ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2022 года N 286
Об отчете о работе Тюменской областной
Думы седьмого созыва в 2021 году
Рассмотрев отчет о работе Тюменской
областной Думы седьмого созыва в 2021 году,
в соответствии с решениями комитетов
областной Думы по бюджету, налогам и
финансам, по государственному
строительству и местному
самоуправлению, по социальной политике,
по экономической политике и
природопользованию, по аграрным
вопросам и земельным отношениям,
постоянной комиссии областной Думы по
вопросам депутатской этики и
регламентным процедурам, в соответствии
со статьями 31 и 33 Устава Тюменской
области, статьей 102 Регламента Тюменской
областной Думы областная Дума
постановляет:
1. Отчет о работе Тюменской областной
Думы седьмого созыва в 2021 году принять к
сведению (прилагается).
2. Опубликовать отчет о работе Тюменской
областной Думы седьмого созыва в 2021 году
на официальном портале областной Думы в
сети Интернет, в "Вестнике Тюменской
областной Думы", в "Парламентской
газете "Тюменские известия".
3. Рекомендовать депутатам областной
Думы использовать материалы отчета о
работе Тюменской областной Думы
седьмого созыва в 2021 году на встречах с
избирателями и при выступлениях в СМИ.
4. Контроль за выполнением настоящего
постановления возложить на председателя
областной Думы С.Е. Корепанова.
Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ
Приложение
к постановлению областной Думы
от 21.04.2022 N 286
ОТЧЕТ О РАБОТЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
СЕДЬМОГО СОЗЫВА В 2021 ГОДУ
В 2021 году Тюменской областной Думой
проведено 13 заседаний (из них 2
внеочередных), в том числе 5 областной
Думой седьмого созыва, а также 1 заочное
голосование. Принято 106 законов
Тюменской области (в том числе 27 - Думой
7-го созыва), из них 9 - базовых (4 приняты
Думой 7-го созыва).
Областной Думой приняты 3 постановления
о внесении проектов федеральных законов
в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации (одно в 7-м
созыве), поддержаны 18 проектов
федеральных законов, направленных в
областную Думу из Государственной Думы
(11 в 7-м созыве), в том числе к 3 из
поддержанных проектов федеральных
законов были подготовлены отзывы.
Рисунок 1. Распределение принятых в 2021
году законов
Тюменской области по сферам, в процентах
Рисунок не приводится.
В рамках контрольной деятельности Думой
заслушаны отчеты Губернатора Тюменской
области, информации Счетной палаты
Тюменской области, уполномоченных по
защите прав предпринимателей, по правам
человека, по правам ребенка и
федеральных структур. Кроме того, в
течение года рассмотрено 89 информаций
(из них 27 в 7-м созыве) о реализации
законов Тюменской области,
государственных программ, национальных
проектов и об исполнении постановлений
областной Думы.
В течение 2021 года Дума назначила на
должность 25 мировых судей (троих - в 7-м
созыве). Наград Тюменской областной Думы
удостоены 1 911 граждан и коллективов
организаций, в том числе 646 - в 7-м созыве.
За выдающиеся заслуги в сфере
общественной и государственной
деятельности, способствующие
всестороннему развитию Тюменской
области, и значительный личный вклад в
социально-экономическое развитие
региона Дума присвоила звание
"Почетный гражданин Тюменской
области" Кукарской Ирине Ивановне.
Состоялось 4 заседания Совета
Законодателей Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры и Ямало-Ненецкого автономного
округа (одно заседание - в 7-м созыве).
Принято 28 протоколов согласия, в том
числе 6 в 7-м созыве.
Выполнены План мероприятий Тюменской
областной Думы на 2021 год по реализации
Послания Президента Российской
Федерации В.В. Путина Федеральному
Собранию Российской Федерации, а также
План мероприятий Тюменской областной
Думы на 2021 год по реализации Послания
Губернатора Тюменской области А.В. Моора
Тюменской областной Думе "О положении
дел в области".
В 2021 году произошли значимые
политические события.
Прежде всего - это выборы депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации восьмого
созыва и депутатов Тюменской областной
Думы седьмого созыва.
В 2021 году Указом Президента Российской
Федерации городу Тюмени присвоено
почетное звание "Город трудовой
доблести".
Тюменская областная Дума продолжила
работу в режиме повышенной готовности,
вызванном распространением новой
коронавирусной инфекции. При этом опыт,
полученный в 2020 году, позволил
минимизировать негативное влияние
пандемии.
Примером может служить работа с
обращениями граждан. В условиях
временного приостановления личных
приемов возросла активность применения
информационных технологий -
интернет-приемной, электронной почты,
телефонной и видеосвязи. По состоянию на
31 декабря 2021 года депутаты областной
Думы рассмотрели 7 237 обращений граждан и
организаций, из них 2 919 - в седьмом
созыве.
Рисунок 2. Распределение обращений,
поступивших в Тюменскую
областную Думу в 2021 году, по формам подачи
Рисунок не приводится.
Повысилась интенсивность использования
системы видео-конференц-связи. В течение
года организовано более 200 сеансов ВКС, в
том числе при проведении всех
мероприятий областной Думы.
Это позволило обеспечить полноценную
работу, своевременное принятие
необходимых законодательных актов.
В ноябре 2021 года был принят Закон
Тюменской области "Об областном
бюджете на 2022 год и на плановый период 2023
и 2024 годов".
На предстоящий трехлетний период
предусмотрены средства на
государственную поддержку
промышленности, малого и среднего
предпринимательства,
сельскохозяйственного производства, на
социальную поддержку граждан и развитие
социальной сферы, а также на реализацию
мероприятий по достижению национальных
целей развития Российской Федерации,
определенных указами Президента
Российской Федерации.
Сохранена социальная направленность
областного бюджета. В целом доля
расходов, направленных на социальную
защиту граждан и оказание социально
значимых услуг составит в 2022 году около
113,8 млрд рублей, или 48,8% от общей суммы
расходов областного бюджета.
Выборы депутатов Тюменской областной
Думы седьмого созыва состоялись 17 - 19
сентября 2021 года.
Первое заседание Тюменской областной
Думы седьмого созыва проведено 7 октября
2021 года.
Председателем Тюменской областной Думы
седьмого созыва избран Корепанов Сергей
Евгеньевич, первым заместителем
председателя областной Думы избран
Артюхов Андрей Викторович,
заместителями председателя областной
Думы - Шевчик Наталья Александровна,
Резяпова Галина Александровна, Нефедьев
Владимир Александрович и Сысоев
Владимир Владимирович.
Областная Дума наделила полномочиями
сенатора Российской Федерации -
представителя от Тюменской областной
Думы седьмого созыва Горицкого Дмитрия
Юрьевича.
В Тюменской областной Думе седьмого
созыва зарегистрированы депутатские
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", "ЛДПР -
Либерально-демократическая партия
России", "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".
В Тюменской областной Думе седьмого
созыва образовано пять комитетов и одна
постоянная комиссия:
- комитет по бюджету, налогам и финансам;
- комитет по государственному
строительству и местному
самоуправлению;
- комитет по социальной политике;
- комитет по экономической политике и
природопользованию;
- комитет по аграрным вопросам и
земельным отношениям;
- постоянная комиссия по вопросам
депутатской этики и регламентным
процедурам.
Избраны председатели и заместители
председателей комитетов и постоянной
комиссии, утверждены составы комитетов и
постоянной комиссии.
В течение октября - декабря 2021 года
проведено 32 заседания комитетов и
постоянной комиссии, организованы 1
форум, 1 областной конкурс, 1 семинар, 9
иных мероприятий областной Думы.
Реализация Стратегии деятельности
Тюменской областной Думы седьмого
созыва в 2021 году (за период с 19 сентября
по 31 декабря 2021 года)
Разработан и согласован проект
Стратегии деятельности Тюменской
областной Думы седьмого созыва.
Приоритетами реализации Стратегии
определены человек, экономика,
пространство и управление, каждый из них
находит отражение в конкретных
направлениях и задачах работы
регионального парламента.
Информация о законодательных,
контрольных, организационных
мероприятиях Тюменской областной Думы
седьмого созыва в 2021 году сформирована в
соответствии со структурой Стратегии
деятельности областной Думы.
Приоритет 1: Человек
Важнейшей задачей работы Тюменской
областной Думы является повышение
уровня жизни населения, в том числе путем
совершенствования нормативной базы в
сфере социального обслуживания и
социальной поддержки граждан.
