Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


Министерство здравоохранения
Астраханской области
Российской Федерации
Министр
А.В.БУРКИН


Астраханская областная организация
профессионального союза
работников здравоохранения
Российской Федерации
Председатель
Е.В.СВЕКОЛЬНИКОВА


30 мая 2022 г.



Отраслевое соглашение в сфере здравоохранения между министерством здравоохранения Астраханской области, Астраханской областной организацией профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации на 2022 - 2025 годы

1. Общие положения



1.1. Настоящее отраслевое соглашение (далее - Соглашение) является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в сфере здравоохранения на региональном уровне и определяющим взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, гарантий, компенсаций и льгот работникам, режимов труда и отдыха, занятости, условий высвобождения работников, подготовки и дополнительного профессионального образования работников, условий охраны труда работников, развития социального партнерства, согласованные меры по усилению социальной защищенности работников здравоохранения и дополнительные социально-экономические, профессиональные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями, установленные дополнительно на региональном уровне, основы развития социального партнерства в интересах работников здравоохранения и членов профсоюзов, а также по другим вопросам, определенным Сторонами Соглашения.


1.2. Соглашение разработано в целях согласования интересов работников и работодателей на основе принципов социального партнерства и заключено на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", законодательства Астраханской области о системе оплаты труда в сфере здравоохранения, Соглашения между Правительством Астраханской области, Союзом "Астраханское областное объединение организаций профсоюзов" и региональными объединениями работодателей Астраханской области и иных нормативных правовых актов Астраханской области, и направлено на обеспечение стабильной и эффективной деятельности учреждений здравоохранения, решение трудовых, социальных и профессиональных проблем работников здравоохранения.


1.3. Сторонами, заключившими Соглашение, являются:


- работники государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Астраханской области, в лице их полномочного представителя - Астраханской областной организации профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации (далее соответственно - работники, областная организация Профсоюза), действующей на основании Устава;


- работодатели - руководители подведомственных учреждений (далее - учреждения здравоохранения), в лице их полномочного представителя - министерства здравоохранения Астраханской области (далее - работодатели), действующего на основании Положения о министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 01.03.2005 N 4-П, как исполнительный орган государственной власти Астраханской области в сфере здравоохранения (далее - Минздрав АО).


1.4. Стороны договорились о том, что:


1.4.1. Положения настоящего Соглашения служат основой при заключении коллективных договоров, индивидуальных трудовых договоров.


В коллективном договоре с учетом особенностей деятельности учреждения здравоохранения и его финансовых возможностей могут устанавливаться дополнительные льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и настоящим Соглашением. Условия коллективных договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, настоящим Соглашением не подлежат применению.


В случае отсутствия коллективного договора в учреждениях здравоохранения, Соглашение имеет в них прямое действие.


Непосредственно в учреждениях здравоохранения регулирование трудовых, профессиональных и социально-экономических отношений между работниками и работодателями осуществляется путем заключения коллективных договоров.


1.4.2. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить в него изменения и дополнения на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.


1.4.3. Представители Сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по внесению изменений и дополнений в Соглашение и коллективные договора или неправомерно отказывающиеся от их подписания, а также лица, не представившие информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


1.4.4. Принятые Сторонами изменения или дополнения к Соглашению оформляются дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой частью Соглашения.


1.5. Положения ТК РФ, иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Астраханской области, содержащие нормы трудового права, принятые в период действия настоящего Соглашения и улучшающие правовое и социально-экономическое положение работников, расширяют действие соответствующих пунктов настоящего Соглашения с даты вступления их в силу.


1.6. Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств. В случае реорганизации (изменения правового статуса) Сторон, права и обязанности сторон настоящего Соглашения переходят к их правопреемникам и сохраняются до заключения нового Соглашения.


1.7. Стороны доводят текст настоящего Соглашения, изменения и дополнения в него, до сведения руководителей подведомственных им учреждений, первичных профсоюзных организаций. Если руководитель в течение 30 дней с момента получения настоящего Соглашения не заявит о своем несогласии присоединиться к нему, Соглашение считается распространенным на данного руководителя.


1.8. Соглашение вступает в силу с 01.06.2022 и действует по 31 мая 2025 года и не зависит от факта проведения его уведомительной регистрации.


Стороны размещают текст данного Соглашения на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



2. Обязательства Сторон Соглашения


Руководствуясь основными принципами социального партнерства, необходимостью создания работникам учреждений здравоохранения здоровых и безопасных условий труда, улучшения их социально-экономического положения Стороны договорились:


2.1. Минздрав АО обязуется:


2.1.1. Содействовать заключению коллективных договоров в учреждениях здравоохранения. Не допускать принятия обязательств в коллективных договорах, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.


2.1.2. Включать для проведения взаимных консультаций представителей областной и первичных профсоюзных организаций в состав комиссий, рабочих групп по подготовке нормативных правовых актов, программ, относящихся к сфере социально-экономических и трудовых отношений.


