ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2022 года N 801-ПЗС
Об исполнении Областного закона "Об
отходах производства и потребления" в
части осуществления органами
государственной власти Свердловской
области государственной поддержки в
сфере обращения с отходами производства
и потребления на территории
Свердловской области и ведения
Свердловского областного кадастра
отходов производства и потребления
Заслушав информацию Правительства
Свердловской области об исполнении
Областного закона от 19 декабря 1997 года N
77-ОЗ "Об отходах производства и
потребления" в части осуществления
органами государственной власти
Свердловской области государственной
поддержки в сфере обращения с отходами
производства и потребления на
территории Свердловской области и
ведения Свердловского областного
кадастра отходов производства и
потребления, Законодательное Собрание
Свердловской области отмечает
следующее.
В соответствии со статьей 10 Закона
юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям, осуществляющим на
территории Свердловской области
деятельность по сбору, накоплению,
транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению
отходов производства и потребления,
органами государственной власти
Свердловской области могут
предоставляться меры государственной
поддержки. Также предусмотрена
возможность предоставления
государственной поддержки юридическим
лицам и индивидуальным
предпринимателям, осуществляющим на
территории Свердловской области
деятельность по производству упаковки,
товаров, после утраты потребительских
свойств которыми образуются отходы
производства и потребления,
представленные биоразлагаемыми
материалами, в виде установления
особенностей налогообложения налогами
субъектов Российской Федерации и
выделения средств областного бюджета,
однако данная мера государственной
поддержки в период с 2019 года по настоящее
время не оказывалась. Также в указанный
период не осуществлялись передача
государственного казенного имущества
Свердловской области в безвозмездное
пользование или аренду и установление
особенностей определения размера
арендной платы за пользование
государственным казенным имуществом
Свердловской области, а также внесения
этой платы.
В 2020 году из федерального бюджета
бюджету Свердловской области на
поддержку деятельности региональных
операторов по обращению с твердыми
коммунальными отходами (далее -
региональные операторы) предоставлена
субсидия в размере 219415,2 тыс. рублей.
Данная мера поддержки была оказана в
период распространения новой
коронавирусной инфекции. В соответствии
с заключенными соглашениями о
предоставлении субсидий средства в
полном объеме распределены между
действующими на территории Свердловской
области региональными операторами. Так,
Екатеринбургскому муниципальному
унитарному предприятию
"Специализированная автобаза"
предоставлена субсидия в размере 129270,2
тыс. рублей, обществу с ограниченной
ответственностью "Компания
"РИФЕЙ" - 63670,9 тыс. рублей, обществу с
ограниченной ответственностью "ТБО
"Экосервис" - 26474,1 тыс. рублей.
В 2022 году подпрограммой "Чистая
среда" государственной программы
Свердловской области "Развитие
жилищно-коммунального хозяйства и
повышение энергетической эффективности
в Свердловской области до 2027 года",
утвержденной Постановлением
Правительства Свердловской области от
29.10.2013 N 1330-ПП, предусмотрено
предоставление субсидий юридическим
лицам и индивидуальным предпринимателям
на реализацию мероприятий в сфере
обращения с твердыми коммунальными
отходами (далее - ТКО) в размере 20521,9 тыс.
рублей. Данные средства предназначены
для возмещения части затрат
хозяйствующих субъектов на приобретение
оборудования по обработке (сортировке) и
утилизации ТКО. Министерством
энергетики и жилищно-коммунального
хозяйства Свердловской области проведен
отбор юридических лиц на право получения
указанной субсидии, по результатам
которого в сентябре 2022 года заключены
соглашения с обществом с ограниченной
ответственностью "УралВторПолимер"
о предоставлении субсидии в размере 14821,4
тыс. рублей и с обществом с ограниченной
ответственностью "Термопласт - С" - в
размере 3004,9 тыс. рублей.
