ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2022 года N 279-п
Об утверждении Бюджетного прогноза
Ярославской области на долгосрочный
период (на 2022 - 2033 годы) и о признании
утратившими силу отдельных
постановлений Правительства области
(с изменениями на 26 февраля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 15.02.2023 N 111-п, от 26.02.2024 N 200-п)
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации,
постановлением Правительства области от
12.08.2015 N 904-п "Об утверждении Порядка
разработки бюджетного прогноза
Ярославской области на долгосрочный
период"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Бюджетный
прогноз Ярославской области на
долгосрочный период (на 2022 - 2033 годы).
2. Признать утратившими силу
постановления Правительства области:
- от 12.02.2016 N 139-п "Об утверждении
Бюджетного прогноза Ярославской области
на долгосрочный период (на 2016 - 2027
годы)";
- от 01.03.2018 N 111-п "О внесении изменений в
постановление Правительства области от
12.02.2016 N 139-п";
- от 28.02.2019 N 138-п "О внесении изменений в
постановление Правительства области от
12.02.2016 N 139-п";
- от 30.01.2020 N 63-п "О внесении изменений в
постановление Правительства области от
12.02.2016 N 139-п";
- от 04.02.2021 N 37-п "О внесении изменений в
постановление Правительства области от
12.02.2016 N 139-п".
3. Постановление вступает в силу с
момента подписания.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора области
М.Я.ЕВРАЕВ
Утвержден
постановлением
Правительства области
от 12.04.2022 N 279-п
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (НА 2022 - 2033 ГОДЫ)
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 15.02.2023 N 111-п, от 26.02.2024 N 200-п)
I. Основные понятия
Бюджетный прогноз Ярославской области
на долгосрочный период (на 2022 - 2033 годы)
(далее - Бюджетный прогноз) разработан в
соответствии с требованиями статьи 170.1
Бюджетного кодекса Российской Федерации
и на основании постановления
Правительства области от 12.08.2015 N 904-п
"Об утверждении Порядка разработки
бюджетного прогноза Ярославской области
на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз разработан на 12 лет (на
2022 - 2033 годы) с учетом стратегических
целей, сформулированных в посланиях
Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской
Федерации, в указах Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204
"О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", от 21 июля 2020 года N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года", в
Стратегии социально-экономического
развития Ярославской области до 2030 года,
утвержденной постановлением
Правительства области от 06.03.2014 N 188-п
"Об утверждении Стратегии
социально-экономического развития
Ярославской области до 2030 года".
Бюджетный прогноз разработан на основе
прогноза социально-экономического
развития Ярославской области на
долгосрочный период, утвержденного
постановлением Правительства области от
09.11.2021 N 776-п "О прогнозе
социально-экономического развития
Ярославской области на долгосрочный
период 2022 - 2033 годов".
II. Описание основных сценарных условий,
параметров вариантов долгосрочного
прогноза и обоснование выбора варианта
долгосрочного прогноза в качестве
базового для целей Бюджетного прогноза
В 2019 году в социально-экономическом
развитии Ярославской области
наблюдались разнонаправленные
тенденции в части изменения основных
социально-экономических показателей.
Так, в отчетном периоде зафиксирован
рост инвестиций в основной капитал,
промышленного производства за счет
увеличения производства по виду
деятельности "Обрабатывающие
производства". В строительстве
произошел спад на фоне стабильного роста
в предыдущие годы, в то же время сельское
хозяйство, ввод в действие жилых домов
сохранили тенденцию роста. В
общественном питании наблюдался
значительный рост при минимальном
приросте оборота розничной торговли и
реальной заработной платы.
По итогам 2020 года экономика Ярославской
области продемонстрировала низкие
значения ключевых
социально-экономических показателей
развития, что в большей степени
обусловлено влиянием пандемии новой
коронавирусной инфекции. Произошел
значительный спад в отраслях, наиболее
пострадавших от ограничений, вызванных
распространением новой коронавирусной
инфекции, а именно в розничной торговле,
в общественном питании, на рынке платных
услуг населению, также выросла
безработица. Такие ключевые отрасли, как
промышленность и сельское хозяйство,
также продемонстрировали, пусть и
незначительное, снижение производства
относительно значений 2019 года. В то же
время в 2020 году зафиксирован
значительный рост объема работ,
выполненных по виду деятельности
"Строительство", а также, пусть и
незначительный, рост реальной
заработной платы.
