Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2022 года N 2901-П


О размещении и деятельности нестационарных торговых объектов на территории Краснодарского края



Заслушав и обсудив информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по развитию агропромышленного комплекса и продовольствию С.Ю. Орленко о ходе реализации Закона Краснодарского края от 31 мая 2005 года N 879-КЗ "О государственной политике Краснодарского края в сфере торговой деятельности" (далее также - Закон Краснодарского края N 879-КЗ) в части размещения и деятельности нестационарных торговых объектов на территории Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органами государственной власти края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае системно и комплексно проводится работа по оказанию содействия в благоприятном и эффективном развитии нестационарной торговли.


Несмотря на сложные условия осуществления предпринимательской деятельности в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции, введением ограничительных мероприятий для борьбы с ней, ставшими в 2020 и 2021 годах значительными факторами, повлиявшими на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, наблюдается увеличение количества нестационарных торговых объектов (далее также - НТО). На территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2022 года действовало 8057 НТО, на 1 января 2021 года - 8001 НТО, на 1 января 2020 года - 7919 НТО. Ввиду сезонности деятельности НТО по состоянию на 1 апреля 2022 года в крае насчитывалось около 6900 таких объектов.


Согласно положениям Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Закона Краснодарского края N 879-КЗ и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 ноября 2014 года N 1249 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Краснодарского края" органами местного самоуправления всех муниципальных районов, городских округов и поселений Краснодарского края разработаны и утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов на их территориях (далее - схемы), размещены на официальных сайтах соответствующих органов местного самоуправления. Схемы состоят из описательной (текстовой) части и графической части с условными обозначениями. Отдельными органами местного самоуправления муниципальных образований (в том числе город-курорт Анапа, город Армавир, город Новороссийск, Ейский район), руководствуясь рекомендациями Законодательного Собрания Краснодарского края, были разработаны единые графические части схем (включающие всю территорию соответствующего населенного пункта) и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что позволяет предпринимателям, особенно тем, которые планируют открывать новые нестационарные торговые объекты, комплексно оценить расположение объектов, их концентрацию в соотношении с ассортиментом реализуемой продукции.


Мониторинг, проведенный Законодательным Собранием Краснодарского края в форме выездных мероприятий, и анализ полученной от органов местного самоуправления и профильного комитета Совета молодых депутатов Краснодарского края информации показали, что органами местного самоуправления создана правовая основа, принимаются административные и организационные меры, обеспечивающие эффективность деятельности нестационарных торговых объектов и стимулирование деловой активности субъектов, осуществляющих нестационарную торговлю и поставку товаров, удобство и доступность для потребителей такого формата торговли.


Муниципальными актами регулируются порядок и периодичность проведения конкурсов на предоставление права на размещение НТО, создание и функционирование конкурсных комиссий, порядок осуществления развозной (мобильной) торговли. При этом администрациями отдельных муниципальных образований (в том числе Белохуторское, Восточное, Коржовское, Куликовское, Новоуманское, Образцовое сельские поселения Ленинградского района) соответствующие правовые акты так и не приняты. В качестве объяснения этому приводится факт отсутствия НТО на их территориях. Депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края считают эту причину недостаточно объективной, так как правовая основа должна быть создана ввиду потенциальной возможности такой торговли.


Также на протяжении последних лет в муниципальных образованиях на основе рекомендаций органов государственной власти Краснодарского края велась активная работа по замене договоров аренды земельных участков (ввиду невозможности их продления) на договоры на право размещения нестационарных торговых объектов, и наблюдается рост количества договоров на право размещения НТО, заключенных органами местного самоуправления с лицами, осуществляющими торговую деятельность. Так, по состоянию на 1 января 2020 года было заключено 5318 договоров, на 1 января 2021 года - 5344 договора, на 1 января 2022 года - 5975 договоров. При этом с отдельными предпринимателями продолжают действовать заключенные органами местного самоуправления до 2018 года договоры аренды земельных участков. В настоящее время их количество в крае составляет 1462 договора. Практика замены договоров аренды земельных участков с торговыми объектами по окончании сроков их действия на договоры на право размещения этих объектов позволит увеличить поступления в местные бюджеты, поэтому такая практика должна быть продолжена органами местного самоуправления и системно, синхронно завершена.


Депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края указывают на необходимость взаимодействия с предпринимательским сообществом путем включения представителей торгово-промышленных палат муниципальных образований, общественных представителей Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае, советов работодателей в муниципалитетах в состав муниципальных комиссий (иных органов), рассматривающих предложения об изменении схем, о включении новых объектов в схемы и уполномоченных на проведение конкурсов на предоставление права на размещение НТО. Эта рекомендация не учитывается органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований (в том числе Белоглинский, Белореченский, Гулькевичский, Динской, Кавказский, Калининский, Красноармейский, Лабинский, Ленинградский, Новопокровский, Павловский, Тбилисский, Туапсинский районы, город-курорт Геленджик, город Краснодар). Конструктивный диалог муниципальной власти и торгового бизнеса позволит обеспечить добросовестную конкуренцию, уменьшит риск неэффективного предпринимательства в случае установки нескольких объектов с одинаковой специализацией в близлежащих местах.


Муниципальные образования, имеющие в своем составе значительное количество сельских населенных пунктов, сталкиваются с проблемой организации мобильной торговли, так как в отдаленных хуторах и станицах в подавляющем большинстве торгуют именно в автолавках. Мониторинг показал, что вопрос организации развозной (мобильной) торговли не урегулирован в отдельных муниципальных образованиях (в частности Белоглинский, Выселковский, Красноармейский, Крыловский, Ленинградский, Мостовский, Новопокровский, Приморско-Ахтарский, Тимашевский, Успенский районы). В соответствии с Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения НТО на территории Краснодарского края объекты развозной (мобильной) торговли должны включаться в схемы размещения нестационарных торговых объектов муниципальных образований Краснодарского края. В этой связи муниципалитетам предлагается дополнить соответствующие муниципальные правовые акты путем регламентации деятельности объектов мобильной торговли.


Вместе с тем отмечена положительная практика в Северском районе в части организации выездной торговли. В соответствии с ежегодно заключаемыми договорами между администрацией Северского сельского поселения и Северским сельским потребительским кооперативом осуществляется выездное торговое обслуживание населения отдаленных населенных пунктов. Из средств местного бюджета Северского сельского поселения в 2021 году было выделено 645 тыс. рублей на реализацию данных договоров, в 2022 году предусмотрено 684 тыс. рублей, из них в 1 квартале текущего года профинансировано 119 тыс. рублей.


Отбор лиц, с которыми заключаются договоры на право размещения НТО, производится на конкурсной основе в 29 муниципальных образованиях, в 11 муниципальных образованиях проводится аукцион. В 4 муниципальных образованиях отбор проводится как в форме конкурсов, так и в форме аукционов при определенных условиях.


В 34 муниципальных образованиях стартовая цена конкурса (аукциона) на право заключения договоров на право размещения НТО (далее - стартовая цена) установлена в муниципальных правовых актах, регламентирующих порядок размещения нестационарных торговых объектов. В 7 муниципальных образованиях стартовая цена устанавливается на основании Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В 2 муниципальных образованиях стартовая цена определяется в соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края". Названные различные подходы в определении стартовой цены наблюдаются ввиду неурегулированности федеральным законодательством данных правоотношений.


При этом в Отрадненском районе в договорах на право размещения НТО не предусмотрены в качестве существенного условия договора платная основа и перечисление денежных средств торгующего субъекта в местный бюджет. В настоящее время органами местного самоуправления данного муниципального образования рассматривается вопрос о внесении изменений в муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок заключения названных договоров и обязанность предпринимателей вносить плату за размещение НТО. В остальных муниципальных образованиях уже введена плата за право на размещение (эксплуатацию) НТО и соответствующие денежные средства направляются в местные бюджеты.


