Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2022 года ГС N 919-VI


Об отчете о деятельности органов внутренних дел по Республике Саха (Якутия) за 2021 год



Заслушав отчет о деятельности органов внутренних дел по Республике Саха (Якутия) за 2021 год, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Принять к сведению отчет о деятельности органов внутренних дел по Республике Саха (Якутия) за 2021 год.


2. Рекомендовать Министерству внутренних дел России по Республике Саха (Якутия) (В.Н. Прокопенко):


1) усилить работу в сфере противодействия незаконной миграции, в том числе в части выявления правонарушений и преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Республики Саха (Якутия);


2) усилить работу по противодействию незаконному обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Саха (Якутия).


3. Рекомендовать Правительству Республики Саха (Якутия) (А.В. Тарасенко):


1) определить уполномоченный орган по созданию специализированных учреждений по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;


2) принять меры по обеспечению населения Республики Саха (Якутия) необходимым количеством пунктов технического осмотра транспортных средств, особенно в крупных районных центрах.


4. Рекомендовать Министерству инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) (А.А. Семенов) организовать работу по информированию населения Республики Саха (Якутия) о формах и методах противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий.


5. Рекомендовать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) (В.М. Сивцев) продолжить работу комиссии Республики Саха (Якутия) по вопросам функционирования специализированных стоянок на территории Республики Саха (Якутия).


6. Рекомендовать Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Л.Н. Афанасьева) рассмотреть вопрос об обеспечении муниципальных районов Республики Саха (Якутия) врачами-судмедэкспертами, в том числе за счет их прикрепления к отдаленным районам Республики Саха (Якутия) и увеличения штатной численности Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия).


7. Опубликовать настоящее постановление и отчет о деятельности органов внутренних дел по Республике Саха (Якутия) за 2021 год в республиканских газетах "Якутия", "Саха сирэ" и "Ил Тумэн".


8. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.



Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
А.ЕРЕМЕЕВ



ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 2021 ГОД



I. Общая характеристика криминогенной ситуации в Республике Саха (Якутия)


По итогам 2021 года на территории республики количество зарегистрированных преступлений возросло на 7,1% (12146/13005; ДФО: +0,9%; Россия: - 1,9%).


По республике рост общего числа преступлений зафиксирован в г. Якутске (+7,3%; 5687/6102) и в 20 районах, в том числе более чем на четверть увеличилась регистрируемая преступность - в Момском (+44,4%; 36/52), Среднеколымском (+30,1%; 73/95), Нижнеколымском (+27,8%; 36/46), Томпонском (+25,6%; 125/157). Существенный рост зарегистрированных преступлений зафиксирован также в таких крупных районах, как Алданский (+21,7%; 605/736), Мирнинский (+19,3%; 803/958) и Хангаласский (+18,1%; 259/306).


Наряду с этим снижение числа зарегистрированных преступлений отмечено в 11 муниципальных образованиях, в том числе наиболее существенно - в Анабарском (-51,5%; 33/16), Верхоянском (-35,9%; 103/66), Амгинском (-17,8%; 129/106), Верхневилюйском (-14,3%; 231/198) районах.


Позитивная динамика снижения количества зарегистрированных преступлений отмечается в части регистрации умышленных убийств с покушениями (-12,0%; 117/103), умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (-6,9%; 290/270), в том числе повлекших смерть потерпевшего (-7,6%; 66/61), грабежей (-9,5%; 241/218), разбоев (-9,1%; 33/30), краж из квартир (-26,0%; 215/159).


Вместе с тем, в общей структуре преступности зафиксирован рост изнасилований с покушениями (за счет ряда многоэпизодных преступлений; +35,7%; 56/76), краж (+10,6%; 3059/3384), в том числе из магазинов, баз, складов (+21,2%; 306/371), мошенничеств (+32,0%; 1758/2321), вымогательств (+56,7%; 30/47).


Сохранился существенный рост числа преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации (+25,8%; 2287/2876), в том числе краж (+85,7%; 504/936) и мошенничеств (+41,5%; 1153/1631), что в целом и повлияло на общий рост преступности.


Уровень преступности на 100 тыс. населения составил 1324,4 (ДФО: 1874,1; Россия: 1371,3), в том числе 334,0 тяжких и особо тяжких составов (ДФО: 467,6; Россия: 383,8). Наименьший уровень преступности зарегистрирован в Анабарском (400,0), Эвено-Бытантайском (433,3), Кобяйском (516,6) районах, а наибольший - в Алданском (1187,1), Оймяконском (1737,5), Олекминском (1537,5) районах и в городе Якутске (1743,4). Уровень преступности в Республике Саха (Якутия) остается самым низким среди регионов Дальневосточного федерального округа, в том числе по тяжким и особо тяжким составам преступлений.


На 4,6% (304/290) сократилось число погибших от преступных посягательств граждан, а также на 7,7% (388/358) снизилось число лиц, которым причинен тяжкий вред здоровью. Между тем, существенный рост числа погибших граждан отмечается в Верхневилюйском (3/10), Томпонском (2/13), Горном (1/9), Булунском (1/7), Нюрбинском (4/12) районах.


