Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2022 года N 541-пп


Об утверждении региональной программы "Содействие занятости молодежи Оренбургской области"



В соответствии с пунктом 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.12.2021 N 3581-р Правительство Оренбургской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить региональную программу "Содействие занятости молодежи Оренбургской области" (далее - Программа) согласно приложению.


2. Установить, что финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется в рамках государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 N 869-пп.


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по экономической и инвестиционной политике Оренбургской области.


4. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.



Первый вице-губернатор -
первый заместитель
председателя Правительства
Оренбургской области -
министр
сельского хозяйства, торговли, пищевой
и перерабатывающей промышленности
Оренбургской области
С.В.БАЛЫКИН



Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 15 июня 2022 г. N 541-пп



Региональная программа "Содействие занятости молодежи Оренбургской области"



Список сокращений, используемых в региональной программе "Содействие занятости молодежи Оренбургской области" (далее - Программа):


ГКУ ЦЗН - государственные казенные учреждения центры занятости населения;


ДМП - департамент молодежной политики Оренбургской области;


методология МОТ - методология Международной организации труда;


министерство образования - министерство образования Оренбургской области;


МТиЗН - министерство труда и занятости населения Оренбургской области.



Паспорт Программы

Ответственный исполнитель Программы

-

МТиЗН

Участники Программы

-

министерство образования;

ДМП

Цель Программы

-

создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда

Задачи Программы

-

формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью рынка труда;

обеспечение соответствия получаемого молодыми людьми образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей;

создание условий для профессионального развития молодых людей посредством совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской деятельности);

создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи

Приоритетные проекты (программы), реализуемые в рамках Программы

-

отсутствуют

Показатели (индикаторы) Программы

-

численность граждан из числа молодежи, принявших участие в профориентационных мероприятиях, проводимых МТиЗН и ГКУ ЦЗН;

численность участников открытых онлайн-уроков, направленных на раннюю профориентацию и реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория";

численность несовершеннолетних, трудоустроенных через ГКУ ЦЗН, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа;

численность несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательных организациях, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;

удельный вес численности граждан, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета, в общей численности граждан, предполагаемых к обучению по программам среднего профессионального образования в соответствии с установленными контрольными цифрами приема;

численность студентов, оформивших практику с использованием единой цифровой платформы "Работа в России";

удельный вес численности выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, занятых в качестве индивидуальных предпринимателей или налогоплательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых), в общей численности выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования;

численность участников студенческих отрядов, обучившихся по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимым для осуществления деятельности в составе таких отрядов;

численность участников мероприятий по субсидированию трудоустройства отдельных категорий молодежи;

удельный вес обучающихся общеобразовательных организаций с 8 по 11 класс, охваченных профориентационными мероприятиями, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций с 8 по 11 класс;

численность обучающихся образовательных организаций, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства;

численность обучающихся выпускных курсов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, проинформированных об основах социально-трудового законодательства;

численность выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, принимающих участие в мероприятиях, проводимых центрами содействия трудоустройству выпускников;

численность выпускников и обучающихся профессиональных образовательных организаций, проинформированных о вакансиях, имеющихся на рынке труда;

численность граждан из числа молодежи, направленных на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования в рамках реализации федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", в том числе женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

численность лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья из числа молодежи, которым оказано содействие в трудоустройстве по направлению ГКУ ЦЗН;

численность безработных граждан из числа молодежи, испытывающих трудности в поиске работы, а также граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации, принявших участие во временном трудоустройстве по направлению ГКУ ЦЗН;

численность безработных граждан из числа молодежи, получивших государственную услугу по содействию в переезде и переселении в другую местность по направлению ГКУ ЦЗН;

уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет;

уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет;

численность безработных граждан в возрасте от 15 до 29 лет;

численность безработных граждан в возрасте от 15 до 24 лет;

удельный вес выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, трудоустроенных при содействии ГКУ ЦЗН, в общей численности выпускников таких образовательных организаций, обратившихся в ГКУ ЦЗН;

численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства;

доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, в общей численности несовершеннолетних граждан данного возраста

Срок и этапы реализации Программы

-

2022 - 2030 годы;

I этап - 2022 - 2024 годы;

II этап - 2025 - 2030 годы

Объем бюджетных ассигнований Программы

-

реализация Программы не потребует финансовых затрат

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

реализация Программы позволит ежегодно:

обеспечивать участие 20,0 тыс. граждан из числа молодежи в профориентационных мероприятиях, проводимых МТиЗН и ГКУ ЦЗН;

обеспечивать участие не менее 71,2 тыс. человек в открытых онлайн-уроках, направленных на раннюю профориентацию и реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория";

оказывать содействие в трудоустройстве через ГКУ ЦЗН 65 несовершеннолетним, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа;

организовывать обучение в общеобразовательных организациях 775 несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;

обеспечивать достижение удельного веса численности граждан, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета, в общей численности граждан, предполагаемых к обучению по программам среднего профессионального образования в соответствии с установленными контрольными цифрами приема, не менее 100,0 процента;

организовывать практику не менее 7,0 тыс. студентов с использованием единой цифровой платформы "Работа в России";

обеспечивать достижение удельного веса численности выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, занятых в качестве индивидуальных предпринимателей или налогоплательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых), в общей численности выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, не менее 2,0 процента;

обеспечивать обучение не менее 300 участников студенческих отрядов по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимым для осуществления деятельности в составе таких отрядов;

обеспечивать участие не менее 1840 человек в мероприятиях по субсидированию трудоустройства отдельных категорий молодежи;

обеспечивать участие не менее 100,0 процента обучающихся общеобразовательных организаций с 8 по 11 класс в профориентационных мероприятиях;

обеспечивать участие не менее 850 обучающихся образовательных организаций в конкурсах профессионального мастерства;

организовывать информирование об основах социально-трудового законодательства не менее 600 обучающихся выпускных курсов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций;

обеспечивать участие не менее 11,0 тыс. выпускников, прошедших обучение по программам среднего профессионального образования, в мероприятиях, проводимых центрами содействия трудоустройству выпускников;

организовывать информирование о вакансиях, имеющихся на рынке труда, не менее 600 выпускников и обучающихся профессиональных образовательных организаций;

организовывать профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования не менее чем 240 гражданами из числа молодежи в рамках реализации федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", в том числе женщинами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

оказывать содействие в трудоустройстве не менее чем 670 лицам с инвалидностью и лицам с ограниченными возможностями здоровья из числа молодежи;

обеспечивать участие не менее чем 173 безработных граждан из числа молодежи, испытывающих трудности в поиске работы, а также граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации, во временном трудоустройстве по направлению ГКУ ЦЗН;

обеспечивать получение не менее чем 37 безработными гражданами из числа молодежи государственной услуги по содействию в переезде и переселении в другую местность по направлению ГКУ ЦЗН;

обеспечивать достижение уровня безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет не более 9,5 процента;

обеспечивать достижение уровня безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет не более 15,0 процента;

не допускать превышение численности безработных граждан в возрасте от 15 до 29 лет (более 16,5 тыс. человек);

не допускать превышение численности безработных граждан в возрасте от 15 до 24 лет (более 10,3 тыс. человек);

обеспечивать достижение удельного веса выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, трудоустроенных при содействии ГКУ ЦЗН, в общей численности выпускников таких образовательных организаций, обратившихся в ГКУ ЦЗН, не менее 54,2 процента;

обеспечивать прохождение профессиональных проб, в том числе в рамках временного трудоустройства, не менее чем 5,9 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

обеспечивать достижение доли несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, в общей численности несовершеннолетних граждан данного возраста не менее 7,0 процента



1. Общие положения


Молодежь представляет собой социально-демографическую группу граждан в возрасте от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.