Областная Дума приняла Закон "О
внесении изменений в Закон Тюменской
области "О перечне социальных услуг,
предоставляемых поставщиками
социальных услуг". Законодательно
установлено право на совместное
нахождение с ребенком-сиротой или
ребенком, оставшимся без попечения
родителей, в детских
психоневрологических домах-интернатах
при оказании ему медицинской помощи в
стационарных условиях в течение всего
периода оказания медицинской помощи.
Определен перечень социальных услуг,
предоставляемых получателям социальных
услуг, имеющим нарушения когнитивных
функций, в полустационарной форме
центрами социального обслуживания
населения, геронтологическими центрами,
психоневрологическими интернатами и
другими юридическими лицами и (или)
индивидуальными предпринимателями.
Расширен перечень срочных социальных
услуг, предоставляемых семьям с детьми в
форме социального обслуживания на дому.
Депутатами поддержан проект
федерального закона "О внесении
изменения в статью 24 Федерального закона
"О страховых пенсиях", внесенный в
Государственную Думу ФС РФ сенаторами
Российской Федерации А.А. Турчаком, Е.В.
Бибиковой, депутатами Государственной
Думы А.К. Исаевым, О.В. Окуневой.
Законопроектом предлагается внести
изменения, касающиеся выплаты пенсии по
случаю потери кормильца после
достижения 18 лет лицам, поступившим в
учебное заведение, предусмотрев особый
упрощенный порядок возобновления
выплаты пенсии при условии поступления
получателя с 1 сентября года окончания
школы на очное обучение в другую
организацию, осуществляющую
образовательную деятельность по
основным образовательным программам.
Областная Дума поддержала обращения
Законодательного Собрания Республики
Карелия к заместителю Председателя
Правительства Российской Федерации Т.А.
Голиковой по вопросам:
- увеличения размера ежемесячной
компенсационной выплаты неработающим
трудоспособным лицам, осуществляющим
уход за инвалидами I группы;
- обустройства пандусов на территориях
частного жилищного фонда с учетом
потребностей инвалидов.
Рисунок 3. Расходы областного бюджета на
социальную политику
в 2017 - 2021 годах, млн рублей
Рисунок не приводится.
На заседаниях областной Думы были
рассмотрены информации:
- Правительства Тюменской области и
Общественной палаты региона о
реализации на территории Тюменской
области Федерального закона от 28.12.2013 N
442-ФЗ "Об основах социального
обслуживания граждан в Российской
Федерации";
- Правительства Тюменской области о ходе
реализации в Тюменской области Указа
Президента Российской Федерации от
07.05.2018 N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" в сфере социальной политики.
Советом Законодателей Тюменской
области, Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры, Ямало-Ненецкого
автономного округа рассмотрены
информации о реализации мероприятий по
обеспечению доступности объектов и
услуг в приоритетных сферах
жизнедеятельности инвалидов и других
маломобильных групп населения в
Тюменской области, Ханты-Мансийском
автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком
автономном округе.
Учитывая продолжающееся влияние
распространения новой коронавирусной
инфекции на экономику и социальную сферу
региона, особое внимание депутатами было
уделено вопросам повышения эффективной
занятости населения и развития
кадрового потенциала.
Изменениями, внесенными в Закон "О
регулировании трудовых и иных
непосредственно связанных с ними
отношений в Тюменской области",
уточнены полномочия Правительства
области в сфере содействия занятости
населения, в том числе инвалидов, а также
в вопросах поддержки предпринимателей. К
полномочиям Правительства области
отнесена организация проведения
оплачиваемых общественных работ.
Регулирование вопросов установления
квоты для приема на работу инвалидов
отнесено к Закону "О квотировании
рабочих мест в Тюменской области"
(ранее данные вопросы
регламентировались Законом "О
социальной поддержке отдельных
категорий граждан в Тюменской
области").
Областная Дума внесла в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской
Федерации проект федерального закона
"О внесении изменения в статью 2 Закона
Российской Федерации "О занятости
населения в Российской Федерации".
Законопроектом предлагается дополнить
перечень категорий граждан, которые
считаются занятыми, лицами, обучающимися
по очно-заочной форме обучения.
Рисунок 4. Среднемесячная начисленная
заработная плата
по субъектам УрФО в 2021 году, рублей
Рисунок не приводится.
Думой рассмотрены информации
Правительства Тюменской области:
- о реализации Закона Тюменской области
"О регулировании трудовых и иных
непосредственно связанных с ними
отношений в Тюменской области";
- о реализации региональных проектов
Тюменской области "Системные меры по
повышению производительности труда" и
"Адресная поддержка повышения
производительности труда на
предприятиях" (в рамках национального
проекта "Производительность
труда").
К основным направлениям работы
областной Думы по повышению качества
жизни населения относятся мероприятия в
сфере обеспечения населения доступным и
комфортным жильем, развития
жилищно-коммунального хозяйства.
Депутатами поддержано обращение
Законодательного Собрания
Нижегородской области к Министру
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации И.Э.
Файзуллину о необходимости
урегулирования вопросов содержания и
эксплуатации установленного в
многоквартирных домах оборудования,
обеспечивающего доступность для
инвалидов среды жизнедеятельности.
Областная Дума рассмотрела информации
Правительства Тюменской области:
- о реализации мероприятий по
газификации Тюменской области;
- о реализации регионального проекта
Тюменской области "Обеспечение
устойчивого сокращения непригодного для
проживания жилищного фонда" (в рамках
национального проекта "Жилье и
городская среда").
В 2021 году проведен мониторинг
правоприменения Закона Тюменской
области "О питьевом водоснабжении в
Тюменской области".
В рамках работы по повышению
безопасности жизни населения областная
Дума рассмотрела информации
Правительства Тюменской области и УМВД
России по Тюменской области о реализации
государственной программы Тюменской
области "Профилактика
правонарушений".
Рисунок 5. Количество зарегистрированных
преступлений,
на 100 тыс. населения
Рисунок не приводится.
В 2021 году проведен мониторинг
правоприменения Закона Тюменской
области "О профилактике
правонарушений в Тюменской области".
Особое внимание депутатами уделялось
вопросам охраны здоровья и обеспечения
медицинской помощи.
Рисунок 6. Расходы областного бюджета на
здравоохранение
в 2017 - 2021 годах, млн рублей
Рисунок не приводится.
Областная Дума поддержала проекты
федеральных законов:
- "О внесении изменений в статьи 51 и 80
Федерального закона "Об основах
охраны здоровья граждан в Российской
Федерации", внесенный в
Государственную Думу ФС РФ депутатами
Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К.
Исаевым, М.В. Тарасенко, сенаторами
Российской Федерации А.А. Турчаком, И.В.
Рукавишниковой, М.А. Львовой-Беловой.
Законопроектом предлагается наделить
одного из близких ребенка-инвалида
правом на совместную госпитализацию с
предоставлением бесплатного спального
места и питания, независимо от возраста
ребенка. Также предлагается установить,
что при оказании медицинской помощи в
рамках программ государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи создание условий
пребывания в стационаре, включая
предоставление спального места и
питания, не подлежит оплате за счет
личных средств граждан;
- "О внесении изменений в Федеральный
закон "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", внесенный в
Государственную Думу ФС РФ
Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить
порядок оказания услуг в случае угрозы
распространения новой коронавирусной
инфекции. В частности, регламентируется
порядок использования медицинской
документации, подтверждающей наличие
профилактической прививки против новой
коронавирусной инфекции, медицинского
противопоказания к проведению
профилактической прививки и (или)
перенесенное заболевание инфекцией,
документов, содержащих сведения об
отрицательном результате исследования
на наличие новой коронавирусной
инфекции, проведенных методом
полимеразной цепной реакции.
Законопроектом также предлагается
обязать органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления при получении
предложений главных государственных
санитарных врачей по улучшению
санитарно-эпидемиологической
обстановки в трехдневный срок принять
меры, указанные в данных предложениях,
или направить Главному государственному
санитарному врачу Российской Федерации
свою позицию по полученным
предложениям;
- "О внесении изменений в статьи 26 и 38
Федерального закона "Об обязательном
медицинском страховании в Российской
Федерации", внесенный в
Государственную Думу ФС РФ Ярославской
областной Думой. Предлагаемые
законопроектом изменения направлены на
предупреждение возникновения
задолженностей по оплате медицинской
помощи страховых медицинских
организаций перед медицинскими
организациями и рисков дефицита средств
обязательного медицинского страхования
в условиях угрозы распространения
заболеваний, вызванных новой
коронавирусной инфекцией.
