Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 мая 2022 года N 315-р


Об утверждении программы развития детско-юношеского спорта Тамбовской области до 2030 года



В целях повышения эффективности системы развития детско-юношеского спорта в Тамбовской области:


1. Утвердить программу развития детско-юношеского спорта Тамбовской области до 2030 года (далее - Программа) согласно приложению.


2. Управлению образования и науки области (Котельникова) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти области, главами муниципальных районов и городских округов области, руководителями образовательных организаций обеспечить выполнение Программы в соответствии с указанными в ней сроками.


3. Опубликовать настоящее распоряжение на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).


4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на временно исполняющую обязанности заместителя главы администрации области Г.Н.Шеманаеву.



Временно исполняющий обязанности
главы администрации области
М.Б.Егоров



Утверждена
распоряжением
администрации Тамбовской области
от 04.05.2022 N 315-р



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА



1. Введение


Программа развития детско-юношеского спорта Тамбовской области до 2030 г. (далее - Программа) разработана в соответствии с:


Федеральным законом от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";


Концепцией развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 3894-р;


приказом Минспорта России от 22.12.2021 N 1023 "Об утверждении плана мероприятий по реализации на всех уровнях публичной власти Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";


приказом Минспорта России от 17.02.2021 N 86/59 "Об утверждении Межотраслевой программы развития школьного спорта до 2024 года";


пунктом 11 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 07.10.2021 N Пр-1919;


Законом Тамбовской области от 04.06.2018 N 246-З "О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года";


Законом Тамбовской области от 07.07.2021 N 646-З "О регулировании отдельных вопросов в сфере физической культуры и спорта в Тамбовской области";


постановлением администрации области от 28.12.2012 N 1677 "Об утверждении государственной программы области "Развитие образования Тамбовской области" (с изменениями);


постановлением администрации области от 27.09.2013 N 1075 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Развитие физической культуры и спорта" (с изменениями);


постановлением администрации области от 13.08.2014 N 894 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Социальная поддержка граждан";


постановлением администрации области от 04.07.2019 N 784 "О реализации мероприятия по созданию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех" в Тамбовской области на 2020 - 2022 годы в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование";


постановлением администрации области от 17.12.2020 N 1030 "Об утверждении Порядка использования населением объектов спорта, находящихся в собственности Тамбовской области, в том числе спортивной инфраструктуры образовательных организаций во внеучебное время";


постановлением администрации области от 06.10.2020 N 798 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Доступная среда";


распоряжением администрации области от 11.05.2021 N 349 "Об утверждении Плана основных мероприятий, проводимых в рамках десятилетия детства в Тамбовской области, на период до 2027 года";


распоряжением администрации области от 18.01.2022 N 16-р "Об утверждении перечня мероприятий Тамбовской области по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом на 2022 - 2024 годы".



2. Состояние системы детско-юношеского спорта в Тамбовской области


Создание единого спортивно-образовательного пространства, обеспечение преемственности, взаимосвязи образования и физической культуры, спорта является одним из приоритетов государственной, социальной политики Тамбовской области.


Система детско-юношеского спорта области включает в себя несовершеннолетних граждан, занимающихся физической культурой и спортом в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также в форме самостоятельных занятий, в том числе по месту жительства и месту отдыха, и принимающих на регулярной основе участие в спортивных соревнованиях.


Ключевыми элементами системы детско-юношеского спорта являются:


дошкольные образовательные организации;


общеобразовательные организации, развивающие школьный спорт, в том числе в рамках внеурочной деятельности;


организации дополнительного образования, в том числе организации, осуществляющие спортивную подготовку;


региональные спортивные федерации и иные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.


В соответствии с ведомственной принадлежностью образовательные организации находятся в ведении органов образования, а организации, осуществляющие спортивную подготовку, в т.ч. профессиональные спортивные клубы, в ведении органа исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта.


Анализ региональной системы детско-юношеского спорта показывает, что начальным этапом физического воспитания детей является дошкольное образование. В Тамбовской области 547 образовательных организаций реализуют основные общеобразовательные программы дошкольного образования для 44291 воспитанника:


37422 ребенка - в режиме полного дня;


5470 - в группах кратковременного пребывания;


1399 - в центрах игровой поддержки ребенка, дошкольных мини-центрах, лекотеках.


Формами физического воспитания в режиме дня дошкольника являются: физкультурные занятия (3 раза в неделю), утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные минутки, самостоятельная двигательная деятельность, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.


В режиме дня организуются секционные занятия по дополнительным общеразвивающим программам физкультурно-развивающей направленности.


Из общей численности воспитанников дошкольных образовательных учреждений физкультурные занятия посещают 79,7% детей, в том числе 0,8% занимаются в спецмедгруппе, 9,0% детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет - в рамках секционной деятельности в режиме дня.


На базе общеобразовательных организаций организована внеурочная деятельность физкультурно-спортивной направленности. По итогам 2021 года на базе 415 общеобразовательных организаций (юридические лица и филиалы) работают 1372 секционные группы в которых занимаются 19417 обучающихся, из них: в городских поселениях - 7115 человек (36,7%), в сельской местности - 12302 (63,4%) человека.


Одной из ключевых задач, реализуемых в области, остается организация физкультурно-спортивной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.


