Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2022 года N 698


Об основных направлениях государственной долговой политики Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов



В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации ответственной долговой политики Республики Мордовия и повышения ее эффективности Правительство Республики Мордовия постановляет:


1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СИДОРОВ



Утверждены
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 24 октября 2022 г. N 698



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ


Основные направления государственной долговой политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов определяют приоритеты долговой политики при составлении проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.


При подготовке основных направлений государственной долговой политики были учтены положения Государственной программы повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия, рекомендации Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной (долговой) политики.



1. Итоги реализации долговой политики Республики Мордовия


С 2019 года продолжается работа по снижению объема государственного долга Республики Мордовия, расходов на его обслуживание, а также на оптимизацию структуры государственного долга.


По состоянию на 1 января 2022 года государственный долг республики составил 49803,4 млн. рублей. Наибольший удельный вес в структуре госдолга занимают бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, - 88%, кредиты кредитных организаций - 12%, облигации отсутствуют, государственные гарантии отсутствуют.


По итогам 2021 года существенно снижены расходы на обслуживание государственного долга. Объем процентных расходов составил 1218,9 млн. рублей, что почти в 2 раза меньше расходов на обслуживание долга в 2020 году.


Таким образом, в течение 2021 года достигнуты следующие результаты:


1) доля рыночных заимствований сокращена с 42% до 12%;


2) для расходов на обслуживание долга снижена с 4,6% до 2,3%.


По состоянию на 1 октября 2022 года сохраняются достигнутые позитивные тенденции в управлении государственным долгом Республики Мордовия.


За счет полученного бюджетного кредита из федерального бюджета на погашение долговых обязательств осуществлено досрочное погашение кредитов кредитных организаций на сумму 2811,8 млн. рублей. В результате доля рыночного долга снижена до 9% в общем объема долга республики.


За 9 месяцев 2022 года объем государственного долга республики был снижен на 16000,0 млн. рублей.


Досрочно исполнена бюджетная мера принуждения, в федеральный бюджет возвращены средства бюджетных кредитов на сумму 15825,9 млн. рублей. В связи с исполнением бюджетной меры принуждения в полном объеме с республики сняты связанные с бюджетной мерой принуждения ограничения.


Объем расходов на обслуживание долга за 8 месяцев 2022 года составил 333 млн. рублей, что меньше аналогичного периода прошлого года на 664 млн. рублей.


Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) в первом квартале 2022 года подтвердило кредитный рейтинг Республики Мордовия на уровне BB (RU), прогноз "стабильный".



2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Республики Мордовия


Основные факторы, определяющие условия реализации государственной политики в области управления государственным долгом в 2023 - 2025 годах, установлены:


постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";


постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2021 года N 1206 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2021 год";


постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2022 года N 815 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год".


Дополнительные факторы, которые подлежат учету при реализации долговой политики Республики Мордовия:


изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленной в том числе неблагоприятными внешнеполитическими факторами;


кредитно-денежная политика Центрального банка Российской Федерации;


необходимость выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


необходимость выполнения обязательств по непревышению уровня дефицита и рыночного долга, принятых по соглашениям о реструктуризации и привлечению бюджетных кредитов на погашение долговых обязательств;


необходимость реализации новых инвестиционных проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 года N 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры".


Также необходимо учитывать влияние возможного дальнейшего ухудшения экономической ситуации вследствие действий недружественных стран, увеличения ключевой ставки Банка России, распространения коронавирусной инфекции COVID-19, что может привести к ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе снижению темпов экономического роста, снижению доходов, и, как следствие, негативно отразиться на возможности осуществления государственных заимствований в нужных объемах и на приемлемых условиях.



3. Цели и задачи долговой политики


Реализация долговой политики Республики Мордовия в 2023 - 2025 годах будет осуществляться в соответствии со следующими целями и критериями (показателями) их достижения:

Цель реализации долговой политики

Критерий (показатель) достижения цели

Обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки

отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Мордовия

Соблюдение условий соглашений о предоставлении из федерального бюджета бюджетных кредитов

отсутствие фактов нарушения условий соглашений

Поддержание присвоенных кредитных рейтингов и создание предпосылок к их увеличению

кредитный рейтинг Республики Мордовия не ниже уровня "BB (RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации

Снижение расходов на обслуживание государственного долга

снижение объема расходов на обслуживание государственного долга Республики Мордовия в 2022 году не менее чем на 50% (к предыдущему году)

Снижение объема государственного долга Республики Мордовия в среднесрочной перспективе

Объем государственного долга Республики Мордовия не более 100% от общего объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (к 1 января 2026 года)



4. Инструменты реализации государственной долговой политики Республики Мордовия


Инструментами реализации долговой политики будут являться:


кредиты кредитных организаций;


бюджетные кредиты, получаемые от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Целесообразно продолжить привлечение кредитов кредитных организаций (при наличии соответствующей рыночной конъюнктуры) по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.


При возникновении потребности в финансировании кассовых разрывов возможно привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации.



5. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Республики Мордовия


Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом в период 2023 - 2025 годов, являются:


риск рефинансирования;


процентный риск;


риск несоблюдения условий соглашений о предоставлении бюджету Республики Мордовия из федерального бюджета бюджетных кредитов;


риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов республиканского бюджета Республики Мордовия;


риск ликвидности;


операционный риск.


В связи с сохраняющимся ограничением по ставке кредитования для субъектов Российской Федерации, имеющих реструктурированные бюджетные кредиты, существует риск неполучения денежных средств на рефинансирование долговых обязательств Республики Мордовия в необходимых объемах в связи с отказом кредитных организаций предоставить заемные средства на приемлемых для республики условиях.


В связи с неопределенностью экономической конъюнктуры продолжает оставаться высоким риск повышенных процентных ставок на рынке заимствований, и, как следствие, роста расходов на обслуживание государственного долга.


Долговая политика Республики Мордовия в предстоящий период будет направлена на последовательное снижение долговой нагрузки, осуществления заимствований в объемах, необходимых для рефинансирования долга независимо от конъюнктуры рынков капитала, а также на повышение кредитного рейтинга республики.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