В 2021 году проведен мониторинг
правоприменения Закона Тюменской
области "О профилактике наркомании и
токсикомании в Тюменской области".
В рамках мероприятий по развитию
физической культуры и спорта комитетом
областной Думы по социальной политике
рассмотрена информация Правительства
области о реализации государственной
программы Тюменской области "Развитие
физической культуры, спорта и
дополнительного образования".
В сфере демографического развития,
защиты и поддержки семьи, материнства и
детства областная Дума поддержала
проекты федеральных законов:
- "О внесении изменений в Федеральный
закон "О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей", внесенный в
Государственную Думу ФС РФ
Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается на лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц, потерявших в
период обучения обоих родителей или
единственного родителя, обучающихся по
образовательным программам основного
общего, среднего общего образования,
распространить полное государственное
обеспечение и дополнительные гарантии
по социальной поддержке,
предусмотренные для аналогичной
категории граждан, которые обучаются по
основным профессиональным
образовательным программам, до
завершения обучения;
- "О внесении изменений в Федеральный
закон "О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей" и в статью 26.3 Федерального
закона "Об общих принципах
организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации",
внесенный в Государственную Думу ФС РФ
Алтайским краевым Законодательным
Собранием. Законопроект подготовлен в
целях расширения форм обеспечения
жилыми помещениями лиц из числа
детей-сирот, достигших возраста 23 лет.
Предлагается расширить полномочия
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации,
закрепив возможность предоставления
указанным лицам государственного
жилищного сертификата субъекта
Российской Федерации.
Рисунок 7. Естественный и миграционный
прирост (убыль)
в Тюменской области в 2017 - 2021 годах, человек
Рисунок не приводится.
Депутатами были рассмотрены информации
Правительства области:
- о реализации Закона Тюменской области
"О защите прав ребенка";
- об организации отдыха детей в летний
период 2021 года.
В целях реализации основных направлений
молодежной политики внесены изменения в
статью 9 Закона Тюменской области "О
патриотическом воспитании граждан в
Тюменской области". Перечень
полномочий исполнительных органов
государственной власти Тюменской
области дополнен полномочиями в сфере
увековечения памяти погибших при защите
Отечества.
Областная Дума рассмотрела информации
Правительства Тюменской области:
- о реализации Закона Тюменской области
"О патриотическом воспитании граждан
в Тюменской области";
- о молодежной политике в Тюменской
области. Проблемы и перспективы (по
итогам выездного заседания комитета
областной Думы по социальной политике).
Депутатами Тюменской областной Думы
седьмого созыва проведено 11
парламентских уроков в образовательных
организациях на территории
избирательных округов.
Осуществлялись мероприятия по созданию
современного и комфортного
образовательного пространства, среды
для созидательной активности и
самореализации детей и молодежи,
выявления и поддержки талантов.
Депутатами поддержан проект
федерального закона "О внесении
изменения в статью 71 Федерального закона
"Об образовании в Российской
Федерации", внесенный в
Государственную Думу ФС РФ депутатами
Государственной Думы А.В. Картаполовым,
А.Л. Красовым, В.М. Заварзиным, Ю.Н.
Швыткиным, Е.В. Лебедевым, Д.В. Саблиным,
А.В. Гурулевым, Г.А. Карловым, И.И. Квиткой.
Законопроектом предлагается
предоставить право на прием на обучение
по программам бакалавриата и программам
специалитета за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации
и местных бюджетов в пределах
установленной квоты детям ветеранов
боевых действий, погибших в ходе боевых
действий или умерших вследствие увечья
(ранения, травмы, контузии) либо
заболеваний, полученных ими в ходе
боевых действий.
Рисунок 8. Расходы областного бюджета на
развитие
образования в 2017 - 2021 годах, млн рублей
Рисунок не приводится.
Областная Дума рассмотрела информацию
Правительства Тюменской области о
реализации региональных проектов
Тюменской области в рамках
национального проекта
"Образование".
Продолжена работа по совершенствованию
нормативной базы в сфере развития
единого культурного пространства.
Так, новеллами федерального
законодательства лица, имеющие высшее
образование, наделены правом получать на
конкурсной основе второе высшее
образование за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета в
федеральных государственных
образовательных организациях высшего
образования (программа специалитета) в
области искусств по специальностям и
направлениям подготовки, утверждаемым
Правительством Российской Федерации.
Соответствующие изменения внесены в
Законы Тюменской области "О
молодежной политике в Тюменской
области" и "О защите прав
ребенка".
Важнейшим принципом работы областной
Думы является постоянное конструктивное
взаимодействие с институтами
гражданского общества, поддержка
социально значимых проектов
общественных организаций. В рамках этой
работы областная Дума одобрила и
поручила председателю областной Думы
С.Е. Корепанову подписать Соглашение о
сотрудничестве Тюменской областной Думы
и Союза "Тюменское межрегиональное
объединение организаций профсоюзов
"Тюменский областной совет
профессиональных союзов".
В соответствии с постановлением
администрации Тюменской области и
Тюменской областной Думы от 31.12.1998 N 227/370
"Об учреждении звания лауреата
областной премии имени В.И.
Муравленко" областная Дума присвоила
63 гражданам и организациям звание
лауреата областной премии имени В.И.
Муравленко в 2021 году по 10 номинациям.
Решением областной Думы членом
Общественной палаты Тюменской области
утверждена Демина Лилия Васильевна,
декан факультета музыки, театра и
хореографии федерального
государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего
образования "Тюменский
государственный институт культуры".
В декабре проведено заседание Совета при
Тюменской областной Думе по повышению
правовой культуры и юридической
грамотности населения Тюменской
области.
Совместно с Тюменским региональным
отделением ООО "Ассоциация юристов
России" организованы и проведены:
- XVI областной конкурс
"Юрист-профессионал Тюменской
области", в котором приняли участие 230
юристов-практиков и 40 студентов;
- III Тюменский областной правовой
практический форум "Профессионал",
участниками которого в онлайн-формате
стали более 1 300 юристов, бухгалтеров и
других специалистов.
Приоритет 2: Экономика
Тюменская областная Дума обеспечила
реализацию первоочередных мероприятий в
сфере бюджетной политики.
Депутатами проведена работа по
рассмотрению и принятию областного
бюджета на предстоящие три года.
Организованы общественные обсуждения
(со 2 по 12 ноября), работа согласительной
комиссии.
В ноябре был принят Закон Тюменской
области "Об областном бюджете на 2022
год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Общий объем доходов на 2022 год составит 195
671 млн рублей, на 2023 год - 194 655,4 млн рублей,
на 2024 год - 192 185,3 млн рублей. Общий объем
расходов областного бюджета на 2022 год
составит 233 205,2 млн рублей, на 2023 год - 220
776,7 млн рублей, на 2024 год - 213 354,4 млн
рублей. Дефицит областного бюджета
составит на 2022 год - 37 534,2 млн рублей, на 2023
год - 26 121,3 млн рублей, на 2024 год - 21 169,1 млн
рублей.
В соответствии с принятым Думой Законом
"О бюджете территориального фонда
обязательного медицинского страхования
Тюменской области на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов" бюджет ТФОМС на
2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
сбалансирован по доходам и расходам и
составляет в 2022 году - 28 948,8 млн рублей, в
2023 году - 30 788,2 млн рублей, в 2024 году - 33 101
млн рублей.
Рисунок 9. Объем налоговых / неналоговых
доходов областного
бюджета, млрд рублей
Рисунок не приводится.
По предложению Губернатора Тюменской
области депутатами были внесены
изменения в Закон Тюменской области
"Об областном бюджете на 2021 год и на
плановый период 2022 и 2023 годов". В
результате общий объем доходов
областного бюджета на 2021 год был
установлен в размере 203 340 млн рублей,
общий объем расходов - в сумме 245 673,1 млн
рублей. Дефицит областного бюджета
утвержден в сумме 42 333 млн рублей. В целом
доходы областного бюджета на 2021 год
увеличены на 52 771,8 млн рублей, или на 35,0%;
расходы областного бюджета увеличены на
29 838,9 млн рублей, или на 13,8%.
По состоянию на 1 января 2022 года доходы
областного бюджета за 2021 год составили 249
290,4 млн рублей, расходы - 223 993,4 млн рублей.
Рисунок 10. Структура основных расходов
областного бюджета
на 2021 год, в процентах
Рисунок не приводится.