Количество преступлений, совершенных в общественных местах, снизилось на 0,7% (3051/3030; ДФО: - 4,6%; Россия: - 6,4%), их удельный вес в числе всех зарегистрированных преступлений сократился до 23,3% (2020 г.: 25,1%; ДФО: 25,6%; Россия: 29,0%). Однако число преступлений, совершенных непосредственно на улицах, незначительно возросло на 3,1% (2198/2266; ДФО: - 0,1%; Россия: - 7,2%).


Более чем на четверть снизилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними (-28,4%; 335/240; ДФО: - 11,8%; Россия: - 15,6%), их доля в общем числе раскрытых преступлений составила 2,7% (2020 г.: 4,0%; ДФО: 4,3%; Россия: 3,1%). Структура подростковой преступности характеризуется снижением умышленных убийств (-66,7%; 3/1), краж (-41,2%; 194/114), грабежей (-53,1%; 32/15), разбоев (-33,3%; 6/4), угонов АМТ (-9,1%; 33/30). Число умышленных причинений тяжкого вреда здоровью сохранилось на уровне прошлого года (3/3). Вместе с тем ими больше совершено мошенничеств (+42,9%; 7/10).


На 22,5% (759/930) возросло число преступлений, совершенных в отношении малолетних и несовершеннолетних. В структуре данного вида преступности отмечен рост преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (+37,4%; 230/316). Рост преступлений указанной категории произошел за счет раскрытия многоэпизодных преступлений (свыше 10 уголовных дел о более чем 100 эпизодах преступлений).


В целом рост преступлений, где потерпевшими становились несовершеннолетние, произошел на территории 20 муниципальных образований, в том числе наиболее заметно - в Нерюнгринском (63/81), Мирнинском (24/47), Алданском (25/48), Усть-Алданском (9/25), Булунском (2/10), Чурапчинском (6/16), Жиганском (1/13), Среднеколымском (5/15) районах и в г. Якутске (363/421).


Снизилось число преступлений, совершенных на бытовой почве (-6,5%; 494/462). Между тем рост преступлений в сфере семейно-бытовых отношений отмечен в 14 районах, в том числе особенно заметно в Алданском (10/30), Нерюнгринском (37/47), Мирнинском (35/45), Нюрбинском (23/30), Среднеколымском (1/10).


На 9,5% увеличилось количество преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления (4479/4905; ДФО: +2,4%; Россия: +0,2%), в том числе ранее судимыми - на 9,5% (2183/2391; ДФО: +1,4%; Россия: +0,6%). В структуре преступности ранее судимых лиц возросло число умышленных убийств (+14,8%; 54/62), умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (+15,7%; 153/177), мошенничеств (в 2,5 раза; 174/435).


Увеличение преступности со стороны ранее судимых лиц отмечено в г. Якутске (+22,7%; 961/1179) и в 12 районах, в том числе значительно - в Верхневилюйском (26/62), Оймяконском (7/13), Усть-Янском (6/12), Абыйском (2/5), Нерюнгринском (151/192).


Незначительно снизилось число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (-3,8%; 4092/3938; ДФО: - 4,8%; Россия: - 8,3%). Их удельный вес в числе предварительно расследованных преступлений сократился с 48,3 до 44,7% (ДФО: 37,0%; Россия: 28,1%). Несмотря на это Якутия продолжает входить в число десяти регионов Российской Федерации с наибольшим удельным весом преступлений (от числа расследованных), совершенных в состоянии алкогольного опьянения.


В структуре данного вида преступности отмечается рост умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (+12,4%; 210/236), изнасилований (+188,9%; 9/26), краж (+3,0%; 931/959). При этом зафиксировано снижение грабежей (-13,5%; 156/135), разбоев (-29,4%; 34/24), угонов (-5,2%; 134/127).


Рост "пьяной" преступности отмечен в г. Якутске (+2,3%; 1376/1407) и 7-ми районах, в том числе значительный - в Алданском (155/212), Вилюйском (95/120), Кобяйском (39/35), Среднеколымском (35/44), Абыйском (8/13).


Количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, сократилось на 50,0% (28/14; ДФО: - 8,4%; Россия: - 5,0%). Указанные преступления зарегистрированы в г. Якутске (13/8), Нерюнгринском (2/1), Ленском (0/2), Алданском (2/1), Олекминском (1/1), Нюрбинском (0/1) районах.


Возросло число преступлений со стороны лиц, не имеющих постоянного источника дохода (+3,9%; 4605/4783). В структуре данного вида преступлений возросло количество умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (+8,2%; 147/159), в том числе повлекших смерть потерпевшего (+38,5%; 39/54), мошенничеств (+52,7%; 277/423), краж (+5,4%; 1202/1267).


В целом рост преступлений со стороны данной категории лиц зафиксирован в г. Якутске (+6,6%; 2006/2139) и 14-ти районах, в том числе наиболее заметно - в Алданском (+44,9%; 196/284), Сунтарском (+28,4%; 74/95), Абыйском (+50,0%; 12/18).