На сегодняшний день культивируется 35 дисциплин спорта инвалидов. Наиболее популярными являются: легкая атлетика, шашки, лыжные гонки. С 2012 года в Тамбовской области отмечается увеличение численности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов систематически занимающихся адаптивной физической культурой и спортом.


Реализацию программ физкультурно-спортивной направленности на базе общеобразовательных организаций осуществляют 712 педагогов, из них: в сельской местности 487 (68,4%) чел., в городских поселениях 225 (31,6%), в том числе:


учителей физкультуры - 455 (63,9%) чел., из них в сельской местности 292 (64,2%) чел., в городских поселениях 163 (35,8%) чел.;


педагогов дополнительного образования - 126 (17,7%) чел., из них в сельской местности 90 (71,4%) чел., в городских поселениях 36 (28,6%) чел.;


тренеров-преподавателей - 19 (2,7%) чел., из них в сельской местности 16 (84,2%) чел., в городских поселениях 3 (15,8%) чел.;


другие специалисты - 112 (15,7%) чел., из них в сельской местности 89 (79,5%) чел., в городских поселениях 23 (20,5%) чел.


Высшее физкультурное образование имеют 419 (58,9%) работников, среднее физкультурное - 112 (15,7%). Высшая и первая категории присвоены 429 (60,3%) педагогическим работникам.


В 2021 году на базах общеобразовательных организаций области функционируют 170 школьных спортивных клубов с охватом 20568 обучающихся, из которых 42 (24,7%) проводили работу для 9555 (46,5%) обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных в городских поселениях, а 128 (75,3%) - для 11013 (53,6%) обучающихся в общеобразовательных организациях сельской местности.


Школьные спортивные клубы области реализуют 648 образовательных программ дополнительного образования в которых культивируются 39 видов спорта (2020 - 638 программ, 38 видов спорта; 2019 - 635 программ, 38 видов спорта).


Наиболее массовыми являются игровые, циклические и интеллектуальные виды спорта: волейбол (13,5%), легкая атлетика (10,2%), баскетбол (9,2%), футбол (6,0%), шахматы (7,9%). Наименьшее количество обучающихся прослеживается в кикбоксинге, конном спорте, тхэквондо, гребле на байдарках и пауэрлифтинге, что также связано с узкой специализированностью необходимого материально-технического обеспечения и кадрового состава.


Занятия в школьных спортивных клубах по итогам 2021 года осуществляют 521 педагогический работник, из них: в сельской местности - 304 (58,4%), в городских поселениях - 217 (41,7%), в том числе:


326 учителей физической культуры, из них в сельской местности 174 (53,4%), в городских поселениях 152 (46,6%), (2020 - 319 учителей физической культуры);


103 педагога дополнительного образования, из них в сельской местности 66 (64%), в городских поселениях 37 (36%), (2020 - 86 педагогов дополнительного образования);


27 тренеров-преподавателей, из них в сельской местности - 16 (59,3%), в городских поселениях - 11 (40,7%), (2020 - 36 тренеров-преподавателей);


65 иных специалистов, из них: в сельской местности - 48 (73,9%), в городских поселениях - 17 (26,2%).


Неотъемлемой частью региональной системы физического воспитания, приобщения лиц, не достигших возраста 18 лет, к систематическим занятиям спортом является учебная дисциплина общеобразовательных учреждений "Физическая культура". Учебный предмет направлен прежде всего на укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностей здорового образа жизни. В настоящее время в образовательных организациях реализуется примерная рабочая программа учебного предмета "Физическая культура", одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. На уровне начального, основного, среднего общего образования предмет "Физическая культура" является обязательным, для изучения которого учебным планом предусмотрено 3 часа в неделю.


Содержание рабочей программы по учебному предмету "Физическая культура" построено по модульному принципу и состоит из 4 модульных курсов для каждого уровня образования - спортивные игры, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка. Модули, включенные в данную программу, представляют собой относительно самостоятельные единицы, которые можно реализовывать в любом хронологическом порядке и адаптировать под любые условия организации учебного процесса.


Частью 2 статьи 28 Федерального закона об образовании установлено, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.


При введении дополнительных модулей в рабочую программу по учебному предмету "Физическая культура" образовательная организация использует программы/модули, прошедшие федеральную экспертизу и включенные в реестр образовательных программ по федеральным государственным образовательным стандартам.


С 2016 года общеобразовательные учреждения Тамбовской области в соответствии с региональной образовательной программой принимают участие в реализации Российского социально - значимого проекта "Самбо - в школу!". Основная цель проекта - увеличение численности детей и молодежи, систематически занимающихся самбо, ведущих здоровый и безопасный образ жизни, приобщившихся к национально-культурным ценностям и традициям родной страны. Учебные и учебно-тренировочные занятия осуществляются по следующим направлениям: урок физической культуры по программе "Самбо в школу", внеурочная деятельность - школьные спортивные секции по программе "Самбо в школу", дополнительное образование - по программе "Самбо в школу" на базе образовательного учреждения, реализация программы "Самбо в школу" в системе школьных спортивных клубов. В 2021 г. участниками данного проекта являются 226 обучающихся из 15 общеобразовательных организаций региона. На Всероссийских соревнованиях среди школьников в рамках проекта "Самбо в школу", состоявшихся в декабре 2021 года, представительница Тамбовской области из г. Котовска стала бронзовым призером в личном зачете.