Содействие занятости молодежи в Оренбургской области реализуется на основе:


системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;


создания рабочих мест для молодежи в целях приобретения практического опыта;


реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;


совершенствования государственной политики на рынке труда, защищающей права молодых людей;


совершенствования мотивации работодателей к трудоустройству молодежи.


Программа разработана в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума от 26 июня 2021 года N Пр-1096, пунктом 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р.



2. Положение молодежи на рынке труда


Уровень занятости молодежи в Оренбургской области в последние годы характеризуется низкими показателями. Так, в 2017 - 2021 годах уровень занятости населения в возрасте 15 - 20 лет увеличился с 10,5 до 12,6 процента при среднеобластном показателе 56,9 процента. В возрастной группе 20 - 24 лет отмечалось снижение с 58,0 до 57,8 процента, в группе 25 - 29 лет - незначительный рост (с 82,5 до 82,7 процента).


Низкие показатели уровня занятости молодежи, особенно в возрасте от 14 до 20 лет и в возрасте 20 - 24 лет, объясняются, прежде всего, высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования.


Наиболее высокий уровень занятости молодежи отмечался в возрастной группе 25 - 29 лет. В 2021 году он в 1,5 раза превышал среднеобластной показатель.


Анализ отраслевой структуры занятости населения показывает, что молодежь в возрасте 15 - 29 лет занята в организациях следующих видов экономической деятельности: торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (24,7 процента), деятельность профессиональная, научная, административная и сопутствующие дополнительные услуги (24,2 процента), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (22,2 процента), строительство (21,0 процента), деятельность финансовая и страховая, деятельность по операциям с недвижимым имуществом (19,8 процента), транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи (18,0 процента).


Численность занятых в неформальном секторе экономики среди молодежи сократилась по всем возрастным группам: 14 - 20 лет - с 7,1 до 6,7 тыс. человек, 20 - 29 лет - с 48,3 до 37,9 тыс. человек.


Наиболее высокий уровень безработицы (по методологии МОТ) характерен для групп молодежи в возрасте от 14 до 20 лет и от 20 до 24 лет.


В 2017 - 2021 годах уровень безработицы (по методологии МОТ) молодежи в возрасте от 14 до 20 лет снизился с 15,8 до 15,3 процента, в возрастной группе 20 - 24 лет - с 15,3 до 12,3 процента.


В результате в 2021 году уровень безработицы (по методологии МОТ) молодежи в возрасте от 14 до 20 лет превышал среднеобластной показатель в 3,3 раза, в возрастной группе 20 - 24 лет - в 2,6 раза.


В возрастной группе 25 - 29 лет уровень безработицы (по методологии МОТ) снизился с 6,4 процента в 2017 году до 5,8 процента в 2021 году.


Вместе с тем отмечался рост уровня регистрируемой безработицы среди молодежи с 0,8 до 2,0 процента.


В наибольшей степени на рост уровня безработицы среди молодежи повлияло распространение коронавирусной инфекции COVID-19.


Несмотря на определенные достижения в сфере поддержки занятости молодежи в настоящее время сохраняются дефицит рабочих мест для выпускников учреждений профессионального образования, а также высокий уровень вовлеченности молодежи в неформальный сектор экономики.


Кроме того, наблюдается снижение доли молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет в общей численности рабочей силы в трудоспособном возрасте. Значительная часть рабочей силы в молодежном сегменте приходится на население в возрасте 25 - 29 лет.


К основным проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:


ограниченное количество возможностей для совмещения молодыми людьми обучения и работы, что обусловливает сравнительно невысокий уровень занятости молодежи в возрастной группе 20 - 24 лет;


относительно высокий по экспертным оценкам уровень вовлеченности молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в отношения в сфере труда без надлежащего оформления;


отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда;


несоответствие количества резюме молодых соискателей и количества вакансий для первого рабочего места;


наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;


низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда;


отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;


неудовлетворенность качеством рабочей силы молодежи со стороны работодателей;


несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры.


Изменения на рынке труда, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, осложняют положение молодых людей на рынке труда, так как молодежь чаще людей старшего возраста находится в условиях временной и неполной занятости, чаще сталкивается с высоким риском потери работы и заработка.


Решение проблем в сфере занятости молодежи связано с формированием новой молодежной повестки и определением приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования, первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи и содействия трудовой мобильности молодежи.



3. Цель и задачи Программы


Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.


Основными задачами Программы являются:


формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью рынка труда (далее - задача 1);


обеспечение соответствия получаемого молодыми людьми образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей (далее - задача 2);


создание условий для профессионального развития молодых людей посредством совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности (далее - задача 3);


создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи (далее - задача 4).


В рамках решения задачи 1 предусмотрена реализация следующих мероприятий:


1) обеспечение деятельности координационного комитета содействия занятости населения Оренбургской области (далее - координационный комитет), на заседаниях которого рассматриваются вопросы профессиональной ориентации молодежи в целях выбора профессии и построения карьеры.


В число задач координационного комитета включена организация взаимодействия органов исполнительной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, профессиональных союзов, образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы высшего образования, общественных объединений, организаций, осуществляющих деятельность на территории Оренбургской области, в целях обеспечения эффективности занятости граждан. Предусматривается рассмотрение вопросов профессиональной ориентации молодежи в целях выбора профессии и построения карьеры.


Риски реализации мероприятия: введение ограничительных мер в отношении проведения мероприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции, нежелание молодежи принимать участие в профориентационных мероприятиях;


2) мероприятия, региональные проекты, программы по профессиональной ориентации молодежи (акция "Выбор", профессиональный стартап по социальной адаптации выпускников на рынке труда, воркшоп-интенсив, профконтур, карьерный коучинг, агроквиз и другое).


Профессиональная ориентация направлена на содействие молодежи в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом ее потребностей и возможностей.


