Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 мая 2022 года N 246-рп


О Программе развития детско-юношеского спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2030 года и Плане мероприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы)

(с изменениями на 27 августа 2024 года)

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)



В соответствии с Концепцией развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и Планом мероприятий по реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы), утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 3894-р, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Департаменте физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 13 апреля 2022 года):


Утвердить:


1. Программу развития детско-юношеского спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2030 года (приложение 1);


2. План мероприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) (приложение 2).



Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 20 мая 2022 года N 246-рп



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ ДО 2030 ГОДА

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)



Раздел I. ВВЕДЕНИЕ


Программа развития детско-юношеского спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2030 года (далее - Программа) определяет цели, задачи, приоритетные направления развития детско-юношеского спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ), целевые показатели реализации Программы с учетом национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".


(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)


Программа разработана Департаментом физической культуры и спорта автономного округа и Департаментом образования и науки автономного округа при участии органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с:


подпунктом "а" пункта 11 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 октября 2021 года N Пр-1919 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 10 сентября 2021 года;


Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ);


Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ);


Концепцией развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 3894-р;


приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22 декабря 2021 года N 1023 "Об утверждении плана мероприятий по реализации на всех уровнях публичной власти Федерального закона от 30 апреля 2021 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";


Законом автономного округа от 27 февраля 2020 года N 1-оз "О регулировании отдельных вопросов в сфере физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";


государственной программой автономного округа "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2023 года N 564-п;


(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)


государственной программой автономного округа "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2023 года N 550-п;


(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)


Концепцией развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 24 декабря 2021 года N 725-рп.


Приобщение лиц, не достигших возраста 18 лет (далее - дети), к систематическим занятиям физической культурой и спортом является необходимым условием формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие автономного округа и Российской Федерации в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции во всех сферах жизнедеятельности.


Программа устанавливает направления реализации на региональном и муниципальном уровнях скоординированной государственной политики в сфере детско-юношеского спорта на основе межотраслевого и межведомственного взаимодействия, координации и консолидации деятельности заинтересованных исполнительных органов автономного округа, органов местного самоуправления, физкультурно-спортивных, общественных, научных и образовательных организаций, гражданского общества и экспертного сообщества.


(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)


Программа будет содействовать достижению уровня вовлеченности детей в занятия физической культурой, спортом и направлена на совершенствование физкультурно-спортивной работы в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта, организациях, осуществляющих спортивную подготовку, а также решению задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства".



Раздел II. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ


Детско-юношеский спорт является одним из ключевых элементов системы физической культуры и спорта в автономном округе, обеспечивающим вовлечение детей в систематические занятия спортом, их физическое развитие, воспитание и подготовку, формирование и укрепление их здоровья, патриотическое воспитание и формирование их гражданской идентичности.


Система детско-юношеского спорта включает в себя детей, занимающихся физической культурой и спортом в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также самостоятельно, в том числе по месту жительства и месту отдыха и участвующих на регулярной основе в физкультурных и спортивных мероприятиях.


Ключевыми элементами системы детско-юношеского спорта являются общеобразовательные организации, развивающие школьный спорт, в том числе в рамках внеурочной деятельности, организации дополнительного образования (включая организации, осуществляющие спортивную подготовку до 1 января 2023 года), физкультурно-спортивные организации, спортивные федерации, дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации со специальными наименованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, образовательные организации, реализующие интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, нетиповые образовательные организации, а также иные государственные, муниципальные и негосударственные организации, осуществляющие деятельность в области детско-юношеского спорта.


Одной из частей системы детско-юношеского спорта является спортивная подготовка детей в том числе в составе спортивных сборных команд автономного округа, Российской Федерации и профессиональных спортивных клубов. Согласно положениям федерального законодательства такая подготовка осуществляется в рамках образовательной или трудовой деятельности как учебно-тренировочный процесс, который подлежит планированию, направлен на физическое воспитание и физическое развитие спортсменов, совершенствование их спортивного мастерства посредством систематического участия в спортивных мероприятиях, в том числе в спортивных соревнованиях.


Система студенческого спорта (включая среднее профессиональное образование) для целей Программы не является частью системы детско-юношеского спорта, но взаимодействует с ней для обеспечения создания и преемственности единого физкультурно-спортивного образовательного пространства.