Согласно информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований, суммы поступающих в местные бюджеты доходов, полученных за предоставленное право на размещение НТО, в большинстве муниципальных образований ежегодно увеличиваются. Так, например, в местный бюджет Новокубанского района в 2020 году поступило 494 тыс. рублей, в 2021 году - 526 тыс. рублей, запланировано в 2022 году 736 тыс. рублей; в местный бюджет Тихорецкого района в 2020 году поступило 3329 тыс. рублей, в 2021 году - 4412 тыс. рублей, запланировано в 2022 году 4691 тыс. рублей; в местный бюджет Темрюкского района в 2020 году поступило 6962 тыс. рублей, в 2021 году - 8703 тыс. рублей, запланировано в 2022 году 9828 тыс. рублей; в местный бюджет города-курорта Анапа в 2020 году поступило 11650 тыс. рублей, в 2021 году - 20711 тыс. рублей, запланировано в 2022 году 40000 тыс. рублей.


Вместе с тем в отдельных муниципальных образованиях в местные бюджеты от реализации договоров на право размещения НТО поступают сравнительно незначительные денежные средства. В местный бюджет Успенского района в 2020 году поступило 29 тыс. рублей, в 2021 году - 87 тыс. рублей, запланировано в 2022 году 23 тыс. рублей (при этом в среднем в последние годы в районе насчитывалось 158 НТО); в местный бюджет Кущевского района в 2020 году поступило 37 тыс. рублей, в 2021 году - 42 тыс. рублей, запланировано в 2022 году 47 тыс. рублей (при этом в районе насчитывается 87 НТО), в местный бюджет Староминского района в 2020 году поступило 10 тыс. рублей, в 2021 году - 21 тыс. рублей, запланировано в 2022 году 21 тыс. рублей (при этом в районе насчитывается 9 НТО). Депутатами Законодательного Собрания края отмечается необходимость проанализировать органами местного самоуправления указанных районов механизмы расчета платежей за предоставление нестационарных торговых мест.


В рамках полномочий департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - также департамент), закрепленных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 ноября 2010 года N 1045 "Об утверждении Положения о порядке проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Краснодарского края", специалистами департамента ведется системная и последовательная работа в форме сбора достоверной и объективной информации о деятельности НТО, анализ полученной информации, осуществляется наблюдение за деятельностью субъектов потребительской сферы путем анкетирования и опросов. Так, в 2020 году специалистами департамента проведено 38 информационно-аналитических наблюдений за осуществлением торговой деятельности на территории Краснодарского края. На территории Ейского, Туапсинского районов были установлены факты самовольного размещения НТО, по итогам проведенной работы демонтированы более 20 объектов, в том числе в прибрежной зоне Черного моря.


В 2021 году количество выездов представителей департамента в муниципальные образования с целью проведения информационно-аналитических наблюдений возросло до 52, за истекший период 2022 года осуществлено 20 выездов.


Согласно федеральному законодательству, регулирующему оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, в нестационарных торговых объектах не допускается розничная продажа алкогольной продукции. В рамках проведения информационно-аналитического наблюдения специалистами департамента были выявлены НТО, в которых осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции (в станице Голубицкая, селе Лермонтово, городе Туапсе Туапсинского района, селе Дивноморское, селе Кабардинка города-курорта Геленджика, городе Краснодаре, городе-курорте Сочи).


В муниципалитетах Краснодарского края сложилась различная практика внесения в договоры на право размещения НТО оснований для их расторжения. Так, в городском округе город-курорт Геленджик, Тихорецком районе расторжение следует после двукратного неисполнения торгующим предпринимателем условий договора, в Щербиновском районе - после однократного неисполнения. В этой связи департаментом продолжается работа с органами местного самоуправления с целью внесения изменений в муниципальные правовые акты об условиях договора на право размещения НТО, позволяющих расторгать в одностороннем порядке данные договоры в случае розничной продажи алкогольной продукции. Органы государственной власти Краснодарского края считают, что более жесткая позиция органов местного самоуправления по данному вопросу (в частности после однократного неисполнения условий договора о запрете розничной продажи алкогольной продукции необходимо расторжение такого договора) будет являться эффективной мерой по противодействию злоупотреблению алкогольной продукцией, алкогольным отравлениям населения ввиду продажи в НТО контрафакта и фальсификата.


