ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2022 года N 567-п
О прогнозе социально-экономического
развития Омской области на долгосрочный
период до 2036 года
В соответствии с частью 6 статьи 33
Федерального закона "О стратегическом
планировании в Российской Федерации",
подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Закона
Омской области "О стратегическом
планировании в Омской области"
Правительство Омской области
постановляет:
1. Утвердить прогноз
социально-экономического развития
Омской области на долгосрочный период до
2036 года согласно приложению к настоящему
постановлению.
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Омской
области от 26 октября 2016 года N 311-п "О
прогнозе социально-экономического
развития Омской области до 2030 года";
2) постановление Правительства Омской
области от 28 октября 2020 года N 423-п "О
внесении изменений в постановление
Правительства Омской области от 26
октября 2016 года N 311-п";
3) постановление Правительства Омской
области от 27 октября 2021 года N 474-п "О
внесении изменений в постановление
Правительства Омской области от 26
октября 2016 года N 311-п".
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Омской области
Д.В.Ушаков
Приложение
к постановлению Правительства Омской
области
от 26 октября 2022 г. N 567-п
ПРОГНОЗ социально-экономического
развития Омской области на долгосрочный
период до 2036 года
Прогноз социально-экономического
развития Омской области на долгосрочный
период до 2036 года (далее - прогноз)
разработан на основе подготовленных
Министерством экономического развития
Российской Федерации параметров
прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на
долгосрочный период, тенденций развития
Омской области за предшествующие годы и
фактически складывающейся ситуации в
текущем году, данных о деятельности
хозяйствующих субъектов, осуществляемой
на территории Омской области.
Показатели прогноза рассчитаны с учетом
необходимости выполнения задач,
установленных Указом Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 года N
474 "О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года", Стратегией
социально-экономического развития
Омской области до 2030 года, утвержденной
постановлением Правительства Омской
области от 12 октября 2022 года N 543-п,
концепциями и планами мероприятий по
развитию отраслей экономики и
социальной сферы Омской области.
1. Оценка достигнутого уровня
социально-экономического развития
Омской области
Социально-экономическое развитие Омской
области в 2017 - 2021 годах характеризовалось
положительной динамикой основных
макроэкономических показателей. В
начале пятилетнего периода отмечена
устойчивая тенденция роста региональной
экономики после спада, вызванного
мировым экономическим кризисом.
Положительная динамика развития
промышленного производства, устойчивый
потребительский спрос обеспечили
ежегодный прирост валового
регионального продукта Омской области
(далее - ВРП) в течение 2017 - 2019 годов на
уровне 1,1%. В 2020 году введенные на
территории Российской Федерации в
условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)
ограничительные меры оказали негативное
влияние на развитие экономики Омской
области, в результате чего объем ВРП
сократился на 0,7% к уровню 2019 года.
Основой региональной экономики являются
обрабатывающие производства (более 30% в
общем объеме ВРП), оптовая и розничная
торговля (10,3%), деятельность по операциям
с недвижимым имуществом (10,6%), сельское
хозяйство (8,3%), транспортировка и
хранение (7%).
На территории Омской области
сконцентрировано значительное число
предприятий нефтехимической,
химической, пищевой промышленности, а
также машино- и приборостроения. К ним
относятся один из крупнейших
нефтеперерабатывающих заводов в
Российской Федерации,
предприятия-производители каучука,
фенола, технического углерода и шинной
продукции, организации, выпускающие
мясную, молочную и алкогольную
продукцию, а также производители техники
и оборудования военного и двойного
назначения.
По объему отгруженной продукции,
выполненных работ и оказанных услуг в
сфере обрабатывающих производств Омская
область в 2021 году заняла 21 место среди
субъектов Российской Федерации.
В 2017 - 2021 годах индекс производства в
обрабатывающих отраслях составлял в
среднем 101,3% к уровню предыдущего года.
Промышленный вектор региональной
экономики во многом оказывает влияние на
научно-техническое развитие Омской
области, три четверти используемых
передовых производственных технологий
применяются в обрабатывающих отраслях
промышленности.
Региональная инновационная
инфраструктура представлена
бизнес-инкубаторами и технопарками,
создаваемыми преимущественно на базе
организаций высшего образования, но
открытых и для внешних резидентов. К ним
относятся Межвузовский инновационный
бизнес-инкубатор для студентов,
аспирантов и научных работников
федерального государственного
автономного образовательного
учреждения высшего образования
"Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского", студенческий
инновационный бизнес-инкубатор
федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего образования "Омский
государственный аграрный университет
имени П.А. Столыпина", а также Деловой
центр "Фабрика бизнеса" и
ПолиТехноПарк, действующие на базе
федерального государственного
автономного образовательного
учреждения высшего образования
"Омский государственный технический
университет".
Омская область является одним из
крупнейших в Сибири производителей
сельскохозяйственной продукции.
