ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2022 года N 886
Об Основных направлениях бюджетной и
налоговой политики Ростовской области
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025
годов
В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, статьей 31
Областного закона от 03.08.2007 N 743-ЗС "О
бюджетном процессе в Ростовской
области", а также постановлением
Правительства Ростовской области от
30.05.2022 N 459 "Об утверждении Порядка и
сроков составления проекта областного
бюджета на 2023 год и на плановый период 2024
и 2025 годов" Правительство Ростовской
области постановляет:
1. Утвердить Основные направления
бюджетной и налоговой политики
Ростовской области на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов согласно
приложению.
2. Заместителю Губернатора Ростовской
области - министру финансов Федотовой
Л.В., главным распорядителям средств
областного бюджета обеспечить
разработку проекта областного бюджета
Ростовской области на основе Основных
направлений бюджетной и налоговой
политики Ростовской области на 2023 год и
на плановый период 2024 и 2025 годов.
3. Рекомендовать главам местных
администраций муниципальных
образований в Ростовской области
обеспечить разработку проектов местных
бюджетов с учетом Основных направлений
бюджетной и налоговой политики
Ростовской области на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов,
утвержденных настоящим постановлением.
4. Настоящее постановление вступает в
силу со дня его официального
опубликования.
5. Контроль за выполнением настоящего
постановления возложить на заместителя
Губернатора Ростовской области -
министра финансов Федотову Л.В.
Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
министерство финансов
Ростовской области
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 17.10.2022 N 886
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025
ГОДОВ
Настоящие Основные направления
сформированы с учетом основных
приоритетов государственной политики
Российской Федерации, Указов Президента
Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О
национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474
"О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года", итогов реализации бюджетной и
налоговой политики в 2021 - 2022 годах и
основных направлений бюджетной,
налоговой и таможенно-тарифной политики
Российской Федерации на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов.
Целью Основных направлений является
определение условий и подходов,
используемых для формирования проекта
областного бюджета Ростовской области
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025
годов.
1. Основные итоги реализации бюджетной и
налоговой политики в 2021 - 2022 годах
В условиях постепенной адаптации
экономики к принятым в 2020 году
ограничительным мерам, связанным с
распространением коронавирусной
инфекции, в 2021 году продолжилась
реализация бюджетной политики,
направленной на достижение социальной
стабильности и устойчивости бюджетной
системы Ростовской области.
Исполнение консолидированного бюджета
Ростовской области обеспечено в 2021 году
с положительными результатами.
По доходам показатели исполнены в объеме
299,3 млрд рублей, что выше плана на 5,7
процента, с ростом от 2020 года на 16,4
процента.
Собственные доходы консолидированного
бюджета Ростовской области поступили в
объеме 218,1 млрд рублей, с ростом к 2020 году
на 32,6 млрд рублей, или на 17,6 процента.
По расходам исполнение составило 291,9
млрд рублей, или на 94,9 процента к плану, и
с ростом от 2020 года на 11,6 процента. По
результатам исполнения
консолидированного бюджета сложилось
превышение доходов над расходами в сумме
7,4 млрд рублей.
Увеличению налогового потенциала
консолидированного бюджета Ростовской
области способствовала проводимая
налоговая политика за счет повышения
инвестиционной активности, создания
условий справедливой конкурентной
среды, сокращения теневого сектора,
совершенствования и оптимизации системы
налогового администрирования,
стимулирования развития малого и
среднего предпринимательства через
специальные налоговые режимы,
сохранения всех предоставляемых
областным законодательством
эффективных налоговых льгот.
В целях стимулирования развития крупных
проектов на территории Ростовской
области был введен механизм
регионального инвестиционного проекта.
Установлена ставка по налогу на прибыль
организаций в областной бюджет в размере
10 процентов.
Для применения указанной преференции к
участнику регионального
инвестиционного проекта необходимо
наличие такого проекта в реестре
участников региональных инвестиционных
проектов.
Расширены виды деятельности, в отношении
которых применяется патентная система
налогообложения, что способствовало
использованию патентной системы как
льготного режима более широким кругом
предпринимателей. В перечень включены:
"Торговля розничная прочая вне
магазинов, палаток, рынков,
осуществляемая через автоматы";
"Деятельность рекламных агентств"
(включая деятельность по размещению и
распространению рекламы).
Кроме того, индивидуальные
предприниматели получили возможность
применять понижающий коэффициент 0,75 к
размеру потенциально возможного к
получению годового дохода по патентной
системе налогообложения.
В условиях поэтапного выхода из режима
ограничений для субъектов малого
предпринимательства, осуществляющих
деятельность в пострадавших отраслях
экономики, в 2021 году были установлены
льготы в виде пониженной ставки по
упрощенной системе налогообложения:
при объекте налогообложения
"доходы" - с 6 до 4,5 процента;
при объекте налогообложения "доходы
минус расходы" - с 10 до 7,5 процента.
Одновременно в целях предоставления
указанных льгот были введены условия их
применения:
основной вид деятельности должен
относиться к отраслям, пострадавшим в
связи с распространением коронавирусной
инфекции;
выручка по основному виду деятельности
за налоговый (отчетный) период
составляла не менее 70 процентов общей
суммы выручки;
необходимость включения в единый реестр
субъектов малого и среднего
предпринимательства до 1 января 2021 г.
В рамках проводимых на территории
Ростовской области мероприятий по
социальной догазификации освобождены от
уплаты налога на имущество
газораспределительные организации в
отношении объектов системы
газораспределения (газоснабжения).
В целях стимулирования развития рынка
аренды и увеличения предложений
качественного арендного жилья в
Ростовской области, отвечающего
современным стандартам и
востребованного на рынке, на период до 1
января 2024 г. введены льготы в отношении
объектов жилищного фонда, составляющих
паевые инвестиционные фонды и
предоставляемых в аренду по договорам
социального найма.
Налогоплательщикам, осуществляющим
пожертвования государственным
областным и муниципальным театрам,
предоставлено право на применение
инвестиционного налогового вычета по
налогу на прибыль организаций.
Уточнены отдельные положения Областного
закона от 10.05.2012 N 843-ЗС "О региональных
налогах и некоторых вопросах
налогообложения в Ростовской области"
в целях предоставления инвестиционного
налогового вычета для участников
национального проекта
"Производительность труда".
Также уточнен порядок предоставления
льгот в отношении транспортных средств,
в которых в качестве моторного топлива
используется природный газ.
Предоставлена возможность применения
льготы гражданами и индивидуальными
предпринимателями в отношении всех
транспортных средств.
В целях исчисления и уплаты налога на
доходы физических лиц в виде
фиксированного авансового платежа для
иностранных граждан установлен
коэффициент, отражающий особенности
рынка труда в Ростовской области.
Проведена оценка эффективности
налоговых расходов Ростовской области,
обусловленных региональными налоговыми
льготами. Она осуществлялась кураторами
налоговых расходов в рамках мониторинга
реализации государственных программ
Ростовской области в соответствии с
Порядком формирования перечня налоговых
расходов Ростовской области и оценки
налоговых расходов Ростовской области,
утвержденным постановлением
Правительства Ростовской области от
07.11.2019 N 795.
Наибольший объем налоговых расходов
приходится на льготы субъектам малого
предпринимательства и инвесторам.
