Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2022 года N 279-п


Об утверждении Бюджетного прогноза Ярославской области на долгосрочный период (на 2022 - 2033 годы) и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области

(с изменениями на 26 февраля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 15.02.2023 N 111-п, от 26.02.2024 N 200-п)




В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства области от 12.08.2015 N 904-п "Об утверждении Порядка разработки бюджетного прогноза Ярославской области на долгосрочный период"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемый Бюджетный прогноз Ярославской области на долгосрочный период (на 2022 - 2033 годы).


2. Признать утратившими силу постановления Правительства области:


- от 12.02.2016 N 139-п "Об утверждении Бюджетного прогноза Ярославской области на долгосрочный период (на 2016 - 2027 годы)";


- от 01.03.2018 N 111-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 12.02.2016 N 139-п";


- от 28.02.2019 N 138-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 12.02.2016 N 139-п";


- от 30.01.2020 N 63-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 12.02.2016 N 139-п";


- от 04.02.2021 N 37-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 12.02.2016 N 139-п".


3. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Временно исполняющий обязанности
Губернатора области
М.Я.ЕВРАЕВ



Утвержден
постановлением
Правительства области
от 12.04.2022 N 279-п



БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (НА 2022 - 2033 ГОДЫ)

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 15.02.2023 N 111-п, от 26.02.2024 N 200-п)




I. Основные понятия


Бюджетный прогноз Ярославской области на долгосрочный период (на 2022 - 2033 годы) (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и на основании постановления Правительства области от 12.08.2015 N 904-п "Об утверждении Порядка разработки бюджетного прогноза Ярославской области на долгосрочный период".


Бюджетный прогноз разработан на 12 лет (на 2022 - 2033 годы) с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года".


Бюджетный прогноз разработан на основе прогноза социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период, утвержденного постановлением Правительства области от 09.11.2021 N 776-п "О прогнозе социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2022 - 2033 годов".



II. Описание основных сценарных условий, параметров вариантов долгосрочного прогноза и обоснование выбора варианта долгосрочного прогноза в качестве базового для целей Бюджетного прогноза


В 2019 году в социально-экономическом развитии Ярославской области наблюдались разнонаправленные тенденции в части изменения основных социально-экономических показателей. Так, в отчетном периоде зафиксирован рост инвестиций в основной капитал, промышленного производства за счет увеличения производства по виду деятельности "Обрабатывающие производства". В строительстве произошел спад на фоне стабильного роста в предыдущие годы, в то же время сельское хозяйство, ввод в действие жилых домов сохранили тенденцию роста. В общественном питании наблюдался значительный рост при минимальном приросте оборота розничной торговли и реальной заработной платы.


По итогам 2020 года экономика Ярославской области продемонстрировала низкие значения ключевых социально-экономических показателей развития, что в большей степени обусловлено влиянием пандемии новой коронавирусной инфекции. Произошел значительный спад в отраслях, наиболее пострадавших от ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, а именно в розничной торговле, в общественном питании, на рынке платных услуг населению, также выросла безработица. Такие ключевые отрасли, как промышленность и сельское хозяйство, также продемонстрировали, пусть и незначительное, снижение производства относительно значений 2019 года. В то же время в 2020 году зафиксирован значительный рост объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", а также, пусть и незначительный, рост реальной заработной платы.


Сценарные условия Бюджетного прогноза вытекают из двух вариантов прогноза социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2022 - 2033 годов.


Первый вариант является консервативным. Он построен исходя из неблагоприятного сценария внешних и внутренних условий функционирования экономики и социальной сферы области. Согласно консервативному варианту в долгосрочной перспективе прогнозируются:


- минимальный положительный прирост валового регионального продукта;


- сохранение высокой инфляции;


- дальнейшее падение объемов инвестиций;


- снижение численности занятых в экономике.


Второй вариант является благоприятным, исходит из более благоприятных условий развития экономики области и ее социальной сферы. Согласно благоприятному варианту предполагаются:


- плавное ускорение темпа прироста валового регионального продукта;


- постепенное замедление темпов инфляции;


- рост инвестиций в основной капитал.


