Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2022 года N 645


О внесении изменений в Стратегию социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года



Администрация Смоленской области постановляет:


Внести в Стратегию социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года, утвержденную постановлением Администрации Смоленской области от 29.12.2018 N 981 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 19.05.2020 N 280), следующие изменения:


1) в подразделе 1.2 раздела 1:


- в абзаце первом слово "Указе" заменить словом "указах", после слов "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" дополнить словами "и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


- абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:


"Ряд других документов также затрагивает или включает в себя отдельные аспекты стратегического планирования развития Российской Федерации, в том числе Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Послания Президента Российской Федерации за разные годы, Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, а также другие документы стратегического планирования Российской Федерации. Однако в качестве основополагающих выступают именно Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", поскольку они в наиболее полной мере отражают собственно стратегическую систему приоритетов и основные подходы к их реализации. Остальная система стратегических документов рассматривается как расширяющая и уточняющая их положения.


Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" устанавливают следующие приоритеты в развитии Российской Федерации до 2024 года, а по некоторым направлениям и до 2030 года, в их числе:";


2) подраздел 2.4.2 раздела 2 изложить в следующей редакции:


"2.4.2. Экспортный потенциал Смоленской области



Одним из важных факторов экономического роста Смоленской области является развитие экспорта товаров и услуг из Смоленской области. Смоленская область обладает значительным потенциалом в данной сфере.


При этом если по валовому региональному продукту на душу населения и по численности населения Смоленская область в России в 2020 году занимала 57-е место, то по общему объему экспорта по итогам 2020 года область занимает 42-е место среди регионов Российской Федерации. То есть экономика Смоленской области более экспортоориентирована.


Министерство экономического развития Российской Федерации определило показатели эффективности, характеризующие развитие экспорта малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации. При этом данные показатели можно рассматривать как индикаторы общего экспортного потенциала регионов.


Смоленская область имеет высокие рейтинги среди регионов Российской Федерации по таким показателям экспортного потенциала, как: "Количество товаров несырьевого экспорта на уровне 6 знаков ТНВЭД ЕАЭС" за 2018 год (3245 ед., 5-е место среди регионов России); "Количество таможенных постов в субъекте Российской Федерации" (15 ед., 14-е место); "Количество таможенных представителей (брокеров) в субъекте Российской Федерации" (28 ед., 6-е место); "Количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность" (1583 ед., 5-е место); "Объем несырьевого экспорта малых и средних предприятий за 2018 год" (406562 тыс. долларов США, 13-е место).


Достаточно хорошие позиции относительно других регионов Российской Федерации Смоленская область занимает по показателям: "Количество рынков сбыта для товаров несырьевого экспорта на уровне 6 знаков ТНВЭД ЕАЭС" в 2018 году (22648 ед., 24-е место); "Плотность ж/д путей на конец 2018 года" (232 км путей на 10000 кв. км территории, 18-е место); "Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием" (15508,3 км, 27-е место).


Таким образом, в качестве преимущества Смоленской области можно отметить как большой объем (особенно учитывая, что доля Смоленской области в численности населения и экономике России составляет соответственно только 0,6% и 0,4%), так и значительную диверсификацию несырьевого экспорта Смоленской области по товарам, рынкам и поставщикам. Смоленская область обладает необходимой таможенной инфраструктурой, а также достаточно развитой железнодорожной и автомобильной инфраструктурой.


К слабым местам Смоленской области в отношении экспортного потенциала относятся: расстояние до ближайшего морского порта, стоимость электроэнергии. Данные факторы отрицательно влияют на возможности производства и транспортировки экспортной продукции.


Смоленская область обладает хорошим потенциалом развития экспорта услуг. Так, по результатам 2021 года регион занимал 4-е место в ЦФО по экспорту прочих деловых услуг (более 43 млн. долларов США). К ним относятся профессиональные услуги и консультационные услуги в области управления (юридические услуги, услуги по аудиту, бухгалтерскому учету, оптимизации налогообложения, консультационные услуги, реклама, маркетинг, изучение общественного мнения), технические, торгово-посреднические услуги, услуги в области научных исследований и разработок. Согласно Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации 14 августа 2019 года N 1797-р, перспективы российского экспорта деловых услуг в решающей степени зависят от состояния внутреннего рынка Российской Федерации и динамики деловой активности на нем, спроса иностранных компаний на различные деловые и профессиональные услуги для освоения внутреннего рынка и увеличения рыночной доли. Смоленская область, обладающая благодаря выгодному географическому положению и достигнутым показателям развития экспорта хорошим потенциалом развития внешнеэкономических связей, способна активно наращивать экспорт деловых услуг и в дальнейшем.


Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области (далее - Смоленскстат), значительную часть экспорта услуг из Смоленской области занимают транспортные услуги. В 2021 году объем их экспорта составил 326,7 млн. долларов США. По данным представительства Ассоциации международных перевозчиков в Смоленской области, на долю Смоленской области приходится более 30% от количества международных рейсов, выполняемых перевозчиками ЦФО. По итогам 2018 года в Смоленской области международными автомобильными перевозками занимались более 600 транспортных предприятий с парком автопоездов более 8 тыс. единиц. При этом темпы роста количества предприятий, осуществляющих международные автоперевозки, самые высокие в России: по сравнению с 2013 годом их число увеличилось в 2,6 раза. Привлекательность в Смоленской области данного вида деятельности обусловлена как ее выгодным географическим положением, так и стимулированием развития дальнейшего вида деятельности при помощи системы налоговых льгот.


В целом Смоленская область обладает значительным потенциалом для расширения рынков сбыта производимых товаров и услуг за счет экспортных поставок.


По данным Федеральной таможенной службы, в 2020 году экспорт Смоленской области составил 1003,7 млн. долларов США, что на 11,4% меньше по сравнению с 2019 годом, в 2021 году экспорт составил 1488,3 млн. долларов США (на 48,3% больше уровня 2020 года).


Негативная динамика экспорта, отмеченная в 2020 году, сменилась положительной динамикой в 2021 году. Сокращение экспорта в 2020 году было обусловлено вынужденными карантинными ограничениями, рецессией в странах-торговых партнерах, а также снижением мирового спроса на товары и услуги.


Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) и ограничительные меры, направленные на ее сдерживание, оказали резкое и масштабное шоковое воздействие на мировую экономику, усилив уже существующие проблемы. Ограничительные меры, принятые правительствами государств, привели к частичной и даже полной остановке отдельных производств, резкому спаду в сфере услуг, сжатию мировой торговли и разрушению цепочек добавленной стоимости. Введение санкционных ограничений в отношении Российской Федерации в 2022 году также оказывает отрицательное влияние на состояние внешней торговли.


Важным индикатором, характеризующим состояние внешней торговли, является диверсификация направленности внешнеэкономических связей региона.


По данным Смоленскстата, в 2014 году на долю самого крупного импортера региональных товаров приходилось 36,9% всего экспорта региона, в 2021 году - 37,3%. Удельный вес первых пяти стран в структуре экспорта составлял в 2014 году 72,4%, постепенно снижаясь к 2020 году - 67,9% (таблица 2.1).



Таблица 2.1

Степень географической диверсификации экспорта Смоленской области в 2014 - 2021 годах (в процентах)


2014 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Беларусь

36,9

37,0

36,5

41,2

41,1

37,3

Бельгия

15

8

7

Украина

8,0

20,5

7,5

Бразилия

6,9

4,3

13,0

12,7

9,3

12,0

Израиль

5,6

3,7

Турция

4,5

4,5

6,0

11,4

9,0

Литва

3,9

2,8

4,5

Казахстан

3,7

5,1

Топ-5

72,4

74,3

68,5

67,5

68,3

67,9


По итогам 2021 года распределение экспорта Смоленской области по странам-лидерам выглядит следующим образом: Беларусь (37,3% от общего объема экспорта региона), Турция (9%), Бразилия (12%), Казахстан (5,1%) и Литва (4,5%).


Перечень стран мира, с которыми предприятия и организации, зарегистрированные в Смоленской области, осуществляли торговлю в период с 2018 года по 2021 год, уменьшился с 116 до 105. Однако объем торговли в денежном эквиваленте за этот период вырос на 24,7% (с 3159,5 млн. долларов США до 3873,3 млн. долларов США). При этом товарооборот с государствами, входящими в СНГ (с учетом стран - членов Евразийского экономического союза), в указанный период в 2 раза превышал товарооборот со странами дальнего зарубежья.


Таким образом, с одной стороны, география экспорта Смоленской области достаточно диверсифицирована, с другой стороны, имеется существенная зависимость экспорта от поставок в страны Содружества Независимых Государств и Беларусь.