2.1.3. Включать представителей областной организации Профсоюза в состав комиссии по аттестации медицинских и фармацевтических работников, наградных комиссий и иных комиссий в соответствии с законодательством.


2.1.4. В целях содействия развитию социального партнерства предоставлять возможность присутствия представителей сторон Соглашения на заседаниях своих руководящих органов на территории Астраханской области при рассмотрении вопросов, связанных с выполнением Соглашения, предоставлять полную и своевременную информацию по вопросам социально-экономического положения учреждений здравоохранения.


2.1.5. Способствовать повышению квалификации работников учреждений здравоохранения и качества медицинских услуг, результативности деятельности учреждений здравоохранения.


2.1.6. Принимать участие в организации, подготовке и проведении семинаров по охране труда, оплате труда, трудовому и пенсионному законодательству, по вопросам социального и медицинского страхования.


2.1.7. Проводить конкурсы профессионального мастерства по профессиям Лучшая медицинская сестра", "Лучший врач года", конкурс "Лучший коллективный договор", а также спартакиады, смотры художественной самодеятельности и т.п.


2.1.8. Контролировать финансово-хозяйственную деятельность учреждений здравоохранения в части расходования финансовых средств.


2.2. Учреждения здравоохранения обязуются:


2.2.1. Организовывать работу по подготовке работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительному профессиональному образованию в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.


Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, определяются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.


2.2.2. Предоставлять первичным профсоюзным организациям по их запросам информацию о численности, составе работников, размере средней заработной платы и иных показателях заработной платы по отдельным категориям работников, объеме задолженности по выплате заработной платы, показателях условий и охраны труда, планировании и проведении мероприятий по массовому увольнению работников, а также другую необходимую информацию, в соответствии с законодательством РФ.


2.2.3. Направлять в первичные профсоюзные организации проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников учреждений здравоохранения, и принимать их с учетом мотивированного мнения первичной профсоюзной организаций.


2.2.4. Рассматривать обращения, письма и предложения областной и первичных профсоюзных организаций в их адрес и направляют в адрес организаций Профсоюза письменный ответ в установленные законодательством Российской Федерации сроки.


2.3. Областная организация Профсоюза обязуется:


2.3.1. Обеспечивать представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (членов профсоюза) учреждений здравоохранения, в том числе при разработке и согласовании проектов нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников и обучающихся, в том числе в области оплаты труда, социально-трудовых гарантий.


2.3.2. Обращаться в органы законодательной и исполнительной власти с предложением о принятии законодательных нормативных правовых актов по вопросам защиты экономических, социально-трудовых, профессиональных прав и интересов работников учреждений здравоохранения.


2.3.3. Оказывать работникам учреждений здравоохранения и первичным профсоюзным организациям помощь по вопросам применения трудового законодательства, принятия работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, а также при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.



3. Развитие социального партнерства и участие профсоюзных органов в управлении учреждениями здравоохранения


В целях развития социального партнерства Стороны признали необходимым:


3.1. Строить свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.


3.2. Обеспечивать участие представителей Сторон в работе своих руководящих органов при рассмотрении вопросов, связанных с содержанием Соглашения и его выполнением, представлять друг другу полную, достоверную и своевременную информацию о принимаемых решениях, затрагивающих социально-трудовые, экономические и профессиональные интересы работников.


3.3. Осуществлять урегулирование возникающих разногласий в ходе коллективных переговоров в порядке, установленном трудовым законодательством.


3.4. Проводить взаимные консультации, переговоры по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, подготовки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам здравоохранения.


3.5. В целях снижения социальной напряженности прилагать совместные усилия для обеспечения объективности и широкой гласности в вопросах, касающихся порядка установления стимулирующих, компенсационных выплат, материальной помощи работникам.


3.6. Оказывать содействие в создании и обеспечении деятельности первичных профсоюзных организаций.


3.7. Развивать и совершенствовать систему социального партнерства в учреждениях здравоохранения.



4. Трудовые отношения


Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того, что:


4.1. Трудовые отношения между работником и учреждением здравоохранения регулируются трудовым законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, нормативными правовыми актами Астраханской области, настоящим Соглашением, коллективным договором и индивидуальным трудовым договором.


4.2. При приеме на работу с работниками в соответствии со ст. 57, 67 ТК РФ и иными законами, и нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового законодательства, заключаются трудовые договоры в двух экземплярах в письменной форме.


Условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работника, по отношению к настоящему Соглашению, коллективному договору, являются недействительными.


4.3. Срочные трудовые договоры могут заключаться с работниками, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в соответствии со ст. 58, 59 Трудового кодекса РФ.


4.4. Локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения в учреждении, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм и условий оплаты труда, принимаются работодателем в установленных законодательством случаях с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В соответствии со ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения, не подлежат применению.


О введении новых норм и условий оплаты труда работники должны быть извещены письменно не позднее чем за два месяца.


4.5. При направлении учреждением здравоохранения работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.


4.6. Повышение квалификации работников осуществляется за счет средств учреждений здравоохранения.