Льготами по налогу на прибыль и
имущество организаций воспользовались 38
инвесторов, заключивших инвестиционный
договор с Правительством Ростовской
области, 17 резидентов территорий
опережающего социально-экономического
развития, две организации, заключившие
специальный инвестиционный контракт в
сфере промышленного производства.
Инвестиционным налоговым вычетом
воспользовалась 31 организация.
Льготами социальной направленности
воспользовались 127 тысяч жителей
Ростовской области.
По результатам оценки налоговых
расходов все налоговые льготы признаны
эффективными, а стимулирующие льготы
имеют положительный бюджетный эффект.
В сфере бюджетных расходов приоритетным
направлением являлось финансовое
обеспечение мероприятий, связанных с
ликвидацией последствий
распространения коронавирусной
инфекции, оказание мер социальной
поддержки гражданам, реализация
национальных проектов и государственных
программ Ростовской области.
В полном объеме выполнены обязательства
перед гражданами в части предоставления
законодательно установленных
социальных выплат и пособий.
В 2022 году с учетом обострения
геополитической ситуации в Ростовской
области обеспечена реализация Плана
первоочередных действий по обеспечению
устойчивого развития Ростовской области
в условиях внешнего санкционного
давления, утвержденного распоряжением
Губернатора Ростовской области от 12.03.2022
N 49.
В рамках его реализации первоначально
принятые бюджетные параметры были
переформатированы, создан финансовый
резерв в размере до 3 процентов
собственных налоговых и неналоговых
доходов областного бюджета на
обеспечение первоочередных
непредвиденных расходов, проведена
оптимизация средств по отдельным
направлениям.
В качестве дополнительных мер поддержки
экономики были применены механизмы
налогового стимулирования, сокращены
сроки оплаты поставленной продукции
(выполненных работ, оказанных услуг) по
государственным контрактам, увеличены
авансовые платежи, предоставлены
субсидии на докапитализацию
регионального фонда развития
промышленности Ростовской области, на
возмещение части затрат организациям
железнодорожного и воздушного
транспорта, а также субсидий
региональным операторам, предприятиям в
сфере жилищно-коммунального хозяйства в
связи с применением пониженных тарифов
для населения и другие виды поддержки.
Реализация масштабных антикризисных
мер, принятых на федеральном и
региональном уровнях, способствовала
стабильности экономики и сохранению
устойчивости бюджета Ростовской
области.
За период I полугодия 2022 г. исполнение
консолидированного бюджета Ростовской
области обеспечено с положительной
динамикой относительно аналогичных
показателей прошлого года.
Доходы исполнены в сумме 156,7 млрд рублей,
или на 52,3 процента к годовому плану, с
ростом фактических поступлений на 22,1
процента. В том числе собственные
налоговые и неналоговые поступления
составили 114,9 млрд рублей, с ростом от
аналогичного периода прошлого года на 18,3
процента. Расходы исполнены в объеме 149,2
млрд рублей, или на 44,8 процента к плану, с
ростом к I полугодию 2021 г. на 24,6 процента.
В условиях внешнего санкционного
давления возникла необходимость
пересмотра налоговых условий
деятельности отдельных субъектов
предпринимательства.
Организовано взаимодействие с
крупнейшими налогоплательщиками
Ростовской области для своевременного
получения информации, позволяющей
оперативно оценивать складывающуюся
экономическую ситуацию.
В качестве мер налоговой поддержки
хозяйствующих субъектов в сложившихся
экономических условиях предоставлены
налоговые льготы на 2022 год в виде
снижения ставок по упрощенной системе
налогообложения до 1 процента при
объекте налогообложения "доходы",
до 5 процентов при объекте
налогообложения "доходы минус
расходы" для организаций и
индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих следующие виды
деятельности:
производство хлеба и хлебобулочных
изделий недлительного хранения;
производство макаронных изделий;
деятельность гостиниц и прочих мест для
временного проживания;
разработка компьютерного программного
обеспечения, консультационные услуги в
данной области и другие сопутствующие
услуги;
деятельность по обработке данных,
предоставление услуг по размещению
информации и связанная с этим
деятельность;
производство, выпуск и распространение
средств массовой информации, включенных
в областной реестр средств массовой
информации;
деятельность туристических агентств;
деятельность в области демонстрации
фильмов.
Предоставление указанных налоговых
льгот предусмотрено с одновременным
введением условий их применения:
выручка по указанным видам деятельности
за налоговый период должна составлять не
менее 70 процентов от общей суммы
выручки;
вид деятельности включен в Единый
государственный реестр юридических лиц
либо Единый государственный реестр
индивидуальных предпринимателей до 1
марта 2022 г.
Организациям, осуществляющим
деятельность в сфере телекоммуникаций,
предоставлено право на применение
инвестиционного налогового вычета по
налогу на прибыль, а также льготы по
налогу на имущество в отношении объектов
связи и центров обработки данных в
размере 50 процентов исчисленной суммы
налога.
В целях повышения инвестиционной
привлекательности Ростовской области
освобождены от уплаты налога на
имущество организации, заключившие
концессионные соглашения о создании и
использовании (эксплуатации) трамвайной
сети с Ростовской областью и (или)
муниципальным образованием Ростовской
области, в отношении недвижимого
имущества, являющегося объектом
концессионных соглашений.
В рамках реализации Плана мероприятий по
развитию производства и использования
электрического автомобильного
транспорта в Российской Федерации на
период до 2030 года, утвержденного
Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 23.08.2021 N 2290-р, в качестве меры
стимулирования использования
электромобилей освобождены от уплаты
транспортного налога собственники
электромобилей исключительно на
электродвигателе. Для владельцев
"гибридных" электромобилей
транспортный налог составляет 50
процентов от его суммы.
В целях предоставления дополнительных
налоговых мер социальной поддержки
граждан:
освобождены от уплаты транспортного
налога родители и не вступившие в
повторный брак вдовы (вдовцы) ветеранов
боевых действий, погибших при исполнении
своих служебных обязанностей;
сокращен до нуля срок владения жильем в
целях освобождения от уплаты налога на
доходы, полученные от продажи ранее
приобретенного жилья с учетом средств
материнского капитала, при условии
оформления права собственности жилья на
родителей и на детей в соответствующих
долях, а также нахождения его в
собственности родителей не менее 5 лет.
Главным приоритетом бюджетной политики
Ростовской области по-прежнему остается
сбережение здоровья и благополучия
людей. Расходы консолидированного
бюджета на социальную сферу составляют
более 70,0 процента всех расходов.
Бюджетными параметрами учтены
ассигнования на выполнение поручений
Президента Российской Федерации о
дополнительных мерах социальной
поддержки населения.
Обеспечено увеличение социальных выплат
и повышение заработной платы работникам
бюджетной сферы в связи с увеличением с 1
июня 2022 г. на 10 процентов величины
прожиточного минимума и минимального
размера оплаты труда.
Учтены расходы на удорожание объектов
строительства, реконструкции,
капитального ремонта государственной и
муниципальной собственности, что
обусловлено ростом цен на строительные
материалы в связи с дефицитом сырья,
нарушением поставок, изменением
логистики в условиях санкционных
ограничений.
В необходимом объеме запланированы
средства на обеспечение расходных
обязательств Ростовской области,
реализуемых на условиях
софинансирования средств из
федерального бюджета.