В соответствии с федеральным статистическим наблюдением по форме 1-ФК в автономном округе на 1 января 2022 года общая численность детей в возрасте от 3 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляет 352 664 человек (92,1% от общей численности детей автономного округа данной возрастной категории).


По состоянию на 1 января 2022 года в автономном округе действуют 285 дошкольных образовательных организаций, в которых 553 педагогических работника обучают на базе образовательных программ дошкольного образования: "Детство", "Физическая культура для дошкольников", "Театр физического воспитания", "Радуга", "Детство" - 111 635 детей. В 131 дошкольной образовательной организации имеются плавательные бассейны, в которых занимаются 48 746 дошкольников.


По результатам реализации межведомственной программы "Плавание для всех" в дошкольных образовательных организациях автономного округа на 1 января 2022 года плаванию обучены 20 599 детей.


В целях пропаганды физической культуры, формирования потребности детей автономного округа в здоровом образе жизни, укрепления их двигательных навыков, умений и развития физических качеств, во исполнение распоряжения Правительства автономного округа от 20 октября 2003 года N 747-рп "О ежегодном проведении соревнований "Губернаторские состязания" среди детей дошкольных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" ежегодно в дошкольных образовательных организациях автономного округа проводятся соревнования среди детей "Губернаторские состязания".


На начало 2021/2022 учебного года в автономном округе действуют 313 образовательных организаций, реализующих программы общего, основного общего и среднего общего образования, численность обучающихся в них составляет 231 971 человек. В 48 общеобразовательных организациях имеются плавательные бассейны.


Физкультурно-оздоровительная работа в общеобразовательных организациях организована 1 277 педагогическими работниками.


В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов введен третий час физической культуры.


Образовательные программы третьего дополнительного часа физической культуры, реализуемые общеобразовательными организациями, в основном направлены на усиление учебного предмета "Физическая культура", обучение детей такими видами спорта как плавание, шахматы, спортивная гимнастика, баскетбол, волейбол, футбол и другие виды спорта.


Внеклассная работа общеобразовательных организаций направлена на обучение детей основам ведения здорового образа жизни, подготовку к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - ГТО), проведение школьных спортивно-массовых мероприятий.


В 313 общеобразовательных организациях автономного округа осуществляют свою деятельность 212 школьных спортивных клубов, что составляет 68% от общего числа общеобразовательных организаций автономного округа, в которых систематически занимаются физической культурой и спортом порядка 43 тысяч человек.


Школьными спортивными клубами общеобразовательных организаций автономного округа в 2021 году проведено 2 225 физкультурных мероприятий.


По результатам реализации межведомственной программы "Плавание для всех" в общеобразовательных организациях автономного округа по состоянию на 1 января 2022 года плаванию обучены 13 865 детей.


Структура системы подготовки спортивного резерва в автономном округе состоит из 61 организации, реализующих программы спортивной подготовки (6 государственных, 53 муниципальных, 2 частные организации), из них:


2 детско-юношеских спортивных школы;


19 спортивных школ;


19 спортивных школ олимпийского резерва;


1 училище олимпийского резерва;


1 центр спортивной подготовки;


1 центр адаптивного спорта;


18 других организаций.


В соответствии с федеральным статистическим наблюдением по форме 5-ФК в автономном округе на 1 января 2022 года по программам спортивной подготовки занимаются 49 048 детей в возрасте от 5 до 17 лет, из них 2 632 ребенка - по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта (1 963 ребенка - по общеразвивающим программам, 669 - по предпрофессиональным программам).


Организацию физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в автономном округе по итогам 2021 года обеспечивали 6 705 физкультурных работников, из них 1 421 являются тренерами и тренерами-преподавателями.


В число штатных физкультурных работников входят учителя физической культуры, инструкторы по физической культуре, тренеры-преподаватели, тренеры-преподаватели по адаптивной физической культуре.


В автономном округе развиваются 67 видов спорта, 16 из которых определены Министерством спорта Российской Федерации как базовые для региона:


летние виды спорта, включенные в программу Олимпийских игр (бокс, водное поло, волейбол, дзюдо, легкая атлетика, плавание, спортивная борьба, теннис, тхэквондо, тяжелая атлетика);


зимние виды спорта, включенные в программу Олимпийских игр (биатлон, лыжные гонки, сноуборд);


виды спорта, включенные в программу Паралимпийских игр (спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата);


иные виды спорта (шахматы, спорт глухих).


