МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 мая 2022 года N 318-нк
Об утверждении Доклада, содержащего
результаты обобщения
правоприменительной практики
министерства образования Кировской
области при осуществлении федерального
государственного контроля (надзора) в
сфере образования за 2021 год
В соответствии с частями 2 - 4 статьи 47
Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О
государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской
Федерации", пунктом 15 Положения о
федеральном государственном контроле
(надзоре) в сфере образования,
утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от
25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о
федеральном государственном контроле
(надзоре) в сфере образования":
1. Утвердить Доклад, содержащий
результаты обобщения
правоприменительной практики
министерства образования Кировской
области при осуществлении федерального
государственного контроля (надзора) в
сфере образования за 2021 год, согласно
приложению.
2. Контроль за выполнением распоряжения
возложить на начальника управления
надзора и контроля министерства
образования Кировской области Чиркова
Н.Н.
Министр образования
Кировской области
О.Н.РЫСЕВА
Приложение
Утвержден
распоряжением
министерства образования
Кировской области
от 23 мая 2022 г. N 318-нк
ДОКЛАД, СОДЕРЖАЩИЙ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБОБЩЕНИЯ
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ
ОБЛАСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В
СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА 2021 ГОД
1. Общие положения.
Доклад, содержащий результаты обобщения
правоприменительной практики
министерства образования Кировской
области при осуществлении федерального
государственного контроля (надзора) в
сфере образования за 2021 год (далее -
доклад), подготовлен управлением надзора
и контроля (далее - управление)
министерства образования Кировской
области (далее - министерство) в
соответствии:
со статьей 47 Федерального закона от
31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном
контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации"
(далее - ФЗ N 248);
с пунктами 13, 15 Положения о федеральном
государственном контроле (надзоре) в
сфере образования, утвержденного
постановлением Правительства
Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 (далее -
Положение о контроле).
Доклад содержит результаты утвержденных
начальником управления обобщений
правоприменительной практики
министерства при осуществлении
федерального государственного контроля
(надзора) в сфере образования (далее -
контроль) за 2021 год (далее - обобщение
правоприменительной практики) по
предмету:
соблюдения обязательных требований,
установленных законодательством об
образовании; требований по обеспечению
доступности для инвалидов объектов
социальной, инженерной и транспортной
инфраструктур и предоставляемых услуг;
исполнения решений, принимаемых по
результатам контрольных (надзорных)
мероприятий;
соблюдения требований, установленных
федеральными государственными
образовательными стандартами (далее -
ФГОС), и требований к выполнению
аккредитационных показателей;
соблюдения лицензионных требований к
образовательной деятельности.
Обобщение правоприменительной практики
проведено с целью:
обеспечения единообразных подходов к
применению министерством и его
должностными лицами обязательных
требований, законодательства Российской
Федерации о контроле;
выявления типичных нарушений
обязательных требований, причин,
факторов и условий, способствующих
возникновению указанных нарушений;
анализа случаев причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям,
выявления источников и факторов риска
причинения вреда (ущерба).
2. Общие сведения об объектах контроля,
системе контрольных (надзорных)
мероприятий и профилактических
мероприятий, указанных в обобщении
правоприменительной практики.
В соответствии с пунктами 3, 4 Положения о
контроле контролируемыми лицами
министерства при осуществлении контроля
являются организации, осуществляющие
образовательную деятельность,
зарегистрированные по месту нахождения
(индивидуальные предприниматели,
зарегистрированные по месту жительства)
на территории Кировской области, за
исключением организаций, полномочия по
лицензированию которых осуществляет
Рособрнадзор (далее - контролируемые
лица, организации, лицензиаты).
Объектами контроля министерства
является образовательная деятельность
1421 контролируемого лица:
480 общеобразовательных организаций
(далее - школы);
457 дошкольных образовательных
организаций;
89 профессиональных образовательных
организаций;
184 организации дополнительного
образования;
52 организации дополнительного
профессионального образования;
135 иных организаций;
24 индивидуальных предпринимателя.
В I полугодии 2021 года контроль
осуществлен в соответствии с
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О
защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля" (далее - ФЗ N 294).
Во II полугодии 2021 года контроль
осуществлен в соответствии с ФЗ N 248.
