Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2021 года ГС N 727-VI

О рекомендациях парламентских слушаний на тему "О реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" в условиях распространения новой коронавирусной инфекции"



Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Утвердить рекомендации парламентских слушаний на тему "О реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" в условиях распространения новой коронавирусной инфекции" (прилагаются).


2. Направить настоящее постановление Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), исполняющему обязанности председателя Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения, министру экономики Республики Саха (Якутия), министру промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), министру образования и науки Республики Саха (Якутия), министру предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия), министру сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), в органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия), председателю Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия).


3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн", на "Официальном интернет-портале правовой информации" и разместить на официальном сайте Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.



Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
П.ГОГОЛЕВ



Приложение
к постановлению
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 16 июня 2021 г. ГС N 727-VI


РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ "О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2020 - 2024 ГОДЫ" В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ"

г. Якутск

28 апреля 2021 года


Заслушав и обсудив доклады исполняющего обязанности председателя Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения Е.В. Калашниковой, первого заместителя министра образования и науки Республики Саха (Якутия) М.Ю. Присяжного, выступления народных депутатов Республики Саха (Якутия), представителей министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), муниципальных образований, общественных объединений Республики Саха (Якутия), участники парламентских слушаний отмечают следующее.


Правовое регулирование в области занятости населения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Законом Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2007 года N 511-З N 1037-III "О содействии в реализации отдельных мероприятий активной политики занятости населения в Республике Саха (Якутия)", Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2019 года N 874 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы".


По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, численность рабочей силы в Республике Саха (Якутия) в среднем за январь - декабрь 2020 года составила 501,6 тыс. человек и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократилась на 0,2 тыс. человек. Численность занятых в экономике сократилась на 2,4 тыс. человек и составила 464,6 тыс. человек. Общая численность безработных увеличилась на 7,6 процента и составила 37,0 тыс. человек. Уровень общей безработицы увеличился на 0,5 процента и составил 7,4 процента от численности рабочей силы.


Достижение и поддержание естественного уровня безработицы на территории республики - основная цель реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы".


В 2019 году на реализацию программы было предусмотрено 1 082,18 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 571,41 млн. рублей, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 510,77 млн. рублей.


В начале 2020 года объем финансирования госпрограммы составлял 1 173 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 779,0 млн. рублей, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 393,9 млн. рублей. По итогам 2020 года объемы финансирования госпрограммы составили 2 593,34 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 062,59 млн. рублей, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 530,75 млн рублей. Фактическое освоение средств за 2020 год составило 2 591,98 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 061,79 млн. рублей, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 530,19 млн. рублей.


По подпрограмме "Развитие рынка труда Республики Саха (Якутия)" предусмотрены мероприятия по проведению мониторинга и формированию прогнозных оценок развития рынка труда. Так, усовершенствована и автоматизирована работа по формированию прогноза кадровой потребности Республики Саха (Якутия). В целях развития форм проактивного взаимодействия с работодателями в 2020 году проведено 149 ярмарок вакансий. За аналогичный период 2019 года было проведено 117 ярмарок с участием представителей 601 работодателя и 3,2 тыс. граждан. По результатам проведенных ярмарок консультационные услуги получили 2 777 человек, 1 191 человек получили направления для трудоустройства, из них 738 человек были трудоустроены. Всего благодаря общероссийскому порталу "Работа в России" и единому порталу госуслуг в 2020 году мероприятиями активной политики занятости охвачены 24,7 тыс. человек (в 2019 году - 37,1 тыс. человек).


По направлению "Повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда" предусмотрены мероприятия по организации профессионального обучения и переобучения. Так, профессиональное обучение и переобучение прошли 2 559 безработных граждан, обратившихся в органы службы занятости населения, услуги по профессиональной ориентации предоставлены 13 258 гражданам, по социальной адаптации - 1 203 гражданам, по психологической поддержке - 1 297 гражданам, по обучению навыкам трудоустройства - 1 256 гражданам. По региональному проекту "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" направлены на профобучение и дополнительное профессиональное образование 52 гражданина старшего поколения. По региональному проекту "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" организовано профобучение и дополнительное профессиональное образование для 203 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.