Для развития инфраструктуры и
модернизации социальных и инженерных
объектов в составе расходов областного
бюджета предусмотрен "бюджет
развития" в объеме 69,7 млрд рублей.
Расходы на указанные цели выросли в
сравнении с 2021 годом на 28,8 процента.
В целях упрощения и ускорения бюджетных
процедур в соответствии с Федеральным
законом от 09.03.2022 N 53-ФЗ "О внесении
изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации и
установлении особенностей исполнения
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации в 2022 году" применяется
механизм внесения изменений в сводную
бюджетную роспись без внесения
изменений в закон о бюджете на цели
обеспечения мероприятий в связи с
геополитической обстановкой и на иные
цели, определенные Правительством
Ростовской области.
По итогам I полугодия 2022 г. исполнение
консолидированного бюджета обеспечено с
профицитом в сумме 7,5 млрд рублей.
Социальные обязательства областного и
местных бюджетов выполнены в полном
объеме.
2. Основные цели и задачи бюджетной и
налоговой политики на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов
Бюджетная и налоговая политика
Ростовской области на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов будет
соответствовать основным направлениям
бюджетной, налоговой и
таможенно-тарифной политики Российской
Федерации, сконцентрирована на
реализации задач, поставленных
Президентом Российской Федерации и
Губернатором Ростовской области.
В условиях беспрецедентных внешних
ограничений и реализации мер,
направленных на защиту суверенитета и
безопасности Российской Федерации,
главной целью бюджетной политики
определена важность сохранения
устойчивости и сбалансированности
бюджетной системы.
Безусловным приоритетом бюджетной
политики будет являться реализация
национальных проектов, основными целями
которых определены: сохранение
населения, здоровье и благополучие
людей, создание комфортной и безопасной
среды для жизни и возможностей для
самореализации и раскрытия таланта
каждого человека, а также условий для
достойного, эффективного труда и
успешного предпринимательства,
внедрение цифровой трансформации.
Инвестиционная составляющая бюджетной
политики будет направлена на завершение
работ по переходящим объектам
строительства, реконструкции,
капитального ремонта государственной и
муниципальной собственности с учетом
разработки проектной документации и
проектно-изыскательских работ,
утвержденным в бюджетном цикле на 2022 - 2024
годы.
Новые объекты в 2023 - 2025 годах будут
финансово обеспечены в целях реализации
Указов Президента Российской Федерации
от 07.05.2018 N 204 и от 21.07.2020 N 474, а также Указа
Президента Российской Федерации от
07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению
граждан Российской Федерации доступным
и комфортным жильем и повышению качества
жилищно-коммунальных услуг".
Развитие инфраструктуры также будет
осуществляться с учетом реализации
крупных инвестиционных проектов за счет
средств инфраструктурного кредита из
федерального бюджета.
Для целей модернизации и переориентации
производства в рамках импортозамещения,
создания новых рабочих мест, поддержки
сельхозтоваропроизводителей будет
предусмотрена государственная
поддержка юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей,
физических лиц и некоммерческих
организаций.
В связи с изменениями законодательства в
области охраны окружающей среды будет
обеспечена увязка поступающих в
региональные и местные бюджеты
экологических платежей с расходными
обязательствами по восстановлению
окружающей среды и рекультивации
территории после завершения
хозяйственной деятельности.
В соответствии с положениями статей 16.6,
75.1, 78.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды" данные
нормы уже реализованы в Ростовской
области в 2022 году.
Параметры областного бюджета на 2023 год и
на плановый период 2024 и 2025 годов
сформированы на основе второго варианта
прогноза социально-экономического
развития Ростовской области на 2023 - 2025
годы с учетом предусмотренных основных
показателей развития экономики.
В целях соблюдения финансовой
дисциплины бюджетные проектировки
планируются с учетом выполнения
обязательств, предусмотренных
соглашениями о предоставлении дотаций
на выравнивание бюджетной
обеспеченности из федерального бюджета
и бюджетных кредитов.
В части бюджетных расходов сохранится
ответственная бюджетная политика,
направленная на обеспечение
первоочередных обязательств перед
гражданами, предоставление
государственных услуг в отраслях
социальной сферы, обеспечение
сбалансированности и устойчивости
муниципальных образований области.
Продолжится соблюдение требований
бюджетного законодательства,
предельного уровня государственного
долга и бюджетного дефицита, недопущение
образования кредиторской
задолженности.
2.1. Налоговая политика Ростовской
области на 2023 год и на плановый период 2024
и 2025 годов
В Ростовской области на 2023 год и на
плановый период до 2025 года сохраняется
курс на стимулирование экономической и
инвестиционной активности и развитие
доходного потенциала области на основе
экономического роста.
Достижение поставленных целей и задач
будет основываться на следующих
приоритетах:
1. Реализация существующего комплекса
мер, направленных на формирование
благоприятного инвестиционного климата
и развитие конкурентоспособной
инновационной экономики региона. Будут
предоставляться введенные ранее меры
государственной финансовой поддержки в
виде:
льготного налогообложения организаций,
реализующих на территории региона
инвестиционные проекты, в том числе
резидентов территорий опережающего
социально-экономического развития,
участников региональных инвестиционных
проектов и специальных инвестиционных
контрактов, заключенных от имени
Российской Федерации, по налогам на
прибыль и имущество организаций;
инвестиционного налогового вычета с
учетом реализации механизма компенсации
из федерального бюджета.
Дополнительным стимулом привлечения
бизнеса к инвестиционной деятельности
будет реализация на территории
Ростовской области Федерального закона
от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении
капиталовложений в Российской
Федерации".
2. Содействие занятости населения и
создание благоприятных налоговых
условий, способствующих развитию
предпринимательской активности и
легализации бизнеса самозанятых
граждан.
Эффективным инструментом выполнения
поставленной задачи будет продолжение
предоставления налоговой льготы в виде
пониженной с 15 до 10 процентов ставки
налога, взимаемого при применении
упрощенной системы налогообложения, в
случае, если объектом налогообложения
являются доходы, уменьшенные на величину
расходов.
Продолжится предоставление
"налоговых каникул" для впервые
зарегистрированных индивидуальных
предпринимателей.
3. Обеспечение комфортных налоговых
условий для отдельных категорий
населения, нуждающихся в
государственной поддержке.
Установленные на региональном уровне
льготы по транспортному налогу носят
социально значимый характер.
Преференциями могут воспользоваться
следующие категории налогоплательщиков:
Герои Советского Союза, Российской
Федерации, Социалистического Труда,
граждане, являющиеся полными кавалерами
ордена Славы, ветераны, инвалиды всех
групп, чернобыльцы, многодетные семьи,
семьи, воспитывающие ребенка-инвалида,
граждане из подразделений особого
риска.
4. Проведение оценки налоговых расходов,
включающей оценку бюджетной,
экономической и социальной
эффективности, оценку совокупного
бюджетного эффекта (самоокупаемости) для
стимулирующих налоговых расходов по
налогам на прибыль и имущество
организаций, влияние предоставленных
налоговых преференций на достижение
целей социально-экономической политики
Ростовской области.
Совершенствование нормативной правовой
базы по вопросам налогообложения будет
осуществляться в условиях изменений
федерального налогового
законодательства.