Также были внесены корректировки в Закон
"О бюджете территориального фонда
обязательного медицинского страхования
Тюменской области на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов". Общий объем
доходов бюджета ТФОМС на 2021 год увеличен
до 29 271,2 млн рублей, общий объем расходов -
до 29 914,4 млн рублей, что соответственно на
2 678,3 млн рублей больше доходов и
расходов, установленных действовавшей
редакцией принятого областного Закона.
Дефицит бюджета ТФОМС на 2021 год остался в
запланированном размере 643,2 млн рублей.
Основное увеличение доходов ТФОМС
произошло за счет выделения
дополнительного финансового
обеспечения оказания медицинской помощи
лицам, застрахованным по ОМС, в том числе
с заболеванием и (или) подозрением на
заболевание новой коронавирусной
инфекцией (COVID-19), в рамках реализации
территориальных программ ОМС за счет
средств резервного фонда Правительства
Российской Федерации.
Областная Дума приняла Закон "Об
утверждении Дополнительного соглашения
от 22 октября 2021 года N 1 к Соглашению от 19
ноября 2019 года N 87/2019 между
Правительством Тюменской области и
Правительством Курганской области о
предоставлении субсидии из бюджета
Тюменской области бюджету Курганской
области". Указанным Дополнительным
соглашением изменен срок предоставления
субсидии в целях софинансирования
мероприятий по реконструкции объектов
водоотведения, без изменения общего
объема субсидии.
Депутаты приняли к сведению отчет об
исполнении областного бюджета за девять
месяцев 2021 года.
Постановлением областной Думы
утверждено поручение Счетной палате
Тюменской области о проведении в 2022 году
контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий.
Продолжена работа по поддержке
реального сектора экономики, уровня
инвестиционной активности, в том числе
путем совершенствования налогового
законодательства.
Областная Дума приняла Закон "О
предоставлении налоговых льгот на 2022 год
и на плановый период 2023 и 2024 годов
отдельным категориям
налогоплательщиков".
Установлены дифференцированные
льготные ставки по налогу на имущество
организаций для отдельных категорий
налогоплательщиков в размерах от 0 до 1,5%
(при базовой ставке 2,2%).
Предусмотрены льготы в виде
освобождения от уплаты транспортного
налога, а также в виде снижения ставки
транспортного налога в 2022 году и
плановом периоде для отдельных
категорий налогоплательщиков.
Предусмотрена пролонгация налоговых
льгот в отношении всех категорий
налогоплательщиков, которым льготы были
предоставлены Законом Тюменской области
"О предоставлении налоговых льгот на
2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
отдельным категориям
налогоплательщиков".
Сохранены льготные ставки налога на
имущество для организаций,
инвестиционные проекты которых включены
в реестр инвестиционных проектов
Тюменской области, в отношении
введенного в эксплуатацию после 1 января
2017 года имущества, созданного в процессе
реализации инвестиционного проекта, на
срок, составляющий три налоговых периода
подряд, начиная с налогового периода, в
котором возникло право на применение
налоговой льготы, в размерах:
- в первый налоговый период - 0%;
- во второй налоговый период - 0,5%;
- в третий налоговый период - 1%.
Пролонгировано действие ставки налога
на прибыль организаций, подлежащего
зачислению в бюджеты субъектов
Российской Федерации, в размере 14% (при
базовой ставке 17%) для следующих
категорий налогоплательщиков:
1) держателей инвестиционных проектов
Тюменской области в соответствии с
Законом Тюменской области "О
государственной поддержке
инвестиционной деятельности в Тюменской
области";
2) резидентов зон экономического
развития, заключивших соглашение об
осуществлении деятельности в зоне
экономического развития в соответствии
с Законом Тюменской области "О зонах
экономического развития в Тюменской
области";
3) организаций, осуществляющих
строительство и эксплуатацию объектов
обращения с отходами на основании
концессионных соглашений;
4) организаций, оказывающих комплексные
услуги по выработке электрической
энергии на базе собственного мобильного
оборудования, пакетированного в
стандартных 20-футовых контейнерах, парк
которого составляет не менее 600 единиц;
5) организаций, созданных после 1 января
2014 года и имеющим на балансе на начало
налогового периода специализированный
парк железнодорожных грузовых вагонов и
вагонов-цистерн в количестве не менее 4 000
единиц;
6) организаций, осуществляющих
предпринимательскую деятельность в
сфере информационных технологий;
7) организаций народных художественных
промыслов.
Предоставление налоговых льгот
направлено на стимулирование развития
инвестиционной деятельности в Тюменской
области, повышение предпринимательской
активности, диверсификацию отраслевой
структуры региональной экономики,
решение вопросов
социально-экономического развития
области. В результате реализации Закона
Тюменской области "О предоставлении
налоговых льгот на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов отдельным
категориям налогоплательщиков" сумма
средств, которые предприятия региона
смогут направить на дальнейшее развитие,
оценивается в размере 4,7 млрд рублей.
Рисунок 11. Основные налоговые доходы
областного бюджета
в 2021 году, млрд рублей
Рисунок не приводится.
Сохранены меры поддержки субъектов
малого предпринимательства. Так,
изменениями, внесенными в Закон
Тюменской области "О моратории на
повышение налоговой ставки для
налогоплательщиков, применяющих
упрощенную систему налогообложения",
на налоговый период 2021 года для
налогоплательщиков, применяющих
упрощенную систему налогообложения с
объектом налогообложения "Доходы" и
осуществляющих деятельность в отраслях
экономики, в наибольшей степени
пострадавших в условиях ухудшения
ситуации в результате распространения
новой коронавирусной инфекции,
установлена ставка налога в размере 2%.
На 2022 год ставка налога, взимаемого в
связи с применением упрощенной системы
налогообложения, для
налогоплательщиков, выбравших объект
налогообложения "Доходы",
установлена в размере 4% (при базовой
ставке 6%).
Внесены изменения в Закон Тюменской
области "О патентной системе
налогообложения для индивидуальных
предпринимателей". Для индивидуальных
предпринимателей, использующих
патентную систему налогообложения,
решено на 2021 год применять для
налогообложения размеры потенциально
возможного к получению годового дохода
для видов предпринимательской
деятельности с коэффициентом 0,7.
В результате организации и
индивидуальные предприниматели
получили возможность снизить
обязательные платежи в бюджет Тюменской
области за 2021 год на сумму порядка 250 млн
рублей.
Областная Дума приняла Закон Тюменской
области "Об установлении на 2022 год
коэффициента, отражающего региональные
особенности рынка труда". В 2021 году
коэффициент, отражающий региональные
особенности рынка труда, был равен 2,636,
фиксированный авансовый платеж
составлял 5 896 рублей в месяц.
Региональный коэффициент на 2022 год
сохранен на уровне 2021 года. Исходя из
этого, а также учитывая прогнозируемый
на 2021 год коэффициент-дефлятор в размере
1,961, размер фиксированного авансового
платежа в 2022 году составит 6 203 рубля в
месяц.
В связи с изменениями федерального
законодательства в Законе Тюменской
области "О налоге на имущество
организаций" отменено освобождение от
налогообложения имущества:
- профессиональных
аварийно-спасательных служб,
профессиональных аварийно-спасательных
формирований, созданных органами
исполнительной власти Тюменской области
и органами местного самоуправления
Тюменской области;
- территориальных органов управления и
подразделений Государственной
противопожарной службы Министерства
Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, финансируемых из
областного и местных бюджетов;
- медицинских организаций по оказанию
нейрохирургической специализированной
медицинской помощи, производственные
мощности которых находятся в стадии
строительства и (или) ввода в
эксплуатацию.
Порядок оплаты налога приведен в
соответствие с положениями Налогового
кодекса Российской Федерации.
Внесены редакционные правки в тексты
законов Тюменской области "О
транспортном налоге", "О льготном
налогообложении в Тюменской области"
и "О предоставлении налоговых льгот на
2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
отдельным категориям
налогоплательщиков".
В 2021 году проведен мониторинг
правоприменения Закона Тюменской
области "О ставках налога на игорный
бизнес".
Депутатами рассмотрена информация
Управления Федеральной налоговой службы
по Тюменской области о поступлении
налоговых платежей, страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды и
задолженности по ним по состоянию на
01.10.2021.
Советом Законодателей Тюменской
области, Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры, Ямало-Ненецкого
автономного округа рассмотрены
информации о реализации на территории
Тюменской области, Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры и
Ямало-Ненецкого автономного округа
мероприятий по обеспечению комфортного
перехода с единого налога на вмененный
доход на иные режимы налогообложения.
