ГУБЕРНАТОР КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
УКАЗ
от 1 июня 2022 года N 41
О внесении изменения в Указ Губернатора
Калининградской области от 6 ноября 2018
года N 180 "Об утверждении
инвестиционной декларации
Калининградской области"
В соответствии со статьей 7 Уставного
закона Калининградской области от 29
сентября 2005 года N 651 "О Губернаторе
Калининградской области"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемое изменение,
которое вносится в Указ Губернатора
Калининградской области от 6 ноября 2018
года N 180 "Об утверждении
инвестиционной декларации
Калининградской области".
2. Указ вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Губернатор
Калининградской области
А.А. Алиханов
Утверждено
Указом Губернатора
Калининградской области
от 1 июня 2022 г. N 41
Изменение, которое вносится в Указ
Губернатора Калининградской области от 6
ноября 2018 года N 180 "Об утверждении
инвестиционной декларации
Калининградской области"
Инвестиционную декларацию
Калининградской области, утвержденную
данным Указом, изложить в следующей
редакции:
"Утверждена
Указом Губернатора
Калининградской области
от 6 ноября 2018 г. N 180
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ Калининградской области
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая инвестиционная декларация
разработана в целях:
1) создания условий для опережающего
инвестиционного развития
Калининградской области;
2) достижения национальных целей
развития Российской Федерации,
утвержденных Указом Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 года N
474 "О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года".
2. Правовые отношения, связанные с
инвестиционной деятельностью на
территории Калининградской области,
регулируются Конституцией Российской
Федерации, федеральными
конституциональными законами,
федеральными законами, другими
нормативными правовыми актами
Российской Федерации, Уставом (Основным
Законом) Калининградской области,
уставными законами Калининградской
области, иными нормативными правовыми
актами Калининградской области.
3. Основными принципами взаимодействия
органов исполнительной власти
Калининградской области (далее - органы
исполнительной власти) с субъектами
предпринимательской и инвестиционной
деятельности являются:
1) равенство - недискриминирующий подход
ко всем субъектам предпринимательской и
инвестиционной деятельности в рамках
заранее определенной и публичной
системы приоритетов;
2) вовлеченность - участие субъектов
предпринимательской и инвестиционной
деятельности в процессе подготовки
затрагивающих их интересы решений,
принимаемых органами исполнительной
власти, а также в оценке реализации этих
решений;
3) прозрачность - общедоступность
документированной информации органов
исполнительной власти (за исключением
относящейся к исчерпывающему перечню
категорий секретной информации);
4) лучшие практики - ориентация
административных процедур и
регулирования на лучшую с точки зрения
интересов субъектов
предпринимательской и инвестиционной
деятельности практику взаимодействия
Калининградской области с субъектами
предпринимательской и инвестиционной
деятельности.
4. Для реализации принципов, указанных в
пункте 3 настоящей инвестиционной
декларации, в Калининградской области
органами исполнительной власти в
соответствии с законодательством
Российской Федерации и
законодательством Калининградской
области:
1) создается режим благоприятствования
для всех инвесторов как российских, так и
иностранных;
2) обеспечивается свободный доступ к
публичной информации, предоставляется
информационная и консультационная
помощь по вопросам, связанным с
реализацией инвестиционных проектов;
3) обеспечивается сопровождение
инвестиционных проектов на всех стадиях
реализации инвестиционных проектов;
4) осуществляются меры, направленные на
снижение административных барьеров,
минимизацию коррупционных рисков, а
также на развитие системы одного окна и
переход на предоставление
государственных и муниципальных услуг в
электронном виде;
5) предоставляется государственная
поддержка инвесторам;
6) создаются условия для обеспечения
инвестиционных проектов
высококвалифицированными кадрами, а
также современными объектами
инфраструктуры;
7) обеспечивается участие инвесторов в
формировании и реализации
инвестиционной политики
Калининградской области через
координационные и совещательные органы;
8) проводятся совещания по решению
проблемных вопросов, связанных с
реализацией инвестиционных проектов на
территории Калининградской области
субъектами предпринимательской и
инвестиционной деятельности.
5. На территории Калининградской области
в соответствии с законодательством
Российской Федерации и
законодательством Калининградской
области органами исполнительной власти
реализуются мероприятия, направленные
на сокращение и упрощение состава
процедур, связанных с выдачей
разрешительной документации для
инвесторов.
6. Органы исполнительной власти не вправе
ограничивать права субъектов
инвестиционной и предпринимательской
деятельности, реализующих
инвестиционные проекты на территории
Калининградской области, в выборе
объектов инвестирования, за исключением
случаев, предусмотренных федеральным
законодательством.
7. В случае возникновения обстоятельств,
которые оказывают неблагоприятное
влияние на осуществление
предпринимательской и инвестиционной
деятельности в Калининградской области,
а также в случае возникновения
разногласий, возникающих в связи с
реализацией положений настоящей
инвестиционной декларации, органы
исполнительной власти при обращении
инвесторов вступают с ними в переговоры
с целью разрешения указанных
разногласий.
Глава 2. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
8. Целями инвестиционного развития
Калининградской области определены:
1) увеличение реального роста инвестиций
в основной капитал в качестве вклада в
достижение национальной цели развития
на 70% к 2030 году по сравнению с 2020 годом;
2) увеличение количества новых рабочих
мест.