Сценарные условия Бюджетного прогноза
вытекают из двух вариантов прогноза
социально-экономического развития
Ярославской области на долгосрочный
период 2022 - 2033 годов.
Первый вариант является консервативным.
Он построен исходя из неблагоприятного
сценария внешних и внутренних условий
функционирования экономики и социальной
сферы области. Согласно консервативному
варианту в долгосрочной перспективе
прогнозируются:
- минимальный положительный прирост
валового регионального продукта;
- сохранение высокой инфляции;
- дальнейшее падение объемов инвестиций;
- снижение численности занятых в
экономике.
Второй вариант является благоприятным,
исходит из более благоприятных условий
развития экономики области и ее
социальной сферы. Согласно
благоприятному варианту
предполагаются:
- плавное ускорение темпа прироста
валового регионального продукта;
- постепенное замедление темпов
инфляции;
- рост инвестиций в основной капитал.
Основными принципами долгосрочной
бюджетной политики являются надежность
и достоверность. В основу Бюджетного
прогноза в качестве базового на период
2022 - 2024 годов закладывается
консервативный вариант прогноза
социально-экономического развития
Ярославской области на долгосрочный
период 2022 - 2033 годов, на период 2025 - 2033
годов базовым определен благоприятный
вариант прогноза
социально-экономического развития
Ярославской области на долгосрочный
период 2022 - 2033 годов.
III. Итоги развития и основные направления
бюджетной политики Ярославской области
на долгосрочный период
1. Экономическое развитие Ярославской
области, как и Российской Федерации в
целом, в 2020 и 2021 годах определялось
эпидемиологической ситуацией, связанной
с распространением новой коронавирусной
инфекции.
В сложившихся условиях бюджетная
политика Ярославской области была
направлена главным образом на
преодоление последствий пандемии новой
коронавирусной инфекции, социальную
защиту граждан, а также на создание
условий для восстановления и
дальнейшего роста региональной
экономики.
Своевременно принятые в начале 2020 года и
в дальнейшем меры по снижению влияния
ухудшения экономической ситуации на
развитие отраслей экономики и
социальной сферы области обеспечили
устойчивость исполнения областного
бюджета в 2020 году. Все принятые в
Ярославской области социальные
обязательства исполнены своевременно и
в полном объеме.
В непростых финансовых условиях особое
внимание уделялось мерам по укреплению
ликвидности и устойчивости областного
бюджета, что в совокупности с
применением мер по укреплению доходной
части областного бюджета позволило
минимизировать потребность в
привлечении заемного финансирования для
покрытия дефицита областного бюджета и
расходы на обслуживание долговых
обязательств.
Основными итогами реализации бюджетной
политики в 2020 и 2021 годах являются:
- безусловное выполнение социальных
обязательств Ярославской области;
- участие в реализации национальных
проектов, определенных Указом
Президента Российской Федерации от 21
июля 2020 года N 474 "О национальных целях
развития Российской Федерации на период
до 2030 года";
- обеспечение реализации указов
Президента Российской Федерации в части
сохранения достигнутого соотношения
оплаты труда в сферах образования,
здравоохранения, культуры и социального
обслуживания населения;
- совершенствование межбюджетных
отношений с муниципальными
образованиями Ярославской области;
- реализация механизма инициативного
бюджетирования в рамках губернаторского
проекта "Решаем вместе!" в целях
вовлечения граждан в решение
первоочередных проблем местного
значения;
- разработка и внедрение критериев
адресности и нуждаемости при
предоставлении мер социальной поддержки
и социальной помощи отдельным
категориям граждан в целях оказания
поддержки наиболее социально
незащищенным категориям граждан;
- формирование областного бюджета в
программном формате;
- недопущение кредиторской
задолженности по заработной плате и
социальным выплатам;
- внедрение государственной
информационной системы "Единая
интегрированная информационная система
управления бюджетным процессом
"Электронный бюджет Ярославской
области" на уровне муниципальных
образований с целью расширения
функциональных возможностей единой
системы управления бюджетным процессом
в части автоматизации процессов
планирования бюджета на основе
методологии программно-целевого
бюджетирования с применением
веб-технологий;
- развитие практики оформления и
опубликования "бюджета для
граждан", содержащего информацию об
областном бюджете в доступной и понятной
форме;
- повышение открытости бюджетного
процесса и информированности жителей
области о состоянии финансово-бюджетной
сферы области путем организации
онлайн-трансляции публичных слушаний по
исполнению областного бюджета в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" и размещения
информации об областном бюджете в
социальных сетях.