Ежегодно в регионе производится около 200
тыс. тонн мяса и более 600 тыс. тонн молока,
что соответствует 4 месту среди
субъектов Сибирского федерального
округа (далее - СФО) по объему
производства данных видов продукции. За
последние 5 лет среднегодовое
производство зерна составляет 3,1 млн.
тонн (3 место среди субъектов СФО).
Уровень самообеспечения Омской области
по большинству основных видов
сельскохозяйственной продукции
превышает 100%, что позволяет
производителям поставлять выпускаемую
на территории региона продукцию в
большинство субъектов Российской
Федерации и за рубеж.
В 2021 году объем производства продукции
сельского хозяйства увеличился на 4,5% к
уровню 2016 года, что в основном
обусловлено ростом объемов производства
продукции растениеводства - на 23,4% к
уровню 2016 года. При этом объемы
производства продукции животноводства
сократились на 14,4%.
На протяжении ряда лет в Омской области
отмечается значительная положительная
динамика инвестиционной активности
организаций. В 2017 году объем инвестиций в
основной капитал увеличился на 3,5% к
уровню предыдущего года, в 2018 году - на
12,8%, в 2019 году - на 30,7%, в 2020 году - на 8,2%.
В 2021 году объем инвестиций в основной
капитал Омской области составил 188,7 млрд.
рублей, или 89,4% к уровню предыдущего года,
что обусловлено эффектом "высокой
базы" прошлых лет.
В рамках трехлетнего цикла с 2019 по 2021 год
Омская область находилась на 2 месте в
СФО по темпам роста инвестиций в
экономику региона (на 14 - 15 месте в
Российской Федерации).
За период 2017 - 2021 годов введено в
эксплуатацию около 2,7 млн. кв.м общей
площади жилых помещений. Развитию
жилищной сферы, повышению доступности
жилья способствовало предоставление
социальных выплат молодым семьям, жилых
помещений детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей,
снижение процентной ставки по жилищным
(ипотечным) кредитам.
В 2021 году оборот розничной торговли в
сопоставимых ценах увеличился на 11,7% к
уровню 2016 года.
С 2017 по 2021 год в Омской области расширили
свое присутствие международные,
межрегиональные и местные торговые сети.
Продолжилось развитие сетевых
предприятий общественного питания:
пиццерии "Кантанелло", предприятий
быстрого питания KFC, Burger King и других. На
региональный потребительский рынок
вошли новые торговые компании, а также
увеличилось количество объектов
действующих организаций торговли
(торговые сети "Магнит" и
"Пятерочка", сеть дискаунтеров
"Светофор", сеть магазинов Fix Price,
EUROSPAR, "Красное и белое",
"Заходи", "Галамарт",
"Фасоль", "Ситилинк", Wildberries) и
общественного питания (в том числе сети
кафе-столовых "Ланч-Тайм", Coffee Anytime,
"Шаурмастер").
Фонд заработной платы работников по
Омской области в 2021 году составил 246,5
млрд. рублей и увеличился на 50,2 млрд.
рублей к уровню 2016 года (на 34,8%).
Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата работников за период с
2017 по 2021 год выросла в 1,4 раза и составила
41,2 тыс. рублей.
Повышение уровня оплаты труда
работников государственных и
муниципальных учреждений обеспечено в
ходе реализации на территории Омской
области Указа Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О
мероприятиях по реализации
государственной социальной
политики".
Средняя заработная плата педагогических
работников общеобразовательных
организаций в 2021 году составила 33,2 тыс.
рублей, педагогических работников
дошкольных образовательных организаций
- 29,2 тыс. рублей, преподавателей и
мастеров производственного обучения
профессиональных образовательных
организаций, реализующих
образовательные программы среднего
профессионального образования, - 34.7 тыс.
рублей, врачей - 66,5 тыс. рублей, среднего
медицинского персонала - 33,1 тыс. рублей,
младшего медицинского персонала - 29.8 тыс.
рублей, социальных работников - 30,1 тыс.
рублей, работников организаций культуры
- 31,4 тыс. рублей.
В 2021 году под влиянием демографических
процессов (старение экономически
активной части населения, миграционный
отток населения трудоспособного
возраста) численность рабочей силы
снизилась по сравнению с 2017 годом на 30,3
тыс. человек и составила 1003,3 тыс. человек.
Уровень зарегистрированной безработицы
в среднем за год составил 2,4% от
численности экономически активного
населения. На динамике показателей
безработицы отразились принятые меры,
направленные на обеспечение
дополнительной поддержки незанятого
населения в 2021 году.
Демографическая ситуация на протяжении
2017 - 2021 годов характеризовалась
естественной убылью населения,
связанной со снижением показателей
рождаемости. В указанный период
отмечается снижение численности женщин
фертильного возраста (15 - 49 лет) с
сокращением численности женщин наиболее
активного детородного возраста 20 - 29 лет,
так как в эту возрастную группу вступают
малочисленные поколения, рожденные в
начале 1990-х годов. Негативным фактором,
оказывающим влияние на численность
населения Омской области, также являлся
миграционный отток. Среднегодовая
численность постоянного населения в 2021
году уменьшилась по сравнению с 2017 годом
на 74,8 тыс. человек и составила 1891,6 тыс.