9. Достижению целей, указанных в пункте 8
настоящей инвестиционной декларации,
будет способствовать дальнейшее
совершенствование инвестиционной
политики Калининградской области,
направленной на обеспечение
благоприятного инвестиционного климата,
рост инвестиционной активности,
увеличение объемов привлекаемых
инвестиций, снижение инвестиционных
рисков. Приоритетным направлением
повышения инвестиционной
привлекательности Калининградской
области должно стать развитие
цифровизации и повышение эффективности
системы управления, в том числе за счет:
1) формирования положительного
инвестиционного имиджа Калининградской
области путем выстраивания прямых
коммуникаций и обратной связи с
инвесторами, в том числе через
специализированный интернет-портал об
инвестиционной деятельности
https://investinkaliningrad.ru/ (далее -
интернет-портал), продвижения на
российском и международном рынках
инвестиций инвестиционных проектов
Калининградской области, обеспечения
максимальной открытости и удобства
предоставления информации о
Калининградской области и преимуществах
ведения бизнеса в Калининградской
области через интернет-портал;
2) развития механизмов для повышения
инвестиционной активности, в том числе
развития системы государственной
поддержки инвестиционных проектов
посредством предоставления финансовых и
нефинансовых мер поддержки и
преференций инвесторам, развития
механизмов лизинга, обеспечения равного
доступа субъектов предпринимательской
деятельности к получению
государственной поддержки, реализации
инвестиционных проектов на основе
механизмов государственно-частного
партнерства;
3) снижения административных барьеров,
выстраивания системной работы между
всеми органами власти в целях сокращения
количества и сроков прохождения
разрешительных процедур от момента
регистрации до ввода предприятия в
эксплуатацию, повышения эффективности
управления инвестиционной
деятельностью за счет совершенствования
правовой базы, направленной на развитие
механизмов привлечения инвестиций,
совершенствования организации системы
сопровождения инвестиционных проектов,
упрощения разрешительных процедур,
создания системы одного окна для
инвестора, максимального сокращения
количества, продолжительности и
стоимости процедур по подключению к
сетям электроснабжения, получению
разрешений на строительство;
4) развития инвестиционной
инфраструктуры, включая создание
технопарков и бизнес-инкубаторов,
обеспечивающих процесс начального роста
и дальнейшего развития предприятий
высокотехнологичных отраслей экономики,
создания фондов содействия развитию
венчурных инвестиций в малые
предприятия в научно-технической сфере,
создания инновационно-промышленных
парков, технологических парков
(технопарков), стимулирования
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ;
5) повышения качества трудовых ресурсов,
организации подготовки
высококвалифицированных кадров,
ориентированных на потребности
инновационных отраслей экономики, и
обеспечения роста производительности
труда за счет повышения качества и
доступности системы профессионального
образования, адаптированной к
потребностям инвесторов, создания
высокопроизводительных рабочих мест,
развития системы трудоустройства
граждан;
6) выявления наиболее успешных практик по
улучшению делового климата и их
внедрения на территории Калининградской
области.
Глава 3. КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
10. Калининградская область предлагает
потенциальному инвестору развитую
транспортную инфраструктуру: плотность
автомобильных дорог с твердым покрытием
в Калининградской области одна из самых
высоких в Российской Федерации, сеть
железных дорог и железнодорожных
станций с возможностью приемки и
обработки подвижного состава с шириной
колеи европейского стандарта,
незамерзающий морской порт,
развивающийся аэропорт.
Калининградская область занимает особое
географическое положение. Территория
региона располагается на пересечении
основных европейских торговых путей, а
транспортная инфраструктура обладает
рядом преимуществ:
1) незамерзающий порт, имеющий прямое
регулярное сообщение с портами
Санкт-Петербург и Усть-Луга;
2) международный аэропорт и крупный
грузовой терминал;
3) одновременно присутствующие
российский и европейский форматы
железнодорожной колеи;
4) 16 пунктов пропуска через
государственную границу Российской
Федерации (9 автомобильных, 5
железнодорожных, 1 морской, 1 воздушный);
5) европейские и трансъевропейские
транспортные коридоры проходят через
Калининградскую область.
11. Калининградская область обеспечена
необходимым объемом вырабатываемой
электроэнергии, развивается сеть
газопроводов.
Калининградская область является одной
из наиболее густонаселенных территорий
Российской Федерации, население
трудоспособного возраста обладает
достаточным образованием для повышения
квалификации и приобретения новых
компетенций.
12. На территории Калининградской области
действуют институты поддержки
инвестиционной деятельности:
государственные индустриальные парки
"Черняховск" и "Храброво".
Территория индустриального парка
"Храброво" - земельные участки
промышленного назначения, полностью
обеспеченные инженерной и
дорожно-транспортной инфраструктурой и
предназначенные для строительства
производственных предприятий и
складских комплексов.
Все участки промышленного назначения
можно приобрести в собственность. Парк
открыт для всех типов производства.
Индустриальный парк "Черняховск" -
единственный индустриальный парк, в
котором имеются железнодорожные пути
европейского и российского стандартов.
Парк представляет собой обособленную
территорию с полностью готовой
инженерной инфраструктурой,
обеспечивающими объектами и выделенными
земельными участками под строительство
объектов промышленных предприятий.
13. Специализация индустриального парка
"Черняховск":
1) транспорт и логистика;
2) производство строительных материалов;
3) малое и среднее машиностроение;
4) электротехническая промышленность;
5) стекольная промышленность.
14. Управление индустриальными парками
"Храброво" и "Черняховск"
осуществляет акционерное общество
"Корпорация развития Калининградской
области".
15. Федеральный закон от 10 января 2006 года N
16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в
Калининградской области и о внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации" определяет
особый правовой режим ведения
хозяйственной, инвестиционной и иной
деятельности в Калининградской области.
Компания, включенная в единый реестр
резидентов Особой экономической зоны в
Калининградской области (далее - ОЭЗ),
полностью освобождается от уплаты
налога на прибыль организации в течение
шести налоговых периодов, начиная с
налогового периода, в котором была
получена первая прибыль от реализации
инвестиционного проекта (но не более
четырех налоговых периодов), и налога на
имущество организации в течение первых 6
календарных лет с момента регистрации в
качестве резидента ОЭЗ. По истечении 6
лет налог на прибыль организации и налог
на имущество организации резидента ОЭЗ
уплачиваются в размере 50% от ставки,
установленной законодательством, еще в
течение 6 лет.
Резиденты ОЭЗ пользуются льготой по
земельному налогу (освобождаются от
налогообложения) в отношении земельных
участков, расположенных на территории
ОЭЗ, сроком на 5 лет с месяца
возникновения права собственности на
каждый земельный участок. Также
действуют гарантии неизменности
арендной платы за земельный участок,
предоставленный резиденту ОЭЗ в аренду,
в течение всего срока действия договора
аренды, гарантии неприменения мер,
увеличивающих налоговую нагрузку
резидента ОЭЗ. Предусмотрен упрощенный
порядок получения земли в аренду для
реализации инвестиционных проектов.