5. Рабочее время и время отдыха


Стороны при регулировании вопросов рабочего времени и времени отдыха исходят из того, что:


5.1. Продолжительность рабочего времени, продолжительность ежедневной работы (смены), режим рабочего времени и времени отдыха работников подведомственных учреждений здравоохранения устанавливается в зависимости от занимаемой ими должности (структурного подразделения) Правилами внутреннего трудового распорядка в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Астраханской области.


Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.


Работодатели обязаны требовать от работников соблюдения правил внутреннего трудового распорядка и вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, в том числе сверхурочной работы.


Нормальная продолжительность рабочего времени работников учреждений здравоохранения не может превышать 40 часов в неделю.


5.2. Для отдельных категорий работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени вне зависимости от условий труда, установленных по результатам специальной оценки условий труда (далее - СОУТ):


5.2.1. не более 39 часов в неделю - для медицинских работников в соответствии со ст. 350 ТК РФ;


5.2.2. 36, 33, 30, 24 часа в неделю - для медицинских работников в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности";


5.2.3. 36 часов в неделю - для женщин, работающих в сельской местности в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе", если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы.


5.3. Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.


Продолжительность рабочего времени для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда на основании коллективного договора может быть увеличена, с письменного согласия работника, оформленного путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой Денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены коллективным договором, но не менее полуторной часовой ставки, рассчитанной исходя из оклада (должностного оклада) с учетом ежемесячной надбавки за стаж непрерывной работы, надбавки за наличие квалификационной категории, выплат работникам учреждений, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, надбавки за почетные звания и ученую степень, выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями, надбавки за работу в сельской местности, установленных трудовым договором, пропорционально отработанному времени.


При наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с частями первой - третьей статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов, при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов, в порядке, установленном трудовым законодательством.


5.4. Рабочее время педагогических и иных работников регламентируется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


5.5. Рабочее время водителей учреждений здравоохранения регламентируется Приказом Минтранса РФ от 16.10.2020 N 424 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей".


5.6. Для работников в возрасте от 16 до 18 лет и работников, являющихся инвалидами первой или второй группы, продолжительность рабочего времени устанавливается не более 35 часов в неделю, для работников условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.


5.7. Работникам, имеющим право на сокращенную продолжительность рабочего времени по нескольким основаниям, продолжительность рабочего времени устанавливается по основанию, предусматривающему наименьшую продолжительность рабочего времени.


5.8. Допускаются следующие виды работ за пределами установленной продолжительности рабочего времени (ст. 97 ТК РФ):


- сверхурочная работа (ст. 99 ТК РФ);


- на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ).


5.9. Руководители учреждений здравоохранения работают на условиях ненормированного рабочего дня.


5.10. В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.


Дежурство на дому - пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).


При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.


5.11. Работникам медицинских организаций предоставляются ежегодные основные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 28 календарных дней в соответствии со статьей 115 ТК РФ.


5.12. Работодатели обязуются предоставлять работникам ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.


5.12.1. Отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.


Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда следующей продолжительностью:


- подкласс 3.2 - не менее 7 календарных дней;


- подкласс 3.3 - не менее 10 календарных дней;


- подкласс 3.4 - не менее 14 календарных дней;


- класс 4 - не менее 18 календарных дней.


Примечание: Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" используется в части не противоречащей трудовому законодательству.


Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников".


Дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляются в полном объеме без учета, фактически отработанного в этих условиях времени.


На основании Соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией в размерах, определяемых частью 4 статьи 139 ТК.


5.12.2. Отпуск продолжительностью 3 календарных дня за непрерывный стаж работы свыше 3 лет в должностях и учреждениях здравоохранения согласно Перечню отдельных категорий медицинских работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, утвержденному Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2365 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого отдельным категориям медицинских работников", а также водителям выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи.


5.12.3. Отпуск за работу в режиме ненормированного рабочего дня.


Продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и устанавливается не менее трех календарных дней.


Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения первичной профсоюзной организации.


5.13. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.


5.14. Работникам, имеющих детей инвалидов в возрасте до 18 лет, учреждение здравоохранения представляет ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время и ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней.


5.15. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.


5.16. Стороны рекомендуют учреждениям здравоохранения предоставлять женщинам, по их письменному заявлению, один дополнительный оплачиваемый день в месяце, на условиях, определенных коллективным договором.


5.17. Учреждения здравоохранения с учетом своих финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.


5.18. Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым учреждением здравоохранения с учетом мнения профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года.


График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.


5.19. Лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе.


Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом. Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности.


5.20. При расторжении трудового договора, заключенного на условии совместительства, работнику выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.


5.21. По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.


Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.


5.22. Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и выплаты денежной компенсации, указанной в абзаце втором пункта 5.3).


