Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

ПРИКАЗ

от 23 мая 2022 года N 27-УНК/22


Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики управления по надзору и контролю в сфере образования за 2021 год



В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" приказываю:


1. Утвердить доклад о результатах обобщения правоприменительной практики управления по надзору и контролю в сфере образования за 2021 год (далее - Доклад).


2. Управлению по надзору и контролю в сфере образования Департамента Смоленской области по образованию и науке (далее - Департамент) разместить Доклад на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника Департамента Н.В. Шелабину.



Начальник Департамента
Е.П.ТАЛКИНА



ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ ОБОБЩЕНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПО НАДЗОРУ И КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ ЗА 2021 ГОД



1. Общие положения


Настоящий доклад разработан управлением по надзору и контролю в сфере образования Департамента Смоленской области по образованию и науке (далее - управление Департамента) в целях профилактики нарушений обязательных требований в сфере образования и основан на реализации положений:


- Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);


- Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);


- Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 247-ФЗ);


- Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";


- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);


- Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ);


- Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";


- Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" (далее - Положение о контроле).


При подготовке доклада учтены положения действовавших до 01.07.2021 следующих административных регламентов:


- Административного регламента осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.03.2020 N 427;


- Административного регламента осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.06.2020 N 709;


- Административного регламента осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, федерального государственного надзора в сфере образования, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.06.2020 N 710.


Доклад содержит материалы обобщения правоприменительной практики по трем видам контроля (надзора), отнесенным к полномочиям управления Департамента, за период с 01.01.2021 по 30.06.2021:


- федеральный государственный надзор в сфере образования;


- федеральный государственный контроль качества образования;


- лицензионный контроль за образовательной деятельностью.


А также материалы обобщения правоприменительной практики по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования, отнесенному к полномочиям управления Департамента, за период с 01.07.2021 по 31.12.2021.


Обобщение правоприменительной практики проведено в соответствии с задачами, установленными статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.


Источниками сведений для подготовки доклада являются:


- результаты проверок и иных мероприятий по контролю (надзору), проведенных управлением Департамента, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;


- результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;


- результаты рассмотрений заявлений и обращений граждан, поступивших в управление Департамента о нарушении обязательных требований, причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;


- результаты рассмотрения протоколов об административных правонарушениях;


- разъяснения, полученные управлением Департамента от органов прокуратуры и иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности в рамках имеющихся полномочий;


- результаты работы по осуществлению профилактических мероприятий.


Информация в докладе представлена на основании результатов анализа и обобщения правоприменительной практики управления Департамента по состоянию на 31.12.2021.



2. Обеспечение единообразных подходов к применению управлением Департамента и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)


Реализация полномочий в сфере контрольной (надзорной) деятельности управления Департамента осуществляется при соблюдении основных принципов государственного контроля (надзора):


1) законности и обоснованности действий и решений надзорного органа и его должностных лиц;


2) стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;


3) соразмерности вмешательства надзорного органа и его должностных лиц в деятельность контролируемых лиц;


4) охраны прав и законных интересов, уважения достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;


5) недопустимости злоупотребления правом как со стороны надзорного органа и его должностных лиц, так и со стороны граждан, организаций;


6) сохранения должностными лицами надзорного органа информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;


7) открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора);


8) оперативности и разумности при осуществлении государственного контроля (надзора).


В соответствии с требованиями части 5 статьи 8 Федерального закона N 247-ФЗ, пункта 3 части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) управления Департамента размещен перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, государственной аккредитации, с текстами действующих нормативных правовых актов, с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (далее - Перечень обязательных требований).


Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержден Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым и согласован Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки М.М. Музаевым от 21.09.2021.


Решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия готовились управлением Департамента в соответствии с формой, установленной Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом", в которых указывается предмет проверки с учетом видов реализуемых контролируемым лицом образовательных программ, а также планируемые контрольные (надзорные) действия.


Единообразность применения обязательных требований управлением Департамента и ее должностными лицами основана на открытости деятельности управления Департамента, размещении на официальном сайте перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования.


Стимулирование добросовестного поведения обеспечивалось отнесением объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.


В 2021 году в соответствии с пунктом 7 Положения о контроле, объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования были отнесены к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на основе сопоставления их характеристик с критериями отнесения указанных объектов к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, указанным в приложении N 1 к Положению о контроле.


По результатам проведенного сопоставления:


- к категории высокого риска отнесено 3 объекта контроля;


- к категории среднего риска - 145 объектов контроля;


- к категории низкого риска - 802 объектов контроля.