В трехлетней перспективе будет
продолжена работа по укреплению
доходной базы бюджета области за счет
наращивания стабильных доходных
источников и мобилизации в бюджет
имеющихся резервов.
Продолжится взаимодействие органов
власти Ростовской области с
федеральными органами власти и органами
местного самоуправления в решении задач
по дополнительной мобилизации доходов.
Вектор деятельности направлен на
обеспечение полноты уплаты налогов и
выявления фактов умышленного занижения
финансовых результатов для целей
налогообложения, пресечение
"теневой" экономики, нелегальной
занятости, сокращение задолженности и
применение полного комплекса мер
принудительного взыскания
задолженности, выявление и обеспечение
постановки на налоговый учет всех
потенциальных плательщиков и объектов
налогообложения, привлечение к
декларированию полученных доходов,
эффективное использование имущества и
земельных ресурсов.
2.2. Региональные проекты, направленные на
реализацию федеральных проектов по
достижению целей национальных проектов
Продолжится реализация региональных
проектов в рамках предусмотренных
федеральными проектами направлений
развития, которые будут ориентированы на
улучшение демографической политики и
занятости населения, повышение качества
здравоохранения, образования, культуры,
формирование экологического
благополучия, развитие малого и среднего
предпринимательства, обеспечение семей
доступным жильем, повышение
безопасности и качества автомобильных
дорог, повышение производительности
труда, международной кооперации,
экспорта и цифровой экономики, а также
развитие туризма и индустрии
гостеприимства.
В приоритетном порядке будут
предусмотрены бюджетные ассигнования на
их выполнение. Это позволит сформировать
ресурс на финансирование стратегических
целей развития Ростовской области.
В Ростовской области утверждено 46
региональных проектов, направленных на
реализацию национальных целей развития,
из которых финансовое обеспечение
предусматривается по 40 проектам.
Ключевые расходы будут распределены по
пяти значимым проектам
"Демография", "Жилье и городская
среда", "Здравоохранение",
"Безопасные и качественные
автомобильные дороги",
"Образование".
Интеграция региональных проектов в
государственные программы Ростовской
области будет осуществляться путем
обособления расходов, запланированных в
рамках мероприятий государственных
программ в целях достижения каждого
результата регионального проекта.
В предстоящем трехлетнем периоде
продолжится работа по совершенствованию
порядка формирования, качества и
эффективности реализации
государственных программ Ростовской
области как основного инструмента
стратегического целеполагания и
бюджетного планирования.
Реализация государственных программ
Ростовской области с учетом проектных
принципов управления потребует
применения гибкой и комплексной системы
управления бюджетными расходами, а также
постоянного мониторинга за
прозрачностью и эффективностью
расходования выделяемых на их
реализацию средств.
Достижение целей региональных проектов
должно быть обеспечено за счет
реализации их мероприятий,
сбалансированных по срокам, ожидаемым
результатам и параметрам ресурсного
обеспечения.
2.3. Основные направления бюджетной
политики в области социальной сферы
В числе основных подходов бюджетной
политики в области социальной сферы
предусмотрено увеличение уровня доходов
граждан.
Социальные выплаты, пособия,
стипендиальный фонд будут увеличены на
уровень инфляции в 2023 - 2025 годах,
утвержденный прогнозом
социально-экономического развития
Ростовской области на 2023 - 2025 годы.
Повышение оплаты труда работникам
бюджетной сферы планируется согласно
Указам Президента Российской Федерации
от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по
реализации государственной социальной
политики", от 01.06.2012 N 761 "О
Национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от
28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по
реализации государственной политики в
сфере защиты детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей" с
учетом необходимости сохранения
соотношения средней заработной платы
отдельных категорий работников с
показателем "среднемесячная
начисленная заработная плата наемных
работников в организациях, у
индивидуальных предпринимателей и
физических лиц (среднемесячный доход от
трудовой деятельности)" по Ростовской
области на 2023 - 2025 годы.
В целях ежегодного повышения оплаты
труда работников государственных
учреждений Ростовской области и
муниципальных учреждений (в части
субвенций и субсидий областного
бюджета), на которые не распространяется
действие указов Президента Российской
Федерации 2012 года, будет предусмотрена
индексация расходов на уровень инфляции
в 2023 - 2025 годах, утвержденный прогнозом
социально-экономического развития
Ростовской области на 2023 - 2025 годы.
В соответствии с планируемым внесением
изменений в статью 1 Федерального закона
от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере
оплаты труда" будет предусмотрено
повышение расходов на заработную плату
низкооплачиваемых работников.
Бюджетная политика в Ростовской области
будет предусматривать все меры
социальной поддержки граждан и
повышение качества услуг в отраслях
социальной сферы.
В этих целях в рамках финансового
обеспечения учреждений в отраслях
социальной сферы в условиях удорожания
цен планируется индексация затрат на
приобретение материальных запасов
(питания, медикаментов, перевязочных
средств, медицинских расходных
материалов и изделий медицинского
назначения, медицинского
инструментария, мягкого инвентаря), на
приобретение средств обучения и
воспитания исходя из уровня инфляции
согласно прогнозу
социально-экономического развития
Ростовской области на 2023 - 2025 годы.
2.3.1. Образование и молодежная политика
Основным приоритетом бюджетной политики
в сфере образования будет являться
обеспечение качественного
образовательного процесса в
государственных и муниципальных
организациях.
Будет продолжено строительство школ и
детских садов, в том числе с учетом
привлечения средств федерального
бюджета, на создание новых мест в
общеобразовательных организациях, а
также дополнительных мест для детей в
возрасте до 3 лет в образовательных
организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по
образовательным программам дошкольного
образования.
В целях обеспечения современного,
качественного, доступного образования в
Ростовской области будет продолжена
работа по организации проведения
капитальных ремонтов зданий
образовательных организаций, в том числе
в рамках мероприятий по модернизации
школьных систем образования.
В числе ключевых направлений:
развитие инфраструктуры общего
образования, дополнительного
образования детей в целях обеспечения
реализации государственных гарантий
доступности образования, удовлетворения
потребностей населения в качественных и
разнообразных образовательных услугах
путем создания центров образования
естественно-научной и технологической
направленностей в общеобразовательных
организациях, расположенных в сельской
местности и малых городах;
внедрение новых моделей организации
дополнительного образования детей
(детские и мобильные технопарки
"Кванториум", центры цифрового
образования детей "IT-куб",
региональные центры выявления и
поддержки одаренных детей);
обновление структуры сети
профессиональных образовательных
организаций, ориентированных на
качественную подготовку востребованных
на региональном рынке труда
специалистов;
модернизация инфраструктуры
организаций среднего профессионального
образования за счет создания мастерских,
оснащенных современной
материально-технической базой;
внедрение технологий "Ворлдскиллс"
в деятельность системы
профессионального образования, в том
числе демонстрационного экзамена как
формы итоговой аттестации;
создание образовательной среды,
обеспечивающей доступность
качественного образования и успешную
социализацию для лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
развитие физкультурно-спортивного
воспитания и модернизация спортивной
инфраструктуры образовательных
организаций путем создания в
общеобразовательных организациях,
расположенных в сельской местности,
соответствующих условий для занятий
физической культурой и спортом;
обновление образовательных учреждений в
сфере культуры (детских школ искусств по
видам искусств) музыкальными
инструментами, оборудованием и учебными
материалами.