Кроме того, для резидентов ОЭЗ
установлен тариф страховых взносов на
уровне 7,6% вместо 30% в обычном случае и
применяется в течение 10 лет, начиная с
1-го числа месяца, следующего за месяцем,
в котором такой плательщик был включен в
единый реестр резидентов ОЭЗ.
16. В августе 2018 года был принят пакет
законов о создании специальных
административных районов на территории
Калининградской области и Приморского
края (Федеральный закон от 3 августа 2018
года N 290-ФЗ "О международных компаниях
и международных фондах", Федеральный
закон от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О
специальных административных районах на
территориях Калининградской области и
Приморского края") (далее - САР).
Принятие пакета соответствующих
федеральных законов создало механизмы
для перевода иностранных юридических
лиц в Российскую Федерацию в качестве
участников САР в результате процедуры
редомициляции с изменением личного
закона при сохранении корпоративной
структуры.
Участниками САР могут быть
международные компании и международные
фонды (международные общественно
полезные фонды и международные личные
фонды), заключившие договор об
осуществлении деятельности на
территории САР и включенные в реестр
участников САР по итогу их
государственной регистрации. Право
стать участником САР в порядке
редомициляции предоставлено
иностранным юридическим лицам при
условии изменения иностранной
юрисдикции на российскую при соблюдении
определенных условий особого статуса
международной компании или
международного фонда. Международной
компании, в свою очередь, предоставлено
право получить статус международной
холдинговой компании и при соблюдении
условий, установленных Налоговым
кодексом Российской Федерации,
применять пониженные налоговые ставки
по налогу на прибыль организаций.
Международные компании являются
нерезидентами в соответствии с нормами
валютного законодательства.
17. Благоприятный инвестиционный климат в
значительной степени характеризуется
качеством государственных процедур: от
скорости регистрации предприятия и
легкости подключения к электрическим
сетям до получения разрешений на
строительство.
Деятельность Правительства
Калининградской области, направленная
на снижение административных барьеров и
повышение качества деловой среды,
осуществляется в рамках применения
новых методов и инструментов проектного
управления: национальный рейтинг
состояния инвестиционного климата в
субъектах Российской Федерации (далее -
национальный рейтинг) и целевые модели
регулирования и правоприменения по
приоритетным направлениям улучшения
инвестиционного климата (далее - целевые
модели).
Национальный рейтинг, формируемый
автономной некоммерческой организацией
"Агентство стратегических инициатив
по продвижению новых проектов", стал
объективным механизмом оценки условий
ведения бизнеса в субъектах Российской
Федерации.
По итогам 2021 года Калининградская
область заняла 11-е место в национальном
рейтинге (в 2020 году - 23-е место, в 2019 году -
30-е место, в 2018 году - 15-е место, в 2017 году -
39-е место, в 2016 году - 71-е место, в 2015 году -
68-е место).
18. В 2021 году Калининградская область
существенно улучшила свои позиции в
национальном рейтинге за счет улучшения
показателей эффективности:
1) процедур по регистрации прав
собственности фактора "Регуляторная
среда";
2) процедур по подключению
электроэнергии фактора "Регуляторная
среда";
3) работы организационных механизмов
поддержки бизнеса фактора "Институты
для бизнеса";
4) процедур постановки земельного
участка на кадастровый учет и качества
территориального планирования фактора
"Инфраструктура и ресурсы".
19. В 2017 году Калининградская область
приступила к реализации целевых
моделей.
Работа по внедрению целевых моделей
регулирования и правоприменения по
приоритетным направлениям улучшения
инвестиционного климата в
Калининградской области ведется на
постоянной основе.
Целевые модели затрагивают такие
направления, как получение разрешения на
строительство, регистрация права
собственности, постановка на
кадастровый учет, поддержка субъектов
малого и среднего предпринимательства и
другие.
Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 апреля 2021 года N 1139-р
внесены изменения в распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31
января 2017 года N 147-р "О целевых моделях
упрощения процедур ведения бизнеса и
повышения инвестиционной
привлекательности субъектов Российской
Федерации". В этой связи для
обеспечения исполнения целевых моделей
разработаны и утверждены "дорожные
карты".
Национальный рейтинг и целевые модели -
два ключевых инструмента, работающих в
связке для улучшения инвестиционного
климата. Это объективно нужные и важные
инструменты с применением проектного
подхода к управлению изменениями.
20. Стратегией социально-экономического
развития Калининградской области на
долгосрочную перспективу, утвержденной
постановлением Правительства
Калининградской области от 2 августа 2012
года N 583 (далее - стратегия), определены
первые приоритетные направления
развития Калининградской области:
1) туризм (включая
лечебно-оздоровительные услуги и
детский отдых);
2) сектор информационных технологий,
опирающийся на привлечение в
Калининградскую область
высококвалифицированных специалистов,
формирование в Калининградской области
международного образовательного центра,
развитие федерального государственного
автономного образовательного
учреждения высшего образования
"Балтийский федеральный университет
имени Иммануила Канта" (далее - БФУ им.
И. Канта);
3) дальнейшее развитие традиционно
сложившихся на территории
Калининградской области отраслей
промышленности: машиностроения, прежде
всего автомобилестроения и
судостроения, в том числе путем создания
промышленных площадок, а также
янтарно-ювелирного кластера;
4) медицина и фармацевтика;
5) экологически чистое сельское
хозяйство, рыбопромышленный комплекс и
аквакультура (рыбоводство), развитие
пищевой переработки.
21. Особенность Калининградской области
состоит в том, что она не может построить
свою экономику на обеспечении
внутреннего спроса.
Соответственно, базовым приоритетом
инвестиционного развития является
развертывание новых предприятий,
имеющих высокий потенциал выхода не
только на российский, но и на мировые
рынки.
Основной вклад в развитие экономики
Калининградской области вносят
обрабатывающие производства, занимающие
наибольший удельный вес в структуре
валового регионального продукта
Калининградской области. Дальнейший
рост обрабатывающей промышленности
может быть обеспечен при управляемом
изменении больших существующих
секторов, а также при развитии
промышленных площадок с одновременным
развитием новых ареалов роста.
К ведущим отраслям обрабатывающей
промышленности относятся
автомобилестроение и судостроение,
пищевая переработка. Также в
Калининградской области развито
производство электроники, мебели.