В общеобразовательных организациях области функционируют 407 спортивных залов: 305 (74,9%) стандартного размера и 102 (25,1%) нестандартного размера. Для проведения образовательного процесса также используются 112 приспособленных помещений. Из них требуют ремонта и замены оборудования 136 (33,4%) спортивных залов: в городских округах - 27 (19,9%), в сельской местности 109 (80,2%).


На балансе общеобразовательных организаций области находятся 2 428 открытых плоскостных спортивных сооружения: в городских округах 496 (20,4%), в сельской местности - 1932 (79,6%) единицы. В ходе анализа спортивной инфраструктуры, выявлено, что требуют ремонта: в городских поселениях - 465 единиц (19,2%) (2020 год - 227 единиц (9,5%), в сельской местности - 108 единиц (4,5%) (2020 год - 117 единиц (6,3%).


Обеспеченность общеобразовательных организаций области игровыми футбольными полями составляет 87,5%, секторами для прыжков в длину - 75,9%, волейбольными площадками - 69,4%, баскетбольными площадками - 49,6%, пришкольными стадионами - 32,3%, лыжными трассами - 28,3%, секторами для прыжков высоту - 22,1% и хоккейными коробками - 19%.


Загруженность спортивных залов во внеурочное время определяется с учетом школьных секционных занятий, занятий детско-юношеских спортивных школ и других организаций, проведения спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий.


Загруженность спортивных залов в общеобразовательных организациях области во внеурочное время составляет более 52%.


В городских округах загруженность спортивных залов имеет высокий уровень и составляет 56,9%.


В целях максимального привлечения обучающихся к занятиям физической культурой и спортом активно реализуется сетевое взаимодействие по использованию спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций.


Данное взаимодействие осуществляется посредством заключения между образовательными учреждениями договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом или реализации образовательных программ в сетевой форме.


Обеспеченность общеобразовательных организаций области современным спортивным оборудованием и инвентарем в 2021 году составляет 86,5% (2020 год - 86,3%).


В Тамбовской области программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности реализует 31 учреждение: 12 (38,7%) учреждений расположены в сельской местности, 19 (61,3%) - в городских поселениях.


Всего в организациях дополнительного образования физической культурой и спортом занимаются 20250 детей. Из них:


по общеразвивающим программам физкультурно-спортивной направленности занимается 6091 (30,1%) несовершеннолетний: 1976 (32,5%) в сельской местности; 4115 (67,6%) - в городских поселениях;


по предпрофессиональным программам физкультурно-спортивной направленности занимается 14159 (69,9%) несовершеннолетних: 2607 (18,4%) - в сельской местности; 11552 (81,6%) - в городских поселениях.


Ежегодное увеличение численности обучающихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, составляет 5,1%.


Услуги дополнительного образования на платной основе предоставляются по 13 видам спорта (на 2 вида спорта больше, чем в 2020 году). Количество обучающихся, получающих платные услуги в 2021 году, составило 786 человек.


Наибольшее количество обучающихся, занимающихся на платной основе, осуществляется по следующим видам спорта: плаванию (325 чел.), спортивной гимнастике (139 чел.), художественной гимнастике (67 чел.), киокусинкай, (55 чел.), каратэ (53 чел.).


В системе подготовки спортивного резерва олимпийскими видами спорта занимаются 4339, неолимпийскими - 311 спортсменов. В настоящее время в регионе функционируют 4 спортивные школы олимпийского резерва, 2 спортивные школы и 1 спортивно-адаптивная школа, реализующие только программы спортивной подготовки. Региональный центр подготовки спортсменов координирует деятельность и методическое обеспечение физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих реализацию программ спортивной подготовки.


В соответствии со стратегией развития спорта в Тамбовской области спортивные школы олимпийского резерва имеют развитую сеть - 29 филиалов и отделений в различных муниципальных образованиях области, с целью выявления наиболее талантливых спортсменов и поддержки тренеров занимающихся их подготовкой. Общий охват занимающихся в данных отделениях более 1500 спортсменов.


В целях популяризации детско-юношеского спорта, привлечения подрастающего поколения к регулярным занятиям физической культурой в регионе реализуется система спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий на внутришкольном, муниципальном и региональном уровнях. Совместно с региональными спортивными федерациями (в регионе осуществляют деятельность 52 аккредитованные федерации) и физкультурно-спортивными обществами проводится более 150 соревнований и фестивалей, в которых принимают участие более 66000 обучающихся, в том числе более 1500 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Особое место в календаре занимают региональные этапы Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников "Президентские состязания", "Президентские спортивные игры", "Всероссийские спортивные игры школьных спортивных клубов", Областная параспартакиада, Фестиваль адаптивного спорта, а также соревнования, проводимые в рамках школьных спортивных лиг, где наиболее востребованы чемпионат Школьной баскетбольной лиги "КЕС-БАСКЕТ", чемпионат Школьной волейбольной лиги.


В общеобразовательных организациях региона реализуется 790 дополнительных общеобразовательных программ по 39 видам спорта (2019 год - 41 программа), где наиболее востребованными за последние три года являются: волейбол (16,1%), шахматы (10,0%), баскетбол (9,2%), настольный теннис (7,3%), футбол (7,3%), легкая атлетика (6,0%).


В учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности культивируется 36 видов спорта, где наиболее массовыми являются: футбол (10,3%), баскетбол (8,5%), лыжные гонки (7,0%), волейбол (7,0%), дзюдо (7,3%). Наименее популярны: спортивный туризм, хоккей, фигурное катание, полиатлон, кикбоксинг, фехтование, тяжелая атлетика, гиревой спорт, танцевальный спорт, кун-фу, тхэквондо, конный спорт, что связано с отсутствием в образовательных учреждениях профильного кадрового состава по виду спорта и специализированного оборудования.


За 2021 год учреждениями дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности подготовлено 2678 спортсменов-разрядников, что составляет 12,9% от общего количества занимающихся детско-юношеских спортивных школ области. По сравнению с предыдущим годом данный показатель увеличился на 2,3%, но оказался ниже показателя 2019 года на 3,6%. Массовые разряды присвоены 2483 (12,0%) обучающимся, первый спортивный разряд - 125 (0,6%) обучающимся, кандидат в мастера спорта - 64 (0,3%) обучающимся спортивных школ. Спортивное звание "Мастер спорта России" присвоено 6 обучающимся. Наибольшее количество спортсменов-разрядников занимается футболом (11,1%), дзюдо (8,9%), легкой атлетикой (8,3%), лыжными гонками (7,5%).


Особое внимание уделяется участию обучающихся во Всероссийских соревнованиях.


Наблюдается положительная динамика участия обучающихся во всероссийских соревнованиях. По итогам 2021 года 813 юных спортсменов приняло участие в 107 соревнованиях всероссийского уровня. Данный показатель по сравнению с 2020 годом увеличился на 21,1%, но по отношению к 2019 году (1169 обучающихся - в 165 соревнованиях) остается низким.


С 2019 по 2021 гг. наиболее результативными видами спорта являются: легкая атлетика, спортивное ориентирование, всестилевое карате, кекусинкай, спортивная борьба, спорт глухих (греко-римская борьба), спорт лиц с интеллектуальными нарушениями (легкая атлетика).


Результативность участия в наиболее значимых соревнованиях возросла на 4,9%, но не достигла уровня 2019 года (ниже на 52,8%). Из общего медального зачета: 21,6% - "золото", 48,7% - "серебро", 29,7% - "бронза" (2019 год - 32,9% - "золото", 42,9% - "серебро", 24,2% - "бронза").


По итогам 2021 года в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации от региона входят: 29 спортсменов: 16 - по олимпийским видам спорта, 13 - по неолимпийским дисциплинам, что выше по сравнению с 2020 и 2019 гг.


Приказом Минспорта России на период 2021 - 2022 годы для Тамбовской области утвержден перечень из десяти базовых видов спорта - это футбол, легкая атлетика, дзюдо, бокс, греко-римская борьба, тхэквондо, спорт глухих, спорт слепых, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и спорт лиц с интеллектуальными нарушениями.


В Тамбовской области создан и наделен правом по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" 31 центр тестирования, из которых 8 созданы на базе общеобразовательных организаций, 19 - на базе учреждений дополнительного образования, 3 - на базе физкультурно-спортивных учреждений, 1 - на базе физкультурно-спортивного клуба.


Центры тестирования созданы в установленном порядке и являются структурными подразделениями образовательных организаций и организаций, осуществляющих деятельность в сфере спорта.


Одним из важных факторов эффективной работы организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности является обеспечение квалифицированными кадрами.


В структуре дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности работают 531 тренер-преподаватель. Из них на условиях основной работы заняты 392 (73,8%) педагога, а 139 (26,2%) - являются внешними совместителями. Высшую и первую квалификационную категории имеют 222 (41,8%) тренера-преподавателя. По сравнению в предыдущим годом данный показатель увеличился на 4,7%.


Из общего количества тренерско-преподавательского состава доля работников в возрастной категории до 35 лет составляет 31,7%, 35 - 49 лет - 35,1%, 49 - 65 лет - 26,0% и старше 65 лет - 7%.


Подготовку специалистов для области физической культуры и спорта в Тамбовской области осуществляют: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мичуринский государственный аграрный университет", Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Педагогический колледж г. Тамбова".


Ежегодно более 200 человек обучаются на курсах повышения квалификации на базе Тамбовского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования".


В регионе 28 (90,3%) учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности имеют на балансе объекты спорта. Из них 12 расположены в сельской местности.


Организации дополнительного образования для обеспечения образовательного процесса в 2021 году использовали 317 объектов спорта (в 2020 году - 309 объектов), что на 8 объектов меньше. Из них: по формам собственности, находящиеся на балансе организации - 136 объектов (43%), из них в сельской местности - 58 объектов (42,6%), арендуемые объекты - 1 (0,7%).


Спортивная инфраструктура учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, прежде всего, состоит из: 67 спортивных залов - 40 (59,7%) стандартного и 27 (40,3%) нестандартного размера), 6 стадионов с трибунами, 27 плоскостных спортивных сооружений, 1 легкоатлетического манежа, 5 бассейнов, 1 крытого спортивного объекта с искусственным льдом, 5 лыжных баз, 2 сооружения для стрелковых видов спорта, 22 других спортивных сооружения.