Обобщение правоприменительной практики
проведено по каждому из трех
осуществляемых в соответствии с ФЗ N 294
видов контроля и предмету контроля,
установленному частью 3 статьи 93
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
(далее - ФЗ N 273).
Обобщение правоприменительной практики
размещено на официальном сайте
министерства в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" (далее - сайт) в
разделе "Деятельность", рубрике
"Проверки", подразделе
"Федеральный государственный
контроль (надзор) в сфере образования,
осуществляемый управлением надзора и
контроля министерства образования
Кировской области" на страницах по
соответствующему предмету контроля:
"Соблюдение обязательных требований,
установленных законодательством об
образовании" https://43edu.ru/business/checking/52210/;
"Соблюдение требований, установленных
ФГОС, и требований к выполнению
аккредитационных показателей"
https://43edu.ru/business/checking/52037/;
"Соблюдение лицензионных требований к
образовательной деятельности"
https://43edu.ru/business/checking/52719/.
В 2021 году оценка соблюдения
контролируемыми лицами обязательных
требований осуществлена управлением
посредством проведения 3 видов
контрольных (надзорных) мероприятий в
соответствии со статьей 56 ФЗ N 248 и
пунктами 26 - 45 Положения о контроле:
документарных проверок: проведено 15
внеплановых проверок по предмету
исполнения решений, принимаемых по
результатам контрольных (надзорных)
мероприятий;
выездных проверок: проведено 133 плановых
проверки;
наблюдений за соблюдением обязательных
требований (мониторингов безопасности)
без взаимодействия с контролируемым
лицом: проведено 8 мониторингов
безопасности во II полугодии 2021 года.
В связи с отменой плановых проверок в 2021
году ввиду особенностей вступления в
силу ФЗ N 248 и 2020 году - по причине
распространения коронавирусной
инфекции снизилась административная
нагрузка на организации:
Год |
Проведено проверок |
Из них |
Проведено мониторингов безопасности | |
|
|
плановых |
внеплановых |
|
2018 |
406 |
331 |
75 |
- |
2019 |
376 |
318 |
58 |
- |
2020 |
106 |
69 |
37 |
- |
2021 |
148 |
133 |
15 |
8 |
К 2022 году сложилась эффективная система
проведения плановых контрольных
(надзорных) мероприятий: во-первых,
министерство стало активно привлекать к
их проведению аттестованных в
установленном порядке экспертов,
количество которых в реестре экспертов
составляет 17 человек, во-вторых, плановые
проверки стали преимущественно
комплексными и исключительно
выездными:
Год |
Доля комплексных проверок от общего количества плановых проверок |
Доля выездных проверок от общего количества плановых проверок |
Доля проверок с экспертами от общего количества плановых проверок |
2018 |
2% |
79% |
7% |
2019 |
86% |
97% |
45% |
2020 |
94% |
100% |
35% |
2021 |
96% |
100% |
53% |
Случаев досудебного и судебного
обжалования контролируемыми лицами
решений о проведении контрольных
(надзорных) мероприятий, актов
контрольных (надзорных) мероприятий,
предписаний об устранении выявленных
нарушений (далее - предписание), действий
(бездействия) должностных лиц
министерства в рамках контрольных
(надзорных) мероприятий не имелось.
Согласно ФЗ N 248 при осуществлении
контроля приоритетными по отношению к
проведению контрольных (надзорных)
мероприятий являются профилактические
мероприятия, направленные на снижение
риска причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям.
В 2021 году управление провело 5 видов
профилактических мероприятий в
соответствии со статьей 45 ФЗ N 248,
пунктами 13 - 25 Положения о контроле и на
основании Программы профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям на 2021 год,
утвержденной распоряжением
министерства от 18.12.2020 N 613-нк:
|
Вид профилактического мероприятия |
Количество в 2021 году |
1. |
Информирование |
194 |
2. |
Консультирование |
356 |
3. |
Обобщение правоприменительной практики |
3 |
4. |
Профилактический визит |
9 |
5. |
Объявление предостережения |
28 |
|
всего проведено профилактических мероприятий |
590 |
Проведенные профилактические
мероприятия направлены на
стимулирование добросовестного
соблюдения обязательных требований
всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов,
способных привести к нарушениям
обязательных требований; создание
условий для доведения обязательных
требований до контролируемых лиц и
повышения информированности о способах
их соблюдения.