Ежегодно МТиЗН и ГКУ ЦЗН организуются масштабные профориентационные акции: "Выбор", "Единый День профориентации", "Формула успеха", "День юного предпринимателя", "Полезные каникулы", проводятся презентации востребованных профессий, родительский всеобуч "Родителям о профессиях", профориентационные вебинары "Профконтур", мастер-классы "Драйвер безопасности" по оказанию первой медицинской помощи, экскурсии на предприятия, конкурсы среди учащихся на лучший стенд, постер о будущей профессии, опросы старшеклассников о профессиональных предпочтениях и другое.


В практику работы ГКУ ЦЗН вошло проведение практикумов "Профессиональный стартап" со студентами выпускных курсов. На мероприятиях обсуждаются психологические аспекты поиска работы, проводится обучение навыкам проведения собеседования и составления резюме, оказывается юридическая помощь будущим молодым специалистам.


Большое внимание уделяется профильной подготовке школьников. Профильное обучение - система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.


Ярким примером служит проект "Агроклассы", который реализуется в Оренбургской области с 2010 года.


Агроклассы - это совместный профориентационный проект МТиЗН, министерства образования и федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования "Оренбургский государственный аграрный университет" (далее - аграрный университет) для учащихся старших классов сельских школ, цель которого - повышение заинтересованности молодежи в получении профессий сельскохозяйственной направленности.


В аграрных классах наряду с основами агрономии, ветеринарии учащихся знакомят с основами предпринимательской деятельности, лучшими практиками ведения бизнеса на селе.


Ежегодно по окончании обучения школьники защищают свои бизнес-проекты. Победители получают сертификаты аграрного университета, которые являются рекомендацией для поступления по целевому набору. Кроме того, аграрный университет начисляет победителям дополнительные баллы при приеме на обучение.


За годы реализации проекта в нем приняли участие свыше 4,8 тыс. учащихся из 40 сельских школ области, подготовлено более 670 бизнес-планов.


В 2021/2022 учебном году программу "Введение в агробизнес" осваивал 621 учащийся из 40 школ, расположенных в 22 районах области.


Одной из форм профессиональной ориентации является реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с профориентационным компонентом. Так, в 2021/2022 учебном году педагогами государственного автономного учреждения дополнительного образования "Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр" (далее - ГАУ ДО ООДЮМЦ) были реализованы 34 программы: "Юный техник", "Введение в агробизнес", "Сварочное производство", "Юный часовщик", "Профессия портной", "Росток", "Энерджиквантум", "Медиаквантум", "Мой первый робот в Лего", "Инженерная математика с основами программирования", "Аэроквантум", "Промышленный дизайн", "Поколение ТЕХНО" и другие. Обучение по программам позволяет школьникам познакомиться с профессиями, получить свой первый профессиональный опыт, сформировать отношение к будущей профессии.


При поддержке министерства образования ГАУ ДО ООДЮМЦ выступает организатором проведения областных профильных смен, в рамках которых школьники углубляют свои знания в сферах, связанных с их будущей профессией, встречаются с представителями профессиональных образовательных организаций и реального сектора экономики. В 2021 году были проведены такие профильные смены, как "Юный спасатель", "Юный экскурсовод", "Школа безопасности", "Юные аграрии Оренбуржья", "Юные лесники Оренбуржья", "Инженерные каникулы".


Знакомству с классификацией профессий, развитию познавательного интереса к различным сферам деятельности и дальнейшему профессиональному самоопределению школьников способствует организация участия детей и подростков в конкурсном движении профориентационной направленности. Так, ГАУ ДО ООДЮМЦ является организатором региональных этапов Всероссийских конкурсов "Юннат", "Неотерра", "АгроСтарт", "Подрост" и других. В 2022 году ГАУ ДО ООДЮМЦ организованы конкурсы с профориентационной составляющей для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.


Для решения задач по ранней профессиональной ориентации, обеспечивающей ознакомление с современными профессиями и "профессиями будущего", проводится работа по организации просмотра учащимися открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория". В 2021 году в данном проекте приняли участие более 70,0 тыс. школьников Оренбургской области.


Риск реализации мероприятия - нежелание со стороны молодежи принимать участие в профориентационных мероприятиях;


3) содействие в обеспечении занятости несовершеннолетних, не обучающихся и не работающих, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа.


В рамках данного мероприятия ГКУ ЦЗН для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет организуется временное трудоустройство в свободное от учебы время. Рабочие места для подростков создаются на предприятиях и в организациях различных форм собственности, среди которых промышленные предприятия, организации жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, учреждения здравоохранения, образования и другие. Школьники выполняют работы по благоустройству и озеленению территорий, спортивных сооружений, детских площадок, оказывают социальную помощь ветеранам, пожилым гражданам, инвалидам. В период участия во временных работах несовершеннолетние получают заработную плату от работодателей, а также материальную поддержку от ГКУ ЦЗН.


Общеобразовательными организациями области проводятся систематический учет обучающихся с девиантным поведением, а также индивидуальная профилактическая работа. Совместная деятельность органов власти и образовательных организаций способствовала охвату в 2021/2022 учебном году 100,0 процента школьников, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


Контроль за занятостью детей и подростков из группы социального риска осуществляют свыше 800 общественных воспитателей (наставников), что предупреждает правонарушения и другие негативные явления в подростковой среде.


Риск реализации мероприятия - нежелание работодателей трудоустраивать несовершеннолетних граждан.


В рамках решения задачи 2 предусмотрена реализация следующих мероприятий:


1) совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по профессиям, специальностям среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета.


В рамках реализации данного мероприятия министерство образования ежегодно проводит конкурс среди профессиональных образовательных организаций на установление контрольных цифр приема по профессиям и специальностям для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета.


В целях распределения и установления контрольных цифр приема осуществляется межведомственное взаимодействие МТиЗН с министерством экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области, анализируется рынок труда с учетом потребностей отраслей экономики и стратегических ориентиров региона.


Устранение дефицита квалифицированных рабочих кадров происходит путем перераспределения контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки с учетом прогноза потребности в кадрах, инвестиционных проектов, развития новых рынков и производств, проектов и инициатив технологического развития, потребностей работодателей, предприятий-партнеров в подготовке заявленных специалистов, а также спроса обучающихся на образовательные услуги.


При формировании контрольных цифр приема учитываются запросы работодателей по направлениям подготовки и количеству бюджетных мест, а также уровень трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций.


Риски реализации мероприятия: невостребованность выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования на рынке труда, дефицит рабочих мест для выпускников таких образовательных организаций, повышение требований работодателей к квалификациям рабочих, служащих и специалистов со средним профессиональным образованием;


2) заключение соглашений о прохождении производственной практики, размещение документов, связанных с прохождением производственной практики, отчетности на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - портал "Работа в России").


Организация практической подготовки обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования является компетенцией образовательной организации, регламентируется приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 года N 885/390 "О практической подготовке обучающихся".