В пятерку лидеров среди наиболее популярных видов спорта, развивающихся в физкультурно-спортивных организациях автономного округа (детско-юношеских спортивных школах, спортивных школах, спортивных школах олимпийского резерва), входят:


плавание - 7 303 занимающихся (увеличение на 202 человека к 2020 году);


футбол - 3 918 занимающихся (увеличение на 106 человек к 2020 году);


бокс - 3 708 занимающихся (уменьшение на 4 человека к 2020 году);


волейбол - 3 560 занимающихся (уменьшение на 227 человек к 2020 году);


лыжные гонки - 3 170 занимающихся (уменьшение на 114 человек к 2020 году).


Видами спорта, традиционно развиваемыми в автономном округе, являются биатлон, лыжные гонки и бокс.


За 2021 год спортсмены автономного округа приняли участие в 697 спортивных соревнованиях, из них: 619 - всероссийских, 78 - международных, завоевали 1 511 медалей, из них 1 379 всероссийских, 132 международных.


Спортсмены автономного округа приняли участие в 17 олимпийских играх, из них 10 зимних и 7 летних. Из 50 участников 25 стали призерами, всего завоевано: 1 место - 11 медалей; 2 место - 8 медалей, 3 место - 9 медалей.


В целях укрепления здоровья, вовлечения детей в систематические занятия физической культурой и спортом, всестороннего развития гармоничной личности, выявления талантливых детей и популяризации спорта Департамент физической культуры и спорта автономного округа совместно с аккредитованными региональными спортивным федерациями в соответствии с календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий ежегодно проводит более 100 первенств автономного округа по различным видам спорта, включая адаптивные. Общее количество участников таких соревнований ежегодно составляет порядка 11 000 детей.


Спортсмены - члены юниорских и юношеских составов спортивных сборных команд автономного округа ежегодно завоевывают порядка 300 медалей различного достоинства на престижных детско-юношеских и молодежных спортивных соревнованиях.


Так, в 2019 году спортсменами автономного округа, включая спортсменов по адаптивным видам спорта, завоевано 362 медали различного достоинства, из них:


на первенствах мира - 17 медалей;


на первенствах Европы - 23 медали;


на первенствах России - 322 медали.


В 2020 году - завоевано 249 медалей, из них:


на первенствах мира - 2 медали;


на первенствах Европы - 1 медаль;


на первенствах России - 246 медалей.


В 2021 году - завоевано 348 медалей, из них:


на первенствах мира - 17 медалей;


на первенствах Европы - 16 медалей;


на первенствах России - 315 медалей.


Значительное снижение числа побед спортсменов автономного округа в 2020 году вызвано введением ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.


Во исполнение пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 июня 2017 года N Пр-1121 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 23 мая 2017 года в автономном округе приняты меры по обеспечению финансирования учреждений спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки в полном объеме.


Приказом Департамента физической культуры и спорта автономного округа от 10 ноября 2017 года N 317 утверждена "дорожная карта" по доведению уровня финансирования учреждений, осуществляющих спортивную подготовку в автономном округе, до соответствия федеральным стандартам спортивной подготовки в полном объеме к 2025 году с учетом приоритетных целей и задач, определенных Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р.


По состоянию на 1 января 2022 года объем финансирования физкультурно-спортивных и образовательных организаций автономного округа, осуществляющих спортивную подготовку, составляет 89% (в 2020 году - 82%) от базового норматива затрат, определенных федеральными стандартами спортивной подготовки и программами спортивной подготовки.


В соответствии с государственной программой автономного округа "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2023 года N 564-п, финансирование физкультурно-спортивных и образовательных организаций автономного округа, осуществляющих спортивную подготовку, к 2025 году планируется обеспечить на 100% от базового норматива затрат, определенных федеральными стандартами спортивной подготовки и программами спортивной подготовки.


(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)


Для целей развития детско-юношеского спорта в автономном округе создана современная сеть из 3 810 спортивных сооружений, в том числе:


1 233 плоскостных спортивных сооружения (дворовых и пришкольных площадок, футбольных полей, хоккейных кортов и др.);


972 спортивных зала;


141 плавательный бассейн.