5.23. Стороны пришли к соглашению, что работник имеет право на получение краткосрочного отпуска с сохранением заработной платы в связи с:


- бракосочетанием самого работника - три дня;


- бракосочетанием детей - один день;


- рождением ребенка (супругу) - один день;


- смертью членов семьи (жена, муж, отец, мать сын, дочь, родной брат и родная сестра) - три дня;


- началом занятий родителям первоклассников - один день.



6. Обязательства в области создания здоровых и безопасных условий труда


6.1. Стороны обязуются:


6.1.1. Проводить ежегодный анализ обеспечения соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников (далее - анализ состояния условий и охраны труда) с рассмотрением данных вопросов на Коллегии Министерства здравоохранения Астраханской области и Президиуме Астраханского областного комитета профсоюза.


6.1.2. Разрабатывать и издавать методические рекомендации (пособия) по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечению безопасных условий труда, проведению специальной оценки условий труда.


6.1.3. Проводить совместные мероприятия (совещания, семинары и т.п.) по вопросам соблюдения государственных нормативных требований охраны труда и обеспечения безопасных условий труда работников.


6.1.4. Проводить совместные комплексные проверки соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, в том числе по выполнению планов мероприятий по улучшению условий труда работников по результатам СОУТ.


6.2. Минздрав АО обязуется:


6.2.1. Обеспечивать реализацию государственной политики, направленную на обеспечение безопасных условий труда, разрабатывает локальные нормативные акты по охране труда, организует и координирует работу по охране труда в государственных учреждениях Астраханской области, анализирует причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, принимает меры к их устранению и профилактике.


6.2.2. Разрабатывать государственные программы по улучшению условий и охраны труда или мероприятия по улучшению условий и охраны труда, обеспечивает контроль за выполнением указанных программ, мероприятий и достижением показателей их эффективности и результативности.


6.2.3. Организовывать и проводить мониторинг состояния условий и охраны труда в подведомственных учреждениях здравоохранения.


6.3. Учреждения здравоохранения в целях осуществления мероприятий в области охраны труда, предусмотренных трудовым законодательством обязуются:


6.3.1. Обеспечивать соблюдение требований охраны труда в соответствии ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.


6.3.2. Создавать службы охраны труда или вводить должности специалиста по охране труда в каждой организации с численностью 50 и более работников.


При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.


6.3.3. Создавать в учреждениях здравоохранения на паритетных началах комитеты (комиссии) по охране труда.


6.3.4. Разрабатывать соглашения по охране труда, которые являются неотъемлемой частью коллективных договоров с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ, и обеспечивать их выполнение.


6.3.5. Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда в размере не мене 0,2 процента от суммы затрат на производство работ и (или) оказание услуг.


6.3.6. Обеспечивать обязательное социальное страхование медицинских работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


6.3.7. Обеспечивать создание и функционирование системы управления охраной труда.


6.3.8. Осуществлять обучение руководителей учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, специалистов по охране труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.


6.3.9. Обеспечивать проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в том числе на рабочих местах медицинских работников с обязательной оценкой биологического фактора.


6.3.10. Приобретать за счет собственных средств и выдавать средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.


6.3.11. Бесплатно выдавать работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, молоко или другие равноценные пищевые продукты или соответствующие компенсации.


6.3.12. Обеспечивать санитарно-бытовое и медицинское обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.


В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи.


6.3.13. Проводить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также обязательное психиатрическое освидетельствование.


6.3.14. Информировать работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ.


6.3.15. Обеспечивать расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).


6.3.16. Беспрепятственно допускать профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза, обеспечивать условия для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, включая законодательство о СОУТ, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за выполнением условий коллективного договора, соглашения в сфере охраны труда.


6.3.17. Рассматривать представления профсоюзных инспекторов труда и (или) уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза о выявленных нарушениях ТК РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и информировать о принятых мерах.


6.4. Профсоюз обязуется:


6.4.1. Проводить разъяснительную работу с работниками по выполнению ими обязанностей в области охраны труда в соответствии со статьей 215 ТК РФ.


6.4.2. Осуществлять через техническую инспекцию труда ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзный контроль за соблюдением работодателем ТК РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, включая законодательство о СОУТ, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за выполнением условий коллективных договоров, соглашений в сфере охраны труда.


6.4.3. Разрабатывать предложения, направленные на улучшение условий и охраны труда работников, и улучшение организации работы в области охраны труда и направлять их для рассмотрения работодателю.


6.4.4. Организовывать и проводить конкурс на звание "Лучший уполномоченный (доверенное лицо) по охране труда Профсоюза".



7. Обязательства в области оплаты труда


7.1. Стороны считают основной задачей обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников отрасли. В этих целях:


7.1.1. Содействуют сохранению достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и уровнем среднего дохода от трудовой деятельности в Астраханской области.


7.1.2. Осуществляют постоянный контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и перечислением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в государственных учреждениях.


7.1.3. Создают условия для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг.


7.1.4. Осуществляют формирование размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, не допуская установление различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, различных повышающих коэффициентов к ним по должностям работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую трудовую функцию.


