СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2022 года N 936
Об утверждении долговой политики
Республики Крым на 2023 год и на плановый
период 2024 и 2025 годов
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1
Бюджетного кодекса Российской
Федерации, постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 декабря 2020
года N 2196 "О соглашениях, которые
предусматривают меры по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
субъектов Российской Федерации",
статьями 83, 84 Конституции Республики
Крым, статьями 14, 20 Закона Республики
Крым от 19 июля 2022 года N 307-ЗРК/2022 "Об
исполнительных органах Республики
Крым", в целях обеспечения
эффективного управления
государственным долгом Республики Крым
в 2023 - 2025 годах Совет министров
Республики Крым постановляет:
Утвердить прилагаемую долговую политику
Республики Крым на 2023 год и на плановый
период 2024 и 2025 годов.
Председатель Совета министров
Республики Крым
Ю.ГОЦАНЮК
Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 31.10.2022 N 936
ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2023
ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ
I. Общие положения
Под долговой политикой Республики Крым
понимается стратегия управления
государственным долгом Республики Крым,
направленная на обеспечение
сбалансированности бюджета Республики
Крым, эффективное поддержание объема
государственного долга Республики Крым
на оптимальном уровне, минимизацию
стоимости его обслуживания, равномерное
распределение во времени платежей,
связанных с погашением и обслуживанием
государственного долга Республики Крым.
Долговая политика Республики Крым на 2023
год и на плановый период 2024 и 2025 годов
(далее - долговая политика) является
частью бюджетной политики Республики
Крым и определяет цели, а также основные
задачи, риски и направления деятельности
по управлению государственным долгом
Республики Крым на 2023 год и на плановый
период 2024 и 2025 годов.
II. Итоги реализации долговой политики
Советом министров Республики Крым
проводится работа по реализации
комплекса мер, направленных на
совершенствование политики управления
государственным долгом Республики Крым
и ограничение финансирования расходов
неинвестиционного характера за счет
привлечения альтернативных источников
финансирования на территории Республики
Крым.
Распоряжением Совета министров
Республики Крым от 28 сентября 2018 года N
1157-р утверждена Программа оздоровления
государственных финансов Республики
Крым на 2018 - 2024 годы, в которую включены
план мероприятий по увеличению
поступлений налоговых и неналоговых
доходов в консолидированный бюджет
Республики Крым, план мероприятий,
направленных на оптимизацию расходов
консолидированного бюджета Республики
Крым, а также меры по снижению долговой
нагрузки.
Советом министров Республики Крым
принято постановление от 27 октября 2021
года N 638 "Об утверждении долговой
политики Республики Крым на 2022 год и на
плановый период 2023 и 2024 годов", которым
определены цели, а также основные задачи,
риски и направления деятельности по
управлению государственным долгом
Республики Крым на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов.
На основании распоряжения Совета
министров Республики Крым от 19 ноября 2018
года N 1375-р "О списании обязательств по
облигациям с государственного долга
Республики Крым" 21 ноября 2018 года
списаны долговые обязательства по
облигациям с государственного внешнего
долга Республики Крым в сумме 316,02 млн
рублей (по официальному курсу украинской
гривны к рублю, установленному
Центральным банком Российской Федерации
на 20 ноября 2018 года).
В декабре 2017 года в бюджет Республики
Крым для частичного покрытия дефицита
бюджета были привлечены бюджетные
кредиты из федерального бюджета в общей
сумме 4040,2 млн рублей со сроком погашения
в 2022 году.
В целях снижения долговой нагрузки на
бюджет Республики Крым в соответствии со
статьей 16 Федерального закона от 19
декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2017 год и на плановый период 2018
и 2019 годов" и постановлением
Правительства Российской Федерации от 13
декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017
году реструктуризации обязательств
(задолженности) субъектов Российской
Федерации перед Российской Федерацией
по бюджетным кредитам" были заключены
дополнительные соглашения к соглашениям
между Министерством финансов Российской
Федерации и Советом министров
Республики Крым о предоставлении
бюджету Республики Крым из федерального
бюджета бюджетного кредита для
частичного покрытия дефицита бюджета
Республики Крым в части
реструктуризации обязательств
(задолженности) Республики Крым перед
Российской Федерацией по бюджетным
кредитам с окончательным сроком
погашения в 2024 году (далее - соглашения).