С 2019 года в Свердловской области
реализуется региональный проект
"Комплексная система обращения с
твердыми коммунальными отходами
(Свердловская область)", целью
которого является создание эффективной
системы обращения с ТКО, которая
предполагает создание инфраструктуры
для обработки, утилизации,
обезвреживания, размещения и накопления,
в том числе раздельного, ТКО. До конца 2030
года в Свердловской области должна быть
обеспечена обработка (сортировка) 100
процентов и утилизация 50 процентов ТКО,
образуемых на территории Свердловской
области. В рамках данного регионального
проекта планируется реализовать
мероприятия по строительству и
техническому перевооружению объектов
обработки (сортировки) и утилизации ТКО
совокупной мощностью не менее 1,4 млн.
тонн в год, при этом прогнозный объем
капитальных вложений составит 25,1 млрд.
рублей. В настоящее время подтверждено
наличие источников финансирования на
сумму 6,7 млрд. рублей. Строительство
указанных объектов по обращению с ТКО
планируется за счет средств областного и
местных бюджетов, а также внебюджетных
источников. Эффективность мер,
направленных на достижение целей и задач
регионального проекта, зависит от объема
финансовых средств, выделенных на
реализацию мероприятий по строительству
объектов в сфере обращения с ТКО, однако
ограниченность возможностей областного
бюджета не позволяет обеспечить
необходимую государственную поддержку
данного регионального проекта.
Следует отметить, что в Свердловской
области совокупная мощность
оборудования по переработке вторичных
материальных ресурсов (далее - ВМР)
составляет 62 тыс. тонн в год, при этом
ежегодно на утилизацию направляется не
более 20 тыс. тонн ВМР. Основными
факторами, влияющими на эффективность
деятельности по переработке ВМР,
являются:
недостаточные и нестабильные объемы
сырья для переработки;
повышение стоимости импортного
оборудования для переработки BMP и
отсутствие аналогичного отечественного
оборудования;
недостаточные меры стимулирования
производителей продукции (товаров),
использующих ВМР;
недостаточность предложений на закупку
ВМР от производителей продукции
(товаров) и компаний, осуществляющих
деятельность по утилизации отходов
производства и потребления.
Одной из мер государственной поддержки в
сфере обращения с отходами производства
является установление особенностей
налогообложения налогами субъектов
Российской Федерации. В соответствии с
подпунктом 32 статьи 1-1 Закона
Свердловской области от 15 июня 2009 года N
31-ОЗ "Об установлении на территории
Свердловской области налоговых ставок
при применении упрощенной системы
налогообложения для отдельных категорий
налогоплательщиков" (далее - Закон
Свердловской области N 31-ОЗ) с 1 января 2021
года установлена налоговая ставка 0
процентов для впервые
зарегистрированных налогоплательщиков -
индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих виды деятельности,
входящие в группу "Утилизация
отсортированных материалов". Также
подпунктом 25 пункта 2 статьи 2 Закона
Свердловской области N 31-ОЗ установлена
минимально возможная налоговая ставка 5
процентов для налогоплательщиков,
осуществляющих виды деятельности,
входящие в класс "Сбор, обработка и
утилизация отходов; обработка
вторичного сырья", в случае, если
объектом налогообложения являются
доходы, уменьшенные на величину
расходов. В соответствии с подпунктом 54
статьи 2-1 Закона Свердловской области от
21 ноября 2012 года N 87-ОЗ "О введении в
действие и применении патентной системы
налогообложения на территории
Свердловской области" установлена
налоговая ставка 0 процентов для впервые
зарегистрированных налогоплательщиков -
индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих вид предпринимательской
деятельности "Утилизация
отсортированных материалов". Иные
особенности налогообложения не
устанавливались.
Правительством Свердловской области
принимаются дополнительные меры для
стимулирования деятельности по
утилизации ТКО, для развития системы
многосекционных хабов (пунктов) по
приему BMP от населения, рассматривается
вопрос о стимулировании деятельности
предприятий торговли по приему от
населения потребительской тары и
упаковки, продолжается внедрение
системы раздельного накопления ТКО.