7.1.5. Проводят мониторинги систем оплаты труда в учреждениях, включая размеры заработной платы работников, соотношение постоянной и переменной величин в структуре заработной платы, соотношения в оплате труда руководителей, специалистов и других работников.


7.1.6. Проводят работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 55 процентов без учета компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях, в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.


7.1.7. При формировании конкретных Перечней и условий установления выплат компенсационного характера и стимулирующего характера исходить из необходимости обеспечения минимальных гарантий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Астраханской области, сохранения установленных в настоящее время выплат и их размеров, с учетом конкретных условий деятельности.


7.2. Минздрав АО учитывает мнение Обкома Профсоюза:


- при разработке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, подведомственных Минздраву АО;


- при разработке методических рекомендаций и разъяснений для учреждений по формированию и реализации систем оплаты труда работников;


- при изменениях и дополнениях в нормативные правовые акты по оплате труда работников учреждений здравоохранения, подведомственных Минздраву АО.


7.3. Учреждения здравоохранения обеспечивают:


7.3.1. Соблюдение предельной доли расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда работников учреждений здравоохранения (не более 40%).


7.3.2. Соблюдение предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и работников учреждения здравоохранения рассчитываемого и устанавливаемого Минздравом АО в кратности от 1 до 5.


7.3.3. Зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда в рамках фонда оплаты труда учреждения здравоохранения.


7.3.4. Равную оплату за труд равной ценности, а также недопущения какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников.


7.3.5. Определение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям служащих и профессиям рабочих на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ) и квалификационным уровням, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.


Установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям служащих и профессиям рабочих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, с учетом:


- критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам;


- соответствия размеров устанавливаемых окладов размерам окладов по должностям и профессиям работников со сходными (примерными) требованиями согласно ЕКС и ЕТКС.


7.3.6. Разработку критериев эффективности для оценки показателей эффективности деятельности работников учреждений, определяемых правовым актом отраслевого органа, для определения размера выплат стимулирующего характера, в том числе премий.


7.3.7. При разработке и утверждении в учреждениях показателей и критериев эффективности работы в целях осуществления стимулирования качественного труда работников учет следующих основных принципов:


- размер оплаты труда работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда;


- работник должен знать, какую заработную плату он получит в зависимости от результатов своего труда;


- оплата труда должна быть адекватна трудовому вкладу каждого работника в результате деятельности всего учреждения, его опыту и уровню квалификации;


- оплата труда должна следовать за достижением результата;


- правила определения оплаты труда должны быть понятны каждому работнику;


- принятие решений о выплатах и их размерах должны осуществляться по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации в случаях, предусмотренных законодательством.


7.3.8. Оплату труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в повышенном размере по сравнению с оплатой труда, установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, в соответствии с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.


Конкретные размеры повышения оплаты труда не менее 4% (процентов) окладов (должностных окладов) устанавливаются дифференцированно в зависимости от степени вредности по результатам специальной оценки условий труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ.


Размеры выплат компенсационного характера предусматриваются в трудовом договоре с работником.


Установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда.


7.3.9. Разработку с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации локальных нормативных актов, регулирующих порядок и условия выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также премирования работников; порядок распределения денежных средств, поступающих от приносящей доход деятельности.


7.3.10. Месячную заработную плату работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже минимального размера оплаты труда.


Оплата сверхурочных работ, доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания и увеличение объема работ при определении размера доплаты до МРОТ не учитывается.


7.3.11. Работникам, являющимся внешними либо внутренними совместителями, оформленными в надлежащем порядке, месячную заработную плату, рассчитанную в том же порядке и выплачиваемую пропорционально фактически отработанному времени.


7.3.12. Своевременную и в полном размере выплату заработной платы, включая выплаты за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, а также за выполнение работ в выходные и нерабочие праздничные дни, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлениях от 07.12.2017 N 38-П, от 28.06.2018 N 26-П, от 11.04.2019 N 17-П и от 16.12.2019 N 40-П.


7.3.13. Оплату за работу в ночное время с 22.00 предшествующего дня до 6.00 последующего дня в размере не менее 20% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.


Коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором может предусматриваться установление дифференцированных размеров выплат за работу в ночное время отдельным категориям работников в связи с особым характером работы в рамках установленного фонда оплаты труда.


Конкретный размер доплаты за работу в ночное время устанавливается коллективным договором учреждения, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.


7.3.14. Выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца, в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором учреждения здравоохранения.


7.3.15. Разрабатывать и утверждать локальные нормативные акты, регулирующие систему оплаты труда учреждения с учетом мнения профсоюзного комитета организации.


7.3.16. Уведомлять работников о введении новых норм труда не позднее чем за два месяца.


7.4. Стороны рекомендуют:


7.4.1. При заключении коллективных договоров в учреждениях здравоохранения предусмотреть оплату 50% стоимости проездного билета работникам, работа которых связана с разъездным характером труда.