Кроме того, организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности используют на базе общеобразовательных организаций области 159 спортивных залов посредством совместного использования имущества образовательных учреждений.


С 2016 года на территории области реализуется приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей в Тамбовской области" (далее - Приоритетный проект). Одним из ключевых мероприятий Приоритетного проекта является внедрение с 1 сентября 2018 года системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Тамбовской области.


В рамках реализации Приоритетного проекта в 2018 году был создан региональный общедоступный "Навигатор системы дополнительного образования детей Тамбовской области" (далее - Навигатор).


На портале Навигатора можно ознакомиться со всеми программами и мероприятиями дополнительного образования детей, а также осуществить предварительную запись ребенка на выбранную программу или мероприятие.


Навигатор решает задачи:


консолидации информации о всех программах дополнительного образования;


учета школьников;


оценки качества;


аналитики и отчетности.


Все данные о программах дополнительного образования региона (работе, рейтинге, количестве детей) автоматически направляются в федеральную точку сбора информации по дополнительным программам.


Программа Навигатора дополнительного образования Тамбовской области позволяет получить следующую статистическую информацию:


общее количество программ физкультурно-спортивной направленности в области в целом и по каждому муниципалитету/образовательной организации отдельно;


реестр бюджетных и платных программ;


количество общеразвивающих и предпрофессиональных программ;


количество реализуемых адаптированных программ;


количество детей, занимающихся по физкультурно-спортивному направлению;


количество кружков, посещаемых одним ребенком.


В программе Навигатор свои программы размещают не только государственные учреждения, но и частные, имеющие лицензию на образовательную деятельность. Также в Навигаторе ведется учет детей, занимающихся по программам спортивной подготовки. Таким образом, система персонифицированного учета позволяет получить достоверную информацию о численности детей, занимающихся физической культурой и спортом в Тамбовской области.


С целью изучения вопросов сохранения и укрепления здоровья обучающихся, их физического развития проводятся федеральные и региональные мониторинги. Федеральные: реестр школьных спортивных клубов; мониторинг организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и общеобразовательных организаций; мониторинг Всероссийских спортивных игр школьных спортивных клубов; мониторинг реализации мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий ФК и спортом; мониторинг состояния образовательных организаций области, реализующих программу дополнительного образования туристско-краеведческой направленности; мониторинг школьных и муниципальных этапов Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские спортивные игры" и "Президентские состязания".


Региональные (с 2021 года проводятся с использованием google-таблиц): мониторинг состояния физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях, в том числе деятельности школьных спортивных клубов области; мониторинг физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций области.


Кроме того, проводятся статистические наблюдения Министерства спорта Российской Федерации по форме 1-ФК и 5-ФК.


С января 2022 года в Тамбовской области запускается мониторинг качества преподавания учебного предмета "Физическая культура" в общеобразовательных организациях области.



3. Региональная политика и проблемы развития детско-юношеского спорта


Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года предусматривает создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом. Приоритеты, цели, мероприятия по развитию физической культуры и спорта определены: государственной программой Тамбовской области "Развитие физической культуры и спорта", государственной программой "Развитие образования Тамбовской области", планом основных мероприятий, проводимых в рамках десятилетия Детства в Тамбовской области, на период до 2027 года, а также муниципальными программами развития физической культуры, спорта и образования.


В региональной политике особое место уделено формированию здорового подрастающего поколения путем вовлечения в детско-юношеский спорт, обеспечение условий для самореализации всех детей в соответствии с их возможностями, приобретающих специфику в случае потребности в создании дополнительных условий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Ежегодно (с 2014 года) Тамбовской области выделяются бюджетные ассигнования в форме субсидий на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом. С 2018 года данное направление деятельности реализуется в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".


В период реализации проекта с 2019 по 2021 гг. общий объем финансирования федерального проекта "Успех каждого ребенка" составил - 51,6 млн.руб., из них: средства федерального бюджета - 48 млн.руб., средства регионального бюджета - 3,6 млн.руб. (2021 г. - всего: 14,6 млн. ФБ: 14,3 млн., РБ: 0,3 млн.; 2020 г. - всего: 18,2 млн. ФБ: 16,6 млн., РБ: 1,6 млн.; 2019 г. - всего: 18,8 млн. ФБ: 17,1 млн., РБ: 1,7 млн.). За время реализации проекта отремонтирован 101 спортивный зал. В рамках мероприятий был произведен капитальный ремонт спортивных залов (в т.ч. раздевалок, тренерских комнат) и уличных плоскостных сооружений, приобретено современное спортивное оборудование и инвентарь; проведены работы по ремонту кровли, пола, замене остекления, электротехнические, сантехнические, малярные работы, замена дверных блоков и др.


В 2022 году в объеме 12486,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 12236,6 тыс. рублей, за счет средств бюджета Тамбовской области 249,7 тыс. рублей.


Обновленная материально-техническая часть спортивных залов и уличных площадок позволила сделать занятия физической культурой более интересными и содержательными, создала условия для открытия школьных спортивных клубов и развития детско-юношеского спорта в сельской местности в целом.


Анализ деятельности школьных спортивных клубов показывает ежегодную положительную динамику увеличения количества занимающихся, которая в среднем составляет 7% в год. В Тамбовской области не осталось ни одного муниципалитета, где бы не функционировали школьные спортивные клубы.