Заключение соглашений о прохождении производственной практики, размещение документов, связанных с прохождением производственной практики, отчетности будет осуществляться образовательными организациями среднего профессионального образования на портале "Работа в России".


Риски реализации мероприятия: отсутствие алгоритма работы по заключению соглашений о прохождении производственной практики, по размещению документов, связанных с прохождением производственной практики, отчетности на портале "Работа в России" образовательными организациями среднего профессионального образования, отсутствие возможности своевременного информирования обучающихся образовательных организаций о работе на портале "Работа в России";


3) создание условий для приобретения в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования предпринимательских компетенций, а также знаний и умений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, осуществления деятельности в форме самозанятости.


С целью формирования профессиональных компетенций в области предпринимательской деятельности в профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству образования, в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в учебные рабочие планы включаются следующие дисциплины: "Основы предпринимательской деятельности", "Предпринимательская деятельность в сфере гостиничного бизнеса", "Основы финансовой грамотности и предпринимательства", "Правовые основы предпринимательской деятельности". Данные дисциплины предусматривают изучение следующих дидактических единиц: содержание и типология предпринимательской деятельности, история российского предпринимательства, виды предпринимательской деятельности, правовое обеспечение предпринимательской деятельности, финансовое обеспечение предпринимательской деятельности, взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой и кредитными организациями, риски и система налогообложения предпринимательской деятельности, бизнес-планирование предпринимательской деятельности и другое.


В рамках изучения дисциплин "Экономика организации", "Основы экономики", "Основы финансовой грамотности", "Менеджмент в профессиональной деятельности", "Обществознание", "Правовое обеспечение профессиональной деятельности", "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" рассматриваются отдельные темы о сущности предпринимательства, его видах и особенностях, о бизнес-планировании, правовых основах.


Риски реализации мероприятия: недостаточная урегулированность на федеральном уровне вопросов поддержки молодежного предпринимательства.


В рамках решения задачи 3 предусмотрена реализация следующего мероприятия: организация обучения по основным программам профессионального обучения участников студенческих отрядов по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимых для осуществления деятельности в составе таких отрядов.


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2021 года N 876 "Об утверждении Правил предоставления гранта в форме субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению грантов на обучение по основным программам профессионального обучения на бесплатной основе участников студенческих отрядов по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимым для осуществления трудовой деятельности в составе таких отрядов" гранты на обучение предоставляются образовательным организациям, прошедшим отбор, в целях финансового обеспечения проведения обучения участников студенческих отрядов.


Оператором по финансовому обеспечению реализации мероприятия определена молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды".


В 2022 году получателями гранта в Оренбургской области являются федеральное государственное учреждение высшего образования "Оренбургский государственный университет" и государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Колледж сервиса г. Оренбурга Оренбургской области".


Риск реализации мероприятия - нежелание работодателей трудоустраивать студентов.


В рамках решения задачи 4 предусмотрена реализация следующих мероприятий:


1) субсидирование трудоустройства отдельных категорий молодежи, включая лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года N 362 "О государственной поддержке в 2022 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан" (далее - постановление N 362) предусмотрена частичная компенсация затрат работодателя на выплату заработной платы работникам из числа трудоустроенных граждан, которые отвечают следующим критериям:


относятся к категории молодежи в возрасте до 30 лет, включая:


лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;


лиц, которые с даты окончания военной службы по призыву не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;


лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования и не обучающихся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования;


лиц, которые с даты выдачи им документа об образовании (квалификации) не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;


лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;


детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;


лиц, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;


лиц, имеющих несовершеннолетних детей;


относятся к категории лиц, с которыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации возможно заключение трудового договора;


на дату направления ГКУ ЦЗН для трудоустройства к работодателю являлись безработными гражданами или гражданами, ищущими работу, зарегистрированными в ГКУ ЦЗН и не состоящими в трудовых отношениях;


на дату заключения трудового договора с работодателем не имели работы, не были зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, единоличного исполнительного органа юридического лица, а также не применяли специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".


Риски реализации мероприятия: отсутствие на учете в ГКУ ЦЗН граждан, соответствующих критериям, утвержденным постановлением N 362, отсутствие у работодателей потребности в приеме новых работников;


2) создание условий для освоения обучающимися общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций навыков и компетенций по личному самоопределению, планированию профессиональной деятельности и профессионального развития.


Министерство образования большое внимание уделяет профессиональному становлению обучающихся, которое невозможно реализовать без поддержки и развития их личностного потенциала. Наиболее эффективной формой работы с молодежью является конкурсное движение, которое направлено на выявление одаренных и талантливых школьников, студентов, специалистов, повышение качества профессионального образования рабочих и специалистов среднего звена, совершенствование их профессиональной компетентности, реализацию творческого потенциала обучающихся, повышение мотивации и творческой активности педагогических работников в рамках наставничества обучающихся.


Конкурсное движение в области представлено ежегодным проведением чемпионатов профессионального мастерства "Ворлдскиллс" и "Абилимпикс" и участием в них более 800 обучающихся образовательных организаций.


Во время проведения чемпионатов профессионального мастерства "Ворлдскиллс" и "Абилимпикс" в рамках профориентационных мероприятий организовано посещение школьниками конкурсных площадок чемпионатов, участие в тренингах и тимбилдингах, проведение мастер-классов по различным компетенциям. Школьникам предоставляется возможность попробовать себя в той или иной профессии.


В дни проведения чемпионатов организуется взаимодействие между работодателями и участниками чемпионатов. Результатом является заключение договоров на практику, стажировку и последующее трудоустройство участников.


Мероприятия по профессиональной навигации обучающихся общеобразовательных организаций реализуются с использованием современных инструментов профессиональной ориентации.


На базе профессиональных образовательных организаций функционируют 26 сезонных школ для школьников и студентов по направлениям деятельности:


распространение и популяризация знаний по направлениям профессиональной деятельности;


отслеживание реальных шагов по профессиональной ориентации обучающихся на ранних стадиях формирования профессиональных предпочтений и основ профессиональной подготовки;


формирование вектора развития профессионального самоопределения;


подготовка и участие в командных и индивидуальных чемпионатах профессионального мастерства различных уровней, в том числе в чемпионатах "Ворлдскиллс" и "Абилимпикс";


популяризация среднего профессионального образования и выбор траектории собственного обучения в сфере профессионального образования.


В рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" на 25 площадках для обучающихся 6 - 11 классов по 43 компетенциям "Ворлдскиллс" проводятся профессиональные пробы с целью формирования осознанного выбора обучающимися профессиональной траектории "Билет в будущее".


Риски реализации мероприятия: отсутствие мотивации со стороны обучающихся образовательных организаций к освоению навыков и компетенций по личному самоопределению, планированию профессиональной деятельности и профессионального развития; недоступность обучающимся участия в профориентационных мероприятиях;


3) взаимодействие МТиЗН, ГКУ ЦЗН, центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций с социальными партнерами в целях информирования обучающихся об основах социально-трудового законодательства.