На треть больше совершено преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства (+36,3%; 160/218; ДФО: +13,5%; Россия: +5,9%). Ими больше совершено умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (2/4), преступлений против половой неприкосновенности (1/6), фактов подделки документов (29/106).


Наибольший рост числа преступлений (за исключением превентивного характера), совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, наблюдается на территориях Мирнинского (15/17), Алданского (6/10), Намского (0/2), Томпонского (0/2) районов.


Количество преступлений, совершенных в отношении иностранцев, возросло на 32,2% (90/119).


Таким образом, в 2021 году оперативная обстановка в Республике Саха (Якутия) характеризуется ростом преступности, в основном, за счет существенного роста IT-преступлений, а также повышения результативности работы по выявлению преступлений экономической направленности. Наряду с этим отмечен рост преступлений, совершенных лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, в том числе ранее судимыми, а также лицами, не имеющими постоянный источник дохода.


Сохранена позитивная динамика снижения подростковой и "пьяной" преступности.


При снижении общего количества преступлений, совершенных в общественных местах, возросло количество преступлений, совершенных на улицах.


Несколько улучшена результативность работы по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности и наркопреступлений. При снижении общего количества выявленных сотрудниками ОВД преступлений коррупционной направленности улучшена их раскрываемость.



II. Основные итоги оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел


2.1. Раскрытие и расследование преступлений


Общее количество раскрытых всеми правоохранительными органами преступлений увеличилось на 3,9% (8478/8806; ДФО: +0,8%; Россия: - 0,1%). Раскрываемость преступлений составила 68,9%, что выше среднероссийского и среднеокружного показателей (2020 г.: 72,0; ДФО: 54,3%; Россия: 52,5%).


Уменьшилось число нераскрытых уголовных дел о грабежах (-26,1%; 46/34), угонах (-23,8%; 21/16), преступлениях в сфере НОН (-17,4%; 161/133), коррупционной направленности (-75,0%; 20/5).


Отмечено улучшение раскрываемости краж из магазинов, баз, складов (с 66,3 до 71,5%), грабежей (с 81,7 до 83,7%), угонов (с 89,6 до 91,7%), преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (с 69,3 до 73,0%), экономической (с 79,9 до 85,8%) и коррупционной (с 85,7 до 97,2%) направленности.


Необходимо отметить, что по результатам общей раскрываемости (68,9%) Республика Саха (Якутия) занимает 2-ое место в Дальневосточном федеральном округе (1-ое место - Чукотский АО: 75,1%), также 2-ое место занимает по раскрываемости краж (52,2%; 1-ое место - Чукотский АО: 73,0%), IT-преступлений (31,2%; 1-ое место - Чукотский АО: 45,0%), а по раскрытию краж из квартир (66,9%) и мошенничеств (36,2%) - лидирующие позиции.


Отмечается увеличение раскрываемости преступлений сотрудниками органов внутренних дел по "горячим следам" на 2,5% (1448/1484).


На 15,1% (139/160; ДФО: +16,0%; Россия: +24,1%) улучшена результативность работы правоохранительных органов по раскрытию преступлений, совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ.


По ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества) зарегистрировано 8 преступлений (12.2020 г.: 3), по ст. 209 УК РФ (бандитизм) преступлений не выявлено (12.2020 г.: 0). Преступлений террористического характера зарегистрировано 8 (5). По ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма) зарегистрировано 9 (10) преступлений. Преступлений экстремистской направленности не зафиксировано (2).


2.2. Защита экономики от преступных посягательств, противодействие коррупции


Количество выявленных всеми правоохранительными органами преступлений экономической направленности увеличилось на 37,7% (626/862; ДФО: +33,6%; Россия: +11,6%), в том числе сотрудниками органов внутренних дел - на 22,9% (519/638; ДФО: +29,2%; Россия: +9,0%).


Возросло количество задокументированных сотрудниками ОВД тяжких и особо тяжких составов экономических преступлений - на 6,1% (311/330), при этом их количество, совершенных в крупном и особо крупном размере, сократилось на 13,4% (253/219). Меньше выявлено преступлений в финансово-кредитной сфере (-32,6%; 92/62).


Улучшены показатели выявления преступлений в сфере экономической деятельности (+13,0%; 92/104), в топливно-энергетическом (+30,0%; 10/13) и лесопромышленном (+60,0%; 10/16) комплексах, в сфере потребительского рынка (+42,9%; 14/20), ЗАБК (+31,3%; 16/21), налоговых преступлений (в 2,7 р.; 7/19).


Расследованием окончены уголовные дела и разрешены материалы по 619 (+62,8%; 380) преступлениям, направлено в суд 443 (+51,1%; 293) уголовных дела. При этом на 42,4% (146/208) увеличилось число лиц, привлеченных к уголовной ответственности.


Размер установленного материального ущерба, причиненного преступлениями экономической направленности, составил (в тыс.) 1 527 539 рублей (2020 г.: 2 228 087 рублей). Добровольно погашен ущерб, изъято имущества, денег, ценностей и наложен арест на общую сумму (в тыс.) 1 987 316 рублей (2020 г.: 1 561 631 рублей).