Благодаря системной работе министерства
по профилактике нарушений обязательных
требований минимизировано количество
выявляемых у организаций при
осуществлении контроля нарушений и
принятых министерством в связи с их
выявлением мер, предусмотренных статьей
93.1 ФЗ N 273 и статьями 60, 90 ФЗ N 248:
Год |
Принятые министерством меры при осуществлении контроля | |||
|
количество предписаний |
количество протоколов об административном правонарушении |
количество приостановленных лицензии |
количество запретов на прием |
2018 |
77 |
51 |
1 |
1 |
2019 |
76 |
32 |
3 |
- |
2020 |
22 |
2 |
- |
- |
2021 |
38 |
14 |
- |
- |
3. Результаты обобщения
правоприменительной практики по
предмету соблюдения обязательных
требований, установленных
законодательством об образовании;
требований по обеспечению доступности
для инвалидов объектов социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур
и предоставляемых услуг; исполнения
решений, принимаемых по результатам
контрольных (надзорных) мероприятий.
В 2021 году отделом государственного
надзора в сфере образования управления
(далее - отдел) осуществлен контроль по
предмету:
соблюдения обязательных требований,
установленных законодательством об
образовании;
требований по обеспечению доступности
для инвалидов объектов социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур
и предоставляемых услуг;
исполнению решений, принимаемых по
результатам контрольных (надзорных)
мероприятий.
Контроль по указанным предметам
осуществляется в отношении всех
объектов контроля.
В 2021 году проверено 137 объектов контроля:
51 школа;
56 дошкольных образовательных
организаций;
6 организаций профессионального
образования;
20 организаций дополнительного
образования;
2 организации дополнительного
профессионального образования;
1 иная организация;
1 индивидуальный предприниматель.
В I полугодии проверки проведены в рамках
федерального государственного надзора в
сфере образования согласно ФЗ N 294.
Во II полугодии проведены контрольные
(надзорные) мероприятия согласно
требованиям ФЗ N 248.
С взаимодействием с контролируемым
лицом проведено 144 контрольных
(надзорных) мероприятия:
129 плановых выездных;
15 внеплановых документарных проверок по
исполнению ранее выданных предписаний.
Без взаимодействия с контролируемым
лицом проведено 8 контрольных (надзорных)
мероприятий - наблюдений за соблюдением
обязательных требований (мониторингов
безопасности) на основании задания
заместителя министра образования
Кировской области:
Год |
Проведено проверок |
в т.ч. плановых |
в т.ч. внеплановых |
Проведено мониторингов безопасности |
2018 |
184 |
121 |
63 |
- |
2019 |
328 |
283 |
45 |
- |
2020 |
101 |
65 |
36 |
- |
2021 |
144 |
129 |
15 |
8 |
Эффективность оценки соблюдения
обязательных требований повысилась
благодаря привлечению министерством
экспертов к осуществлению экспертизы в
рамках контрольного (надзорного)
мероприятия.
В 2021 году 25 контролируемых лиц (16
дошкольных образовательных организаций,
3 школы, 6 организаций дополнительного
образования) проверены с участием
экспертов, что составило 19% от общего
количества проведенных проверок (для
сравнения: в 2020 году эксперты не
привлекались). В течение года к проверкам
привлечено 4 эксперта:
Год |
Количество проверок с экспертами |
Доля проверок с экспертами от их общего количества |
Количество привлеченных экспертов |
Количество экспертов по вопросам соблюдения законодательства об образовании |
2018 |
- |
|
- |
6 |
2019 |
67 |
23% |
6 |
6 |
2020 |
- |
- |
- |
6 |
2021 |
25 |
19% |
4 |
6 |
В ходе проведения анализа осуществления
контроля за 2016 - 2021 гг. установлено
отсутствие нарушений по предмету
соблюдения требований по обеспечению
доступности для инвалидов объектов
социальной, инженерной и транспортной
инфраструктур и предоставляемых услуг.