7.4.2. Руководителям учреждений здравоохранения в случае несоответствия образования работника занимаемой должности, если работник был принят на эту работу до изменения законодательства и фактически работает на данной должности, переводить, с согласия работника, на должность, соответствующую его образованию, или переобучить его за счет средств учреждения здравоохранения.



8. Обязательства в области социальных гарантий и льгот


Стороны при регулировании вопросов в области социальных гарантий и льгот для работников учреждений здравоохранения договорились:


8.1. Обеспечивать выполнение установленных законодательством Российской Федерации гарантий и льгот работникам и не ограничивать права трудовых коллективов в расширении этих гарантий при заключении коллективных договоров в учреждениях здравоохранения.


8.2. Проводить согласованную политику в области развития культуры, спорта, организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей в установленном законодательством порядке.


8.3. Учреждения здравоохранения:


8.3.1. Принимают необходимые меры для совершенствования профессиональной подготовки, получения квалификационной категории и аккредитационного удостоверения специалистами высшего и среднего звена.


8.3.2. Согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивают права работников на обязательное социальное страхование.


8.3.3. Оказывают, при наличии финансовых возможностей, материальную поддержку и дополнительные льготы для многодетных семей, в установленном порядке признанных малообеспеченными, одиноких матерей.


8.3.4. Принимают участие в подготовке и проведении культурно-массовых мероприятий, проводимых для работников учреждений здравоохранения.


8.3.5. Содействуют работникам в предоставлении мест их детям в дошкольных образовательных учреждениях, мер социальной поддержки и социальной помощи, предусмотренных Законом Астраханской области от 22 декабря 2016 года N 85/2016-ОЗ "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области".


8.3.6. Выделяют денежное единовременное пособие при увольнении в связи с выходом на пенсию, проработавшим в данном учреждении здравоохранения не менее 15 лет в размере до 2-х должностных окладов в соответствии с коллективным договором при наличии финансовой возможности.


8.3.7. Рассматривают ходатайства выборных профсоюзных органов о предоставлении работников учреждений, в соответствии с утвержденными положениями, к награждению ведомственными знаками отличия, почетными званиями и наградами Российской Федерации.


8.3.8. Медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в период режима повышенной готовности при наличии финансовых возможностей учреждений здравоохранения оказывают дополнительные социальные гарантии и льготы.


Перечень сотрудников, имеющих право на предоставление дополнительных социальных гарантий и льгот, порядок и условия их предоставления определяется коллективным договором или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.


8.3.9. Работникам учреждений оказывают материальную помощь в пределах утвержденного фонда оплаты труда и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.


Порядок и условия предоставления материальной помощи работникам учреждений устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников.


8.4. Областная организация Профсоюза:


8.4.1. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями ТК РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, выполнением ими коллективных договоров, соглашений по охране труда.


8.4.2. Оказывает методическую и практическую помощь работникам учреждений здравоохранения и первичным профсоюзным организациям при подготовке и заключению коллективных договоров и Соглашений по охране труда в учреждениях здравоохранения.


8.4.3. Осуществляет консультативную помощь по защите прав на социальные льготы работникам, по обеспечению их занятости, приему на работу, увольнению, предоставлению льгот и компенсаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


8.4.4. Содействует организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, в том числе льготного для членов профсоюза.


8.4.5. Обеспечивает оказание помощи работающим в учреждениях здравоохранения при реализации их пенсионных прав.


8.4.6. На основании ходатайств первичных профсоюзных организаций выделяет материальную помощь членам Профсоюза из Фонда "Солидарность", в соответствии с Положением.


8.4.7. Выделяет материальную помощь членам Профсоюза из Фонда "Временной материальной помощи" по ходатайству первичной профсоюзной организации, согласно Положению.


8.4.8. Проводит оздоровление членов Профсоюза в санаториях ООО "Профкурорт" с 20% скидкой от стоимости путевки.


8.4.9. Оказывает материальную помощь членам профсоюза и их детям из Фонда "Оздоровление" при приобретении путевки на санаторно-курортное лечение, в соответствии с Положением.



9. Обязательства в области гарантий занятости


Стороны при регулировании вопросов в области гарантий занятости работников учреждений здравоохранения признали необходимым:


9.1. При возникающей необходимости сокращения штатов руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, применять естественное сокращение рабочих мест, т.е. в первую очередь сокращать вакансии, совместителей, прекращать прием на работу новых лиц и т.д.


9.2. При увольнении по сокращению штатов, помимо лиц, указанных в статье 179 ТК РФ, преимущественное право на оставление на работе предоставлять: избранным в состав выборных органов организаций Профсоюза, молодежных советов, постоянно действующих комиссий; одиноким родителям (отцу, матери), имеющим детей до 18-летнего возраста; лицам предпенсионного возраста (за 2 года до достижения пенсионного возраста); не увольнять двух и более работников из одной семьи.


9.3. В случае предстоящих массовых увольнений в организациях здравоохранения Стороны проводят взаимные консультации и разрабатывают комплекс мер по снижению социальной напряженности.


