Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 октября 2022 года N 698-р


Об утверждении Основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики Сахалинской области на 2023 - 2025 годы



В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1, пунктом 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 13 Закона Сахалинской области от 17 октября 2007 года N 93-ЗО "О бюджетном процессе в Сахалинской области":


1. Утвердить Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики Сахалинской области на 2023 - 2025 годы (прилагаются).


2. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации".



Председатель Правительства
Сахалинской области
А.В.Белик



Утверждены
распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 10.10.2022 N 698-р



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 - 2025 ГОДЫ


I. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2021 ГОДУ И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2022 ГОДА


В 2021 году исполнение областного бюджета проходило в условиях адаптации экономики Сахалинской области к новым обстоятельствам, вызванным последствиями пандемии 2020 года, в котором отмечался спад спроса на углеводороды и значительная волатильность мировых цен на нефть. В этих условиях значительно сократились поступления налога на прибыль от иностранных нефтегазовых инвесторов проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Для обеспечения сбалансированности областного бюджета и выполнения первоочередных расходов бюджета Правительством Сахалинской области были проведены мероприятия по привлечению разовых доходов от АО "Корпорация развития Сахалинской области" от уменьшения уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций.


Налоговая политика региона направлена на увеличение доходного потенциала области за счет роста экономических показателей путем повышения инвестиционной активности, в том числе за счет механизма предоставления налоговых льгот. Предоставление налоговых льгот инвесторам призвано стимулировать приток инвестиций в экономику региона и, как следствие, в перспективе обеспечивать рост налогооблагаемой базы и прирост налоговых поступлений в бюджет области.


На территории Сахалинской области действуют три территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР): "Горный воздух", "Южная" и "Курилы" и территория свободного порта Владивосток (далее - СПВ).


В целях налогового стимулирования инвестиционной деятельности в Сахалинской области продолжают действовать преференции для резидентов ТОР и СПВ: по налогу на имущество 0% в первые 5 лет, 1,1% - в течение следующих 5 лет; по налогу на прибыль 0% в первые пять налоговых периодов, когда была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений на соответствующих территориях, 10% - в течение следующих пяти налоговых периодов.


Льготная ставка по налогу на имущество организаций для резидентов ТОР и СПВ устанавливалась с налогового периода, в котором организация включена в соответствующий реестр резидентов. Поскольку срок строительства объекта может превышать срок применения нулевой ставки, в целях возможности в полной мере использования данной преференции принят Закон Сахалинской области от 12 мая 2021 г. N 27-ЗО "О внесении изменения в статью 2 Закона Сахалинской области "О налоге на имущество организаций", предусматривающий применение нулевой налоговой ставки в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором недвижимое имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств.


В целях стимулирования налогоплательщиков к обновлению основных фондов на территории области с 2019 года введена льгота в виде инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций (далее - ИНВ). По данным Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области в 2021 году правом на применение ИНВ воспользовался 1 налогоплательщик, осуществляющий добычу угля, размер предоставленного ИНВ составил 2,3 млрд. рублей.


На стимулирование инвестиционной деятельности также ориентированы изменения федерального законодательства. Федеральным законом от 9 марта 2022 года N 50-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено право организаций, зарегистрированных на территории Южно-Курильского, Курильского или Северо-Курильского городского округа (далее - территория Курильских островов) после 1 января 2022 года, с момента государственной регистрации по 31 декабря включительно года, в котором истекают 20 последовательных календарных лет, но не позднее 31 декабря 2046 года, при выполнении условий, предусмотренных статьей 246.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на получение налоговых льгот по налогу на прибыль организаций по ставке 0%; налогу на имущество организаций по ставке 0%; транспортному налогу по ставке 0%; земельному налогу по ставке 0% и страховым взносам в размере 7,6%.


Установленные льготы направлены на стимулирование экономической деятельности на территории Курильских островов - привлечение инвестиций, создание новых предприятий, формирование новых рабочих мест.