Так как федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, к которой отнесен объект федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, влияет на периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий.


С учетом изложенного, План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год формировался управлением Департамента с учетом периодичности для категории высокого иска - один раз в 3 года, среднего риска - один раз в 4 года.


На странице управления Департамента размещена информация о перечне объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий управлением Департамента, с указанием:


- категории риска;


- критериев отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;


- порядка досудебного обжалования решений управления Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц;


- исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;


- способов получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;


- перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.


Управлением Департамента актуализирована страница на официальном сайте Департамента, а именно: созданы новые разделы ("Новости", "Государственные услуги", "Контролируемым лицам"), обновлены разделы ("Контроль (надзор), "Профилактика нарушений", "Информация", "Эксперты").


Проведение управлением Департамента профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.


Факты поступления в управление Департамента жалоб от контролируемых лиц на нарушения их прав, злоупотреблений правом, разглашения информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну не зафиксированы.



3. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений обязательных требований


В 2021 году управлением Департамента проведено 174 контрольных (надзорных) мероприятия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.


Из них плановых - 170, внеплановых - 4.


По результатам проведенных проверок были выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований:


Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности".


1. В образовательных организациях отсутствуют:


- документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии;


- санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии.


2. Привлечены к образовательной деятельности педагогические работники, не имеющие профессиональное образование, не обладающие соответствующей квалификацией, не имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 11, статьей 46 Федерального закона 273-ФЗ.


Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" (далее - Правила):


- на официальных сайтах образовательных организаций отсутствует необходимая информация, предусмотренная Правилами.


Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральныйреестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 825 "Об утверждении Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (ФИС ФРДО):


- образовательными организациями не своевременно вносятся в ФИС ФРДО сведения о документах об образовании и (или) квалификации.


Основными причинами допущения нарушений являлось то, что в 2000 - 2018 годах значительное число организаций, осуществляющих образовательную деятельность, было реорганизовано путем объединения.


При передаче хранящихся в архивах данных организаций личных дел выпускников часть сведений была утрачена.


Вторым фактором является отсутствие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, сведений о страховых номерах индивидуального лицевого счета лиц (для граждан Российской Федерации), которым были выданы документы об образовании в период с 10 июля 1992 г. по 31 августа 2013 г. включительно.


Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам":


- основные образовательные программы дополнительного образования не представляют собой комплекс основных характеристик образования, в них не представлены формы аттестации, организационно-педагогические условия, календарный учебный график, планируемые результаты.


Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования":


- заявления родителей (законных представителей) о приеме в образовательную организацию не содержат сведения, установленные требованиями настоящего Порядков приема:


Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15.05.2020 N 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" (далее - Порядок приема):


- заявления родителей (законных представителей) о приеме в образовательную организацию не содержат сведения, установленные требованиями настоящего Порядков приема.


Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.10.2020 N 546 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов":


- не учитывается среднеарифметическое значение при выставление итоговой оценки в аттестаты об основном общем и среднем общем образовании.


Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), утвержденных Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования", от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)":


- структура, содержание и условия реализации основных образовательных программ не соответствует установленным требованиям ФГОС.


Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных Приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 (далее - Требования):


- на официальных сайтах образовательных организаций отсутствуют специальные разделы, предусмотренные Требованиями;


- отсутствует обязательная для размещения информации (либо информация представлена не в полном объеме).


Анализ соблюдения обязательных требований информационной открытости образовательными организациями позволяет выделить типичные причины факторов и условий, способствующих возникновению нарушений:


- недостаточный административный контроль, в том числе вследствие децентрализации ответственности за наполнение и обновление соответствующих подразделов специального раздела "Сведения об образовательной организации" официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";


- превалирование маркетинговой функции официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" над функцией информирования вследствие отсутствия у должностных лиц понимания социальной значимости сайта как инструмента информационной открытости при ее обеспечении;


- отсутствие стратегических задач деятельности образовательной организации;


- стремление образовательных организаций оптимизировать и минимизировать затраты на информационное обслуживание образовательной деятельности из-за выросших издержек на применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в результате пандемии, привлечение для обслуживания сайта менее квалифицированных специалистов, вынужденного сокращения численности специалистов информационной сферы и администраторов сайта в целом, вплоть до передачи функций технологического обеспечения и информационного наполнения сайтов на аутсорсинг в сторонние организации, не связанные со сферой образования, сотрудники которых не обладают достаточными компетенциями в области законодательства в сфере образования.


Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309:


- отсутствует паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.