Взаимодействие МТиЗН, ГКУ ЦЗН с центрами карьеры (центрами содействия трудоустройству выпускников) организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций осуществляется в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве.


Для студентов ГКУ ЦЗН проводятся практикумы "Профессиональный стартап", карьерный коучинг, на которых обсуждаются психологические аспекты поиска работы, доводятся основные моменты составления и размещения резюме, правила проведения собеседования с работодателями, самопрезентации, оказывается юридическая помощь и другое.


Риски реализации мероприятия: введение ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции (дистанционная форма обучения, запрещение проведения массовых мероприятий);


4) совершенствование деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, создание и обеспечение деятельности межвузовских и региональных (базовых) центров карьеры центров содействия трудоустройству выпускников.


В Оренбургской области действуют 44 центра содействия трудоустройству выпускников, созданных на базе образовательных организаций регионального подчинения, реализующих программы среднего профессионального образования.


В учреждениях среднего профессионального образования разработаны программа профессионального развития выпускников и "дорожные карты" по реализации мероприятий по содействию трудоустройства выпускников.


В рамках программы профессионального развития выпускников реализуются следующие основные виды деятельности, направленные на повышение уровня конкурентоспособности выпускников на рынке труда:


консультационная работа по вопросам самопрезентации, профессиональной ориентации и информирования о состоянии рынка труда;


организация обучения и психологической подготовки по вопросам трудоустройства, самоопределения, развития трудовой карьеры;


организация ярмарок вакансий, презентация компаний, проведение дней карьеры;


проведение конкурсов профессионального мастерства.


В соответствии с приказом министерства образования от 28 января 2022 года N 01-21/66 "О создании базовых центров содействия трудоустройству" в области созданы 3 базовых центра по содействию трудоустройству выпускников на базе профессиональных образовательных организаций (далее - базовые центры) по территориальным зонам:


центральная зона - государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Гуманитарно-технический техникум г. Оренбурга" (далее - ГАПОУ "Гуманитарно-технический техникум г. Оренбурга");


западная зона - государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Бугурусланский нефтяной колледж" г. Бугуруслана;


восточная зона - государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Орский технический техникум имени А.И. Стеценко" г. Орска.


Основные направления работы базовых центров:


методическое и информационное обеспечение центров содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций;


координация деятельности центров содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций;


представление в органы государственной власти Оренбургской области информации и аналитических отчетов по мониторингу содействия трудоустройству выпускников;


проведение консультаций для заинтересованных организаций, взаимодействие с организациями и учреждениями, оказывающими влияние на рынок труда.


По результатам конкурсного отбора на предоставление в 2024 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение товаров (работ, услуг) в целях создания и обеспечения функционирования центров опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" национального проекта "Образование" с 1 сентября 2024 года будет создан центр опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП) на базе ГАПОУ "Гуманитарно-технический техникум" г. Оренбурга.


Создание ЦОПП направлено на достижение результатов для решения проблем по содействию трудоустройству выпускников, в том числе:


анализ состояния и динамики изменений на рынке труда Оренбургской области, прогнозирование востребованности кадров в региональном сегменте экономики;


разработка и реализация комплекса мер по устранению существующего и потенциального дефицита кадров, синхронизация системы подготовки кадров и кадровой потребности области;


агрегация программ профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций, программ предпрофессиональной подготовки, организация обучения первой профессии обучающихся общеобразовательных организаций;


содействие в трудоустройстве и закреплении на рабочем месте.


Риски реализации мероприятия: отсутствие мотивации у выпускников к трудоустройству, отсутствие вакансий на рынке труда для выпускников, имеющих среднее профессиональное образование; низкий уровень оплаты труда молодого специалиста на предприятиях Оренбургской области;


5) информирование выпускников и обучающихся профессиональных образовательных организаций об имеющихся вакансиях на рынке труда, в том числе высвобождающихся в связи с оттоком иностранных граждан.


Информирование будет проводиться посредством размещения информации на интерактивном портале службы занятости населения Оренбургской области (szn.orb.ru), сайте МТиЗН (mintrud.orb.ru), официальных аккаунтах МТиЗН и ГКУ ЦЗН в социальных сетях, а также в рамках проведения практикумов "Профессиональный стартап".


Риски реализации мероприятия: ограничение проведения массовых мероприятий в связи с эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением коронавирусной инфекции, технический сбой интернет-связи при работе в социальных сетях, на официальном сайте, прекращение деятельности организаций, оказывающих информационные услуги (газеты, телевидение, радио, интернет-порталы и другое);


6) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование отдельных категорий молодежи в рамках реализации федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", в том числе женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.


Мероприятия по организации профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках реализации федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" осуществляются в целях приобретения или развития гражданами имеющихся знаний, компетенций и навыков, а также дальнейшего обеспечения их занятости.


Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан возложена на трех федеральных операторов: автономную некоммерческую организацию "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (далее - федеральные операторы).


В целях организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан МТиЗН и федеральными операторами заключены соглашения о сотрудничестве.


МТиЗН и ГКУ ЦЗН организована работа по информированию населения о возможности участия в программе профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан.


Граждане подают заявление на обучение с использованием портала "Работа в России".


Для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования гражданам отдельных категорий доступно свыше 600 образовательных программ ("Бухгалтерский учет", "Дошкольное воспитание", "Управление персоналом", "Менеджмент организации" и другие).


Риск реализации мероприятия: отсутствие заявок граждан из числа молодежи на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография";


7) обеспечение адресного сопровождения в целях трудоустройства (занятости) отдельных категорий молодежи ГКУ ЦЗН в рамках жизненных ситуаций.


Данное мероприятие предполагает предоставление гражданам из числа молодежи государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов. В ходе предоставления услуги инвалиду оказывается индивидуальная помощь, в том числе:


информирование об имеющихся возможностях трудоустройства, выявление трудностей, препятствующих трудоустройству;


индивидуальная консультация и помощь в подготовке резюме;


подготовка к прохождению собеседования, самопрезентации, ведению переговоров с работодателями;


подбор подходящих вакансий, организация собеседования инвалида с работодателем, разработка маршрута передвижения к месту работы и по территории работодателя.


Риски реализации мероприятия: завышенные требования к оплате и условиям труда данной категории граждан, отсутствие вариантов подходящей работы;


8) повышение трудовой мобильности молодежи.


В целях развития трудовой мобильности молодежи предоставляется государственная услуга по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению ГКУ ЦЗН. В рамках данного основного мероприятия осуществляются информирование безработных граждан из числа молодежи о возможности переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, подбор вариантов работы в другой местности, оказание финансовой поддержки при трудоустройстве.