В структуре экспорта Смоленской области преобладает несырьевой неэнергетический экспорт. При этом его доля ежегодно увеличивается. В 2014 году несырьевой неэнергетический экспорт составлял 88,82%, а к 2020 году его доля составила уже 96,88%.


В период с 2018 по 2021 год наибольший объем экспорта приходился на продукцию химической промышленности. При этом наибольший рост отмечался в отношении продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (в 2,2 раза, на 189 млн. долларов США), в отношении древесины (в 1,5 раза, на 74,9 млн. долларов США), минеральных продуктов (в 1,5 раза, на 10,1 млн. долларов США). Таким образом, диверсификация экспорта по товарным группам улучшалась.


В период с 2018 по 2021 год доля полученной экспортной выручки в несырьевом неэнергетическом экспорте, приходившаяся на малые и средние предприятия (включая микропредприятия), постепенно росла. За указанный период рост составил 15%. В 2021 году в несырьевом неэнергетическом экспорте на малые и средние предприятия (включая микропредприятия) приходилось 60% всего объема экспортной выручки (850,8 млн. долларов США).


Значительный прирост в несырьевом неэнергетическом экспорте в 2018 - 2021 годах наблюдался в трех приоритетных товарных группах: продовольственные товары, переработка древесины, минеральные продукты. В перспективе тенденция сохранится, в том числе в связи с увеличением объемов производства и реализацией на территории Смоленской области крупных инвестиционных проектов: в пищевой промышленности - строительство и модернизация производства ЗАО "Гагаринконсервмолоко", в деревообрабатывающей промышленности - расширение производства ООО "Эггер Древпродукт Гагарин", в химической промышленности - модернизация агрегатов с расширением их мощности ПАО "Дорогобуж". Целью реализуемых инвестиционных проектов является в том числе увеличение экспортных поставок.


Наибольшую долю импорта в Смоленскую область составляют: машины, оборудование и транспортные средства (27,9%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (23,5% от общего объема импорта в регион в 2021 году). Наибольший рост (в 4,2 раза) в 2018 - 2021 годах наблюдался по товарной группе "Минеральные продукты".


Республика Беларусь обеспечила почти 75,3% (1798,2 млн. долларов США в 2021 году) общего объема импорта в Смоленскую область. Импорт из Республики Беларусь в 2021 году превысил экспорт в 3,3 раза.


В качестве крупных импортеров следует отметить Бразилию (178,2 млн. долларов США в 2021 году) и Турцию (133,1 млн. долларов США в 2021 году).


С конца февраля 2022 года внешние условия функционирования российской экономики кардинально изменились. Введенные иностранными государствами санкционные ограничения привели к усилению волатильности валютного курса, снижению цен на финансовые активы, расширению дефицита ликвидности банковского сектора. 15 марта 2022 года на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций принят План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (далее - План первоочередных действий), который на регулярной основе дополняется новыми мероприятиями в зависимости от выявляемых рисков и потребностей. Благодаря зафиксированным в Плане первоочередных действий мерам удалось сохранить устойчивость финансового и валютного рынков, стабилизировать ситуацию в экономике. Однако падение в 2022 году объема экспорта в ненефтегазовом секторе Министерством экономического развития Российской Федерации по отношению к 2021 году прогнозируется на уровне 19,9%, переходя в умеренный рост в 2023 году - на 0,6%, в 2024 году - на 2,9%, в 2025 году - на 1,9%.


Ненефтегазовый экспорт за 2023 - 2025 годы возвратит примерно 60% падения 2022 года, но в 2025 году не восстановится полностью (2025 г. к 2021 г.: - 8,6%).


Международная конъюнктура и введенный на правительственном уровне временный запрет на вывоз отдельных видов удобрений не окажут сильного влияния на развитие экспорта в этой приоритетной для Смоленской области отрасли. Временное ограничение было введено с целью поддержки внутреннего рынка в период проведения полевых работ. Вероятность эмбарго на российские удобрения низкая, так как его введение приведет к продовольственному кризису, поскольку на поставки из России приходится 1/4 всего производства удобрений в мире. Высокий спрос на удобрения сохранится в связи с объективными факторами - рост численности населения требует роста объема производства продуктов питания. Устойчивый мировой тренд увеличения населения будет поддерживать спрос на продовольствие, экспортируемое в том числе из Смоленской области (доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в экспорте в 2021 году составляла 23,2%). По этим же причинам международные ограничения не отразятся на экспорте продовольственных товаров. Высокая потребность в поставляемых из России продуктах подтверждается вводимыми послаблениями со стороны стран Евросоюза и США и выводом из-под санкций части активов российских банков, на которые они были наложены ранее, при условии, что размороженные активы будут использованы для расчетов за поставки продовольствия.