Анализ соблюдения обязательных требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг позволяет выделить следующие причины возникновения нарушений.


Адаптированные образовательные программы реализуют около 60% образовательных организаций и/или их филиалов.


При этом многие должностные лица контролируемых организаций не сталкиваются в процессе каждодневной образовательной деятельности с необходимостью обеспечения условий для обучающихся с ограниченной мобильностью. Соответственно риск наступления ответственности за несоблюдение обязательных требований в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг ошибочно оценивается должностными лицами большинства организаций как низкий.


По результатам проведенных в 2021 году контрольных (надзорных) мероприятий управлением Департамента:


- выявлено 265 нарушений;


- выдано 101 предписание;


- объявлено 22 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.


Уполномоченными должностными лицами управления Департамента в отношении граждан и должностных лиц организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возбуждено 15 дел об административных правонарушениях.


Практика применения управлением Департамента в 2021 году положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) осуществлялось по правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена статьями 5.57, 14.1, 19.5, 19.20, 19.30 КоАП РФ:


- 6 протоколов составлено по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий лицензии, если такое разрешение (лицензия) обязательно);


1 протокол по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно);


- 2 протокола по части 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод);


- 2 протокола по части 4 ст. 19.30 КоАП РФ (нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации);


- 2 протокола по части 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства);


- 1 протокол по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна));


- 1 протокол по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)).


Постановлениями судебных органов в отношении граждан и должностных лиц образовательных организаций наложены административные наказания:


- в виде административного штрафа на сумму 24 тыс. руб.;


- в виде предупреждения - 8;


- в виде устного замечания - 1.


В 2021 году управлением Департамента были изданы следующие распорядительные акты:


- 1 о запрете приема в образовательную организацию (в связи с неисполнением предписания управления Департамента);


- 1 о возобновлении приема;


- 3 о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности (в первом полугодии 2021 года - в связи с выявленными несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам);


- 3 о возобновлении действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности.


В 2021 года в рамках государственного надзора (контроля) в сфере образования за образовательной деятельностью управлением Департамента были проведены 4 внеплановые выездные проверки в отношении:


- 3 общеобразовательных организаций;


- 1 организации среднего профессионального образования.


Указанные проверки проводились на основании пунктов 1, 2, 3 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ и пунктов 1, 2, 11, 14 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ с целью проверки информации, изложенной в поступивших в адрес Департамента обращений органов государственной власти, по требованию Прокуратуры Смоленской области, о фактах исполнения предписаний и о фактах наличия грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.


По результатам проверок подтвердились нарушения образовательными организациями обязательных требований законодательства в сфере образования. В отношении образовательных организаций были приняты меры, предусмотренные частью 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ.


В 2021 году в рамках реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований управление Департамента осуществляло информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также консультационную работу с представителями организаций по вопросам ответственности за неисполнение выданного им предписания, по организации необходимой работы для всестороннего и своевременного устранения нарушений обязательных требований, указанных в предписании.


В 2021 году в рамках мониторинговых наблюдений управлением Департамента проведено 12 мероприятий, из них 6 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами:


- соблюдения обязательных требований при размещении информации на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет";


- внесения в ФИС ФРДО сведений о документах об образовании за 2020 - 2021 учебный год, выданных образовательными организациями, реализующими программы среднего общего образования и профессионального образования, расположенных на территории Смоленской области;


- соответствия/несоответствия требований к сведениям об образовательной организации - лицензиата по подвиду "Дополнительное образование детей и взрослых" в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 N 831 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации";


- надзор за соблюдением действующего законодательства в сфере образования при размещении необходимой информации на официальных сайтах образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в рамках проведения государственной итоговой аттестации;


- анализ административных регламентов по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) на соответствие требованиям федерального законодательства;


- исполнение полномочий органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в части учета детей, обучающихся в муниципальных и государственных образовательных организациях.


Таким образом мониторинги проведены в отношении:


- 367 общеобразовательных организаций (100%),


- 22 профессиональных образовательных организаций (76%),


- 102 организаций дополнительного образования (100%),


- 32 организаций дополнительного профессионального образования (100%).



4. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)


В силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" охраняемые законом ценности - это жизнь и здоровье людей, нравственность, права и законные интересы граждан и организаций, сохранность животных, растений, окружающей среды и объектов культурного наследия, оборона страны и безопасность государства, а также иные охраняемые законом ценности.