человек.
2. Условия социально-экономического
развития Омской области, оценка факторов
и ограничений экономического роста на
долгосрочный период
Региональная экономика обладает
значительным потенциалом для
экономического роста, обусловленным
выгодным географическим расположением в
центре Российской Федерации на
пересечении транспортных коридоров,
высокой степенью развития
обрабатывающих производств и сельского
хозяйства, наличием
научно-образовательного комплекса,
позволяющего осуществлять
технологические разработки,
конкурентоспособные на мировом рынке.
Основными точками роста в долгосрочной
перспективе будут являться развитие
приоритетных отраслей экономики Омской
области, завершение реализации крупных
инвестиционных проектов по созданию
современных производственных
комплексов, технологической,
технической и организационной
модернизации производительных сил,
транспортной и энергетической
инфраструктуры. Одновременно с этим
будет происходить значительное
улучшение качественных параметров
социального развития, особенно в сфере
развития человеческого потенциала.
К факторам, ограничивающим
экономическое развитие региона,
относятся высокий износ инженерной,
коммунальной и транспортной
инфраструктуры, удаленность от крупных
рынков сбыта, дефицит квалифицированных
кадров, снижение численности трудовых
ресурсов, отток трудоспособного
населения Омской области в другие
субъекты Российской Федерации.
На рынок труда в перспективе будет
оказывать влияние демографическая
ситуация. В настоящее время она
складывается в рамках общероссийских и
общемировых тенденций, среди которых
структурные изменения, обусловленные
сокращением числа женщин
репродуктивного возраста, рожденных в
1990-е годы, а также демографическое
старение населения.
Уровень социально-экономического
развития Омской области в долгосрочном
периоде будет зависеть от степени
реализации конкурентных преимуществ
региональной экономики в ключевых
отраслях промышленности и сельском
хозяйстве, интенсивности инновационного
обновления производств и динамики
производительности труда, степени
вовлечения омских товаропроизводителей
в мировые товарные цепочки, модернизации
транспортной и энергетической
инфраструктуры. Определяющее значение
также будут иметь уровень развития и
эффективность государственных
институтов, определяющих
предпринимательскую и инвестиционную
активность, интенсивность повышения
качества человеческого капитала. Кроме
того, на развитие региональной экономики
и социальной сферы окажут влияние
внешние факторы, складывающиеся в
результате усиления геополитической
напряженности, введения санкций со
стороны недружественных стран,
изменения конъюнктуры российской и
мировой экономик, а также качество
институциональной среды в Российской
Федерации в целом.
В зависимости от степени влияния
вышеперечисленных факторов определены
два варианта социально-экономического
развития Омской области в долгосрочной
перспективе.
Первый вариант прогноза исходит из
консервативной оценки перспектив
социально-экономического развития и
сохранения существующих трендов.
Предполагается, что действующие
ограничения продолжат оказывать
значительное влияние на экономику и
социальную сферу региона, развитие
институциональной среды будет носить
инерционный характер, при этом потенциал
экономического роста не будет
реализован в полной мере. В результате
модель экономики не претерпит
существенных изменений.
Второй вариант предполагает более
высокие, чем по первому варианту
прогноза, темпы
социально-экономического развития
Омской области в результате снижения
влияния ограничивающих факторов либо
полного их исчерпания. Одновременно с
этим предусматривается использование
всех конкурентных преимуществ региона,
полномасштабная модернизация экономики,
проведение активной государственной
политики, направленной на
совершенствование существующих и
формирование новых институтов развития.
Это обеспечит переход экономики в
качественно новое состояние,
характеризующееся высокой долей
высокотехнологичных и инновационных
производств, выпускающих
конкурентоспособную продукцию для
внутреннего и внешнего рынков. Созданная
платформа, в свою очередь, позволит
значительно улучшить параметры
социального развития.
3. Направления и характеристики
социально-экономического развития
Омской области на долгосрочный период до
2036 года
В 2022 году ВРП по оценке составит 901,6 млрд.
рублей, или 86% к уровню 2021 года. В 2036 году
ВРП увеличится до 2008,7 - 2418,5 млрд. рублей
по первому и второму вариантам прогноза
соответственно (прирост в среднем на 1,8 -
3,1% в год в прогнозируемом периоде).
Значения основных показателей
социально-экономического развития
Омской области до 2036 года приведены в
приложении N 1 к прогнозу.
Индекс промышленного производства в 2022
году по оценке составит 101,8% к уровню 2021
года за счет увеличения в обрабатывающем
секторе (на 2%), в прогнозируемом периоде
ожидается прирост в среднем на 1,5 - 3,1% в
год по вариантам прогноза
соответственно.
