833,7 |
833,6 |
833,8 |
853,0 |
|
учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы |
81,4 |
81,6 |
81,8 |
81,2 |
80,9 |
|
трудоспособное население в трудоспособном возрасте: военнослужащие, российские граждане, работающие за границей, безработные, домохозяйки и другое население |
191,7 |
192,6 |
193,5 |
191,0 |
171,0 |
3. |
Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД: |
|
|
|
|
|
|
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
99,3 |
99,3 |
99,3 |
99,3 |
101,3 |
|
добыча полезных ископаемых |
39,7 |
39,7 |
39,7 |
39,7 |
40,6 |
|
обрабатывающие производства |
102,1 |
102,1 |
102,1 |
102,1 |
104,5 |
|
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
22,1 |
22,1 |
22,1 |
22,1 |
22,6 |
|
водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
8,8 |
8,8 |
8,8 |
8,8 |
9,0 |
|
строительство |
63,4 |
63,4 |
63,4 |
63,4 |
64,9 |
|
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
137,8 |
137,8 |
137,8 |
137,8 |
141,0 |
|
транспортировка и хранение |
63,4 |
63,4 |
63,4 |
63,4 |
64,9 |
|
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
16,4 |
|
деятельность в области информации и связи |
11,8 |
11,8 |
11,8 |
11,8 |
12,1 |
|
деятельность финансовая и страховая |
10,5 |
10,5 |
10,5 |
10,5 |
10,7 |
|
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
16,5 |
16,5 |
16,5 |
16,5 |
16,9 |
|
деятельность профессиональная, научная и техническая |
21,8 |
21,8 |
21,8 |
21,8 |
22,3 |
|
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
20,7 |
20,7 |
20,7 |
20,7 |
21,2 |
|
государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение |
46,5 |
46,5 |
46,5 |
46,5 |
47,6 |
|
образование |
67,4 |
67,4 |
67,4 |
67,4 |
69,0 |
|
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
59,8 |
59,8 |
59,8 |
59,8 |
61,2 |
|
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,5 |
|
предоставление прочих видов услуг |
14,0 |
13,9 |
13,8 |
14,0 |
14,3 |
|
деятельность домашних хозяйств как работодателей, недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Основные параметры прогноза
социально-экономического развития
Оренбургской области на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов
N п/п |
Наименование параметра |
Единица измерения |
2021 год (отчет) |
2022 год (оценка) |
2023 год |
2024 год |
2025 год | |||
|
|
|
|
|
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
|
|
|
|
|
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
ВРП | ||||||||||
1. |
ВРП |
млн. рублей |
1238990,41 <*> |
1382315,58 |
1400871,79 |
1419251,05 |
1481758,12 |
1512941,49 |
1577987,94 |
1615921,37 |
2. |
Индекс физического объема ВРП |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
102,4 <*> |
97,1 |
98,2 |
99,2 |
102,0 |
102,6 |
102,3 |
102,6 |
Промышленное производство | ||||||||||
3. |
Индекс промышленного производства |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
100,2 |
97,8 |
99,0 |
99,3 |
99,7 |
100,1 |
100,9 |
101,2 |
4. |
Индекс производства - добыча полезных ископаемых |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
98,7 |
95,1 |
99,0 |
99,3 |
100,1 |
100,5 |
101,5 |
101,6 |
5. |
Индекс производства - обрабатывающие производства |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
101,5 |
101,1 |
100,7 |
101,2 |
100,8 |
101,1 |
100,5 |
101,2 |
6. |
Индекс производства - обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
106,6 |
100,7 |
101,2 |
101,5 |
101,5 |
102,1 |
101,1 |
101,5 |
7. |
Индекс производства - водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
133,0 |
102,5 |
103,4 |
103,6 |
103,5 |
103,7 |
103,6 |
104,0 |
Сельское хозяйство | ||||||||||
8. |
Продукция сельского хозяйства |
млн. рублей |
146028,4 |
163965,78 |
168612,18 |
178403,53 |
176905,71 |
188940,36 |
185013,45 |
200355,58 |
9. |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
82,2 |
123,29 |
96,79 |
102,71 |
101,99 |
103,64 |
101,62 |
103,65 |
10. |
Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
валовой сбор зерна (в весе после доработки) |
тыс. тонн |
1566,4 |
3700,4 |
3500,0 |
3900,0 |
3700,0 |
4100,0 |
3800,0 |
4200,0 |
|
скот и птица на убой (в живом весе) |
тыс. тонн |
207,3 |
207,5 |
207,9 |
208,1 |
208,1 |
208,9 |
208,8 |
209,8 |
|
молоко |
тыс. тонн |
621,7 |
623,6 |
624,5 |
625,4 |
626,2 |
627,3 |
628,4 |
630,1 |
|
яйцо |
млн. штук |
994,6 |
995,6 |
995,6 |
996,6 |
996,9 |
997,6 |
997,8 |
999,5 |
Инвестиции, строительство | ||||||||||
11. |
Инвестиции в основной капитал |
млн. рублей |
198131,4 |
218901,5 |
210353,8 |
229498,5 |
212116,2 |
241903,6 |
212942,0 |
254275,5 |
12. |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
95,9 |
97,0 |
90,4 |
99,0 |
95,4 |
100,1 |
95,7 |
100,3 |
13. |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. метров общей площади |
1101,6 |
1070 |