Согласно Федеральному закону от 1 апреля
2020 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "О приостановлении
действия отдельных положений Бюджетного
кодекса Российской Федерации и
установлении особенностей исполнения
федерального бюджета в 2020 году",
постановлению Правительства Российской
Федерации от 30 апреля 2020 года N 619 "О
внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации"
заключено дополнительное соглашение от 3
сентября 2020 года N 6/5 к соглашениям с
окончательным сроком погашения в 2029 году
(далее - дополнительное соглашение).
Реструктуризация задолженности
позволит обеспечить равномерное
погашение бюджетных кредитов и снизить
объемы их возврата, а также высвободить
средства для финансирования
приоритетных расходных обязательств.
В 2020 году высвобожденные средства в
сумме 383,5 млн рублей в результате
снижения объема погашения задолженности
по бюджетным кредитам были направлены на
финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с предотвращением влияния
ухудшения экономической ситуации на
развитие отраслей экономики Республики
Крым (302,2 млн рублей) и на финансовое
обеспечение мероприятий, связанных с
профилактикой и устранением последствий
распространения новой коронавирусной
инфекции (81,3 млн рублей).
В 2021 году высвобожденные средства в
сумме 565,0 млн рублей в результате
снижения объема погашения задолженности
по бюджетным кредитам были направлены на
финансовое обеспечение мероприятий,
связанных с профилактикой и устранением
последствий распространения новой
коронавирусной инфекции.
Согласно графикам погашения 30 ноября 2021
года Республикой Крым погашены
бюджетные кредиты в сумме 202,01 млн рублей,
а также осуществлена оплата процентов за
рассрочку в сумме 3,4 млн рублей.
Консолидированным бюджетом Республики
Крым по состоянию на 1 сентября 2022 года
кредиты от кредитных организаций не
привлекались, ценные бумаги не
выпускались.
В 2021 году в целях оценки и контроля
эффективности управления
государственным долгом Республики Крым,
а также в целях соблюдения условий
соглашений были установлены и исполнены
следующие количественные показатели
(индикаторы):
N п/п |
Показатель (индикатор) |
2021 год, план |
2021 год, факт |
1 |
Уровень дефицита бюджета Республики Крым от суммы доходов бюджета Республики Крым без учета безвозмездных поступлений, % |
<= 10,0 |
- |
2 |
Отношение объема долговых обязательств Республики Крым по кредитам, полученным от кредитных организаций, и государственным ценным бумагам Республики Крым к общему годовому объему доходов бюджета Республики Крым в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), % |
0,0 |
0,0 |
3 |
Отношение объема государственного долга Республики Крым к общему объему доходов бюджета Республики Крым без учета безвозмездных поступлений, % |
<= 6,00 |
5,54 |
4 |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Республики Крым в общем объеме расходов бюджета Республики Крым, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов, % |
<= 0,002 |
0,00173 |
III. Основные факторы, определяющие
характер и направления долговой
политики
Долговая политика принимается в
соответствии с текущими особенностями
развития экономики Республики Крым и
Российской Федерации в целом, а также
требованиями бюджетного
законодательства Российской Федерации.
Основными факторами, определяющими
характер и направления долговой
политики, являются:
влияние рисков нестабильной
экономической ситуации, сохранение
действий финансовых и экономических
санкций в отношении российской
экономики, а также ответных мер;
изменчивость финансовой конъюнктуры,
обусловленная неустойчивым
экономическим ростом и
внешнеполитическими факторами.
Согласно соглашениям средства бюджета
Республики Крым, высвобождаемые в 2022 - 2024
годах в результате снижения объема
погашения задолженности по бюджетным
кредитам в размере по 565,0 млн рублей,
ежегодно планируется направлять на
осуществление Республикой Крым
бюджетных инвестиций в объекты
инфраструктуры в целях реализации новых
инвестиционных проектов, определяемых в
соответствии с частью 6 статьи 16
Федерального закона от 2 декабря 2019 года N
380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и
на плановый период 2021 и 2022 годов", в
порядке, предусмотренном Правительством
Российской Федерации.
Погашение долговых обязательств в 2022 - 2029
годах будет осуществлено в соответствии
с графиками погашения, утвержденными
дополнительным соглашением.
Начиная с 2022 года Республикой Крым
проводится использование принципиально
нового инвестиционного ресурса -
привлечение бюджетных кредитов из
федерального бюджета на осуществление
расходов инвестиционного характера,
включая строительство (реконструкцию)
объектов инженерной, коммунальной,
социальной и туристской инфраструктур.