Особое внимание в области уделяется поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. В связи с отменой с 1 января 2021 года специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход, в целях смягчения перехода при смене режима налогообложения для плательщиков, применявших в 2020 году единый налог на вмененный доход, в Сахалинской области принят Закон от 20 февраля 2021 г. N 9-ЗО, которым на период 2021 - 2022 годов установлены пониженные ставки налога по упрощенной системе налогообложения: в 2021 году - 1% для объекта "доходы", 5% для объекта "доходы, уменьшенные на величину расходов", то есть минимально допустимые Налоговым кодексом Российской ставки, в 2022 году - 4% для объекта "доходы", 10% для объекта "доходы, уменьшенные на величину расходов".


В целях обеспечения конкурентных условий для хозяйствующих субъектов, реализующих товары с применением минимальной наценки, данным законом также снижены ставки налога по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли продовольственными товарами в торговых объектах, имеющих статус "социальный магазин", и (или) участников регионального проекта "Доступная рыба": в 2021 году - минимально допустимые ставки 1% (объект налогообложения "доходы") и 5% (объект налогообложения "доходы минус расходы", в 2022 году - 2% и 8% соответственно, с 2023 года - 5% и 13% соответственно.


В целях улучшения экологической обстановки на территории Сахалинской области и в целях стимулирования граждан и хозяйствующих субъектов всех форм собственности на приобретение экологичного транспорта Законом Сахалинской области от 11 февраля 2022 г. N 6-ЗО "О внесении изменений в статью 6 Закона Сахалинской области "О транспортном налоге" и статью 3 Закона Сахалинской области "О внесении изменений в статью 6 Закона Сахалинской области "О транспортном налоге" для владельцев транспортных средств, оборудованных исключительно электрическими двигателями, на период 2022 - 2025 годов предусмотрено полное освобождение от уплаты транспортного налога, ранее размер льготы составлял 50 процентов. Для гибридного транспорта льгота в размере 50 процентов продлена на период по 31 декабря 2025 года.


На период 2022 - 2024 годов Законом Сахалинской области от 1 июня 2022 г. N 39-ЗО "О внесении изменения в статью 3 Закона Сахалинской области "О налоге на имущество организаций" установлено освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении газопроводов газораспределительной сети с давлением до 1,2 МПа включительно. Данная льгота направлена на исполнение поручения по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года в части обеспечения в газифицированных населенных пунктах подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, без привлечения средств населения.


На основании норм Налогового кодекса Российской Федерации в целях увеличения доходной базы областного бюджета и бюджетов муниципальных образований принят Закон Сахалинской области от 26 ноября 2020 г. N 84-ЗО "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Сахалинской области "О налоге на имущество организаций", предусматривающий поэтапное увеличение налоговой ставки налога на имущество организаций по объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость. Указанная налоговая ставка составляет в 2021 году - 1,5%, в 2022 году - 1,7%, в 2023 году и последующие годы - 2%.


Для создания дополнительных условий стабилизации роста иностранной рабочей силы и привлечения в Сахалинскую область квалифицированных иностранных работников в соответствии с потребностями экономики региона, а также в целях увеличения доходов бюджета области Законом Сахалинской области от 15 октября 2021 г. N 82-ЗО на 2022 год установлен региональный коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда Сахалинской области, в размере 2,89.


С 2019 года за субъектами Российской Федерации закреплена обязанность ежегодного проведения оценки эффективности налоговых расходов.


Результаты оценки налоговых расходов, проведенной в 2021 году за 2020 год кураторами налоговых расходов - органами исполнительной власти Сахалинской области - ответственными исполнителями государственных программ Сахалинской области, с учетом данных Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области, рассмотрены областной комиссией по вопросам финансовой политики.


Всего в 2020 году в области действовал 31 вид налоговых расходов, суммарный объем налоговых расходов Сахалинской области составил 1,9 млрд. рублей, к уровню 2019 года объем налоговых расходов увеличился на 340,3 млн. рублей, или на 22%. Значительная доля льгот направлена на поддержку отдельных отраслей экономики (электроэнергетика, сельское хозяйство, строительство) - 589,6 млн. рублей (31%), стимулирование инвестиционной деятельности в регионе (для резидентов ТОР и СПВ, участников региональных инвестиционных проектов) - 142,5 млн. рублей (7%), поддержку малого и среднего предпринимательства - 357 млн. рублей (19%), а также поддержку отдельных наименее защищенных категорий граждан - 179,2 млн. рублей (9%).