В 2021 году в автономном округе введены в эксплуатацию универсальный спортивный комплекс-1 и молодежно-спортивный досуговый центр в г. Ханты-Мансийске, физкультурно-оздоровительный комплекс в п. Сингапай Нефтеюганского муниципального района, 2 бассейна в п. Приполярный и д. Хулимсунт Березовского муниципального района, спортивный комплекс "Олимп" и теннисный центр в г. Когалыме, бассейн в п. Сосновка Белоярского муниципального района, лыжная база в г. Лангепасе.


Вышеперечисленные спортивные объекты созданы за счет средств регионального и муниципальных бюджетов, средств хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа.


В соответствии с мероприятиями государственной программы автономного округа "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2023 года N 564-п, направленной на создание для всех категорий и групп населения условий занятия физической культурой и массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовку спортивного резерва и повышения конкурентоспособности спорта автономного округа, предусмотрено финансирование до 2030 года.


(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)


абзацы шестьдесят девятый - семьдесят первый утратили силу. - Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп.



Раздел III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ


Департамент физического культуры и спорта автономного округа совместно с муниципальными образованиями автономного округа реализует региональный проект "Спорт - норма жизни", которой определен целевой показатель для отрасли - "увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов" к 2030 году (до 57,5% к 2024 году).


По итогам 2021 года достигнуты следующие основные показатели регионального проекта "Спорт - норма жизни":


1. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, - 48,7%, план - 47,4%.


2. Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта - 47,8%, план - 43,8%.


В 2022 году запланированы мероприятия:


государственная поддержка спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд (заключены соглашения с муниципальными образованиями автономного округа);


приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения спортивных школ олимпийского резерва в нормативное состояние (субсидия предоставлена бюджетному учреждению автономного округа "Спортивная школа олимпийского резерва");


оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (подготовлен проект технического задания, определено муниципальное образование - Кондинский муниципальный район).


Более того, в 2023 - 2024 годах предусмотрено строительство спортивного комплекса "Центр боевых искусств" (далее - спортивный комплекс). Общая площадь составляет 5 156,0 кв. м, пропускная способность 214 чел./час. Завершение строительства и ввод в эксплуатацию спортивного комплекса запланировано на декабрь 2024 года.


Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 153-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" введено понятие "детско-юношеский спорт", ограниченное исключительно деятельностью по спортивной подготовке, в которую в автономном округе по итогам 2021 года вовлечено только 49 048 детей в возрасте от 5 до 17 лет, что составляет менее 16% от их общей численности.


Принимая во внимание положения Федерального закона N 127-ФЗ, в систему детско-юношеского спорта с 1 января 2023 года войдут более 75% детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом.


Вместе с тем в автономном округе в системе детско-юношеского спорта сохраняются следующие проблемы, требующие решения:


низкие темпы развития спортивной инфраструктуры, низкая эффективность ее использования, а также высокая степень износа спортивных сооружений и дисбаланс по обеспечению спортивными объектами в муниципальных образованиях автономного округа;


несоответствие темпа обновления материально-технической базы спортивных школ, спортивно-образовательных программ подготовки детей, профессионального развития тренеров-преподавателей и иных специалистов, работающих в системе детско-юношеского спорта, темпам социально-экономического развития автономного округа, Российской Федерации и потребностям общества;


недостаточный уровень научно-методического, медицинского и материально-технического обеспечения детско-юношеского спорта;


неравномерная территориальная, инфраструктурная, финансовая доступность занятий спортом для различных категорий детей (в особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);


отсутствие у тренеров, работающих с детьми, социальных гарантий и льгот педагогических работников;


низкий приток молодых специалистов в сферу детско-юношеского спорта, "старение" профессиональных тренерских кадров;


отсутствие единого методического информационного ресурса в области физической культуры, спорта и спортивной медицины, а также единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей сбор, анализ статистических данных и распространение методических материалов по их практическому применению;


необеспеченность должного уровня финансирования организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, а также организаций, осуществляющих спортивную подготовку;


недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам развития детско-юношеского спорта;


несовершенство работы по спортивной ориентации и отбору детей для занятий видами спорта, соответствующими их индивидуальным возможностям;


недостаточный уровень обеспеченности участников детско-юношеского спорта научно обоснованными программами;


несовершенство системы спортивных соревнований среди детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включая недостаточное количество таких соревнований на муниципальном уровне;


отсутствие школьных спортивных лиг по виду (видам) спорта, объединяющих школьные спортивные клубы, низкий уровень финансового обеспечения школьных спортивных клубов.