Развиваются фармацевтическая
промышленность и производство
медицинских изделий. Не менее значимой
отраслью является янтарно-ювелирное
производство. Перечисленные отрасли
имеют значительный потенциал расширения
номенклатуры производимой продукции,
выхода на внешние рынки, а также являются
приоритетными в привлечении инвестиций
в Калининградскую область, в том числе в
сопутствующие производства.
22. В Калининградской области
целенаправленно создаются
благоприятные условия для развития
высокотехнологичных производств.
Появляются следующие новые
перспективные проекты:
1) проект общества с ограниченной
ответственностью (далее - ООО) "Энкор
Групп" по созданию промышленного
комплекса по производству кремниевых
пластин и фотоэлектрических
преобразователей;
2) проект ООО "РЭНЕРА" по
производству литийионных
аккумуляторных ячеек и систем
накопления энергии.
23. Реализация указанных в пункте 22
настоящей инвестиционной декларации
проектов способна дать мощный импульс
для социально-экономического развития
удаленных восточных территорий
Калининградской области.
Не менее важным для развития
Калининградской области являются
перспективы развития взаимодействия с
ведущими предприятиями региона. В 2021
году между компаниями ООО "Автотор
Холдинг" и ООО "РЭНЕРА" подписано
соглашение, которым определены
направления сотрудничества в целях
создания в Российской Федерации
производства автомобилей различного
класса на электрической тяге и
компонентов к ним (в том числе
электрических батарей), которое
подразумевает применение продукции ООО
"РЭНЕРА" в электромобилях, которые
планируется выпускать в Калининградской
области на производстве компании ООО
"Автотор Холдинг".
24. Одним из приоритетных направлений
развития Калининградской области
является туризм. Географическое
расположение Калининградской области,
красота ландшафтов, пляжи балтийского
побережья, богатство и разнообразие
исторического наследия,
бальнеологические ресурсы - главные
слагаемые туристической
привлекательности региона.
Калининградская область
рассматривается как один из наиболее
перспективных субъектов Российской
Федерации с точки зрения развития
внутреннего туризма.
Одним из важнейших векторов развития
отрасли является необходимость
улучшения имеющейся и создание новой
туристской инфраструктуры. При этом
большое значение имеет не только
обустройство и развитие курортов
побережья, но и вовлечение в туристский
оборот восточных районов
Калининградской области.
25. Калининградская область обладает
идеальными условиями для восстановления
здоровья граждан. Развитая санаторная
база и наличие в Калининградской области
крупных медицинских учреждений, таких
как федеральное государственное
бюджетное учреждение "Федеральный
центр высоких медицинских технологий"
Министерства здравоохранения
Российской Федерации (г. Калининград),
создают условия для развития
санаторно-курортного комплекса и
медицинского туризма.
Сектор сельского хозяйства имеет важное
стратегическое значение для
Калининградской области как один из
социально значимых секторов,
обеспечивающих сырье для растущей
индустрии пищевых продуктов. Базовый
стратегический ориентир развития
агропромышленного комплекса - это
переход организаций агропромышленного
комплекса на режим устойчивого развития
на основе модернизации
производственного потенциала, внедрения
прогрессивных индустриальных
технологий производства
сельскохозяйственной продукции.
Рыбохозяйственная отрасль - одна из
исторически значимых в экономическом
развитии Калининградской области.
Рыбохозяйственный комплекс вышел на
новый этап развития: запускаются новые
предприятия, обновляется флот,
увеличиваются объемы добычи (вылова)
рыбы и объемы производства рыбной
продукции.
26. Необходимой предпосылкой для
успешного развития всех секторов
экономики является развитие сектора
транспорта и логистики как ключевого
фактора успеха стратегически важных
секторов экономики Калининградской
области.
Также в условиях полуэксклавного
положения Калининградской области к
наиболее перспективным относятся те
отрасли, которые имеют наименьшие доли в
себестоимости в части транспортных
издержек. Одна из таких отраслей - это
информационные (цифровые) технологии.
27. Правительство Калининградской
области активно поддерживает создание
инновационной инфраструктуры, ключевым
элементом которой являются
университеты, интегрирующие в себе
науку, профессиональное образование и
бизнес.
БФУ им. И. Канта выступает инициатором
ряда значимых для Калининградской
области проектов, в числе которых проект
инновационного научно-технологического
центра "Балтийская долина -
Хьюмантек", а также строительство
нового кампуса БФУ им. И. Канта.
28. Стратегией социально-экономического
развития Калининградской области на
долгосрочную перспективу определены
приоритетные направления развития
инновационной деятельности:
1) материаловедение и наносистемы;
2) информационно-телекоммуникационные
системы;
3) транспортно-логистические и
рекреационные технологии;
4) медицинские биотехнологии;
5) рациональное природопользование,
биоресурсы и биотехнологии;
6) энергосбережение и энергетическая
безопасность;
7) технологии развития урбанизированной
среды;
8) социальные изменения и
социально-гуманитарные технологии.
29. Приоритетные направления, указанные в
пункте 28 настоящей инвестиционной
декларации, сформированы с учетом
приоритетных направлений развития
науки, технологий и техники Российской
Федерации и перечня критических
технологий Российской Федерации,
утвержденных Указом Президента
Российской Федерации от 7 июля 2011 года N
899.
30. Калининградская область относится к
субъектам Российской Федерации с
развитым промышленным производством.
Объем отгруженных товаров промышленной
продукции в 2021 году достиг 790,6 млрд.
рублей. Для сравнения: в пересчете на
душу населения объем отгруженной
продукции в Калининградской области в 2021
году составлял 772,7 тыс. рублей, что
существенно превышает среднероссийский
уровень (625,7 тыс. рублей).
Свыше 88% в структуре отгруженной
продукции промышленности составляют
обрабатывающие производства.
В течение 2017-2021 годов заметно вырос объем
инвестиций в обрабатывающие
производства: с 3,6 млрд. рублей в 2017 году
до 10,9 млрд. рублей в 2021 году.
В среднесрочной перспективе развитие
обрабатывающей промышленности
преимущественно будет зависеть от
темпов развития автомобилестроения и
пищевой промышленности, которые
суммарно составляют около 70% в структуре
отгрузки в обработке.