В целях снижения кадрового дефицита в
образовании, а также привлечения
квалифицированных педагогических
работников предусмотрены премии,
единовременные компенсационные выплаты
работникам, прибывшим (переехавшим) на
работу в сельские населенные пункты,
рабочие поселки, поселки городского типа
либо города с населением до 50 тыс.
человек.
Реализация бюджетной политики в сфере
молодежного движения будет направлена
на участие молодежи Ростовской области в
мероприятиях всероссийского,
межрегионального и окружного уровней. В
очередном бюджетном цикле продолжится
финансовое обеспечение мероприятий
молодежной политики, направленных на
развитие и продвижение инициативных и
талантливых молодых людей, вовлечение
молодежи в социальную практику и
полноценное участие в жизни
гражданского общества, а также
формирование у молодежи чувства
патриотизма и привитие гражданских
ценностей.
2.3.2. Здравоохранение
Новацией в сфере здравоохранения будет
являться передача с 1 января 2023 г. всех
муниципальных организаций
здравоохранения в государственную
собственность Ростовской области.
Цель передачи - создать более гибкую и
эффективную систему управления
здравоохранением региона, обеспечить
более рациональное использование
финансовых и материальных ресурсов для
оперативного решения задач в сфере
здравоохранения и, как итог, повысить
качество оказания медицинской помощи.
Учреждения здравоохранения будут
переданы в виде имущественных
комплексов, т.е. со всем имеющимся на
балансе движимым и недвижимым
имуществом. Рабочие места медицинских и
иных работников лечебных учреждений
сохранятся.
В целях правового регулирования принят
Областной закон от 29.06.2022 N 708-ЗС "О
признании утратившими силу отдельных
Областных законов (отдельного положения
Областного закона) по вопросу наделения
органов местного самоуправления
государственными полномочиями
Ростовской области по организации
оказания медицинской помощи".
В то же время за органами местного
самоуправления городских округов и
муниципальных районов сохраняются
функции в сфере охраны здоровья,
установленные статьей 8 Областного
закона от 29.02.2012 N 798-ЗС "Об охране
здоровья жителей Ростовской области"
и статьей 17 Федерального закона от 21.11.2011
N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации" по
созданию условий для оказания
медицинской помощи населению в
соответствии с территориальной
программой государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи в пределах
полномочий, установленных Федеральным
законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации".
В связи с решениями, принятыми на
федеральном уровне, на очередной
бюджетный цикл для целей финансового
обеспечения взноса на обязательное
медицинское страхование неработающего
населения при расчете учитывается не
только прогнозный темп прироста индекса
потребительских цен, но и дополнительный
показатель - темп роста среднемесячной
начисленной заработной платы работников
организаций в предшествующем
календарном году, что увеличит
ассигнования областного бюджета на
указанные цели, позволит пополнить
бюджет Территориального фонда
обязательного медицинского страхования
Ростовской области, обеспечит его
бездефицитность.
В целях создания комфортных условий при
оказании медицинской помощи планируется
продолжить капитальный ремонт
учреждений здравоохранения, оснащение
современным оборудованием, в том числе
первичных сосудистых и онкологических
отделений медицинских организаций.
Запланирована дальнейшая реализация
региональной программы модернизации
первичного звена здравоохранения,
вошедшей в 2022 году в состав
национального проекта
"Здравоохранение".
Будет продолжено развитие
высокотехнологичной медицинской помощи,
оказание которой связано с применением
новых, сложных и дорогостоящих методов и
технологий лечения, по профилям
сердечно-сосудистой хирургии,
трансплантации, нейрохирургии,
травматологии и ортопедии,
офтальмологии, педиатрии.
В условиях сохранения распространения
туберкулезной и иных инфекций
планируется увеличить количество
мероприятий, проводимых для их
профилактики и устранения последствий,
включая иммунопрофилактику.
Бюджетная политика в сфере
здравоохранения, как и прежде, будет
направлена на совершенствование
механизмов обеспечения населения
лекарственными препаратами,
медицинскими изделиями и
специализированными продуктами
лечебного питания для детей в
амбулаторных условиях.
Для снижения кадрового дефицита в
сельских территориях сохранены
единовременные компенсационные выплаты
медицинским работникам, прибывшим
(переехавшим) на работу в сельские
населенные пункты, рабочие поселки,
поселки городского типа, либо города с
населением до 50 тыс. человек.
2.3.3. Социальная политика
В сфере социальной политики
приоритетным направлением остается, как
и прежде, поддержка материнства и
детства в Ростовской области. Будут
обеспечены выплаты: многодетным семьям;
при рождении третьего или последующих
детей до достижения ребенком возраста
трех лет; беременным женщинам, кормящим
матерям и детям в возрасте до трех лет из
малоимущих семей; на детей
первого-второго года жизни;
предоставление средств по сертификату
на региональный материнский капитал
(малоимущим семьям при рождении третьего
ребенка или последующих детей); на
приобретение автотранспортного
средства (малоимущим многодетным
семьям); единовременные денежные выплаты
при рождении одновременно трех и более
детей, на обеспечение отдыха и
оздоровления детей и так далее.
Продолжится оказание поддержки
нуждающимся семьям с детьми в возрасте
от трех до семнадцати лет,
распространение социального контракта,
направленного на стимулирование
активных действий малоимущих граждан по
преодолению трудной жизненной ситуации.
Предусмотрена социальная поддержка
старшего поколения, ветеранов труда, лиц,
проработавших в тылу в период Великой
Отечественной войны 1941 - 1945 годов, жертв
политических репрессий.
При поддержке федерального бюджета
продолжится осуществление мероприятий
по обеспечению жильем ветеранов Великой
Отечественной войны 1941 - 1945 годов,
отдельных категорий граждан,
установленных Федеральным законом от
12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а также
отдельных категорий граждан,
установленных Федеральным законом от
24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации".
Предусмотрена финансовая поддержка на
обеспечение жильем детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей и лиц
из их числа, в том числе за счет средств
федерального бюджета.
2.3.4. Культура
Продолжится финансовое обеспечение
деятельности государственных
учреждений культуры, проведение
областных мероприятий в области
культуры.
Приоритетной задачей является охрана и
сохранение объектов культурного
наследия Ростовской области: разработка
проектов предметов охраны объектов
культурного наследия регионального
значения.
Особое внимание будет уделено
общедоступным государственным и
муниципальным библиотекам, которые
являются одним из базовых элементов
культурной, образовательной и
информационной инфраструктуры
Ростовской области, выполняют важнейшие
социальные и коммуникативные функции.
Будет реализован проект "Донская
электронная библиотека" как один из
культурных брендов региона,
осуществлена его интеграция с
Национальной электронной библиотекой в
единое информационное пространство
знаний.
В этих целях будут созданы модельные
муниципальные библиотеки, пополнены и
укомплектованы книжные фонды, обновлен
компьютерный парк библиотек для
дальнейшего развития системы
корпоративного взаимодействия,
приобретено специализированное
оборудование со специальным программным
обеспечением, а также приобретен
программно-технический комплекс
автоматизированного самообслуживания,
контроля книговыдачи, противокражного
контроля сохранности фонда,
специализированного реставрационного
оборудования и измерительных приборов
для государственных библиотек.