Риск реализации мероприятия - низкая мотивация граждан к переезду или переселению в другую местность для трудоустройства;


9) содействие трудоустройству граждан из числа молодежи, обратившихся в ГКУ ЦЗН.


В рамках реализации данного мероприятия предполагается предоставление государственных услуг и исполнение полномочий МТиЗН:


содействие гражданам из числа молодежи в поиске подходящей работы;


организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации;


организация проведения оплачиваемых общественных работ граждан из числа молодежи;


содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан из числа молодежи;


организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для граждан из числа молодежи.


Риски реализации мероприятия: несоответствие спроса и предложения на рынке труда, отсутствие подходящих вакансий для трудоустройства.


Преодоление рисков реализации основных мероприятий Программы возможно путем оперативного реагирования на факторы возникновения рисков и реализации превентивных мероприятий.



4. Этапы реализации Программы


Программа разработана на период до 2030 года.


Первый этап реализации Программы запланирован на 2022 - 2024 годы, второй этап - на 2025 - 2030 годы. Мероприятия второго этапа предполагается реализовать с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий первого этапа.



5. Управление реализацией Программы


Текущее управление реализацией Программы осуществляется МТиЗН.


Реализация Программы осуществляется в соответствии с планом основных мероприятий, приведенным в приложении N 1 к Программе.


Система управления реализацией Программы предусматривает:


осуществление взаимодействия органов исполнительной власти Оренбургской области с ГКУ ЦЗН, образовательными организациями высшего образования, профессиональными образовательными организациями, организациями Оренбургской области;


подготовку нормативных правовых актов для осуществления реализации Программы;


подготовку предложений по корректировке показателей (индикаторов) и основных мероприятий Программы;


совершенствование механизма реализации Программы;


проведение мониторинга выполнения основных мероприятий Программы.


МТиЗН вправе корректировать показатели (индикаторы) и основные мероприятия Программы с последующим утверждением Правительством Оренбургской области вносимых изменений.


МТиЗН представляет в министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:


отчет о ходе реализации Программы ежегодно, до 10 марта года, следующего за отчетным периодом;


отчет о реализации плана мероприятий Программы ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.



6. Ожидаемые результаты


Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:


снижение уровня безработицы среди молодежи;


увеличение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования;


повышение конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда;


снижение рисков незанятости молодежи из социально уязвимых групп населения.


Реализация Программы позволит ежегодно:


обеспечивать участие 20,0 тыс. граждан из числа молодежи в профориентационных мероприятиях, проводимых МТиЗН и ГКУ ЦЗН;


обеспечивать участие не менее 71,2 тыс. человек в открытых онлайн-уроках, направленных на раннюю профориентацию и реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория";


оказывать содействие в трудоустройстве через ГКУ ЦЗН 65 несовершеннолетним, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа;


организовывать обучение в общеобразовательных организациях 775 несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;


обеспечивать достижение удельного веса численности граждан, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета, в общей численности граждан, предполагаемых к обучению по программам среднего профессионального образования в соответствии с установленными контрольными цифрами приема, не менее 100,0 процента;


организовывать практику не менее 7,0 тыс. студентов с использованием единой цифровой платформы "Работа в России";


обеспечивать достижение удельного веса численности выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, занятых в качестве индивидуальных предпринимателей или налогоплательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых), в общей численности выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, не менее 2,0 процента;


обеспечивать обучение не менее 300 участников студенческих отрядов по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимым для осуществления деятельности в составе таких отрядов;


обеспечивать участие не менее 1840 человек в мероприятиях по субсидированию трудоустройства отдельных категорий молодежи;


обеспечивать участие не менее 100,0 процента обучающихся общеобразовательных организаций с 8 по 11 класс в профориентационных мероприятиях;


обеспечивать участие не менее 850 обучающихся образовательных организаций в конкурсах профессионального мастерства;


организовывать информирование об основах социально-трудового законодательства не менее 600 обучающихся выпускных курсов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций;


обеспечивать участие не менее 11,0 тыс. выпускников, прошедших обучение по программам среднего профессионального образования, в мероприятиях, проводимых центрами содействия трудоустройству выпускников;


организовывать информирование о вакансиях, имеющихся на рынке труда, не менее 600 выпускников и обучающихся профессиональных образовательных организаций;


организовывать профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования не менее чем 240 гражданами из числа молодежи в рамках реализации федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", в том числе женщинами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;


оказывать содействие в трудоустройстве не менее чем 670 лицам с инвалидностью и лицам с ограниченными возможностями здоровья из числа молодежи;


обеспечивать участие не менее чем 173 безработных граждан из числа молодежи, испытывающих трудности в поиске работы, а также граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации, во временном трудоустройстве по направлению ГКУ ЦЗН;


обеспечивать получение не менее чем 37 безработными гражданами из числа молодежи государственной услуги по содействию в переезде и переселении в другую местность по направлению ГКУ ЦЗН;


обеспечивать достижение уровня безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет не более 9,5 процента;


обеспечивать достижение уровня безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет не более 15,0 процента;


не допускать превышение численности безработных граждан в возрасте от 15 до 29 лет (более 16,5 тыс. человек);


не допускать превышение численности безработных граждан в возрасте от 15 до 24 лет (более 10,3 тыс. человек);


обеспечивать достижение удельного веса выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, трудоустроенных при содействии ГКУ ЦЗН, в общей численности выпускников таких образовательных организаций, обратившихся в ГКУ ЦЗН, не менее 54,2 процента;


обеспечивать прохождение профессиональных проб, в том числе в рамках временного трудоустройства, не менее чем 5,9 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;


обеспечивать достижение доли несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, в общей численности несовершеннолетних граждан данного возраста не менее 7,0 процента.


Сведения о показателях (индикаторах) реализации Программы приведены в приложении N 2 к Программе.



Приложение 1
к региональной программе
"Содействие занятости молодежи
Оренбургской области"



План основных мероприятий Программы

N п/п

Номер и наименование основного мероприятия

Срок исполнения

Ответственный исполнитель, соисполнители

Ожидаемый результат

Связь с показателями Программы

1

2

3

4

5

6

Формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью рынка труда

1.

Обеспечение деятельности координационного комитета содействия занятости населения Оренбургской области, на заседаниях которого рассматриваются вопросы профессиональной ориентации молодежи в целях выбора профессии и построения карьеры

29.04.2022

Светлейшая Наталья Михайловна - начальник отдела трудоустройства и специальных программ МТиЗН;

Берникова Лариса Геннадиевна - начальник отдела профессиональной ориентации и профессионального обучения МТиЗН;

Воронина Юлия Владимировна - начальник отдела дополнительного образования министерства образования;

Филькова Лариса Николаевна - начальник отдела высшего и профессионального образования министерства образования

участие 20,0 тыс. граждан из числа молодежи (ежегодно) в профориентационных мероприятиях, проводимых МТиЗН и ГКУ ЦЗН;

участие не менее 71,2 тыс. человек (ежегодно) в открытых онлайн-уроках, направленных на раннюю профориентацию

численность граждан из числа молодежи, принявших участие в профориентационных мероприятиях, проводимых МТиЗН и ГКУ ЦЗН;

численность участников открытых онлайн-уроков, направленных на раннюю профориентацию и реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория"

2.