По подпрограмме "Развитие национальной системы профессиональных квалификаций" соисполнителем Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) 2020 год завершен со следующими итогами: в республике независимая оценка квалификаций проводится по 16 профессиональным стандартам и 90 профессиональным квалификациям; функционируют 6 центров оценки квалификаций; независимую оценку квалификаций прошли выпускники 4 профессиональных образовательных организаций; 2 профессиональные образовательные программы прошли процедуру профессионально-общественной аккредитации.


По подпрограмме "Содействие занятости населения" предусмотрены мероприятия по трудоустройству граждан, обратившихся за содействием в поиске работы. Так, финансовую поддержку при открытии собственного дела получили 352 безработных и незанятых гражданина, в том числе в сельской местности - 216 человек, на общественные работы фактически трудоустроено 968 граждан, в том числе в сельской местности - 586 человек, на временные рабочие места трудоустроено 60 безработных граждан, организовано временное трудоустройство для 2 111 несовершеннолетних от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в оленеводческих хозяйствах - 189 несовершеннолетних граждан.


В целях трудоустройства граждан на промышленные предприятия на региональном уровне с 2017 года реализуется приоритетный проект "Местные кадры - в промышленность". В 2020 году по проекту "Местные кадры - в промышленность" трудоустроено на 8,9 процента больше, чем в 2019 году, на промышленные предприятия трудоустроены 433 выпускника, из них 95 специалистов с высшим образованием, 338 специалистов среднего звена, в том числе рабочие кадры, стажировку на промышленных предприятиях прошли 29 молодых граждан, 389 граждан получили финансовую поддержку при переезде в другую местность для трудоустройства на временную и постоянную работу по направлению органов службы занятости, 203 гражданина из числа незанятого населения прошли курсы профобучения и дополнительного профессионального образования в целях дальнейшего трудоустройства на промышленные предприятия. По итогам 2020 года в Республике Саха (Якутия) в реализации данных мероприятий приняли участие 255 работодателей, организовавших временные и общественные работы для 1 710 человек.


По подпрограмме "Повышение занятости инвалидов" предусмотрены мероприятия по организации сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования, содействию в трудоустройстве инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста. Так, путем финансовой поддержки работодателей, трудоустраивающих инвалидов, в части возмещения затрат на оборудование (оснащение) дополнительных рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, оказано содействие трудоустройству 15 незанятых инвалидов, 14 инвалидам оказана услуга сопровождения, 17 инспекторов центров занятости населения прошли обучение по программам повышения квалификации и переподготовки по реабилитации инвалидов в сфере занятости.


По подпрограмме "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Саха (Якутия) соотечественников, проживающих за рубежом" оказывается содействие добровольному переселению в Республику Саха (Якутия) соотечественников, проживающих за рубежом. В 2020 году на территорию республики прибыло и поставлено на учет в Управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) 104 участника программы и членов их семей, в течение года трудоустроено 76 человек, из них участников программы - 55. Соотечественникам оказаны меры господдержки: 20 гражданам и членам их семей - в виде компенсации расходов по аренде жилья (временное жилищное обустройство), 83 участникам оказана единовременная материальная помощь до получения разрешения на временное проживание или до оформления гражданства Российской Федерации, 35 участникам и членам их семей компенсированы расходы на медицинское освидетельствование.


По направлению "Осуществление социальных выплат" предусмотрены мероприятия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. На осуществление социальных выплат в 2020 году предусмотрено 1 965,30 млн. рублей в виде субвенций из федерального бюджета, фактически израсходовано 1 964,60 млн. рублей (99,96 процента). В 2020 году численность безработных граждан, получивших социальную поддержку, составила 57 687 человек, или 105,4 процента от плана (в 2019 году социальную поддержку получили 28 715 человек, или 92,8 процента от плана).