Протоколами заседания президиума (штаба)
Правительственной комиссии по
региональному развитию в Российской
Федерации Республике Крым одобрены
заявки на финансовое обеспечение
реализации 5 инфраструктурных проектов
на сумму 7,4 млрд руб.
Между Министерством финансов Российской
Федерации и Советом министров
Республики Крым заключено Соглашение о
предоставлении бюджету Республики Крым
из федерального бюджета бюджетного
кредита на финансовое обеспечение
реализации инфраструктурных проектов от
26 января 2022 года N 01-01-06/06-57 на сумму 2500,6
млн рублей. Выплата процентов по
кредитам планируется с 2022 года,
погашение основного долга - начиная с 2024
года.
Средства, полученные в рамках бюджетного
кредита из федерального бюджета, будут
использоваться как бюджетные инвестиции
в объекты капитального строительства
государственной (муниципальной)
собственности, а также как субсидии на
осуществление капитальных вложений в
объекты капитального строительства
государственной (муниципальной)
собственности унитарным предприятиям.
Поддержание объема и структуры
государственного долга Республики Крым,
исключающих неисполнение долговых
обязательств, своевременное исполнение
долговых обязательств при обеспечении
минимизации расходов на обслуживание
государственного долга Республики Крым
будут принципами управления
государственным долгом Республики Крым.
IV. Цели и задачи долговой политики
1. Целями долговой политики являются:
сбалансированность бюджета;
поддержание объема государственного
долга Республики Крым на экономически
безопасном уровне с учетом всех
возможных рисков;
обеспечение своевременного исполнения
долговых обязательств в полном объеме;
оптимизация структуры государственного
долга Республики Крым в целях
минимизации стоимости его обслуживания.
2. Долговая политика основана на
принципах:
соблюдения ограничений, установленных
бюджетным законодательством Российской
Федерации;
эффективности использования бюджетных
средств;
полноты и своевременности отражения
долговых обязательств;
прозрачности (открытости) управления
государственным долгом Республики Крым.
3. Основными задачами долговой политики
являются:
равномерное распределение долговой
нагрузки на бюджет Республики Крым;
минимизация стоимости заимствований;
повышение эффективности
государственных заимствований;
принятие долговых обязательств исходя
из принципа исполнения всех
обязательств своевременно и в полном
объеме, а также исходя из результатов
исполнения бюджета Республики Крым и в
соответствии с заключенными
соглашениями;
осуществление мониторинга соответствия
параметров государственного долга
Республики Крым ограничениям,
установленным Бюджетным кодексом
Российской Федерации и заключенными
соглашениями;
использование при необходимости
механизма привлечения краткосрочных
бюджетных кредитов за счет средств
федерального бюджета на пополнение
остатков средств бюджета Республики
Крым;
обеспечение своевременного и полного
учета долговых обязательств;
информирование общественности о
состоянии государственного долга
Республики Крым;
сокращение объема заимствований.
V. Инструменты реализации долговой
политики
Инструментами реализации долговой
политики являются:
обеспечение оптимальной долговой
нагрузки;
обеспечение своевременного исполнения
долговых обязательств Республики Крым;
равномерное распределение долговой
нагрузки на бюджет Республики Крым,
связанной с ежегодным погашением
долговых обязательств;
недопущение принятия новых расходных
обязательств, не обеспеченных
стабильными источниками доходов;
осуществление мониторинга соответствия
параметров государственного долга
Республики Крым ограничениям,
установленным бюджетным
законодательством Российской Федерации,
и условиям соглашений о проведенной в 2017
и в 2020 годах реструктуризации
обязательств Республики Крым перед
Российской Федерацией по бюджетным
кредитам;
осуществление мониторинга соответствия
параметров государственного долга
Республики Крым ограничениям,
установленным бюджетным
законодательством Российской Федерации,
и условиям соглашений о проведенной в 2017
и в 2020 годах реструктуризации
обязательств Республики Крым перед
Российской Федерацией по бюджетным
кредитам;
осуществление мониторинга за возвратом
инфраструктурного бюджетного кредита в
федеральный бюджет в сроки и объемах,
предусмотренных соглашениями о
предоставлении бюджету Республики Крым
из федерального бюджета бюджетного
кредита на финансовое обеспечение
реализации инфраструктурных проектов;
осуществление мониторинга соответствия
размера дефицита Республики Крым
ограничениям, установленным бюджетным
законодательством Российской
Федерации.