31. Перспективными направлениями
развития автомобилестроительной
промышленности Калининградской области
являются повышение уровня локализации
производства автотранспортных средств,
реализация проектов по модернизации
действующего и созданию нового
промышленного производства с целью
расширения и углубления технологических
процессов группы.
Развитие собственной сырьевой базы
способствует реализации инвестиционных
проектов в сфере пищевой переработки, в
том числе импортозамещения. Пищевая и
перерабатывающая промышленность
Калининградской области будут
развиваться по следующим основным
направлениям: переработка плодоовощной
продукции, глубокая переработка молока,
переработка мясной и рыбной продукции,
создание новых продуктов с высокой
степенью передела, которые обладают
значительным экспортным потенциалом.
Большие перспективы имеет реализация
новых проектов по глубокой переработке
масличных культур.
Помимо указанных видов деятельности,
особое значение для развития
Калининградской области имеют такие
отрасли, как судостроение и янтарная
отрасль.
32. Основными центрами роста
обрабатывающих производств в
Калининградской области в среднесрочной
перспективе станут государственные и
частные индустриальные (промышленные)
парки и промышленные зоны, включая
индустриальный парк "Экобалтик"
(производство фармацевтической
продукции, медицинских изделий),
промышленную зону "Технополис GS"
(радиоэлектронная промышленность),
универсальные индустриальные парки
"Черняховск" и "Храброво".
К началу 2022 года резидентами
индустриального парка "Храброво"
(заключили договоры аренды и договоры на
ведение промышленно-производственной
деятельности) являются 26 компаний с
суммарным объемом инвестиций 16,5 млрд.
рублей. Всего планируется создать 2,2 тыс.
рабочих мест.
Резидентами индустриального парка
"Черняховск" являются 6 компаний с
суммарным объемом инвестиций 30 млрд.
рублей. Всего планируется создать 1,7 тыс.
рабочих мест.
Суммарный объем инвестиций в
обрабатывающие производства,
планируемый в 2022-2030 годах, согласно
планам, заявленным инвесторами,
оценивается в размере свыше 100 млрд.
рублей, что в дальнейшем обеспечит
положительные темпы развития отрасли на
уровне не менее 2-4% ежегодно. В плановом
периоде суммарная численность занятых
на создаваемых производствах составит
не менее 8 тыс. человек.
Динамика обрабатывающих производств в
кратко- и среднесрочной перспективе не
будет равномерной и будет
характеризоваться повышенной степенью
неопределенности.
33. В течение последних лет для
Калининградской области, так же как и
других субъектов Российской Федерации,
существенно поменялись внешние и
внутренние условия развития экономики.
Глобальными проблемами, оказавшими
негативное влияние на
социально-экономическое развитие
Калининградской области, в 2020 году стала
пандемия коронавируса, а в 2022 году -
введение санкционных ограничений и
недружественные действия со стороны
иностранных государств и международных
организаций. Данные обстоятельства
стали критичными для развития как
экономики Калининградской области в
целом, так и промышленного комплекса в
частности.
Специфика Калининградской области
заключается в том, что большая часть
добавленной стоимости в Калининградской
области создается на основе импорта.
Порядка 70% сектора обрабатывающей
промышленности, являющейся ведущим
сектором экономики, составляют отрасли с
высокой импортной зависимостью от 65% до
100%.
Это означает, что первоочередными
задачами, стоящими перед предприятиями
отрасли, являются необходимость
возможной перестройки цепочек
производственных связей, поиск новых
партнеров, поставщиков сырья и
материалов, поиск новых рынков для сбыта
готовой продукции. На
переориентирование предприятий
потребуется некоторое время. Таким
образом, в 2022 году снижение индекса
обрабатывающих производств может
составить более 10-15% от уровня 2021 года.
34. Принятие пакета федеральных и
региональных мер поддержки предприятий
будет способствовать минимизации
негативных последствий введения
санкционных ограничений и
недружественных действий со стороны
иностранных государств и международных
организаций.
В течение 2023, 2024 годов ожидаются
постепенное восстановление объемов
производства до выхода на уровень 2021
года и, благодаря планируемым
капитальным вложениям в 2025-2030 годах,
выход на траекторию роста не менее 2-4%
ежегодно.
35. Сельское хозяйство в Калининградской
области за счет развития
импортозамещения за последние годы
имеет высокий уровень развития. За
период 2017-2021 годов производство
продукции сельского хозяйства в
сопоставимых ценах выросло в 1,5 раза, в то
время как по Российской Федерации рост
продукции сельского хозяйства составил
порядка 7%. В действующих ценах объем
производства продукции сельского
хозяйства составил 52,3 млрд. рублей.
На фоне высокой базы по объемам
продукции в агропромышленном комплексе,
достигнутой в отчетном периоде, темпы
прироста продукции в кратко- и
среднесрочной перспективе постепенно
будут замедляться.
Новые реализуемые проекты в сфере
агропромышленного комплекса обеспечат
устойчивые темпы развития отрасли,
однако динамика показателя будет
умеренная. Прирост объемов производства
в сельском хозяйстве в среднем составит
1-2% в год.
36. В растениеводстве инвестиционные
проекты в среднесрочной перспективе
будут направлены на круглогодичное
выращивание овощей в закрытом грунте,
закладку и выращивание плодовых и
ягодных насаждений.
В животноводстве осуществляется
реализация нескольких крупных
инвестиционных проектов, которые
позволят увеличить производство молока
и молочной продукции. В животноводческих
хозяйствах всех категорий растет
поголовье крупного рогатого скота (в том
числе поголовье коров), свиней и птицы.
37. Динамично развивается
рыбохозяйственная отрасль
Калининградской области. За 2021 год
стоимость отгруженных товаров
собственного производства
организациями рыбохозяйственного
комплекса составила 51,4 млрд. рублей, или
109% к уровню 2020 года.