В рамках работы по обеспечению
устойчивых темпов роста и повышения
конкурентоспособности промышленности и
промышленного сервиса областная Дума
рассмотрела информацию Правительства
Тюменской области о реализации
регионального проекта Тюменской области
"Системные меры развития
международной кооперации и экспорта"
(в рамках национального проекта
"Международная кооперация и
экспорт").
Рисунок 12. Индексы промышленного
производства по отдельным
видам деятельности
Рисунок не приводится.
Значительное количество контрольных
мероприятий было посвящено вопросам
развития агропромышленного комплекса.
Областная Дума рассмотрела информации:
- о ходе реализации Закона Тюменской
области "О ветеринарии в Тюменской
области";
- о ходе выполнения региональной
программы продовольственной
безопасности Тюменской области на 2011 - 2020
годы;
- о выполнении подпрограммы "Развитие
агропромышленного производства
Тюменской области" на 2013 - 2025 годы
государственной программы Тюменской
области "Развитие агропромышленного
комплекса" на 2013 - 2025 годы;
- о выполнении постановления Тюменской
областной Думы от 20.09.2018 N 1540 "О
рекомендациях "круглого стола" по
теме: "Совершенствование
товаропроводящей инфраструктуры и
системы логистических центров на
территории Тюменской области";
- о ходе выполнения постановления
Тюменской областной Думы от 24.05.2018 N 1300
"О рекомендациях "круглого стола"
по теме: "Обсуждение Федерального
закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении
гражданами садоводства и огородничества
для собственных нужд и о внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации";
- о ходе выполнения постановления
Тюменской областной Думы от 21.09.2017 N 711
"О рекомендациях "круглого стола"
по теме: "О развитии
сельскохозяйственной кооперации в
Тюменской области";
- о ходе выполнения постановления
Тюменской областной Думы от 18.12.2018 N 1795
"О рекомендациях "круглого стола"
по теме: "Развитие малых форм
хозяйствования - резерв
социально-экономического развития
сельских территорий";
- о выполнении Соглашения Департамента
агропромышленного комплекса Тюменской
области, Департамента образования и
науки Тюменской области и ФГБОУ ВО
"ГАУ Северного Зауралья" о
взаимодействии по реализации
регионального образовательного проекта
"Модернизация непрерывного аграрного
образования Тюменской области".
Внесены редакционные правки в Закон "О
ветеринарии в Тюменской области".
В сфере земельных отношений в целях
создания дополнительных механизмов
обеспечения качественным, доступным
жильем граждан с невысокими доходами
внесены изменения в Закон "О порядке
распоряжения и управления
государственными землями Тюменской
области". Пункт 2 статьи 14.3 Закона
дополнен новым критерием, при
соответствии которому инвестиционный
проект может быть признан масштабным,
что позволит предоставить в аренду
земельный участок для его реализации без
проведения торгов. Данный критерий
предусматривает, что лицо,
осуществляющее реализацию
инвестиционного проекта,
предполагающего строительство
многоквартирных домов, обеспечивает
предоставление физическим или
юридическим лицам жилых помещений в
таких многоквартирных домах на
основании договоров найма (аренды). При
этом введен ряд требований: объем
инвестиций лица, реализующего
инвестиционный проект, - не менее 400 млн
рублей; доля жилых помещений,
предоставляемых на основании договоров
найма (аренды) - не менее 90%; срок
исполнения обязательства по
предоставлению жилых помещений - не
менее 5 лет.
Кроме того, из компетенции совместной
комиссии по выработке решений о
предоставлении и передаче земельных
участков юридическим лицам и гражданам
исключен ряд функций, связанных с
распоряжением земельными участками,
поскольку порядок предоставления
гражданам для собственных нужд
земельных участков, находящихся в
государственной собственности,
урегулирован федеральным
законодательством.
Областная Дума поддержала проект
федерального закона "О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации" (о
предоставлении в собственность
земельных участков под жилыми домами и
продлении "дачной амнистии"),
внесенный в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской
Федерации сенатором Российской
Федерации А.А. Турчаком, депутатом
Государственной Думы П.В.
Крашенинниковым. Законопроект
предусматривает более благоприятные
условия для реализации гражданами своих
земельных и имущественных прав.
В 2021 году проведен мониторинг
правоприменения Закона Тюменской
области "О порядке распоряжения и
управления государственными землями
Тюменской области".
В рамках мероприятий по развитию
туристской индустрии комитетом
областной Думы по социальной политике
рассмотрена информация о выполнении
постановления Тюменской областной Думы
от 21.11.2019 N 2314 "О рекомендациях
"круглого стола" по теме:
"Развитие межрегиональных детских и
семейных туристских маршрутов".
Осуществляя контрольные полномочия в
сфере развития потребительского
сервиса, обеспечивающего удовлетворение
потребностей населения в товарах и
услугах, областная Дума рассмотрела
информацию Правительства Тюменской
области о реализации Закона Тюменской
области "Об особенностях
регулирования оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей
продукции в Тюменской области".
Рисунок 13. Оборот розничной торговли в 2017
- 2021 годах,
млрд рублей
Рисунок не приводится.
В целях своевременной разработки
нормативных правовых актов,
направленных на развитие малого и
среднего предпринимательства,
депутатами рассмотрена информация
Правительства Тюменской области о
реализации в регионе национального
проекта "Малое и среднее
предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской
инициативы".
Продолжена работа в сфере сохранения и
защиты природной среды, рационального
природопользования, создания
экологически безопасной и комфортной
обстановки для населения.
В целях обеспечения предоставления мер
социальной поддержки должностным лицам
уполномоченного органа Тюменской
области, осуществляющим федеральный
государственный контроль (надзор) в
области охраны, воспроизводства и
использования объектов животного мира и
среды их обитания, государственный
охотничий контроль (надзор), а также их
семьям внесены изменения в Закон "О
социальной поддержке отдельных
категорий граждан в Тюменской
области". Откорректированы положения
о предоставлении мер социальной
поддержки семьям лиц, выполнявших задачи
по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира и
среды их обитания, погибших при
исполнении должностных обязанностей.
Введена новая мера социальной поддержки
в форме единовременного денежного
пособия, которое выплачивается
должностному лицу в случае причинения
тяжкого вреда здоровью при исполнении им
обязанностей по выявлению,
предупреждению и пресечению
правонарушений в области охраны и
использования объектов животного мира и
среды их обитания, охоты и сохранения
охотничьих ресурсов.
Областная Дума рассмотрела информации
Правительства Тюменской области:
- о реализации Закона Тюменской области
"О добыче охотничьих ресурсов в
Тюменской области";
- о реализации регионального проекта
"Сохранение уникальных водных
объектов (Тюменская область)" (в рамках
национального проекта "Экология");
- о реализации регионального проекта
"Чистая страна (Тюменская область)"
(в рамках национального проекта
"Экология").
Комитет областной Думы по экономической
политике и природопользованию принял
участие в подготовке и проведении
Всероссийского экологического
диктанта.
Опыт работы в условиях чрезвычайной
ситуации, связанной с лесными пожарами
2021 года, обусловил необходимость
совершенствования регионального
законодательства в сфере управления
лесами, развития лесного хозяйства.
Рисунок 14. Расходы областного бюджета на
развитие лесного
хозяйства в 2017 - 2021 годах, млн рублей
Рисунок не приводится.
Изменениями, внесенными в Кодекс
Тюменской области об административной
ответственности, установлена
административная ответственность за
невыполнение муниципальных нормативных
правовых актов, устанавливающих
ограничения пребывания граждан в лесах
Тюменской области в целях обеспечения
пожарной безопасности. Предусмотрено,
что протоколы за указанное
правонарушение будут уполномочены
составлять должностные лица органов
местного самоуправления. Рассмотрение
дел в части невыполнения муниципальных
нормативных правовых актов,
устанавливающих ограничения пребывания
в лесах в Тюменской области, отнесено к
полномочиям административных комиссий.