В целях повышения доступности
культурных ценностей для населения
Ростовской области продолжится
проведение капитального ремонта
памятников, областных и муниципальных
учреждений культуры.
В части оказания поддержки театрам
предусматривается модернизация
сценического комплекса большого и
малого залов государственного
автономного учреждения культуры
Ростовской области "Ростовский
академический театр драмы имени Максима
Горького".
Продолжится капитальный ремонт
государственного автономного
учреждения культуры Ростовской области
"Ростовский государственный
музыкальный театр", в том числе
прилегающей территории.
Предусмотрен капитальный ремонт кровли
здания государственного автономного
учреждения культуры Ростовской области
"Областной дом народного
творчества".
2.3.5. Физическая культура и спорт
Продолжится реализация плана
мероприятий по обеспечению
финансирования учреждений,
осуществляющих спортивную подготовку, в
соответствии с федеральными стандартами
спортивной подготовки по видам спорта и
программами спортивной подготовки.
Основное внимание будет направлено на
создание условий для обеспечения
успешного выступления спортсменов
Ростовской области на крупнейших
спортивных соревнованиях и
совершенствования системы подготовки
спортивного резерва, повышение
мотивации жителей Ростовской области к
регулярным занятиям физической
культурой и спортом и ведению здорового
образа жизни, развитие инфраструктуры
физической культуры и спорта в
Ростовской области, в том числе для лиц с
ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов.
В соответствии с Федеральным законом от
30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральным законом "О физической
культуре и спорте в Российской
Федерации" и Федеральным законом
"Об образовании в Российской
Федерации" спортивная подготовка
отнесена к дополнительным
образовательным программам в области
физической культуры и спорта.
В 2023 году будет осуществлен перевод
организаций, осуществляющих спортивную
подготовку в качестве основной цели
деятельности, в учреждения
дополнительного образования. Реализация
дополнительных образовательных
программ спортивной подготовки в таких
учреждениях должна быть обеспечена не
позднее 1 сентября 2023 г.
В целях развития массового спорта
планируется создание "умных"
спортивных площадок. Благодаря
встроенной в них специальной
мультимедийной системе, пользователи
смогут правильно выстроить тренировки,
используя эффективные упражнения.
В целях повышения уровня подготовки
спортсменов Ростовской области будет
продолжена закупка современного
спортивно-технологического
оборудования.
2.4. Национальная экономика и
модернизация жилищно-коммунального
хозяйства
2.4.1. Национальная экономика
Одним из основных приоритетов бюджетных
расходов на предстоящий период остается
финансовая поддержка национальной
экономики.
Для поддержания благоприятного
инвестиционного климата в Ростовской
области государственные меры финансовой
поддержки будут предусмотрены в части
компенсации процентной ставки по
кредитам на реализацию инвестиционных
проектов и возмещение части затрат по
созданию объектов капитального
строительства инженерной
инфраструктуры и (или) их подключению
(технологическому присоединению) к
инженерным системам электро-, газо-,
тепло-, водоснабжения и водоотведения
организациям и индивидуальным
предпринимателям, реализующим
инвестиционные проекты.
В целях создания условий для
эффективного экономического развития
продолжится поддержка малого и среднего
бизнеса. Стимулирование малого и
среднего предпринимательства
осуществляется с использованием
финансовой, организационной,
информационной и консультационной
поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства. Будут
предусмотрены бюджетные ассигнования
региональным институтам поддержки
бизнеса.
Продолжится реализация комплекса мер в
целях содействия развитию
промышленности и привлечения инвестиций
в промышленность Ростовской области,
повышения доступности промышленных
предприятий региона к заемным средствам,
предоставленным на льготных условиях.
Высокий уровень развития сельского
хозяйства и пищевой перерабатывающей
промышленности в Ростовской области
определяет приоритетное направление
государственной поддержки
агропромышленного комплекса, в том числе
на субсидирование расходов
сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
Особое внимание будет уделено следующим
отраслям:
растениеводству;
мясному и молочному скотоводству;
племенному животноводству;
рыбохозяйственному комплексу;
малым формам хозяйствования на селе;
переработке сельскохозяйственной
продукции.
С помощью государственной поддержки
планируется осуществлять мероприятия по
охране плодородия почв земель
сельскохозяйственного назначения,
эффективному вовлечению в оборот земель
сельскохозяйственного назначения и
развитию мелиоративного комплекса
Ростовской области, а также по
обновлению парка сельскохозяйственной
техники.
С 2023 года стартует новое направление
государственной поддержки
сельскохозяйственных
товаропроизводителей в сфере
агротуризма.
Победители конкурса, проводимого
Министерством сельского хозяйства
Российской Федерации, получат средства
федерального бюджета, которые могут быть
направлены на создание туристических
объектов размещения, их подключение к
инженерным коммуникациям и
обустройство, проведение работ по
благоустройству, покупку туристического
оборудования и на ряд других целей. Кроме
того, уже сейчас ведется масштабная
работа с претендентами для участия их в
конкурсном отборе в следующем году, тем
более что в Ростовской области
достаточно интересных для развития
туризма направлений в сферах
рыбоводства и производства фермерских
продуктов.
В целях государственной поддержки
донских виноградарей и виноделов из
областного бюджета запланировано
субсидирование расходов на закладку
молодых виноградников, проведение
уходных работ, в том числе на
виноградниках автохтонных сортов в
плодоносящем возрасте.
Дополнительно с 2022 года предусмотрен
новый вид поддержки
сельхозтоваропроизводителей области,
занимающихся виноградарством, для
субсидирования приобретения
сельскохозяйственной техники.
Будет продолжена работа по повышению
туристской привлекательности на
территории Ростовской области, развитию
внутреннего и въездного (международного)
туризма.
Для создания и внедрения системы
поддержки общественных и
предпринимательских инициатив,
направленных на развитие внутреннего
туризма, планируется участие в
конкурсном отборе для получения
государственной поддержки из
федерального бюджета на предоставление
субсидий на создание модульных
некапитальных средств размещения
(кемпингов и автокемпингов), на
государственную поддержку развития
инфраструктуры туризма, на поощрение
муниципальных образований в рамках
реализации региональных программ по
проектированию туристского кода центра
города.
2.4.2. Транспорт и дорожное хозяйство
Планирование расходов на дорожное
хозяйство осуществляется на основании
прогнозируемого объема поступления
доходов дорожного фонда Ростовской
области, утвержденных Областным законом
от 08.11.2011 N 705-ЗС "О дорожном фонде
Ростовской области".
В рамках национального проекта будут
выполняться работы, направленные на
увеличение доли автомобильных дорог
общего пользования регионального и
местного значения, соответствующих
нормативным требованиям, снижение доли
автомобильных дорог регионального
значения, работающих в режиме
перегрузки, снижение количества мест
концентрации дорожно-транспортных
происшествий (аварийно опасных участков)
на дорожной сети Ростовской области,
снижение смертности в результате
дорожно-транспортных происшествий.