По направлению "Повышение мобильности трудовых ресурсов" предусмотрены мероприятия по созданию организационных и информационных условий, способствующих переезду трудоспособного населения из других субъектов Российской Федерации в Республику Саха (Якутия) для работы в организациях, испытывающих потребность в квалифицированных работниках, и содействию работодателям Республики Саха (Якутия) в привлечении квалифицированных кадров. Так, в 2020 году в рамках подпрограммы в Республику Саха (Якутия) привлечен для трудоустройства 21 специалист из других регионов (в АК "АЛРОСА" (ПАО) - 14 человек, в АО "ГОК "Инаглинский" - 7 человек). Органы местного самоуправления вправе реализовывать дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения, направленные на привлечение трудовых ресурсов, и осуществлять расходы за счет средств бюджетов муниципальных образований. Однако подобные планы реализуются лишь в 17 муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия).


Серьезные изменения на рынке труда в условиях распространения новой коронавирусной инфекции коснулись как республики, так и нашей страны и мира в целом.


Из-за пандемии коронавирусной инфекции многие работодатели были вынуждены уволить часть или всех работников в связи с ликвидацией или сокращением штатной численности работников.


Также на рынке труда республики продолжает сохраняться высокая безработица в сельской местности. Основными причинами высокого уровня безработицы в сельской местности республики являются дефицит рабочих мест, связанный с узкоотраслевой специализацией экономики и сложностями в трудоустройстве граждан из-за низкого спроса на рабочую силу и несоответствия профессионально-квалификационного спроса и предложений по трудоустройству на рынке труда. Несмотря на положительную динамику последних лет, уровень общей безработицы на селе сохраняется выше отметки 8,5 процента.


Существует проблема трудоустройства граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы. Среди них женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования без опыта работы), уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы, длительно не работающие граждане.


Кроме того, существует проблема ограниченности внутренней мобильности рабочей силы, связанная с низкой степенью транспортной доступности населенных пунктов во многих районах республики (особенно арктических), что приводит к неэффективному использованию трудовых ресурсов в отдельных муниципальных образованиях республики и сохранению в них уровня безработицы выше среднего значения по республике.


Среди прочих проблем на рынке труда отмечаются снижение численности трудовых ресурсов в результате сокращения численности населения трудоспособного возраста, несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда, ухудшение качественных характеристик рабочих мест (неблагоприятные, вредные и тяжелые условия труда, приводящие к производственному травматизму, профессиональным заболеваниям), отставание уровня оплаты труда в отраслях социальной сферы от уровня оплаты труда в других сферах деятельности.


На основании вышеизложенного в целях обеспечения эффективной реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" участники парламентских слушаний рекомендуют:


1. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (П.В. Гоголев):


1) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)" в части установления экономических гарантий и льгот работодателям, создающим рабочие места для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе сверх установленной квоты;


2) провести анализ законодательства в сфере трудоустройства молодых специалистов, при необходимости внести изменения в целях совершенствования и расширения законодательства в данном направлении.


2. Правительству Республики Саха (Якутия) (А.В. Тарасенко):


1) с учетом действующих норм трудового законодательства Российской Федерации, возлагающих на работодателя обязанности по обеспечению безопасности и нормальных условий труда в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, а также бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, и в целях компенсации расходов предприятий на мероприятия по предотвращению коронавирусной инфекции рассмотреть вопрос об отражении расходов на обеспечение защитных мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции в составе расходов по обычным видам деятельности, т.е. расходов, связанных с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, для включения данных расходов в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг;


2) с учетом расширения круга участников, занимающихся оленеводством в муниципальных образованиях республики, не относящихся к Арктической зоне, рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для реализации проекта "Молодой оленевод" в рамках Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;


3) разработать комплекс мер для максимально возможного сохранения существующих рабочих мест и трудоустройства высвобождаемых работников в отрасли добычи полезных ископаемых;