На судостроительных верфях
Калининградской области продолжается
реализация инвестиционных проектов по
строительству новых судов
рыбопромыслового флота для добычи
(вылова) водных биоресурсов в Балтийском
море. Первое головное судно типа малый
сейнер - траулер рыболовный планируется
спустить на воду в 2022 году. Всего
организациями Калининградской области
планируется построить четыре судна
данного типа. Рыболовецкими колхозами
Калининградской области на период до 2026
года запланировано строительство 11
малотоннажных судов для добычи водных
биоресурсов в Калининградском
(Вислинском) и Куршском заливах.
В период 2017-2021 годов суммарные объемы
инвестиций в сфере сельского хозяйства и
рыболовства составили порядка 32 млрд.
рублей. В среднесрочной перспективе
ожидается сохранение ежегодных объемов
поступления инвестиций в данные отрасли.
В период 2022-2030 годов ожидается создание
не менее 1,5 тыс. рабочих мест.
38. Туризм является одной из наиболее
динамично развивающихся направлений
социально-экономического развития
Калининградской области, визитной
карточкой Калининградской области,
которая регулярно входит в перечень
наиболее популярных внутрироссийских
туристских направлений.
Определенные коррективы в деятельность
и развитие многих отраслей экономики, в
том числе в туризм, отнесенный к числу
глобальных индустрий, наиболее
пострадавших от экономических
последствий пандемии коронавируса,
внесены в 2020 году. Несмотря на
действовавшие жесткие ограничительные
меры не только на территории Российской
Федерации, но и во всем мире, сценарий
развития туристской отрасли в
Калининградской области оказался лучше
прогнозируемого.
В 2020 году туристический поток в
Калининградскую область составил 1,2 млн.
человек с учетом закрытия границ и
полного локдауна в апреле - июне. В 2021
году туристический поток в
Калининградскую область составил 1,9 млн.
человек, что на 60% выше показателя 2020
года. В целом 2021 год стал одним из самых
успешных для Калининградской области в
сфере туризма.
Гостиничная инфраструктура является
одной из наиболее сильных сторон
туристической привлекательности
Калининградской области. Среди крупных
проектов следует выделить строительство
курортно-оздоровительного комплекса
"Променад" в городе Светлогорске, а
также строительство
санаторно-курортного комплекса в
поселке Отрадное. Планируемый объем
инвестиций в рамках реализации двух
указанных проектов составит порядка 19
млрд. рублей, число рабочих мест - порядка
0,8 тыс.
Развитию туризма будут способствовать
такие проекты, как "Музейный
квартал" и проекты туристского
кластера "Балтийское побережье".
В рамках данных проектов запланированы
создание и реновация музеев,
строительство гостиниц, ресторанов и
кафе, благоустроенных набережных и
других объектов.
39. В конце 2020 года по инициативе
Губернатора Калининградской области
была разработана специальная мера
поддержки для вовлечения объектов
культурного наследия в экономику
Калининградской области, которая
включает в себя предоставление
льготного финансирования: заявитель -
субъект малого и среднего
предпринимательства, владеющий объектом
культурного наследия на праве
собственности или аренды, может получить
финансирование в размере до 1 млрд.
рублей под 0% годовых сроком на 15 лет. При
этом предоставление финансирования
осуществляется поэтапно в течение 5 лет,
а погашение основного долга происходит с
отсрочкой до 10 лет. Важно то, что если
заявитель реализует свой проект в
течение 5 лет и выполнит иные свои
обязательства, 50% от запрашиваемого
заявителем объема финансирования
предоставляются на возвратной основе в
форме займа.
Данная программа оказалась очень
востребованной, в 2021 году утверждено
финансирование шести проектов с общей
суммой поддержки более 1 млрд. рублей.
Среди них - проект реконструкции замка
Рагнит, восстановление пивоварни
"Понарт". Одобрены проект
строительства гостиницы и
туристско-рекреационного комплекса в
одном из фортов, а также реконструкция
старой немецкой мельницы в
Железнодорожном.
В 2022 году реализация указанной программы
продолжится, что является возможностью
для бизнеса осуществлять
предпринимательскую деятельность на
базе объектов, имеющих историческую
ценность и туристическую
привлекательность, создавать точки
притяжения для туристов и новые рабочие
места для жителей. На эти цели
предусмотрено 490 млн. рублей, из них на
сумму 370 млн. рублей будут
профинансированы уже утвержденные
проекты, 20 млн. рублей планируется
направить на новые проекты.
Благодаря реализации перечисленных
проектов ожидается рост туристического
потока до 3 млн. человек в год.
40. Значимым проектом, направленным не
только на развитие туризма, но и на
развитие Калининградской области,
является проект комплексной застройки
западной части острова Октябрьского в
городе Калининграде. Идея проекта
заключается в комплексном освоении
западной части территории острова
Октябрьского в городе Калининграде
путем создания современных жилых,
туристических, деловых кварталов,
объектов социальной инфраструктуры,
органично вписывающихся в местный
исторический и градостроительный
контекст. Инициатором проекта является
акционерное общество "Корпорация
развития Калининградской области".
Объем внебюджетных инвестиций в
основной капитал составит около 63 млрд.
рублей. Количество новых рабочих мест
оценивается на уровне 2,6 тыс.