2. Основной целью бюджетной политики
является постепенный возврат региона к
налоговому и финансовому климату,
существовавшему до введения
ограничительных мер в условиях пандемии
новой коронавирусной инфекции.
3. Основными задачами в рамках достижения
цели бюджетной политики являются:
3.1. Достижение целей и решение задач,
определенных Посланием Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации от 21
апреля 2021 года, а также Указом Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 года N
474 "О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года", в рамках реализации
национальных и федеральных проектов.
3.2. Сохранение уровня расходных
обязательств Ярославской области по
всем первоочередным и социально
значимым направлениям.
В условиях преодоления
эпидемиологических последствий это
позволит предусмотреть необходимый
уровень финансового обеспечения
расходов областного бюджета,
формирующих качество жизни жителей
области, а также создать условия для
дальнейшего восстановления
экономической активности.
3.3. Обеспечение сбалансированности
областного бюджета.
Для обеспечения сбалансированности и
устойчивости бюджетной системы области,
а также выполнения соглашений о
предоставлении области бюджетных
кредитов из федерального бюджета,
заключенных с Министерством финансов
Российской Федерации, необходимо
принимать меры, направленные на
ограничение дефицита областного бюджета
и снижение уровня долговой нагрузки, что
создаст условия для социальной и
экономической стабильности в области.
3.4. Приоритизация и повышение
эффективности бюджетных расходов.
Повышение эффективности бюджетных
расходов и устойчивости областного
бюджета за счет выявления и сокращения
неэффективных затрат, концентрации
ресурсов на приоритетных направлениях
развития и выполнение публичных
обязательств.
3.5. Сохранение долгосрочной устойчивости
бюджетной системы Ярославской области.
Реализация бюджетной политики
Ярославской области должна
осуществляться с учетом прогнозируемых
на долгосрочный период рисков развития
экономики, рисков сбалансированности
областного бюджета, с применением
адекватных мер по их минимизации.
Бюджетная политика как составная часть
экономической политики региона нацелена
на повышение уровня и качества жизни
населения через повышение уровня
экономического развития и реализуется
по основным направлениям, определенным
Стратегией социально-экономического
развития Ярославской области до 2030 года,
утвержденной постановлением
Правительства области от 06.03.2014 N 188-п
"Об утверждении Стратегии
социально-экономического развития
Ярославской области до 2030 года":
- обеспечение доступности и повышение
качества образования;
- повышение качества и доступности
медицинских услуг;
- развитие промышленности;
- обеспечение граждан качественным и
доступным жильем, развитие
жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие общественного транспорта и
транспортной инфраструктуры;
- развитие массового спорта и спорта
высших достижений;
- повышение инвестиционной
привлекательности региона;
- развитие агропромышленного комплекса;
- развитие туризма;
- развитие сферы культуры;
- повышение эффективности работы и
открытости органов власти.
Для развития экономики региона
необходимо создать условия для притока
инвестиций, повышать привлекательность
Ярославской области не только для
отдельных производств, а комплексно,
постоянно усиливать позиции региона в
конкурентной борьбе за инвесторов.
3.6. Расширение практики инициативного
бюджетирования.
В целях развития института
инициативного бюджетирования
планируется:
- включение механизма инициативного
бюджетирования в процедуру разработки и
последующей реализации отдельных
государственных программ;
- формирование и обеспечение свободного
доступа к обучающим и информационным
материалам по практикам инициативных
проектов;
- расширение типов практик инициативного
бюджетирования, их развитие,
распространение передового опыта в
условиях пандемии новой коронавирусной
инфекции.
Результаты использования бюджетных
средств должны быть востребованы
жителями Ярославской области. При
решении вопросов повышения качества
жизни в регионе необходимо учитывать
мнение и потребности жителей, обеспечить
их полноценное участие в выборе
приоритетов бюджетных расходов на
местах посредством применения механизма
инициативного бюджетирования.