Перспективы отрасли нефтепереработки
связаны с реализацией программы
модернизации акционерного общества
"Газпромнефть-Омский НПЗ", которая
позволит повысить эффективность
переработки нефти и увеличить выпуск
средних дистиллятов, различных видов
моторного топлива и кокса.
Достижение прогнозных значений в
химическом производстве ожидается за
счет развития производств эпоксидных
смол, изопропилбензола, бисфенола А
предприятиями акционерного общества
"Группа компаний "Титан",
организации производства отечественных
импортозамещающих катализаторов для
нефтепереработки, в производстве
резиновых и пластмассовых изделий - в
результате увеличения объемов
производства шинной продукции
акционерным обществом "Омскшина" и
акционерным обществом
"Кордиант-Восток". Увеличение
выпуска продукции предприятиями
машиностроительного комплекса будет
обеспечиваться за счет организации
выпуска ракет-носителей семейства
"Ангара" на базе унифицированных
ракетных модулей в "Производственном
объединении "Полет" - филиале
акционерного общества
"Государственный космический
научно-производственный центр имени М.В.
Хруничева", а также иной продукции
специального назначения,
телерадиовещательного и медицинского
оборудования, микроэлектронных систем,
импортозамещающих изделий для
российской авиационной и ракетной
техники, инженерных машин,
телекоммуникационной продукции,
промышленной и бытовой электроники,
оборудования для нефтегазодобычи.
Развитие научно-технического потенциала
Омской области прогнозируется в русле
усиливающихся глобальных и национальных
тенденций индустриализации и
технологизации экономики.
Предусматривается внедрение новых
наукоемких технологий, повышение
удельного веса инновационной продукции.
Продолжится расширение взаимодействия
предприятий и научных, образовательных
организаций, создание технопарков на
территории Омской области и привлечение
предприятий к участию в федеральных
проектах.
Развитию промышленного комплекса будут
способствовать модернизация и
бесперебойное функционирование
энергетической инфраструктуры на
территории Омской области.
Объемы производства по виду
экономической деятельности
"Обеспечение электрической энергией,
газом и паром; кондиционирование
воздуха" в прогнозируемом периоде
будут расти в среднем на 0,1 - 0,4% в год по
вариантам прогноза соответственно.
Деятельность организаций, относящихся к
виду экономической деятельности
"Водоснабжение; водоотведение,
организация сбора и утилизации отходов,
деятельность по ликвидации
загрязнений", в долгосрочной
перспективе будет характеризоваться
положительной динамикой. В
прогнозируемом периоде рост индекса
производства по данному виду
деятельности по первому и второму
вариантам прогноза составит 0,1 - 2,7% в год
соответственно, в том числе за счет
ожидаемого увеличения тарифов и цен на
оказываемые услуги.
Развитие сельского хозяйства в
прогнозируемом периоде будет связано с
модернизацией агропромышленного
производства, основанной на применении
ресурсосберегающих, экологически
безопасных технологий, в рамках
реализации государственной программы
Омской области "Развитие сельского
хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия Омской области",
утвержденной постановлением
Правительства Омской области от 15
октября 2013 года N 252-п. Базу для развития
сельского хозяйства составят сферы
семеноводства и селекции зерновых и
масличных культур за счет
функционирования конкурентоспособных
производителей сельскохозяйственной
продукции и сельхозперерабатывающих
организаций, а также увеличения
производства сельскохозяйственной
техники.
Объем производства продукции сельского
хозяйства в 2022 году по оценке составит 101%
к уровню 2021 года. В прогнозируемом
периоде объем производства
сельскохозяйственной продукции будет
увеличиваться в среднем на 1,1 - 2,2% в год по
вариантам прогноза соответственно.
Перспективными направлениями в
растениеводстве станут:
- создание условий для эффективного
вовлечения в оборот земель
сельскохозяйственного назначения за
счет проведения кадастровых работ и
межевания земельных участков,
находящихся в муниципальной
собственности;
- ввод в оборот не менее 40 тыс. гектаров
неиспользуемой пашни в год;
- строительство и техническое
перевооружение оросительных систем с
привлечением инвестиций;
- развитие семеноводческих хозяйств во
взаимодействии с
научно-исследовательскими
организациями в области селекции;
- внедрение инновационных технологий
выращивания картофеля и овощей.
В прогнозируемом периоде объемы
производства продукции растениеводства
будут расти в среднем на 1,6 - 3% в год по
вариантам прогноза соответственно.