Девяносто четыре клуба включены в Единый Всероссийский перечень (реестр) школьных спортивных клубов, что составляет 86,2% от общего количества общеобразовательных организаций области.


Общий объем финансового обеспечения общеобразовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, в 2021 году составил 436129,8 тыс.руб., из них: в городских поселениях было выделено 307184,9 тыс.руб. (70,4%), в сельской местности 128944,9 тыс.руб. (19,6%).


Бюджетное финансирование составило 32897,7 тыс.руб. (7,5), из них: в городском поселении 29597,0 тыс.руб. (90,0%), в сельской местности 3300,7 тыс.руб. (10,0%).


Муниципальное финансирование составило 383373,2 тыс.руб. (88,0%), из них: в городском поселении 261514,6 тыс.руб. (68,2%), в сельской местности 121858,6 тыс.руб. (31,8%).


Внебюджетное финансирование составило 19858,9 тыс.руб. (4,5%), из них: в городском поселении 16073,3 тыс.руб. (81,0%), в сельской местности 3785,6 тыс.руб. (19,0%).


Средства муниципальных бюджетов преимущественно используются на оплату заработной платы (79,3%), коммунальных услуг (16,5%), прочих услуг, связанных с функционированием учреждений (4,2%).


В регионе продолжается целенаправленная работа по совершенствованию организации и проведению спортивно-массовых мероприятий, прежде всего, для системы школьного спорта. Первые школьные спортивные лиги по баскетболу и волейболу были созданы на базе региональных спортивных федераций. Продолжают расширение сети школьных спортивных лиг ведущие детско-юношеские спортивные школы и школьные спортивные клубы по таким популярным видам спорта как футбол, легкая атлетика, лыжные гонки, а также по адаптивному спорту. Расширение сети школьных спортивных лиг будет способствовать не только оптимизации работы организаторов соревнований, но и повышению привлекательности образа соревнований школьных спортивных клубов.


В целях пропаганды здорового образа жизни, вовлечения детей и подростков в регулярные занятия физической культурой и спортом с 2021 года в Тамбовской области реализуются региональные проекты: "Развитие дворового спорта на Тамбовщине" (утвержденный приказом управления образования и науки области N 724 от 29.03.2021) и "Туризм на Тамбовщине: малая Родина - большие возможности!" (утвержденный приказом управления образования и науки N 695 от 25.03.2021).


В 2021 в рамках реализации вышеуказанных проектов проведено более тысячи физкультурно-массовых мероприятий на дворовых территориях, совершено более 200 пешеходных, водных и велопоходов с общим охватом около 36 тысяч юных жителей области.


В рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни" нацпроекта "Демография" проводятся спортивные флэшмобы, онлайн-выставки рисунков школьников на тематику Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" и целый ряд мероприятий "Зарядка с чемпионом" и "Тренировка с чемпионом".


В летний период на базе открытого бассейна "Парус" ежегодно реализуется программа "Плавательный всеобуч" для детей города Тамбова, посещающих лагеря с дневным пребыванием, а в плавательном бассейне "На волне" круглогодично проводятся уроки по обучению плаванию для школьников города Мичуринска. С 2022 года в летних оздоровительных лагерях области будет реализовываться 16 часовая дополнительная общеразвивающая программа "Обучение плаванию", которая позволит массово обучать детей первичным навыкам плавания в период активного летнего отдыха.


Важную роль в привлечении детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом играет грантовая поддержка одаренных детей.


Ежегодно, начиная с 2016 года, с целью поддержки одаренных детей, имеющих высокие достижения в творческой, спортивной, общественной деятельности в Тамбовской области проводится конкурсный отбор на присуждение грантов администрации области одаренным детям, обучающимся по программам дополнительного образования, в том числе физкультурно-спортивной направленности. Конкурс проводится по номинациям:


"За победы в Международных конкурсах и спортивных состязаниях";


"За победы во Всероссийских конкурсах и спортивных состязаниях".


В 2021 году обладателями грантовой поддержки стали 48 детей, 20 из которых представляли физкультурно-спортивное направление.


Ежегодно муниципальными органами власти в сфере образования проводится оценка целевых показателей эффективности деятельности общеобразовательных организаций.


Стимулирование педагогических работников общеобразовательной организации за достижение определенных количественных и качественных показателей в работе, а также за личный вклад в развитие и совершенствование системы образования в области развития физической культуры и спорта осуществляется, в том числе, на основании следующих критериев:


организация различных форм внеклассной и внешкольной работы, занятость обучающихся во внеурочное время, организация и проведение школьных праздников, соревнований, конкурсов и др.;


доля обучающихся, ставших победителями (призерами) муниципального, регионального, заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;


участие (количество участников) организации в различных соревнованиях и конкурсах физкультурно-спортивной направленности муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней;


создание условий для сохранения здоровья обучающихся;


реализация программы здоровьесбережения по формированию здорового образа жизни и безопасности жизни.