Приоритет 3: Пространство
В целях обеспечения инфраструктурной
связанности региона, транспорта и
дорожной деятельности, повышения уровня
безопасности дорожного движения
областная Дума поддержала проекты
федеральных законов:
- "О внесении изменения в главу 51
Трудового кодекса Российской
Федерации", "О внесении изменений в
статьи 22.1 и 22.2 Федерального закона "О
государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" и Федеральный закон
"Устав автомобильного транспорта и
городского наземного электрического
транспорта", предусматривающие
установление запрета лицам, имеющим
неснятую или непогашенную судимость за
тяжкие и особо тяжкие преступления,
работать в такси и заниматься
пассажирскими перевозками;
- "О внесении изменений в Федеральный
закон "О техническом осмотре
транспортных средств и о внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации" и
отдельные законодательные акты
Российской Федерации". Предлагаемой
нормой предусматривается отмена
обязательного прохождения технического
осмотра для легковых автомобилей и
мототранспортных средств, принадлежащих
физическим лицам и используемых ими
исключительно в личных целях, не
связанных с иной деятельностью, в том
числе с предоставлением услуг легкового
такси, осуществлением перевозок
пассажиров, использованием личного
транспорта в служебных целях. При
коммерческом использовании
транспортного средства техосмотр
останется обязательным. Физическим
лицам нужно будет обеспечивать
прохождение технического осмотра
транспортных средств старше 4 лет лишь
для регистрационных действий.
Рисунок 15. Число погибших в
дорожно-транспортных
происшествиях, человек
Рисунок не приводится.
Депутатами рассмотрена информация
федерального казенного учреждения
"Федеральное управление
автомобильных дорог "Урал"
Федерального дорожного агентства"
(ФКУ "Уралуправтодор") об
осуществлении дорожной деятельности в
отношении автомобильных дорог
федерального значения, находящихся на
территории Тюменской области.
Приоритет 4: Управление
Одной из главных задач деятельности
Тюменской областной Думы является
обеспечение эффективного
взаимодействия Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры и Ямало-Ненецкого автономного
округа. Действенным инструментом
межпарламентского сотрудничества
выступает Совет Законодателей Тюменской
области, Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры и Ямало-Ненецкого
автономного округа.
Тюменская областная Дума седьмого
созыва определила своими
представителями в Совете Законодателей
Корепанова С.Е., Артюхова А.В., Нефедьева
В.А., Резяпову Г.А., Шевчик Н.А.
Первое заседание Совета Законодателей в
обновленном составе состоялось 6 декабря
2021 года, принято 6 протоколов согласия.
Продолжено развитие нормативной базы в
сфере функционирования органов
государственной власти.
В Законе "О государственных
должностях в Тюменской области"
закреплена обязанность лиц, замещающих
определенные законом государственные
должности и осуществляющих полномочия
на постоянной основе, участвующих на
безвозмездной основе в управлении
некоммерческой организацией, уведомлять
Губернатора области в предусмотренном
законом порядке об изменении
наименования, местонахождения, адреса
данной организации, о ее реорганизации,
изменении единоличного исполнительного
органа или коллегиального органа, в
качестве которого или в качестве члена
которого названное лицо участвует на
безвозмездной основе в управлении
некоммерческой организацией, об
изменении наименования
соответствующего органа или его
полномочий. В перечень государственных
должностей Тюменской области включена
должность "Аудитор Счетной палаты
Тюменской области".
Данная должность исключена из Законов
Тюменской области "О Реестре
должностей государственной гражданской
службы Тюменской области" и "О
порядке присвоения классных чинов
государственным гражданским служащим
Тюменской области".
Значительные изменения внесены в Закон
"О Счетной палате Тюменской
области". Численность аудиторов
Счетной палаты Тюменской области
увеличена с 5 до 7. Уточнены
квалификационные требования при
назначении на должности аудиторов и
руководителей Счетной палаты, вопросы
материального и социального обеспечения
работников палаты. Расширены полномочия
как самой Счетной палаты, так и ее
коллегии. Скорректирован порядок
заключения соглашений с
представительными органами
муниципальных образований Тюменской
области о передаче Счетной палате
Тюменской области полномочий по
осуществлению внешнего муниципального
финансового контроля.
Постановлением областной Думы штатная
численность Счетной палаты Тюменской
области увеличена с 65 до 67 единиц.
Изменениями, внесенными в Закон "О
нотариате в Тюменской области",
увеличено количество должностей
нотариусов в нотариальном округе в
пределах города Тюмени на 1 единицу и
уменьшено количество должностей
нотариусов на 1 единицу в пределах
территории Исетского района Тюменской
области.
Областная Дума поддержала проект
федерального закона "Об общих
принципах организации публичной власти
в субъектах Российской Федерации",
направленный на развитие положений
Конституции Российской Федерации о
единой системе публичной власти,
совершенствование механизмов
организации и взаимодействия органов
публичной власти (федеральных,
региональных, муниципальных) на
территориях субъектов Российской
Федерации.
В Регламент Тюменской областной Думы
внесены изменения, уточняющие порядок
информирования депутатом о
невозможности его присутствия на
заседании Тюменской областной Думы или о
намерении покинуть заседание до его
окончания.
Изменениями, внесенными в Положение об
Общественной молодежной палате при
Тюменской областной Думе, предусмотрено
увеличение предельного возраста членов
палаты до 35 лет, исключено положение о
двукратном сроке членства в палате.
В целях организации деятельности в
предстоящем году утверждены план работы
Тюменской областной Думы, план
законопроектных работ Тюменской
областной Думы и план мониторинга
правоприменения нормативных правовых
актов, принятых Тюменской областной
Думой, на 2022 год.
Для мониторинга определены следующие
законы Тюменской области:
- "О патентной системе налогообложения
для индивидуальных
предпринимателей";
- "О преобразовании Борковского
муниципального образования,
Каскаринского муниципального
образования и Созоновского
муниципального образования Тюменского
муниципального района Тюменской области
путем их объединения и внесении
изменений в отдельные законы Тюменской
области";
- "О регулировании отдельных отношений
в сфере добровольчества (волонтерства) в
Тюменской области";
- "О регулировании лесных отношений в
Тюменской области".
В ноябре постоянной комиссией областной
Думы по вопросам депутатской этики и
регламентным процедурам совместно с
прокуратурой Тюменской области,
Департаментом финансов Тюменской
области, Департаментом социального
развития Тюменской области проведен
семинар для депутатов областной Думы и
их помощников на тему: "Правовые и
организационные вопросы деятельности
депутата Тюменской областной Думы и
помощника депутата Тюменской областной
Думы" (более 60 участников).
Значительные изменения внесены в
областное законодательство,
регламентирующее вопросы
функционирования органов местного
самоуправления.
Из Закона "О местном самоуправлении в
Тюменской области" исключено
положение об отнесении должности
председателя контрольно-счетного органа
муниципального образования к
муниципальным должностям нормативным
правовым актом представительного органа
муниципального образования. Закреплена
обязанность лиц, замещающих
муниципальные должности и
осуществляющих полномочия на постоянной
основе, участвующих на безвозмездной
основе в управлении некоммерческой
организацией, уведомлять Губернатора
области в предусмотренном законом
порядке об изменении наименования,
местонахождения, адреса данной
организации, о ее реорганизации,
изменении единоличного исполнительного
органа или коллегиального органа, в
качестве которого или в качестве члена
которого названное лицо участвует на
безвозмездной основе в управлении
некоммерческой организацией, об
изменении наименования
соответствующего органа или его
полномочий.
В связи с изменениями федерального
законодательства, согласно которым
должности председателя, заместителей
председателя и аудиторов
контрольно-счетного органа
муниципального образования отнесены к
муниципальным должностям, указанные
должности исключены из Реестра
должностей муниципальной службы,
утвержденного Законом "О
муниципальной службе в Тюменской
области".
В тексте Закона "О наделении органов
местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями"
уточнены вопросы реализации органами
местного самоуправления
государственного полномочия по
организации мероприятий при
осуществлении деятельности по обращению
с животными без владельцев.
Областная Дума приняла Закон "О
внесении изменений в статью 1 Закона
Тюменской области "О
перераспределении полномочий между
органами местного самоуправления
Тюменской области и органами
государственной власти Тюменской
области и о внесении изменений в статью 14
Закона Тюменской области "О порядке
распоряжения и управления
государственными землями Тюменской
области".
Органам местного самоуправления
городского округа город Тюмень и
Тюменского муниципального района
возвращены полномочия по проведению
рекультивации и консервации земель, а
также по согласованию проектов
рекультивации и консервации в
установленных законодательством
случаях. Органам местного
самоуправления Тюменского
муниципального района возвращены также
полномочия по обеспечению ликвидации
мест несанкционированного размещения
твердых коммунальных отходов.