В животноводстве перспективными
направлениями станут:
- содействие привлечению инвестиций на
реконструкцию и модернизацию
действующих животноводческих помещений,
а также строительство новых комплексов;
- обеспечение инвестиционных проектов
инженерной инфраструктурой;
- техническая и технологическая
модернизация сельскохозяйственного
производства, в первую очередь -
приобретение современных технических
средств для заготовки и приготовления
кормов;
- обеспечение отрасли качественными,
высокоэнергетическими кормами;
- совершенствование
селекционно-племенной работы,
направленное на повышение уровня
воспроизводства стада и увеличение
объемов производства;
- оздоровление стада от хронических
незаразных и инфекционных заболеваний, в
том числе от вируса лейкоза крупного
рогатого скота;
- сохранение уровня грантовой поддержки
сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
В 2036 году объем производства молока
составит 628,1 - 636.8 тыс. тонн по вариантам
прогноза соответственно, мяса - 208,9 - 217,7
тыс. тонн, яиц - 796,4 - 803,9 млн. штук.
Бюджетные инвестиции будут направляться
на развитие инженерной и транспортной
инфраструктуры, в том числе на
строительство, ремонт, реконструкцию
автомобильных дорог, мостовых переходов,
подъездов к населенным пунктам.
Планируется развивать жилищное
строительство, а также строительство
объектов социальной инфраструктуры в
рамках реализации национальных
проектов, региональных и федеральных
программ.
Объем инвестиций в основной капитал
прогнозируется в 2022 году со снижением на
5% к уровню 2021 года. На инвестиционную
активность оказывают значительное
влияние введенные рядом недружественных
стран импортные и экспортные
ограничения, ограниченные возможности
переориентации поставок, задержки в
структурной перестройке
производственно-логичестических
цепочек, финансовые риски, а также
инфляционный рост стоимости
строительных материалов, оборудования и
сырья. Наибольшее снижение объема
инвестиций в основной капитал ожидается
в 2023 году - на 15,4 - 10,3% в сопоставимых ценах
к уровню 2022 года. В последующий период
прогнозируется постепенное
восстановление инвестиционной
активности организаций, объем
инвестиций в основной капитал в 2036 году
составит 314,9 - 431,6 млрд. рублей по первому
и второму вариантам прогноза
соответственно. Рост инвестиционной
активности будет обусловлен реализацией
крупных инвестиционных проектов, в том
числе на площадках особой экономической
зоны промышленно-производственного типа
"Авангард", программ федеральных
холдингов и стратегических бюджетных
проектов. Наибольший вклад в увеличение
инвестиций в долгосрочном периоде
внесут обрабатывающая промышленность и
проекты по развитию инфраструктуры.
Общая площадь жилых помещений, введенная
в действие в 2022 году, по оценке составит
600 тыс. кв.м. В долгосрочной перспективе
прогнозируется постепенное увеличение
объема строительных работ, которому
будут способствовать в том числе
принимаемые на региональном уровне меры
по созданию условий для развития
массового строительства жилья
экономического класса и индивидуального
жилищного строительства.
Правительством Омской области ведется
работа с крупными застройщиками в рамках
реализации проектов в сфере жилищного
строительства, включая масштабные
инвестиционные проекты и проекты
комплексного развития территории.
Заключено 4 соглашения по реализации
масштабных инвестиционных проектов:
строительство микрорайонов "Зеленая
река" (2021 - 2036 годы), Кварталы Драверта
(2021 - 2034 годы), строительство жилищного
фонда в новом жилом районе
"Амурский-2" города Омска
(микрорайоны N 2 и N 3) (2022 - 2033 годы);
строительство жилищного фонда на
территории города Омска в границах ул.
Светловская (2022 - 2034 годы). Площадь
территорий, вовлеченных в реализацию
указанных проектов, составляет порядка
305 гектаров.
Общая площадь жилых помещений, введенная
в эксплуатацию в 2030 году, составит 1250 - 1450
тыс. кв.м, в 2036 году стабилизируется на
уровне 600 - 610 тыс. кв.м по вариантам
прогноза соответственно.
Прибыль прибыльных организаций в 2022 году
по оценке составит 111,1 млрд. рублей. В
период до 2036 года прогнозируется рост
прибыли прибыльных организаций по
основным видам экономической
деятельности до 310,3 - 374,3 млрд. рублей по
вариантам прогноза соответственно за
счет увеличения числа субъектов
предпринимательства, разработки и
реализации программ, связанных с
расширением налоговой базы, реализации
инвестиционных проектов по
модернизации, создания новых
предприятий и производств, повышения
эффективности финансово-экономической
деятельности.
В прогнозируемом периоде с учетом
повышения основных показателей уровня
жизни (среднедушевые денежные доходы
населения в 2036 году увеличатся до 71,6 - 86,9
тыс. рублей по первому и второму
вариантам прогноза соответственно)
ожидается рост потребительской
активности населения.
Оборот розничной торговли в
прогнозируемом периоде будет расти в
среднем на 3,2 - 5,1% в год по первому и
второму вариантам прогноза
соответственно, объем платных услуг,
оказываемых населению, - на 3,8 - 5,1%.
Динамика показателей также будет
обеспечиваться развитием
потребительского рынка Омской области, в
том числе за счет увеличения площадей
современных торговых сетей, развития
новых форм и инструментов торговой
деятельности. Кроме того, на рост объема
платных услуг окажет влияние увеличение
цен и тарифов на услуги населению, среди
которых наибольший удельный вес будут
составлять жилищно-коммунальные,
транспортные, бытовые услуги, а также
услуги связи.