1000,0 |
1100,0 |
1050,0 |
1184,0 |
1050,0 |
1184,0 |
|
|
процентов к уровню предыдущего года |
113,9 |
97,1 |
93,5 |
102,8 |
105,0 |
107,6 |
100,0 |
100,0 |
Малое и среднее предпринимательство | ||||||||||
14. |
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) |
единиц |
17153 |
16921 |
17055 |
17204 |
17225 |
17498 |
17449 |
17830 |
15. |
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) (без внешних совместителей) |
тыс. человек |
114,4 |
108,55 |
109,36 |
109,85 |
111,0 |
111,83 |
113,11 |
114,18 |
16. |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
млрд. рублей |
509,9 |
566,23 |
600,77 |
639,82 |
666,05 |
698,02 |
728,74 |
772,39 |
17. |
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан |
тыс. человек |
239,5 |
254,8 |
255,0 |
266,0 |
267,0 |
278,0 |
273,0 |
290,0 |
Потребительский рынок | ||||||||||
18. |
Индекс потребительских цен на товары и услуги в среднем за год |
процентов к уровню предыдущего года |
106,9 |
113,9 |
106,2 |
106,0 |
104,2 |
104,7 |
103,9 |
104,0 |
19. |
Индекс потребительских цен на товары и услуги на конец года |
процентов к декабрю предыдущего года |
108,6 |
112,4 |
104,8 |
105,5 |
103,8 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
20. |
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
383838,0 |
423722,6 |
461968,2 |
478615,9 |
506411,9 |
527171,5 |
536675,1 |
570186,5 |
21. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
107,3 |
93,0 |
100,3 |
102,5 |
104,9 |
104,9 |
101,9 |
103,8 |
22. |
Объем платных услуг населению |
млн. рублей |
96218,0 |
103628,7 |
110719,7 |
113565,1 |
117910,2 |
123778,6 |
124210,1 |
131037,6 |
23. |
Индекс физического объема платных услуг населению |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
105,9 |
98,0 |
100,7 |
102,9 |
102,3 |
104,5 |
101,0 |
101,5 |
Финансы | ||||||||||
24. |
Прибыль прибыльных организаций |
млн. рублей |
268079,5 |
268642,4 |
268911,0 |
273199,3 |
272137,9 |
282460,9 |
282751,3 |
293958,8 |
25. |
Темп роста прибыли прибыльных организаций |
процентов к уровню предыдущего года |
204,5 |
100,2 |
100,1 |
101,7 |
101,2 |
103,4 |
103,9 |
104,1 |
Труд и занятость | ||||||||||
26. |
Численность населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс. человек |
1933,8 |
1923,31 |
1912,39 |
1913,15 |
1903,29 |
1904,24 |
1895,12 |
1896,45 |
27. |
Численность рабочей силы |
тыс. человек |
945,1 |
917,6 |
917,5 |
917,6 |
917,4 |
917,5 |
917,3 |
917,4 |
28. |
Численность занятых в экономике |
тыс. человек |
853,0 |
833,8 |
833,7 |
833,8 |
833,6 |
833,7 |
833,5 |
833,6 |
29. |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. человек |
11,8 |
7,7 |
7,5 |
7,2 |
7,0 |
6,7 |
6,5 |
6,2 |
30. |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
процентов |
1,3 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
31. |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн. рублей |
249235,2 |
262195,43 |
273732,03 |
274256,42 |
287418,63 |
290163,29 |
303226,66 |
308443,58 |
32. |
Темп роста фонда заработной платы работников организаций |
процентов к уровню предыдущего года |
102,9 |
105,2 |
104,4 |
104,6 |
105,0 |
105,8 |
105,5 |
106,3 |
33. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций |
рублей |
38356,5 |
41463,8 (41902,0) |
44815,3 |
44891,8 |
47903,1 |
48225,5 |
51130,9 |
51989,5 |
34. |
Темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций |
процентов к уровню предыдущего года |
109,4 |
108,1 |
108,1 |
108,3 |
106,9 |
107,4 |
106,7 |
107,8 |
35. |
Реальная заработная плата работников организаций |
процентов к уровню предыдущего года |
102,3 |
94,9 |
101,8 |
102,1 |
102,6 |
102,6 |
102,7 |
103,7 |
36. |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
рублей |
33348,0 |
36032,0 |
38944,52 |
39011,0 |
41627,8 |
41907,97 |
44432,75 |
45178,92 |
37. |
Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) |
процентов к уровню предыдущего года |
107,5 |
108,0 |
108,1 |
108,3 |
106,9 |
107,4 |
106,7 |
107,8 |
Денежные доходы населения | ||||||||||
38. |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
процентов к уровню предыдущего года |
99,0 |
96,12 |
98,9 |
101,0 |
102,0 |
102,3 |
101,0 |
102,0 |
39. |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения |
процентов |
13,8 |
12,3 |
12,9 |
11,6 |
12,2 |
10,9 |
11,5 |
10,2 |
Внешнеэкономическая деятельность | ||||||||||
40. |
Экспорт товаров |
млн. долларов США |
2628,6 |
2726,2 |
2414.3 |
2802,5 |
2494,1 |
2980,9 |
2615,0 |
3171,1 |
41. |
Импорт товаров |
млн. долларов США |
295,5 |
335,8 |
327,1 |
339,8 |
335,0 |
354,0 |
340,0 |
371,1 |
Туризм | ||||||||||
42. |
Численность российских посетителей из других регионов (резидентов) |
тыс. человек |
1111,52 |
1424,75 |
1467,5 |
1490,63 |
1488,57 |
1508,36 |
1513,52 |
1527,9 |
* Оценка.