Основными принципами долгосрочной бюджетной политики являются надежность и достоверность. В основу Бюджетного прогноза в качестве базового на период 2022 - 2024 годов закладывается консервативный вариант прогноза социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2022 - 2033 годов, на период 2025 - 2033 годов базовым определен благоприятный вариант прогноза социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2022 - 2033 годов.



III. Итоги развития и основные направления бюджетной политики Ярославской области на долгосрочный период


1. Экономическое развитие Ярославской области, как и Российской Федерации в целом, в 2020 и 2021 годах определялось эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.


В сложившихся условиях бюджетная политика Ярославской области была направлена главным образом на преодоление последствий пандемии новой коронавирусной инфекции, социальную защиту граждан, а также на создание условий для восстановления и дальнейшего роста региональной экономики.


Своевременно принятые в начале 2020 года и в дальнейшем меры по снижению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и социальной сферы области обеспечили устойчивость исполнения областного бюджета в 2020 году. Все принятые в Ярославской области социальные обязательства исполнены своевременно и в полном объеме.


В непростых финансовых условиях особое внимание уделялось мерам по укреплению ликвидности и устойчивости областного бюджета, что в совокупности с применением мер по укреплению доходной части областного бюджета позволило минимизировать потребность в привлечении заемного финансирования для покрытия дефицита областного бюджета и расходы на обслуживание долговых обязательств.


Основными итогами реализации бюджетной политики в 2020 и 2021 годах являются:


- безусловное выполнение социальных обязательств Ярославской области;


- участие в реализации национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


- обеспечение реализации указов Президента Российской Федерации в части сохранения достигнутого соотношения оплаты труда в сферах образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения;


- совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Ярославской области;


- реализация механизма инициативного бюджетирования в рамках губернаторского проекта "Решаем вместе!" в целях вовлечения граждан в решение первоочередных проблем местного значения;


- разработка и внедрение критериев адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в целях оказания поддержки наиболее социально незащищенным категориям граждан;


- формирование областного бюджета в программном формате;


- недопущение кредиторской задолженности по заработной плате и социальным выплатам;


- внедрение государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система управления бюджетным процессом "Электронный бюджет Ярославской области" на уровне муниципальных образований с целью расширения функциональных возможностей единой системы управления бюджетным процессом в части автоматизации процессов планирования бюджета на основе методологии программно-целевого бюджетирования с применением веб-технологий;


- развитие практики оформления и опубликования "бюджета для граждан", содержащего информацию об областном бюджете в доступной и понятной форме;


- повышение открытости бюджетного процесса и информированности жителей области о состоянии финансово-бюджетной сферы области путем организации онлайн-трансляции публичных слушаний по исполнению областного бюджета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещения информации об областном бюджете в социальных сетях.


2. Основной целью бюджетной политики является постепенный возврат региона к налоговому и финансовому климату, существовавшему до введения ограничительных мер в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции.


3. Основными задачами в рамках достижения цели бюджетной политики являются:


3.1. Достижение целей и решение задач, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, а также Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в рамках реализации национальных и федеральных проектов.


3.2. Сохранение уровня расходных обязательств Ярославской области по всем первоочередным и социально значимым направлениям.


В условиях преодоления эпидемиологических последствий это позволит предусмотреть необходимый уровень финансового обеспечения расходов областного бюджета, формирующих качество жизни жителей области, а также создать условия для дальнейшего восстановления экономической активности.


3.3. Обеспечение сбалансированности областного бюджета.


Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области, а также выполнения соглашений о предоставлении области бюджетных кредитов из федерального бюджета, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, необходимо принимать меры, направленные на ограничение дефицита областного бюджета и снижение уровня долговой нагрузки, что создаст условия для социальной и экономической стабильности в области.


3.4. Приоритизация и повышение эффективности бюджетных расходов.


Повышение эффективности бюджетных расходов и устойчивости областного бюджета за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнение публичных обязательств.


3.5. Сохранение долгосрочной устойчивости бюджетной системы Ярославской области.


Реализация бюджетной политики Ярославской области должна осуществляться с учетом прогнозируемых на долгосрочный период рисков развития экономики, рисков сбалансированности областного бюджета, с применением адекватных мер по их минимизации.