Развитие экономики, реализация мер,
направленных на создание условий для
роста оплаты труда в организациях Омской
области, приведут к увеличению фонда
заработной платы до 265 млрд. рублей в 2022
году и до 493,9 - 630,6 млрд. рублей в 2036 году по
первому и второму вариантам прогноза
соответственно.
С учетом демографических процессов
численность рабочей силы в 2022 году
сохранится на уровне 2021 года и составит
1003,1 тыс. человек, в 2036 году - 960,1 - 972,1 тыс.
человек по вариантам прогноза
соответственно.
В долгосрочной перспективе
прогнозируется поступательное снижение
уровня зарегистрированной безработицы,
который к 2036 году составит 1,2% - 1,0% от
численности рабочей силы по первому и
второму вариантам прогноза
соответственно.
Улучшению показателей экономического
развития, демографии, ситуации на рынке
труда, повышению уровня и качества жизни
населения Омской области в
прогнозируемом периоде будет
способствовать выполнение мероприятий
государственных программ Омской
области, указанных в приложении N 2 к
прогнозу.
Приложение N 1
к прогнозу социально-экономического
развития
Омской области на долгосрочный период до
2036 года
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ прогноза
социально-экономического развития
Омской области на долгосрочный период до
2036 года
Наименование показателя |
Единица измерения |
Факт |
Оценка |
Прогноз | |||||||||||||||||
|
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 - 2030 годы <1> |
2031 - 2036 годы <1> | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
||||
Валовой региональный продукт <2> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
в ценах соответствующих лет |
млрд. рублей |
699,7 |
736,1 |
772,1 |
763,5 |
898,9 |
901,6 |
937,9 |
962,6 |
990,9 |
1 029,0 |
1 046,6 |
1 098,8 |
1377,0 <3> |
1537,0 <3> |
2008,7 <4> |
2418,5 <4> |
||||
в сопоставимых ценах |
процентов к предыдущему году |
101,8 |
100,0 |
101,5 |
99,3 |
101,1 |
86,0 |
98,9 |
100,9 |
101,7 |
103,0 |
102,0 |
103,3 |
101,6 |
102,8 |
102,4 |
103,7 |
||||
Индекс промышленного производства |
процентов к предыдущему году |
99,4 |
104,2 |
99,5 |
100,5 |
102,9 |
101,8 |
100,8 |
101,9 |
102,0 |
102,5 |
102,2 |
102,9 |
101,5 |
103,0 |
101,5 |
103,5 |
||||
добыча полезных ископаемых |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
индекс производства |
процентов к предыдущему году |
82,4 |
86,9 |
88,7 |
78,2 |
93,8 |
94,0 |
92,0 |
101,5 |
96,0 |
101,8 |
98,0 |
101,4 |
97,6 |
99,2 |
98,6 |
100,2 |
||||
обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
индекс производства |
процентов к предыдущему году |
99,6 |
104,7 |
99,9 |
100,8 |
102,3 |
102,0 |
101,0 |
102,0 |
102,2 |
102,8 |
102,5 |
103,0 |
101,7 |
103,2 |
101,6 |
103,8 |
||||
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
индекс производства |
процентов к предыдущему году |
98,9 |
98,2 |
93,6 |
94,2 |
106,8 |
100,1 |
100,1 |
100,8 |
100,1 |
100,6 |
100,1 |
100,4 |
100,1 |
100,4 |
100,1 |
100,2 |
||||
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
индекс производства |
процентов к предыдущему году |
103,0 |
111,8 |
100,0 |
115,0 |
120,9 |
100,5 |
100,1 |
100,9 |
100,1 |
102,5 |
100,1 |
105,0 |
100,1 |
104,0 |
100,1 |
101,5 |
||||
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
90419,0 |
94097,1 |
98011,8 |
101067,0 |
126168,3 |
131822,8 |
143428,5 |
146486,9 |
152411,0 |
161733,3 |
161430,3 |
171767,7 |
209097,5 <3> |
225098,2 <3> |
277533,5 <4> |
307105,0 <4> |
||||
в сопоставимых ценах |
процентов к предыдущему году |
104,8 |
101,1 |
96,6 |
100,2 |
101,9 |
101,0 |
104,6 |
107,1 |
101,9 |
106,3 |
101,6 |
102,1 |
101,0 |
101,5 |
100,5 |
101,3 |
||||
Инвестиции в основной капитал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