3.7. Осуществление мониторинга и контроля
за эффективным использованием бюджетных
средств. Повышение качества финансового
менеджмента главных администраторов
средств областного бюджета, в том числе
за счет стимулирования субъектов
бюджетного планирования, показывающих
наилучшие результаты.
IV. Основные риски, влияющие на
сбалансированность областного бюджета
В сфере бюджетной политики риски
невыполнения плановых расходных
обязательств зависят от множества
внешних и внутренних факторов. Внешними
факторами являются экономические,
финансовые, торговые, другие санкции в
отношении Российской Федерации. Ввиду
обострения внешнеполитической ситуации
и санкционного давления основной целью
бюджетной политики является оперативное
принятие комплекса мер по обеспечению
сбалансированности и устойчивости
бюджетной системы:
- проведение оценки доходных источников
формирования бюджета;
- анализ расходов;
- формирование финансовых резервов за
счет сокращения расходов, не являющихся
первоочередными, в целях обеспечения
социально значимых расходных
обязательств;
- постоянный контроль за исполнением
местных бюджетов до улучшения
экономической ситуации.
Также действующим законодательством
предлагается возможность оперативного
перераспределения бюджетных
ассигнований в ходе исполнения
регионального бюджета в 2022 году с их
последующим использованием в целях
реализации мероприятий, связанных с
предотвращением влияния изменения
геополитической обстановки и ухудшения
экономической ситуации на развитие
отраслей экономики и финансового
сектора, а также на иные цели,
определенные Правительством Российской
Федерации, высшим исполнительным
органом субъекта Российской Федерации,
местной администрацией соответственно.
Внутренним фактором риска зачастую
является бюджетная политика Российской
Федерации в части перераспределения
дополнительных полномочий на уровень
субъектов, внесения изменений в
межбюджетные отношения или принятия на
федеральном уровне решений, приводящих к
увеличению стоимости расходных
обязательств регионов и
муниципалитетов.
Данные меры могут повлечь за собой
значительное увеличение расходной
нагрузки на областной бюджет или
сокращение объема и количества
межбюджетных трансфертов,
предоставляемых из федерального
бюджета. Кроме того, рост стоимости
расходных обязательств может быть
обусловлен неблагоприятными
экономическими условиями, ростом
инфляции и цен на услуги естественных
монополий.
Фактором риска невыполнения плановых
расходных обязательств является
невыполнение доходной части областного
бюджета в результате:
- недостижения плановых показателей
прогноза социально-экономического
развития Ярославской области и
Российской Федерации в части роста
инвестиций, объемов промышленного
производства, прибыли организаций и
доходов населения;
- использования недобросовестными
налогоплательщиками схем уклонения от
уплаты налогов и получения
необоснованной налоговой выгоды.
Наиболее существенными рисками,
связанными с реализацией долговой
политики, остаются риск
рефинансирования ранее принятых
долговых обязательств и процентный риск,
связанные с увеличением расходов на
обслуживание государственного долга
вследствие невыгодных условий
привлечения заимствований на
вынужденное рефинансирование уже
имеющихся обязательств и изменением
процентных ставок на финансовом рынке.
В целях снижения указанных рисков при
планировании и исполнении областного
бюджета необходимо придерживаться
политики оптимизации и сдерживания
роста расходов.
V. Прогноз основных характеристик
областного бюджета на долгосрочный
период 2022 - 2033 годов
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 26.02.2024 N 200-п)
(млн руб.)
Основные характеристики |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета |
80359,4 |
97650,1 |
113165,1 |
117627,6 |
125688,9 |
130339,9 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов |
0 |
351,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели |
889,4 |
1096,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Расходы областного бюджета |
81681,6 |
99098,5 |
113165,1 |
117627,6 |
125688,9 |
130339,9 |
Дефицит/профицит |
-3950,0 |
-8955,0 |
2774,5 |
-747,1 |
0 |
0 |
Источники погашения дефицита |
3950,0 |
8955,0 |
-2774,5 |
747,1 |
0 |
0 |
Государственный долг Ярославской области |
48607,4 |
54992,6 |
52218,2 |
51015,0 |
49064,7 |
47114,4 |
(продолжение таблицы)
Основные характеристики |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
1 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета |
136074,3 |
141517,3 |
147461,0 |
153506,9 |
159954,2 |
166512,3 |
Расходы областного бюджета |
136074,3 |
141517,3 |
147461,0 |
153506,9 |
159954,2 |
166512,3 |
Дефицит/профицит |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Источники погашения дефицита |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Государственный долг Ярославской области |
45164,1 |
44699,4 |
44699,4 |
44699,4 |
44699,4 |
44699,4 |
VI. Показатели финансового обеспечения
государственных программ Ярославской
области (источник финансового
обеспечения - налоговые и неналоговые
доходы областного бюджета, дотации
бюджетам субъектов Российской
Федерации)
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 26.02.2024 N 200-п)
(млн руб.)