4) при формировании государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2022 год предусмотреть выделение бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий подпрограммы "Повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда" в части профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, обратившихся в органы службы занятости населения, подпрограммы "Содействие занятости населения" в части содействия самозанятости безработных граждан и незанятого населения, стажировки молодых специалистов, стимулирования трудовой мобильности, организации проведения оплачиваемых общественных работ в сельской местности, организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время с доведением показателей мероприятий подпрограмм до норматива доступности государственных услуг в области содействия занятости населения;


5) объявить мораторий в течение трех лет на проведение сокращений рабочих мест в бюджетной сфере в сельской местности;


6) развивать практику стажировок выпускников профессиональных образовательных организаций в целях получения ими опыта работы, а также последующего закрепления выпускников на постоянных рабочих местах;


7) рассмотреть вопрос о доведении уровня средней заработной платы работников учреждений службы занятости до среднего размера начисленной заработной платы по Республике Саха (Якутия);


8) рассмотреть вопрос о выделении здания площадью не менее 900 кв. м для размещения в нем управления занятости населения городских округов государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр занятости населения Республики Саха (Якутия)";


9) обеспечить исполнение резидентами территории опережающего развития "Якутия", территории опережающего развития "Южная Якутия" плановых показателей по созданию рабочих мест и трудоустройству граждан;


10) пересмотреть норматив финансирования по мероприятию "Содействие самозанятости безработных граждан и незанятого населения" в части его увеличения;


11) совместно с общественными организациями инвалидов пересмотреть порядок финансирования и размер нормативных расходов по мероприятию "Содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места".


3. Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по занятости населения (Е.В. Калашникова):


1) обеспечить достижение целевых индикаторов государственной программы Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы";


2) совместно с Министерством экономики Республики Саха (Якутия), Министерством промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) обеспечить актуализацию прогноза потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием;


3) совместно с органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) реализовать меры по обеспечению занятости населения в арктических районах Республики Саха (Якутия), учитывая специфику территорий;


4) продолжить работу по содействию в трудоустройстве молодежи на временные и постоянные рабочие места, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства;


5) повышать эффективность государственной политики занятости, качество и доступность государственных услуг в сфере содействия занятости населения;


6) проводить информирование граждан о возможностях трудоустройства, предоставляемых государственных услугах по содействию трудоустройству граждан;


7) содействовать трудоустройству граждан, уволенных из организаций в связи с ликвидацией либо сокращением штатной численности работников, в том числе высвободившихся работников отрасли здравоохранения в результате упорядочения сети учреждений здравоохранения Республики Саха (Якутия).


4. Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) (М.П. Сивцев) разработать план мероприятий по подготовке выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования для последующего трудоустройства на промышленные предприятия.


5. Министерству предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) (И.С. Высоких) продолжить мероприятия по оказанию поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции.


6. Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (А.П. Атласов) продолжить мероприятия по оказанию поддержки семейным фермам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам.


7. Органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия):


1) продолжить работу по привлечению незанятого населения к работам на промышленных предприятиях;


2) оказывать содействие при создании рабочих мест в сфере малого бизнеса;


3) принимать участие в финансировании проведения оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;


4) оказывать содействие в информировании населения и работодателей о программах активной политики занятости, в том числе новых направлениях работы по стимулированию найма безработных граждан, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в рамках федерального проекта "Содействие занятости";


5) оказывать содействие в организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в том числе в онлайн-формате;


6) предусмотреть в программах социально-экономического развития муниципальных образований мероприятия по созданию новых рабочих мест, поддержке предпринимательской инициативы молодых граждан.


8. Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) (Н.Н. Дегтярев) предоставлять информацию о случаях неправомерного увольнения работников из организаций, в том числе в бюджетном секторе экономики.


9. Работодателям всех форм собственности:


1) обеспечить увеличение социальных гарантий и включение в коллективные договоры мер, способствующих социальной защищенности работников;


2) не допускать массовых сокращений работников;


3) не допускать занятость наемных работников без оформления трудовых отношений;


4) рассмотреть вопрос о создании специализированных цехов (филиалов) по производству товаров (работ, услуг) для трудоустройства инвалидов.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