По результатам оценки налоговых расходов за 2020 год установлено, что в целом налоговые расходы являются востребованными и соответствуют целям и задачам государственных программ Сахалинской области.


По итогам рассмотрения оценки налоговых расходов на заседании областной комиссии по вопросам финансовой политики решено продлить на три года (с 1 января 2023 по 31 декабря 2025 года) льготу по налогу на имущество организаций в отношении многоквартирных домов (квартир), предназначенных для сдачи внаем.



ОБЪЕМ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2019 - 2025 ГГ.



млн. рублей

2019 факт

2020 факт

2021 факт

2022 <1> прогноз

2023 <1> прогноз

2024 <1> прогноз

2025 <1> прогноз

Налоговые расходы, всего

1581,2

1921,5

5071,7

5572,1

4047,6

3948,8

4630,0

налог на прибыль организаций

414,7

60,8

2861,9

3115,2

2883,8

2783,1

3458,8

налог на имущество организаций

888,5

1322,3

992,2

1286,3

717,1

784,7

757,0

транспортный налог

160,8

181,4

194,6

217,8

242,5

268,8

298,6

упрощенная и патентная системы налогообложения

117,2

357,0

1023,0

952,8

204,2

112,2

115,6



<1> Прогноз кураторов налоговых расходов Сахалинской области.


В 2022 году прогнозируется увеличение объема налоговых расходов до 5,6 млрд. рублей.


Реализация в 2021 году Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Сахалинской области, утвержденного распоряжением Правительства Сахалинской области от 28 мая 2021 г. N 246-р, позволила исполнить в полном объеме принятые расходные обязательства Сахалинской области.


В целях повышения устойчивости экономики Сахалинской области в условиях внешнего санкционного давления недружественных государств в отношении Российской Федерации распоряжением Правительства Сахалинской области от 13 апреля 2022 г. N 191-р утвержден План первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Сахалинской области, мероприятия которого направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства, отраслей экономики, рынка труда, социальную поддержку населения Сахалинской области, создание финансового резерва для завершения строительства региональных и муниципальных объектов в условиях удорожания строительства, а также на реализацию мероприятий по стабилизации экономической ситуации.


В целях повышения качества бюджетного планирования, предотвращения необоснованных расходов областного бюджета Сахалинской области, а также повышения их эффективности утверждены порядок составления проекта областного бюджета и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Сахалинской области на очередной финансовый год и плановый период; порядки внесения изменений в перечни главных администраторов доходов, главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета Сахалинской области и перечни главных администраторов доходов, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Сахалинской области; актуализированы формы обоснований бюджетных ассигнований.


В 2022 году проводилась работа по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, осуществлялись мероприятия по повышению качества управления муниципальными финансами и эффективности расходов местных бюджетов, в том числе путем обеспечения стабильности и предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов, а также контроля за выполнением обязательств, установленных соглашениями о мерах по обеспечению социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов.


В рамках совершенствования института госпрограмм постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации" (далее - Постановление N 786) определена новая система управления госпрограммами, направленная на повышение эффективности государственных программ как ключевого инструмента реализации государственной политики.


В 2022 году в Сахалинской области началась работа по реформированию института государственных программ Сахалинской области с учетом норм Постановления N 786.


Утвержден План мероприятий (дорожная карта) по переходу на новую систему управления государственными программами Сахалинской области. Приняты порядок разработки, реализации и мониторинга государственных программ Сахалинской области, методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Сахалинской области, а также перечень государственных программ Сахалинской области на период 2024 - 2030 годов.


В направлении повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса продолжается работа по обеспечению доступности информации о бюджете и созданию условий для общественного участия.


В Сахалинской области сформирована необходимая инфраструктура для обеспечения открытости бюджетных данных в сети Интернет, на регулярной основе проводится работа по составлению брошюр "Бюджет для граждан", созданы механизмы для участия граждан в бюджетном процессе.


По итогам 2021 года Сахалинская область возглавила российский рейтинг по уровню открытости бюджетных данных. В Дальневосточном Федеральном округе регион остается абсолютным лидером по открытости 6 лет подряд.