N п/п |
Наименование государственной программы |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Государственная программа "Доступная среда в Ярославской области" |
17 |
18 |
27 |
8 |
8 |
2 |
Государственная программа "Защита населения и территории Ярославской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" |
755 |
927 |
796 |
780 |
780 |
3 |
Государственная программа "Информационное общество в Ярославской области" |
712 |
1326 |
1280 |
844 |
810 |
4 |
Государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области" |
6 |
79 |
350 |
11 |
1 |
5 |
Государственная программа "Местное самоуправление в Ярославской области" |
335 |
245 |
375 |
79 |
79 |
6 |
Государственная программа "Научно-техническое развитие Ярославской области" |
0 |
80 |
223 |
60 |
60 |
7 |
Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" |
1038 |
1615 |
1025 |
753 |
754 |
8 |
Государственная программа "Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области" |
3130 |
2876 |
3750 |
3227 |
3207 |
9 |
Государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на территории Ярославской области" |
15 |
89 |
211 |
204 |
204 |
10 |
Государственная программа "Охрана окружающей среды в Ярославской области" |
271 |
135 |
195 |
113 |
164 |
11 |
Государственная программа "Развитие государственной ветеринарной службы Ярославской области" |
129 |
131 |
143 |
122 |
122 |
12 |
Государственная программа "Развитие дорожного хозяйства в Ярославской области" |
10554 |
11411 |
15009 |
13384 |
13513 |
13 |
Государственная программа "Развитие здравоохранения в Ярославской области" |
12896 |
15541 |
14929 |
15306 |
14353 |
14 |
Государственная программа "Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области" |
41 |
95 |
132 |
64 |
64 |
15 |
Государственная программа "Развитие системы государственных и муниципальных закупок, имущественных торгов Ярославской области" |
33 |
41 |
37 |
36 |
36 |
16 |
Государственная программа "Развитие культуры в Ярославской области" |
2219 |
2705 |
2970 |
2453 |
2452 |
17 |
Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Ярославской области" |
41 |
76 |
82 |
78 |
78 |
18 |
Государственная программа "Развитие молодежной политики и патриотическое воспитание в Ярославской области" |
138 |
172 |
252 |
162 |
162 |
19 |
Государственная программа "Развитие образования в Ярославской области" |
22332 |
24535 |
26168 |
24939 |
25288 |
20 |
Государственная программа "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" |
135 |
53 |
57 |
57 |
57 |
21 |
Государственная программа "Развитие сельского хозяйства в Ярославской области" |
554 |
534 |
488 |
383 |
381 |
22 |
Государственная программа "Развитие системы государственного управления на территории Ярославской области" |
17 |
24 |
43 |
34 |
34 |
23 |
Государственная программа "Развитие транспортного комплекса в Ярославской области" |
3064 |
8464 |
13414 |
14724 |
15705 |
24 |
Государственная программа "Развитие туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области" |
39 |
163 |
1492 |
342 |
342 |
25 |
Государственная программа "Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области" |
767 |
1640 |
1396 |
1285 |
408 |
26 |
Государственная программа "Содействие занятости населения Ярославской области" |
217 |
241 |
244 |
235 |
235 |
27 |
Государственная программа "Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области" |
7519 |
8975 |
6865 |
4419 |
2918 |
28 |
Государственная программа "Социальная поддержка населения Ярославской области" |
10700 |
11935 |
12617 |
12975 |
13149 |
29 |
Государственная программа "Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области" |
403 |
462 |
635 |
84 |
104 |
30 |
Государственная программа "Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области" |
2268 |
1213 |
1679 |
630 |
0 |
31 |
Государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области" |
169 |
315 |
601 |
341 |
341 |