Количество выявленных правоохранительными органами преступлений коррупционной направленности сохранилось на уровне 2020 года - 158 (158; ДФО: +26,0%; Россия: +13,8%), из них сотрудниками ОВД - 118 (-3,3%; 122; ДФО: +22,3%; Россия: +10,4%), которыми выявлено 43 (+65,4%; 26) факта взяточничества.


По линии противодействия коррупции органами внутренних дел расследованием окончены уголовные дела и разрешены материалы по 131 (+50,6%; 87) преступлению, из них направлено в суд 125 (+92,3%; 65) уголовных дел. К уголовной ответственности привлечено 70 (+18,6%; 59) лиц, совершивших преступления коррупционной направленности.


Ущерб по уголовным делам указанной категории составил 172 371,0 тыс. рублей, из которых возмещено 143 388,0 тыс. рублей, уровень возмещения - 83,1% (2020 г.: 64,5%).


2.3. Противодействие терроризму и экстремизму


В 2021 году на территории республики зарегистрировано 8 (2020 г.: 5) преступлений террористического характера, расследовано - 9 (5). По ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма) зарегистрировано 9 (10) преступлений, расследовано - 4 (6).


Преступлений экстремистской направленности не зарегистрировано (2020 г.: 2). Расследовано 1 преступление экстремистской направленности, возбужденное в 2020 году.


Сотрудниками ЦПЭ выявлено 20 (2020 г.: 17) фактов совершения административных правонарушений экстремистской направленности, из которых основная масса противоправных деяний приходится на декриминализованные статьи УК РФ: по ст. 20.3.1 КоАП РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) - 8; по ч. 2 ст. 20.3.2 КоАП РФ (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, совершенные с использованием СМИ либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет")) - 1; по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики экстремистских организаций) - 10; по ст. 20.29 КоАП РФ (производство и распространение экстремистских материалов) - 1.


Из 20 данных административных правонарушений 14 совершены в местном сегменте сети Интернет.


В 2021 году оперативная обстановка характеризовалась удовлетворительным уровнем стабильности. Формирования и деятельности экстремистских сообществ и террористических организаций не зафиксировано. Отсутствуют молодежные объединения экстремистской направленности, в т.ч. специализирующиеся на совершении преступлений насильственного характера. Акций экстремистской направленности не проводилось. Межконфессиональные конфликты не зафиксированы. Фактов приостановления или прекращения деятельности общественных организаций, в т.ч. религиозных и национально-культурных, в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности не было. Причастности действующих на территории республики общественных объединений и организаций к экстремистской деятельности, не установлено.


2.4. Борьба с незаконным оборотом оружия


По итогам 2021 года количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия увеличилось на 16,5% (243/283; ДФО: +0,5%; Россия: -5,2%).


В результате количество преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, снизилось на 6,6% (76/71). Однако наибольший рост количества преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия отмечается в Олекминском (1/5), Томпонском (2/4), Жиганском (0/2), Оленекском (0/2), Нюрбинском (1/3) районах.


Согласно государственной программе Республики Саха (Якутия) "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" на 2021 год было выделено 8 млн. 397,8 тыс. рублей на выплату денежного вознаграждения за добровольно сданные предметы вооружения, в том числе и незарегистрированные, которые совместно с Управлением Росгвардии по РС(Я) освоены полностью.


С целью профилактики преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, а также предотвращения краж огнестрельного оружия, по месту жительства осуществлены проверки 19817 владельцев, за различные нарушения из оборота изъяты 2047 единиц огнестрельного оружия, 236 из которых не имеют установленной законом регистрации.


2.5. Противодействие незаконному обороту наркотиков


Правоохранительными органами выявлено 536 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (+2,7%; 522; ДФО: - 1,4%; Россия: - 5,4%). Отмечается снижение числа выявленных тяжких и особо тяжких составов наркопреступлений - на 1,4% (364/359; ДФО: - 2,1%; Россия: - 6,9%). Вместе с тем выявление преступлений, связанных со сбытом, увеличилось на 11,9% (201/225; ДФО: +4,6%; Россия: - 7,9%).


Непосредственно сотрудниками органов внутренних дел выявлено 531 (+5,4%; 504; ДФО: - 1,6%; Россия: - 5,0%) преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, из которых 224 (+14,9%; 195; ДФО: +5,3%; Россия: - 7,0%) относятся к наркосбыту.


Достигнуто снижение количества уголовных дел, приостановленных производством по основанию, предусмотренному ст. 208 УПК РФ, на 16,9% (160/133). Процент раскрываемости составил 72,2% (2020 г.: 68,9%).


В 2021 году в результате принятых мер произведено 27 фактов изъятия почтовых отправлений с наркотическими средствами и сильнодействующими веществами, в том числе пресечены 6 контрабандных поставок с использованием международных почтовых отправлений из Республики Казахстан, Итальянской Республики.


Несмотря на отсутствие границ с сопредельными иностранными государствами, пресечены 6 (2020 г.: 3) контрабандных поставок наркотических средств, сильнодействующих веществ из Итальянской Республики, Республики Казахстан, раскрыто - 6 (1).