Продолжится реализация крупных
инвестиционных проектов за счет средств
инфраструктурного кредита из
федерального бюджета по строительству
автомобильной дороги "Западная
хорда", соединяющей трассу от города
Таганрога и выезд на западный мост через
реку Дон, и автомобильной дороги
"Северный радиус" в составе
Ростовского транспортного кольца,
позволяющей предусмотреть
дополнительные транспортные развязки на
г. Новошахтинск, п. Щепкино, а также
возвести мост через Ростовское море.
Продолжится реализация мероприятий по
развитию рынка газомоторного топлива.
Также будет продолжена работа по
цифровизации транспортной отрасли
региона, внедрены интеллектуальные
транспортные системы, предусматривающие
автоматизацию процессов управления
дорожным движением в городских
агломерациях, включающих города с
населением свыше 300 тыс. человек.
В целях поддержки предприятий
железнодорожного и воздушного
транспорта продолжится предоставление
субсидий на возмещение недополученных
доходов в связи с государственным
регулированием тарифов на перевозку
пассажиров, а также в целях формирования
воздушной региональной маршрутной сети
Российской Федерации.
2.4.3. Жилищно-коммунальное хозяйство
На 2023 год и на плановый период 2024 и 2025
годов планируется значительная
поддержка жилищно-коммунального
хозяйства, в том числе на мероприятия по:
ликвидации аварийного жилищного фонда;
капитальному ремонту многоквартирных
домов;
формированию современной городской
среды, благоустройству общественных
территорий населенных пунктов;
возмещению предприятиям
жилищно-коммунального хозяйства разницы
между экономически обоснованными
тарифами и платежами населения;
разработке проектов рекультивации
загрязненных земельных участков
(полигонов ТКО).
При поддержке из федерального бюджета
будет обеспечена реализация мероприятий
по ликвидации несанкционированных
свалок в границах городов и наиболее
опасных объектов накопленного
экологического вреда окружающей среде.
Продолжится реализация программ
местного развития и обеспечение
занятости для шахтерских городов и
поселков.
Сохранятся расходы на формирование
специальных условий ипотечного
кредитования и оказание поддержки в
приобретении (строительстве) жилья
отдельным категориям граждан.
Продолжится оказание государственной
поддержки в приобретении жилья
многодетным семьям, в том числе в виде
предоставления земельных сертификатов
на улучшение жилищных условий молодым
семьям, семьям, проживающим в сельской
местности, а также реализация мер
поддержки пострадавших участников
долевого строительства.
В целях комплексного развития
территории старого аэропорта г.
Ростова-на-Дону за счет средств
федерального инфраструктурного кредита
предусмотрены работы по строительству
канализационного коллектора для
дальнейшего развития жилищного
строительства.
3. Повышение эффективности и
приоритизация бюджетных расходов
Бюджетная политика в сфере расходов
будет направлена на безусловное
исполнение действующих расходных
обязательств, в том числе с учетом их
приоритизации и повышения эффективности
использования финансовых ресурсов.
Главным приоритетом при планировании и
исполнении расходов областного бюджета
является обеспечение всех
конституционных и законодательно
установленных обязательств государства
перед гражданами в полном объеме.
В целях создания условий для
эффективного использования средств
областного бюджета и мобилизации
ресурсов продолжится применение
следующих основных подходов:
формирование расходных обязательств с
учетом переформатирования структуры
расходов областного бюджета исходя из
установленных приоритетов;
разработка областного бюджета на основе
государственных программ Ростовской
области с учетом интегрированных в их
структуру региональных проектов;
обеспечение реструктуризации бюджетной
сети, при условии сохранения качества и
объемов государственных услуг;
неустановление расходных обязательств,
не связанных с решением вопросов,
отнесенных Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами к
полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;
активное привлечение внебюджетных
ресурсов, направление средств от
приносящей доход деятельности, в том
числе на повышение оплаты труда
отдельным категориям работников,
поименованных в указах Президента
Российской Федерации 2012 года;
повышение эффективности расходов в
части предоставления средств областного
бюджета внебюджетному сектору
экономики;
совершенствование межбюджетных
отношений.
4. Основные подходы к формированию
межбюджетных отношений
Основными направлениями бюджетной
политики в сфере межбюджетных отношений
будут являться содействие в обеспечении
долгосрочной сбалансированности и
устойчивости бюджетов муниципальных
образований.
В целях повышения финансовой
самостоятельности бюджетов
муниципальных образований,
стимулирования местных администраций к
увеличению собственной доходной базы
будет продолжено установление на
постоянной основе единых нормативов
отчислений в бюджеты муниципальных
образований от:
налога на доходы физических лиц, за
исключением налога на доходы физических
лиц, уплачиваемого иностранными
гражданами в виде фиксированного
авансового платежа при осуществлении
ими на территории Российской Федерации
трудовой деятельности на основании
патента;
налога, взимаемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения;
транспортного налога;
государственной пошлины за
предоставление документов через МФЦ;
платы за негативное воздействие на
окружающую среду.
Кроме того, планируется продолжить
предоставление муниципальным
образованиям межбюджетных трансфертов
стимулирующего характера исходя из
дополнительно поступивших в областной
бюджет доходов от реализуемых на
территориях муниципальных образований
проектов, направленных на достижение
целей, показателей национальных,
федеральных и региональных проектов, а
также освоения средств областной
финансовой поддержки в порядке,
установленном Правительством
Ростовской области.
Предоставление бюджетам муниципальных
образований дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности будет
осуществляться с учетом итогов
инвентаризации расходных полномочий
органов местного самоуправления по
данным реестров расходных обязательств,
а также необходимости финансового
обеспечения расходных обязательств
муниципальных образований, возникающих
в связи с изменением сети муниципальных
учреждений.
Продолжится практика замещения части
дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных
образований дополнительными
нормативами отчислений от налога на
доходы физических лиц, за исключением
налога на доходы физических лиц,
уплачиваемого иностранными гражданами в
виде фиксированного авансового платежа
при осуществлении ими на территории
Российской Федерации трудовой
деятельности на основании патента.
В целях повышения качества управления
муниципальными финансами, повышения
ответственности органов местного
самоуправления за проводимую бюджетную
политику, в том числе обеспечение
финансовыми ресурсами первоочередных
социально значимых расходов местных
бюджетов, продолжится практика
заключения с главами администраций
дотационных муниципальных образований
соглашений, предусматривающих
мероприятия по социально-экономическому
развитию и оздоровлению муниципальных
финансов, а также проведение оценки
качества управления бюджетным процессом
в муниципальных образованиях Ростовской
области.
В связи с этим продолжится мониторинг
планирования и исполнения бюджетов
муниципальных образований, контроль за
соблюдением требований бюджетного
законодательства, своевременным
исполнением принятых расходных
обязательств.
Выделение субсидий из областного
бюджета будет осуществляться в рамках
государственных программ Ростовской
области на основании перечня субсидий
бюджетам муниципальных образований
Ростовской области, предоставляемых из
областного бюджета в целях
софинансирования расходных
обязательств, возникающих при
выполнении полномочий органов местного
самоуправления по решению вопросов
местного значения.
Планируется сохранить подходы к
определению предельных уровней
софинансирования расходных
обязательств муниципальных образований
при предоставлении субсидий из
областного бюджета с учетом принятых
решений по стимулированию комплексного
развития отдельных территорий
Ростовской области.