Раздел IV. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ ДО 2030 ГОДА


Целями развития детско-юношеского спорта в автономном округе являются:


обеспечение прав детей на физическое развитие и физическое воспитание, формирование и укрепление их здоровья, личностное самоопределение и самореализацию посредством создания доступных условий для занятий спортом;


расширение возможностей для удовлетворения интересов детей и их семей в сфере детско-юношеского спорта, создание у них мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечение вовлечения в систематические занятия спортом не менее 90% детей;


создание надежного фундамента для повышения эффективности подготовки спортивного резерва.


Для достижения целей развития детско-юношеского спорта в автономном округе необходимо решить следующие задачи:


создание в автономном округе единого физкультурно-спортивного образовательного пространства для раскрытия потенциала детей;


создание условий для обеспечения соответствия личностных интересов детей с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, особенностей здоровья и доступных возможностей для занятий спортом, удовлетворяющих запросам детей на двигательную активность, соответствующих жизненным циклам современного человека;


разработка и внедрение цифровых технологий в практику детско-юношеского спорта в автономном округе;


повышение вариативности, качества и доступности занятий спортом для каждого, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, особенно в системе образования;


обновление содержания образовательных программ в области физической культуры и спорта в соответствии с интересами детей, потребностями семьи, общества и государства;


обеспечение условий для доступа детей к современным знаниям и технологиям в сфере детско-юношеского спорта, а также к современной инфраструктуре;


развитие инфраструктуры детско-юношеского спорта за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;


создание механизмов финансовой поддержки участия детей в физкультурных и спортивных мероприятиях независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи, ведомственной подчиненности организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта;


формирование эффективной межведомственной системы управления развитием детско-юношеского спорта, а также создание условий для участия семьи и общественности в таком управлении;


создание условий для полноценного кадрового обеспечения детско-юношеского спорта;


совершенствование системы спортивных соревнований детско-юношеского спорта, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;


создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания юных спортсменов, их гражданской идентичности;


создание школьных спортивных лиг по виду (видам) спорта, объединяющих школьные спортивные клубы, а также принятие мер, направленных на повышение эффективности деятельности школьных спортивных клубов и уровня их финансового обеспечения;


материальное стимулирование учителей физической культуры, осуществляющих организацию деятельности школьных спортивных клубов и обеспечивающих реализацию в общеобразовательных организациях дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта для детей, а также по привлечению к этой деятельности тренеров-преподавателей;


совершенствование материально-технической базы спортивных школ в соответствии с нормативами и нормами их обеспеченности.



Раздел V. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ ДО 2030 ГОДА


Сроки и этапы реализации Программы соответствуют срокам и этапам Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 3894-р.


Реализация Программы будет осуществлена в 2 этапа:


I этап - 2022 - 2024 годы;


II этап - 2025 - 2030 годы.


I этап Программы реализуется в соответствии с Планом мероприятий автономного округа по реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года (приложение 2 к настоящему распоряжению).


На I этапе Программы планируется обеспечить:


реализацию положений Федерального закона N 127-ФЗ и создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства, объединяющего всех детей, занимающихся спортом на базе различных организаций независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы;


внедрение единой цифровой информационной системы учета детей, систематически занимающихся спортом, включающей данные медицинского наблюдения за ними, их сквозную идентификацию, а также мониторинг деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере детско-юношеского спорта.


Начиная с 2022 года Департамент физической культуры и спорта автономного округа и Департамент образования и науки автономного округа совместно с иными заинтересованными исполнительными органами автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и их организациями проводят с определенной периодичностью мониторинг реализации Программы и оценки ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов (с представлением сводного ежегодного отчета в Министерство спорта Российской Федерации).


(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)


Департамент образования и науки автономного округа координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях (в том числе по реализации такими организациями дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, а также по развитию школьного спорта, включая организацию массовых спортивных соревнований школьными спортивными клубами и лигами).


Департамент физической культуры и спорта автономного округа координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в организациях дополнительного образования (спортивных школах, находящихся в ведомственной подчиненности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, осуществляющих управление в сфере физической культуры и спорта), физкультурно-спортивных и иных организациях, не являющихся образовательными, по месту жительства, работы и отдыха граждан, в том числе по отбору спортивно одаренных детей и определению их спортивной ориентации, подготовке спортивного резерва.