Вместе с тем в системе детско-юношеского спорта в области остаются проблемы, требующие решения:


отсутствие единого физкультурно-спортивного образовательного пространства с унифицированным правовым регулированием, независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности организаций, обособленность спортивной подготовки от дополнительного образования и общего образования;


недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам развития детско-юношеского спорта;


несовершенство работы по спортивной ориентации и отбору детей для занятий видом (видами) спорта, соответствующих их индивидуальным возможностям;


недостаточный уровень обеспеченности участников детско-юношеского спорта современными спортивно-образовательными программами подготовки;


несовершенство системы спортивных соревнований среди детей, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включая недостаточное количество таких соревнований на муниципальном уровне;


несоответствие темпа обновления материально-технической базы детско-юношеского спорта темпам социально-экономического развития страны и потребностям общества;


нехватка кадрового потенциала в сфере детско-юношеского спорта;


отсутствие у тренеров, работающих с детьми, социальных гарантий и льгот педагогических работников, несовершенство мотивационных механизмов их закрепления в системе детско-юношеского спорта;


неравномерная территориальная, инфраструктурная, финансовая доступность занятий спортом для различных категорий детей, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;


недостаточное использование потенциала негосударственного сектора, государственно-частного партнерства для развития детско-юношеского спорта.



4. Цели и задачи Программы


Целевые ориентиры развития детско-юношеского спорта в области определены в соответствии с приоритетными направлениями региональной государственной политики, Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.


Целями развития детско-юношеского спорта являются:


обеспечение прав несовершеннолетних, проживающих в Тамбовской области, на физическое развитие и физическое воспитание, формирование культуры и ценностей здорового образа жизни;


поддержка и развитие региональной системы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности;


повышение эффективности подготовки спортивного резерва региона.


Для достижения указанных целей развития детско-юношеского спорта необходимо решить следующие задачи:


создание в области единого физкультурно-спортивного образовательного пространства детско-юношеского спорта;


создание необходимых условий для удовлетворения интересов детей и их семей в двигательной активности и занятий спортом с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности и особенностей здоровья;


совершенствование статистических и иных видов отчетно-учетных показателей региональной системы детско-юношеского спорта;


разработка и внедрение цифровых технологий в практику детско-юношеского спорта области;


повышение вариативности, обновление содержания образовательных программ в области физической культуры и спорта в соответствии с интересами детей, семьи, проживающих на территории Тамбовской области;


развитие школьного спорта через систему школьных спортивных клубов области;


обеспечение условий для доступа детей к современным знаниям и технологиям в сфере детско-юношеского спорта, в том числе к современной спортивной инфраструктуре Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Спортивно-оздоровительный лагерь "Тамбовский Артек" (далее - ТОГБОУ ДО "Спортивно-оздоровительный лагерь "Тамбовский Артек");


развитие региональной инфраструктуры детско-юношеского спорта за счет ее поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;


создание механизмов финансовой поддержки участия детей в физкультурных и спортивных мероприятиях независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи, ведомственной подчиненности организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта;


формирование региональной межведомственной системы управления развитием детско-юношеского спорта, а также создание условий для участия семьи и общественности в таком управлении;


создание условий для полноценного кадрового обеспечения региональной системы детско-юношеского спорта;


совершенствование системы спортивных соревнований, в том числе за счет создания школьных спортивных лиг на базе ведущих учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности;


создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания юных спортсменов, их гражданской идентичности.



5. Сроки и этапы реализации Программы


Программа предусматривает следующие этапы:


I этап - 2022 - 2024 годы;


II этап - 2025 - 2030 годы.


Реализация I этапа Программы характеризуется необходимостью нивелирования негативного воздействия пандемии 2020 года и формирования необходимых условий для интенсивного развития детско-юношеского спорта в последующие годы.


На I этапе реализации Программы планируется обеспечить:


реализацию положений Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ и создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства, объединяющего всех детей, занимающихся спортом на базе различных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы: гармонизация нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы детско-юношеского спорта, включение органов местного самоуправления в систему спортивной подготовки, признание лиц, осуществляющих спортивную подготовку, педагогическими работниками, приведение организаций, осуществляющих спортивную подготовку в соответствие с законодательством;


повышение доступности и вариативности детско-юношеского спорта для удовлетворения интересов детей в двигательной активности и занятий спортом с учетом уровня их физического развития и особенностей здоровья: организация деятельности центров раннего физического развития, в том числе, для детей с ограниченными возможностями здоровья, улучшение инфраструктуры для занятий спортом во внеурочное время, создание школьных спортивных клубов в каждой образовательной организации, систематизация соревновательной деятельности через школьные спортивные лиги, включение в модули учебного предмета "Физическая культура" новых видов спорта, совершенствование механизмов поддержки высокомотивированных спортсменов;


цифровизацию детско-юношеского спорта: ввод данных в единую цифровую информационную систему учета детей, систематически занимающихся спортом, в рамках мероприятий по созданию и развитию "Единой цифровой платформы "Физическая культура и спорт", мониторинг состояния физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, мониторинг школьных и муниципальных этапов социально значимых физкультурно-спортивных мероприятий;


развитие кадрового потенциала системы детско-юношеского спорта: увеличение престижа профессии "Тренер-преподаватель" через систему конкурсов профессионального мастерства, совершенствование мер материального стимулирования педагогических работников, осуществляющих организацию деятельности школьных спортивных клубов и реализацию дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности.


На II этапе реализации Программы планируется активное содействие субъектам детско-юношеского спорта в части достижения показателей (индикаторов) Программы развития детско-юношеского спорта Тамбовской области до 2030 года.