Бюджетная политика как составная часть экономической политики региона нацелена на повышение уровня и качества жизни населения через повышение уровня экономического развития и реализуется по основным направлениям, определенным Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года":


- обеспечение доступности и повышение качества образования;


- повышение качества и доступности медицинских услуг;


- развитие промышленности;


- обеспечение граждан качественным и доступным жильем, развитие жилищно-коммунального хозяйства;


- развитие общественного транспорта и транспортной инфраструктуры;


- развитие массового спорта и спорта высших достижений;


- повышение инвестиционной привлекательности региона;


- развитие агропромышленного комплекса;


- развитие туризма;


- развитие сферы культуры;


- повышение эффективности работы и открытости органов власти.


Для развития экономики региона необходимо создать условия для притока инвестиций, повышать привлекательность Ярославской области не только для отдельных производств, а комплексно, постоянно усиливать позиции региона в конкурентной борьбе за инвесторов.


3.6. Расширение практики инициативного бюджетирования.


В целях развития института инициативного бюджетирования планируется:


- включение механизма инициативного бюджетирования в процедуру разработки и последующей реализации отдельных государственных программ;


- формирование и обеспечение свободного доступа к обучающим и информационным материалам по практикам инициативных проектов;


- расширение типов практик инициативного бюджетирования, их развитие, распространение передового опыта в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции.


Результаты использования бюджетных средств должны быть востребованы жителями Ярославской области. При решении вопросов повышения качества жизни в регионе необходимо учитывать мнение и потребности жителей, обеспечить их полноценное участие в выборе приоритетов бюджетных расходов на местах посредством применения механизма инициативного бюджетирования.


3.7. Осуществление мониторинга и контроля за эффективным использованием бюджетных средств. Повышение качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета, в том числе за счет стимулирования субъектов бюджетного планирования, показывающих наилучшие результаты.



IV. Основные риски, влияющие на сбалансированность областного бюджета


В сфере бюджетной политики риски невыполнения плановых расходных обязательств зависят от множества внешних и внутренних факторов. Внешними факторами являются экономические, финансовые, торговые, другие санкции в отношении Российской Федерации. Ввиду обострения внешнеполитической ситуации и санкционного давления основной целью бюджетной политики является оперативное принятие комплекса мер по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджетной системы:


- проведение оценки доходных источников формирования бюджета;


- анализ расходов;


- формирование финансовых резервов за счет сокращения расходов, не являющихся первоочередными, в целях обеспечения социально значимых расходных обязательств;


- постоянный контроль за исполнением местных бюджетов до улучшения экономической ситуации.


Также действующим законодательством предлагается возможность оперативного перераспределения бюджетных ассигнований в ходе исполнения регионального бюджета в 2022 году с их последующим использованием в целях реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния изменения геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и финансового сектора, а также на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией соответственно.


Внутренним фактором риска зачастую является бюджетная политика Российской Федерации в части перераспределения дополнительных полномочий на уровень субъектов, внесения изменений в межбюджетные отношения или принятия на федеральном уровне решений, приводящих к увеличению стоимости расходных обязательств регионов и муниципалитетов.


Данные меры могут повлечь за собой значительное увеличение расходной нагрузки на областной бюджет или сокращение объема и количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Кроме того, рост стоимости расходных обязательств может быть обусловлен неблагоприятными экономическими условиями, ростом инфляции и цен на услуги естественных монополий.


Фактором риска невыполнения плановых расходных обязательств является невыполнение доходной части областного бюджета в результате:


- недостижения плановых показателей прогноза социально-экономического развития Ярославской области и Российской Федерации в части роста инвестиций, объемов промышленного производства, прибыли организаций и доходов населения;


- использования недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и получения необоснованной налоговой выгоды.


Наиболее существенными рисками, связанными с реализацией долговой политики, остаются риск рефинансирования ранее принятых долговых обязательств и процентный риск, связанные с увеличением расходов на обслуживание государственного долга вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств и изменением процентных ставок на финансовом рынке.


В целях снижения указанных рисков при планировании и исполнении областного бюджета необходимо придерживаться политики оптимизации и сдерживания роста расходов.



V. Прогноз основных характеристик областного бюджета на долгосрочный период 2022 - 2033 годов

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 26.02.2024 N 200-п)




(млн руб.)