98658,7 |
121385,0 |
172266,7 |
200449,9 |
188689,9 |
190190,0 |
170554,8 |
179471,6 |
172704,6 |
187982,2 |
181198,2 |
200003,6 |
233531,9 <3> |
283978,9 <3> |
314914,5 <4> |
431554,5 <4> |
||||
в сопоставимых ценах |
процентов к предыдущему году |
103,5 |
112,8 |
130,7 |
108,2 |
89,4 |
95,0 |
84,6 |
89,7 |
96,9 |
101,2 |
100,4 |
102,5 |
101,1 |
103,0 |
101,1 |
103,1 |
||||
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв.м общей площади |
458,2 |
522,3 |
537,6 |
541,2 |
639,3 |
600,0 |
600,0 |
620,0 |
610,0 |
649,0 |
610,0 |
649,0 |
1250,0 <3> |
1450,0 <3> |
600,0 <4> |
610,0 <4> |
||||
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению |
декабрь в процентах к декабрю предыдущего года |
101,4 |
103,9 |
103,6 |
104,9 |
109,4 |
112,4 |
105,4 |
106,1 |
103,7 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
||||
Оборот розничной торговли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
316 727,7 |
330 565,4 |
356 465,0 |
355 778,5 |
400 794,1 |
471 952,7 |
523 023,8 |
531 093,0 |
562 424,7 |
581 076,8 |
603 646,0 |
634 545,1 |
781010,9 <3> |
851554,8 <3> |
1112840,9 <4> |
1331243,2 <4> |
||||
в сопоставимых ценах |
процентов к предыдущему году |
106,3 |
102,1 |
103,1 |
96,3 |
103,7 |
100,3 |
102,8 |
104,1 |
103,1 |
104,5 |
103,4 |
104,8 |
102,4 |
103,9 |
103,9 |
106,3 |
||||
Объем платных услуг населению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
94 882,4 |
99 789,5 |
106 669,2 |
96 423,1 |
114 198,0 |
127 931,0 |
138 053,0 |
139 671,1 |
146 872,1 |
153 108,7 |
156 864,1 |
168 641,3 |
204740,9 <3> |
227810,5 <3> |
322560,8 <4> |
351932,7 <4> |
||||
в сопоставимых ценах |
процентов к предыдущему году |
102,3 |
101,4 |
100,6 |
88,4 |
113,6 |
102,4 |
101,9 |
102,9 |
102,1 |
104,7 |
102,4 |
105,1 |
102,6 |
104,2 |
105,6 |
106,4 |
||||
Прибыль прибыльных организаций <5> |
млн. рублей |
67 637,3 |
78 273,2 |
79 954,7 |
83 310,5 |
111 072,3 |
111 116,7 |
110 783,4 |
118 894,9 |
118 759,8 |
128 406,5 |
128 379,3 |
139 963,1 |
190207,5 <3> |
217133,4 <3> |
310317,3 <4> |
374292,7 <4> |
||||
Фонд начисленной заработной платы работников <6> |
млн. рублей |
196 292,7 |
207 926,3 |
217 607,8 |
229 751,7 |
246 535,9 |
265 000,0 |
274 950,0 |
287 003,9 |
286 344,0 |
306 268,8 |
298 743,6 |
324 508,2 |
372812,4 <3> |
435778,3 <3> |
493856,3 <4> |
630590,7 <4> |
||||
Среднедушевые денежные доходы населения |
рублей в месяц |
24 707,0 |
25 433,7 |
26 970,0 |
27 376,6 |
29 980,5 |
32 900,0 |
34 400,0 |
35 900,0 |
36 000,0 |
38 400,0 |
38 000,0 |
41 000,0 |
50327,0 <3> |
57289,9 <3> |
71591,9 <4> |
86945,3 <4> |
||||
Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения |
рублей в месяц |
8 877 |
9 121 |
9 900 |
10 325 |
10 635 |
12 436 |
13 107 |
13 195 |
14 184 |
14 184 |
15 751 |
15 751 |
- <7> |
- <7> |
- <7> |
- <7> |
||||
Численность населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
1 966,4 |
1 952,1 |
1 935,4 |
1 915,2 |
1 891,6 |
1 869,4 |
1 849,2 |
1 850,9 |
1 831,6 |
1 834,9 |
1 817,4 |
1 820,1 |
1770,6 <3> |
1775,8 <3> |
1767,4 <4> |
1772,2 <4> |
||||
Численность рабочей силы |
тыс. человек |
1 033,6 |
1 029,1 |
1 015,8 |
1 021,3 |
1 003,3 |
1 003,1 |
1 001,5 |
1 003,0 |
1 000,4 |
1 001,5 |
997,0 |
999,0 |
980,0 <3> |
986,7 <3> |
960,1 <4> |
972,1 <4> |
||||
Уровень зарегистрированной безработицы |
процентов от численности экономически активного населения |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
3,6 |
2,4 |
1,2 |
1,7 |
1,2 |
1,7 |
1,2 |
1,6 |
1,2 |
1,4 <3> |
1,2 <3> |
1,2 <4> |
1,0 <4> |
<1> Приведены средние значения
показателей за год в течение
шестилетнего периода.
<2> За 2021 год приведены оценочные
данные Министерства экономики Омской
области.