По предмету соблюдения обязательных
требований, установленных
законодательством об образовании,
наиболее значимыми рисками несоблюдения
организациями закона остаются нарушения
обязательных требований:
к содержанию и принятию локальных
нормативных актов, в том числе в части
порядка отчисления из организации;
к размещению информации на официальном
сайте организации;
к внесению сведений в федеральную
информационную систему "Федеральный
реестр сведений о документах об
образовании и (или) о квалификации,
документах об обучении" (далее - ФИС
ФРДО).
Так, в 2021 году в ходе проведения плановых
выездных проверок указанные нарушения
выявлены в деятельности 38
контролируемых лиц (12 школ, 16 дошкольных
образовательных организаций, 9
организаций дополнительного
образования, 1 организации
дополнительного профессионального
образования):
Год |
Количество выявленных нарушений |
Доля организаций, в которых выявлены нарушения, от общего количества проверенных организаций |
2018 |
69 |
57% |
2019 |
64 |
23% |
2020 |
22 |
23% |
2021 |
83 |
29% |
Доля организаций, работающих с
нарушениями, увеличилась в 2021 году по
сравнению с 2019 - 2020 гг. в связи с
многочисленными изменениями, внесенными
в законодательство об образовании в 2021
году в рамках регуляторной гильотины, в
соответствии с которыми организации
своевременно не внесли изменения в свои
локальные нормативные акты.
Вместе с тем наблюдается существенное
снижение таких типичных нарушений, как:
отсутствие локальных нормативных актов,
предусмотренных законодательством об
образовании;
несоответствие установленным
требованиям содержания договоров об
образовании между организацией,
реализующей основную образовательную
программу дошкольного образования, и
родителями (законными представителями).
Не выявлены в 2021 году нарушения
обязательных требований, предъявляемых:
к содержанию устава организации;
к правилам оказания платных
образовательных услуг;
к организации индивидуального обучения
детей на дому или в медицинских
организациях;
к порядку приема в организацию.
Снижение количества ряда типичных
нарушений обусловлено эффективностью
проведения министерством
профилактической работы.
В 2021 году по вопросам соблюдения
обязательных требований, установленных
законодательством об образовании,
проведено 228 профилактических
мероприятий, в том числе:
70 информирований контролируемых лиц и
иных заинтересованных лиц посредством
размещения 7 сведений на сайте
https://43edu.ru/business/checking/52210/ и проведения 8
выступлений на областных, районных
(городских) семинарах (вебинарах), курсах
повышения квалификации педагогических и
руководящих работников, а также в ходе
проведения 4 выездных проверок качества
оказания государственных услуг
организациями, подведомственными
министерству, и 51 присутствия в школах
при проведении государственной итоговой
аттестации (далее - ГИА);
120 консультирований по обращениям
контролируемых лиц и их представителей в
виде устных разъяснений;
1 обобщение правоприменительной
практики;
9 обязательных профилактических визитов
(отказов от их проведения от организаций
не поступало);
28 предостережений о недопустимости
нарушения обязательных требований,
объявленных министерством в связи с
наличием сведений о признаках нарушений
обязательных требований:
Год |
Количество предостережений |
Основание |
2018 |
33 |
результаты мониторинга внесения организациями сведений в ФИС ФРДО |
2019 |
17 |
|
2020 |
53 |
|
2021 |
28 |
результаты мониторинга сайтов организаций дополнительного образования |
По предмету исполнения решений,
принимаемых по результатам контрольных
(надзорных) мероприятий, до 2021 года
выявлялись случаи неисполнения в срок
законного предписания, в результате чего
виновные лица были привлечены к
административной ответственности по
статье 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
(далее - КоАП).
В 2021 году контролируемым лицам по
результатам плановых проверок выдано 38
предписаний. Все принятые министерством
решения организациями исполнены в
установленный срок благодаря
своевременному принятию мер
должностными лицами отдела по
осуществлению контроля за устранением
выявленных нарушений и обеспечению
исполнения выданных предписаний.
Иных предусмотренных законодательством
решений по результатам проведенных
контрольных (надзорных) мероприятий
министерством не принималось ввиду
отсутствия соответствующих оснований.
Однако министерством в связи с наличием
подтвержденных из обращения гражданина
сведений приняты необходимые меры по
пресечению нарушений обязательных
требований в виде издания распоряжения о
проведении внеплановой выездной
проверки и направления заявления в
прокуратуру Кировской области о ее
согласовании. Но решением прокурора в
согласовании проведения внепланового
контрольного (надзорного) мероприятия
отказано.