В целях создания условий для повышения
эффективности использования
межбюджетных трансфертов из областного
бюджета, качества бюджетного
планирования максимальное количество
межбюджетных трансфертов будет
распределено областным законом об
областном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период (за
исключением распределяемых на
конкурсной основе).
Продолжится предоставление дотации на
поддержку мер по обеспечению
сбалансированности бюджетов
муниципальных образований в порядке,
установленном Правительством
Ростовской области.
В целях сохранения на достигнутом уровне
целевых показателей по оплате труда
отдельных категорий работников
планируется предоставление дотации на
поддержку мер по обеспечению
сбалансированности местных бюджетов для
частичной компенсации дополнительных
расходов на повышение оплаты труда
отдельных категорий работников
бюджетной сферы в рамках реализации
указов Президента Российской Федерации
2012 года.
Для повышения заинтересованности и
вовлеченности граждан в процесс
принятия бюджетных решений в областном
бюджете будут предусмотрены субсидии на
реализацию Областного закона от 01.08.2019 N
178-ЗС "Об инициативных проектах",
распределение которых осуществляется
при непосредственном участии жителей
Ростовской области.
На случай возникновения временных
кассовых разрывов бюджетов
муниципальных образований в областном
бюджете будут предусмотрены
ассигнования на предоставление
бюджетных кредитов с погашением в
пределах финансового года.
Заключение с муниципальными
образованиями соглашений,
предусматривающих мероприятия по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению муниципальных финансов,
соглашений о предоставлении субсидий из
областного бюджета продолжится
посредством автоматизированной
информационной системы.
Также, начиная с нового бюджетного цикла,
посредством указанной
автоматизированной системы планируется
формирование отчетных данных о
выполнении условий (обязательств)
соглашений.
Это позволит продолжить осуществление
ведения в электронном виде реестра
соглашений и их мониторинга.
5. Обеспечение сбалансированности
областного бюджета
В условиях санкционного давления,
внешних и финансовых ограничений особая
роль отводится мероприятиям по
обеспечению бюджетной стабильности и
сбалансированности областного бюджета.
В связи с неопределенностью на
финансовых рынках осуществление
рыночных заимствований планируется
осуществлять в минимальном объеме,
рассчитывая, в первую очередь, на
собственные доходы областного бюджета.
Рыночным инструментом обеспечения
сбалансированности будут являться
кредиты кредитных организаций. Данный
вид кредитных ресурсов используется для
финансирования дефицита областного
бюджета с учетом минимизации процентных
ставок и возможности досрочного
исполнения долговых обязательств.
Банковское кредитование будет
осуществляться в соответствии с
законодательством Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд,
что должно обеспечить прозрачность и
эффективность данного рыночного
инструмента.
Управление ликвидностью средств на
едином счете областного бюджета будет
также осуществляться с учетом
эффективного управления остатками
средств на едином счете областного
бюджета.
В случае необходимости для поддержания
текущей ликвидности планируется
использование механизма привлечения
краткосрочных бюджетных кредитов на
пополнение остатка средств на едином
счете областного бюджета,
предоставляемых Управлением
Федерального казначейства по Ростовской
области.
Одновременно продолжится практика
привлечения кредитных ресурсов из
федерального бюджета, в том числе
предусмотренных в рамках федерального
проекта "Инфраструктурное меню" для
строительства новых инвестиционных
проектов.
Погашение и обслуживание бюджетных
кредитов, полученных из федерального
бюджета на финансовое обеспечение
реализации инфраструктурных проектов,
будет осуществляться за счет
поступлений налоговых и неналоговых
доходов от реализации таких
инвестиционных проектов. В связи с чем
заимствования в виде инфраструктурных
бюджетных кредитов не создадут
дополнительную долговую нагрузку на
областной бюджет.
6. Совершенствование системы внутреннего
государственного финансового
(муниципального) контроля и контроля
финансового органа в сфере закупок
В целях создания условий для повышения
эффективности бюджетных расходов при
осуществлении полномочий по внутреннему
государственному финансовому контролю
продолжится применение следующих
основных подходов:
применение единых федеральных
стандартов внутреннего
государственного (муниципального)
финансового контроля и единых форм
документов, оформляемых органами
внутреннего государственного контроля;
обеспечение подотчетности
(подконтрольности) бюджетных расходов;
применение рискориентированного
подхода к планированию и осуществлению
контрольной деятельности, в том числе с
использованием информационной системы
"Риск-Мониторинг";
обеспечение реализации задач
внутреннего государственного
финансового контроля на всех этапах
бюджетного процесса;
обеспечение непрерывного процесса
систематизации, анализа, обработки и
мониторинга своевременного устранения
нарушений, выявленных в ходе проведения
контрольных мероприятий, и принятия
объектами контроля мер, направленных на
их недопущение;
совершенствование методологической
базы осуществления государственного
(муниципального) финансового контроля,
учет и обобщение результатов
контрольной деятельности;
повышение степени ответственности
главных распорядителей и получателей за
расходованием бюджетных средств.
Будет продолжена работа по
методологической поддержке
муниципальных образований при
осуществлении внутреннего
муниципального финансового контроля.
В отношении обеспечения контроля
финансовым органом при осуществлении
закупок для государственных нужд будут
применены новые требования. Финансовые
органы будут осуществлять контроль за
соответствием вносимой в реестр
контрактов информации, в том числе: в
части реквизитов счета заказчика и
поставщика; места поставки товара,
выполнения работ, оказания услуг;
информации о банковском или
казначейском сопровождении контракта; о
возможности одностороннего отказа от
исполнения контракта; об удержании суммы
не исполненных поставщиком (подрядчиком,
исполнителем) требований об уплате
неустоек (штрафов, пеней), предъявленных
заказчиком из суммы, подлежащей уплате
поставщику (подрядчику, исполнителю); о
размере налогов, сборов и иных
обязательных платежей в бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации
в случае уменьшения суммы, подлежащей
уплате заказчиком поставщику
(подрядчику, исполнителю), на размер
налогов, сборов и иных обязательных
платежей.
При этом функции по контролю за
соответствием вносимой в реестр
контрактов информации в части
реквизитов счета заказчика и о размере
налогов, сборов и иных обязательных
платежей в бюджеты бюджетной системы
Российской Федерации в случае
уменьшения суммы, подлежащей уплате
заказчиком поставщику (подрядчику,
исполнителю), на размер налогов, сборов и
иных обязательных платежей,
предусмотрены с 1 октября 2022 г.,
дополнительный контроль в части
реквизитов счета поставщика планируется
с 1 июля 2023 г.
Внедрение и применение указанных
механизмов будет способствовать
совершенствованию финансового контроля,
направленному на предупреждение
нарушений в финансово-бюджетной сфере и
сфере закупок, а также повышению
финансовой дисциплины при использовании
бюджетных средств.
Примечание.
Используемые сокращения:
г. - город;
п. - поселок;
МФЦ - многофункциональный центр;
ТКО - твердые коммунальные отходы.
Начальник управления
документационного обеспечения
Правительства Ростовской области
В.В.ЛОЗИН
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями на 29 мая 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации (с изменениями на 21 ноября 2022 года)
- О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изменениями на 26 сентября 2024 года)
- О мероприятиях по реализации государственной социальной политики
- Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)