Раздел VI. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ ДО 2030 ГОДА


Механизмы управления сферой детско-юношеского спорта основываются на принципах единства системы управления, координации и методического обеспечения, разграничения полномочий и ответственности между субъектами физической культуры и спорта, программно-целевого подхода, социальной ответственности и открытости.


Задачи развития детско-юношеского спорта органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа решают путем:


создания школьных спортивных лиг по виду (видам) спорта, объединяющих школьные спортивные клубы, повышения эффективности деятельности таких клубов и уровня их финансового обеспечения;


обеспечения материального стимулирования учителей физической культуры, организующих деятельность школьных спортивных клубов и обеспечивающих реализацию в общеобразовательных организациях дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, а также привлечения к этой деятельности тренеров-преподавателей;


совершенствования материально-технической базы спортивных школ в соответствии с нормативами и нормами их обеспеченности;


обеспечения участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в первенствах автономного округа по развиваемым в муниципальных образованиях автономного округа видам спорта.


Департамент физической культуры и спорта автономного округа:


осуществляет нормативное правовое регулирование сферы детско-юношеского спорта;


совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа оказывает финансовую, имущественную, консультационную, информационную и иные виды поддержки субъектам детско-юношеского спорта в пределах полномочий, установленных федеральным и региональным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа;


ведет ежегодный мониторинг реализации Программы;


организует деятельность регионального центра спортивной подготовки по индивидуальному отбору спортивно одаренных детей, в том числе в отношении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.


Реализация Программы осуществляется в том числе путем заключения соглашений (договоров) между исполнительными органами автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, а также иными субъектами детско-юношеского спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации, автономного округа, правовыми актами муниципальных образований автономного округа.


(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)


Основным исполнителем реализации Программы является Департамент физической культуры и спорта автономного округа.


Соисполнителями реализации Программы являются Департамент образования и науки автономного округа, Департамент здравоохранения автономного округа, Департамент информационных технологий и цифрового развития автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, государственные и муниципальные физкультурно-спортивные организации автономного округа, общеобразовательные организации автономного округа, дошкольные образовательные организации автономного округа, региональные и местные спортивные федерации автономного округа, региональные и муниципальные общественные организации.


Субъекты детско-юношеского спорта автономного округа должны быть ориентированы на достижение критериев, показателей (целевых индикаторов), установленных в этой сфере.



Раздел VII. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ ДО 2030 ГОДА


Ресурсное обеспечение реализации Программы будет осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе предусмотренных на реализацию государственной программы автономного округа "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2023 года N 564-п, государственной программы автономного округа "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2023 года N 550-п, за счет средств местных бюджетов муниципальных образований автономного округа, предусмотренных в соответствующих муниципальных программах.


(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.08.2024 N 426-рп)


Оценка средств консолидированного бюджета, необходимых для реализации Программы, осуществляется на основе ежегодного определения объема расходов на цели и задачи, указанные в разделе IV Программы, в целях обеспечения достижения национальных целей и стратегических задач и ежегодно корректируется в соответствии с бюджетными процедурами.



Раздел VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ ДО 2030 ГОДА


Управление Программой осуществляется посредством межведомственного взаимодействия.


Департамент образования и науки автономного округа координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях (в том числе в части реализации ими дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта), организациях дополнительного образования ведомственной принадлежности сферы образования.


Департамент физической культуры и спорта автономного округа координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в организациях дополнительного образования ведомственной принадлежности сферы физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных и иных организациях, реализующих программы спортивной подготовки, по выявлению и системной поддержке спортивно одаренных детей, подготовке спортивного резерва.


Соисполнителями Программы являются Департамент здравоохранения автономного округа, Департамент информационных технологий и цифрового развития автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, государственные и муниципальные физкультурно-спортивные организации автономного округа, общеобразовательные организации автономного округа, дошкольные образовательные организации автономного округа, региональные и местные спортивные федерации автономного округа, региональные и муниципальные общественные организации.



Раздел IX. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ



Целевые показатели реализации Программы развития детско-юношеского спорта в автономном округе до 2030 года

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

2022 год

2023 год

2024 год

2030 год

1.

Доля детей 3 - 17 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом

%

83,0

83,9

86,0

90,0

2.

Доля общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб

%

80,0

95,0

100

100

3.

Доля детей 6 - 17 лет с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, от общего количества детей, занимающихся физической культурой и спортом, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой и спортом

%

31,8

31,9

32,0

32,6

4.