Кроме того, депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края и департаментом отмечается различная практика органов местного самоуправления муниципальных образований по регламентации типовых проектов внешнего вида НТО. В соответствии с рекомендациями органов государственной власти Краснодарского края в Абинском, Гулькевичском, Каневском, Красноармейском, Крыловском, Новопокровском, Северском районах приняты отдельные муниципальные правовые акты, которыми утверждены архитектурные требования к внешнему виду НТО. В городе-курорте Геленджик, Белоглинском, Павловском районах названные правоотношения установлены нормативными правовыми актами о схемах, в городе-курорте Анапа, Новопокровском районе - в правилах благоустройства соответствующих территорий. В большинстве муниципальных образований в актах, регулирующих порядок размещения нестационарных торговых объектов, содержатся рекомендации по внешнему виду НТО либо описан порядок их согласования структурными подразделениями администраций, уполномоченными в области архитектуры и градостроительства. В Брюховецком, Отрадненском, Тихорецком, Усть-Лабинском районах проекты правовых актов, регламентирующих внешний вид НТО, в настоящее время только разрабатываются. Данные направления деятельности органов местного самоуправления требуют ускорения в принятии актов или более продуктивной реализации действующих положений.


Проведенный мониторинг показал эффективную и последовательную работу по приведению объектов нестационарной торговли к единому архитектурному облику органами местного самоуправления Белореченского района, городских округов город-курорт Сочи, город-курорт Анапа.


В связи с вышеизложенным и в целях развития экономических и правовых условий, обеспечивающих повышение эффективности предпринимательской деятельности в нестационарных торговых объектах, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:


1. Информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по развитию агропромышленного комплекса и продовольствию С.Ю. Орленко о ходе реализации Закона Краснодарского края от 31 мая 2005 года N 879-КЗ "О государственной политике Краснодарского края в сфере торговой деятельности" в части размещения и деятельности нестационарных торговых объектов на территории Краснодарского края принять к сведению.


2. Признать работу департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края по координации деятельности органов местного самоуправления в Краснодарском крае в области организации деятельности нестационарных торговых объектов удовлетворительной.


3. Рекомендовать департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края:


1) продолжить работу по координации деятельности органов местного самоуправления в Краснодарском крае в целях развития нестационарной торговли;


2) обеспечить эффективное проведение информационно-аналитического наблюдения за осуществлением торговой деятельности в нестационарных торговых объектах;


3) оказать содействие органам местного самоуправления Краснодарского края в проводимой ими работе с целью включения представителей предпринимательского сообщества в состав муниципальных комиссий (иных органов), рассматривающих предложения об изменении схем, включении новых объектов в схемы и уполномоченных на проведение конкурсов на предоставление права на размещение НТО.


4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае:


1) продолжить работу по реализации законодательства, регламентирующего нестационарную торговую деятельность, с учетом рекомендаций органов государственной власти Краснодарского края;


2) включать мобильные нестационарные торговые объекты в схему размещения НТО на основе проводимого органами местного самоуправления анализа с учетом необходимости такого вида НТО для жителей населенных пунктов;


3) разработать и принять муниципальные правовые акты, закрепляющие типовые проекты внешнего вида нестационарных торговых объектов с учетом местных специфики, особенностей, достопримечательностей, активизировать деятельность по реализации данных правовых актов;


4) провести мониторинг реализации муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы платности размещения НТО и перечисления средств в местные бюджеты, с целью их актуализации;


5) внести в условия договора на право размещения НТО изменения, закрепляющие обязанность органов местного самоуправления расторгнуть в одностороннем порядке данный договор в случае однократного выявления фактов розничной продажи алкогольной продукции в НТО.


5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по развитию агропромышленного комплекса и продовольствию.



Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
Ю.А.БУРЛАЧКО


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