В сфере подрыва экономических основ наркобизнеса выявлено 4 (2020 г.: 1) преступления, связанных с отмыванием преступных доходов, раскрыто - 4 (1). Доказана легализация 1 млн. 988 тыс. руб. (92 тыс. руб.).


В сфере борьбы с организованной наркопреступностью органами внутренних дел раскрыто 57 (2020 г.: 55) преступлений, совершенных в составе организованной преступной группы, 6 (7) - связанных с участием в составе преступного сообщества (преступной организации). К уголовной ответственности привлечены 71 (67) участник преступных групп и сообществ.


В результате активизации деятельности по пресечению деятельности межрегиональных преступных групп и сообществ, поставок оптовых партий подконтрольных веществ количество изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ увеличилось на 65,8% (с 37 кг 657 гр. до 62 кг 437 гр.). 39 кг 094 гр. или 62,6% изъятых веществ составляют синтетические наркотики (2020 г.: 12 кг 063 гр. Или 32,0%).


Для снижения спроса на наркотики используются административные меры воздействия на наркопотребителей. Органами внутренних дел составлено 572 (+15,8%; 494) протокола об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков.


2.6. Охрана правопорядка на улицах и в общественных местах


Общественно-политическая ситуация в регионе оставалась относительно стабильной. В 2021 году на территории Республики Саха (Якутия) проведено 53 массовых мероприятия, в т.ч. публичных - 4 (несогласованные протестные акции с выдвижением политических требований - 3, с выдвижением социально-экономических требований - 1), спортивных - 30, культурно-зрелищных и религиозных - 8, иных - 11 (в т.ч. выборы), в которых приняло участие свыше 455 тыс. человек.


В результате принятых мер количество преступлений, совершенных в общественных местах, снизилось на 0,7% (3051/3030; ДФО: - 4,6%; Россия: - 6,4%), их удельный вес в числе всех зарегистрированных сократился до 23,3% (2020 г.: 25,1%; ДФО: 25,6%; Россия: 29,0%). Однако число преступлений, совершенных на улицах, незначительно возросло на 3,1% (2198/2266; ДФО: - 0,1%; Россия: - 7,2%).


В структуре преступности в общественных местах меньше зафиксировано умышленных убийств (-12,5%; 8/7), УПТВЗ (-20,9%; 43/34), грабежей (-17,1%; 152/126), разбоев (-52,0%; 25/12).


Немалое значение уделяется мероприятиям по внедрению на территории Республики Саха (Якутия) сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".


В местах массового пребывания граждан на территории Республики Саха (Якутия) установлено 792 (689) видеокамеры наблюдения, из них выведено в ДЧ - 636 (529), ситуационный центр - 329 (259).


С вмонтированными видеокамерами установлены 15 систем экстренной связи "гражданин-полиция" (г. Якутск - 12, г. Мирный - 2, г. Покровск - 1).


Установлены передвижные и стационарные комплексы распознавания нарушений ПДД - 154 единиц, из них стационарных комплексов - 113 ед., передвижных - 34 ед., мобильных для распознавания правил остановки и стоянки транспортных средств - 1 единицы и для измерения скорости транспортных средств - 6 единицы, выставлено муляжов передвижных комплексов - 7 единиц.


По системе видеонаблюдения зафиксировано:


- 232 административных правонарушения;


- по данным ИЦ МВД по Республике Саха (Якутия) - 49 преступлений.


По фотоматериалам, полученным с комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД сотрудниками ЦАФАП вынесено 340 902 (2020 г.: 363 700) постановления. Наложено штрафов по вынесенным постановлениям на общую сумму 274 162 тыс. рублей (23 6375 тыс. руб.), взыскано - 216 094 тыс. рублей, из них оплачено 50 процентной скидкой - 108 558 тыс. руб. Общий процент взыскаемости 79,1%.


Реальную помощь в обеспечении правопорядка оказывают общественные формирования правоохранительной направленности.


По состоянию на 5 января т.г. включены в региональный реестр 131 народная дружина общей численностью 1982 дружинника (г. Якутск - 11, Сунтарский - 16, Амгинский - 12, Чурапчинский - 8, Усть-Алданский, Намский, Вилюйский, Томпонский - по 6, Мирнинский, Среднеколымский - по 5, Оймяконский, Алданский, Мегино-Кангаласский, Момский, Горный - по 4, Хангаласский, Верхоянский - по 3, Абыйский, Нижнеколымский, Верхнеколымский, Кобяйский, Нюрбинский, Усть-Янский - по 2, Нерюнгринский, Таттинский, Верхневилюйский, Олекминский, Жиганский, Эвено-Бытантайский, Оленекский, Булунский, Аллаиховский, Усть-Майский, Анабарский, Ленский районы, ГО Жатай - по 1 дружине, Таттинский район - народная дружина "Заслон из числа членов Таттинского хуторского казачьего общества).


На территории республики создан Республиканский орган (штаб) народных дружин, а также координирующие органы (штабы) народных дружин образованы в г. Якутске и 20 муниципальных районах.


Выход членов добровольных народных дружин на мероприятия по охране общественного порядка с начала текущего года осуществляется в г. Якутске и 27 районах республики.