<3> Приведены значения показателя за
2030 год.
<4> Приведены значения показателя за
2036 год.
<5> Приведены значения показателя без
учета деятельности банков в связи с тем,
что территориальные банки крупных
кредитных организаций с широкой сетью
подразделений не представляют
отчетность в территориальные учреждения
Центрального банка Российской Федерации
по месту их нахождения в разрезе
субъектов Российской Федерации в
соответствии с Указанием Центрального
банка Российской Федерации от 8 октября
2018 года N 4927-У "О перечне, формах и
порядке составления и представления
форм отчетности кредитных организаций в
Центральный банк Российской
Федерации", а также без учета
деятельности обособленных
подразделений организаций, не
представляющих отчетность в
территориальные органы Федеральной
службы государственной статистики в
соответствии с приказом Федеральной
службы государственной статистики от 24
июля 2019 года N 421 "Об утверждении форм
федерального статистического
наблюдения для организации федерального
статистического наблюдения за ценами и
финансами".
<6> Приведены значения показателя по
полному кругу организаций (без учета
заработной платы наемных работников у
индивидуальных предпринимателей и
физических лиц).
<7> В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 26
июня 2021 года N 1022 "Об утверждении
Правил установления величины
прожиточного минимума на душу населения
и по основным социально-демографическим
группам населения в субъектах
Российской Федерации на очередной
год" расчет показателя в период с 2026
года будет произведен после
установления величины прожиточного
минимума на душу населения в целом по
Российской Федерации.
Приложение N 2
к прогнозу социально-экономического
развития
Омской области на долгосрочный период до
2036 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ОМСКОЙ
ОБЛАСТИ (по состоянию на 14 октября 2022
года)
N п/п |
Наименование государственной программы Омской области (далее - государственная программа) |
Реквизиты нормативного правового акта Омской области, которым утверждена государственная программа |
Орган исполнительной власти Омской области, являющийся ответственным исполнителем государственной программы |
Объем финансирования государственной программы |
1 |
Развитие экономического потенциала Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 266-п |
Министерство экономики Омской области |
12 168 517 847,39 руб. |
2 |
Развитие промышленности и научно-технической деятельности в Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 258-п |
Министерство промышленности, связи, цифрового и научно-технического развития Омской области |
1 287 862 397,38 руб. |
3 |
Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 252-п |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области |
49 063 833 767,13 руб. |
4 |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 263-п |
Министерство экономики Омской области |
7 857 203 844,07 руб. |
5 |
Развитие транспортной системы в Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 262-п |
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области |
135 548 551 017,80 руб. |
6 |
Развитие системы образования Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 250-п |
Министерство образования Омской области |
299 025 703 555,16 руб. |
7 |
Развитие здравоохранения Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 265-п |
Министерство здравоохранения Омской области |
562 943 180 495,71 руб. |
8 |
Развитие культуры и туризма |
Постановление Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 251-п |
Министерство культуры Омской области |
33 099 456 080,60 руб. |
9 |
Развитие физической культуры и спорта и реализация мероприятий в сфере молодежной политики в Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 254-п |
Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области |
28 799 925 060,10 руб. |
10 |
Социальная поддержка населения |
Постановление Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 256-п |
Министерство труда и социального развития Омской области |
212 972 826 858,00 руб. |
11 |
Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 257-п |
Министерство труда и социального развития Омской области |
16 510 906 176,99 руб. |
12 |
Доступная среда |
Постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 261-п |
Министерство труда и социального развития Омской области |
2 354 238 769,75 руб. |
13 |
Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом |
Постановление Правительства Омской области от 9 октября 2013 года N 235-п |
Министерство труда и социального развития Омской области |
253 634 865,55 руб. |
14 |
Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 264-п |
Министерство строительства Омской области |
36 664 173 621,40 руб. |
15 |
Информационное общество Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 253-п |
Министерство промышленности, связи, цифрового и научно-технического развития Омской области |
7 795 114 443,82 руб. |
16 |
Охрана окружающей среды Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 255-п |
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области |
35 691 882 137,09 руб. |
17 |
Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, участие в обеспечении общественного правопорядка и общественной безопасности Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 260-п |
Министерство региональной безопасности Омской области |
8 253 340 765,32 руб. |
18 |
Управление общественными финансами и имуществом в Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 12 октября 2016 года N 289-п |
Министерство финансов Омской области |
61 684 372 302,47 руб. |
19 |
Государственное управление и реализация государственной национальной политики на территории Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 12 октября 2016 года N 306-п |
Министерство региональной политики и массовых коммуникаций Омской области |
12 172 093 936,21 руб. |
20 |
Формирование комфортной городской среды |
Постановление Правительства Омской области от 31 августа 2017 года N 248-п |
Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области |
4 587 826 065,31 руб. |
21 |
Комплексное развитие сельских территорий Омской области |
Постановление Правительства Омской области от 16 декабря 2019 года N 425-п |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области |
9 339 218 369,77 руб. |