ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 21 октября 2022 года N ИН-03-59/126
[О единообразии применения Федерального закона от 07.10.2022 N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"]
В целях
формирования единообразной практики
применения Федерального закона от 07.10.2022
N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения
обязательств по кредитным договорам
(договорам займа) лицами, призванными на
военную службу по мобилизации в
Вооруженные Силы Российской Федерации,
лицами, принимающими участие в
специальной военной операции, а также
членами их семей и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты
Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон) Банк России сообщает
следующее.
1.
Руководствуясь статьей 1 Федерального
закона, отмечаем, что действие
Федерального закона распространяется на
лиц (в том числе индивидуальных
предпринимателей), призванных на военную
службу по мобилизации в Вооруженные Силы
Российской Федерации; лиц, проходящих
военную службу в Вооруженных Силах
Российской Федерации по контракту, или
лиц, находящихся на военной службе
(службе) в войсках национальной гвардии
Российской Федерации, в воинских
формированиях и органах, указанных в
пункте 6 статьи 1 Федерального закона от
31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", при условии
их участия в специальной военной
операции; лиц (в том числе индивидуальных
предпринимателей), заключивших контракт
о добровольном содействии в выполнении
задач, возложенных на Вооруженные Силы
Российской Федерации (далее при
совместном упоминании - военнослужащие),
а также на членов семьи указанных лиц
(далее - члены семьи военнослужащего),
определенных в соответствии с пунктом 5
статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 N
76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
(далее при совместном упоминании -
заемщик).
Банк
России обращает внимание, что право
заемщиков, указанных в пунктах 1 и 3 части
1 статьи 1 Федерального закона,
обратиться к кредитору с требованием о
предоставлении льготного периода может
быть реализовано как в отношении
договоров потребительского кредита
(займа), в том числе обязательства по
которым обеспечены ипотекой, так и в
отношении кредитных договоров
(договоров займа), в том числе
обязательства по которым обеспечены
ипотекой, заключенных в целях
осуществления заемщиком -
индивидуальным предпринимателем
предпринимательской деятельности. В
связи с чем представляется, что действие
Федерального закона также
распространяется на микрофинансовые
организации предпринимательского
финансирования вне зависимости от форм
собственности таких организаций.
В связи
с поступающими в Банк России жалобами
заемщиков отмечаем, что в силу прямого
указания пункта 3 части 1 статьи 1
Федерального закона с требованием о
предоставлении льготного периода вправе
обратиться лицо (в том числе
индивидуальный предприниматель),
заключившее контракт о добровольном
содействии в выполнении задач,
возложенных на Вооруженные Силы
Российской Федерации.
2.
Руководствуясь частью 4 статьи 1
Федерального закона, отмечаем
недопустимость отказа в реализации
права заемщика на предусмотренный
статьей 1 Федерального закона льготный
период в связи с обращением заемщика с
использованием средств подвижной
радиотелефонной связи независимо от
того, предусмотрен ли такой способ
взаимодействия кредитным договором
(договором займа).
С
требованием о предоставлении льготного
периода по кредиту (займу) может
обратиться любое лицо при предъявлении
им оформленных в соответствии с
требованиями законодательства
Российской Федерации документов,
подтверждающих полномочия действовать
от имени и в интересах заемщика, в том
числе оформленной в простой письменной
форме доверенности.
3. В
соответствии с частью 14 статьи 1
Федерального закона запрос документов,
подтверждающих участие военнослужащего
в специальной военной операции, является
правом, а не обязанностью кредитора.
При
наличии достаточных оснований полагать,
что военнослужащий является участником
специальной военной операции (в том
числе в случае зачисления на открытый
кредитором клиенту-военнослужащему
(владельцу счета) банковский счет
денежного довольствия военнослужащего),
кредиторам рекомендуется воздержаться
от запроса подтверждающих документов.
4.
Федеральным законом не установлены
ограничения на предоставление
запрошенных кредитором документов,
подтверждающих участие военнослужащего
в специальной военной операции, третьими
лицами.
Также
отмечаем, что Федеральным законом не
установлен перечень документов,
подтверждающих участие военнослужащего
в специальной военной операции. По
мнению Банка России, соответствующие
обстоятельства могут подтверждаться
выпиской из приказа командира военной
части, выпиской из приказа военного
комиссариата о призыве на военную службу
по мобилизации в Вооруженные Силы
Российской Федерации и иными
документами.
5. Члены
семьи военнослужащего при предъявлении
ими требования о предоставлении
льготного периода по заключенным ими
кредитным договорам (договорам займа)
обязаны приложить документы,
подтверждающие статус члена семьи
военнослужащего (часть 7 статьи 1
Федерального закона).
По
мнению Банка России, такими документами
могут являться:
для
супруга (супруги) - свидетельство о
заключении брака;
для
несовершеннолетних детей -
свидетельство о рождении или
свидетельство об усыновлении
(удочерении);
для
детей старше 18 лет, ставших инвалидами до
достижения ими возраста 18 лет, -
свидетельство о рождении или
свидетельство об усыновлении
(удочерении) и справка, подтверждающая
факт установления инвалидности и
выданная федеральным государственным
учреждением медико-социальной
экспертизы по форме, утвержденной
уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти;
для
детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в
образовательных организациях по очной
форме обучения, - свидетельство о
рождении или свидетельство об
усыновлении (удочерении) и справка с
места учебы, подтверждающая обучение по
очной форме;
для
иждивенцев - акт органа опеки и
попечительства о назначении
военнослужащего опекуном или
попечителем, решение суда об
установлении факта нахождения лица на
иждивении военнослужащего;
иные
документы.