По итогам 2021 года при участии народных дружин в мероприятиях по охране общественного порядка на территории республики раскрыто 9 преступлений и выявлено 717 (2020 г.: 94) административных правонарушений.


2.7. Обеспечение безопасности дорожного движения


Подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Саха (Якутия) в тесном взаимодействии с органами власти принимаются целенаправленные меры по улучшению ситуации в сфере повышения безопасности дорожного движения.


Так, сотрудниками ГИБДД в 2021 году пресечено на 17,4% (460047/539958) больше нарушений правил дорожного движения, однако на 7,3% (6248/5795) меньше выявлено нарушений, связанных с управлением транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения.


В результате активизации работы по адмпрактике за январь - декабрь 2021 года количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах республики снизилось на 2,3% (705/689), количество раненых в них людей сократилось на 2,4% (907/885), погибших граждан сократилось на 22,2% (90/70). Смертность от ДТП составила 7,2 человека на 100 тыс. населения (2020 г.: 9,3).


Однако рост трех основных показателей аварийности (количества ДТП, раненых и погибших) зафиксирован в Алданском и Усть-Алданском районах.


Основное количество ДТП - 520 или 75,4% (2020 г.: 506 или 71,8%) зарегистрировано в городах и населенных пунктах. На автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов произошло 169 (147) ДТП, на федеральных дорогах - 121 (117).


На 8,4% (107/98) сократилось число ДТП, совершенных водителями, находящимися в состоянии опьянения, при которых получили травмы 149 (+9,6%; 136) человек, погибло 22 (-21,4%; 28) человека.


Между тем на 21,0% (81/98) возросло число автоаварий с участием детей, в которых ранения получили 111 (+13,3%; 98) детей, погибло 3 (3) детей.


Неудовлетворительное состояние улиц и дорог способствовало совершению 150 (2020 г.: 158) автопроисшествий или 21,8%, в результате которых погибли 17 (18) человек и 175 (195) получили травмы.


Совершено 37 (2020 г.: 37) ДТП из-за технических неисправностей транспортных средств, в результате которых 4 (3) человека погибли и 50 (37) получили травмы.


Таким образом, по итогам 2021 года зафиксировано снижение всех трех основных показателей аварийности на дорогах. Вместе с тем, возросло число ДТП с участием детей.


2.8. Борьба с незаконной миграцией


В 2021 году поставлено на миграционный учет 63406 (+58,0%; 40120) иностранных граждан (по месту жительства - 3084 (+5,7%; 2917), по месту пребывания - 60322 (+62,1%; 37203), из которых первично - 20722 (+в 2,1 раза; 9682), в порядке продления срока пребывания - 39600 (+43,9%; 27521).


Наибольшее число иностранных граждан поставлены на миграционный учет по месту пребывания в г. Якутске - 32728 (+79,8%; 18204), Алданском - 5857 (+60,2%; 3656), Мирнинском - 4839 (+28,9%; 3754), Нерюнгринском - 4226 (-18,2%; 5165), Ленском районах - 4136 (+в 2,8 раза; 1458).


Снят с миграционного учета 50451 (+35,1%; 37342) иностранный гражданин, в том числе в связи с выездом за пределы территории Российской Федерации - 1650 (+68,7%; 978), с установлением факта фиктивной регистрации - 395 (-46,8%; 742).


Основной миграционный поток образуют граждане государств - участников СНГ - 96% (2020 г.: 88%). Доля граждан государств Европейского союза составляет 1,2% (3,6%), на граждан других стран приходится 2,8% (8,3%) от миграционного потока.


Наибольшее число прибывших в 2021 году мигрантов составляют граждане Киргизской Республики - 6092 (+в 2,3 раза; 2594), Республики Таджикистан - 5591 (+в 3 раза; 1843), Республики Узбекистан - 3632 (+в 3,5 раза; 1045), Республики Армения - 2120 (+в 2,3 раза; 932), Республики Казахстан - 941 (+20,6%; 780), Украины - 726 (-22,7%; 939).


Большинство иностранных граждан, пребывающих на территорию Республики Саха (Якутия), составляют трудовые мигранты (83,8%). Основными целями въезда остаются "работа по найму" - 17364 (+в 2,4 раза; 7358) и "частная" - 1920 (+82,0%; 1055).


По состоянию на 01.01.2022 на территории Республики Саха (Якутия) находится 22049 (-19,0%; 27228) иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе по месту пребывания - 16229 (-10,8%; 18190), по месту жительства - 5820 (-35,6%; 9038), из них на основании разрешений на временное проживание - 2003 (-51,2%; 4102), вида на жительство - 3817 (-22,7%; 4936).


В целях реализации федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции проведено 4084 (-40,0%; 6799) мероприятия по выявлению нарушений миграционного законодательства. В результате, составлено 4484 (+66,4%; 2695) административных протокола по линии миграции.


В отношении иностранных граждан судами вынесено 52 (-65,6%; 151) решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, из них: 25 в форме контролируемого самостоятельного выезда и 27 в принудительной форме.