VI. Сведения о показателях реализации
мероприятий долговой политики
Основные мероприятия долговой политики
по оптимизации и сокращению объема
государственного долга Республики Крым
направлены на реализацию поставленных
целей и задач долговой политики в целом и
позволят обеспечить достижение
показателей результативности
реализации мероприятий долговой
политики, указанных в приложении к
настоящей долговой политике.
Установленный проектом закона
Республики Крым о бюджете Республики
Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и
2025 годов и сложившийся по данным
годового отчета об исполнении бюджета
Республики Крым за 2022 год уровень
дефицита бюджета Республики Крым может
превысить значение показателя
результативности реализации
мероприятий долговой политики,
указанного в строке 1 приложения к
настоящей долговой политике, на сумму
поступлений, предусмотренных абзацем
третьим пункта 2 статьи 92.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации.
VII. Анализ рисков для бюджета Республики
Крым, возникающих в процессе управления
государственным долгом Республики Крым
Основными рисками при управлении
государственным долгом Республики Крым
являются:
риск недостижения планируемых объемов
поступлений доходов бюджета Республики
Крым, поскольку недопоступление доходов
потребует поиска альтернативных
источников для выполнения расходных
обязательств бюджета и обеспечения его
сбалансированности;
риск ликвидности - отсутствие в бюджете
Республики Крым средств для полного
исполнения расходных и долговых
обязательств Республики Крым в срок.
Основной мерой, принимаемой в отношении
управления рисками, связанными с
реализацией долговой политики, является
осуществление достоверного
прогнозирования доходов бюджета
Республики Крым и поступлений по
источникам финансирования дефицита
бюджета Республики Крым, а также
принятие взвешенных и экономически
обоснованных решений по принятию
долговых обязательств.
VIII. Ожидаемые результаты долговой
политики
Реализация долговой политики позволит:
поддерживать предельный объем
заимствований Республики Крым на уровне,
не превышающем сумму, направляемую в
текущем финансовом году на
финансирование дефицита бюджета
Республики Крым и (или) погашение
долговых обязательств Республики Крым;
поддерживать объем расходов на
обслуживание государственного долга
Республики Крым на уровне, не
превышающем 0,004% расходов бюджета
Республики Крым, за исключением объема
расходов, осуществляемых за счет
субвенций, предоставляемых из бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации;
сохранить финансовую устойчивость
бюджета Республики Крым;
оптимизировать структуру и объем
государственного долга Республики Крым
с целью минимизации расходов на его
обслуживание;
обеспечить доступность информации о
государственном долге Республики Крым;
обеспечить выполнение условий
соглашений.
Приложение
к долговой политике
Республики Крым на 2023 год
и на плановый период 2024 и 2025 годов
Показатели результативности реализации
мероприятий долговой политики
Республики Крым на 2023 год и на плановый
период 2024 и 2025 годов
N п/п |
Целевой показатель результативности реализации мероприятий долговой политики Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов |
Значение целевого показателя результативности реализации мероприятий долговой политики Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов | ||
|
|
2023 год (01.01.2024) |
2024 год (01.01.2025) |
2025 год (01.01.2026) |
1 |
Уровень дефицита бюджета Республики Крым от суммы доходов бюджета Республики Крым без учета безвозмездных поступлений, % |
не более 15% |
не более 15% |
не более 15% |
2 |
Отношение объема долговых обязательств Республики Крым по кредитам, полученным от кредитных организаций, и государственным ценным бумагам Республики Крым к общему годовому объему доходов бюджета Республики Крым в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), % |
не более 0,0% |
не более 0,0% |
не более 0,0% |
3 |
Отношение объема государственного долга Республики Крым (без учета инфраструктурных бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета) к общему объему доходов бюджета Республики Крым без учета безвозмездных поступлений, % |
не более 2% |
не более 0% |
не более 3% |
4 |
Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Республики Крым в общем объеме расходов бюджета Республики Крым, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов, % |
не более 10% |
не более 10% |
не более 10% |
5 |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Крым, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, к годовому объему налоговых, неналоговых доходов бюджета Республики Крым и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода) |
не более 20% |
не более 20% |
не более 20% |
Ссылается на