6. Механизм реализации Программы


Реализация Программы осуществляется исполнительными органами власти области, органами местного самоуправления, образовательными организациями, организациями, осуществляющими спортивную подготовку, спортивными федерациями и физкультурно-спортивными организациями в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности. Участники реализации Программы представляют информацию о достигнутых результатах в соответствии с системой мониторинга, разработанной Министерством спорта Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации.


К основным рискам реализации Программы относятся:


финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий Программы;


административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Программ;


эпидемиологические риски, связанные с массовым распространением инфекций и ограничением мобильности населения.


Механизм реализации Программы отражен в плане мероприятий по реализации Программы развития детско-юношеского спорта Тамбовской области до 2030 года.



7. Ресурсное обеспечение Программы


Важным направлением Программы является реализация доступности спортивной инфраструктуры всем детям вне зависимости от места их проживания и образовательных потребностей. Решение этой задачи будет реализовано, прежде всего, через сохранение и развитие детско-юношеских спортивных школ, а также развитие школьного спорта в системе школьных спортивных клубов, совершенствование соревновательной деятельности в рамках школьных спортивных лиг, созданных на базе ведущих учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности региона.


Проведение региональных финалов социально значимых мероприятий (Всероссийские спортивные соревнования (игры) школьников "Президентские состязания", "Президентские спортивные игры", "Всероссийские спортивные игры школьных спортивных клубов", Фестиваль школьных спортивных клубов) на базе современной спортивной инфраструктуры ТОГБОУ ДО "Спортивно-оздоровительный лагерь "Тамбовский Артек" является эффективной формой поощрения школьников, показывающих высокие достижения в спорте. Действенным методом здесь является и грантовая поддержка администрацией области спортивно-одаренных детей, обучающихся по программам дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.


Содержательным моментом работы Программы является совершенствование информационной политики, строящейся на принципах открытости. Обеспечение актуального, наиболее полного, достоверного информирования о текущей деятельности системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности области, внедрение единых стандартов и принципов информационной открытости, установление постоянных конструктивных отношений со средствами массовой информации является приоритетным направлением в реализации Программы.


Проведение научно-практических семинаров, мастер-классов, конференций, стратегических, форсайт-сессий, других обучающих мероприятий областного уровня, оказание консультационной поддержки по участию педагогов области в конкурсах профессионального мастерства, а также проведение независимой оценки дополнительных общеобразовательных программ позволит обеспечить работников учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности качественной методической поддержкой.


Ежегодная потребность в педагогических кадрах для спортивных школ и учителей физической культуры составляет не менее 50 единиц. Сегодня в Тамбовской области площадками для подготовки тренеров и учителей физической культуры являются Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина" и Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Педагогический колледж г. Тамбова". Особенно остро стоит вопрос привлечения в отрасль специалистов и закрепления в системе образования. Для решения этой задачи необходимо: увеличение количества заключенных договоров о целевом обучении с будущими учителями и тренерами-преподавателями, проведение адресно направленной профориентационной работы, открытие сетевых педагогических классов физкультурно-спортивной направленности в рамках реализации регионального проекта "Формирование моделей "педагогических классов".



8. Организация управления Программой


Начиная с 2022 года, управлением образования и науки области и управлением по физической культуре и спорту области будет проводиться анализ реализации Программы и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов в соответствии с системой мониторинга, разработанной Министерством спорта Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации. Данные мониторинга являются основой для принятия управленческих решений по развитию детско-юношеского спорта, внесению предложений о корректировке Программы, а также для оценки эффективности деятельности ответственных исполнителей мероприятий по ее реализации.


Управление образования и науки области координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях (в том числе по реализации такими организациями дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, а также по развитию школьного спорта, включая организацию массовых спортивных соревнований школьными спортивными клубами и лигами), организациях дополнительного образования.


Управление по физической культуре и спорту области координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в спортивных школах, находящихся в ведомственной подчиненности органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных и иных организациях, не являющихся образовательными, по месту жительства, работы и отдыха граждан, в том числе по отбору спортивно-одаренных детей и их спортивной ориентации, подготовке спортивного резерва в целом.



9. Перечень целевых показателей (индикаторы) оценки реализации Программы


Перечень целевых показателей (индикаторы) Программы развития детско-юношеского спорта Тамбовской области определен на основе целевых показателей Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 3894-р, с учетом региональной специфики развития системы детско-юношеского спорта в регионе.


Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы

развития детско-юношеского спорта в Тамбовской области

до 2030 года

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2030 г.

1

2

3

4

5

6

1.

Доля детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в возрасте от 3 до 17 лет

процент

57

65

70

90

2.

Доля общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб

процент

80

95

100

100

3.

Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, от общего количества детей, занимающихся физической культурой и спортом, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, в возрасте от 6 до 17 лет

процент

6,4

8,7

9,8

15

4.

Ежегодное поэтапное увеличение по сравнению с 2020 годом доли детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта, в возрасте от 5 до 18 лет

процент

2

3

5

10

5.

Реализация образовательных программ по направлению "Спорт" региональными центрами выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создаваемыми с использованием опыта Образовательного Фонда "Талант и успех"

процент

27

40

50

100

6.

Индекс реальной заработной платы в сфере физической культуры и спорта к 2021 году

процент

101,5

102,3

103,5

110,5


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