В соответствии с приказом министерства финансов Сахалинской области от 11 июля 2016 г. N 24 "О порядке проведения мониторинга и составления рейтинга муниципальных образований Сахалинской области по уровню открытости бюджетных данных" на ежегодной основе проводится оценка деятельности органов местного самоуправления по данному направлению. По результатам мониторинга и составления рейтинга муниципальных образований Сахалинской области по уровню открытости бюджетных данных за 2021 год 16 муниципальных образований вошли в группу с 1-й степенью открытости бюджетных данных. По всем муниципальным образованиям области наблюдается положительная динамика общих показателей рейтинга.


Продолжена работа, направленная на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг, в том числе в рамках федерального проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации".


В Сахалинской области с 2021 года мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг, проводятся в рамках региональной программы "Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2021 - 2023 годы". Координацию деятельности исполнителей мероприятий программы осуществляет межведомственная координационная комиссия.


С начала реализации программы состоялось два заседания координационной комиссии, в рамках которого рассмотрены вопросы актуализации перечня мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения в 2021 и 2022 годах.


Совместно с министерством образования Сахалинской области организован и проведен региональный этап Всероссийского Конкурса Эссе в рамках Всероссийского праздника "День Финансиста" для учащихся 7 - 11 классов. Из числа эссе, признанных лучшими на региональном этапе, одна работа выбрана победителем Всероссийского Конкурса Эссе в рамках Всероссийского праздника "День Финансиста" в 2021 году.


В высших и средних учебных заведениях г. Южно-Сахалинска проведены дни финансовой грамотности, направленные на финансовое просвещение молодежи и приуроченные к Всероссийскому празднику "День финансиста".


Для повышения уровня финансовой грамотности населения Сахалинской области в 2021 году проведена информационная кампания с использованием теле-, радио и печатных средств массовой информации.


В направлении поддержки инициатив граждан политика Правительства Сахалинской области ориентирована на создание устойчивых механизмов для определения и реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципальных образований, с вовлечением различных возрастных категорий населения.


В рамках внутреннего финансового контроля в 2021 - 2022 годах проведены проверки в государственных учреждениях сферы культуры и образования по следующим направлениям: достоверность отчетов об исполнении государственных заданий; правомерность использования субсидий, выделенных из регионального бюджета; правомерность осуществления расходов, предусмотренных в смете казенного учреждения; правильность ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.


Кроме этого, проведены контрольные мероприятия в администрациях муниципальных образованиях на предмет правомерности расходования межбюджетных трансфертов, а также в органах государственной власти на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.


Приоритетом при проведении контрольных мероприятий является предупреждение допущения объектами контроля нарушений при расходовании средств областного бюджета.



II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2023 - 2025 ГОДЫ


Основные направления бюджетной и налоговой политики Сахалинской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 13 Закона Сахалинской области от 17 октября 2007 г. N 93-ЗО "О бюджетном процессе в Сахалинской области" и в целях составления проекта областного бюджета Сахалинской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.


Основные направления бюджетной и налоговой политики сохраняют преемственность задач, определенных на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.



1. Основные направления налоговой политики


Налоговая политика области на 2023 - 2025 годы ориентирована на сохранение мер, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала для обеспечения экономического роста, поддержку предпринимательской и инвестиционной активности и основывается на следующих приоритетах:


1. Стимулирование экономической и инвестиционной активности.


На 2023 год с учетом сохранения нестабильности в экономике, обусловленной внешним санкционным давлением и действиями недружественных государств, налоговая политика также направлена на стимулирование экономической и инвестиционной активности.


В 2023 году и плановом периоде 2024 - 2025 годов будут продолжать действовать механизмы налогового стимулирования инвестиционной деятельности для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, участников региональных инвестиционных проектов, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, а также инвестиционный налоговый вычет для отдельных видов деятельности.


2. Дополнительное налоговое стимулирование субъектов малого и среднего бизнеса.


В качестве мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства разработан и внесен в Сахалинскую областную Думу законопроект, предусматривающий снижение ставок по упрощенной системе налогообложения на период 2022 - 2024 годов для налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю книгами в специализированных магазинах, а также для налогоплательщиков сферы информационно-коммуникационных технологий, имеющих государственную аккредитацию.