41. Среди инвестиционных проектов,
оказывающих влияние на инвестиционный
климат в Калининградской области,
выделяются следующие крупные проекты:
1) инвестиционный проект
"Строительство и эксплуатация
Нивенского горно-обогатительного
комбината по добыче и переработке
калийно-магниевых солей": инициатор -
ООО "К-Поташ Сервис", общий объем
инвестиций - 23,577 млрд. рублей,
предполагаемое количество создаваемых
рабочих мест - 1687 единиц, срок реализации
- 2012-2027 годы (данный проект является
дальнейшим развитием инвестиционного
проекта "Строительство и эксплуатация
клетьевого и скипового ствола для
обслуживания калийного комбината с
реконструкцией
производственно-технической базы на
месторождении калийно-магниевых солей
Нивенское-1 в Калининградской области
Российской Федерации"; реализация
инвестиционных проектов ООО "К-Поташ
Сервис" является основой для создания
и эксплуатации на Нивенском
месторождении калийно-магниевых солей
горно-обогатительного комбината;
горно-обогатительный комбинат будет
представлять собой комплекс
предприятий, целью деятельности
которого является получение минеральных
удобрений; целью данного проекта
является осуществление работ по добыче
минерального сырья для химической
промышленности и производства
минеральных удобрений, добыче соли,
производству удобрений и азотных
соединений, а также по производству
товаров в ассортименте: сульфата калия,
соли технической, каменной соли, оксида
магния);
2) инвестиционный проект "Создание
музейного и театрально-образовательного
комплексов в г. Калининграде":
инициатор - некоммерческая организация -
фонд проектов социального и культурного
назначения "Национальное культурное
наследие", общий объем инвестиций - 27,43
млрд. рублей, срок реализации - 2018-2023 годы
(в рамках реализации проекта планируется
строительство объектов музейного и
театрально-образовательного комплексов:
театра оперы и балета (филиала Большого
театра), учебного корпуса
хореографической академии с интернатом
для учащихся, учебного корпуса
музыкальной академии с интернатом для
учащихся, общеобразовательной школы с
бассейном, высшей школы музыкального и
театрального искусств, общежития для
студентов высшей школы музыкального и
театрального искусств, многоквартирных
жилых домов для артистов и специалистов
театра оперы и балета, преподавателей
хореографической академии, средней
специальной музыкальной школы и высшей
школы музыкального и театрального
искусств и сотрудников музейного
комплекса);
3) инвестиционный проект
"Курортно-оздоровительный комплекс
"Променад": инициаторы проекта -
акционерное общество "Ланцет" и
акционерное общество
"Специализированный застройщик
"Раушен Хотел Ресорт", общий объем
инвестиций - 6,2 млрд. рублей,
предполагаемое количество создаваемых
рабочих мест - 490 единиц, срок реализации -
2019-2023 годы (курортно-оздоровительный
комплекс включает в себя гостиничный
комплекс "Раушен Хотел Ресорт" и
медицинский центр "Ланцет");
4) инвестиционный проект "Создание
санаторно-курортного комплекса в пос.
Отрадное Калининградской области":
инициатор проекта - ООО "Отрадное
Резорт", общий объем инвестиций - 11,8
млрд. рублей, предполагаемое количество
создаваемых рабочих мест - 269 единиц, срок
реализации - 2021-2025 годы;
5) инвестиционный проект
"Строительство Западного жилого
района по ул. Большая Окружная (мкр.
Совхозный) в г. Калининграде":
инициатор проекта - ООО
"Специализированный застройщик
"Мегаполис-Жилстрой", общий объем
инвестиций - 57,96 млрд. рублей,
предполагаемое количество создаваемых
рабочих мест - 130 единиц, срок реализации -
2023-2032 годы;
6) инвестиционный проект
"SvetlogorskGolf&Residents (Светлогорск Гольф
Резидентс)": инициатор проекта -
акционерное общество
"Специализированный застройщик
"Раушен Хотел Ресорт", общий объем
инвестиций - 59,80 млрд. рублей,
предполагаемое количество создаваемых
рабочих мест - 2500 единиц, срок реализации
- 2026-2032 годы.
42. Во исполнение поручения Председателя
Правительства Российской Федерации
Мишустина М.В. от 23 июля 2021 года N ММ-П16-18пр
на территории Калининградской области
определен перечень ключевых
инвестиционных проектов, реализуемых и
(или) планируемых к реализации на
территории Калининградской области,
представленный в таблице.
N п/п |
Наименование инвестиционного проекта |
Срок реализации, годы |
Объем инвестиций, млрд. рублей |
Количество создаваемых рабочих мест, единиц |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Модернизация действующего и создание нового промышленного производства с целью расширения и углубления технологических процессов изготовления новых моделей колесных транспортных средств, включающие в себя создание современных сварочно-окрасочных мощностей |
2019-2028 |
32 |
1063 |
2 |
Создание промышленного комплекса по производству кремниевых пластин и фотоэлектрических преобразователей |
2022-2026 |
24,2 |
1150 |
3 |
Реализация проектов по глубокой переработке масличных культур: 1) строительство завода по производству ферментированного шрота в городе Светлом Калининградской области; 2) строительство завода по производству биодизеля в городе Светлом Калининградской области |
2022-2023 |
10,9 |
200 |
4 |
Реализация проектов по добыче и переработке калийно-магниевых солей: 1) строительство и эксплуатация клетевого и скипового ствола для обслуживания калийного рудника с реконструкцией производственно-технической базы на месторождении калийно-магниевых солей; 2) строительство и эксплуатация Нивенского горно-обогатительного комбината по добыче и переработке калийно-магниевых солей |
2012-2027 |
39,1 |
1687 |
5 |
Строительство медицинского, гостиничного и санаторно-курортного кластера, завода и научно-исследовательского комплекса "Карбоновая долина" |
2021-2026 |
13,55 |
1050 |
43. В целях развития объектов
инфраструктуры в Калининградской
области развивается механизм
государственно-частного партнерства.
Реализуются проекты в сферах
теплоснабжения, транспорта, экологии,
детского отдыха и дошкольного
образования. В ближайшей перспективе -
распространение данного механизма на
сферу общего образования,
здравоохранения, спорта.
По данным рейтинга Министерства
экономического развития Российской
Федерации, по уровню развития
государственно-частного партнерства в
Российской Федерации за 2020 год
Калининградская область занимает 18-е
место.
От имени Калининградской области (как
одного из пилотных регионов по внедрению
механизма соглашения о защите и
поощрении капиталовложений) в 2020 году
заключено соглашение о защите и
поощрении капиталовложений с ООО
"Мираторг Запад" в отношении
инвестиционного проекта "Расширение
производственного комплекса по
производству мясных полуфабрикатов"
(объем инвестиций - 4,9 млрд. рублей),
стороной которого является Российская
Федерация в лице Министерства
экономического развития Российской
Федерации (далее - Минэкономразвития
России).