Областной Думой внесены изменения в
Закон "О закреплении отдельных
вопросов местного значения за сельскими
поселениями Тюменской области". С
учетом сложившейся в Тюменской области
системы противодействия терроризму и
экстремизму скорректирован перечень
вопросов местного значения,
закрепленных за сельскими поселениями,
входящими в состав Тюменского
муниципального района, в отношении
участия в профилактике терроризма и
экстремизма, а также в минимизации и (или)
ликвидации последствий проявлений
терроризма и экстремизма в границах
поселения. Определено, что данное
участие осуществляется в соответствии с
соглашениями.
На основании обращений органов местного
самоуправления депутатами принято
решение об отнесении территорий
населенных пунктов с. Аманадское и д.
Марай к территории Богандинского
сельского округа (ранее входили в состав
Винзилинского сельского округа).
Соответствующие изменения внесены в
Законы Тюменской области "Об
установлении границ муниципальных
образований Тюменской области и
наделении их статусом муниципального
района, городского округа и сельского
поселения" и "Об
административно-территориальном
устройстве Тюменской области".
Указанные изменения направлены на
улучшение управляемости территорий,
создание благоприятных и комфортных
условий для жизни жителей населенных
пунктов. Изменения границ муниципальных
образований не влекут за собой
упразднение муниципальных
образовательных учреждений.
Проведено заседание Совета
представительных органов муниципальных
образований Тюменской области.
Утвержден обновленный состав Совета,
рассмотрены итоги избирательной
кампании 2021 года и вопросы формирования
областного бюджета. Члены Совета
обсудили ход реализации программы
газификации Тюменской области и
принимаемые в регионе меры
противодействия распространению новой
коронавирусной инфекции.
Большое значение в работе регионального
парламента придается информационной
политике Тюменской областной Думы,
обеспечению населения полной,
своевременной и объективной
информацией.
За время работы Тюменской областной Думы
седьмого созыва в 2021 году выпущено 188
собственных программ, посвященных
заседаниям Думы, деятельности комитетов
и постоянной комиссии, работе депутатов
с избирателями, законодательным
инициативам народных избранников. Объем
произведенных программ по сравнению с
прошлым годом вырос почти на 40%.
Особое внимание при создании
телевизионного контента было уделено
приведению региональных
нормативно-правовых актов в
соответствие с поправками, внесенными в
Конституцию Российской Федерации.
Акцент был сделан на реализации
национальных проектов, законодательном
обеспечении мер поддержки граждан и
бизнеса в условиях распространения
коронавирусной инфекции. С целью
информирования граждан об избранных
депутатах нового созыва был подготовлен
значительный объем аудиовизуальной
продукции имиджевого характера.
В седьмом созыве в эфир регионального
телевидения вышли 15 программ "Ваш
депутат" (еженедельный дайджест
событий) и "Избирательный маршрут"
(передача о выездном мероприятии
регионального парламента). Радиоверсии
передач прозвучали в эфирах: "Радио
Россия "Регион-Тюмень", "Радио
Сити", "Радио-7", "Ямал-Регион"
и "Югра".
На протяжении последних трех лет
востребованной и популярной стала
телепрограмма "Актуально" -
короткий и емкий комментарий депутата по
принятому закону или значимому событию в
общественно-политической жизни региона.
В условиях сокращения публичной
активности именно программа
"Актуально" позволила депутатам
областной Думы постоянно присутствовать
в информационной повестке дня. Выпущено
98 программ.
В эфир вышло 3 радиопередачи "Народный
интерес", посвященные будням
парламента, депутатской деятельности,
новым законопроектам и инициативам, а
также работе в избирательных округах.
Программы транслировались в эфире
"Радио-7", "Регион-Тюмень",
"Ямал-Регион", "Югра".
Для радиостанции "Радио Сити" было
сделано 14 программ "Депутат
комментирует", для радиостанции
"Радио-7" и "Дача" подготовлены
43 передачи "Тюменская областная Дума.
Комментарий" с участием депутатов.
Создано 2 видеофильма по заказу
депутатов к памятным датам в истории
региона.
Сотрудники управления создали более 200
видеокомментариев с участием депутатов,
98 плановых фоторепортажей, в открытый
доступ было выложено 3 983 фотографии.
На официальном портале размещено 1 824
материала, из них 1 703 информационных
сообщения, 121 официальный документ,
справочный и информационный материал.
Рисунок 16. Количество СМИ, участвующих в
освещении
деятельности областной Думы, и публикаций о деятельности
областной Думы
Рисунок не приводится.
В освещении деятельности областной Думы
седьмого созыва в 2021 году приняли
участие 1 172 СМИ, которые опубликовали
более 10 000 материалов.
В сфере функционирования институтов
непосредственной демократии,
совершенствования избирательного
законодательства, в связи с уточнениями
в федеральном законодательстве
процедуры закупок, связанных с
подготовкой и проведением выборов и
референдумов, соответствующие изменения
внесены в Избирательный кодекс (Закон)
Тюменской области, Законы Тюменской
области "Об Избирательной комиссии
Тюменской области" и "О референдуме
Тюменской области".
Утвержден отчет Избирательной комиссии
Тюменской области о расходовании
средств областного бюджета, выделенных
на подготовку и проведение выборов
депутатов Тюменской областной Думы
седьмого созыва.
Областная Дума назначила членами
Избирательной комиссии Тюменской
области с правом решающего голоса:
- Авдеева Дмитрия Александровича,
предложенного для назначения в состав
комиссии Политической партией "НОВЫЕ
ЛЮДИ";
- Липу Леонида Александровича,
предложенного для назначения в состав
комиссии Политической партией
"КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ";
- Николаева Андрея Сергеевича,
предложенного для назначения в состав
комиссии Центральной избирательной
комиссией Российской Федерации;
- Плесовских Светлану Сергеевну,
предложенную для назначения в состав
комиссии Всероссийской политической
партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
- Фоминых Елену Васильевну, предложенную
для назначения в состав комиссии
Политической партией "Российская
партия пенсионеров за социальную
справедливость";
- Шишкина Антона Александровича,
предложенного для назначения в состав
комиссии Социалистической политической
партией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ -
ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ";
- Яковенко Александра Степановича,
предложенного для назначения в состав
комиссии Политической партией ЛДПР -
Либерально-демократической партией
России.
Итоги социально-экономического развития
Тюменской области (без автономных
округов) за 2021 год
Общая оценка социально-экономической
ситуации в регионе
По итогам 2021 года в Тюменской области
наблюдалось восстановление экономики
после снижения, вызванного
распространением новой коронавирусной
инфекции в 2020 году.
Возобновился рост промышленного
производства. Продолжается реализация
инвестиционных проектов, при этом
наибольший объем инвестиций направлен в
производственный сектор. Положительная
динамика отмечается в потребительском
секторе - увеличивается оборот розничной
торговли и объем платных услуг
населению.
В 2021 году состоялось знаковое событие в
развитии транспортной инфраструктуры -
открыт аэропорт Ремезов в г. Тобольске.
В сфере экологии Тюменская область
первой в России выполнила поручение
Президента Российской Федерации о
создании карбонового полигона.
Регион занял второе место в рейтинге
качества жизни в России, сформированном
Агентством стратегических инициатив.
Тюменская область заняла пятое место в
рейтинге регионов по социальной
ориентированности бюджетов,
подготовленном РИА "Новости". Кроме
того, область включена Минфином РФ в
число регионов с высоким качеством
управления региональными финансами.
Инвестиции
Объем инвестиций в основной капитал в 2021
году в Тюменской области составил 212,8
млрд рублей, что составляет 67,8% от
показателя за 2020 год. Динамика
обусловлена эффектом высокой базы
прошлых лет, завершением крупных
финансово емких инвестиционных
проектов.
Рисунок 17. Объем инвестиций в основной
капитал, млрд рублей
Рисунок не приводится.
Промышленное производство
Индекс промышленного производства за 2021
год составил 104,2% к уровню 2020 года (по РФ -
105,3%), в обрабатывающих отраслях - 108,5% (по
РФ - 105,0%).
Наибольшие темпы роста отмечены в
производстве:
- лекарственных средств и материалов,
применяемых в медицинских целях (170,2% к
уровню 2020 года);
- электрического оборудования (123,7%);
- бумаги и бумажных изделий (119,1%);
- химических веществ и химических
продуктов (117,8%);
- резиновых и пластмассовых изделий
(117,3%).
Индекс добычи полезных ископаемых
составил 95,0% к 2020 году (по РФ - 104,8%). В 2021
году добыто добыто 10,6 млн тонн сырой
нефти (94,9% к уровню предыдущего года) и 342,4
млн м3 природного газа (96,6% к уровню
прошлого года).