Принято 33 (-26,7%; 45) решений о депортации, в том числе 14 по материалам ФСИН России о нежелательности пребывания (проживания) либо неразрешении въезда в Российскую Федерацию, 18 по материалам УФСБ России по Республике Саха (Якутия). Фактически депортировано за пределы России 20 (+66,7%; 12).


Несмотря на принятые меры, на треть больше совершено преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства (+36,3%; 160/218; ДФО: +13,5%; Россия: +5,9%). Их доля в общем числе расследованных преступлений составляет 2,5%. Ими больше совершено УПТВЗ (2/4), преступлений против половой неприкосновенности (1/6), фактов подделки документов (29/106).


Наибольший рост числа преступлений (за исключением превентивного характера), совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, наблюдается на территориях Мирнинского (15/17), Алданского (6/10), Намского (0/2), Томпонского (0/2) районов.


Наибольшее количество преступлений совершено гражданами государств-членов СНГ - 209 (95,9%), с которыми имеется безвизовый порядок въезда в Российскую Федерацию.


Почти половина преступлений (97 или 44,5%) совершено гражданами Киргизской Республики, гражданами Таджикистана совершено 26 (или 11,9%) преступлений, Украины - 26 (или 11,9%), Казахстана - 23 (или 10,6%), Армении - 16 (или 7,3%), Узбекистана - 16 (или 7,3%), Азербайджана - 3 (или 1,4%), лицами без гражданства - 5 (или 2,3%), Кубы, Беларуси, Грузии, Молдовы, Индии и Нигерии - по 1.


Анализ преступлений, совершенных иностранными гражданами, показал, что 99% преступлений совершены с умышленной формой вины. При совершении преступлений, связанных с причинением вреда здоровью, а также фактов угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью в 5% случаев применялось холодное оружие.


Количество преступлений, совершенных в отношении иностранцев, возросло на 32,2% (90/119). Больше всего иностранные граждане и лица без гражданства подвергаются мошенничествам и кражам (56/54) и преступлениям против жизни и здоровья (ст. ст. 111, 112, 115, 119 УК РФ; 19/25).


При этом преступлений на почве экстремизма, межнациональных отношений в отношении иностранных граждан не зарегистрировано.


Возбуждено 210 (-20,1%; 263) уголовных дел в сфере миграции, в том числе по ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции) - 5 (2020 г.: 3), по ст. 322.2 УК РФ (фиктивная регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан, временно и постоянно проживающих на территории РФ) - 37 (43), по ст. 322.3 УК РФ (фиктивная постановка на миграционный учет иностранных граждан) - 168 (217), по ст. 327 УК РФ (подделка, сбыт и использование подложных документов) - 101 (23).



III. Результаты реализации региональных и муниципальных программ правоохранительной направленности


В Республике Саха (Якутия) действует государственная программа "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 года N 363. Общий объем финансирования программы составляет 194 819,4 тыс. рублей.


На 2021 год предусматривалось финансирование на сумму 92 929,6 тыс. рублей, фактически с учетом корректировок бюджета РС(Я) и проведенных аукционов финансирование составило 76 135,4 тыс. рублей и полностью освоено (100%).


По мероприятиям программы, где соисполнителем является МВД по Республике Саха (Якутия) предусмотрено 13 мероприятий, по которым выделено и освоено 27 974,8 тыс. рублей или 100,0%.


Согласно данным территориальных органов в 34 районах республики и г. Якутске приняты и действуют 51 муниципальная программа правоохранительной направленности <1>.



<1> Далее - муниципальные программы.


В 2021 году в рамках принятых муниципальных программ правоохранительной направленности, на выполнение мероприятий в интересах органов внутренних дел было запланировано к финансированию 57 739,3 тыс. рублей, фактически выделено 41 484,0 тыс. рублей, освоение составляет 40 181,5 тыс. рублей или 96,6%.


В целом отмечается слаженная работа между территориальными органами и ответственными исполнителями муниципальных программ правоохранительной направленности по выделенным и освоенным денежным средствам.



IV. Мониторинг общественного мнения о деятельности полиции


МВД по Республике Саха (Якутия) изучены результаты проведенного ГАУ РС(Я) "Центр стратегических исследований при Главе Республики Саха (Якутия)" в 2021 году опроса населения на тему "Оценка деятельности органов внутренних дел в РС(Я)".


Так, с 2014 года оценки уровня удовлетворенности работой полиции стабильны. Удельный вес положительных оценок деятельности органов внутренних дел сохраняется на довольно высоком уровне - 44%.


По результатам мониторинга недовольны работой полиции треть опрошенных жителей республики. Одним из факторов повышения доли отрицательных оценок может являться глобальная тенденция к росту негативизма в обществе в целом, связанная с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничительных мер.


Несколько выше число респондентов, считающих работу полиции неудовлетворительной, среди городских жителей:

Показатель

город

село

Удовлетворен

40

41

Неудовлетворен

32

32

Затрудняюсь ответить

29

27


"Зона доверия" органам внутренних дел составляет 43%, что также является достаточно высоким показателем. "Зона недоверия" при этом - 36%.


Виктимизация в Республике Саха (Якутия), исходя из ответов респондентов, остается на довольно низком уровне - 9%. Более подвержены противоправным действиям мужчины с доходами выше среднего уровня. Распределение по возрастному критерию равномерно.