Ежегодное поэтапное увеличение по сравнению с 2020 годом доли детей 5 - 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта

%

2,6

3,8

5

12

5.

Количество штатных работников физической культуры и спорта

тыс. человек

6,9

7,0

7,1

7,7



Приложение 2
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 20 мая 2022 года N 246-рп



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА, I ЭТАП (2022 - 2024 ГОДЫ)

N п/п

Наименование мероприятия

Вид документа

Срок исполнения

Ответственные исполнители

I. Правовое регулирование в сфере детско-юношеского спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ)

1.

Утверждение межведомственной программы автономного округа по развитию школьного спорта до 2030 года

правовой акт автономного округа

до 20 декабря

2022 года

Департамент физической культуры и спорта автономного округа (далее - Депспорта Югры), Департамент образования и науки автономного округа (далее - Депобразования и науки Югры), муниципальные органы управления физической культурой и спортом, образованием автономного округа (по согласованию), региональные спортивные федерации автономного округа (по согласованию)

2.

Утверждение межведомственной программы автономного округа "Плавание для всех"

правовой акт автономного округа

до 20 декабря

2022 года

Депспорта Югры, Депобразования и науки Югры, муниципальные органы управления физической культурой и спортом, образованием автономного округа (по согласованию), Общественная организация "Федерация плавания и водного поло Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (по согласованию)

3.

Утверждение комплекса мер, направленных на формирование системы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми по месту жительства

правовой акт автономного округа

до 1 апреля 2023 года

Депспорта Югры, муниципальные органы управления физической культурой и спортом автономного округа (по согласованию), региональные спортивные федерации автономного округа (по согласованию)

II. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения детско-юношеского спорта

4.

Принятие мер, направленных на повышение эффективности деятельности школьных спортивных клубов по виду (видам) спорта общеобразовательных организаций автономного округа и уровня их финансового обеспечения

правовой акт автономного округа, правовые акты муниципальных образований автономного округа

до 1 июня 2023 года

Депспорта Югры, Депобразования и науки Югры, муниципальные органы управления образованием автономного округа (по согласованию)

5.

Создание во всех общеобразовательных организациях автономного округа школьных спортивных клубов по виду (видам) спорта

правовые акты муниципальных образований автономного округа

до 1 января 2024 года

Депобразования и науки Югры, муниципальные органы управления образованием автономного округа (по согласованию)

6.

Создание в автономном округе школьных спортивных лиг по виду (видам) спорта, объединяющих школьные спортивные клубы общеобразовательных организаций автономного округа

правовой акт автономного округа, правовые акты муниципальных образований автономного округа

до 1 января 2024 года

Депспорта Югры, муниципальные органы управления физической культурой и спортом автономного округа (по согласованию), региональные спортивные федерации автономного округа (по согласованию)

III. Развитие кадрового потенциала организаций сферы детско-юношеского спорта

7.

Принятие мер, направленных на материальное стимулирование учителей физической культуры, осуществляющих организацию деятельности школьных спортивных клубов и обеспечивающих реализацию в общеобразовательных организациях автономного округа дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта для детей, а также по привлечению к этой деятельности тренеров-преподавателей

правовой акт автономного округа, правовые акты муниципальных образований автономного округа

до 1 июня 2023 года

Депспорта Югры, Депобразования и науки Югры, муниципальные органы управления образованием автономного округа (по согласованию)

8.

Организация и проведение региональной конференции для тренерско-преподавательских, медицинских и управленческих кадров, работающих в сфере детско-юношеского спорта, утверждение положения ее проведения

правовой акт автономного округа

до 20 декабря 2022 года;

до 20 декабря 2023 года;

до 20 декабря 2024 года

Депспорта Югры, Депобразования и науки Югры

IV. Совершенствование системы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий

9.

Организация и проведение спортивных соревнований по виду (видам) спорта среди обучающихся образовательных организаций, предусмотрев круговую систему на уровне образовательной организации и муниципальном уровне (муниципальная школьная спортивная лига)

правовые акты муниципальных образований автономного округа

до 20 декабря 2023 года;

до 20 декабря 2024 года

муниципальные органы управления физической культурой и спортом, образованием автономного округа (по согласованию)

10.

Организация и проведение региональных спортивных соревнований по виду (видам) спорта среди обучающихся образовательных организаций (региональная школьная спортивная лига)

правовые акты автономного округа

до 20 декабря 2023 года;

до 20 декабря 2024 года

Депспорта Югры, региональные спортивные федерации (по согласованию)

11.