В связи с изменениями федерального законодательства планируется внесение изменений в условия налогообложения по налогу на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов. Кроме того, в целях стимулирования создания новых субъектов малого предпринимательства планируется предусмотреть продление до 31 декабря 2024 года включительно режима "налоговых каникул" (нулевая ставка налога для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения.


3. Обеспечение комфортных налоговых условий.


В Сахалинской области установлено значительное число льготных категорий физических лиц, имеющих право на освобождение от транспортного налога, в том числе: пенсионеры и лица предпенсионного возраста; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; физические лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Каждый четвертый налогоплательщик транспортного налога в Сахалинской области пользуется льготой по уплате транспортного налога, общее количество граждан, пользующихся льготами, составляет более 42 тысяч, объем льгот за 2021 год составил порядка 192 млн. рублей. Кроме того, в Сахалинской области применение льготы гражданами не ограничено мощностью автомобиля - освобождение предусмотрено на один легковой автомобиль (либо мотоцикл или мотороллер) вне зависимости от его мощности, в то время как в других субъектах Российской Федерации при применении льгот по транспортному налогу установлены ограничения мощности транспортных средств.


В целях социальной поддержки граждан на областном уровне сохраняются льготы по транспортному налогу с физических лиц, установленные Законом Сахалинской области от 29 ноября 2002 г. N 377 "О транспортном налоге".


4. Укрепление доходной базы областного бюджета Сахалинской области.


Для увеличения поступлений в бюджет Сахалинской области и сокращения задолженности перед бюджетом будет продолжена координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления по повышению собираемости налоговых и неналоговых платежей в бюджет.


В целях регулирования рынка труда в Сахалинской области по налогу на доходы физических лиц на 2023 год планируется установить региональный коэффициент для расчета стоимости патента для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму, в размере 2,81.



2. Основные направления бюджетной политики Сахалинской области на 2023 - 2025 годы


Основными направлениями бюджетной политики Сахалинской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов являются:


1) Обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета как базового принципа ответственной бюджетной политики в условиях снижения поступлений доходов.


В условиях экономической нестабильности реализация бюджетной политики Сахалинской области осуществляется с учетом прогнозируемых на долгосрочный период рисков для бюджетной системы с применением мер по их минимизации.


Увязку бюджетного и стратегического планирования обеспечивают бюджетный прогноз Сахалинской области на период до 2035 года и стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года.


2) Обеспечение достижения национальных целей развития Российской Федерации, направленных на повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, обеспечение достойного эффективного труда людей и успешное предпринимательство, цифровую трансформацию.


Основным инструментом достижения национальных целей развития являются национальные проекты и реализуемые на территории области региональные проекты.


3) Развитие института госпрограмм и проектных принципов управления.


Реализация Плана мероприятий (дорожная карта) по переходу на новую систему управления государственными программами Сахалинской области в 2023 - 2025 годах предполагает:


- обеспечение разработки и утверждения органами исполнительной власти Сахалинской области - ответственными исполнителями 29 государственных программ Сахалинской области на проектных принципах управления;


- формирование областного бюджета Сахалинской области начиная с 2024 года на основе государственных программ с проектными принципами управления;


- перевод процедур реализации государственных программ Сахалинской области в электронный формат;


- синхронизацию действий по внесению изменений в государственные программы с бюджетным процессом;


- информационное взаимодействие с государственной интегрированной информационной системой "Электронный бюджет".


4) Повышение эффективности расходов областного бюджета, в том числе за счет:


- объективной оценки ресурсов, необходимых для выполнения принятых расходных обязательств;


- повышения качества бюджетного планирования;


- приоритизации финансовых ресурсов в первую очередь на достижение результатов национальных проектов и антикризисных мер;


- недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;


- повышения результативности субсидий, предоставляемых юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, обеспечение публичности отбора получателей субсидий, прозрачных процедур отбора будущих получателей субсидий, измеримых результатов от использования субсидий;


- привлечения внебюджетного сектора экономики для оказания услуг населению в рамках государственного заказа, в том числе путем реализации системы социального заказа в отраслях социального обслуживания, здравоохранения, физической культуры и туризма, что позволит повысить качество услуг, предоставляемых за счет областного бюджета.


5) Сохранение социальной направленности областного бюджета.


6) Концентрация ресурсов в области капитального строительства на объектах:


с высокой степенью готовности;


имеющих большое значение для социально-экономического развития региона и муниципальных образований;


строительство которых осуществляется на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета, а также за счет использования средств инфраструктурного кредитования.


7) Расширение практики использования механизмов государственно-частного партнерства, в том числе в форме концессии.


8) Повышение качества регулирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями путем:


- содействия в обеспечении сбалансированности местных бюджетов в целях исключения рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств;


- повышения предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям;


- увеличения объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов в 2023 году не менее индекса инфляции Российской Федерации;


- установления дифференцированного уровня софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, исходя из бюджетной обеспеченности муниципальных образований;


- упрощения административных процедур, связанных с предоставлением межбюджетных субсидий;


- заключения соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов и контроля за их исполнением;


- проведения мониторинга достижения значений показателей результативности использования субсидий муниципальными образованиями;


- повышения качества управления муниципальными финансами;


- стимулирования реализации мероприятий по обеспечению открытости и прозрачности бюджетного процесса в муниципальных образованиях области;


- стимулирования муниципальных образований к увеличению налогового потенциала;


- недопущения образования просроченной кредиторской задолженности.


9) Централизация бюджетного (бухгалтерского) учета.


В Сахалинской области сложилась практика централизованного ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, которая позволяет органам власти, реализующим переданные полномочия, на различных уровнях добиться прозрачности финансовых потоков и финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений.


Планируется осуществлять дальнейшее совершенствование и стандартизацию технологий ведения учета, а также повышать прозрачность финансово-хозяйственной деятельности организаций бюджетной сферы в целом. Министерством финансов Сахалинской области будет разработана стандартизированная учетная политика для целей ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, а также создана единая информационная система управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций бюджетной сферы Сахалинской области (далее - единая система).


Предполагается, что с присоединением органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений к единой системе будут созданы условия для:


- обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности финансово-хозяйственной деятельности организаций бюджетной сферы;


- повышения качества и достоверности бухгалтерской (бюджетной) и управленческой отчетности;


- повышения качества финансового менеджмента в секторе государственного управления за счет формирования единого информационного-аналитического пространства;


- предупреждения административных правонарушений в бюджетной сфере и снижения бюджетных рисков;


- совершенствования и ускорения процессов за счет глубокой интеграции информационных систем.


10) Открытость бюджета и прозрачность процедур конкурсного распределения средств государственной поддержки.


В соответствии с Концепцией создания и развития цифровой информационной инфраструктуры управления общественными финансами Сахалинской области "Электронный бюджет. Региональный сегмент", утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области от 12 июля 2021 г. N 328-р, в целях повышения открытости бюджета, в том числе для обеспечения прозрачности процедур, связанных с предоставлением на конкурсной основе средств государственной поддержки, в 2023 - 2025 годах планируется совершенствовать технологические и функциональные компоненты портала открытого бюджета Сахалинской области с созданием механизмов:


- раскрытия терминологии и понятий, отражающих суть бюджетного процесса и возникающих в рамках него правоотношений;


- публикации и регулярного обновления данных об областном бюджете и бюджетах муниципальных образований Сахалинской области;


- представления сведений, предназначенных для информирования граждан и организаций о существующих мерах государственной поддержки;


- управления размещением данных открытой финансовой информации;


- организации и проведения отборов исполнителей государственного (муниципального) социального заказа, грантополучателей, юридических лиц - получателей государственной поддержки.


Планируется развитие инструментов визуализации, агрегирования и упрощенного представления бюджетных данных, в том числе в их взаимосвязи со статистическими данными и показателями стратегического планирования.


11) Реализация региональной программы Сахалинской области "Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2021 - 2023 годы" (далее - Программа).


Реализация мероприятий Программы будет продолжена по четырем направлениям:


- развитие кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности;


- внедрение и развитие образовательных программ по повышению финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства;


- проведение информационных кампаний по повышению финансовой грамотности;


- наставничество и волонтеры финансовой грамотности.


12) Обеспечение доступности информации о реализации инициативных проектов.


С учетом дополнительного регулирования отдельных вопросов, связанных с реализацией на территории Сахалинской области инициативных проектов, выдвигаемых органами местного самоуправления для получения финансовой поддержки за счет средств областного бюджета Сахалинской области, планируется повышать прозрачность и доступность для граждан информации о существующих механизмах поддержки инициатив граждан, процедуре конкурсного отбора, а также о ходе реализации инициативных проектов с использованием портала инициативного бюджетирования Сахалинской области.


13) Повышение эффективности государственного контроля в финансово-бюджетной сфере.


Контрольная деятельность в Сахалинской области в 2023 - 2025 годах будет осуществляться исходя из:


- необходимости повышения качества финансового менеджмента объектов контроля;


- обеспечения достоверности выводов, сделанных по итогам контрольных мероприятий;


- совершенствования работы по предупреждению нарушений объектами контроля в финансово-бюджетной сфере;


- обеспечения взаимодействия между органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, подразделениями внутреннего финансового аудита, а также правоохранительными органами;


- обеспечения информационной открытости о контрольной деятельности органа контроля.


14) Осуществление государственными органами Сахалинской области ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Сахалинской области в отношении подведомственных им заказчиков.



III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Основные направления долговой политики Сахалинской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов разработаны в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Сахалинской области.


Реализация долговой политики Сахалинской области направлена на решение задач по обеспечению сбалансированности областного бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, обеспечение области заемными ресурсами, необходимыми для социально-экономического развития региона, своевременного и полного исполнения государственных долговых обязательств, минимизации расходов на обслуживание государственного долга, поддержания объема и структуры долговых обязательств на уровне, исключающих их неисполнение. Использование заимствований призвано оказывать как стабилизационное воздействие на экономику, так и стимулирование экономического развития.


Долговая политика на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов определяет основные факторы, характер и направления долговой политики, цели и задачи долговой политики, инструменты ее реализации, риски для бюджета, возникающие в процессе управления государственным долгом Сахалинской области.



Итоги реализации долговой политики Сахалинской области в 2021 году и первой половине 2022 года


По состоянию на 1 января 2022 года государственный долг Сахалинской области составил 5,0 млрд. рублей за счет привлечения в декабре 2021 года коммерческого кредита.


По итогам исполнения областного бюджета за 2021 год Сахалинская область по уровню государственного долга в объеме налоговых и неналоговых доходов из 85 субъектов Российской Федерации заняла 8 место, поднявшись на 1 позицию по сравнению с уровнем 2020 года (9 место).


Министерством финансов Российской Федерации Сахалинская область в 2021 и 2022 годах отнесена к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.


Областной бюджет на 2022 - 2024 годы сформирован с дефицитом. В целях своевременного финансирования расходных обязательств Сахалинской области в первом квартале 2022 года Правительством Сахалинской области привлечен бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в размере 5,1 млрд. рублей.


Во втором квартале 2022 года Правительством Сахалинской области полностью и досрочно погашен кредит коммерческого банка в размере 5,0 млрд. рублей, привлечены средства инфраструктурного бюджетного кредита в объеме 2,5 млрд. рублей.


По состоянию на 1 июля 2022 года в структуре государственного долга Сахалинской области коммерческие заимствования отсутствуют, задолженность по бюджетным кредитам составляет 7,6 млрд. рублей.



Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Сахалинской области на 2023 - 2025 годы


Основными факторами, определяющими направления долговой политики области в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов, являются:


- рост расходных обязательств Сахалинской области, обусловленный необходимостью достижения целевых показателей региональных проектов, реализуемых в рамках соответствующих национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


- рост расходных обязательств Сахалинской области, обусловленный необходимостью достижения целевых показателей оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";


- рост расходных обязательств, связанный с удорожанием строительства региональных и муниципальных объектов в условиях внешнего давления и санкционной политики в отношении Российской Федерации;


- необходимость в финансировании крупных инвестиционных проектов, в том числе инфраструктурных;


- необходимость завершения принятых к реализации объектов капитального строительства на территории Сахалинской области;


- ухудшение экономической ситуации в связи с влиянием отрицательных геополитических и внешнеэкономических факторов;


- высокая зависимость налоговых доходов бюджета области от поступлений налогов от крупнейших налогоплательщиков, в частности от поступлений налога на прибыль организаций в рамках Соглашений о разделе продукции.



Цели и задачи долговой политики Сахалинской области на 2023 - 2025 годы


Основная цель долговой политики Сахалинской области - обеспечение высокого уровня долговой устойчивости.


Ключевыми задачами долговой политики области, направленными на достижение цели долговой политики области, являются:


- обеспечение экономически обоснованных объема и структуры государственного долга области при безусловном выполнении принятых расходных обязательств области;


- снижение рисков в сфере управления государственным долгом;


- минимизация расходов на обслуживание государственного долга области;


- повышение прозрачности управления государственным долгом области и доступности информации о государственном долге области.


Для достижения цели необходимо обеспечить:


- мониторинг текущей ситуации по исполнению областного бюджета;


- оперативное управление долговыми обязательствами (корректировка сроков привлечения заимствований, сокращение объема заимствований с учетом результатов исполнения областного бюджета);


- мониторинг финансовых рынков в целях определения стоимости кредитных ресурсов;


- отбор доступных на финансовом рынке ресурсов с приемлемыми для бюджета Сахалинской области условиями по срочности и стоимости;


- привлечение необходимого объема государственных заимствований, способных обеспечить решение социально-экономических задач развития Сахалинской области, не допустив при этом необоснованного роста государственного долга и повышения рисков неисполнения долговых обязательств;


- поддержание текущей ликвидности областного бюджета через использование бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета;


- использование механизма инфраструктурного бюджетного кредитования для реализации крупных инвестиционных проектов области;


- осуществление учета долговых обязательств области своевременно и в полном объеме в Государственной долговой книге Сахалинской области;


- обеспечение своевременных расчетов по долговым обязательствам области в полном объеме, недопущение возникновения просроченных обязательств области;


- контроль за показателями долговой устойчивости областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;


- контроль и оценку рисков, возникающих в сфере долговых обязательств;


- введение моратория на предоставление государственных гарантий;


- раскрытие информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике.



Инструменты реализации долговой политики Сахалинской области в 2023 - 2025 годах


Инструментами реализации долговой политики будут являться:


- кредиты кредитных организаций, привлекаемые с целью финансирования дефицита областного бюджета и погашения долговых обязательств Сахалинской области;


- бюджетные кредиты, привлекаемые на пополнение остатков средств на счетах бюджета Сахалинской области, привлечение которых позволяет снизить сроки и объемы пользования коммерческими кредитами по более высокой ставке и, как следствие, обеспечить снижение расходов на обслуживание государственного долга;


- инфраструктурные бюджетные кредиты под ставку 3% годовых и сроком на 15 лет на осуществление расходов инвестиционного характера, реализация которых направлена на получение регионального эффекта, позволяющего за счет увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет области погашать и обслуживать данные заимствования.



Анализ рисков для областного бюджета Сахалинской области, возникающих в процессе управления государственным долгом Сахалинской области


При осуществлении долговой политики, привлечении заимствований необходимо учитывать возможные риски, то есть вероятность возникновения финансовых потерь областного бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий.


К основным рискам, возникающим в процессе управления государственным долгом области и влияющим на эффективность долговой политики в среднесрочном периоде, относятся:


- риск ликвидности - отсутствие на едином счете областного бюджета необходимого объема средств для исполнения расходных и долговых обязательств области в полном объеме в установленный срок, в том числе по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов;


- процентный риск - вероятность увеличения объема расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга области вследствие увеличения Банком России размера ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;


- риск рефинансирования - отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые заимствования для своевременного погашения долговых обязательств;


- операционный риск - вероятность возникновения потерь и (или) дополнительных затрат из-за несоответствия лучшим практикам установленных порядков и процедур совершения заемных-долговых операций и других сделок, а также нарушения бюджетного законодательства, иных правил управления государственным долгом, включая некомпетентность или ошибки сотрудников, сбои или отказ используемых информационных и иных систем.


Основной целью управления финансовыми рисками является их минимизация в результате проведения мероприятий, позволяющих прогнозировать наступление рисковых событий и принятие мер по исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