Также на основании имеющихся у
министерства подтвержденных сведений о
нарушении обязательных требований и
признаков административных
правонарушений приняты меры по
привлечению виновных лиц к
ответственности в виде составления и
направления в суд (комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав)
уполномоченными должностными лицами
управления в отношении юридических,
должностных и физических лиц:
10 протоколов об административном
правонарушении по статье 19.30.2 КоАП за
несвоевременное представление сведений
в ФИС ФР ДО;
9 протоколов об административном
правонарушении по части 4 статьи 19.30 КоАП
за нарушение участниками ГИА
установленного законодательством об
образовании порядка проведения ГИА.
Виновные лица понесли предусмотренную
КоАП административную ответственность: 7
лицам назначено административное
наказание в виде штрафа в размере от 3000
руб. до 50000 руб.
Случаев запрета приема в организацию
полностью или частично не имелось:
Год |
Принятые меры | |||
|
количество выданных предписаний |
количество протоколов об административном правонарушении в отношении юридических и должностных лиц |
количество протоколов об административном правонарушении в отношении физических лиц на ГИА |
количество запретов на прием |
2018 |
63 |
2 |
4 |
1 |
2019 |
64 |
2 |
5 |
- |
2020 |
22 |
- |
2 |
- |
2021 |
38 |
10 |
9 |
- |
4. Результаты обобщения
правоприменительной практики по
предмету соблюдения требований,
установленных ФГОС, и требований к
выполнению аккредитационных
показателей.
Контроль по предмету соблюдения
требований, установленных ФГОС, и
требований к выполнению
аккредитационных показателей
осуществляется отделом
государственного контроля качества
образования управления (далее - отдел) в
отношении организаций, осуществляющих
образовательную деятельность в
соответствии с ФГОС.
У министерства по данному предмету
контроля имеется 989 контролируемых лиц:
480 общеобразовательных организаций
(далее - школы);
52 профессиональных образовательных
организации, реализующих основные
профессиональные образовательные
программы среднего профессионального
образования (далее - организации СПО);
457 дошкольных образовательных
организаций.
В 2021 году по предмету соблюдения
требований к выполнению
аккредитационных показателей контроль
не осуществлялся, так как утвержденные
аккредитационные показатели для целей
осуществления контроля вступили в силу с
01.03.2022.
В 2021 году по предмету соблюдения
требований, установленных ФГОС,
дошкольные образовательные организации
не проверялись, так как 50 проверок
качества образования проведено в рамках
федерального государственного контроля
качества образования согласно ФЗ N 294 в
отношении организаций, имеющих
государственную аккредитацию.
Всего в 2021 году проверено 50 объектов
контроля: 45 школ и 5 организаций СПО:
Год |
Проведено проверок |
Проверено школ |
Проверено организаций СПО |
2018 |
87 |
83 |
4 |
2019 |
114 |
106 |
8 |
2020 |
39 |
34 |
5 |
2021 |
50 |
45 |
5 |
Эффективность оценки соблюдения
обязательных требований повысилась
благодаря привлечению министерством
экспертов к осуществлению экспертизы в
рамках контрольного (надзорного)
мероприятия.