V. Взаимодействие с органами государственной власти, иными правоохранительными органами


В рамках взаимодействия с органами государственной власти, иными правоохранительными органами проведен отчет Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о результатах деятельности за 2020 год перед Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Кроме того, состояние оперативной обстановки в республике на постоянной основе докладывается Главе Республики Саха (Якутия), в том числе по запросам направляется в Администрацию Главы РС(Я) и Правительства РС(Я), в Прокуратуру РС(Я) и ФСО России в Республике Саха (Якутия).


Осуществляется информационное взаимодействие с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) в рамках заключенного Соглашения (от 25 февраля 2019 года).


30.06.2021 в СУ СК России по Республике Саха (Якутия) состоялся круглый стол с участием представителей Консультативного совета СУ СК России по Республике Саха (Якутия), Общественного совета при СУ СК России по Республике Саха (Якутия), по вопросу "10 лет на страже детства. Итоги работы следственных органов по раскрытию преступлений прошлых лет, совершенных в отношении несовершеннолетних. Проблемные вопросы защиты прав детей".


Осуществляется взаимодействие в рамках Координационного совета при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике правонарушений, Правительственной комиссии по профилактике правонарушений, Антитеррористической и Антинаркотической комиссии, а также ряда других совещательных органов и комиссий при органах исполнительной власти республики и органов муниципальной власти, на которых рассматриваются наиболее актуальные вопросы предупреждения и профилактики правонарушений.


Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия) является соисполнителем государственной программы РС(Я) "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 13.12.2019 N 891.


В рамках взаимодействия правоохранительных органов Республики Саха (Якутия) руководство МВД по Республике Саха (Якутия) приняло участие в 7-ми Координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов республики. Кроме того, МВД по Республике Саха (Якутия) является участником 23 межведомственных рабочих групп, созданных при Прокуратуре республики.


Решение одной из приоритетных задач по обеспечению сохранности бюджетных средств при исполнении государственного и муниципального заказов осуществляется в тесном взаимодействии оперативных подразделений Министерства внутренних дел с другими правоохранительными и контролирующими органами республики, в том числе в рамках плана совместных мероприятий по усилению борьбы с преступностью в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.


В рамках организации сотрудничества по вопросам противодействия преступлениям и правонарушениям, связанным с использованием бюджетных средств, государственного имущества, действуют Соглашения с Главным контрольным управлением Республики Саха (Якутия), Министерством финансов РС(Я) и Росфиннадзором РФ по РС(Я).


Продолжено взаимодействие с Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), Счетной палатой РС(Я), Департаментом жилищной политики и административной работы Министерства ЖКХиЭ РС(Я), ГКУ "Агентство субсидий".


В целях активизации межведомственного взаимодействия по выявлению, документированию и расследованию преступлений в топливно-энергетическом комплексе создана Межведомственная оперативная группа по декриминализации сферы производства и реализации горюче-смазочных материалов с участием представителей МВД, ФСБ и Ростехнадзора.


Во взаимодействии с органами власти, правоохранительными структурами, министерствами и ведомствами, общественными объединениями осуществляется реализация планов и Правительственных программ по линии профилактики и противодействия экстремизму, недопущению этноконфессиональных конфликтов.


В рамках реализации мероприятий по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания ОВД налажено взаимодействие с общественной наблюдательной комиссией РС(Я) и Уполномоченным по правам человека в РС(Я). В ходе проведения комплексных комиссионных проверок обеспечения прав человека в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений территориальных ОМВД с общественными представителями уполномоченного по правам человека, жалоб на условия и режим содержания в адрес территориальных органов не поступало, в том числе от подозреваемых и обвиняемых в ходе проведения проверок.


МВД по Республике Саха (Якутия) осуществляется разностороннее сотрудничество с Министерством здравоохранения, Центром СПИД РС(Я) и другими ведомствами и общественными организациями. Например, ведется плановая информационно-разъяснительная работа среди населения с ведущими республиканскими СМИ (газеты "Саха сирэ", "Якутия", НВК "Саха"), достигнуты договоренности по линии проведения единой информационной политики в сфере борьбы с наркоманией.


В рамках борьбы с правонарушениями в подростковой среде реализованы: Соглашение Министерства труда и социального развития РС(Я) и МВД по Республике Саха (Якутия) от 30.05.2008 о взаимодействии и сотрудничестве в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; совместный План мероприятий Министерства образования РС(Я), Комитета занятости РС(Я), МВД по РС(Я), МКДНиЗП при Правительстве РС(Я) по организации занятости несовершеннолетних из группы риска в возрасте от 14 до 18 лет; План по профилактике аутоагрессивного поведения среди несовершеннолетних и молодежи в Республике Саха (Якутия); межведомственный приказ N 182/01-08/479/273-ОД от 15.04.2010 "Об утверждении Инструкции по взаимодействию органов внутренних дел и Управления образования, социального развития РС(Я) по предупреждению самовольных уходов воспитанников из учреждений различных типов и видов и организации розыска несовершеннолетних".



МВД по Республике Саха (Якутия)


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