Министерство природных ресурсов и
экологии Свердловской области как
уполномоченный исполнительный орган
государственной власти Свердловской
области в сфере обращения с отходами
производства и потребления ведет
Свердловский областной кадастр отходов
производства и потребления в
соответствии с порядком, утвержденным
Постановлением Правительства
Свердловской области от 23.10.2007 N 1036-ПП.
Согласно порядку юридические лица и
индивидуальные предприниматели,
осуществляющие хозяйственную
деятельность, в процессе которой
образуются отходы производства и
потребления, в том числе осуществляющие
деятельность по сбору, накоплению,
обработке, утилизации, обезвреживанию,
транспортированию, размещению отходов
на территории Свердловской области,
представляют сведения для формирования
Свердловского областного кадастра
отходов производства и потребления в
государственное казенное учреждение
Свердловской области "Центр
экологического мониторинга и
контроля", который анализирует,
обобщает и систематизирует
представленные сведения и на их основе
формирует разделы кадастра:
банк данных об отходах, содержащий
сведения о наименовании видов отходов,
их происхождении, количестве, составе и
классе опасности;
реестр объектов размещения отходов,
расположенных на территории
Свердловской области;
банк данных об индивидуальных
предпринимателях и юридических лицах,
осуществляющих деятельность по сбору,
транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию и размещению
отходов I - IV классов опасности;
банк данных о технологиях (установках)
обработки, утилизации и обезвреживания
отходов.
В государственный реестр объектов
размещения отходов включены 192 объекта,
расположенные на территории
Свердловской области, из них 153 - объекты
размещения промышленных и
сельскохозяйственных отходов, 39 -
объекты размещения коммунальных
отходов.
Законодательное Собрание Свердловской
области постановляет:
1. Информацию Правительства Свердловской
области об исполнении Областного закона
"Об отходах производства и
потребления" в части осуществления
органами государственной власти
Свердловской области государственной
поддержки в сфере обращения с отходами
производства и потребления на
территории Свердловской области и
ведения Свердловского областного
кадастра отходов производства и
потребления принять к сведению.
2. Предложить Правительству Свердловской
области:
1) рассмотреть возможность увеличения
средств областного бюджета на оказание
государственной поддержки
хозяйствующим субъектам, осуществляющим
деятельность по обработке (сортировке) и
утилизации твердых коммунальных
отходов, для возмещения части затрат на
приобретение (модернизацию)
оборудования;
2) обеспечить контроль за реализацией
мероприятий регионального проекта
"Комплексная система обращения с
твердыми коммунальными отходами
(Свердловская область)";
3) провести анализ реализации
установленных на территории
Свердловской области особенностей
налогообложения юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих на территории
Свердловской области деятельность в
сфере обращения с отходами производства
и потребления, а также деятельность по
производству упаковки, товаров, после
утраты потребительских свойств которыми
образуются отходы производства и
потребления, представленные
биоразлагаемыми материалами, и
представить соответствующую информацию
в Законодательное Собрание Свердловской
области;
4) рассмотреть возможность при
осуществлении закупок для обеспечения
деятельности исполнительных органов
государственной власти Свердловской
области предусмотреть закупки отдельных
видов товаров, которые соответствуют
экологическим требованиям и при
производстве которых доля
использованного вторичного сырья
составляет не менее 20 процентов;
5) рассмотреть возможность включения в
территориальную схему обращения с
отходами производства и потребления на
территории Свердловской области
сведений о юридических лицах и
индивидуальных предпринимателях,
осуществляющих деятельность на
территории Свердловской области в сфере
обращения с отходами производства и
потребления, и об эксплуатируемых ими
объектах.
3. Контроль за выполнением настоящего
Постановления возложить на комитет
Законодательного Собрания по экологии,
природопользованию и охране окружающей
среды (Никонов С.В.).
Председатель
Законодательного Собрания
Свердловской области
Л.В.БАБУШКИНА