В 2021 году с участием экспертов проверены
46 контролируемых лиц, что составило 92% от
общего количества проведенных проверок
качества образования (для сравнения: 2017
год - 3%). Если до 2020 года эксперты
привлекались исключительно для участия
в проверках школ, то в 2020 - 2021 гг. с
участием экспертов проверено 100%
организаций СПО. В течение года к
проверкам привлечено 11 экспертов:
Год |
Количество проверок качества образования с экспертами |
Доля проверок с экспертами от их общего количества |
Количество привлеченных экспертов (школы/организации СПО) |
Количество экспертов по вопросам соблюдения ФГОС в реестре экспертов (школы/организации СПО) |
2018 |
22 |
25% |
6 (6/0) |
17 (13/4) |
2019 |
76 |
67% |
13 (13/0) |
17 (13/4) |
2020 |
24 |
62% |
6 (4/2) |
17 (13/4) |
2021 |
46 |
92% |
11 (10/1) |
18 (11/1) |
С целью оценки качества подготовки
обучающихся 2 проверки осуществлены с
проведением контрольных работ в
соответствии с распоряжением
министерства от 08.11.2018 N 3-435 "О
проведении оценки знаний и умений
обучающихся в общеобразовательных
организациях Кировской области в ходе
проведения выездной проверки качества
образования", по результатам которых
несоответствий качества подготовки
обучающихся ФГОС не выявлено. Задания
для контрольных работ сформированы с
использованием единой базы федеральной
информационной системы оценки качества
образования:
Год |
Проведено проверок качества образования с контрольными работами |
Выявлено несоответствий качества подготовки обучающихся ФГОС |
2018 |
1 |
- |
2019 |
14 |
- |
2020 |
5 |
- |
2021 |
2 |
- |
В ходе проведения анализа осуществления
контроля по предмету соблюдения
требований, установленных ФГОС, за 2016 - 2021
гг. выявлены такие типичные
несоответствия содержания подготовки
обучающихся по имеющим государственную
аккредитацию образовательным
программам ФГОС (далее - несоответствия),
как несоответствие содержания и
структуры основных образовательных
программ требованиям ФГОС.
За последние годы наметилась тенденция
уменьшения доли образовательных
организаций, работающих с
несоответствиями: если в 2016 году доля
организаций с выявленными при
осуществлении контроля
несоответствиями от общего количества
проверенных организаций составляла 91%, в
2020 году - 67%, то в 2021 году несоответствий в
актах проверок не зафиксировано ввиду их
своевременного устранения
организациями в ходе соответствующих
консультирований, проведенных
должностными лицами отдела по вопросам
соблюдения обязательных требований:
Год |
Доля всех проверок качества образования с выявленными и устраненными в ходе проведения проверки несоответствиями |
Доля проверок школ с выявленными несоответствиями |
Доля проверок организаций СПО с выявленными несоответствиями |
2018 |
89% |
88% |
100% |
2019 |
72% |
70% |
100% |
2020 |
67% |
62% |
100% |
2021 |
несоответствия в акте проверки не фиксировались |
Результаты проверок организаций СПО со
100% выявлением несоответствий в 2018 - 2020 гг.
объясняются невнесением организациями
своевременных изменений в свои
образовательные программы в связи с
изменениями, вносимыми в ФГОС.
Общее снижение количества организаций,
работающих с несоответствиями,
обусловлено эффективностью проведения
министерством профилактической работы.
В 2021 году по вопросам соблюдения
требований, установленных ФГОС,
проведено 381 профилактическое
мероприятие, в том числе:
145 информирований контролируемых лиц и
иных заинтересованных лиц посредством
размещения 30 сведений на сайте
https://43edu.ru/business/checking/52037/ и проведения 19
выступлений на областных, районных
(городских) семинарах (вебинарах), курсах
повышения квалификации педагогических и
руководящих работников, а также в ходе 22
выездных проверок качества оказания
государственных услуг организациями,
подведомственными министерству, 13 очных
собеседований с руководителями школ,
демонстрирующих необъективные
результаты всероссийских проверочных
работ, и 61 присутствия в школах при
проведении ГИА;
235 консультирований по обращениям
контролируемых лиц и их представителей в
виде устных разъяснений и посредством
размещения на сайте министерства 1
письменного разъяснения по однотипным
обращениям;
1 обобщение правоприменительной
практики.
Профилактических визитов по данному
предмету контроля не осуществлено в
связи с отсутствием контролируемых лиц,
для которых они обязательны.
Предостережений о недопустимости
нарушения обязательных требований
школам и организациям СПО не объявлено
ввиду отсутствия у министерства
сведений о признаках нарушений
обязательных требований.
В 2021 году при осуществлении контроля по
предмету соблюдения требований,
установленных ФГОС, меры,
предусмотренные законом, министерством
не принимались в связи со своевременным
устранением контролируемыми лицами
имеющихся несоответствий и отсутствием
сведений о причинении вреда (ущерба) или
об угрозе причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям, а также
отсутствием признаков
административного правонарушения.
Таким образом, случаев выдачи
контролируемому лицу предписаний,
приостановления или лишения организации
государственной аккредитации и
привлечения виновных лиц к
установленной законом ответственности
не имелось.