6. В
соответствии с частью 18 статьи 1
Федерального закона в течение срока
действия льготного периода на размер
основного долга, входящего в состав
текущей задолженности заемщика перед
кредитором по кредитному договору
(договору займа), в том числе с лимитом
кредитования, за исключением кредитного
договора (договора займа), обязательства
по которому обеспечены ипотекой, на день
установления льготного периода,
начисляются проценты по процентной
ставке, равной двум третям от
рассчитанного и опубликованного Банком
России в соответствии с частью 8 статьи 6
Федерального закона N 353-ФЗ среднерыночного значения полной
стоимости потребительского кредита
(займа) в процентах годовых,
установленного на день направления
заемщиком требования, указанного в части
2 статьи 1 Федерального закона, но не выше
процентной ставки, предусмотренной
условиями кредитного договора (договора
займа), действовавшими до установления
льготного периода.
Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ
"О потребительском кредите
(займе)".
В связи
с тем что по кредитам (займам)
индивидуального предпринимателя,
оформившего кредит (заем) в целях
осуществления предпринимательской
деятельности (за исключением кредитного
договора или договора займа,
обязательства по которому обеспечены
ипотекой), а также по отдельным видам
договоров потребительского кредита
(займа), в том числе предоставленным в
иностранной валюте, среднерыночные
значения полной стоимости кредита
(займа) не рассчитываются, Банк России
полагает, что по указанным договорам в
течение льготного периода проценты
начисляются по процентной ставке, не
превышающей предусмотренную условиями
договора, действовавшими до
предоставления заемщику льготного
периода.
7. В
соответствии с частью 20 статьи 1
Федерального закона к регулируемым им
отношениям применяется ряд положений
статьи 6 Федерального закона N 106-ФЗ, в частности, положения части 17
статьи 6, в соответствии с которой после
установления льготного периода
исполнение обязательств кредитора по
предоставлению денежных средств
заемщику приостанавливается на весь
срок действия льготного периода.
Федеральный закон от 03.04.2020 N 106-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный
закон "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" и отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в части особенностей
изменения условий кредитного договора,
договора займа".
Отмечаем, что в случае заключения
заемщиком с кредитором нескольких
кредитных договоров (договоров займа)
правило о приостановлении в силу
положений Федерального закона
предоставления денежных средств
заемщику на весь срок действия льготного
периода применяется лишь в отношении тех
кредитных договоров (договоров займа), по
которым заемщику предоставлен льготный
период.
8. В
связи с вступлением в силу Федерального
закона от 20.10.2022 N 406-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты" отмечаем, что получение от
Федеральной налоговой службы России
(далее - ФНС России) в соответствии с
частью 3 статьи 7 вышеуказанного
Федерального закона подтверждения факта
мобилизации является достаточным
основанием для подтверждения
установления льготного периода (для лиц,
призванных по частичной мобилизации).
В этом
случае кредиторам рекомендуется
воздержаться от дополнительного запроса
документов у заемщика.
В то же
время полагаем возможным отметить, что
неполучение от ФНС России подтверждения
факта мобилизации само по себе не
является основанием для отказа в
предоставлении льготного периода.
9. В
соответствии с частью 8 статьи 1
Федерального закона заемщик вправе
определить дату начала льготного
периода, которая не может быть
установлена ранее 21.09.2022, при этом
заемщик вправе обратиться с
соответствующим требованием не позднее
31.12.2023 (часть 2 статьи 1 Федерального
закона).
В
системной взаимосвязи данные положения
определяют, что заемщик вправе
потребовать установление льготного
периода с 21.09.2022, но не ранее даты
мобилизации или начала участия в
специальной военной операции
военнослужащего, независимо от даты
обращения с соответствующим требованием
(но не позднее 31.12.2023), в том числе если
ранее кредитор отказал заемщику в
предоставлении льготного периода или
льготный период был признан
неустановленным. В такой ситуации при
условии представления заемщиком
документов, подтверждающих участие
военнослужащего в специальной военной
операции, условия договора подлежат
изменению с указанной заемщиком даты, в
том числе в части отмены начисленных
процентов, пени (штрафов, неустойки) и
иных последствий невнесения заемщиком
платежей в период с даты начала
льготного периода до даты обращения с
требованием о его предоставлении (с
учетом установленных Федеральным
законом ограничений максимальной
продолжительности льготного периода).
Также
отмечаем, что в случае внесения
заемщиком в указанный период платежей
такие платежи направляются кредитором
на погашение обязательств заемщика по
возврату сумм основного долга в силу
императивных требований
законодательства Российской Федерации
(часть 20 статьи 1 Федерального закона,
часть 16 статьи 6 Федерального закона N
106-ФЗ).
Настоящее информационное письмо
подлежит опубликованию в "Вестнике
Банка России" и размещению на
официальном сайте Банка России в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
Первый
заместитель
Председателя Банка России
Д.В.Тулин
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
Официальный сайт Банка России
www.cbr.ru
по состоянию на 24.10.2022
Ссылается на
- Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О потребительском кредите (займе) (с изменениями на 22 июня 2024 года)
- О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- Мобилизация. Порядок призыва в армию в мирное и военное время
- О подтверждении сведений о факте мобилизации и участии в СВО военнослужащего-заемщика в целях предоставления льготного периода по кредитным договорам (договорам займа)
- О рассмотрении обращения
- О кредитных каникулах для мобилизованных и участников СВО
- Об особенностях формирования резервов при кредитовании военнослужащих, служащих и членов их семей (отменено на основании информационного письма Банка России от 28.12.2023 N ИН-03-23/72)
- Обзор судебной практики по вопросам предоставления кредитных каникул мобилизованным
- Об особенностях формирования резервов при кредитовании военнослужащих, служащих и членов их семей
- Об особенностях формирования резервов при кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства