Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2022 года N 653


Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов



В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 июня 2008 г. N 286 "О порядке составления проекта республиканского бюджета Республики Мордовия и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период" Правительство Республики Мордовия постановляет:


1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СИДОРОВ



Утверждены
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 26 сентября 2022 г. N 653



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ


Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия в предшествующий период.


Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов является определение условий, используемых при составлении проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета Республики Мордовия на 2023 - 2025 годы.



Основные направления бюджетной политики Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов


Основные направления бюджетной политики Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов предусматривают дальнейшую реализацию мер по обеспечению устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Республики Мордовия, стратегической приоритизации расходов республиканского бюджета Республики Мордовия (далее - республиканский бюджет), повышению обоснованности и эффективности бюджетных расходов.


Исходя из поставленной цели и учитывая нестабильную экономическую ситуацию, связанную с внешними санкциями, а также с сохраняющейся непредсказуемостью ситуации с распространением коронавирусной инфекции, бюджетная политика Республики Мордовия будет направлена на решение следующих задач:


1) формирование реалистичного прогноза поступления доходов в республиканский бюджет;


2) определение четких приоритетов использования бюджетных средств с учетом текущей экономической ситуации: при планировании бюджетных ассигнований подлежит детальной оценке содержание государственных программ Республики Мордовия, соразмерение объемов их финансового обеспечения с реальными возможностями республиканского бюджета. Принятие новых расходных обязательств с учетом их эффективности и возможных сроков и механизмов реализации исключительно при наличии дополнительных доходов республиканского бюджета для их гарантированного исполнения в целях снижения риска неисполнения (либо исполнения в неполном объеме) действующих расходных обязательств, а также недопущение установления расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;


3) концентрация финансовых ресурсов на достижении целей, показателей и результатов региональных проектов, направленных на достижение соответствующих целей, показателей и результатов реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) (далее - региональный проект);


4) проведение эффективного управления государственным долгом Республики Мордовия и повышение уровня долговой устойчивости Республики Мордовия, предполагающие систематический контроль за общим уровнем долговой нагрузки, оптимизацию расходов по обслуживанию долговых обязательств, их своевременное исполнение в полном объеме с учетом установленных ограничений и необходимости обеспечения сбалансированности республиканского бюджета;


5) повышение эффективности и результативности бюджетных расходов за счет:


безусловного исполнения принятых бюджетных обязательств;


реализации мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Мордовия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Мордовия на 2021 - 2024 годы (плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Мордовия), утвержденной распоряжением Главы Республики Мордовия от 14 января 2021 г. N 6-РГ;


реализации мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения условий и целей предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, своевременности и полноты их освоения;


поддержания оптимальных объемов и структуры расходов на реализацию функций и полномочий органов государственной власти Республики Мордовия, стимулирования их к поиску внутренних резервов и оптимизации бюджетных расходов, исключения дублирования функций и полномочий;


обеспечения соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти Республики Мордовия, установленного Правительством Российской Федерации;


повышения качества оказания государственных услуг (выполнения работ);


оптимизации расходов на содержание государственных учреждений Республики Мордовия путем повышения эффективности использования государственного имущества Республики Мордовия, находящегося в их пользовании, включая рациональное использование занимаемых площадей, экономии на закупках товаров, работ и услуг для государственных нужд Республики Мордовия;


активного привлечения государственными учреждениями Республики Мордовия внебюджетных ресурсов, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;


безусловного исполнения принятых социальных обязательств перед гражданами и дальнейшего повышения эффективности предоставления мер социальной поддержки, в том числе за счет продолжения внедрения принципов адресности и нуждаемости для оказания поддержки наиболее социально незащищенным категориям граждан;


расширения практики оказания социальных услуг организациями негосударственного сектора экономики;


обеспечения гибкости бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или тактических приоритетов за счет повышения оперативности принятия решений в бюджетной сфере;


повышения эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств республиканского бюджета;


повышения операционной эффективности использования бюджетных средств с расширением практики использования механизмов казначейского сопровождения в соответствии с бюджетным законодательством;


применения предусмотренных федеральным законодательством конкурентных способов осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия, образующих экономию бюджетных средств при сохранении качественных характеристик приобретаемых товаров, работ и услуг;


обязательного применения единых федеральных стандартов внутреннего финансового аудита;


соблюдения финансовой дисциплины всеми главными распорядителями и получателями средств республиканского бюджета;


недопущения роста кредиторской и дебиторской задолженности республиканского бюджета, принятия мер по ликвидации сложившейся кредиторской и дебиторской задолженности республиканского бюджета;


проведения мероприятий по дальнейшей централизации функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию отчетности;


6) повышение результативности субсидий, предоставляемых юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, обеспечение публичности отбора получателей субсидий, прозрачных четких процедур отбора будущих получателей субсидий, измеримых результатов от использования субсидий;


7) приоритетное планирование инвестиционных расходов в отношении объектов с высокой степенью готовности, объектов, создание которых осуществляется в рамках региональных проектов, объектов, включенных в государственные программы Российской Федерации, иных объектов, имеющих большое значение для социально-экономического развития региона;


8) обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса Республики Мордовия, повышение позиций Республики Мордовия в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных;


9) повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Мордовия;


10) осуществление мониторинга и контроля за эффективным использованием бюджетных средств;


11) обеспечение контроля за законностью, своевременностью, достижением целей, показателей и результатов реализации региональных проектов и государственных программ Республики Мордовия;


12) обеспечение финансовой устойчивости и самостоятельности муниципальных образований Республики Мордовия (далее - муниципальное образование), основными направлениями для которой будут являться:


выравнивание муниципальных образований по уровню бюджетной обеспеченности с сохранением действующих подходов к распределению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности;


оказание нецелевой финансовой поддержки бюджетам муниципальных образований в случае возникновения рисков необеспечения принятых расходных обязательств муниципальных образований;


стимулирование органов местного самоуправления в увеличении собственной доходной базы бюджетов муниципальных образований;


соблюдение муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства и повышение качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях;


вовлечение граждан в процесс принятия решений о распределении муниципальных финансов;


недопущение роста долговой нагрузки и образования просроченной кредиторской задолженности;


реализация мероприятий по обеспечению открытости и прозрачности бюджетного процесса в муниципальных образованиях;


укрупнение муниципальных образований, в том числе путем создания муниципальных округов и их интеграции в бюджетную систему Республики Мордовия;


повышение предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований за счет максимального распределения межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями законом Республики Мордовия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;


повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов.



Основные направления налоговой политики Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов


Основные направления налоговой политики Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов формируются в условиях изменения геополитической обстановки и реализации плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, разработанного Правительством Российской Федерации.


Приоритетом налоговой политики Республики Мордовия в среднесрочной перспективе является предотвращение влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, а также продолжение работы по укреплению доходной базы бюджета республики за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов, повышение эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшение качества администрирования.


Основными направлениями налоговой политики Республики Мордовия в трехлетней перспективе являются:


совершенствование налогового законодательства республики с учетом изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации;


оказание содействия среднему и малому бизнесу для развития предпринимательской деятельности;


обеспечение бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых расходов;


усиление мер по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков;


расширение налоговой базы по имущественным налогам путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы.


При формировании основных направлений налоговой политики республики учтены внесенные изменения в федеральное налоговое законодательство, которые были приняты для создания стабильных условий осуществления деятельности налогоплательщиков в период сложной экономической ситуации, связанной с введением санкций в отношении Российской Федерации.


1. Изменения, внесенные на федеральном уровне:


1) установление до 31 декабря 2024 г. для аккредитованных организаций в сфере информационных технологий налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов;


2) освобождение от уплаты налога на прибыль сельских домов и дворцов культуры, клубов, учредителями которых являются муниципальные образования;


3) отмена с 1 января 2023 г. института консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН). Для смягчения последствий отмены этой формы организации холдингов для доходов регионов Министерство финансов Российской Федерации планирует ввести механизм переходного периода для режима КГН. Предполагается, что субъекты Российской Федерации будут получать налог на прибыль исходя из средних долей поступлений за четыре отчетных периода. Федеральное казначейство будет распределять их по установленным нормативам между регионами;


4) продление действия до 1 января 2024 г. пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, установленных законами субъектов Российской Федерации;


5) продление до 2030 года порядка зачисления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет по ставке 3 процента, в бюджеты субъектов Российской Федерации - по ставке 17 процентов, на этот же период продлевается пятидесятипроцентное ограничение по учету в текущем налоговом периоде убытков, полученных в другом налоговом периоде (законопроект);


6) освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц с доходов по вкладам (остатков на счетах) банков, полученных в 2021 и 2022 годах, а также материальной выгоды, полученной в 2022 и 2023 годах от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами;


7) применение начиная с 2022 года повышающего коэффициента для определения транспортного налога только для транспортных средств стоимостью свыше 10 млн. рублей;


8) расчет налога на имущество и земельного налога за налоговый период 2023 года исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2022 г.;


9) переход с 1 января 2023 г. на новый механизм уплаты налогов "единый налоговый счет". Суть механизма заключается в формировании единого сальдо расчетов между налогоплательщиком и государством. Предусмотрены единые сроки сдачи отчетности и уплаты налога. Предполагается, что данный подход исключит наличие у налогоплательщиков одновременно задолженности и переплаты по разным видам налогов. Новый способ расчета с государством коснется практически всех налогов, за исключением налога на доходы физических лиц для иностранцев, налога на профессиональный доход, государственной пошлины, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;


10) продление до 1 января 2025 г. действия налоговых каникул в виде налоговой ставки в размере 0 процентов для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;


11) увеличение с 1 января 2025 г. норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации с 74,9 процента до 100 процентов.


2. В 2022 году для поддержки экономики наряду с федеральными мерами внесены изменения на региональном уровне.


В целях недопущения сокращения хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности в условиях санкционного давления со стороны зарубежных государств, в том числе малого и среднего бизнеса, максимально расширен перечень видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых в Республике Мордовия устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов для впервые зарегистрированных налогоплательщиков в течение двух налоговых периодов со дня их регистрации. При этом применение льготы для вновь предусмотренных видов деятельности распространяется в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих данные виды деятельности и зарегистрированных в период с 1 января по 31 декабря 2022 г. включительно.


В целях увеличения налогового потенциала республики за счет привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных на территории Республики Мордовия в связи с переменой ими места нахождения (места жительства), предусмотрено продление срока действия минимальных налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения (5 процентов - если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и 1 процент - если объектом налогообложения являются доходы) для указанной категории налогоплательщиков до 2024 года включительно. Кроме того, отменена основная часть условий предоставления налоговой льготы для налогоплательщиков - "мигрантов" (условия по уровню заработной платы и численности работников), условие по отсутствию недоимки по налогам в консолидированный бюджет Республики Мордовия и страховым взносам сохранено.


Налоговая политика региона ориентирована на создание благоприятного режима налогообложения не только для субъектов предпринимательской деятельности и отраслей экономики, но и для отдельных категорий населения, нуждающихся в государственной поддержке.


В продолжение взятого курса на социальную ориентированность в текущем году на региональном уровне установлена льгота по транспортному налогу в виде освобождения от уплаты налога одного из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в семье, имеющей трех и более детей в возрасте до 18 лет. Налоговая льгота предоставляется в беззаявительном порядке в отношении одного легкового автомобиля с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.


В целях создания благоприятных условий для развития инновационной деятельности и повышения привлекательности региона в целом рассматривается вопрос об установлении на территории республики начиная с 2023 года пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций в отношении налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности. Предметно рассматривается вопрос о размере пониженной ставки, условиях применения и сроке действия пониженной ставки для указанных налогоплательщиков.


Предполагается, что установление рассматриваемой налоговой преференции позволит обеспечить прирост интеллектуального капитала Республики Мордовия за счет увеличения числа патентных заявок и заявок на регистрацию средств индивидуализации, поданных по результатам исследований и разработок; создать условия для роста числа сделок по распоряжению результатами интеллектуальной деятельности со стороны компаний, находящихся на территории Республики Мордовия; привлечь в Республику Мордовия новые компании и инвесторов, развивающих инновационные проекты; увеличить налоговые поступления от локализации инновационных проектов на территории Республики Мордовия.


3. Механизм оценки эффективности налоговых преференций на региональном уровне осуществляется с учетом общих требований, утвержденных Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 11 ноября 2019 г. N 445 "О порядке формирования перечня налоговых расходов Республики Мордовия, проведения оценки эффективности налоговых расходов Республики Мордовия, обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов Республики Мордовия и правилах формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Республики Мордовия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия".


По результатам проведенной оценки эффективности налоговых расходов Республики Мордовия в 2022 году кураторам налоговых расходов Республики Мордовия необходимо пересмотреть (уточнить, отменить) либо заменить альтернативными механизмами поддержки те категории налоговых преференций, которые являются невостребованными либо признанные неэффективными, в целях достижения бюджетной, экономической и социальной эффективности.


4. Главной целью реализации налоговой политики Республики Мордовия является, с одной стороны, сохранение условий для постоянного роста экономики региона, поддержка предпринимательской активности, с другой стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема доходов республиканского бюджета Республики Мордовия и обеспечение сбалансированности бюджета.


Для достижения поставленных целей в среднесрочной перспективе будет продолжена работа по совершенствованию механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджетов и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, сокращения недоимки; организации работы с кураторами налоговых расходов Республики Мордовия.


Координация работы исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления по мобилизации доходов в бюджет будет осуществляться в рамках работы балансовых комиссий исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и деятельности межведомственных рабочих групп муниципальных образований.


Налоговая политика Республики Мордовия на 2023 - 2025 годы должна сохранить устойчивость бюджетной системы Республики Мордовия при привлечении всех возможных источников и инструментов финансового обеспечения задач, поставленных Правительством Республики Мордовия.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