5. Результаты обобщения
правоприменительной практики по
предмету соблюдения лицензионных
требований к образовательной
деятельности.
Контроль по предмету соблюдения
лицензионных требований к
образовательной деятельности
осуществляется отделами
государственного надзора в сфере
образования и государственного контроля
качества образования управления в
отношении всех объектов контроля.
В 2021 году проверки проведены в рамках
лицензионного контроля за
образовательной деятельностью согласно
ФЗ N 294, Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов
деятельности" и пунктам 7, 8 Положения о
лицензировании образовательной
деятельности, утвержденного
постановлением Правительства
Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490.
Всего в 2021 году проверено 128 лицензиатов:
45 общеобразовательных организаций;
54 дошкольных образовательных
организации;
6 профессиональных образовательных
организаций;
20 организаций дополнительного
образования;
2 организации дополнительного
профессионального образования;
1 иная организация:
Год |
Проведено проверок лицензионного контроля |
в т.ч. плановых |
в т.ч. внеплановых |
2018 |
152 |
138 |
14 |
2019 |
300 |
287 |
13 |
2020 |
67 |
66 |
1 |
2021 |
128 |
128 |
- |
Эксперты к проведению лицензионного
контроля за образовательной
деятельностью министерством не
привлекались.
С целью проведения оценки соблюдения
лицензионных требований управление
получало документы от Роспотребнадзора
и Росреестра в электронной форме в
рамках межведомственного
информационного взаимодействия.
В ходе проведения анализа осуществления
контроля по предмету соблюдения
лицензионных требований к
образовательной деятельности за 2016 - 2021
гг. выявлены такие типичные нарушения
лицензиатами лицензионных требований,
как:
работа филиалов организаций без
лицензии на осуществление
образовательной деятельности (далее -
лицензия);
ведение образовательной деятельности
организациями по образовательным
программам, не указанным в лицензии;
отсутствие заключений ГИБДД о
соответствии установленным требованиям
учебно-материальной базы организаций
при подготовке водителей;
отсутствие
санитарно-эпидемиологического
заключения о соответствии санитарным
правилам зданий, строений, сооружений,
помещений, оборудования и иного
имущества, необходимых для
осуществления образовательной
деятельности по образовательным
программам, указанным в лицензии;
отсутствие права собственности или
иного законного основания на здания,
необходимые для осуществления
образовательной деятельности по
образовательным программам, указанным в
лицензии;
неисполнение в установленный срок
предписаний об устранении нарушений
лицензионных требований.
Наиболее значимым риском несоблюдения
контролируемыми лицами лицензионного
законодательства остается
осуществление образовательной
деятельности по адресам, не указанным в
соответствующей записи в реестре
лицензий, что является нарушением части 4
статьи 91 ФЗ N 273.
Так, в 2021 году в ходе проведения плановых
выездных проверок в деятельности 2
контролируемых лиц (общеобразовательной
организации и организации
дополнительного образования) выявлено 2
случая ведения образовательной
деятельности по адресам мест
осуществления, не указанным в реестре
лицензий (в 2019 году - 3, в 2018 году - 7).
За последние годы наметилась тенденция
уменьшения доли организаций с
выявленными при осуществлении контроля
нарушениями лицензионных требований к
образовательной деятельности: если в 2017
году доля организаций с выявленными
нарушениями от общего количества
проверенных организаций составляла 12%, в
2019 году - 4%, то в 2021 году она снизилась до
2%:
Год |
Выявлено нарушений |
Доля организаций, в которых выявлены нарушения |
2018 |
25 |
10% |
2019 |
17 |
4% |
2020 |
- |
- |
2021 |
2 |
2% |
Снижение количества организаций,
работающих с нарушениями лицензионного
законодательства, обусловлено
эффективностью проведения
министерством профилактической работы.