9.4. Рекомендовать руководителям учреждений здравоохранения и соответствующим выборным органам профсоюзных организаций при заключении коллективных договоров предусматривать обязательства по организации опережающей профессиональной переподготовки высвобождаемых работников и в первую очередь молодежи до наступления срока расторжения трудового договора по сокращению штатов.


9.5. Считать критерием массового увольнения работников критерии, указанные в Постановлении Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения": сокращение численности или штата работников предприятия в количестве: 50 и более человек в течение 30 календарных дней; 200 и более человек в течение 60 календарных дней; 500 и более человек в течение 90 календарных дней.


9.6. Учреждения здравоохранения:


9.6.1. Организовывают работу по прогнозированию численности высвобождаемых работников отрасли, анализу и постоянному их учету, создают условия, направленные на профессиональную переподготовку высвобождаемых работников.


9.6.2. Не допускают экономически и социально необоснованного сокращения рабочих мест, нарушения правовых гарантий работников здравоохранения при реорганизации, изменении организационно-правовой формы учреждения здравоохранения.


9.6.3. При инициации ликвидации учреждений здравоохранения, их подразделений, изменения формы собственности или организационно-правовой формы, полного или частичного приостановления производства (работы), влекущего за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшения условий труда, осуществляют соответствующие мероприятия только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) областной организации Профсоюза и проведения с ней переговоров о соблюдении прав и интересов членов Профсоюза. Результаты переговоров оформляются протоколом.


9.6.4. Работнику, предупрежденному о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата, предоставляется время для поиска нового места работы в течение рабочего дня. Продолжительность этого времени определяется коллективным договором.


9.6.5. При наличии финансовых возможностей оказывают материальную помощь высвобождаемым работникам в связи сокращением численности или штата организации при наличии двух и более иждивенцев, а также лицам, в семье которых нет работников с самостоятельным заработком - до 3-х окладов;


9.6.6. При наличии финансовых возможностей сотрудникам, в случае их высвобождения за два года до выхода на пенсию при условии, что они не имеют оснований для постановки на учет в службы занятости, либо не имеют оснований для выхода на досрочную пенсию, выплачивают единовременное пособие в размере до 3-х окладов.


9.6.7. Создают условия для профессиональной переподготовки и переобучения работников.


9.7. Областная организация Профсоюза:


9.7.1. Осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства в вопросах найма и увольнения работников, предоставления им льгот и гарантий при высвобождении.


9.7.2. Оказывает бесплатную консультационную и правовую помощь первичным профсоюзным организациям, членам Профсоюза по вопросам занятости.


9.7.3. Добивается включения в коллективные договоры мероприятий, направленных на сохранение числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставления им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации.



10. Гарантии социально-экономических и трудовых прав молодых работников и учащейся молодежи


10.1. Стороны Соглашения считают молодыми работниками граждан в течение трех лет после окончания образовательной организации в возрасте до 35 лет включительно (далее - молодые работники).


10.2. Приоритетными направлениями в совместной деятельности являются:


- проведение разъяснительной работы с молодыми работниками;


- развитие творческой активности молодых работников;


- обеспечение молодых работников правовой и социальной защитой.


10.3. Стороны Соглашения в целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижа профессии, эффективного участия молодых работников в рабочем процессе, обеспечении преемственности опыта, профессионального роста и социальной защищенности молодых работников рекомендуют работодателям:


10.3.1. При заключении коллективных договоров и соглашений включать в них специальные разделы по защите социально-экономических и трудовых прав молодых работников;


10.3.2. Проводить работу по формированию и обучению резерва из числа молодых работников на руководящие должности;


10.3.3. Содействовать созданию и работе Молодежного Совета первичной профсоюзной организации, направленной на активизацию участия молодых работников в повышении эффективности деятельности подведомственной организации;


10.4. Учреждения здравоохранения обязуются:


10.4.1. Обеспечить молодым работникам возможность социально-трудовой адаптации в течение первого года работы (не увольнять, не переводить на другое место работы без согласия работника).


10.4.2. Закреплять наставников за всеми молодыми работниками в первый год их работы в организации.


Наставникам молодых работников устанавливать выплату стимулирующего характера за работу с молодыми работниками в порядке и на условиях, определяемых нормативно-правовым актом Минздрава АО и коллективным договором или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.


10.4.3. Проводить конкурсы профессионального мастерства по различным профессиям, выявлять и поощрять лучших молодых специалистов. Организовывать и проводить массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия и спартакиады работников здравоохранения и учащейся молодежи.


10.4.4. Предоставлять председателю Молодежного Совета 1 (один) день в месяц (при необходимости) с сохранением среднего заработка по основному месту работы для выполнения общественных обязанностей в интересах молодых работников.


10.4.5. Соблюдать гарантии молодых работников, совмещающих работу с обучением в государственных образовательных учреждениях профессионального образования.


10.4.6. Молодым специалистам - медицинским и фармацевтическим работникам в первые три года работы после окончания образовательного учреждения, в рамках иных выплат стимулирующего характера производить надбавку, в порядке и на условиях, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом учреждения, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.