В "Обеспечении электрической
энергией, газом и паром;
кондиционировании воздуха" индекс
составил 103,4% (по РФ - 106,8%); в
"Водоснабжении; водоотведении,
организации сбора и утилизации отходов,
деятельности по ликвидации
загрязнений" - 129,7% (по РФ - 115,8%).
Сельское хозяйство
Объем продукции сельского хозяйства в
хозяйствах всех категорий за 2021 года
составил 81,0 млрд рублей (96,8% к 2020 году в
сопоставимых ценах).
Индекс производства продукции
животноводства составил 99,5% (по
Российской Федерации - 99,8%), индекс
производства в растениеводстве составил
92,0% (по РФ - 98,6%).
В 2021 году хозяйствами всех категорий
произведено 197,8 тыс. тонн мяса в живом
весе (120,8% к 2020 году), 554,1 тыс. тонн молока
(99,8%), 1 393,0 млн штук яиц (89,4%).
В сельскохозяйственных организациях
увеличилось производство мяса (в живом
весе) и молока по сравнению с 2020 годом на
29,1% и 2,2% соответственно, производство яиц
сократилось на 11,3%.
Валовой сбор зерновых и зернобобовых
культур в хозяйствах всех категорий
составил 1 128,9 тыс. тонн в весе после
доработки (83,2% к 2020 году), урожайность - 16,3
ц/га.
Собрано 319,6 тыс. тонн картофеля (99,4% к 2020
году) при урожайности 197,1 ц/га; 116,0 тыс.
тонн овощей (91,5% к 2020 году) при
урожайности овощей открытого грунта 319,4
ц/га.
В Тюменской области в 2021 году в сфере
агропромышленного комплекса и пищевой
промышленности реализован 91
инвестиционный проект с общим объемом
инвестиций 11,8 млрд рублей. Создано более
900 новых рабочих мест. Наиболее крупными
из реализованных инвестиционных
проектов являются:
- строительство 3-й очереди тепличного
комбината ООО "ТК Тюмень Агро" по
производству плодоовощной продукции в
закрытом грунте в Тюменском районе;
- открытие ООО "Руском" в
Голышмановском городском округе и
Юргинском муниципальном районе
комплекса полного цикла по выращиванию и
переработке бройлеров мощностью 40 000
тонн в год, элеваторного комплекса для
подработки зерновых культур и
комбикормового завода.
На начало 2022 года в стадии выполнения
находится более 160 проектов в сфере
агропромышленного комплекса и пищевой
промышленности с общим объемом
инвестиций более 54 млрд рублей.
Строительство
Объем строительных работ за 2021 год
составил 151,7 млрд рублей (83,2% к уровню 2020
года, по Российской Федерации - 106,0%).
За 2021 год всего (с учетом жилых домов,
построенных на земельных участках для
ведения садоводства) введено 1 706,2 тыс. кв.
метров жилья (107,9% к уровню 2020 года, по РФ -
112,7%). В расчете на 1 000 населения ввод
составил 1 102,3 кв. метра (по РФ - 634,7 кв. м на
1 000 населения). Доля жилья, построенного
населением, составила 46,9% от общего ввода
(800,3 тыс. кв. метров).
По данным РИА "Рейтинг", регион
занимает 3-е место в стране по развитию
ипотеки.
В 2021 году подписано соглашение с АО
"ДОМ.РФ" о строительстве арендного
жилья в Тюмени.
Показатель расселения аварийного жилого
фонда на 28% превысил уровень 2020 года.
Минэнерго РФ включило Тюменскую область
в пилотный проект социальной
газификации (бесплатное подведение газа
до границ участка).
В рамках региональной программы
газификации в 2021 году осуществлено
строительство объектов газоснабжения
для более 6 тысяч потребителей, построено
258 км газораспределительных сетей.
Уровень жизни населения
Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата за 2021 год составила 55,9
тыс. рублей (106,2% к аналогичному
показателю прошлого года). Реальная
заработная плата увеличилась на 0,6%.
Рисунок 18. Среднемесячная начисленная
заработная плата
в 2017 - 2021 годах, рублей
Рисунок не приводится.
Среднедушевые денежные доходы населения
за 2021 год в номинальном выражении
выросли на 6% к аналогичному показателю
прошлого года и составили 33,0 тыс. рублей,
рост реальных денежных доходов составил
0,5% (по РФ - 3,4%).
Труд и занятость
Численность официально
зарегистрированных безработных на 31
декабря 2021 года - 4,0 тыс. человек, что
составляет 19,8% от числа
зарегистрированных безработных на
аналогичную дату прошлого года.
Транспорт
Грузооборот автомобильного транспорта
организаций (без субъектов малого
предпринимательства) за 2021 год составил 1
285,0 млн т-км, по сравнению с аналогичным
показателем 2020 года снизился на 16,0%.
Пассажирооборот автомобильного
транспорта общего пользования за 2021 год
составил 1 259,8 млн пасс.-км, по сравнению с
2020 годом увеличился на 10,8%.
В 2021 году в регионе отремонтированы или
реконструированы 224 объекта дорожного
хозяйства общей протяженностью около 300
километров.
Внешнеэкономическая деятельность
За 2021 год по данным Уральского
таможенного управления, внешнеторговый
оборот, с учетом взаимной торговли со
странами ЕАЭС, составил 2 764,6 млн долл. США
(экспорт - 1 621,3 и импорт - 1 143,3 млн долл.
США). Положительное сальдо внешней
торговли составило 478 млн долл. США.
В структуре экспорта наибольший
удельный вес (77,1%) занимала продукция
химической промышленности. В 2021 году
этой продукции экспортировано на сумму 1
250,1 млн долл. США.
На втором месте (8,7% от всего экспорта)
товары топливно-энергетического
комплекса - в основном дизельное топливо,
сжиженные углеводородные газы. В 2021 году
этой продукции экспортировано на сумму
141,8 млн долл. США.
Доля экспорта машин, оборудования и
транспортных средств - 4,8%, продукции
деревообработки (фанера клееная,
пиломатериалы) - 4,0%; продовольственных
товаров и сельскохозяйственного сырья -
2,1%; металлов и изделий из них - 2,0%.
Основные экспортные поставки товаров
осуществлены в Китай (16,9% от общего
объема экспорта), Турцию (13,9%), Бельгию
(12,3%), Польшу (9,3%), Нидерланды (6,8%).
В товарной структуре импорта наибольший
удельный вес (70,9%) занимали машины,
оборудование и транспортные средства. На
долю продукции химической
промышленности приходилось 17,7%, металлов
и изделий из них - 7,2%.
Основные импортные поставки товаров
осуществлены из Германии (27,4% от общего
объема импорта), Италии (10,1%), Китая (10,1%),
Республики Корея (9,6%), США (7,2%).
Потребительский рынок
За 2021 год населением приобретено товаров
на сумму 463,6 млрд рублей (105,6% к уровню 2020
года в сопоставимых ценах). На душу
населения реализовано товаров на сумму
299,5 тыс. рублей (в среднем по Российской
Федерации - 269,2 тыс. рублей). По этому
показателю область занимает 8-е место
среди субъектов Российской Федерации.
Платных услуг населению оказано на 125,4
млрд рублей (120,5% к уровню 2020 года в
сопоставимых ценах). В расчете на душу
населения оказано услуг на 81,0 тыс. рублей
(в среднем по Российской Федерации - 75,9
тыс. рублей).
Демография
Численность населения на 01.01.2022, по
предварительным данным, составила 1 552,4
тыс. человек, увеличившись по сравнению с
данными на 01.01.2021 на 8,9 тыс. человек.
За 2021 год в области естественная убыль
населения составила 2 971 человек,
миграционный прирост - 11 863 человека.
Развитие социальной сферы
В 2021 году в регионе введены в
эксплуатацию 30 социальных объектов, в
том числе 6 школ, 9 детских садов, 3
спортивных объекта, 7 объектов
здравоохранения, 2 объекта культуры.
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 22 июля 2024 года)
- Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 30 сентября 2024 года) (редакция, действующая с 30 октября 2024 года)
- О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 19 августа 2024 года)
- Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изменениями на 21 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 1 июня 2022 года) (утратил силу с 01.01.2023 на основании Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ)
- О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 19 октября 2023 года) (редакция, действующая с 1 октября 2024 года)
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изменениями на 26 сентября 2024 года)