Глава 4. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
44. Инвестиционные обязательства
Калининградской области:
1) неухудшение условий реализации
инвестиционных проектов;
2) соблюдение алгоритмов действий
инвестора по присоединению к
инфраструктуре в рамках свода
инвестиционных правил, разработанного в
соответствии с методическими
рекомендациями, утвержденными приказом
Минэкономразвития России от 30 сентября
2021 N 591 "О системе поддержки новых
инвестиционных проектов в субъектах
Российской Федерации ("Региональный
инвестиционный стандарт")";
3) оперативное рассмотрение споров,
возникающих при реализации
инвестиционных проектов на территории
Калининградской области, в досудебном
порядке;
4) неукоснительное соблюдение условий
предоставления мер поддержки инвесторов
в Калининградской области;
5) обеспечение конкурентного
распределения ресурсов для целей
реализации инвестиционных проектов на
территории Калининградской области;
6) повышение уровня доходов населения
Калининградской области;
7) защита инвестиций, прав и интересов;
8) безопасность ведения
предпринимательской и инвестиционной
деятельности на территории
Калининградской области;
9) гласность и открытость процедуры
принятия решений о предоставлении мер
поддержки инвесторов в Калининградской
области;
10) неразглашение сведений, составляющих
коммерческую тайну, и другой
конфиденциальной информации,
предоставленной инвесторами органам
исполнительной власти в связи с
реализацией инвестиционных проектов на
территории Калининградской области.
Глава 5. ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМАНДА
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
45. Инвестиционная команда
Калининградской области (далее -
инвестиционная команда) создана в целях
формирования благоприятных условий для
ведения инвестиционной деятельности,
защиты прав и законных интересов
субъектов инвестиционной деятельности и
включает в себя:
1) Губернатора Калининградской области;
2) заместителя Председателя
Правительства Калининградской области,
курирующего вопросы инвестиционного
развития Калининградской области;
3) министра экономического развития,
промышленности и торговли
Калининградской области;
4) генерального директора акционерного
общества "Корпорация развития
Калининградской области" -
представителя агентства развития
Калининградской области;
5) руководителя государственного
казенного учреждения Калининградской
области "Представительство
Правительства Калининградской области
при Правительстве Российской
Федерации";
6) Уполномоченного по защите прав
предпринимателей в Калининградской
области;
7) представителя союза
"Калининградская
торгово-промышленная палата" (по
согласованию);
8) представителя Союза промышленников и
предпринимателей Калининградской
области (регионального объединения
работодателей) (по согласованию);
9) экспертов финансовых организаций в
Калининградской области (по
согласованию);
10) представителя Калининградского
регионального отделения Общероссийской
общественной организации "Деловая
Россия" (по согласованию).
46. Информация о персональном составе
инвестиционной команды размещается на
интернет-портале.
47. Инвестиционная команда обеспечивает
участие бизнеса в принятии ключевых
решений, вовлечение в разработку и
реализацию инвестиционной стратегии,
общественную экспертизу проектов,
рассмотрение инициатив
бизнес-сообщества.
48. Основной задачей инвестиционной
команды является формирование
благоприятного инвестиционного климата
в Калининградской области.
49. Распределение ответственности между
членами инвестиционной команды:
1) Губернатор Калининградской области
несет ответственность за:
- определение основных направлений
инвестиционного развития
Калининградской области;
- принятие решений о развитии
преференциальных территорий и
инвестиционной инфраструктуры;
2) заместитель Председателя
Правительства Калининградской области,
курирующий вопросы инвестиционного
развития Калининградской области,
обеспечивает:
- контроль исполнения основных
показателей эффективности
инвестиционной сферы;
- развитие преференциальных территорий и
инвестиционной инфраструктуры;
- взаимодействие с бизнес-сообществом;
3) министр экономического развития,
промышленности и торговли
Калининградской области несет
ответственность за:
- формирование благоприятного
инвестиционного климата;
- реализацию основных направлений
инвестиционного развития
Калининградской области;
- взаимодействие с бизнес-сообществом;
4) руководитель государственного
казенного учреждения Калининградской
области "Представительство
Правительства Калининградской области
при Правительстве Российской
Федерации" несет ответственность за:
- содействие в повышении инвестиционной
привлекательности Калининградской
области;
- предоставление консультационных услуг,
содействие поиску для деловых структур
партнеров и инвесторов, содействие в
создании и функционировании совместных
предприятий, содействие внедрению в
экономику Калининградской области
передовых технологий, насыщению рынка
Калининградской области
высококачественными товарами и
услугами;
- поиск, консультирование и привлечение
российских и иностранных инвесторов для
реализации инвестиционных проектов и
создания рабочих мест на территории
Калининградской области, в том числе с
использованием
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" и средств массовой
информации;
- проведение форумов, конференций,
круглых столов;
- содействие реализации товаров и
оказанию услуг, производимых и
оказываемых на территории
Калининградской области;
- содействие связям Калининградской
области в торгово-экономической,
научно-технической, экологической,
гуманитарной, культурной и иных областях
с субъектами Российской Федерации, а
также субъектами иностранных
федеративных государств,
административно-территориальными
образованиями иностранных государств;
5) генеральный директор акционерного
общества "Корпорация развития
Калининградской области" несет
ответственность за:
- поиск и привлечение российских и
иностранных компаний-инвесторов для
реализации инвестиционных проектов;
- формирование и развитие
преференциальных территорий и
инвестиционных площадок;
- сопровождение инвестиционных проектов
по принципу одного окна, направленное на
оптимизацию процессов по их реализации,
в рамках которого предоставляется
полный спектр инструментов поддержки на
всех стадиях;
- повышение инвестиционной
привлекательности и продвижение
Калининградской области;
6) Уполномоченный по защите прав
предпринимателей в Калининградской
области несет ответственность за:
- защиту прав и законных интересов
субъектов предпринимательской
деятельности;
- осуществление в пределах своей
компетенции контроля за соблюдением
прав и законных интересов субъектов
предпринимательской деятельности на
территории Калининградской области;
- содействие развитию общественных
институтов, ориентированных на защиту
прав субъектов предпринимательской
деятельности;
- правовое просвещение субъектов
предпринимательской деятельности по
вопросам их прав, форм и методов защиты
их законных интересов;
- содействие в формировании и реализации
государственной политики
Калининградской области в сфере
развития предпринимательской
деятельности и защиты прав субъектов
предпринимательской деятельности.
50. При осуществлении своей деятельности
инвестиционная команда имеет право
запрашивать в установленном порядке от
органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления муниципальных
образований Калининградской области,
организаций информацию, необходимую для
решения вопросов, входящих в их
компетенцию.".
Ссылается на