В 2021 году по вопросам соблюдения
лицензионных требований к
образовательной деятельности проведено
178 профилактических мероприятий, в том
числе:
49 информирований контролируемых лиц и
иных заинтересованных лиц посредством
размещения 5 сведений на сайте
https://43edu.ru/business/checking/52719/ и проведения 11
выступлений на областных, районных
(городских) семинарах (вебинарах), курсах
повышения квалификации педагогических и
руководящих работников, а также в ходе
проведения 33 выездных проверок качества
оказания государственных услуг
организациями, подведомственными
министерству;
119 консультирований по обращениям
контролируемых лиц и их представителей в
виде устных разъяснений и посредством
размещения на сайте министерства 1
письменного разъяснения по однотипным
обращениям;
1 обобщение правоприменительной
практики;
9 обязательных профилактических визитов
(отказов от их проведения от лицензиатов
не поступало).
Предостережений о недопустимости
нарушения обязательных требований
контролируемым лицам не объявлено ввиду
отсутствия у министерства сведений о
признаках нарушений обязательных
требований.
Сведений о причинении вреда (ущерба) или
об угрозе причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям у
министерства не имелось.
В 2021 году министерством в отношении 2
лицензиатов приняты меры по привлечению
виновных лиц к установленной законом
ответственности в связи с выявлением в
ходе плановых проверок 2 нарушений
лицензионного законодательства с
признаками административного
правонарушения.
В отношении должностных и юридических
лиц должностными лицами управления
составлено и направлено в суд 4 протокола
об административном правонарушении по
части 2 статьи 19.20 КоАП за осуществление
образовательной деятельности по
непролицензированным адресам.
Решениями судов объявлено 2
предупреждения и 2 устных замечания.
Случаев выдачи контролируемому лицу
предписаний, приостановления действия
лицензии не имелось в связи с
отсутствием оснований:
Год |
Составлено и направлено в суд протоколов об административном правонарушении |
Выдано предписании |
Приостановлено действие лицензии |
2018 |
49 |
14 |
1 |
2019 |
30 |
12 |
3 |
2020 |
2 |
- |
- |
2021 |
4 |
- |
- |
6. Причины, факторы и условия,
способствующие возникновению нарушений
обязательных требований, выводы по
результатам обобщения
правоприменительной практики.
Наряду с наметившейся тенденцией
уменьшения количества контролируемых
лиц, в деятельности которых при
осуществлении контроля выявляются
нарушения обязательных требований,
продолжают встречаться случаи
несоблюдения организациями
законодательства об образовании.
Причинами, способствующими
возникновению нарушений обязательных
требований, в большинстве случаев
является низкая правовая культура
руководителей организаций.
Факторами и условиями, приведшими к
нарушениям закона при осуществлении
образовательной деятельности, стало
незнание руководителями организаций
действующего законодательства об
образовании, неотслеживание изменений,
вносимых в него, отсутствие должного
контроля за его соблюдением и, как
следствие, непринятие своевременных мер
по недопущению нарушений обязательных
требований.
С целью информирования объектов
контроля об обязательных требованиях,
которые к ним предъявляются, управлением
на сайте размещены в действующей
редакции нормативные правовые акты,
регулирующие осуществление
образовательной деятельности.
Также на сайте размещен Перечень
нормативных правовых актов с указанием
структурных единиц этих актов,
содержащих обязательные требования,
оценка соблюдения которых является
предметом контроля, утвержденный
Минпросвещения России 21.09.2021 по
согласованию с Рособрнадзором, с
внесенными в него 04.04.2022 изменениями
https://43edu.ru/business/checking/72008/.
Кроме того, Программой профилактики
рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям на 2022 год,
утвержденной распоряжением
министерства образования Кировской
области от 24.11.2022 N 620-нк, предусмотрено
проведение мероприятий, направленных на
создание условий для доведения
обязательных требований до
контролируемых лиц и повышения
информированности о способах их
соблюдения.
Результаты обобщения
правоприменительной практики показали,
что в 2021 году контроль на территории
Кировской области проведен
министерством в соответствии с
нормативными правовыми актами
Российской Федерации, регулирующими
осуществление контроля.
Проведенные контрольные (надзорные)
мероприятия и профилактические
мероприятия, принятые министерством
меры в рамках контроля привели к
улучшению состояния законности в сфере
образования.
Таким образом, деятельность
министерства, осуществляемая в рамках
контроля посредством профилактики
нарушений обязательных требований и
оценки соблюдения контролируемыми
лицами обязательных требований,
направлена на предупреждение, выявление
и пресечение нарушений обязательных
требований.
Ссылается на
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О лицензировании отдельных видов деятельности (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)