10.4.7. Включать в состав комиссии по охране труда представителя Молодежного совета профсоюзной организации.


10.4.8. Оказывать материальную поддержку Молодежным советам на проведение культурно-массовых мероприятий (День молодежи, Новогодний вечер, КВН и другие) в размере, установленном коллективным договором при наличии финансовой возможности.


10.4.9. Оказывать материальную помощь при бракосочетании работника учреждения в размере, установленном коллективным договором, при наличии финансовой возможности.


10.4.10. Оказывать материальную помощь одному из родителей при рождении ребенка в размере, установленном коллективным договором, при наличии финансовой возможности.



11. Гарантии прав организаций Профсоюза


В целях создания условий для осуществления деятельности выборных органов Профсоюза учреждения здравоохранения обязуются:


11.1. Соблюдать права и гарантии организации Профсоюза, способствовать ее деятельности, не допуская ограничений прав и гарантий профсоюзной деятельности, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и иными нормативными правовыми актами.


11.2. Бесплатно предоставлять первичной организации Профсоюза учреждений здравоохранения необходимые помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, обеспеченные отоплением и освещением, оборудованием, необходимым для работы организации Профсоюза и проведения собраний работников в рабочее время, а также оргтехнику, средства связи (в том числе компьютерное оборудование, интернет) и необходимые нормативные правовые документы, в случаях, предусмотренных коллективным договором.


11.3. Отчислять денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в порядке и на условиях, установленных коллективным договором.


11.4. Не препятствовать представителям организаций Профсоюза посещать учреждения здравоохранения, для реализации уставных целей и задач, предусмотренных действующим законодательством прав.


11.5. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, ежемесячно бесплатно перечислять на счет соответствующей территориальной организации профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Учреждение здравоохранения не вправе задерживать перечисление указанных денежных средств.


11.6. Перечислять ежемесячно по письменному заявлению работников, не являющихся членами Профсоюза, денежные средства из их заработной платы на счета организаций Профсоюза, если в этой организации заключен коллективный договор или на нее распространяется действие Соглашения. Денежные средства в этих случаях перечисляются на счет профсоюзной организации на условиях и в порядке, которые установлены коллективным договором.


11.7. Ежегодно предоставлять первичным профсоюзным организациям акт сверки удержанных и перечисленных членских профсоюзных взносов не позднее 20 июля - за 6 месяцев и не позднее 20 января следующим за истекшим годом - за год.



12. Гарантии прав работников, входящих в состав профсоюзных органов, освобожденных и не освобожденных от основной работы


12.1. Установить выплату стимулирующего характера не освобожденному от основных обязанностей председателю первичной профсоюзной организации за значимость выполняемой общественной работы в интересах работников в размере не менее 30% от должностного оклада, в порядке и на условиях, определяемых нормативно-правовым актом Минздрава АО и коллективным договором или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.


12.2. Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - областной организации Профсоюза.


12.3. Увольнение по инициативе учреждения здравоохранения работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов - соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии - соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов - только с предварительного согласия областной организации Профсоюза.


12.4. Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных Профсоюза по охране труда и представителей Профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации.


12.5. Члены профсоюзных комитетов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные Профсоюза по охране труда, представители Профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы с сохранением средней заработной платы.


12.6. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых Профсоюзом, а также для участия в работе их выборных органов с сохранением средней заработной платы, предусмотрев данный пункт коллективным договором.


12.7. Работнику, освобожденному от работы в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации (далее также - освобожденный профсоюзный работник), после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае получения образования - на срок до одного года.


При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.


12.8. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.


12.9. Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором.


12.10. Расторжение трудового договора по инициативе учреждения здравоохранения по основаниям, предусмотренными пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 ТК РФ, с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного статьей 374 ТК РФ.



13. Заключительные положения


13.1. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется отраслевой комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, посредством проведения ежегодного подведения итогов выполнения Соглашения, рассматривая их по предложению одной из сторон на совместном заседании.


13.2. Должностные лица, виновные в нарушении прав Профсоюза или препятствующие его законной деятельности, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


13.3. Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил охраны труда, в невыполнении обязательств, предусмотренных Соглашением или в препятствовании деятельности представителей органов государственного надзора и контроля соблюдения требований трудового законодательства, охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


13.4. При невыполнении обязательств Соглашения по причинам, признанным сторонами уважительными, Стороны принимают дополнительные согласованные меры к обеспечению выполнения этих обязательств.


Настоящее Соглашение подписано в 3 экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.


Стороны договорились опубликовать данное Соглашение в правовой информационной системе "Гарант", "Консультант" и разместить на сайте Минздрава АО и Астраханской областной организации Профсоюза работников здравоохранения.


13.5. Изменения и дополнения, вносимые в Соглашение, оформляются в виде дополнительных соглашений, которые являются неотъемлемой частью Соглашения.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