Мероприятия, региональные проекты, программы по профессиональной ориентации молодежи (акция "Выбор", профессиональный стартап по социальной адаптации выпускников на рынке труда, воркшоп-интенсив, профконтур, карьерный коучинг, агроквиз и другое)

ежегодно

3.

Содействие в обеспечении занятости несовершеннолетних, не обучающихся и не работающих, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа

30.02.2023,

далее - ежегодно

Светлейшая Наталья Михайловна - начальник отдела трудоустройства и специальных программ МТиЗН;

Воронина Юлия Владимировна - начальник отдела дополнительного образования министерства образования

содействие в трудоустройстве через ГКУ ЦЗН 65 несовершеннолетним (ежегодно), в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа;

обучение в общеобразовательных организациях 775 несовершеннолетних (ежегодно), состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

численность несовершеннолетних, трудоустроенных через ГКУ ЦЗН, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа;

численность несовершеннолетних обучающихся в общеобразовательных организациях, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

Обеспечение соответствия получаемого молодыми людьми образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей

4.

Совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по профессиям, специальностям среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета

30.03.2022

Филькова Лариса Николаевна - начальник отдела высшего и профессионального образования министерства образования

внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты Оренбургской области

удельный вес численности граждан, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета, в общей численности граждан, предполагаемых к обучению по программам среднего профессионального образования в соответствии с установленными контрольными цифрами приема

5.

Заключение соглашений о прохождении производственной практики, размещение документов, связанных с прохождением производственной практики, отчетности на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России"

30.12.2022,

далее - ежегодно

Светлейшая Наталья Михайловна - начальник отдела трудоустройства и специальных программ МТиЗН;

Филькова Лариса Николаевна - начальник отдела высшего и профессионального образования министерства образования

организация практики не менее 7,0 тыс. студентов (ежегодно) с использованием единой цифровой платформы "Работа в России"

численность студентов, оформивших практику с использованием единой цифровой платформы "Работа в России"

6.

Создание условий для приобретения в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования предпринимательских компетенций, а также знаний и умений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, осуществления деятельности в форме самозанятости

30.12.2022,

далее - ежегодно

Филькова Лариса Николаевна - начальник отдела высшего и профессионального образования министерства образования

достижение удельного веса численности выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, занятых в качестве индивидуальных предпринимателей или налогоплательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых), в общей численности выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, не менее 2,0 процента

удельный вес численности выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, занятых в качестве индивидуальных предпринимателей или налогоплательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых), в общей численности выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования

Создание условий для профессионального развития молодых людей посредством совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности

7.

Организация обучения по основным программам профессионального обучения участников студенческих отрядов по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимым для осуществления деятельности в составе таких отрядов

30.11.2022,

далее - ежегодно

Молчанов Сергей Владимирович - директор ДМП

обучение 300 участников студенческих отрядов (ежегодно) по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимым для осуществления деятельности в составе таких отрядов

численность участников студенческих отрядов, обучившихся по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимым для осуществления деятельности в составе таких отрядов

Создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи

8.

Субсидирование трудоустройства отдельных категорий молодежи, включая лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья

30.12.2022,

далее - ежегодно

Светлейшая Наталья Михайловна - начальник отдела трудоустройства и специальных программ МТиЗН

участие не менее 1840 человек в мероприятиях по субсидированию трудоустройства отдельных категорий молодежи

численность участников мероприятий по субсидированию трудоустройства отдельных категорий молодежи

9.

Создание условий для освоения обучающимися общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций навыков и компетенций по личному самоопределению, планированию профессиональной деятельности и профессионального развития

30.11.2022,

далее - ежегодно

Филькова Лариса Николаевна - начальник отдела высшего и профессионального образования министерства образования

участие не менее 100,0 процента обучающихся общеобразовательных организаций с 8 по 11 класс в профориентационных мероприятиях;

участие не менее 850 обучающихся образовательных организаций (ежегодно) в конкурсах профессионального мастерства

удельный вес обучающихся общеобразовательных организаций с 8 по 11 класс, охваченных профориентационными мероприятиями, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций с 8 по 11 класс;

численность обучающихся образовательных организаций, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства

10.

Взаимодействие МТиЗН, ГКУ ЦЗН, центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций с социальными партнерами в целях информирования обучающихся об основах социально-трудового законодательства

01.02.2022,

далее - ежегодно

Берникова Лариса Геннадиевна - начальник отдела профессиональной ориентации и профессионального обучения МТиЗН;

Новак Василий Сергеевич - начальник кадрово-правового обеспечения и антикоррупционной работы МТиЗН

информирование об основах социально-трудового законодательства не менее 600 обучающихся выпускных курсов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций (ежегодно)

численность обучающихся выпускных курсов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, проинформированных об основах социально-трудового законодательства

11.

Совершенствование деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций; создание и обеспечение деятельности межвузовских и региональных (базовых) центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников)

30.03.2024

Филькова Лариса Николаевна - начальник отдела высшего и профессионального образования министерства образования

участие не менее 11,0 тыс. выпускников, прошедших обучение по программам среднего профессионального образования, в мероприятиях, проводимых центрами содействия трудоустройству выпускников

численность выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, принимающих участие в мероприятиях, проводимых центрами содействия выпускников

12.

Информирование выпускников и обучающихся профессиональных образовательных организаций об имеющихся вакансиях на рынке труда, в том числе высвобождающихся в связи с оттоком иностранных граждан

30.06.2022,

далее - ежеквартально

Бочкарева Наталья Александровна - начальник сводно-аналитического отдела МТиЗН;

Светлейшая Наталья Михайловна - начальник отдела трудоустройства и специальных программ МТиЗН

информирование о вакансиях, имеющихся на рынке труда, не менее 600 выпускников и обучающихся профессиональных образовательных организаций (ежегодно)

численность выпускников и обучающихся профессиональных образовательных организаций, проинформированных о вакансиях, имеющихся на рынке труда

13.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование отдельных категорий молодежи в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", в том числе женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

30.12.2022,

далее - ежегодно

Берникова Лариса Геннадиевна - начальник отдела профессиональной ориентации и профессионального обучения МТиЗН

профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования не менее чем 240 гражданами из числа молодежи в рамках федерального проекта "Содействие занятости"

численность граждан из числа молодежи, направленных на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования в рамках реализации федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", в том числе женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

14.