Введенные ограничения отразятся на другой приоритетной отрасли - продукции лесоперерабатывающего комплекса. Ожидается падение объемов отгрузки в 2022 - 2023 годах с последующим постепенным восстановлением, поскольку производимая в регионе продукция имеет большой спрос как на зарубежных рынках, так и внутри страны. При этом экспортеры продолжают налаживать новые каналы сбыта. Уже сейчас можно отметить переориентацию поставок на страны Евразийского экономического союза и страны Содружества Независимых Государств.


Во многих отраслях, по предварительной оценке, не ожидается столь быстрой переориентации. Так, например, ожидается снижение объема выручки в 2022 году в экспорте услуг. В общем объеме экспорта услуг из Смоленской области по итогам 2021 года 70% приходилось на транспортные услуги. Пятым пакетом санкций введен запрет на автомобильные грузоперевозки по территории Евросоюза автотранспортом, зарегистрированным в Российской Федерации, в том числе транзитные перевозки. Кроме этого, отрицательно влияет на объем экспорта услуг снижение импорта товаров и падение объема иностранных инвестиций.


Отрицательно повлияет на динамику объема экспорта Смоленской области замедление внешнеэкономических связей с европейскими странами и снижение импорта комплектующих и станков. Также негативным фактором выступает прогнозируемое снижение объема инвестиций в основной капитал в 2022 - 2023 годах и в значительной степени переориентация инвестиций на организацию выпуска продукции для внутреннего рынка.


Перечень товаров, попавших под санкции, достаточно обширен. Многим предприятиям удастся перестроиться и наладить поставки в страны, не присоединившиеся к санкциям. Однако вводимые ограничения отрицательно скажутся на общем объеме направляемой на экспорт продукции.";


3) в разделе 3:


- пункт 15 таблицы 4 изложить в следующей редакции:

15.

Объем экспорта, млрд. долларов США

1,24

1,48

1,49

1,7


- в абзаце тридцать третьем слово "Указ" заменить словом "указы", после слов "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" дополнить словами "и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", слова "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,", "Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года," исключить;


4) в разделе 6:


- абзац тридцать девятый подраздела 6.5 изложить в следующей редакции:


"- вывод продукции сферы IT на международные рынки, организация планомерной работы по повышению качества подготовки и развитию молодых IT-специалистов, реализация положений государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313;";


- абзац двадцать восьмой подраздела 6.11 изложить в следующей редакции:


"В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 N 1738-р с 2015 года в Смоленской области осуществлялось внедрение стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее - стандарт развития конкуренции) в соответствии с разработанным планом мероприятий "дорожной картой" по содействию развитию конкуренции в Смоленской области на 2015 - 2018 годы. В период с 2019 по 2022 год работа по внедрению стандарта развития конкуренции продолжается в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 N 768-р. Начиная с 2022 года мероприятия по содействию развитию конкуренции в регионе реализуются в соответствии с Национальным планом ("дорожной картой") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 N 2424-р, в рамках плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Смоленской области на 2022 - 2025 годы, утвержденного распоряжением Губернатора Смоленской области от 29.12.2021 N 1702-р.";


5) в подразделе 9.2 раздела 9:


- абзац двадцать пятый признать утратившим силу;


- в абзаце тридцать восьмом цифры "258,7" заменить цифрами "284,8";


- дополнить абзацами следующего содержания:


"- объем несырьевого неэнергетического экспорта в 2024 году - 1,51 млрд. долларов США, в 2030 году - 1,7 млрд. долларов США;


- объем несырьевого неэнергетического экспорта субъектами малого и среднего предпринимательства в 2024 году - 0,92 млрд. долларов США, в 2030 году - 1,05 млрд. долларов США;


- доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме несырьевого неэнергетического экспорта в 2024 году - 61,2%, в 2030 году - 63,6%;


- количество экспортеров из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в 2024 году - 1956 ед., в 2030 году - 3010 ед.".



Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