Основные характеристики

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

1

2

3

4

5

6

7

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета

80359,4

97650,1

113165,1

117627,6

125688,9

130339,9

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов

0

351,8

0

0

0

0

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности

0

0

0

0

0

0

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели

889,4

1096,6

0

0

0

0

Расходы областного бюджета

81681,6

99098,5

113165,1

117627,6

125688,9

130339,9

Дефицит/профицит

-3950,0

-8955,0

2774,5

-747,1

0

0

Источники погашения дефицита

3950,0

8955,0

-2774,5

747,1

0

0

Государственный долг Ярославской области

48607,4

54992,6

52218,2

51015,0

49064,7

47114,4



(продолжение таблицы)

Основные характеристики

2028 год

2029 год

2030 год

2031 год

2032 год

2033 год

1

8

9

10

11

12

13

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета

136074,3

141517,3

147461,0

153506,9

159954,2

166512,3

Расходы областного бюджета

136074,3

141517,3

147461,0

153506,9

159954,2

166512,3

Дефицит/профицит

0

0

0

0

0

0

Источники погашения дефицита

0

0

0

0

0

0

Государственный долг Ярославской области

45164,1

44699,4

44699,4

44699,4

44699,4

44699,4



VI. Показатели финансового обеспечения государственных программ Ярославской области (источник финансового обеспечения - налоговые и неналоговые доходы областного бюджета, дотации бюджетам субъектов Российской Федерации)

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 26.02.2024 N 200-п)




(млн руб.)

N

п/п

Наименование государственной программы

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

1

2

3

4

5

6

7

1

Государственная программа "Доступная среда в Ярославской области"

17

18

27

8

8

2

Государственная программа "Защита населения и территории Ярославской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"

755

927

796

780

780

3

Государственная программа "Информационное общество в Ярославской области"

712

1326

1280

844

810

4

Государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области"

6

79

350

11

1

5

Государственная программа "Местное самоуправление в Ярославской области"

335

245

375

79

79

6

Государственная программа "Научно-техническое развитие Ярославской области"

0

80

223

60

60

7

Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области"

1038

1615

1025

753

754

8

Государственная программа "Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области"

3130

2876

3750

3227

3207

9

Государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на территории Ярославской области"

15

89

211

204

204

10

Государственная программа "Охрана окружающей среды в Ярославской области"

271

135

195

113

164

11

Государственная программа "Развитие государственной ветеринарной службы Ярославской области"

129

131

143

122

122

12

Государственная программа "Развитие дорожного хозяйства в Ярославской области"

10554

11411

15009

13384

13513

13

Государственная программа "Развитие здравоохранения в Ярославской области"

12896

15541

14929

15306

14353

14

Государственная программа "Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области"

41

95

132

64

64

15

Государственная программа "Развитие системы государственных и муниципальных закупок, имущественных торгов Ярославской области"

33

41

37

36

36

16

Государственная программа "Развитие культуры в Ярославской области"

2219

2705

2970

2453

2452

17

Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Ярославской области"

41

76

82

78

78

18

Государственная программа "Развитие молодежной политики и патриотическое воспитание в Ярославской области"

138

172

252

162

162

19

Государственная программа "Развитие образования в Ярославской области"

22332

24535

26168

24939

25288

20

Государственная программа "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности"

135

53

57

57

57

21

Государственная программа "Развитие сельского хозяйства в Ярославской области"

554

534

488

383

381

22

Государственная программа "Развитие системы государственного управления на территории Ярославской области"

17

24

43

34

34

23

Государственная программа "Развитие транспортного комплекса в Ярославской области"

3064

8464

13414

14724

15705

24

Государственная программа "Развитие туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области"

39

163

1492

342

342

25

Государственная программа "Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области"

767

1640

1396

1285

408

26

Государственная программа "Содействие занятости населения Ярославской области"

217

241

244

235

235

27

Государственная программа "Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области"

7519

8975

6865

4419

2918

28

Государственная программа "Социальная поддержка населения Ярославской области"

10700

11935

12617

12975

13149

29

Государственная программа "Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области"

403

462

635

84

104

30

Государственная программа "Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области"

2268

1213

1679

630

0

31

Государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области"

169

315

601

341

341


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