Обеспечение адресного сопровождения в целях трудоустройства (занятости) отдельных категорий молодежи ГКУ ЦЗН в рамках жизненных ситуаций

30.12.2022,

далее - ежегодно

Светлейшая Наталья Михайловна - начальник отдела трудоустройства и специальных программ МТиЗН

содействие в трудоустройстве не менее чем 670 лицам с инвалидностью и лицам с ограниченными возможностями здоровья из числа молодежи (ежегодно);

участие не менее чем 173 безработных граждан из числа молодежи, испытывающих трудности в поиске работы, а также граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации, во временном трудоустройстве по направлению ГКУ ЦЗН (ежегодно)

численность лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья из числа молодежи, которым оказано содействие в трудоустройстве по направлению ГКУ ЦЗН;

численность безработных граждан из числа молодежи, испытывающих трудности в поиске работы, а также граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации, принявших участие во временном трудоустройстве по направлению ГКУ ЦЗН

15.

Повышение трудовой мобильности молодежи

30.12.2022,

далее - ежегодно

Светлейшая Наталья Михайловна - начальник отдела трудоустройства и специальных программ МТиЗН

получение не менее чем 37 безработными гражданами из числа молодежи государственной услуги по содействию в переезде и переселении в другую местность по направлению ГКУ ЦЗН (ежегодно)

численность безработных граждан из числа молодежи, получивших государственную услугу по содействию в переезде и переселении в другую местность по направлению ГКУ ЦЗН

16.

Содействие трудоустройству граждан из числа молодежи, обратившихся в ГКУ ЦЗН

30.12.2022,

далее - ежегодно

Светлейшая Наталья Михайловна - начальник отдела трудоустройства и специальных программ МТиЗН

достижение уровня безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет не более 9,5 процента;

достижение уровня безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет не более 15,0 процента

уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет;

уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет;

численность безработных граждан в возрасте от 15 до 29 лет;

численность безработных граждан в возрасте от 15 до 24 лет;

удельный вес выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, трудоустроенных при содействии ГКУ ЦЗН, в общей численности выпускников таких образовательных организаций, обратившихся в ГКУ ЦЗН;

численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства;

доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, в общей численности несовершеннолетних граждан данного возраста



Приложение 2
к региональной программе
"Содействие занятости молодежи
Оренбургской области"



Сведения о показателях (индикаторах) Программы

N п/п

Наименование показателя (индикатора)

Характеристика показателя (индикатора)

Единица измерения

Значение показателя (индикатора)

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1.

Численность граждан из числа молодежи, принявших участие в профориентационных мероприятиях, проводимых МТиЗН и ГКУ ЦЗН

основное мероприятие (далее - ОМ)

человек

20000

20000

20000

20000

20000

20000

20000

20000

20000

2.

Численность участников открытых онлайн-уроков, направленных на раннюю профориентацию и реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория"

ОМ

человек

71200

71200

85500

-

-

-

-

-

-

3.

Численность несовершеннолетних, трудоустроенных через ГКУ ЦЗН, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа

ОМ

человек

65

65

65

65

65

65

65

65

65

4.

Численность несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательных организациях, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

ОМ

человек

775

775

775

775

775

775

775

775

775

5.

Удельный вес численности граждан, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета, в общей численности граждан, предполагаемых к обучению по программам среднего профессионального образования в соответствии с установленными контрольными цифрами приема

ОМ

процентов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

6.

Численность студентов, оформивших практику с использованием единой цифровой платформы "Работа в России"

ОМ

человек

-

7000

7000

7000

7000

7000

7000

7000

7000

7.

Удельный вес численности выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, занятых в качестве индивидуальных предпринимателей или налогоплательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых), в общей численности выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования

ОМ

процентов

2,0

3,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,5

4,5

5,0

8.

Численность участников студенческих отрядов, обучившихся по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимым для осуществления деятельности в составе таких отрядов

ОМ

человек

300

300

300

300

300

300

300

300

300

9.

Численность участников мероприятий по субсидированию трудоустройства отдельных категорий молодежи

ОМ

человек

1840

-

-

-

-

-

-

-

-

10.

Удельный вес обучающихся общеобразовательных организаций с 8 по 11 класс, охваченных профориентационными мероприятиями, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций с 8 по 11 класс

ОМ

процентов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

11.

Численность обучающихся образовательных организаций, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства

ОМ

человек

850

870

880

880

880

880

880

880

880

12.

Численность обучающихся выпускных курсов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, проинформированных об основах социально-трудового законодательства

ОМ

человек

600

650

700

750

800

850

900

950

1000

13.

Численность выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, принимающих участие в мероприятиях, проводимых центрами содействия трудоустройству выпускников

ОМ

человек

11000

11000

11000

11000

11000

11000

11000

11000

11000

14.

Численность выпускников и обучающихся профессиональных образовательных организаций, проинформированных о вакансиях, имеющихся на рынке труда

ОМ

человек

600

650

700

750

800

850

900

950

1000

15.

Численность граждан из числа молодежи, направленных на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования в рамках реализации федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", в том числе женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

ОМ

человек

240

-

-

-

-

-

-

-

-

16.

Численность лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья из числа молодежи, которым оказано содействие в трудоустройстве по направлению ГКУ ЦЗН

ОМ

человек

670

670

670

670

670

670

670

670

670

17.

Численность безработных граждан из числа молодежи, испытывающих трудности в поиске работы, а также граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации, принявших участие во временном трудоустройстве по направлению ГКУ ЦЗН

ОМ

человек

173

173

173

173

173

173

173

173

173

18.

Численность безработных граждан из числа молодежи, получивших государственную услугу по содействию в переезде и переселении в другую местность по направлению ГКУ ЦЗН

ОМ

человек

37

37

37

37

37

37

37

37

37

19.

Уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет

ОМ

процентов

9,5

8,5

7,5

7,5

7,5

7,5

7,5

7,5

7,5

20.

Уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет

ОМ

процентов

15,0

13,0

11,0

11,0

11,0

11,0

11,0

11,0

11,0

21.

Численность безработных граждан в возрасте от 15 до 29 лет

ОМ

человек

16495

14759

13022

13022

13022

13022

13022

13022

13022

22.

Численность безработных граждан в возрасте от 15 до 24 лет

ОМ

человек

10283

8912

7541

7541

7541

7541

7541

7541

7541

23.

Удельный вес выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, трудоустроенных при содействии ГКУ ЦЗН, в общей численности выпускников таких образовательных организаций, обратившихся в ГКУ ЦЗН

ОМ

процентов

54,2

54,2

54,2

54,3

54,3

54,3

54,4

54,4

54,5

24.

Численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства

ОМ

процентов

5878

7558

9237

9237

9237

9237

9237

9237

9237

25.

Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, в общей численности несовершеннолетних граждан данного возраста

ОМ

процентов

7,0

9,0

11,0

11,0

11,0

11,0

11,0

11,0

11,0


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