Должностными лицами управления Департамента в течение 2021 года выявлено 7 фактов нарушений прав обучающихся, а именно:


- несовершеннолетние обучающиеся привлекались к труду (летней трудовой практике) без согласия родителей (законных представителей);


не представлена возможность обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и являющемуся ребенком-инвалидом обучаться по адаптированной образовательной программе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;


- не представлено право участия обучающихся и их родителей (законных представителей) в управлении образовательной организацией;


- не реализовано право обучающегося обучаться по заявленной форме получения образования (очно-заочной);


- не реализована в полном объеме образовательная программа, а также отсутствовало качественное образование в соответствии с учебным планом образовательной организации;


- отсутствовало ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) с правами и обязанностями обучающихся;


- отсутствовало ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) с информацией о деятельности образовательной организации, размещенной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


По фактам выявленных случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям управлением Департамента приняты меры реагирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации: выданы предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, возбуждены дела об административных правонарушениях, направлены письма учредителям организаций с целью принятия мер по устранению выявленных нарушений.


В настоящее время выявленные нарушения устранены.



5. Предложения по актуализации обязательных требований


По итогам анализа управлением Департамента нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, установлено.


В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона N 247-ФЗ с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.


При этом в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 247-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 утвержден перечень актов, в отношении которых указанные положения не применяются ("Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Перечень Правительства РФ).


Министерством просвещения Российской Федерации 21.09.2021 утвержден Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - Перечень Министерства просвещения РФ).


Вместе с тем, Перечень Министерства просвещения РФ в настоящее время содержит нормативные правовые акты, принятые до 01.01.2020, а также отсутствующие в Перечне Правительства РФ.


В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона N 247-ФЗ перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежит размещению на официальных сайтах соответствующих органов государственной власти с текстами действующих нормативных правовых актов.


На основании пункта 3 части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля.


Исходя из того, что акты Правительства Российской Федерации имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов, считаем целесообразным актуализировать Перечень Правительства Российской Федерации путем включения в него нормативных правовых актов, принятых до 01.01.2020, включенных в Перечень Министерства просвещения РФ.



6. Подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле


1. Порядок проведения документарной проверки установлен статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 248-ФЗ, статьей 93 Федерального закона 273-ФЗ, утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования (далее - Положение).


В ходе применения норм Положения и Федерального закона N 248-ФЗ возникают сложности при проведении плановых и внеплановых документарных проверок.


Указанными нормативными правовыми актами не установлено требование об ознакомлении контролируемого лица о предстоящей документарной (плановой/внеплановой) проверке.


Типовая форма решения о проведении документарной проверки (приложение N 6 к Приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (далее - Приказ N 151) в отличие от типовой формы решения о проведении выездной проверки (приложение N 7 к Приказу N 151) также не содержит отметки об ознакомлении или об отказе от ознакомления (дата и время) контролируемых лиц или их представителей с решением.


Вместе с тем частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.


Таким образом, можно сделать вывод: если угроза причинения вреда отсутствует, контролируемое лицо необходимо уведомить о проведении документарной проверки, при этом данная обязанность контрольного (надзорного) органа прямо не установлена.


Учитывая изложенное, считаем целесообразным дополнить статью 72 Федерального закона N 248-ФЗ о необходимости ознакомления контролируемого лица с решением о проведении документарной проверки.


2. Основание проведения внепланового контрольного мероприятия - истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ, согласно которой по истечении срока исполнения контролируемым лицом решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение предписания на основании документов и сведений контролируемого лица, представление которых установлено предписанием. Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение указанного решения путем проведения одного из контрольных мероприятий.


В практике возникают случаи представления контролируемым лицом документов и сведений об исполнении предписания заблаговременно (более чем за один месяц до окончания срока исполнения предписания). В случае если из представленных контролируемым лицом документов и сведений об исполнении предписания невозможно сделать вывод об исполнении предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, контрольный (надзорный) орган, соблюдая требования пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводит проверку исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований по истечении срока его исполнения.


Учитывая изложенное, считаем необходимым внесение дополнений в нормативные правовые акты в сфере контроля (надзора) с целью урегулирования вопроса взаимодействия с контролируемым лицом по вопросу устранения нарушений обязательных требований до истечения срока исполнения предписания.


3. Частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.


Вместе с тем, Федеральным законом N 248-ФЗ не предусмотрено направление контролируемым лицом информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. В связи с этим отсутствует обратная связь между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом, что не позволяет оценить эффективность такого профилактического мероприятия, как "объявление предостережения".


Таким образом считаем необходимым устранение указанного противоречия путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон N 248-ФЗ.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