Организация участия обучающихся образовательных организаций автономного округа в межрегиональных и (или) всероссийских соревнованиях по виду (видам) спорта (межрегиональная и (или) всероссийская школьная спортивная лига)

правовые акты автономного округа

до 20 декабря 2023 года;

до 20 декабря 2024 года

Депспорта Югры, региональные спортивные федерации (по согласованию)

V. Развитие инфраструктуры и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта

12.

Оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в муниципальных образованиях автономного округа

правовой акт автономного округа

до 25 декабря 2022 года;

до 25 декабря 2023 года;

до 25 декабря 2024 года

Депспорта Югры

13.

Создание не менее 1 объекта спортивной инфраструктуры в автономном округе в год

правовой акт автономного округа

до 25 декабря 2022 года;

до 25 декабря 2023 года;

до 25 декабря 2024 года

Депспорта Югры

14.

Предоставление субсидии муниципальным образованиям автономного округа для исполнения требований федеральных стандартов спортивной подготовки

правовой акт автономного округа

до 25 декабря 2022 года;

до 25 декабря 2023 года;

до 25 декабря 2024 года

Депспорта Югры

VI. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей и их спортивной ориентации для занятий видом (видами) спорта, в том числе адаптивными

15.

Организация и проведение тестирования не менее 500 детей ежегодно с применением программно-аппаратного комплекса "Стань Чемпионом" в системе отбора спортивно одаренных детей автономного округа

правовой акт автономного округа

до 25 декабря 2022 года;

до 25 декабря 2023 года;

до 25 декабря 2024 года

Депспорта Югры

16.

Организация и проведение не менее 1 образовательной смены по направлению "Спорт" на базе регионального центра Образовательного Фонда "Талант и успех"

доклад в Министерство спорта Российской Федерации

до 25 декабря 2022 года;

до 25 декабря 2023 года;

до 25 декабря 2024 года

Депспорта Югры

17.

Утверждение методических рекомендаций о системе раннего выявления физической предрасположенности детей к занятию спортом в автономном округе

правовой акт автономного округа

до 1 декабря 2023 года

Депспорта Югры

VII. Совершенствование системы научно-методического, медико-биологического, медицинского и антидопингового обеспечения детско-юношеского спорта

18.

Утверждение комплекса мер антидопинговой политики в автономном округе

правовой акт автономного округа

1 декабря 2022 года

Депспорта Югры

19.

Распространение информационно-образовательных программ по антидопинговой тематике не менее чем в 20 организациях, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки

доклад в Министерство спорта Российской Федерации

до 25 декабря 2023 года;

до 25 декабря 2024 года

Депспорта Югры

20.

Утверждение комплекса мер по формированию системы диагностических, реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление здоровья и функциональной подготовленности лиц, обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки

правовой акт автономного округа

до 1 июля 2023 года

Департамент здравоохранения автономного округа, Депспорта Югры, Депобразования и науки Югры

VIII. Создание условий для патриотического воспитания детей, занимающихся в организациях, обеспечивающих развитие детско-юношеского спорта

21.

Организация и проведение не менее 22 мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию в сфере физической культуры и спорта, формированию нравственных идеалов, уважению, честной спортивной игры и других ценностей Олимпийского, Паралимпийского и Сурдлимпийского движений среди обучающихся

правовой акт автономного округа

до 25 декабря 2022 года;

до 25 декабря 2023 года;

до 25 декабря 2024 года

Депобразования и науки Югры, Депспорта Югры, муниципальные органы управления образованием, физической культурой и спортом автономного округа (по согласованию)

22.

Организация и проведение мероприятий с привлечением известных российских спортсменов и спортивных специалистов для популяризации физической культуры и спорта, вовлечения детей в систематические занятия спортом, формирования у них культуры здорового образа жизни, а также патриотического воспитания юных спортсменов

правовой акт автономного округа

до 25 декабря 2022 года;

до 25 декабря 2023 года;

до 25 декабря 2024 года

Депспорта Югры, Депобразования и науки Югры, муниципальные органы управления физической культурой и спортом, образованием автономного округа (по согласованию)

IX. Создание условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

23.

Утверждение комплекса мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в автономном округе

правовой акт автономного округа

20 декабря 2022 года

Депспорта Югры


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